Как составить план урока по литературе образец

Конспект урока по ФГОС.

Предмет: литература.

Тема: «Слово о полку Игореве» — героический пролог русской литературы». Д. С. Лихачев.

Тип: урок «открытия» нового знания.

Форма: урок-исследование.

Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Модель обучения: базовая, 9 класс.

Цель: доказать, что «Слово» — выдающееся произведение русской литературы; способствовать осмыслению «Слова» как высоко патриотического произведения; рассуждать на основе теоретических знаний об анализе художественного произведения.

Задачи:

  1. Содействовать осознанному восприятию обучающимися художественного текста.
  2. Воспитывать любовь и сопричастность к истории и литературе Родины.
  3. Содействовать формированию умений чтения и анализа художественного текста, обеспечить коррекцию и тренинг изученных понятий.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: умений аргументировать собственное высказывание, воспринимать альтернативную точку зрения; смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Метапредметные УУД: выявление точки зрения автора и идеи произведения.

Регулятивные УУД: целополагание, способность принимать учебную цель, выделение главного и второстепенного, контроль, оценка.

Познавательные УУД: общеучебные – выразительное чтение, пересказ, выбор художественных средств, развитие устной речи через диалог, умение анализировать отдельный эпизод.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражпть свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование урока, дидактические средства –

  • Мультимедийный проектор, доска.
  • ПК.
  • Презентации на флеш-носителях.
  • Учебник.
  • Художественные тексты.
  • Карточки для индивидуальной и групповой работы.
  • Тетрадь.

Этап урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент, постановка учебной задачи.

2м.

Организация урока, целеполагание, задания групповые и индивидуальные, заявки о подготовленности по предварительным заданиям. Создание психологического настроя, вводная беседа.

Понимание темы по ключевым словам: пролог, героика.

Обращение к личности Д.С. Лихачева по знакомым обучающимся «Письмам о добром».

Участие в определении цели урока.

Выбор личного участия в уроке.

самоопределение – Л

смыслообразование – Л

подведение под понятие – П

формирование интереса – Л

построение логической цепи – П

Актуализация знаний.

6м.

Слово учителя о значимости обретения для русской литературы и гражданственности «Слова о полку Игореве» как «пролога русской литературы». Учитель читает наизусть вступление к «Слову» на языке источника. Беседа по вопросам:

  • Как определим слово «не лепо»?
  • Какую художественную особенность слышим в части «растекашися до … под облакы»? Учитель сообщает, что мысь – это белка.
  • Где впоследствии встречается триединство?
  • Что означает заявление автора «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню»?

Вывод: даже по не вполне понятному современнику тексту мы можем делать вывод о высокой художественности «Слова», о заявке автора на взаимопонимание читателя.

Участие в эвристической беседе.

Синонимия.

Обращение к предшествующим знаниям.

Обобщающий вывод.

Мобилизация понимания.

выборочная работа – П

логические действия – П

самоопределение – Л

осознанное построение речевого высказывания – П

Открытие нового знания.

8м.

  1. Выразительное чтение по цепочке текста «Слова» в переложении Заболоцкого. По ходу чтения выполняются задания групповые – выявление различных групп художественно-выразительных средств, парные – образ автора «Слова», индивидуальные – как представлены князья, какие языческие боги упомянуты.
  2. Обучающийся по предварительному заданию показывает на электронной доске план-схему похода князя Игоря.
  3. Беседа по прочитанному, отчёт по групповым и индивидуальным заданиям.
  4. Выводы об авторе, художественности, героических князьях, последствиях похода.

Обработка навыка выразительного чтения.

Смысловое чтение одного отрывка.

Работа в группе или паре.

Текстовый поиск-выделитель.

извлечение необходимой информации из текста – П

работа в паре – К

учебное сотрудничество с учителем – К

подведение под понятие – П

самоопределение – Л

участие в диалоге – К

умение аргументировано высказать свою мысль – П

Первичное закрепление.

5м.

Посмотрим, как это событие показывает изобразительное искусство и гусельная музыка. Презентация по предварительному заданию.

Во второй части повествования автор поручает оценить событие старому мудрому князю Святославу. Слушаем «Золотое слово», выразительно наизусть читает обучающийся. Класс выделяет три упрёка в адрес молодых князей.

Узнавание иллюстрированного эпизода, персонажа.

анализ информации – П

установление причинно-следственных связей – Р

погружение в позитивную атмосферу созерцания и познания – М

Самостоятельная работа с проверкой по эталону, самоанализ, самоконтроль.

5м.

Заполнение таблиц-шаблонов в дифференцированных группах с выбором выступающего: художественно-выразительные средства произведения; слова автора, характеризующие князя Игоря, Всеволода; что можно сказать об авторе «Слова», в чём выражена черта личности.

реализация построенного проекта – Л

включение в систему знаний – М

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

10м.

Подведение итогов. Запись в тетрадь цитат из «Золотого слова» и вывод.    

Запись в тетрадь(на выбор): -какими словами Святослава передана его боль о разъединённости князей- или –как природа становится участником и отражением событий-

Образец ответа по окончании работы транслируется на доске, обучающиеся сверяют свои работы, оценивают их полноту.

самостоятельное нахождение и исправление ошибок – Л

оценка результата – Р

смыслообразование – Л

Рефлексия.

3м.

Учитель предлагает осмыслить личную роль в достижении цели урока и продолжить предложение.

Полилог «выбери и закончи предложение»:

Я узнал..

Я понял..

Я выполнял..

Мне теперь известно..

За урок я..

Материал урока был..

Я умею..

Наиболее сложным для меня было..

Моё настроение..

Мои чувства после знакомства с произведением..

Я хотел бы дополнить..

выявление причины затруднения – Л

желание донести свою позицию и умения – К

Домашнее задание.

1м.

Учитель предлагает варианты домашнего задания на выбор.

Домашнее задание выбирают учащиеся:

рассказ-характеристика «полюбившийся герой»; наизусть «плач Ярославны» или «Золотое слово» ; иллюстрация «каким я вижу автора»; слово в защиту князя Игоря(индивидуальное или групповое).

Использованные источники и литература

  1. «Слово о полку Игореве», издательство «Художественная литература», 1986
  2. Лихачёв Д.С. «Гениальное произведение литературы Древней Руси», М, 1996
  3. «Слово о полку Игореве», древнерусский текст, перевод  Д.С. Лихачёва, поэтические переложения Л. Дмитриева, В. Жуковского, Н, Заболоцкого, издание «Художественная литература», 1988
  4. Учебник литературы 9 класс, В.Я. Коровина, издательство «Просвещение»

План
урока «Никто не забыт, ничто не забыто».

Учитель: Мальцева
Е.Ю.

Уровень
образования: 

 основное
общее образование

Целевая
аудитория: 

 Учитель
(преподаватель)

Класс(ы): 

 5 класс

Предмет(ы): 

 История

 Литература

Цель
урока: 

 Знакомство с
творчеством К. Симонова. Формировать навыки анализа стихотворения. Развивать
интерес к истории прошлого России. Воспитывать любовь к Родине

Тип
урока: 

 Урок
комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые
учебники и учебные пособия: 

Литература. 5 класс: учеб. : в 2 ч. с прилож. на электрон.
носителе/ В. Я. Коровина [и др.] ; ред. В. Я. Коровина. Ч. 2. М.: Просвещение, 2014

Используемая
методическая литература: 

1.Методические
советы для 5 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва
«Просвещение» 2004

2. Литература в
таблицах 5-11 класс.АСТ «Астрель» Москва

3. Читаем, думаем,
спорим… 5 класс (дидактические материалы по литературе) .Москва
«Просвещение»2004

Используемое
оборудование: 

1. Компьютер

2. Проектор

3.Экран

4. Распечатанный
текст стихотворения

5. Фломастеры
разных цветов

Используемые
ЦОР: 

 Электронная
презентация

Краткое
описание: 

 Данный урок предназначен
для 5 класса. На уроке учащиеся знакомятся с биографией К. Симонова,
анализируют текст стихотворения с опорой на схему анализа стихотворения, выделяют
лексические и изобразительно-выразительные средства языка, используя приём
маркировки текста, учатся высказывать своё отношение к прочитанному.

Цель
урока:

§  Познакомить учащихся
со страницами биографии и творчеством К. Симонова.

§  Формировать
навыки анализа стихотворения (акцент на схему

§  анализа
стихотворения).

§  Развивать
интерес к историческому прошлому России.

§  Воспитывать
любовь к Родине.

Оборудование:

·        
Презентация.

·        
Распечатанный текст стихотворения К. Симонова «Майор привез
мальчишку на лафете».

·        
Фломастеры.

Предварительная
работа:

                            
                    
1
ученик готовит сообщение о К. Симонове, 2 ученик к его

                                                 
сообщению готовит вопросный план.

Ход
урока:

1. Оргмомент

2. Слово учителя

Слайд
1.

Просмотр видеоролика.

-Ребята, вы просмотрели небольшой ролик. Как бы вы определили
его тему? (Дети и война
,
)

Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о Великой
Отечественной войне, о детях и о взрослых на этой войне, о том
, что никто и ничто не забыто.

Запись темы урока в тетрадь.

Война — самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с
собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую
очередь детей.

Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно
трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 — 1945
года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский
народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в
тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми
принимали дети.

Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и
военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями,
очерками и т.д. и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких
корреспондентов в годы войны был Константин Михайлович Симонов.

Титульный
слайд.

III.                   Вход
в учебную ситуацию.

Слайд
2:
 фото «Вставай страна»  

У: С
какими событиями в истории нашей Родины связан этот фрагмент презентации?

Д: С
событиями периода Великой Отечественной войны.

У: Как
защищали люди Родину в эти годы?

Д:
Сражались на фронте, трудились в тылу на заводах, в партизанских отрядах.

У: Верно
каждый по-своему защищал Родину. Писатели и поэты тоже были на защите своего
Отечества: военные корреспонденты, рядовые, офицеры. Не понаслышке они
создавали свои произведения о войне. Художественное слово, создаваемое
писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило
лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова
помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими варварами. Сегодня мы с вами
поговорим о К. Симонове и его стихотворении «Майор привез мальчишку
на лафете » .

Слайд
3
 : фото К.Симонова.

IV.                Пребывание
в учебной ситуации.

1.
Двое учащихся получили задание заранее.

Выступает
первый ученик, рассказывает о поэте, в это время второй – записывает на доске
вопросный план (объем сообщения и плана зависит от уровня подготовленности
класса).

2.
Блиц – опрос учащихся
 по пунктам плана, что
запомнили, а что нет (я использую принцип игры «Снежный ком» или «Змейка»,
возможны индивидуальные кроссворды).

3.
Выразительное чтение стихотворения
 К.
Симонова «Майор привез майора на лафете.».

   
Читает учитель, затем еще раз 1 ученик.

Майор привез мальчишку
на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

1941

4. Анализ произведения

— Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оно на
вас произвело? (Дети делятся своими впечатлениями. Учитель не комментирует
слова учеников.)

— Назовите тему этого произведения (о чём оно)?

— Какой момент войны (наступление или отступление) описан в
стихотворении?

-Откуда везли мальчика?

(Из Бреста)

Запись в тетрадь: Брест — крепость, которая
первая приняла на себя удар фашистской армии.

— На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?

(«Седой мальчишка»)

— Что означает выражение: «…Седой мальчишка на лафете
спал»?

(Выражение «…Седой мальчишка на лафете спал»
обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке
артиллерийского орудия.)

Запись в тетрадь: лафет — станок
артиллерийского орудия.

-Почему мальчик седой?

(Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя.)

— Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, «:За десять лет
на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней»?

(Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил
огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель
матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно
побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдание.
Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими
поколениями как подвиг.)

— Как вы понимаете слова: «Ты говоришь, что есть еще
другие, // Что я там был и мне пора домой…»

— К кому обращается автор со словами: «Ты это горе знаешь
понаслышке, // А нам оно оборвало сердца»?

(Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на
фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может
почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной
границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.)

— «Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не
сможет до конца». Что значат эти строки? Как следующее четверостишие
раскрывает мысль автора?

(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся
наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут «домой
прийти… до конца»: они постоянно помнят о том, что в это время кто-то
страдает там, где идут бои.

Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с
врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку
будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и «поцелует
горсть своей земли».)

— Почему автор пишет, что «твой» мальчик спит «за
тридевять земель, в горах Урала»?

(Большинство жителей Центральной России во время войны были
эвакуированы на Урал и в Сибирь.)

— О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних
строфах?

(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в
безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают
от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив,
вернется к любимой.)

-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал
эту историю?

У:
Какие чувства вызывает стихотворение?

Дети, ориентируясь
на слайд 4
, формулируют свои мысли:

Тревогу

Сострадание

Радость

Страх

Восхищение                                     
Я чувствую

Горе

Боль

Тяжесть
испытаний

Сочувствие

5.
Работа по маркировке текста (в группах).

У:
Выделите ключевые слова, которые помогают нам воссоздать картину: что поэт
увидел на дорогах войны.

Выделите
для себя ключевые слова из стихотворения, используя при этом разные цвета.

У:
Какие лексические особенности встречаются в тексте?

Д: Устаревшие
слова.

Зеленым
маркером дети выделяют слова: «тракт, погост, околица, покуда, кринки и т. п.»

Слайд
5 : Словарь

У:
Какие средства выразительности помогают создать сжатые, но ёмкие картины войны?

Учащиеся
маркируют оранжевым маркером средства выразительности и комментируют их. Каждая
группа получает свое задание: 1- эпитеты, 2 – сравнения, 3 – метафоры, 4 –
олицетворения.

Слайд
6 : Иллюстрация по тексту.

III.             Выход
из учебной ситуации.

У:
Какое значение имеют для нас подобные произведения?

Д:
С помощью таких произведений мы можем заглянуть в неизвестные для нас
страницы истории нашего Отечества.

У:
Безусловно, художественные произведения – это своеобразный учебник истории,
который ярко и правдиво откроет нам многие тайны истории нашей Родины.

Теперь
запишите домашнее задание: подготовьте наизусть чтение стихотворения о
войне.

Тема
урока
:
«Базаров в системе действующих лиц»
(по роману

И.С.
Тургенева »Отцы и дети»).

Цель
урока

формирование читательской культуры
школьников.

Задачи:

  • проанализировать
    образ Базарова через его взаимоотношения
    с другими героями;

  • развивать
    умения сравнивать, обобщать, делать
    выводы;

  • воспитывать
    толерантность.

Тип
урока

урок обобщения знаний.

Оборудование:
репродукция картины Репина »Старики
на могиле сына».

Методы
работы
:
беседа, сообщения учащихся, дискуссия.

Ход
урока.

  1. На
    доске записан эпиграф урока: » Точно и
    сильно воспроизвести истину,

реальность
жизни — есть величайшее счастье для
литератора, даже если эта истина не
совпадает с его собственными симпатиями»
(И.С. Тургенев).

  1. Сообщение
    темы и задачи урока

    (задача – в конце урока ответить на

вопрос,
почему именно таков эпиграф урока).

  1. Фронтальная
    беседа с учащимися
    по
    вопросам:


Каким предстает перед нами Базаров?


Что мы узнаем о его прошлом?


В какое время в жизни России мы встречаемся
с ним?


Докажите, что Базаров – нигилист.


Как мы узнаем, каких взглядов придерживается
Базаров?


Каковы личностные качества героя?

4.
Ученик,
получивший заранее индивидуальное
задание, устно раскрывает

вопрос:
«Темы споров Базарова и Павла Петровича,
точки зрения оппонентов» (задача классу
– составить сравнительную характеристику
Базарова и Павла Петровича как ярких
представителей «отцов» и «детей» в
романе).

5.
Коллективное
обсуждение сравнительной характеристики

героев по примерному плану:

1.Две
сильные личности, настроенные друг
против друга враждебно.

2.Общее:

а)
не поддаются чужому влиянию,

б)
самолюбивы.

3.Отличие:

а)
неказистый внешний вид Базарова –
изящный Павла Петровича,

б)
»плебейские манеры» Базарова –
аристократизм Павла Петровича,

в)
Павел Петрович все время вызывает
Базарова на спор – Базаров старается
не обращать на это особого внимания,

г)
Базаров не противоречит себе, не роняет
собственное достоинство, Павел Петрович
– отступает от аристократических
принципов,

д)
Базаров – человек твердых убеждений,
Павел Петрович имеет только привычки,

е)
Базаров трудится — Павел Петрович
бездельничает.

ж)
взгляды оппонентов на народ, на искусство,
на науку и т.д.

6.
Сообщение
учащегося
:
«Характеристика Аркадия». (Задача классу
– ответить на вопрос: »Почему Аркадий
оказался только временным союзником
Базарова?»)

7.
Сообщение
учащегося: «Характеристика

Ситникова и Кукшиной». (Задача классу
– ответить на вопрос: »Что сближает
Базарова с этими людьми?»).

8. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:


Что вы можете сказать о родителях
Базарова?


Как Базаров относится к родителям?


Много ли общего у него с родителями?


Осуждаем ли мы его за такое отношение
к родителям?


Как характеризуют Базарова его отношения
с Одинцовой?


Почему несчастна любовь Базарова и
Одинцовой?


Одинок ли Базаров? Почему одинок?

9.
Дискуссия:

«Нужен ли Базаров обществу, в котором
находится?»

10.
Чтение
подготовленным учеником отрывка романа
,
где описано, как умирал Базаров. (Задача
классу – подумать над словами Писарева:
»Умереть так, как умер Базаров – все
равно, что сделать великий подвиг»).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский технологический университет»

МИРЭА

Колледж приборостроения и информационных технологий

Тема урока: Тема Родины в творчестве Сергея Есенина.

Выполнила:

Ванькина В.Б.

преподаватель русского языка и литературы.

Москва, 2016

Тема урока: Тема Родины в творчестве Сергея Есенина.

«Моя лирика жива одной большой любовью к Родине.

Чувство Родины – в моем творчестве».

С.Есенин.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: систематизация знаний учащихся по теме Родины в творчестве С.А.Есенина.

Образовательные: познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России; проследить эволюцию чувства к Родине в лирике поэта; показать, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики.

Развивающие: продолжить работу над умением публичного выступления; развивать умения эмоционально и выразительно читать стихи, анализировать поэтический текст; активизация творческих способностей учащихся.

Воспитательные: содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к понятию как «Родина»; воспитать любовь к литературе и лирике Сергея Есенина.

Оборудование: тексты стихов Есенина, компьютер, проектор, презентация, музыкальное оформление

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений, работа в группе.

Ход урока.

I. Оргмомент.(слайд 1- 2).

II. Проверка домашнего задания:

На предыдущем урок мы знакомились с биографией Сергея Есенина. И сейчас я прошу вас вспомнить хронологию жизни и творчества поэта (слайд 3-4).

III.Вступительное слово учителя:

Сегодня мы  продолжим беседу о творчестве поэта. Есенин находит в природе, в человеке, в истории все самое красивое и самобытное. Поэтому он очеловечивает природу, придает ей красоту человека. Описывая природу, он украшает ее разнообразными красками. Любимый цвет Есенина – это синий. Часто употребляемый в стихах «синь небес», «синь озер» и так далее. Тема Родины заняла центральное место в творчестве поэта. Ее мы сегодня и рассмотрим.

-Сейчас откройте тетради, запишите дату, тему урока, эпиграф и подумайте, какова основная мысль данного высказывания?(слайд 5-6).

«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой любви ко всему живому в мире и милосердии, которое более всего иного – заслужено человеком», — так Алексей Максимович Горький выразил свое отношение к творчеству поэта. (слайд 5) Сергей Есенин был Певцом России. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», — говорил поэт. Родина в его стихах – это не только «родимый дом» и «рязанские раздолья», а намного больше и шире (слайд 7).

В его стихах мы не только видим, но и слышим, и чувствуем звуки и запахи полей, лугов, лесов. Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Наша задача – сегодня на уроке через анализ стихотворений разных годов написания, посвященных теме Родины, проследить развитие этой темы. Думаю, что понятно всем, как Есенин любил свою Родину. И сейчас вместе с ним мы пройдем путь – путь вместе с Родиной и народом, путь сложный и драматический (слайд 8).

Проанализировав стихи поэта, вы должны ответить на вопрос: А с чего начинается любовь к своей Родине для вас?

IY. Анализ стихотворений по группам.
1-й блок стихотворений (слайд 9-12)

-1917-1919 гг. Любовь-мираж . “О пашни, пашни, пашни…”, “О верю, верю, счастье есть…”, “Душа грустит о небесах”.

2-й блок стихотворений слайд 13- 15)

-1920 – 1921 гг.Кризис. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко. Трагическое мироощущение рождает уродливые образы, “тёмные” метафоры определяют характер поэзии.

3-й блок стихотворений: “Сорокоуст”, “Не жалею, не зову, не плачу…” (слайд 16-18)

-1922-1924 гг. Вдали от Родины.

4-й блок стихотворений: “Москва кабацкая”, “Страна негодяев” .(слайд 19- 25)

-1924- 1925 гг.Возвращение на родину. Последние годы жизни. Поэт не ждёт от неё подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком “прям”, слишком обаятельный, слишком шумный – во всём слишком.

5-й блок стихотворений. (слайд 26-34)

Итак, вам предстоит ответить на следующий вопрос:. каково было мироощущение поэта в последние годы жизни? Каким предстаёт лирический герой Есенина 1924 – 1925 годов?

 Y.Работа в группах.

Каждая получила задание проанализировать стихотворения С.Есенина определённого периода и выявить особенности образного мышления поэта в этот период времени. В конце урока учащиеся каждой группы должны оформить свои наблюдения в виде таблицы:

Название стих-я, дата написания

Время, пространство

Образы и ключевые слова, мотивы

Художественные средства

Чувства и позиция лирического героя

Вывод

Задание первой группе:

Прочитайте стихотворения, написанные С.Есениным в первый период творчества (см. слайды). Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в это время (1914-1916 гг.). Оформите их в качестве эпиграфа над таблицей. Найдите в приведённых поэтических текстах интересующие нас образы и оформите в виде таблицы.

Каков образ родины и каково отношение к ней поэта? Ответ на этот вопрос оформите в виде небольшого текста или нескольких предложений, в которых используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.

Задание для второй группы:

Прочтите стихотворения, написанные поэтом в 1917-1919 годах. В таких стихотворениях, как “Я по первому снегу бреду…”,“О пашни, пашни, пашни…”, “О верю, верю, счастье есть…”, “Вот оно, глупое счастье… ,“О муза, друг мой гибкий…”, “Теперь любовь моя не та…”), “Зеленая прическа…” , “Вот такой, какой есть…”,“Закружилась листва золотая…” и в ряде других, на первый взгляд, мало примет времени. Но чем больше мы вслушиваемся в их звучание, тем отчетливее улавливаем в них новый душевный настрой поэта:

О, верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
(1917)

Подберите эпиграф к таблице и запишите в неё наиболее характерные образы, отражающие мироощущение Есенина в этот период творчества.

Как воспринимает поэт окружающую его действительность?

Задания для третьей группы:

Анализ стихотворения “Сорокоуст”

В начале 20-х г. Есенин переживал глубокий духовный кризис, вызванный непониманием революционной действительности, и это накладывает отпечаток на его поэзию: в ней появляются мотивы одиночества, душевной усталости и трагической безысходности.

В 1920 году он пишет “Сорокоуст” (Сорокоуст — молитвы об умершем в течение сорока дней после смерти православной церкви), в котором заявляет о своем неприятии машины и города. Стихотворение открывается предчувствием надвигающейся на деревню катастрофы, которая “тянет к глоткам равнин пятерню”. Природа очень тонко чувствует приближение катастрофы: это и мельница, и бык. Образ врага в первой части стихотворения не конкретизируется, но Есенин указывает на главные его признаки. Это железное существо, а значит, холодное, бездушное, искусственное, чуждое природе.

Во второй части стихотворения образ врага разрастается. Это уже некто, кто всё крушит и ломит, несёт в деревню погибельную болезнь под названием “стальная лихорадка”. Поэт резко противопоставляет “железным” качествам врага незащищённость старой деревни, дорогой и милой сердцу Есенина.

В третьей части стихотворения этот конфликт представлен как поединок жеребёнка и чугунного поезда, догнать которого пытается бедное животное. Поэтические строки пронизаны горькой болью лирического героя, который понимает бессмысленность поступка животного. Поэт передаёт резкоменяющуюся на его глазах картину мира, смещение ценностей, когда за убитых животных покупают железного монстра:

И за тысячи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
(1920)

Возникающий в этих строках мотив насилия над природой получает своё развитие в четвёртой части стихотворения через мотив смерти:

Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
(1920)

Гибель русской деревни передаётся через мелодии русской гармоники. Сначала гармоника жалостно плачет, затем “тужиль” предстаёт уже как неотрывное качество русской гармоники. Лирический герой этого стихотворения несёт в себе всю грандиозную боль и горечь, переживая гибель старой деревни и народной культуры.

Задания для четвертой группы.

Как появляется тема родного дома?

Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном

из писем он отзывался о загранице, как об “ужаснейшем царстве мещанства…”, где “в страшной моде Господин доллар, а не искусство …самое высшее — мюзик-холл”. Взгляды С. Есенина меняются. “Там, из Москвы, нам казалось, что Европа — это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может”

Начинается период его возрождения, очень трудный, но плодотворный. Поэт с ужасом увидел, что “очутился в узком промежутке”, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему“чужим”. Есенин стремится преодолеть это отъединение, включиться в трудовой ритм новой жизни.

Задания для пятой группы.

Прочитайте стихотворения, написанные в последнее годы жизни поэта. Выпишите в таблицу наиболее характерные образы, подберите эпиграф из стихотворений данного периода (1924 – 1925годы).

Составьте 6-8 словосочетаний или предложений, которые характеризовали бы мироощущение лирического героя Есенина в 1924-1925 годы.

Перечень стихотворений для анализа:
“Низкий дом с голубыми ставнями…”
“Мы теперь уходим понемногу…”
“Неуютная жидкая лунность…”
“Несказанное, синее, нежное…”
“Спит ковыль. Равнина дорогая…”
“Синий май. Заревая теплынь”.

Возможные эпиграфы:

Первая группа:

  • “Всё встречаю, всё приемлю,/ Рад и счастлив душу вынуть…”

  • “Если крикнет рать святая: / “Кинь ты Русь, живи в раю!”/ Я скажу: “Не надо рая, / Дайте родину мою”.

Вторая группа:

  • “ Скоро, скоро часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час!”

  • “Здравствуй ты, моя чёрная гибель, /Я навстречу к тебе выхожу!”

  • “Мир таинственный, мир мой древний, /Ты, как ветер, затих и присел. /Вот сдавили за шею деревню/ Каменные руки шоссе”

Пятая группа:

  • “И на этой на земле угрюмой/ Счастлив тем, что я дышал и жил”

  • “Радуясь, свирепствуя и мучась, /Хорошо живётся на Руси”

  • “И в этот вечер вся жизнь мне мила, /Как приятная память о друге”

Итак, ребята, прослушав стихи Есенина, какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Сергея Есенина можно назвать национальным поэтом, потому что родная земля наделила его огромной любовью к близким людям, к природе, к месту, где он родился. Он чувствует природу как живое существо, а природа в его стихах русская, добрая. (слайд 35)

В своих произведениях поэт использовал лексику, близкую и понятную простому народу. Из всего сказанного мы видим, насколько огромной была любовь Есенина, и он видел ее красоту во всем многообразии ее проявлений. Сергей Есенин – это поэт, в творчестве которого воспета Россия, её сердце – деревня, родные, близкие с детства ему леса и поля, «страна берёзового ситца» (слайд 36) Всего себя он отдал людям:

(слайд 37)

Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

А теперь, ответьте, пожалуйста, на вопрос: С чего начинается любовь к своей Родине для вас?

Y.Конспект из учебника с. 200.

YI.Заключение.

Есенин — единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел. (слайд 38)

Сам поэт написал : «Чувство родины – основное в моём творчестве». Обратите внимание, не «тема», а «чувство». Потому что все, написанное им, продиктовано, пронизано “чувством родины”. Это не тютчевская “вера”, не лермонтовская “странная любовь”, и даже не страсть-ненависть Блока. Это именно “чувство родины”. В определенном смысле Есенин — художественная идея России. Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства — все это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произведениях сказать свое правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи. Уйдя из жизни в 30 лет, С.А. Есенин оставил нам чудесное и богатое поэтическое наследие. И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

(слайд 39)

1. О Русь, малиновое поле!

О Синь, упавшая в реку!

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

(слайд 40-42)

2. Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

3. Никакая Родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

 YII.Релаксация.

На многие стихи поэта написаны романсы. И сейчас мы прослушаем романсы, написанные на стихи Сергея Есенина. (слайд 43)

А теперь, мне хотелось бы узнать, какой след в вашей душе оставила лирика Есенина и сам поэт? Какой вы видите свою родину, Россию?

Вывод: (слайд 44-45) Действительно, всенародное признание этого поэта есть нечто гораздо большее, чем только популярность. До последнего вздоха Сергей Есенин любил свою Родину и с первых своих шагов принадлежал ей. И хочется закончить наш урок словами самого Сергея Есенина “ моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”

(слайд 47)

YIII.Домашнее задание: (слайд 47)

Написать сочинение на тему “Эволюция темы родины в лирике С.А.Есенина”

Список использованного материала:

  1. Обучающие практические работы по литературе. Под ред. Т.Н.Андреевой.

  2. Занковская Л.В. Новый Есенин: Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии.

  3. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха.

  4. Романс «Отговорила роща золотая»

  5. Фрагмент из фильма «ЕСЕНИН»

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

    план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • После тонирования волосы стали рыжими как исправить
  • Как составить свою образовательную программу в школе
  • Как найти честных частных кредиторов
  • Как найти самую высокую точку полов
  • Как найти внешнее сопротивление через внутреннее