Как составить план выборочного пересказа текста

Существует несколько видов пересказа из которых подробный пересказ самый сложный.

Выборочный пересказ тоже представляет собой определенную сложность, но он используется чтобы пересказать отдельную часть текста, или отдельный диалог, может быть даже чтобы дать описание героя, словами сказки или других героев.

Это пересказ не всего произведения.

Но для его подготовки нам все равно лучше составить план, выделить нужные моменты на которые в приведенном отрывке следует обратить внимание, записать цитату, как опорные слова, запомнить особенности речи героев на данном отрывке, а уж потом отрепетировать пересказ.

Коррекционное развитие речи

09.02 Тема урока: Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем не просто пересказывать текст, а учится выбирать главное, высказывать свое мнение. Для этого следует быть внимательными и сосредоточенными.

Для начала давайте с вами вспомним, что такое «выборочный пересказ»:

Частичный (выборочный) пересказ.

Частичный (выборочный) пересказ проводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое.

Алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии.

1.      Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

2.      Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.

3.      Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).

4.      Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.

5.      Определяю, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).

6.      Составляю рассказ (вслух или мысленно).

7.      Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8.      Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.

Давайте прочитаем с вами текст:

В Японии часто случаются землетрясения. Поэтому здесь издавна строят лёгкие дома. Если они от землетрясения и разрушатся – не страшно, людей не задавят. Ведь дома сделаны из лёгких деревянных планок. Стены японцы иногда делают из промасленной, почти прозрачной бумаги, перегородки внутри раздвижные. Когда на дворе холодно, вместо печек разжигают металлические жаровни. От раскалённых угольков в комнатах сразу становится тепло.

По праздникам на всех домах развешивают фонарики из разноцветной бумаги. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут по две деревянные палочки. Вместо стульев разложат на полу мягкие подушечки. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку – журавлика.

Считается, что он приносит людям счастье.

Давайте составим план к тексту:

  1. Частые землетрясения

  2. Лёгкие дома

  3. Праздники

  4. Журавль-птица счастья

Перескажите только ту часть текста, в которой описаны праздники в японских домах:

Примерный выборочный пересказ:

По праздникам на всех японских домах развешивают фонарики из разноцветной бумаги. Когда придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут по две деревянные палочки. Вместо стульев разложат на полу мягкие подушечки. А когда станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку – журавлика, которая, как считают японцы, приносит людям счастье.

Давайте прочитаем с вами ещё один текст:

Дружок и Пушок.

У Шуры есть собака Дружок и кот Пушок. Дружок белый, а Пушок серый. Когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним, а Пушок ждет их на окошке. Дружок и Пушок живут дружно. Дружок любит грызть кости, а Пушок лакает молоко. Ночью Дружок не спит, он сторожит дом, а Пушок пугает мышей.

Давайте выпишем всё, что касается Дружка в левый столбик, а Пушка – в правый.

Дружок

Пушок

собака

кот

белый

серый

когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним

Пушок ждет их на окошке.

любит грызть кости

Лакает молоко

ночью не спит, а сторожит дом

Ночью пугает мышей

А теперь опираясь на выписанные слова, давайте выборочно перескажем текст сначала о Дружке, затем о Пушке.

Примерный пересказ о Дружке.

У Шуры есть собака Дружок, он белого цвета. Когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним. Собака любит грызть кости. Ночью Дружок не спит, он сторожит дом.

Примерный пересказ о Пушке.

У Шуры есть кот Пушок, он серого цвета. Когда Шура идет гулять с Дружком, Пушок ждет их на окошке. Кот любит молоко. Ночью Пушок пугает мышей.

Домашнее задание: выберите один из предложенных текстов и выполните к нему задание:

  1. Текст 1. «История картофеля»

Произошло это в Южной Америке лет пятьсот назад. Шёл отряд испанских завоевателей по густым лесам‑джунглям и набрёл на индейскую деревушку.

Стали незваные гости искать, чем бы поживиться, что бы такое поесть. Вдруг в одной хижине увидели какие‑то клубни. Очень вкусные и очень похожие на хорошо им знакомые грибы – тартуфоли. Испанцы так клубеньки эти и прозвали.

Новая еда им настолько понравилась, что они даже с собой в Испанию мешок тартуфолей прихватили. Отведали родичи моряков гостинцев – и ну плеваться: «Тьфу, гадость какая!» А всё почему? Сырыми их есть вздумали. Зато когда сварили, похвалили: «Вкусно!»

Из Испании клубни вскоре попали в Италию, потом – во Францию. Разбежались по всему миру. Угодили и к нам в страну. Наши прапрадедушки их прозвали картофелем, картошкой. Вкусная, сытная! Не зря же про неё говорят: «Картошка – второй хлеб!»

Задание: Перескажите только ту часть, в которой рассказывается, как испанцы нашли незнакомые клубни.

  1. Текст 2. «Как ёжик готовился зимовать»

Скоро наступит зима. Пора делать норку. Вырыл ежик себе норку под деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ежик вокруг дерева. А под деревом много сухих листьев. Нашел зверек листья и стал по ним кататься. Листья пристали к иголкам ежа. Потащил он их в свою норку. Освободил иголки от листьев и опять побежал листья накалывать. Натаскал ежик много сухих листьев, уложил их на дно норки. Теперь у ежа есть мягкая постелька. Не страшна ежику зима!

Задание: Перескажите только ту часть, в которой рассказывается, как ёжик сделал себе постельку.

Коррекционное развитие речи

07.02 Тема урока:
Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы
с вами познакомимся с выборочным пересказом текста, а также будет составлять
планы для пересказа.

Для начала давайте с вами узнаем, что
такое
«выборочный пересказ»:

Частичный (выборочный) пересказ.

Частичный (выборочный) пересказ проводится
как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое.

Алгоритм составления пересказа о герое
и воспроизведения одной сюжетной линии.

1.      Перечитываю
про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою
(событию).

2.      Определяю,
о чем говорится в каждом отрывке.

3.      Располагаю
отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые
номера).

4.      Продумываю
последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.

5.      Определяю,
какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).

6.      Составляю
рассказ (вслух или мысленно).

7.      Проверяю
по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8.      Рассказываю,
пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.

Давайте прочитаем с вами рассказ В.
Сухомлинского «Цветок или волчья пасть», составим к нему план и перескажем.

Шли из школы домой Сережа и Коля. Сережа был веселый, потому
что он получил «пятерку». А Коля был грустный и задумчивый. Он не выучил урок,
и учительница поставила ему «двойку».

         Был теплый весенний день. Сияло солнце. В голубом небе
плыло белое облачко.

         Сережа загляделся на облако и сказал: «Смотри, Коля,
какое красивое облако! Оно похоже на белую розу. У нее нежные, тоненькие
лепестки».

         Коля долго смотрел на облако, потом тихо сказал: «Где же
лепестки? Где цветок? Облако похоже на страшного волка. Он хочет на кого-то
броситься».

https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/371830/main_371830_original.jpg         Мальчики долго смотрели на
облако, и каждый видел свое.

Разделим наш текст на части и
составим план:

Прочитаем первую часть текста: Шли из школы домой
Сережа и Коля. Сережа был веселый, потому что он получил «пятерку». А Коля был
грустный и задумчивый. Он не выучил урок, и учительница поставила ему «двойку».

Давайте предложим первый пункт плана: Ребята идут из школы

Запишите в тетрадь

1.    
РЕБЯТА ИДУТ ИЗ ШКОЛЫ

https://pbs.twimg.com/media/D0kMT6QWwAAPXQu.jpg:largeПрочитаем вторую часть текста: Был теплый весенний
день. Сияло солнце. В голубом небе плыло белое облачко.

Давайте предложим первый пункт плана: Тёплый весенний день.

Запишите в тетрадь

2.    
Фото облака, руки, цветы (40 фотографий)ТЁПЛЫЙ ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ

Прочитаем третью часть текста: Сережа загляделся на
облако и сказал: «Смотри, Коля, какое красивое облако! Оно похоже на белую
розу. У нее нежные, тоненькие лепестки».

Давайте предложим третий пункт плана: Серёжа видит белую розу

Запишите в тетрадь

3.    
СЕРЁЖА ВИДИТ БЕЛУЮ РОЗУ

Прочитаем четвёртую часть текста: Коля долго
смотрел на облако, потом тихо сказал: «Где же лепестки? Где цветок? Облако
похоже на страшного волка. Он хочет на кого-то броситься».

https://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2013/04/894800_1.jpgДавайте предложим четвёртый пункт плана: Коля видит страшного волка

Запишите в тетрадь

4.    
КОЛЯ ВИДИТ СТРАШНОГО ВОЛКА

Прочитаем пятую часть текста: Мальчики долго смотрели на облако, и каждый видел
свое.

Давайте предложим четвёртый пункт плана: Каждый видел своё

Запишите в тетрадь

5.    
КАЖДЫЙ ВИДЕЛ СВОЁ

В тетради у вас должен получиться следующий план
пересказа:

1.    
Ребята идут из школы

2.    
Тёплый весенний день

3.    
Серёжа видит белую розу

4.    
Коля видит страшного волка

5.    
Каждый видел своё

Используя данный план, давайте расскажем о Серёже.

Примерный план пересказа, который у нас получился.

Сережа шел из школы с Колей. Он был веселый, потому
что получил «пятерку». Коля получил двойку, поэтому был грустный. Был теплый
весенний день. Ярко светило солнце. По небу плыло белое облако. Сережа
посмотрел на облако и сказал: «Оно похоже на белую розу с нежными, тоненькими
лепестками». А Коля посмотрел и сказал, что видит страшно­го волка, который хочет
броситься на кого-то. Каждый ви­дел свое.

Домашнее задание: запишите в тетрадь, что такое выборочный пересказ и алгоритм составления
пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии.

ПАМЯТКА

«Как научитьcя пересказывать текст»

  ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.

2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.

3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.

4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

5. Вырази идею в одном предложении.

6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).

7. Раздели текст на части, озаглавь их.

8. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).

9. Составь план пересказа.

10. Пользуясь планом, перескажи произведение.

11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)  

 ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Внимательно прочитай текст, выясни значение непонятных слов.

2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.

3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки.

4. Определи основную мысль пересказа.

5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.

6. Составь план отобранного текста.

7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа. 

   КРАТКИЙ (СЖАТЫЙ) ПЕРЕСКАЗ

1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.

2. Выдели в тексте все его части.

3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?

4. Составь план сжатого пересказа.

5. В каждой части выдели главное.

6. Отметь то, что можно объединить.

7. Подумай, как связать части между собой.

8. Изложи сжато каждую часть. 

ТВОРЧЕСКИЙ  ПЕРЕСКАЗ

1.  С изменением лица рассказчика 

2. Пересказ от лица одного из персонажей. Войти в роль героя рассказа, т.е. «перевоплотиться», понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

3. Творческое дополнение текста. Такие  дополнения, в которых «проектируется» судьба любимых героев.

4. Словесное рисование. Обычно рисуются словесные картины к эпизодам. Вариантом словесного рисования может быть воображаемая экранизация (стоп-кадр)

5. Инсценирование текста.

ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.

2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.

3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.

4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

5. Вырази идею в одном предложении.

6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).

7. Раздели текст на части, озаглавь их.

8. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).

9. Составь план пересказа.

10. Пользуясь планом, перескажи произведение.

11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Внимательно прочитай текст, выясни значение непонятных слов.

2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.

3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки.

4. Определи основную мысль пересказа.

5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.

6. Составь план отобранного текста.

7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа.

СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.

2. Выдели в тексте все его части.

3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?

4. Составь план сжатого пересказа.

5. В каждой части выдели главное.

6. Отметь то, что можно объединить.

7. Подумай, как связать части между собой.

8. Изложи сжато каждую часть.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить фотопроект
  • Как найти поперечную мышцу живота
  • Как найти картинку по куску
  • Как найти девушку в ереване
  • Как найти чужие айпи адреса