Сметная база ТЕР — это совокупность территориальных единичных расценок в разрезе каждого региона. В большинстве регионов для разработки сметной документации пользуются именно этими нормативными базами.
Хотите быть в курсе всех новостей сметного дела?
Подписывайтесь на КЛУБ СМЕТЧИКОВ в Telegram и ВКонтакте!
Сметная база ТЕР
ТЕР — это один из видов единичных расценок, которые применяются для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ. О том, что такое ТЕР, написано в методическом документе в строительстве МДС81-35.2004.
Территориальные единичные расценки применяются при составлении сметных форм на различные виды работ в зависимости от региона России. По своей сути ТЕР и ФЕР имеют схожий состав в части норм, однако в части цен и стоимости отдельных ресурсов они различаются.
Сборники ТЕР. Общие положения
Смета в ТЕРах составляется на основании тех же расценок, что присутствуют в сметных нормативных базах ГЭСН или ФЕР. Если обратиться к рисунку 1, можно убедиться в большой степени схожести частей в базе территориальных единичных расценок с остальными базами.
Рисунок 1. Состав ТЕР
Тогда возникает логичный вопрос, в чем разница ФЕР и ТЕР. ФЕР — это федеральные единичные расценки, которые наряду с расценками ГЭСН составляют общую систему ценообразования в Российской Федерации. То есть данные базы обладают универсальностью в применении при составлении сметы по форме №4, локального сметного расчета, локальной ресурсной сметы и прочих сметных форм на территории всей страны.
ТЕРы в строительстве, как правило, применяются при создании сметных форм определенного региона страны. В ТЕРах учтена индивидуальная региональная экономическая ситуация, на основании которой и созданы сборники ТЕР.
Можно понять, что ФЕРы и ТЕРы — это схожие сборники, объединенные в аналогичные части по видам работ. Как видно на рисунке 1, в состав базы ТЕР входят сборники строительной, монтажной, ремонтно-строительной, пусконаладочной части, а также части на капитальный ремонт оборудования. Кроме этого, в ТЕРы входят также сборники сметных цен, различные нормативы, расценки на перевозку грузов, а также прочие необходимые при составлении сметной документации элементы.
Так как выяснилось, что ТЕР и ФЕР — это схожие по составу базы сметных нормативов, то и содержание сборников в них будет в большинстве случаев идентично. Далее более подробно будет рассмотрена каждая из частей ТЕР.
Сборники ТЕР на строительные работы
При возникновении вопроса: «ТЕР и ФЕР — что и когда применять?», следует, прежде всего, разобраться с требованиями Заказчика или Застройщика, а также с источником финансирования. Как правило, ответ на поставленный вопрос заведомо известен еще на стадии проведения торгов и тендеров.
Если составлена смета в ТЕР, то важно опираться при проведении проверки и утверждении сметной документации на нормы и правила в ценообразовании именно того региона, ТЕРы которого были использованы. Если это смета на строительные работы, то в подавляющем большинстве в ней применены нормы из строительной части сборников.
База ТЕР в строительной части насчитывает 47 сборников, каждый из которых объединяет в своем составе расценки по какому-либо виду работ. Так первый сборник содержит нормы на производство земляных работ, сборник под номером 02 предназначен для определения стоимости горно-вскрышных работ.
И ФЕРы, и ТЕРы в строительстве в сборнике 03 объединяют расценки на буровзрывные работы, а в сборнике 04 — на работы в скважинах. Если необходимо определить стоимость свайных работ или работ с монолитными бетонными конструкциями, то применяют нормы из сборников 05 и 06 соответственно.
7 сборник ТЕР также рассчитан на работу с бетонными и железобетонными конструкциями, только уже сборного типа. Если же предстоит составление сметной формы на возведение различных конструкций из кирпича и блоков, то нормы из восьмого сборника будут наиболее подходящими в данном случае.
При помощи сборника ТЕР09 составляются сметные формы на металлические конструкции различного типа, например, сооружение бункеров, каркасов зданий, галерей и эстакад и пр. Также в этом сборнике находятся расценки на сварочные работы, работы по облицовке профлистом, расценки ТЕР в смете на резку металла и остальные работы с металлоконструкциями.
Нормы сборника ТЕР10 будут уместны в сметных формах на разнообразные деревянные конструкции. При помощи расценок из данного сборника можно определить стоимость возведения не только деревянных стен и перекрытий или эстакад и лестниц, но также и стоимость устройства градирен и перегородок разного типа.
ТЕР 11 — сборник, объединяющий нормы по устройству полов. В то время как 12 сборник используется при составлении сметной документации в ТЕР на кровельные работы различного типа.
Защита строительных конструкций рассчитывается в локальных сметах при помощи норм из сборника 13. Кстати, следует отметить, что все сборники ТЕР содержат в своем составе помимо расценок еще и техническую часть. В технической части ТЕР13 приведены общие сведения о нормах на защиту конструкций и оборудования, принципы исчисления объемов работ, а также различные приложения.
Отличие ФЕР от ТЕР, как отмечалось выше, состоит в региональной принадлежности, поэтому сборник ТЕР14 по составу норм и таблиц идентичен ФЕР14. Нормы данного сборника применяются при возведении сельскохозяйственных конструкций.
Сборник ТЕР15 содержит в себе нормы на производство отделочных работ. В составе сборника находятся ТЕР на укладку плитки, ТЕР на грунтовку стен, ТЕР на шпатлевку стен и т.д.
Нормы сборника ТЕР16 применяются при составлении сметных форм на прокладку внутренних трубопроводов канализации, водопровода и отопления. А воспользовавшись сборниками ТЕР 17, 18 и 19, можно определить стоимость установки внутренних устройств водопровода, отопления и газоснабжения.
Следует отметить, что разница смет в ФЕРах и ТЕРах будет состоять в стоимости и примененных индексах. Однако нормирование ресурсной части расценок останется одинаковым.
То есть сборники под номерами 20, 21 и 22 в обеих базах будут иметь не только аналогичное название, но и будут объединять нормы на одни и те же виды работ. То же можно сказать и о том, чем отличается ФЕР от ТЕР в сборниках 23, 24, 25 и 26.
Техническая часть ТЕР27 содержит в себе данные о нормах, которые применяются при составлении смет на автомобильные дороги. Сборники 28 и 29 касаются устройства железных дорог и метрополитенов.
Так как расшифровка ТЕР — это территориальные единичные расценки, то естественно, что для каждого региона разрабатывается своя база ТЕР. Таким образом, сборник 28 строительной части ТЕР Москвы будет отличаться от расценок того же сборника в ТЕР Челябинской области, а сборник 29 ТЕР ЛО редакции 2014 года будет отличаться от ТЕР Московской области за тот же период.
При применении расценок из строительного сборника 30 сразу становится понятно, что это — смета в ТЕРах на мосты и трубы. А расценки ТЕР31 используются в сметных формах на устройство аэродромов.
Сборник 32 означает, что это — ТЕР в смете на трамвайные пути. Высоковольтные линии электропередач, установка открытых распределительных устройств, монтаж опор расцениваются при помощи норм из сборника 33.
ФЕРы и ТЕРы из сборников 34 и 35 являются основными при составлении различных сметных форм на сооружения связи и горнопроходческие работы. А порядковые номера с 36 по 41 говорят о том, что смета составлена на основании сборников на работы на гидротехнических сооружениях.
Территориальные единичные расценки ТЕР 2001 используются и при составлении смет на берегоукрепительные работы и на работы по устройству судовозных путей. Для этого в составе нормативных баз предусмотрены сборники 42 и 43 соответственно.
Использование сборников ФЕР и ТЕР свойственно и при определении стоимости производства подводно-строительных работ и работ по кладке промышленных печей и труб, для коих предусмотрены нормы и таблицы в сборниках 44 и 45.
Становится понятно, что это — сметы в ТЕРах на работы по реконструкции зданий и сооружений, если использованы нормы из сборника 46. В составе данного сборника находятся расценки на пробивку и заделку отверстий, усиление конструкций, устройство временных защитных ограждений и многое другое.
Сборник 47 территориальных единичных расценок — это последний сборник в строительной части, который содержит в себе нормы на благоустройство территории. К благоустройству в данном случае относятся различные работы по озеленению и высадке защитных лесонасаждений.
Следует отметить, что расценки в базе ТЕР имеют, как отмечалось выше, схожий состав даже в ресурсной части. Поэтому стоимость большинства материалов сразу находится в каждой норме на любой вид работ.
Однако иногда возникает вопрос, как определить в сметах оборудование и материалы, особенно если стоимость материалов в смете по прайс-листам. В данном случае, происходит добавление отдельной позиции в состав сметной формы с применением всех необходимых индексов и коэффициентов.
Территориальные сметные нормы на ремонтно-строительные работы
В составе ремонтно-строительной части ФЕР, ТЕР и ГЭСН числится на сегодняшний день 19 сборников, список которых приведен на рисунке 2. Во многом, как видно на иллюстрации, названия сборников совпадают с названиями строительной части.
Рисунок 2. Состав ТЕРр
Так, сборник 51 используется при составлении сметы на земляные работы, а ТЕРр52 — на ремонт фундаментов. Следует отметить, что ГЭСН и ТЕР имеют также схожие нормы в части как шифров и наименовании, так и в части ресурсов и коэффициентов. Поэтому сборники 53 и 54 в обеих базах будут использованы в сметах на ремонт стен и перекрытий.
В таком случае кажутся вполне логичными вопросы, чем отличаются ФЕР от ТЕР и чем отличаются ГЭСН от ФЕР или ТЕР. А также иногда возникает сомнение о том, что применяется в сметах в федеральном бюджете — ФЕР или ТЕР.
Как правило, федеральный бюджет предполагает использование расценок баз ФЕР, которые, как отмечалось выше, по своему составу являются идентичными ТЕРам, однако не привязаны к региону строительства. Поэтому когда применяются ТЕРы, а когда — ФЕРы можно определить из источника финансирования.
Когда сметы разрабатываются в ТЕРах или в ФЕРах, сборники используются аналогичные за исключением наименования шифра норм. Так при составлении сметных форм на ремонт перегородок, проемов или полов применяются нормы из 55, 56 или 57 сборников выбранной базы.
О том, можно ли в одной смете применять ТЕР и ФЕР, существуют специализированные сметные темы и форумы, на которых обсуждается данная проблема. Как правило, такое совмещение баз не приветствуется. Однако изредка при отсутствии какой-либо расценки в базе ТЕР может быть применена необходимая расценка из ФЕР. Такое явление должно быть согласовано со всеми сторонами, законно заинтересованными в строительстве объекта.
При возникновении дилеммы, что применить — ТЕР или ФЕР в смете, например, на ремонт крыш или лестниц, следует обращаться как к договору подряда на отдельный объект и к источнику финансирования строительства.
Если строительство производится в определенном городе или регионе, например, в Москве и Московской области, не из федерального бюджета, то расценки из сборников 58 и 59 ТЕР-2001 Московской области и ТЕР для Москвы станут вполне подходящими.
ТЕР на ремонт кровли не будет подходить, если необходимо составить смету в ГЭСН. Таким образом, следует вернуться к вопросу о том, чем отличается ГЭСН от ФЕР и ТЭР не только в ремонтно-строительной части, но и во всех остальных частях сметных нормативов.
По сути, как отмечалось выше, отличие ГЭСН от ТЕР или ФЕР в части ресурсов и нормативов отсутствует. Однако базы ФЕР-2001 и ТЕР-2001 чаще всего используются при составлении сметной документации базисно-индексным методом, а расценки из ГЭСН свойственны сметам ресурсным методом.
То есть при предоставлении сметы в ТЕР на ремонтные работы печей с использованием сборника 60 уровень цен в ней будет указан в базисном уровне. Если же сметная форма составляется посредством ГЭСНов, то уровень цен будет текущим. Поэтому становится понятно, что такое ФЕР и ТЕР в смете.
Сборник ТЕРр61 применятся для ремонтных штукатурных работ. Пример сметы в ТЕРах с использованием расценок из данного сборника, как и из сборников 62, 63 и 64 на малярные, стекольные или лепные работы, можно найти на специализированных ресурсах и в профессиональной литературе.
Расценки ТЕР в строительстве на производство ремонтных работ внутренних и наружных инженерных сетей объединены в сборники 65 и 66. Сборник ТЕРр65 содержит нормы на разборку и смену различных элементов внутренних трубопроводов водопровода, отопления, канализации, вентиляции и газоснабжения. Сборник 66, соответственно, относится к наружным сетям.
Что такое ТЭР в смете на ремонт электромонтажных сетей и изделий, можно понять посредством расценок из сборника ТЕРр67. А образец сметы на благоустройство территории в ТЕР может быть составлен не только при помощи расценок из строительного сборника 47, но и с использованием расценок из ТЕРр68 ремонтной части.
То, как читать смету в ТЕРах, если в ней применены расценки из ТЕРр69, не отличается от чтения сметных форм на основании прочих норм и таблиц. Подсказкой в данном случае будет именно шифр сборника. То есть ТЕРр69 говорит о том, что смета составлена на прочие ремонтно-строительные работы такие, как пробивка и сверление отверстий, заделка гнезд, устройство лесов и пр.
Список сборников ТЕР в монтажной части
ТЕРм в смете — это расценки на производство монтажных работ оборудования различного типа. Монтажные работы собраны в 40 сборников в зависимости от вида оборудования и вида работ.
Смета в ТЕРм с использованием сборников 01 и 02 содержит расценки на монтаж металлообрабатывающего и деревообрабатывающего оборудования. Подъемно-транспортное, дробильное и весовое оборудование расценивается сборниками ТЕРм03, 04 или 05 соответственно. Примечательно, что расценки на подъем материала находятся либо в составе работ каждой нормы, либо определяются в сметах отдельной позицией.
Что значит ТЕР на теплосиловое оборудование и монтаж компрессорных установок, можно понять из сборников 06 и 07. Одним из самых часто применяемых является сборник 08 в ТЕРм-2001 на электротехнические установки.
Сборник 08 в ТЕРм-2001 применяется при прокладке как наружных, так и внутренних кабельных сетей. Кроме того, нормами данного сборника определяется стоимость установки различного оборудования, начиная от выключателей, заканчивая трансформаторами.
Техническая часть ТЕРм08, как и технические части других сборников, содержит общие данные о расценках сборника, приложения и методы по подсчету объемов работ. Состав сборника ТЕРм08 приведен на рисунке 3.
Рисунок 3. Состав ТЕРм08
Что такое ТЕРы монтажной части, можно понять, обратившись и к любому другому сборнику с литерой «м» в шифре. Например, к сборнику 09 на электрические печи или к ТЕРм10 на оборудование связи.
Установка приборов расценивается при помощи норм из 11 монтажного сборника. А техническая часть ТЕРм12 содержит сведения о применении расценок на технологические трубопроводы.
Далее сборниками с 13 по 40 в ТЕРм можно воспользоваться в зависимости от того, на какой именно вид монтажных работ оборудования составляется сметная форма. При этом смета в ТЕР онлайн может быть составлена с таким же успехом, как и смета в специализированной программе. Ведь все сборники ТЕР находятся на сайте Минстроя РФ.
Кроме того, методика определения сметных цен на материалы для всех видов расценок во всех сборниках является идентичной при составлении документации и в ФЕРах, и в ТЕРах.
Сборники ТЕР на пусконаладочные и прочие работы
ТЕРп — это сборники на пусконаладочные работы. В части на пусконаладку содержится 16 сборников, выбор норм из которых зависит от оборудования. В ТЕРп предусмотрена наладка электротехнических устройств, автоматизированных систем управления, теплоэнергетического оборудования и т.д.
ТЕРмр включают в себя сборники на капремонт оборудования. Кроме того, если вернуться к рисунку 1, можно увидеть, что в ТЕР входят также и сборники цен на материалы, нормативы и перевозки.
Следует, однако, заметить, что с 2017 года применение ФЕР вместо ТЕР становится наиболее предпочтительным в связи со множеством факторов. На данный момент в некоторых регионах России происходит отмена территориальных единичных расценок.
Подвести итог можно следующим образом: сборники ТЕР являются таким же удобным инструментом при составлении форм сметной документации, как и ГЭСН или ФЕР. Однако, в связи с привязкой к территориальным показателям сборники ТЕР имеют свои нюансы в применении, что сказывается на общей сметной стоимости строительства объекта.
Хотите быть в курсе всех новостей сметного дела?
Подписывайтесь на КЛУБ СМЕТЧИКОВ в Telegram и ВКонтакте!
Содержание:
- Понятие и формы территориального планирования. Виды документов терпланирования:
- Генеральных планов поселений и городских округов;
- Проектов планировки территории;
- Проектов межевания территорий;
- Правил землепользования и застройки.
- Схема территориального планирования и ее виды. Порядок разработки и утверждение документов территориального планирования
- Размещение документов территориального планирования.
- Видео-инструкция: как узнать в какой территориальной зоне находится Ваш земельный участок, где найти правила землепользования и застройки?
Заключение
- Понятие и формы территориального планирования.
Начнем с того, что в Градостроительном Кодексе Российской Федерации (Далее – ГрК РФ) есть целая глава, посвященная территориальному планированию.
Территориальное планирование представляет из себя планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения. Оно направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
ГрК РФ для Российской Федерации установлены следующие виды документов территориального планирования:
1) Схемы территориального планирования РФ в области:
- развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;
- обороны страны и безопасности государства;
- развития энергетики;
- использования и охраны лесного фонда;
- использования и охраны водных объектов;
- развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- защиты территорий двух и более субъектов РФ, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
- развития космической деятельности;
- естественных монополий;
- в иных областях, предусмотренных законодательством РФ.
2) Схемы территориального планирования субъекта РФ включают: карты (схемы) планируемого развития и размещения охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:
- объектов энергетических систем регионального значения;
- объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
- линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
- иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов РФ полномочий субъектов РФ.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются:
- схемы территориального планирования муниципальных районов;
- генеральные планы поселений;
- генеральные планы городских округов.
Состав документов территориального планирования муниципальных образований, а также состав планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с ГрК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Документы территориального планирования являются утверждаемыми для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
3) Схемы территориального планирования муниципальных районов включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:
- объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района;
- автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
- иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.
Документы территориального планирования муниципальных образований включают:
- генеральные планы городских округов;
- генеральные планы городских и сельских поселений.
Указанные документы являются обязательными для органов местного самоуправления при реализации соответствующих решений.
Давайте кратко разберем каждое понятие отдельно.
Генеральный план муниципального образования — это картина будущего города или иного муниципального образования, которая предлагает наиболее эффективные пути решения проблем, и помогает поставить цели развития с учетом реальных временных, финансовых, организационных, человеческих и других видов ресурсов города или поселка.
Согласно ст.45 ч.6 ГрК РФ любое муниципальное образование не вправе осуществлять планирование, застройку и реконструкцию территории, без согласованного и утвержденного генерального плана. Иначе говоря, при отсутствующем Генеральном плане поселения или городского округа становится невозможным выделение земель под застройку, под размещение крупных объектов инженерной и транспортной инфраструктур, производственных зон, объектов культуры и спорта и т.д.
Данное понятие мы раскрываем в статье: «Генеральный план».
Проект планировки территории (Далее — ППТ) — документ, устанавливающий на определенной территории зоны размещения и параметры существующих объектов и объектов, строительство которых может быть разрешено. Разрабатывается одновременно с проектом межевания территории (Далее – ПМТ), содержащим схему границ существующих земельных участков и земельных участков, формирование которых допустимо.
ППТ содержит основные показатели, необходимые для определения инвестиционной привлекательности территории – численность населения и возможные объемы нового строительства (жилищного, делового, социального, культурно-бытового, транспортного, инженерного), утверждается органом государственной или муниципальной власти с обязательным соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 ГрК РФ. Схема, разрабатываемая в составе ППТ, является базой для последующих видов проектных работ. ППТ — основа для формирования градостроительных планов земельных участков, необходимых для получения разрешения на строительство.
Более подробно читайте в статье «Проект планировки территории».
Разработка ПМТ осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных ППТ (в границах установленных красных линий). Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков и осуществляется, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа.
Более подробно о том, что такое проект межевания территории читайте переходя по ссылке.
Правила землепользования и застройки (Далее – ПЗЗ) — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии со статьей 31 ГрК РФ подготовка проекта ПЗЗ может осуществляться:
- применительно ко всем территориям поселений, городских округов;
- при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа — к частям территорий поселений, городских округов. После утверждения генерального плана поселения или генерального плана городского округа в такие правила землепользования и застройки вносятся изменения, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
- применительно к межселенным территориям в случае, если планируется осуществлять на таких территориях вид деятельности, который требует регламентации.
О ПЗЗ боле подробно читайте здесь.
Все образцы документов Вы можете найти в разделе «Образцы», перейдя по ссылке: https://rkc56.ru/page/2182
2.Порядок разработки и утверждение документов территориального планирования
В соответствии с статьей 14 ГрК РФ схемы территориального планирования субъектов РФ содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:
- образование;
- здравоохранение;
- транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
- физическая культура и спорт;
- предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
- иные области в соответствии с полномочиями субъектов РФ.
Деятельность по подготовке документов территориального планирования включает в себя комплекс сложных многоэтапных мероприятий. Разберем поэтапно:
Первый этап: первичный. Здесь оцениваются исходные документы, действующие документы территориального планирования. А также принимаются решения об их корректировке или разработке новых документов.
Определяется нормативно-правовая база, готовятся технические задания на разработку документов и проводится конкурс по выбору подрядной организации, которая обеспечит подготовку проектов документов территориального планирования.
Второй этап: сбор исходной информации. Осуществляется подготовка данных для дальнейшего использования в разработке необходимых проектов.
Третий этап: формирование проекта документа территориального планирования. Формируется система целей и задач, выполняется функциональное зонирование. Работы по подготовке проектов, графические и текстовые описания.
Четвертый этап: согласование проекта. Итогом согласования проекта является заключение соответствующих исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, которые уполномочены на согласование таких документов: органы местного самоуправления поселений муниципального района, органы местного самоуправления муниципальных районов, имеющих общую границу с муниципальным районом, в отношении которого разработана схема территориального планирования; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, в границах которого расположен муниципальный район; федеральный орган исполнительной власти.
А теперь более подробно рассмотрим процессы разработки необходимых нам документов.
Разработка проекта внесения изменений в генеральный план поселения / городского округа.
Отметим сразу, подготовка генерального плана осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генплан изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Генплан содержит:
- положение о территориальном планировании;
- карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения;
- карту планируемого размещения объектов местного значения;
- карту функциональных зон.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального, регионального и местного значения, за исключением линейных объектов.
Сведения о границах населенных пунктов являются обязательным приложением к генеральному плану и должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.
На карте планируемого размещения объектов отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения относящиеся к следующим областям:
- электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
- автомобильные дороги местного значения;
- физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
- иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Которые содержат:
1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития МО (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа;
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;
4) утвержденные документами территориального планирования РФ сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального, регионального и местного значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики ЗОУИТ в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов;
5) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
6) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;
7) сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения.
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:
- границы поселения, городского округа, существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;;
- местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;
- особые экономические зоны;
- особо охраняемые природные территории;
- территории объектов культурного наследия;
- зоны с особыми условиями использования территорий;
- территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального, регионального и местного значения.
В соответствии с положениями ГрК РФ внесение изменений в генеральные планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генплан изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Отметим, что заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Разработка проекта внесения изменений в генеральный план поселения / городского округа
В соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генплан изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генплан изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Более подробно мы писали об этом ранее. Переходите по ссылке.
Разработка проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Подготовка ППТ осуществляется в соответствии с положениями ст. 42, 45 ГрК РФ. На территории Оренбургской области во исполнение положений Градостроительного кодекса принят и действует Закон Оренбургской области от 16 марта 2007 г. N 1037/233-IV-ОЗ «О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области».
Подготовка ППТ осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Подготовка ППТ осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Более подробно читайте в нашей статье. Переходите по Ссылке.
Разработка проекта нормативов градостроительного проектирования.
Регламентирована положениями статьи 29.1-29.4 ГрК РФ. Нормативы градостроительного проектирования подразделяются на:
1) региональные нормативы градостроительного проектирования;
2) местные нормативы градостроительного проектирования, которые включают в себя:
- нормативы градостроительного проектирования муниципального района;
- нормативы градостроительного проектирования поселения;
- нормативы градостроительного проектирования городского округа.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают систематизацию нормативов градостроительного проектирования по видам объектов регионального значения и объектов местного значения в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Более подробно о том, какие нормативные акты действуют и как проходит процедура на территории Оренбургской области читайте, переходя по ссылке.
Разработка проекта межевания территории
Подготовка ПМТ осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Читайте более подробно по ссылке.
3. Размещение документов территориального планирования
Осуществляется размещение документации в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее – ФГИС ТП).
Размещение утвержденных нормативов градостроительного проектирования в муниципальных информационных системах, возможно в случае, если такое размещение предусмотрено нормативными правовыми актами, регламентирующими статус соответствующих систем. Размещение утвержденных нормативов градостроительного проектирования в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) осуществляется при наличии дополнительного раздела, предназначенного для размещения таких нормативов.
Органы местного самоуправления, согласно пункту 4 Правил ведения ФГИС ТП (Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 289), должны определить уполномоченных лиц, на которых в установленном порядке возложены должностные обязанности по размещению информации в муниципальных информационных системах и (или) в ФГИС ТП.
Размещение информации в ФГИС ТП, согласно пункту 10 Правил ведения ФГИС ТП, осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Структура и форматы информации, размещаемой в муниципальных информационных системах, ФГИС ТП, должны соответствовать требованиям, утвержденным Минрегионом России.
Доступ к информации, размещенной в муниципальных информационных системах, обладателей информации, обеспечивается путем подключения этих информационных систем к ФГИС ТП в соответствии с утвержденными Минрегионом России технико-технологическими требованиями обеспечения взаимодействия ФГИС ТП с другими информационными системами.
Заключение
Команда «Регионального кадастрового центра» имеет значительный опыт в выполнении подобных работ. Мы нацелены на достижение высокого и качественного результата. Среди наших клиентов по данному виду работ: ООО «Газпромнефть – ГЕО», Администрация Бузулукского района, ООО «Оренбив», ООО «Оренбург Водоканал» и многие другие.
Мы с радостью поможем Вам!
Подписывайся на наши каналы социальных сетей: Вконтакте, Facebook, Instagram.
Рекламный материал создан про поддержке «Центра предпринимательства Оренбургской области».
Существует распространенное мнение, что план земельного участка можно составить только посредством специалистов. Что без грамотных инженеров за подобное мероприятие и браться не стоит. Это мнение – ошибочное. На самом деле, несложно и самому сделать схему расположения земельного участка.
Что это за план и зачем он нужен
Исходя из ФЗ №171, это документ, представляющий собой схему вновь созданного участка. И это важный аспект, в отличие от межевания, данная процедура необходима в том случае, если территория только что появилась.
Варианты появления следующие:
- При образовании на основе государственной земли. Такие территории отделяются для передачи в собственность или для аренды.
- При формировании нового участка для последующего его изъятия в пользу государственной или муниципальной собственности. Обратная процедура, теперь земля переходит к государству, но подразумевается бесхозная (ничейная) территория.
- При разделении одного участка на два или более.
- Напротив, при совмещении двух или более наделов в один.
- При присоединении ничейной земли к существующему участку, если у них имеется смежная граница.
В каждом описанном случае регистрируется абсолютно новый надел, поэтому необходимо рассчитать его площадь, внести правки в реестр. Без схемы никакие манипуляции с землей по закону не осуществляются.
У государства есть свой интерес. А вот физическим и юридическим лицом зачастую процедура нужна либо для формирования новой территории, либо для подачи заявки на получения. То есть, для приобретения в обход торгов, это способ зарезервировать заранее.
Кто должен составить план земельного участка
В случае если одной из сторон сделки является государство или муниципальный орган, при передаче земли или ее присвоении, обязанность ложится на муниципалитет. В остальных же вариантах действовать должен гражданин или юридическое лицо, в чьих интересах изменение границ территории или ее формирования.
И также закон никак не ограничивает вашу инициативу. Вам не нужно получать какие-то разрешения, вы можете приступить к процедуре в любой момент, когда вам захочется.
Но учитывайте, что процесс это не самый быстрый. Особенно если у вас нет подготовленного кадастрового плана. Поэтому рекомендуется приступать к выполнению задачи как можно раньше.
Как составить план земельного участка — пошаговая схема
Для выполнения процедуры есть два основных варианта. Первый – через сайт Росреестра. Это самый распространенный, но не наиболее удобный выбор.
Итак, действуем следующим образом:
- Авторизуемся на сайте или регистрируем новый аккаунт, если ранее вы его не имели.
- Переходим в личный кабинет.
- Находим раздел – «подготовка плана земельного участка».
- Далее оплачиваем нашу заявку. На сайте услуга является платной. Стоимость составляет – 100 рублей для физических лиц. Оплатить допускается с банковской карты или электронным кошельком.
- Следующий шаг – загружаем кадастровый план земельного участка, сделать который необходимо заблаговременно.
- Соотносим точки с открывшимся в HTML формате эскизом, а далее соединяем их по контуру.
- Получаются предварительные границы территории, теперь их нужно определить по отношению к соседним участкам. Это выполняется автоматически, нажимаем на опцию – «совмещение узлов».
- Теперь необходимо проверить, что все действия выполнены корректно. Запускаем проверку контура, дожидаемся ее окончания;
- Получаем готовый документ в удобном для вас виде.
Учтите, что для последующей регистрации, необходимо подавать заявление со схемой в бумажном или PDF формате.
Как самостоятельно составить схему земельного участка через программу
Мы отметили, что Росреестр – это самый распространенный, но не слишком удобный способ. Действительно, мы будем работать через HTML формат, работа зачастую происходит в браузере по умолчанию для Росреестра, а не для вас. А это IE, который даже уже сам Microsoft снимает с обслуживания.
Альтернативой являются различные программы, например, Арго. Зачастую ими пользуются сами кадастровые инженеры, они платные и весьма дорогостоящие. Но при этом почти у каждой есть пробная версия, которая позволит вам провести 3-4 процедуры ознакомительно и безвозмездно. Чем и стоит воспользоваться. Программы рекомендуется скачивать только с официального источника.
Рассмотрим на примере Арго:
- Запускаем утилиту, выбираем – создание нового чертежа.
- Программа даст нам возможность загрузить свой файл, добавляем имеющий кадастровый план.
- Выбираем зону территориально на предложенной карте, границы будут отмечены красными линиями.
- Добавляем топографическую основу, это встроенная функция программы, позволяющая точно определить рельеф участка.
- Соединяем конторы, как в случае с Росреестром, но отдельно отмечать каждую точку не нужно, софт все сделает за вас. Но после в таблице координаты указать все же придется, просто их не нужно определять на карте.
- Выделяем получившийся шаблон, копируем его и переносим в открытую изначально схему.
Этот способ удобнее и быстрее, но, если вы ранее не работали ни с каким похожим софтом, может даже менее функциональный, то простой сайт Росреестра будет для вас понятнее.
Получение кадастрового плана
Мы постоянно подчеркиваем – для того, чтобы самостоятельно составить схему земельного участка понадобится кадастровый план.
Данный документ вы можете получить только платно. И нам снова для этого понадобится сайт Росреестра.
Алгоритм действий такой:
- Переходим на сайт Росреестра, логинимся или регистрируем новый аккаунт;
- Выбираем раздел – «Физическим лицам»;
- В правом боковом меню зеленого цвета вы найдете пометку – «Получение сведений из ЕГРН»;
- Среди новых открывшихся опций нам понадобится – «Получение кадастрового плана»;
- Перед нам появится форма, которую необходимо полностью заполнить и ввести капчу. В частности, это кадастровый номер и территориальные ориентиры.
Услуга платная, стоимость различается в зависимости от вашего региона.
Более легкий способ получить кадастровый план, обратившись к Kartagov. Это официальная публичная кадастровая карта России, где можно узнать кадастровый номер, данные о постановки на учет, кадастровой стоимости, границы земельного участка.
Регистрация
Разобравшись, как сделать схему земельного участка самостоятельно, нам нужно зарегистрировать получившийся документ. И эта услуга наконец-то безвозмездная. Обращаться на этот раз будем в МФЦ.
Подать документ можно как лично, явившись в ближайший отдел по месту жительства, так и удаленно. На выбор – обычная и электронная почта. Также вы можете передать заявление через своего официального представителя.
Регистрация занимает до 14-ти рабочих дней. Но ориентироваться вы можете примерно на 5-6 дней. Это средний срок одобрения. Но это только при условии, что схема получена корректно, все конторы и точки сошлись, а проверка не вызывала нареканий. А также при предоставлении всей сопутствующей документации.
Документы, необходимые для регистрации
Рассмотрим список целиком:
- Схема расположения земельного участка. Та, которую мы и получили через манипуляции с Росреестром или сторонним софтом.
- Копия паспорта гражданина РФ.
- Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости, тоже платная.
- Копия правоустанавливающих документов на землю. То есть, договор купли-продажи, дарения и так далее.
- Само заявление, составленное по образцу.
Возможные причины отказа
Чтобы вам не приходилось переделывать все по несколько раз и заново проходить процедуру, рассмотрим потенциальные факторы отрицательного решения сотрудников МФЦ.
- Некорректная форма или не выполнены требования к схеме. До 80% всех отказов происходят именно по этой причине. Например, неправильно обозначены границы. Или отсутствует список условных обозначений, применяемых в документации. Также часто точки не соответствует своим координатам на изображении с погрешностью более 0.01 метра, а это максимальный лимит расхождений. И коронный и самый частый момент – банально неподходящая электронная форма, принимается только PDF или бумажный формат.
- Нарушены требования, обозначенные в Земельном Кодексе РФ.
- Наличествует проект межевания, это своего рода взаимоисключающие параграфы.
- К территории выдвигаются особые землеустроительные требования.
- Присоединяемая земля попадает в категории зарезервированных государством.
- Границы земельного участка совпадают с изначальными либо затрагивают соседние. Это уже скорее системная ошибка, но что сайт Росреестра, что некоторый софт грешит такими «багами».
Чек-лист
- Сделать план земельного участка самостоятельно можно. Но учитывайте, что своими силами вы потратите на процесс больше времени, а также не застрахованы от банальных ошибок.
- Это платная процедура? Да, получение схемы обойдется в небольшую сумму денег – 100 рублей. Но в совокупности со всеми выписками и планами, стоимость достигает 1000 рублей. Прайс же кадастровых инженеров начинается от 1500 за подобную услугу.
- Существуют ли специальные программы для этой задачи? Да, их множество, в основном это специализированный софт для кадастровых специалистов. Например, Арго.
- Может ли МФЦ отказать при регистрации? Да, при наличии ошибок в документе, недостатке документации при подаче, некорректном заявлении или иных условий – МФЦ откажет в регистрации. И тогда процедуру придется начинать заново.
Читайте также:
- Из чего состоит кадастровый номер
- Как снять дом с кадастрового учета в 2022 году
- Пожизненно наследуемое владение земельным участком — способы оформить и продать
На чтение 8 мин Просмотров 15.7к. Опубликовано 08.09.2020 Обновлено 15.03.2021
Генеральные планы, правила землепользования и застройки поселений являются нормативными документами определяющими градостроительную деятельность на территории поселений и относятся к документам по территориальному планированию. Этими документами руководствуются администрации поселений, проектные организации, землепользователи, в том числе и кадастровые инженеры при выполнении кадастровых работ.
Содержание
- Официальные сайты администраций
- ФГИС ТП
- Генплан поселения
- Правила землепользования и застройки
- Программы комплексного развития территории
Официальные сайты администраций
Документация по генеральному плану (генплану), правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) в обязательном порядке размещаются на официальных сайтах муниципальных образований. Как правило это раздел «Градостроительство» и во многих случаях бывает, что эти документы очень сложно найти. Для более быстрого поиска имеется такая система, как ФГИС ТП.
ФГИС ТП
ФГИС ТП — это федеральная информационная система по территориальному планированию, в которой начиная с 2012 года сводятся следующие документы по всем муниципальным образованиям:
- Генеральные планы.
- Правила землепользования и застройки.
- Программы комплексного освоения территории.
Генплан поселения
Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселения, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Проектные решения генерального плана являются основой:
- для комплексного решения вопросов организации планировочной структуры;
- территориального, инфраструктурного и социально-экономического развития поселения;
- разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих правовой режим использования территориальных зон;
- определения зон инвестиционного развития.
Генеральный план содержит:
- положение о территориальном планировании;
- карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа (не обязательно с 2020 года);
- карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
- карту функциональных зон поселения или городского округа (не обязательно с 2020 года).
С 2019 года обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов в виде кадастрового документа — описание границ населенного пункта.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
- сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
- параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных картах соответственно отображаются:
- планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; - границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
- границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Правила землепользования и застройки
Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) территорий сельских и городских поселений устанавливают градостроительные регламенты для территориальных зон, а они, в свою очередь — виды разрешённого использование земельных участков, то есть использование в соответствии с целью изначального или происшедшего создания земельного участка.
В отличие от Генерального плана территории правила более точно детализируют, какие участки можно застраивать, а какие — нет, и что конкретно можно строить на территории.
Основная цель введения ПЗЗ территорий городских и сельских поселений — упростить и ускорить решение вопросов разрешённого использования земельных участков. Эта цель напрямую увязана с процессами необходимого многим собственникам земельных объектов изменения видов разрешённого использования земельных участков, то есть юридической (правовой) корректировки градостроительных регламентов.
Иными словами, ПЗЗ — это не градостроительный документ или его разновидность, а нормативный правовой акт органов местного самоуправления, который регулирует как использование, так и изменение объектов недвижимости (изменение разрешённых видов использований) через введение градостроительных регламентов (Градостроительный кодекс РФ, ст.1).
Правила землепользования и застройки состоят из 2 частей:
- Общая часть ПЗЗ устанавливает требования по использованию земельных участков в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, указывает, какие участки можно использовать под строительство, а какие — нет, содержит положения о регулировании землепользования и застройки. По сути, это классификатор земельных участков.
- Территориальная часть ПЗЗ — это карты всей территории населённого пункта, показывающие территориальное зонирование и устанавливающие границы зон.
ПЗЗ являются нормативным правовым актом органов местного самоуправления, имеют обязательную юридическую силу и подлежат исполнению всеми государственными органами и органами местного самоуправления, органами надзора и контроля, владельцами недвижимости, инвесторами, застройщиками, заказчиками, подрядчиками. Действуют в пределах административных границ данного самоуправления. Являются основанием для разрешения споров в судебном порядке.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
- виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
- предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
В соответствии с законодательством, иными нормативными правовыми актами к органам, уполномоченным регулировать и контролировать землепользование и застройку в части соблюдения настоящих Правил, относятся:
- администрация городского или сельского поселения (уполномоченные Главой администрации структурные подразделения администрации);
- иные уполномоченные органы.
По вопросам применения настоящих Правил органы, уполномоченные регулировать и контролировать землепользование и застройку:
- по запросу Комиссии по землепользованию и застройке предоставляют заключения по вопросам, связанным с проведением публичных слушаний;
- участвуют в регулировании землепользования и застройки в соответствии с законодательством, Уставом сельского поселения, настоящими Правилами и на основании положений об этих органах.
Программы комплексного развития территории
Комплексное и устойчивое развитие территории (КУРТ) – это деятельность:
- осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории;
- по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения;
- по подготовке необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктурой;
- включающая в себя архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию указанных объектов.
Согласно этому определению, комплексное и устойчивое развитие территории не предполагает деятельность по территориальному планированию, а также деятельность по градостроительному зонированию территорий. В связи с этим генеральные планы и правила землепользования и застройки должны быть подготовлены и утверждены до начала процедуры КУРТ, поскольку без данных градостроительных документов она не может быть реализована.
Эффективность использования территории градостроительного регулирования является основной задачей формирования зоны КУРТ. На территориях, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию, должны быть достигнуты определенные показатели наличия коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также расчетные показатели доступности этих объектов для граждан.
Одним из следствий сбалансированного формирования зон КУРТ является создание новых рабочих мест для населения. Другим немаловажным фактором вовлечения неиспользуемых земель в комплексное и устойчивое развитие территорий стало исключение возможности точечной застройки в таких зонах. Установление зон КУРТ осуществляется в соответствии с методикой их определения, утверждаемой на уровне субъекта.
Сведения о зонах комплексного устройства и развития территории содержатся в графической части правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования, а градостроительные регламенты, установленные для таких зон, – в общей части правил землепользования и застройки.
Инициатива комплексного развития территории может исходить как от частного лица (правообладателя земельного участка или объекта недвижимости), так и от органа местного самоуправления. Нормативное регулирование данных процедур предполагает некоторые отличия между частной инициативой (регулируется ст.46.9 Градостроительного кодекса РФ) и инициативой администрации публично-правового образования (регулируется ст.46.10 и ст.46.11 Градостроительного кодекса РФ).
Процедура комплексного развития территории требует утверждения документации по ее планировке, на основании которой такое развитие должно быть претворено в жизнь. Обязанность разработать проект планировки, проект межевания территории законодатель возлагает на лиц, с которыми планируется заключить договор комплексного развития территории.
Этим лицом может быть как правообладатель земельного участка или расположенных на нем объектов недвижимости в границах КУРТ, так и победитель торгов на заключение такого договора.
Информация о том, что такое ТЕР, актуальна для сметчиков. Ознакомимся с ней. Расшифровывается сокращение как «территориальные единичные расценки». Сметы составляют в ТЕР, ФЕР, ГЕСН. Территориальные разработаны для каждого субъекта индивидуально. Введение в силу организуется местной администрацией. Обязательна регистрация ТЕР в РосСтрое, после чего расценки включаются в перечень нормативных документов.
ТЕР: где и как применяется
Действительны территориальные единичные расценки до тех пор, пока не произойдет отмена. Сделать это может ГосСтрой, издав распоряжение, указ. Действующий в настоящий момент сборник необходим, чтобы сформировать смету на строящийся объект. Если строительство связано с государственными органами, учет ТЕР обязателен. Для негосударственных структур расценки рекомендованы, но их придется учесть.
Работая на себя, компания вправе установить собственные цены. Участие в государственных аукционах требует соответствия ТЕР. Поскольку стандарты приняты в соответствии с ценами, действовавшими на момент утверждения, чтобы получить актуальную сумму расходов, используют индекс. Ежемесячно издается перечень индексов, действующих на ближайшее время. Зная, что такое ТЕР, владея переизданным 25 числа ближайшего месяца индексом, составляют корректную, точную смету на любое строительство.
Практическое применение
Знать, как составляются сметы в ТЕРах, необходимо, если предстоит:
- государственный заказ;
- пуско-наладочные работы;
- строительство;
- участие в тендере;
- монтаж;
- проектно-изыскательные работы.
Умение пользоваться ТЕРами ценится подрядчиком.
Смета: теория и практика
При строительстве здания без сметы не обойтись. Как следует из 743 статьи действующего кодекса, ключевые документы для любого возводимого объекта:
- договор подряда;
- основание для оплаты;
- смета.
Зная, что такое ТЕР, смету составляют корректно.
Смета фиксирует:
- маржинальность;
- себестоимость;
- цену материалов;
- стоимость оборудования;
- сроки строительства;
- расходы на оборудование.
Составляется смета с учётом нюансов:
- специфика региона;
- наименование работы;
- состав работ;
- корректность коэффициентов (сезон, стесненность и другие);
- действующий индекс.
Смета составляется на основании:
- дефектной ведомости;
- перечня работ;
- объёмов работ.
При правильно сформированной проектной ведомости данные о составе и объеме работ даются сметчику заранее. Ремонтируя здание, смету можно составить без привлечения профессионалов.
Работая с муниципалом, федеральным клиентом, подрядная организация использует ТЕР региона заказчика. Даже если фирма базируется в другой области, а работы будут проводиться в третьем регионе, учитываются индексы и коэффициенты местности, где зарегистрирована организация, нуждающаяся в услугах.
В случае, когда работа финансируется из федерального бюджета, а строительная площадка расположена в Москве, используется индекс удорожания. Этот показатель создали в расчете только на строительство, ремонт в столице. Когда застройщик работает на территории Москвы на выделенные муниципальным бюджетом финансы, смета разрабатывается с учетом ТСН-2001.
Единичные расценки
Нормативная база – единичные расценки, скомпонованные для удобства использования в справочные сборники.
Единичные расценки – выраженные финансово ресурсы, обязательные для успеха запланированных работ.
ТЕР составляются для следующих каталогов:
- стройка;
- ремонтные;
- монтаж;
- пусконаладочные;
- благоустройство;
- техническое сопровождение.
Компьютеры на помощь сметчикам
Освоить сметное дело непросто, даже зная термины этой области и имея перед глазами образец. Разработаны вычислительные комплексы, помогающие сметчикам обсчитывать объекты. Пользуясь ими, все равно придется знать, что такое ТЕР, но процесс существенно упрощается. В программе уже заложены стандартные суммы, есть функция обновления индекса, готовый документ формируется на принятом бланке с учетом госстандартов.
«На коленке» стройку в ТЕРах получится обсчитать и в «Экселе», но использование специального ПО гарантирует точность полученных цифр. Сметная программа сэкономит время, на основании введенных данных сумеет быстро сформировать документы нескольких образцов. Ежедневное автоматическое обновление гарантирует актуальность, корректность результата.
Подводя итоги
Итак, можно смело сказать, понятие ТЕРов необходимо всякому уважающему себя сметчику. Это помогает правильно составить сопровождающую стройку документацию. Использование ТЕР расширяет возможности фирмы, позволяя участвовать в аукционах.
Нанимая на работу сметчика, в интересах работодателя протестировать специалиста. Навыки использования ТЕР, умение отличить расценки территориальные от федеральных, способность осваивать новые программные комплексы для обсчета стройки – это ключевые навыки умелого работника.