Как составить план устного ответа

Обновлено: 23.05.2023

2. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания.

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (пове­
ствование, описание, рассуждение). Почему?

5. Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, пуб­
лицистический, научный, официально-деловой).

6. Составьте план.

7. Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логиче­
скими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами, мимикой.

8. Попросите кого-нибудь из друзей или взрослых послушать вас, учтите их
замечания. Используйте магнитофон: прослушивание записи поможет вам усо­
вершенствовать свое высказывание.

Как работать над сочинением

1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную
мысль сочинения.

2. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением.

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4. Определите, какай тип речи (повествование, описание, рассуждение) бу­
дет основным в вашем сочинении.

5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художествен­
ный, публицистический и др.).

6. Составьте план.

7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений пе­
репишите его. 24

Для описания видов самостоятельных высказываний учащихся в ме­тодике существует понятие жанров и композиционных форм сочине­ний.

Внутри этих жанров сочинений говорят о композиционных формахсочинений, соответствующих понятию жанра в стилистике. Это, напри-

24 Никитина Е. И. Развитие речи. 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учрежде­ний. М., 2001. С. 141-142.

мер, рецензия на прочитанную книгу как композиционная форма сочи­нения-рассуждения с элементами описания.

Для методических целей различают более конкретизированные виды сочинений в зависимости от темы, например сочинение-описание по­мещения, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему и т. д., каждый из которых имеет композиционное своеобразие и свой уровень сложности.

Т. А. Ладыженская предлагает следующее распределение жанров и композиционных форм сочинений по классам 25 :

Классы
Повествование
О каком-либо случае из жизни На основе увиденного и услышанного На основе данного сю­жета по нача­лу, по концу (выдуманные рассказы) На заданную тему, напри­мер по посло­вице (выду­манные рас­сказы) На самостоя­тельно вы­бранную тему
Описание
Описание отдельных предметов, животных Описание помещений, природы Описание действий, процессов, внешности человека Описание местности, архитек­турных ансамблей, производ­ственных объектов
Рассуждение
Рассуждение-ответ на во­прос, заклю­ченный в теме Рассуждение на тему дискус­сионного характера Рассуждение, требующее рас­крытия понятия

Из описаний проще описания предметов и примыкающих к повест­вованиям описания простых знакомых действий, а описание местности требует сбора материала.

Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М., 1978. С. 24

Рассуждения проще начинать со сформулированных тем-вопросов, где первая часть вопроса является тезисом, а ответ на вторую часть — доказательством.

При обучении написанию сочинений разных типов и жанров речи учащимся предлагаются схемы-памятки.

Так, например, для подготовки к сочинению-рассказу Е. И. Никити­на предлагает следующую памятку 26 .

Как работать над рассказом

1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интере­
сен и поучителен.

2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.

3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите
его из других источников.

4. Повторите схему композиции рассказа.

5. Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план. Укажите в
нем вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.

6. Обратите внимание на соразмеримость частей рассказа. Помните: наибо­
лее полно в нем должно быть показано главное событие.

7. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики),
элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали
полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.

8. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений пере­
пишите его.

Для выработки умений создания собственного текста в ходе уроков по развитию речи используются следующие видызаданий:

1) выбрать тип речи в соответствии с задачей, условиями и темой
высказывания;

2) придумать название текста;

3) составить план текста;

4) создать отдельные фрагменты высказывания (например, начало и
концовку);

5) создать высказывания в определенном стиле и жанре речи (на­
пример, написать заявление, рецензию, резюме);

6) написать сочинение на предложенную тему в определенном сти­
ле речи;

7) написать сочинение на самостоятельно сформулированную тему
в определенном стиле речи.

Приведем примеры заданий,связанных с созданием учащимися собственных текстов.

26 Никитина Е. И. Развитие речи. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учрежде­ний. М., 2001. С. 188.

/? Опишите, что вы видите утром (вечером, ночью, днем) из окна вашего дома (класса). Подумайте, какую основную мысль вы будете раскрывать в вашем описании, как его лучше построить, какие языковые средства помогут вам в этом.

(Задание из комплекса 1)

(Задание из комплекса 1)

4? Напишите сочинение-рассуждение на одну из следующих тем:

1) Почему книгу называют другом?

2) Почему книгу надо беречь?

(Задание из комплекса 2)

(Задание из комплекса 3)

(Задание из комплекса 3)

Литература

Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М., 2002.

Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплек­там учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002.

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ла­дыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 31-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Ба­ранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Четко. 27-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. 26-е изд. М.,2004.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М.,2002

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М.,2004.

Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 5 класс. Учебник для общеобразо­вательных учреждений. 12-е изд. М., 2003.

Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 6 класс. Учебник для общеобразо­вательных учреждений. 13-е изд. М., 2004

Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 7 класс. Учебник для общеобразо­вательных учреждений. 13-е изд. М., 2004.

Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 8 класс. Учебник для общеобразо­вательных учреждений. 9-е изд. М., 2004.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 9-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6-е изд. М., 2004.

Львова С. И. За страницами школьного учебника русского языка. 5 класс. М.,2000.

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 5 класс. М., 2000.

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 6 класс. М., 2000.

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 7 класс. М., 2000

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 8 класс. М., 2000

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 9 класс. М., 2000.

Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителя / Н. Е. Богославская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ла­дыженской. М., 1991.

Система обучения сочинениям на уроках русского языка. Пособие для учите­лей / Ред. Т. А. Ладыженская. М., 1978.

Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащих­ся. М., 1975.

Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1998.

Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русского языка в школе. М., 1998.

Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и прак­тика обучения: 5-7 кл.: Книга для учителя. М., 1994.

Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9 класс: Книга для учителя: Из опыта работы. М., 2000.

Микулинская М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся: Экспери­ментальное психологическое исследование обучения пониманию предложе­ния при чтении. М., 1989.

Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974.

Капинос В. И. и др. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анали­зом. 5-9 классы. М., 1991.

Кукушкина О. В. Основные типы речевых неудач в русских письменных тек­стах. М., 1998.

Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок: Учебное пособие. Новосибирск, 1994.

Сочинение как вид письменной формы контроля. Киев, 1988.

Чижова Т. Ц. Основы методики обучения стилистике в средней школе. М., 1987.

Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка: Книга для учителя: Из опыта работы. М., 1990.

Дубининская М. С. Обучение сочинениям на литературную тему. Киев, 1988.

Львов М. Р. Основы теории речи. М., 2000.

Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. М., 1992.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическая разработка занятий

МАОУ СОШ № 25 г. Владимира

Иванова Елена Владимировна

Эффективность мышления зависит от того, насколько логически правильно построена мысль. От того, насколько ученик овладел речевыми структурами, во многом зависит достигаемый субъектом уровень интеллектуального развития.

Сухомлинский В.А. 1975.

На уроках происходит подмена развития устной речи развитием письменной.

Учащиеся не получают той суммы жизненно необходимых навыков устной речи, которые школа должна им дать, потому что сравнительно мало говорят на уроках. Имеется в виду, конечно, речь организованная, целенаправленная, подчинённая учебным задачам, формирования и усовершенствования навыков устной речи.

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности, навыка построения устного монологического высказывания у учащихся

· познакомиться с теоретическим материалом, освещающим данную проблему;

· познакомить учеников со структурой устного монологического ответа;

· составить совместно с учащимися алгоритм построения устного ответа;

· разработать с учениками критерии оценки устного высказывания;

· разработать систему тренировочных заданий и упражнений для формирования навыка построения устного монологического высказывания и внедрить её в практику.

Ожидаемый результат

Использование системы заданий и упражнений по развитию устной монологической речи дало возможность повысить уровень развития коммуникативных умений, таких как:

1. владение монологической речью;

2. ведение диалога с целью взаимодействия с окружающими;

3. отстаивание своей точки зрения;

4. объективная оценка результата своей и чужой работы;

5. построение высказывания на заданную тему.

Результативность данной работы оценивалась по заданным критериям.

Критерии эффективности

мониторинг коммуникативной компетенции:

— сформированности умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением;

— сформированности умения строить монологическое высказывание из:

6–10 предложений в 5 классе;

10-14 предложений в 7 классе;

— умения использовать в речи научные термины;

— сформированности умения аргументировать выводы и отстаивать свою позицию по тому или иному вопросу.

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

I. Мотивация к деятельности

II. Актуализация знаний. Целеполагание

Какими могут быть критерии устного ответа?

Второй вариант – выступление учащегося класса с подготовленным домашним заданием (пересказом) по какому-либо устному предмету (по желанию)

Есть ли структура у ответа ученика?

Что мешало восприятию устного ответа ученика?

Когда рассказ ученика заинтересовал, привлек внимание?

Оптимально ли по времени было выступление учащегося?

Выявление критериев и возможного оценивания устного монологического ответа.

Критерии (15) устного монологического ответа.

— удачно ли начало выступления?

-удачно ли завершено выступление?

— соответствуют ли примеры и иллюстрации теме выступления?

— ясна ли основная мысль выступления?

— адекватна ли громкость?

— адекватен ли темп?

— уложился ли оратор в регламент?

— хорошо ли держался оратор?

— внешний вид оратора.

— наличие электронной презентации.

— читал или рассказывал?

Экспертная оценка

Экспертная оценка публичного выступления осуществляется по десятибалльной шкале: да – 10 баллов, нет – 0 баллов, частично – 5.

Удачным считается выступление, набравшее:

в 5 классе 100 баллов; в 6 классе – 120 баллов; в 7 классе – 150 баллов.

III . Открытие нового знания

Приблизительная схема — структура текста-высказывания.

Фундамент здания – вступление (обозначаю тему)

Стены, кирпичики, — основная часть (привожу аргументы)

Крыша здания – заключение (подвожу итоги)

IV . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в группах (если занятие разбивается на несколько, этот вид работы можно запланировать на самостоятельное выполнение как домашнее задание)

Задания по группам:

Выступление учащихся по группам

Критерии оценки выступлений представителей групп при защите результатов работы группы (пример)

ПЛАН-ПАМЯТКА
для оценки устного ответа на уроках истории в 5-9 классах.
1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
2. Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.
3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.
4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.
5. Есть ли вывод в конце выступления?
6. Попробуй оценить ответ.



формы устного ответа

Тема урока: Знакомство. Формы устного ответа

Цели урока:

— развивать пространственную ориентацию в классе;

— познакомить детей с разными формами устного ответа на вопрос (коллективная, индивидуальная);

— развивать внимание и согласованность действий детей.

Ход урока:

1. Организационный момент

— Встаем. Садимся красиво.

— Вспомним, как кого зовут в группе. Я показываю на человека, а его сосед называет его имя.

Инструктаж о поведении при построении и походу по школе во время урока.

Поход в столовую (считается как экскурсия по школе и развитие пространственной ориентации).

По возвращении в класс — объективный анализ поведения учащихся (мотивация).

Учитель читает стихотворение, дети хором заканчивают строку.

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я… (упаду)

***

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду —

Я в траве его… (найду)

***

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он… (хороший)

***

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке… (мяч)

— Молодцы, ребята! Хорошо знаете стихи Агнии Барто! И очень дружно отвечаете! Вот так и надо отвечать хором.

2. Работа по теме урока

Знакомство с коллективной формой устного ответа на вопрос.

— Догадайтесь, когда вы будете отвечать по одному, а когда — хором:

Кто из вас знает…

Кто готов ответить…

(напоминание о поднятой руке)

Беседа. (индивидуальная форма устного ответа)

— Как вы думаете, кто является в семье главным? Почему?

Учитель вызывает отвечать только тех, кто поднимает руку.

3. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Какие формы устного ответа мы с вами использовали на уроке? (хором и индивидуально)

— Что вам понравилось на уроке?

Смотрите также:

Введение в школьную жизнь. Урок 3: Режим дня

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

Читайте также:

      

  • Что такое ультиматум викжеля почему он вызвал раскол в первом большевистском правительстве кратко
  •   

  • Как сделать маску обезьяны для школы
  •   

  • Социальный проект школьный двор моей мечты
  •   

  • Выясните и кратко запишите как осуществляется передача возбуждения с одной нервной клетки на другую
  •   

  • Школа 207 педагогический состав

Методическая разработка занятий

из
курса «Учись учиться»

«Построение
устного ответа»

МАОУ
СОШ № 25 г. Владимира

учитель
биологии

Иванова
Елена Владимировна

Эффективность
мышления  зависит от того, насколько логически правильно построена мысль. От
того, насколько ученик овладел речевыми структурами, во многом зависит
достигаемый субъектом уровень интеллектуального развития. 

«…Задача
воспитания речи учащихся состоит в том, чтобы направить своеобразную
мыслительную работу подростка в правильное русло, развить из незрелой,
несовершенной речи правильно построенную внешнюю речь, подчинить речь и
мышление учащихся формально-логическим законам…»

Сухомлинский
В.А.., 1975.

Проблема

На
уроках происходит подмена развития устной речи развитием письменной.

Учащиеся 
не получают той суммы жизненно необходимых навыков устной речи, которые школа
должна им дать, потому что сравнительно мало говорят на уроках. Имеется в виду,
конечно, речь организованная, целенаправленная, подчинённая  учебным задачам,
формирования и усовершенствования навыков устной речи.

Цель:

Создание
условий для формирования коммуникативной компетентности, навыка построения
устного монологического высказывания у учащихся

Задачи:

·                                
познакомиться с теоретическим материалом,
освещающим данную проблему;

·                                
познакомить учеников со структурой устного
монологического ответа;

·                                
составить совместно с учащимися алгоритм
построения устного ответа;

·                                
разработать с учениками критерии оценки
устного высказывания;

·                                
разработать систему тренировочных заданий
и  упражнений для формирования навыка построения устного монологического
высказывания и внедрить её в практику.

Ожидаемый
результат

Использование
системы заданий и упражнений по развитию устной монологической речи дало 
возможность повысить уровень развития коммуникативных умений, таких как:

1.                 
владение монологической речью;

2.                 
ведение диалога с целью взаимодействия с
окружающими;

3.                 
отстаивание своей точки зрения;

4.                 
объективная оценка результата своей и
чужой работы;

5.                 
построение высказывания на заданную тему.

Результативность
данной работы оценивалась по заданным критериям.

Критерии
эффективности

мониторинг
коммуникативной  компетенции:

 —
сформированности умения отвечать  на вопрос полным распространённым
предложением;

 —
сформированности умения строить монологическое высказывание из:

      
6–10 предложений в 5 классе;

      
8-12 предложений в 6 классе;

     
10-14 предложений в 7 классе;

 
— умения использовать в речи научные термины;

 —
сформированности умения составлять небольшое  сообщение на заданную тему; 


сформированности умения аргументировать выводы и     отстаивать свою позицию по
тому или иному вопросу.

Занятие 1. «Критерии эффективности устного
ответа».

Кто
ясно мыслит, тот ясно излагает.

I.                  
Мотивация к деятельности

Вызов:
«Почему важно владеть умением построения устного ответа?».  Обсуждение.

II.               
Актуализация знаний. Целеполагание

 Какими
могут быть
критерии устного ответа?

Фронтальная
работа.

Первый
вариант — просмотр и обсуждение видеофрагмента с примером устного ответа
ученика (
http://video.yandex.ru/#search?id=7529231-06-12&where=all&text)

Второй
вариант – выступление учащегося класса с подготовленным домашним заданием
(пересказом) по какому-либо устному предмету (по желанию)

  
Обсуждение вопросов:

Есть
ли структура у ответа ученика?

Что
мешало восприятию устного ответа ученика?

Когда
рассказ ученика заинтересовал, привлек внимание?

Оптимально
ли по времени было выступление учащегося?

Выявление
критериев и возможного оценивания устного монологического ответа.

Критерии
(15) устного монологического ответа.

    
— удачно ли начало выступления?

-удачно
ли завершено выступление?


соответствуют ли  примеры и иллюстрации теме выступления?


соответствует ли  лексика выбранной теме сообщения?


ясна ли основная мысль выступления?


адекватна ли громкость?


адекватен ли темп?


уложился ли оратор в регламент?


хорошо ли держался оратор?


интересно?


оригинально?


убедительно?


внешний вид оратора.


наличие электронной презентации.


читал или рассказывал?

Экспертная
оценка

Экспертная
оценка публичного выступления осуществляется по десятибалльной шкале: да – 10
баллов, нет – 0 баллов, частично – 5.

Удачным
считается выступление, набравшее:

в
5 классе 100 баллов; в 6 классе – 120 баллов; в 7 классе – 150 баллов.

III.
Открытие нового знания

Вызов:
«Как можно схематически представить структуру устного ответа?»

Обсуждение
с учащимися.

Приблизительная
схема — структура текста-высказывания.

Фундамент
здания –  вступление    (обозначаю тему)

Стены,
кирпичики, — основная часть (привожу аргументы)

Крыша
здания – заключение  (подвожу итоги) 

IV.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа
в группах (если занятие разбивается на несколько, этот вид работы можно
запланировать на самостоятельное выполнение как домашнее задание)

Задания
по группам:

1
 группа готовит выступление на тему «Почему необходимо выполнять домашние
задания?»

2
 группа работает над инсценировкой диалога по теме «Можно ли на контрольной
работе дать всему классу 1 вариант работы?»(2 альтернативные стороны – «за» и
«против»)

3
группа готовит выступление «Артист на сцене» с  художественным представлением
(стихотворение, песня или монолог)

Выступление
учащихся по группам

Критерии
оценки выступлений представителей групп при защите результатов работы группы
(пример)

группы

Ответ
построен по структуре

Лексика
соответствует теме

Основная
мысль ясна

Правильно
ли выполнено задание

Культура
поведения группы

Творческая
форма подачи материала

Ко-во
бал.

1.

Оценка «5» выставляется за 6 «+»;

«4»
— за 4,5 «+»;  «3» — за 2,3 «+»

V.
Применение полученных знаний в новой ситуации.

 Практическая
работа

Организация
обсуждения.

Формулировка
совместно с учащимися правил ведения диалога, способов привлечения и удержания
внимания во время выступления.

Совместно
с учащимися разрабатываются правила ведения диалога:


Внимательно выслушай одноклассника.


Если хочешь высказаться, подними руку и жди, пока тебя спросят.


Перечисли сначала то, что было хорошего в выступлении, а потом выскажи
замечания в корректной форме.


Приведи доказательства в пользу своей точки зрения.


При общении смотри на собеседника.


Будь доброжелателен.

VI.
Рефлексия деятельности

Организовать
обсуждение  в виде «живой цепочки»

Участие
в обсуждении по вопросам:

Что
нового вы узнали сегодня на занятии?

Что
больше всего понравилось?

Изменилось
ли Ваше представление в отношении построения устного ответа?

Остались
вопросы, которые хотелось бы еще обсудить?

Занятие
2. Тренировка навыка построения устного ответа.

Краткость
ума есть душа ума,

а
многословие – бренные прикрасы.

В.
Шекспир.

1.         Мотивация
к деятельности

«Что
надо учитывать при подготовке к устному ответу?»

Учащиеся
вспоминают критерии эффективности устного ответа, выделенные на прошлом
занятии.

2.         Актуализация
знаний.

Целеполагание.

Выявление
причин затруднения.

Вызов:
«Одно лишь  знание критериев гарантирует успешное выступление?»

Обсуждение
вопроса, выход на индивидуальные особенности учащихся в подготовке выступлений            .

Осознание
необходимости отработки навыка построения устного монологического высказывания.

3.         Открытие
нового знания.

Вызов:
«Как успешно передать информацию?»

Обсуждение
с учащимися предложенных ими способов передачи информации и концентрирование
внимания на характеристиках успешного доклада.

Составление
краткой характеристики успешного доклада

Краткая
характеристика успешного доклада

Понятность
является одним из важнейших условий успешной передачи информации. Она зависит
от следующих факторов:

                   
простота,

                   
членение информации,

                   
логическая структура,

                   
краткость и точность текста,

                   
повышение интереса слушателей в течение
всего доклада.

                   
 

4.         Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону

Работа с листами – советами при подготовке
к докладу (какие советы я считаю важными для себя?) Обогащение личного опыта
учащихся.

Лист  «Советы при подготовке к докладу».

Советы

Я
использую

Надо
бы использовать

Выделить
интересное, подобрать крылатые фразы, афоризмы

Составить
план, подобрать информацию, написать текст

Зафиксировать
время медленного прочтения (не более 10 мин), убрать лишнее

Увлекательное
начало

Важное
записать на отдельные карточки, выделяя цветом

Расставить
в докладе спец. знаки для определенной интонации, акцента, паузы, темпа речи,
мимики…

Использование
образных аналогий

Составление
презентации

Предвосхитить
вопросы и замечания

Вопросы
для слушателей

Контроль
дыхания, артикуляции, правильности произношения

Знать
толкование всех слов

Проверка
текста на слова — паразиты

Тренировка
без заглядывания в текст, перед друзьями, родственниками…

Самооценка
доклада с помощью приемов У. Диснея (с позиций «критика», «реалиста»,
«мечтателя»)

5.         Применение полученных
знаний в новой ситуации. Практическая работа

Подобрать виды заданий, которые будут
способствовать отработке навыка устного доклада.            Организация
обсуждения.

Учащимся предлагается выбрать
тренировочное упражнение для формирования навыка построения устного
высказывания и с помощью него подготовить индивидуальное устное выступление
(например, пересказ домашнего задания по любому устному предмету)

Составление совместно с
учащимися заданий (или индивидуально, или в форме групповой работы).

Виды заданий и
упражнений:

1.Составление
устного высказывания на заданную тему.

2.Составление
высказывания  по началу.

3. Составление
текста высказывания по опорным словам.

4. Выделение в
текстах разного типа смысловых отрывков по заданию.

5. Составление
плана устного высказывания.

6. Поэтапная
работа над докладом:  составление карты сообщения, отработка регламента,
доклад, доклад  с затруднениями, анализ, самоанализ.

7.  Устное
рисование. Составления текста-описания.

8. Составления
текста-рассуждения.

 9. Творческая
переработка текста  (сценарий,  ролевое чтение, инсценирование) 

 10. Составление
своего текста по аналогии (басня, сказка, др.)

 11. Работа с
научными терминами.

К каждому виду задания или упражнения
прилагается краткий алгоритм выполнения (при наличии времени эти алгоритмы
можно составить совместно с учащимися при выявлении индивидуальных стратегий)

6.         Рефлексия деятельности

Организовать обсуждение  в виде «живой
цепочки»    

Участие в
обсуждении по вопросам:

Что нового вы
узнали сегодня на занятии?

Что больше всего
понравилось?

Обогатился ли ваш
опыт подготовки к докладам?

Остались вопросы,
которые хотелось бы еще обсудить?

Занятие 3.
«Готовимся к публичному выступлению» (Построение стратегии устного ответа)

Учитесь
честно достигать успеха

И
привлекать благодаря уму.

И.В.
Гете

 1.        Мотивация
к деятельности

Вызов:
«Почему важно готовиться к выступлению?»

Обсуждение
вопроса (фронтальная работа)        

2.
Актуализация знаний

Целеполагание

Вызов:
«Достаточно ли подготовить текст выступления и быть уверенным в его
успешности?»

Обсуждение
вопроса (фронтальная работа)                    

Наряду
с подготовкой текста выступления, важно подготовить себя выступлению.

Виды
и особенности публичных выступлений.

Искусство
говорить свободно не означает выучивание речи наизусть. Тот, кто намерен
выступать перед аудиторией должен для себя выяснить, с какой целью он говорит и
каков его круг слушателей. Речь выступающего может носить следующий характер:
убеждения (т.е. состоять из высказываний и мнений), информирования (т.е. нести
сообщение по определенной теме), исследования (т.е. отражать процесс и
результаты поисковой познавательной деятельности). Названные виды речи могут
сочетаться друг с другом. Важно выяснить, какой из них будет преобладать, чтобы
соответствующим образом подготовится к выступлению.

3.
Открытие нового знания

Познакомить
учеников с системой подготовки к выступлению

Что
значит подготовить себя к выступлению?

                   
продумать внешний вид,

                   
осмыслить значимость использования
наглядных средств,

                   
определить способы слежения за временем
выступления,

                   
настроиться на возможные вопросы и способы
представления ответов.

     Советы
выступающим.

1.      Проконтролируйте
свой внешний вид.

2.      Будьте
уверенным, с приветливым выражением лица.

3.      Вначале
окиньте взглядом всех слушателей.

4.      Начните
медленно и громко, передавая собственный интерес к рассматриваемому вопросу.

5.      Поддерживайте
контакт глазами  со слушателями.

6.      Часы
с большим циферблатом помогут следить за временем. Делайте это незаметно и не
слишком часто.

7.      Выражение
лица – это выражение чувств.

8.      Контролируйте
руки (не размахивайте ими, не прячьте).

9.      Держитесь
непринужденно, сохраняйте спокойствие и дружелюбное отношение при возможных
вопросах и дискуссиях.

10.  Задавайте
вопросы слушателям для привлечения внимания.

4.         Применение
полученных знаний. Практическая работа

Разработать с
учениками критерии самооценки и самоанализа выступлений;

построить
стратегию устного ответа.

Критерии
самоанализа ответа:


Удалось ли завоевать внимание аудитории?

  
— удалось ли удержать внимание на  протяжении  всего выступления?

  
— уложился (ась) ли я в регламент?

  
— всё ли я сказал (а), что хотел(а)?

  
— не сбивался (ась) ли я, не отклонился(ась) ли от  темы?

  
— уверенно ли я себя чувствовал(а), не дал(а) ли повода усомниться в своей

     
компетенции?

  
— хотелось ли бы мне ещё раз выступить перед этой  аудиторией?

Таблица
регистрации результатов  устных выступлений учащихся (пример)

 
ф. и. учащегося

Тема
сообщения

Время

мин

Кол-во

баллов

оценка

Данный
способ работы позволяет проследить динамику формирования качества устных
ответов на поставленные вопросы.

Стратегия
устного ответа (ориентировочная).

Подготовка
текста выступления.

1.      Выделить
интересное, подобрать крылатые фразы, афоризмы.                       

2.      Составить
план выступления или план-конспект.         

3.      Зафиксировать
время медленного прочтения (не более 10 мин), убрать лишнее.                 

4.      Придумать
увлекательное начало, начать с главного или «заинтриговать».             

5.      Важное
записать на отдельные карточки, выделяя цветом.                 

6.      Прочитать
выступление с учетом интонации, акцентов, пауз, темпа речи, мимики; обозначая
их в тексте специальными знаками.     

7.      При
прочтении контролировать  дыхание, артикуляцию, правильность произношения.    

8.      Предвосхитить
вопросы и замечания, продумать на них ответы.                   

9.      Придумать
вопросы для слушателей с целью привлечения их внимания.                                        

10.  Выделить
незнакомые слова и узнать их толкование.

11.  Потренироваться
без заглядывания в текст, перед друзьями, родственниками…                

12.  Самооценка
доклада с помощью приемов У. Диснея (с позиций «критика», «реалиста»,
«мечтателя») или по критериям успешного устного ответа.                

5.         Рефлексия
деятельности

Осмыслить и
обсудить полученные результаты и эффективность работы

Организовать
обсуждение  в виде «живой цепочки».    

Участие в
обсуждении по вопросам:

Что нового вы
узнали сегодня на занятии?

Что больше всего
понравилось?

Довольны ли вы
составленной стратегией устного ответа?

Прежде чем приступать к написанию статьи, автору необходимо понять, что именно и в каком порядке он собирается описывать. В этом помогает план текста – изложенные в виде списка и логически структурированные основные мысли статьи.

Давайте разберемся, как составить план текста, поговорим о видах планов и требованиях, которые необходимо соблюдать при их написании.

Зачем нужен план текста?

  • План облегчает автору задачу и значительно ускоряет процесс написания текста, избавляет от страха белого листа.
  • Закончив одну часть статьи, вам не придется думать, о чем рассказывать дальше – достаточно посмотреть в план и раскрыть следующий пункт.
  • План не даст запутаться, отступить от темы, поможет более четко и доступно для читателя сформулировать свои мысли.
  • Кроме того, если вы пишете тексты на заказ, после составления плана вы можете согласовать его с заказчиком, дабы тот убедился, что вы правильно поняли свою задачу.

Комьюнити теперь в Телеграм

Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

Подписаться

Особенности написания плана

Прежде чем приступить к написанию плана текста, внимательно изучите всю найденную информацию по теме, а затем выделите основную идею. Задумайтесь о том, какую задачу должна решать статья, на какой вопрос читателя отвечать. Информация, которая содержит ответ на вопрос, и определит структуру текста.

Собранные для написания текста сведения необходимо разделить на несколько частей, разбить на смысловые блоки, выделить логические категории для удобства восприятия информации.

Поставьте себя на место читателя, обратившегося к вашей статье для решения своей проблемы. Подумайте, какие именно данные будут наиболее важны для него и какие советы могут быть максимально полезны. Теперь опишите все это в виде последовательности пунктов, и ваш план будет готов, а дальше можно приступать к написанию и редактированию материала.

При составлении плана нужно учитывать характер текста. Например, при написании новостей и обзоров в первых пунктах плана нужно отразить самые важные, привлекающие внимание данные, в середине статьи подробно раскрыть изложенные в начале сведения, а в конце расположить обобщение или дополнительную информацию. Тогда как при написании научных статей автор, наоборот, сначала излагает аргументы, ссылается на авторитетные источники и только в конце текста озвучивает основную идею материала.

Тезисный план

Виды планов текста

Статья состоит из заголовка, введения, основной части и заключения. Рассмотрим, какие виды планов позволяют структурировать информацию основной части текста.

Назывной план

Назывной план состоит из небольших заголовков, включающих обычно от 2 до 4 слов. Глаголы в таком типе плана не используются, содержание пунктов выражается существительными в именительном падеже и прилагательными. Каждый пункт такого плана состоит из опорных слов и словосочетаний, которые отражают какой-то процесс, явление либо состояние.

Пример назывного плана для данной статьи:

  1. Назначение плана текста.
  2. Особенности написания плана.
  3. Виды планов текста.
  4. Требования к плану текста.

Вопросный план

Структура плана этого типа основана на вопросах, которые автор задает к каждому смысловому блоку текста. На мой взгляд, это самый простой вариант плана, так как уже в процессе обдумывания темы и сбора материала для статьи вопросы возникают сами собой. Этот вариант идеально подойдет, если вы пишете руководство, инструкцию или обучающую статью. Начинайте вопросительные предложения со слов: как, когда, почему, какой, сколько, кто, каким образом и т. п.

Например, к текущей статье вопросный план может быть таким:

  1. Зачем нужен план текста?
  2. В чем заключаются особенности написания плана?
  3. Какие существуют виды планов текста?
  4. Как проверить правильность составления плана?

Тезисный план

Тезисный план – это план, состоящий из тезисов, как и назывной, однако здесь обязательно используются глаголы, из-за чего пункты получаются длиннее. Тезис представляет собой основную мысль нескольких абзацев, которая сформулирована в одном предложении. Подлежащее в каждом пункте обозначает тему, а сказуемое раскрывает ее.

На каждую тысячу знаков рекомендует отводить один пункт в тезисном плане. Соответственно, если в статье 5000 знаков, пунктов-тезисов должно быть 5.

Рассмотрим, что такое тезисный план на примере этой статьи:

  1. Причины, по которым имеет смысл составлять план текста.
  2. Действия, которые необходимо выполнить в начале написания плана.
  3. Нюансы, которые необходимо учесть при составлении плана в зависимости от характера текста.
  4. Виды планов могут быть разными и каждый подходит для определенных типов текста.
  5. Требования, которым должен соответствовать правильно составленный план.

Опорный план

Опорный план-схема характерен тем, что в качестве его пунктов используются только ключевые мысли, самые значимые слова или отрывки предложений, на которые автор будет опираться при написании текста. План этого типа хорошо подходит для составления текста устного выступления, презентации, а также при написании различных небольших по объему текстов, таких как новости, анонсы, краткие обзоры и т.п.

В опорную схему уместно включить главные факты, цифры, названия предметов, а также имена действующих лиц и цитаты. Каждый пункт данного плана является опорой, вызывающей яркие, детальные картины, которые передают содержание текста. Назначение этого вида плана – систематизация собранного материала и облегчение последующего воспроизведения информации. Пункты в таком плане могут существенно отличаться друг от друга как по структуре, так и по длине.

Пример опорного плана:

  1. 4 причины целесообразности написания плана текста.
  2. Какие особенности надо учитывать при написании плана.
  3. 5 видов планов текста с примерами.
  4. В каких случаях можно обойтись простым, а когда нужен сложный план.
  5. Чек-лист проверки правильности составления плана текста.

Смешанный план

Совсем необязательно стремиться к тому, чтобы все пункты плана представляли собой вопросы или являлись тезисами статьи, можно составить план смешанного типа. Например:

  1. Зачем нужен план текста?
  2. Особенности написания плана.
  3. Какие существуют виды планов текста?
  4. Чек-лист проверки правильности составления плана.

Простые и сложные планы текста

Планы текста по своему типу также можно разделить на простые и сложные. Сложный план отличается большей развернутостью и содержит подпункты. Это необходимо, если статья содержит мысли разного уровня, когда определенная мысль раскрывается посредством нескольких других. Используйте сложные планы с пронумерованными пунктами и подпунктами, оформленными как маркированный список, для длинных серьезных статей со множеством подзаголовков – в этом случае вы не упустите из вида ни одну даже самую мелкую деталь.

В других случаях можно ограничиться составлением простого плана, в котором пункты располагаются последовательно.

Сложный план для данной статьи может выглядеть так:

  1. Зачем нужен план текста?
  2. В чем заключаются особенности написания плана?
    • С чего начинается составление плана
    • Зависимость от характера текста
  3. Какие существуют виды планов текста?
    • Назывной план
    • Вопросный план
    • Тезисный план
    • Опорная схема
    • Смешанный тип
    • Простые и сложные планы текста
  4. Как проверить правильность составления плана?

План текста

Требования к плану текста

Правильно составленный план текста должен соответствовать ряду требований:

  • Во-первых, он должен иметь четкую, логичную структуру, при взгляде на которую сразу должно быть ясно, о чем пойдет речь в статье. Все пункты плана должны быть связаны между собой. При прочтении плана не должно возникать дополнительных вопросов, ход повествования должен быть плавным, а пункты должны подробно раскрывать основной вопрос или задачу текста.
  • Следите за тем, чтобы информация в разных пунктах не повторялась – в двух разных пунктах плана не должно описываться одно и то же разными словами.
  • Обратите внимание на полноту раскрытия темы – план должен содержать исчерпывающую информацию и отражать все нюансы выбранной тематики.
  • В плане не должно быть лишних пунктов. Если по определенной подтеме нечего написать кроме краткой формулировки, объединяйте такие пункты с другими.
  • Пункты плана не должны напоминать целые абзацы, их длина не должна превышать 9 слов. Они должны содержать только краткую информацию о том, что вы собираетесь осветить в статье.
  • Будьте лаконичны – придерживайтесь небольшого числа пунктов. 5-7 пунктов для простого плана вполне достаточно. Маленькие пункты можно объединять с другими.

Заключение

Итак, мы рассмотрели, что такое план текста, и убедились, что его использование делает работу над статьей намного продуктивнее. При наличии грамотно составленного плана вы напишете текст быстрее и качественнее. План позволяет легко сфокусироваться на теме, в процессе его составления в голове автора вырисовывается четкая картина того, как должен выглядеть готовый текст и на какие вопросы читателя он будет отвечать.

Выбирайте тот тип плана, что наилучшим образом соответствует виду текста, который вам предстоит написать. И помните, что при составлении плана информационной статьи вы не обязаны неукоснительно придерживаться какого-то одного из типов и видов.

На уроках русского очень мало времени уделяют тому, как составлять план текста. И напрасно, ведь это — действительно полезный навык, который пригодится не только при написании изложений и сочинений, но и на других предметах. Грамотно составленный план поможет освежить в памяти ключевые моменты и логические связи, лучше понять материал.

Определение

План представляет собой перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними. Проще говоря, это короткие заметки, взглянув на которые, вы сможете легко восстановить текст в памяти, а в идеале — пересказать, ничего не перепутав. План часто называют «скелетом» произведения — то, что остаётся, если убрать все лишние детали, подробности и художественные приёмы.

Как составлять план текста

Виды плана

Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста.

Тип Особенности Пример
Тезисный Сжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов.
  1. Три поросёнка построили себе по дому.
  2. Пришёл волк и сдул домики из соломы и хвороста.
  3. Поросята спрятались у брата, который не ленился и сделал дом из камня.
  4. Волк не смог сломать третий дом, обжёгся в дымоходе и убежал.
Назывной Основан на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных.
  1. Дома трёх поросят.
  2. Нападение волка. Уничтожение домиков из соломы и веток.
  3. Спасение в каменном доме.
  4. Победа над волком.
Вопросный Каждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание.
  1. Какие домики были у трёх поросят?
  2. Почему волк легко сломал два дома?
  3. Как поросятам удалось спастись?
Опорная схема Мини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста.
  1. Три поросёнка строят домики: из соломы (Ниф-Ниф), веток (Нуф-Нуф) и камня (Наф-Наф).
  2. Встреча с голодным волком в лесу, погоня.
  3. Волк ломает дома из соломы и веток (дует).
  4. Убежище в каменной “крепости” Наф-Нафа.
  5. Волк не может сломать, хочет пролезть в дымоход.
  6. Победа над волком (нагревают котёл, волк обжигается и убегает).
Комбинированный Объединяет несколько типов.
  1. Поросята строят домики (солома, хворост, камень). Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф смеялись над Наф-Нафом?
  2. Встреча с волком.
  3. Что произошло с домами Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа?
  4. Поросята убегают к Наф-Нафу и прячутся у него (“Никакой на свете зверь не откроет эту дверь”).
  5. Волк не может разрушить каменный дом и решает: “Проберусь в дом через трубу”.
  6. Поросята нагревают котёл. Волк обжигается, вылетает обратно и убегает в лес.

Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы.

Простые и сложные планы

Следующий вопрос, который нужно себе задать, — насколько важны подробности? Если их можно опустить, а суть материала передать своими словами, можно ограничиться простым планом из 3-5 пунктов.

А как составлять план текста, чтобы воссоздать полную картину, максимально раскрыть сюжет и все нюансы? В этом случае каждый из основных блоков следует дополнительно разбить на 3-4 подпункта. Вот как это выглядит:

Простой план Сложный план

1) Жизнь Золушки в новой семье.

2) Подготовка мачехи и сестёр к балу.

3) Появление феи-крёстной.

4) Золушка во дворце. Встреча с принцем.

5) Побег из замка. Потеря хрустальной туфельки.

6) Принц в поисках Золушки.

7) Развязка. Встреча влюблённых. Свадьба Золушки и принца.

1) Жизнь Золушки в новой семье.

  • Почему отец героини решил жениться снова?
  • Отношение мачехи и сводных сестёр к девушке.
  • Как появилось прозвище “Золушка”?

2) Подготовка к балу.

  • Почему сёстры хотели попасть на бал.
  • Что сделала мачеха, чтобы Золушка не “бездельничала”?
  • Мысли героини, когда она осталась одна.

3) Появление феи-крёстной… и т. д.

Учимся составлять план текста на примере сказки

На самом деле самое сложное — научиться разбивать цельный рассказ на смысловые блоки. Как правильно составить план текста? Давайте разберём этот процесс на примере сказки «Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсена.

1. Внимательно прочитайте материал.

2. Выделите и кратко запишите основную мысль произведения.

Пример:

«Все вокруг смеялись и издевались над гадким утёнком, но он выдержал все испытания и превратился в прекрасного лебедя, оставив их позади».

3. Разделите текст на логические блоки. Удобнее всего отметить их границы карандашом.

4. Перечитайте первую часть и выделите ключевые события/факты/мысли. Постарайтесь передать суть одним предложением.

Пример:

«Молодая утка высиживает яйца. Вместе с утятами вылупляется огромный некрасивый птенец».

5. Точно так же проанализируйте и озаглавьте каждый смысловой отрезок текста.

Примеры:

  • «Семья и другие птицы издеваются над не похожим на всех утёнком».
  • «Побег со двора и жизнь на болоте. Знакомство с дикими утками и гусаками».
  • «Встреча с охотниками» и т. д.

6. Выпишите все тезисы в столбик и перечитайте. Убедитесь, что план точно передаёт содержание текста, а вы не пропустили какой-то эпизод.

Понять, как составить план текста, нетрудно. Но для того, чтобы научиться писать их правильно, умещать в коротких тезисах максимум информации.

Как правильно составить план текста

Анализ плана

Следующий момент, на котором нужно остановиться, чтобы разобраться, как составить план текста, — примеры самых распространённых ошибок, которые допускают ученики. Обязательно просмотрите свою работу. На что обратить внимание?

  1. Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто «Гадкий утёнок» вам ни о чём не скажет).
  2. Длина. Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.
  3. Пропорциональность. Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми.
  4. Структура. В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.
  5. Последовательность. Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего.
  6. Формулировки. Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.
  7. Логика. Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками («Из-за… случилось…, что привело к…»).

Лучшая проверка — дать плану «отдохнуть» пару дней (или хотя бы часов), а затем, пользуясь только им, попробовать пересказать текст максимально близко к оригиналу.

Как составить план текста примеры

Полезные советы

Теперь, когда вы знаете, как составлять план текста по русскому языку, пора рассказать о небольших хитростях, которые помогут справиться с заданием быстрее и лучше.

  • Чтобы выделить смысловые блоки, ориентируйтесь на абзацы — как правило, в каждом содержится одна законченная мысль.
  • Выделяйте яркие образы, которые запомнились больше всего, и старайтесь использовать их в заголовках.
  • Поработайте над оформлением. Для основных пунктов обычно используется простая нумерация (1, 2, 3), а для подпунктов — двойная (1.1, 1.2, 1.3) или буквы (a, b, c).
  • Если не получается придумать заголовок, посмотрите, какие слова/термины используются в данном фрагменте чаще всего и отталкивайтесь от этого.
  • Черновой вариант план нужно набросать уже при первом чтении, когда вы следите за мыслью автора более внимательно и замечаете границы мыслей.

Как составлять план текста по русскому языку

Помните, что многое зависит от того, для чего вы пишете план. На контрольной можно просто перечислить основные темы, которые раскрываются в тексте. Но если вы делаете это для себя, чтобы лучше усвоить и запомнить материал, лучше не полениться и сделать сложный план, отметив важные детали.

Наниз Зуриет Заурбиевна

Как готовиться к устному ответу

Скачать:

Предварительный просмотр:

Как готовиться к устному ответу

При подготовке устного ответа воспользуйся следующими советами:

  1. Приступая к работе, вдумайся в формулировку данного вопроса. 
  2. Посмотри на вопрос, как на задачу. Проведи анализ (какими фактами ты располагаешь, к какому выводу можно подвести слушателей).
  3. Внимательно прочитай учебник. При чтении: выдели главную мысль; разбей прочитанное на смысловые абзацы; обрати внимание на чертежи, схемы, таблицы. Убедись, что всё понятно.
  4. Раздели лист на две части.

1)    в левой наметь план ответа. Следи, чтобы этапы плана не нарушали логических рассуждений.

б)    в правой части сделай необходимые выборки к пунктам плана: примеры, правила, формулировки, схематические записи.

  1. Если какие-то вопросы забыты, повтори пункт учебника, рекомендованный учителем. Смело обращайся к справочникам.
  2. Убедись, что каждый этап плана обоснован. Особое внимание обрати на наиболее важные факты.
  3. Повтори ответ по правой стороне листа, и придерживайся составленного плана.
  4. Опираясь на рецензию (план приведён ниже), оцени свой ответ.

При ответе у доски особо выдели: анализ, главную мысль, сделай вывод.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить характеристики от соседей для суда образец
  • Слишком крутое тесто для пельменей как исправить
  • Как найти свой номер в соцсетях
  • Как легко найти спавнер мобов в minecraft
  • Как найти информацию об осужденном