Как составить план уроков с ребенком

Как составить план урока?

Урок — главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

✓ уровнем проведения урока;

✓ содержательной частью;

✓ методической наполненностью;

✓ атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;

✓ Определить место темы в учебном курсе;

✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

✓ Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей;

✓ Обобщить и систематизировать знания о… (или по конкретной теме);

✓ Отработать навыки (какие?);

✓ Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

✓ воспитание патриотизма;

✓ воспитание интернационализма;

✓ воспитание гуманности;

✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

✓ воспитание дисциплинированности;

✓ воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ — умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ — выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА — развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ — развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

Типы уроков

Виды уроков

1. Урок изучения нового материала

1 – урок-лекция;

2 – урок-беседа;

3- урок с использованием учебного кинофильма;

4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

2. Урок формирования умений и навыков

1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

2 – урок-лабораторная работа;

3 – урок практических работ;

4 – урок-экскурсия;

5 – семинар

3. Урок обобщения и систематизации

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4. Уроки оценки знаний, умений и навыков

1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

2 – письменная проверка;

3 – зачет;

4 – зачетные практические и лабораторные работы;

5 – контрольная (самостоятельная) работа;

6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов) 

5. Комбинированные уроки

На них решаются несколько дидактических задач

4. Структура урока

Структура урока изучения нового материала:

  1. Организационный момент: подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока.
  2. Проверка домашнего задания:
  • проверка выполнения письменного задания обходом по рядам;
  • зачитывание учащимися решенных примеров, задач;
  • сверка ответов решенных задач, сделанных расчетов;
  • выборочная проверка конспектов;
  • проверка выполнения задания по составлению различных схем, изготовлению плакатов, моделей, макетов;
  • фронтальная беседа по проверке хода решения задачи.
  1. Повторение пройденного материала.
  2. Изложение нового материала по плану.
  3. Самостоятельной усвоение новых знаний:
  • работа с учебником;
  • просмотр кинофильма;
  • просмотр телепередач;
  • выполнение лабораторной работы;
  • работа с наглядными пособиями;
  • работа по опорным конспектам, сигналам, схемам.
  1. Закрепление нового материала:
  • повторение учителем наиболее трудных, важных вопросов;
  • повторение учащимися основных положений темы;
  • ответы на вопросы;
  • выполнение упражнений устных и письменных;
  • решение задач (качественных, количественных, познавательных, тренировочных, развивающих);
  • проведение опытов.
  1. Самостоятельная работа учащихся:
  • работа с учебником, справочниками, составление тезисов, конспектирование;
  • вычерчивание схем, эскизов, графиков;
  • письменная фронтальная работа;
  • индивидуальные самостоятельные работы (по карточкам);
  • тестовые задания;
  • диктанты;
  • решение примеров и задач;
  • вывод формул;
  • написание сочинений, творческих работ;
  • разрешение проблемных ситуаций.
  1. Подведение итогов урока:
  • систематизация и обобщение знаний;
  • анализ усвоения учащимися программного материала;
  • выставление и корректирование оценок;
  • анализ проделанной на уроке работы;
  • поведение на уроке.
  1. Домашнее задание:
  • выделение основного в домашнем задании;
  • изучение материала по новой теме;
  • выполнение упражнений по новой теме.
  1. Индивидуальные задания учащимся:
  • подготовка рефератов различной тематики;
  • сбор материала, документации и так далее;
  • выполнение наглядности (графической, объемной, натуральной);
  • экспериментальная работа (опыт, наблюдение, изготовление макетов).

Структура уроков формирования умений и навыков:

1 – постановка цели урока,

2 – повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,

3 – проведение проверочных упражнений,

4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,

5 – упражнения на их основе,

6 – упражнение на их закрепление,

7 – тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции,

8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,

9 – упражнения творческого характера,

10 – итог урока,

11 – задание на дом.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;

2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

4 – проверка выполненных работ;

5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

6 – задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1 — сообщение темы, цели и задач урока;

2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;

3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;

4 – проверка знаний основных понятий ,законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;

5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;

6 – применение учащимися знаний, практические задания;

7 – выполнение комплексных творческих работ;

8 – итоги урока;

9 – домашнее задание.

Структура урока проверки знаний:

1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ ил чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;

3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и должны быть посильными для каждого ученика;

4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 – сообщение темы, цели и задач урока;

2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;

3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;

4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 – организация начала урока;

2 – проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

4 – изучение нового материала, в том числе и объяснение;

5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 – подведение итогов и результатов урока;

8 – задание на дом;

9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. 

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Метод иллюстративно-демонстративный через применение такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования

Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся:

Упражнения — повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.

Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Классификация методов обучения в зависимости
от характера познавательной деятельности учащихся

Краткое содержание метода

Деятельность обучающего

Деятельность обучаемого

1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия.

1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.

1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации

2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний

2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения

2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий

3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения

3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения.

3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)

4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем

4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы

4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.

5. Исследовательский метод. Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем

5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д.

5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.

Схема анализа урока информатики

1. Общие сведения. Дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема урока.

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.

3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепления материала, способы.

4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.

5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.

6. Оценка содержания урока с точки зрения общедидактических принципов:

  • научность – учёт новейших достижений в информатике на уроках;
  • наглядность – использование компьютерных презентаций, графической информации, таблиц и т.д.;
  • последовательность – логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
  • связь с практикой – прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в информационном обществе.

7. Методы деятельности учителя на уроке. Проблемно-поисковые, словесно-наглядные, практические. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения – разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приёмы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчёте.

8. Методы формирования и закрепления интереса к изучаемому материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, дополнительной литературы). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.

9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения изучаемого материала. Доступность – стандартность терминологии, учёт уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.

10. Эффективность обучения – насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала.

11. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество.

12. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке – отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение учащихся самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.

13. Обратная связь. Система контроля знаний у студента. Использование компьютера для проверки знаний – контролирующие программы, самоконтроль, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Возможность автоматизации системы контроля.

14. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приёмы.

15. Выводы:

  • выполнение плана урока;
  • достижение целей урока;
  • особенно интересное и поучительное на уроке;
  • что произвело на уроке наибольшее впечатление;
  • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
  • оценка урока.


Download Article


Download Article

Writing a preschool lesson plan takes time up front, but once you establish a template that works for you the process will become much easier. Thoughtfully created lesson plans will ensure children learn and have fun while meeting necessary learning benchmarks to prepare them for kindergarten. Preschool lesson planning is done in «big picture» and «small picture» segments. The «big picture» will help you make a cohesive plan for the entire semester or year. The «small picture» will help you make meaningful and engaging lessons within that broader plan.

Sample Lesson Plan

  1. Image titled 1485495 1

    1

    Assess your students’ skills. Before you start planning your lessons, establish your students’ skill sets in communication, language awareness and reading readiness, number awareness and math readiness, gross and fine motor skills, and social and emotional development. Every child learns and develops at a different pace, and that’s okay! Rather than forcing them to engage in easier or harder lessons, plan around their skills to encourage them to grow.[1]
    Here are some things to keep in mind:[2]

    • Design lesson plans by keeping in mind the specific user groups — Preschool lesson plans have to be specifically designed to give a proper look for each user groups.
    • In draft stage itself, lesson shall be shared with each staff members
    • Preschool children develop at different rates and have various levels of support in the home, so it should be no surprise that your students will likely display a wide variety of skills and readiness in various areas of development.
    • Major areas to assess before the start of a semester include: verbal skills, phonological awareness, number awareness, fine and motor skill development
    • The number of children you have and how much time you have for assessments will likely influence the type of assessment you conduct, but in general brief assessments (when you have 20 minutes per child or less) can be structured (at a desk with a teacher, using flashcards, using paper and pencil, etc.) while longer assessments should be more naturalistic (watching them at play centers, watching their interactions with peers, etc.). Young children don’t have the patience or ability to sit for prolonged assessments.
    • Various early childhood factors contribute to each child’s skills. For example, it is not unusual for some 4 year old children to not yet know their alphabets; although more rare, others might already read at a 2nd or 3rd grade level.
    • Identify students with delays, special needs, or giftedness. These students may require additional support throughout the semester, or additional effort to tailor lesson plans to their particular needs.
    • Under law, all students are guaranteed reasonable accommodation for disabilities and developmental delays. Students with developmental delays or disabilities (including autism and learning disabilities such as ADHD) should be referred for evaluation with the district coordinator, who will conduct a specialized assessment that takes all areas of development into account and can put together an Individualized Education Plan (IEP) to ensure that children receive the services they need to thrive in preschool. This process can vary by state, so check with your site coordinator.[3]
  2. Image titled 1485495 2

    2

    Create a calendar of the semester or school year. This can be done using a simple computer program, poster board, or even a notebook. By including start and end dates and holidays, you will get an overall picture of the plan for the preschool year.

    • Label breaks and holidays and number each week of instruction. These numbers will correspond to your plans.
    • Think about the big picture. What are the learning objectives for your students?

    Advertisement

  3. Image titled 1485495 3

    3

    Choose a theme for each month, and focus areas for each week. A theme is a broad category, which you can think of as an ongoing topic of discussion or emphasis. A focus area is a subcategory of that theme, or a more particular instance to draw the children’s attention to features of the theme.

    • For instance, the Mississippi State University Early Childhood program suggests monthly units such as «All About Me,» «The Community,» «Food,» «The Weather,» etc. These units would each have weekly a focus area. For example, if the month’s theme is «Food,» the weeks might be divided into the focus areas «Breakfasts,» «Lunches,» «Dinners,» and «Desserts.» The focus areas will be further developed in daily lessons (in this case, each day might be devoted to the mealtime cuisine of a separate culture).
    • Some teachers prefer to choose only a few themes and focus areas to begin with, and from there let the students’ interests guide the development of the rest of the semester’s themes.
  4. Image titled 1485495 4

    4

    Locate or write your class’s daily schedule. School day lengths vary for preschoolers, with some attending half days and some full days, so begin by writing out what time students arrive and leave and any other built-in daily activities (snack time, recess, lunch, etc.). This might look something like:

    • 8-8:10am: Arrival, pledge of allegiance, roll
    • 9-9:20am: Potty break, snack
    • 10-10:20am: Outdoor recess
    • 10:50: Gather backpacks and line up for home
  5. Image titled 1485495 5

    5

    Segment the rest of the day into subject areas. These are the areas on which you will focus your individual lessons and activities. Keeping them the same from day to day while changing up the particular activity can help students develop a routine, which helps them feel secure and confident that they know what to expect each day.

    • These might include oral language/sharing time, letter recognition/phonological awareness, fine motor centers, book time, number recognition and math readiness, small groups, etc.
    • Remember to focus on all major areas of early learning, including emotional, social, physical, and cognitive development. These are each significant in school readiness, the major goal of preschool curricula.
  6. Image titled 1485495 6

    6

    Arrange these subject areas in small blocks of time of about 10-20 minutes each, depending on the length of your school day. Preschoolers’ attention spans are short, so changing the activity regularly is a must.[4]
    This will ensure that the students are able to focus on the activity at hand and meet their learning objective, and it will also help to ward off behavioral problems that can result from boredom. At this point, your schedule may look something like this:

    • 8-8:10am: Arrival, pledge of allegiance, roll
    • 8:10-8:30: Community circle
    • 8:30-8:45: Phonological awareness
    • 8:45-9: Free play in centers OR art
    • 9-9:20: Potty break, snack
    • 9:20-9:40: Reader’s workshop
    • 9:40-10: Math
    • 10-10:20: Outdoor recess
    • 10:20-10:40: Vocabulary
    • 10:40-10:50: Community circle
    • 10:50: Gather backpacks and line up for home
  7. Image titled 1485495 7

    7

    Begin to fill in activities and lessons. Each activity or lesson should connect the theme, focus area, and subject area.

    • For instance, your theme for the month might be «All About Me» and your focus area for the week might be «My Family.»
    • In this case, sharing time in the community circle might involve stating who is in your family, math might involve writing the number of family members, and art might involve a family portrait made of dried noodles and beans.
  8. Advertisement

  1. Image titled 1485495 8

    1

    Identify your objective. The objective should target what you want your students to know or be able to do after a lesson plan has been implemented. Objectives can be skill-based, conceptual, or both.

    • Skill-based objectives require that your students learn to do something new. Examples include: Draw a triangle, button a shirt independently, spell their name.
    • Conceptual objectives require that your students understand a concept or grasp an idea. Examples include: Identify a triangle, describe the weather, share their feelings in circle time.
    • Some objectives combine skills and concepts, like sounding out a word, which requires students to understand the relationship between letters and sounds (a concept) and to put them together verbally into a word (a skill).
  2. Image titled 1485495 9

    2

    Consider the interests of your current students. Ask them about what they want to learn about, and keep an ongoing list to refer back to for ideas.[5]

    • Students of all ages learn best when they are engaged in the subject at hand. Some students, particularly those with attention or behavioral problems, benefit from lessons structured specifically around their areas of interest.[6]
    • Some common preschool interests include: animals, particularly baby animals; seasons and weather; dinosaurs; sea life; outer space; fairy tales; robots; dolls and domestic activities like cooking, cleaning, and keeping house.
    • Preschoolers also often have favorite pop culture figures and imaginary characters, and while these vary, you can get a good idea by asking your students who their favorite singers, cartoon characters, or video game characters are, or by paying attention to who is on their backpack or character apparel.
  3. Image titled 1485495 10

    3

    Choose your approach. This will vary depending on your objective, the skills of your students, and the interests of your students. You will also want to vary your approach from activity to activity and from day to day, to keep the interest of the students.[7]
    Approaches might include:

    • Writing or tracing letters or numbers
    • Painting, drawing, or other art
    • Gross motor exercises or activities
    • Books that are relevant to the theme for story time and for children to read independently
    • Songs with or without motions
    • Sorting and counting activities using small figures or toys, etc.
  4. Image titled 1485495 11

    4

    Gather your materials. This might include paper, pencils, crayons, craft supplies, books, a tape player, or other items.

    • Be sure to plan enough for every student, plus extras in case of mistakes or accidents.
  5. Image titled 1485495 12

    5

    Implement the lesson. Keep an eye on the time, but also don’t be afraid to go off script. Some of the best learning moments happen when teachers respond to their students’ questions and interests, even if it diverts from the original plan.

    • Be sure to make notes afterwards about what worked well and what did not. In future years, you can use these notes to reuse, rewrite, or scrap plans depending on how well they worked during implementation.
  6. Advertisement

  1. Image titled 1485495 13

    1

    Create a list of developmentally appropriate learning objectives for your students. While standards for childhood development exist, you may need to tailor the objectives to your particular students. For instance, in general students from lower income backgrounds tend to require more intensive interventions early on, while students from higher income backgrounds have benefited from more access to books, one-on-one time with adults, and supplemental enrichment activities throughout their early childhoods and have a head start entering preschool. The same is true for students who come from English speaking homes versus students for whom English is a second language.[8]
    Remember that the primary function of preschool is kindergarten readiness, so work with local kindergarten teachers to determine the most vital areas for focus. In general, these include:

    • Expressive and receptive language: Students should be able to speak in complete sentences most of the time, understand and follow directions with more than one step, understand vocabulary related to position, size, and comparison (such as like/different, top/bottom, in/out), and make simple predictions about a story.[9]
    • Cognitive/learning readiness: Students should be able to match similar pictures; classify objects by physical features such as color, size, and shape; recognize pattern sequences; sequence up to three story pictures; retell a simple story; complete a simple puzzle; and identify five or more colors.[10]
    • Phonological awareness and print recognition: Students should be able to recognize own name in print, point to and identify letters in name, attempt to write name, demonstrates book awareness (such as reading books from left to right and words read from top to bottom, even if they are unable to read), identify rhyming words, match at least 3 letters with their sound, use symbols or drawings to express ideas.[11]
    • Mathematics: Students should be able to count up to five objects, match numerals 0-5 with that number of grouped objects, arrange numbers in order, identify at least three shapes, count to ten, and understand the concept of more or less.[12]
    • Social/emotional preparedness: Students should be able to identify self by name, age, and gender; interact with other students; make needs known to peers and teacher; demonstrate independence by washing hands, using bathroom, eating, and dressing; and demonstrate ability to separate from parents.[13]
    • Motor development: Students should be able to use pencils, crayons, and scissors with control; copy a line, circle, and X; hop, jump, run, catch a ball.[14]
  1. Image titled 1485495 14

    1

    Remember that the most developmentally appropriate way for small children to learn is through play. Preschool lessons should be fun, engaging, and should involve a variety of senses and skills. In general, activities that involve rote memorization or repetition will be less interesting to preschoolers than similar activities.

    • Spend lots of unstructured time on the playground. While these might not seem like «lessons» in the traditional sense of the word, researchers have found that free play shapes development of the prefrontal cortex during a critical period of early childhood, which has lifelong implications for emotional regulation, planning, and problem solving.[15]
  2. Image titled 1485495 15

    2

    Build a classroom around the idea of play. Centers in the classroom should be designed to encourage imaginative, cooperative play.[16]
    This can encourage role playing, turn taking, and cooperation with peers. This can increase students interpersonal skills and self-confidence.[17]

    • Consider a center designed to mimic a playhouse, with a kitchen set, small toddler-sized table and chairs, baby dolls and bassinet, etc. Small, affordable toys from stores like Ikea or second hand shops can make this very affordable.
    • Create a costume wardrobe. This can range from fancy costumes to simple silk scarves. You can often find costumes on sale right after Halloween, or simply bring creative clothing from a second hand store like overalls, a fancy princess dress, a cowboy hat, any type of uniform, etc.
    • Plush stuffed animal toys are often the beginning of many creative games for preschoolers. Children can use their imagination to pretend that these are students in a classroom, pets in a home, animals in a rescue center or veterinary clinic, etc. Choose toys that you can easily wash every few months in a washing machine.
  3. Image titled 1485495 16

    3

    Build in adult interaction. This can often be difficult in large classes, but find a way to spend time with each child either daily or weekly, engaging in a small game or one-on-one reading time. Studies show that adult interaction is crucial for developing confidence and early literacy skills. It also reinforces the student-teacher bond which makes a child feel safer and more secure in school.[18]

    • In addition to one-on-one time, consider inviting parent volunteers to read to children once a week in small groups. The number of volunteers you get can determine the size of the groups; anything from one-on-one to groups of five students per adult will foster relationships and discussion that are key to early literacy.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Why is it necessary to include movement in the class?

    Courtney Copriviza

    Courtney Copriviza is an Elementary School Teacher based in Maui, HI. Courtney specializes in elementary education, classroom management, and social and emotional development. She holds a BA in Communication with a minor in Urban Education and an MA in Teaching from Santa Clara University. Courtney has also taught high school in Madrid, Spain. She is a member of Kappa Delta Pi International Honors Society in Education.

    Courtney Copriviza

    Elementary School Teacher

    Expert Answer

    Movement is necessary for younger elementary students because they cannot remain seated for a long time in the same place.

  • Question

    How can I build a relationship with my students?

    Courtney Copriviza

    Courtney Copriviza is an Elementary School Teacher based in Maui, HI. Courtney specializes in elementary education, classroom management, and social and emotional development. She holds a BA in Communication with a minor in Urban Education and an MA in Teaching from Santa Clara University. Courtney has also taught high school in Madrid, Spain. She is a member of Kappa Delta Pi International Honors Society in Education.

    Courtney Copriviza

    Elementary School Teacher

    Expert Answer

    To build a relationship with your students, you should be genuinely interested in what they want to say. Ask questions and give them time to speak instead of speaking yourself all the time.

  • Question

    How can I keep the class calm?

    Courtney Copriviza

    Courtney Copriviza is an Elementary School Teacher based in Maui, HI. Courtney specializes in elementary education, classroom management, and social and emotional development. She holds a BA in Communication with a minor in Urban Education and an MA in Teaching from Santa Clara University. Courtney has also taught high school in Madrid, Spain. She is a member of Kappa Delta Pi International Honors Society in Education.

    Courtney Copriviza

    Elementary School Teacher

    Expert Answer

    If the students are getting off task and the class is becoming noisy, you can use calm response techniques. You can make them do 123 eyes on me 123 eyes on you, or ask them to make a waterfall sound. The children like them and know they need to be quiet after doing them.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Ensure that your lesson plan is clear and easy to understand in case of a substitute teacher. Provide instructions on each activity in an easily accessible location.

  • Check with your child care center, school, or local licensing bodies to ensure that all necessary developmental areas are addressed in the curriculum.

  • Every time you implement a new lesson plan, take time afterwards to evaluate its effectiveness. Write notes as to what activities children particularly enjoyed and engaged in, as well as those that were not effective. Keep this lesson plan and notes to use as a reference in later years.

Show More Tips

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

Before writing a preschool lesson plan, first identify what it is you want the children to learn from the lesson, like a specific new skill or identifying a concept like shape identification. Next, think about what your students are interested in, such as animals, fairy tales, or cartoon characters. Then, incorporate those things into the lesson through art projects, songs, or gross motor activities. Gather any materials you might need and then present the lesson to the students, staying flexible and responding to their questions. If you want to learn how to create a schedule for your preschool class, keep reading the article!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 482,243 times.

Reader Success Stories

  • Tina Hughes

    «I work at Community Hospital as a Community Health Educator, we offer a daycare for the parents in our Drug &…» more

Did this article help you?


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Составление плана урока для дошкольников может первоначально занять некоторое время, но как только вы создадите эффективный шаблон, процесс станет намного легче. Благодаря тщательно продуманному плану урока ваш рабочий день пройдет более гладко, а дети будут учиться с удовольствием. Обязательно каждую неделю выделяйте время, когда вас никто и ничто не прерывает, и посвятите это время планированию уроков на следующую неделю.

  1. Изображение с названием Write a Preschool Lesson Plan Step 1

    1

    Решите, будете ли вы использовать шаблон, который включает в себя распорядок дня.

    • Многие дошкольные учреждения требуют от учителей использовать специальный шаблон для составления плана урока, чтобы гарантировать, что всем необходимым областям развития находится место в учебной программе.
    • Использование шаблона, который включает распорядок дня в план урока, является самым простым способом гарантировать успешное выполнение плана урока. Вместо того, чтобы бесконечно сравнивать распорядок с планом урока, вы можете просто посмотреть на свою скомпонованную версию и перейти к следующему заданию.
  2. Изображение с названием Write a Preschool Lesson Plan Step 2

    2

    Начните с одной или более задач и создайте план урока, нацеленный на то, что ваши ученики должны знать или уметь делать после того, как план урока будет реализован. Примеры включают в себя: научиться различать геометрические фигуры, научиться писать букву «А», научиться самостоятельно застегивать рубашку.

  3. Изображение с названием Write a Preschool Lesson Plan Step 3

    3

    Учитывайте интересы ваших учеников. Спросите их о том, о чем они хотят узнать побольше, и составьте постоянно обновляемый список идей, к которому вы можете регулярно обращаться.

  4. Изображение с названием Write a Preschool Lesson Plan Step 4

    4

    Включайте в план урока ежедневные потребности ваших учеников, как физические, так и учебные.

    • Выберите книги, подходящие детям по возрасту и соответствующие теме недели. Эти книги предназначены как для того, чтобы вы их читали детям, так и для того, чтобы дети самостоятельно с ними знакомились.
    • Обязательно включайте в план урока интересные задания на крупную моторику.
    • Планируйте по крайней мере раз в неделю тематическую закуску или блюдо. Идеальны простые закуски, которые дети могут сделать в форме динозавра, например.
    • Подберите игрушки и другие предметы, которые можно добавить в каждый игровой или учебный уголок в классе, чтобы обогатить среду обучения и погрузить детей в то, что они изучают в данный момент.
    • Придумайте задания для урока труда, которые допускают творчество и индивидуальные вариации, и в то же время имеют отношение к изучаемой теме. Например, делая насекомых на уроке труда, дайте ученикам шарики из пенопласта, пластиковые глазки и маленькие ершики и попросите их либо скопировать готовое насекомое, либо создать собственный новый вид насекомых.
    • Добавьте в план урока задания по математике и естественным наукам, которые дадут ученикам возможность предсказывать, наблюдать и задавать вопросы о том, что они видят.

    Реклама

Советы

  • После каждого проведенного урока оцените эффективность плана урока. Сделайте заметки относительно того, какие задания особенно понравились ученикам и какими они с увлечением занимались, а также отметьте те задания, которые не были эффективны. Сохраняйте план урока и заметки в качестве справочного материала на будущее.
  • Убедитесь, что ваш план урока ясен и легок для понимания на случай замены учителя. Оставьте инструкции по каждому виду деятельности в легко доступном месте.
  • Будьте гибки. Будьте готовы к тому, что ваших учеников некоторые задания не заинтересуют, и в этом случае просто перейдите к другому заданию.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 8543 раза.

Была ли эта статья полезной?

Составление конспекта и плана урока должно соответствовать требованиям ФГОС и закладывать основу качества и эффективности обучения предмету.

Конспект и план урока: определения, различия и инструменты составления

Для начала необходимо понять, что же такое конспект, а что такое план урока, чем они отличаются и для каких целей служат. В современных источниках встречаются оба эти определения и зачастую то, что в одних называется конспектом урока, в других именуется планом. Изучив суть и структуру данных методических разработок, определяется их различие.

Итак, план урока — это составляющая часть конспекта, его содержательная часть, по сути, являющаяся пошаговой инструкцией проведения конкретного урока. 

Конспект же —  это общее описание урока, включающее в себя план. Условно конспект урока можно разделить на две части: описательная часть и практическая часть (план урока).

Составление конспекта урока зачастую видится сложной задачей, требующей сбора и систематизации большого количества информации. На самом деле, эта задача достаточно проста и не столь трудозатратна, как кажется на первый взгляд. Для составления качественного конспекта урока (в том числе и плана урока), отвечающего всем требованиям ФГОС, достаточно иметь:

  • Шаблон конспекта урока;
  • Шаблон плана урока;
  • Учебную программу предмета;
  • Педагогический опыт.

В помощь учителям и воспитателям, мы разработали Памятку по составлению конспекта урока (в том числе плана урока), которая содержит шаблон конспекта урока, шаблон плана урока и инструкции по составлению конспекта и плана урока. Шаблоны конспекта и плана урока помогут понять структуру и содержание данных методических разработок.

Необходимо помнить, что составляемый конспект урока должен соответствовать Учебной программе предмета. То есть все данные, указанные в конспекте/плане урока не должны противоречить информации, изложенной в Учебной программе. По сути, информация в конспекте/плане урока, дублирует информацию Учебной программы.

Подсказка. Большая часть информации необходимой для составления конспекта/плана урока, изложена в Учебной программе предмета. Именно из Учебной программы необходимо брать данные для составления конспекта/плана урока.

Таким образом, вооружившись шаблонами конспекта и плана урока, Учебной программой предмета, применив свой педагогический опыт и творческий подход, можно достаточно легко и быстро составить качественный конспект/план урока, отвечающий всем современным требованиям ФГОС.

Методы составления конспекта и плана урока

Процесс написания конспекта урока, как и любую другую интеллектуальную деятельность, можно осуществлять с помощью двух методов: индукция или дедукция.

Полезно знать. Шерлок Холмс в своей работе чаще использовал метод дедукции, собирая и анализируя разрозненные аспекты (частное), приходил к всеобъемлющему (общему) выводу. То есть интеллектуальная работа шла от частного к общему.

Бил Гейтс, реализуя стратегию компании, применил метод индукции – от общего к частному (разработав одну программную оболочку для решения огромного количества частных проблем).

Как показывает практика, при решении интеллектуальной задачи (к которым, несомненно, относится разработка конспекта/плана урока), лучше всего использовать оба эти метода, эффективно чередуя принципы подхода к работе и Шерлока и Гейтса.

То есть составление конспекта урока можно начать с разработки плана, а затем, отталкиваясь от заданного процесса поведения урока, сформулировать его описательную часть. Или наоборот, сначала проработать общую концепцию урока, а после, конкретизировать ее при составлении плана.

Конспект урока

Основные составляющие конспекта урока тесно связаны между собой, их содержание определяется Учебным планом предмета. Например, возможные темы урока, его типы, формы проведения, а также планируемые результаты и используемое оборудование – общим списком указаны в Учебном плане предмета. Из данного списка, необходимо выбрать варианты, подходящие для заданной темы урока.

Особое внимание необходимо обратить на то, что определенному типу урока, соответствует несколько конкретных форм его проведения. Но не каждая из них определяет его цель. Учтя тип, форму и цель урока конкретизируются его задачи. Определившись со всеми базовыми характеристиками урока, можно сформулировать планируемые результаты.

Какие формы проведения урока можно использовать при конкретном типе урока, а также как это все отражается в пункте «планируемые результаты», рассмотрим в следующих наших статьях.

План урока

Составляющие плана урока находятся в тесной взаимосвязи с описательной частью конспекта. В плане урока необходимо указать: 

  • Этапы урока, которые зависят от типа урока, указанного в описательной части конспекта;
  • Деятельность учителя на каждом этапе урока, которая должна способствовать развитию определенных УУД (универсальных учебных действий) учеников;
  • Деятельность учащихся на каждом этапе урока: конкретные действия и развиваемые УУД;
  • Организация деятельности на каждом этапе урока, ее формы и соответствующие приемы.

О том, какие планы урока, а именно этапы урока должны быть в том или ином типе урока, какая деятельность учителя и учащихся соответствует каждому этапу урока, а также какие приемы организации деятельности можно применять в зависимости от всего этого, рассмотрим в будущих статьях.

Надеемся, предложенная памятка станет надежным ежедневным помощником! Скачивайте справа от статьи и делитесь с коллегами – мы будем только рады!

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

    план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти мультики про валерку
  • Как найти котят в прямоугольном треугольнике
  • Как весам найти баланс
  • Арифметическая прогрессия формулы как найти разность чисел
  • Как найти максимальный объем коробки