Как составить подробный план конспект урока

«Как  правильно
составить план-конспект урока»

План – конспект
это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей,
деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и
действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это
функция, одним из аргументов которой является время.

Основные
принципы планирования

Еще А. Файоль
определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами
хорошей программы действий.

1.  Принцип
единства
предполагает, что планирование в организации должно иметь
системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных
элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие
цели.

Элементами
планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и
отдельные части процесса планирования.

2.  Принцип
участия
тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что
каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо
от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен
привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование,
основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3.  Принцип
непрерывности
предполагает, что:

  • процесс
    планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках
    установленного цикла;
  • разработанные
    планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену
    первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий
непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом –
компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания
процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части
года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4.  Принцип
гибкости
связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и
процессу планирования способности менять свою направленность в связи с
возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления
принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить
изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы
обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют
определенные пределы резервов планирования:

  • резервы,
    заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы
    окажутся неточными;
  • низкие
    резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры
    деятельности фирмы.

5.  Принцип
точности
означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью
точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами,
планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой
позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект
урока 
это отражение творческой мысли
учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение
основ знаний.

Содержание
уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные
принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы
должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать
в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала.
Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе
конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание
каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно
пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый
конспект.
Все пункты схематически-планового
конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны
дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3
предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и
отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и
терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть
там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта –
задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая
цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую
информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все
остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты,
тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом
используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете
глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных
сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы
переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление
плана-конспекта урока, как основа  деятельности педагога. Подробный,
развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит
время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура
урока помогает  удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план
отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов
урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура
зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся.
План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для
самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования
предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

Шаг  1.
Тема урока

Тема урока всегда обозначена в
поурочном годовом плане и  переносится из тематических планов, должна быть
конкретная, ясная и  определенная.

Шаг  II.
Цели урока

Современная методика не требует
разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым
учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить
цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это
могут быть такие цели, как:

— дать представление о…;

— обобщить и систематизировать
знания о….;

— познакомить учащихся с (понятием,
правилом, фактами, законом и т.д.)

— выработать навыки (например,
анализа лирического текста).

Воспитательные:

— воспитывать в учащихся чувство
патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус,
этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь
указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию,
мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность.
Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной
развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою
точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг  III.
Планируемые задачи

Обозначается  минимум тех знаний и
умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи
стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые
обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV.
Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но
для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или
вы нацелены провести нестандартный/комбинированный  урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым
материалом.

Формы: беседа, проблемный урок,
лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН,
путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний
и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков
закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие
мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и
систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по
желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные
работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги
или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном
уроке.

Шаг  V.
Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет
использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции
картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI.
Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание
учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это
помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить
классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные
уроки.

3. Актуализация знаний учащихся
по теме.
Этот этап не обязателен, но весьма популярен
в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на
восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на
уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели
урока.

Например, прослушивание композиции
П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает
учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей
урока.
Учитель может сам обозначить тем и цели урока.
А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления
кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в
зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к
сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для
учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми,
какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может
выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В
последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов.
В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на
конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока.
Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или
выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание,
что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего
задания.

Современная методика рекомендует
помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного
уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не
просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по
теме или подготовить доклад, презентацию.

P.S.

Помните, что каждый урок должен содержать
«изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание,
необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет
способствовать заинтересованности учащихся.

Методические рекомендации

«Как правильно составить план-конспект урока»

План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.

Основные принципы планирования

Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

1.  Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2.  Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3.  Принцип непрерывности предполагает, что:

  • процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
  • разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4.  Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют определенные пределы резервов планирования:

  • резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
  • низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

5.  Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект урока — это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

Шаг 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная.

Шаг II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

— дать представление о…;

— обобщить и систематизировать знания о….;

— познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

— выработать навыки (например, анализа лирического текста).

• Воспитательные:

— воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг III. Планируемые задачи

Обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный/комбинированный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Шаг V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

P.S.

Помните, что каждый урок должен содержать «изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Полезная информация:

 https://videouroki.net/razrabotki/triebovaniia-k-oformlieniiu-konspiektov-po-fgos.html 

https://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez (Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления)

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения одна из самых актуальных технологий реализации образовательного процесса и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Понятие «проект» в широком понимании — все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что школьники в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога, при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.

Данная технология, применяемая в отечественной школе, не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла в 20-е гг. XX в. в США. Проектную технологию называли методом проблем, методом проектов и связывали с идеями гуманистического направления в образовании. Основные идеи этой технологии разработали Дж. Дьюи и его ученик У.Кил-Патрик. Эти ученые считали, что обучение должно быть ориентировано на целесообразную деятельность учащихся, сообразующуюся с их личным интересом. Основной дидактической единицей учебного процесса, по их мнению, становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема. Они должны самостоятельно или совместными усилиями в группе ее разрешить, применив необходимый опыт подчас из разных областей науки, и получить реально ощутимый результат. Вся проблема и пути ее решения, таким образом, приобретают контуры проектной деятельности.

В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Однако, вследствие того, что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно, она в 30-е гг. XX в. стала рассматриваться как «непедагогическая». Лишь в последнее время в связи с изменениями в современном образовании к этой технологии вновь возник интерес.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».

Как было подчеркнуто выше, данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогнчность, проблемность, интегративность, контекстность.

Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог как с собственным Я, так и с другими. Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности» (М.М. Бахтин). Диалог в проектной технологии выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условие для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная информация становится личностно значимой.

Проблемность возникает при разрешении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявлений самостоятельности у учащихся, вследствие того, что они обнаруживают противоречие между известным им содержанием и невозможностью объяснить новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату. Н мо подчеркнуть, что наиболее значимыми для школьников я реальные (жизненные) проблемы, реализуемые в проекте (эколог; социально-экономические, политические, молодежные).

Контекстность в проектной технологии позволяет создавать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место изучаемой ими науки в общей системе человеческого бытия,

В контексте какой общечеловеческой культурной деятельности быть выполнены учебные проекты школьников? За основание могут взяты основные сферы деятельности человека, разработанные М.С. Каганом: практико-преобразовательная, научно-познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, художественно-эстетическая. Учебные проекты в контексте практико-преобразовательной деятельности могут быть моделирующими, технико-прикладными, экспериментально-измерительными и т.д. Такие проекты наиболее характерны для предметов физики, химии, математики, технологии. Учебные проекты, имитирующие научно-познавательную деятельность, основаны на реальном и мысленном эксперименте и позволяют учащимся представить процесс научно-исследовательской деятельности в любом школьном предмете.

Учебные проекты с элементами ценностно-ориентационной деятельности связаны с фундаментальными ценностями человечества: проблемами сохранения окружающей среды, вопросами, связанными с демографическими проблемами, энергетическими проблемами, проблемами обеспечений населения продовольствием и рассматриваются на уроках географии, истории, биологии и обществоведения.

Учебные проблемы, связанные с коммуникативными потребностями человека, включают проблемы связи, информатики, передачи энергии и информации и рассматриваются на уроках информатики, физики и др.

Учебные проблемы, связанные с художественно-эстетической деятельностью человека, раскрывают основы различных художественных сфер: живописи, музыки, литературы, театра, эстетических феноменов природы и др.

Интегративность проектной технологии «означает оптимальный синтез сложившихся концепций усвоения знаний и теорий обучения школьников».

Любой проект тесно связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способов выполнения (в форме сочинения, доклада, графических схем и т.д.), рефлексивного отношения к предмету своей деятельности.

Построение учебного процесса, ориентированного на выполнение учащимися проектов, строится не в логике изучаемого учебного предмета, а в логике деятельности учащихся. Отсюда в проектном цикле допускаются информационные паузы для усвоения содержания нового материала, предполагается выполнение проектов в индивидуальном темпе в виде опережающих самостоятельных заданий исследовательского, практического характера под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся. Выбор в проектной технологии осуществляется на различных этапах и может быть внешним: выбор самого проекта, выбор вида задания, роли, партнеров по деятельности, выбор материала и формы его представления в проекте, выбор способа выполнения работы, выбор опор. Внутренний выбор учащимися определяется потребностями, способностями школьника, его ценностными ориентирами, субъективным опытом, эмоциональным настроем и взаимоотношениями с другими учащимися.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ПРОЕКТОВ

В настоящее время существуют различные классификации проектов, раскрывающих данную технологию. Обобщая их, выделим следующие наиболее характерные типы проектов (см. схему 3):

По продолжительности времени проведения проекта их разделяют на краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках), средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем), долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во вне-учебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках).

По уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета и межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов. По мнению учащихся, межпредметные проекты вызывают у них наибольший интерес.

По количеству участников выделяют индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним школьником, и коллективные — парные, выполняемые парами участников, и групповые — для групп школьников. Практико-ориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных конкурсах.

По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. К их числу можно отнести проведение микросоциологических исследований по выявлению отношения населения к определенным проблемам, проекты по решению конкретных экологических проблем своего края, проекты по изучению этнических традиций своего региона. В любом исследовательском проекте проявляется творчество учащихся.

В игровых проектах учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, на уроке иностранного языка можно реализовать игровой проект «Фестиваль современной песни» изучаемого языка. Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории, моделирование гипотетической территории на уроках географии; путешествие с землепроходцами XVI в. по пройденному ими маршруту на уроках истории

Творческие проекты, как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата в логике интересов и совместной деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, туристических буклетов, любимых игрушек, сайта и т.д.

Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т.д. Все большее количество проектов реализуется в современном учебном процессе с помощью компьютера. Компьютер в данном случае выступает в качестве необходимого инструмента при реализации поставленных в проекте задач.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку со стороны других людей. Вот почему о практической деятельности учащихся важно сообщить по школьному радио, в газетной заметке. В последние годы многие отдельные учащиеся, классы принимают участие в международных проектах с помощью системы Интернет.

По использованию дидактических средств различают проекты, в которых применяют «классические» дидактические средства: печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради для проектной работы, научно-популярную и художественную литературу), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты), технические средства и т.д., средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации. К информационным и коммуникативным средствам относятся компьютеры, периферийное оборудование, технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», системы машинной графики и искусственного интеллекта, средства коммуникации (сетевое оборудование, программные комплексы, телефонные линии, волоконно-оптические и спутниковые каналы связи) и их инструментарий.

Свободный и оперативный доступ к информации при использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у учащихся умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе над проектом, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей (в виде моделей, графиков, диаграмм).

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Проектная технология реализуется в несколько этапов и имеет циклический вид. В этой связи дадим краткую характеристику проектного цикла. Он определяется как отрезок времени, в который осуществляется совместная жизнедеятельность учащихся от постановки проблемы, конкретной цели до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта, а также личностных качеств, связанных с реализацией проекта и ценностно-смысловой деятельности.

Проектная деятельность осуществляется с учетом последовательно выделенных этапов: ценностно-ориентационного, конструктивного, оценочно-рефлексивного, презентативного (табл. 18).

Таблица 18

Этапы реализации технологии проектного обучения

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ценностно-ориентационный

Мотивация проектной деятельности; организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости

Осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы

Конструктивный

Объединение учащихся в группы; консультации учащихся, стимулирование поисковой деятельности учащихся, подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы

Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально, составление плана работы, сбор материалов, поиск литературы, выбор формы реализации проекта

Оценочно-рефлексивный

Стимулирование учащихся к самооценке и к самоанализу, консультирование учащихся по корректировке проекта

Самооценка своей деятельности. Корректировка и оформление проекта в выбранной форме

Презентативный

Подготовка экспертов. Проектирование формы презентации, проведение презентации, организация дискуссии по обсуждению проекта, организация самооценки учащихся

Защита проекта индивидуально или коллективно, включение в дискуссию, отстаивание своей позиции. Самооценка собственной деятельности

Первый этап проектного цикла — ценностно-ориентационный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта. На данном этапе важно организовать деятельность по коллективному обсуждению проекта и организации его выполнения. В этой связи учащихся стимулируют для высказывания идей по реализации проекта. С этой целью, как показывает опыт учителей, на доске выписывают все идеи, выдвигаемые учащимися, не отвергая их. Когда высказано значительное число предложений, совместно с учащимися следует, исходя из замысла проекта, обобщить и классифицировать основные направления выдвинутых идей в наиболее наглядной и понятной для них форме. На этом этапе строится модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, производится планирование будущей деятельности. Определенную роль на первом этапе играет направленность учащихся на успех предстоящего дела.

Второй этап — конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы (из 4—5 человек) или индивидуально, осуществляют проектную деятельность: составляют план, осуществляют сбор информации по проекту, выбирают форму реализации проекта (составление научного отчета, доклада, создание графической модели, дневника и т.д.). Учитель на данном этапе осуществляет консультацию учащихся. Учителю следует организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание других школьников. Нередко на этапе конструирования учитель включает в деятельность консультантов, т.е. школьников, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач. В этот период учащиеся учатся творческому поиску лучшего варианта решения задачи. Учитель на данном этапе помогает и приучает их к поиску. Он, прежде всего, поддерживает (стимулирует) школьников, помогает выразить мысль, дает советы. Этот период самый длительный по времени.

Третий этап — оценочно-рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся. Подчеркнем, что рефлексия сопровождает каждый этап проектной технологии. Однако выделение самостоятельного оценочно-рефлексивного этапа способствует целенаправленному самоанализу и самооценке. На данном этапе проект оформляется, компонуется и готовится к презентации. Оценочно-рефлексивный этап важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученную всей группой информацию, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта. На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учет критических замечаний учителя, товарищей по группе). Учащиеся продумывают следующее: как можно улучшить работу, что удалось, что не получилось, вклад каждого участника в работу.

Четвертый этап — презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация — результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы. Защита проекта проходит как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза), так и в неигровой форме.

Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные ориентиры. На данном этапе учащиеся приобретают и демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности. Во время защиты проекта выступление должно быть кратким, свободным. Для привлечения интереса к выступлению используют следующие приемы: привлекают убедительную цитату, яркий факт, исторический экскурс, интригующую информацию, связь с жизненно важными проблемами, используют плакаты, слайды, карты, графики. На этапе презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешенные вопросы. Как правило, на данном этапе следует обратить внимание на перспективы работы над данным проектом.

Поскольку технология проектного обучения ориентирована на «создание» новых знаний об объекте, процессе, способе деятельности, то изменяется и роль учителя. Он должен овладеть технологией проектирования деятельности учащихся, уметь выполнять роль «независимого консультанта».

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Экспертная оценка проекта является необходимым компонентом данной технологии, без которой проект состояться не может. Этим проектное обучение отличается от выполнения обычных проблемных заданий.

Программа экспертной оценки задается путем формулировки логической цепочки вопросов — стандартизированного, формализованного характера, призванных показать глубину раскрытия знаний по рассматриваемой проблеме, информированность в соответствующей области, умение решать поставленные задачи, а также вопросов, раскрывающих субъективную позицию, воплощающих проект: интерес к проблеме, инициативность, способность к коммуникации, ответственность и т.д.

Нередко эксперты (из числа школьников и учителей) проводят экспертизу с помощью пяти — или десятибалльной шкалы.

Экспертная оценка может осуществляться по различным диагностическим параметрам, включающим следующие аспекты: мотивационный, ценностный, познавательный, коммуникативный, организационный. Мотивационный аспект отражает заинтересованность школьников проектом и их умение заинтересовать класс с помощью эмоциональной речи, яркого оформления, полученных результатов. Ценностный аспект проявляется в системе ценностей учащихся, ориентированной на благо других людей, защиту окружающей среды. Познавательный аспект проектной технологии отражает умение оперировать научным содержанием, осуществлять междисциплинарный перенос, характеризуется проявлением творчества при решении проблемы. Коммуникативный аспект диагностируется по умению учащихся отстаивать свой взгляд, проявлять эмпатию, осуществлять обмен

ценностями во время дискуссии, оказывать помощь товарищам. Организационный аспект проявляется в четкости работы по плану, в согласовании деятельности всех участников в группе, результативности в выборе и роли лидера в организации групповой работы.

Проектная технология включает промежуточную и итоговую оценку, проекта и осуществляется либо учителем, либо независимыми экспертами из числа учащихся. Оценка результатов работы должна быть такой, чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха. С этой целью организуется совместное обсуждение проекта учителем и учащимися.

Что это такое? Разработка конспектов уроков – это обязательная часть подготовки независимо от того, где она проводится. И даже если занятия по данной теме уже пройдены, работа с новой группой может потребовать дополнений.

Как составить? При подготовке необходимо учитывать, чтобы материал соответствовал требованиям ФГОС. Как же разработать конспект урока, чтобы он отвечал правилам и при этом не терял качества и эффективности обучения?

Оглавление:

  1. Что такое конспект урока
  2. Основные требования к разработке конспекта урока
  3. 4 составляющих конспекта урока
  4. Советы по разработке конспектов уроков

Что такое конспект урока

Прежде, чем педагог приступит к занятию, он формирует календарно-тематический план. Затем по каждому уроку он отдельно составляет конспект — то, на что сможет опираться при подготовке учебного материала и непосредственно во время работы с детьми. Этот план оформляется определенным образом и впоследствии может использоваться, как шаблон наработки для других занятий или даже предметов.

Что такое конспект урока

В процессе разработки конспекта урока педагогом учитывается следующее:

  • Длительность занятия: 45 или 90 минут.
  • Особенности и возможности учеников: возрастные, личностные, интеллектуальные, индивидуальные, уровни развития знаний, умений и навыков. Эти критерии педагог оценивает лично на протяжении всего процесса общения с детьми.
  • Требования ФГОС: цели, задачи и методы урока в рамках предмета, материально-техническое обеспечение, соответствующая литература. Помимо них в конспекте раскрывается ход занятия и формы контроля знаний.
  • Учебная программа: количество обязательных часов на освоение предмета и самостоятельное закрепление, формирование по этим данным КТП на год/ четверть/ семестр, подбор литературы и т.д.

Права педагогических работников образовательного учреждения

Конспект занятия является подспорьем, которое помогает педагогу в реализации целого спектра задач. Для простоты восприятия он оформляется по определенным стандартам и позволяет провести самоанализ как при подготовке, так и по окончании урока. Задачи, которые помогает реализовать такой план: активизация и определение вектора ученической деятельности, помощь в понимании и закреплении, повторении материала (в школе и дома) и т.д.

Основные требования к разработке конспекта урока

Умение составлять план к каждому занятию является обязательным умением для педагога независимо от того, чему он учит. Разработка конспекта уроков существенно упрощает образовательную деятельность, экономит время для работы с детьми, помогает структурировать процессы. В связи с этим студентов педагогических направлений еще перед выпуском в обязательном порядке обучают составлению таких планов.

Умение писать конспекты по итогу показывает способность специалиста собирать, анализировать и преподносить информацию. Также по нему можно понять, насколько хорошо педагог умеет распределять рабочее время и укладываться в сроки, так как это важно для выполнения КТП.

Разработка плана-конспекта подчинена определенным требованиям, которые варьируются в зависимости от типа урока и есть во ФГОС. Учебных стандартов несколько, для разных предметов и типов образовательной деятельности они свои. Утверждает их Министерство образования. Каждый урок должен соответствовать своей теме, определенной учебным планом, быть направленным на реализацию 3 видов задач (о которых говорилось выше) и иметь понятную структуру.

конспект урока

Формирование конспекта должно опираться на:

  1. Требования актуальной образовательной программы.
  2. Годовой КТП.
  3. Особенности конкретной учебной ситуации.

План занятия должен быть четким и последовательным, кратким и вместе с тем отражать суть каждого действия. Для этого ему придается определенная структура. Рассмотрим подробнее ее элементы.

Первая составляющая, от которой зависит тип урока — цель. В ее роли могут выступать:

  • Усвоение нового материала.
  • Его закрепление.
  • Отработка посредством повторения изученного.
  • Систематизация и обобщение знаний и умений.
  • Контроль усвоенного при помощи различных средств.
  • Коррекция знаний, умений и навыков.

Наряду с целью конспект урока содержит в себе и другие обязательные элементы. Они определяются государственными стандартами. Так, в нем обязательно должны раскрываться:

  • Тема занятия. Она должна быть четкой и конкретной, соответствовать актуальному КТП, отражать информацию и терминологическую базу, которую детям надлежит освоить на текущем уроке.
  • Цель занятия. Определяется, исходя из места урока в учебном плане и самого предмета. Реализует сразу 3 функции: образовательную, развивающую и воспитательную.
  • Ход занятия. В этом блоке поэтапно пошагово расписывается деятельность педагога и учеников, приводится текст заданий и вопросов на проверку знаний.
  • Дополнительные занятия: в конце урока и для самостоятельного изучения дома.
  • Блок повтора: содержит вопросы и примеры всех задач, направленных на закрепление усвоенного материала.

Конспект урока

Конспект урока должен опираться на длительность занятия и учитывать нагруженность учеников информацией. Важно, чтобы даже в условиях дефицита времени с его помощью педагог мог дать детям ключевую информацию и помочь разобраться с ней. Задание, даваемые на дом и для самостоятельного изучения, рекомендуется делать соразмерными и посильными для учеников.

4 составляющих конспекта урока

Тема урока

Определяется согласно месту в календарно-тематическом плане. Тема должна быть краткой и емкой. Например, «Действия с десятичными дробями», если речь идет о математике, или «Виды предложения по цели высказывания», если о русском языке.

Исходя из формулировки, становится понятно, какую информацию дети будут изучать на занятии. При этом тема может звучать и иначе, все зависит от того, какие задачи стоят перед педагогом при работе со школьниками в конкретный момент.

Задача урока

Отображает то, зачем проводится занятие. По ней можно понять, что главное должны получить дети в ходе урока: отработку умений, усвоение нового материала или иное. При этом задача состоит из 3-х частей, так называемых подзадач. Это:

  • Образовательная. Предполагает подачу и усвоение классом нового учебного материала, формирование навыков и причинно-следственных связей между объектами и модулями.
  • Развивающая. Состоит в активизации у школьников познавательного интереса и стремления к работе учебным материалом.
  • Воспитательная. Выражается в прививании детям морально-нравственных и этических норм, развитии личностных качеств. Например, в математике это — уважение к данной дисциплине и понимание необходимости знания формул в реальной жизни. Урок русского языка поможет ценить богатство родной речи и учиться им пользоваться. Тема «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» направлена на формирование патриотизма.

Ход урока

Главная часть конспекта. В ней подробно расписываются по шагам деятельность педагога и учащихся, разбираемые задания, рассматриваемые вопросы.

Главная часть конспекта

Зачастую ход урока включает в себя следующие этапы:

  • Приветствие учителя и класса.
  • Блок повторения ранее изученного материала посредством короткого опроса отдельных школьников или всех присутствующих.
  • Проверка выполнения заданий для самоподготовки (домашней практики).
  • Изучение нового материала через лекцию.
  • Закрепление полученных знаний посредством пересказа, повторения, выполнения заданий.
  • Подведение итогов занятия.
  • Объявление домашнего задания.

Необходимо отметить, что представленная структура не является обязательной и может быть выражена в иной форме, как того требуют тип и задача конкретного занятия.

Например, чтение параграфа для пересказа предполагает, что урок ориентирован на закрепление у школьников умения работать с информацией. В таком случае этап объяснения нового материала заменяется на самостоятельную работу с текстом.

Предполагается, что каждое действие учителя и учеников сопровождается кратким описанием и пояснением. Например, какой именно параграф и сколько времени будут изучать дети, с помощью каких методов будет осуществлена проверка усвоения и какие технологии, средства применяются в ходе занятия.

Также в конспекте урока отображаются инструменты, используемые педагогом. В зависимости от типа занятия и предмета это могут быть доска (для мела или маркера), указка, мел, компьютер с периферией, лабораторные материалы и техника (если речь идет о химии, физике, биологии), раздаточный материал и т.п.

Домашнее задание

Отношение детей к этой части образования своеобразное. Домашнему заданию обязательно нужно уделять время, а предметов несколько. Помимо этого, есть дополнительные занятия, на которые тоже нужно ходить. После всего появляется логичное желание отдохнуть. Вот только в сутках лишь 24 часа, поэтому часто из-за объемных домашних работ приходится чем-то жертвовать. Чаще всего свободным временем.

Домашнее задание

Для того чтобы ребенок не уставал от постоянных перегрузок, необходимо, чтобы домашнее задание было соразмерным и посильным. Также оно должно: помогать закреплять новые знания или навыки, а не занимать время; быть логичным в соответствии с темой последнего занятия и понятным, а также верно понятым; по размерам не превышать 1/3 от общего объема.

Из всего вышесказанного возникает впечатление, что план-конспект должен занимать многого листов и быть, несмотря на краткость, длинным. В действительности все не так. На самом деле стандартные конспекты занимают 1-2 листа альбомного формата и редко выходят за рамки указанного объема.

Этот «стандарт» выведен на практике и является рекомендуемым, но не обязательным. Если занятие представляет собой контрольную работу, то варианты тестов оформляются приложением к плану.

Советы по разработке конспектов уроков

Занятие может стать более интересным, если грамотно к нему подготовиться. Для этого ниже приведены полезные рекомендации.

Советы по составлению конспекта

Советы по составлению конспекта:

  • Сформируйте опорный список из определений и понятий. Впоследствии можно надиктовать его ученикам, чтобы помочь им закрепить материал.
  • Заранее определите, как будете подавать материал: через лекцию или отведете на самостоятельное изучение. Возможно, разделите информацию на части. В таком случае пропишите, в каком виде дети познакомятся с каждой из них и когда (например, если тема большая и понадобится 2-3 урока).
  • Выберите цель и формат урока. Например, изучение материала через просмотр учебного фильма или проверка знаний посредством лабораторной работы.
  • Добавьте в конспект оригинальный элемент, который привлечет внимание: наблюдение, высказывание, интересный факт, эпиграф (литература, МХК). Обдумайте форму контроля знаний (устный/ письменный опрос или иное).
  • Запланируйте дополнительные задания на случай, если дети быстро справятся с уже выданными.
  • Проверьте готовый план и проставьте метки времени, которое понадобится на каждый этап урока. Снова проверьте себя. Если этап слишком громоздкий, уберите из него лишнее, а если кажется, что короткий, — добавьте заданий.
  • После урока сверьтесь с конспектом и проведите быстрый самоанализ. Выделите наиболее успешные этапы и отметьте слабые места, нуждающиеся в доработке.

Разработка конспекта уроков — обязательная составляющая образовательной деятельности каждого педагога. Она помогает упростить подготовку к занятиям, структурировать ее и освободить больше времени для занятий с детьми, показать уровень организованности учителя и глубину понимания ими предмета.

Другими словами, разработка поурочного плана — это один из обязательных и востребованных инструментов практики учителя.

План-конспект урока – «альфа» и «омега» деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

Содержание:

  1. Тема урока
  2. Цели урока
  3. Планируемые задачи
  4. Вид и форма урока
  5. Оборудование
  6. Ход урока

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема «Биография А. Пушкина» в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели.

Это могут быть такие цели, как:

  • дать представление о…;
  • обобщить и систематизировать знания о….;
  • познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
  • выработать навыки (например, анализа лирического текста).

Воспитательные:

  • воспитывать в учащихся чувство патриотизма,
  • гуманности,
  • трудолюбия,
  • уважения к старшим,
  • эстетический вкус,
  • этические нормы,
  • дисциплинированность.

Развивающие.

Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся:

  • память,
  • фантазию,
  • мышление,
  • познавательное умение,
  • волю,
  • самостоятельность,
  • коммуникативность.

Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.

Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.
Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.
Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.
Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.
Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки.
Формы свободные, так как задействованы два и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков.
Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания.
Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков. Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме.
Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока. Например, прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока.
Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов.
Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок.
Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации:
Помните, что каждый урок должен содержать «изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти точку экстремума функции с корнем
  • Рекомендательное письмо как его составить
  • Как найти работу связанную с путешествиями
  • Как составить проект на тему одежда
  • Как исправить отсутствие пробелов в ворде