Ребята, на уроках литературного чтения мы познакомились с вами с одним из жанров устного народного творчества. Это побасёнки — короткие, занимательные рассказы, выдумки.
Попробуйте придумать свои побасёнки и записать их в маленькую книжечку. А 1 апреля в классе мы сможем почитать их и рассмотреть иллюстрации к ним.
Вот так это делали ребята, которые теперь учатся в 5 классе.
— Дед, каша вкусная?
— Очень вкусная!
— А почему ты не ел?
— Да что-то не хочется.
Андрей С.
— Рома, это ты конфеты съел?
— Нет, не я.
— А вкусные были?
— Очень!
Матвей Т.
— Иван, что делаешь?
— Ем.
— А почему плачешь?
— Всё съесть не могу, а оставить жалко!
Алёша П.
— Сынок, ты на речку ходил?
— Нет.
— А вода тёплая?
— Очень!
Ирина В.
— Рома, ты почему плачешь?
— Машинка сломалась.
— А починить можно? Что там сломалось?
— Она вся сломалась, одно колесо осталось!
Злата Ч.
— Я пью только козье молоко.
— Как раз у меня козье, пей!
(Наливает в кружку коровье молоко)
— Вот это молоко! Ни с чем не спутаешь!
Оля С.
– Фома, у тебя в избе тепло?
– Тепло! На печи в шубе терпеть можно.
– Скажи, батюшка, воз дров – это много или мало?
– И много и мало.
– Как так?
– Если купишь – мало. А если сам нарубишь да напилишь – много!
– Почему, когда сам нарубишь да напилишь, то много?
Потому что сам потрудишься, много сил потратишь.
– Тит, а Тит, пойдём молотить!
– Спина болит.
– Тит, пойдём мёд пить.
– Дай поскорее шапку схватить!
У одного спросили:
– Хороший человек твой друг?
– Не знаю, я с ним в беду еще не попадал.
Воробья спросили:
– Что ты за птица такая?
– Я – орел!
– Что–то маловат ты для орла.
– Ну и что? Может быть я – маленький орел.
– Дело не в размере, а в том, орел ты или не орел.
– Доктор, правда ли, что тот, кто ест много моркови, лучше видит?
– Конечно. Разве ты встречал хотя бы одного кролика в очках?
Некто пошел навещать больного и спросил у него:
– Если бы была хорошая, сочная груша, ты съел бы ее?
– Где груша, ты принес? – спросил больной.
– Нет, не принес, это я к примеру говорю.
Бедняк съел змею – сказали:
– Голоден.
Богач съел – сказали:
– Лекарство.
Бедный сказал:
– Кошка съела печенку, – не поверили.
Богатый сказал:
– Мышь съела железо, – поверили.
Ночью ворует, а днем говорит:
– Господи помилуй.
Верблюд сказал:
– Я – прядильщик.
– По рукам и ногам видно, – ответили ему.
Верблюда спросили:
– Почему у тебя шея кривая?
Он ответил:
– А что у меня прямое?
У сироты спросили:
– Почему плачешь?
– Потому что я сирота, – ответил он.
Хвастал горшок:
– Дно у меня золотое.
Половник ответил:
– А я откуда иду?
– Вода, почему шумишь?
– Русло мое каменистое.
Волка спросили:
– Почему у тебя шея толстая?
– Потому что я сам о себе забочусь.
Волку Евангелие читали, а он сказал:
– Поторопитесь, а то стадо уйдет.
Горбуну девушку в жены не отдают, а он еще хочет, чтобы теща была красивой.
Когда волк от голода не может подняться на гору, говорят:
– Объелся.
Одна рыба сказала другой:
– Слушай, подвинься немного!
– Куда мне двигаться: мы обе на одной сковороде жаримся!
Осла пригласили на свадьбу. Он сказал:
– Наверно, нужно воду таскать.
Ослу сказали:
– Поздравляем, у тебя появился осленок.
Осел ответил:
– Моя ноша не уменьшилась.
Кошка ловит мышей для себя, а хозяин думает, какая у него смелая кошка.
– Куда вы, меньшинство?
– К большинству!
Лягушку спросили:
– Почему все время квакаешь?
– Мне мой голос нравится, – ответила та.
Назначили буйвола старостой, а он сказал:
– Сеновал принадлежит только мне.
Научился осленок реветь, сказал:
– Пойду с волком воевать.
Не дотянулась лиса до винограда, сказала:
– Кислый.
Не раздобыла кошка мяса, сказала:
– Сегодня пятница, постный день.
Один погрозил:
– Как схвачу тебя за бороду, да так и потащу по всему свету.
Другой ответил:
– Так и ты со мной будешь.
– Поздравляем с сыном, – сказала лиса курице.
– Спасибо, – ответила та, – только, ради Бога, встань подальше от меня!
Пошло дерево к Богу жаловаться на топор. Бог сказал:
– А у топора рукоятка деревянная.
– Раздуй огонь, – сказали лентяю.
– У меня болячки на губах, – ответил он.
Ребенка спросили:
– Почему плачешь?
– Потому что мне потакают, – ответил он.
Рыбу спросили:
– Какие у тебя вести?
– Вестей много, – ответила та, – да только рот полон роды.
Семь свояков идут вместе по дороге и говорят:
– Господи, даже поговорить не с кем.
Сказал брат брату:
– Сперва рассчитайся со мной, а потом станешь светом моих очей.
Сказали портному:
– Переезжай.
Он воткнул иголку в лацкан и поехал.
Скромный постеснялся ответить, а бесстыжий сказал:
– Он меня боится.
Стоит петух на кровле и удивляется:
– Как только этот дом меня выдерживает?
У вина спросили:
– Ты разоряешь или приносишь благо?
Вино ответило:
– Сколько облагодетельствованных – не знаю, а разоренным – счету нет.
У вороны спросили:
– Какой из птенцов самый красивый?
Она ответила:
– Мой.
У куропатки спросили:
– Почему лапки красные?
– Холодно.
– Да мы тебя и летом с красными лапками видели, – ответили ей.
Один сказал:
– Я служу народу.
Другой ответил:
– Если это так, то почему ты живешь лучше хозяина?
У мула спросили:
– Кто твой отец?
Он ответил:
– Моя мать – лошадь.
У мыши спросили, отчего она так мала.
– От страха перед кошкой! – ответила та
У одного загорелась борода.
– Дайте погреться, – сказал другой.
– Что нужно слепому?
– Два глаза.
Юноша спросил у друга:
– Если в пути тебе встретится медведь, как ты поступишь?
– Возьму камень и брошу в медведя.
– А вдруг не окажется камня?
– Ударю медведя палкой.
– А если и палки не будет?
– Залезу на дерево.
– А вдруг и дерева вблизи не окажется?
– Слушай, чей ты друг – мой или медведя?
Мыши сказали кошке:
– Мы назначили тебя своим царем.
– Боюсь, будете раскаиваться.
Сын сказал:
– Отец, я нанял работника со своим харчем.
Отец ответил:
– Почему ты не нанял такого работника, который бы свой харч и нам давал?
Одного преступника должны были повесить.
– Меня собираются повесить за преступление, которое я совершил против своей воли, – сказал он.
– Не беда, – ответили ему, – и повесить тебя должны против твоей воли.
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация к занятию «Побасёнки» по внеурочной деятельности «Речь и речевое творчество»
Презентация к занятию «Побасёнки» по внеурочной деятельности «Речь и речевое творчество»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 74 человека из 26 регионов
- Сейчас обучается 245 человек из 55 регионов
- Сейчас обучается 122 человека из 45 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Из каких произведений взяты строки?
Назови автора и жанр произведения. Что такое басня?
— Тит, а Тит, пойдём зерно молотить.
Спина болит.
Тит, пойдём мёд пить.
Дай скорее шапку схватить!
Что это за жанр произведения?
Можно ли его назвать басней?
Угадай тему занятия -
2 слайд
ПОБАСЁНКИ
Что нам нужно узнать на этом занятии?
ТЕМА -
3 слайд
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Как просит сказать доктор, когда осматривает больного?
Как охают больные?
Как дудят в дудочку?
Как кричит осёл?
Как пищат птенцы?
Ша-ша-ша – мама моет малыша
Шу-шу-шу – я письмо пишу
Аш-аш-аш – у Марины карандашРЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
-
4 слайд
Соедини и получи новые слова
сено
банк
стол
зал
свет
яр
воз
газ
гриб
хор
бор
овод
ежи
рот
глас
ода
вал
очки
ёлка
марка
он
яр
Словарная работа -
5 слайд
Сеновал – помещение
для хранения сена
Банкрот — должник, который отказывается платить ,
т. к. он разорён.
Светёлка – небольшая комната
в верхней части дома
Газон –площадка, засеянная травой
Словарь
Что такое: сеновал, светёлка, газон?
Кто такой банкрот? -
-
7 слайд
Литературная страница
— Здравствуй, кум! Ты куда?
Да по дрова поехал.
Что везёшь?
Сено.
Какое сено, ведь это дрова?!
А коли видишь, так зачем спрашиваешь?
Ты пирог ел?
Нет, не я!
А вкусный был?
Очень.
Прочитайте побасёнки
Какой жанр напоминают побасёнки?
Что вы знаете о басне?
Зачем народ сочинял побасёнки? -
8 слайд
Литературная страница
Прочитайте побасёнки
Садись, баба! Подвезу.
Да нет времени
Идти надо скорей.
— Ты что делаешь?
Ничего.
А он что делает?
Да мне пришёл помочь.
В побасёнке высмеиваются отрицательные
черты характера человека.
Что высмеивается в прочитанных побасёнках?
Чем похожи и чем отличаются басня и побасёнка? -
9 слайд
Весёлая минутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом. -
10 слайд
Обобщение
Побасёнка не только высмеивает плохие черты, но и может
показать весёлый, шутливый характер остроумного героя.В побасёнках не рисуется картина жизни героев. Мы о нём
узнаём только из диалога или монолога.В ней используются порой грубые, простые обыденные слова
(баба, кум, брюхо) -
-
12 слайд
Речевое творчество
Попробуйте в паре сочинить побасёнку, может быть,о школьной жизни или на бытовую тему
-
13 слайд
Рефлексия
Побасёнки – это …
Мне понравились побасёнки, потому что …
Я понял, что наш русский народ …
ВЕЛИК И МОГУЧ НАШ РУССКИЙ ЯЗЫК -
14 слайд
Источники
Н.Н.Каландарова «Уроки речевого творчества»
3 класс
Москва ВАКО 2009
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
Презентацию подготовили учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №3»
города Сафоново, Смоленской обдасти
Г.Н.Полохова, А.В.Кривенок
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 268 710 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
Рейтинг:
5 из 5
- 03.05.2017
- 569
- 0
- 03.05.2017
- 579
- 0
- 03.05.2017
- 861
- 1
- 03.05.2017
- 974
- 5
Рейтинг:
1 из 5
- 03.05.2017
- 892
- 3
- 03.05.2017
- 500
- 0
- 03.05.2017
- 1058
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Кривенок Анна Витальевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 84621
-
Всего материалов:
31
Побасенка — это короткий веселый рассказ, который написан в диалоге.
Вот несколько детских побасенок:
О. Григорьев «Яма» :
– Яму копал?
– Копал.
– В яму упал?
– Упал.
– В яме сидишь?
– Сижу.
– Лестницу ждешь?
– Жду.
– Яма сыра?
– Сыра.
– Как голова?
– Цела.
– Значит, живой?
– Живой.
– Ну, я пошел домой.
*******
О. Григорьев «Секрет»
— Открой свой секрет.
— Какой секрет?
— Ты принес в школу коробку конфет?
— Секрет я открою, коробку нет.
*******
Народные побасенки:
-Сено для лошади?
— Да.
— Напоил лошадь?
— Напоил.
— Так иди запрягай!
— А где она?
*******
-Андрейка, детка, о чем плачешь?
— Об ворота ударился головой.
— Ну-ка, скажи, когда это случилось?
— Вчера вечером.
— Почему же ты плачешь сегодня?
— Так ведь вчера дома никого не было!
*******
Ю. Щербаков «Шутка»
— Кто лежит на диване?
-Иван.
-А на нем?
-Кот Митрофан.
-Под котом Митрофаном?
-Иван.
-А под Иваном?
-Диван.
*****
В. Левановский «Разговор с котом»
-Почему ты чёрен кот?
-Лазил ночью в дымоход.
-Почему сейчас ты бел?
-Из горшка сметану ел.
-Почему ты серым стал?
-Пёс в пыли меня валял.
-Так какого же ты цвета?
-Я и сам не знаю это!
*****
И. Жуков «Друг»
Заглянул на кухню кот:
-Дай, хозяйка бутерброд,
Бутерброд совсем простой,
С колбасой.
-Ты же хлеб не ешь.
-Не ем.
_Бутерброд тогда зачем?
-Я теперь дружу с Трезором,
А трезор —
Такой обжора!
Как положено друзьям —
Всё поделим пополам.
Съем я только колбасу,
Ну а хлеб оставлю псу.
*****
Ну и наша любимая))) :
Н. Сладков «Лисица и ёж»
— Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
— А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
— Да не то чтоб некрасивый…
— Может, я с колючками неуклюжий?
— Да не то чтобы неуклюжий!
— Ну так какой же я такой с колючками-то?
— Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный…
Вот так остроумно и весело! Такие детские побасенки будет интересно и взрослому почитать, ну а уж дети от них всегда в восторге!
1.Встретились как-то на дороге два мужика. Один спрашивает: — Эй, мужик, что везёшь? А тот ему отвечает: — Сено. — Да какое же это сено? Ведь это дрова! — Ну, а коли видишь, так чего же спрашиваешь?
2.Приходит мама с работы и спрашивает сына: — Ты пирог съел? — Нет, это не я! — А вкусный он был? — Да, очень вкусный!
3. ОКОЛЕСИЦА (побасенка)
Несла я околесицу
с собою на чердак,
вкатила вверх по лестнице
в чердачный кавардак
и дверь закрыла на замок,
чтобы украсть никто не смог.