Как составить план текста рассуждения

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. План текста-рассуждения

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1. ТЕЗИС.

Формулируем тезис (утверждение, которое необходимо доказать).

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА  сочинения-рассуждения

  •  собственное высказывание (Я считаю, что… Я часто задумываюсь над вопросом и т.п.);

 СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

  • с помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни);
  • с помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи);
  •  виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо).

 2. АРГУМЕНТЫ —

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

  • приводим аргументы, факты, доказывающие данный тезис;
  • так как аргументов несколько, то используем специальные  вводные слова для оформления рассуждения: во-первых, во-вторых и т.д. Но если вы сомневаетесь,  поддерживаете в какой-то степени ту и другую точку зрения, уместнее использовать другие  вводные слова: с одной стороны, с другой стороны.

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:

  • глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим);
  • союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы,  для того чтобы);

 ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:

это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…

3. ВЫВОД — 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.

СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:

  • вводных слов (таким образом, итак);
  • синтаксических конструкций (в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу).

Советуем посмотреть:

Орфоэпический разбор

Описание

План текста-описания

Повествование художественного стиля. Рассказ

Повествование делового и научного стилей

План текста-повествования

Сравнительная характеристика

Способы сжатия текста

Способы связи предложений в тексте

Репортаж

Очерк

Как писать свободный диктант

Средства выразительности речи

Памятки


Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 515,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 521,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 607,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 573,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 574,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 541,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 480,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 505,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 609,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 610,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 614,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 24,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 31,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 35,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 185,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 186,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 187,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 190,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 191,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 239,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 613,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 206,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 209,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 38,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 404,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 264,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 38,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 343,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 428,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 524,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.

Как писать сочинение-рассуждение?

В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.

По «правилу трёх» можно строить и сочинение:

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:

Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.

Вступление в сочинении-рассуждении

Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.

Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».

Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».

Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.

Основная часть в сочинении-рассуждении

Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»

В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.

Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»

Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Каталог учебных заведений Адукар

Курсы подготовки к ЦТ и ЦЭ 2023

ЦТ онлайн

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Вконтакте, Instagram, Facebook, Telegram, TikTok, уведомления на adukar.ru.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Записывайся на итоговые занятия!

Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
Регистрируйся прямо сейчас и получи скидку 80% и крутые бонусы для подготовки!

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Сочинение для многих школьников становится одним из самых сложных видов учебных работ: оно носит творческий характер, в нём надо отразить и аргументировать собственную позицию. Мы уже давали советы по подготовке сочинений по истории, обществознанию, литературе, а сегодня подробнее остановимся на сочинении-рассуждении.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше лайфхаков и полезной информации вы найдёте в нашем телеграм-канале для учеников и студентов. А скидки и акции мы собрали в специальной группе.

Структура сочинения-рассуждения

Что значит сочинение-рассуждение? Уже из названия этого типа сочинения понятно, что оно посвящено размышлениям автора о предложенной проблеме. Она может быть взята из сюжета художественного произведения или общественной жизни либо сформулирована в виде цитаты.

План сочинения-рассуждения содержит те же пункты, что и другие творческие работы:

  1. Вступление (15-20% текста).
  2. Основная часть (60-70%).
  3. Выводы (15-20%).

Объём такого дискуссионного эссе обычно составляет 2 страницы, но встречаются и другие варианты. Мини-сочинение рассуждение может состоять из 1 страницы, а сочинения-рассуждения ЕГЭ должно содержать не менее 150 слов, иначе работу даже не проверят. Для итогового сочинения-рассуждения предусмотрен другой минимум — 250 слов.

По большому счету, не бывает правильных или неправильных рассуждений. Главное — доказать, что ваша позиция имеет право на существование, использовав для этого аргументы.

Как начать сочинение-рассуждение

Во введении сочинения-рассуждения нужно сформулировать вашу позицию по теме работы. Старайтесь при этом избегать категоричности: в большинстве случаев темы составлены так, что наиболее уместной будет выбор «золотой середины», а не одной из полярных точек.

Также во вступлении можно подчеркнуть актуальность поднятой проблемы или дать краткую информацию о произведении (если сочинение нужно писать по книге) или авторе цитаты (если тема представлена в форме высказывания).

Что такое аргумент в сочинении-рассуждении

Основная часть эссе-рассуждения должна включать аргументы, которые будут подтверждать тезис, сформулированный во введении. В качестве аргумента в сочинении-рассуждении можно использовать сюжеты классических произведений из школьной программы, факты, статистику, научные данные и личный опыт.

Оптимальное число аргументов — три, будет лучше, если они будут разноплановыми. Если вы готовите сочинение-рассуждение ОГЭ, модно ограничиться двумя аргументами, использовав приведённый в задании текст.

Вывод в сочинении-рассуждении

В качестве заключения при написании сочинения-рассуждения лучше всего использовать приём обобщения сказанного выше или призыв к действию. Главное, чтобы итог не противоречил сформулированному в начале тезису.

Клише для сочинения-рассуждения

Есть несколько универсальных фраз и оборотов, которые принято использовать при составлении сочинения-рассуждения или размышления:

  • «Многие не раз задумывались о том, что …»;
  • «Главная проблема, с которой столкнулось общество, заключается в …»;
  • «Автор обращает внимание на …»;
  • «Авторская позиция выражается в …»;
  • «Я согласен с автором в …»;
  • «Подтверждением сказанному может служит следующий факт …»;
  • «Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения …»;
  • «Во-первых …»;
  • «Во-вторых …»;
  • «Таким образом …»;
  • «Следовательно …».

Сочинение

Подготовка даже небольшого сочинения-рассуждения для многих становится самой сложной частью единого государственного экзамена

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как написать хорошее сочинение-рассуждение

Дадим несколько советов, как написать сочинение-рассуждение по русскому языку или литературе:

  1. Уделите основное внимание формулированию тезиса, от этого будет зависеть весь дальнейший текст.
  2. Лучше избегать аргументации из произведений, которые не входят в обязательный список. Преподаватели могут быть не знакомы с их сюжетом и не засчитать такое доказательство.
  3. Следите, чтобы введение и заключение перекликались, так вы подчеркнёте сформулированный тезис.
  4. Придерживайтесь плана сочинения-рассуждения по русскому или литературе, не смешивайте разные части структуры. Используйте правило: одна мысль — один абзац.
  5. Не поленитесь перечитать работу перед сдачей. Даже в краткое сочинение-рассуждение могут вкрасться ошибки или опечатки.

Пример сочинения-рассуждения

Приведём несколько образцов сочинения-рассуждения:

  1. Сочинение-рассуждение на тему «Нравственный долг — выбор или необходимость?».
  2. Пример сочинения-рассуждения ОГЭ.
  3. Шаблон сочинения-рассуждения.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, как писать сочинение-рассуждение и сможете подготовить хорошую работу. Или, если не уверены в своих силах, доверить написание профессионалам: оставляйте заявку на сочинение и будьте уверены в высокой оценке.

Анастасия

Анастасия Бабина. В моей фамилии часто ставят ударение на «И», но я привыкла. Копирайтер и редактор компании Zaochnik. Любительница мистических триллеров, отчаянный киноман и гурман в хорошей форме.

как написать сочинение рассуждение.png

Каждый учащийся сталкивается с вопросом, как написать сочинение-рассуждение по русскому языку. Такое задание зачастую встречается на ЕГЭ.

Для самостоятельной подготовки следует повторить весь необходимый материал о том, как пишется сочинение-рассуждение. А тем, у кого нет времени искать информацию в учебниках и прочей литературе, поможет данная статья.

Требования к оформлению сочинения-рассуждения

Основные требования, которые нужно соблюдать при написании сочинения:

  • Так как речь идет о серьезной работе, в тексте не должно присутствовать никаких смайлов, фривольностей, юмора, просторечий и сленговых оборотов (кроме случаев цитирования).

  • Постарайтесь не использовать штампы и обязательно следите за читабельностью текста.

  • Следует максимально исключить наличие ошибок в тексте работы. Речь идет не только об орфографии, но и пунктуации, речевых оборотах и стилистике.

Из каких частей состоит сочинение-рассуждение

Каждое сочинение имеет свою структуру. Это первое, что нужно знать практически о любом труде – его структуру, базовые понятия и основы. На ЕГЭ ученики придерживаются следующей:

  • Введение — необходимо подвести читателя к проблеме, сделать это можно путем рассуждений об эпохе, глобально поднятой теме и фактов из биографии писателя.
  • Описание проблемы и комментарий к ней — четко определитесь с проблемой, к которой вы с легкостью найдете аргументы.
  • Изложение позиции автора — поведайте читетелю об авторском отношении к заявленной проблеме, обязательно подкрепляя примерами.
  • Изложение вашей собственной позиции — сформулируйте свои тезисы и аргументы по отношению к позиции автора.
  • Аргументы — на них строится все сочинение-рассуждение, воспользуйтесь примерами из литературы, науки или собственной жизни.
  • Заключение — обобщайте все, что было до и склоняйте читателя к размышлениям.

Как написать сочинение-рассуждение

Для начала напомним, как выглядит само задание перед написанием сочинения-рассуждения. А потом перейдем к основным рекомендациям, которые помогут вам сдать сочинение на высший балл.

Например:

сочинениерассуждение задание.jpg

  • Как можно точнее и полнее формулируйте мысль, которую хотите доказать в сочинении.
  • Исходя из мысли, можно подобрать парочку (а лучше три) аргументов, которые будут доказывать правильность вашей точки зрения. Лучше оцениваются доводы, полученные из научной, публицистической или художественной литературы.
  • В заключении следует использовать вывод, подтверждающий ваш тезис. Не следует перечислять все доводы лишний раз, это ни к чему. Итоговая фраза отлично впишется в эту часть сочинения.

Пример заключения в сочинении-рассуждении

концовка сочинение рассуждение егэ.jpg

Этапы написания сочинения-расссуждения

  1. В качестве тренировки напишите небольшое сочинение-рассуждение. Перечитайте его, проверьте на различные ошибки, подумайте, весомы ли приведенные вами доводы.

  2. Распределять аргументы в тексте лучше всего следует по степени их убедительности – от менее надежного довода к неопровержимому.

  3. Обязательно перечитывайте свою работу, поскольку это практически всегда помогает выявить ряд ошибок и улучшить текст. Составьте план, как написать сочинение-рассуждение. Это поможет действовать организованно и сэкономить время.

  4. Если вдруг не уверены в правильности написания слова, не рискуйте, используя телефон на экзамене. Это может привести к плачевным последствиям. Просто замените слово подходящим синонимом или целиком перестройте предложение.

Вступление в сочинении-рассуждении

Эта часть работы довольно важна, так как с нее начинается рассуждение над поставленной проблемой. Здесь необходимо написать об актуальности вопроса, можно немного сказать об истории возникновении данной проблемы, привести пару примеров.

Важной частью вступления является согласие или несогласие с приведенным тезисом и подготовка площадки для аргументов в защиту своего мнения.

Пример вступления в сочинении-рассуждении

вступление соч расс.png

Основная часть сочинения-рассуждения

Самая важная часть сочинения. То ради чего оно вообще пишется. Здесь нужно доказать свою точку зрения, приводя аргументы в ее защиту. Можно использовать примеры из жизни, литературы, опираться на слова авторитетных персон. Объем основной части должен быть примерно ⅔ всей работы.

Для доказательства своего мнения используйте такие слова: я считаю, с одной стороны, с другой стороны, допустим, можно привести пример, подтверждением сказанного можно считать и т.д.

Пример основной части

основ часть соч расс.png

Заключение в сочинении-рассуждении

Последняя часть сочинения – это заключение или выводы. Здесь нужно красиво и четко сформулировать итоги своего рассуждения по проблеме. Можно добавить о важности темы в современном мире. Также стоит описать свои впечатления и мысли, которые появились во время рассуждения над проблемой.

заключение соч расс.png

Как комиссия оценивает сочинение

  • Проверяется правильность формулировки проблемы (для соблюдения данного критерия можете воспользоваться распространенными клише для постановки проблемы).

Пример проблемы в сочинении-рассуждении

проблемы в сочинении.jpg

  • Оценивается соблюдение смысловой целостности изложения и последовательности мыслей.
  • Проводится проверка пунктуации, речевых оборотов, орфографии и стилистики.
  • Рассматриваются аргументы автора.

На просторах Интернета можно за секунды найти целые банки аргументов для сочинений-рассуждений. Например:

аргументы сочинение рассуждение.jpg

Полезные советы

  • Следует понимать, что категоричность в выводе не уместна.
  • Лучше всего подвести читателя к размышлению о правильности вашей позиции.
  • Старайтесь не дробить текст сильно.
  • Подобный труд должен содержать минимум три абзаца.

Для удобства работы с текстом используйте планирование. Как составить план сочинения, читайте в Справочнике.

Возникли трудности с написанием работы? Не знаете, где заказать сочинение? Эксперты сервиса Студворк помогут вам справиться с этой задачей!

Скачать пример сочинения-рассуждения

Нужен план именно для сочинения-рассуждения по литературе. Для написания сочинения по литературному произведению.

Рассуждение состоит из трех частей

  1. Тезисы
  2. Основная часть
  3. Выводы.

В сочинении по литературному произведению тезисы заменяются вступление. В нем вы пишите общие сведения о книге, произведении, авторе, событии, о том, что будете раскрывать в основной части.

В основной части вы приводите не менее трех и не более шести доказательств, в которых раскрываете основную мысль заданной темы. Сначала самое главное, затем второстепенное.

Когда все доводы приведены и сказать нечего, делаем выводы.

План выглядит так:

Ι. Вступление 0,5 страницы

ΙΙ. Основная часть 4-5 страниц

  1. Главное доказательство
  2. доказательство
  3. доказательство
  4. второстепенные доказательства
  5. второстепенные доказательства
  6. второстепенные доказательства

ΙΙΙ. Выводы 0,5 страницы

Цифры пишите такие же. Это важно.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

elena-kh
[245K]

8 лет назад 

План сочинения-рассуждения может быть таким: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении Вы можете прямо задавать вопросы, которые хотите рассмотреть в сочинении. В основной части приводите доказательства, факты. Используйте слова: во-первых, во-вторых, поэтому, следовательно, кроме того. Сначала должна быть мысль — затем ее доказательство.

В заключении Вы должны сделать вывод из всех доказательств.

Если Вам нужно составить план для преподавателя, не забудьте его пронумеровать. Например: 1. Вступление. И рядом напишите количество страниц, например: 0.5 страниц. В основной части напишите, например, так: «Доказательство 1. Доказательство 2».

План сочинения-рассуждения по литературе.

Сочинение-рассуждение это, в первую очередь, выражение собственной точки зрения ученика(!) через умение мыслить, анализировать полученную информацию проецируя ее на собственный опыт, собственные морально-идеологические установки.

Стержень сочинения-рассуждения должен иметь конкретно выраженный фон — исключительно субъективное понимание проблемы обозначенной в произведении. И именно это делает его более привлекательным для проверяющего — если по тексту прослеживается явное понимание сути (не важно согласен ли ученик с точкой зрения автора произведения или нет) и четко объясняется своя позиция по отношению к этому, это уже половина успеха — положительный бал к общей оценке.

Структура сочинения-рассуждения может быть общей.

  1. Во вступлении можно указать проблемы прочитанного текста.
  2. Далее, абзацем собственные комментарии.
  3. Выделите, основную мысль произведения, именно своими словами, так как вы её понимаете.
  4. После этого самое время, интегрировать в текст свое отношение к прочитанному, к сюжету, к героям, к морали автора которую он хотел до вас (как вам кажется) донести.
  5. Подкрепите свое согласие (или несогласие) с позицией автора или действиями героев, аргументированными доказательствами, более убедительным (опять же для проверяющего в первую очередь) станут ваши примеры из собственного жизненного опыта, пусть и написаны «не писательским слогом» (еще раз повторюсь — «главное живость и реальность»!!!)
  6. Кульминацией (триумфальным завершением) сочинения-рассуждения будут разумеется выводы, которые вас (именно вас!) утвердили в согласии (или не согласии) с позицией автора или же с точкой зрения и правильностью мыслей и действий героев произведения…

P.S. — сочинение-рассуждение не нужно придумывать, нужно просто «отпустить» свою мысль в свободный полет..) А в помощь вам к этому весь ваш богатый словарный запас, ибо мало иметь мысли — их нужно еще и точно выразить..

владс­андро­вич
[766K]

6 лет назад 

План нужен, особенно если вы не можете свободно и конструктивно мыслить, так как он поможет вам сделать свое сочинения-рассуждения, гораздо более структурированным.

Конечно много зависит от тематики и от нее гораздо легче отталкиваться, но в общем, я бы написал так:

1)Общее понимание, той или иной проблематики в целом. Здесь вы можете приводить и свои мысли, но больше можно делать упор, на то что имеется, как базы в общем.

2) Ваше личное мнение об этом.

3) Примеры из вашей практической жизни, которые составляют практическую часть изложенного об этом.

4) Ваши выводы, на фоне всего изложенного об этом.

Иоанн­а1982
[24.7K]

8 лет назад 

Рассуждение-это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Для того, чтобы написать рассуждение, нужно уметь убеждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Состоит рассуждение из трех основных частей.

Сначала высказывается какая-либо мысль, ТЕЗИС.Тезис должен быть четко сформулирован и доказуем. (Например: Пингвины живут в Антарктиде.)I ЧАСТЬ. Соответственно, раз это вступительная часть, предложение о пингвинах нужно распространить, т.е. объяснить, кто такие пингвины, откуда известно, что они живут именно в Антарктиде.

II Часть.Доказательство( или опровержение).

Доказательства, или аргументы, должны подтверждаться примерами.Раз это основная, самая объемная часть, то и аргументов(примеров) должно быть много (Жизнь пингвинов в Антарктиде, их повадки, питание, выведение потомства, примеры, т.е. АРГУМЕНТы должны быть неоспоримыми и доказательными. Чем более убедительны аргументы, тем неотразимее само рассуждение и тем бесспорнее ВЫВОД

Итак, IIIчасть -это ВЫВОД ( По объему вывод такой же примерно, как вступление , т.е. 1/3 объема всего сочинения).В выводе подводим итоги рассуждения. Логически оформляем текст в завершенную форму.(Например: Итак, мы убедились, что пингвины действительно живут в Антарктиде, и климатические условия полностью подходят для проживания этих прекрасных плавающих птиц.)

Важно, чтобы в сочинении-рассуждении между частями(т.е. между тезисом и аргументами, между аргументами и выводом устанавливалась правильная логическая и грамматическая связь.

Рассуждение может быть написано в разных жанрах: в жанре письма, научной статьи, рецензии, доклада, публичного полемического выступления.И, естественно,в форме обычного школьного сочинения.

Структура плана такого сочинения понятна: Вступление (тезисы), Доказательство и Заключение. Все в целом рассчитано на 3-4 страницы. Вступление обычно содержит какое-то утверждение и описывает ваше к нему отношение. Может содержать слова «Я считаю», «Я уверена» и подобные им, а может быть выполнено в форме отступления с напрашивающимся выводом — «Каждый хочет иметь друзей, а для этого необходимо уметь дружить». Далее следуют доказательства вашей мысли, то есть основная часть сочинения. Их можно нумеровать или ограничится вступительным «во-первых». Важно четко аргументировать свою мысль, неплохо выглядит приглашение читателю поучаствовать в процессе доказательства лично — фразами типа «Давайте попробуем разобраться» или «Давайте найдем». Ну и завершение доказательства выполняется словосочетаниями «Отсюда вытекает, что» и подобных ему.

Остается только сделать вывод: «Итак, мы пришли к выводу (обнаружили)…»

tana7­6
[124K]

6 лет назад 

Для написания аргументированного сочинения-рассуждения рекомендую придерживаться плана:

  • сформулировать тезисно основную мысль сочинения.

Это может быть какое-то высказывание, подготавливающее к дальнейшему обсуждению проблемы.

Начать можно словами «Я часто задумываюсь над тем, …». «В современном мире актуальной можно назвать проблему …», привести высказывваение известного человека или пословицу «Всем известно …» или «…. сказал, что…»

  • аргументация в пользу основной мысли

Используем обороты и вводные слова (во-первых,с одной стороны…), привести примеры (используем выражения — «это можно объяснить тем, что…», «так как»).

  • заключение

Плавно вытекающий из изложенного вывод (с помощью вводных слов «итак,», «следуя из вышеизложенного»).

дольф­аника
[379K]

6 лет назад 

План составим примерно так

В первом пункте напишем главную мысль и зададим вопрос, даем основу для сочинения.

1 Вступление.

Во втором пункте напишем основные мысли, к чему привел вопрос заданный в первом пункте.

Можно взять небольшое произведение, поставить к нему вопрос и написать план второго пункта общими значениями. Например

2 Основная часть.

а. Почему у меня возник вопрос…

б. Какая фраза натолкнула

в. Какие аргументы могу привести

г. Какими цитатами из произведения.

И к каждому пункту можно в скобочках указать нумерацию доказательств.

И в последнем пункт выводим вывод о своих рассуждениях.

И как всегда, чем подробней план, тем легче писать.

Feeri­ya777
[53.9K]

7 лет назад 

Составить план сочинения — рассуждения означает озаглавить каждую его часть.

Сочинение должно состоять из трех частей:

  1. Вступление (тезис).
  2. Основная часть (доказательство).
  3. Заключение (вывод).

Текст вступления формулируется в соответствии с заданной темой и должен быть направлен на подчеркивание основной мысли, которая будет раскрываться дальше. Для вступления достаточно 3-4 предложений.

Основная часть направлена на раскрытие темы сочинения. Она должна быть теоретически обоснованной и подтверждаться примерами из текста для чтения.

В заключении своими словами делаете выводы к каким пришли после изучения данного произведения.

Татья­на Нег
[77.7K]

8 лет назад 

Если речь идет об экзаменационном сочинении в 11 классе, то план-схема должен быть таким:

1.Вступление 0,5 страницы

2.Первое доказательство (анализ первого художественного произведения или эпизода)1-1,5 стр.

3.Второе доказательство (анализ второго художественного произведения или эпизода)1-1,5 стр.

4.Заключение 0,5 страницы.

Всего должно быть 3-4 страницы.

Знаете ответ?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти корни уравнения третьей степени
  • Как составить план текста по русскому языку 5 класс ладыженская
  • Как составить график движения рабочей силы календарный план
  • Как найти продукты оптом
  • Как найти вену если вен нет