Как составить план текста в форме повествовательных предложений

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. План текста-повествования

Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.

Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.

Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.

Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?

Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве.

Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).

План сочинения-повествования

1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.

Как работать над рассказом

1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.

Советуем посмотреть:

Орфоэпический разбор

План текста-рассуждения

Описание

План текста-описания

Повествование художественного стиля. Рассказ

Повествование делового и научного стилей

Сравнительная характеристика

Способы сжатия текста

Способы связи предложений в тексте

Репортаж

Очерк

Как писать свободный диктант

Средства выразительности речи

Памятки


Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 433,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 82,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 456,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 225,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 253,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 2,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 302,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 414,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


§ 1  Что такое текст

В этом уроке вы узнаете, что такое план, каким он может быть, как он помогает в наших выступлениях и письменных работах и как его нужно составлять.

План текста – это краткая программа, которую важно наметить во время подготовки к сочинению, изложению, пересказу, докладу. Составить такую программу (составить план) – значит выделить части текста (микротемы), как они располагаются по отношению друг к другу, в каком порядке. План может быть мысленным (внутренним), устным или письменным, простым или сложным. Если мы озаглавим каждую микротему, то получится план текста. Пункты плана могут быть в форме вопросов (вопросный план), в форме повествовательных предложений (план из повествовательных предложений), в форме назывных предложений, в форме цитат, о которых вы подробнее узнаете в следующих классах. План может быть картинным, например серия последовательных сюжетных иллюстраций может помочь восстановить и передать цепочку событий в рассказе, изложении.

Подробнее поговорим о вопросном плане и плане из повествовательных предложений.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту. Вопросы составляются к ключевым предложениям текста. В вопросах нужно использовать вопросительные слова: когда, сколько, как, почему.

При составлении плана из повествовательных предложений нужно содержание каждого абзаца (каждой микротемы) текста сформулировать кратко.

§ 2  Учимся составлять план к тексту

Чтобы составить план к тексту, необходимо, во-первых, внимательно прочитать или прослушать текст, понять его, выяснить значение непонятных слов. Во-вторых, выделить тему текста и его основную мысль, в-третьих, разбить его на смысловые части, микротемы, в-четвёртых, озаглавить каждую смысловую часть. В ходе работы над темой мы можем уточнять, дорабатывать, перестраивать свой план, пробовать пересказать или изложить текст. Известный лингвист М.А. Рыбникова говорила: «… Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы».

План сослужит нам хорошую службу тогда, когда мы будем им пользоваться, мы будем как будто разворачивать каждый пункт плана в полный текст. При этом нужно будет продумывать переходы от одной части к другой.

Составим план к тексту об Аркадии Гайдаре.

«Ещё при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нём рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением лёгким, крылатым, неиссякаемым. Сила его воображения не вмещалась целиком на страницах его книг. Избыток этой силы как бы выплёскивался в повседневную жизнь, наполнял радостью, делал эту повседневность необычайной.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое-то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашёл Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл и увидел на площадке не меньше десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги. И звоните мне сюда».

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Вести неутешительные. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный телефонный звонок. Какой-то мальчик кричал издалека, что нашёл лекарство.

Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый».

Выделим тему текста. О чём этот текст? О том, как Гайдар наполнял повседневную жизнь радостью, о его авторитете в мальчишеской среде и умении организовать мальчиков на доброе дело.

Основная мысль текста (то, ради чего этот текст написан), может быть заключена в словах: «Спешите делать добро. Берите пример с Гайдара. В бескорыстной помощи состоит человеческое счастье».

Разделим текст на смысловые части. Их будет пять. Смысловые части будут соответствовать абзацам. Последние два абзаца лучше объединить в одну смысловую часть.

Вопросный план может быть следующим:

1. Чем был необычен Аркадий Гайдар?

2. Как относились к Гайдару дети?

3. Какая беда случилась однажды в семье московского писателя?

4. Какую команду дал Гайдар мальчишкам?

5. Как выполнили мальчишки просьбу Гайдара?

Повествовательный план может быть следующим:

1. Аркадий Гайдар – человек легендарный.

2. Гайдар — лучший друг и предводитель мальчишек.

3. Гайдар делает всё возможное, чтобы помочь в беде.

4. Гайдар даёт мальчишкам команду к действию.

5. Мальчики выполнили просьбу Гайдара.

Это были два примера простого плана. Сложный план включает в себя основные пункты и подпункты, он более подробный. К тексту о Гайдаре можно составить сложный план:

Сложный план может быть следующим:

1. Аркадий Гайдар – человек легендарный.

2. Гайдар — лучший друг и предводитель мальчишек.

3. Гайдар и мальчики вместе помогают в беде.

а) Своевременный звонок Гайдара с просьбой.

б) Мальчики двора откликнулись на просьбу Гайдара.

в) Команда к действию.

г) Ожидание вестей по телефону.

д) Через два с половиной часа лекарство было доставлено.

Обдуманный план очень важен на этапе подготовки к докладу, лекции, сочинению, изложению, написанию статьи и текстов других жанров. План может помочь восстановить содержание и последовательность прочитанного, услышанного. План может быть вопросным, состоять из повествовательных предложений; простым и сложным, устным и письменным, картинным.

Содержание

  • § 1  Что такое текст
  • § 2  Учимся составлять план к тексту
  • Список использованной литературы:
  • Список рекомендованной литературы:

§ 1  Что такое текст

В этом уроке вы узнаете, что такое план, каким он может быть, как он помогает в наших выступлениях и письменных работах и как его нужно составлять.

План текста – это краткая программа, которую важно наметить во время подготовки к сочинению, изложению, пересказу, докладу. Составить такую программу (составить план) – значит выделить части текста (микротемы), как они располагаются по отношению друг к другу, в каком порядке. План может быть мысленным (внутренним), устным или письменным, простым или сложным. Если мы озаглавим каждую микротему, то получится план текста. Пункты плана могут быть в форме вопросов (вопросный план), в форме повествовательных предложений (план из повествовательных предложений), в форме назывных предложений, в форме цитат, о которых вы подробнее узнаете в следующих классах. План может быть картинным, например серия последовательных сюжетных иллюстраций может помочь восстановить и передать цепочку событий в рассказе, изложении.

Подробнее поговорим о вопросном плане и плане из повествовательных предложений.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту. Вопросы составляются к ключевым предложениям текста. В вопросах нужно использовать вопросительные слова: когда, сколько, как, почему.

При составлении плана из повествовательных предложений нужно содержание каждого абзаца (каждой микротемы) текста сформулировать кратко.

§ 2  Учимся составлять план к тексту

Чтобы составить план к тексту, необходимо, во-первых, внимательно прочитать или прослушать текст, понять его, выяснить значение непонятных слов. Во-вторых, выделить тему текста и его основную мысль, в-третьих, разбить его на смысловые части, микротемы, в-четвёртых, озаглавить каждую смысловую часть. В ходе работы над темой мы можем уточнять, дорабатывать, перестраивать свой план, пробовать пересказать или изложить текст. Известный лингвист М.А. Рыбникова говорила: «… Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы».

План сослужит нам хорошую службу тогда, когда мы будем им пользоваться, мы будем как будто разворачивать каждый пункт плана в полный текст. При этом нужно будет продумывать переходы от одной части к другой.

Составим план к тексту об Аркадии Гайдаре.

«Ещё при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нём рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением лёгким, крылатым, неиссякаемым. Сила его воображения не вмещалась целиком на страницах его книг. Избыток этой силы как бы выплёскивался в повседневную жизнь, наполнял радостью, делал эту повседневность необычайной.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое-то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашёл Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл и увидел на площадке не меньше десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги. И звоните мне сюда».

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Вести неутешительные. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный телефонный звонок. Какой-то мальчик кричал издалека, что нашёл лекарство.

Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый».

Выделим тему текста. О чём этот текст? О том, как Гайдар наполнял повседневную жизнь радостью, о его авторитете в мальчишеской среде и умении организовать мальчиков на доброе дело.

Основная мысль текста (то, ради чего этот текст написан), может быть заключена в словах: «Спешите делать добро. Берите пример с Гайдара. В бескорыстной помощи состоит человеческое счастье».

Разделим текст на смысловые части. Их будет пять. Смысловые части будут соответствовать абзацам. Последние два абзаца лучше объединить в одну смысловую часть.

Вопросный план может быть следующим:

1. Чем был необычен Аркадий Гайдар?

2. Как относились к Гайдару дети?

3. Какая беда случилась однажды в семье московского писателя?

4. Какую команду дал Гайдар мальчишкам?

5. Как выполнили мальчишки просьбу Гайдара?

Повествовательный план может быть следующим:

1. Аркадий Гайдар – человек легендарный.

2. Гайдар — лучший друг и предводитель мальчишек.

3. Гайдар делает всё возможное, чтобы помочь в беде.

4. Гайдар даёт мальчишкам команду к действию.

5. Мальчики выполнили просьбу Гайдара.

Это были два примера простого плана. Сложный план включает в себя основные пункты и подпункты, он более подробный. К тексту о Гайдаре можно составить сложный план:

Сложный план может быть следующим:

1. Аркадий Гайдар – человек легендарный.

2. Гайдар — лучший друг и предводитель мальчишек.

3. Гайдар и мальчики вместе помогают в беде.

а) Своевременный звонок Гайдара с просьбой.

б) Мальчики двора откликнулись на просьбу Гайдара.

в) Команда к действию.

г) Ожидание вестей по телефону.

д) Через два с половиной часа лекарство было доставлено.

Обдуманный план очень важен на этапе подготовки к докладу, лекции, сочинению, изложению, написанию статьи и текстов других жанров. План может помочь восстановить содержание и последовательность прочитанного, услышанного. План может быть вопросным, состоять из повествовательных предложений; простым и сложным, устным и письменным, картинным.

Список использованной литературы:

  • Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабкина М.В. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011. — 152 с.
  • Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  • Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык V класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  • Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. — 2-е изд. — М.: Линка-Пресс, 1994. — 196с.
  • Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  • Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  • Комиссарова Л.Ю. Начальная школа. Русский язык. 4 класс. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников: 4 кл. / М.: АСТ: Астрель, 2012. – 64 с.
  • Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М., 1988. — 240 с.
  • Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. — М.: 2010.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М. , 1992.
  • Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 64 с.
  • Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  • Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы — составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. — М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  • Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. — М.: Просвещение ,1993. — 287 с.
  • Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфографи
  • Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 280 с. — ФГОС.
  • Список рекомендованной литературы:

  • Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. — М.: Просвещение, 1988.
  • Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Пер. с польского Д.С. Гальпериной. – 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 190 с.
  • Дорохов А. Как себя вести. Беседы о вежливости и правилах поведения. — Изд-во Педагогика, 1970.
  • К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло. Словарь эпитетов русского литературного языка.- Наука. Ленинградское отделение, 1979.
  • Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. — Саратов: Лицей, 2006. — Ч.1.- 64 с.
  • Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. Перевод с немецкого С.Т.Бугло. — 1986. Магистр вежливых наук, или Путешествие в страну Патафию: Сборник прозы польских авторов / Пер. и пересказ с польского Г. Языковой и Д. Гальпериной. – М.
  • Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. — М.: 2010. — 192 с.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М. , 1992.
  • Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. — М.: Просвещение, 1993. — 287 с.
  • Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 280 с. — ФГОС.
  • Шанский Н.М. В мире слов. М., 1985.
  • Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура / Авт.-сост. Н.В. Чудакова; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.:АСТ, 1996. – 480 с.
  • Предыдущая

    5 классВидеоурок «Как строится текст?»

    Следующая

    5 классВидеоурок «Сочетание разных типов речи»

    Прежде чем приступать к написанию статьи, автору необходимо понять, что именно и в каком порядке он собирается описывать. В этом помогает план текста – изложенные в виде списка и логически структурированные основные мысли статьи.

    Давайте разберемся, как составить план текста, поговорим о видах планов и требованиях, которые необходимо соблюдать при их написании.

    Зачем нужен план текста?

    • План облегчает автору задачу и значительно ускоряет процесс написания текста, избавляет от страха белого листа.
    • Закончив одну часть статьи, вам не придется думать, о чем рассказывать дальше – достаточно посмотреть в план и раскрыть следующий пункт.
    • План не даст запутаться, отступить от темы, поможет более четко и доступно для читателя сформулировать свои мысли.
    • Кроме того, если вы пишете тексты на заказ, после составления плана вы можете согласовать его с заказчиком, дабы тот убедился, что вы правильно поняли свою задачу.

    Комьюнити теперь в Телеграм

    Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

    Подписаться

    Особенности написания плана

    Прежде чем приступить к написанию плана текста, внимательно изучите всю найденную информацию по теме, а затем выделите основную идею. Задумайтесь о том, какую задачу должна решать статья, на какой вопрос читателя отвечать. Информация, которая содержит ответ на вопрос, и определит структуру текста.

    Собранные для написания текста сведения необходимо разделить на несколько частей, разбить на смысловые блоки, выделить логические категории для удобства восприятия информации.

    Поставьте себя на место читателя, обратившегося к вашей статье для решения своей проблемы. Подумайте, какие именно данные будут наиболее важны для него и какие советы могут быть максимально полезны. Теперь опишите все это в виде последовательности пунктов, и ваш план будет готов, а дальше можно приступать к написанию и редактированию материала.

    При составлении плана нужно учитывать характер текста. Например, при написании новостей и обзоров в первых пунктах плана нужно отразить самые важные, привлекающие внимание данные, в середине статьи подробно раскрыть изложенные в начале сведения, а в конце расположить обобщение или дополнительную информацию. Тогда как при написании научных статей автор, наоборот, сначала излагает аргументы, ссылается на авторитетные источники и только в конце текста озвучивает основную идею материала.

    Тезисный план

    Виды планов текста

    Статья состоит из заголовка, введения, основной части и заключения. Рассмотрим, какие виды планов позволяют структурировать информацию основной части текста.

    Назывной план

    Назывной план состоит из небольших заголовков, включающих обычно от 2 до 4 слов. Глаголы в таком типе плана не используются, содержание пунктов выражается существительными в именительном падеже и прилагательными. Каждый пункт такого плана состоит из опорных слов и словосочетаний, которые отражают какой-то процесс, явление либо состояние.

    Пример назывного плана для данной статьи:

    1. Назначение плана текста.
    2. Особенности написания плана.
    3. Виды планов текста.
    4. Требования к плану текста.

    Вопросный план

    Структура плана этого типа основана на вопросах, которые автор задает к каждому смысловому блоку текста. На мой взгляд, это самый простой вариант плана, так как уже в процессе обдумывания темы и сбора материала для статьи вопросы возникают сами собой. Этот вариант идеально подойдет, если вы пишете руководство, инструкцию или обучающую статью. Начинайте вопросительные предложения со слов: как, когда, почему, какой, сколько, кто, каким образом и т. п.

    Например, к текущей статье вопросный план может быть таким:

    1. Зачем нужен план текста?
    2. В чем заключаются особенности написания плана?
    3. Какие существуют виды планов текста?
    4. Как проверить правильность составления плана?

    Тезисный план

    Тезисный план – это план, состоящий из тезисов, как и назывной, однако здесь обязательно используются глаголы, из-за чего пункты получаются длиннее. Тезис представляет собой основную мысль нескольких абзацев, которая сформулирована в одном предложении. Подлежащее в каждом пункте обозначает тему, а сказуемое раскрывает ее.

    На каждую тысячу знаков рекомендует отводить один пункт в тезисном плане. Соответственно, если в статье 5000 знаков, пунктов-тезисов должно быть 5.

    Рассмотрим, что такое тезисный план на примере этой статьи:

    1. Причины, по которым имеет смысл составлять план текста.
    2. Действия, которые необходимо выполнить в начале написания плана.
    3. Нюансы, которые необходимо учесть при составлении плана в зависимости от характера текста.
    4. Виды планов могут быть разными и каждый подходит для определенных типов текста.
    5. Требования, которым должен соответствовать правильно составленный план.

    Опорный план

    Опорный план-схема характерен тем, что в качестве его пунктов используются только ключевые мысли, самые значимые слова или отрывки предложений, на которые автор будет опираться при написании текста. План этого типа хорошо подходит для составления текста устного выступления, презентации, а также при написании различных небольших по объему текстов, таких как новости, анонсы, краткие обзоры и т.п.

    В опорную схему уместно включить главные факты, цифры, названия предметов, а также имена действующих лиц и цитаты. Каждый пункт данного плана является опорой, вызывающей яркие, детальные картины, которые передают содержание текста. Назначение этого вида плана – систематизация собранного материала и облегчение последующего воспроизведения информации. Пункты в таком плане могут существенно отличаться друг от друга как по структуре, так и по длине.

    Пример опорного плана:

    1. 4 причины целесообразности написания плана текста.
    2. Какие особенности надо учитывать при написании плана.
    3. 5 видов планов текста с примерами.
    4. В каких случаях можно обойтись простым, а когда нужен сложный план.
    5. Чек-лист проверки правильности составления плана текста.

    Смешанный план

    Совсем необязательно стремиться к тому, чтобы все пункты плана представляли собой вопросы или являлись тезисами статьи, можно составить план смешанного типа. Например:

    1. Зачем нужен план текста?
    2. Особенности написания плана.
    3. Какие существуют виды планов текста?
    4. Чек-лист проверки правильности составления плана.

    Простые и сложные планы текста

    Планы текста по своему типу также можно разделить на простые и сложные. Сложный план отличается большей развернутостью и содержит подпункты. Это необходимо, если статья содержит мысли разного уровня, когда определенная мысль раскрывается посредством нескольких других. Используйте сложные планы с пронумерованными пунктами и подпунктами, оформленными как маркированный список, для длинных серьезных статей со множеством подзаголовков – в этом случае вы не упустите из вида ни одну даже самую мелкую деталь.

    В других случаях можно ограничиться составлением простого плана, в котором пункты располагаются последовательно.

    Сложный план для данной статьи может выглядеть так:

    1. Зачем нужен план текста?
    2. В чем заключаются особенности написания плана?
      • С чего начинается составление плана
      • Зависимость от характера текста
    3. Какие существуют виды планов текста?
      • Назывной план
      • Вопросный план
      • Тезисный план
      • Опорная схема
      • Смешанный тип
      • Простые и сложные планы текста
    4. Как проверить правильность составления плана?

    План текста

    Требования к плану текста

    Правильно составленный план текста должен соответствовать ряду требований:

    • Во-первых, он должен иметь четкую, логичную структуру, при взгляде на которую сразу должно быть ясно, о чем пойдет речь в статье. Все пункты плана должны быть связаны между собой. При прочтении плана не должно возникать дополнительных вопросов, ход повествования должен быть плавным, а пункты должны подробно раскрывать основной вопрос или задачу текста.
    • Следите за тем, чтобы информация в разных пунктах не повторялась – в двух разных пунктах плана не должно описываться одно и то же разными словами.
    • Обратите внимание на полноту раскрытия темы – план должен содержать исчерпывающую информацию и отражать все нюансы выбранной тематики.
    • В плане не должно быть лишних пунктов. Если по определенной подтеме нечего написать кроме краткой формулировки, объединяйте такие пункты с другими.
    • Пункты плана не должны напоминать целые абзацы, их длина не должна превышать 9 слов. Они должны содержать только краткую информацию о том, что вы собираетесь осветить в статье.
    • Будьте лаконичны – придерживайтесь небольшого числа пунктов. 5-7 пунктов для простого плана вполне достаточно. Маленькие пункты можно объединять с другими.

    Заключение

    Итак, мы рассмотрели, что такое план текста, и убедились, что его использование делает работу над статьей намного продуктивнее. При наличии грамотно составленного плана вы напишете текст быстрее и качественнее. План позволяет легко сфокусироваться на теме, в процессе его составления в голове автора вырисовывается четкая картина того, как должен выглядеть готовый текст и на какие вопросы читателя он будет отвечать.

    Выбирайте тот тип плана, что наилучшим образом соответствует виду текста, который вам предстоит написать. И помните, что при составлении плана информационной статьи вы не обязаны неукоснительно придерживаться какого-то одного из типов и видов.

    1.

    Простой и сложный план
    текста.

    2.

    План текста – краткая программа, которую
    важно наметить при подготовке к сочинению,
    пересказу, изложению, докладу.
    Составить план – значить выделить части
    текста (микротемы), как они располагаются по
    отношению друг к другу, в каком порядке.

    3.

    План может быть в форме вопросов –
    вопросный
    план,
    в
    форме
    повествовательных предложений, в
    форме назывных предложений, в
    форме цитат, картинный.

    4.

    Подробнее рассмотрим вопросный план. Он
    записывается в форме вопросов к тексту. Вопросы
    составляются к ключевым предложениям текста, в
    которых используются вопросительные слова:
    когда, сколько, как, почему.
    При составлении плана из повествовательных
    предложений нужно содержание каждого абзаца
    (каждой микротемы) текста сформулировать кратко.

    5.

    Чтобы составить план к тексту, необходимо:
    — внимательно изучить текст, понять его;
    — выделить тему и его основную мысль;
    — разбить его на смысловые части,
    микротемы;
    — озаглавить каждую смысловую часть.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу для интроверта
  • Пещеры медузных грибов subnautica как найти
  • Жидкие обои как исправить неровности после высыхания
  • Как найти видеокамеру в комнате
  • Как можно найти контрольную работу