Как составить побудительное предложение с обращением

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §32. Деепричастия совершенного вида. Упражнение №201

Запишите деепричастия совершенного вида, образованные от данных глаголов. Поставьте ударение в деепричастиях. • Составьте три побудительных предложения с любыми из записанных деепричастий. Включите в предложения обращения.
Донять, занять, нанять, начать, отнять, поднять, понять, принять, создать, успокоиться, невзлюбить, принести, распорядиться, увидеть, раскаяться, наклеить.

Решение

Донять — доняв, занять — заняв, нанять — наняв, начать − нача́в, отнять — отняв, поднять — подняв, понять — поняв, принять — приняв, создать − созда́в, успокоиться — успоко́ившись, невзлюбить — невзлюбúв, принести — принеся, распорядиться — распорядúвшись, увидеть — увúдев, раскаяться — раскаявшись, наклеить — накле́ив.
Степан, успокоившись, зайди, пожалуйста, ко мне в кабинет, нам нужно поговорить. Ребята, начав выполнение контрольной работы, не забудьте повторить правила.
Анна и Марина, заняв места в кинозале, дождитесь меня.

Задание 201 Деепричастия совершенного вида. Русский язык. 7 класс. Т.А. Ладыженская ГДЗ

Привет, кто знает как от этих глаголов образовать деепричастия совершенного вида?
Запишите деепричастия совершенного вида, образованные от данных
глаголов. Поставьте ударение в деепричастиях. • Составьте три побудительных предложения с любыми из записанных деепричастий. Включите в предложения обращения.
Донять, занять, нанять, начать, отнять, поднять, понять, принять, создать, успокоиться, невзлюбить, принести, распорядиться,
увидеть, раскаяться, наклеить.

Побудительное предложение

Русский язык многие специалисты называют одним из самых сложных для изучения. Иногда он не поддается даже собственным носителям, что уж тут говорить об иностранцах. Фактически, грамматику и лексику русского языка необходимо изучать и повторять на протяжении всей жизни. Это удивительное и бесконечное поле для деятельности.

Научившись правильно оперировать словами, мы получаем возможность не только говорить о своих чувствах, мыслях, идеях, делиться произошедшими событиями, планами, сочувствовать, но и побуждать кого-либо к действию. Чтобы справиться с последней задачей, необходимо узнать, что такое побудительные предложения и овладеть техникой их построения. О правилах их создания и основных характеристиках поговорим подробнее.

Побудительные предложения — один из видов предложений по цели высказывания

Для связной речи и оформления законченной мысли людям необходимо выстроить имеющийся у них набор слов в определенном порядке и придать им нужную грамматическую форму. Так возникают предложения, а затем целые тексты.

В толковом словаре Д.Н. Ушакова под предложением понимается слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль. В грамматическом словаре РАН А.П. Евгеньевой этот же термин трактуется как высказывание, сообщающее о чем-либо.

Викисловарь дает ему лингвистическое определение. Так, согласно ему предложение является минимальной единицей человеческой речи, это грамматически организованное соединение слов (слово), для которого характерны смысловая и интонационная законченность.

Итак, предложение – это слово или набор слов, имеющих грамматическую и смысловую связь. Например:

Привет. Как поживаешь? Не хочешь ли отправиться в гости к Михаилу?

На смену теплому лету пришла дождливая осень.

Любовь Андреевна ужасно скучала. Предмет разговора ей был непонятен и совершенно неинтересен.

Такое слово или набор слов различается по своим характеристикам. Предложения могут быть простыми, сложными, придаточными. По цели высказывания они подразделяются на: повествовательные; вопросительные; побудительные.

Целью повествовательного предложения является сообщение о чем-либо. В конце его ставится точка:

  • Шёл снег, дорога постепенно исчезала из виду;
  • Мы жили на опушке леса и потому к нам часто заглядывали зайцы, лисы и даже волки.

Вопросительное создаётся, если необходимо спросить о чём-либо. Завершается оно знаком вопроса:

  • Что вы делаете? Неужели не видите, что здесь люди работают?;
  • Зачем ты пришел? Я могу побыть один?

Побудительное предложение – это предложение, призванное побудить к чему-либо, какому-то действию, содержит мольбу, просьбу или прямой приказ:

  • Принеси мне веник, в твоей комнате пора прибраться;
  • Посвяти свою книгу маме, ведь она дала тебе жизнь.

Побудительное предложение создается:

  • с использованием сказуемого в разных формах, инфинитива, а также особой побудительной интонации (часто используются такие слова, как будь, делай, принеси, рассказывай, отдавай и т.д.);
  • при помощи особой, побуждающей к действию частицы;
  • исключительно повелительной интонации, если речь идет о неполных предложениях.

Для усиления эмоциональной нагрузки в конце ставится восклицательный знак (!). С его помощью автор высказывания показывает значимость написанного или произнесенного. Также на конце может стоять точка или многоточие. Вот несколько примеров:

Выполняйте домашнее задание в специальной тетради.

Забудьте, о чём мы говорили, это вас больше не касается.

Своими словами говорящий побуждает, мотивирует, заставляет слушающего выполнить нужное ему действие, совершить определенный поступок.

Способы выражения побуждения

Влияние, оказываемое при помощи побудительных предложений, проявляется в виде:

  1. Мольбы. Пожалуйста, приходите завтра, мы уже закрываемся. Умоляю, не выгоняйте меня, я всего лишь на минутку.
  2. Просьбы. Не делайте этого, пожалуйста, мне неприятно.
  3. Пожелания. Не расстраивайтесь, по пустякам, у вас все обязательно получится.
  4. Приглашения. Приходите на чай с пряниками, мама только сегодня их испекла.
  5. Напутствия. Желаю вам хорошо доехать домой, будьте внимательны на дороге.
  6. Совета. Рекомендую вам больше никогда здесь не появляться, это опасно.
  7. Приказа. Не делайте этого, вам лучше не приближаться к этому зданию. Вернитесь, я ещё не все сказала.
  8. Запрета. Не смейте меня обманывать, я запрещаю вам говорить мне неправду.
  9. Протеста. Я против обмана.

Возможны и другие способы выражения побуждения.

Использование сказуемого в качестве ключевой роли побуждения

Чаще всего к выполнению действия побуждает сказуемое, поставленное в повелительное наклонение. Это хорошо раскрывают следующие примеры: Не делайте этого; Уходите прочь; Ведите себя хорошо; Забудьте о плохом .

В зависимости от ситуации сказуемое ставится в разное наклонение:

  1. Если просьба выражается в вежливой форме, используют такие слова, как: будьте добры ; пожалуйста ; будьте любезны .

К ним прибавляется глагол во множественном числе и повелительном наклонении. В итоге имеем:

Будьте добры, передайте мне вон того розового слоника.

Пожалуйста, уйдите с дороги, вы мешаете мне пройти.

Будьте любезны, оставьте меня одного.

Получается вежливая просьба.

  1. Для выражения простой просьбы, призыва к действию или совета используют сказуемое в сослагательном наклонении, но только в том случае, если действие является вероятным или возможным. Вот несколько примеров:

Позвонил бы ты маме, она волнуется.

Вы бы прилегли, впереди долгий путь.

Несчастный вы человек! Как вам не везёт в жизни.

  1. Если к действию в предложении побуждает глагол, поставленный в изъявительное наклонение, подлежащее не употребляется. Например:

Позвоним ему? Уходи отсюда, кому говорю! Сегодня же принесешь мне отчет!

  1. Чтобы передать приказ или угрозу используют глагол в инфинитиве:

Не сметь разговаривать в таком тоне!

Если инфинитив ставится рядом с такими словами и словосочетаниями, как: не угодно ли , разрешите , прикажите , надо , позвольте , то нужно изменить интонацию. Она должна выражать просьбу, совет или предложение:

  • Позвольте сказать, я не согласна с принятым решением;
  • Не угодно ли вам поужинать со мной;
  • Надо подумать и о других.

Для эмоционального выражения предложения при помощи интонации говорят: не передадите ли , разрешите предложить , попросить , выступить .

Использование особых частиц в качестве ключевой роли побуждения

Использование частиц позволяет передать пожелание, выразить сомнение или принудить к действию. Частицы «пусть, давай, ну-ка» призывают к совершению необходимых говорящему поступков:

  • Пускай польёт дождь, пускай пойдёт снег, нам всё равно;
  • Ну-ка беги подальше, пока цел;
  • Давай быстрее, мы опаздываем;
  • Чтобы я простил тебя снова? Да ни за что на свете;
  • Пусть, отпусти его, он того не стоит.

Перечисленные частицы, а также правила их употребления следует запомнить.

Интонация и пунктуация побудительных предложений

Интонация зависит от формы высказанного побуждения к действию. В случае, когда человек просит, молит о чём-то, выражает пожелание, даёт напутствие или совет, тон побудительного предложения приближается к повествовательному. Он выравнивается, успокаивается. Завершается такое предложение точкой. Вот пример:

  • Выполни мою просьбу;
  • Засыпай, доченька;
  • Сделай всё правильно;
  • Расскажи мне историю своей жизни;
  • Приезжайте к нам летом. У нас замечательная природа;
  • Послушайте этот компакт диск.

При необходимости выразить протест, запрет или приказ повышают тон голоса. Предложение становится восклицательным, о нём подробнее будет рассказано далее.

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения

В русском языке принято выделять восклицательные и невосклицательные побудительные предложения. Восклицательные произносятся с особой восторженной интонацией, с экспрессией. Так обычно выражают протест, запрет, возмущение, протестуют против чего-либо. Пример:

  • Я протестую! Вы не имеете права;
  • Я запрещаю! Это может навредить репутации фирмы;
  • Что вы себе позволяете? Прекратите!
  • Стыдитесь! Вы же взрослый человек.

При использовании восклицания особую роль играет эмоциональный фон. Восклицательный знак в конце является обязательным или подразумевающимся.

По завершению невосклицательного предложения ставятся точка, двоеточие или знак вопроса. Чаще всего оно выражается в повествовательной форме, пример которой приведен выше. Собеседник одновременно и побуждает к действию, и рассказывает о чем-то. Благодаря описанным различиям, выделить в тексте восклицательные и невосклицательные предложения не составит труда.

Структура побудительных предложений

В зависимости от того, есть ли в предложении главные члены, а также от формы, принятой сказуемым, выделяют односоставные и двусоставные побудительные предложения, полные или неполные (определяются по наличию других членов).

Односоставные и двусоставные побудительные предложения

  1. Определённо-личные . В таком предложении нет подлежащего. Глагол выражен в первом лице изъявительного наклонения либо во втором лице во множественном или единственном числе, но в повелительном наклонении. Например:
  • Уйди прочь!;
  • Отправьте бандероль;
  • Не забудьте о совещании.
  1. Безличные . Сказуемое в инфинитиве. Выполняет главную роль в предложении при отсутствии подлежащего. Пример:
  • — Не отпускать трос! – приказал рабочий;
  • — Бежать, пока живы! — я не ручаюсь за последствия.

Двусоставное побудительное предложение является типом простого предложения. В нём присутствуют и подлежащее, и сказуемое. Пример:

  • Вы не стойте, а помогите мне;
  • Вы не спешите так, опоздания никто не заметит.

В простых двусоставных предложениях в побудительной форме сказуемое выражается глаголом в личной форме или инфинитивом. В иных случаях оно может быть существительным, прилагательным, числительным, наречием или синтаксически неделимым словосочетанием, фразеологизмом.

Неполные побудительные предложения

Если в предложении нет одного или нескольких его членов, но при этом сама суть высказывания не теряется, то оно считается неполным. Пример:

  • За стол!;
  • Шагом марш!;
  • Скорее!;
  • Забудьте!;
  • Не мешай! Кому говорю!

Количество неполных предложений в тексте не ограниченно, но обычно они используются для выражения прямой речи. В повествовательных текстах, где такая речь отсутствует, почти не встречаются.

Тест. 5 вопросов на проверку усвоения темы

Вот мы и пробежались по основным пунктам, касательно побудительных предложений. В заключение, предлагаем вам ответить на вопросы проверочного теста, чтобы изученная информация надолго отложилась в вашей памяти.

источники:

http://class.rambler.ru/temy-gdz/zadanie-194-deeprichastiya-sovershennogo-vida-russkiy-yazyk-7-klass-t-a-ladyzhenskaya-gdz-54431.htm

http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/pobuditelnoe-predlozhenie.html

Есть ли грамматическая основа у побудительных предложений?

Грамматическая основа есть у всех предложений. Это один из признаков, который отличает предложения от других языковых единиц, например, слов и словосочетаний.

Побудительные предложения – это предложения, выделенные по признаку: цель высказывания. Они выделяются наряду с повествовательными и вопросительными предложениями.
Побудительные предложения бывают разными по структуре, например:

Позвоните мне вечером!

Давайте встретимся в пять!

Пусть он попросит прощения!

Да здравствует любовь !

Грамматическая основа предложения включает его главные члены.
Главные члены в двусоставных предложениях – это подлежащее и сказуемое.
Главные члены в односоставных предложениях – это подлежащее или сказуемое.
Значит, в приведённых выше примерах побудительных предложений можно выделить грамматические основы:

Позвоните мне вечером!

(грамматическая основа – позвоните )

Давайте встретимся в пять!

(грамматическая основа – давайте встретимся )

Пусть он попросит прощения!

(грамматическая основа — подлежащее он и сказуемое пусть попросит )

Да здравствует любовь!

(грамматическая основа – подлежащее любовь и сказуемое да здравствует )

Побудительное предложение

Русский язык многие специалисты называют одним из самых сложных для изучения. Иногда он не поддается даже собственным носителям, что уж тут говорить об иностранцах. Фактически, грамматику и лексику русского языка необходимо изучать и повторять на протяжении всей жизни. Это удивительное и бесконечное поле для деятельности.

Научившись правильно оперировать словами, мы получаем возможность не только говорить о своих чувствах, мыслях, идеях, делиться произошедшими событиями, планами, сочувствовать, но и побуждать кого-либо к действию. Чтобы справиться с последней задачей, необходимо узнать, что такое побудительные предложения и овладеть техникой их построения. О правилах их создания и основных характеристиках поговорим подробнее.

Побудительные предложения — один из видов предложений по цели высказывания

Для связной речи и оформления законченной мысли людям необходимо выстроить имеющийся у них набор слов в определенном порядке и придать им нужную грамматическую форму. Так возникают предложения, а затем целые тексты.

В толковом словаре Д.Н. Ушакова под предложением понимается слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль. В грамматическом словаре РАН А.П. Евгеньевой этот же термин трактуется как высказывание, сообщающее о чем-либо.

Викисловарь дает ему лингвистическое определение. Так, согласно ему предложение является минимальной единицей человеческой речи, это грамматически организованное соединение слов (слово), для которого характерны смысловая и интонационная законченность.

Итак, предложение – это слово или набор слов, имеющих грамматическую и смысловую связь. Например:

Привет. Как поживаешь? Не хочешь ли отправиться в гости к Михаилу?

На смену теплому лету пришла дождливая осень.

Любовь Андреевна ужасно скучала. Предмет разговора ей был непонятен и совершенно неинтересен.

Такое слово или набор слов различается по своим характеристикам. Предложения могут быть простыми, сложными, придаточными. По цели высказывания они подразделяются на: повествовательные; вопросительные; побудительные.

Целью повествовательного предложения является сообщение о чем-либо. В конце его ставится точка:

  • Шёл снег, дорога постепенно исчезала из виду;
  • Мы жили на опушке леса и потому к нам часто заглядывали зайцы, лисы и даже волки.

Вопросительное создаётся, если необходимо спросить о чём-либо. Завершается оно знаком вопроса:

  • Что вы делаете? Неужели не видите, что здесь люди работают?;
  • Зачем ты пришел? Я могу побыть один?

Побудительное предложение – это предложение, призванное побудить к чему-либо, какому-то действию, содержит мольбу, просьбу или прямой приказ:

  • Принеси мне веник, в твоей комнате пора прибраться;
  • Посвяти свою книгу маме, ведь она дала тебе жизнь.

Побудительное предложение создается:

  • с использованием сказуемого в разных формах, инфинитива, а также особой побудительной интонации (часто используются такие слова, как будь, делай, принеси, рассказывай, отдавай и т.д.);
  • при помощи особой, побуждающей к действию частицы;
  • исключительно повелительной интонации, если речь идет о неполных предложениях.

Для усиления эмоциональной нагрузки в конце ставится восклицательный знак (!). С его помощью автор высказывания показывает значимость написанного или произнесенного. Также на конце может стоять точка или многоточие. Вот несколько примеров:

Выполняйте домашнее задание в специальной тетради.

Забудьте, о чём мы говорили, это вас больше не касается.

Своими словами говорящий побуждает, мотивирует, заставляет слушающего выполнить нужное ему действие, совершить определенный поступок.

Способы выражения побуждения

Влияние, оказываемое при помощи побудительных предложений, проявляется в виде:

  1. Мольбы. Пожалуйста, приходите завтра, мы уже закрываемся. Умоляю, не выгоняйте меня, я всего лишь на минутку.
  2. Просьбы. Не делайте этого, пожалуйста, мне неприятно.
  3. Пожелания. Не расстраивайтесь, по пустякам, у вас все обязательно получится.
  4. Приглашения. Приходите на чай с пряниками, мама только сегодня их испекла.
  5. Напутствия. Желаю вам хорошо доехать домой, будьте внимательны на дороге.
  6. Совета. Рекомендую вам больше никогда здесь не появляться, это опасно.
  7. Приказа. Не делайте этого, вам лучше не приближаться к этому зданию. Вернитесь, я ещё не все сказала.
  8. Запрета. Не смейте меня обманывать, я запрещаю вам говорить мне неправду.
  9. Протеста. Я против обмана.

Возможны и другие способы выражения побуждения.

Использование сказуемого в качестве ключевой роли побуждения

Чаще всего к выполнению действия побуждает сказуемое, поставленное в повелительное наклонение. Это хорошо раскрывают следующие примеры: Не делайте этого; Уходите прочь; Ведите себя хорошо; Забудьте о плохом .

В зависимости от ситуации сказуемое ставится в разное наклонение:

  1. Если просьба выражается в вежливой форме, используют такие слова, как: будьте добры ; пожалуйста ; будьте любезны .

К ним прибавляется глагол во множественном числе и повелительном наклонении. В итоге имеем:

Будьте добры, передайте мне вон того розового слоника.

Пожалуйста, уйдите с дороги, вы мешаете мне пройти.

Будьте любезны, оставьте меня одного.

Получается вежливая просьба.

  1. Для выражения простой просьбы, призыва к действию или совета используют сказуемое в сослагательном наклонении, но только в том случае, если действие является вероятным или возможным. Вот несколько примеров:

Позвонил бы ты маме, она волнуется.

Вы бы прилегли, впереди долгий путь.

Несчастный вы человек! Как вам не везёт в жизни.

  1. Если к действию в предложении побуждает глагол, поставленный в изъявительное наклонение, подлежащее не употребляется. Например:

Позвоним ему? Уходи отсюда, кому говорю! Сегодня же принесешь мне отчет!

  1. Чтобы передать приказ или угрозу используют глагол в инфинитиве:

Не сметь разговаривать в таком тоне!

Если инфинитив ставится рядом с такими словами и словосочетаниями, как: не угодно ли , разрешите , прикажите , надо , позвольте , то нужно изменить интонацию. Она должна выражать просьбу, совет или предложение:

  • Позвольте сказать, я не согласна с принятым решением;
  • Не угодно ли вам поужинать со мной;
  • Надо подумать и о других.

Для эмоционального выражения предложения при помощи интонации говорят: не передадите ли , разрешите предложить , попросить , выступить .

Использование особых частиц в качестве ключевой роли побуждения

Использование частиц позволяет передать пожелание, выразить сомнение или принудить к действию. Частицы «пусть, давай, ну-ка» призывают к совершению необходимых говорящему поступков:

  • Пускай польёт дождь, пускай пойдёт снег, нам всё равно;
  • Ну-ка беги подальше, пока цел;
  • Давай быстрее, мы опаздываем;
  • Чтобы я простил тебя снова? Да ни за что на свете;
  • Пусть, отпусти его, он того не стоит.

Перечисленные частицы, а также правила их употребления следует запомнить.

Интонация и пунктуация побудительных предложений

Интонация зависит от формы высказанного побуждения к действию. В случае, когда человек просит, молит о чём-то, выражает пожелание, даёт напутствие или совет, тон побудительного предложения приближается к повествовательному. Он выравнивается, успокаивается. Завершается такое предложение точкой. Вот пример:

  • Выполни мою просьбу;
  • Засыпай, доченька;
  • Сделай всё правильно;
  • Расскажи мне историю своей жизни;
  • Приезжайте к нам летом. У нас замечательная природа;
  • Послушайте этот компакт диск.

При необходимости выразить протест, запрет или приказ повышают тон голоса. Предложение становится восклицательным, о нём подробнее будет рассказано далее.

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения

В русском языке принято выделять восклицательные и невосклицательные побудительные предложения. Восклицательные произносятся с особой восторженной интонацией, с экспрессией. Так обычно выражают протест, запрет, возмущение, протестуют против чего-либо. Пример:

  • Я протестую! Вы не имеете права;
  • Я запрещаю! Это может навредить репутации фирмы;
  • Что вы себе позволяете? Прекратите!
  • Стыдитесь! Вы же взрослый человек.

При использовании восклицания особую роль играет эмоциональный фон. Восклицательный знак в конце является обязательным или подразумевающимся.

По завершению невосклицательного предложения ставятся точка, двоеточие или знак вопроса. Чаще всего оно выражается в повествовательной форме, пример которой приведен выше. Собеседник одновременно и побуждает к действию, и рассказывает о чем-то. Благодаря описанным различиям, выделить в тексте восклицательные и невосклицательные предложения не составит труда.

Структура побудительных предложений

В зависимости от того, есть ли в предложении главные члены, а также от формы, принятой сказуемым, выделяют односоставные и двусоставные побудительные предложения, полные или неполные (определяются по наличию других членов).

Односоставные и двусоставные побудительные предложения

  1. Определённо-личные . В таком предложении нет подлежащего. Глагол выражен в первом лице изъявительного наклонения либо во втором лице во множественном или единственном числе, но в повелительном наклонении. Например:
  • Уйди прочь!;
  • Отправьте бандероль;
  • Не забудьте о совещании.
  1. Безличные . Сказуемое в инфинитиве. Выполняет главную роль в предложении при отсутствии подлежащего. Пример:
  • — Не отпускать трос! – приказал рабочий;
  • — Бежать, пока живы! — я не ручаюсь за последствия.

Двусоставное побудительное предложение является типом простого предложения. В нём присутствуют и подлежащее, и сказуемое. Пример:

  • Вы не стойте, а помогите мне;
  • Вы не спешите так, опоздания никто не заметит.

В простых двусоставных предложениях в побудительной форме сказуемое выражается глаголом в личной форме или инфинитивом. В иных случаях оно может быть существительным, прилагательным, числительным, наречием или синтаксически неделимым словосочетанием, фразеологизмом.

Неполные побудительные предложения

Если в предложении нет одного или нескольких его членов, но при этом сама суть высказывания не теряется, то оно считается неполным. Пример:

  • За стол!;
  • Шагом марш!;
  • Скорее!;
  • Забудьте!;
  • Не мешай! Кому говорю!

Количество неполных предложений в тексте не ограниченно, но обычно они используются для выражения прямой речи. В повествовательных текстах, где такая речь отсутствует, почти не встречаются.

Тест. 5 вопросов на проверку усвоения темы

Вот мы и пробежались по основным пунктам, касательно побудительных предложений. В заключение, предлагаем вам ответить на вопросы проверочного теста, чтобы изученная информация надолго отложилась в вашей памяти.

Что такое побудительное предложение, примеры

В зависимости от цели, с которой человек произносит фразу, высказывание представляет собой повествовательное, вопросительное или побудительное предложение.

Типы предложений по цели высказывания

Люди пользуются речью для достижения трёх типов результатов:

  • передать сведения, то есть сообщить информацию, выразить своё мнение, высказать желание;
  • получить сведения от собеседника в ответ на вопрос;
  • подтолкнуть к совершению действий.

Подробнее о соотношении цели с характеристикой предложения – в таблице:

Цель высказывания Характеристика предложения Примеры
Передача информации повествовательное Сегодня ожидается солнечная погода.
Посейдон принадлежал к пантеону древнегреческих богов.
Пойду-ка я лучше спать лягу.
Запрос на получение информации вопросительное Каков прогноз на завтра?
Кто выломал доску из забора?
Можно войти?
Стимуляция к действию побудительное Вымой, пожалуйста, за собой тарелку.
Поехали в выходные на море!
Выйди вон!

Цель побудительного предложения, как следует из названия, – побуждение к деятельности.

Способы выражения побуждения

В зависимости от обстоятельств обращение к собеседнику или собеседникам, от которых ожидается исполнение желаемого, выражается в мягкой или жёсткой форме и приобретает характер:

мольбы Не лишайте нас последней надежды!
Спасите несчастное животное!
просьбы Передайте, пожалуйста, соль.
Будьте любезны, подскажите, который час.
пожелания Отдохнули бы вы лучше, у вас измученный вид.
Будьте счастливы.
приглашения Заходите в гости почаще.
Входите, пожалуйста.
напутствия Ступайте с миром.
Пусть работа не будет в тягость.
совета Оделись бы потеплее, на улице холодный ветер.
Переложите лучше кошелёк во внутренний карман.
приказа Покинь немедленно помещение!
Отчёты сдать к завтрашнему дню.
запрета Не трогай спички!
Без защитного костюма не входить.
протеста Прекратите бездумно вырубать леса!
Верни мои вещи!

Сходные способы образуют гибридные формы (просьба-мольба, приказ-запрет и пр.), жёсткие варианты дополняются выражением угрозы (Слезай с яблони, уши оборву!).

Средства выражения побудительности

Побудительное значение придаётся предложению с помощью интонационных и грамматических средств. Побуждение – это требование действия, а действие выражается в речи с помощью глагола, синтаксическая роль которого – роль сказуемого. Так что грамматически именно сказуемое превращает предложение в побудительное. Повелительное наклонение глагола – основная, но не единственная используемая для выражения побуждения форма, для этой цели употребляются и другие.

Форма глагола Примеры
Повелительное накл. простая ф. Будешь уходить – захлопни дверь.
Заберите , пожалуйста, свой заказ.
составная ф. Пусть Наташа подметёт пол.
Да исполнятся ваши заветные желания!
Изъявительное накл. 1 лицо мн. ч. наст. вр. Граждане пассажиры, оплачиваем проезд.
Ребята, бежим скорее!
буд. вр. Поедем в воскресенье за город!
Поднимем бокалы, друзья.
мн. ч. прош. вр. Пошли домой, скоро дождь начнётся.
Поплыли наперегонки!
Условное наклонение Виктор Сергеевич, шли бы Вы к себе.
Взял бы ты лучше зонтик на всякий случай.
Инфинитив Не рассуждать !
Быстро сложить книги на место!
Междометие в функции глагола Цыц мне тут!
Кыш со двора немедленно!

Как образуются побудительные предложения

Побудительные предложения, в которых роль сказуемого исполняет глагол с указанными в таблице грамматическими признаками, по строению грамматической основы принадлежат и к односоставным, и к двусоставным, в зависимости от наличия подлежащего.

  • Вы не молчите , скажите , если что-то беспокоит. (Основа содержит обе разновидности главных членов, предложение двусоставное.)
  • Взвесьте мне полкило пряников. (Подлежащее отсутствует, конструкция односоставная.)

При отсутствии подлежащего и выражении сказуемого глаголом в изъявительном наклонении предложение относится к определённо-личным:

  • Пойдём на болото за клюквой.
  • Поехали кататься на лыжах, снег выпал!

При использовании в этой роли инфинитива синтаксическая конструкция относится к безличным или, согласно альтернативной классификации, принятой рядом лингвистов, к инфинитивным:

  • Быстро причесаться и привести себя в порядок !
  • Поднять флаг!

Безличные конструкции образуются и при использовании междометия.

Применение условного наклонения даёт в результате двусоставное предложение.

  • Узнал бы ты лучше поподробнее.
  • Вы бы прилегли , раз нездоровится.

Конструкции со значением побуждения, как и вопросительные, а реже – повествовательные, могут иметь в составе обращение. Из всех указанных типов предложений с требованием действия обращениями осложняются определённо-личные побудительные. Глаголы во втором лице указывают на субъект, к которому относится требование, но сам он назван не с помощью подлежащего, а с помощью обращения.

  • Родители Иванова Никиты , подойдите к стойке информации.
  • Пассажиры , займите свои места.

Отличить обращение от подлежащего позволяют следующие характерные для него признаки:

  • не связано вопросом со словами в составе предложения;
  • в предложении не даётся о нём информации (действия, признаки);
  • не просто называет, а окликает того, к кому обратились с речью.

В побудительном предложении, имеющем характер просьбы, употребляются так называемые «вежливые» слова.

  • Закройте, пожалуйста , окно.
  • Ради бога , замолчи!
  • Будьте добры , отнесите документы на третий этаж.
  • Одолжи карандаш, будь другом !

Их грамматическая классификация спорна, точки зрения лингвистов расходятся. Этикетные слова относят к междометиям, частицам или вообще не включают в состав частей речи.

По структуре синтаксические конструкции со значением побуждения относятся как к полным, так и к неполным, то есть таким, для восстановления смысла которых требуется словесный или ситуативный контекст. Неполные варианты характерны, например, для военных команд, требующих краткости.

  • Огонь! (Открыть огонь по противнику! – полный вариант)
  • Рулевой, к штурвалу! ( Рулевой , займите место у штурвала !)

Богата неполными побудительными конструкциями разговорная речь, поскольку имеет в своём распоряжении дополнительные способы передачи информации: жест, мимику, окружающую обстановку.

Да, иди , уже можно. (Без знания речевой ситуации полная фраза восстановлению не поддаётся. Да, иди навести бабушку, врач сказал, что её уже можно посещать. – Да, иди спокойно по болоту, оно из-за жары подсохло, и по нему уже можно пройти. – Да, иди скорее на перрон, объявили посадку, уже можно занимать места. – и другие варианты.)

« Скальпель !» – потребовал хирург. (Дайте мне скальпель .) Здесь на побудительный характер указывает только речевая ситуация, грамматические способы выражения отсутствуют.

Вывод: для образования побудительного предложения используется (или, в неполном варианте, подразумевается, если выброшено) сказуемое в одной из представленных в таблице форм. Частотный, но не определяющий признак – наличие обращения и этикетных слов.

Интонация побудительных предложений

Грамматическим средствам выражения побуждения сопутствуют интонационные. В неполных предложениях с выпущенным сказуемым повелительная интонация остаётся единственным опознавательным знаком побудительности.

В полных конструкциях, содержащих сказуемое, грамматически выраженное требование подкрепляется интонационно.

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения

Независимо от цели высказывания говорящий выражает свою мысль или спокойно, или эмоционально. В первом случае интонация высказывания нейтральна, во втором повышена, экспрессивна. Предложения интонационно нейтральные называются невосклицательными, эмоционально окрашенные – восклицательными.

У побудительных конструкций интонационная характеристика связана с характером требования. Просьба, совет, пожелание произносятся со спокойной интонацией. При письме завершаются точкой или многоточием.

  • На втором перекрёстке поверните направо.
  • Вы бы надели плащ, чтобы не промокнуть.
  • Живите в радости.

С возрастанием категоричности требования повышается экспрессия высказывания. Протест, строгий запрет, настойчивый приказ выражаются эмоционально, с интонацией восклицания. В конце побудительного предложения, произносимого с повышенной интонацией, ставится восклицательный знак.

  • Немедленно всем замолчать!
  • Не вздумайте отпирать эту дверь!
  • Не мешайте людям отдыхать!
  • Уберите собаку!

Приглашение, высказанное с интонацией спокойного радушия, восклицательного знака не предполагает, но если оно выражает и радость приглашающего, то становится восклицанием.

  • Пройдите, пожалуйста, в пятый кабинет.
  • Располагайтесь, гости дорогие, чувствуйте себя как дома!

Просьба-мольба также допускает как тихую интонацию смиренной нерешительности, так и экспрессивную настойчивость.

  • Не ешь меня, серый волк…
  • Отпустите нас на волю!

Вопросительно-побудительное предложение

Предложения, завершаемые вопросительным знаком, в основном имеют целью сформулировать запрос на получение информации, однако среди них встречаются и конструкции, задача которых – в предельно вежливой и корректной форме подтолкнуть собеседников к совершению требуемых действий.

  • Не будете ли Вы так любезны вызвать Надежду Алексеевну?
  • Ты не мог бы перевести этот латинский афоризм?
  • Водитель, нам не пора ехать?

Структура приведённых высказываний соответствует структуре вопросительного предложения, но вопрос задаётся не ради получения словесного ответа. Цель высказывания – стимулировать действие, поэтому предложения относятся к побудительным.

На конце побудительных синтаксических конструкций ставится точка, многоточие, восклицательный или вопросительный знак, поэтому завершающая пунктуация не относится к их отличительным признакам. Объединяющий признак только один: цель высказывания – побуждение к действию.

источники:

http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/pobuditelnoe-predlozhenie.html

http://russkijyazyk.ru/pobuditelnoe-predlozhenie

На чтение 7 мин Просмотров 24.6к.

В зависимости от цели, с которой человек произносит фразу, высказывание представляет собой повествовательное, вопросительное или побудительное предложение.

Типы предложений по цели высказывания

Люди пользуются речью для достижения трёх типов результатов:

  • передать сведения, то есть сообщить информацию, выразить своё мнение, высказать желание;
  • получить сведения от собеседника в ответ на вопрос;
  • подтолкнуть к совершению действий.

Подробнее о соотношении цели с характеристикой предложения – в таблице:

Цель высказывания Характеристика предложения Примеры
Передача информации повествовательное Сегодня ожидается солнечная погода.
Посейдон принадлежал к пантеону древнегреческих богов.
Пойду-ка я лучше спать лягу.
Запрос на получение информации вопросительное Каков прогноз на завтра?
Кто выломал доску из забора?
Можно войти?
Стимуляция к действию побудительное Вымой, пожалуйста, за собой тарелку.
Поехали в выходные на море!
Выйди вон!

Цель побудительного предложения, как следует из названия, – побуждение к деятельности.

Способы выражения побуждения

В зависимости от обстоятельств обращение к собеседнику или собеседникам, от которых ожидается исполнение желаемого, выражается в мягкой или жёсткой форме и приобретает характер:

мольбы Не лишайте нас последней надежды!
Спасите несчастное животное!
просьбы Передайте, пожалуйста, соль.
Будьте любезны, подскажите, который час.
пожелания Отдохнули бы вы лучше, у вас измученный вид.
Будьте счастливы.
приглашения Заходите в гости почаще.
Входите, пожалуйста.
напутствия Ступайте с миром.
Пусть работа не будет в тягость.
совета Оделись бы потеплее, на улице холодный ветер.
Переложите лучше кошелёк во внутренний карман.
приказа Покинь немедленно помещение!
Отчёты сдать к завтрашнему дню.
запрета Не трогай спички!
Без защитного костюма не входить.
протеста Прекратите бездумно вырубать леса!
Верни мои вещи!

Сходные способы образуют гибридные формы (просьба-мольба, приказ-запрет и пр.), жёсткие варианты дополняются выражением угрозы (Слезай с яблони, уши оборву!).

Средства выражения побудительности

Побудительное значение придаётся предложению с помощью интонационных и грамматических средств. Побуждение – это требование действия, а действие выражается в речи с помощью глагола, синтаксическая роль которого – роль сказуемого. Так что грамматически именно сказуемое превращает предложение в побудительное. Повелительное наклонение глагола – основная, но не единственная используемая для выражения побуждения форма, для этой цели употребляются и другие.

Форма глагола Примеры
Повелительное накл. простая ф. Будешь уходить – захлопни дверь.
Заберите, пожалуйста, свой заказ.
составная ф. Пусть Наташа подметёт пол.
Да исполнятся ваши заветные желания!
Изъявительное накл. 1 лицо мн. ч. наст. вр. Граждане пассажиры, оплачиваем проезд.
Ребята, бежим скорее!
буд. вр. Поедем в воскресенье за город!
Поднимем бокалы, друзья.
мн. ч. прош. вр. Пошли домой, скоро дождь начнётся.
Поплыли наперегонки!
Условное наклонение Виктор Сергеевич, шли бы Вы к себе.
Взял бы ты лучше зонтик на всякий случай.
Инфинитив Не рассуждать!
Быстро сложить книги на место!
Междометие в функции глагола Цыц мне тут!
Кыш со двора немедленно!

Как образуются побудительные предложения

Побудительные предложения, в которых роль сказуемого исполняет глагол с указанными в таблице грамматическими признаками, по строению грамматической основы принадлежат и к односоставным, и к двусоставным, в зависимости от наличия подлежащего.

  • Вы не молчите, скажите, если что-то беспокоит. (Основа содержит обе разновидности главных членов, предложение двусоставное.)
  • Взвесьте мне полкило пряников. (Подлежащее отсутствует, конструкция односоставная.)

При отсутствии подлежащего и выражении сказуемого глаголом в изъявительном наклонении предложение относится к определённо-личным:

  • Пойдём на болото за клюквой.
  • Поехали кататься на лыжах, снег выпал!

При использовании в этой роли инфинитива синтаксическая конструкция относится к безличным или, согласно альтернативной классификации, принятой рядом лингвистов, к инфинитивным:

  • Быстро причесаться и привести себя в порядок!
  • Поднять флаг!

Безличные конструкции образуются и при использовании междометия.

  • Брысь от стола!

Применение условного наклонения даёт в результате двусоставное предложение.

  • Узнал бы ты лучше поподробнее.
  • Вы бы прилегли, раз нездоровится.

Конструкции со значением побуждения, как и вопросительные, а реже – повествовательные, могут иметь в составе обращение. Из всех указанных типов предложений с требованием действия обращениями осложняются определённо-личные побудительные. Глаголы во втором лице указывают на субъект, к которому относится требование, но сам он назван не с помощью подлежащего, а с помощью обращения.

  • Родители Иванова Никиты, подойдите к стойке информации.
  • Пассажиры, займите свои места.

Отличить обращение от подлежащего позволяют следующие характерные для него признаки:

  • не связано вопросом со словами в составе предложения;
  • в предложении не даётся о нём информации (действия, признаки);
  • не просто называет, а окликает того, к кому обратились с речью.

В побудительном предложении, имеющем характер просьбы, употребляются так называемые «вежливые» слова.

  • Закройте, пожалуйста, окно.
  • Ради бога, замолчи!
  • Будьте добры, отнесите документы на третий этаж.
  • Одолжи карандаш, будь другом!

Их грамматическая классификация спорна, точки зрения лингвистов расходятся. Этикетные слова относят к междометиям, частицам или вообще не включают в состав частей речи.

По структуре синтаксические конструкции со значением побуждения относятся как к полным, так и к неполным, то есть таким, для восстановления смысла которых требуется словесный или ситуативный контекст. Неполные варианты характерны, например, для военных команд, требующих краткости.

  • Огонь! (Открыть огонь по противнику! – полный вариант)
  • Рулевой, к штурвалу! (Рулевой, займите место у штурвала!)

Богата неполными побудительными конструкциями разговорная речь, поскольку имеет в своём распоряжении дополнительные способы передачи информации: жест, мимику, окружающую обстановку.

Да, иди, уже можно. (Без знания речевой ситуации полная фраза восстановлению не поддаётся. Да, иди навести бабушку, врач сказал, что её уже можно посещать. – Да, иди спокойно по болоту, оно из-за жары подсохло, и по нему уже можно пройти. – Да, иди скорее на перрон, объявили посадку, уже можно занимать места. – и другие варианты.)

«Скальпель!» – потребовал хирург. (Дайте мне скальпель.) Здесь на побудительный характер указывает только речевая ситуация, грамматические способы выражения отсутствуют.

Вывод: для образования побудительного предложения используется (или, в неполном варианте, подразумевается, если выброшено) сказуемое в одной из представленных в таблице форм. Частотный, но не определяющий признак – наличие обращения и этикетных слов.

Интонация побудительных предложений

Грамматическим средствам выражения побуждения сопутствуют интонационные. В неполных предложениях с выпущенным сказуемым повелительная интонация остаётся единственным опознавательным знаком побудительности.

  • Коня мне!
  • Шлюпки на воду!

В полных конструкциях, содержащих сказуемое, грамматически выраженное требование подкрепляется интонационно.

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения

Независимо от цели высказывания говорящий выражает свою мысль или спокойно, или эмоционально. В первом случае интонация высказывания нейтральна, во втором повышена, экспрессивна. Предложения интонационно нейтральные называются невосклицательными, эмоционально окрашенные – восклицательными.

У побудительных конструкций интонационная характеристика связана с характером требования. Просьба, совет, пожелание произносятся со спокойной интонацией. При письме завершаются точкой или многоточием.

  • На втором перекрёстке поверните направо.
  • Вы бы надели плащ, чтобы не промокнуть.
  • Живите в радости.

С возрастанием категоричности требования повышается экспрессия высказывания. Протест, строгий запрет, настойчивый приказ выражаются эмоционально, с интонацией восклицания. В конце побудительного предложения, произносимого с повышенной интонацией, ставится восклицательный знак.

  • Немедленно всем замолчать!
  • Не вздумайте отпирать эту дверь!
  • Не мешайте людям отдыхать!
  • Уберите собаку!

Приглашение, высказанное с интонацией спокойного радушия, восклицательного знака не предполагает, но если оно выражает и радость приглашающего, то становится восклицанием.

  • Пройдите, пожалуйста, в пятый кабинет.
  • Располагайтесь, гости дорогие, чувствуйте себя как дома!

Просьба-мольба также допускает как тихую интонацию смиренной нерешительности, так и экспрессивную настойчивость.

  • Не ешь меня, серый волк…
  • Отпустите нас на волю!

Вопросительно-побудительное предложение

Предложения, завершаемые вопросительным знаком, в основном имеют целью сформулировать запрос на получение информации, однако среди них встречаются и конструкции, задача которых – в предельно вежливой и корректной форме подтолкнуть собеседников к совершению требуемых действий.

  • Не будете ли Вы так любезны вызвать Надежду Алексеевну?
  • Ты не мог бы перевести этот латинский афоризм?
  • Водитель, нам не пора ехать?

Структура приведённых высказываний соответствует структуре вопросительного предложения, но вопрос задаётся не ради получения словесного ответа. Цель высказывания – стимулировать действие, поэтому предложения относятся к побудительным.

На конце побудительных синтаксических конструкций ставится точка, многоточие, восклицательный или вопросительный знак, поэтому завершающая пунктуация не относится к их отличительным признакам. Объединяющий признак только один: цель высказывания – побуждение к действию.

Светило науки — 18 ответов — 0 раз оказано помощи

Донять — доняв, занять — заняв, нанять — наняв, начать — начав, отнять — отняв, поднять — подняв, понять — поняв, принять — приняв, создать — создав, успокоиться – успокоившись, невзлюбить — невзлюбив, принести – принеся, распорядиться – распорядившись, увидеть – увидев, раскаяться – раскаявшись, наклеить — наклеив.

Увидев у ворот гостей, отец сказал: «Мария, к нами идут!»

Дорогой мой друг, создав что-то новое, не останавливайся на достигнутом!

Ребята, начав выполнение контрольной работы, не

забудьте повторить правила.

Степан, успокоившись, зайди, пожалуйста, ко мне в кабинет, нам нужно поговорить.

Витя, принеси завтра решенную задачу, поняв ее.

Сложные:
1. Корова послась на лугу, а лошадь щипала травку.
2. Маша купалась, пока Ира загорала.
3. Прозвенел звонок, и мальчик вбежал в класс.
4. Мальчик задал вопрос, а папа ответил.
5. Наступила осень, и листья начали осыпаться.

С обращением:
1.Учительница обратилась к ученикам: «Дети, встаньте».
2. Рита сказала : «Мама, я кушать хочу»
3. «Ира! Какая ты модница!»- воскликнула девочка.
4. «Миша, давай пас!» — крикнул Вова.
5. «Лиза, дай списать»- попросил Петя.

Побудительные:
1. Занимайтесь спортом и будете здоровы.
2. «Катя, делай уроки!»- напомнила мама.
3. «Прочитайте стихотворения Пушкина», — посоветовала Елена Ивановна.
4. Папа сказал сыну: «Вынеси мусор!»
5. «Витя, повтори мой вопрос», — обратилась учительница.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Яблочное вино очень сладкое как исправить
  • Как найти личный кабинет до зарплаты
  • Как найти удаленную переписку дискорд
  • Видео как найти азимут с помощью транспортира
  • Поступления на расчетный счет 1с как найти