Часто владельцы кафе и ресторанов пытаются вписаться в искусственно созданные рамки: например, убеждают себя, что в японском ресторане музыка должна играть исключительно японская, а в небольшом кафе — только Нора Джонс. Мы считаем, что этих рамок можно избежать и собрать брендовый плейлист гораздо интереснее. Рассказываем, как это сделать.
Изучите клиентов
Нередко мы сталкиваемся с тем, что владельцы бизнеса упускают из виду детали. Бывает, что они недостаточно хорошо понимают, кто их клиент и зачем он приходит. Что такого клиента привлекает? Скидки на ланч, деловой ужин, удобное расположение бизнес-центра? Может это идеальное место для романтического вечера или первого свидания? Или для ужина с семьей и детьми? А может быть все вместе? Неправильное понимание клиента и неподходящий плейлист могут вмиг испортить деловой ужин или романтику.
Настройте домашнюю атмосферу
Все владельцы ресторанов и кафе хотят одного — чтобы клиент чувствовал себя как дома. Впрочем, понятие дома у всех разное: в зависимости от времени суток, настроения, усталости или, наоборот, прилива сил.
Попытайтесь обыграть разницу в энергетике в своем плейлисте: сделайте так, чтобы он поднимал настроение утром, когда к вам заходят за кофе; не мешал в обед на бизнес-ланче; расслаблял вечером после долгого дня; подталкивал заказать еще одну бутылку вина в вечер субботы; согревал в холодные зимние вечера.
Не забудьте про сотрудников
Главное — не только понять своих гостей, но и своих сотрудников. Они слушают плейлист по 12 часов каждый день — такой опыт может быть изнурительным.
Чтобы сотрудники не уставали от плейлиста, попробуйте разнообразить его. Вроде на дворе XXI век и мы перестали носить однотонную одежду. Мы стараемся разнообразить свой мир, как внешний, так и внутренний, раскрасить его новыми цветами, найти необычные сочетания. Так зачем же останавливаться? Внесите разнообразие и в свой плейлист.
Расскажите подрядчику о деталях
Не думайте, что мы призываем отдать музыку на откуп музыкальному сервису для бизнеса или диджею, обосновывая это тем, что «там ребята вроде умные, они подберут, как надо». Вряд ли. Скорее всего, вы получите шаблонное решение.
Как этого избежать? Есть ли выход? Есть. Выход — в постоянном диалоге между вами и компанией, занимающейся музыкальным оформлением вашего заведения. Вы должны рассказать им все, что знаете о своем бизнесе, обо всех тонкостях, вплоть до меню и рассадки. Помните — никто не знает ваш бизнес, лучше вас самих.
Как правильно составить плейлист для своего заведения
18 августа 2020 г.
Какие решения существуют для того чтобы составить хороший плейлист для заведения?
Начнем с самых архаичных — с флэшки (да-да, есть заведения где до сих пор музыка играет с флэшки, вставленной в
колонку).
Какие есть плюсы и минусы когда плейлист для заведения воспроизводится таким образом?
Из плюсов — независимость от интернета. И на этом пожалуй плюсы заканчиваются.
Из минусов — ограниченный набор треков, который надо обновлять вручную: каждый раз, когда выходят какие-то новинки,
вы вынуждены будете где-то их искать, скачивать и добавлять к подборке.
Второй минус — папка треков на флэшке это не плейлист, а именно папка треков. Это значит что они все будут разного
качества; разной громкости; между ними не будет плавного перехода.
Третий минус — невозможность гибко управлять музыкой: быстро менять настроение, смешивать разные жанры, исключать
устаревшие треки, проводить тематические вечеринки.
Четвертый минус — ограниченный набор композиций быстро приедается, как персоналу так и гостям.
Еще одно популярное решение — это трансляция музыки из соц сетей.
Здесь разнообразия больше, чем на флэшке — но проблемы с громкостью, сведением и совместимостью треков
актуальны.
Также остается открытым вопрос по качеству такого плейлиста — обычно музыку из соцсетей транслируют сотрудники, а их
музыкальные вкусы могут сильно отличаться от вкусов гостей. О соответствии плейлиста концепции заведения вообще речь
не идет.
Музыка в заведении должна соответствовать тематике заведения; его статусу; интересам и потребностям гостей. Плейлист
для заведения должен быть объемным — как минимум на 20-30 часов (а если в идеале — таких плейлистов должно быть
несколько и они должны быть разными для утреннего, дневного и вечернего периодов). Если клиенты частенько
заглядывают к вам на бизнес-ланч, то навряд ли им понравится каждый день обедать под одни и те же песни.
Также старайтесь не злоупотреблять каким-то одним жанром — например, если у вас кафе сербской кухни, это еще не
означает что вашим гостям понравится плейлист с сербской музыкой. Включать композиции с национальным колоритом в
плейлист можно; но нужно тщательно отбирать их и грамотно разбавлять треками из других подходящих вашему заведению
жанров.
Самый простой вариант гарантированно угадать с музыкой для заведения — обратиться к профессионалам и пользоваться
трансляцией через специальное программное обеспечение.
Специальный плеер для заведений — GUSLI, позволяет гибко управлять вещанием и быстро вносить коррективы в плейлист
заведения.
Из очевидных удобств — вам не потребуется заморачиваться с флэшкой, тратить время на добавление новых треков,
постоянно регулировать громкость для комфорта гостей.
Достаточно просто зарегистрироваться, в два клика добавить подходящие плейлисты, созданные профессиональными
музыкальными редакторами — и через пять минут зал вашего заведения наполнит приятная, подходящая по формату музыка.
Все треки будут одинаковой громкости, умная система сведения обеспечит плавный переход между композициями, а песни
будут гармонично сочетаться между собой.
Гости по достоинству оценят возможность насладиться утренним кофе или вкусным ужином под приятное музыкальное
сопровождение — а от вас это не потребует никаких усилий и затрат.
Все что нужно для установки плеера GUSLI — это пара минут времени, устройство на базе Windows или Android и
Интернет.
Начните пользоваться сервисом прямо сейчас
Более 3 500 заведений успешно пользуются нашим сервисом, повышая лояльность гостей и радуя качественным музыкальным контентом. Подключите сервис буквально за несколько минут!
статья
Как по нотам. Инструкция по подбору музыки для ресторана
Создавая атмосферу в своём заведении, команда, как правило, отдельное место отводит музыке. Этот материал о том, почему песни вашего любимого исполнителя не всегда подходят для конкретного ресторана и какие инструменты помогают решить вопрос с плейлистом на долгое время.
Давайте разделим вопрос два аспекта: музыкальный контент и права на его коммерческое использование. Начнём с основного – с плейлиста.
КАК СОСТАВИТЬ ПЛЕЙЛИСТ
Подобрать музыку, с одной стороны, просто: каждый слушает радио или стриминговые сервисы, обладает какими-то знаниями в части артистов или жанров. Проблема в том, что музыка в заведении – всё же больше инструмент маркетинга. Такой же, как содержание меню, дизайн интерьера, форма персонала. Музыка способна нести непрямой месседж, и лучше доверить её подбор опытному человеку, а не просто меломану. Здесь важен музыкальный вокабуляр и опыт работы в индустрии, понимание, что лучше гармонирует с разными типами аудитории, как меняется настроение зала от утра к вечеру, знание технических нюансов.
Как устроено музыкальное вещание в большинстве заведений? Есть несколько вариантов. Один из самых распространенных – флешка с определенным количеством треков, подобранных знакомым диджеем или сотрудником, у которого есть музыкальные способности. Основная проблема этого подхода в так называемом износе материала. То есть плейлист заучивается наизусть уже через пару недель постоянными гостями и персоналом. Переведем в цифры: 100 внимательно отобранных и обработанных нормализатором (программой, которая выравнивает громкость) треков, – это примерно 400 минут, то есть всего лишь 6,5 часов. Для частного использования вполне неплохо, а вот в ресторане такого плейлиста не хватит даже на один день! Значит, нужно в разы больше.
- Если заказывать такой плейлист регулярно у диджея, то существенно вырастет бюджет (не менее 1000 рублей за час), а сотрудник, скорее всего, растеряет свой энтузиазм, так как разовый вызов превратится в рутину.
- Второй вариант – онлайн-радио («Монте-Карло», Megapolis FM, RadioSparx и другие). Это гораздо доступней, да и вариантов больше, к тому же проблема обновляемости треков, на первый взгляд, не стоит. Среди минусов – реклама (если выбираете бесплатные варианты); бывает, звучит “неформат” для заведения; требуется устойчивый интернет, который, как ни удивительно, есть далеко не у всех. Страшный сон ресторатора, когда в переполненном и оживленном зале повисает тишина или начинаются фризы (подвисания) и заикания.
- Третье решение – использование специальных сервисов. Они начали появляться в последние несколько лет и направлены прежде всего на решение проблем с количеством материала, управлением плейлистом и устойчивостью вещания (есть функция автономной работы). Среди самых популярных – Creative Music, Muzlab, «Бубука», «Гусли».
Что нужно учесть: если нужно поменять плейлист, а у вас сеть из нескольких заведений, могут возникать технические перебои. Зато пользователям дается бесплатный тестовый период, чтобы оценить подбор музыки и надежность работы сервиса. Чаще всего это приложение, которое устанавливается на смартфон либо планшет, также есть вариант использования через браузер на ноутбуке.
КАК СОБЛЮСТИ АВТОРСКИЕ ПРАВА
Итак, у нас есть отличный плейлист, мы подобрали вариант с обновлением, всё устраивает. Как вдруг попадается новость, что одному из коллег был выписан штраф от Российского авторского общества (РАО). Почему?
Всё, что вы ставите в зале с гостями, является коммерческим использованием интеллектуальной собственности. Источник неважен – смартфон, телевизор, флешка. Важно то, что нужно иметь договор с РАО и ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) – организациями, взимающими авторские отчисления.
Ставки рассчитываются, исходя их площади зала. Прайс указан на сайте РАО; ставку умножайте на два, так как отчислять нужно ещё и ВОИС. Например: у вас кафе, зал 150 метров2. Значит размер оплаты 5100 х 2 = 10 200 рублей в месяц.
По словам представителей РАО, если автор не изъял права на произведение, значит, они распоряжаются ими на территории РФ, делают сборы и распределяют вознаграждение. Поэтому, делая отчисления, вы, по сути, можете транслировать практически что угодно. Однако необходимо предоставлять в общество отчеты о том, что у вас играло.
Есть и альтернатива — те самые профильные музыкальные сервисы. Их можно насчитать с десяток, большинство помимо музыки предоставляют права на её использование и обязуются в случае возникновения претензий отвечать, в том числе, в суде. Да, будет не такой разнообразный плейлист или может не оказаться тематической музыки (грузинской/украинской/песен для детей), зато у вас появляется компетентный партнёр, и это гораздо выигрышнее по стоимости.
Правовые аспекты и рекомендации по созданию плейлистов (если вы занимаетесь этим самостоятельно) заслуживают отдельных материалов, и мы их обязательно рассмотрим в будущем в формате конкретных кейсов.
Читайте также:
- 10 правил для оформления интерьера в заведении
- Как доставить атмосферу?
- Обустройство входной группы и размещение вывески
Рекомендуемые материалы
Казалось бы, что может быть проще. Нужно только найти топ-50 самых популярных песен месяца, включить их погромче — и дело сделано. Все посетители довольны и веселятся под знакомые, любимые, а главное проверенные мнением большинства мелодии. Но важно учесть, что такой подход к выбору музыки заведения может не только отрицательно повлиять на его «музыкальное лицо», но и оттолкнуть посетителей. Более того, при публичном проигрывании композиций без специального разрешения правообладателей, будьте готовы к проблемам с законом.
На примере опыта компании Market Music по подбору музыки для заведений общественного питания разбираемся, какие принципы составления барно-ресторанного легального плей-листа (а если точнее, плей-листов) положительно отразятся на кассе.
На первом месте – атмосфера
Маркетологи всё чаще говорят об эре так называемой экономики внимания. Рынок настолько наполнен товарами и услугами, что в конкурентной борьбе побеждает не тот, кто предлагает более высокое качество обслуживания, товары по более низкой цене (как предполагает классическая модель рыночных отношений), а тот, кто может обратить на себя внимание. И – что намного важнее – внимание потребителя удержать. Тут включаются средства, изобретённые на уровне нейромаркетинга. Их влияние сложно измерить цифрами, но влияние на публику очевидно.
Поэтому кафе, рестораны, бары в наши дни редко хвастаются хорошей кухней и качественными продуктами как бонусом. Это требования санитарных норм, здравого смысла, правила честного ведения бизнеса. Более того, их посетители могут себе позволить приготовить блюда дома, заказать доставку. А вот атмосферу ресторана на кухню не перенести. А она решает многое. Выбирая элитное заведение, мы хотим не столько поесть, сколько красиво посидеть за столиком, поговорить с друзьями, послушать музыку.
По результатам исследований шведских маркетологов, фоновая мелодия может увеличить прибыль ресторана на 10%, если она соответствует бренду и имиджу заведения. Отсюда вывод – если нет подходящей композиции, лучше не включать ничего вовсе, чтобы не испортить общее впечатление.
Как не ошибиться? Золотые правила
Спешу вас огорчить: одного точно работающего принципа правильного подбора фоновой музыки для ресторанов и кафе не существует. Как правило, управляющему нужно ориентироваться на месте. Но всё же есть несколько принципов, которые могут помочь.
- Ориентируемся на тип заведения. «Дорогая» живая музыка может сделать меню изысканнее, а попсовый плей-лист полностью стереть славу шеф-повара. В элитном ресторане уместнее джаз, инструментальные мелодии, в рок-баре, соответственно, отлично зазвучат все направления рока.
- Соблюдаем корпоративный стиль. Иметь собственный имидж, выраженный даже в фоновой мелодии – высший пилотаж маркетинга бренда. Сделать заведение узнаваемым даже на таком уровне стремятся многие владельцы бизнеса. Поэтому если руководство сети приняло решение проигрывать композиции определённого стиля, свои фирменные мелодии, уникальные плей-листы, разумнее следовать общей задумке.
- Оцениваем количество посетителей в зале. Чем динамичнее мелодия, тем меньше времени гости задерживаются за столиками. Этот приём часто используют кафе, заведения фастфуда в обеденное время.
- Смотрим на гостей. Не заглядываем в тарелки, пристально следим, а оцениваем, много ли среди них одиноких посетителей, семейных компаний, парочек, групп друзей. Чем больше «одиночек» – тем громче фоновая мелодия. И наоборот. Семейные вечера обычно длятся долго и предполагают общение. Если музыка будет доставлять дискомфорт – такие посетители надолго не задержатся, а значит – закажут мало.
- Запасаем несколько плей-листов. Опытные диджеи советуют всегда иметь в запасе несколько вариантов музыкального оформления вечера. С одной стороны, сложно предугадать, как пройдёт день в целом, а с другой – посетители могут попросить изменить фоновую композицию. Вы это делать не обязаны, но выполнить пожелание клиента – «плюсик» в карму и, конечно, кассу заведения.
- Выступления кавер-бэндов, тематические вечера лучше объявлять заранее. Логично в такие дни делать платный вход (так вы убедитесь, что не будет «случайных» гостей, а целевая аудитория останется довольна компанией «своих»).
Очень важно позаботиться о лицензии. Фоновая музыка является объектом, охраняемым авторским правом. Для её публичного воспроизведения нужно заключить специальное соглашение с правообладателем, его представителем или компанией, имеющей право предоставлять разрешение в аренду (например, Market Music). В случае выявления нарушений владельцу бизнеса грозит огромный штраф или даже до двух лет лишения свободы.
Сделать погромче? Музыка для баров
На протяжении последних нескольких лет в топах самых популярных барных мелодий — композиции в стиле R&B. Да, они звучат современно, не слишком агрессивно, могут нравиться широкому кругу посетителей. Но согласитесь, просто включить плей-лист, не думая о том, кто ваши посетители, с какой целью, в какое заведение они пришли, было бы бездумно. Даже если основное желание гостей просто немного выпить пятничным вечером.
Как владельцу бара вам нужно прежде всего присмотреться к гостям, кто они, как себя ведут. Лучше отдать предпочтение менее известным композициям. На них посетители, как правило, обращают меньше внимания, а значит – больше сконцентрированы на выпивке, закусках. Ориентированность заведения также важна. В винном баре лучше зазвучит lounge, песни на языке происхождения вина, а в баре при отеле музыка должна быть на минимальной громкости: сюда приходят отдохнуть от шума.
Если же речь идёт о баре в центре города, модном тусовочном месте, то известные мелодии на полную громкость могут заставить гостей остаться подольше и выпить больше. Безотказно работает и закономерность: чем позднее – тем громче. Чем громче музыка – тем больше алкоголя готовы употребить посетители. Особенно одинокие.
В некоторых заведениях к этому правилу подходят слишком буквально. Как по расписанию, в 23.00 громкость музыки в зале значительно увеличивается. Правильно ли это? Не совсем. Ведь день ото дня меняется и загруженность бара, и аудитория. И если во время массовых студенческих посиделок такой трюк сработает, то для более взрослых гостей он принесёт больше неудобства, чем радости.
«Ресторанная» музыка: цивилизованный подход
В сознании человека с постсоветского пространства ресторан часто ассоциируется с массовой гулянкой под общеизвестную музыку. Песни, которые поют в ресторанах под гитару, обычно знакомы всем, их хорошо воспринимают и радостно подпевают. Музыка в данном случае объединяет всех посетителей из разных компаний в одно общее веселье. Ведь пойти в ресторан – значит с размахом отмечать важное событие. Так создаются большие группы, завязываются знакомства… Конечно, заказываются новые и новые блюда и напитки.
Однако сегодня ресторанная культура в советском понимании скорее распространена на периферии или «оживает» во время свадеб, где всё заказано заранее. В ежедневной практике не стоит уповать лишь на стихийное действие ресторанной музыки. Лучше предоставить эту работу профессионалам – пригласить кавер-бэнд. Правильность данного решения можно доказать следующими аргументами:
- в таких коллективах часто выступают профессиональные музыканты. Для них это возможность потренироваться в мастерстве исполнения, заработать денег, для вас – полезный бонус к основным пунктам меню. Ведь качественная музыка выгодно подчеркнёт эксклюзивность блюд;
- выбирая кавер-бэнд, вы во многом определяете аудиторию вечера. Многие из групп имеют своих поклонников, друзей, которые не против провести время под любимую музыку в любимой компании;
- группы имеют сферы влияния в социальных сетях, обычно достаточно широко распространяют рекламу вашего заведения. Такие коллаборации всегда на пользу всем участникам. Можно придумывать специальные акции, конкурсы, розыгрыши;
- группа – это ещё и харизматичный ведущий, шоумен, (если хотите) тамада. У ребят точно есть опыт ведения концертов, мероприятий, они с удовольствием общаются с посетителями;
- ограниченно-неограниченный репертуар. Да, коллективы обычно имеют специализацию и определённый набор проверенных отрепетированных «хитов», но при желании посетителей могут исполнять и дополнительные композиции вне программы;
- мини-концерт или тематический вечер. Приглашая кавер-бэнд, вы имеете полное право брать небольшие деньги за вход. Так, с одной стороны, «фильтруется» платёжеспособная публика, а с другой – обеспечивается минимальная касса.
Ну и дополнительный плюс. Никто не запрещает ребятам играть собственные композиции (они обычно есть в запасе). Так публика отдыхает от активного слушания-подпевания знакомым песням, делает новые заказы, а ребята на сцене не чувствуют себя «вторичными» творческими единицами. Существуют положительные примеры постоянных выступлений групп в заведениях, согласно определённому расписанию. Так можно планировать работу с публикой на более длительную перспективу.
Если кратко
Для современного человека поход в кафе, ресторан – не грандиозный праздник, а скорее возможность провести вечер вне дома, в приятной компании и атмосфере. Правильно подобранная фоновая мелодия может сделать это время более комфортным. Живая музыка, джаз повышают класс, «попсовый» плей-лист способен убить весь шарм. Лучше тишина, чем композиция, не соответствующая типу заведения. В ресторанах фастфуда гармонично звучит indie на иностранном языке, при загруженности залов лучше включать более ритмичные мелодии. Для тематических вечеринок, праздников лучше приглашать кавер-бэнды: профессионалы своего дела работают с публикой лучше, чем «стихийный» набор ресторанных хитов.
Важно позаботиться о соблюдении закона об авторском праве, включать в залах только легальные мелодии, предварительно заключив договор с правообладателями или их представителями. Это подчеркнёт цивилизованное отношение к делу и повысит лояльность посетителей.
Бывает, что сервис и кухня в ресторане безупречны, но всё равно что-то не так. Гости чувствуют себя некомфортно и не хотят возвращаться. Иногда в этом виновата музыка.
Правильный плейлист подчеркнёт характер места и создаст нужную атмосферу. А ещё поможет увеличить продажи. Как подобрать фоновую музыку для кафе или ресторана, рассказывает Василий Филатов — композитор, медиапродюсер, основатель Института звукового дизайна, художественный руководитель студии SoundDesigner.PRO.
Василий Филатов в студии SoundDesigner.PRO
Прежде всего — авторские права
Почему музыку в ресторане нельзя включать просто так
Чтобы слушать музыку как частное лицо, достаточно купить альбом, включить радио или приобрести подписку на музыкальный сервис. Но включать музыку там, куда приходят клиенты, нельзя — в пользовательских соглашениях стриминговых платформ в разных формулировках прописано одно и то же: «Разрешено только для личного и некоммерческого использования».
Если у вас в баре, кафе или ресторане играет музыка, это автоматически означает, что вы используете её в коммерческих целях, потому что слушатели — ваши клиенты. За это по закону нужно платить тем, кто владеет правами на произведения. Права бывают авторские и смежные. Авторские принадлежат тем, кто сочинил текст и написал музыку, смежные — тем, кто песню исполнил и записал.
В России есть две аккредитованные государством организации, которые представляют отечественных и зарубежных правообладателей: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийское общество интеллектуальной собственности (ВОИС). РАО защищает авторские права, ВОИС — смежные. Чтобы легально использовать музыку в ресторанах, заплатить придётся обеим.
По договору вы покупаете подписку, которая даёт право транслировать все треки, которые есть в базе организации. Неважно, сколько треков в вашем плейлисте — 50, 100 или 2 000, цена зависит не от количества композиций, а от площади и типа заведения.
Например, для ресторана площадью 300 м² подписка будет стоить 11 100 рублей в месяц. А вот для столовой такой же площади — 7 800 рублей. Рассчитать свой тариф можно на сайте РАО.
Какие будут последствия, если вы включаете музыку незаконно
РАО и ВОИС регулярно проверяют общественные места, которые не заключили с ними договор. Проверки выглядят так: агент приходит в заведение как простой посетитель. Он незаметно записывает видео, на котором слышно, какая музыка играла во время его визита. После этого агент составляет протокол и предлагает владельцу заведения заключить договор. Если хозяин бизнеса откажется, ему придёт иск с требованием выплатить компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Мобильные приложения упростили работу людей, которые проводят проверки: суд принимает ссылки на Shazam и Яндекс.Музыку как доказательство, что в заведении транслировали треки без лицензии.
На сайте РАО есть реестры зарубежных и российских популярных песен. Если незаконно включать что-то из этого списка, проблемы точно возникнут.
Поскольку РАО защищает авторские права, композиции нужно искать не по именам исполнителей, а по именам тех, кто написал музыку или текст.
Вот как в реестре указана песня Бритни Спирс Toxic
Чтобы найти песню Бритни Спирс, нужно ввести в строку поиска имя автора песни. По имени певицы трек не найдётся.
Важно: РАО и ВОИС представляют интересы неограниченного числа правообладателей. Это значит, что даже если песни нет в реестре, организации всё равно имеют право потребовать за неё штраф.
Кто подбирает музыку для ресторанов и кафе
Музыкальные редакторы или владельцы заведений
Плейлист может составить владелец ресторана или его доверенное лицо. Но это потребует много времени и усилий: нужно будет самостоятельно отобрать несколько сотен треков и регулярно менять их на новые.
Другая проблема в том, что владельцы часто отталкиваются от собственных вкусов, которые могут не совпадать с концепцией их заведения. Например, в ресторане итальянской кухни русский рок будет звучать не очень органично.
Профессионально решить проблему поможет музыкальный редактор — человек, который знает особенности рынка и понимает, как с помощью музыки влиять на эмоциональный фон гостей. Например, вызвать желание потратить больше.
Но кто бы ни составлял плейлист, все треки в нём должны быть легальными. Поэтому в любом случае придётся оформить подписку у РАО и ВОИС. Обратиться к ним можно через регионального представителя — ищите контакты на официальном сайте РАО. Обычно один человек представляет обе организации.
Договор с РАО и ВОИС избавит от проверок и судебных разбирательств. При этом вы получите доступ к самой большой в России музыкальной библиотеке и сможете ставить у себя практически что угодно.
Частные компании
Если подбирать треки нет ни времени, ни желания, можно обратиться в компанию, которая предоставляет готовые плейлисты по подписке. Такие сервисы легко найти по запросу «фоновая музыка для ресторана».
Многие из этих компаний сотрудничают с авторами и правообладателями напрямую, поэтому дополнительно платить РАО и ВОИС не нужно.
Важно. Если вы собираетесь оформить подписку на частный сервис, уточните:
-
как компания решает проблему авторских прав;
-
берёт ли на себя отчёты в РАО и ВОИС;
-
защищает ли своих клиентов в спорах с ними.
Выбор треков у таких компаний меньше, чем у государственных, но зато и тарифы ниже.
Вот цены на декабрь 2021 года от нескольких частных сервисов:
-
«РадиоСпаркс», подписка стоит от 900 рублей в месяц.
-
«Бубука», подписка стоит от 990 рублей в месяц.
-
СберЗвук Бизнес, подписка стоит 1 890 рублей в месяц.
Некоторые из компаний предлагают индивидуальный подход и составляют персональный плейлист — вручную или с помощью алгоритмов.
Ещё существуют сервисы, которые заказывают для своих клиентов эксклюзивные треки. Такая музыка будет играть только в вашем ресторане — и больше нигде. Например, с композиторами работает сервис Cubic Music. В 2020 году они записали трек для «Пятёрочки», который все пытались найти.
Что влияет на выбор музыки
Аудитория. Прежде всего, нужно знать, кто ваши посетители и какие у них музыкальные вкусы. Музыка должна запоминаться гостям и вызывать у них желание прийти к вам снова. Здесь важно найти баланс между композициями, которые посетители хорошо знают, и новой музыкой в любимом жанре.
Эмоции. Подумайте, какую атмосферу вы хотите создать для посетителей. Они приходят к вам, чтобы отмечать праздники или чтобы расслабиться после долгого рабочего дня? Или их желания зависят от времени суток? Музыка должна помогать гостям получить те эмоции, за которыми они к вам пришли.
Цель. Фоновая музыка помогает решать разные задачи. Заведениям фастфуда подойдут энергичные композиции: под быструю музыку посетители на 30% быстрее заканчивают свой обед. Это позволяет обслуживать больше клиентов.
В ресторанах лучше ставить спокойные и неторопливые мелодии. Они располагают к тому, чтобы посидеть дольше и заказать ещё десерт или чашку кофе.
Как составить идеальный плейлист
Решите, сколько вам нужно композиций
-
Желательно, чтобы песни ни разу не повторялись в течение дня. Например, для кафе, которое работает 12 часов, это плейлист из 200 треков.
-
Лучше каждый день менять композиции местами, чтобы ваши сотрудники и постоянные гости не уставали от одной и той же последовательности.
Для плейлиста на неделю нужно не меньше 1 000 треков, но это колоссальная работа, которую трудно выполнить самому. Такую подборку проще получить по подписке на сервис или с помощью услуг музыкального редактора.
Не забывайте обновлять плейлист
Чем меньше в подборке треков, тем чаще туда нужно добавлять новую музыку. Не обязательно каждый раз менять весь набор композиций целиком — можно обновлять репертуар по частям. Например, если ваш плейлист повторяется каждый день, вы можете пару раз в неделю заменять по 20 треков.
Частные компании, которые предоставляют плейлисты по подписке, обновляют музыку автоматически. Кто-то делает это раз в месяц, кто-то — ежедневно.
О чём ещё стоит подумать
Громкость. На неё влияет много факторов: шум кофемашины, скрип дверей, шаги, звуки за окном. Подберите громкость так, чтобы музыка скрывала весь посторонний шум, но не мешала гостям комфортно общаться. Возможно, музыку нужно будет делать тише или громче в течение дня в зависимости от того, насколько на улице оживлённое движение и много ли в помещении гостей. Определять оптимальную громкость лучше всего опытным путём.
Техника. Хороший плейлист станет ещё лучше с качественным оборудованием. Универсальное решение — широконаправленные акустические системы, звук которых будет равномерно покрывать пространство.
Если хочется создать винтажную атмосферу, подумайте насчёт винилового проигрывателя. Главное — помните, что пластинки тоже нельзя ставить без договора с РАО и ВОИС.
Будущее звука
Сейчас многие компании разрабатывают компьютерные алгоритмы: они генерируют музыку на базе нейросетей или треков, которые предварительно записали композиторы. Например, в России исследованиями и созданием продуктов в этой области занимаются в Лаборатории Института звукового дизайна. Так что в недалёком будущем мы наверняка станем слушать приятные мелодии, которые подстраиваются под настроение посетителей, учитывают их вкусовые предпочтения и адаптируют громкость до комфортной.
Так выглядит рабочее место сотрудника в Лаборатории Института звукового дизайна
FAQ. Отвечаем на вопросы, которые могли у вас возникнуть, но вы не знали, кому их задать
Я хочу, чтобы в моём баре в день рождения Бритни Спирс играли только её песни. Мне нужно как-то покупать авторские права? А если я включу просто так, то что мне будет?
Чтобы ставить у себя песни Бритни Спирс, нужно заплатить за это правообладателям. Альбомы певицы принадлежат разным лейблам, поэтому владельцев прав на её треки много. Самый простой путь — заключить договор с РАО и ВОИС. Тогда вы сможете включать песни всех своих любимых исполнителей.
Если включить Бритни Спирс или любого другого популярного артиста просто так, вы можете получить штраф.
Почему в кафе и ресторанах чаще всего играют песни на английском языке?
Зарубежная музыка отвлекает посетителей меньше, чем русскоязычные песни, потому что люди обычно не вслушиваются в иностранные слова. А рестораторы хотят, чтобы музыка не мешала посетителям общаться друг с другом и выбирать, что заказать на ужин.
Почему в барах, где есть телевизоры, музыка и видео часто не совпадают?
Чтобы показывать по телевизору музыкальные клипы или фильмы, нужна отдельная лицензия. Поэтому обычно на экранах в барах и кафе транслируют эфиры передач — это не запрещено. А чтобы видео не забирало на себя внимание гостей, управляющие вместо оригинального звука ставят фоновую музыку.
Постоянный клиент попросил поменять музыку, я могу это сделать?
Если гость просит вас переключить трек, ничто не мешает вам выполнить его просьбу.
А если посетитель просит добавить в плейлист конкретную песню, убедитесь, что у вас есть договор с РАО и ВОИС или подписка на сервис фоновой музыки, которые позволяют вам включать этот трек.
Посетителю понравился плейлист в моём ресторане, он может скачать его для себя?
Вы можете дать ему названия песен, чтобы гость мог сам их найти и послушать. Скорее всего, это не составит ему большого труда.
Но если посетитель просит скопировать папку с плейлистом на его флешку, лучше ему отказать. Это может быть расценено как пиратство