Как составить план текста по обществознанию огэ слова


План текста


Рассмотрим задание №26 или С1 в ОГЭ по обществознанию. В данном задании от нас требуют составления плана текста, выделяя основные относительно завершенные смысловые фрагменты. Кроме этого необходимо озаглавить каждый из вышеуказанных фрагментов.

Общий алгоритм нашей работы над текстом:

  • сначала уясняем смысл текста как целого
  • выявляем наиболее значимые в содержательном плане идеи
  • представляем структуру текста
  • извлекаем информацию по отдельным частям
  • анализируем конкретные идеи текста

Все задания в С части по обществознанию так или иначе связаны между собой, поэтому хорошее понимание первого задания в этом боке поможет успешно справиться с остальными заданиями.

Перейдем к рассмотрению теории по данному заданию.


Теория к заданию №26 (С1) ОГЭ по обществознанию


Итак, что такое план текста?

План — это четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.

Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста.

Хочу напомнить, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным — главное, чтобы при построении у вас соблюдалась логика.

Личный совет от меня — автор текста сам разбивает текст на смысловые части — это абзацы. Нам необходимо просто озаглавить каждый абзац для успешного выполнения задания!

План может быть:

  1. простым, то есть включающим названия значимых частей текста
  2. сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов

Разбор типового варианта задания №26 ОГЭ по Обществозананию


Приведу типичный пример текста для анализа:

Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.

Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

  1. социальная сущность человека
  2. внутреннее органическое единство людей
  3. уровни восприятия общества

Можно составить и вопросный план.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту каждому соответствует один вопрос.

  1. Что определяет социальную сущность человека?
  2. Как проявляется внутреннее органическое единство людей?
  3. Какие уровни восприятия общества выделены в тексте?

Составим для тренировки тезисный план.

Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада.

  1. социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни
  2. внутреннее органическое единство образует жизненное содержание самой
    личности
  3. за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим

Скачать материал

Открытое занятие в 9 классеИз опыта работы учителя истории и обществознания М...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 248 человек из 62 регионов

  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов

  • Сейчас обучается 264 человека из 65 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Открытое занятие в 9 классеИз опыта работы учителя истории и обществознания М...

    1 слайд

    Открытое занятие в 9 классе
    Из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ №28»Михалевой Татьяны Михайловны
    5klass.net

  • Тема занятия: «Работа с текстом                                  (соста...

    2 слайд

    Тема занятия:
    «Работа с текстом (составление плана) при подготовке к ОГЭ по обществознанию»

  • Цель:Формирование умения составлять план, подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ...

    3 слайд

    Цель:
    Формирование умения составлять план, подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по обществознанию

  • Задание №19 ОГЭ обществознание19.Составьте план текста. Для этого в...

    4 слайд

    Задание №19 ОГЭ обществознание
    19.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  • Задачи:-  выделять в тексте главные 
   смысловые фрагменты;
-  озаглавливать...

    5 слайд

    Задачи:
    — выделять в тексте главные
    смысловые фрагменты;
    — озаглавливать каждый фрагмент текста;
    — составлять план текста.

  • План занятия:1.Что такое план?
2.Виды плана
3.Алгоритм составления плана.
4.Р...

    6 слайд

    План занятия:
    1.Что такое план?
    2.Виды плана
    3.Алгоритм составления плана.
    4.Работа с текстом . Разбор задания №19
    5. Критерии оценивания задания №19
    6.Работа с текстом. Практическая работа .
    7.Рефлексия. Подведение итогов.

  • Что такое план?План – это четкое последовательное представление частей содер...

    7 слайд

    Что такое план?

    План – это четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему или основную идею соответствующего фрагмента.

  • Виды плана.



1. План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов)....

    8 слайд

    Виды плана.

    1. План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов).
    2. План может быть составлен в вопросной форме
    Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту. Каждому абзацу текста соответствует один вопрос.
    3. План может быть составлен в тезиснойформе
    Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя.
    Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца текста.
    4.План может быть простой и сложный.

  • Алгоритм составления плана1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь мате...

    9 слайд

    Алгоритм составления плана
    1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
    2. Разделите текст на части .Как правило, в тексте количество смысловых частей или равно количеству абзацев или меньше.
    3. Прочитайте по очереди каждую из смысловых частей, подчеркните предложение, в котором в данной части содержится её (части) главная мысль.
    4. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. Названия частей должны быть ёмкими и короткими, в них должно быть кратко сформулировано главное.

  • 5. Напишите  план в черновик. 
6. Прочитайте текст во второй раз и проверьте,...

    10 слайд

    5. Напишите  план в черновик.
    6. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. При необходимости подкорректируйте план.
    7.Запишите план текста в бланк ответа. План должен полностью охватывать всё содержание текста. В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

  • Работа с текстом. Разбор задания №19.Здание 19.Составьте план текста. Для э...

    11 слайд

    Работа с текстом. Разбор задания №19.

    Здание 19.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    Первый смысловой фрагмент
    По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделённым от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие подростковый возраст укоренилось и стало реальной социальной категорией.
    Первый пункт плана
    Превращение подростков в реальную социальную категорию.

  • ...

    12 слайд

    Второй смысловой фрагмент
    В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых они неожиданно сравниваются с ними по физическому сложению, росту и силе. Но основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.
    Второй пункт плана.
    Содержание подросткового периода.

  • Третий смысловой фрагмент 
В этот период перехода от детства к взрослости юны...

    13 слайд

    Третий смысловой фрагмент
    В этот период перехода от детства к взрослости юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе ещё недостаточно чётки. Несформировавшаяся личность влечёт подростков к поиску более надёжной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.
    Третий пункт плана.
    Проблемы несформировавшейся личности.

  • Четвёртый смысловой фрагмент 
Хотя средства массовой информации активно обсу...

    14 слайд

    Четвёртый смысловой фрагмент
    Хотя средства массовой информации активно обсуждают противоречия между подростками и их родителями, проблема разрыва между поколениями представляется упрощённо. Исследования показывают, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях и основных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.
    Четвёртый пункт плана.
    Влияние сверстников и членов семьи на подростка.

  • В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фр...

    15 слайд

    В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
    Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
    1) превращение подростков в реальную социальную категорию;
    2) содержание подросткового периода;
    3) проблемы несформировавшейся личности;
    4) влияние сверстников и членов семьи на подростка.

  • Критерии оценивания заданияВыделены основные смысловые фрагменты текста, их...

    16 слайд

    Критерии оценивания задания
    Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным 2 балла

    Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста 1 балл

    Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.
    ИЛИ Ответ неправильный 0 баллов

    Максимальный балл 2

  • 
Работа с текстом.
Самостоятльное составление плана.

    17 слайд

    Работа с текстом.
    Самостоятльное составление плана.

  • Работа с текстом.
Самостоятльное составление плана.
Могут быть выделены след...

    18 слайд

    Работа с текстом.
    Самостоятльное составление плана.

    Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
    1) Культура как «вторая природа», всё рукотворное.
    2) Культура как единство с природой и преодоление природы.
    3) Многообразие культур и их творцов.
    4) Культура как деятельность и творчество.

  • Критерии оценивания заданияВыделены основные с...

    19 слайд

    Критерии оценивания задания
    Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным 2 балла

    Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста 1балл

    Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.
    ИЛИ Ответ неправильный 0 баллов

    Максимальный балл 2

  • Рефлексия. Подведение итогов.План дальнейших действий :
1.
2.
3.
4.

    20 слайд

    Рефлексия. Подведение итогов.

    План дальнейших действий :
    1.
    2.
    3.
    4.

  • Пособия для подготовки

    22 слайд

    Пособия для подготовки

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 144 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.

Другие материалы

Общественная и личная значимость образования

  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 13. Наука и образование
  • 22.09.2021
  • 372
  • 3

«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Экономика и ее роль

  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.
  • Тема: § 8. Экономика и её основные участники
  • 22.09.2021
  • 188
  • 10

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.

  • 22.09.2021
  • 338
  • 4

Лекция «Сущность менеджмента» 3 курс

  • Учебник: «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.
  • Тема: 1.3. Деятельность человека
  • 22.09.2021
  • 233
  • 0

«Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.

  • 22.09.2021
  • 185
  • 1

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.

«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Образец задания № 21.

21.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

ТЕКСТ.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(По Д. С. Лихачёву)

Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Суть задания № 21.

Дан текст по любой теме курса.

Необходимо составить его план, верно выделив его основные фрагменты, определив в каждом основную мысль.

Темы задания № 21 по кодификатору:

Различное содержание в разных вариантах.

1.1-6.12.

Задание 21 – П. 2 балла.

Подробно темы даны ЗДЕСЬ.

Как выполнить задание № 21? РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Внимательно прочитайте текст.
  • Выделите основные смысловые фрагменты текста. Помните, эти фрагменты не обязательно должны соответствовать количеству абзацев: они могут быть равны им по количеству или их может быть меньше.
  • Озаглавьте каждый смысловой фрагмент.
  • В критериях оценивания нет указания на количество пунктов плана. Это количество завит от того, сколько смысловых фрагментов в тексте.
  • Не озаглавливайте пункты планами цитатами из текста. Подумайте, о чём этот фрагмент и в краткой фразе отразите его основную мысль.
  • Не нужно озаглавливать пункты плана и в и форме вопросов, они должны быть представлены в виде коротких повествовательных предложений. Например, не нужно записывать такой заголовок: «Какова   роль образования в XXI в.»? Озаглавьте просто: «Роль образования в XXI в.».
  • Запишите пункты плана.
Критерии оценивания задания № 21 ЗДЕСЬ.

Разберём конкретный пример из демоверсии.

ТЕКСТ.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

Пояснение.

В тексте речь идёт об образовании.

Несмотря на то, что абзацев в тексте 6, можно выделить всего 4 основных смысловых фрагмента.

Пункты плана могут быть примерно такими (возможны и другие формулировки каждого пункта):

1)  роль образования в XXI в.;

2)  нравственная ответственность человека науки;

3)  молодые годы — время учёбы;

4)  уметь найти радость в учёбе.

Вернутьсяк списку тестов ОГЭ по обществознанию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»  города Соликамск Пермского края  ОГЭ – обществознание  Отработка навыков составления плана текста  Сазонова Людмила Михайловна , учитель обществознания

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» города Соликамск Пермского края ОГЭ – обществознание Отработка навыков составления плана текста Сазонова Людмила Михайловна , учитель обществознания

Цель смыслового чтения : максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию; внимательно «вчитаться»   и проникнуть в смысл текста с помощью анализа отдельных частей текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

Цель смыслового чтения :

максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию; внимательно «вчитаться»   и проникнуть в смысл текста с помощью анализа отдельных частей текста.

Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

 План  ПЛАН – перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними План: отражает последовательность изменения мысли и обобщает; раскрывает содержание текста; восстанавливает в памяти содержание источника; ускоряет проработку источника информации; организует самоконтроль; сосредотачивает внимание и стимулирует занятие; используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.  

План

ПЛАН – перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними

План:

  • отражает последовательность изменения мысли и обобщает;
  • раскрывает содержание текста;
  • восстанавливает в памяти содержание источника;
  • ускоряет проработку источника информации;
  • организует самоконтроль;
  • сосредотачивает внимание и стимулирует занятие;
  • используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.

Виды планов Простой Сложный  Состоит из основных пунктов  Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание

Виды планов

Простой

Сложный

Состоит из основных пунктов

Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание

По речевому оформлению Вопросный Назывной  Тезисный Цитатный вопросный назывной тезисный цитатный

По речевому оформлению

  • Вопросный
  • Назывной
  • Тезисный
  • Цитатный

вопросный

назывной

тезисный

цитатный

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Как составлять план текста? Прочитать текст. Найти новые слова и понятия – выяснить их значение. Определить тему и основную мысль текста. Разделить текст на смысловые части. Озаглавить части текста.

Как составлять план текста?

Прочитать текст.

Найти новые слова и понятия – выяснить их значение.

Определить тему и основную мысль текста.

Разделить текст на смысловые части.

Озаглавить части текста.

Алгоритм работы над простым планом планом  1)Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).  2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.  3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными, запишите их.  4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.  5) Подкорректируйте план.

Алгоритм работы над простым планом планом

1)Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). 2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными, запишите их. 4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5) Подкорректируйте план.

Алгоритм работы над сложным планом 1) Учитель сам составляет на занятии сложный план и разъясняет основные принципы его построения. 2) Затем можно дать простой план темы и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов. 3) Далее, одному, двум ученикам поручить написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всей группы. 4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одной – двум темам. 5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме.

Алгоритм работы над сложным планом

1) Учитель сам составляет на занятии сложный план и разъясняет основные принципы его построения.

2) Затем можно дать простой план темы и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов.

3) Далее, одному, двум ученикам поручить написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всей группы.

4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одной – двум темам.

5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме.

Требования к плану Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто

Требования к плану

Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто «Гадкий утёнок» вам ни о чём не скажет).

Длина высказывания. Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.

Пропорциональность . Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми. Структура. В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.

Последовательность . Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего. Формулировки. Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.

Логика. Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками («Из-за… случилось…, что привело к…)

Формулировки обучающихся: 1)Развитие этноса; Этнос и его неповторимый стереотип поведения. 2)Нормы отношений этносов, структура этнического поведения . 3)Разные народы и разные эпохи

Формулировки обучающихся:

1)Развитие этноса;

Этнос и его неповторимый стереотип поведения.

2)Нормы отношений этносов, структура этнического поведения .

3)Разные народы и разные эпохи

Задание 26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них(составьте план) Модельный ответ. 1) Развитие и стабильность этноса; 2)нормы отношений внутри этноса; 3) факторы , влияющие на развитие этноса.

Задание 26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них(составьте план)

Модельный ответ.

1) Развитие и стабильность этноса;

2)нормы отношений внутри этноса;

3) факторы , влияющие на развитие этноса.

Литература:  Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100   http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm

Литература:

Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100

  http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Содержание статьи

  • Как правильно выполнить задание 26 в ОГЭ по обществознанию
  • Какие изменения в ЕГЭ и ОГЭ будут в 2018 году
  • Какие изменения будут в сдаче ЕГЭ в 2017 году

Задание №26 в ОГЭ по обществознанию – одно из самых простых и одновременно вызывающих больше всего проблем у школьников. Тем не менее выполнять его не так уж сложно: нужно только усвоить несколько простых правил.

26-е задание представляет собой краткий план представленного для разбора текста. Оценивается оно в 2 балла. Необходимо выделить все смысловые фрагменты отрывка и озаглавить каждый из них.

Задачи у этого вопроса две:

  1. проверить умение ученика выделять ключевые мысли текста, без которых невозможно нормально учиться в профессиональном заведении;
  2. оценить навыки ребёнка по составлению краткого плана ответа.

Есть и третья функция, важная уже для самого школьника: после составления «оглавления» намного проще будет отвечать на остальные вопросы письменной части.

Как должно выглядеть задание №26

Чтобы проще было понять, как именно называть каждый пункт, представьте, что вас попросили написать доклад на какую-то не слишком вам знакомую тему. И взять с собой на выступление разрешили лишь оглавление к этому докладу. Соответственно, каждый пункт этого оглавления должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, вы сразу вспомнили содержание всей главы.

Делать план текста можно двумя способами:

  • в виде предложения назывной формы: «Функции среднего класса»;
  • в виде вопроса, содержащего ключевую мысль смыслового блока: «Какие функции выполняет средний класс?»

При этом больше ценится ответ, выполненный именно в виде оглавления, а не списка основных вопросов текста.

Чаще всего смысловой блок совпадает с абзацем. Однако бывают и другие ситуации. Так, иногда в одном крупном абзаце может содержаться два фрагмента, несущих совершенно разную информацию. В этом случае каждый из них придётся выделить отдельным пунктом плана.

Бывает и наоборот: несколько абзацев раскрывают разные аспекты одного и того же вопроса, поэтому выделять каждый пункт по отдельности нельзя. Чаще всего это происходит, когда автор перечисляет функции или признаки какого-либо социального явления.

Например, текст «Средний класс» разделён на 8 абзацев; при этом в четвёртом абзаце говорится, что средний класс выполняет разные функции, а во всех последующих по очереди раскрываются каждая из этих функций. Получается, что реально смысловых блоков в этом задании лишь 4: все функции вместе с вводным предложением нужно выделить одним пунктом.

Правильный план к этому рассказу будет выглядеть так:

  1. Сущность среднего класса.
  2. Состав среднего класса.
  3. Критерии выделения среднего класса.
  4. Функции среднего класса.

Либо же, если вы предпочитаете выполнять 26-е задание в форме вопросов, можно составить оглавление таким образом:

  1. Что такое средний класс?
  2. Кого относят к среднему классу?
  3. По каким критериям выделяют средний класс?
  4. Какие функции выполняет средний класс?

Обратите внимание, что форма задания не допускает слишком длинных предложений, пунктов, состоящих из двух и более предложений, а также дополнительных подпунктов типа «1а», «1б», «1в». Не будут засчитаны пункты, содержащие слова, не несущие смысловой нагрузки, или выглядящие как вырванный из контекста кусок фразы.

При этом выписывать в оглавлении фрагменты текста, если они хорошо отражают смысл абзаца и не содержат лишних слов, не возбраняется.

Как правильно составить название пункта

Для того чтобы научиться правильно делать задание №26, нужно научиться выделять ключевые мысли текста и каждого абзаца в отдельности. Для этого попробуйте мысленно пересказать текст, ответив на вопрос: «о чём рассказывается в отрывке»? А в первом абзаце? Во втором абзаце?

Не нужно повторять фразы, которые в тексте уже есть: сократите и упростите их, передав только общий смысл. Уберите все вводные слова, эпитеты и сравнения, оставьте лишь «каркас» — несколько словосочетаний, без которых предложение или абзац потеряют смысл. Именно они и будут ключевой мыслью.

Например, во фразе «Вполне очевидно, что языковое расслоение проходит по иным линиям, нежели линии расового или государственного расслоения» есть только 5 слов, действительно имеющих значение: «языковое расслоение», «линии», «расовое» и «государственное расслоение». Все остальные слова служат лишь для связок этого предложения с предыдущим и последующим и для придания фразе «эмоциональной» окраски. Именно из этих пяти слов и нужно будет строить название пункта для задания 26.

Ключевая мысль фразы состоит в том, что линии разных типов социального расслоения различаются. Остаётся превратить повествовательную форму предложения в форму названия: «Линии социального расслоения».

Название должно быть кратким, лаконичным и полностью отражать смысл фрагмента. Не нужно ни чрезмерно конкретизировать, ни обобщать смысл высказывания. Так, вариант «социальное расслоение» для упомянутого пункта не будет засчитан. Понятно, что весь текст рассказывает именно о социальном расслоении. Но поскольку в данном абзаце речь идёт конкретно о критериях этого расслоения, то все более «обширные» названия будут неверными, поскольку не дадут представления о содержании «главы».

Девятиклассникам можно дать и ещё один совет: побольше читайте и старайтесь мысленно или вслух, пересказывать прочитанное, чтобы навык выделения ключевых мыслей постепенно становился автоматическим.

Источник: http://www.kakprosto.ru/kak-948718-kak-pravilno-vypolnit-zadanie-26-v-oge-po-obschestvoznaniyu

Отработка навыков составления плана текста по обществознанию при подготовке к ОГЭ

Цель: знакомство с правилами составления плана на материале публицистического текста

Познакомить учащихся с видами плана. Познакомить учащихся с требованиями составления плана. Проработать практическое применение полученных знаний.

Задача ученика – продемонстрировать следующие умения:

— выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;

— производить исключение и обобщение;

— определять родовые и видовые понятия;

— различать целые объекты и их части;

— показать грамотность устной и письменной речи.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом.

Сегодня мы с вами будем учиться выполнять задание, которое включено в 2 часть ОГЭ по обществознанию — составление плана.

ПЛАН— это четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента (то есть КРАТКО СФОРМУЛИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АБЗАЦЕВ, РАЗДЕЛОВ ТЕКСТА).

— отражает последовательность изменения мысли и обобщает;

— раскрывает содержание текста;

— восстанавливает в памяти содержание источника;

— ускоряет проработку источника информации;

— сосредотачивает внимание и стимулирует занятие;

— используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.

Простой: Состоит из основных пунктов

Сложный: Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание

По языковому оформлению планы бывают:

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому абзацу текста соответствует один вопрос. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т. п.

Назывной — краткое положение текста, при котором не используются глаголы.

Требования к плану (на распечатке памятки):

1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться.

2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т. е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.

3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.

4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.

а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять простой план (памятка, распечатка):

1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться.

2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т. е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.

3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.

4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.

а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Давайте вспомним сказку «Колобок». Все помнят?

Наша задача: составить три вида плана (по рядам): Вопросной, Назывной и Тезисный

(раздать текст сказки «Колобок»)

(работа по рядам, далее высказывание детей, вопрос: Чем отличаются планы, на ваш взгляд?)

Ну а теперь текст посложнее (смотрите в раздаточном материале)

(раздать текст) Давайте прочитаем текст

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд, где под термином «нужда» понимается ощущение нехватки человеком чего-либо. Это и физические нужды в пище, одежде, тепле, безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. Они являются исходными составляющими природы человека. Производитель не создаёт нужду, она уже существует.

Вторая исходная идея маркетинга — потребность. Потребность — нужда, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Для удовлетворения потребностей производители предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Под товаром мы будем понимать то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Рынок — это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В развитом обществе рынок — это не обязательно какое-то физическое место для осуществления сделок. При наличии современных средств связи и транспорта обмен осуществляется через рекламу, телевидение, Интернет без вступления в физический контакт с покупателями. Маркетинг — это работа с рынком для удовлетворения человеческих потребностей. Это поиск покупателей, выявление их нужды, проектирование соответствующих товаров, продвижение их на рынок, складирование, перевозка, ценообразование, организация сервиса, рекламирование.

Составим Назывной план и Вопросной

2. Потребности людей и их удовлетворение производителями товаров.

3.Современный рынок и маркетинг

1.Какие нужды лежат в основе маркетинга?

2.Как связаны между собой потребность и товар?

3.Что такое рынок и маркетинг?

А теперь вам домашнее задание: прочитать текст на странице 184 «Роль предпринимательства в экономике» и составить план (параграф 22).

При составлении плана оценивается умение выделить основные смысловые фрагменты текста, сформулировать их названия (пункты плана).

Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает:

1.верно ли схвачена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли «лишних», отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу);

2.насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста).

Источник: http://pandia.ru/text/80/483/71613.php

План текста

Рассмотрим задание №26 или С1 в ОГЭ по обществознанию. В данном задании от нас требуют составления плана текста, выделяя основные относительно завершенные смысловые фрагменты. Кроме этого необходимо озаглавить каждый из вышеуказанных фрагментов.

Общий алгоритм нашей работы над текстом:

  • сначала уясняем смысл текста как целого
  • выявляем наиболее значимые в содержательном плане идеи
  • представляем структуру текста
  • извлекаем информацию по отдельным частям
  • анализируем конкретные идеи текста

Все задания в С части по обществознанию так или иначе связаны между собой, поэтому хорошее понимание первого задания в этом боке поможет успешно справиться с остальными заданиями.

Перейдем к рассмотрению теории по данному заданию.

Теория к заданию №26 (С1) ОГЭ по обществознанию

Итак, что такое план текста?

План — это четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.

Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста.

Хочу напомнить, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным — главное, чтобы при построении у вас соблюдалась логика.

Личный совет от меня — автор текста сам разбивает текст на смысловые части — это абзацы. Нам необходимо просто озаглавить каждый абзац для успешного выполнения задания!

План может быть:

  1. простым, то есть включающим названия значимых частей текста
  2. сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов

Разбор типового варианта задания №26 ОГЭ по Обществозананию

Приведу типичный пример текста для анализа:

Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.

Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

  1. социальная сущность человека
  2. внутреннее органическое единство людей
  3. уровни восприятия общества

Можно составить и вопросный план.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту каждому соответствует один вопрос.

  1. Что определяет социальную сущность человека?
  2. Как проявляется внутреннее органическое единство людей?
  3. Какие уровни восприятия общества выделены в тексте?

Составим для тренировки тезисный план.

Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада.

  1. социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни
  2. внутреннее органическое единство образует жизненное содержание самой
    личности
  3. за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим

Источник: http://spadilo.ru/zadaniye-26-oge-po-obshhestvoznaniyu/

Вторую часть экзаменационной работы составляют задания с развёрнутым ответом. Каждое из шести заданий этой части проверяет определённое умение на различном содержании обществоведческого курса. Есть некоторые общие правила, соблюдение которых можно рекомендовать для успешного выполнения заданий этой части.

Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить требование, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.).

Это необходимо для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трёх элементов выпускник приводит, например, пять-шесть). Дело в том, что существует чёткая зависимость баллов от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.

Прочтите текст и выпишите задания.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

Учитесь любить учиться!

26 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27 Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

28 Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

29 Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

30 Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.

31 Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

Первое задание к тексту (№ 26 в работе) требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи. Очень важно понимать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста — необходимо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным система оценивания не задаёт какого-то конкретного числа пунктов плана. Но при этом надо понимать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определенная логика именно на основе её понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.

В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

  1. роль образования в XXI в.;
  2. нравственная ответственность человека науки;
  3. молодые годы — время учёбы;
  4. уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. Корректность всех формулировок работы в процессе проверки будет определяться экспертом.

Два следующих задания требуют извлечения из текста информации.

Второе задание к тексту (№ 27 в работе) предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причём могут быть опущены длинноты и подробности и приведён лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.

В нашем примере должны быть приведены следующие элементы:

  1. роль: человек будет вносить новые идеи, думать, над тем, над чем не сможет думать машина;
  2. качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.

Не исключена ситуация, что в тексте можно найти не требуемое в задании, а большее количество единиц информации. В этом случае обучающийся может выбрать любые из них.

Третье задание к тексту (№ 28 в работе) предполагает извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте.

В нашем примере правильный ответ должен содержать причины:

  1. знания всё растут и усложняются;
  2. именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Четвёртое задание к тексту (№ 29 в работе) предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника.

Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведённым в задании теоретическим положениям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведённого в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

В нашем примере могут быть даны такие объяснения:

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;

2) два примера с указанием качеств, допустим:

– занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;

– чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Пятое задание к тексту (№ 30 в работе) — задача, имеющая, как правило, самостоятельное развёрнутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы и др.

В нашем примере правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Могут быть даны такие объяснения.

Человек несёт нравственную ответственность за «всё. что происходит в век машин и роботов», так как:

1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;

2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения.

В вариантах используются разные модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.)

Шестое задание к тексту (№ 31 в работе) предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.

В нашем примере правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;

2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Источник: http://www.egeigia.ru/map-ege/295-zadanyia_ege/oge-obshchestvoznanie-gia9/1918

  • Размер: 127.8 Кб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 16

Описание презентации Алгоритм выполнения заданий части 2 ОГЭ по обществознанию по слайдам

Алгоритм выполнения заданий части 2 ОГЭ по обществознанию (2017 г. )

Задание 26 Задание требует составить план текста, выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. План – это четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента. Для выполнения задания необходимо: — внимательно прочесть текст, — уяснить его содержание, — понять тему, — выявить основные идеи текста. Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста. Следует выделить основную идею каждого фрагмента и кратко сформулировать ее. Количество выделенных фрагментов может быть различным.

Виды планов План может быть простым или сложным. План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов). План может быть составлен и в вопросной или тезисной форме. — Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту ; каждому абзацу текста соответствует один вопрос. — Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца текста , лекции, доклада и т. п.

Критерии оценивания задания 1. Оценивается умение выделить основные смысловые фрагменты текста, сформулировать их названия (пункты плана). 2. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла. 3. Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает: верно ли определена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли «лишних» , отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу); насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста). 4. Если все смысловые части текста выделены, из названия отражают основные идеи текста логично и полно – выставляется 2 балла. 5. Если ученик верно выделил более половины смысловых фрагментов текста и в названиях (пунктах плана) отразил основные идеи соответствующих частей текста, то выставляется 1 балл. 6. Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный, выставляется 0 баллов

Задание 27 Второе задание предполагает извлечение информации, представленной в тексте в явном виде. Задания могут содержать требования : • найти в тексте любые два (три) определения (объяснения, причины, характеристики и т. п. ); • найти в тексте ответы на 2 -3 вопроса; • найти в тексте доказательства (аргументы и т. п. ), которые автор приводит в подтверждение какой-то идеи; • заполнить пробелы в таблице. Проверяются и оцениваются умения извлекать информацию из текста. Например, приведение одной позиции вместо требуемых трех-четырех свидетельствует о недостаточном уровне владения данным умением. Обратите внимание : • Задание непосредственно относится к тексту , • Рассуждения экзаменуемого, не связанные с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом. • Если ответ сводится к рассуждениям, которые к тексту напрямую не относятся, то он оценивается в 0 баллов. • Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.

Задание 28 Задание предполагает преобразующее воспроизведение или интерпретацию содержащейся в тексте информации. Данный тип заданий имеет несколько моделей : • определить, что является фактом, определить его причины; • установить последствия описанного социального явления; • объяснить позицию (мнение, точку зрения и т. п. ) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры и т. п. ); • оценить роль тех или иных факторов и т. п. В ответе выпускника требуемая информация может быть дана в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены подробности и приведен лишь фрагмент фразы. Информация может быть также приведена в форме близкого к тексту пересказа. Рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом. Если ответ свелся только к подобным рассуждениям, он оценивается в 0 баллов. Задание , как и предыдущее задание 27, также непосредственно относится к тексту, но требует его интерпретации и привлечения знаний курса. Следует внимательно читать, что и в каком количестве надо назвать и какие источники информации привлечь (только текст или знания по курсу, личный опыт, факты общественной жизни ).

Задание 29 Задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение знаний обществоведческого курса , фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. В задании может быть две части (например, объяснение и примеры). Данный тип заданий имеет несколько моделей условий и требований: • Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите три проявления какого-либо явления… • Используя содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, приведите три подтверждения … (дайте три объяснения)… • Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами …(приведите три примера, подтвердите тремя конкретными примерами)… • С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажите три предположения… • Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два примера … и кратко поясните каждый пример… • Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, объясните три ситуации… • Проиллюстрируйте тремя примерами идею текста…(конкретными примерами проиллюстрируйте любые три приведенных в тексте характеристики)… • На основе авторского текста сформулируйте три рекомендации …

Критерии оценивания задания 29. Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий ? • Во-первых, точность и корректность приводимых фактов , их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям; • Во-вторых, рассуждения должны конкретизировать сущность приведенного в задании теоретического положения , оценивается логическая и содержательная корректность этих рассуждений. Положения или понятия, которые требуется конкретизировать, как правило, носят общий, абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). Примерами могут быть факты прошлого и современности , почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. Максимальный балл – 3 балла.

Задание 30 Задание — задача , имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие , — проверяет умение применять знания , почерпнутые из источника социальной информации, для решения конкретной проблемы. Задание предполагает использование информации из текста для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических жизненных ситуаций. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: • ответ на вопрос • фрагмент текста Оценивается задание следующим образом: • Дано объяснение, приведен фрагмент текста. – 2 балла. • Дано объяснение ИЛИ приведен фрагмент текста. -1 балл. • Ответ неверный. — 0 баллов. Задачи имеют два уровня требований : • первое относится непосредственно к ситуации, сформулированной в условии; • второе – ориентирует на поиск информации для решения проблемы в предложенном источнике. В вариантах используются разные модели условия : • проблемная ситуация, • социальный факт, • статистические данные, • проблемное высказывание и т. п.

Примеры заданий 30 Условие задания – проблемная ситуация • Граждане подали заявление о регистрации брака в органы ЗАГС. Невеста сразу же потребовала от жениха обеспечить ее материальное содержание. Жених отказался, сославшись на то, что брак еще не заключен. Правомерен ли отказ жениха? Объясните свой ответ. Какой фрагмент текста может помочь вам в объяснении? Условие задания – социальный факт • В государстве Z за последние 20 лет значительно сократилась доля сельских жителей, что негативно сказалось на развитии аграрного сектора. В связи с этим был принят закон, запрещающий жителям сел и деревень уезжать в город. Оцените данный закон с позиции знания естественных прав человека. Приведите фрагмент текста, который может обосновать вашу оценку. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.

Задание 31 Задание предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и т. п. ) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное здание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе. З адание к тексту строится таким образом, что в своем ответе ученик может как согласиться с приведенной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: • мнение учащегося: согласие или несогласие с высказанной позицией; • аргументы (объяснения), в случае согласия или несогласия.

Критерии оценивания задания 31 — Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента. – 2 балла. — Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента. — 1 балл. — Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ ответ неверный. — 0 баллов. Оценивается: — содержательная полнота , — логическая обоснованность собственной позиции ученика, — разнообразие приведенных им аргументов. Аргументами могут служить знания, факты, примеры, почерпнутые из курса, из сообщений СМИ, из личного социального опыта. Данный тип заданий имеет ещё одну модель усло вия и вытекающих из него требований: -с опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту позиции (мнения, точки зрения и т. п. ) автора. Максимальный балл – 2:

Памятка ученикам Использование текстов, включенных в КИМы ЕГЭ на уроках обществознания В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с текстами различных видов, показывая их своеобразие и xaрактерные особенности. Речь не идет, конечно, о серьезном текстологическом анализе. Достаточно приучить учащихся начинать работу с текстом с «узнавания» его видовой принад лежности — это облегчит его интерпретацию и анализ. «Эф фект узнавания» , как показывает практика, чрезвычайно ва жен для успешного выполнения экзаменационных заданий применительно к заданиям части С. Уместно воспользоваться описанными в методической ли тературе рекомендациями. Следует помнить: если в тексте главное — утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст; если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ; если основой текста являются оценочные суждения, яв но показано отношение к чему-либо — это публицистический текст; если представлены количественные показатели, отра жающие состояние или тенденцию развития какого-либо объ екта, это статические материалы; если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимо сти, политический документ; если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это ин формационные материалы» (Л. Н. Боголюбов, Е. Л. Рутковская).

Как работать с текстом на экзамене 1. С чего начинать работу с текстом? • Необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предва рительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами. • Важно в процессе предварительного чтения четко опреде лить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст. Такое соотнесение необхо димо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий пред полагает привлечение контекстных знаний. 2. Нужно ли определять главную идею текста? Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, который прямо предпи сывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте? » .

Как работать с текстом на экзамене 3. В каком порядке отвечать на вопросы? Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в ко тором они представлены в работе. Выполнить по следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос. Вместе с тем, если возникли затруднения, не следует оста навливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла. 4. Как уяснить для себя — искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках? Внимательно прочитать задание. В нем даны соответст вующие указания: найдите в тексте; что говорит автор; какие признаки называет автор; опираясь на знание курса и собст венный опыт, охарактеризуйте; конкретизируйте мнение ав тора, опираясь на знание курса. Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание.

Как работать с текстом на экзамене 5. На что обращать внимание при выполнении заданий? Важно: внимательно прочитать задание; понять, что именно требуется для успешного ответа; уяснить, из каких частей складывается задание; стараться выполнить все задание; если вы можете ответить только на часть задания, обяза тельно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы); не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием.

Источник: http://present5.com/algoritm-vypolneniya-zadanij-chasti-2-oge-po-obshhestvoznaniyu/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить завещание на наследство без нотариуса образец 2022г
  • Как найти заключенного по фамилии ссср
  • Как найти мужчину который будет тебя содержать
  • Как исправить неверный вычет на ребенка
  • Как найти девушку в ногинске