Как составить побасенку

Ребята, на уроках литературного чтения мы познакомились с вами с одним из жанров устного народного творчества. Это побасёнки — короткие, занимательные рассказы, выдумки.

Попробуйте придумать свои побасёнки и записать их в маленькую книжечку. А 1 апреля в классе мы сможем почитать их и рассмотреть иллюстрации к ним.

Вот так это делали ребята, которые теперь учатся в 5 классе.

— Дед, каша вкусная?
— Очень вкусная!
— А почему ты не ел?
— Да что-то не хочется.
                     Андрей С.

— Рома, это ты конфеты съел?
— Нет, не я.
— А вкусные были?
— Очень!
                     Матвей Т.

— Иван, что делаешь?
— Ем.
— А почему плачешь?
— Всё съесть не могу, а оставить жалко!
                      Алёша П.

— Сынок, ты на речку ходил?
— Нет.
— А вода тёплая?
— Очень!
                      Ирина В.

— Рома, ты почему плачешь?
— Машинка сломалась.
— А починить можно? Что там сломалось?
— Она вся сломалась, одно колесо осталось!
                      Злата Ч.

— Я пью только козье молоко.
— Как раз у меня козье, пей!
(Наливает в кружку коровье молоко)
— Вот это молоко! Ни с чем не спутаешь!
                        Оля С.

– Фома, у тебя в избе тепло?
– Тепло! На печи в шубе терпеть можно.


– Скажи, батюшка, воз дров – это много или мало?
– И много и мало.
– Как так?
– Если купишь – мало. А если сам нарубишь да напилишь – много!
– Почему, когда сам нарубишь да напилишь, то много?
Потому что сам потрудишься, много сил потратишь.


– Тит, а Тит, пойдём молотить!
– Спина болит.
– Тит, пойдём мёд пить.
– Дай поскорее шапку схватить!


У одного спросили:
– Хороший человек твой друг?
– Не знаю, я с ним в беду еще не попадал.


Воробья спросили:
– Что ты за птица такая?
– Я – орел!
– Что–то маловат ты для орла.
– Ну и что? Может быть я – маленький орел.
– Дело не в размере, а в том, орел ты или не орел.


– Доктор, правда ли, что тот, кто ест много моркови, лучше видит?
– Конечно. Разве ты встречал хотя бы одного кролика в очках?


Некто пошел навещать больного и спросил у него:
– Если бы была хорошая, сочная груша, ты съел бы ее?
– Где груша, ты принес? – спросил больной.
– Нет, не принес, это я к примеру говорю.


Бедняк съел змею – сказали:
– Голоден.
Богач съел – сказали:
– Лекарство.


Бедный сказал:
– Кошка съела печенку, – не поверили.
Богатый сказал:
– Мышь съела железо, – поверили.


Ночью ворует, а днем говорит:
– Господи помилуй.


Верблюд сказал:
– Я – прядильщик.
– По рукам и ногам видно, – ответили ему.


Верблюда спросили:
– Почему у тебя шея кривая?
Он ответил:
– А что у меня прямое?


У сироты спросили:
– Почему плачешь?
– Потому что я сирота, – ответил он.


Хвастал горшок:
– Дно у меня золотое.
Половник ответил:
– А я откуда иду?


– Вода, почему шумишь?
– Русло мое каменистое.


Волка спросили:
– Почему у тебя шея толстая?
– Потому что я сам о себе забочусь.


Волку Евангелие читали, а он сказал:
– Поторопитесь, а то стадо уйдет.


Горбуну девушку в жены не отдают, а он еще хочет, чтобы теща была красивой.


Когда волк от голода не может подняться на гору, говорят:
– Объелся.


Одна рыба сказала другой:
– Слушай, подвинься немного!
– Куда мне двигаться: мы обе на одной сковороде жаримся!


Осла пригласили на свадьбу. Он сказал:
– Наверно, нужно воду таскать.


Ослу сказали:
– Поздравляем, у тебя появился осленок.
Осел ответил:
– Моя ноша не уменьшилась.


Кошка ловит мышей для себя, а хозяин думает, какая у него смелая кошка.


– Куда вы, меньшинство?
– К большинству!


Лягушку спросили:
– Почему все время квакаешь?
– Мне мой голос нравится, – ответила та.


Назначили буйвола старостой, а он сказал:
– Сеновал принадлежит только мне.


Научился осленок реветь, сказал:
– Пойду с волком воевать.


Не дотянулась лиса до винограда, сказала:
– Кислый.


Не раздобыла кошка мяса, сказала:
– Сегодня пятница, постный день.


Один погрозил:
– Как схвачу тебя за бороду, да так и потащу по всему свету.
Другой ответил:
– Так и ты со мной будешь.


– Поздравляем с сыном, – сказала лиса курице.
– Спасибо, – ответила та, – только, ради Бога, встань подальше от меня!


Пошло дерево к Богу жаловаться на топор. Бог сказал:
– А у топора рукоятка деревянная.


– Раздуй огонь, – сказали лентяю.
– У меня болячки на губах, – ответил он.


Ребенка спросили:
– Почему плачешь?
– Потому что мне потакают, – ответил он.


Рыбу спросили:
– Какие у тебя вести?
– Вестей много, – ответила та, – да только рот полон роды.


Семь свояков идут вместе по дороге и говорят:
– Господи, даже поговорить не с кем.


Сказал брат брату:
– Сперва рассчитайся со мной, а потом станешь светом моих очей.


Сказали портному:
– Переезжай.
Он воткнул иголку в лацкан и поехал.


Скромный постеснялся ответить, а бесстыжий сказал:
– Он меня боится.


Стоит петух на кровле и удивляется:
– Как только этот дом меня выдерживает?


У вина спросили:
– Ты разоряешь или приносишь благо?
Вино ответило:
– Сколько облагодетельствованных – не знаю, а разоренным – счету нет.


У вороны спросили:
– Какой из птенцов самый красивый?
Она ответила:
– Мой.


У куропатки спросили:
– Почему лапки красные?
– Холодно.
– Да мы тебя и летом с красными лапками видели, – ответили ей.


Один сказал:
– Я служу народу.
Другой ответил:
– Если это так, то почему ты живешь лучше хозяина?


У мула спросили:
– Кто твой отец?
Он ответил:
– Моя мать – лошадь.


У мыши спросили, отчего она так мала.
– От страха перед кошкой! – ответила та


У одного загорелась борода.
– Дайте погреться, – сказал другой.


– Что нужно слепому?
– Два глаза.


Юноша спросил у друга:
– Если в пути тебе встретится медведь, как ты поступишь?
– Возьму камень и брошу в медведя.
– А вдруг не окажется камня?
– Ударю медведя палкой.
– А если и палки не будет?
– Залезу на дерево.
– А вдруг и дерева вблизи не окажется?
– Слушай, чей ты друг – мой или медведя?


Мыши сказали кошке:
– Мы назначили тебя своим царем.
– Боюсь, будете раскаиваться.


Сын сказал:
– Отец, я нанял работника со своим харчем.
Отец ответил:
– Почему ты не нанял такого работника, который бы свой харч и нам давал?


Одного преступника должны были повесить.
– Меня собираются повесить за преступление, которое я совершил против своей воли, – сказал он.
– Не беда, – ответили ему, – и повесить тебя должны против твоей воли.

Инфоурок


Начальные классы

ПрезентацииПрезентация к занятию «Побасёнки» по внеурочной деятельности «Речь и речевое творчество»

Презентация к занятию «Побасёнки» по внеурочной деятельности «Речь и речевое творчество»

Скачать материал

Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 74 человека из 26 регионов

  • Сейчас обучается 245 человек из 55 регионов

  • Сейчас обучается 122 человека из 45 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в...

    1 слайд

    Однажды Лебедь, Рак и Щука
    Везти с поклажей воз взялись.
    И вместе трое все в него впряглись.
    Попрыгунья Стрекоза
    Лето красное пропела,
    Оглянуться не успела,
    Как зима катит в глаза.
    Из каких произведений взяты строки?
    Назови автора и жанр произведения. Что такое басня?
    — Тит, а Тит, пойдём зерно молотить.
    Спина болит.
    Тит, пойдём мёд пить.
    Дай скорее шапку схватить!
    Что это за жанр произведения?
    Можно ли его назвать басней?
    Угадай тему занятия

  • ПОБАСЁНКИЧто нам нужно узнать на этом занятии?ТЕМА

    2 слайд

    ПОБАСЁНКИ
    Что нам нужно узнать на этом занятии?
    ТЕМА

  • РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКАКак просит сказать доктор, когда осматривает больного?
Как ох...

    3 слайд

    РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
    Как просит сказать доктор, когда осматривает больного?
    Как охают больные?
    Как дудят в дудочку?
    Как кричит осёл?
    Как пищат птенцы?
    Ша-ша-ша – мама моет малыша
    Шу-шу-шу – я письмо пишу
    Аш-аш-аш – у Марины карандаш

    РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

  • Соедини и получи новые словасено
банк
стол
зал
свет
яр
воз
газ
гриб
хор
боров...

    4 слайд

    Соедини и получи новые слова
    сено
    банк
    стол
    зал
    свет
    яр
    воз
    газ
    гриб
    хор
    бор
    овод
    ежи
    рот
    глас
    ода
    вал
    очки
    ёлка
    марка
    он
    яр
    Словарная работа

  • Сеновал – помещение 
для хранения сенаБанкрот - должник, который отказывается...

    5 слайд

    Сеновал – помещение
    для хранения сена
    Банкрот — должник, который отказывается платить ,
    т. к. он разорён.
    Светёлка – небольшая комната
    в верхней части дома
    Газон –площадка, засеянная травой
    Словарь
    Что такое: сеновал, светёлка, газон?
    Кто такой банкрот?

  • Беседа

  • Литературная страница- Здравствуй, кум! Ты куда?
 Да по дрова поехал.
Что вез...

    7 слайд

    Литературная страница
    — Здравствуй, кум! Ты куда?
    Да по дрова поехал.
    Что везёшь?
    Сено.
    Какое сено, ведь это дрова?!
    А коли видишь, так зачем спрашиваешь?
    Ты пирог ел?
    Нет, не я!
    А вкусный был?
    Очень.
    Прочитайте побасёнки
    Какой жанр напоминают побасёнки?
    Что вы знаете о басне?
    Зачем народ сочинял побасёнки?

  • Литературная страницаПрочитайте побасёнки Садись, баба! Подвезу.
 Да нет врем...

    8 слайд

    Литературная страница
    Прочитайте побасёнки
    Садись, баба! Подвезу.
    Да нет времени
    Идти надо скорей.
    — Ты что делаешь?
    Ничего.
    А он что делает?
    Да мне пришёл помочь.
    В побасёнке высмеиваются отрицательные
    черты характера человека.
    Что высмеивается в прочитанных побасёнках?
    Чем похожи и чем отличаются басня и побасёнка?

  • Весёлая минуткаМы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки п...

    9 слайд

    Весёлая минутка
    Мы топаем ногами,
    Мы хлопаем руками,
    Киваем головой.
    Мы руки поднимаем,
    Мы руки опускаем,
    Мы кружимся потом.
    Мы топаем ногами:
    Топ-топ-топ.
    Мы руки опускаем:
    Хлоп-хлоп-хлоп.
    Мы руки разведём
    И побежим кругом.

  • Обобщение Побасёнка не только высмеивает плохие черты, но и может
показать ве...

    10 слайд

    Обобщение
    Побасёнка не только высмеивает плохие черты, но и может
    показать весёлый, шутливый характер остроумного героя.

    В побасёнках не рисуется картина жизни героев. Мы о нём
    узнаём только из диалога или монолога.

    В ней используются порой грубые, простые обыденные слова
    (баба, кум, брюхо)

  • Речевое творчествоПопробуйте в паре сочинить побасёнку, может быть,...

    12 слайд

    Речевое творчество
    Попробуйте в паре сочинить побасёнку, может быть,

    о школьной жизни или на бытовую тему

  • РефлексияПобасёнки – это …Мне понравились побасёнки, потому что …Я понял, что...

    13 слайд

    Рефлексия
    Побасёнки – это …
    Мне понравились побасёнки, потому что …
    Я понял, что наш русский народ …
    ВЕЛИК И МОГУЧ НАШ РУССКИЙ ЯЗЫК

  • ИсточникиН.Н.Каландарова «Уроки речевого творчества» 
       3 класс
Москва В...

    14 слайд

    Источники
    Н.Н.Каландарова «Уроки речевого творчества»
    3 класс
    Москва ВАКО 2009
    http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
    Презентацию подготовили учителя начальных классов
    МБОУ «СОШ №3»
    города Сафоново, Смоленской обдасти
    Г.Н.Полохова, А.В.Кривенок

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 268 710 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
5 из 5

  • 03.05.2017
  • 569
  • 0
  • 03.05.2017
  • 579
  • 0
  • 03.05.2017
  • 861
  • 1
  • 03.05.2017
  • 974
  • 5

Рейтинг:
1 из 5

  • 03.05.2017
  • 892
  • 3
  • 03.05.2017
  • 500
  • 0
  • 03.05.2017
  • 1058
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Кривенок Анна Витальевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Кривенок Анна Витальевна

    • На сайте: 6 лет
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84621
    • Всего материалов:

      31

Побасенка — это короткий веселый рассказ, который написан в диалоге.

Вот несколько детских побасенок:

О. Григорьев «Яма» :
– Яму копал?
– Копал.
– В яму упал?
– Упал.
– В яме сидишь?
– Сижу.
– Лестницу ждешь?
– Жду.
– Яма сыра?
– Сыра.
– Как голова?
– Цела.
– Значит, живой?
– Живой.
– Ну, я пошел домой.

*******

О. Григорьев «Секрет»

— Открой свой секрет.

— Какой секрет?

— Ты принес в школу коробку конфет?

— Секрет я открою, коробку нет.

*******

Народные побасенки:

-Сено для лошади?

— Да.

— Напоил лошадь?

— Напоил.

— Так иди запрягай!

— А где она?

*******

-Андрейка, детка, о чем плачешь?

— Об ворота ударился головой.

— Ну-ка, скажи, когда это случилось?

— Вчера вечером.

— Почему же ты плачешь сегодня?

— Так ведь вчера дома никого не было!

*******

Ю. Щербаков «Шутка»

— Кто лежит на диване?

-Иван.

-А на нем?

-Кот Митрофан.

-Под котом Митрофаном?

-Иван.

-А под Иваном?

-Диван.

*****

В. Левановский «Разговор с котом»

-Почему ты чёрен кот?

-Лазил ночью в дымоход.

-Почему сейчас ты бел?

-Из горшка сметану ел.

-Почему ты серым стал?

-Пёс в пыли меня валял.

-Так какого же ты цвета?

-Я и сам не знаю это!

*****

И. Жуков «Друг»

Заглянул на кухню кот:

-Дай, хозяйка бутерброд,

Бутерброд совсем простой,

С колбасой.

-Ты же хлеб не ешь.

-Не ем.

_Бутерброд тогда зачем?

-Я теперь дружу с Трезором,

А трезор —

Такой обжора!

Как положено друзьям —

Всё поделим пополам.

Съем я только колбасу,

Ну а хлеб оставлю псу.

*****

Ну и наша любимая))) :

Н. Сладков «Лисица и ёж»

— Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

— А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

— Да не то чтоб некрасивый…

— Может, я с колючками неуклюжий?

— Да не то чтобы неуклюжий!

— Ну так какой же я такой с колючками-то?

— Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный…

Вот так остроумно и весело! Такие детские побасенки будет интересно и взрослому почитать, ну а уж дети от них всегда в восторге!

1.Встретились как-то на дороге два мужика. Один спрашивает: — Эй, мужик, что везёшь? А тот ему отвечает: — Сено. — Да какое же это сено? Ведь это дрова! — Ну, а коли видишь, так чего же спрашиваешь? 

2.Приходит мама с работы и спрашивает сына: — Ты пирог съел? — Нет, это не я! — А вкусный он был? — Да, очень вкусный! 

3. ОКОЛЕСИЦА (побасенка)

Несла я околесицу

с собою на чердак,

вкатила вверх по лестнице

в чердачный кавардак

и дверь закрыла на замок,

чтобы украсть никто не смог.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить кодировку текста онлайн
  • Как найти рекламу первого канала
  • Как в контакте найти избранное вконтакте
  • Как найти иллюстратора для своей книги
  • Как найти сайт в дубае