Как составить план урока по химии

ИГРА–ПУТЕШЕСТВИЕ · 8 КЛАСС

Цель урока. Повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признаки их классификации; научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.

Задачи. 

Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций; продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций; продолжить формирование умения при написании реакций обмена, применения условий течения реакций между растворами до конца; подготовить учащихся к пониманию обратимых и необратимых реакций, теории электролитической диссоциации.

Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления учащихся.

Форма учебного процесса: классный урок.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Вид урока: урок игра-путешествие.

Система оценивания. На каждом этапе учащимся, выполняющим задания у доски, а также активно работающим на своих местах, выдаются аурики (от лат. aurum – золото) – показатель работоспособности и активности учащихся на уроке, которые ребята подклеивают в свои «Наградные листы». К концу урока у учащихся накапливается определенное количество ауриков, по которым легко оценивать их работу на уроке: 3 аурика – оценка «5», 2 аурика – «4», 1 аурик – «3».

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, таблица «Угадай слово», шифровки, специальное оформление маршрута путешествия (изображение горы, цветочная поляна, снежное облако), карточки с заданиями, лист ватмана для суперигры «Крестики-нолики», аурики;

на столах учащихся: схема-конспект урока с заданиями, условные знаки поездов (красный кружок и зеленый треугольник); наградные листы, анкеты для учащихся; разбавленные растворы серной кислоты, хлорида магния, карбоната натрия, гидроксида натрия, фенолфталеин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учащихся

Учитель.

Эти явления знаете вы,
В природе и в быту встречаются они,
А отличают эти явления взаимные превращения,
При которых образуются всегда новые вещества.

Что же это за явления?

Ученики. Химические реакции.

Учитель. Тема нашего урока «Типы химических реакций». Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и условиях протекания, для того чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения, ведь нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения. Кроме того, хорошо овладев этой темой, вы без труда сможете осуществлять цепочки химических превращений, решать всевозможные химические задачи. А для этого мы с вами совершим восхождение к вершине горы.

На горе вас ждет сюрприз,
Там еще и суперприз!
Чтобы гору перейти и к вершине нам дойти,
Нужно многое постичь, надо много сил вложить:
Не бояться отвечать и вопросы задавать,
Уравнения химических реакций писать,
Знать, как их отличать,
Все задания выполнять, друг у друга проверять.
Цель свою тогда достигнем –
О типах реакций все постигнем!

Девиз нашего урока – «Достичь вершины – не свалиться в пропасть!».

Итак, в путь! Желаю удачи! У каждого из вас на столе лежит наградной лист. По пути к вершине «химической горы» я вам буду давать аурики – показатель вашей активности. А вы эти аурики будете приклеивать в свои наградные листы (см. приложение).

Чтобы достичь цели, т.е. добраться до вершины горы, мы должны преодолеть 5 этапов:

1) «Шифровка»;

2) «Угадай слово»;

3) «Письмо»;

4) «Химический букет»;

5) «Химический снегопад».

III. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся

Учитель. Прежде чем мы начнем путешествие по горам, нам надо добраться до их подножия. Предлагаю вам воспользоваться услугами химической железной дороги. В вашем распоряжении два вида поездов: скорый поезд (красный кружок); пассажирский поезд (зеленый треугольник). Ребята, какой из них быстрее?

Ученики. Скорый поезд.

Учитель. В зависимости от уверенности в своих знаниях по изученным ранее темам, вы должны сейчас выбрать удобный для себя поезд. Посмотрите внимательно задания, написанные в схеме-конспекте нашего урока, и сделайте свой выбор. На столах у вас лежат условные знаки поездов, прошу поднять знак выбранного вами вида поезда. Фигуры не опускайте, т.к. я должен выбрать машинистов и дать им «руль» управления. Они будут выполнять задание у доски. Все остальные также должны выполнить задания на своих рабочих местах. Напоминаю, эти задания находятся в схеме-конспекте нашего урока.

Учитель выбирает двух «машинистов» и приглашает их к доске.

Звучит фонограмма: «Из средней общеобразовательной школы № 20 отправляются скорый и пассажирский поезда до станции «Химические горы». Будьте внимательны и осторожны!».

Учитель. Можем ехать, т.е. выполнять задания.

Задание для пассажирского поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: H2, Na2S, Al, CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH) 2, O3, FeBr(табл. 1).

Таблица 1

Простые вещества

Сложные вещества

…………………..

…………………..

…………………..

…………………..

…………………..

…………………..

…………………..

…………………..

…………………..

…………………..

Задание для скорого поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: P2O5, I2, HNO3, Ca(OH)2, Na2O, K2SO4, Fe, H3PO4, N2, Na2SiO3, LiOH, Cu (табл. 2).

Таблица 2

Простые вещества

Сложные вещества

металлы

неметаллы

оксиды

основания

кислоты

соли

………

………

………

………

………

………

Проверка выполненных заданий осуществляется с использованием сигнальных карточек. За выполнение задания для пассажирского поезда – 2 аурика, скорого – 3 аурика.

Учитель. Ребята, давайте подведем итог нашей поездки и скажем, чем отличаются простые вещества от сложных, физические явления от химических.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель. Мы прибыли к подножию «химической горы». А теперь, вперед – в горы! Прохождение каждого этапа маршрута я буду отмечать звездочкой.

IV. Обобщение и систематизация понятий

1-й э т а п «Шифровка»

Учитель. Поскольку мы только начинаем выполнять восхождение в горы, то этот этап пройдем парами. На каждой парте лежит шифровка (см. шифровки 1–3). Посмотрите на нее внимательно.

Задание. В левой части листа записаны уравнения химических реакций, в правой – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в написанных в левом столбце уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно с помощью маркеров соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.

Ответ. Шифровки 1 – N; 2 – P; 3 – O.

За правильное выполнение задания выдаются аурики.

Учитель. Итак, 1-й этап позади, отмечаем звездочкой.

2-й э т а п «Угадай слово»

Учитель.

Химических реакций известно в мире много,
И каждая в отдельности важна, поверьте мне.
Реакции мы делим на типы очень строго.
Какие это типы? Поведайте вы мне.

Ученики. Существует четыре типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

Учитель. Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Учитель. Давайте выполним следующее задание.

Задание. К какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице «Угадай слово»? Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово (табл. 3).

Таблица 3

«Угадай слово»

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соединения

разложения

замещения

обмена

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

Б

В

П

З

2Fe(OH) 3 = Fe2O3 + 3H2O

Г

И

К

Д

2Ca + O2 = 2CaO

С

Ж

С

Ф

K3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4  + 3KNO3

Н

У

Т

Ь

2HgO = 2Hg + O2

А

М

Р

П

Br2 + 2KI = 2KBr + I2

Ш

Л

О

И

Один человек работает у доски, остальные на своих местах.

Учитель. Ребята, у кого получилось слово «Письмо», поднимите сигнальные карточки – зеленые треугольники – вверх.

Друзья, вы правильно определили типы химических реакций, и мы получили название 3-го этапа нашего путешествия. А 2-й этап мы преодолели.

Учитель прикрепляет звездочку.

3-й э т а п «Письмо»

Учитель. Ребята, пока мы преодолевали этапы, нам по химической почте пришло видеописьмо. Давайте узнаем, что в нем.

Это письмо от одного из персонажей пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», от Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина. Все знают этого судью, но не все знают, что он очень увлекается химией. Вот что он сообщает.

Видеофрагмент:

«Многоуважаемые коллеги-химики 8-го класса!

Недавно я познакомился с одним из типов химических реакций – реакциями обмена. Несмотря на мои обширные познания в области химических наук, у меня возникла проблема – в моем распоряжении есть следующие реактивы: растворы серной кислоты, карбоната натрия, хлорида магния, гидроксида натрия. Все эти вещества сложные и, следовательно, они должны вступать в реакции обмена, но на практике оказалось, что не все они между собой взаимодействуют или… взаимодействуют, но я ничего не наблюдал. Почему? Чего я не учел? Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту проблему. Буду вам премного благодарен. Искренне ваш коллега – судья А.Ф. Ляпкин-Тяпкин.
Р. S. Вместе с письмом высылаю вам все перечисленные реактивы».

Учитель. Ну, что, ребята, поможем Ляпкину-Тяпкину разобраться с его проблемой? Но прежде чем мы начнем выполнять практическое задание, давайте разберемся: о каком типе химических реакций пишет Ляпкин-Тяпкин.

Ученики. Реакции обмена.

Учитель. Что необходимо помнить при проведении реакций обмена?

Ученики. Условия протекания реакций обмена: выделение газа, выпадение осадка, образование воды.

Учитель.

Если выделится газ – это раз,
И получится вода – это два,
А еще нерастворимый осаждается продукт.
«Есть осадок», – говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена не забудет никогда:
В результате непременно будет газ или вода,
Или выпадет осадок – вот тогда порядок!

Задание. С реактивами, полученными от Ляпкина-Тяпкина, давайте проведем лабораторные опыты, иллюстрирующие реакции обмена, и вы запишете соответствующие уравнения реакций с учетом правил написания реакций обмена в своих схемах-конспектах. И помните о правилах техники безопасности при выполнении лабораторных опытов – пробирки и склянки держим на уровне глаз, работаем аккуратно и с малым количеством реактивов.

Пробирка № 1. H2SO4 + Na2CO3 —> наблюдается выделение газа.

Пробирка № 2. Na2CO3 + MgCl2 —> наблюдается выделение осадка.

Пробирка № 3. NaOH + H2SO4 —> видимых изменений нет, образование воды.

Учащиеся выполняют лабораторные опыты и записывают соответствующие уравнения реакций в схеме-конспекте урока. Двое учащихся (по одному из каждой группы) выполняют задания у доски.

В схеме-конспекте (табл. 4) записано:

Таблица 4

Условия

Уравнения реакций

Выделение газа

H2SO4 + Na2CO3 —> ……….

Выделение осадка

Na2CO3 + MgCl2 —> ……….

Образование воды

NaOH + H2SO4 —> ……….

Учитель. Друзья, просигнализируйте мне карточками, у кого первое и второе уравнения получились такими же, как записано на доске?

Ребята, сейчас вы провели опыты, демонстрирующие условия протекания реакций обмена: выделение газа, осадка и образование воды. Однако в третьей пробирке вы ничего не наблюдали. Объясню, почему. Реакция между кислотами и основаниями – это частный случай реакции обмена, и называется она реакцией нейтрализации.

Основание и кислота –
Два непримиримых врага,
Сразу вступают в реакцию,
Название которой – нейтрализация.
Соль и
 Н2О нам получить дано.

Показ видеофрагмента «Хамелеон».

Учитель. Ребята, сейчас вы увидели животное. Вы узнали его? Что вы можете о нем рассказать?

Ученики. Это хамелеон. Он изменяет свою окраску в зависимости от внешних условий.

Учитель. А как вы думаете, почему я его вам сейчас показал? Какие химические вещества, подобно хамелеону, меняют свою окраску? Как они называются?

Ученики. Индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

Учитель. Теперь вернемся к реакции нейтрализации. Я продемонстрирую ее вам. Для того чтобы наглядно была видна эта реакция, в реакционную смесь добавим несколько капель индикатора фенолфталеина. Фенолфталеин в нейтральной, а также в кислой среде – бесцветный, а в щелочной – малиновый.

Д е м о н с т р а ц и я:

NaOH + фенолфталеин + H2SO4 —> обесцвечивание раствора.

Ученики записывают третье уравнение реакции в схеме-конспекте.

Учитель. Итак, третий этап позади, мы помогли господину Ляпкину-Тяпкину разобраться в его проблеме, и я могу смело прикрепить звездочку, а также наградить вас ауриками. Но прежде чем мы перейдем к 4-му этапу, я предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами».

Задание «Стрельба глазами».

1. В периодической системе найдите самый активный элемент-неметалл. (F.)

2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в III группе. (B.)

3. Переведите взгляд вниз и влево, на самый активный металл. (Fr.)

4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, атомы которого образуют вещество, поддерживающее горение. (O.)

5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, используемый в градусниках. (Hg.)

6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl.)

7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды».(La.)

8. Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент. (F.)

9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют драгоценный металл желтого цвета. (Au.)

4-й э т а п «Химический букет»

Учитель.

На химической поляне
Чудо-формулы цветут
Соберем давайте с вами
Из цветов букеты тут.

В центре цветов записаны формулы веществ.

Формула

АВ

А

В

СД

С

Д

СВ

АД

Количество цветков, шт.

4

4

4

4

4

4

4

4

Учитель. Задание. Из химических цветов собрать соответствующие букеты химических реакций(табл. 5).

Таблица 5

Название «букета»

Уравнения из химических «цветов»

Реакция соединения

Реакция разложения

Реакция замещения

Реакция обмена

По одному ученику из группы приглашают к доске составлять «букеты», остальные на своих местах записывают схемы реакций в своих схемах-конспектах.

Учитель. Вот и 4-й этап позади (прикрепляет звездочку).

V. Установление общих закономерностей

Учитель. Друзья! Мы почти достигли цели. Впереди последний этап – «Химический снегопад».

5-й э т а п «Химический снегопад»

Учитель.

Снег идет, и снег кружится.
Он ковром везде ложится.
Приглашаю всех я вас
Поиграть в снежки сейчас.

Ребята, мы с вами сейчас повторили и обобщили тему «Типы химических реакций», и я предлагаю вам оценить себя с помощью снежинок. Но снежинки у нас необыкновенные – химические. На снежинках разного цвета написаны задания разной степени трудности. Вы должны выбрать для себя задания по силам и на оценку, которая вас устраивает. Тексты с заданиями у вас записаны в схеме-конспекте.

Задание на «3» «Синяя снежинка». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций (табл. 6).

Таблица 6

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + Cr2O3 —> Al2O3 + Cr

б) Li + N2 —> Li3N

в) K2S + CuCl2 —> CuS  + KCl

г) N2O —> N2 + O2

Задание на «4» «Голубая снежинка». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 7).

Таблица 7

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Ca + Cl2 —> ……….

б) HNO3 + Cu(OH) 2 —> ……….

в) Mg + TiCl4 —> ……….

г) AgBr —> ………………

Задание на «5» «Белая снежинка». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 8).

Таблица 8

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Mg + O2 —> ……….

б) Fe3O4 + Al —> ……….

в) H3PO4 + HCl —> ……….

г) Ba(OH)2 + H2SO4 —> ……….

д) H2O —> ……………

Учитель. Кто желает у доски выполнить задания?

Желающие работают у доски, остальные на своих местах пишут уравнения в схеме-конспекте.

Проводится проверка выполненных заданий, раздаются аурики.

Учитель. Вот и все! (Прикрепляет последнюю звездочку.) Мы достигли цели! Кто-то из вас пришел к вершине горы без поражений, а кто-то был почти у края пропасти. Теперь давайте посмотрим, что же за сюрприз нас ожидает.

На вершине горы – два конверта: «Сюрприз» и «Суперприз».

Учитель вскрывает конверт «Сюрприз», в котором находятся кружочки с изображением отметок «3», «4», «5».

Учитель. Ребята, покажите свои наградные листы. А теперь обмениваем заработанные вами аурики на оценки: 3 аурика – одна «5»; 2 аурика – одна «4». (Учитель раздает оценки.)

А теперь, ребята, вспомните, какие слова были произнесены мною в самом начале урока?.. «На горе вас ждет сюрприз, там еще и суперприз…» Итак, суперигра! Принять участие в ней может тот, кто имеет не менее одной пятерки.

Суперприз на горе.
Кто рискнет своей пятеркой,
Тот получит сразу две!

Учитель вскрывает пакет «Суперприз» и читает задание.

Задание суперигры «Крестики-нолики». За 30 с необходимо найти выигрышный путь, состоящий из уравнений реакций замещения (табл. 9).

Таблица 9

Fe2O3 + 3H2 = 3H2O + 2Fe

4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3

4AgNO3 = 2Ag2O + 4NO2 + O2

Cl2 + 2KI = 2KCl + I2

Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4  + 2NaCl

2Zn + O2 = 2ZnO

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2 

Cu(OH)2 = CuO + H2O

2HCl + Zn = ZnCl2 + H2 

VI. Домашнее задание

Учитель. В ваших схемах-конспектах записано домашнее задание, которое вы должны выполнить к следующему уроку. Каждый выбирает себе задание на ту оценку, которая его устраивает.

Задание на «3». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций (табл. 10).

Таблица 10

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + O2 —> Al2O3

Реакция……………..

б) MnO2 + H2 —> Mn + H2O

Реакция……………..

в) H2O2 —> H2 + O2

Реакция……………..

г) HNO3 + Fe(OH)3 —> Fe(NO3)3 + H2O

Реакция……………..

Задание на «4». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 11).

Таблица 11

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) AgI —>………..

Реакция……………..

б) MgO + H2SO4 —>………..

Реакция……………..

в) Al + HCl —>………..

Реакция……………..

г) Na + Cl2 —>………..

Реакция……………..

Задание на «5». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 12).

Таблица 12

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) HNO3 + Mg (OH) 2 —> …………..

Реакция……………..

б) FeCl3 + Zn —>………..

Реакция……………..

в) CH4 —>………..

Реакция……………..

г) KOH + Ca (OH) 2 —> …………..

Реакция……………..

д) Ba + O2 —>………..

Реакция……………..

VII. Подведение итогов

Учитель. Сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Типы химических реакций». И я думаю, что в дальнейшем вам не составит труда описывать химические свойства веществ, осуществлять цепочки химических превращений, решать задачи. Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу.

Украинец
Светлана Антоновна

Учитель
химии

ГУО
«Средняя школа №9 г. Пинска»

I
квалификационная категория

Урок химии в 7 классе

Тема урока: «Понятие о кислотах»

Цели урока:

Образовательная:

сформировать знания
учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий
представителей класса кислот; умение экспериментально определять кислоты среди
других веществ; продолжить формирование умения работать с веществами, соблюдать
правила техники безопасности.

Развивающая:

совершенствовать
умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения
слушать и слышать другого человека

Воспитательная:

продолжить
формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об
окружающих их веществах,

Задачи: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и
представителями класса кислот.

Оборудование:

мультимедийный
проектор, химическая посуда, реактивы.

Методы
обучения
: репродуктивный, частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный, эвристический.

Формы организации: фронтальный опрос, самостоятельная работа, лабораторный опыт, работа
в парах.

Средства
обучения:

учебно-материальные:
химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, учебник
химии 8 класс;

дидактико-методические:
химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;

психолого-педагогические:
познавательные задания (вопросы, тест).

Тип урока: Урок изучения нового материала (Урок-путешествие)

План урока:

1. Организационный
момент          — (1 мин).

2. Мотивационно — ориентационный
этап            — (3 мин).

3. Изучение нового
материала и первичный контроль. — (31 мин).

3.1. Представители
и состав кислот.- (6 мин)

3.2. Классификация
кислот. – (6 мин)

3.3. Названия
кислот. – (6 мин)

Физкультминутка (1
мин)

3.4. Правила
техники безопасности. (1 мин)

3.5. Лабораторный
опыт. Действие кислот на индикаторы (10 минут).

4. Итоговое
закрепление полученных знаний. (7 мин.)

4.1. Игра «Найди
кислоты» — (2 мин).

4.2. Игра «Третий
лишний» (2 мин)

4.3. Тест. (3 мин)

5. Этап организации
домашнего задания. (1 мин.)

6. Рефлексивно —
оценочный этап. (2 мин)

Ход урока:

1.
Организационный момент       — 1 мин.

— Здравствуйте
ребята. Садитесь. Здравствуйте наши уважаемые гости! Ребята, надеюсь, что на
урок вы пришли с хорошим настроением. Давайте друг другу улыбнёмся и мысленно
пожелаем себе успеха.

2.
Мотивационно-ориентационный этап          — 3 мин.

Вы уже знакомы с некоторыми веществами из окружающего нас
мира.

Посмотрите на
фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь есть представители
растений, животных и даже лекарственных средств. (Слайд 1)

А что же между ними
общего? Как вы думаете?

–  Лимон, яблоко —
кислые на вкус…

Из своего
жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом.
Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная
кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель
имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.

Итак, предмет
нашего изучения сегодня это … – Кислоты

Откройте тетради,
запишите тему урока: “ Понятие о кислотах” (Слайд 2)

Что же нам
необходимо знать о кислотах? – Состав, строение, свойства, названия, их
представителей…

Цель нашего урока:
сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий
представителей класса кислот; умение экспериментально определять кислоты среди
других веществ. (Слайд 3)

3. Изучение
нового материала и первичный контроль.       — 31 мин.

3.1.
Представители и состав кислот.

Изучение этих
вопросов я предлагаю вам провести в виде небольшого путешествия в страну
Кислот. (Слайд 4)

— Итак, все готовы
к путешествию? Вперед!

Как вы видите, в
городе Информаций нас уже встречает хозяйка этой страны, или, как ее называют,
“мать всех кислот” – серная кислота. Формула ее – H2SO4.
Запишите формулу и название в тетрадь. (Делают записи) (Слайд 5)

Не менее важна как
в химической промышленности, так и в жизни хлороводородная, или соляная
кислота. Формула ее HCl, отметьте у себя в тетрадях. (Делают записи). (Слайд 6)

Интерес представляет 
азотная кислота Н
NO3.
(Делают записи) (Слайд 7)

Наши ребята
получили дополнительное задание: подготовить интересную информацию об этих
кислотах. (Приложение 1)

Как вы видели из
предыдущих примеров, по агрегатному состоянию кислоты бывают — жидкие, но есть
кристаллические (твердые). Например, борная кислота состава H3BO3.
Ее вы можете встретить в домашней аптечке. (Делают записи) (Слайд 8)

Большинство кислот
(в том числе и приведенные примеры) являются растворимыми веществами.
Исключением является кремниевая кислота, формула которой H2SiO3.

Проверьте свои
записи и допишите нерастворимую кислоту. (Делают записи) (Слайд 9)

Перечисленные
кислоты относятся к минеральным или неорганическим.

А вот названные
нами ранее лимонная, яблочная, аскорбиновая, а также хорошо вам известная
уксусная кислота и многие другие относятся к органическим, с которыми мы
подробно познакомимся в старших классах.

Посмотрите на
записанные вами формулы кислот. Какой вывод об их составе мы можем сделать?
(Делают вывод о составе кислот) (Слайд 10)

Часть кислоты без
атома водорода называется кислотным остатком. Значит кислоты – это … сложные
вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.

Послушайте еще раз
это определение и запишите его в тетрадь.

Кислоты – сложные
вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.
Записывают определение, проговаривают его. (Слайд 11)

3.2.
Классификация кислот

А мы отправляемся в
г. Классификаций. (Слайд 12)

И вновь посмотрите
на экран.

Какое различие вы
видите в формулах этих групп кислот? Делают выводы о делении кислот на группы
по наличию в них кислорода.

Действительно, все
кислоты можно разделить на бескислородные и кислородсодержащие. (Слайд 13)

Какая из записанных
ранее кислот бескислородная? Кислородсодержащие?

Запишите
классификацию по данному признаку, приведите примеры.

Какое отличие в
следующих группах вы можете увидеть? …разное число атомов водорода

Число атомов
водорода определяет основность кислоты. Таким образом, по числу атомов водорода
(основности) различают одноосновные, двухосновные, трехосновные кислоты. (Слайд
14)

Запишите
классификацию по данному признаку, приведите примеры. Делают записи.

По числу атомов
водорода можно определить валентность кислотного остатка – валентность кислотного
остатка равна числу атомов водорода. Привести примеры.

Возьмите карточки
№1. (Приложение 2) Работаем в парах. (Слайд 15)

Классифицируйте кислоты: HNO2, H2CO3, H2S, H2SO3, HAlO2, H3PO4, HI.

·       
Бескислородные и кислородсодержащие;

·       
Одноосновные, двухосновные, трехосновные.

Обменяйтесь
тетрадями и проверьте результат друг у друга.

Проверка
правильности выполнения на экране проектора. (Слайд 16)

3.3. Названия
кислот.

Вот мы уже в г.
Номенклатурный, где можно научиться правильно называть кислоты.

(Слайд 17)

Вы обратили
внимание на большое их разнообразие. Чтобы не запутаться в многочисленных
названиях, существуют определенные правила названия кислот.

Названия кислот
состоят из прилагательного и существительного “кислота”.

Прилагательные
бескислородных кислот состоят из двух корней обозначающих химические элементы,
составляющие эти кислоты. Например:
HCl — хлороводородная
кислота. Попробовать самостоятельно назвать
H2S.

Название
кислородсодержащих кислот дает элемент, стоящий в середине формулы.

Показываю H2SO4 и H2SO3 – в
середине стоит сера, поэтому  первую (у которой больше кислорода) называют
серной (богатая и важная), а вторую (у которой меньше кислорода) – сернистой
(победнее и скромнее). (Слайд 18)

Если вопросов нет,
возьмите карточки №2 (Приложение 2), выполните задание, опираясь на полученные
знания, обсудите результат в парах. (Слайд 19)

Выполняют задание в
парах, опираясь на записи в тетради и на экране.

Дайте
характеристику кислот:

H2S, HF, H3PO4, HNO3

Расскажите, что у
вас получилось (проверка результатов идет после каждого ответа учащихся). (Слайд
20)

Физкультминутка: Встаньте, расправьте плечи, закройте глаза и с помощью глаз попробуем
нарисовать формулу хлороводородной кислоты.

3.4. Правила
техники безопасности

Молодцы! Нам с вами
осталось посетить город Экспериментов. (Слайд 21)

Но прежде, чем мы
туда попадем, нам необходимо вспомнить правила техники безопасности.
Проговаривают правила

Правила техники
безопасности: (Слайд 22)

Внимание! Работать
с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При
попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды , а затем обработать
поврежденную поверхность 2%-м раствором  питьевой соды.

Напоминаю!

В химическом
кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это грубейшее нарушение техники
безопасности.

   Для определения
кислот существуют специальные вещества – указатели. Называются они индикаторы.

  Индикаторы – органические вещества, которые изменяют свою окраску в присутствии
кислот и некоторых других веществ. Среди индикаторов можно выделить:
метилоранж, лакмус, фенолфталеин, универсальная лакмусовая бумажка. (Слайд 23)

У вас имеются на
партах тетради для практических и лабораторных работ и необходимое оборудование
и реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыт, соблюдая правила
техники безопасности

Итак, приступаем.

3.5. Лабораторный
опыт. Действие кислот на индикаторы 10 минут.
(Слайд
24)

4. Итоговое
закрепление полученных знаний. (7 мин.)

Первое знакомство
со страной Кислот состоялось. На сколько продуктивным оно было, проверьте, выполнив
предложенные задания:

4.1. Игра «Найди
кислоты»
(Слайд 25)

Дан текст, в
котором среди формул различных соединений «спрятаны» формулы кислот. Необходимо
отыскать эти формулы. (Карточка 3, Приложение 2)

H2O, SO, HBr, Na2CO3,
Mg, Ba, H2CO3, Ca, NaOH, H3PO4,
P2O5, PH3, NaCl, CO2, HCl, K2O,
H2SiO3, Ag, H2SO4

4.2. Игра
«Третий лишний»
(Слайд 26)

В каждом ряду
найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:

H2SO4,    SO3,    H3PO4.

HCl,    H2SO4,   
H3PO4.

H2SO3,    H2SiO3,   
H2SO4.

HNO3, H2SO4,
H2CO3

4.3. Тест. (Приложение 3) (резерв)

1. Выберите формулы
кислот:

O        NaOH

O        HNO3

O        H2O

2. Выберите
трёхосновную кислоту

O        HCl

O        H2SO4

O        H3BO3

3. Бескилородная
кислота – это…

O        HCl

O        H2SO4

O        H3BO3

4.
Кислородсодержащая, двухосновная растворимая кислота

O        Серная

O        Азотная

O        Кремниевая

5. Лакмус в кислой
среде…

O        Красный

O        Синий

O        Фиолетовый

5. Этап
организации домашнего задания. (1 мин.)

Домашнее задание: §
26, упр. 2-5

Подумайте и ответьте
на вопрос: почему в начале урока фигурировал муравей?

6. Рефлексивно —
оценочный этап. (2 мин)
(Слайд 28)

Подведение итогов,
выставление оценок.

Ответьте на
вопросы:

— Кто сможет
выбрать формулу кислоты среди других веществ?

— Кто сможет
назвать и классифицировать кислоты?

— Кто сможет
экспериментально определить кислоту?

— Я хотел бы узнать
о кислотах …

Спасибо за урок.
(Слайд 29)

Литература:

1.                 
Учебное пособие для 8 класса пол редакцией И. Е.
Шимановича, 2005 г.

2.                 
Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания
и эффектные опыты по химии», 2002 г.

3.                 
М.М. Левицкий «Увлекательная химия», 2008 г.

Приложение 1

Серная кислота

Серная кислота
известна с древности. Возможно, первое упоминание о кислых газах, получаемых
при прокаливании квасцов
или железного
купороса
встречается в сочинениях, приписываемых арабскому алхимику Джабир
ибн Хайяну
.

Серная кислота—
очень едкое вещество. Она поражают кожу, слизистые оболочки, дыхательные пути
(вызывает химические ожоги). При вдыхании
её паров вызывает затруднение дыхания, кашель, нередко — ларингит,
трахеит,
бронхит.
Аэрозоль серной кислоты может образовываться в атмосфере в результате выбросов
химических и металлургических производств, содержащих оксиды серы, и выпадать в
виде кислотных
дождей
.

Мельчайшие капельки
серной кислоты могут образовываться в средних и верхних слоях атмосферы в
результате реакции водяного
пара
и вулканического
пепла, содержащего большие количества серы. Получившаяся
взвесь затрудняет доступ солнечных лучей к поверхности планеты. Поэтому после
особо сильных вулканических извержений могут произойти значительные изменения
климата. Например, в результате извержения вулкана Ксудач (п-ов
Камчатка
, 1907 г.)
повышенная концентрация пыли в атмосфере держалась около 2 лет, а характерные
серебристые облака серной кислоты наблюдались даже в Париже.

Серная кислота –
важнейший продукт химической промышленности. Она находит применение в
производстве минеральных удобрений, волокон, пластмасс, красителей, взрывчатых
веществ, в металлургии при получении меди, никеля, урана и других металлов.
Используется как осушитель газов.

Азотная кислота

Азотная кислота — бесцветная
жидкость. На воздухе она «дымит», так как пары ее образуют с влагой воздуха
мелкие капельки тумана.

Азотная кислота и
её пары очень вредны: пары вызывают раздражение дыхательных путей, а сама
кислота оставляет на коже долгозаживающие язвы. При действии на кожу возникает
характерное желтое окрашивание кожи, обусловленное ксантопротеиновой реакцией.
При нагреве или под действием света кислота разлагается с образованием
высокотоксичного газа бурого цвета.

В России азотную
кислоту называли в старину „зияющей красным газом кислотой” или „селитряной
дымистой водкой”. Когда Иоганн Рудольф Глаубер получил азотную кислоту, он
обнаружил её необычайную химическую активность. Она растворяла все металлы, и
железо и медь и серебро, только золото оставалось в этой кислоте неизменным.

Во времена М. В. Ломоносова, азотную кислоту называли крепкой
водкой.

Азотная кислота —
одно из важнейших соединений азота: в больших количествах она расходуется в
производстве азотных удобрений, взрывчатых веществ и органических красителей,
служит окислителем во многих химических процессах, используется в производстве
серной кислоты, применяется для изготовления целлюлозных лаков, кинопленки.

Соляная кислота

С соляной кислотой
мы, сами того не зная, сталкиваемся ежедневно. Она содержится в желудочном соке
и играет важную роль, так как способствует перевариванию пищи и убивает
различные болезнетворные бактерии (холеры, тифа и др.). Если последние попадают
в желудок вместе с большим количеством воды, то вследствие разбавления раствора
кислоты они выживают и вызывают заболевание организма. Поэтому во время
эпидемий особенно опасна сырая вода. При повышении концентрации кислоты в
желудке ощущается «изжога», которую устраняют, принимая внутрь небольшое
количество питьевой соды. Наоборот, при недостаточной кислотности желудочного
сока соляная кислота прописывается для приема внутрь. Поэтому в 17 веке в
русских аптеках среди лекарств обязательно было и вещество по имени – дух из
солей-( по латыни- спиритус салис) или кислый спирт.

Трудно сказать, кто
и когда впервые получил соляную кислоту. Во всяком случае, нам известно, что
уже в конце XV в. алхимик Василий Валентин и в XVI в. Андреас Либавий в
усердных поисках чудодейственного жизненного эликсира прокаливали в своих
странных для нас алхимических приборах поваренную соль с квасцами и купоросами
и получили продукт, который описали под названием «кислого спирта». Это и была
знакомая теперь нам соляная кислота, конечно, очень нечистая.

Для первых
исследователей это было совершенно новое вещество, обладавшее свойствами,
которые сильно поражали их воображение. Нюхая его, они задыхались и кашляли,
«кислый спирт» дымил в воздухе. При пробовании на вкус, он обжигал язык и нёбо,
металлы он разъедал, ткани разрушал.

В настоящее время
соляная кислота применяется в химической, медицинской, пищевой промышленности,
цветной и черной металлургии. Известно так же ее применение в производстве
пластмасс, ядохимикатов, полупродуктов и красителей для очистки поверхности
металлов от окислов, карбонатов, в электротехнической, текстильной
промышленности.

Приложение 2

Карточка 1

Классифицируйте
кислоты:

HNO2, H2CO3, H2S, H2SO3, HAlO2, H3PO4, HI.

·                   
Бескислородные и кислородсодержащие;

·                   
Одноосновные, двухосновные, трехосновные.

Карточка 2

Дайте
характеристику кислот:

H2S, HF, H3PO4, HNO3

Карточка 3

Дан текст, в
котором среди формул различных соединений «спрятаны» формулы кислот. Необходимо
отыскать эти формулы.

H2O, SO, HBr, Na2CO3,
Mg, Ba, H2CO3, Ca, NaOH, H3PO4,
P2O5, PH3, NaCl, CO2, HCl, K2O,
H2SiO3, Ag, H2SO4

Приложение 3

Тест

1. Выберите формулы
кислот:

O        NaOH

O        HNO3

O       
H2O

2. Выберите
трёхосновную кислоту

O        HCl

O        H2SO4

O         H3BO3

3. Бескилородная
кислота – это…

O        HCl

O        H2SO4

O        H3BO3

4.
Кислородсодержащая, двухосновная растворимая кислота

O        Серная

O        Азотная

O        Кремниевая

5. Лакмус в кислой
среде…

O        Красный

O        Синий

O        Фиолетовый

Урок №____ Предмет химия класс____, дата__

Тема урока: ______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Цели урока

Обучающая: ______________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________

Развивающая: _____________________________________________________________________________

Воспитывающая: __________________________________________________________________________

Тип урока: _____________________________ форма проведения __________________

Методы : 1/ Орг. и Ос. УПД _____________________________________________________________

2/ Ст. и Мот. УПД ____________________________________________________________

3/ Конт. и Сам УПД ___________________________________________________________

Оборудование урока: _____________________________________________________________________

Химич. реактивы: _____________________________________________________________________

Химический эксперимент (ЛР, ПР, Д): ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Ход урока:

  1. Организационный момент:

приветствие, перекличка, рабочий настрой, мотивационный аспект начала урока.

  1. Актуализация опорных знаний (Мобилизующее начало урока): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Основной этап урока (Познавательно-операционная часть урока):

Теоретические основы урока.

Практическая часть урока

  1. Этап повторения, применения полученных знаний:_________________________________________ ________________________________________________________________________________________

  2. Домашнее задание: ____________________ Подведение итогов, рефлексия: ________________

Учитель химии Жансеитова Ф.М._______________

План-конспект урока химии в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС, представленный Карповой Стеллой Сергеевной, учителем химии Алексеевской СОШ №1 Алексеевского муниципального района

Тема урока: «Оксиды»

Класс: 8

УМК: О.С. Габриелян

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать понятие об оксидах как об одном из классов химических соединений; рассмотреть состав, строение, номенклатуру, свойства.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • дать понятие об оксидах

  • продолжить формирование умения составлять формулы веществ, используя валентность элементов, названия веществ.

  • закрепить знания химической номенклатуры для бинарных соединений

  • показать значение оксидов в природе и жизни человека.

Развивающие задачи:

  • Развивать речевые навыки, наблюдение и умение делать выводы

  • Развивать умение работать коллективно

  • Развивать критическое мышление

  • Развивать интерес к химической науке

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.

ТАВСО:

Оборудования: ПК учителя, мультимедийная установка, дидактические карточки.

Реактивы: оксида кальция, оксид кремния (IV) SiO2, оксид меди (I) CuO, оксид железа (III) Fe2O3, вода, бусы из агата, углекислый газ; лотки для лабораторного оборудования, протоколы для выполнения лабораторного опыта.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • продолжить формировать систему предметных знаний;

  • сформировать умение переводить из одной знаковой системы в другую (формула-название, название-формула);

  • овладение терминологией;

  • сформировать способность применять знания для практических задач.

Метапредметные:

  • научить планировать собственную деятельность;

  • научить осуществлять контроль и оценку своей деятельности.

Личностные:

  • сформировать устойчивый интерес к поиску решения проблемы;

  • саморазвитие и самосовершенствование.

Литература для учителя: Габриелян. И.Г. Остроумов. Настольная книга для учителя. Дрофа, М.-2008.

Литература для учащихся: Габриелян О.С. Химия   — 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа, М.-2012.

План-конспект урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

1 мин.

Здравствуйте, ребята! (проверка готовности к уроку)

Приветствуют учителя.

2. Мотивация

2 мин.

На демонстрационном столе находятся разные на первый взгляд вещи: вода, речной песок, негашеная известь, бусы из агата. Как вы считаете, почему сегодня на уроке я демонстрирую их вам? Что же их объединяет? Ответ на вопрос предполагаю получить в конце урока после изучения новой темы.

Ученики рассматривают вещи: воду, речной песок, негашеную известь, бусы из агата и предполагают, что их объединяет.

3. Актуализация знаний.

7 мин.

На предыдущих уроках вы научились определять степень окисления элементов по формуле и составлять формулы по степеням окисления. Вспомните эти действия и выполните задания на карточках №1 (Приложение*).

Выполняют задания на карточках, делают самопроверку.

4. Изучение нового материала

23 мин.

-Что вы заметили общего в формулах, с которыми работали?

-Верно. Эти вещества называются оксиды. И тема нашего урока: «Оксиды».

(Тема записывается на доске)

-Сформулируем определение оксидов, ответив на 3 вопроса.

а) какие вещества по составу?                                                     

б) сколько элементов в составе?                              

в) какой элемент обязательно входит в состав оксидов, его валентность?

(создание проблемной ситуации и ее решение) Ребята, а это оксид? H2O2

-Дайте определение оксидам.

— Сейчас мы попытаемся понять, каким же образом образуются оксиды?

(На доске написаны формулы пяти оксидов). Взгляните на формулу первого оксида СО, как вы думаете, какие простые вещества вступали в реакцию, чтобы образовался данный оксид? Запишем уравнение реакции:

C + O2 = 2CO (учитель записывает уравнение реакции).

-Значит оксиды образуются в результате реакции простых веществ с кислородом.

Кто хочет на доске записать уравнения реакций получения остальных оксидов?

-Итак, ребята, теперь давайте посмотрим, как же давать названия оксидам. Единственный момент, на который вы должны обратить внимание: постоянную или переменную валентность имеет элемент, входящий в состав оксида.

Давайте дадим название оксиду СО. Это соединение сложное, состоит из двух элементов, один из которых кислород. Значит, это оксид.

-Оксид какого элемента?

-Углерод имеет постоянную или переменную валентность?

-В данном случае его валентность II. Оксид СО называют «оксид углерода (II)».

-Кто хочет попробовать у доски дать название другим оксидам?

-Сейчас ребята, переходим к изучению физических свойств оксидов. Для этого выполним лабораторный опыт. В ваших лабораторных лотках стоят образцы оксидов, а на столах лежат протоколы (Приложение*), которые необходимо заполнить, вы будете определять агрегатное состояние, цвет и запах выданных вам оксидов. Но прежде чем приступить к выполнению опыта вспомним основные правила техники безопасности, которые вы должны соблюдать. 

Учащиеся выделяют общие признаки в формулах, работая в паре (Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород).

— Записывают тему урока в тетради.

-Учащиеся в тетради делают краткую запись, отвечая на вопросы. (1. Сложные вещества.

2. Состоят из 2 х.э.

 3. О, II)

-Это не оксид, т.к. валентность кислорода равна 1.

-(Оксиды — это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород c валентностью II) Учащиеся записывают определение в тетрадь.

-Углерод и кислород.

(один ученик работает у доски):

2Cl2 + 7O2 = 2Cl2O7

4Fe + 3O2 = 2Fe2O3

Ca + O2 = 2CaO

4Al + 3O2 = 2Al2O3

-Углерода.

— Переменную.

(один ученик работает у доски)

2Cl2 + 7O2 = 2Cl2O(оксид хлора (VII))

4Fe + 3O2 = 2Fe2O3 (оксид железа (III))

Ca + O2 = 2CaO (оксид кальция)

4Al + 3O2 = 2Al2O(оксид алюминия).

Один из учащихся отвечает с места.

Учащиеся заполняют протокол.

5. Закрепление изученного материала.

8 мин.

А теперь – физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно является оксидом — вам нужно встать.

Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, Li2О, NO2, Н2, О2, НNО3, PbO

Присаживайтесь. Продолжаем наш урок.

Итак, с какими бинарными соединениями мы познакомились на сегодняшнем уроке?

— Какие вещества мы называем оксидами?

Мы научились с вами отличать оксиды от других веществ, называть их, составлять их формулы. Я предлагаю вам проверить себя: насколько хорошо вы овладели новыми знаниями. У вас на столах лежат карточки №2 (Приложение*)

Ученики делают физкультминутку.

-Оксиды.

Один ученик отвечает с места.

Учащиеся работают в парах. Самоконтроль по шаблону.

6. Домашнее задание

1 мин.

Учитель озвучивает и комментирует домашнее задание: Изучить §41, упр.1; 2 (письменно)

Записывают домашнее задание

7. Подведение итогов. Рефлексия.

3 мин.

Наш урок подошел к завершению. Посмотрите, какие цели поставили в начале урока. Можно ли считать, что наши цели на урок достигнуты?

Д. Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты им наблюдаемые». 

Посмотрим на демонстрационный стол. Надеюсь, что теперь вы можете ответить на вопрос, что объединяет воду, речной песок, негашеную известь и бусы из агата?

Какую оценку вы поставите классу за работу на уроке и почему? Оцените свою деятельность на уроке и класса, нарисуйте в тетради смайлик веселый, грустный или нейтральный.

Спасибо за урок! До свидания!

Учащиеся делают выводы.

Ответы учеников (их объединяет то, что все эти вещи – оксиды).

Самооценка учеников.

Приложение*

Карточка №1

1.Определите степень окисления по формуле:

Al2O3, Ag2O, FeO, N2O, SO2

2.Составьте формулы веществ по степеням окисления: CuO SiO ZnO SO PO.

Карточка №2

Выпишите в столбик из перечня химических формул веществ формулы оксидов и дайте им названия:

MgO, KOH, O3, SO3, SO2, Al2S3, CaCO3, Аl2O3, Mg(OH)2, CO2, Na2N, HCl, CaO, H2CO3, P2O5, FeCl3, Na2O, H2SO4, СuО, Cu2O, HNO3, NH3.

Лабораторный опыт №5

Ознакомление с образцами оксидов

Выполнение опыта:

1) Рассмотрите выданные вам образцы оксидов и ознакомьтесь с ними по плану: а) агрегатное состояние б) цвет в) запах

2) Занесите результаты в таблицу:

Таблица 1.

Физические свойства оксидов

Формула оксида

Название оксида

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

CaO

SiO2

CuO

Fe2O3

H2O

CO2

Сделайте вывод: в каком агрегатном состоянии могут быть оксиды? Какого они могут быть цвета?

Вывод: План-конспект нужен учителю, так как он поможет не сбиться с ритма урока, правильно рассчитать продолжительность того или иного этапа, своевременно его завершить. Я думаю, что мой план конспект урока по химии для 8 класса достаточно хороший и его можно использовать на уроке.

Использованная литература:

1. Урок химии по теме «Оксиды» // Интернет-ресурс: https://videouroki.net/razrabotki/urok-khimii-po-tiemie-oksidy.html

2. Урок по теме «Оксиды» // https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2012/01/21/urok-po-teme-oksidy

3. Урок химии в 8 классе «Оксиды» (ФГОС) // Интернет-ресурс: https://multiurok.ru/files/urok-khimii-v-8-klassie-oksidy-fgos.html

4. Конспект урока химии для 8 класса по теме «Оксиды» // Интернет-ресурс: https://www.alllessons.ru/chemistry/konspekt-uroka-himii-dlya-8-klassa-po-teme-oksidy.html

5. Урок химии по теме «Оксиды» 8 класс // Интернет-ресурс: https://kopilkaurokov.ru/himiya/uroki/urok-khimii-po-tiemie-oksidy-8-klass

6. План-конспект урока по теме «Оксиды. Классификация. Получение и свойства». 8-й класс // Интернет-ресурс: http://открытыйурок.рф/статьи/651563/

7. Конспект урока по химии в 8 классе «Оксиды» // http://инфо-дети.рф/publikatsii/414-konspekt-uroka-po-khimii-v-8-klasse-oksidy

8. Конспект урока химии для 8 класса по теме «Оксиды» УМК «Химия. 8 класс» // Интернет-ресурс: http://pandia.ru/text/80/009/19082.php

9. Конспект открытого урока по химии в 8-м классе «Оксиды. Состав. Классификация» // Интернет-ресурс: http://открытыйурок.рф/статьи/573574/

10. Урок химии 8 класс Тема «Оксиды» // Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2018/01/22/urok-himii-8-klass-tema-oksidy

11. Личный опыт.

Тематическое планирование. Планирование учебной работы учителя химии является важным звеном в подготовке урока. Планирование — это творческая деятельность учителя, состоящая из предварительной разработки годового тематического плана, а также планов и конспектов отдельных уроков.

 Годовой тематический план охватывает весь учебный материал по курсу с учетом распределения времени в течение всего учебного года. В годовом плане намечаются общие задачи обучения химии, предусматривается совокупность учебной работы в системе с учетом особенностей класса и уровня подготовки учащихся, определяется место учебных экскурсий, примерное направление внеклассной работы. В годовом плане отражен главный его компонент – тематическое планирование химии, то есть, разработка планов изучения программных тем. Материал курса на год разбивается на отдельные темы и уроки, особо выделяются практические, контрольно- учетные, уроки обобщения и систематизации знаний.

Основная работа учителя химии над составлением плана состоит в следующей последовательности:

  1. Ознакомление с учебной программой.
  2. Ознакомление с содержанием учебника.
  3. Подбор и просмотр дополнительной литературы.
  4. Осмысление связей материала темы с другими темами курса и с другими предметами.
  5. Разбивка каждой темы на уроки.
  6. Выделение в плане практических занятий, контрольных работ, уроков обобщения и систематизации знаний, экскурсий.
  7. Составление перечня учебно-наглядных пособий к теме.
  8. Текстовое оформление плана.

Самая простая форма планирования охватывает лишь содержание курса и ограничивает процесс планирования распределением учебного материала по темам и отдельным урокам в примерном соответствии с тем количеством часов, которое предусмотрено в программе. Наиболее сложная форма планирования напоминает поурочные рабочие планы учителя, потому что включает формулировки целей обучения, воспитания, развития для каждого урока; краткое изложение содержания; ведущие методы урока; оборудование к уроку; материал для повторения; домашние задания и нередко другие детали уроков.

Часто форма тематического плана устанавливается школой. Таким образом, формы тематического планирования не могут быть раз и навсегда установленными. Годовой тематический план должен соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта. Годовой план обычно визируется заместителем директора по учебной части и утверждается директором школы.

Подготовка каждого урока химии — это большой творческий труд учителя. Она начинается с анализа предыдущих уроков исходя из намеченных целей. Далее ставится вопрос, каким будет следующий урок, определяются внутрипредметная связь и триединые задачи, характер организации познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выбор эффективной совокупности методов и средств обучения.

При подготовке к уроку химии учитель:

-определяет место данного урока в системе уроков (внутрипредметная связь), руководствуясь программой и тематическим планом, выявляет связи урока с другими уроками и предметами – биологией, физикой, математикой и др. (межпредметная связь);

-определяет и уточняет объем и содержание учебной информации, которая будет изучена учениками, по учебнику и дополнительной литературе;

-изучает методическую литературу по теме урока;

-определяет структуру урока, выделяя главную дидактическую задачу, выбирает тип урока, определяет суть новых понятий и углубление уже изученных;

-определяет    методику    выполнения    химических    опытов    с                                  обязательным предварительным их проведением;

-выявляет другие средства обучения, в том числе информационные, наглядные пособия, тексты заданий, задач и т. д.;

-моделирует последовательность хода урока.

-составляет план или конспект урока;

 План-конспект урока учителя – это более общая форма проекта урока, которая составляется по усмотрению учителя. Независимо от выбранной формы записи в плане необходимо отразить:

а) тему урока;

б) цели урока и перечень средств обучения;

в) вопросы, которые будут предложены учащимся;

г) тексты или номера задач заданий, упражнений для проверки или закрепления знаний и умений;

д) тезисное содержание нового материала по пунктам (вопросам);

е)   даты,   константы,   термины,   определения,   формулы,                уравнения                реакций, фамилии ученых — все то, что учитель не надеется удержать в памяти;

ж) перечень химических опытов или иной наглядности с указанием их места на уроке;

з) домашнее задание.

 Конспект урока — наиболее полное и подробное изложение урока. Конспекты составляются студентами вузов в ходе педагогической практики в школе, молодыми учителями, а также во время подготовки открытых уроков или в случае введения новых программ. В конспекте должен быть изложен весь учебно-воспитательный процесс, осуществляемый на уроке (прогнозируемый по минутам): организация класса, постановка задач, вопросы учителя и предполагаемые ответы учащихся (при постановке проблемных вопросов), тексты задач с решениями, содержание нового материала, подробное описание химических опытов, содержание самостоятельной работы учащихся и способы ее организации. В конспекте отражается весь ход урока, деятельность учителя (схема записи материала на доске, перечень указаний для учеников и т.д.) и учащихся. Чтобы конспектом было удобно пользоваться, рекомендуется при его написании оставлять широкие поля, на которые следует выносить различные замечания по ходу урока (отмечать длительность отдельных элементов урока, даты, термины, константы и т.д.). Полезно при написании конспекта пользоваться цветными фломастерами, маркерами или ручками (например, красным цветом выделять вопросы, которые будут задавать учащимся по ходу урока; зеленым – записи на доске).

 Определение целей урока определяет его эффективность. Главную дидактическую цель урока в значительной мере определяет тип урока, его формы, дидактические средства. Любое действие учителя на уроке направлено на достижение конкретной, продуманной цели. Достижение образовательных целей можно проконтролировать уже по ходу урока, при проведении проверочной работы или на этапе закрепления. Достижение общепедагогических целей (воспитание, развитие учащихся) непосредственно проконтролировать трудно, об их достижении можно судить косвенно. Общепедагогические цели учителя обычно определяют к изучению всей темы. Практика показывает, что учителя без затруднений формулируют методические и дидактические цели и с большим трудом — общепедагогические. В результате этого цели воспитания и развития оказываются неконкретными, носят случайный характер, а на уроке недостаточно полно используется воспитывающий и развивающий потенциал предмета, средств, методов и форм обучения.

Требования к дидактической цели урока состоят в следующем:

  • четкое определение образовательных задач каждого урока;
  • рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  • внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  • рациональное сочетание разнообразных видов, форм, методов и методических приемов;
  • творческий подход к формированию структуры урока;
  • сочетание различных форм коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;
  • обеспечение оперативной    обратной    связи,    действенного               контроля         и управления;
  • научный расчет и мастерство проведения урока.

Требования к воспитательной направленности урока:

  • определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности учащихся на уроке, ориентация на реально достижимые воспитательные цели;
  • воспитание у учащихся нравственных ценностей, формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, самостоятельности, ответственности, обязательности, аккуратности и др.

К постоянно реализуемым на всех уроках требованиям развития учащихся относятся:

  • развитие положительных    мотивов    учебно-познавательной               деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
  • развитие логических операций мышления на установление причинно- следственных взаимосвязей дидактического химического треугольника «состав– строение–свойства»;
  • обеспечение условий для дальнейшей эволюции названного треугольника в квадрат: «состав–строение–свойства–применение», пятиугольник: «состав–строение– свойства–применение–получение» и шестиугольник: «состав–строение–свойства– применение–получение–нахождение в природе».

Алгоритм   подготовки   учителя   к   уроку   химии   можно проиллюстрировать следующим образом: Кроме выше упомянутых требований к уроку химии выделяются и другие: организационные, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися,    сотрудничества,    а   также    санитарно-гигиенические    и определяемые правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).

 Основные этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

Содержание этапов подготовки учителя к уроку

1

Разработка системы уроков по теме или разделу

2

Определение    образовательных    и    воспитательных     задач                              и                                    целей

данного урока

3

Определение оптимального объема учебного материала, разделение

его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей

4

Разработка   структуры     урока.    Определение   его    типа    и                          наиболее

целесообразных методов обучения на нем

5

Определение связей данного материала с другими предметами и

использование этих связей при изучении нового материала по химии

6

Подбор     дидактических      средств     урока     (кино-видео-фрагментов,

карточек, плакатов, схем и т.д.)

7

Планирование записей и зарисовок на доске

8

Своевременная проверка оборудования для химического эксперимента

и их предварительная постановка

9

Определение объема и форм самостоятельной работы на уроке

10

Определение форм и приемов закрепления материала на уроке и дома,

приемов обращения и систематизации знаний

11

Определение     форм     и     методики     контроля     знаний                               учащихся, составление списка учащихся, знаний которых надо проверить на

данном уроке

12

Определение содержания, объема и формы домашнего задания

13

Определение формы подведения итогов урока

14

Определение внеклассной работы по данной теме

 Таким образом, каждый урок химии должен быть направлен на решение учебно- воспитательных задач через планирование и дальнейшую реализацию, определяющуюся содержанием, структурой, применяемыми методами и способами организации урока.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вася красиво как курица лапой написал заглавие исправить ошибки
  • Как найти фломастеры роблокс
  • Ваша копия windows 7 не является подлинной сборка 7601 как исправить это
  • Пятое четное число как найти
  • Как составить родословную для собаки