Как составить план текста по русскому языку 5 класс ладыженская

Администрация Новоазовской общеобразовательной школы IIII ст. №2

Конспект урока по русскому
языку

в 5 классе

на тему: «План текста простой
и развернутый»

Составитель: Цебенко Татьяна Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

Новоазовск
2016 год

Тема: «
План текста простой и развернутый »

Цель: Познакомить
учащихся с понятием развернутый план текста,  видами планов текста, обобщить
знания о признаках текста, его составных частях, типах текстов.

Задачи:

Образовательная:

-учить анализировать выбор языковых
средств,  в зависимости от основной цели автора;

-научить детей составлять развернутый и
простой план текста.

Развивающая:

-формировать умения составлять собственные
тексты разных типов;

-формировать умение логично выражать свои
мысли.

Воспитательная:

-развивать орфографическую зоркость при
объяснение изученных орфограмм;

-воспитывать
активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность.

Ресурсы и оборудование:
учебник Ладыженская 5 класс, карточки с заданием, тексты разных типов.

Этапы
урока, время.

Деятельность
учителя.

Деятельность
учащихся.

УУД.

Методы,
средства и приёмы.

Организационный

(2
минуты)

-Добрый день
ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверьте, всё ли у вас лежит на партах.

Приветствуют
учителя, садятся на свои места. Готовятся к уроку.

Личностные  УУД:
Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные 
УУД:
  Учебно-познавательный интерес,
организация рабочего места.

Актуализация
знаний

(5-7
минут)

-Открываем
тетради, записываем сегодняшнее число и классная работа.

-Давайте с вами
проведем орфографическую минутку. На доске написано стихотворение, вам нужно
прочитать его  и выписать слова с буквосочетаниями чк/чн.

-Заканчиваем, давайте
проверим какие слова вы выписали.

-Теперь, давайте
сделаем звуко-буквенный разбор слова ёлочки. Кто хочет разобрать это
слово на доске?

( вызываю
одного из учеников к доске)
  — Все остальные выполняют в тетрадях.

-Давайте
проверим.

-Молодцы

Дети прописывают
число и классная работа в тетрадях.

Под деревцем грибочки растут в лесу на кочке.
Колючие ёлочки берегут иголочки.
Поёт сверчок, скрипит смычок.
А ларчик просто открывался, если на ключ не
запирался…

Кочни капустки зелены и хрустки…
Сварщик свечку поджигал, от усталости ворчал…

-Дети совместно
с учителем проверяют задание.

Регулятивные УУД:

Умение воспринимать речь учителя;

Коммуникативные УУД:

Умение
участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Словесный метод;

Вопросно-ответная
форма работы.

Самоопределение
к деятельности

(5-7
минут)

Теперь,
у нас с вами будет работа в парах. Я раздам вам карточки с текстом, вам нужно
прочитать его и соединить линиями названия частей текста с его частями, а
затем восстановить последовательность событий.

-Но прежде, чем
мы с вами приступим выполнять эту работу, давайте вспомним правила работы в
парах.

-Приступаем к
работе.

-Как вы
распределили порядок?

-Правильно!

-Составьте и
запишите к данному тексту план.

-Давайте
проверим какой план вы составили.

-Ребята , кто
мне может сказать ,что такое текст?

-Верно. С какой
целью он может быть составлен?

О каких типах текста идёт речь?, смотрим
на доску.

1. Повествуется
(рассказывается) о чем-либо, излагается материал во временной
последовательности.

2. Для этого
типа текста характерно большое количество прилагательных и причастий.

3. Имеет
определенную структуру: 1) Тезис (утверждение!) ; 2) Доказательства этого
утверждения; 3)Вывод.

-Из каких
основных частей состоит текст?

-Правильно!

-Как вы думаете,
о чем сегодня у нас с вами пойдет речь на уроке?

-Нужно прислушиваться друг к другу.
Работать нужно без ошибок. Уважать чужие ошибки и правильно поправлять их.

-Текст-это несколько предложений,
связанных друг с другом по смыслу.

— Повествование.

— Описание.

-Рассуждение.

Вступление,
основная часть, заключение.

-О типах текста
и планах текста.

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в учебном диалоге и
строить монологические высказывания; Умение осуществлять продуктивное взаимодействия
с одноклассниками;  Формулировать понятное для одноклассников высказывание и
обосновывать свое мнение;

Умение работать в парах.

Регулятивные УУД:

 Умение
воспринимать речь учителя.

Объяснение,
беседа, чтение молча, наглядность.

Работа
по теме урока

(5-10
минут)

Ребята,
работаем по карточке. Прочитайте этот текст про себя.

-С какой целью
создан этот текст?

-Какова основная
мысль текста?

-К какому типу
вы его отнесете?

-Теперь, нам
нужно составить развернутый план текста. Как вы понимаете, что значит
развернутый план текста?

-Ребята ,если
простой план мы составляли по пунктам 1,2,3 и т.д, то развернутый план или
еще его называют сложным планом нужно составлять по такой схеме:

(
показываю карточку, где расписано как нужно составлять развернутый план
)

-Давайте сейчас
вместе попробуем составить развернутый план текста.

(коллективная
работа). Для начала прочитаем этот  текст.

-Теперь будем
работать по плану, который у нас с вами на карточке.

(составляем
совместно развернутый план текста
)

Дети читают
текст.

Дети высказывают
свои мысли.

Дети выполняют
задание.

Работа с раздаточным материалом

Текст «Капля в море» по

Г. Цыферову

Вступление:

Мы как-то раз поймали в море черепаху.
Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых
ножках.

Основная часть:

Посадили мы эту черепаху на палубу. А
она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап…
Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли
звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море.

Заключение:

Потом узнали: обманула она нас… Ничего
ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море
соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают.

Развёрнутый план – это план, в котором
каждый пункт разбивается на подпункты.

Развернутый план текста «Капля в море»:

I
Вступление. Случай на море

1.1.          
Домик на ножках.

II Основная
часть. Черепашьи слёзы

2.1. Утром –
плачет.

2.2. Закатилось
солнышко – плачет.

2.3. Погасли
звёзды – плачет.

III
Заключение. Настоящая причина слёз черепахи

3.1. Черепаха
выплакивает лишнюю соль из организма.

Личностные УУД:

Формирование мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности;

Развитие внимания, самостоятельности.

Уметь проводить самооценку успешности
учебной деятельности;

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками
при работе  в парах.

Коммуникативные УУД:

 Умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.

Беседа,
обсуждения, составление плана текстов,
объяснение,
работа с книгой.

Физкультминутка

(
2-3 минуты)

Встаем со своих
мест и повторяем за мной (показываю упражнения).

Регулятивные УУД:

 Умение
воспринимать речь учителя.

Закрепление
изученного материала

(5
минут)

Работа с
раздаточным материалом.

Текст
повествование

Текст описание

Текст
рассуждение

Ученики работают
в группах. Составляют сложный план к текстам.

Кто сажает лес?

        За
рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились  дубки. Еще совсем
маленькие, всего три листочка торчат из земли.

        А
дубы отсюда далеко растут. Но не могли же с ветром желуди прилететь? Очень
они тяжелые. Значит, кто-то их здесь сажает.

        А
кто?

        Долго
не мог угадать.

        Однажды
осенью шел я с охоты, смотрю – мимо меня низко-низко пролетела сойка.

        Я
спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под
трухлявый пень и осмотрелась: не увидал ли кто?  И потом полетела к
реке.

        Я
подошел к пню, а между корнями в ямке лежит два желудя: сойка спрятала их на
зиму.

        Так
вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь, а потом
забудет, где спрятала, он и прорастает.

Текст.

        Кругом
нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время
июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная
заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами
в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в
красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к
закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы.

Текст

Ты помнишь сказку о буре с солнцем? Ехал
в степи всадник. Буря с солнцем поспорили: кто сильнее и сможет с него шапку
снять? Буря рвала, трепала, с коня сбила. Но не одолела. Натянул всадник
шапку на самые уши, клещами рви – не сорвешь. А солнце к пригрело, так
всадник сначала сбил шапку на затылок, а там и вовсе снял да еще и песню
затянул про доброе солнышко.

        Поверишь
ли, я эту сказочку на десять ладов слыхал на разных языках да в разных
землях. Все знают, что сила в уме да в добре, в насилии же – слабость, да
смерть – разорение. Однако же клонит к насилию. Легче насильничать: ломать –
не строить. Если б мудрости со слов учились, давно бы все мудрые были.

Личностные УУД:

Умение
выполнять в срок задание.

Обсуждение,
беседа, чтение молча

Рефлексия

(5
минут)

Работа с
упражнениями учебника (определение типов текстов).

Личностные УУД:

Осознание
учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа
урока.

Обсуждение

Подведение итогов урока

(3 минуты)

-Что
такое текст?


какой целью он может быть создан?


какими типами мы познакомились?

-Сегодня
хорошо работали на уроке…

Дети
отвечают на вопросы учителя. Совместно подводят итоги урока.

Познавательные
УУД
:

Умение
находить главное в изучаемом; умение кратко оформлять высказывание.

Регулятивные
УУД:

 Умение
воспринимать речь учителя.

Беседа
(совместное подведение итогов).

Памятка «Как составить простой план текста»

План текста – это последовательное отображение его ключевых частей в
кратких, но четких формулировках, которые полностью соответствуют основной теме
и содержанию текста. Для того, чтобы составить качественный план, необходимо
опираться на основные правила.

Как составить план:

1.
Прочитай произведение.

2.
Определи идею, то есть главную мысль.

3.
Сформулируй идею в нескольких предложениях.

4.
Вырази идею в одном предложении.

5.
Раздели произведение на части.

6.
Озаглавь каждую часть.

7.
Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание
текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

Виды плана


Вопросный


Назывной


Тезисный


План – опорная схема


Комбинированный

Как правильно составить каждый из них?

Попробуем
сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы
как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а
настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили
мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером
плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей
солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.

Нам
тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула
она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море.
Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По
Г.Цыферову).

Вопросный план

План
записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной
смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них
помогали восстановить содержание всего текста.

При
составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как»,
«сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть
ли», «нашел ли», и т.п.).

Например:


Кого поймали в море?


О чем плакала пойманная черепаха ?


Почему черепаха плакала на самом деле ?

Тезисный план

План
записывают в виде тезисов*.

*Тезис
– кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

Каждый
тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане
много глаголов.

Например
:


В море поймали черепаху.


Пойманная черепаха все время плачет.


Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

План
записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.

В
назывном плане много существительных и прилагательных.

Например
:


Пойманная черепаха.


Черепашьи слезы.


Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема

Этот
план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих
наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

Выбор
«опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь.
Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею
воспользоваться.

Например
:

-Черепаха


Слёзы.


Соль из воды.

Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

Например
:


Кого поймали в море ?

-Пойманная
черепаха все время плачет.


Настоящая причина слёз черепахи.

Как
составлять сложный план •

1)
Внимательно прочитайте изучаемый материал

2)
Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3)
Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты
плана).

4)
Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в
них основное содержание изучаемого материала.

Развёрнутый
план – это план, в котором каждый пункт разбивается на подпункты.

Развернутый
план текста «Капля в море»:

I Вступление.
Случай на море

1.2.            
Домик
на ножках.

II Основная
часть. Черепашьи слёзы

2.1. Утром –
плачет.

2.2. Закатилось
солнышко – плачет.

2.3. Погасли
звёзды – плачет.

III
Заключение. Настоящая причина слёз черепахи

3.1.
Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Текст.

Кто сажает лес?

За рекой росли одни
елки. Но потом среди елок появились дубки. Еще совсем маленькие, всего три
листочка торчат из земли.

А дубы отсюда далеко
растут. Но не могли же с ветром желуди прилететь? Очень они тяжелые. Значит,
кто-то их здесь сажает.

А кто?

Долго не мог угадать.

Однажды осенью шел я с
охоты, смотрю – мимо меня низко-низко пролетела сойка.

Я спрятался за дерево и
стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и
осмотрелась: не увидал ли кто? И потом полетела к реке.

Я подошел к пню, а
между корнями в ямке лежит два желудя: сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые
дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь, а потом забудет, где
спрятала, он и прорастает.

Текст.

Кругом нас были поля,
глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня.
Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими
колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в
бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые
легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где
небо уже золотилось, великие светлые столпы.

Текст

Ты помнишь сказку о
буре с солнцем? Ехал в степи всадник. Буря с солнцем поспорили: кто сильнее и
сможет с него шапку снять? Буря рвала, трепала, с коня сбила. Но не одолела.
Натянул всадник шапку на самые уши, клещами рви – не сорвешь. А солнце к
пригрело, так всадник сначала сбил шапку на затылок, а там и вовсе снял да еще
и песню затянул про доброе солнышко.

Поверишь ли, я эту
сказочку на десять ладов слыхал на разных языках да в разных землях. Все знают,
что сила в уме да в добре, в насилии же – слабость, да смерть – разорение.
Однако же клонит к насилию. Легче насильничать: ломать – не строить. Если б
мудрости со слов учились, давно бы все мудрые были.

Слайд 1

В.Осеева «Сыновья» Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: — Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. — А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит. — Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки. — Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: — Ну что? Каковы наши сыновья? — А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Слайд 2

В. Осеева «Сыновья» О чём этот рассказ? О каком неписаном правиле говорит нам его автор?

Слайд 3

Согласны ли вы с матерью третьего мальчика, которая говорила, что в её сыне ничего особенного нет? Кого из героев этой истории вы хотели бы видеть своим другом и почему?

Слайд 4

Определимся с темой урока Ни строительство дома, ни путь капитана Не получатся, если их делать без … . Будь, как строитель, как капитан: Готовишься к делу — обдумывай …. . плана план

Слайд 5

Что такое план текста? Тема урока:

Слайд 6

Что такое план? Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение. Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь. Взаимное расположение частей. (словарь С.И. Ожегова)

Слайд 7

Где в жизни человек сталкивается с планом?

Слайд 8

Что такое план текста? План — это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль. Тема — это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается. Основная мысль — это то, что утверждается или спрашивается о теме.

Слайд 9

Зачем человеку нужен план? Если выйдет план удачным, работа пойдёт как по маслу… Ф.М. Достоевский

Слайд 10

Для чего нужно уметь составлять план текста? «…Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы» М.А. Рыбникова

Слайд 11

План учит: Отделять главное от второстепенного. Располагать материал в определённой последовательности. Устанавливать взаимосвязь между героями, событиями. Выражать мысли кратко и точно. Развивать устную и письменную речь.

Слайд 13

Простой план Простой план — это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом: 1. 2. 3. и т.д.

Слайд 14

Сложный план Сложный план — это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом: 1. 1.1. 1.2. 2. и т.д.

Слайд 15

Сложный план представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.

Слайд 16

Как составить план текста? Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей . Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки , формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки. Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора . Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией. Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте , используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Слайд 17

Работа над планом предполагает следующие этапы: Осмысление темы. Наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования. Составление простого плана (перечень тем). Составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты). Редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок). Окончательное оформление плана.

Слайд 18

Как составить план текста 1. Прочитай текст целиком. 2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отличается новым содержанием). 3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок. 4. Таким образом поработай над другими частями. 5. Запиши заголовки к каждой части (план). 6. Проверь себя: — отражает ли заголовок главное в части текста: — не повторяются ли заголовки; — не пропущено ли что-либо важное; — помогут ли твои заголовки пересказать текст.

Слайд 19

Планы бывают разные Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный (цитатный), план – опорная схема .

Слайд 20

Вопросный план Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).

Слайд 21

Тезисный план Это план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим ). Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

Слайд 22

Назывной план Это план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ).

Слайд 23

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Слайд 24

Цитата — дословная выдержка из текста произведения или высказывания кого-либо.

Слайд 25

Правила составления цитатного плана Цитата должна быть заключена в кавычки. Если в качестве названия пункта плана используется часть цитаты, место пропуска слов обозначается многоточием. Для названия пункта плана следует использовать краткую, но точно отображающую смысл части цитату из текста.

Слайд 26

Храбрый опёнок (отрывок) Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше! Под тёмными ёлками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах — шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье! Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши! Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, — голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

Слайд 27

Составляем цитатный план текста «Храбрый опёнок» «Много по осени грибов уродилось». «…деды боровики стоят… Загляденье!» «…отцы подосиновики стоят… Тоже красота!». «…братцы маслята растут… Тоже хороши!» «…сестрицы сыроежки хороводы водят… Тоже неплохи!»

Слайд 28

Задание: Составьте план текста В. Осеевой «Сыновья»

Слайд 29

В.Осеева «Сыновья» Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: — Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. — А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит. — Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки. — Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: — Ну что? Каковы наши сыновья? — А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Слайд 30

Цитатный план текста «Сыновья» «…женщины брали воду из колодца». «Мой сынок ловок да силён». «А мой поёт , как соловей». «Ничего в нём особенного нет». «Идут женщины, останавливаются». «Один… кувыркается». «Другой… соловьём заливается». «А третий…». «Я только одного сына вижу».

Слайд 31

Домашнее задание: Составить цитатный план рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Примечание. За работу вы получите две оценки: Грамотность составления плана, подбор цитат из текста – по родному языку; Определение ключевых (главных) эпизодов рассказа – по литературе. Желаю удачи!

текст для составления плана

Однажды перед ученьем хозяин погладил Тётку и сказал:
— Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу тебя учить, хочу из тебя артистку сделать… Ты хочешь учиться этому, стать артисткой?
И он стал учить её разным выходкам. В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над её головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц могла с успехом заменять Фёдора Тимофеича в египетской пирамиде. Училась она очень охотно, ей это очень нравилось, и она была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на старом Фёдоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение. Тётке очень нравилось учиться, ведь она делала всё с огромным удовольствием, и ещё это нравилось её учителю. Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем, а учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки.
— Талант! Талант!  — говорил он.  — Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех!
И Тётка так привыкла к слову «талант», что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было её кличкой.
(По А. П. Чехову)

Простой план

(1). Желание хозяина сделать из собаки артистку.

(2). Обучение собаки.

(3). Восприятие собакой слова «талант».

РУССКИЙ ЯЗЫК Урок ______ 5 класс Дата _____________

ТЕМА. ПЛАН ТЕКСТА (ПРОСТОЙ).

Цели урока:

продолжить изучение темы «Текст», выявить особенности простого плана;

развивать умения связного устного высказывания; учиться анализу, синтезу, обобщению;

способствовать воспитанию духовно богатой, нравственно ориентирован­ной личности.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные:

воспринимает информацию устного и письменного сообщения, умеет воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости.

Соблюдение в практике речевого общения нормы литературного языка.

Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневном общении.

Предметные:

умение составлять простой и сложный план текста. Восстановление текста из разрозненных элементов. Умение определять микротемы текста.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: раздаточный материал, учебник.
Сценарий урока

I. Организационный момент.

Учитель приветствует обучающихся, решает организационные вопросы.

II. Орфографическая минутка.

Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, собака. (Взаимопроверка).

III. Актуализация  опорных знаний.

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Фронтальный опрос:

— Вспомните, что такое текст?

— Что такое тема, основная мысль текста?

— Назовите типы текста.

— Как строится текст?

— Что такое абзац? Микротема?

3-6 обучающихся в это время работают по карточкам – собирают текст из предложений.

КАРТОЧКА 1.

1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.

2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.

3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.

4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню. Ответ. 2, 4, 3, 1.

КАРТОЧКА 2

1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.

2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся-румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается».

3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.

4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем. Ответ. 3, 1, 2, 4.

IV. Определение темы и цели урока.

— А что может нам помочь при пересказе текста?

— Правильно, план. Что мы будем сегодня учиться делать? (дети определят тему,ставят цели урока)

— Запишите тему урока.

V. Изучение нового материала.

5.1 Пояснение учителем материала.

План текста – краткая программа, которую важно наметить при подготовке к сочинению, пересказу, изложению, докладу. Составить план – значить выделить части текста (микротемы), как они располагаются по отношению друг к другу, в каком порядке.

План может быть мысленным (внутренним), устным или письменным; простым или сложным. Если мы озаглавим каждую микротему, то получится план текста. Заголовок каждой микротемы – это пункты плана.

План может быть в форме вопросов – вопросный план, в форме повествовательных предложений, в форме назывных предложений, в форме цитат, картинный.

— Подробнее рассмотрим вопросный план. Он записывается в форме вопросов к тексту. Вопросы составляются к ключевым предложениям текста, в которых используются вопросительные слова: когда, сколько, как, почему.

При составлении плана из повествовательных предложений нужно содержание каждого абзаца (каждой микротемы) текста сформулировать кратко.

Чтобы составить план к тексту, необходимо:

  1. Внимательно изучить текст, понять его.

  2. Выделить тему и его основную мысль.

  3. Разбить его на смысловые части, микротемы.

  4. Озаглавить каждую смысловую часть.

5.2 Работа с текстом.

— Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?

Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл дверь и увидел на площадке не менее десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги и звоните мне сюда».

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.

— Тема: о том, как Гайдар наполнял повседневную жизнь радостью, о его авторитете мальчишеской среде, умении организовать мальчишек на доброе дело

— Какая основная мысль текста (ради чего этот текст написан)? (Спешите делать добро, берите пример с Гайдара, в бескорыстной помощи состоит человеческое счастье).

— Сколько смысловых частей в тексте? (5) Они соответствуют абзацам.

— Определите микротемы текста.

— Выпишите из 3 предложения грамматическую основу.

— Из 1-2 предложения выпишите имена существительные.

Физкультминутка для глаз

1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6—8 раз.

2. Быстро моргать в течение 10—12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10—12 секунд. Повторять 3 раза.

VI. Закрепление изученного материала.

— Давайте составим и запишем вопросный план текста.

1. Чем был необычен Аркадий Гайдар?

2. Как относились к Гайдару дети?

3. Какая беда случалась в семье московского писателя?

4. Какую команду Гайдар дал мальчишкам?

5. Как выполнили команду мальчишки?

-Давайте составим план в форме повествовательных предложений.

1. Аркадий Гайдар – легендарный человек.

2. Гайдар – лучший друг и предводитель мальчишек.

3. Гайдар делает всё, чтобы помочь в беде.

4. Гайдар дает мальчишкам команду к действию.

5. Мальчики выполнили просьбу Гайдара.

— Мы с вами составили два примера простого плана, на следующем уроке мы будем составлять сложный план.

VII. Этап рефлексии учебной деятельности.

Педагог просит дать самооценку своей работе. Определить, в чем возникали трудности? Чему научились?

VIII. Домашнее задание: составить план к тексту упражнения 144 (1), составить план для сообщения «Гордость — это хорошо или плохо», используя упражнение 144(2).

КАРТОЧКА 1.

1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.

2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.

3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.

4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню.

Ответ:_________________

КАРТОЧКА 2

1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.

2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся-румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается».

3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.

4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем.

Ответ:_________________

КАРТОЧКА 1.

1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.

2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.

3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.

4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню.

Ответ:_________________

КАРТОЧКА 2

1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.

2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся-румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается».

3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.

4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем.

Ответ:_________________

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?

Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл дверь и увидел на площадке не менее десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги и звоните мне сюда».

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?

Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл дверь и увидел на площадке не менее десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги и звоните мне сюда».

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.

§ 1  Что такое текст

В этом уроке вы узнаете, что такое план, каким он может быть, как он помогает в наших выступлениях и письменных работах и как его нужно составлять.

План текста – это краткая программа, которую важно наметить во время подготовки к сочинению, изложению, пересказу, докладу. Составить такую программу (составить план) – значит выделить части текста (микротемы), как они располагаются по отношению друг к другу, в каком порядке. План может быть мысленным (внутренним), устным или письменным, простым или сложным. Если мы озаглавим каждую микротему, то получится план текста. Пункты плана могут быть в форме вопросов (вопросный план), в форме повествовательных предложений (план из повествовательных предложений), в форме назывных предложений, в форме цитат, о которых вы подробнее узнаете в следующих классах. План может быть картинным, например серия последовательных сюжетных иллюстраций может помочь восстановить и передать цепочку событий в рассказе, изложении.

Подробнее поговорим о вопросном плане и плане из повествовательных предложений.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту. Вопросы составляются к ключевым предложениям текста. В вопросах нужно использовать вопросительные слова: когда, сколько, как, почему.

При составлении плана из повествовательных предложений нужно содержание каждого абзаца (каждой микротемы) текста сформулировать кратко.

§ 2  Учимся составлять план к тексту

Чтобы составить план к тексту, необходимо, во-первых, внимательно прочитать или прослушать текст, понять его, выяснить значение непонятных слов. Во-вторых, выделить тему текста и его основную мысль, в-третьих, разбить его на смысловые части, микротемы, в-четвёртых, озаглавить каждую смысловую часть. В ходе работы над темой мы можем уточнять, дорабатывать, перестраивать свой план, пробовать пересказать или изложить текст. Известный лингвист М.А. Рыбникова говорила: «… Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы».

План сослужит нам хорошую службу тогда, когда мы будем им пользоваться, мы будем как будто разворачивать каждый пункт плана в полный текст. При этом нужно будет продумывать переходы от одной части к другой.

Составим план к тексту об Аркадии Гайдаре.

«Ещё при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нём рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением лёгким, крылатым, неиссякаемым. Сила его воображения не вмещалась целиком на страницах его книг. Избыток этой силы как бы выплёскивался в повседневную жизнь, наполнял радостью, делал эту повседневность необычайной.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое-то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашёл Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл и увидел на площадке не меньше десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги. И звоните мне сюда».

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Вести неутешительные. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный телефонный звонок. Какой-то мальчик кричал издалека, что нашёл лекарство.

Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый».

Выделим тему текста. О чём этот текст? О том, как Гайдар наполнял повседневную жизнь радостью, о его авторитете в мальчишеской среде и умении организовать мальчиков на доброе дело.

Основная мысль текста (то, ради чего этот текст написан), может быть заключена в словах: «Спешите делать добро. Берите пример с Гайдара. В бескорыстной помощи состоит человеческое счастье».

Разделим текст на смысловые части. Их будет пять. Смысловые части будут соответствовать абзацам. Последние два абзаца лучше объединить в одну смысловую часть.

Вопросный план может быть следующим:

1. Чем был необычен Аркадий Гайдар?

2. Как относились к Гайдару дети?

3. Какая беда случилась однажды в семье московского писателя?

4. Какую команду дал Гайдар мальчишкам?

5. Как выполнили мальчишки просьбу Гайдара?

Повествовательный план может быть следующим:

1. Аркадий Гайдар – человек легендарный.

2. Гайдар — лучший друг и предводитель мальчишек.

3. Гайдар делает всё возможное, чтобы помочь в беде.

4. Гайдар даёт мальчишкам команду к действию.

5. Мальчики выполнили просьбу Гайдара.

Это были два примера простого плана. Сложный план включает в себя основные пункты и подпункты, он более подробный. К тексту о Гайдаре можно составить сложный план:

Сложный план может быть следующим:

1. Аркадий Гайдар – человек легендарный.

2. Гайдар — лучший друг и предводитель мальчишек.

3. Гайдар и мальчики вместе помогают в беде.

а) Своевременный звонок Гайдара с просьбой.

б) Мальчики двора откликнулись на просьбу Гайдара.

в) Команда к действию.

г) Ожидание вестей по телефону.

д) Через два с половиной часа лекарство было доставлено.

Обдуманный план очень важен на этапе подготовки к докладу, лекции, сочинению, изложению, написанию статьи и текстов других жанров. План может помочь восстановить содержание и последовательность прочитанного, услышанного. План может быть вопросным, состоять из повествовательных предложений; простым и сложным, устным и письменным, картинным.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить график движения рабочей силы календарный план
  • Как найти продукты оптом
  • Как найти вену если вен нет
  • Как правильно составить критерии оценки
  • Как найти служащего в армии человека