Как составить планирование по преступлению

Утверждаю

Директор Федеральной

службы судебных приставов —

главный судебный пристав

Российской Федерации

А.О.ПАРФЕНЧИКОВ

9 декабря 2016 г. N 0004/15

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАССЛЕДОВАНИЯ

УГОЛОВНЫХ ДЕЛ, ПОДСЛЕДСТВЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

I. Общие положения

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ к компетенции Федеральной службы судебных приставов отнесено проведение дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ .

Своевременность принятия дознавателем процессуальных решений и проведения следственных действий по уголовному делу обеспечит соблюдение принципа разумного срока судопроизводства, закрепленного ст. 6.1 УПК РФ . При этом дознавателю необходимо учитывать, что проведение таких следственных действий и мероприятий, как осмотр места происшествия, выемка и осмотр предметов (документов), назначение судебной экспертизы, получение образцов для сравнительного исследования, требование производства документальных проверок, ревизий, исследований документов до возбуждения уголовного дела в рамках проверки сообщения о преступлении, позволит существенно сократить сроки расследования и повысить его качество.

Беспорядочность и бессистемность производства следственных действий еще на первоначальном этапе расследования зачастую влечет за собой невосполнимую утрату доказательств и неполноту дознания, и, таким образом, планирование выступает организующим и направляющим началом в расследовании уголовного дела и представляет собой процесс создания четкого алгоритма, отражающего последовательность и содержание следственных и процессуальных действий.

Так как следственные ситуации не могут быть абсолютно идентичны, любое преступление носит индивидуальный характер (место, время, способ совершения, конкретная обстановка, физическое лицо, совершившее преступное деяние, его мотивы, психическое состояние, а также восприятие его действий потерпевшим, индивидуальность предмета преступления и т.п.), каждый план расследования неповторим и является результатом работы дознавателя по каждому конкретному материалу.

Грамотно составленный план расследования позволит обеспечить эффективное распределение физических и временных затрат дознавателя, направленных на поиск доказательств и установление истины по уголовному делу. Как правило, процесс планирования включает в себя:

изучение имеющихся фактических данных и оценку следственной ситуации;

выдвижение версий либо определение обстоятельств, подлежащих установлению;

определение системы следственных и процессуальных действий, иных мероприятий, которые необходимо провести для проверки версии либо выяснения конкретных вопросов;

определение последовательности и сроков их проведения;

определение исполнителей;

оценку результатов выполнения плана.

При составлении планов рекомендуется исходить из следующих обстоятельств:

индивидуальности, т.е. учета всех особенностей расследуемого преступления;

конкретности, т.е. ясности формулирования и постановки задач расследования, а также выбора соответствующих способов их решения путем производства необходимых следственных и процессуальных действий;

реальности, т.е. фактической возможности выполнения запланированных мероприятий в обозначенные сроки;

динамичности, т.е. необходимости корректировки планов с учетом изменения следственной ситуации.

При составлении планов расследования объективно оценивается объем работы, процессуальные сроки, необходимость проведения судебных экспертиз.

Так как в процессе работы у дознавателя, как правило, одновременно находятся несколько уголовных дел и материалов доследственных проверок, работу рекомендуется планировать:

по отдельному уголовному делу (возбужденному в отношении конкретного лица и по факту совершения преступления в условиях неочевидности);

по нескольким уголовным делам;

по уголовным делам, представляющим практическую сложность, связанную с большим объемом работы (группой дознавателей);

по конкретному следственному действию.

II. Планирование проведения отдельного

следственного действия

Планировать проведение отдельного следственного действия рекомендуется исходя из общего плана расследования.

Подготовка плана для каждого следственного действия не является строго обязательной. В большинстве случаев можно ограничиться краткими ориентирующими записями. Однако если намечается проведение сложного следственного действия, предполагающего выяснение широкого круга вопросов, большую продолжительность во времени, значительное количество участников, возможное противодействие и др., то рекомендуется составление письменного плана. Так, составленный заранее план проведения обыска в помещении организации значительно упростит его проведение.

В плане проведения следственного действия отражаются:

цель проведения следственного действия;

время и место его проведения;

порядок проведения;

перечень обстоятельств, подлежащих выяснению;

участники следственного действия (необходимо ли участие понятых, педагога, психолога, специалиста, переводчика и др.);

технические средства, которые будут применяться (диктофон, фотоаппарат, видеокамера и др.);

перечень тактических приемов, которые надлежит использовать;

иные необходимые дознавателю данные.

Непосредственно в процессе проведения следственного действия его план при необходимости может быть изменен дознавателем.

1. План проведения допроса

Подготовка к допросу и его планирование начинается после тщательного изучения материалов уголовного дела и имеющихся данных о личности допрашиваемого лица, а также постановки конкретных целей для данного следственного действия.

Заранее должны быть подготовлены материалы уголовного дела и вещественные доказательства, которые могут понадобиться для предъявления допрашиваемому, технические средства фиксации хода допроса (диктофон, магнитофон и др.), а также обеспечена явка лиц, присутствие которых предусмотрено законом. При этом учитывается процессуальный статус лица, которое планируется допросить.

При проведении допроса рекомендуется подготовить продуманный, четко сформулированный перечень вопросов. Постановка вопросов перед допрашиваемым лицом должна быть последовательной, каждый должен логически вытекать из другого и конкретизировать его, направляя ход следственного действия к намеченной цели. Постановка наводящих вопросов исключается.

В план допроса (приложение N 1) возможно внесение корректив и дополнений в целях выполнения задач расследования. Изменения плана допроса могут быть вызваны, например, открывшимися в ходе него новыми обстоятельствами, неожиданной для дознавателя аргументацией допрашиваемого, переменой им линии поведения, осознанием дознавателем неэффективности избранной тактики или ошибочности некоторых своих предположений и выводов. При планировании допроса рекомендуется учесть:

место проведения;

время проведения;

круг участников (допрашиваемый, защитник, переводчик, педагог, психолог);

средства фиксации;

вопросы, подлежащие выяснению (подробный перечень вопросов можно оформить на отдельном листе в качестве приложения к плану);

имеющиеся в деле доказательства, на которые будет ссылаться дознаватель при постановке вопросов;

возможные варианты ответов допрашиваемого лица и линию его поведения;

применение тактических приемов (убеждение, предъявление доказательств и др.);

иные возможные обстоятельства.

2. План проведения осмотра места происшествия

Осмотр места происшествия является неотложным следственным действием, которое можно проводить до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ ).

Для подготовки к осмотру дознавателю рекомендуется предварительно собрать сведения о его объекте (например, складе, гаражном комплексе, производственной территории, офисе организации и др.), по возможности произвести обзор места происшествия, а также в обязательном порядке обеспечить наличие всех лиц, участие которых предусмотрено законом и целесообразно исходя из задач следственного действия (понятые, фотограф, специалист и др.).

Успешность осмотра места происшествия и доказательственная ценность его результатов в значительной степени зависят от соблюдения дознавателем тактических правил данного следственного действия, правильности процессуального оформления и фиксации (протокол, фото- и (или) видеосъемка, схематический план места происшествия).

В плане осмотра места происшествия указываются:

место его проведения;

время его проведения;

список участников осмотра;

круг вопросов, на которые можно получить ответы в результате проведения осмотра;

предположения о том, какие признаки преступления и конкретные предметы могут быть обнаружены;

порядок проведения (статическая и динамическая части);

закрепление результатов осмотра.

3. План проведения обыска

В целях наибольшей эффективности обыска и предотвращения уничтожения следов преступления данное следственное действие рекомендуется проводить на первоначальном этапе дознания.

Процессуальным основанием обыска является постановление дознавателя, однако согласно требованиям ч. 3 ст. 182 УПК РФ для проведения обыска в жилище дознавателю необходимо заранее получить соответствующее постановление суда, что также отражается в плане расследования.

Тактически обоснованно планировать обыск на утреннее время, что привнесет элемент неожиданности в проведение следственного действия (но не ранее 6 часов утра, кроме случаев, не терпящих отлагательств).

В плане проведения обыска дознавателю рекомендуется:

учесть место проведения (жилище, офис организации, служебные, подсобные, складские помещения и пр.);

учесть время проведения;

определить цели и задачи обыска (поиск предметов и ценностей, документов, следов преступления, разыскиваемых лиц и др.);

составить список участников обыска (понятые, защитник, обыскиваемое лицо, совершеннолетний член его семьи, член домоуправления, представитель органа местного самоуправления, представитель администрации организации, фотограф, специалист и др.);

определить способ проникновения в помещение;

продумать порядок его проведения (обзорную и детальную части);

закрепление результатов обыска.

III. Планирование расследования по отдельному уголовному делу

План расследования по уголовному делу необходим для определения направления и тактики расследования в целом.

Для обоснованного решения вопроса о последовательности проведения следственных и иных процессуальных действий дознавателю предлагается учитывать следующие обстоятельства:

какое следственное действие может иметь первоочередное значение и в наибольшей степени обеспечить получение необходимой информации для осуществления последующих следственных и процессуальных действий. Выемка расширенной выписки по движению денежных средств на расчетном счете подозреваемого, проведенная на первоначальном этапе расследования уголовного дела по ст. 177, 315 УК РФ , позволит дознавателю своевременно установить контрагентов подозреваемого. А установление постоянных деловых и личных контактов подозреваемого очень часто является источником доказательств и иной необходимой информации по существу уголовного дела, расширяет круг свидетелей;

какие следственные действия являются неотложными, поскольку по прошествии даже небольшого промежутка времени может быть утрачена доказательственная база. Бесспорно, что безотлагательное проведение осмотра места происшествия при расследовании преступления, предусмотренного ст. 312 УК РФ , позволит вовремя зафиксировать следы преступления, что в последующем станет неоспоримым доказательством совершения подозреваемым незаконных действий в отношении арестованного имущества.

Кроме того, произведенные сразу после возбуждения уголовного дела по ст. 315, 177 УК РФ выемки финансово-бухгалтерской документации сделают невозможным уничтожение или сокрытие доказательств, а допрос работников бухгалтерии и получение от них подписки о неразглашении данных предварительного расследования в соответствии со ст. 161 УПК РФ позволят предотвратить утечку информации;

какая комбинация следственных действий может оказать наибольшее воздействие на фигурантов уголовного дела, побудив их к даче правдивых показаний. Например, установление лица, которому принадлежит абонентский номер звонившего, с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия, т.е. совершившего преступление, предусмотренное ст. 294 УК РФ , и незамедлительное получение сведений от оператора телефонной компании о входящих и исходящих вызовах, а также установлении локации вызова в период, интересующий дознание, получение характеризующих и установочных данных владельца абонентского номера. Обладание этими данными позволит дознавателю в ходе допроса владельца абонентского номера получить наиболее эффективные результаты.

Структура плана расследования по уголовному делу может быть как развернутой, так и сокращенной, однако при этом рекомендуется включить в него следующие основные разделы (приложение N 2):

фабула уголовного дела;

сведения о движении дела (принятые процессуальные решения о соединении уголовных дел, продлении сроков дознания, приостановлении производства по уголовному делу и др.);

обстоятельства, подлежащие доказыванию;

обстоятельства, способствовавшие совершению преступления;

следственные и иные процессуальные действия, организационные и вспомогательные мероприятия (вынесение постановлений, составление запросов, подготовка поручений в порядке ч. 1 ст. 152 УПК РФ и др.);

сроки их выполнения;

результаты выполнения;

примечания.

Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию, определяется исходя из требований ст. 73 УПК РФ и конкретного состава преступления, определяемого УК РФ.

Мероприятия в плане расследования рекомендуется располагать в той последовательности, в которой они будут выполняться.

Сроки проведения конкретных мероприятий, перечисленных в плане, зависят от их объема и сложности, профессиональной подготовки дознавателя, а также возможного влияния внешних факторов и противодействия.

Примечание может содержать отметки о переносе запланированного мероприятия или выполнении его в другое время; причинах неявки фигурантов дела для допроса; новых обстоятельствах, ставших известными в результате проведения следственного действия; следственных и иных процессуальных действиях, необходимость в которых возникла в связи с получением новых фактических данных, и др. Указанная информация в последующем используется для составления дополнительного плана расследования.

К плану расследования, особенно по уголовным делам, представляющим практическую сложность, для наглядности может прилагаться различная вспомогательная документация (справки, списки, памятки, схемы, графики и др.), упрощающая систематизацию и анализ полученных доказательств. Например, к плану расследования многоэпизодного уголовного дела по ст. 315 УК РФ рекомендуется прилагать список всех судебных решений, неисполнение которых вменяется подозреваемому.

В случае, когда в рамках одного уголовного дела расследуется несколько составов преступлений либо когда совершенное преступление состоит из событий, имеющих значение самостоятельной единицы, целесообразно осуществлять планирование расследования по эпизодам преступной деятельности. При этом рекомендуется сначала составлять частные планы расследования по каждому эпизоду, а затем на их основе — общий план расследования.

Запросы в психиатрические и наркологические диспансеры, а также требования в информационный центр УВД субъекта Российской Федерации рекомендуется направлять в течение суток с момента возбуждения уголовного дела в целях своевременного назначения судебной психиатрической экспертизы и приобщения к материалам уголовного дела копии приговора по предыдущим делам в отношений подозреваемого.

Ввиду ограниченности сроков дознания назначение судебных экспертиз рекомендуется планировать в срок не позднее 10 суток с даты возбуждения уголовного дела.

Дату ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела рекомендуется планировать не менее чем за 7 суток до окончания срока расследования.

IV. Планирование расследования по нескольким уголовным

делам, находящимся в производстве дознавателя

При планировании расследования дознавателю предлагается учитывать свою служебную нагрузку (производство следственных действий по уголовным делам, одновременно находящимся в производстве, проведение проверок сообщений о преступлениях, работа с уголовными делами, расследование по которым приостановлено по различным основаниям, участие в оперативных совещаниях, учебных занятиях и др.).

Для координации собственной работы, своевременного проведения следственных и иных процессуальных действий по всем находящимся в производстве уголовным делам дознавателю рекомендуется составлять календарный план (приложение N 3).

В процессе календарного планирования осуществляется окончательная детализация и согласование по срокам (дням и часам) планов расследования по отдельным уголовным делам и прочих мероприятий, в которых по служебной необходимости должен принимать участие дознаватель. При этом своевременно корректируются отдельные планы и упорядочивается последовательность всей намеченной работы, что позволяет избежать необоснованных затрат времени, простоев в работе и волокиты в процессуальной деятельности.

Периоды календарного планирования зависят от задач расследования и служебной нагрузки. Обычно календарное планирование осуществляется на месяц, реже — на квартал или более короткий срок (одну или две недели). По окончании выбранного периода составляется новый календарный план, куда переносятся невыполненные мероприятия по находящимся в производстве уголовным делам с указанием сроков расследования.

Корректировку календарного плана предлагается вести ежедневно, параллельно с внесением изменений и дополнений в планы расследования по конкретным уголовным делам.

Календарный план позволяет одновременно составить представление:

о движении по конкретному уголовному делу;

о движении по всем уголовным делам, одновременно находящимся в производстве;

о служебной нагрузке дознавателя (на месяц, неделю, день);

о соблюдении процессуальных сроков.

На первые дни и недели месяца рекомендуется составлять более плотный график. Это создаст резерв времени для незапланированных мероприятий, необходимость осуществления которых может возникнуть в ходе расследования уголовного дела, к также даст возможность перенести мероприятия, осуществить которые не удалось в поставленные сроки.

V. Планирование расследования по сложным

уголовным делам (группой дознавателей)

В соответствии с ч. 1 ст. 163 УПК РФ производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей.

Руководитель группы, согласно требованиям ч. 3 ст. 163 УПК РФ , принимает дело к своему производству и организует работу группы дознавателей. Следовательно, он несет ответственность не только за следственные и иные процессуальные действия, выполняемые им лично, но и за текущее расследование дела, осуществляет общее планирование и координирует деятельность всех участников группы.

Руководителю группы дознавателей рекомендуется:

составить общий план расследования;

распределить выполнение поставленных в плане задач между входящими в группу дознавателями;

поручить им составление индивидуальных планов расследования по делу и осуществить их согласование;

контролировать выполнение общего плана расследования и индивидуальных планов участников группы;

принимать необходимые меры при невыполнении планов;

регулярно проводить корректировку плана с учетом изменения следственной ситуации.

В общий план расследования, составляемый руководителем группы, предлагается включать:

фабулу уголовного дела;

перечень процессуальных решений, принятых по делу;

обстоятельства, подлежащие установлению;

следственные и иные процессуальные действия, проведение которых необходимо;

распределение обязанностей между участниками группы;

сроки выполнения поставленных задач;

отметки об их выполнении.

Общий план расследования не должен быть громоздким и перегруженным. В нем отражаются лишь те вопросы, которые относятся ко всему делу или группе эпизодов. Частные вопросы, касающиеся работы конкретного дознавателя, организации его служебного времени, в общий план расследования не вносятся.

Индивидуальные планы составляются каждым членом группы, они конкретизируют и дополняют общий план расследования, отражают перечень и последовательность мероприятий на порученном дознавателю участке работы.

При этом индивидуальные планы целесообразно согласовывать не только с общим планом расследования, но и между собой.

Такой порядок планирования позволяет выработать единую тактику расследования, обеспечить четкость и скоординированность действий всех членов группы, избежать дублирования в работе и необоснованных временных затрат.

Распределение работы между дознавателями, входящими в группу, может осуществляться по различным направлениям:

по выдвинутым версиям;

по эпизодам преступлений;

по обстоятельствам, подлежащим доказыванию;

по видам следственных действий;

по фигурантам уголовного дела;

по иным направлениям.

При планировании работы участников группы ее руководителю рекомендуется исходить прежде всего из объема предстоящей работы, количественного состава группы, а также профессиональных навыков и опыта входящих в нее дознавателей.

VI. Планирование расследования неочевидных преступлений

Порядок планирования расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности, в частности вмешательство в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. 1 ст. 294 УК РФ ) и разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. 1 ст. 311 УК РФ ), имеет свои особенности.

Важным условием обоснованности и эффективности составленного плана расследования указанных преступлений является выдвижение всех реально возможных в данной ситуации версий. С этой целью дознавателю рекомендуется изначально составить частные планы расследования по каждой версии, а затем объединить их в общий план.

Таким образом, план расследования неочевидных преступлений может содержать:

фабулу;

перечень процессуальных решений, принятых по делу;

перечень выдвинутых версий;

обстоятельства, подлежащие установлению для проверки выдвинутых версий;

следственные и иные процессуальные действия;

сроки их выполнения;

результаты выполнения;

примечания.

В дальнейшем после подтверждения какой-либо версии и опровержения остальных дознаватель производит корректировку плана.

VII. Контроль за выполнением планов расследования

Начальнику органа или подразделения дознания целесообразно утверждать план расследования по уголовному делу, составленный дознавателем, не позднее 2 суток после возбуждения и (или) принятия к производству уголовного дела, что обеспечит возможность осуществления упреждающего процессуального контроля за ходом расследования еще на начальном этапе расследования.

Указанный план приобщается к контрольно-наблюдательному производству по уголовному делу. В случае возбуждения уголовного дела в структурном подразделении территориального органа ФССП России его копия направляется в отдел организации дознания аппарата для обеспечения системного процессуального контроля.

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

от 9 декабря 2016 г. N 0004/15

План

проведения допроса

Сведения о допрашиваемом лице и его процессуальный статус

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Место допроса _______________________________________________________

Дата и время допроса _________________________________________________

Участники допроса ___________________________________________________

Технические средства фиксации ________________________________________

N п/п

Вопросы, подлежащие выяснению

Доказательства, имеющиеся в деле

Позиция и возможные ответы допрашиваемого

Тактические приемы

Примечания

1

2

3

Дознаватель отдела
судебных приставов __________ _____________________ "__" __________ 20__ г.
                                (подпись, Ф.И.О.)

                           рекомендуемый образец

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

от 9 декабря 2016 г. N 0004/15

                                                 УТВЕРЖДАЮ
                                Начальник отдела - старший судебный пристав
                                         отдела судебных приставов
                                ___________________________________________
                                Управления ФССП России по _________________
                                ___________________________________________
                                              (классный чин)
                                ___________________________________________
                                             (подпись, Ф.И.О.)
                                          "__" __________ 20__ г.

                                   План
                 расследования по уголовному делу N _____

Фабула

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Сведения о движении уголовного дела

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

N п/п

Следственные и иные процессуальные действия

Вопросы, подлежащие выяснению

Сроки проведения (дата, время)

Исполнитель (Ф.И.О.)

Результаты исполнения

Примечания

1

2

Дознаватель отдела
судебных приставов __________ _____________________ "__" __________ 20__ г.
                                (подпись, Ф.И.О.)

                           рекомендуемый образец

Приложение N 3

к Методическим рекомендациям

от 9 декабря 2016 г. N 0004/15

План

расследования по группе уголовных дел

(календарный план работы)

N п/п

Числа месяца и дни недели

09.01.2017

Понедельник

10.01.2017

Вторник

11.01.2017

Среда

12.01.2017

Четверг

13.01.2017

Пятница

14.01.2017

Суббота

Уголовное дело (номер, статья, подозреваемый, сроки)

Дата возбуждения и принятия к производству

Следственные и иные процессуальные действия

1

2

3

Дознаватель отдела
судебных приставов __________ _____________________ "__" __________ 20__ г.
                                (подпись, Ф.И.О.)

                           рекомендуемый образец

Планирование расследования преступлений

Планирование
является организующим и направляющим
началом в расследовании, средством
целенаправленного поиска доказательств.

Криминалистической
наукой выработаны определенные
требования, которыми должно отвечать
планирование расследования
:

1.
Индивидуальность планирования.
Этот
принцип предписывает следователю
составлять план расследования по каждому
уголовному делу. Как нет двух одинаковых
преступлений, так и невозможен и план
расследования, годный для раскрытия
нескольких уголовно наказуемых деяний,
пусть даже однородных.

2.
Конкретность планирования.
Означает,
что в процессе планирования должны быть
определены конкретные задачи расследования,
с тем, чтобы выявить и исследовать все
эпизоды данного дела, выдвинуть и
всесторонне проверить объективно
возможные версии, установить и исследовать
существенные обстоятельства по каждому
эпизоду.

3.
Динамичность (непрерывность) планирования
.
Планирование нельзя рассматривать как
разовый акт, оно сопутствует расследованию
на всем его протяжении. План может
постоянно меняться, так как в процессе
работы встают новые проблемы, возникают
отдельные частные задачи, не предусмотренные
ранее, но требующие разрешения. Изменения
в план могут вносить не только в отношении
содержания сроков их выполнения,
конкретных исполнителей.

4.
Реальность планирования
.
При составлении планов исходят из
реальной оценки объема работы по
расследованию преступления, а также из
учета сил и возможностей следователя.

5.
Экономичность, оптимальность планирования
.
Планирование предполагает соблюдение
максимальной экономии сил и средств
расследования, достижение цели более
коротким путем и с наименьшими затратами.

Расследование
— это процесс познавательный, одна из
разновидностей познания объективной
действительности.

На первоначальном
его этапе следователь чаще всего
располагает лишь вероятными
предположительными знаниями о преступлении
и лице, его совершившем. Для того чтобы
получить доказательства по делу,
необходимо предположительно объяснить
их происхождение и существование. Такое
логически обоснованное предположение,
вытекающее из фактических материалов
дела и построенное с учетом опыта
расследования аналогичных дел, называется
версией.

Версии
определяют направление расследования,
поэтому их разработка — важная и часть
планирования
.

По
объему версии делятся на:

общие; частные.

Общие
версии

объясняют событие в целом и причинную
связь между фактами, а частные версии,
касающиеся наличия и характера отдельных
фактов, подлежащих доказыванию.

По
сфере использования и субъекту выдвижения
:
следственные; экспертные; оперативно
— розыскные; судебные.

По
времени поступления:

первоначальные; последующие.

По
степени вероятности
:
мало вероятные; наиболее вероятные;

По
предмету доказывания
:
оправдательные; обвинительные.

Наряду с планом
расследования преступления в целом
практикуется планирование наиболее
сложных следственных действий.

Каждое следственное
действие имеет три этапа:

1. подготовительный;

2. рабочий;

3. заключительный.

Планирование
подготовительного этапа следственного
действия включает
:

  1. собирание исходных
    данных, относящихся к предполагаемому
    следственному действию;

  2. определение
    очередности данного следственного
    действия в системе других;

  3. подготовку места
    проведения следственного действия;

  4. подготовку
    технико-криминалистических средств,
    которые будут использованы в ходе
    следственного действия;

  5. изучение специальных
    вопросов и литературы, если в процессе
    следственного действия необходимы
    определенные познания в науке, технике
    или искусстве:

  6. выбор лиц, которых
    необходимо пригласить для участия в
    следственном действие.

Планируется рабочий
этап следственного действия, следователь
определяет, какие тактические приемы
и в какой последовательности будут
использованы при данной следственной
ситуации, решает вопрос о тактике
использования в ходе проведения
следственного действия оперативно —
розыскной информации и данных, полученных
в результате проведения других
следственных действий.

Заключительный
этап планирования следственного действия
— составление плана его проведения и
проверка готовности следователя к его
выполнению. Сопоставление письменного
плана диктуется обстоятельствами дела
и сложностью данного следственного
действия: если оно не представляет собой
сложности, необходимость в составлении
письменного плана отпадает. Следователь
ограничивается лишь составлением
перечня подлежащих выяснению вопросов
и определяет последовательность их
выяснения. Так, важно составить план
допроса, фиксируемого на магнитную
ленту. В этом случае заранее подготавливается
план — схема записи, чтобы выполнить все
необходимые процессуальные положения,
избежать повторений, провести допрос
логически последовательно. Необходимость
фиксируемого плана проведения допроса
ощущается и при видеозаписи показаний.

УДК 343.98 DOI 10.25724/VAMVD.JMNO

ББК 67.522.0

П. В. Козловский

ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В статье представлена технология планирования расследования преступления, состоящая из двух этапов (совместной деятельности следователя и органа дознания; деятельности органа дознания на основе задач, поставленных следователем), позволяющая учитывать современное правовое регулирование и эффективно решать задачи по раскрытию преступлений. Автором исследованы применяемая терминология, основания классификации планов расследования и другие вопросы. Принципы планирования предложено именовать требованиями к планированию. Аргументирован вывод о неосновательности выделения наряду с планами производства следственных действий и расследования отдельных преступлений планов работы следователя по нескольким уголовным делам, находящимся в его производстве, в качестве однородной категории. Указано на необходимость планирования наряду со следственными действиями и оперативно-разыскными мероприятиями применения мер административного принуждения и мероприятий организационного характера. Предложены рекомендации по комплексному использованию различных форм планирования в зависимости от складывающейся следственной ситуации.

Ключевые слова: виды планов, требования к планированию, расследование, уголовное дело, этапы планирования.

P. V. Kozlovskiy

PLANNING OF INVESTIGATION OF CRIMES

The article demonstrates the technology of planning the investigation of criminal cases, consisting of two stages: joint activity of the investigator and the body of inquiry; the body of inquiry activity on the basis of the tasks set by the investigator. Such practice allows taking into account modern legal regulation and effectively solving the crime detection problems. The author analyses the applied terminology, bases of investigation plans classification and other issues. The principles of planning are proposed to be called planning requirements. The conclusion about the groundlessness of the allocation of the investigation plans for several criminal cases as a homogeneous category along with plans for investigative proceedings and the investigation of separate criminal cases is justified. The author highlights the need for planning investigative actions as well as operational investigative measures of administrative enforcement and organizational activities. There are also proposed the recommendations on the complex use of various forms of planning depending on the current investigative situation.

Key words: types of plans, planning requirements, investigation, criminal case, planning stage.

Планирование, являющееся одним из обязательных условий эффективного построения расследования, представляет собой сложный мыслительный процесс, заключающийся в определении задач следствия, путей и способов их решения в соответствии с требованиями закона [1, с. 3].

В содержании планирования деятельности по расследованию преступлений необходимо выделить две составляющих. Первая — планирование расследования отдельных уголовных дел. Она включает выявление целей и задач расследова-

ния для каждого этапа, а также выбор наиболее эффективных и экономичных способов их разрешения [1, с. 5—6]. Вторая — общее планирование работы следователя по всем находящимся в производстве уголовным делам. Содержание первого вида деятельности определяется криминалистической характеристикой преступления, складывающейся следственной ситуацией. В основе общего планирования рабочего времени лежат правила самоорганизации (самоменеджмента). В связи с этим представляется неоправданным

выделение наряду с планами производства следственных действий и расследования отдельных преступлений планов работы следователя по нескольким уголовным делам, находящимся в его производстве, в качестве однородной категории [2, с. 39]. Построение последних подчиняется правилам тайм-менеждмента и должно учитывать не только производство расследования, но и иные задачи (дежурства, служебную подготовку, участие в совещаниях, поручения руководства), психологические особенности исполнителя и т. п. [3, с. 63].

Планирование расследования преступлений основывается на организующей роли следователя и самостоятельности органа дознания в выборе средств и методов1. Принятие мер организационного, оперативно-разыскного, административного характера находится вне компетенции следователя, но при этом базируется на поставленных им задачах. Изложенное позволяет говорить о наличии двух этапов планирования расследования. В рамках первого следователь определяет круг процессуальных действий, необходимость привлечения к их осуществлению сотрудников органа дознания, специалистов и иных лиц, а также ставит задачи, которые должны быть решены с использованием полномочий в сфере оперативно-разыскной и административной деятельности. На втором на основе задач, поставленных следователем, руководителем органа внутренних дел или его структурного подразделения, осуществляется расчет сил и средств, выбор тактических приемов, позволяющих достичь желаемого результата. Двухэтапная структура планирования имеет место во всех случаях, когда следователь дает поручение органу дознания независимо от его характера. Производство отдельных процессуальных действий может сочетаться с комплексом мероприятий оперативного, административного и организационного характера.

Предложенная структура планирования позволяет выделить несколько видов планов:

1) план расследования:

— план процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий по уголовному делу;

— план отдельного процессуального действия (включая организационные и оперативно-разыскные мероприятия, а также меры административного принуждения (например, оцепление (блокирование) участка местности, жилых помещений, строений и иных объектов, временное ограничение движения транспортных средств и пешеходов и т. п.), обеспечивающие его проведение);

2) план оперативно-разыскных и организационных мероприятий, мер административного принуждения3.

Только на первом этапе планирование осуществляется субъектами взаимодействия совместно. На втором этапе оно должно вытекать из задач, поставленных на первом, но осуществляться органом дознания самостоятельно. Предметом нашего внимания будут совместные планы следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, а также планы производства отдельных процессуальных действий.

Основой успешного планирования расследования является соблюдение следующих требований4.

1. Требование объективности состоит в том, что следователь должен учитывать не только общие задачи расследования и рекомендации по их решению, но и особенности конкретного преступления, сложившуюся следственную ситуацию на момент составления плана. Соблюдение данного правила не предполагает отказа от использования типовых методик расследования, а лишь обусловливает необходимость их преломления, адаптации для решения стоящих перед следователем задач [4, с. 42].

2. Требование своевременности заключается в принятии решений в оптимальное время, позволяющее их реализовать. Производными из указанного требования являются приведенные далее рекомендации:

— в первую очередь планируются действия, направленные на фиксацию следов преступления, которые могут быть утрачены, установление места нахождения преступника и похищенного имущества (осмотр места происшествия, обыски, допросы свидетелей и потерпевших, задержание, избрание меры пресечения). При недостаточности сил и средств следственные действия, непроведение которых несет меньший риск утраты доказательств и иных негативных последствий, откладываются на более поздний срок;

— во вторую очередь планируются действия, требующие длительного времени и не в полной мере зависящие от следователя: назначение и производство экспертиз, направление запросов и поручений (особенно в другие регионы) и др. К этой же категории нужно отнести процессуальные действия, риск срыва и переноса которых достаточно велик из-за различных причин: противодействия, болезни, сложных жизненных обстоятельств потенциальных участников уголовного судопроизводства и т. п.;

— обеспечивается последовательность производства процессуальных действий, исключающая срыв одних в результате проведения других (например, проведение обыска перед вызовом на допрос проживающих в квартире граждан, определение последовательности вызова свидетелей в целях предотвращения преждевременного разглашения информации о ходе расследования и т. п.).

3. Требование непрерывности проявляется в том, что планирование осуществляется на всем протяжении расследования. Получение и оценка новых данных требуют от следователя внесения изменений в ход производства по уголовному делу, однако это не означает, что нужно пересоставлять план. Он является внешним выражением деятельности по планированию расследования. Чрезмерно формальное отношение к ведению данного документа способно отвлечь следователя от производства необходимых процессуальных действий. Например, при получении сведений о местонахождении похищенного имущества следователю необходимо провести обыск, допросить лиц, у которых оно хранилось, назначить судебные экспертизы, получить сведения о входящих и исходящих соединениях отдельных лиц. Целесообразность их производства очевидна из представленной информации и займет непродолжительное время (1—2 дня). В этом случае план расследования стоит подвергнуть корректировке по результатам производства указанных процессуальных действий.

4. Требование конкретности предполагает четкое формулирование наименований отдельных мероприятий, чтобы они были недвусмысленно поняты исполнителем. Не допускается использование неясных, расплывчатых формулировок, включение задач без указания действий, с помощью которых они могут быть решены. Например, вместо указания цели «установить местонахождение подозреваемого» в план нужно включить конкретные действия: производство обыска по месту жительства подозреваемого, допросы родственников и друзей (с указанием Ф. И. О.), контроль и запись телефонных переговоров и т. п.

5. Требование реальности заключается в необходимости учитывать имеющиеся возможности органов расследования: наличие людей, автотранспорта, техническое оснащение экспертных подразделений, общий уровень нагрузки. Далеко не всегда в ходе расследования возможно осуществить все необходимые действия, направленные на раскрытие преступления. В этом случае стоит вы-

брать действия с наилучшим ожидаемым результатом и наименьшими затратами сил и средств.

6. План расследования должен соответствовать требованиям удобства в использовании и простоты в корректировке, иначе вместо вспомогательного инструмента он может превратиться в препятствие для эффективной работы5.

Облечение плана в письменную форму целесообразно после получения первоначальных сведений, позволяющих сделать выводы о характере расследуемого события. Часто план составляется после завершения безотлагательных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Однако по отдельным категориям преступлений, выявляемым в ходе оперативно-разыскной деятельности, подробный план мероприятий может быть составлен до принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В зависимости от подходов, которые положены в основу планирования, выделяют следующие разновидности планов следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий:

— план расследования, составляемый по следственным версиям;

— план расследования, составляемый по эпизодам;

— план расследования, составляемый по отдельным обстоятельствам, подлежащим установлению;

— аналитический план расследования.

План расследования, составляемый по следственным версиям. Его положительной стороной является конкретизация различных направлений расследования. Это особенно удобно, когда можно выделить самостоятельные группы мероприятий, связанные с конкретными версиями. Например, при совершении убийства рассматриваются версии его совершения: в целях получения наследства и страховой выплаты или из мести за исполнение общественного долга. Но и в этом случае будут иметь место мероприятия, которые не зависят от выдвинутых версий: производство судебно-медицинской экспертизы, проверка по криминалистическим учетам обнаруженных следов, допросы соседей убитого, получение сведений о входящих и исходящих соединениях с телефона потерпевшего и т. п. Во избежание дублирования такие действия необходимо поместить в отдельный раздел, а применительно к каждой версии указать лишь имеющие отношение только к ней.

Например, по версии об убийстве в целях завладения наследством и получения страховой

суммы — проверить алиби жены, которая является единственным наследником и получателем страховой выплаты, а по второй версии — проверить алиби лица, угрожавшего потерпевшему убийством в связи с участием в общественных слушаниях. Если в ходе расследования появляются новые версии, они вносятся в план. В практической деятельности нередко можно столкнуться с чрезмерным усложнением данного вида планов при выдвижении широкого круга частных версий с одновременным требованием составления перечня следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по каждой из них. В результате план оказывается громоздким, отдельные его положения дублируют друг друга.

План расследования, составляемый по эпизодам подготавливается по уголовным делам о совершении ряда преступлений одним лицом или преступной группой. Его применение удобно при осуществлении расследования группой следователей, так как позволяет поручить отработку одного или нескольких эпизодов одному сотруднику, не владеющему всей информацией по уголовному делу. При планировании по эпизодам учитываются сформулированные в ходе расследования версии, которые могут быть как общими для всех совершенных преступлений, так и частными (например, имитация почерка преступной группы иными лицами). Эпизоды в плане могут быть сгруппированы с учетом состава соучастников, объектов посягательств или расположены по хронологии. Недостатком данной формы является невозможность учета мероприятий общего характера, которые необходимо поместить в отдельный раздел.

План расследования, составляемый по отдельным обстоятельствам, подлежащим установлению может быть использован как основной по несложным делам или как вспомогательный при необходимости конкретизации плана расследования. В него включаются подлежащие выяснению обстоятельства и следственные действия, направленные на их выяснение. Недостатком здесь является риск неоднократного проведения одних и тех же следственных действий для выяснения разных вопросов (повторный вызов на допрос свидетелей, назначение дополнительных экспертиз и т. п.). С учетом изложенного его основная роль — вспомогательный документ.

Аналитический план расследования предполагает указание на источники доказательств (протоколы следственных действий, показания свидетелей и т. п.), раскрытие их содержания и перечень вытекающих из полученных данных действий.

Он позволяет вырабатывать навыки тщательного анализа информации и облегчает написание постановления о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительного заключения.

Следует иметь в виду, что ни один из перечисленных планов не позволяет в полной мере учесть все обстоятельства расследуемого преступления. Нередко планирование расследования носит комплексный характер. Однако по сложным делам и этого бывает недостаточно. Дополнительно составляются схемы, карточки, листы, таблицы и т. п. Рассмотрим комплексное применение различных подходов к планированию (и соответствующих им планов) и вспомогательной документации на примере реализации результатов оперативно-разыскной деятельности и дальнейшего расследования преступлений, совершенных организованной группой в финансово-кредитной сфере.

Преступной группой в составе 12 человек оформлялись потребительские кредиты на подставных лиц в торговых организациях за незначительное вознаграждение, в последующем осуществлялась реализация приобретенных товаров. Полученный преступный доход частично распределялся между членами преступной группы, частично использовался для организации преступной деятельности: покупки и обслуживания автотранспорта, оплаты средств связи, аренды жилых помещений и офисов и т. п.

Первая разновидность плана в условиях, когда известны все лица, совершившие преступления, может быть использована для построения версий о распределении ролей, участии отдельных членов в различных эпизодах преступной деятельности. Планирование по эпизодам преступной деятельности по такому делу выступает одним из основных способов организации работы.

С учетом того что расследование отдельных эпизодов преступной деятельности связано с проведением большого количества однотипных действий, целесообразным является составление таблицы, содержащей сведения о лицах, на имя которых оформлен кредитный договор; его дату, время; номер; адрес торговой организации или иного места, где происходило оформление кредитного договора; информацию о проведении допроса, предъявления для опознания, очной ставки; сведения о лицах, участвовавших в совершении данного преступления. Кроме того, в нее могут быть включены сведения о проживании свидетелей. Плюсами использования табличной формы являются ее простота, наглядность, возможность корректировки и краткого отражения результатов

проведенных следственных действий, что позволяет использовать отдельные элементы аналитического плана. На окончательном этапе расследования такое приложение к плану существенно упрощает подготовку постановления о привлечении в качестве обвиняемого, поскольку содержит сведения о времени, месте и лицах, совершивших преступления, номерах договоров и др. В рамках основного плана остается указать иные следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия. Эпизоды в таблице могут быть сгруппированы по хронологии, торговым организациям, в которых оформлялись кредиты, и районам области, где проживают лица, оформившие кредитные договоры. Табличная форма позволяет изменять основание группировки в электронной версии документа в зависимости от решаемых задач.

Второй план, применимый в данной ситуации, — по отдельным обстоятельствам, подлежащим установлению. При расследовании сложных преступлений им могут быть посвящены отдельные разделы плана [6, с. 155]. В качестве примеров можно привести мероприятия по обеспечению гражданского иска; установлению признаков сплоченности, устойчивости преступной группы; установлению местонахождения похищенных денежных средств, имущества, подлежащего аресту, и др.

Планирование отдельных процессуальных действий также может состоять из двух этапов. На практике их значительная часть может быть организована и проведена следователем самостоятельно без участия органа дознания (например, допрос свидетелей, которые готовы добровольно явиться для участия в следственном действии и не противодействуют расследованию). Однако сложные процессуальные действия в условиях активного противодействия могут потребовать привлечения значительных сил и средств. Например, проведение проверки показаний на месте с участием обвиняемого, который может быть ликвидирован находящимися на свободе членами преступной группы. В этом случае следователь определяет время и место (насколько это возможно с учетом ранее данных показаний); про-

Примечания

водит подготовительные действия (вызов, уведомление участников и др.); составляет перечень вопросов, подлежащих выяснению; очерчивает круг непосредственных участников следственного действия. Органу дознания будет поставлена задача — оказать содействие в организации следственного действия и обеспечить безопасность. Для ее решения руководителю органа внутренних дел необходимо:

— произвести расчет сил и средств, назначить исполнителей из числа подчиненных ему сотрудников;

— определить перечень организационных (инструктаж личного состава, получение вооружения и спецтехники и др.) и оперативно-разыскных (наблюдение, контроль технических каналов связи и др.) мероприятий, а также мер административного принуждения;

— получить разрешение суда на проведение оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан; принять решение о проведении оперативно-разыскных мероприятий и иных действий, требующих ведомственного санкционирования;

— привлечь другие оперативные службы органа внутренних дел, с которыми следователь не может взаимодействовать непосредственно (оперативно-технические и оперативно-поисковые подразделения, подразделения оперативно-разыскной информации [7]);

— организовать взаимодействие с другими правоохранительными органами (Росгвардией, Федеральной службой исполнения наказания и др.);

— определить тактику проведения оперативно-разыскных мероприятий и мер административного принуждения.

Таким образом, любой процесс планирования предполагает комплексное использование различных форм его организации, которые в зависимости от сложности и количества мероприятий могут в большей или меньшей степени находить формальное выражение в составляемых документах.

1. В научной литературе принято говорить о взаимодействии следователя, дознавателя с субъектами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность. Вместе с тем сопровождение части уголовных дел в органах внутренних дел осуществляют службы, не наделенные правом производства оперативно-разыскных мероприятий (участковые уполномоченные полиции, инспекторы по делам несовершеннолетних), которые также самостоятельны в выборе средств и методов решения поставленных задач. С учетом изложенного мы распространяем принцип самостоятельности сотрудников оперативных подразделений

в выборе средств и методов осуществления оперативно-разыскной деятельности на административную деятельность полиции.

2. В нормативных актах и учебной литературе используется термин «план следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий». Он представляется не совсем точным, так как в ходе расследования необходимо планировать применение мер принуждения, ознакомление с материалами уголовного дела и другие действия, которые не являются следственными.

3. Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено составление планов применения мер административного принуждения и организационных мероприятий. Однако фактическое планирование всегда носит комплексный характер и учитывает все необходимые действия, направленные на обеспечение уголовно-процессуальной деятельности следователя.

4. В научной литературе указанные категории называют принципами планирования. Полагаем, что данный термин не вполне приемлем, поскольку под принципом понимается исходное начало, руководящая идея, составляющая методологическую основу теории, предметной области или науки в целом. Планирование нельзя признать самостоятельной предметной областью, это инструментарий, способ организации той или иной деятельности. Более уместно говорить о принципах деятельности, от которой производны требования к планированию.

5. Негативным примером является сетевой метод планирования расследования, который не получил распространения на практике в силу высокой сложности и низкой эффективности [5, с. 276—291].

1. Дубровицкая Л. П., Лузгин И. М. Планирование расследования: учеб. пособие. М.: Высшая школа МВД СССР, 1972. 54 с.

2. Теория и практика планирования расследования преступлений / В. В. Бирюков [и др.]. Луганск: РИО ЛАВД, 2002. 90 с.

3. Предварительное следствие в органах внутренних дел: учебник / под ред. М. В. Мешкова. М.: ДГСК МВД России, 2011. Ч. 1. 163 с.

4. Корнелюк В. С., Кулагин Н. И., Носов А. В. Организация следственной работы: учеб. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2009. 248 с.

5. Белкин Р. С. Курс криминалистика: в 3-х т. Т. 3. Криминалистические средства, приемы и рекомендации. М.: Юрист, 1997. 480 с.

6. Киселев Е. А., Казачек Е. Ю. К вопросу о планировании расследования как способе оптимизации работы сотрудников следственных органов // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 2.

7. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД Росси от 19 июня 2012 г. № 608 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Козловский П. В., 2019

1. Dubrovitskaya L. P., Luzgin I. M. Investigation planning. Textbook. Moscow: Vysshaia shkola MVD SSSR; 1972; 54.

2. Biryukov V. V., Melnikova O. B., Shekhovtsov R. M. et al. Theory and practice of crime investigation planning. Lugansk: RIO LAVD; 2002: 90.

3. Preliminary investigation in internal Affairs agencies. Textbook. Ed. by M. V. Meshkov. Moscow: DGSK MVD Rossii; 2011; 1: 163.

4. Kornelyuk V. S., Kulagin N. I., Nosov A. V. The organization of investigative work. Textbook. Moscow: SSPW MIA of Russia; 2009; 284.

5. Belkin R. S. Course of criminalistics. In 3 volumes. Volume 3. Criminalistic means, methods and recommendations. Moscow: TsOKR MVD Rossii; 2009; 248.

6. Kiselev E. A., Kazachek E. Yu. On the issue of investigation planning as a way to optimize the work of investigative bodies. Vlasf i upravlenie na Vostoke Rossii. 2017; 2.

7. The Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 608 of 19 June 2012. About some questions of the organization of operational search activity in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Available from: reference and legal system «ConsultantPlus»».

© Kozlovskiy P. V., 2019

Козловский Петр Валерьевич,

ученый секретарь ученого совета Омской академии МВД России, кандидат юридических наук; e-mail: kozlovskypv@yandex.ru

Kozlovskiy Petr Valerevich,

academic secretary of the academic council of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, candidate of juridical science; e-mail: kozlovskypv@yandex.ru

* * *

Задумавшийся Архимед. (Доменико Фетти, 1620)

Планирование расследования — сложный процесс по определению путей, способов средств и сроков успешного достижения заранее поставленной цели.

План расследования — комплекс информационных, тактических, организационных и процессуальных решений, итог (внешнее выражение) процесса планирования, предусматривающий оптимальный порядок, сроки, способы, средства и конкретных исполнителей следственных, оперативно-розыскных, иных действий и тактических приемов.

Планирование расследования включает в себя как организационные, так и управленческие основы.

Являясь основным организационно-управленческим методом расследования, планирование выполняет свои функции по формированию оптимальных способов достижения намеченных целей с помощью рационального распределения имеющихся сил, времени, использования в случае необходимости дополнительных ресурсов. В плане расследования могут отражаться различные аспекты предстоящей деятельности. В связи с этим план расследования можно определить как комплекс информационных, тактических, организационно-управленческих и процессуальных решений, итог (внешнее выражение) процесса планирования, предусматривающий оптимальный порядок, сроки, способы, средства и конкретных исполнителей следственных, оперативно-разыскных, иных действий и тактических приемов.

Содержание

  • 1 Соотношение планирования и версии
  • 2 Принципы планирования
  • 3 Структура планирования
    • 3.1 Этапы процесса планирования
    • 3.2 Виды планирования
      • 3.2.1 Планирование тактической операции
      • 3.2.2 Планирование следственного действия
  • 4 План расследования
  • 5 Техника планирования
    • 5.1 1. Основной план расследования
    • 5.2 2. Планы-«шахматки» (шахматные ведомости)
    • 5.3 3. Схемы (в различных вариантах)
    • 5.4 4. Лицевые счета
  • 6 Смотри также

Соотношение планирования и версии

Большое значение имеет вопрос о соотношении процессов планирования и построения версий. Если план — модель перспективной деятельности по делу, а планирование — процесс по созданию этой модели, то следственные версии представляют собой предположения, подлежащие проверке. Следственная версия — это предположительное описание, тогда как план расследования — директива, обязательное предписание. Однако абсолютизировать директивность и жесткость плана недопустимо, поскольку при изменении ситуации следователь должен во избежание негативных последствий немедленно реагировать, соответствующим образом корректируя план. Построение версии и планирование — тесно связанные между собой этапы расследования, объединенные процессом выведения из версий для их проверки логических следствий, большинство из которых включаются в план в виде «вопросов и обстоятельств, подлежащих выяснению». Версия является основой, логическим центром
планирования. Но это не однопорядковые акты мыслительной деятельности, между ними имеются существенные различия.
Основное содержание версий составляют вероятностное объяснение уже выявленных исходных данных и предположительное
установление еще неизвестных обстоятельств, в то время как планирование — это приведение в четкую систему будущих действий следователя и взаимодействующих с ним органов, направленных на решение промежуточных задач и достижение конечной цели расследования.

Принципы планирования

Для того чтобы быть оптимальной, вся деятельность по планированию расследования должна соответствовать следующим принципам:

1) индивидуальность планирования, означающая обязательность учета особенностей данного уголовного дела и их отражение в содержании плана расследования. Этот принцип органически связан с творческим подходом, позволяющим успешно преодолевать упрощенчество, стереотипы и штампы. Принцип индивидуальности не отвергает целесообразность использования общих положений, типовых форм и универсальных приемов планирования;

2) своевременность планирования, которая означает принятие плановых решений в оптимальное время и позволяет эффективно реализовать намеченные действия и мероприятия;

3) динамичность планирования, отражающая обязательность учета постоянного развития следственных ситуаций. В принципе динамичности проявляется необходимость поиска и исследования новой информации, немедленного учета всех изменений, особенно в ситуациях риска и конфликтных. Однако гибкость планирования и необходимость быстрого внесения изменений в план не означает недооценки глубокого анализа исходных данных, творческого подхода к выполнению первоначально намеченных действий, если они не противоречат сложившейся по делу следственной ситуации;

4) конкретность планирования, обеспечивающая составление детальных и четких планов, эффективность их инструментальной функции. В плане не должно быть декларативных пунктов. Цели и задачи расследования, пути и средства их эффективного достижения формулируются конкретно и лаконично, с тем чтобы быть максимально понятными и удобными для выполнения. В то же время детализация плана — важная черта принципа конкретности — должна быть рациональной и не перерастать в нагромождение мешающих инициативе исполнителей ненужных мелочей. Так, например, нет необходимости отражать
в плане очевидные операции, обусловленные навыками, профессиональными знаниями следователя, моральными требованиями и т.д.;

5) принцип реальности, означающий тесную связь построения версий с их фактическими базами, возможность их эффективной проверки путем выведения логических следствий и сопоставления с доказательствами. Требование реальности состоит также в тщательном и всестороннем учете действительных возможностей, позволяющих эффективно выполнять намеченные действия в установленные сроки путем максимального использования
находящихся в распоряжении следователя ресурсов;

6) системность планирования, предполагающая координацию всех намеченных действий и мероприятий, в том числе и резервных вариантов тактического поведения, их общую направленность на достижение цели и промежуточных задач расследования, согласованность всех разделов и пунктов плана.

В криминалистической литературе упоминаются и такие принципы планирования, как полнота, обоснованность процесса, соответствие формы и содержания. Но эти принципы планирования и плана расследования не имеют самостоятельного значения и являются отдельными структурными элементами перечисленных выше принципов.

Структура планирования

Этапы процесса планирования

Первый этап планирования заключается в определении непосредственных целей расследования и выделении перечня подцелей. Для этого выведенные ранее из версий логические следствия,
которые и являются целями и подцелями расследования, делятся на более мелкие и конкретные, приобретая удобную для планов форму вопросов или обстоятельств, подлежащих непосредственной проверке.

Второй этап состоит в выделении общеверсионных вопросов и обстоятельств, т.е. тех логических следствий, которые повторяются при выведении из различных версий, а потому, чтобы избежать дублирования, их необходимо выделить в самостоятельный раздел формируемого плана. В содержание этого раздела входит и выявление так называемых вневерсионных обстоятельств, которые, не являясь логическими следствиями версий, подлежат обязательному установлению. Например, установление способности свидетелей адекватно воспринимать различные явления и события, уточнение возраста подозреваемых или потерпевших, определение вменяемости обвиняемого, истребование характеристик и т.д.

Третий этап состоит в учете всех средств, находящихся в распоряжении следователя, и их сопоставлении с задачами, определенными на предшествующих этапах. Следователь оценивает материально-технические, информационные, временнЫе и иные ресурсы с учетом возможностей их использования. В случае недостаточности ресурсов он привлекает дополнительные силы и средства или ставит вопрос о передаче части дел, находящихся в его производстве, другим следователям, или принимает меры по интенсификации деятельности, или же вынужден избрать вариант, связанный с продлением срока предварительного следствия.

Четвертый этап заключается в разработке вариантов (в том числе резервных) проведения процессуальных, оперативно-разыскных и других действий и анализе возможных результатов.
На этом этапе планирования следователь осуществляет окончательный выбор и принимает решения. Разрабатывая эти решения, он должен использовать всю имеющуюся у него информацию,
профессиональный опыт и знания с тем, чтобы планируемые им действия и мероприятия были наиболее эффективными. При разработке вариантов предстоящей деятельности следователь учитывает противодействие конфликтующего субъекта и возможность наступления негативного результата в ситуации тактического риска и в соответствии с проведенным анализом (в том числе и рефлексивным) принимает наиболее эффективные плановые решения.

Пятый этап планирования заключается в определении, во-первых, сроков выполнения намеченных действий и, во-вторых, непосредственных исполнителей. Именно здесь следователь принимает окончательное решение об организационно-управленческой структуре расследования и форме взаимодействия (следственная группа, следственная группа с привлечением к ее работе оперативных сотрудников, временное подключение
следователей и оперативных работников для оказания помощи, выполнение ими отдельных поручений и оперативно-разыскных заданий, оказание содействия органами дознания при производстве процессуальных действий и т.д.).

Успешная реализация всех намеченных действий и мероприятий во многом зависит от определения их оптимальной очередности. При этом предпочтение отдается следующим мероприятиям:

а) несвоевременное проведение которых может привести к утрате доказательств, невозможности выявления носителей информации, усложнению установления подозреваемых и их задержания;

б) общим для проверки всех или нескольких версий (эпизодов);

в) без осуществления которых дальнейшая реализация плана становится затруднительной или даже невозможной, поскольку они служат информационной, организационно-управленческой или тактической базой для проведения последующих действий, в том числе выполняемых другими лицами (следственные поручения, разыскные, оперативные, ревизионно-проверочные задания и т.п.);

г) отличающиеся наибольшей трудоемкостью и длительностью проведения (строительные, бухгалтерские экспертизы, документальные ревизии, судебно-биологические исследования
и т.д.), с тем чтобы следователь мог параллельно осуществлять и иные действия.

Шестой этап состоит в объединении отдельных планов, разработанных по каждой версии (эпизоду), а также планов проведения общеверсионных (общеэпизодных) мероприятий в единый план расследования по делу.
Планирование на завершающем этапе в ситуации, когда основные аспекты процесса доказывания уже реализованы, носит упрощенный характер, поскольку расследование приобретает
неверсионный характер и осуществляется в одном направлении. Основное содержание планирования на этом этапе заключается в формировании организационно-управленческих решений
по распределению времени и средств, установлению оптимального порядка проведения строго обязательных процессуальных
действий. Важным моментом в плане расследования является
установление рациональной последовательности в проведении
предусмотренных процессуальным законом действий.

Виды планирования

Единый по своим принципам, целям и методам процесс планирования расследования в зависимости от характера организационно-управленческих и тактических задач может иметь пять
основных уровней, которые можно рассматривать как виды планирования:

а) составление планов отдельного следственного действия (допроса, следственного эксперимента, обыска и т.д.);

б) планирование тактической комбинации;

в) формирование плана тактической операции (задержание расхитителей с поличным, установление личности убитого, выявление связей подозреваемого и т.д.);

г) планирование на отдельном этапе (первоначальный, последующий, завершающий) расследования;

д) планирование всего процесса расследования по уголовному делу. Следует отметить, что этот вид (уровень) планирования оптимален, как правило, в простых, непроблемных ситуациях, когда уже в начале расследования следователь с достаточной степенью вероятности предвидит дальнейший ход расследования.

Планирование тактической операции

Процесс планирования тактической операции включает:

а) определение ее непосредственной задачи;

б) установление и конкретизацию ресурсов, находящихся в распоряжении следователя, и соотношения их с непосредственными задачами;

в) разработку вариантов проведения следственных, организационно-подготовительных, оперативно-разыскных и других действий;

г) определение непосредственных исполнителей и сроков выполнения.

Планирование следственного действия

Планирование отдельного следственного действия состоит из трех стадий:

1) определение непосредственной задачи данного действия;

2) установление и конкретизация ресурсов и возможностей, главным образом информационных, тактических и тактико-психологических, находящихся в распоряжении следователя, и соотнесение их с определенной ранее целью;

3) непосредственная разработка организационно-тактического содержания следственного действия, применяемых тактико-психологических и иных приемов, определение условий и времени
их реализации, оценка возможных результатов.

План расследования

Итог всего процесса планирования — готовый (сформированный) план расследования. Основными элементами плана расследования являются:

1) непосредственные цели, т.е. логические следствия, выведенные из принятых к проверке версий и конкретизированные в виде детальных вопросов, а также общеверсионные и вневерсионные обстоятельства, подлежащие установлению;

2) ресурсы, находящиеся в распоряжении следователя. Это прежде всего исполнители — работники следствия, дознания, эксперты, специалисты, общественные помощники и т. д. Сюда же следует отнести материальные средства — транспорт, связь, криминалистическую и иную технику;

3) следственные, оперативно-разыскные, подготовительные, прочие действия и мероприятия. При планировании учитывают возможность оптимального сочетания названных действий и мероприятий, их комплексное или раздельное, последовательное или параллельное выполнение, необходимость производства тактических операций и комбинаций;

4) тактические приемы, составляющие содержание указанных выше процессуальных и непроцессуальных действий. Чем более общий характер принимает планирование, тем меньше «удельный вес» тактических аспектов по сравнению с организационными.
И наоборот, по детальному варианту планирования (план отдельного следственного действия) разработка тактических решений играет значительно большую роль в структуре плана;

5) сроки производства намеченных действий. Следователь должен учитывать это обстоятельство для того, чтобы избежать совпадения (наложения) во времени нескольких мероприятий, порученных одному и тому же исполнителю, а также спешки. Сроки должны определяться с учетом сложности и трудоемкости предстоящей работы, личных качеств исполнителя, возможного противодействия и иных факторов;

6) результаты выполнения плана и его корректировка. Корректировка плана обычно отделена от процесса планирования стадией практической реализации предусмотренных действий и мероприятий. Анализируя результаты, благоприятное или неблагоприятное развитие ситуации, следователь (руководитель расследования) может заменить исполнителей, изменить их число, внести коррективы в состав, последовательность, содержание действий, сроки их проведения и др. Но иногда корректировка отдельных параметров плана может быть осуществлена еще до реализации намеченных действий и мероприятий. Это происходит в связи с поступлением новой информации, меняющей конкретную следственную ситуацию.

Техника планирования

1. Основной план расследования

Основной план расследования применяется по наиболее сложным делам, по делам о нераскрытых преступлениях.

Основной план расследования состоит из 2 разделов:

а) вневерсионные и общеверсионные обстоятельства

Следственные действия исполнители сроки примечания

б) план проверки версий (таких разделов может быть несколько – по числу версий)

Обстоятельства, подлежащие выяснению исполнители сроки примечания

2. Планы-«шахматки» (шахматные ведомости)

Это дополнительная форма планирования – дополняет основной план расследования, иллюстрирует его.

Такие планы применяются следователями для аккумулирования разрозненной информации.

Например:
по горизонтали – ФИО подозреваемых, по вертикали – эпизоды преступной деятельности
или
по горизонтали – ФИО подозреваемых, по вертикали – перечень обстоятельств, которые необходимо установить

3. Схемы (в различных вариантах)

Применяются, например, когда необходимо исследовать личность, установить связи лица или организации

4. Лицевые счета

Составляются на каждого обвиняемого. В виде карточек или компьютерных файлов.

Смотри также

  • Следственная ситуация
  • Версия

Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.

                                   ПЛАН
                     РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
            Уголовное дело N 123456 возбуждено 1 ноября 2007 г.
                 по ст. 157 УК РФ в отношении Иванова Н.Н.
------------------------------------T----------T--------------------------¬
¦Следственное действие, мероприятие ¦   Срок   ¦  Отметка об исполнении   ¦
¦                                   ¦исполнения¦                          ¦
+-----------------------------------+----------+--------------------------+
¦                 1                 ¦    2     ¦             3            ¦
+-----------------------------------+----------+--------------------------+
¦1. Направление запросов в ПНД, НД, ¦1 ноября  ¦Исполнено                 ¦
¦по месту жительства, работы, требо-¦          ¦                          ¦
¦ваний о судимости на подозреваемого¦          ¦                          ¦
¦Иванова Н.Н.                       ¦          ¦                          ¦
+-----------------------------------+----------+--------------------------+
¦2. Допрос подозреваемого           ¦2 ноября  ¦В связи с неявкой подозре-¦
¦Иванова Н.Н.                       ¦          ¦ваемого перенос на 5      ¦
¦                                   ¦          ¦ноября.                   ¦
¦                                   ¦          ¦Исполнено 5 ноября        ¦
+-----------------------------------+----------+--------------------------+
¦3. Допрос потерпевшей Петровой Н.Н.¦2 ноября  ¦Исполнено                 ¦
¦и несовершеннолетнего Петрова Н.Н. ¦          ¦                          ¦
+-----------------------------------+----------+--------------------------+
¦4. Допрос свидетеля Сидоровой Н.Н. ¦5 ноября  ¦Исполнено                 ¦
+-----------------------------------+----------+--------------------------+
¦5. Допрос подозреваемого           ¦5 ноября  ¦Исполнено                 ¦
¦Иванова Н.Н.                       ¦          ¦                          ¦
+-----------------------------------+----------+--------------------------+
¦6. Составление обвинительного акта ¦6 ноября  ¦Исполнено                 ¦
+-----------------------------------+----------+--------------------------+
¦7. Уведомление потерпевшего        ¦6 ноября  ¦Исполнено                 ¦
¦об окончании расследования         ¦          ¦                          ¦
+-----------------------------------+----------+--------------------------+
¦8. Ознакомление обвиняемого и его  ¦6 ноября  ¦Исполнено                 ¦
¦защитника с обвинительным актом    ¦          ¦                          ¦
+-----------------------------------+----------+--------------------------+
¦9. Направление дела с обвинительным¦7 ноября  ¦Исполнено                 ¦
¦актом прокурору в порядке ст. 226  ¦          ¦                          ¦
¦УПК РФ                             ¦          ¦                          ¦
+-----------------------------------+----------+--------------------------+
+-----------------------------------+----------+--------------------------+
L-----------------------------------+----------+---------------------------

Дознаватель ОСП _______________

Сохраните этот документ сейчас. Пригодится.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти расход через давление
  • Молекулярная масса циклопропана как найти
  • Как на авито найти лазаревское
  • Пою в нос как это исправить
  • Как найти сову в rdr 2