Как составить план текста по русскому языку 4 класс памятка

Сергеенко Оксана Васильевна

Скачать:

Предварительный просмотр:

Как составить план текста?

  1. Прочитай текст целиком.
  2. Раздели текст на смысловые части.
  3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
  4. Таким образом поработай над другими частями.
  5. Запиши заголовки к каждой части (план).
  6. Проверь себя:

— отражает ли заголовок главное в части текста;

— не повторяются ли заголовки;

— не пропущено ли что-либо важное.

Как составить план текста?

  1. Прочитай текст целиком.
  2. Раздели текст на смысловые части.
  3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
  4. Таким образом поработай над другими частями.
  5. Запиши заголовки к каждой части (план).
  6. Проверь себя:

— отражает ли заголовок главное в части текста;

— не повторяются ли заголовки;

— не пропущено ли что-либо важное.

Как составить план текста?

  1. Прочитай текст целиком.
  2. Раздели текст на смысловые части.
  3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
  4. Таким образом поработай над другими частями.
  5. Запиши заголовки к каждой части (план).
  6. Проверь себя:

— отражает ли заголовок главное в части текста;

— не повторяются ли заголовки;

— не пропущено ли что-либо важное.

Как составить план текста?

  1. Прочитай текст целиком.
  2. Раздели текст на смысловые части.
  3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
  4. Таким образом поработай над другими частями.
  5. Запиши заголовки к каждой части (план).
  6. Проверь себя:

— отражает ли заголовок главное в части текста;

— не повторяются ли заголовки;

— не пропущено ли что-либо важное.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Памятка
«Как составить план текста»

Как составить план:

1. Прочитай произведение.

2. Определи идею, то есть главную мысль.

3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

4. Вырази идею в одном предложении.

5. Раздели произведение на части.

6. Озаглавь каждую часть.

7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они
передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

Виды плана

• Вопросный

• Назывной

• Тезисный

• План – опорная схема

• Комбинированный

Как правильно составить
каждый из них ?

Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была
большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась.
Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море –
черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей
звездочек.

Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море.
Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи
потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и
выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой
– либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы
ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.

При составлении вопросного плана лучше использовать
вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не
словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).

Например:

— Кого поймали в море ?

— О чем плакала пойманная черепаха ?

— Почему черепаха плакала на самом деле ?

Тезисный план

План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части
текста.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части
текста. В таком плане много глаголов.

Например :

— В море поймали черепаху.

— Пойманная черепаха все время плачет.

— Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

План записывают в виде тезисов, в которых не используют
глаголы.

В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например :

— Пойманная черепаха.

— Черепашьи слезы.

— Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний,
предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко
восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты
ставишь.
Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею
воспользоваться.

Например :

-Черепаха

— Слёзы.

— Соль из воды.

Комбинированный

Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

Например :

— Кого поймали в море ?

-Пойманная черепаха все время плачет.

— Настоящая причина слёз черепахи.

Памятки

Русский язык—4 класс

  1. Как подготовиться к письму по памяти

  2. Как подготовиться к изложению

  3. Как составить текст-повествование

  4. Как составить текст-описание

  5. Как составить текст-рассуждение

  6. Как составить план текста

  7. Порядок звуко-буквенного разбора слов

  8. Порядок разбора слова по составу

  9. Порядок разбора имени существительного

  10. Как определить падеж имени существительного

  11. Как определить склонение имени существительного

  12. Порядок разбора имени прилагательного

  13. Как определить падеж имени прилагательного

  14. Порядок разбора глагола

  15. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Как подготовиться

к письму по памяти

  1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.

  1. Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

  1. Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.

  1. Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.

Как подготовиться к изложению

  1. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. Озаглавь.

  1. Найди в тексте опорные слова.

  1. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.

  1. Найди слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

  1. Ещё раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

После того как напишешь изложение, не

забудь проверить свою работу.

Как составить текст-повествование

Определи:

  1. О чём ты будешь рассказывать (какова тема текста)?

  1. Какая мысль в рассказе будет основной?

  1. Как лучше озаглавить текст?

  1. С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части — зачине)?

  1. О чём ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завер-

шилось)?

  1. Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?

Как составить текст-описание

  1. Выдели признаки предмета, который нужно описать.

  1. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.

  1. Определи своё отношение к предмету, который будешь описывать.

Как составить текст-рассуждение

  1. Кратко назови то, что ты будешь доказывать.

  1. Подумай, как можно построить своё доказательство. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…»

Как составить план текста

Чтобы составить план текста, нужно:

  1. Разделить текст на законченные по смыслу части.

  2. Определить основную мысль каждой части.

  3. Озаглавить каждую часть текста.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Тема объединяет предложения в тексте.

Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.

Тема и основная мысль связаны между собой.

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль.

Порядок

звуко-буквенного разбора слова

  1. Сколько в слове слогов?

  2. На какой слог падает ударение?

  3. Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?

  4. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?

  5. Количество звуков и букв в слове.

Устный разбор

Просьба

В слове просьба 2 слога, ударение падает на первый слог: про’сьба.

Гласные звуки:

первый – ударный [о], обозначен буквой о; второй – безударный [а], обозначен буквой а.

Согласные звуки:

[п] – глухой, твёрдый, обозначен буквой п.

[р] – звонкий, твёрдый, обозначен буквой р.

[з’] – звонкий, мягкий, обозначен буквой с; мягкость звука обозначена буквой ь.

[б] – звонкий, твёрдый, обозначен буквой б.

В слове просьба – 6 звуков, 7 букв. Буква ь звука не обозначает

Письменный разбор

Про/сьба – 2 слога

п – [п] – глух., тв.,

р – [р] – звонк., тв.,

о – [о] – гл., ударн.,

с – [з’] – звонк., мягк.,

ь

б – [б] – звонк., тв.,

а – [а] – гл., безударн.

___________________

7б., 6 зв., 2 гл., 4 согл.,

3 тв., 1 мягк..

Порядок разбора слова по составу

  1. Окончание

Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть.

  1. Корень

Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть.

  1. Приставка

Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки.

  1. Суффикс

Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.

Образец устного разбора

Дошкольник

  1. Изменяю по падежам: дошкольник, у дошкольника, к дошкольнику. В слове дошкольник – нулевое окончание.

  2. Однокоренные слова: школьник, школа. В слове дошкольник корень –школ-.

  3. Пришкольный, школьный, дошкольник. Приставка до-.

  4. Школадошкольник. Суффикс –ник-.

Образец письменного разбора

дошкольник

Порядок разбора имени

существительного

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

  3. Род. Склонение.

  4. Падеж. Число.

  5. Роль в предложении.

Образцы разбора

Солнце освещает землю.

Устный разбор

  1. Землю – существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос что?

  2. Начальная форма – земля.

  3. Женского рода, 1-го склонения.

  4. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе.

  5. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: освещает (что?) землю.

Письменный разбор

  1. Землю – сущ. (что?)

  2. Н.Ф. – земля

  3. Ж.р., 1-го скл.

  4. В вин.п., в ед.ч. 5. Вт.чл.

Как определить падеж существительного

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

  2. По вопросу и предлогу определить падеж.

Над озером кружились чайки.

Кружились (над чем?) над озером (Т.п.)

Как определить склонение

имени существительного

(в именительном падеже)

  1. Определить род.

  2. Выделить окончание существительного в И.п. единственного числа.

  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения

Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце; в И.п. ед.ч. нулевое окончание; значит, существительное тетрадь 3-го склонения.

Порядок разбора имени прилагательного

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой

вопрос отвечает.

  1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

  2. Род (в ед.числе), падеж, число.

  3. Роль в предложении.

Образцы разбора

Цветёт алая гвоздика.

Устный разбор

  1. Алая – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая?

  2. Начальная форма – алый.

  3. Употреблено в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе.

  4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: гвоздика (какая?) алая.

Письменный разбор

  1. Алая – прилаг. (какая?)

  2. Н.Ф. – алый

  3. В ж.р., в Им. п., в ед.ч.

  4. Вт.чл.

Как определить падеж имени прилагательного

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

  2. Определить падеж существительного.

  3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин)

Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.

в небе (каком?) синем – П.п.

Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются. Падеж имени прилагательного как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится:

к домам (Д.п.) (каким?) новым (Д.п.);

за домами (Т.п.) (какими?) новыми (Т.п.)

Порядок разбора глагола

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

  2. Начальная форма (неопределённая форма глагола). Спряжение.

  3. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.

  4. Роль в предложении.

Образцы разбора

Дует лёгкий ветерок.

Устный разбор

  1. Дует – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает?

  2. Начальная форма – дуть, I спряжение.

  3. Глагол употреблён в настоящем времени, в

3-м лице, в единственном числе.

  1. В предложении является сказуемым: ветерок (что делает?) дует.

Письменный разбор

  1. Дует – гл. (что делает?)

  2. Н.Ф. – дуть, I спр.

  3. В наст.вр., в 3-м л., в ед.ч.

  4. Сказуемое

Правописание безударных личных окончаний глаголов

  1. Определить время, лицо и число глагола.

  2. Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом – ть определить спряжение (таять, светить).

  3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

I спряжение II спряжение

-ешь -ишь

-ет -ит

-ем -им

-ете -ите

-ут (-ют) -ат (-ят)

Глаголы-исключения II спряжения

Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть;

глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Содержание:

стр

  1. Как подготовиться к письму по памяти 2

  2. Как подготовиться к изложению 3

  3. Как составить текст-повествование 4

  4. Как составить текст-описание 5

  5. Как составить текст-рассуждение 5

  6. Как составить план текста 6

  7. Порядок звуко-буквенного разбора слов 7

  8. Порядок разбора слова по составу 8

  9. Порядок разбора имени существительного 9

10.Как определить падеж имени 10

существительного

11.Как определить склонение имени 10

существительного

12.Порядок разбора имени прилагательного 11

13.Как определить падеж имени

прилагательного 12

14.Порядок разбора глагола 13

15.Правописание безударных личных

окончаний глаголов 14

15

Памятка «Как составить план текста»

Как составить план:
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

Виды плана
• Вопросный
• Назывной
• Тезисный
• План – опорная схема
• Комбинированный

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову). Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
Например:
— Кого поймали в море ? — О чем плакала пойманная черепаха ?
— Почему черепаха плакала на самом деле ?

Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например :
— В море поймали черепаху.
— Пойманная черепаха все время плачет.
— Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма. Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например :
— Пойманная черепаха.
— Черепашьи слезы.
— Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться Например :
-Черепаха
— Слёзы.
— Соль из воды

Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например :
— Кого поймали в море ?
-Пойманная черепаха все время плачет.
— Настоящая причина слёз черепахи.

Детей учат работать с текстом, начиная с 1 класса. Очень важно, чтобы школьники понимали прочитанное, умели ориентироваться в структуре материала, выделять главные мысли. Для этой цели им предлагается составить план текста. Как правильно сделать это, мы выясним в данной статье.

Алгоритм действий

План — это последовательное отражение всех ключевых моментов текста в предельно краткой формулировке. Опираясь на него, можно пересказать произведение, не искажая его содержания. Но далеко не все школьники знают, как составить план текста.

папа с сыном учат уроки

Рассмотрим алгоритм, которого лучше придерживаться при выполнении задания:

  1. Прочтите текст, стараясь вникнуть в его смысл.
  2. Разбейте его на смысловые части. Это могут быть главы или абзацы. В каждой выделите основную мысль, которую нужно сформулировать одним предложением.
  3. Придумайте короткие заголовки.
  4. Проверьте, не пропустили ли вы важные моменты или мысли, не нарушены ли логические связи.
  5. Запишите отредактированный план в тетрадь.

Младшим школьникам трудно увидеть в тексте главное. В таком случае можно вручить им простой карандаш и предложить нарисовать схематичные комиксы, отражающие смысл прочитанного. Картинки раскладываются по порядку. Пусть ребенок решит, какие из них можно убрать, чтобы комикс остался понятным. Таким образом, будут выделены основные мысли, останется только придумать подписи к пиктограммам.

дети пишут на уроке

Классификация

Мы выяснили, как составить план текста. Теперь поговорим о заголовках. Все планы можно разделить на:

  • Вопросные. К каждой выделенной части нужно задать вопрос («Кто слепил Колобка?»).
  • Тезисные. Главная идея смысловой части выражается в виде короткого предложения («Бабка лепит Колобка»).
  • Назывные. При формулировке тезиса используются существительные и прилагательные («Лепка Колобка»).
  • Опорные схемы. Школьник выбирает из текста слова или словосочетания, которые, по его мнению, несут на себе самую большую смысловую нагрузку (1. Старик со старухой; 2. Состряпала Колобок; 3. Взял да и покатился; 4. Заяц; 5. Волк; 6. Медведь; 7. Лиса).
  • Комбинированные. При формулировке пунктов используются несколько перечисленных способов.

Деление по сложности

Размышляя над тем, как составить план текста, помните, что он может быть как простым, так и развернутым (сложным). Все зависит от того, насколько глубоко читатель хочет проникнуть в содержание произведения.

При составлении простого плана текст делится на основные части, для которых затем придумываются заголовки. Это может выглядеть так:

  1. Маша заблудилась.
  2. В плену у медведя.
  3. Медведь несет короб с девочкой.
  4. Собаки прогоняют медведя.

дети занимаются с учителем

В сложном плане основные части подразделяются на более мелкие. Соответственно, пункты тоже разбиваются на подпункты, благодаря чему структура текста отражается более полно. Вот как выглядит сложный план той же сказки:

  1. В лес по грибы: а) Маша уходит с подружками. б) Девочка заблудилась.
  2. Избушка медведя: а) Домик в чаще. б) Маша работает у медведя.
  3. План побега: а) Медведь соглашается отнести гостинцы в деревню. б) Маша печет пирожки. в) Девочка прячется в короб.
  4. Медведь идет в деревню: а) Маша не дает медведю есть пирожки; б) Дом дедушки и бабушки; в) Медведь убегает от собак; г) Радостная встреча.

Работа по составлению плана с младшими школьниками

Ученикам начальной школы в силу возраста трудно выделить в тексте основные мысли. Много проблем вызывает у них и формулировка заголовков. Поэтому формирование необходимых навыков ведется постепенно. План текста по русскому языку (например, перед написанием изложения) сначала дается в готовом виде. Дети учатся соотносить заголовки и части произведения. Можно разрезать лист с напечатанным на нем небольшим рассказом на абзацы и попросить школьника собрать его. Так ребенок научится лучше ориентироваться в структуре произведения.

класс на уроке

В последующем используются и другие приемы работы с планом текста. В конспект уроков по русскому языку, чтению и окружающему миру систематически включаются следующие задания:

  • отгадать произведение по готовому плану;
  • в правильном порядке разложить картинки к сказке, исключить лишние;
  • сравнить между собой разные вида планов, составленные по одному и тому же тексту;
  • найти ошибки или неточности в готовом плане;
  • отредактировать заголовки, подобрать к ним синонимы.

Согласно требованиям школьной программы, дети должны научиться составлять план текста во втором классе. Этот навык пригодится им на всем протяжении школьной и студенческой жизни. Благодаря ему у ребятишек развивается логика, а также они овладевают навыками работы с информацией.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти массу вещества fe2o3
  • Как найти хорошего хозяина котенку
  • Как найти музыку человек паук
  • Как найти расход электроэнергии формулы
  • Как найти вот такие эмоджи