Как составить план выездной налоговой проверки

Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок

^К началу страницы

С 15 марта 2016 года иностранные организации, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации, обязаны соблюдать все обязанности налогоплательщиков, установленные статьей 23 НК РФ. При этом в случае проведения выездной налоговой проверки иностранной организации, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом Российской Федерации, такая проверка будет проводиться по месту нахождения обособленного подразделения данной организации в РФ (п. 1 статьи 89 НК РФ).

Выездную налоговую проверку проводит налоговый орган:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту жительства физического лица;
  • по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном п. 8 ст. 246.2 НК РФ;
  • уполномоченный ФНС России на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации.

Выездную налоговую проверку организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, проводит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную выездную налоговую проверку филиала или представительства проводит налоговый орган:

  • по месту нахождения такого подразделения;
  • уполномоченный на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении филиалов и представительств, имеющих место нахождения на территории этого субъекта Российской Федерации.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.

Выездная
налоговая проверка физического лица, не являющегося индивидуальным
предпринимателем, ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других
лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, имеет свои
особенности.

Представители
налоговых органов не могут находиться в этих жилых помещениях помимо или против
воли проживающих в них физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого
согласия выездная налоговая проверка, будет проводиться по месту нахождения
налогового органа.

В случае, если налогоплательщик — физическое лицо препятствует проведению проверки, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных
налогоплательщиках в случаях отказа допустить должностных лиц налогового органа
к осмотру производственных, складских торговых и иных помещений и территорий,
используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с
содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух
месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов,
отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения
учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить
налоги.

Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:

  • налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует
    о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной
    проверки;
  • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение,
    пожар или другие чрезвычайные происшествия;
  • вы не представили в установленный
    срок документы по требованию налоговых органов;
  • имеются иные обстоятельства.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В некоторых случаях срок выездной проверки может быть приостановлен (общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев), при этом перечень таких случаев строго определен:

  • в связи с необходимостью получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров;
  • в связи с необходимостью проведения экспертизы;
  • перевода на русский язык документов, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке и истребования у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки.

Пример: Налоговый инспектор А.А.Иванов проводил выездную проверку организации ООО «ХХХ» и 20 октября 2011 года инспектор составил справку о проведенной выездной налоговой проверке. Таким образом, датой окончания проведения проверки является 20 октября 2011 года.

Выездные налоговые проверки проводятся в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а с 01.01.2017 и в отношении плательщиков страховых взносов (п. 17 статьи 89 НК РФ).

Форма акта выездной налоговой проверки

^К началу страницы

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае если лицо, в
отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от
получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой
проверки, и акт налоговой проверки (с необходимыми приложениями) направляется
по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного
подразделения) или месту жительства физического лица и датой вручения этого
акта в этом случае будет шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Процедуры, возможные при проверке

^К началу страницы

Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ)

Инвентаризация проводится с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки.

Осмотр (ст. 91, 92 НК РФ)

Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

Выемка (ст. 94 НК РФ)

Выемка документов и предметов производится для того, чтобы выявить и подтвердить достаточными доказательствами нарушения налогового законодательства.

Экспертиза (ст. 95 НК РФ)

В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

Допрос (ст. 90 НК РФ)

В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок проводится допрос свидетеля, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ)

Налоговые органы вправе вызывать для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ)

Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Привлечение переводчика
(ст. 97 НК РФ)

В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

Часто задаваемые вопросы

^К началу страницы

Каким
образом можно провести выемку документов, находящихся в жилом помещении (при
отсутствии офиса, производственных помещений) проверяемого физического лица?

Возможность
проведения проверки физического лица, не являющегося индивидуальным
предпринимателем, установлена статьей 89 НК РФ.
Однако
ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в
жилых помещениях проверяемого физического лица, представители налоговых органов
не могут:

  • находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них
    физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая
    проверка, как представляется, будет проводиться по месту нахождения налогового
    органа (ст. 25 Конституции Российской Федерации и п. 5 ст. 91 НК РФ);
  • провести осмотр жилых помещений проверяемого физического лица, а также другого
    имущества проверяемого физического лица, находящегося в жилых помещениях (ст.
    92 НК РФ);
  • произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях
    проверяемого физического лица, даже если проверяемое физическое лицо не
    представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок (ст.
    ст. 93 и 94 НК РФ).

Однако
в рамках выездной проверки независимо от наличия согласия проверяемого
физического лица налоговые органы могут:

  • запросить у него необходимые для проверки документы;
  • провести осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его
    нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым
    помещением;
  • произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях
    проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило
    запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;
  • вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому
    могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового
    контроля (ст. 90 Налогового кодекса), привлечь специалистов и экспертов (ст.
    ст. 95 и 96 НК РФ);
  • истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися
    деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию (ст.
    93.1 НК РФ).
  • В случае если налогоплательщик — физическое лицо
    препятствует проведению проверки, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие
    уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них
    информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных
    налогоплательщиках в случаях отказа допустить должностных лиц налогового органа
    к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий,
    используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с
    содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух
    месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов,
    отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения
    учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить
    налоги.

В ходе
выездной налоговой проверки проверяемый налогоплательщик — физическое лицо
умер.

Как оформить результаты проверки и какое вынести решение? А также, каким образом возможно реализовать материалы выездной налоговой проверки, если после составления акта по результатам проверки единственный руководитель и учредитель организации умер?

В
соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате
налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица —
налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном
гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

С
момента смерти физического лица, в отношении которого проводится либо проведена
выездная налоговая проверка, соответственно, прекращается проверка либо
процессуальные действия по составлению акта проверки, а также рассмотрению
материалов налоговой проверки, в зависимости от того, на какой стадии
налогового контроля наступил указанный факт, с которым ст. 44 НК РФ связывает прекращение налоговых обязательств.

Завершение
контрольных мероприятий рекомендуется оформить докладной запиской на имя
начальника (заместителя начальника) инспекции, составленной проверяющими, с
приложением документов, подтверждающих факт смерти (объявления умершим)
физического лица.

По
реализации мероприятий налогового контроля в случае смерти единственного
учредителя и руководителя организации необходимо отметить следующее.

В
соответствии с п. 1 ст. 1176 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее —
ГК РФ) в состав наследства участника общества с ограниченной ответственностью
входит доля этого участника в уставном капитале общества.

Согласно
п. п. 1, 2 ст. 1163 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается
наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия
наследства, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. При наследовании как
по закону, так и по завещанию свидетельство о праве на наследство может быть
выдано до истечения шести месяцев со дня открытия наследства, если имеются
достоверные данные о том, что кроме лиц, обратившихся за выдачей свидетельства,
иных наследников, имеющих право на наследство или его соответствующую часть, не
имеется.

Если
в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления,
в частности доля в уставном капитале хозяйственного общества, нотариус, в
соответствии со ст. 1026 ГК РФ, в качестве учредителя доверительного управления
заключает договор доверительного управления этим имуществом (ст. 1173 ГК РФ).

В
сложившейся ситуации полагаем целесообразным связаться с нотариусом, за которым
закреплен соответствующий нотариальный участок по месту жительства бывшего
учредителя организации для прояснения вопросов наследования доли в уставном
капитале общества и инициирования в необходимом случае доверительного
управления наследственным имуществом. Полагаем, что доверительный управляющий
вправе будет получить акт налоговой проверки, а также представлять
налогоплательщика при рассмотрении материалов налоговой проверки.
В случае если никто из наследников не обратится за
выдачей свидетельства о наследстве и имущество общества перейдет в доход
государства, завершение контрольных мероприятий рекомендуется также оформить
докладной запиской на имя начальника (заместителя начальника) инспекции,
составленной проверяющими, с приложением документа, подтверждающего факт смерти
(объявления умершим) учредителя (руководителя) организации, а также документа,
подтверждающего право государства на наследство, выдаваемое нотариальным
органом.

Характерные нарушения

^К началу страницы

Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проведения налоговых проверок, представлены в таблице.


Выездные налоговые проверки 2023: полный алгоритм и советы как снизить риски

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

За прошлый год количество проведения выездных проверок ФНС выросло. Средняя сумма доначислений также увеличилась.

По данным аналитической службы FinExpertiza, по результатам девяти месяцев 2022 года компаниям доначислили 597,8 млрд рублей.

Это в 2,2 раза превышает показатели за аналогичный период 2021 года (см. рисунок ниже).

image3.png

Источник: finexpertiza.ru

Все данные говорят о том, что после пандемийных отсрочек и льгот, сотрудники ФНС стали активнее и чаще проверять правильность расчетов и платежей в бюджет. Ведь нужно срочно восполнить образовавшиеся недостачи средств.

Бизнесу не стоит уповать на мораторий по проверкам, который продлили до конца 2023 года. Он распространяется лишь на неналоговые ревизии, да и то плановые.

Советуем определить, находится ли ваша компания в зоне риска, и заранее подготовиться к приходу ревизоров из ИФНС. Советы в статье помогут в этом.

К кому могут прийти с выездной проверкой: основания для проведения

Когда сотрудники ФНС составляют план на год, кого проверить на месте, и принимают решение, кого в этот план включить, они берут во внимание ряд критериев из Концепции планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Здесь не только низкая налоговая нагрузка или убытки, есть и другие.

Удобство утвержденной Концепции в том, что она едина для всех. По ней можно самостоятельно оценить риски проведения выездного контроля.

Какие факторы повышают риск выездной проверки

В концепции ФНС всего 12 критериев. Их можно условно поделить на две группы: связанные с платежами в бюджет и общеэкономические показатели деятельности компании.

Налоговые показатели

У компаний и ИП выше шансы, что в их отношении будет проводиться ВНП, в следующих случаях:

  • налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой;

  • доля вычетов по НДС 89% и выше от начисленного за 12 месяцев;

  • убытки по данным отчетности не менее двух лет;

  • высокие налоговые риски: сделки через цепочку контрагентов, с привлечением фирм-однодневок;

  • непредставление пояснений и/или запрашиваемых документов;

  • для плательщиков на спецрежимах: минимум два раза за год приближались к ограничениям по спецрежимам (в пределах 5 %) из-за невыполнения лимитов по доходам, стоимости ОС, количеству работников;

  • для ИП на ОСНО: профессиональный налоговый вычет (расходы) по декларации превысил 83% от дохода.

Свою роль сыграет и «миграция» между инспекциями. Смена ИФНС как минимум дважды – уже риск попасть в план проверок.

Как экономить налоги законно и без проблем из ФНС? Рассказывают наши эксперты на онлайн-курсе про налоговую оптимизацию в 2023 году. 

Оформить курс в рассрочку

Экономические индикаторы

В этой части ИФНС обратит внимание на:

  • среднемесячную зарплату в расчете на одного работника ниже отраслевого показателя в регионе или «в конвертах»;

  • уровень рентабельности, который меньше среднеотраслевого на 10% и более.;

  • большие расхождения между доходами и расходами, как например: расходы растут быстрее доходов; доходы уменьшаются быстрее, чем расходы; расходы растут, а прибыль наоборот падает.

Как в итоге отберут кандидатов на ВНП

Тот факт, что у вашей компании присутствует один из критериев, или даже несколько, еще не означает, что вы точно попадете в план по выездному контролю.

Ведь у вас могли быть уважительные причины, которые объясняют тот или иной «нехороший» показатель. Например, за последние два года не было прибыли, потому что сначала пандемия, а потом санкции сказались на логистической цепочке и оборотах бизнеса.

Налоговая это тоже понимает и допускает. Поэтому прежде чем решить, будет проводиться ВНП или нет, инспекторы:

  • запросят пояснения во время камералки (п. 3 ст. 88 НК);

  • вызовут представителя компании или ИП на комиссию по легализации налоговой базы (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК).

Высокая вероятность стать кандидатом на выездную проверку есть тогда, когда предварительный анализ показывает возможность крупных доначислений по ее итогам.

Как защититься от обвинения в налоговых схемах? Советует адвокат на вебинаре. Смотреть запись. Бесплатно для подписчиков Клерк.Премиум.

Кого не проверяют в 2023 году и позже

С выездными проверками не придут к тем, кто перешел на налоговый мониторинг. Также временный мораторий введен на ВНП мобилизованных ИП и учредителей и аккредитованных ИТ-компаний.

Скажем про каждую категорию подробнее.

Подключенные к налоговому мониторингу

Налоговый мониторинг – особая форма налогового контроля для крупных организаций (п. 3 ст. 105.26 НК).

Суть в том, что компания обменивается с ИФНС данными о текущей финансово-хозяйственной деятельности в режиме реального времени.

В свою очередь, и система ФНС может также оперативно отправить указания на допущенные нарушения.

Все то время, пока организация подключена к налоговому мониторингу, выездной плановый контроль в отношении нее проводиться не может (п. 5.1 ст. 89 НК).

Есть лишь некоторые исключения, когда ВНП все еще возможна:

  • УФНС хочет проконтролировать ИФНС, проводившую мониторинг;

  • мониторинг прекращен досрочно;

  • компания не выполнила мотивированное мнение ИФНС;

  • в периоде без мониторинга фирма сдала уточненка к уменьшению за период, когда мониторинг еще был.

Мобилизованные

В связи с частичной мобилизацией, объявленной Указом Президента от 21.09.2022 № 647, приостановлены и не будут назначаться любые выездные проверки в отношении:

  • мобилизованных ИП,

  • организаций, где мобилизованные являются единственными директорами-учредителями (участниками).

Возобновить налоговый контроль, в том числе назначить новые ВНП, могут не ранее 29 числа третьего месяца после окончания демобилизации (постановление Правительства от 20.10.2022 № 1874).

IT-компании

Аккредитованные ИТ-организации до 3 марта 2025 года освобождены от выездных проверок Указом Президента от 02.03.2022 № 83. Разрешены только те проверки, которые назначены с согласия вышестоящего руководства.

Уже назначенных ВНП в отношении IT-фирм мораторий не коснулся – их завершат в изначально обозначенный срок. Но приостанавливать или продлевать такие ревизии налоговики не вправе (письмо ФНС от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).

Как успешно пройти допрос в налоговой? Какие уловки используют инспекторы? Прослушайте запись вебинара и узнаете все нюансы. Бесплатно для подписчиков Клерк.Премиум.

Как и где проходят выездные проверки

Задача выездной налоговой проверки – выявить неуплаченные суммы по налогам. Порядок по НК предполагает, что инспекторы сами приезжают в компанию и проверяют необходимую документацию.

Конечно, на руках должно быть основание – официальное разрешение. Но в реальности не всегда все проходит именно так.

Место проведения

По общему правилу выездная налоговая проверка должна проводиться по месту нахождения налогоплательщика.

В то же время инспекторы могут остаться у себя и изучать все данные на своих местах, если компания или ИП не могут предоставить помещение (п. 1 ст. 89 НК). Так обычно и происходит на практике.

В реальности налоговики могут прийти один-два раза на территорию налогоплательщика, а потом просто запрашивают все, что нужно для проверки – документы, сведения, пояснения.

Могут направить требования по телефону, онлайн или вручить лично. Инспекторы изучат полученные документы, сверят со своими данными и вынесут итоговое решение по проверке.

Что еще могут делать инспекторы в ходе ВНП, будем говорить дальше в статье.

Основание для ВНП

Налоговики не вправе начинать ревизию и присылать какие-либо запросы, если не предъявили решение о проведении ВНП.

Оно должно быть подписано начальником инспекции или его замом (п. 1 ст. 89 НК).

В решении должны быть следующие данные:

  • название проверяемой организации или ФИО предпринимателя;

  • налоги, сборы, страховые взносы, которые будут проверять;

  • проверяемый период;

  • состав проверяющих.

Сколько длится проверка: сроки

После того, как оформлено решение руководителя ИФНС (или его заместителя) о назначении выездного контроля, у инспекторов есть 2 месяца на все мероприятия. Такой срок предусмотрен статьей 89 НК.

На деле выездные ревизии длятся дольше, поскольку у налоговиков есть право приостанавливать процесс. Например, ИФНС может взять паузу на время запроса документов у контрагентов, банков и т.д.

По каждому стороннему партнеру возможна только одна приостановка ВНП. А в целом продолжительность всех пауз не должна превышать 9 месяцев.

Что проверяют при ВНП

Вообще проверить могут любые налоги, сборы или взносы. Но если в решении о проведении ВНП указан какой-то конкретный налог, то документы и сведения могут запрашивать только по нему.

Проверяемый период

Что касается периода проверки, то он ограничен – не может превышать 3 лет, предшествующих году назначения такого контроля.

Например, если ревизия назначена в 2023 году, то проверить могут лишь 2020, 2021 и 2022 годы. Уже истекшую часть 2023 года тоже могут захватить (письмо ФНС от 17.04.2019 № ЕД-4-2/7305).

Отдельные исключения по периодам названы в статье 89 НК.

Цели и задачи, которые преследуют налоговики

Что собственно ищут проверяющие:

  • верно ли определена налогооблагаемая база, нет ли нарушений бухучета, доходов и расходов компании,

  • соответствует ли декларируемый режим налогообложения фактическому роду бизнеса проверяемой организации или ИП;

  • правильно ли исчислены налоги, полностью ли уплачены в бюджет, нет ли просрочек.

Также в процессе ВНП вскрываются арифметические, неумышленные либо преднамеренные ошибки, неточности в документах.

Все найденные искажения ИФНС фиксирует и дает оценку нарушений учета, которые повлекли занижение налоговой базы.

Какие мероприятия допустимы в составе ВНП

В ходе выездного контроля инспекторы не только запрашивают документы, они могут осматривать помещения, проводить инвентаризацию имущества и многое другое.

Пройдемся по каждому виду контрольного мероприятия, который возможен.

Истребование документов у проверяемого

Как мы упоминали ранее, часто ВНП сводится к тому, что налоговая просто направляет требование о представлении документов, а затем изучает все, что получила для рассмотрения.

Пока длится срок проверки, таких требований может быть сколько угодно раз. Извещения придут онлайн по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, либо на бумаге – обычной почтой или через вручение лично.

На исполнение требования у бухгалтера есть 10 дней. Если времени не хватает, можно продлить срок – не позже следующего рабочего дня отправить ходатайство в ИФНС.

Правильно отвечать на любые требования ИФНС и грамотно формировать копии документов, в том числе электронных, вам поможет статья.

Истребование документов у контрагентов

Когда налоговики хотят убедиться, что сделка не выдумана и контрагент действительно существует, они истребуют у него документы.

Это может произойти не только по ходу ВНП, но и на этапе подготовки к ней. Такое право есть у ИФНС в силу пункта 2 статьи 93.1 НК.

Как происходит запрос?

Инспекция, которая проводит выездную, отправляет поручение в ИФНС по месту учета контрагента. И уже та направляет требование в нужную компанию или ИП.

Контрагенту дается на ответ 5 рабочих дней, в том числе с возможностью продлить данный срок.

Допрос свидетеля

Помимо анализа и сверки документов, в рамках ВНП инспекторы могут допрашивать свидетелей.

Таковыми могут выступать любые физлица, не только сотрудники или руководитель компании, это могут быть и представители контрагентов.

Другими словами – все, кому известны какие-либо обстоятельства, значимые для налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК).

Исключение: граждане, у которых был особый доступ к информации компании в силу исполнения своих профобязанностей, как например адвокаты, аудиторы. Их допрашивать ИФНС не вправе.

За неявку свидетелю грозит штраф 1 000 руб., а за отказ от дачи показаний – 3 000 руб. (ст. 128 НК).

В любом случае у каждого есть право отказаться от дачи свидетельских показаний на основании статьи 51 Конституции: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников» (п. 3 ст. 90 НК).

Как успешно пройти выездную налоговую проверку? Какие первые действия предпринимать при приходе выездной? Получите инструкции от эксперта. Смотреть запись вебинара. Бесплатно для подписчиков Клерк.Премиум.

Проведение экспертизы

Сотрудники ИФНС прибегают к экспертизе , когда нужны специальные знания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК). Например, когда нужно:

  • установить подлинность подписей;

  • проверить, соответствует ли расход сырья количеству выпущенной продукции;

  • определить рыночную стоимость работ.

Чтобы заключение эксперта признали потом в качестве доказательства, важно, чтобы инспекция предварительно прислала уведомление о назначении экспертизы проверяемую компанию или ИП. Она должна ознакомить с постановлением, разъяснить права и составить протокол.

Осмотр

Налоговые органы могут осматривать (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК):

  • складские, производственные, торговые и любые другие помещения,

  • территории, которые налогоплательщик использует для получения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения.

При этом инспекторы вправе изучать данные, хранящиеся в памяти компьютеров (определение ВС от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).

Чтобы результаты осмотра признавались доказательствами, должны быть выполнены все обязательные требования из статьи 92 НК:

  • присутствие налогоплательщика или его представителя;

  • наличие понятых;

  • составление протокола;

  • подписи всех лиц, участвующих в осмотре.

Инвентаризация имущества

При необходимости налоговики инициируют инвентаризацию, следуя порядку из приказа Минфина № 20Н, МНС № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999. Основные требования:

  • Должно быть распоряжение руководителя ИФНС;

  • В инвентаризации должны участвовать представители, материально ответственные лица и работники бухгалтерии налогоплательщика;

  • Результаты нужно фиксировать в описи;

  • Итоги – в специальной ведомости.

Выемка документов и предметов

Выемка может проводиться только в присутствии налогоплательщика или его представителя, а также понятых (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК).

По окончании процедуры они должны подписать протокол.

К такой крайней мере получения документов прибегают только в двух случаях:

  1. Компания или ИП отказывается сама представить истребованные документы или нарушает сроки. Тогда изымают все то, что было изначально в требовани ИФНС.

  2. Есть основания полагать, что необходимые документы, предметы могут быть уничтожены, изменены, сокрыты и т.п.

Как заканчивается выездная налоговая проверка: оформление результатов

В последний день ревизии сотрудники ИФНС оформляют справку. В ней проверяющие пишут, что проверено и сколько времени затрачено, ставят обязательно свои подписи. Такую справку с результатами они должны вручить компании или предпринимателю.

После того, как налоговики составили справку, у них есть еще 2 месяца на оформление акта по итогам выездной (п. 1 ст. 100 НК).

В нем отражают найденные нарушения. Но даже в случае, когда никаких ошибок и нарушений в учете не найдены, акт все равно обязателен.

В течение 5 рабочих дней налоговики должны вручить акт проверяемому налогоплательщику. В документе расписываются проверяющие и представитель предприятия.

Как действовать после получения акта выездной проверки ИФНС

Сразу предупредим, что отказываться получать акт или уклоняться нет смысла.

Во-первых, за это грозит штраф до 50 000 руб.

Во-вторых, в случае уклонения налоговая направит документ по почте заказным письмом, и тогда он будет считаться полученным на шестой день.

Если с решением инспекторов по результатам ВНП или с частью выводов вы не согласны, лучше подать письменные возражения в инспекцию. На это дается 1 месяц с даты, когда вы получили акт.

Как оформить возражения на акт ВНП

Возражения можно составить в произвольной форме. Для основы достаточно взять структуру акта ВНП и поделить ее условно на 3 части:

В первой части:

  • наименование и адрес инспекции, в которую вы подаете возражения;

  • наименование, адрес, ИНН (КПП) вашей организации (Ф.И.О., адрес регистрации и ИНН для ИП);

  • номер и дата акта;

Во второй части:

  • факты и выводы инспекторов, с которыми вы не согласны, и обоснование ваших возражений;

  • ссылки на нормативку в редакции, действовавшей в спорный период;

  • ссылки на официальные разъяснения Минфина, ФНС или регионального управления ФНС. Если ваша инспекция давала разъяснения по спорным вопросам, рекомендуем сослаться и на них;

  • ссылки на судебную практику, которая подтверждает ваши выводы. В первую очередь лучше решения высших судов и судебка по вашему округу;

  • обстоятельства, смягчающие ответственность или исключающие привлечение вас к ответственности, если считаете что они есть.

Смягчающие обстоятельства можно не включать в возражения, а заявить их отдельно. Для этого составьте и подайте в инспекцию ходатайство об уменьшении штрафа.

  • ссылки на ваши документы, которые подтверждают обоснованность возражений. Их заверенные копии приложите к возражениям;

В последней части:

  • подведите итог всему сказанному выше. Например, укажите, что недоимки не возникло, поэтому нет оснований для начисления штрафа и пеней за несвоевременную уплату налога;

  • укажите на то, что вы просите вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в случае оспаривания акта полностью);

  • перечислите подтверждающие документы, которые вы прикладываете в качестве обоснования своих доводов.

Как обжаловать решение по итогам проверки

Обжаловать действия налоговой можно сразу в УФНС. Для этого в течение месяца вы можете подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. К апелляции приложите документы, необходимые для аргументации вашей позиции.

Обратите внимание, что саму жалобу нужно направлять в ИФНС, которая вынесла решение по итогам ревизии. А она уже перенаправит ее дальше в УФНС на рассмотрение.

Образец составления апелляционной жалобы в УФНС:

image.png

image.png

Можно ли подготовиться к ВНП и как минимизировать риски

Чтобы заранее избежать неприятностей, стоит периодически проводить внутренний и внешний аудит.

Хорошо будет, если квалифицированные консультанты посмотрят на учет глазами ИФНС, проанализируют возможные ошибки и риск доначислений.

Лучше сразу избегать спорных расходов или вычетов, не принимать к учету без необходимых документов.

Если увидели ошибку, не ждите прихода налоговиков – доплатите в бюджет сейчас, чем через пару лет с огромными суммами пеней и штрафов.

Когда уже получили уведомление о выездной налоговой проверке, рекомендуем сделать следующее:

  1. Обучите работников, как себя вести с проверяющими и как отвечать на их вопросы.

  2. Наведите порядок в документах и учете: проверьте первичку, подписи и оригиналы, избавьтесь от лишнего.

  3. Организуйте помещение для сотрудников ИФНС (если проверка на вашей территории) и уберите все, что не связано с проверкой.

  4. Подготовьте журнал проверок, чтобы записать в нем дату, время и цель визита. Лучше всего, если это сделает сам инспектор.

Подготовиться к выездной проверке вам поможет вебинар с подробными инструкциями. Смотреть запись.

Может ли ИФНС проводить сразу несколько выездных проверок в отношении налогоплательщика

Налоговая не может приходить с выездным контролем больше 2 раз в течение календарного года. Но допустима повторная проверка, как исключение.

Повторная выездная проверка может проводиться только в трех случаях:

  1. Вы направили уточненку по ходу камералки и в ней сумма к уменьшению налога.

  2. Региональная инспекция или УФНС усомнились в результатах работы вашей налоговой. Например, если в ходе ВНП проверяющие доначислили меньше налогов, чем нужно.

  3. В вашей организаци или у ИП идет реорганизация или ликвидация.

Продолжительность проведения повторной проверки – 2 месяца, как и при обычной выездной проверке.

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок — это сформулированные в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ принципы контрольной деятельности ФНС. Этот документ призван не только повысить эффективность контрольной деятельности ФНС, но и предотвратить правонарушения. В статье расскажем о том, как планируются контрольные выездные мероприятия и каков период выездной налоговой проверки.

Концепция планирования выездных налоговых проверок

С целью осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах органы ФНС наделены правом проводить выездные налоговые проверки (ВНП).

Принятие решения о проведении в отношении определенного лица выездной налоговой проверки не происходит спонтанно и исключительно по желанию проверяющего инспектора. Такое решение обусловлено наличием определенных факторов и обстоятельств, понимание которых позволит вам с высокой степенью вероятности понимать — ждать ли в скором времени проверки или нет.

Поможет в проведении самопроверки и упомянутый Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, поскольку Приложение 2 содержит критерии для самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. О том, как использовать эти критерии, мы писали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС».

Процедура планирования

В самом общем виде планирование выездных налоговых проверок можно представить следующим образом:

Принятие решения о проведении в отношении лица предпроверочного анализа (ППА)

Так или иначе ФНС проверяет всех налогоплательщиков. И самым первым фильтром является определение круга лиц, в отношении которых будет проводиться ППА.

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки осуществляется фискальными органами на основе:

  • Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», где определено 12 критериев, которые негативно характеризуют налогоплательщика;
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из вышестоящего органа ФНС (УФНС России по субъекту);
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из иных отделов инспекции (например, из отдела камеральных налоговых проверок).

Принятие решения о проведении в отношении плательщика налогов ППА не формализовано, происходит в рабочем порядке и о нем сам плательщик не информируется.

Проведение в отношении лица ППА

Если ваша компания в итоге попала в поле зрения налоговиков по причинам, описанным выше, это еще не означает, что в отношении нее гарантировано будет проведена ВНП. Сегодня перед ФНС обоснованно стоит задача повышения эффективности контроля в области начисления и уплаты налогов и сборов. Это означает, что перед принятием решения о проведении ВНП фискальный орган уже должен иметь предварительную информацию о потенциальных нарушениях лицом налогового законодательства, а также о возможности фактического взыскания с него предполагаемых сумм доначисленных налогов, пени и штрафов.

Именно для этого в отношении налогоплательщиков проводится ППА, в рамках которого органы ФНС используют следующие инструменты и источники информации:

  1. Запрос информации у иных государственных органов (ФТС России, Росимущество, МВД и т. д.).
  2. Запрос информации у контрагентов налогоплательщика и банков в порядке ст. 93.1 НК РФ.
  3. Информация о налогоплательщике из общих источников информации в сети интернет.
  4. Информация о судебных делах с участием налогоплательщика.
  5. Некоторые контрольные мероприятия, предусмотренные гл. 14 НК РФ (осмотр помещений, истребование пояснений и др.).
  6. Использование специализированных информационных ресурсов ФНС (например):
    • АСК НДС-2 позволяет установить т. н. «налоговый разрыв» в цепочке по НДС;
    • ПИК «Однодневка» — база данных «технических» компаний;
    • ФИР (федеральный информационный ресурс) — база допросов, осмотров, справок 2-НДФЛ;
    • ПК «ВАИ» (визуальный анализатор информации) — выявляет взаимозависимых лиц, источники их доходов и иную информацию.

По итогам ППА выносится заключение, в котором отражается следующая информация:

  1. Целесообразность проведения ВНП.
  2. Рекомендуемый план мероприятий, которые необходимо будет провести в рамках ВНП.
  3. Рекомендации по составу проверяющих (в т. ч. необходимость включения в их состав представителей правоохранительных органов).
  4. Потенциальная сумма доначислений по итогам ВНП.
  5. Возможность фактического взыскания доначисленных по итогам ВНП сумм.

Принятие решения о проведении в отношении лица выездной проверки

В итоге с учетом заключения по ППА принимается решение о проведении в отношении конкретного налогоплательщика ВНП. Если такое решение принимается, то оформляется официальным документом по установленной форме и вручается налогоплательщику.

Сроки

Период проведения выездной налоговой проверки (то есть срок, в течение которого может проводиться выездная проверка), в соответствии с п. 6, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ, составляет:

  • 2 месяца — по общему правилу;
  • до 4 и даже 6 месяцев — если существуют обстоятельства, позволяющие продлить срок. Они перечислены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (например такие, как наличие у компании обособленных подразделений, форс-мажор — пожары, наводнения и т. п., появление новой информации о правонарушениях в сфере налогов и др.);
  • до 1 года, если помимо продления срока проверки будут приниматься решения о ее приостановлении по основаниям, указанным в п. 9 ст. 89 НК РФ.

Вам может быть интересно:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы расскажем о последних новостях и публикациях

Любую организацию или индивидуального предпринимателя интересует, насколько велика вероятность налоговой проверки, когда его бизнес подвергнется столь серьезному испытанию. Практика показывает, что по результатам таких проверок, как правило, доначисляются недоимки по налоговым платежам, штрафы и пени в значительном размере и лишь 7 % налогоплательщиков избегают доначислений.

Расскажем, по каким критериям обычно составляется план налоговых выездных проверок, у каких организаций имеются риски попасть в этот план.

План налоговой проверки готовится на основе предпроверочного анализа деятельности организации и утверждается управлением ФНС. Такой анализ проводят аналитики. Это могут быть отделы или специально созданные группы в налоговой инспекции.

Как проводят предпроверочный анализ?

В рамках предпроверочного анализа аналитики изучают информацию о компании, полученной как из внешних, так и внутренних источников. Схема проведения анализа представлена на рис. 1.

У банка, в котором открыты счета организации, запрашивается расширенная выписка за проверяемый период, внимательно изучаются контрагенты компании — претендента на проверку. Кроме этого, инспекторы изучают общедоступную информацию, размещенную на интернет-ресурсах или в средствах массовой информации, на официальном сайте компании.

Предпроверочный анализ данных об организации на основании внутренних источников представлен в табл. 1, из внешних — в табл. 2.

После проведенного анализа составляется заключение. Заключение аналитиков содержит рекомендации по выездным проверкам и предполагаемые суммы доначислений по результатам проверок.

Расчет суммы предполагаемых доначислений

Суммы предполагаемых доначислений по результатам проведенного анализа могут быть рассчитаны по следующим основаниям (табл. 3).

Для наглядности приведем примеры ситуаций, которые могут заинтересовать налоговых инспекторов.

Пример 1

Данные организации по Отчету о финансовых результатах и декларации по налогу прибыль приведены в табл. 4. Сравним их и оценим риски.

Как видим, доход в декларации по прибыли меньше дохода, отраженного в Отчете о финансовых результатах, а расходы в декларации превышают расходы в бухгалтерской отчетности. Прибыль в бухгалтерском учете составляет 1500 тыс. руб., а в налоговом — всего 10 тыс. руб.

По такой отчетности налоговые аналитики могут доначислить налог на прибыль следующим образом:

1. Рассчитаем разницу между суммой доходов и суммой расходов в бухгалтерской отчетности и налоговой декларации по формуле:

(стр. 010 формы № 2 + стр. 2340 формы № 2 – стр. 010 декларации – стр. 020 декларации) – (стр. 2120 формы № 2 + стр. 2350 формы № 2 + стр. 2150 формы № 2 – стр. 030 декларации – стр. 040 декларации) = (25 350 + 2750 – 25 350 – 1750) – (20 000 + 4450 + 2150 – 24 850 – 2240) = 1000 – (–490) = 1490.

2. Умножим полученную разницу на ставку налога на прибыль:

1490 тыс. руб. × 20 % = 298 тыс. руб.

Доначисления по налогу на прибыль составят 298 000 руб.

Обязаны ли налоговики предупреждать о налоговых проверках?

План налоговых проверок составляется исключительно для личного пользования. Узнать, на законных основаниях включена организация в него или нет, нельзя, так как план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован.

Соответственно, обязанности предварительно ознакомить компанию с намерением провести выездную налоговую проверку у налогового органа нет. Об этом неоднократно упоминалось ранее в письмах ФНС, например, от 18.11.2010 № АС-37-2/15853, 04.04.2008 № ШТ-6-2/255@, а также в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 № А28-2594/2011.

Как узнать о готовящейся выездной проверке?

Бывают ситуации, когда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, если руководство компании своевременно сможет подготовить необходимые документы к проверке, то в ходе самой налоговой проверки не нужно будет тратить время на их сбор.

Предупредить о грозящей проверке могут контрагенты компании — поставщики (или покупатели), сообщив о том, что у них в числе прочих запрашивают документы в отношении сделок с вашей компанией.

Сведений о проверке могут поступить из банка — сотрудники банка могут сообщить, что инспектор интересуется движением денежных средств на счетах вашей компании, в частности основаниями поступления денег на расчетный и/или валютный счет и куда списываются деньги с данного счета.

Все это может стать сигналом для компании, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все связи налогоплательщика на наличие в них схем уклонения от налогообложения, мнимых или притворных сделок.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 11, 2019.

Выездная налоговая проверка в 2022 — 2023 годах: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2022 — 2023 годах, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);

Когда налоговая проверка может охватывать период, превышающий 3 года, читайте в материалах «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет» и «Текущий год могут проверить заодно с тремя предыдущими?».

  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;

Есть несколько ситуаций — исключений, когда НК разрешает повторные проверки. Все они описаны здесь. Отметим новую, появившуюся с 01.07.2021, — это подача уточненки по НДС или акцизам с увеличением суммы налога к возмещению (п. 10 ст. 89 НК РФ в ред. закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ).

  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

По каким критериям ИФНС отбирает налогоплательщиков для проведения выездной проверки, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и изучаайте авторитетные материалы.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

С какой периодичностью налоговики вправе проводить выездные налоговые проверки, рассказано в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучайте материал бесплатно. 

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Как заканчиватся выездная проверка

В последний день проверки налоговики составляют справку о проведенной проверке и вручают ее налогоплательщику. В течение двух последующих месяцев они оформляют акт выездной проверки. На подготовку акта по консолидировалнной группе налогоплательщиков на составление акта отводится 3 месяца. Акт и приложенные к нему документы также вручаются налогоплательщику.

Если у проверяемого есть возражения, в течение месяца он вправе их направить на рассмотрение в ФНС. Бланк возражений см. здесь. Если возражения не поступили, налоговики приступают к рассмотрению материалов дела и выносят окончательное решение.

Подробнее о порядке оформления результатов налоговой проверки читайте в одноименной рубрике.

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку в устройстве нет диска вставьте диск в устройство
  • Как можно найти монеты ссср
  • Как найти sinb если известен tga
  • Как найти нули функции пример
  • Как найти среднюю кинетическую энергию одной молекулы