Как составить план занятия по психологии

Методическая
разработка психологического занятия «Быть уверенным»

Цель: создание
условий для развития личностных возможностей, знания и умения уверенного
поведения.

Задачи:

  • развивать
    навыки самоанализ собственных слов, действий, поступков и давать адекватную
    оценку самого себя и сложных ситуаций;
  • активизировать
    вербальные и невербальные способы общения;
  • научить
    сохранять спокойствие и невозмутимость в тех ситуациях, которые
      раньше вызывали тревогу, управлять собственными чувствами и
    эмоциями;
  • повышать
    уверенное поведение и умение противостоять групповому давлению, развивать
    поведенческую пластичность;

Ход занятия

I.
Вводная часть занятия. Приветствие участникам тренинга. Сообщение о целях
планируемой работы. Формирование групповой сплоченности.

Упражнение
«Повтори за мной»

Психологический
смысл упражнения.

Упражнение
позволяет создать положительный настрой на групповую работу.

ИнструкцияОдин
из участников, говорит группе своё имя и сопровождает его каким-либо несложным
движением. Все участники повторяют его имя и движения.

Обсуждение:

Как
изменилось ваше настроение?

Упражнение
«Рисунок по кругу».

Психологический
смысл упражнения.

Снятие
психофизического напряжения, сплочение группы.

Инструкция: возьмите
по листу белой бумаги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как
только услышите сигнал (хлопок в ладоши), начинайте рисовать что хотите. По
хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает.
Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину.

Может,
кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем
или нарисовать новый?

Обсуждение:

  • Понравилось
    ли вам то, что получилось?
  • Поделитесь
    своими чувствами, настроением?
  • Трудно
    ли было поддержать тему рисунка другого человека?

Упражнение
«Фотография».

Психологический
смысл упражнения

Развитие
навыка анализа и самоанализа.

Инструкция:
Участникам выдаются фотографии незнакомых людей. Всмотритесь в эти лица,
обратите внимание на взгляд, позу, одежду. Попробуйте определить уровень уверенности
в себе данных людей на фотографиях. Опишите их характер, настроение, род
занятий, привычки, стиль жизни, семейное положение и др.

Обсуждение:

  • Попробуйте
    понять, смогли бы вы дружить с этим человеком?
  • Если
    нет, то, какие отношения могли бы сложиться между вами? Почему?
  • Постарайтесь
    понять и объяснить, кто из представленных на фотографиях — люди имеющие
    уверенное выражение лица. Почему вы так считаете?

Мини-лекция.

Уверенное
поведение — это собирательное понятие, включающее различные состояния. Оно:

  • целенаправленное:
    уверенный человек достаточно точно представляет свои цели и выстраивает
    собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к
    намеченным целям. При этом они должны быть: реалистичными, конкретными и
    позитивными;
  • ориентированное
    на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу:
    уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от
    того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это
    происходит.
  • гибкое,
    подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку;
  • социально
    ориентированное — направленное на построение конструктивных отношений с
    окружающими: движение «к людям». Такой человек стремиться к
    установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на
    доверии, взаимопонимании и сотрудничестве.
  • сочетающее
    спонтанность с возможностью произвольностью произвольной регуляции, т.е.
    такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств,
    позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости готов взять их
    под контроль;
  • настойчивое,
    но не переходящее в агрессивное: человек прилагает усилия для достижения
    своих целей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других
    людей, но готов отстаивать свои интересы весьма жёстко и идти на конфликт
    только по объективным причинам. Для него предпочтительнее не идти на
    принцип, а разрешать конфликт гибко.
  • созидательное:
    человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем
    или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным.

Таким
образом: «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать
и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания,
интересы, чувства в отношении своего окружения»

Уверенные
в себе люди характеризуются:

  • независимостью;
  • самодостаточностью.

Внешние
признаки уверенного человека:

  • выглядит
    спокойным;
  • держится
    с достоинством;
  • открытый
    взгляд;
  • ровная
    осанка;
  • спокойный
    и уверенный голос.

Уверенный
в себе человек умеет:

  • чувствовать
    ситуацию, держаться с достоинством (жесты, голос), понимать границы
    физического и психического;
  • адекватно
    оценивать свои достоинства и недостатки, принять критическое замечание в
    свой адрес;
  • действовать
    четко и организованно, быть настойчивым;
  • открыто
    высказывать и отстаивать своё мнение, без враждебности и самозащиты.

II.
Практическая часть занятия.

А.
Упражнения направленные на развитие умения чувствовать ситуацию, держаться с
достоинством (жесты, голос), понимать границы физического и психического;

Упражнение
«Прозорливость»

Психологический
смысл упражнения.

Развитие
внимания, способности чувствовать и анализировать ситуацию.

Инструкция. Участники
сидят в кругу. Один из вас пройдет за дверь. Остальные разделяются на две
подгруппы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен визуально
фиксироваться и однозначно делить группу на две части (например, наличие
шнурков на обуви). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так,
чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен
определить, по какому признаку группа разделилась на две части. Во второй части
упражнения этот же участник снова выходит за дверь, а группа тем временем
делится на две подгруппы, но уже по другому признаку, а вернувшийся участник
должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на этот раз.

Обсуждение:

  • Как
    активные участники упражнения справились с заданием?
  • Какие
    особенности мимики, речи, действий вы заметили?

Упражнение
«Подиум»

Психологический
смысл упражнения.

Развитие
поведенческой (жесты, голос) пластичности.

Инструкция. На
отведенном пространстве («подиум») необходимо каждому участнику
пройти, продемонстрировать уверенное поведение и завершить движение кратким
обращением к аудитории. При необходимости и наличии времени данное задание
можно повторить для развития чувства уверенного поведения и навыка выхода к
аудитории и речевого обращения.

Обсуждение:

  • Кто
    из вас почувствовал собственное чувство уверенности, двигаясь по
    «подиуму»?
  • Как
    со стороны выглядел уверенный в себе человек?
  • Какие
    собственные, речевые успехи, при обращении к аудитории, вы заметили? Что
    вызвало напряжение при выполнении данного упражнения?

Упражнение
» Скажи «стоп»

Психологический
смысл упражнения,

Развитие
понимания необходимости соблюдать границы физического и психического.

Инструкция.

Участники
по очереди подходят друг к другу (можно разными способами). Тот, к кому
подходят, должен сказать «стоп», когда на его взгляд, партнер
подойдет слишком близко. Важно отследить границы физического и психического
«Я».

Обсуждение:

  • Как
    вы поняли «границы физического и психического «Я»?
  • Уверенному
    в себе человеку необходимо соблюдать границы у других людей?
  • Почему
    не совпадали границы в некоторых парах участников занятия?

Б.
Упражнения на развитие умения адекватно оценивать свои достоинства и
недостатки, принять критическое замечание в свой адрес.

Упражнение
«На сколько вы уверенны?»

Психологический
смысл упражнения.

Активизация
навыка самоанализа. Создание ситуации осознания проблемных зон личности,
препятствующих чувству уверенности.

Инструкция. Сядьте
удобно. Сделайте несколько полных вдохов и выдохов. Каков ваш уровень
уверенности сейчас? Как обычно, 100%? Если да, примите мои поздравления!

Если
нет, постарайтесь с помощью самонаблюдения (по вопросам) понять, что мешает вам
насладиться обычным 100%-ным уровнем уверенности.

  • Вы
    тревожитесь о будущем?
  • Вас
    беспокоит что-то в прошлом?
  • Вы
    сравниваете себя с кем-то?
  • Вы
    чувствуете, что вас кто-то несправедливо обидел?
  • Вы
    чувствуете, что «все бесполезно, все безнадежно»?

Обсуждение:

Если
кто-то из участников ответил утвердительно на какие-то из этих вопросов,
предлагаем участникам самим найти «противоядие» и предложить свои
рецепты позволяющее довести уровень уверенности до нормы.

Упражнение
«Объявление о знакомстве»

Психологический
смысл упражнения.

Получение
опыта самопрезентации. Анализ и обсуждение в аудитории своих достоинств и
недостатков. Развитие навыка с достоинством принимать критические замечания.

Инструкция. Вспомните
сказку про крокодила Гену и Чебурашку, про то, как крокодил искал себе друзей.
Он написал объявление о знакомстве, где рассказал о себе, самопрезентовался
примерно так: «Молодой воспитанный крокодил ищет себе друзей».
Составьте текст объявления для поиска друга, в котором нужно прежде всего
указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком много внимания
своим физическим данным. Обратите внимание на характер, привычки, особенности
общения с людьми и отношение к ним. Опишите свои любимые занятия, которыми вы
можете заинтересовать другого человека. Не следует писать о наличии квартиры,
дачи, машины, гаража. Если это все есть, можно порадоваться за вас. Пишем о
себе, а не о своем богатстве. Главное условие — презентовать свою
привлекательность, в первую очередь — внутреннюю (3-5 предложений.).

Обсуждение:

Было
ли кому-нибудь трудно? Почему? В качестве некоего итога по данному упражнению
предлагается следующая цитата. «Как ни стыдно признаться, я стал лепетать:
лепетать о каких-то своих достоинствах. Тут обнаружилось удивительное: так
легко говорить о своих прорехах, так просто перечислять скользкие и поганенькие
поступки, сделанные хоть год, хоть десять лет назад (в припоминании есть даже
своя покаянная сладость), однако, когда я попытался сказать, чем я хорош, это
оказалось непосильно, это звучало жалко, пожалуй, нелепо и уж точно неуместно.
Я заизвивался вновь — что вспомнить и что сказать, я стал лепетать, что я, мол,
не умею себя хвалить. У нас, мол, принято, чтобы хвалили другие» (В.Маканин.
«Червяк»).

В.
Упражнения направленные на развитие умения действовать четко и организованно,
быть настойчивым

Упражнение
«Движение»

Психологический
смысл упражнения.

Развитие
отношения к себе как к самоценной чувствующей индивидуальности. Укрепление
группового доверия.

Инструкция. Все
участники, в течение 2-3 минут, под музыку начинают свободно двигаться. Можно
двигаться с вытянутыми в стороны руками, с удобной для себя скоростью и
маршрутом, но так что бы, ни кого задеть из участников данной работы.

Обсуждение:

  • Что
    вы чувствовали в ходе данного упражнения?
  • Кто
    из вас закрыл глаза, что вы чувствовали в такой ситуации?
  • Почему
    вы не стали закрывать глаза?
  • Что
    влияло на выбор темпа и траектории движения?

Упражнение
«Влияние установки на взаимоотношения людей».

Психологический
смысл упражнения.

Приобретение
опыта убеждения окружающих в правильности своих мыслей, задумок, и преодоление
установок по отношению к себе.

Инструкция.

Нескольким
участникам на голову надеваются бумажные ободки с надписями установок:
заискивайте передо мной; не разговаривайте со мной; ругайте меня; унижайте
меня; хвалите меня; уважайте меня. В течение 3-5 минут участники беседуют между
собой, обсуждая любую тему, при этом соблюдая указанные установки. Остальные
участники наблюдают.

Обсуждение:

  • Что
    вам помогло определить суть отношения- установки к себе?
  • Как
    вам- участникам, удалось преодолеть негативные последствия установок?
  • Какие
    способы и действия в общении были использованы и на что они были
    направлены?

Упражнение
«Приглашение»

Психологический
смысл упражнения.

Поощрение
невербальной коммуникации. Снятие внутреннего напряжения и развитие.

Инструкция. Участникам
предлагается выбрать себе партнера. Каждый придумывает, каким образом можно
провести следующий день (например, кататься на коньках, пойти в кино и т.д.), и
приглашает партнера, используя только невербальные средства общения.

Обсуждение:

  • С
    какими трудностями вы встретились?
  • Что
    делали для преодоления затруднений?
  • Какие
    выводы вами сделаны?

Г.
Упражнения направленные на развитие умения открыто высказывать и отстаивать
своё мнение, без враждебности и самозащиты;

Упражнение
«Откровенно говоря».

Психологический
смысл упражнения.

Укрепление
группового доверия к окружающим, снятие внутреннего напряжения, создание
ситуации откровенности.

ИнструкцияПеред
вами лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и
брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно
сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно
откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо
из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить
ещё раз.

  • Откровенно
    говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…
  • Откровенно
    говоря, когда я готовлюсь к урокам
  • Откровенно
    говоря, когда я прихожу домой…
  • Откровенно
    говоря, когда я волнуюсь…
  • Откровенно
    говоря, когда я прихожу на урок…
  • Откровенно
    говоря, когда я разговариваю с родителями…
  • Откровенно
    говоря, когда родители собираются на собрание в школу:
  • Откровенно
    говоря, когда я готовлюсь к публичному выступлению:
  • Откровенно
    говоря, когда я смотрю в зал и вижу много людей:
  • Откровенно
    говоря, когда моё выступление закончилось:
  • Откровенно
    говоря, мне не хватает:

Обсуждение:

  • Трудно
    ли было закончить предложенные фразы?
  • Узнали
    ли вы что-нибудь новое о своих коллегах — участниках группы?
  • Узнали
    ли вы что-то новое о себе?
  • Каковы
    ваши жизненные цели на настоящий момент?

Упражнение
«Абстрактная живопись»

Психологический
смысл упражнения.

На
этапе создания рисунков тренируется креативность участников, на этапе
презентации — уверенное поведение в ситуации представления публике результатов
своего труда.

ИнструкцияУчастники
получают по листу бумаги формата А4. Их просят взять карандаш или фломастер,
закрыть глаза и разрисовать это лист таким образом, чтобы на нём не осталось
свободного пространства, карандаш побывал во всех углах(1-2 минуты). Потом
участников просят открыть глаза, внимательно вглядеться в получившиеся
каракули, придумать, на что они похожи, и дорисовать их таким образом, чтобы
вышло осмысленное изображение (6-10 минут). Заключительный этап — презентация
авторами своих работ перед группой (1 минута на каждого человека).

Обсуждение:

  • Какие
    рисунки запомнились, показались наиболее интересными, чем именно?
  • Какие
    психологические качества требуются, чтобы успешно справиться с таким
    заданием?
  • Где в
    жизни пригодятся эти качества?

Упражнение
«Молодец!»

Психологический
смысл упражнения.

Развитие
уверенного поведения в ситуации самооценки.

Инструкция: Вам
необходимо разделиться на две группы по принципу: внешний — внутренний.
Образуйте внутренний и внешний круг. Участники внешнего круга должны найти себе
партнера из внутреннего; встать друг напротив друга и по сигналу по очереди
начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает — загибает пальцы и
произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты
молодец! Раз! А это ты молодец! Два!» И так далее. Если вы думаете, о себе
только плохо, всё равно мужественно утверждайте о себе только хорошее.

Если
кто-нибудь из вас почувствуете смущение или неуверенность при выполнении этого
упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и
неповторим!»

Всякий
раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о
том, что вам ещё нужно развиваться и развиваться естественно, вы пока еще не
можете быть совершенны. По сигналу внутренний круг остается на месте, а
участники внешнего круга делают шаг и меняют партнеров. Игра продолжается.

Обсуждение:

  • Много
    ли хорошего вы вспомнили о себе и про себя?
  • Говорите
    ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получается?»
  • Чему
    вы научились у своего партнера?

III.
Заключительная часть занятия. Подведение итогов. Пожелания всем присутствующим.
Обсуждение. Выдача рекомендаций.

Рекомендации:

  • Не
    надо постоянно со всем и каждым соглашаться!
  • Не
    нужно все и всех отрицать!
  • Не
    становись попутчиком!
  • Будь
    самим собой!
  • Только
    так можно добиться успеха!
  • Не
    скрывай свои таланты!

Список
используемой литературы при составлении конспекта.

1.     Алиева
М. А. и др. Я сам строю свою жизнь. СПб., 2000

2.     Алберти
Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. СПб., 1998

3.     Грецов
А. Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005

4.     Грецов
А. Г. Тренинг уверенного поведения. СПб., 2008

5.     Кипнис
М. Тренинг лидерства. — 2-е изд., стер. — М.: Ось-89, 2006

6.     Макмахон
Г. Тренинг уверенности в себе. — М.: Изд-во Эксмо, 2003

7.     Фопель
К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 2000

8.     Шевченко
М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. — Спб.: Речь,
2007.

9.     Энкельман
Н.Б. Начни с себя. Советы 13-16-летним: пер. с нем. — М.: Культура и спорт,
ЮНИТИ; АО «Интерэкс-перт», 1996.

1.Тема
урока

«Технологии и способы регулирования
конфликтов».

2.Цель
урока

закрепление материала лекции и
формирование практических навыков
регулирования конфликтных ситуаций.

Задачи:

— усиление
практической направленности обучения;

-актуализация
опорных знаний и умений;

— выработка
умений по применению полученных знаний.

3.Тип
урока
– урок
закрепления знаний; урок-практикум.
Практическое
занятие

это форма организации детализации,
анализа, расширения, углубления,
закрепления, применения и контроля за
усвоением полученной учебной информации
(на лекции и в ходе самостоятельной
работы) под руководством преподавателя.

Структура:

  • сообщение темы,
    цели и задач практикума;

  • актуализация
    опорных знаний и умений;

  • мотивация учебной
    деятельности обучающихся;

  • подбор необходимых
    дидактических материалов, средств
    обучения и оборудования;

  • выполнение работы
    под руководством преподавателя;

  • обсуждение
    результатов работы.

Продолжительность
урока – 90 минут.

3. Используемые
методы.

  • диалогический
    метод (беседа)

Вводный инструктаж
на этапе повторения теоретических
знаний.

  • эвристический
    метод

Материал изучается
в ходе беседы с опорой на самостоятельно
пройденный материал; объяснение учебного
материала сочетается с постановкой
проблемных вопросов, которые решаются
учащимися с помощью преподавателя.

  • тренировочный метод

Деятельность
преподавателя

Деятельность
учащихся

Разъяснение
сущности изучения способов регулирования
конфликтами

Осознание цели
деятельности.

Знакомство
учащихся с различными технологиями
управления конфликтом

Ведение конспекта,
рассмотрение определенных
ситуаций(примеры)

Выдача задания
учащимся(придумать пример на стратегию
поведения). Формирование заинтересованности
в выполнении задания

Обдумывание
программы выполнения задания

Корректировка
ошибок

Самоконтроль

Контроль за
процессом выполнения упражнений

Ответы на вопросы
преподавателя

4. Содержание
практического урока.

4.1. Вводная часть
(тема, цель урока; краткая характеристика
изучаемого процесса, состояния, качества).

Тема урока –
«Технологии и способы регулирования
конфликтов».

Цель урока –
закрепление материала лекции и
формирование практических навыков
регулирования конфликтных ситуаций.

План:

  • раскрытие понятия
    «управление конфликтом»,

  • рассмотрение
    технологий управления конфликтной
    ситуацией,

  • апробация теста
    на определение глубины конфликта.

4.2. Оборудование
(таблицы, схемы, опросники).

Таблицы [8, стр.
83-98]:

  • модели поведения
    личности в конфликте

  • технологии
    регулирования конфликта

Схемы:

  • схема общей
    динамики конфликта

  • основные формы
    завершения конфликта

  • графическая
    двухмерная модель стратегий поведения
    в конфликте Томаса-Килмена.

Текст теста «Оценка
глубины конфликта».

4.3. Инструкция по
методике исследования.

В целях оценки
конфликтной ситуации и характера
поведения субъекта, улаживающего
конфликт, вашему вниманию предлагается
тест «Оценка глубины конфликта».

В тесте представлены
8 основных позиций, имеющих непосредственное
отношение к конфликтной ситуации. Ваша
задача состоит в том, чтобы оценить
выраженность каждого фактора по
пятибалльной шкале. Сильная выраженность
факторов левой стороны теста оценивается
1 баллом, а правой — 5 баллами. После
оценки каждой позиции в тесте следует
подсчитать общую сумму баллов, которая
будет свидетельствовать о глубине
конфликта.

1. Стороны осознают
причину конфликта

 1 2 3 4 5

Стороны не
осознают причину конфликта

2. Причина конфликта
имеет эмоциональный характер

1 2 3 4 5

Причина конфликта
имеет материальный характер

3. Цель конфликтующих
— устремленность к социальной
справедливости

1 2 3 4 5

Цель конфликтующих
— получение привилегий

4. Есть общая
цель, к которой стремятся все

1 2 3 4 5

Общей цели нет

5. Сферы сближения
выражены

1 2 3 4 5

Сферы сближения
не выражены

6. Сферы сближения
касаются эмоциональных проблем

1 2 3 4 5

Сферы сближения
касаются материальных (служебных)
проблем

7. Лидеры мнений
не выделяются

1 2 3 4 5

Замечено влияние
лидеров мнений

8. В процессе
общения оппоненты придерживаются
норм поведения

1 2 3 4 5

В процессе общения
оппоненты не придерживаются норм
поведения

4.4. Обработка
полученных результатов.

Оценка результатов

Сумма баллов,
равная 35–40,

свидетельствует о том, что конфликтующие
стороны заняли по отношению друг к другу
жесткую позицию.

Сумма баллов,
равная 25–34,

указывает на колебания в отношениях
конфликтующих сторон.

Рекомендации
субъектам, улаживающим конфликт:

а)
если вы руководитель,
то:

— при
сумме баллов
35–40
вы должны
выступать в роли обвинителя. Для
разрешения конфликтной ситуации в
основном следует прибегать к
административным мерам;

— при сумме
баллов 25–34

вы должны выступать в роли консультанта.
Для разрешения конфликтной ситуации в
основном следует прибегать к психологическим
мерам;

— при сумме
баллов менее 24

— вы должны выступать в роли воспитателя.
В этом случае для разрешения конфликтной
ситуации целесообразно использовать
педагогические меры.

б) если вы
являетесь медиатором,
то:

— при сумме
баллов 35–40

— следует предпринять меры по разъединению
конфликтующих сторон и приступить к
переговорам с ними дизъюнктивным
способом (см. с. 136) до снижения накала
борьбы между ними;

— при сумме
баллов 25–34

— можно попытаться на очередной встрече
в переговорном процессе перевести
конфликт в конструктивную фазу;


при сумме
баллов менее 24

— можно активизировать усилия по
подготовке конструктивного решения.

4.5. Анализ полученных
результатов.

После получения
результатов по тесту желающие могут
обсудить их с преподавателем для
разъяснения смысла.

5. Подведение итогов
работы (ответы на вопросы; общие выводы).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Профессия: «Основы психологии и педагогики» (10 класс)

Предмет: Основы психологии

Урок №15                                                                 Дата: 21.10.2014г.

Тема: Характер. Понятие характер.

Цель и задачи урока:

  • Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; обеспечить закрепление понятий «характер», черта характера», «структура характера»; обеспечит применение учащимися полученных знаний на практике.
  • Развивающая: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;  содействовать развитию умений общаться.
  • Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, пространственного мышления, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, специальности, чувства ответственности за свой труд, чувства гордости за свою профессию.

Тип урока: урок изучения нового материала, смешанный.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: классная доска, списки черт характера.

Ход урока:

1) Организационный момент (3 минуты).

Подготовка учащихся к работе на уроке: по звонку все на своих местах, взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

2) Актуализация знаний (7 мин).

На прошлых уроках мы рассматривали темы «Личность» и «Темперамент». Давайте вспомним:

— Что такое личность? Что влияет на формирование личности?

— Каждого ли человека можно назвать личностью?

— Объясните факт существования «детей-маугли»?

— Что такое темперамент? Темперамент является врожденным или приобретенным?

Темперамент является одним из компонентов структуры личности, какие еще компоненты вам известны.

В качестве подсказки я расскажу притчу.

Одним из компонентов структуры личности является ХАРАКТЕР.

Тема урока: Характер. Понятие характера.

3) Первичное усвоение новых знаний (20 мин).

План урока:

  • Понятие характера.
  • Структура характера.
  • Черты характера.

4) Закрепление полученных знаний (10 мин)

  • Упражнение «Чемодан в дорогу».

6) Подведение итогов занятия (5 мин)

Выводы, оценка работы учащихся.

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Профессия: «Основы психологии и педагогики» (10 класс)

Предмет: Основы психологии

Урок №16                                                                 Дата: 21.10.2014г.

Тема: Характер. Условия формирования характера. Акцентуации характера.

Цель и задачи урока:

  • Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; обеспечить закрепление понятия «акцентуации характера»; сформировать представление об условиях формирования характера.
  • Развивающая: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;  содействовать развитию умений общаться.
  • Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, пространственного мышления, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, специальности, чувства ответственности за свой труд, чувства гордости за свою профессию.

Тип урока: урок изучения нового материала, смешанный.

Методы: словесные.

Оборудование: классная доска.

Ход урока:

1) Организационный момент (3 минуты).

Подготовка учащихся к работе на уроке: по звонку все на своих местах, взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

2) Актуализация знаний (7 мин).

Как мы говорили, личность человека формируется в социуме, то есть в процессе общения с родителями, со сверстниками и т.д. Нам часто приходится слышать: Какой у него скверный характер? У этого человека очень сложный характер? А этот человек такой покладисты!

Как вы думаете, от чего зависит характер человека? Чтобы понимать природу характера, необходимо понимать условия его формирования.

Тема урока: Характер. Условия формирования характера. Понятие акцентуации.

3) Первичное усвоение новых знаний (20 мин).

План урока:

  • Условия формирования характера.
  • Понятие акцентуации характера.

4) Закрепление полученных знаний (10 мин)

Игра «Крестики нолики»

5) Подведение итогов занятия (5 мин)

Выводы, оценка работы учащихся.

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Профессия: «Основы психологии и педагогики» (10 класс)

Предмет: Психология дошкольника

Урок №8                                                                 Дата: 21.10.2014г.

Тема: Игровая деятельность.

Цель и задачи урока:

  • Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; сформировать представление об особенностях развития игры в младенчестве, раннем детстве и дошкольном возрасте.
  • Развивающая: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;  содействовать развитию умений общаться.
  • Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, пространственного мышления, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, специальности, чувства ответственности за свой труд, чувства гордости за свою профессию.

Тип урока: урок изучения нового материала, смешанный.

Методы: словесные.

Оборудование: классная доска.

Ход урока:

1) Организационный момент (3 минуты).

Подготовка учащихся к работе на уроке: по звонку все на своих местах, взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

2) Актуализация знаний (7 мин).

К.Д. Ушинский отмечал: «Вы купите для ребёнка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать, и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, — и вот об этом-то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели».

Как вы думаете, что он имел ввиду?

Не игрушки определяют ход игры и её познавательное значение, а те знания, наблюдения об окружающей жизни, которые ребёнок получает под чутким руководством взрослого.

Игра для детей дошкольного возраста — своего рода школа, в которой ребёнок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения в обществе, отношение к труду, друг к ДРУГУ.

Тема урока: Игровая деятельность.

3) Первичное усвоение новых знаний (20 мин).

План урока:

  • Развитие игры в младенчестве и раннем детстве.
  • Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
  • Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника.
  • Роль игрушки в психическом развитии ребенка.

4) Закрепление полученных знаний (10 мин)        

Создать кроссворд.

6) Подведение итогов занятия (5 мин)

Выводы, оценка работы учащихся.

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Профессия: «Основы психологии и педагогики» (10 класс)

Предмет: Творческая проектная деятельность

Урок №15                                                                 Дата: 21.10.2014г.

Тема: С чего начну свою деятельность в качестве лидера

Цель и задачи урока:

  • Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; сформировать умение разрабатывать индивидуальный план развития лидерских качеств.
  • Развивающая: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;  содействовать формированию лидерских качеств.
  • Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, пространственного мышления, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, специальности, чувства ответственности за свой труд, чувства гордости за свою профессию.

Тип урока: урок совершенствования ЗУН, практическая работа.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: классная доска.

Ход урока:

1) Организационный момент (3 минуты).

Подготовка учащихся к работе на уроке: по звонку все на своих местах, взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

2) Актуализация знаний (7 мин).

Составление индивидуального плана развития лидерских качеств — важная часть любой успешной стратегии развития лидера. Следуя этому плану, вы сможете сконцентрировать усилия на том, что действительно необходимо для непрерывного личностного роста. Такой план содержит в себе оценку вашего стиля руководства, ценностей и требований, а также определение целей развития, связанных с ними задач и конкретных действий, необходимых для их реализации.

Вы узнаете, как оценить свои лидерские качества, сформировать видение желаемого будущего и определить, какие препятствия могут возникнуть в процессе его реализации, каким критериям должен соответствовать ваш план развития лидерских качеств.

Тема урока: С чего начну свою деятельность  в качестве лидера?

3) Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и ситсематизирующего характера (10 мин).

План урока:

  • Анализ себя и окружающей обстановки
  • Определение целей, задач и действий
  • Оценка плана развития лидерских качеств

4)Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) (15 мин)

Учащиеся презентуют план индивидуального развития лидерских качеств, обсуждение, дискуссия.

5) Формулирование выводов по изученному материалу (5 мин).

Итак, как мы видим, каждый из нас обладает разными личностными качествами, ставит перед собой разные цели и задачи. Поэтому, для достижения высоких результатов необходимо разрабатывать собственный план развития, с учетом своих индивидуальных особенностей, особенностей жизни, способностей и прочее.

6) Подведение итогов занятия (5 мин)

Выводы, оценка работы учащихся.

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Профессия: «Основы психологии и педагогики» (10 класс)

Предмет: Творческая проектная деятельность

Урок №16                                                                 Дата: 21.10.2014г.

Тема: Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты?

Цель и задачи урока:

  • Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; сформировать умение разрабатывать индивидуальный план развития лидерских качеств.
  • Развивающая: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;  содействовать формированию лидерских качеств.
  • Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, пространственного мышления, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, специальности, чувства ответственности за свой труд, чувства гордости за свою профессию.

Тип урока: урок совершенствования ЗУН, практическая работа.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: классная доска.

Ход урока:

1) Организационный момент (3 минуты).

Подготовка учащихся к работе на уроке: по звонку все на своих местах, взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

2) Актуализация знаний (7 мин).

Вопросы:

— Кого можно назвать лидером?

— Какими качествами должен обладать лидер?

Тема урока: Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты?

3) Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и ситсематизирующего характера (10 мин).

План урока:

Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает задание разработать рекомендации/советы по  одному из вопросов: Что не следует делать лидеру / Как удержать престиж лидера / С кем советоваться лидеру, кому доверять / Секреты лидера.

4)Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) (15 мин)

Учащиеся презентуют свои наработки, дискуссия.

5) Формулирование выводов по изученному материалу (5 мин).

Обратная связь: каждый учащийся отвечает на вопрос: Что полезного я извлек из занятия?

6) Подведение итогов занятия (5 мин)

Выводы, оценка работы учащихся.

Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Суть деятельности психолога в ДОУ

Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.

Педагог показывает детям рисунок с космосом

Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития

Несколько слов о терминологии

Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся

  • память;
  • мышление;
  • речь;
  • воображение;
  • восприятие.

Цели и задачи занятий по психологии в детском саду

Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:

  • развивать психологические функции малышей;
  • способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
  • оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
  • диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
  • заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).

Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.

Девочки на экране выставляют жёлтые смайлики

Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный

Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста

Возрастная группа Задачи
Младшие (первая и вторая)
  • создавать условия для саморегуляции малышей через прослушивание сказок, музыки, просмотра мультфильмов;
  • формировать позитивный эмоциональный настрой во время пребывания в детском саду.
Средняя
  • развивать сферу познания;
  • развивать навыки коммуникации и, как следствие, умение работать в группе;
  • повышать самооценку за счёт создания условий для проявлений индивидуальности, к примеру, дети создают рисунки на свободную тему;
  • тренировать психологические качества;
  • формировать эмоционально-выразительные жесты, мимику;
  • учиться преодолевать застенчивость, нерешительность;
  • отрабатывать координацию движений.
Старшая
  • развивать сферу познания;
  • учиться передавать чувства в эмоциях;
  • осваивать навык вербализации ощущений (к примеру, после похвалы или после того, как мама отругала);
  • практиковаться в разрешении конфликтных ситуациях.
Подготовительная
  • развивать сферу познания;
  • воспитывать в малышах чувство принадлежности к группе (через использование групповых форм работы);
  • практиковаться в словесном разрешении конфликтов (путём рассмотрения условных ситуаций);
  • учиться описывать свои переживания словами;
  • сбалансировать представления ребёнка о признании в социуме (не всегда делать в угоду других, но и не проявлять эгоизм).

Формы психологических занятий в ДОУ

В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.

Педагог сидит за столом с девочками

Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей

Таблица: классификация форм занятий по психологии

Принцип классификации Вид занятия (его суть) Примеры
По количеству участников Групповое (направлено на воспитание чувства коллектива, а также обогащение опыта общения) Задания в основном носят групповую форму. Так, в начале рассмотрения темы «Давайте жить дружно» дети подготовительной группы вместе поют песенку «Настоящий друг».
Индивидуальное (направлено на коррекцию поведенческой линии) Тема «Почему я дерусь» для воспитанников средней (реже второй младшей) возрастной группы организуется в форме беседы психолога и малыша в присутствии воспитателя. Беседу можно выстраивать от лица сказочного персонажа, который рассказывает от первого лица ситуацию, сложившуюся в отношениях малыша со сверстниками.
Совместное для детей и родителей В старшей группе урок на тему «Как мы преодолеваем конфликты дома» уместно организовать с обеими сторонами потенциальных инициаторов конфликта. Занятие построено на решении проблемных ситуаций (к примеру, малыш разбил дорогую для мамы вазу или ребёнок страдает оттого, что в разговоре взрослые его всегда перебивают, не дают договорить до конца) в форме сюжетно-ролевой игры «Семья».
По направлению образовательного процесса Познавательное (направлено на расширение представлений о том или ином объекте или явлении) В старшей группе занятие «Геометрические фигуры» построено на упражнениях, развивающих психологические функции. Например, задание «Геометрический квартал», цель которого развивать логическое мышление. Дети рассматривают дома страны Геометрии и отвечают на вопросы («Какая геометрическая фигура в каком домике живёт?», «У кого самый высокий/низкий дом?» и пр.).
Развивающее (может быть направлено на развитие эмоциональной сферы или коррекцию того или иного потенциального отклонения) На занятии «Радуга эмоций» во второй младшей группе дети выполняют блок упражнений психогимнастики. Например, игра-
упражнение «Повернись, повернись и улыбнись»: дети показывают мимикой и жестами хорошее настроение и плохое, а затем комментируют, когда у них может быть то одно, то другое.
По методике проведения По О.В. Хухлаевой, автору программы «Тропинка к своему я». Методика направлена на создание условий для повышения уровня психологической сопротивляемости негативным факторам окружающей среды. Тема «Мои чувства. Радость» в старшей группе. Педагог рассказывает о том, что такое радость, малыши, закрыв глаза под музыку, представляют себе образ радости и рисуют её цветными карандашами.

Это интересно. Как правило, занятия по психологии носят характер комплексных, то есть сочетающих в себе элементы всех описанных выше видов. Например, на занятии в старшей группе по теме «Три поросёнка», призванного развивать сферу эмоций малышей, педагог предлагает воспитанникам такие задания: передать улыбку друг другу по кругу (элемент развивающего урока), всем вместе построить домик для поросёнка из деталей конструктора (элемент группового), собрать «Цветик-семицветик» из смайликов, то есть учиться задавать эмоциональный тон деятельности (элемент методики О.А. Хухлаевой). Таким образом, это комплексное занятие помогает малышам учиться узнавать и передавать эмоциональные состояния (радость, озадаченность) в мимике, тренировать навык вербализации эмоций, способствует сплочению группы.

Видео: фрагмент индивидуального занятия с психологом

Приёмы на занятиях по психологии

Педагог-психолог, реализуя цели и задачи своей области деятельности, в работе использует группы приёмов, которым пользуются все педагогические работники детского сада. А точнее:

  • наглядными для упорядочивания и реализации чувственного восприятия объектов окружающего мира, а также с целью мотивировать малышей на работу;
  • речевыми для упорядочивания и осуществления мыслительной деятельности малышей;
  • практическими для упорядочивания и реализации практической активности ребят;
  • игровыми в качестве основной формы взаимодействия с детьми.

Рассмотрим набор приёмов для каждой из этих групп.

Наглядные приёмы

Поскольку зрительный канал восприятия у дошкольников является самым информативным, пренебрегать обеспечением достаточного уровня наглядности на занятиях, а также рекомендациями по оформлению кабинета психолога и соответствующей зоны предметно-развивающей среды педагогу нельзя.

Картинки, игрушки

Иллюстрации по разным темам, стенгазеты и плакаты (для старших дошкольников, родителей) – всё это помогает детям легче воспринять и лучше запомнить материал занятия. Например, систематизируя с детьми старшей группы знания эмоций, на уроке обязательно должен быть плакат с изображением основных переживаний: радости, грусти, волнения и пр. А также, если нет подходящих игрушек, в виде картинок к детям могут приходить персонажи-гости.

Что касается игрушек, то в кабинете психолога должна быть одна постоянная игрушка, хорошо знакомая детям, которая презентовала бы тот или иной проблемный вопрос, то есть мотивировала бы малышей на работу. К примеру, Петрушка может стать «героем» занятий в младшей группе, который:

  • скучает по маме и отказывается кушать;
  • не хочет делиться игрушками;
  • кусается (щипается, толкается и т. д.).

Педагог показывает картинки детям, сидящим по кругу

На психологических занятиях картинки также широко используются, как и на уроках другой образовательной направленности

Демонстрация

Суть этого приёма заключается в том, что психолог личным примером показывает тот или иной вид работы на занятии. Это могут быть элементы психогимнастики, к примеру, в задании «Повернись, повернись и улыбнись» педагог показывает, как нужно поворачиваться, кому улыбаться и пр. Или порядок выполнения задания игры. Например, как находить пары из картинок, на одной из которых ситуация — мальчик забирает игрушку у товарища, а на другой её следствие — тот, у кого отняли, плачет. После этого взрослый комментирует порядок описания получившегося цельного сюжета.

Использование ИКТ

В контексте наглядности речь идёт о приёме показа: психолог организует для детей просмотр видеороликов или мультимедийных презентаций по теме. Так, для ребят 2–6 лет упражнение на развитие интуиции, чувственного восприятия, мышления можно представить в виде слайдов. В работе по развитию памяти с ребятами 3–6 лет игры и упражнения также могут быть оформлены в презентацию.

Например, обсуждая с малышами старшего дошкольного возраста вопрос о важности уступать друг другу, педагог предлагает посмотреть забавный ролик: животные, движущиеся навстречу друг другу, решают вопрос, как пройти узкий мост. После просмотра дети с помощью взрослого формулируют вывод о важности вовремя уступить, найти решение, которое устроит всех.

Видео: мультфильм о том, как важно уступать друг другу

Организация психологической зоны в группе

Педагогу-психологу, как правило, выделяется отдельный кабинет в детском саду. Однако зачастую это помещение небольших размеров, поэтому пригодно только для проведения индивидуальных занятий. И основная работа проводится в помещении групп, поэтому одна из зон предметно-развивающей среды организуется под работу психолога, где оборудование и материалы группируются под направления работы с психологом.

Таблица: наполнение уголка психологии в группе

Направление работы Наполнение уголка
Диагностика
  • методическая литература;
  • документация, по которой работает педагог-психолог в ДОУ;
  • папка с результатами тестов малышей.
Групповые и индивидуальные занятия
  • полка или стеллаж с играми;
  • игрушки (герои занятий);
  • песок с мелкими игрушками для релаксации.
Работа с родителями
  • лэпбуки по вопросам воспитания;
  • стенгазеты, рисунки малышей по темам занятий.

Важные нюансы оформления кабинета психолога

Помещение, в котором предполагается работа с тонкой психикой малышей, требует соблюдения определённых правил оформления:

  • для оформления стен лучше выбирать один или два варианта из трёх возможных цветовых решений (жёлтый, настраивающий на контакт с психологом, освежающий зелёный или светло-зелёный — успокаивающий);
  • в комнате должен быть стол и стулья, а также мягкие 2–3 кресла для детей;
  • в помещение стоит сделать одну акцентную деталь, например, фальш-окно с изображением волшебного леса с несколькими расходящимися в разные стороны дорогами — дети смогут придумывать свои маршруты по этим тропинкам, развивая фантазию и воображение, проникаясь занятиями;
  • в кабинете (а лучше на двери снаружи) можно разместить почтовый ящик, куда свои вопросы и пожелания могли бы отправлять родители и педагоги.

Видео: оформление кабинета педагога-психолога

Речевые приёмы

Развитие речи у малышей напрямую связано с совершенствованием психологических функций. Поэтому слово выполняет только задачу передачи информации детям, но и выступает в качестве инструмента воздействия на ребёнка с целью формирования у него богатого словарного запаса, воспитания культуры общения.

Объяснение

Это приём на занятиях по психологии сводится в основном к тому, что педагог разъясняет суть упражнения или порядок игровых действий. Так, например, в средней группе на занятии «Подарок для Ёжика» психолог предлагает малышам сыграть в игру, развивающую координацию, внимание, воображение и восприятие, «Дикие и домашние животные». Объяснение условий можно сформулировать так: «Ребята, давайте поставим стулья так, чтобы они образовали круг. Теперь занимаем свои места. Я буду показывать вам картинки с животными, а вы, увидев домашнюю зверушку, должны будете похлопать руками по коленям. Если же я показываю дикого зверя, то вам нужно потопать ногами».

Дети стоят вокруг педагога

Объяснение является важным приёмом в работе педагога-психолога

Стихотворения

Стихотворения на занятиях по психологии обычно используются в качестве ритуала приветствия, то есть для мотивации малышей. Например, во второй младшей группе на уроке, посвящённом изучению многообразия эмоций, педагог вводит малышей в тему стихотворением о короле Боровике:

  • Шёл король Боровик Через лес напрямик Он грозил кулаком И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи.

После того как малыши прослушали рифмовку, педагог задаёт вопрос о настроении, в котором пребывал король, и, выслушав, ответы детей, предлагает проиллюстрировать действия Боровика по тексту стихотворения. Увидев много «сердитых Боровиков», психолог берёт волшебную палочку и приглашает ребят присоединиться к созданию хорошего настроения у всех присутствующих. Таким образом, дошкольники оказываются включёнными в сюжет занятия, а значит, в разработку темы.

Это интересно. Отдельное место в методической копилке педагога-психолога отводится шуточным стихам-мирилкам, ценность которых в том, что они позволяют, с одной стороны, мгновенно включиться в решение проблемы, то есть помирить ссорящихся, а с другой, мотивировать остальных малышей на работу (если предполагается групповая форма деятельности). Вот один из примеров «мирилки»: Я мирюсь, мирюсь, мирюсь, И я больше не дерусь. Ну а если подерусь,- В грязной луже окажусь! Картотеку коротких стихотворений для примирения малышей можно найти здесь.

Мальчик в очках рассказывает стихотворение

Стихотворения благоприятно влияют на развитие речи, тренируют память

Загадки

Загадки на психологических занятиях обычно используются для игр. Например, в старшей группе на уроке по теме «Космос» ребята узнают, что космические тела могут быть разных форм и размеров. В этой связи педагог предлагает повторить, что такое форма, и сосредотачивается на рассмотрении геометрических фигур, повторение которых организуется в форме загадок:

  • «Три вершины тут видны, Три угла, три стороны. Ну, пожалуй, и довольно! – Что ты видишь? — …» (треугольник);
  • «Эта форма у клубка, У планеты, колобка. Но сложи её немножко, И получится лепёшка!» (овал);
  • «Эта странная фигура, Ну, совсем миниатюра! И на маленький листочек Мы поставим сотни …!» (точек).

Беседы

Диалогическая форма приёма позволяет обсуждать тот или иной вопрос по теме, учиться соглашаться или не соглашаться с чужой точкой зрения, осваивать навык продуктивного общения, то есть выстаивать свои высказывания логично и чётко, а также давать возможность товарищу или педагогу донести своё мнение. Примеры бесед по психологии со старшими дошколятам можно найти здесь.

Беседа может использоваться и в работе с родителями. В этом случае психологу пригодится картотека тезисов, на основании которых можно создать композицию разговора.

Это интересно. В методике проведения занятий разных учебно-воспитательных направлений беседы по психологии как отдельный жанр могут не оговариваться, они включаются в перечень картотек познавательных и этических разговоров во всех группах.

Дети сидят на стульях, подняв руку для ответа

Беседы приучают малышей культурно вести диалог

Чтение и обсуждение прочитанного

Чтение может быть формой индивидуальной работы: ребёнок зачитывает отрывок, который ему показал педагог. Либо же групповой, когда дети самостоятельно ищут информацию в тексте по заданию взрослого.

Сказки

Сказкотерапия — это отдельное направление психологии, воздействующее на психику малыша с целью коррекции проблем личностного развития. Например, сказки для борьбы со страхами, с жадностью и пр. Интересные примеры историй на разные темы представлены в картотеке сказок для малышей.

Практические приёмы

Задания такого вида являются очень продуктивными способами достижения целей и решения задач по психологии. К практическим приёмам относятся:

  • рисунки (в двух вариантах — как средство выполнения задания, например, при проведении индивидуального рисуночного тестирования, и как способ отобразить суть занятия, например, нарисовать героя занятия, к примеру, Волка, Медведя, мальчика Петю, девочку Машу и др.);
  • аппликации, поделки (применяются тогда, когда тема занятия довольно обширна, а выполнение рисунка как раз таки также способствует развитию воображения, выделение ключевой для конкретного занятия темы и пр.);
  • проекты (в виде стенгазет, буклетов и пр.), посвящённые конкретизации проблемы какой-либо темы, например, «Герои сказок, которые в начале были злые, а потом подобрели» при рассмотрении вопроса о добре и зле.

Дети держат аппликацию сердечки

На психологических занятиях практические приёмы используются в групповых формах работы

Арт-терапия

Потенциально эффективным практическим приёмом, объединяющим творчество и игру, является арт-терапия (лат. art — искусство, греч. therapeia — лечение). Этот приём ещё называют лечение творчеством: арт-терапия знакомит с миром вокруг, помогает решить целый ряд проблем психологического характера (борется с агрессией, страхами, упрямством, помогает преодолеть кризисные ситуации). Цель приёма — гармонизировать способы самовыражения и самопознания личности при помощи создания оригинальных художественных образов и благодаря этому осознания своей неповторимости.

Таблица: техники арт-терапии

Техника Суть
Марания Дети создают изображения (вход в пещеру, басен для дракона и пр.) красками, используя подручные материалы, в том числе ладони, пальцы, то есть в образной форме забывает о запретах и табу.
Штриховка Нанесение хаотичных линий карандашами или мелками и чтение случайно созданных образов. Важность техники заключается в том, что каждый малыш действует в своём темпе, а такой природный психофизиологический ритм тонизирует и настраивает малыша на деятельность.
Кляксография Среди нескольких видов этой техники малышам особенно нравится получать оттиск при помощи нитки. Нитку окунаем в краску, кладём между двух половинок сложенного листа, оставив свободный кончик, прижимаем и вытягиваем нитку. Создание таких образов развивает фантазию ребят, к тому же полученный результат — это своего рода сюрпризный момент.
Рисование на мокрой бумаге Лист смачивается водой, а затем хаотично наносятся мазки краски. Наблюдение за растекающимися красками дарит детям положительные эмоции.
Рисование пластилином Выкладывание изображений по контуру пластилином. Эта техника довольно сложная, но особенно эффективной она оказывается в работе с гиперактивными детьми.
Рисование пальцами Помогает пережить необычные тактильные ощущения (обмакивание пальца в густую краску, нанесение её на лист), развивает фантазию и расширяют образ своего я.

Фотогалерея: примеры рисунков в разных техниках арт-терапии

Игровые приёмы

Игры являются мощным педагогическим приёмом решения поставленных задач в работе с детьми. Психолог использует этот способ взаимодействия с воспитанниками детского сада в нескольких видах:

  • для снятия эмоционального напряжения (например, игра «Обзывалки», в которой малыши передают друг другу мяч и придумывают необидные прозвища – «А ты огурец!», «А ты арбуз!», заканчивается игра кругом словами «А ты моя радость!»);
  • шутки-минутки или физкультпаузы (педагог разъясняет суть задания, дети выполняют движения под текст рифмовки);
  • для проживания эмоциональных состояний (в игре «Дожди» дети средней группы, собравшись в круг, по заданию психолога имитируют разные вида дождя — летний моросящий, ливень, с грозой, с ветром и т. д.);
  • для формирования навыка общаться без конфликтов (в игре «Дракон кусает свой хвост» малыши становятся друг за другом, первый — это голова, последний — хвост, первый старается схватить последнего, а задача остальных не расцепиться при этом);
  • для обучения действенным способам общения (в игре «Как нужно попросить игрушку» малыши работают в парах — один держит игрушку и отдаёт ей только тогда, когда действительно хочет это сделать, а второй подбирает такие слова, чтобы обладатель игрушки как можно скорее согласился с ней расстаться);
  • игры для социального признания (в игре «Король» каждый малыш на 3–4 минуты становится королём, чьи приказы, кроме обидных или унизительных, все остальные участники должны выполнить, после завершения круга педагог беседует с участниками о том, понравилось ли им быть королями и почему);
  • для снятия конфликтности (дети предлагают свои варианты способов примирения сказочных персонажей);
  • для развития чувственной сферы (в игре «Рассказы по фотографиям» дети описывают, какие чувства испытывают изображённые на фото люди, высказывают предположения относительно причин именно таких проявлений);
  • для нейтрализации агрессивности (в игре «Шарик» дети становятся в круг и имитируют надувание шарика, следят за тем, как он «увеличивается», затем малыши, поворачиваясь влево, вправо, показывают свои «шарики» друг другу);
  • игры с гиперактивными малышами (игра «Говори» предполагает, что малыш будет отвечать на разные вопросы, но только после команды педагога «Говори!», взрослый же специально делает паузы разной продолжительности между заданием и командой к ответу).

В публикации педагога Метелевой О.В. можно найти обширную подборку по каждому виду игр.

Трое детей в песочнице

В песочнице дети практикуются в ведении диалога

Методика организации занятия по психологии

Как и урок любого образовательного направления, занятие по психологии организуется на основании документации, в которой описаны принципы и требования к способам реализации целей и задач работы психолога в ДОУ. И, прежде всего, это рабочая программа, опирающаяся на образовательную программу детского сада и на рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а также целый ряд нормативных документов.

Как составить рабочую программу по психологии

Психолог работает со всеми детьми ДОУ, поэтому программа разрабатывается для проведения занятий сразу с ребятами младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

В целевом разделе программы рассматривается:

  • миссия реализации программы;
  • принципы составления программы;
  • психолого-педагогические особенности детей разного дошкольного возраста;
  • панируемые результаты деятельности психолога.

Для каждой возрастной группы в рабочей программе указывается:

  • результаты психологической диагностики по образовательным областям («Познание», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие») с указанием диагностируемых параметров, названием методики и перечня методических источников для её проведения;
  • какая развивающая работа и психологическая коррекция по разным образовательным областям планируются;
  • календарно-тематический план работы (занятия по психологии проводятся 1 раз в неделю, начиная с первой младшей группы).

Пример составления рабочей программы по психологии, а также образцы составления календарно-тематических планов представлены в публикации педагога-психолога Долговой С.Г.

Педагог раздаёт малышам листы

Календарно-тематический план помогает структурировать работу по отдельным темам, а также подбирать под сиюминутное значение

Временной план занятия по психологии

Поскольку формально занятие по психологии не отличается от уроков по другим образовательным областям, то и хронометраж будет единым.

Таблица: хронометраж занятия с психологом в детском саду

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему) 2 3 2 3
Основной (разработка темы, физкультпауза или шутка-минутка) 11 15 20 23
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия). 2 2 3 4
Итог 15 20 25 30

Таблица: Аноприкова Г., конспект занятия по психологии в первой младшей группе (фрагменты)

Этап Суть
Вводный Приветствие «Руки вверх мы поднимаем»
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём.
Хлоп раз, ещё раз,
Мы похлопаем сейчас.
А теперь скорей, скорей
Топай, топай веселей!..>
Основной <… Психолог показывает детям большой красный мяч и маленький синий мяч.
Дети рассматривают мячи.
Задаются вопросы детям:

  • Чем отличаются мячи?
  • Какие мячи по цвету?
  • Какие мячи по форме?
Психолог предлагает детям встать в круг, взяться за руки и изобразить сначала большой, а потом маленький мяч.
Дети выполняют задание.
Психолог: — Ребята, мячи хотят с вами поиграть.
Игра «По мячу ладошкой бьём»
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём
Мячик-мячик, мой дружок
Звонкий, звонкий, звонкий бок.
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём.
Ребёнок стоит перед взрослым. Напевая песенку, помогаем ритмично «бить ладошкой» по мячику.
Психолог предлагает детям отдохнуть после игры.
Дети ложатся на ковёр, и закрывают глаза. Включается спокойная музыка.
Психолог говорит: — Мячики отдыхают, а по комнате летает ветерок и дотрагивается до них.
Психолог: — Волшебной палочкой дотрагивается ребёнку до ручки, до животика, до ножки и т. п. Открыв глаза, дети должны показать и назвать части тела, до которых дотрагивалась волшебная палочка.
Психолог предлагает детям нарисовать мячики в воздухе.
Дети вслед за психологом рисуют в воздухе спираль попеременно правой и левой рукой, а затем на ладошке указательным пальцем.
Психолог: — Ребята, посмотрите у меня в руках мешочек, там лежат мячики. Вы должны, не заглядывая в мешочек, найти мяч, который я назову.
Психолог вызывает по очереди и даёт задание: «Достань больной мяч», «Достнь маленький мяч».
Психолог раздаёт листы бумаги с нарисованными красными и синими мячами и карандаши. И предлагает закрасить те мячики, что оказались незакрашенными, красным и синим цветом.
Заключительный В конце занятия дети вспоминают, какие игры проводились на занятии, и говорят, что им больше всего понравилось.
Психолог хвалит детей за работу и прощается со всеми детьми до следующего занятия.
— До свидания.
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-pervoi-mladshei-grupe-476169.html

Это интересно. Конспекты занятий по психологии с детьми разного возраста можно найти в публикации педагога-психолога из Уфы Гороховой С.А.

Видео: фрагмент психологического занятия в младшей группе

Как составить конспект открытого занятия по психологии

Методика создания сценария конспекта открытого урока по структуре не отличается от составления обычного. Различия касаются лишь некоторых элементов содержания:

  • в уроке не должно быть много игр, со структурой которых малыши незнакомы (приблизительно 1/3 новых и 2/3 уже опробованных);
  • занятие должно быть сюжетно завершено, поэтому лучше, если связанные между собой задания будут подаваться педагогом опосредованно, через сказочного персонажа.

Таблица: Бурдакова О., конспект открытого занятия по психологии на тему «Поможем Буратино» для подготовительной группы (фрагменты)

Этап Суть
Вводный Психолог: Здравствуйте, ребята! Я буду задавать вопрос и бросать мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, даст ответ на вопрос и вернёт мне мяч.Кто водит автобус?
Кто готовит еду?

  • Кто шьёт одежду?
  • Кто лечит людей?
  • Кто строит дома?..>
Психолог: — Я сегодня получила необычное письмо, от кого, пока неясно, для этого надо отгадать загадку:
Деревянный озорник,
Из сказки в нашу жизнь проник,
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой. (Буратино)
Выставляется картинка Буратино.
Основной Психолог: — Правильно, давайте откроем письмо и прочитаем, что в нём. «Здравствуйте, дорогие, ребята! Помогите мне, пожалуйста, выполнить несколько заданий, чтобы хорошо подготовиться к школе»
— Поможем Буратино?
— Поможем
Психолог: — Первое задание. Выложите из счётных палочек три квадрата. Сделайте так, чтобы у вас получилось шесть треугольников. Затем, чтобы получился квадрат и два треугольника. Дети выполняют задание.
Психолог: — Молодцы!
Психолог: Второе задание. Внимательно рассмотрите буквы в путанице, обведите разными карандашами, какие буквы спрятались. А теперь давайте выложим эти буквы на магнитной доске. О, А, К, П, М, Н (дети по очереди выставляют буквы на доске)…>
<… Психолог: — Что-то мы устали выполнять задания для Буратино, поэтому давайте немного разомнёмся. Повторяйте слова и движения:
Буратино потянулся.
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки стать.
Дети повторяют слова и движения.
Психолог: — Четвёртое задание. Графический диктант…>
Заключительный <… Психолог: — Молодцы, ребята! Все задания, которые просил помочь нас выполнить Буратино, мы сделали. А теперь, ребята, ответьте мне на вопрос: «Что мы сегодня делали на занятии?»…>
<…Психолог: — Но это ещё не всё. Я забыла вам сказать, что мне ещё прислали посылку. Давайте её откроем. Ой, ребята, это же медали! Буратино таким образом решил вас отблагодарить за помощь в выполнении заданий.
Психолог: — Всё, ребята! Буратино мы помогли, и мне пора! До свидания! До свидания!
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-461919.html

Видео: открытое психологическое занятие на тему «Мир эмоций» в старшей группе

Видео: открытое психологическое занятие на тему «Мы будущие первоклассники» в подготовительной группе

Видео: открытое психологическое занятие на тему «Путешествие в сказочную страну» в подготовительной группе

Психологический анализ занятия в детском саду

Занятия любой образовательной направленности обязательно подвергаются двум формам анализа: самоанализу, который выполняется педагогом после каждого урока, и анализу присутствующих, который осуществляется после открытых занятия, обычно организуется 1–2 раза в год. Среди нескольких видов анализа важную роль играет исследование эмоционального фона в группе в процессе образовательной деятельности, то есть психологический анализ.

Алгоритм его проведения един и для самоанализа, и для анализа присутствующими.

Выводы по анализу формулируются в свободной форме по плану, определённому схемой, и могут быть оформлены либо в виде таблицы, либо в виде связного текста. Элементы такого анализа можно найти здесь.

Дети раскрашивают картинки

Диагностика является непременным требованием для проведения занятий по психологии

Как проводится психологическая диагностика детей

Психологическая диагностика детей на этом этапе оказывается определяющей для последующего выбора приёмов работы с малышами на занятиях по психологии. Анализ осуществляется по критериям сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер личности.

Таблица: критерии для проведения психологической диагностики

Сфера развития Элементы сферы Критерии Как исследуются
Познавательная сфера Сенсорика
  • предметность;
  • осмысленность;
  • обобщённость;
  • избирательность;
  • точность;
  • полнота;
  • быстрота;
  • эмоциональная окрашенность;
  • объём.
С помощью наблюдения за ребёнком в группе в процессе игр со сверстниками.
Мышление
  • гибкость;
  • темп;
  • быстрота;
  • самостоятельность;
  • глубина;
  • последовательность;
  • критичность.
Тесты:
«Разрезные картинки» (дети собирают целую картинку из элементов, которым предварительно нужно придать нужное положение);
«Почтовый ящик» (малыши подбирают предмет, который размерами вписывается в прорезь ящика, причём в первой младшей дети повторяют манипуляции за взрослым, а в старшей оценивают совместимость отверстия и объекта на основании зрительного сопоставления);
«Сходства и различия» (взрослый называет пары объектов, дети выделяют в них сходства и различия) и пр.
Речь
  • умение элементарно анализировать литературное произведение по программе;
  • навык подбирать синонимы и антонимы к словам;
  • понимание значения слов.
В старшей группе в качестве материала для анализа дети разбирают поступки героев в «Сказке о Золотой рыбке».
Моторика
  • моторные функции;
  • графические движения;
  • автоматизированные движения;
  • одновременные движения;
  • динамическая координация;
  • двигательная память.
Наблюдение за малышом во время подвижных игр, а также в процессе выполнения письменных заданий (в старших группах).
Эмоционально-волевая сфера (детально с тестами и итогами исследования эмоционально-волевой сферы можно ознакомиться здесь. Для первой младшей группы: настроение и активность. Для определения характера течения адаптации малыши расставляют несколько паровозиков в ряд от самого красивого, по их мнению, до самого некрасивого.
Для второй младшей группы: настроение, половая идентификация, уровень притязаний. Например, для определения эмоционального состояния, то есть настроения, необходимо определить уровень тревожности. Для этого используется тест «Выбери нужное лицо»: дети смотрят на изображённые на картинках ситуации и подбирают подходящее выражение лица для человечка, в ней участвующего.
Для средней группы: настроение, самосознание. Цветовой тест Люшера для определения внутриличностных конфликтов: дети выбирают из набора карточек наиболее привлекательные.
Для старшей группы: самооценка, статус в группе, настроение. Тест «Лесенка» для изучения самооценки малыша: ребёнок рисует человечка (себя) на одной из ступеней, отталкиваясь от условия теста — на нижней располагаются самые плохие дети, на верхней — самые лучшие.
Для подготовительной группы: мотивация, произвольность (то есть намерения относительно операций памяти, внимания), самооценка. Например, тест «Несуществующее животное» для определения уровня самооценки: малыш изображает воображаемого зверя, придумывает ему название.

Диагностические карты

Пакет диагностических карт с методиками и итогами тестов, в частности, для исследования познавательной сферы можно найти здесь.

А перейдя по ссылке, можно познакомиться с примером составления по ним психолого-педагогической характеристики на ребёнка.

Проектная деятельность по психологии

Если занятие по психологии — это непосредственная образовательная деятельность в рамках последовательного освоения рабочей программы, которая регулярно реализуется в установленный для возрастной группы временной промежуток, то разработка проекта по психологии предполагает продуктивную деятельность ребёнка (возможно, совместно с родителями и/или педагогом), направленную на разработку отдельного аспекта темы. Как и по любому другому образовательному направлению, проекты по психологии могут быть краткосрочными или долгосрочными.

Краткосрочные проекты

К первым относятся:

  • стенгазеты (например, на тему «Психология в нашей жизни»);
  • плакаты, адресованные, прежде всего, родителям, относительно возрастных особенностей развития малышей;
  • лэпбуки (со старшими дошкольниками педагог может организовать создание лэпбука по типам темперамента персонажей любимых мультфильмов);
  • досуги (например, во второй младшей группе «Я дарю тебе радость»);
  • тренинги (к примеру, для родителей, но с привлечением детей для драматизации сценок для обсуждения).

Фотогалерея: примеры краткосрочных проектов — стенгазет

Проекты, разрабатываемые длительное время

Для их организации требуется больше времени с чётким обозначением трёх этапов разработки темы:

  • подготовительного;
  • реализующего замысел;
  • отчётного.

Иллюстрацией к каждому из этих этапов может быть проект Герасимович Т.А. «Неделя психологии».

Роль психолога в работе с детьми переоценить сложно. Работа этого специалиста направлена на определение и коррекцию развития психологических функций малышей, а также оказание помощи воспитателю относительно выработки общей стратегии образовательной деятельности с ребятами разных возрастных групп. В итоге от сотрудничества педколлектива и родителей с педагогом-психологом во многом зависит развитие личности ребёнка в дальнейшем.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(118 голосов, среднее: 4.5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

План урока по психологии

  • Вид работы:

    Практическое задание

  • Предмет:

    Психология

  • Язык:

    Русский

    ,

    Формат файла:

    MS Word

    5,93 kb

  • Опубликовано:

    2008-11-06

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

План урока по психологии

                     2ПЛАН УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ.

Дата: 01.09.98.

Номер урока: 1.

Тема: «Ощущение».

Тип урока:  Урок овладения учащимися новыми знаниями (по
типологии

            Онищука В.А.)

Цель: Дать  представление  о  понятии  ощущении как
первой ступени

      познания окружающего мира.

Задачи: 1. Стимулировать процесс познания себя и
окружающей  действи-

           тельности.

        2. Раскрыть способы формирования ощущений и
образов

           окружающего мира у человека.

        3. Ознакомить с методами изучения ощущений.

        4. Дать психофизиологическую  характеристику
различных видов

           ощущений.

        5. Определить способы развития ощущений.

        6. Определение преобладающего вида ощущения  для 
каждого

           учащегося  индивидуально.

Содержание урока: Первый этап — теоретическая часть
(первичное оз-

                  накомление с материалом,образование 
понятий,ус-

                  Второй этап — практическая  часть  (применение

                              — 2 —

                  знаний на  практике,обобщение  и 
систематизация

                  знаний,проверка усвоения  информации 
по  данной

                  теме).

План лекции:  1. Понятие ощущения.

              2. Виды ощущений.

              3. Основные закономерности ощущений.

              4. Методы изучения ощущений.

              5. Способы развития ощущений.

Метод : Передача знаний, метод наблюдения.

Прием: Передача  теоретических  знаний.Демонстрация  умений
в виде

       эксперимента.

Формы работы на уроке: Групповая, выборочно —
индивидуальная.

Контроль знаний: Устный.

Обратная связь: Рефлексия.

Домашнее задание: 1. Применить на практике полученные на
уроке

                     знания по отношению к друзьям и
знакомым.

                  2. Подготовить по желанию  устное 
сообщение  на

                     5-10 минут по теме данного урока.

Похожие работы на — План урока по психологии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Приснилось как нашла деньги
  • Как найти девушку только переехавших
  • Как исправить ошибку в тексте сообщения в ватсапе
  • Как исправить царапину на дереве
  • Как найти ось симметрии параболы формула