Как составить план учебно тренировочного занятия

Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию плана учебно-тренировочного занятия в спортивной школе. Материал так же содержит схему плана учебно-тренировочного занятия в спортивной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ

к разработке конспекта учебно-тренировочного занятия

  1. При разработке конспекта учебно-тренировочного занятия, тренер-преподаватель должен продемонстрировать владение профессиональными технологиями и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать обучающие, развивающие и воспитывающие задачи при реализации программы спортивной подготовки по виду спорта.
  2. В конспекте учебно-тренировочного занятия необходимо раскрыть содержание учебно-тренировочного занятия, сформулировать его цель и задачи, отразить владение методами и формами учебно-спортивной работы. Показать соответствие выбранной формы занятия поставленным задачам, учет индивидуально-возрастных особенностей учащихся.

СХЕМА КОНСПЕКТА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

План учебно-тренировочного занятия  №_____

Группа:_________                                                        Дата:______________

Тема занятия: ________________________________________________________________

Задачи занятия: 1.Обучающая

                                2.Развивающая.

      3. Воспитывающая

Спортивный инвентарь: ______________________________________________________

Место проведения: ____________________________________________________________

№п/п

Содержание урока

Дозировка

(мин/раз)

Организационно-методические указания

I.

Вводная часть:

-включает организационный момент

Подготовительная часть:

— включает способы подготовки опорно-двигательного аппарата занимающихся к предстоящей нагрузке

1-2 мин

13-14 мин

Организационные вопросы;

Методические указания правильности, интенсивности выполнения упражнений

II.

Основная часть:

— включает описание приемов реализации основных задач занятия

— изложение основных форм и методов организации деятельности занимающихся

60 мин

Указывается дозировка количества упражнений и времени их выполнения

Методические указания правильности, интенсивности выполнения упражнений

III.

Заключительная часть:

— включает восстановление дыхания

— подведение итогов

15 мин

Организационные моменты:

— назвать характерные ошибки — отметить лучших учеников

— задать домашнее задание

Resource id #2554

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Эффективность
любого учебно-тренировочного занятия
связана в первую очередь с правильной
постановкой его задач. Первоначально,
с учетом задач занятия, определяется и
разрабатывается содержание основной
части, а затем, в соответствии с ним,
подбирается материал для подготовительной
и заключительной частей. Обычно
наиболее сложные задачи, связанные
с овладением новым
материалом, движениями большой
координационной сложности,
решают в самом начале основной
части
урока. При этом
придерживаются такой последовательности:
ознакомление, разучивание,
совершенствование.

Управление
тренировочным процессом возможно при
наличии разработанных программ как
отдельного учебно-тренировочного
занятия, так и цикла занятий.

План-конспект
учебно-тренировочного занятия — самый
детализированный план, необходимый для
построения и управления своим тренировочным
процессом. Ниже приводим типичную схему
оформления плана-конспекта
учебно-тренировочного занятия.

План-конспект

Задачи
______________________________________________________

Дата
________________________________________________________

Место
_______________________________________________________

Части
занятия

Содержание

занятия

Дозировка

Методические
указания

1

2

3

4

1-я графа: указываются
цифрами части урока, их продолжительность.

2-я графа — содержание
частей занятия, т. е. указываются все
предусмотренные для проведения занятия
физические упражнения.

3-я графа: указывается
количество повторений каждого упражнения,
время выполнения (продолжительность)
или дистанция.

4-я графа: указываются
методические, организационные требования
к выполнению физических упражнений.

Документальной
формой учета данных о выполнении
физической нагрузки и степени ее
воздействия на организм является дневник
тренировок. После каждого учебно-тренировочного
занятия в дневник подробно записывается
не только сама физическая нагрузка, но
и свои ощущения и наблюдения, как она
переносилась (хорошее самочувствие,
легкость или вялость, боль в мышцах и
т. п.).

Дневник тренировок

Дата

Содержание

Наблюдения

и
самочувствие

10.09.08

Медленный
бег — 10 мин.

Общеразвивающие
упражнения — 5 мин.

Специальная
разминка — 5 мин.

Силовые
упражнения:

подтягивание
12 раз + приседание 40 раз + пресс 40 раз.
3 серии, отдых 3 мин.

Упражнения
на растягивание — 5 мин.

Самочувствие
хорошее.

Упражнения
выполнялись легко.

Пульс
до тренировки — 66 уд./мин. Восстановился
в течение часа.

2.4.3. Дозирование физической нагрузки

Основным фактором,
определяющим степень воздействия
мышечной деятельности на физическое
развитие, является нагрузка физических
упражнений.

Нагрузка
физических упражнений (физическая
нагрузка) — это определенная мера их
влияния на организм занимающихся, а
также степень преодолеваемых при этом
субъективных и объективных трудностей.

Физические нагрузки
в каждом конкретном случае должны быть
оптимальными: недостаточные нагрузки
— не эффективны, чрезмерные — наносят
вред организму. Если нагрузка остается
прежней и не изменяется, то ее воздействие
становится привычным и перестает быть
развивающим стимулом. Поэтому постепенное
увеличение физической нагрузки является
необходимым требованием занятий
физическими упражнениями.

Тренировочные
нагрузки

характеризуются рядом физических и
физиологических показателей. К физическим
показателям нагрузки относятся
количественные признаки выполняемой
работы (амплитуда движений, количество
повторений, темп выполнения, степень
сложности упражнения и др.). Физиологические
параметры харак­теризуют уровень
мобилизации функциональных резервов
организма (увеличение ЧСС, ударного
объема крови, минутного объема).

Дозирование
физической
нагрузки, регулирование интенсивно­сти
их воздействия на организм связаны со
следующими факторами, ко­торые
необходимы учитывать:

количество
повторений упражнения:

чем большее число раз по­вторяется
упражнение, тем больше нагрузка, и
наоборот;

амплитуда
движений:

с увеличением амплитуды нагрузка на
ор­ганизм
возрастает;

исходное
положение:

положение, из которого выполняется
уп­ражнение,
существенно влияет на степень физической
нагрузки. К ним от­носятся: изменение
формы и величины опорной поверхности
при выпол­нении
упражнений (стоя, сидя, лежа), применение
исходных положений, изолирующих
работу вспомогательных групп мышц (с
помощью гимна­стических
снарядов и предметов), усиливающих
нагрузку на основную мышечную
группу и на весь организм, изменения
положения центра тя­жести
тела по отношению к опоре;

темп
выполнения упражнений:

темп может быть медленным, средним,
быстрым. В циклических упражнениях,
например, большую нагрузку
дает быстрый темп, в силовых — медленный
темп;

продолжительность
и характер пауз отдыха между упражнения­
ми.
Более продолжительный отдых способствует
более полному восста­новлению
организма. По характеру паузы отдыха
могут быть пассивными и
активными. При активных паузах, когда
выполняются легкие упражне­ния
разгрузочного характера или упражнения
в мышечном расслаблении, восстановительный
эффект повышается.

Учитывая
вышеперечисленные факторы, можно
уменьшать или увеличивать
суммарную физическую нагрузку в одном
занятии и в серии занятий
на продолжительном периоде времени.

Классическая
методика проведения тренировочного занятия

Учебно-тренировочные занятия — основная форма обучения физическим упражнениям.
Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических
знаний и методических умений на применении разнообразных средств физической
культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовке спортсменов.
Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности,
достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной
подготовленности в период обучения; приобретением личного опыта
совершенствования и коррекции индивидуального физического развития,
функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно и
профессионально необходимых навыков, психофизических качеств.

Прежде чем говорить о
содержании тренировочного занятия, рассмотрим условия для организации
проведения такого занятия.

Условия и организация
проведения тренировочного занятия

1. Программное
обеспечение: годовое и поурочное планирование, расписание занятий.

2. Кадровое обеспечение:
наличие тренера по спорту.

3.
Материально-техническое оснащение: наличие спортивного зала, спортивного
стадиона, спорт. инвентаря ( лыжи, спортивные снаряды, байдарки, весла).

4. Санитарно-гигиеническое
обеспечение: соответствие спортивной формы, спортивных сооружений и снарядов
санитарно-гигиеническим требованиям, соблюдение правил занятий на свежем
воздухе, в бассейне, спортзале.

5. Врачебно-физкультурное
обеспечение: контроль за состоянием здоровья, допуск к занятиям спортом и
соревнованиям.

В содержание тренировочного
занятия входит не только выполнение физических упражнений. Это сложная и
многообразная деятельность спортсмена и тренера, которая проявляется в
овладении новыми навыками и умениями, непосредственном выполнении упражнения,
обсуждении, анализе и осмысливании выполняемых действий, контроле за состоянием
своего здоровья, приобретении теоретических знаний и практического опыта.

Все перечисленные стороны
содержания тренировочного занятия тесно взаимосвязаны между собой и дополняют
друг друга.

От правильности подбора
средств и методов (содержания) в большей степени зависят
воспитательно-образовательные результаты занятия.

Тренировочное занятие
принято подразделять на три взаимосвязанные части: подготовительную ( разминку
), основную и заключительную. Такое подразделение определяет логическую
последовательность выполнения физических и других действий спортсмена. Каждая
часть тренировочного занятия решает свои определённые задачи.

Подготовительная
часть (разминка).
В этой части происходит
начальная организация занятия: тренер знакомит занимающихся с предстоящей
работой, создает условия для её выполнения Любая
физическая тренировка должна начинаться с разминки. Это жесткое и необходимое
условие методики проведения всех учебно-тренировочных занятий. В ходе разминки
осуществляется подготовка организма к выполнению напряженной работы по
разучиванию и совершенствованию техники движений, развитию и поддержанию
физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости.
 служит
для создания необходимых условий (предпосылок) для проведения основной
тренировочной работы в каждом отдельном занятии. Грамотно проведенная разминка
дает еще один положительный результат: снижается риск травматизма во время
выполнения основной физической нагрузки. Разминка сопровождается повышением
температуры кожи и тела, а при этом уменьшается вязкость мышц, т.е. их
внутреннее трение, повышается эластичность связок и сухожилий, что и является
положительным фактором для предотвращения травм.

Различают общую и
специальную разминку. Задачей общей разминки является подготовка функциональных
систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе. Общая
разминка во всех видах спорта может быть схожей и состоять из ходьбы,
медленного бега и комплекса общеразвивающих упражнений. Задача специальной
разминки — углубленная подготовка тех мышц, связок, суставов и функциональных
систем, которые обеспечивают выполнение основной работы в процессе занятия. В
ходе разминки происходит и психическая подготовка занимающихся, их
«настрой» на выполнение намеченной программы тренировки. Перед
занятием необходимо продумать содержание разминки, ее соответствие целям,
задачам и условиям тренировки. Если занятие проводится в спортивном зале, то
разминку желательно начинать с различных видов ходьбы и бега, общеразвивающих
упражнений в движении и на месте, а заканчивать специально-подготовительными
упражнениями и растягиванием мышц. Если занятие проводится на улице в холодную
погоду, то рекомендуется сначала выполнить пробежку 0,5-1,5 км, а затем
комплекс общеразвивающих упражнений.

На подготовительную часть в
занятии отводится 15–20 мин.

Средства вводной части —
объяснение целей, задач и содержания занятия, различные строевые упражнения,
ходьба, замедленный бег, гимнастические упражнения, упражнения на растяжение
мышц и подвижность в суставах, общеразвивающие упражнения с лёгкими
отягощениями (гантелями, дисками от штанг, металлическими палками, набивными
мячами). Используются также различные гимнастические снаряды (стенка, брусья).

В основной
части
 решаются наиболее важные задачи занятия: овладение
различными двигательными навыками и умениями, совершенствование в технике
выполнения соревновательных упражнений, воспитание физических, морально-волевых
и других качеств.

В тесной связи с решением
специфических задач физического воспитания в основной части занятия, как и в
других его частях, решаются и задачи нравственного и эстетического воспитания.

Для эффективного решения
всех перечисленных задач в основной части могут применяться самые разнообразные
физические упражнения, а также средства и методы воспитания тех или других
качеств спортсмена.

По времени основная часть
может длиться от 20 мин до 3 час и более. Это зависит от квалификации
спортсмена, целей и задач занятия.

Средства основной части —
классические (соревновательные) и специально-вспомогательные упражнения с
гирями, упражнения со штангой и другими отягощениями, упражнения на
гимнастических снарядах, легкоатлетические упражнения (в основном, бег), ходьба
на лыжах, спортивные и подвижные игры и другие вспомогательные упражнения из
различных видов спорта.

Задачами заключительной
части
 является снижение общего возбуждения нервной системы,
снятие мышечного напряжения отдельных групп мышц, а также краткий обзор и
подведение итогов занятия, задание на дом.

Наиболее характерные
упражнения заключительной части — бег в умеренном темпе, ходьба, несложные
гимнастические упражнения на расслабление мышц и осанку, висы на перекладине
или шведской стенке, разгружающие позвоночник после занятий с отягощениями, стрейчинг.

Очень важно при построении
тренировочного занятия не только правильно подобрать упражнения, но и
определить последовательность их выполнения в каждой его части и обеспечить
оптимальные связи между ними.

Основными формами проведения
тренировочного занятия являются:

— групповые и
индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

— работа по
индивидуальным планам;

— тренировочные сборы;

— участие в спортивных
соревнованиях и мероприятиях;

— инструкторская и
судейская практика;


медико-восстановительные мероприятия;

— тестирование и
контроль.

Эффективность любого
учебно-тренировочного занятия связана в первую очередь с правильной постановкой
его задач. Первоначально с учетом задач занятия определяется и разрабатывается
содержание основной части, а затем в соответствии с ним подбирается материал
для подготовительной и заключительной частей. Обычно наиболее сложные задачи,
связанные с овладением новым материалом, движениями большой координационной
сложности, решают в самом начале основной части урока. При этом придерживаются
такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование.

Управление тренировочным
процессом возможно при наличии разработанных программ как отдельного
учебно-тренировочного занятия, так и цикла занятий.

План-конспект
учебно-тренировочного занятия — самый детализированный план, необходимый для
построения и управления своим тренировочным процессом. Ниже приводим типичную схему
оформления плана-конспекта учебно-тренировочного занятия.

Задачи

Дата

Место

Часть занятия

Содержание занятия

Дозировка

Методические

указания

Документальной формой
учета данных о выполнении физической нагрузки и степени ее воздействия на организм
является дневник тренировок. После каждого учебно-тренировочного занятия в
дневник подробно записывается не только сама физическая нагрузка, но и свои
ощущения и наблюдения, как она переносилась (хорошее самочувствие, легкость или
вялость, боль в мышцах и т.п.).

Дневник тренировок

Дата

Содержание

Наблюдения и
самочувствие

Медленный бег — 10 мин. Общеразвивающие
упражнения — 5 мин.

Специальная разминка —

5 мин.

Силовые упражнения:

 подтягивание 12 раз +
приседание 40 раз + пресс 40 раз.

3 серии, отдых 3 мин.

Упражнения на
растягивание — 5 мин.

Самочувствие до и после
тренировки хорошее. Упражнения выполнялись легко.

Пульс до тренировки —
66 уд/мин. Восстановился в течение часа.

Тренеру и инструкторскому составу
необходимо максимально обеспечить меры безопасности при проведении
тренировочных занятий, например,на открытой воде.

К таким мерам относятся:

— инструктажи занимающихся (во время
тренировочных занятий на воде с учетом их спортивной подготовки, в зависимости
от условий);

— внимательный осмотр береговой линии
с целью определения безопасных входов и выходов в воду;

— пробное прохождение каждой
установленной тренировочной трассы;

— обеспечение береговой страховки и
страховки с воды во время тренировочных занятий групп начальной подготовки;

— обеспечение необходимой страховки
во время занятий тренировочных групп;

— четкое определение тренировочного
времени и места тренировки для каждой группы;

— контроль за своевременной сменой
тренировочной одежды и обуви;

— определение мест для сушки одежды и
обуви, ремонта лодок.

Кроме того, тренер заранее должен
знать свои действия в экстремальных случаях (оказание доврачебной помощи,
способы транспортировки пострадавших, места оказания врачебной помощи и др.) и
другие специфические особенности могущие возникнуть при проведении тренировок
.

Существуют определённые
требования к организации тренировочного занятия, которых должен придерживаться
каждый занимающийся спортом.

1. Делать общую и
специальную разминку в течение 15–20 мин.

2. Начинать занятия не
ранее чем за 2 ч. после приёма пищи.

3. Заниматься в
удобной спортивной одежде и обуви.

4. Не выполнять без
разрешения тренера контрольные прикидки или сложные, ещё не освоенные
упражнения с отягощениями.

5. Не отвлекаться и не
отвлекать других во время занятий.

6. Строго выполнять
план тренировочных нагрузок, указанных тренером.

7. Не допускать
перерывов в тренировочных занятиях без уважительной причины.

8. Стремиться к
приобретению теоретических знаний по методике тренировки, физиологии, гигиене,
самоконтроле, правилам соревнований.

9. Регулярно проходить
медицинское обследование.

10. Вести дневник
тренировочных занятий.

Ну и в конце
каждой тренировки тренер делает оценку проведенного занятия.

Муниципальное бюджетное учреждение

«Спортивная школа олимпийского резерва «Молодость»

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

(методическая разработка)

Разработал:инструктор-методист

МБУ «СШОР «Молодость»

Фролова Елена Сергеевна

СТАРЫЙ ОСКОЛ 2022 год

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………3

1.Планирование и организация тренировочного процесса……………..4

2. Структура тренировочного процесса………………………………….6

3. Комплексный контроль в подготовке спортсмена…………………..13

4. Учет показателей спортивной тренировки………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………23

ВВЕДЕНИЕ

Вся многолетняя подготовка спортсмена должна рассматриваться как управляемая система, нацеленная на достижение наивысших результатов в соответствии с динамикой возрастного развития, индивидуальными особенностями спортсмена и принципами и закономерностями становления спортивного мастерства.

Процесс многолетней подготовки спортсмена весьма сложный и динамичный. В настоящее время благодаря усилиям практики любого спорта и данным научных исследований вполне возможно (такие попытки уже сделаны) разработать достаточно полную и объективную модельную характеристику (во всех ее составных частях). Однако использование таких модельных характеристик (сильнейших спортсменов в практике многолетней подготовки чрезвычайно затруднено, так как в настоящее время не имеется объективных промежуточных модельных характеристик на каждый год (или хотя бы этап) многолетней подготовки от подростка-новичка до сильнейшего взрослого спортсмена.

Поэтому система управления многолетней подготовкой спортсменов в массовом спорте (а не только в сборных командах) должна быть по возможности простой, легко применяемой в практике работы в школах, ДЮСШ, вузах. В дальнейшем с ростом наших знаний, с разработкой аппаратуры, дающей срочную информацию о функциональных возможностях различных органов и систем (при массовом их производстве) и т.д., несомненно, появится возможность внедрить систему управления многолетней подготовки, гарантирующую в определенной мере достижение высоких результатов в лыжных гонках в пределах спортивной одаренности каждого спортсмена.

Рассмотрим основные правила планирования и организации тренировочного процесса.

1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Технология планирования процесса спортивной подготовки — это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий, а также составление конкретной тренировочной документации. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.

Цели и задачи процесса подготовки определяются как на различные тренировочные циклы, так и на периоды и этапы тренировочного процесса.

Предметом планирования тренировочного процесса являются его содержание, формы и результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спортсмена. С помощью анализа динамики нагрузки за предыдущий год (годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах:

1) перспективное (на ряд лет);

2) текущее (на один год);

3) оперативное (на месяц, неделю, на одно занятие).

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для различных контингентов занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. В ней раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный или индивидуальный) составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их стажа. Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2-3 года.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа опыта предшествующей подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный (индивидуальный) план подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов и тем по неделям в течение года.

Оперативное планирование предполагает планирование тренировок на определенный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана. В спортивных школах наибольшее распространение получило планирование на один месяц. В месячном плане конкретизируются основные положения годичного плана. Наиболее подробно приводятся подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность тренировочных занятий четко соответствовала задачам, поставленным на данный отрезок определенного тренировочного цикла.

2. СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

В спортивной подготовке целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность.

Структура тренировки характеризуется:

1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т. д.);

2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);

3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.

В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают:

1) микроструктуру — отдельные тренировочные занятия, структура отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного);

2) мезоструктуру — этапы тренировки, включающие относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью — около месяца);

3) макроструктуру — большие тренировочные циклы — полугодичные, годичные, многолетние.

В микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, гарантирующая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа выраженной преимущественной направленности, также обеспечивающая совершенствование различных сторон подготовленности.

Тренировочная и соревновательная деятельность спортсмена организуется в форме микроциклов разного типа. Основные из них — это собственно-тренировочные и соревновательные микроциклы. В качестве дополнительных следует различать «подводящие» и восстановительные микроциклы.

Собственно-тренировочные микроциклы по признаку преимущественной направленности их содержания подразделяются на общеподготовительные и специально-подготовительные.

Первые являются основным типом микроциклов в начале подготовительного периода и на некоторых других этапах большого тренировочного цикла, связанных с увеличением удельного веса общей физической подготовки; вторые служат главным типом микроциклов в предсоревновательной подготовке и одним из основных в ряде других этапов большого тренировочного цикла. Микроциклы обоих типов имеют варианты. Так, одни из них можно назвать «ординарными». Они отличаются равномерным возрастанием тренировочных нагрузок, значительным их объемом, но непредельным уровнем интенсивности в большинстве отдельных занятий (это характерно преимущественно для общеподготовительных микроциклов и некоторой части специально-подготовительных). Для других — «ударных» — микроциклов наряду с возрастающим объемом нагрузок характерна их высокая суммарная интенсивность, достигаемая, в частности, путем концентрации занятий во времени (что типично преимущественно для специально-подготовительных микроциклов).

Подводящие микроциклы строятся по правилам непосредственного подведения к соревнованиям. В них моделируется ряд элементов режима и программы предстоящих соревнований (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними). Вместе с тем конкретное содержание и построение таких микроциклов обусловлены особенностями предстартового состояния спортсмена, последующим действием тренировки.

Соревновательные микроциклы имеют свой основной режим выступлений, устанавливаемый официальными правилами и регламентом конкретного соревнования. Кроме дней, занятых самим соревнованием, эти микроциклы включают фазу оперативной «настройки» в день, предшествующий началу состязания, и межстартовые фазы (когда состязания проводятся не в один день). Вся организация поведения спортсмена в соревновательных микроциклах направлена на то, чтобы обеспечить оптимальное состояние готовности к моменту стартов, содействовать восстановлению и «сверхвосстановлению» работоспособности в процессе состязания, гарантировать полную реализацию возможностей спортсмена в финальных стартах.

Восстановительные микроциклы следуют обычно за высоконапряженными состязаниями или вводятся в конце серии собственно-тренировочных микроциклов (часто вслед за «ударными» микроциклами). Они характеризуются относительно уменьшенной величиной тренировочных воздействий, увеличенным количеством дней активного отдыха, контрастной сменой состава упражнений и внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных процессов. Учитывая, что микроциклы этого типа отличаются сравнительно невысоким уровнем интенсивности нагрузок, их называют также «разгрузочными».

Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов (цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов) позволяет систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей.

Различают следующие типы мезоциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, предсоревновательный, соревновательный, восстановительный и др.

Втягивающий мезоцикл характеризуется повышением объема тренировочных нагрузок, вплоть до значительных величин, с постепенным повышением интенсивности. С такого рода мезоцикла обычно начинается подготовительный период. У спортсменов невысокой квалификации втягивающий мезоцикл состоит из трех-четырех объемных микроциклов. Во втягивающем мезоцикле, независимо от квалификации спортсменов, большее внимание уделяется средствам общей подготовки для повышения возможностей систем дыхания и кровообращения. Это делается для того, чтобы создать предпосылки для дальнейшей работы, повышающей уровень специальной подготовленности спортсмена. В определенном объеме используются и специально-подготовительные средства.

Базовый мезоцикл отличается тем, что в нем проводится основная тренировочная работа, большая по объему и интенсивности, направленная на повышение функциональных возможностей, развитие основных физических способностей, на совершенствование уже освоенных технико-тактических приемов. Наряду с расширением функциональных возможностей спортсменов в задачи этих мезоциклов входят стабилизация и закрепление достигнутых перестроек в организме. По своему преимущественному содержанию они могут быть общеподготовительными и специально — подготовительными, а по эффекту воздействия на динамику тренированности — развивающими и поддерживающими.

Контрольно-подготовительный мезоцикл представляет собой переходящую форму от базовых мезоциклов к соревновательным. Собственно, тренировочная работа сочетается здесь с участием в серии соревнований, которые имеют в основном контрольно-тренировочный характер и подчинены, таким образом, задачам подготовки к соревнованиям. Мезоцикл данного типа может состоять из двух-трех собственно-тренировочных микроциклов и одного микроцикла соревновательного типа.

Предсоревнователъныемезоциклы типичны для этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию или одному из основных. В них должен быть смоделирован весь режим предстоящих соревнований, обеспечена адаптация к его конкретным условиям и созданы оптимальные условия для полной реализации возможностей спортсмена в решающих стартах. Если соревнования являются не очень ответственными для спортсмена или команды и проводятся в обычных климатических и географических условиях, то непосредственная подготовка к ним обеспечивается в рамках соревновательного мезоцикла, который может состоять из подводящих, соревновательных и восстановительных микроциклов. При подготовке же к ответственному соревнованию, проводимому в необычных для спортсмена условиях, целесообразно специально выделить этап непосредственной подготовки к ответственному соревнованию, который обычно включает один или несколько мезоциклов, построенных по типу предсоревновательных.

Как правило, предсоревновательный мезоцикл состоит из модельно-соревновательных, подводящих и собственно-тренировочных микроциклов, которые могут сочетаться в различной последовательности и с разной частотой. В практике предсоревновательной подготовки используется также нетрадиционный вариант построения заключительного этапа подготовки к ответственному соревнованию по «принципу маятника», который предусматривает чередование контрастных и специализированных микроциклов.

Соревновательные мезоциклы — это типичная форма построения тренировки в период основных соревнований. Количество и структура соревновательных мезоциклов определяются особенностями существующего спортивного календаря, программой, режимом соревнования, составом участников, квалификацией и степенью подготовленности спортсменов. Как минимум каждый соревновательный мезоцикл состоит из подводящего, соревновательного и восстановительного микроциклов.

Восстановительные мезоциклы подразделяются на восстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие.

Первые планируют между двумя соревновательными мезо-циклами. Состоят они из одного-двух восстановительных, двух-трех собственно-тренировочных микроциклов. Их основная задача — восстановление спортсменов после серии основных соревнований, требующих не сколько физических, сколько нервных затрат, а также подготовка к новой серии соревнований.

Восстановительно-поддерживающие мезоциклы также планируют после соревновательного мезоцикла в том случае, когда серия соревнований была слишком тяжела для спортсмена. Для того чтобы не допустить перерастания кумулятивного эффекта, вызванного участием спортсмена в серии соревнований, в перетренировку, после восстановительных микроциклов вводят тренировочную работу поддерживающего характера, широко используя средства общей подготовки. Средние циклы подобного типа в основном характерны для переходного периода.

Построение тренировки в многолетних макроциклах (полугодичном, годичном, многолетнем) включает законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов. В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период. Подготовительный период подразделяется на 2 этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. У начинающих спортсменов общеподготовительный период более продолжителен, чем специально-подготовительный. По мере роста спортивной квалификации спортсменов длительность общеподготовительного этапа сокращается, а специально-подготовительного — увеличивается.

Основные задачи общеподготовительного этапа:

1) повышение уровня физической подготовленности спортсменов;

2) совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений.

На данном этапе у юных спортсменов удельный вес упражнений по общей подготовке превышает удельный вес упражнений по специальной подготовке. Например, в подготовку спортсменов, включается: бег, ходьба, гребля, плавание, подвижные и спортивные игры, разнообразные упражнения — сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях, выпрыгивание из приседа, работа на тренажере «Мираж», поднимание туловища из положения лежа на бедрах, прыжки в выпаде со сменой ног, приседание с отягощениями, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, переход из положения вис в положение вис согнувшись и др.

Объем и интенсивность тренировочных нагрузок постепенно увеличиваются, причем объем растет быстрее, чем интенсивность нагрузки.

Основные задачи специально-подготовительного этапа:

1) развитие специальных физических способностей;

2) освоение и совершенствование технических, тактических навыков и специальной психологической подготовки в избранном виде спорта.

На специально-подготовительном этапе удельный вес специальной подготовки по сравнению с первым этапом подготовительного периода возрастает. Изменяется также состав средств специальной подготовки. Например, в подготовку лыжников-гонщиков, биатлонистов включаются специально-подготовительные упражнения, в большей или меньшей мере приближенные к соревновательным (шаговая, прыжковая имитация в подъемы различной длины (от 20 до 60 м) и крутизны (от 3 до 18°), передвижение на лыжероллерах классическими и коньковыми ходами с учетом рельефа трасс).

Помимо специально-подготовительных упражнений в тренировке спортсменов начинают использовать и соревновательные упражнения.

Объем нагрузки постепенно увеличивается и достигает максимума к началу соревновательного периода. В то же время постепенно возрастает интенсивность нагрузки.

Соревновательный период. Основная цель тренировки в этом периоде — сохранение спортивной формы и на основе этого реализация ее в максимальных результатах.

Основные задачи соревновательного периода:

1) повышение достигнутого уровня специальной подготовленности;

2) достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях.

В этом периоде используются соревновательные и специально-подготовительные упражнения, направленные на повышение специальной работоспособности в избранном виде спорта.

Удельный вес средств общей подготовки в соревновательном периоде должен быть не ниже, чем на специально-подготовительном этапе. При помощи средств общей подготовки обеспечивается развитие и поддержание необходимого уровня разнообразных физических способностей, двигательных умений и навыков, активный отдых. Конкретное соотношение между средствами специальной и общей подготовки в соревновательном периоде у спортсменов зависит от их возраста и спортивной квалификации. В этом периоде используются наиболее трудоемкие методы спортивной тренировки (соревновательный, повторный, интервальный).

Переходный период (период временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок.

Основные задачи переходного периода:

1) активный отдых и вместе с тем сохранение определенного уровня спортивной работоспособности;

2) анализ работы прошедшего года;

3) составление плана тренировки на следующий год.

Основное содержание занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка в режиме активного отдыха (уменьшаются общий объем и интенсивность тренировочной нагрузки). Следует избегать однотипных и монотонных нагрузок, так как они препятствуют полноценному активному отдыху. Активный отдых организуется за счет смены двигательной деятельности и смены обстановки (мест занятий, спортивного оборудования, инвентаря и т.д.). Он применяется, прежде всего, для быстрого и полного восстановления спортсменов.

В конце переходного периода нагрузка постепенно увеличивается, уменьшается объем средств активного отдыха, возрастает количество общеподготовительных упражнений. Это позволяет сгладить переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.

3. КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ

В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНА

Для объективного управления процессом спортивной тренировки необходимо оценивать изменения функционального состояния спортсмена, развивающегося в результате относительно длительного периода тренировки (этапное состояние), под влиянием нагрузок отдельных занятий и микроциклов (текущее состояние), а также нагрузок отдельных упражнений при выполнении программ тренировочных занятий (оперативное состояние).

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль — контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению очередного старта, упражнения или задания в процессе тренировки. Он призван оценить реакции организма спортсмена на тренировочные или соревновательные нагрузки, качество исполнения технических приемов при передвижении на лыжах.

Текущий контроль — оценка состояния или сдвигов в уровне работоспособности в микроциклах подготовки по результатам контрольных соревнований, контроль динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений состояния различных систем организма спортсмена, уровня развития его техники и тактики.

Этапный контроль — это комплексная оценка или контроль в конце этапа (периода) уровня подготовленности (физической, технической, функциональной, тактической, психологической), оценка различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально организованных условиях (табл.).

Комплексный контроль в большинстве случаев осуществляется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются две группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленности
спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях.

В целом в систему комплексного контроля входят педагогический, медико-биологический, и психологический контроль.

Педагогический контроль включает совокупность организационно-методический мероприятий по оценке эффективности учебно-тренировочного процесса, а также спортивных результатов, осуществляемых тренером.

Медико-биологический контроль предусматривает совокупность мероприятий, направленных на оценку здоровья, функциональных возможностей организма лыжника с учетом реакции его систем на различные тренировочные и соревновательные воздействия (нагрузки)

Психологический контроль включает совокупность показателей средств, методов, мероприятий по оценке индивидуально-типологических особенностей личности спортсмена, общих и специальных психомоторных способностей, психических состояний в экстремальных (стрессовых) условиях соревнований, социально-психологических характеристик спортивных коллективов.

Таким образом, система комплексного контроля — это совокупность упорядоченных определенным образом, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом подсистем педагогического, медико-биологического, психологического контроля, объединённых общей целью, объективной оценки подготовленности спортсмена и команды на различных этапах подготовки.

Таблица

Основное содержание комплексного контроля и его разновидности (Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов).

Разновидности комплексного контроля

Направления контроля

Условия для спортсменов

Соревновательная деятельность (СД)

Тренировочная деятельность (ТД)

Состояние и подготовленность спортсменов

Специально организованные условия

Состояние внешней среды

Этапный

а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки

б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа

а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки

б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения

Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки

Климатические факторы (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), качество инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристика трасс соревнований и тренировок; скольжение, поведение зрителей и объективность судейства на соревнованиях, и их влияние на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях

Текущий

Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки

а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки

б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания

Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями

Оперативный

Измерение и оценка показателей на любом соревнований

Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия

Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменения состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

Первая группа — тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина рук, ног, обхват туловища, острота зрения и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние различных органов и систем — сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа — стандартные тесты, выполнение одинакового задания (например, бег на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтягивание на перекладине 15 раз и т.д.). Специфика этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат.

Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, уровень лактата и т.п.). Особенность таких тестов — необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

На его основе можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного решения тренера.

Наилучшей формой этапного комплексного обследования (ЭКО) является тестирование на тредбане (с изменяющимся углом наклона дорожки) при передвижении на лыжероллерах со ступенчато изменяющейся скоростью. Определяются максимальное потребление кислорода (обязательно на подъеме крутизной 5-10°) и уровень лактата или показателей кислотно-щелочного равновесия при достижении МПК. Динамика МПК в годичном цикле позволяет контролировать рост функциональных возможностей лыжника и оценивать, насколько рационально построен тренировочный процесс.

Полностью проявить свои функциональные возможности лыжники могут лишь в строго специфической деятельности.

Текущий контроль функционального состояния может включать следующие методики: ЭКГ, степ-тест, определение веса тела, артериального давления и ЧСС в покое, гемоглобина в крови и др. Использование этих довольно простых методик позволяет контролировать состояние спортсмена и предотвращать перетренировку. Особую роль играет биохимический метод определения мочевины в крови. Данный показатель следует определять регулярно по утрам после больших по объему и интенсивности тренировочных нагрузок.

Контроль за соревновательными нагрузками имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки, измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто используется как критерий, позволяющий оценить состояние спортивной формы спортсмена. Спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят от индивидуальных особенностей спортсмена.

Оценка состояния подготовленности спортсменов проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает оценку:

— специальной физической подготовленности;

— технико-тактической подготовленности;

— психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.

Оценку состояния здоровья и основных функциональных систем проводят, как правило, медико-биологическими методами специалисты в области физиологии, биохимии и спортивной медицины.

Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники, двигательных действий при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений. Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, ее разносторонность, эффективность и экономичность:

1) объем техники — общее число действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях;

2) разносторонность техники — степень разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и которые он использует в соревновательной деятельности;

3) эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника — та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения;

4) экономичность техники — применение рационального режима работы по ходу всей дистанции, передвижение с наибольшей скоростью при оптимальной затрате сил.

Спортивный результат — важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена.

В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая закономерность — обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

Оценка тактической подготовленности. Контроль за тактической подготовленностью — это оценка целесообразности действий спортсмена, которые он предпринял для достижения успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за тактическим мышлением и тактическими действиями. Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.

Оценка соревновательной деятельности. Наиболее важным показателем действий спортсмена на соревнованиях является результат (скорость передвижения), характеризующий уровень специальной выносливости спортсмена.

Анализ скоростей на различных участках на соревнованиях -действенное и еще не использованное средство для выявления резервов повышения результатов лыжника, в частности — определения участков, где была допущена наибольшая потеря скорости. Соответствующий хронометраж несложный, если на трассе оборудовать автоматические фиксаторы времени прохождения участников.

Имея такую информацию, можно разрабатывать оптимальную тактику прохождения конкретной трассы, как это делается в плавании, легкоатлетическом беге и беге на коньках.

В лыжном спорте основными параметрами объема нагрузки служат: количество дней занятий и тренировок, пройденный километраж, время выполнения упражнений неспецифического характера. Примерно до уровня I разряда общий объем выполненной нагрузки тесно связан с результатами (несмотря на то что с ростом квалификации доля специальных упражнений в общем объеме повышается).

Интенсивность в лыжных гонках из-за их специфики учитывается по механизмам образования энергии и энергообеспечения.

Обязательное условие учета интенсивности тренировочных нагрузок — измерение длины тренировочных кругов, хронометраж занятий и регулярное проведение контрольных соревнований. Что касается трудности тренировочных трасс и условий передвижения, то их можно учитывать, делая соответствующие записи в дневнике.

Контроль за факторами внешней среды. Для того чтобы принять правильное решение по итогам комплексного контроля, необходимо учитывать условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнение контрольных нормативов в тренировочной деятельности. Кроме того, само выполнение тренировочных программ часто зависит от состояния и условий внешней среды.

В практике часто случается, что уровень подготовленности спортсмена бывает достаточно высок, а факторы внешней среды не позволили ему показать высокие результаты.

К таким факторам относятся:

— климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружающей среды, интенсивность солнечной радиации, направление ветра, атмосферное давление);

— состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат, условия скольжения по снегу);

— качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных сооружений;

— поведение зрителей;

— социально-психологическая обстановка в местах размещения спортсменов;

— объективность судейства;

— продолжительность переездов, условий размещения, питания и отдыха спортсменов.

Только оценив влияние этих внешних факторов на ход соревновательной и тренировочной деятельности, можно составить полное представление об уровне подготовленности спортсмена.

4. УЧЕТ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и исполь­зования средств, методов и форм осуществления процесса спортив­ной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различ­ных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д. Ана­лиз данных учета дает возможность не только контролировать, но и, активно вмешиваясь в тренировочный процесс, совершен­ствовать его. Учету подлежат все стороны тренировочного процесса.

Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Этапный учетосуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором — заключительным (итоговым).

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами пред­варительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тре­нировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.

Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдель­ных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин трени­ровочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоро­вья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную инфор­мацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, со­держании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления трениро­вочным процессом в ходе одного занятия.

Основными документами учета в спортивной школе являются жур­нал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсме­нов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, лич­ные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Журнал учета занятий — один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму. Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируются дата, время и продолжи­тельность занятия; его содержание, дозировка тренировочной на­грузки; спортивные результаты, показанные на соревнованиях. В днев­нике записывается, как соблюдаются режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносятся результаты выполнения контрольных испытаний (тестов). Данные врачебного контроля позволяют судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует приме­няемая система тренировки на здоровье спортсменов.

В дневнике спортсмена рекомендуется включить следующие разделы: индивидуальный план тренировки, содержание учебно-трениро­вочного процесса, результаты участия в соревнованиях, результа­ты контрольных испытаний, данные врачебных обследований, данные самонаблюдений, отчет о тренировке за определенный период времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, построение цикличности обычно начинают с больших циклов, определяя годичную периодизацию тренировки. Периодизация тренировки основывается на общих закономерностях развития тренированности и становления спортивной формы. Периодизация связана с временами года, календарем соревнований.

Система комплексного контроля — это совокупность упорядоченных определенным образом, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом подсистем педагогического, медико-биологического, психологического контроля, объединённых общей целью, объективной оценки подготовленности спортсмена на различных этапах подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

 Михайлов В.Д., Озолин Н. Г., Иваницкий М. Ф. и др. Учебник спортсмена. — М.: «Физкультура и спорт», 1964. – 455 с.

Технология разработки плана-конспекта учебно-тренировочного занятия

Технология разработки плана-конспекта учебно-тренировочного занятия

   План-конспект занятия разрабатывается для каждой группы занимающихся на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего занятия. В нем обязательно указываются номер занятия по рабочему плану, дата и место проведения, перечень используемого спортивного инвентаря и оборудования, основные и частные задачи занятия, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания.

     Задачи учебно-тренировочного занятия должны быть конкретными, реальными и сформулированными в повелительном наклонении (ознакомить с техникой броска прогибом, разучивать кувырок вперед, закрепить технику старта из воды, совершенствовать технику прыжку в длину, способствовать развитию (развивать) скоростно-силовых способностей в процессе игры в баскетбол, контролировать (контроль) технико-тактическую подготовленность и т.п.).

     Задачи должны решаться в основной части урока в определенной последовательности с учетом закономерностей процесса обучения и направленного развития двигательных способностей. Поэтому первоначально продумывается и разрабатывается содержание и методика основной части, а затем подготовительной и заключительной частей занятия.

   При составлении плана-конспекта следует пользоваться специальной терминологией.

   Структура плана-конспекта должна включать в себя: обозначение частей урока и их продолжительность, содержание учебного материала для каждой части учебно-тренировочного занятия; дозировку нагрузки при выполнении заданий (упражнений), а также организационно-методические указания.

В основе построения частей занятия и распределения заданий должны лежать закономерности динамики работоспособности при выполнении физической нагрузки.

   Подготовительная часть включает организационные вопросы, упражнения на общее укрепление организма и подготовку его к более напряженной работе в основной части. Занятие начинается с проверки наличия занимающихся. Далее следует объяснение содержания занятия. После этого проводятся ходьба и бег различными способами, общеразвивающие упражнения (несложные, но разнообразные по воздействию на организм), а также упражнения с учетом содержания основной части занятия.

   Подготовительная часть занятия проводится в составе группы. На нее отводится до 7 мин. в одночасовом занятии, и до 15 мин. в двухчасовом (15-25% от общего времени занятия).

В основной части решаются следующие задачи: формирование и совершенствование прикладных навыков, развитие физических, специальных и психологических качеств, повышение устойчивости к влиянию неблагоприятных факторов, воспитание морально-волевых и психологических качеств.

   Средства основной части занятия — различные упражнения. Наряду с развитием выносливости, силы, быстроты и ловкости на занятиях воспитываются смелость, решительность, настойчивость и др.

   В содержание основной части включаются игры, соревнования, эстафеты, комплексная тренировка, контрольные упражнения, которые вырабатывают коллективные и самостоятельные действия. В начале основной части занятия выполняются приемы и действия, связанные со скоростью и ловкостью, упражнения со сложной координацией; в конце — упражнения на силу и выносливость, игры, соревнования и комплексная тренировка.

   На основную часть отводится до 35 мин. при одночасовом занятии, и до 65 мин. при двухчасовом (70-80 % от общего времени занятия).

   В заключительной части выполняются упражнения, которые способствуют приведению организма в спокойное состояние (направленные на восстановление) (ходьба, компенсаторный  бег, упражнения на глубокое дыхание и расслабление мышц). При подведении итогов кратко отмечаются успехи и недостатки, даются индивидуальные задания на самостоятельную работу. Затем приводятся в порядок места занятий. На заключительную часть отводится около 5% от общего времени занятия.

   Содержание плана-конспекта должно соответствовать поставленным задачам. В графе «часть занятия» записывается общее количество времени, затраченного на проведение (в минутах) и часть занятия.

   В графе «Содержание» последовательно указываются по частям занятия все предусмотренные для проведения физические упражнения. При записи общеразвивающих упражнений, выполняемых на несколько счётов, обязательно надо записывать исходное положение (и.п.) и действия на каждый счет (И.п. —  широкая стойка, руки на поясе. 1 — наклон к левой ноге; 2 — и.п.; 3 — наклон к правой ноге; 4-и.п.)

   В графе «Дозировка» записывается количество повторов при выполнении упражнения, либо времяего выполнения в минутах (секундах), или дистанция выполнения (в метрах), а также интервалы отдыха.

   В графе «Организационно-методические указания» указываются способы организации занимающихся, методы выполнения упражнений, требования к их выполнению, а также  требования к наиболее важным характеристикам движений (амплитуде, скорости, темпу, величину усилия и др.). Делаются записи типа: «сообщить об ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.д.

   План-конспект занятия утверждается тренером.

   Замечания к плану-конспекту пишет методист по практике.

Примерная форма плана-конспекта учебно-тренировочного занятия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти знакопостоянства функции на графике параболы
  • Как найти координаты вектора по двум координатам
  • Как найти все удаленные сообщения в контакте
  • Как найти линейную плотность проволоки
  • Как найти периметр окружности по диаметру формула