Как составить план сюжета сказки

Русская народная сказка «Иван Царевич и Серый волк» отличается интригующим сюжетом, неординарными яркими героями и глубоким смысловым наполнением. А речь в ней идет о мудром волшебном Волке, который всячески оказывал царевичу помощь, в частности, бесстрашный хищник раздобыл для него Жар-птицу. Примечательно, что серый волшебник поспособствовал и личному счастью Ивана, доставив ему красавицу-невесту Елену. Этот предприимчивый хищник не раз спасал Ивана и даже смог вдохнуть в него жизнь, после того, как с ним жестоко расправились бездушные братцы.

Представляю свой план к сказке, который может стать подспорьем при составлении пересказа:

1). Царь Берендей и его сыновья.

2). Хищение золотых яблок из царского сада.

3). Сыновья устанавливают поочередное ночное дежурство в саду.

4). Иван раскрывает похитителя, однако задержать его не смог.

5). Волшебная роскошная птица становится навязчивой идеей самодержца Берендея.

6). Братья отправляются на поиски Жар-птицы.

7). Обретение Иваном преданного друга – волшебника Серого волка.

8). Волк берется исполнить пожелания хитроумных царей Афрона и Кусмана.

9). Волшебный хищник похищает дочь царя Далмата.

10). Путем перевоплощений волк добывает Жар-птицу, Елену Прекрасную и коня.

11). Происки братьев-злоумышленников завершаются успехом – Иван мертв.

12). Преданный серый друг оживляет царевича.

13). Суровая кара настигает братьев-подлецов.

14). Иван возвращается к отцу и открывает ему всю правду.

15). Счастливая концовка — пирком да за свадебку.

Как работать над кратким пересказом по плану?

1.Раздели рассказ на смысловые части.

2.Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.

3.В каждой части рассказа выдели важные мысли(2-3 предложения).

4.Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу).

Как составить план рассказа?

1.Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

-О чём говорится в начале рассказа?

-Какие события описаны дальше?

-Чем заканчивается текст?

2.Раздели рассказ на смысловые части(одна часть отличается от другой содержанием).

3.Определи главное в каждом части, отметив в тексте основные предложения.

4.Перечитай их. Расскажи своими словами, о чём говорится в данном части. Подбери к ней заголовок.

5.Запиши свой заголовок к каждой части.

6.Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено что-либо важное.

Работа со сказкой

1.Как называется сказка, кто её сочинил,

2.Перечитав сказку. Как ты думаешь, какая она(бытовая, волшебная, о животных)?

3.Кто в сказке действует? Какие это герои?

4.Какие события описываются в сказке?

5.Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6.Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить?

7.Как относится автор к своим героям?

8.Что из этой сказке вам запомнилось больше всего?

Инфоурок


Начальные классы

ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему: «Как составить план сказки?» 1-4 класс

Скачать материал

Презентация к уроку литературного чтения Тема : Как составить план сказки?По...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 253 человека из 56 регионов

  • Сейчас обучается 117 человек из 35 регионов

  • Сейчас обучается 226 человек из 59 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Презентация к уроку литературного чтения Тема : Как составить план сказки?По...

    1 слайд

    Презентация к уроку литературного чтения
    Тема : Как составить план сказки?
    Подготовил:
    учитель начальных классов
    Гончарова Е.Г.
    ГБОУ СОШ № 264

  • Что такое план художественного литературного произведения?Это сжатый пересказ...

    2 слайд

    Что такое план художественного литературного произведения?
    Это сжатый пересказ того, о чём прочитано. Его невозможно написать отдельно от сказки или рассказа, не приступая к его прочтению.

  • Как составить план сказки?1. Прочитать ту сказку, о которой идёт речь.
2.  Оп...

    3 слайд

    Как составить план сказки?
    1. Прочитать ту сказку, о которой идёт речь.
    2. Определить последовательность основных событий, происходящих в произведении.
    3. Разделить на смысловые части (микротемы).
    4. Каждую часть озаглавить.
    5. Заглавие частей – это пункты плана.

  • Чтобы составить план к сказке, нужно:
1. Текст сказки делится на микротемы....

    4 слайд

    Чтобы составить план к сказке, нужно:
    1. Текст сказки делится на микротемы.
    Для этого нужно задавать вопрос: «О чем сейчас идет речь в этой части сказки?»
    2. На следующем этапе части озаглавливают.
    Для этого используют тему или определяют основную мысль. В качестве названия пункта плана можно использовать цитаты, точные слова из текста, при этом их заключают в кавычки. Первую часть удобнее назвать, используя тему, то есть то, о чем говорится.
    3. Вторая часть может быть названа по теме своими словами или с использованием цитаты.
    Остальные части озаглавливают таким же образом

  • А кому и для чего нужно знать, как составить план сказки? Прежде всего, подоб...

    5 слайд

    А кому и для чего нужно знать, как составить план сказки?
    Прежде всего, подобные вопросы интересуют учителей литературы. Таким образом, они смогут определить, насколько вдумчиво читал произведение ученик.

    Кроме этого, знания полезны для самих учащихся. Имея перед глазами план, можно легко вспомнить о событиях и героях сказки и составить грамотный пересказ на уроке.

  • План - это краткий перечень основных мыслей, изложенных в книге или главе. Дл...

    6 слайд

    План — это краткий перечень основных мыслей, изложенных в книге или главе. Для составления плана надо уметь выделять в тексте основную мысль.

    Виды плана по форме:
    1. Цитатный
    2. Вопросный
    3.Назывной
    4.Тезисный

    Виды плана по структуре:
    1.Простой
    2. Сложный

  • 1. Цитатный 
Цита́та — дословная выдержка из какого-либо текста.  
Особенност...

    7 слайд

    1. Цитатный
    Цита́та — дословная выдержка из какого-либо текста.
    Особенности: Дословную выдержку заключаем в кавычки.

    2. Назывной
    Особенности: В назывном плане используются существительные и прилагательные. Не используются глаголы.

    3. Тезисный план
    Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. Особенности тезисного плана: Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Утвердительный характер. Предложения двусоставные. (Подлежащее+ сказуемое)

  • 4. Вопросный план

 Записывается в форме вопросов к тексту. Каждой микротеме...

    8 слайд

    4. Вопросный план

    Записывается в форме вопросов к тексту. Каждой микротеме текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).

  • Цитатный план сказки «Царевна-лягушка» 1.  "В некоем царстве-государстве жил...

    9 слайд

    Цитатный план сказки «Царевна-лягушка»
    1. «В некоем царстве-государстве жил царь».
    2.»Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми».
    3. «Сыновья и сделали так, как отец повелел».
    4. «Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки…»
    5. «Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!»
    6. «Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!»
    7. «Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!»
    8. «Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!»
    9. «Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!» и т.д.
    И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте.

  • Что нужно, чтобы составить план к сказке?
1. Прочитать внимательно сказку....

    10 слайд

    Что нужно, чтобы составить план к сказке?

    1. Прочитать внимательно сказку.

    2. Разделить текст на части (микротемы).

    3. Дать каждой части название, в зависимости от темы или основной мысли.

  • Приемы составления плана: 1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных с...

    11 слайд

    Приемы составления плана:
    1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
    2. Определите тему и основную мысль текста.
    3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
    4. Напишите черновик плана.
    5. Сопоставьте его с текстом.
    6. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
    7. Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
    8. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

  • 
Спасибо за внимание!

    12 слайд

    Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 982 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 10.04.2020
  • 3833
  • 101
  • 10.04.2020
  • 827
  • 27
  • 10.04.2020
  • 206
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 10.04.2020
  • 609
  • 21
  • 10.04.2020
  • 444
  • 29
  • 10.04.2020
  • 171
  • 2
  • 10.04.2020
  • 549
  • 10
  • 10.04.2020
  • 1837
  • 177

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»

  • Скачать материал


    • 10.04.2020


      6554
    • PPTX
      128.5 кбайт
    • 127
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Гончарова Елена Георгиевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Гончарова Елена Георгиевна

    • На сайте: 6 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 107864
    • Всего материалов:

      85

Как написать план к сказке.

Отвечая на вопрос: как написать план к сказке, можно сразу же приступить к перечислению пунктов, которые необходимы для того, чтобы правильно сделать это. Но прежде мы должны научиться куда более важной веще – тому, как придумать сюжет сказки, ведь именно он – сюжет сказки – определит то, каким будет наш план.

Как мы уже говорили в предыдущей статье – все начинается с определения цели нашей истории, которая является определяющей для мира, в котором будет происходить наша сказка и для выбора героев, которые в ней будут действовать. А герои придумываются (продумываются) в следующей последовательности: возраст; пол; имя;  что герой любит;  чего не любит;  что умеет; чего не умеет; чему должен научиться, чтобы добиться успеха.

Когда мы получим точный и максимально полный портрет нашего героя, приступим к тому, как придумать сюжет сказки. А сделать это можно только в том случае, если мы понимаем, для чего Нашему Герою (обратите внимание – ему, а не нам) нужно попадать в сказку. Вариантов может быть несколько:

— для того чтобы было весело и интересно;

— для того чтобы мы могли чему-нибудь научиться;

— для того чтобы загадать такую загадку, которую читатель не сможет разгадать до самой последней страницы;

— чтобы пугать.

Придумывая веселую сказку, мы изначально делаем все, чтобы любое действие героя вызывало улыбку и смех. После этого чтобы герой не делал, он будет только смешить, а потому сюжет для нас будет лишь набором бесконечных действий, благодаря которым снова и снова мы сможем показывать его с той или иной комической стороны.

Если герой должен учить, то он и сам должен чему-то учиться. Потому мы придумываем для него ряд заданий, справиться с которым он сможет только в том случае, если овладеет каким-либо навыками, знаниями, умением – мастерством. В данном случае мы строим сюжет подобный компьютерной игре, где каждое новое задание (испытание) становится все более трудным и сложным.

Если мы хотим написать таинственную сказку, то мы должны придумать загадку, а потом 5-10 ключей к ней. Пока герой не найдет их все (не отгадает, не вычислит благодаря дедукции), он не получит разгадки. Но загадки должны быть настолько сложными, чтобы без нашей помощи читатель не мог разгадать их, а ответ на загадку настолько интересным и необычным, чтобы читатель не испытал разочарования по поводу того, что мы так долг о мучили его, заставляя читать наши сказку.

Если мы хотим написать страшную сказку, то нам нужен Страх. И уже от того, каким будет, будет зависеть наш сюжет: что нужно Герою, чтобы победить его? Чему-то научиться? (Гарри Поттер) Стать сильнее? (найти меч-кладенец) Найти ответ на вопрос? (узнать слово, открывающее проход в пещеру)

Как только мы поймем это, мы сможем ответить на вопрос, как написать план к сказке.

А он пишется следующим образом:

  1. Описать мир, в котором живет герой.
  2. Описать героя.
  3. Показать героя в его нормальной – повседневной жизни.
  4. Ввести проблему – сюжет. 
  5. Герой начинает решать проблему.
  6. У него ничего не получается.
  7. Тут мы понимаем, что ему нужно для того, чтобы решить проблему.
  8. Поиск средств решения. 
  9. Действия врага – антигероя.
  10. Решение проблемы номер 1. 
  11. Решение проблемы номер 2.
  12. Решение проблемы номер 3. 
  13. Главная контратака антигероя.
  14. Решающая битва.
  15. Финал.

Конечно, план сказки может быть каким угодно. Но в нашей истории он получился таким. А каким он будет у вас, зависит от придуманного вами мира, героя, и сюжета. И самое главное: план сказки пишут не для того, чтобы понять, о чем будет история, а чтобы в ходе написания сказки ничего не забыть. Ведь в упрощенном виде план сказки – та же инструкция по сборке мебели или головоломки. 

Сказки нравятся и детям, и взрослым — их любят не только читать, но и сочинять. Русские народные сказки знакомы каждому с младенчества. Сейчас стали актуальны ретеллинги — пересказ знакомых сюжетов на новый лад. Популярность жанра обусловлена, в том числе, терапевтическим воздействием. Персонажи сталкиваются с загадочным, необычным — с чем-то потусторонним. А читатели на этих примерах разбираются в собственных проблемах, волнующих их. Разбираемся, что такое сказка как жанр, как написать сказку самому и сделать ее актуальной и современной.

Редактор, автор блога Band

Что такое сказка

Сказка — чаще всего, прозаическое произведение, которое характеризует волшебный, героический или бытовой сюжет с участием фантастических сил.

Жанр популярен и в России, и зарубежом. Пишут их совершенно разные авторы. Например, актер Крис Колфер — автор серии книг «Страна Сказок» — не собирался становиться детским писателем.

Актуальны ретеллинги: «Лунные хроники» Мариссы Мейер — это пересказ известных нам сюжетов, но с крайне необычной стороны. У Золы кибер-нога, юной Скарлет в поисках бабушки помогает боец по прозвищу Волк. Кресс в заточении на орбитальном спутнике, а не в башне.

В России яркие представители жанра — Екатерина Матюшкина, Сергей Седов, Мария Бершадская, Тамара Михеева.

Практически у каждого писателя время от времени возникает мысль: «Хочу написать сказку». Как и с любым жанром, важно — пробовать и искать форму. Начните с наших рекомендаций!

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Что потребуется, чтобы написать сказку

1. Развивать насмотренность

Детская и подростковая писательница Елена Нестерина и лектор Бэнд, советует прочитать как можно больше чужих сказок: и литературных, и народных. Это поможет настроить внутренний эстетический камертон на сказочные реалии.

Но при этом стоит помнить про многожанровость: границы размыты, поэтому не сильно фокусируйтесь на каноны — дайте простор фантазии и пишите!

2. Вдохновляться классиками

Одна из классических схем построения сюжета — путь героя. Об этом достаточно много писал Кристофер Кэмпбелл в книге «Тысячеликий герой».

Как отмечает детский писатель и лектор Бэнд Юлия Иванова, универсальная схема пути героя — «мономиф» — сюжет, повторяющийся веками в разнообразных историях. Но он все равно заставляет читателей сопереживать персонажам.

Яркий представитель — «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Разберем на примере первой книги:

  • Герой живет в обычном мире → Гарри в семье Дурслей;
  • Слышит зов к приключениям → случай в зоопарке, когда удав выбрался из террариума;
  • Сопротивление изменениям самого героя или под действием обстоятельств → дядя увозит Гарри в хижину на скале посреди моря, чтобы ему не приходили письма, но великан Хагрид его все равно находит;
  • Встреча с наставником → знакомство с Дамблдором;
  • Герой попадает в другой мир → становится учеником Хогвартса;
  • Столкновение с главным испытанием → вместе с друзьями пресекает попытку возвращения Волан-де-Морта;
  • Путь домой → каникулы в школе магии.

3. Выбрать место действия и продумать сеттинг

Не важно, создаете ли вы весь волшебный мир «нуля» или берете готовую мифологию, нужно продумать каждую мелочь. Даже если в книге об этом не будет прямого упоминания.

Книга «Тайны Чароводья» Юлии Ивановой начиналась с карты. Как и у многих классиков — например, Карта Средиземья у Толкиена.

На какие вопросы стоит ответить:

  • Если существует магия, то как именно она работает?
  • Какие живые существа населяют мир? Какие у всех особенности?
  • Кто правит этим миром? Находят ли государства в состоянии войны?
  • Во что верят? Есть ли ритуалы? Если да, — какие они?
  • Каков растительный и животный мир?
  • Уровень развития технологий: есть ли невероятные изобретения?
  • Какой социально-экономический слой?

4. Ориентироваться на конкретный возраст

Сочиняя сказку, не стоит забывать про возраст читателей. Писательница и лектор Бэнд Екатерина Матюшкина замечает, что для детей 3-6 лет устройство мира лучше свести к минимуму и сделать его понятным: никаких инопланетян!

Детям 6-12 лет интересны тайные миры, которые невидимы для взрослых. Долина Муми-троллей, резиденция Деда Мороза и так далее. Им хочется подружиться со сказочными существами: вводите помощников для главных героев.

Подросткам (от 12 лет) особенно интересны запрещенные и опасные места, удивительные магические вещи, суперспособности. Конфликт может разрешиться чем-то актуальным и в их обычной жизни: торжеством над обидчиком, к примеру.

5. Сфокусироваться на актуальной проблеме

Иллюстрацией служит сказка «Коралина» Нила Геймана, где главная героиня угодила в потусторонний мир, но не сразу поняла, что перед ней не настоящие родители.

Тем самым автор рефлексирует на тему детско-родительских отношений. По началу Коралине интересно с «новыми» мамой и папой, ведь те так внимательны к ней.

Заметьте, что у Коралины даже нет каких-то магических способностей, но она все равно побеждает темные силы.

6. Поставить читателя перед сложным выбором

В сказке обязательно должна быть мораль. Конечно не напрямую, тщательно завуалированная. Но при этом главная мысль должна хорошо считываться и быть понятной.

Сказка «Цветик-семицветик» знакома многим с детства. Юный читатель вместе с девочкой Женей приходит к вполне конкретным выводам: счастье другого человека важнее, чем сиюминутные желания.

7. Следить за мелочами

Магия должна объясняться: в «Гарри Поттер» часть заклинаний читатель узнает одновременно с персонажами на уроках в Хогвартсе. Экспекто Патронум, Вингардиум Левиоса — даже сложные названия запоминаются благодаря тому, что писательница ввела их в сюжет.

У сказки всегда есть начало и конец. Все события завершены, все линии сошлись, все персонажи получили завершение сюжетной арки, добро победило зло — вспоминайте присказки: «Тут и сказочке конец, а кто слушал — молодец!»

На курсе «Однажды в сказке» вы напишете 7 детских историй, сможете самостоятельно издать и получить экземпляр книги на Riderо. А самые интересные истории получат обратную связь от одного из российских издательств.

Где публиковать сказки

1. Подкасты

Начитку сказки автором оценят и взрослые, и малыши. Современный вариант любимых советскими детьми пластинок. Предложите начинать сказку для подобного подкаста.

Что еще почитать по этой теме:

2. Телеграм-каналы

Все больше площадок, посвященных развитию молодого поколения. Часто они используют интерактивные форматы контента. Например, можно разделить написанную сказку на короткие отрывки, и каждый день будет выходить новая часть.

3. Сообщества родителей

Например, во ВКонтакте. Не обязательно выбирать те сообщества, где уже публикуются аудио-сказки: предложите такой вариант в группы с детско-родительской тематикой. Возможно, станете постоянным автором новой рубрики.

Нет универсального рецепта, как правильно написать сказку. Внимательно отнеситесь к началу работы над сюжетом: продумайте волшебный мир, проблематику, которая ставит читателя перед сложным выбором, ориентируйтесь на конкретный возраст.

Больше полезных рекомендаций, как сочинить сказку, на онлайн-мастерской «Однажды в сказке» — присоединяйся к 8 мастер-классам с редакторами, издателями и иллюстраторами!

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как быстро найти собаке дом
  • Как составить текст без глаголов
  • Письмо отправили по почте как найти
  • Как составить реестр заявок
  • Синонимичные существительные как их найти