Как составить план урока по рки

Как правильно составить план урока?
Прочитав эту статью, вы узнаете о шаблонах и структуре плана и получите полезные советы, которые помогут вам улучшить и ускорить эту важную работу.

Зачем нужен план урока?

kak-sostavit-plan-uroka

Нужно ли составлять план урока? Преподаватели иногда пренебрегают планом урока. Это не очень хорошая практика. План помогает нам структурировать занятие, вписать в него необходимые методические материалы. И в итоге — достигнуть цели.
План нужен преподавателю, чтобы управлять ходом урока, следовать его логике. План помогает и ученикам: они видят последовательность урока и результаты, к которым они придут. Такое совместное понимание «маршрута» непременно приведёт к успеху.
В вашей практике могут быть и групповые, и индивидуальные занятия. План нужен в любом случае. Готовясь к индивидуальному занятию, вы также ставите цель и намечаете маршрут от точки А до точки Б, определяете, при помощи каких приёмов и заданий вы пройдёте этот путь.
Да, составление плана требует времени. Но эти небольшие временные затраты окупятся с лихвой: вы будете уверены в себе, выстроите урок правильно, ничего не пропустите и не забудете.
А ещё вам не придётся лихорадочно придумывать, чем ещё занять учеников, когда материал в учебнике закончится, а звонок с урока ещё не прозвенит. Ведь план даст возможность продумать, что взять в качестве дидактического материала и сколько времени уйдёт на его освоение. И поверьте: когда составление плана войдёт в привычку, это не будет отнимать у вас много времени.

Как составить план урока? Структура. Точки опоры

kak-sostavit-plan-uroka-strurtura

С чего начать? Если у вас нет устоявшегося шаблона плана, лучше сразу составьте его. Возможно, он подвергнется потом корректировке, но это хорошее начало: задать универсальную форму, которую останется только заполнять конкретикой каждого урока.
В шапку шаблона следует внести такую информацию, как дата урока, его продолжительность, номер группы (имя ученика), тему урока, цель урока, используемые материалы.
Сам план обычно состоит из вступления, основной части, заключения, задания на дом. Неплохо ввести графу «Комментарии», чтобы после урока отметить, что удалось выполнить, а что следует заменить.

Это лишь один из вариантов, сделайте шаблон плана удобным для себя.
Конечно, хорошо при составлении плана на конкретный урок иметь рабочую программу курса в целом.. Если её нет, можно отталкиваться от оглавления учебника или от тех задач, которые вы будете решать со своими учениками.

Чтобы правильно составить план урока, надо точно сформулировать цель. Она тот маяк, который нам светит, и точка, куда мы идём. Попробуйте спросить себя: «Чему я научу студентов на этом уроке?» И тогда не будет у вас неточных формулировок цели типа «познакомить учащихся с …», «выучить …». А появится слово «научить/научиться…».
Не надо ставить много целей на одном уроке.

Напишите приблизительное время для каждого задания.
Укажите страницу и номер упражнения в учебнике, название другого дидактического материала и т.д.

Вводная часть

Вводная часть на уроках иностранного языка нужна для того, чтобы разговорить студентов. Можно начать со скороговорок или другой фонетической разминки (1 минута).
Продолжая погружать учеников в мир изучаемого языка, обычно задают различные вопросы: о погоде, вчерашнем дне и т.п.
Разминку можно связать с предыдущим уроком, домашним заданием, предложив поделиться мнением, что в нём было трудным.
Попросить учеников объяснить, описать, рассказать, спросить – вот конкретные задания на этом этапе. Затягивать речевую разминку не стоит, оптимальное время – 5-7 минут.
Как и любой этап урока, разминку необходимо разнообразить.

Основная часть

Основная часть должна решать задачи по достижению цели урока.
При выборе заданий лучше придерживаться такой логической последовательности: сначала наблюдение за языковым материалом, потом его анализ и понимание, далее подстановка и трансформация форм и конструкций, и в конце — применение их в стандартной языковой ситуации.
Новый грамматический материал лучше объяснять на базе знакомой лексики, чтобы не отвлекаться на объяснение значений новых слов.
Обычно на уроке в той или иной степени присутствует элемент контроля. Опять-таки спросите себя: «Что я контролирую? Зачем? Как?» Это могут быть самые разные формы: тесты, вопросы, тренажёры, игры.

Заключительная часть

Заключительная часть занимает 5-7 минут.
На этом этапе не нужно давать какой-то новый языковой материал. Это время даётся, чтобы проконтролировать, поняли новый материал ваши ученики или нет, остались ли у них вопросы, подвести итоги, задать домашнее задание.

Набросав план урока, проследите его логику.
Вы задали свой маршрут целью, каждое задание – это шаг к этой цели, будьте последовательны.

Дидактический материал

kak-sostavit-plan-uroka-didctichesrij-material

В плане обязательно фигурирует дидактический материал.
И это не только учебник. Планировать урок, как последовательное выполнение всех упражнений темы в учебнике нельзя. Это больше похоже на самообразование, скучно и, в конце концов, сейчас на дворе 21 век!
Если при подготовке урока окажется, что в учебнике мало материала по теме – это здорово! Ибо это не проблема вовсе, а поле для вашей активности и изобретательности, чередования разных видов деятельности. Можно сочетать несколько учебников, добавлять собственные материалы (тексты, презентации, таблицы, видео, плакаты, схемы, аудио, фотографии). Современный урок уже невозможно представить без мультимедиа.
На дом лучше дать письменные задания с творческим использованием изученного на уроке (на развитие ситуации, самостоятельный поиск, порождение текста, диалога и т.п.).

Советы

  1. Всегда держите план под рукой.
  2. Подготовьте дополнительное задание, если вдруг ошиблись в расчётах времени, чтобы на ходу не придумывать, чем занять учеников.
  3. Привяжите новый материал к жизненной ситуации, если это возможно. Тогда мотивация его изучения повысится.
  4. Ну, и самое, может быть, неожиданное: не бойтесь отойти от плана, наблюдайте, что интересно вашим ученикам, учитывайте их настроение. Шаг влево или вправо – это не преступление

Выводы

Теперь вас не надо убеждать, что планировать уроки – это важно.
Вы получили основную информацию, как правильно составить план урока по РКИ. Если статья оказалась для вас полезной, поделитесь ею в соцсетях. Если есть, что добавить или вопросы, пишите в комментариях.
Если есть желание изучить эту тему более подробно, можете прочитать книгу Н.А. Гринченко «Планирование уроков иностранного языка в общеобразовательной школе в свете требований ГОС». В ней вы узнаете про особенности планирования разных типов уроков иностранного языка и много другой полезной информации.
Если статья оказалась для вас полезной, поделитесь ею в соцсетях, пожалуйста.

План-конспект урока РКИ
студентки 2 курса магистратуры
направления «Филология»
профиль «Русский язык как иностранный:
теория и практика преподавания »
Заступневич (Силантьевой)Татьяны Юрьевны.

Тема урока: «Русская народная сказка «Каша из топора»».

Форма урока: комбинированный.

Категория обучающихся: студенты с уровнем знания русского языка не ниже базового уровня А2 или владеющие русским языком на уровне В1 (пороговый уровень).

Языковой материал: адаптированный текст русской народной сказки «Каша из топора».

Цели урока: 

— приобщение к культуре коммуникативной деятельности;

— формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

— развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

— формирование интереса к культуре и народу страны изучаемого языка, приобщение учащихся к реалиям русского языка в рамках темы и ситуации общения;

— развитие памяти, внимания, образного мышления, способности к сравнению, развитие механизмов слухового и зрительного восприятия;

— формирование способности преодолевать трудности, связанные с изучением нового грамматического материала;

 — формирование навыков аудирования, формирование навыков чтения, учить находить в тексте необходимую информацию. 

Ожидаемые результаты: осуществить контроль уровня развития речевых умений во всех видах речевой деятельности по пройденному в течение урока материалу.

Этапы урока.

1 . Организационный момент.

2 .Предтекстовая работа.

3 .Притекстовая работа.

4.Послетекстовая работа.

5 . Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Ход урока

1 . Организационный момент.

Цель: подготовка учащихся к работе, организация внимания и внутренней готовности. Проверяется умение организоваться, быстро включиться в деловой ритм, реагировать на приветствие и слова учителя.

Деятельность учителя: учитель приветствует учащихся, выявляет отсутствующих, проверяет готовность к уроку. Добрый день, ребята!

Деятельность учащихся: включение в  ритм работы. Учащиеся реагируют на слова учителя. Добрый день, учитель!

2 . Предтекстовый этап.

Цель: подготовка учащихся к иноязычной речевой деятельности, правильному фонетическому и интонационному оформлению речи, правильному произношению, формирование положительной мотивации к изучению русского языка, введение в языковую среду.

Отрабатывается правильное произношение учащимися слов, то есть  произносительные навыки, адекватное произношение и различение на слух звуков русского языка.

Деятельность учителя: учитель предлагает прослушать учащимся текст русской народной сказки «Каша из топора», оценивает работу учащихся, исправляет ошибки. Объясняет значение выделенных в тексте слов.

Деятельность учащихся: ученики слушают текст, затем читают его. Далее им предлагается обратить внимание на выделенные в тексте слова и словосочетания и догадаться об их значении.

Задание 1. Прослушайте и прочитайте текст.

http://padaread.com/data/pdf/b2/fd/228543/Chitaya-skazki---Barsukova-Sergeeva-O-M-2009-pdf/16.png

C:Users1Desktop17.png

Задание 2. Познакомьтесь с визуальным словарём, вспомните.

Обучающиеся вспоминают необходимую лексику, представленную в презентации (снятие лексической трудности), слушают комментарии учителя. Возможно, сами комментируют.

3. Притекстовый этап.

Задание 1. Употребите слова, стоящие в скобках, в нужном падеже.

  1. Шёл солдат по _____________(дорога).
  2. Увидел __________(деревня), постучал в крайний дом.
  3. Увидел солдат под ______________(лавка) топор.
  4. Взял солдат топор, положил его в _______(вода) и стал варить.
  5. Через некоторое время зовёт солдат ___________(старуха).
  6. Приглашает солдат _______________(старушка) на ужин.
  7. Стали они ___________(каша) есть.

Задание 2. Заполните пропуски, образовав от прилагательных в скобках краткие формы с соответствующими окончаниями (на отдельных листах).

Задание 3. Употребите подходящий по смыслу глагол.

  1. Шёл солдат по дороге. Долго_____, устал. Увидел деревню,____________- в крайний дом.
  2. Увидел солдат под лавкой топор и _________:

-А раз нет ничего, можно и из топора кашу _________.

  1. Взял солдат топор, _____________его в воду и стал ________.
  2. Через некоторое время __________солдат старуху.
  3. Старушка_____________крупы, солдат____________крупу в воду и размешал.
  4. Ну вот, всё готово. ___________,бабушка, за стол.
  5. Стали они кашу есть. Солдат_________:

— Ну что, вкусно получилось?

8) Старушка __________:

— Вкусно, очень вкусно.

Задание 4. Подберите антонимы к прилагательным и наречиям.

Хорошая –

Сладкая –

Вкусно –

Голодный –

Нужный –

Рано –

Довольный –

4.Послетекстовый этап.

Цель: подготовка учащихся к иноязычной речевой деятельности, введение в языковую среду.

Для этого учащимся необходимо знание необходимых лексических единиц по теме, умение понимать на слух речь учителя и одноклассников, уметь отвечать на вопросы.

Деятельность учителя: учитель предлагает учащимся повторить речевой материал по прослушанному и прочитанному тексту сказки «Каша из топора», задавая вопросы.

Деятельность учащихся: учащиеся отвечают на вопросы, используя речевой материал.

Задание 1. Найдите в тексте ответы на вопросы.

— Зачем солдат постучал в избу? (переночевать)

— Кто там жил? (старуха)

— Что попросил солдат у старухи? (поесть)

— Как старуха отреагировала на просьбу солдата? (сказала, что ничего нет)

— Что придумал солдат? (обмануть старуху)

— Что он сначала попросил у старухи? (топор)

— А потом? (соль, крупу, сахар, масло)

— Что получилось у солдата сварить из топора?(кашу)

Задание 2. Объясните значение пословицы: «Догадка и смекалка не хуже разума».

5. Подведение итогов урока.

Цель: подвести итоги работы учащихся на уроке.

Деятельность учителя: проанализировать работу на уроке. Дать персональную оценку каждому ученику.

Деятельность ученика: ученики делятся моментами урока и обобщают своё мнение относительно своей работы.

6. Домашнее задание.

Деятельность: дать домашнее задание, подробно объяснить, как нужно выполнять.

October 11 2011, 11:26

Categories:

  • Образование
  • Дети
  • Cancel

Как построить план занятий?

В любом уроке можно выделить как минимум три части – начало урока, его центральную и завершающую части. Для каждой части характерны свои компоненты. Так, началу урока соответствуют такие компоненты, как оргмомент, речевая и/ или фонетическая зарядка, проверка домашнего задания и др. Центральная часть урока может быть посвящена работе с текстом, выполнению подготовительных и речевых упражнений (для школьников), языковым и речевым играм (для дошкольников) и под. Также в центральной части урока обычно происходит введение нового материала, которое может сопровождаться объяснением (для школьников). В завершающую часть урока может входить контроль, оценка, подведение итогов и домашнее задание.

В плане, который составляется на один урок, обычно определяется тема урока, способы ее реализации и материальное обеспечение. Кроме того, в поурочном плане обычно указываются знания, навыки и умения, которые должны быть сформированы, упражнения для их достижения, тексты, время, отводимое на каждый компонент урока.

Также существует тематическое планирование для нескольких уроков, объединённых общей ТЕМОЙ, как правило, темой общения. В таком плане обычно указывается лексико-грамматический и страноведческий материал по реализации темы, общая цель уроков, цель каждого урока, реализация цели на каждом этапе урока.

Кроме того, существует перспективное планирование, которое определяет систему работы преподавателя и учащихся на весь период обучения. В нем определяются цели обучения на отдельных этапах, уровень владения языком, достигаемый на каждом этапе, формы контроля.

— О стандартной схеме урока.
— Начало урока: организация начала урока, или введение в языковую среду, фонетическая зарядка
— Приемы объяснения нового материала
— О том, что такое первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала и зачем она нужна
— Как эффективно и интересно организовать закрепление нового материала
— Как организовать обобщение и систематизацию учебного материала и  контроль.
—  Домашнее задание как необходимый элемент учебного процесса.

Gth

     
Дмитриева Анна
,ПЕРВЫЙ УРОК РКИ
Вводный урок 
Приблизительный план первого урока
Цель урока: познакомить учащихся с русскими буквами и звуками

Этап
1. Приветствие (5-7 мин)

1)    Преподаватель здоровается и представляется
студентам по-русски.

На
доске написано: 

Здравствуйте!                                           
[
zdrástvujte]

Здравствуй!                                               
[
zdrástvuj]

Добрый
день!                                             [
dóbryden΄]

Давайте (давай)
познакомимся!               [
davajte
(
davaj)
paznakomims΄a]

Как вас (тебя)
зовут?                                 [
Kakvas
(
teb΄a)
zavut]

2)    По
цепочке преподаватель узнает имена своих студентов по-русски. Предварительно
представившись и сказав фразу «Меня зовут … Как Вас зовут?»

В результате
первых минут урока, формируется следующий диалог:

A.
— Здравствуйте!

B.
— Здравствуйте!

A.
— Давайте познакомимся. Меня зовут Анна. А вас?

B.
— А меня зовут Стивен.

A.
– Приятно познакомиться.

Такой диалог
преподаватель проговаривает с каждым студентом. После чего просит их в парах,
тройках «Познакомиться друг с другом», объясняя данное задание на русском
языке, если кто-то из студентов не понимает задания, то преподаватель дополняет
объяснение жестами.

Этап
2. Введение. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (10-12 мин)

1.     Данное
упражнение поможет нам различать губно-губные и губно-зубные звуки. Мы
произносим вместе с учениками: б – в – б – в – б… (упражнение можно выполнять беззвучно,
просто выполняя необходимые движения беззвучно)

2.     Выдвигаем
язык вперед-назад, вперед-назад… (стоим сначала лицом к ученикам, сопровождая
движение языка таким же движением руки, чтобы продемонстрировать то, что нужно
сделать, после этого поворачиваемся боком и показываем то же самое).

3.     Делаем
язык широким, затем узким. Повторяем упражнение несколько раз (упражнение
сопровождаем движением руками – кладем одну ладошку на другую, располагаем
их вместе горизонтально, после этого как бы наполняем пространство между
ладонями воздухом, «надуваем» ладони, потом возвращаемся в исходное положение).

4.     Ставим
кончик языка на кончики верхних зубов. Далее кончиком языка проводим от кромки
зубов по всему верхнему небу, ощупывая его (правильное выполнение упражнения можно
показать руками).

5.     Кончик
языка касается кончиков нижних зубов и прижимается к верхним (мы это делаем для
того, чтобы поднять спинку языка). Чтобы проверить, правильно ли вы выполняете
упражнение, попробуйте произнести звук [т], прижав кончик языка к кромке нижних
зубов, а затем сделать то же самое, только прижав кончик языка к верхним зубам
– у вас должен получиться [т’]. Данная форма помогает перейти к мягкости.

6.     Кладем
язык во рту вниз, максимально близко к нижней челюсти. Расслабляем его. Далее
резко напрягаем, при этом он слегка раздувается, как тесто, которое поднимается
из кастрюли. Данное упражнение также поможет подготовить учащихся к мягкости.
Чтобы пробудить интерес студентов к занятиям фонетикой, можно попросить всех
немного помолчать, а затем задать вопрос: «В каком положении у вас во рту
находится язык, когда вы молчите?»

Для русского языка
характерно дорсальное положение – кончик языка находится у нижних зубов, а
спинка языка поднимается вверх. Такое положение помогает нам произносить мягкие
звуки. (Если провести этот эксперимент среди русскоговорящих, всегда найдутся
люди, у которых язык расположен не так, как у большинства).

Для английского
языка, к примеру, характерна апикальность – кончик языка направлен вверх, а сам
язык располагается у нижней челюсти, напоминая немного ложечку или перевернутую
радугу, — ответы зависят от того, студенты каких национальностей присутствуют в
аудитории. Таким образом, люди не только по-разному говорят, но даже молчат
по-разному.

Для работы над
произнесением звуков крайне желательно иметь схему строения речевого аппарата
(можно примитивную, главное, чтобы она была понятна учащимся).

ВНИМАНИЕ,
ВАЖНО!
При объяснении правильного произношения
звуков мы можем опираться ТОЛЬКО на ОЩУТИМЫЕ моменты произношения. Что это
такое? Например, мы можем почувствовать движение кончика языка влево-вправо,
можем почувствовать выход струи воздуха и т.п. Однако мы не можем сознательно
поднять спинку языка (среднюю часть) к нёбу. Это неощутимый момент
произношения. Соответственно, для того, чтобы вызвать нужную нам работу, мы
должны опираться только на ощутимые моменты произношения (нельзя просто дать
студенту инструкцию поднять спинку языка к небу).

Этап
3. Основная часть. Чтение алфавита. (25 мин)

Русский алфавит.
Буквы и звуки
. (надпись на доске: Alphabet)

Раздаточный
материал – русский алфавит в  картинках.

На доске весит
плакат или слайд с русским алфавитом.

Преподаватель
говорит на русском языке своим студентам, что алфавит состоит из 33 букв –
10 гласных, 21 согласных и 2 знаков – мягкий знак и твёрдый знак.

Преподаватель
сначала читает весь алфавит от А до Я. Студенты в это время следят за
происходящим и слушают произношение букв. После этого преподаватель предлагает
студентам повторять буквы за ним. В это время на доске представлен русский
алфавит и преподаватель показывает на каждую букву.

Следующее задание
будет аналогичное, но только с гласными буквами. Студенты
повторяют хором во время паузы, стараясь пропеть каждую гласную букву.

Потом
преподаватель читает только согласные, указывая на соответствующую букву на
доске. Произношение многих согласных затрудняет студентов, но преподаватель
следует четко в алфавитном порядке, помогая студентам произнести трудный звук.

На первом занятии можно
заняться постановкой трудных звуков. Развивая фонетический слух учащихся, мы
неизменно проходим определенные этапы

1.     Объясняем,
как произнести определенный звук, просим повторять звуки хором, вызывая нужную
нам работу.

2.     Говорим
разные русские слова с данным звуком. Если учащийся слышит этот звук, он должен
поднять руку (хлопнуть в ладоши, поднять карточку и т.п.) таким образом
студенты учатся слушать и слышать.

3.     Этот
этап подразумевает слушание и последующее повторение звука (МЕДЛЕННОЕ). При
этом если учащийся говорит звук неправильно, возвращаемся к первому этапу.

4.     Просим
учащегося самостоятельно прочитать звук, преподаватель должен показать студенту
какой именно звук он должен прочитать.

ПОСТАНОВКА
«ТРУДНЫХ» ЗВУКОВ

1.     Звук
«Ш».

Произносим звук
«С» (при этом язык продвигается вперед, а его кончик опускается вниз) и
чувствуем трение воздуха в передней части языка, далее поднимаем кончик язык
вверх и получаем искомое «Ш».

2.     Звук
«Щ» — произносим «Ш» и продвигаем язык вперед, при этом он становится широким.

3.     Звук
«Ц» — ставим его через звук-помощник «Т». Язык во рту принимает положение при
произнесении звука «Т» — кончик языка касается нижних зубов, тело языка
прижимается к верхним, зубы чуть-чуть разведены. При произнесении «Ц» зубы
слегка сжимаются. Проверить правильное произношение можно словом «отца» — его
нельзя смешивать с «отса».

4.     Звук
«Ч» — касаемся СЕРЕДИНЫ альвеол, язык касается зубов, он широкий. При
произнесении «Ч» кончик языка находится наверху, «Т» — внизу.

5.     Звук
«Х» — постановка идет через «Х’». Произносим поочередно твердый и мягкий
вариант – Х-Х’-Х-Х’… Язык поочередно становится широким и узким. Для всех
мягких звуков язык касается зубов.

6.     Звук
«Р» — можно использовать звук-помощник «З», так как при его произнесении
ощущается легкая вибрация на кончике языка. Или использовать сочетание «ЖР»,
так как «Ж» похож на «Р» по месту образования.

7.     Звук
«Ы» — при произношении «И»  кончик языка опущен вниз, сам язык поднят
вверх. Отодвигаем язык назад, при этом кончик можно поднять (чтобы язык ушел
назад). Сочетания «КЫ», «ГЫ» также продуктивны.

8.     Звук
«У» — губы вытянуты вперед и округлены, язык перемещен назад, он узкий (у
французов язык перемещен вперед, в результате чего получается «УЮ»). При
произнесении «О» язык также перемещен назад, но не так далеко, как при «У»,
губы шире, круг больше.

9.     Постановка
мягкости – в каждом мягком звуке есть призвук «И». При произношении мягкого
звука средняя часть языка поднимается вверх к твердому нёбу. Главное при
постановке мягких  – разграничивать сочетания вроде  «ТИ», «ТЯ», 
«ТЬЯ», чтобы в дальнейшем студенты не произносили «СЪЕЛ» как «СЕЛ». Задача –
поставить «j». Кончик языка выдвинут вперед и направлен вниз, края тела языка
прижаты к боковым зубам и ощущают его.

10. Если
возникают проблемы с глухостью-звонкость с парах вроде «С»-«З», «Ш»-«Ж»,
«В»-«Ф» можно проконтролировать себя, положив руку на гортань. При произношении
звонких звуков рука ощущает вибрацию. Поочередно включаем-выключаем голос:
с-з-с-з-с-з…

11. При
трудностях со звонкими звуками также можно использовать сонорные как помощники,
например «МБ» (или «БМ», в зависимости от языка) – МБА-БА. Для немецкого языка
– между гласными: АМБАР.

Хорошо запомнить
буквы и отработать звуки в первом уроке поможет чтение слов. Для этой цели
идеально подходят интернациональные слова, такие как: журнал, ваза, менеджер,
организация, статус. Все эти слова записаны на доске.

Домашнее задание
– чтение алфавита.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Excel как найти ячейку связь ячейки
  • Как найти портал для детей
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие экономика как наука составьте 2 предложения
  • Как исправить картинку в айфоне
  • Как найти площадь основания четырехугольной пирамиды формула