Как составить план урока по фгос по математике

«Развёрнутый план урока в соответствии с ФГОС»

Краткая аннотация.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья

3. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

4. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.

5. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

6. Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения качественного начального общего образования;

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 Технологическая карта — это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Учитель с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе предлагает как вариант конспекта урока технологическую карту. Технокарта отличается от традиционного конспекта только формой.

В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.

Структура технологической карты включает:

название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение

цель освоения учебного содержания

планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)

метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)

основные понятия темы

технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

освободить время для творчества — использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,

определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.

обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Циклограмма урока

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-зационный этап 1-2 минуты).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.

6. Первичное закрепление 4-5 минут.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Методы и формы современного урока:

метод проектов;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии (интеграция);

портфолио

1.1Место и роль темы курсе (предмета)

В федеральном базисном плане на курс математики в 4 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего -132 часа

Числа от 1 до 1 000. Повторение (12 ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2–4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1 000. Нумерация (11 ч)

Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1 000 раз.

Числа, которые больше 1 000. Величины (13 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание (10 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217 + 163, х – 137 = 500 – 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.

Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление (77 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний). Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6  х =
= 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1 000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Итоговое повторение (12 ч)

Повторение изученных тем за год.

1.2 Дидактический анализ и содержание материала.

1.Предмет, класс: математика.4 класс.

2.Тема урока: «Деление суммы на число».

3.Дидактическая цель: формировать у обучающихся умения делить сумму на число .

4. Тип урока: «открытие» нового знания.

5. Задачи урока:

предметные:

-формировать умение применять правило деления суммы на число, умение определять наиболее рациональный способ применения правила;

метапредметные:

-развивать у обучающихся внимание, память, наблюдательность, умение обобщать, сравнивать, делать выводы;

-развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы в парах;

личностные:

-способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

6.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

-Словесные (эвристическая беседа, фронтальный опрос);

-Наглядные;

-Практические;

-Деятельностный;

-Аналитический;

-Самостоятельной работы учеников .

7.Форма работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.

8.Средства обучения:

для учителя- компьютер; медиапроектор.

для учащихся- учебник, рабочая тетрадь по математике для учебника 4 класса.

1.3Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент.

Цель: включение в деловой ритм.

Создает условия для положительной мотивации учащихся.

— Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Настраиваются на работу-«открытие» нового знания.

Включаются в деловой ритм.

Личностные: самоопределение к действию.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

2.Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

Цель: подготовка мышления учащихся к применению имеющихся знаний в изменённой ситуации.

1. Математический диктант.

(С опорой на таблицу )

-Сложные высказывания. Отмечайте, истинные они или ложные.

-если 24 делится на3 и на 4, то оно делится на7;

-50 делится на10 или 50 делится на5;

-35 делится на7 или 35 делится на 8;

-46:2=23 или 46:2=26;

-если площадь квадрата 36 кв. см, то сторона квадрата – 6 см;

-если поезд прошёл 120 км со скоростью 60 км/ч, то он был в пути 2 часа;

-неверно, что, если 7*8=56, то 56:7=8.

2. Самопроверка ,

анализ ошибок.

3.Устное решение задачи.

-На соревнования «Весёлые старты» прибыло 5 команд по14 девочек и16 мальчиков в каждой. Сколько всего человек участвовало в соревнованиях?

-Какой способ решения более удобный?

—  Какой способ умножения вы использовали для решения этой задачи? (распределительное свойство умно­жения относительно сложения)

—  Сформулируйте это свойство (чтобы умножить сумму на число, можно каждое слагаемое умножить на это число и результаты сложить).

Записывают в тетради ответы.

Сверяют результаты с образцом, отмечают ошибочные ответы.

Работают в парах.

Объясняют 2 способа решения задачи.

Объясняют, что 1 способ более удобный, т.к. круглое число легче умножать.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные:

логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной

задачи.

Цель: обеспечение мотивации и принятия цели учебно- познавательной деятельности.

Работа над задачей

-прочитайте задачу, выберите правильный способ решения.

-На соревнования от нашей школы поехали 14 девочек и 16 мальчиков. Они разделились на 2 группы. Сколько человек в каждой группе?

-Вернемся к решению задачи №1 и сравним с решением задачи №2.

— Что вы заметили? (задачи похожи, в первой сумму умножаем на число, а во второй сумму делим на число.)  Умножать уже умеем.

 -Определите тему нашего урока.     «Деление суммы на число».

Исходя из темы, определите главную задачу на уроке. Чему должны научиться?

(Познакомиться с правилом деления суммы на число.) 

Работа в группах. От каждой группы по 1 человеку называют верный способ решения с объяснением.

Сравнивают решение задач.

Определяют тему и задачи урока.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование

познавательной цели;

Коммуникативные: принимать участие в групповой и общеклассной работе; следить за действиями других участников учебной деятельности; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4.Построение проекта

выхода из затруднения.

Цель: организовать «открытие» детьми способа действий.

-Попробуйте сформулировать самостоятельно правило.

—  Сравните свою формулировку с выводом учебника на с.46. Прочитать.

—  Правильно ли мы с вами вывели правило деления суммы на число?

Читают правило в учебнике.

 

5.Физминутка

Включает аудиозапись ритмичной мелодии.

Выполняют движения.

 

6.Первичное закрепление.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

—  Теперь  это правило применим и проверим на примерах.

Фронтальная работа.

№158,с. 46.

-какой из способов деления суммы на число более удобный?

Решение примеров у доски

(1 ученик решает первый пример с объяснением, 2 ученик решает второй пример за скрытой доской)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные:

общеучебные–умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия. Коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

7.Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Рабочая тетрадь №2, с. 31, №85 с фронтальной проверкой.

Слабые — 1 и 2 строчки,

сильные — 3 и 4.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня

усвоения.

Личностные:

самоопределение.

8.Пприменение и добывание знаний.

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и новой ситуации.

-Продолжим нашу исследовательскую работу. Проверим во всех ли выражениях можно применять это правило.

(370 + 30) : 4

(600 + 30) : 9 

 (280+280):70  

(360+80):40

 (150+450):50 

(235 + 45) : 4

-какой можно сделать вывод?

(Бывают случаи, когда нельзя применить правило деления суммы на число).

Решение задачи. (после записи краткого условия самостоятельное решение)

С.47, №165

Решают по вариантам, делают вывод.

Решают задачу, делают вывод — можно ли решить задачу двумя способами.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Логические: анализ; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений.

Личностные: самоопределение к действию, смыслообразование.

9.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

— Для чего нам необходимо знать правило деления суммы на число?

-Предлагаю вам задание на выбор. Если вам сегодня было легко и все понятно, вы считаете, что справитесь с заданием на 5, то…

«5» — уч. с.47 № 164.

Если вам было легко, но остались сомнения, то…

«4» — т №2 с.31 №86.

Если сегодня было немного трудно, то вам поможет …

«3» — т №2 с.31 №87.

Подведем итог нашего урока. Какова была главная задача?  Выполнили мы ее?

Всем спасибо.

Отвечают на вопрос.

Записывают задание по выбору.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: самоопределение,

смыслообразование.

1.4Самоанализ урока математики в 4 классе

Тема урока. «Деление суммы на число»

Тип урока: «открытие» нового знания.

На эту тему отведено два часа, данный урок является первым.

 При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся: невысокая активность, низкий уровень памяти у некоторых учащихся.

  На уроке решались следующие цели и задачи.

Дидактические:

формировать вычислительные навыки устного счета;

познакомить учащихся с различными способами деления суммы на число.

Развивающие:

развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;

способствовать формированию рационально положительного отношения к процессу познания

развивать внимание, логическое мышление, память;

 Воспитательные:

воспитывать  аккуратность в работе;

 устойчивый интерес к математике

Здоровьесберегающая

создание комфортного микроклимата, ситуации успеха, снятие усталости.

Оборудование:  мультимедиа проектор,  экран, карточки с заданиями, тесты, учебник.

На уроке использовались фронтальная и дифференцированная формы работы.

Применялись следующие методы обучения: диалогический, наглядный, частично-поисковый, практический. Эти методы обучения способствовали принципам личностно ориентированного подхода.

Работа проходила в сотрудничестве с учителем.

Труд детей на уроке был проверен и оценен учителем.

 Поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера в общении учителя и учащихся.

 Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логический переход от одного этапа к другому.

 На уроке осуществлялись межпредметные связи и связь с жизнью.

 Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.

Отклонения от плана  в ходе урока не было.

 Думаю, что удалось реализовать замысел урока и достичь поставленные цели и задачи.

Урок был направлен на становление и проявление индивидуальности учащихся; на развитие творческих способностей. Стремилась  создавать ситуацию успеха педагогической поддержкой, подбадриванием.

При проведении урока повторно по этой теме, я бы оставила все по-прежнему.

МОДЕЛЬ
УРОКА «математика, 5 класс»

1.       

ФИО
учителя

 Гараева
Фанзиля Назифовна

2.       

Место
работы

 МКОУ
СОШ дер Старый Пинигерь

3.       

Должность

 Учитель
математики

4.       

Предмет

 математика

5.       

Класс

 5

6.       

Номер
урока в рабочей программе. Место в изучаемой теме.

1
урок во главе 6 «делимость чисел»

7.     

Тема
урока.

Признаки
 делимости на 2,3,5,9, 10

8.       

Базовый
учебник

 Дорофеев

9.     
Содержание урока в соответствии с
Фундаментальным ядром

По
предметному содержанию:
Арифметические
действия над натуральными числами.

По
УУД:

:             
Личностные УУД:

·                                                                                                                                                                 
создание положительного эмоционального
настроя;

·                                                                                                                                                                 
осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

·                                                                                                                                                                 
умение работать в группе

              
Метапредметные УУД:

·                                                                                                                                                                 
анализировать признаки делимости, обобщать
информацию

·                                                                                                                                                                 
отличать способ и  результат  действий

             
Познавательные УУД:

·                                                                                                                                                                 
самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение;

·                                                                                                                                                                 
повторить  признаки делимости на 2,5,10

·                                                                                                                                                                 
изучить признаки делимости на 3, 9

·                                                                                                                                                                 
научить применять признаки  для решения
задач

·                                                                                                                                                                 
рассмотреть другие признаки делимости

10. 
Дидактическая цель  урока: 
Создать условия для изучения нового материала и повторения

11. 
Цели урока: Повторить
признаки делимости на 2, 5, 10

Изучить  признаки
делимости на  3 и 9  для решения задач, использовать речь для регуляциисвоего
действия        

Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных
действий учеников):

Подобрать необходимый  материал на конкретный признак

12.  Тип
урока:
  комбинированный

13.  Формы
работы учащихся:
 

14.  Необходимое
техническое оборудование:
 

15. 
Технологическая карта  урока   (см.
ниже)

16. 
Самоанализ урока.

Конспект  урока по математике в 5 классе на тему: «Признаки
делимости»

Цели
урока:

·      
Повторение,
обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Признаки делимости».

·      
Формирование
умений проводить умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на правила.

·      
Выработка
навыков использования установленных признаков делимости при различных
формулировках задач.

·      
Проверка
усвоения учащимися знаний, полученных при изучении данной темы.

·      
Развитие
логического мышления и математической зоркости;

·      
Воспитание
математической культуры учащихся, внимательности, умение преодолевать учебные
трудности.

Задачи
:

1.
Образовательные

·     
Повторить
и обобщить признаки делимости;

·     
Исследовать признаки делимости,;

·     
применить
признаки делимости при выполнении решении несложных задач.

2.
Развивающие

·     
Уметь
проводить умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на правила;

·     
Выработать 
навыки использования установленных признаков делимости при различных
формулировках задач;

·     
Уметь
формулировать возникшую проблему и пути их разрешения.

3.
Воспитательные
:

·     
воспитывать
доброжелательное отношение друг к другу;

·     
развивать
умение высказывать своё мнение , выслушивать чужое и понимать;

·     
уметь
преодолевать учебные трудности.

·      Формы
организации учебной деятельности
:

·      мини-исследование;

·      индивидуальная
работа;

·      фронтальная
работа.

·     
Предметные результаты обучения:

·      Основные
теоретические знания: признаки делимости чисел на 2, 5, 10; 3 и 9; 10

·     
Умения,
связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников):

·     
Подобрать
необходимый  материала на конкретный признак

·     
Планируемые
результаты:

             
Личностные УУД:

o  создание
положительного эмоционального настроя;

o  осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

o  готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

             
Метапредметные УУД:

o  систематизировать,
сопоставлять, анализировать признаки делимости, обобщать информацию

o  выделять главную
информацию; представлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно-
символической форме в виде таблицы или  схемы.

             
Познавательные УУД:

o  умение создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение,
умозаключение;

o  умение создавать,
применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач,
находить в тексте требуемую информацию.

             
Коммуникативные УУД:

o  умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;

o  работать
индивидуально и в группе;

o  формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.

             
Регулятивные УУД:

o  умение
самостоятельно определять цели обучения,

o  умение
самостоятельно планировать пути достижения целей,

o  умение соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата

 
Предметные УУД

           
формирование интереса к новому   учебному
материалу ;

Ход
урока.

       
1)
Организационный
момент.

   
Наш урок, я бы хотела начать со слов польского
писателя Станислав Лем

«Для
того, чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать» .

       
2)
Постановка
целей урока.

      
— Сегодня на уроке мы повторим с вами все признаки делимости, которые вы
знаете, затем в ходе решения практических упражнений закрепим полученные вами
знания.

       
3)
Актуализация
опорных знаний.

    
— Итак, давайте для начала повторим все известные вами признаки делимости.

·                        
Сформулируйте
признак делимости на 2? Приведите пример.

·                        
Сформулируйте
признак делимости на 5 и на 10? Приведите пример.

4)  
Закрепление изученного материала (обобщение и систематизация).

         
Задание1.  Из цифр 0; 3; 4; 5 составьте:

                              
а) составьте двузначные и трехзначные числа

                              
б)
трехзначные числа, делящиеся на 2 и 5 одновременно;

                              
в)
двузначные нечетные числа, делящиеся на
10;

         
Задание 2.
Из указанных чисел 250; 432; 567;3400;
6524; 342; 108; 364; 714; 3213; 5643; 540; 1416; 294; 686; 615; 1440 выберите
те, которые делятся на:

      
а) 2;

        
б)
5 и 10;

5)   изучить
признаки делимости на 3  и на 9 .

рассмотреть
на примере числа 531

представим
данное число в виде разрядных слагамых:

531=5*100+3*10+1=5*(99+1)+3*(9+1)+1=5*99+5+3*9+3+1=5*99+3*9+9

Если
рассмотреть данную сумму, то она делится на 9, значит и само число 531 делится
на 9.  Проверить деление 531/9=59, вывести определение и проговорить его.

Дать
ученикам время подумать, попробовать вывести признак делимости на 3. Заслушать
и проанализировать ответы учеников и вместе вывести определение.

Рассмотреть
памятку о признаках делимости.

5)   Рефлексия.


я бы хотела, чтобы каждый из вас проанализировал урок одной из представленных
на доске рисунков:

1.Урок
полезен, всё понятно.   2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.   3.Ещё придётся
потрудиться.

6)   Домашнее
задание.

П.
6.4 (выучить пр), №484,487, 488

7)
Резерв


А теперь давайте вспомним с вами признак делимости на 11 и приведем примеры.


Сумма цифр, стоящих на нечетных местах, равна или отличается от нее на
число, делящееся на 11,сумме цифр, стоящих на четных местах.

Например:
378015 (3+8+1=12 и 7+0+5=12); 6589 (6+8=14 и 5+9=14).

       
Применив вышеуказанный признак делимости, проверьте, делится ли на 11 следующие
числа:

1)    356012756;

2)    92681114;

3)    7856278;

4)    100397;

5)    2351239;

Учитель Сереброва Н. А..

Предмет     математика

Класс  — 5

Авторы УМК — ДорофеевГ.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б.

Тема урока:   Округление натуральных чисел

Тип урока: урок открытия нового знания       

Цель урока: создание первоначальных представлений, необходимых для формирования оценочных умений, выполнения заданий на прикидку и оценку результата.

Задачи урока:

Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи

Метапредметные:  развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом

Предметные: Определять из данной информации, содержащей число с нулями на конце, какое значение оно выражает: точное или приближённое. Округлять натуральные числа по смыслу. Применять правило округления натуральных чисел.

Участвовать в обсуждении возможных ошибок в ходе и результате выполнения заданий на округление чисел

Основные понятия: округление, округление с недостатком и с избытком.  

Ресурсы урока:

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности

Создать благоприятный

психологический

настрой на работу

Приветствие, мобилизация

внимания детей.

Вопрос: как справились с домашним заданием?

В чем были затруднения?

Включаются в деловой

ритм урока,

«Сигнализируют» карточками: красный кружок – выполнил легко самостоятельно, зеленый – выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, синий – испытывал затруднения, выполнил с помощью, желтый – не смог выполнить.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: оценка

2. Актуализация знаний

(устная работа)

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

1. Организует устную работу

(чтение текста учебника стр 37)

2. №124 –

Вопросы:

Округление вначале осуществляется на содержательном уровне, по смыслу: из двух круглых чисел, между которыми заключено данное число, выбирается то, к которому оно ближе. Например, 560 < 564 < 570, и число 564 ближе к 560, чем к 570. Поэтому 564 ≈ 560 (здесь мы округлили число 564 до десятков)

1. Отвечают на вопросы стр 38

2. округляют, сравнивают  результаты. Делают выводы.

Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

Предлагает задачу: №124

Решают проблему.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммукативные: выражение своих мыслей , аргументация своего мнения

Познавательные:проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач

4. Выявление места и причины затруднения в пробном действии

Выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

Задает вопросы:

В чем было затруднение?

Что мешало выполнить задание?

Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

5.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Вопросы: что надо уметь делать, чтобы решить такую задачу?

 Формулируют тему и  цель урока, записывают в тетрадь.

Регулятивные: целеполагание

Коммукативные: постановка вопросов

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

5. Первичное закрепление

Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

1. Работа в парах. № 120, № 121.

Физкультминутка (приложение 1)

2. Работа в группах.

1группа: 2 группа: .

3 группа: .

1. Выполняют округление. Выполняют взаимопроверку, затем проверку по эталону на доске.

2. Работают в группах. Записывают в тетрадях результат. По мере выполнения каждая группа записывает решение на доске

3. Отвечают на вопрос.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий

Коммукативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и  согласовывание общего решения

6. Первичный контроль (самостоятельная работа)

Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков

  1. №80 из рабочей тетради

 (  часть) – самостоятельно

Сильным учащимся — консультантам (по мере выполнения) предлагается проверить оказать помощь товарищам

2) № 79

1. Самостоятельное решение в рабочей тетради.

2. Записывают ответы в в рабочей тетради

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

7.Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

№123, 122, 125

136 – по желанию

Записывают домашнее задание

8.Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми

1. Предлагает продолжить предложение

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …»

2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к  работе на уроке

3. Выставляет оценки

1. Отвечают на вопросы

2. Отмечают в карточках

(приложение №5)

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация

        

Конспект урока по теме: «Сложение целых чисел» (ФГОС)

выполнила: Пинигина Ольга Викторовна,

преподаватель БПОУ ВО «Тотемский политехнический колледж»

Самоанализ конспекта (технологической карты) урока

по теме «Сложение целых чисел».

Урок проводится согласно тематическому планированию. Тема урока «Сложение целых чисел». Это 5 урок по теме «Целые числа». По дидактической цели это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: формирование навыка сложения целых чисел. При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

  • способствовать выводу учащимися правила сложения целых чисел;

  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;

  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;

  • повторить и закрепить правила сложения целых чисел;

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;

  • воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;

  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

  • тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей

Тема урока отражает теоретическую и практическую часть урока и понятна учащимся. Целеполагание было определено учащимися в результате диалога с классом. Учебную задачу я реализовала через практическую деятельность учащихся с использованием проблемных задач при постановке цели урока, самостоятельного определения детьми темы и цели урока, самостоятельного формулирования правил сложения целых чисел. Развивающую задачу – через постановку проблемы, устный счет, вывод правила учащимися через практическую работу. Воспитательную – через групповую работу, рефлексию.

Деятельность ученика осознавалась ими как своя собственная. Неоднократное повторение учебного материала на различных этапах при выполнении заданий позволило закрепить знания учащихся по теме. Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов учащихся и избежание перегрузок. Урок строила в системе развивающего обучения на основе деятельностного подхода. Актуализация знаний идет через весь урок. На протяжении всего урока формировала компетенции познавательной деятельности (решение примеров), коммуникативную (устная речь, монолог). Структура урока соответствовала как главной цели урока, так и другим развивающим, обучающим и воспитывающим задачам. Темп урока соответствовал обычному ходу.

На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах, проверка работы учащихся всем классом, проверка задания с выявлением ошибки, сделанной учителем умышленно. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать (в этом помог оценочный лист каждого ребенка). Методы обучения на уроке: наглядный, практический, репродуктивный, частично — поисковый, с элементами исследования. Формы работы: фронтальные, индивидуальные, в парах, групповые.

В ходе урока мне довелось реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели. Ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Я считаю, что данный урок цели достиг, так как дети показали, что сложение целых чисел усвоили хорошо: могут сформулировать правила сложения, производить сложение целых чисел и выполняют задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Для большей наглядности можно оформить материалы урока с помощью презентации.

Критерий

1

2

3

4

5

1

Соответствие структуры урока положениям системно — деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно — оценочного этапов.

+

2

Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.

+

3

Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных

+

4

Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока.

+

5

Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ.

+

6

Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую)

+

Технологическая карта урока

Предмет: математика Класс: 6

Базовый учебник: Математика. 6 класс. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др.

Тема урока: «Сложение целых чисел»

Цель урока: формирование навыка сложения целых чисел

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

  • способствовать выводу учащимися правила сложения целых чисел;

  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;

  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;

  • повторить и закрепить правила сложения целых чисел;

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;

  • воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;

  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

  • тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная

Необходимое оборудование: Карточки с заданиями, листы самооценки

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

предметные

универсальные

1

Организаци-онный

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Создание положительного настроя на продуктивную работу.

«Итак, урок мы начинаем,

Всем успехов пожелаем,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро все в уме считать!»

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки:

-На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки

Приветствуют учителя. Визуальный контроль кабинета и рабочего места к уроку. Сообщают об отсутствующих.

Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки.

Настраиваются на рабочий лад.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения

Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей.

К: умение слушать и вступать в диалог.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

Предлагает ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа».

1)На доске записаны числа:

15; -13; 0; 5,7; -7¾; -18; 702; 9⅔; -0,5; -7,75; 9, -5; 18.

Из данных чисел выберите:

а) натуральные числа;

б) отрицательные числа;

в) целые положительные числа;

г) равные числа;

д) противоположные числа.

2)Сравните числа:

6 и 38

-19 и -20, 8

-128 и -13

54 и -36

-89 и -98

-45 и -22

3)Найдите сумму чисел:

40 +23=

1,2+ 4=

2,5 + 3,6=

-13 + 5=

-12 + (-16)=

36 + (-50)=

-12+12=

-140 + 0=

— Все ли числа вы смогли сложить?

— Назовите выражения, значения которых вы не смогли найти или вызвало затруднение?

-Почему возникло затруднение?

-Таким образом, у нас возникло затруднение при выполнении какого действия?

-А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно

-Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение целых чисел»

— А чтобы выйти из этого затруднения чему необходимо научиться?

-Значит цель нашего урока…

—  Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?

-Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем — то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов.

Учащиеся работают фронтально. Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

— нет

—13 + 5= -12 + (-16)=

36 + (-50)= -12+12=

-140 + 0=

— не знаем правила

-сложения

Выдвигают предположение о теме урока

Формулируют тему

Записывают тему урока

-научиться складывать положительные и отрицательные числа

Формулируют цель:

-познакомимся с правилом сложения целых чисел, научимся их складывать

Формулируют задачи:

-вывести правило сложения двух отрицательных чисел;

-вывести правило сложения двух чисел с разными знаками;

-вывести правило сложения двух противоположных чисел;

-научиться их применять;

-изучить материал учебника по этой теме;

-внимательно слушать учителя;

-делать необходимые записи в тетрадях

Оценивают себя и одного одноклассника

Повторить положительные и отрицательные числа, сравнение чисел, сложение чисел.

Л: развитие мотивов учебной деятельности.

Р: целеполагание.

К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

3

Изучение нового материала

-Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения целых чисел.

-Выполните практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правила сложения целых чисел.

-Проверьте себя по учебнику на стр.166.

-Поработайте в группах, проговорите правило друг другу, предложите своему соседу примеры, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки.

Выполняют практическую работу в парах, делают выводы.

Денежный пример:

Доход — «+»; расход — «-»

доход

9

5

4

10

доход

11

расход

4

3

7

10

расход

5

Математическая запись действия

(+9)+(+11)

(-4)+(-5)

результат

+20

-9

Как сложить целые числа одного знака?

Как сложить целые числа разных знаков?

Чему равна сумма целого числа и нуля?

Чему равна сумма противоположных чисел?

Придумайте 5 примеров на сложение целых чисел?

Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы, применяют полученные знания на практике.

Оценивают себя и одного одноклассника

Умение понимать и формулировать правило сложения, применять правило при решении примеров.

Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества.

Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция.

П:Поиск и выделение необходимой информации.

К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение

4

Решение учебной задачи

-Давайте вернемся к примерам (на доске готовое решение)

-13 + 5=8

-12 + (-16)= -28

36 + (-50)=24

-12+12=24

-140 + 0=140

-Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать?

— Не забывайте про самооценку

Работают в группах.

Выполняют задание на нахождение ошибок в решении примеров.

Проговаривают правило, решают пример.

Ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, который выступает у доски.

Выставляют баллы.

Умение применять правило сложения чисел при проверке решения примеров.

Л:смыслообразование.

Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

П: способность к использованию выведенного алгоритма;

5

Закрепление изученного

Организует отработку навыков сложения целых чисел:

-решите №753 в тетрадях и на доске.

Предлагает решить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся

Учащиеся по порядку выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило.

Остальные выполняют задание в тетради, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение.

Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на доске, выполняют самооценку.

Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой (индивидуальная работа)

1. Определите знак суммы:

а) (-12) + (-7); б)(-8) + (+3);

в) (+15) + (-8); г) (-6)+ (-11);

д) (-24) + (+19); е) (+53) + (-35);

ж) (+3,7) + (-8,4); з) (-245) + (+300).

Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +.

2.Выполните действия и выберите верный ответ:

а)-19 + 40 1)59; 2)-59; 3)-21; 4)21.

б)-34 + 57 1)23; 2)-23; 3)91; 4)-91.

в) -56 + (-35 + 56). 1)35; 2)25; 3)-35; 4)-67.

3.Найдите сумму всех целых чисел,

расположенных на координатной прямой между числами -5,6 и 3,5.

1)3; 2)-11; 3)-9; 4)-15.

Применять правило сложения чисел с разными знаками при решении задач.

Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления.

Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция.

П:сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь.

К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

6

«Творческое применение знаний».

Работа в группах.

Предлагает найти наиболее удобный способ решения примера в несколько действий на применение правил сложения целых чисел.

-8+22-12+18-56+26

Работают в группах, ищут различные способы решения примера, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты высказываний, выбирают наиболее точный.

Применять правило сложения целых чисел при решении задач.

Л:принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.

Р:принимать и осуществлять учебную задачу

П:сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение

К: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания.

7

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника: п.8.3, выучить правила, №742, №750, №757

Оцените выбор домашней работы: 4 балла –№757; 3 балла-№750, 2 балла –№742.

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания.

Работают дома с текстом.

Знать правила сложения целыхчисел, уметь применять их при решении практических задач.

Л.принятие социальной роли обучающегося

Р. Адекватно осуществляют самооценку.

П. Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения

8

Рефлексия

Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы.

-Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

-Какую цель мы поставили в начале урока?

-Достигли ли вы цели?

-Что надо сделать, чтобы сложить два числа с одинаковыми знаками?

-Что надо сделать, чтобы сложить два числа с разными знаками?

Оцените своё настроение на уроке в целых числах от -5 до+5

В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы.

Выходят к доске, записывая числа

Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму.

Л: независимость и критичность мышления;

Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность

П: анализировать степень усвоения нового материала К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.

Лист самооценки.

№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Фамилия Имя________________________________

Само оценка

Критерии оценки одноклассника

Фамилия Имя____________________________

Оценка одноклассника

1

Формулировка темы урока, цели и задач урока

Ясам смог определить тему, цель и задачи урока-2 балла.

Я смог определить только тему урока 1 балл.

Я не смог определить тему, цель и задачи урока — 0 баллов.

Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока — 1 балл.

Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов.

2

Что я буду делать для достижения цели.

Я сам определил, как достичь цели урока 1балл.

Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов.

Принимал участие в планировании действий для достижения цели урока — 1 балл.

Не принимал участие в планировании действий для достижения цели урока 0 баллов.

3

Выполнение практической работы в парах.

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

4

Работа в группах по закреплению правила, проверка правильности решения примеров

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

Участвовал в работе – 1 балл.

Не участвовал в работе – 0 балл.

5

Выполнение № 753

Сделал все примеры сам 2 балла.

Сделал больше половины сам – 1 балл

Сделал меньше половины сам- 0 баллов.

Справился у доски с заданием 1 балл.

Не справился у доски с заданием 0 баллов.

6

Выполнение индивидуальной самостоятельной работы

За каждый правильно решенный пример -1 балл

Не оценивается

7

Выполнение творческого задания (работа в группе)

Нашел удобный способ решения 1 балл.

Не нашел удобного способа решения 0 баллов.

Нашел удобный способ решения 1 балл.

Не нашел удобного способа решения 0 баллов.

8

Выбор домашнего задания

4 балла –№757; 3 балла-№750, 2 балла –№742..

Не оценивается

Поставьте себе оценку за урок______

если вы набрали больше 20 баллов — «5», 15 – 19 баллов – «4», 9 – 14 баллов – «3»

«Современный урок математики с учетом требований ФГОС»

Грибцова Вера Георгиевна ,учитель математики, МБОУ Орловская СОШ

1.Тема урока «Правило умножения смешанного числа на натуральное число с помощью распределительного свойства умножения».6 класс.. 2-ой урок из 4 по данной теме. Тип урока: Урок изучения нового материала

2.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, технологическая карта с новогодней елкой оценки деятельности учащихся на уроке, фломастеры, маршрутный лист, вопросы для рефлексии.

3.Цель: Научить учащихся умножать смешанное число на натуральное с помощью распределительного свойства.

  1. Задачи урока:

1.Образовательные (формирование познавательных УУД):

Совершенствовать умения:

  • Применять распределительное свойство умножения для умножения смешанного числа на натуральное.

  • Моделировать алгоритм для вычисления одинаковых примеров, задачу, выбирая нужные данные.

2. Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

Воспитывать:

  • Познавательный интерес и навыки самоконтроля, взаимопроверки

  • Коммуникативные способности во время работы в парах, в группах

  • Понимание ответственности за индивидуальную деятельность и деятельность работы в паре

  • Положительный эффект настойчивости для достижения цели

3.Развивающие (формирование регулятивных УУД:

Развивать умения:

  • Анализировать, сравнивать обобщать, делать выводы

  • Участвовать во взаимоконтроле, самоконтроле, вносить предложения.

  • Осуществлять рефлексию своей деятельности

4 Фундаментальные образовательные объекты: число, дробь (обыкновенная), задачи

5 Главная проблема урока: Как умножить смешанное число на натуральное с помощью распределительного свойства умножения.

6Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам:

п/п

Этап урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

в мин.

Формирование УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

Организационный

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие уч-ся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания;

Включаются в деловой ритм урока. Отвечают на вопросы

Объясняют смысл высказывания

5

Восприятие информации и, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Организация своей учебной деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация учения

2.

Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий

Фронтальный опрос

Разминка

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания разминки

5

Структурирование собственных знаний

Участие в самоконтроле, внесение корректив

Организация и планирование своей деятельности и деятельности сотрудничества с учителем

Осознание ответственности за результаты своей деятельности

3.

Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока, цели урока

Обеспечение мотивации учения детьми, постановки ими целей урока

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату , определяют тему и цель урока.

5

Анализ, сопоставление, отбор информации, построение речевого высказывания

Выделение и осознание того, что уже пройдено и что предстоит. Постановка цели учебной задачи

Умение выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог по поводу формирования темы, цели

Формирование интереса к изучению математики

4.

Открытие нового знания

Показать как применить распределительное свойство умножения для умножения смешанных чисел

Организация и контроль за процессом решения

Решают примеры, делают выводы

7

Анализ, сопоставление, отбор информации, построение речевого высказывания

Регулируют свою деятельность с помощью речи

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Смыслообразование

6.

Физкультминутка

Смена деятельности

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку

Учащиеся сменили вид деятельности , готовы продолжить работу

1

6.

Первичное закрепление

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных

Самостоятельная работа

Проверяют ответы и оценивают работу товарища

5

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи

Прогнозирование

Контроль

Планирование учебного сотрудничества с одноклассником

Адекватно понимает причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности

7.

Открытие нового знания и первичное закрепление

Показать как умножить натуральное число на смешанное, используя распределительное свойство

Организация и контроль за процессом решения задач

Работают в группах

5

Анализируя и сравнивая приводимые примеры ищет нужную информацию для подведения под новое понятие

Прогнозирование возможных видов деятельности, своей роли в деятельности группы

Умение слушать, вступать в диалог с учащимися, учителем

Осознание ответственности за результаты своей деятельности своей группы

8.

Подведение итога урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

— Что изучали сегодня на уроке?

Какое правило вы сегодня узнали?

— Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых

Выставление оценок

Отвечают на вопросы.

3

Умение строить высказывания, формулировать ответы на вопросы

Осуществление самоконтроля, участие во взаимоконтроле, внесение корректив

9.

Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения задании

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

1

10.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Поднимите карточку красного цвета, если вы не поняли тему урока, желтую- если вы не совсем уверены, зеленую – если вы хорошо усвоили новый материал

Поднимают карточку определенного цвета

3

Осознают качество и уровень усвоения.

1.Организационный этап:

-Доброе утро, ребята. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку?

-Сегодняшний урок я хочу начать с высказывания Л.Н. Толстого: «Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». (Слайд № 1) 
-Мы с вами выяснили, что это можно сказать так: чем больше человек о себе воображает, тем меньше он что-то из себя представляет. И поэтому задача каждого человека повышать свой числитель, а не знаменатель

(Слайд3)

Вы знаете, ребята, что сегодня особый день у нас. Какой? Сегодня день рождение Деда Мороза. А кто знает где живет Дед Мороз?

Правильно в Великом Устюге. 18 ноября в России официально празднуют День рождения Деда Мороза. Дату рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине — в Великом Устюге — в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы. В этот день открывают специальный почтовый ящик, в который можно опустить поздравление для Деда Мороза. Этой возможностью с удовольствием пользуются и местные детишки, и приезжие туристы. У каждого из вас на столе лежит поздравление с красивой новогодней елкой. При выполнении задания (или прохождения этапа) урока группой (либо отдельным учеником) закрашивается новогодний шар, таким образом, к концу урока, будет наглядно видно, кто и как украсил новогоднюю елку, т.е. виден будет уровень освоения материала урока. Поэтому все мы с вами будем стараться, чтобы порадовать Деда Мороза.

У- С чего начнем?

У : Повторим то, что знаем

  1. Актуализация знаний и умений

Для того, чтобы начать участвовать в украшении нашей зимней красавицы, нам нужно знать правила

Давайте проверим, как вы их знаете. Приготовьтесь, слушайте внимательно и четко отвечайте на мои вопросы.

  1. Что значит сократить дробь?

( значит, числитель и знаменатель дроби разделить на одно и то же натуральное число)

  1. Как умножить дробь на натуральное число?

(надо числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения)

  1. Как умножить смешанное число на натуральное?

(надо перевести смешанное число в неправильную дробь, а затем применить правило умножения дроби на натуральное число)

  1. Как найти дробь от числа?

(надо умножить число на эту дробь)

5.Как читается распределительное свойство умножения относительно сложения?

(Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить получившееся произведение.)

6.А как записать его в буквенном виде?

7.А с помощью схемы? Кто может составить ее

Молодцы! Правила вы знаете хорошо. И те ребята которые ответили верно на мои вопросы, могут закрасить по одному шару на своей елке.

  1. Разминка:

1)Вычислите (4)

2)Представьте смешанное число 4 в виде неправильной дроби.

3)На елку повесили 15 шаров , этих шаров красные. Сколько красных шаров на елке? ( 6)

4)Найдите значение выражения: 20 ( . ( 14)

Учитель: Молодцы! Спасибо за старание. Не забудьте закрасить на своей елке столько шаров сколько верных ответов каждый из вас получил.

3.Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока:

На столе у каждого из вас лежит маршрутный лист. Запишем в нем сегодняшнее число, классная работа. Работать будем в парах. Помним, когда работаем в паре, мы слушаем мнение соседа, уважительно относимся к его ответу, если что-то не понятно спрашиваем у учителя. Переходим к заданию 1). Я предлагаю вам выполнить умножение. Все вычисления проводите на листе с заданием. Приступаем к работе.

Задание 1 : Выполните умножение : 2

Учитель : закончили работу. Какой результат, вы получили?

Высказывание детей: 8

Учитель: Поднимите руку, кто получил такой же ответ? Кто может рассказать, как проводил вычисления?

2 . (не забудьте закрасить елочный шар те, кто получил верный ответ)

Из чего состоит смешанное число? А как можно тогда записать смешанное число, ребята? Правильно, в виде суммы. Давайте с вами это сделаем. И что за свойство мы с вами получили? Верно, распределительное, относительно сложения.

2

Так как можно по другому ребята умножить смешанное число на натуральное?

У:Верно, с помощью распределительного свойства. (не забудьте закрасить елочный шар те, кто получил верный ответ)

У:

— Тогда формулируем тему урока: » Правило умножения смешанного числа на натуральное число с помощью распределительного свойства умножения »

Поставьте каждый для себя цель урока.

Целеполагание:

Учащиеся сообщают, какие цели они для себя выбирают. Приходим к общему мнению Записывают тему в маршрутный лист, определяют цель урока. (слайд 4)

4. Открытие нового знания

Учитель: Проверим наше предположение ещё на одном примере.

Запишем в тетрадь: 3 (закрашивают шар)

Учитель: Скажите, есть ли что-то общее в решение этих примерах?

Высказывание детей: — есть

Учитель: О чем это говорит? Это говорит о том , что мы можем вывести алгоритм вычисления таких примеров. Ваша задача в паре сформулировать этот алгоритм. Какая пара будет готова, поднимает руку.

Высказывание детей: АЛГОРИТМ (слайд 5)

Чтобы умножить смешанное число на натуральное число, можно

1.умножить целую часть на натуральное число

2.умножить дробную часть на натуральное число

3.полученные результаты сложить

Учитель : Давайте сравним наш алгоритм с алгоритмом, записанном в учебнике. Откройте стр.87. Прочитайте правило. Верно, ли мы составили алгоритм?

Высказывание детей: — Верно .

5.Первичное закрепление

Учитель: А теперь самостоятельно выполните умножение:

9

6 .

Поменяйтесь тетрадями, оцените работу друг друга. Молодцы, те, кто правильно выполнил умножение, не забывает закрасить елочные шары.

Домашнее задание. Дома вам нужно будет сделать такую же работу, №567, п.15, а еще по желанию сделать исследовательскую работу по теме: «Для чего нужно знать распределительного свойства умножения», которую можно оформить в виде презентации, эссе, реферата. (слайд 6)

6. Давайте порадуем Деда Мороза музыкальной паузой.

Прошла музыкальная пауза

И быстро сели по своим рабочим группам.

7. Первичное закрепление

Работать будем в группах. В каждой группе выберите ученика, который потом представит ваше решение. Обращаю ваше внимание, на то, что работать вы должны слаженно и быстро, учитывайте мнения одноклассников, если что-то не понятно спрашивайте.

Приложение 1

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Какие числа вы встретили в тексте? (устно)

  3. Подчеркните в тексте те предложения, которые вам понадобятся для составления условия задачи (подчеркнуть в тексте карандашом).

  4. Прочитайте получившуюся задачу.

  5. Все ли числа, встретившиеся вам в тексте, будут использованы при решении задачи? (устно)

  6. Составьте краткую запись условия задачи (в тетради).

  7. Запишите решение задачи (в тетради).

Текст

Берёза — стройное белоствольное дерево, дающее тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид. Она пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России. Её ветвями украшают церкви и жилища на Троицу. А прогулки по берёзовой роще восхитительны. Продолжительность жизни берёзы 150 лет.

У хвойных лесов своя, особая энергия. Там хорошо и легко дышится — и это не просто ощущение. Воздух, где растут ели и сосны, чистый и насыщен целебными веществами. Сосну считают одним из самых «открытых» деревьев, она всегда приносила пользу человеку за счет уникальных свойств и неповторимой ауры. Сосна живёт в 2 раза дольше берёзы. (350)

Мало кто из жителей России видел мамонтово дерево. Ведь растет оно далеко за океаном, в Центральной Америке. Секвойя дендрон, или мамонтово дерево, бывает высотой до 100 метров с диаметром ствола до 10 м. Такое трудно себе представить. Дерево, которое выше самого высокого дома! Мамонтово дерево живёт в 5 раз дольше сосны.

Какова продолжительность жизни мамонтова дерева? (1750)

Приложение2

Задачи ЕГЭ

8. Подведение итога урока:

Сегодня в наши знания добавилась еще одна деталь. Какая? Мы научились умножать смешанные числа с помощью распределительного свойства. Как звучит это правило?

Самооценка:
Подсчитайте количество шаров, которые вы закрасили за урок.

Поднимите руки те, кто закрасил 13 и более шаров. Молодцы, вы получаете отметку «5».

Поднимите руки те, кто закрасил 11 и 12 шаров, вы получаете отметку «4».

Поднимите руки те, кто закрасил 8-10 шаров, вы получаете «3». Отметки можно выставить по желанию.

Остальным – спасибо за ваши старания.

Взаимооценка труда учащихся:

Кто из ребят, по вашему мнению, работал лучше всех на уроке?

Почему?

Что вам понравилось на уроке? Можно ли сказать, что вы сегодня повысили свой числитель?

Сегодня на уроке вы работали активно, старательно, участвовали в открытии новых знаний, высказывали своё мнение.

10.Рефлексия.(слайд 7)

Проанализируйте все этапы урока, цели которые вы ставил перед собой.

Оцените свое эмоциональное состояние от участия в работе на уроке. Поднимите карточку красного цвета, если вы не поняли тему урока, желтую- если вы не совсем уверены, зеленую – если вы хорошо усвоили новый материал. Спасибо за урок, ребята.

Технологическая карта оценки деятельности учащихся на уроке:

Этапы урока

Ответы

Елочный шар (1/0)

2 этап Актуализация знаний и умений

Устные ответы. Розминка

+

Если выполнили верно, красим шар. Или отвечал верно на заданные вопросы

3 этап

Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока, цели урока тап

На столе у каждого из вас лежит маршрутный лист. Запишем в нем сегодняшнее число, классная работа. Работать будем в парах. Помним, когда работаем в паре, мы слушаем мнение соседа, уважительно относимся к его ответу, если что-то не понятно спрашиваем у учителя. Переходим к заданию 2). Я предлагаю вам выполнить умножение. Все вычисления проводите на листе с заданием. Приступаем к работе.

Задание 2 : Выполните умножение : 2

Учитель : закончили работу. Какой результат, вы получили?

Высказывание детей: 8

Учитель: Поднимите руку, кто получил такой же ответ? Кто может рассказать, как проводил вычисления?

2 . (не забудьте закрасить елочный шар те, кто получил верный ответ)

Из чего состоит смешанное число? А, как можно тогда записать смешанное число, ребята? Правильно, в виде суммы. Давайте с вами это сделаем. И что за свойство мы с вами получили? Верно, распределительное, относительно сложения.

2

Так как можно по другому ребята умножить смешанное число на натуральное?

У:Верно, с помощью распределительного свойства. (не забудьте закрасить елочный шар те, кто получил верный ответ)

У: Тогда формулируем тему урока: » Правило умножения смешанного числа на натуральное число с помощью распределительного свойства умножения »

Поставьте каждый для себя цель урока.

Целеполагание:

Учащиеся сообщают, какие цели они для себя выбирают. Приходим к общему мнению Записывают дату, тему в маршрутный лист, определяют цель урока.

Сформулировал тему

Поставил цель

Учитель: Проверим наше предположение ещё на одном примере.

Запишем в тетрадь: 3 (закрашивают шар)

Учитель: Скажите, есть ли что-то общее в решение этих примерах?

Высказывание детей: — есть

Учитель: О чем это говорит? Это говорит о том , что мы можем вывести алгоритм вычисления таких примеров. Ваша задача в паре сформулировать этот алгоритм. Какая пара будет готова, поднимает руку.

Высказывание детей: АЛГОРИТМ

Чтобы умножить смешанное число на натуральное число, можно

1.умножить целую часть на натуральное число

2.умножить дробную часть на натуральное число

3.полученные результаты сложить

Учитель : Давайте проверим наш алгоритм с алгоритмом, записанном в учебнике. Откройте стр.87. Прочитайте правило. Верно, ли мы составили алгоритм?

Высказывание детей: — Верно

+

+

+

+

+

+

Красим шар

Красим шар

Красим шар

Красим шар

Красим шар

Красим шар

4 этап

Открытие нового знания. Работа в паре

6 этап

Первичное закрепление

Самостоятельная работа

+

Красим шар

7 этап

Первичное закрепление

Работа в группе:

1.Составление модели задачи

2.Решение задач Егэ

+

+

Красим шар

Красим шар

8 этап

Подведение итога

Участвовал в представлении результатов работы группы.

Участвовал, высказывал свое аргументированное мнение (хотя бы 1 раз) по поводу результатов работы других групп

Дополнял сообщения других групп

+

+

+

Хотя бы в одном из представленных, то красим шар

Рисунок новогодней елки..

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти причастие в стихотворении
  • Как найти платеж через госуслуги
  • Пенник не пенит как исправить
  • Как найти хард диск в биосе
  • Как составить запрос адвоката