Как составить подтверждение квалификации

В последнее время работодатели все больше недовольны уровнем выпускников вузов. Пока работодатели жалуются на отсутствие квалифицированных кадров, молодые специалисты сетуют на несоответствие профессионального образования запросам рынка труда. Чтобы выйти из замкнутого круга, введена Национальная система профессиональных квалификаций.

Зачем это нужно

Систему профессиональных квалификаций курирует Национальный совет при президенте РФ. Составной частью системы является независимая оценка квалификации. Разработку и внедрение принципов оценки регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ, он вступил в силу 1 января 2017 года.

Для нашей страны это не новшество, специалисты целого ряда отраслей регулярно проходят различные сертификации и экзамены. Однако раньше их проводили разные инстанции, и доверять объективности такой оценки можно было далеко не всегда. Чтобы унифицировать процесс и сделать оценку квалификации специалистов прозрачной и единообразной процедурой, способной охватить все отрасли экономики, государство разработало национальную систему квалификаций (НСК).

НСК направлена на переход от рынка дипломов, где ценность работника определяет диплом учебного заведения, к рынку квалификаций, где решающее значение имеет реальный, официально подтвержденный уровень подготовки специалиста.

Система дает каждому человеку понятные перспективы карьерного роста, объединяя ключевые звенья цепи: систему образования, специалиста, работодателя и заказчика. Сегодня главная цель вузов — подготовка готовых специалистов, востребованных на рынке труда. А ключевая суть системы — последовательное образование через всю жизнь.

Что такое рамка квалификаций и профстандарт

Основа системы профквалификаций — рамка квалификаций, системная и структурированная по уровням каждой из них. При этом каждое из направлений экономики имеет свою отраслевую рамку квалификаций, где прописаны широта полномочий и ответственность специалиста определенной профессии, сложность и наукоемкость деятельности.

Рамка квалификаций дает обобщенное описание квалификационных уровней. Другой не менее важный документ системы — профессиональный стандарт — прописывает требования к квалификации специалиста детально.

Профессиональный стандарт (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ) представляет собой подробное описание трудовых функций, требования к опыту и знаниям в соответствии с квалификацией и должностью сотрудника. Именно профессиональный стандарт является связующим звеном между высшим образованием и рынком труда. Для целого ряда отраслей требование применять профстандарты стало обязательным еще с 2016 года.

Что изменится в образовании

Высшее образование переходит к так называемому практикоориентированному подходу. Это значит, что выпускник должен обладать не только широкими теоретическими знаниями, но и конкретными профессиональными навыками, которые он может применить в определенной компании на конкретном рабочем месте.

Чтобы актуализировать образовательные программы, привести их в соответствие с новыми требованиями рынка, создана профессиональная общественная аккредитация. Эта процедура дает и студенту, и будущему работодателю уверенность, что вуз обеспечит выпускнику необходимые для практической работы знания, умения и навыки.

Как проходит аккредитация вуза

Процедура профессионально-общественной аккредитации выглядит так: вуз актуализирует учебную программу в соответствии с требованиями профессионального стандарта, обращается в аккредитационную комиссию профильного совета по профессиональным квалификациям (СПК), которая не только внимательно изучает документы, но и выезжает в вуз, проверяет, как это работает на практике. Специалисты посещают занятия, изучают дипломные работы выпускников и пр., а затем дают рекомендации по корректировке и совершенствованию программы.

Если содержание программы соответствует требованиям профстандарта, аккредитация проходит успешно. Кстати, ведущие вузы страны уже прошли эту процедуру. Их выпускники станут готовыми специалистами, как части пазла подходящими к потребностям работодателей.

Как выглядит процедура оценки квалификации

Независимая оценка — это профессиональный экзамен, который можно сдать в аккредитованном центре. Такие центры уже открыты во многих регионах России.

Для большинства профессий это добровольная процедура. Любой специалист может пройти ее самостоятельно. На экзамен работника может направить и работодатель, оплатив экзамен. Однако несдача экзамена не может привести к увольнению. Такой специалист получит заключение, в котором прописаны квалификации, которые ему не удалось подтвердить, и рекомендации специалистов СПК. На основании полученной информации соискатель сможет заполнить пробелы в знаниях, а спустя время пройти испытание повторно.

Подтверждение профессиональной квалификации необходимо, чтобы человек понимал свое место на рынке труда, мог рассчитывать на достойную зарплату и прогнозировать перспективы карьерного роста. Наличие у сотрудника свидетельства о квалификации уже очень скоро станет важным фактором для работодателя.

Но есть отрасли, где профессиональный экзамен несет еще более высокий статус, так как требования к оценке уровня квалификации специалистов прописаны в законе, а значит, являются обязательными. В таком случае специалист не может заниматься профессиональной деятельностью, не подтвердив уровень своей квалификации. Это касается, например, оценщиков, аудиторов и пр. Такие специалисты выполняют публично-правовые функции на финансовом рынке, и государство всегда предъявляет к ним повышенные требования. Обязательные экзамены для них проводят различные уполномоченные структуры. Однако с 2019 года оценка уровня квалификации будет проходить только в рамках национальной системы.

kontur-personal

Храните личные данные сотрудника, сведения о его образовании и профессиональном развитии в программе Контур-Персонал.

Узнать больше

Сколько это стоит

Стоимость профессионального экзамена зависит от сложности профессии, ее редкости и необходимости технического оснащения профильных центров оценки квалификации, например, дорогостоящим оборудованием, если речь идет о рабочих профессиях. Кроме того, на стоимость влияет и уровень квалификации. Сумма может составлять от 5 000 до 150 000 рублей.

Стоимость экзамена устанавливает Совет по профессиональным квалификациям, и во всех аккредитованных по данной квалификации центрах оценки эта цифра будет одинаковой по всей России.

Расходы несет тот, кто заказывает экзамен — работник или работодатель. Причем здесь предусмотрен налоговый вычет. Если соискатель решил подтвердить свою квалификацию, часть средств ему компенсирует бюджет. Вернуть можно 13 % от выплаченной за экзамен суммы, но максимум до 120 000 рублей, то есть получить можно не более 15 600 рублей. Налоговый вычет предусмотрен и для работодателя, направившего на профэкзамен своих сотрудников.

Как устроен экзамен

Экзамен не просто дает возможность выявить теоретические знания соискателя, но, главное, показывает — может ли он применять эти знания в практической работе. Это возможно благодаря структуре экзамена — он состоит из теоретической и практической частей. Для некоторых профессий включено портфолио.

Сдача экзамена дает соискателю четкое понимание — в чем не хватает фактических знаний, умений и что требует внимания для успешной реализации этих знаний в практической работе.

Специалисты разных уровней квалификации выполняют разные по сложности трудовые функции, обладают разными компетенциями и опытом работы. Уровни квалификации, прописанные в профессиональном стандарте, упорядочивают эти характеристики и дают работодателю и специалисту четкое понимание, на какой уровень заработной платы может претендовать соискатель.

Как это работает на практике

Рассмотрим весь процесс на примере оценочной деятельности, где независимую оценку квалификации уже прошли многие специалисты. Отраслевой профессиональный стандарт описывает четыре уровня и 11 квалификаций. Разумеется, это не значит, что оценщикам придется сдавать 11 экзаменов. Специалисту достаточно внимательно изучить ключевые документы — отраслевую рамку квалификаций и профессиональный стандарт, определить, какие функции ему приходится выполнять в своей практической работе, и сопоставить свой стаж и уровень образования.

Квалификация напрямую связана со сложностью оцениваемых объектов. Так, для оценки недвижимости, автотранспорта, оборудования и бизнеса специалисту достаточно подтвердить шестой уровень квалификации; для оценки крупных предприятий добывающих отраслей, многопрофильных холдингов потребуется уже седьмой уровень квалификации, а для работы с памятниками архитектуры — объектами культурного наследия, кредитно-финансовыми институтами и транснациональными организациями специалист должен обладать максимальным для отрасли — восьмым уровнем квалификации. Это напрямую влияет на уровень сложности экзамена.

Что это за свидетельство о квалификации

Сдавшему профессиональный экзамен специалисту выдается документ, который подтверждает уровень квалификации, — свидетельство о квалификации. Но это не просто «бумажка». Государство создало Федеральный реестр квалифицированных специалистов, который содержит информацию обо всех, кто прошел независимую оценку квалификации. И работодатель, и заказчик могут проверить, подтвердил ли свою квалификацию тот или иной специалист, готов ли он к выполнению порученной работы и можно ли действительно доверять его профессионализму.

Где можно сдать экзамен

Профессиональный экзамен можно сдать в любом аккредитованном центре оценки квалификации (ЦОК). Они работают на базе советов по профессиональным квалификациям. Подробную информацию о центрах и советах содержит Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. Там же на портале размещены сведения о квалификациях и примеры оценочных средств — экзаменационных заданий.

Для примера возьмем все тех же оценщиков. Все профессии, относящиеся к финансовому рынку, курирует СПКФР — Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка. На сайте этого отраслевого совета опубликован перечень ЦОКов, аккредитованных в разных регионах России. Для подтверждения квалификации в Москве специалист может в перечне выбрать Центр оценки квалификации, который работает на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков, и получить всю необходимую информацию о профессиональном экзамене: ознакомиться с нормативно-правовой базой, уточнить правила прохождения оценки квалификации, подать заявление на сдачу экзамена и после успешной сдачи получить свидетельство о квалификации.

Аналогичная ситуация и по другим сферам профессиональной деятельности. В реестре указано более 40 направлений: образование, здравоохранение, судостроение, сельское хозяйство, транспорт и пр.

Зачем все это работникам

Задача независимой оценки квалификации — стимулировать специалиста к профессиональному росту. При этом ее глобальная идея — убрать с рынка неквалифицированных специалистов, не желающих учиться и повышать свою конкурентоспособность и востребованность.

Система дает возможность соискателю, претендующему на новый уровень, пошагово планировать свое образование, стажироваться и повышать уровень подготовки. Таким образом, любой специалист в зависимости от поставленных карьерных ориентиров сможет регулярно проходить независимую оценку квалификации и увеличивать свою ценность для работодателей.

Зачем это нужно работодателю

В независимой оценке квалификации прежде всего заинтересованы работодатели, которые обязаны применять профессиональные стандарты в силу требований закона.

Однако НСК станет действенным инструментом и в тех отраслях, где профстандарты носят рекомендательный характер. Это необходимо работодателям, когда решается вопрос о назначении на новые должности. Экзамен или подтвердит уровень подготовки претендента, или укажет на необходимость пройти дополнительное обучение.

Кроме того, квалификационные требования к претендентам всегда есть в конкурсной документации к тендерам. Наличие у сотрудников свидетельства о квалификации уже в ближайшем будущем станет конкурентным преимуществом для заказчиков тех или иных видов работ и услуг.

Об авторе — Елена Петровская, член генерального совета «Деловой России», руководитель комиссии по профквалификациям в области оценочной деятельности СПК ФР.

Читайте также:

  • Как провести аттестацию сотрудников
  • Профстандарты в вопросах и ответах
  • Профессиональный стандарт: теперь и для кадровика тоже

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 20 июля 2013 г. N 611

ПРАВИЛА

ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

И (ИЛИ) О КВАЛИФИКАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 434)

1. Настоящие Правила определяют порядок подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также выданных в РСФСР и Российской Федерации документов установленного в Российской Федерации или СССР государственного образца об образовании и (или) о квалификации (далее — документы об образовании и (или) о квалификации).

2. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации (далее — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

Результатом подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации является проставление на них или на отдельных листах, скрепляемых с этими документами, апостиля.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 434)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее — порталы государственных и муниципальных услуг) посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 434)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В заявлении о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации (далее — заявление) указываются:

а) фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии) заявителя;

б) фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии) обладателя документа об образовании и (или) о квалификации (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);

в) реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;

г) реквизиты документа, удостоверяющего личность обладателя документа об образовании и (или) о квалификации (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);

д) наименование и реквизиты документа об образовании и (или) о квалификации;

е) согласие обладателя документа об образовании и (или) о квалификации или его законного представителя, а также заявителя (в случае если заявитель не является обладателем указанного документа или его законным представителем) на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, в порядке, установленном Федеральным законом «О персональных данных»;

ж) способ получения заявителем оригинала документа об образовании и (или) о квалификации, прошедшего процедуру подтверждения (лично либо почтовым отправлением наложенным платежом с указанием фамилии, имени и отчества (последнее — при наличии) и адреса заявителя).

5. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) оригинал документа об образовании и (или) о квалификации;

б) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

в) копия документа, удостоверяющего личность обладателя документа об образовании и (или) о квалификации (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);

г) копия документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества обладателя документа об образовании и (или) о квалификации при несоответствии фамилии, и (или) имени, и (или) отчества, указанных в этом документе, паспортным данным его обладателя;

д) доверенность, выданная в установленном порядке (в случае если заявителем является законный представитель или лицо, уполномоченное обладателем документа об образовании и (или) о квалификации);

е) расписка обладателя документа об образовании и (или) о квалификации или его законного представителя (в случае если заявитель не является обладателем указанного документа или его законным представителем) о согласии на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, в порядке, установленном Федеральным законом «О персональных данных».

6. В случае если документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным в нотариальном порядке переводом на русский язык.

Копии документов, предусмотренные подпунктами «б» — «г» пункта 5 настоящих Правил, не заверенные нотариусом, представляются заявителем с предъявлением оригиналов документов.

7. Заявление и документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, представляются заявителем в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации лично или направляются регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.

Взаимодействие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и заявителя может осуществляться с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая порталы государственных и муниципальных услуг. В этом случае оригинал документа об образовании и (или) о квалификации представляется заявителем для проставления на нем апостиля после принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о подтверждении данного документа.

8. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет прием и регистрацию заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, независимо от места жительства заявителя и места нахождения организации, выдавшей документ об образовании и (или) о квалификации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 434)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. При представлении заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, не в полном объеме, неправильно оформленных и (или) неправильно заполненных, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты их поступления возвращает заявителю указанные документы без рассмотрения по существу.

При представлении заявителем документов в полном объеме, правильно оформленных и заполненных, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает указанные документы к рассмотрению.

10. При рассмотрении вопроса о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации осуществляется:

а) определение подлинности подписи и наличия у должностного лица, подписавшего документ об образовании и (или) о квалификации, полномочий на право подписи;

б) в надлежащем случае определение подлинности печати, которой скреплен документ об образовании и (или) о квалификации;

(пп. «б» в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 434)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) установление факта выдачи документа об образовании и (или) о квалификации лицу, указанному в этом документе в качестве его обладателя;

г) установление соответствия представленного документа об образовании и (или) о квалификации образцу документа об образовании и (или) о квалификации (форме документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации), установленному на момент его выдачи;

д) установление наличия в документе об образовании и (или) о квалификации всех реквизитов, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области образования являлось обязательным на момент его выдачи.

11. В процессе подтверждения документа об образовании и (или) о квалификации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проверяет сведения, указанные в этом документе, с использованием данных, содержащихся в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», а также взаимодействует с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая выдала представленный документ об образовании и (или) о квалификации или ее правопреемником (далее — организация).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 434)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации образца подписи и в надлежащем случае оттиска печати и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего документ об образовании и (или) о квалификации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет лицу, выдавшему указанный документ, запрос о предоставлении соответствующей информации (далее — запрос). Запрос направляется в течение одного рабочего дня со дня установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации факта отсутствия указанной информации. Запрос должен содержать наименование выданного документа об образовании и (или) о квалификации и его реквизиты. К запросу прилагается копия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации. Запросы могут направляться в иные организации, обладающие соответствующей информацией (далее — иные уполномоченные организации).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 434)

(см. текст в предыдущей редакции)

Организация и иные уполномоченные организации, в которые был направлен запрос, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня его получения направить ответ в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 434)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если в установленный срок органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не получен ответ на соответствующий запрос, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет в организацию или иные уполномоченные организации повторный запрос.

12. По результатам рассмотрения вопроса о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации либо об отказе в подтверждении указанного документа.

13. Срок проставления апостиля не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявления.

В случае необходимости получения информации в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил срок проставления апостиля может быть продлен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не может превышать 45 рабочих дней со дня регистрации им заявления. Указанный срок включает в себя время, необходимое органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации для направления запросов.

В случае продления срока проставления апостиля в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об этом заявителя в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока проставления апостиля.

(п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 434)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. При принятии решения о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации на нем или на отдельных листах, скрепляемых с этим документом, проставляется апостиль, форма которого определена Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, подписанной в г. Гааге 5 октября 1961 г., с его последующим заполнением. При заполнении апостиля могут использоваться также английский и (или) французский языки. Апостиль подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 434)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об отказе в подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации по следующим основаниям:

а) документ об образовании и (или) о квалификации не является выданным в Российской Федерации или РСФСР документом об образовании и (или) о квалификации, образец которого утвержден на момент его выдачи федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, либо документом государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, либо документом об образовании и (или) о квалификации, образец которого в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», установлен на день его выдачи российской организацией самостоятельно;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 434)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в документе об образовании и (или) о квалификации отсутствует хотя бы один из реквизитов, наличие которого согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области образования являлось обязательным на момент его выдачи;

в) должностное лицо, подписавшее документ об образовании и (или) о квалификации, не обладало полномочием на право его подписи;

г) подпись должностного лица и (или) в надлежащем случае оттиск печати на документе об образовании и (или) о квалификации не соответствуют образцам, имеющимся в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 434)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) организация представила информацию о том, что данный документ не выдавался лицу, указанному в нем в качестве его обладателя;

е) организацией и иными уполномоченными организациями, в которые был направлен повторный запрос, указанный в пункте 11 настоящих Правил, не представлены ответы (за исключением случаев межведомственного взаимодействия);

ж) организация и иные уполномоченные организации представили информацию об отсутствии образца подписи должностного лица и (или) в надлежащем случае оттиска печати.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 434)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. При принятии решения об отказе в подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение срока проставления апостиля, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, направляет (выдает) заявителю уведомление с указанием причин отказа и возвращает представленные им документы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 434)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. В случае если организация представила информацию по запросу после окончания срока, предусмотренного абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил:

орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информирует заявителя о поступлении информации от организации и возможности подачи заявления повторно;

при рассмотрении заявления, поданного повторно, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе использовать информацию, представленную по предыдущему заявлению от организации (в случае подачи такого заявления соответствующая пошлина повторно не взимается).

18. В случае если организация представила информацию о том, что документ об образовании и (или) о квалификации не выдавался лицу, указанному в нем в качестве его обладателя, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 рабочих дней:

направляет соответствующую информацию с приложением оригинала этого документа в правоохранительные органы;

направляет (выдает) заявителю мотивированное уведомление о направлении оригинала документа об образовании и (или) о квалификации в правоохранительные органы.

19. При подаче заявления представляется документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации.

При подаче заявления в форме электронного документа документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации может быть направлен заявителем в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая порталы государственных и муниципальных услуг.

20. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют сведения о проставленных ими апостилях на документах об образовании и (или) о квалификации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации».


Подтвердите свою квалификацию

08 апреля 2019

Три месяца осталось до момента, когда подтверждать квалификацию, если того требует профессия, нужно будет обязательно путем независимой оценки. MarketMedia разбирался в вопросе вместе с Аллой Факторович, заместителем главы Национального агентства развития квалификаций, спикером Петербургского форума труда 2019 года.

Прошло почти 6 лет с момента, когда профессиональные стандарты в России получили официальный статус, и три — когда появились правила их применения. В 2016 году уже после появления в Трудовом кодексе статьи о порядке применения профстандартов и вступления в силу закона «О независимой оценке квалификаций» работодатели все еще продолжали горячо обсуждать, касаются ли все эти новшества конкретно их.

Справка

Независимая оценка — это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация действующего или потенциального работника профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Сегодня в реестре Минтруда значится 1221 действующий профстандарт (и работа над его пополнением продолжается), работают 343 центра оценки квалификации и 681 экзаменационная площадка в 68 регионах страны. И тем не менее вопросы остаются. На некоторые из них по просьбе MarketMedia ответила Алла Факторович, заместитель главы Национального агентства развития квалификаций, которое и призвано помогать всем участникам процесса под названием «национальная система квалификаций». Она рассказала о том, как обстоят дела с системой оценки квалификаций в розничной торговле и общепите, обязательна или нет эта оценка, влияет ли она на зарплаты работников и во сколько обходится работодателю.

Алла Аркадьевна, с 1 июля 2019 года в России аттестация сотрудников путем независимой оценки квалификации становится обязательной. Как сегодня обстоят дела с системой оценки квалификации в общепите и розничной торговле?
— Есть совет по профессиональным квалификациям в сфере гостеприимства. Это совет, который был создан одним из первых. Совет координирует разработку профессиональных стандартов, формирует систему квалификаций на их основе и организует оценку квалификации. Возможность подтвердить свою квалификацию для работников в сфере ресторанного бизнеса, гостеприимства есть. Выделен ряд квалификаций, сведения о которых размещены в реестре. Его ведет Национальное агентство развития квалификаций. Мы сейчас работаем над тем, чтобы этот реестр был удобен для разных пользователей, каждый мог узнать, ведется ли оценка по его квалификации, где расположен ближайший центр оценки квалификации, как подать заявление для прохождения профессионального экзамена.

Что касается розничной торговли, здесь иная ситуация. Совета по професиональным квалификациям, который мог бы вести всю работу, взять на себя ответственность за развитие квалификаций в отрасли, пока нет. Очевидно, что вне совета, вне заявленной профессиональной позиции — а это должна быть консолидированная позиция профессионального сообщества — развивать систему квалификаций и их признания затруднительно.

Почему до сих пор нет такого совета?
— Возможно, это связано с особенностями отраслевой структуры, преобладанием малого или среднего бизнеса. Выработать единую позицию в таких условиях сложнее, как и определить тех, кто станет «голосом отрасли», возьмет на себя ответственность за ее развитие, будет референтным и авторитетным для всех работодателей.

То есть многое зависит от профессионального сообщества, насколько умеют договариваться между собой его участники?
— Совершенно верно. Я бы добавила: насколько оно заинтересовано в развитии квалификаций, понимает значение всей этой системы.

Возможно, не все спешат включиться в систему, поскольку это необязательная вещь.
— Формулировки «необязательно» мы нигде не увидим. Главный законодательный акт, который регламентирует независимую оценку квалификаций (НОК), — это одноименный закон. Ни слова в этом законе о добровольности нет. Речь идет о том, что НОК осуществляется либо по направлению работодателя, либо по инициативе самого работника. Наша позиция состоит в том, что если квалификация не подтверждена работником, то ее как таковой и нет. Подтверждение квалификации — это защищенность не только для работника, но и для всех тех, кто так или иначе зависит от качества его труда. То есть комфорт, благополучие, безопасность любого из нас как потребителя товаров или услуг зависит от того, кто их нам предоставляет, от уровня его квалификации. Думаю, ценность квалификации не нуждается в доказательствах, это своего рода аксиома. Оценка ее должна проводиться публично, прозрачно, объективно, в случае успеха завершаться получением документа, который вызывает доверие и работодателей, и граждан в целом. Мнение о том, что оценка квалификаций необязательна, на мой взгляд, — результат неточной интерпретации нормы закона.

В 2016 году я делала запрос в Минтруд, в котором интересовалась, должна ли я как работник при приеме на работу предоставлять свидетельство о подтверждении квалификации и могут ли мне отказать в работе, если у меня нет такого свидетельства? Мне ответили, что «оценка квалификации является добровольной для работников и работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу».
— В 2016 году закон был принят, но вступил в силу с января 2017 года. Возможно, с этим и был связан такой ответ. В целом еще раз подчеркну, что подтверждение квалификации — это инструмент, который помогает отличить профессионала от дилетанта. В данном случае дилемма «обязательно — необязательно» кажется казуистикой, особенно если мы говорим о так называемых регулируемых профессиях, для которых законодательно установлены требования к квалификации.

Что значит регулируемые?
— Это те профессии, для которых нормативно правовыми актами установлена обязательность наличия квалификации как допуск к профессиональной деятельности. Например, в законе «Об образовании» фиксируется, что к образовательной деятельности допускаются только те, у кого есть соответствующая (педагогическая) квалификация. Так же, как и в здравоохранении, могут работать только те, у кого есть подтвержденная квалификация.

С учителями и врачами понятно. А остальные?
— Есть целый ряд других профессий, на которые распространяются те же правила. Кроме того, обязательность подтверждения квалификации может регламентироваться отраслевыми соглашениями. Например, самый высокий процент независимой оценки квалификации на сегодня — в лифтовой отрасли. Почему? В этой сфере было заключено федеральное тарифное соглашение, в соответствии с ним обязательным допуском к профессиональной деятельности стало наличие свидетельства о квалификации. Такое решение продиктовано прежде всего желанием предотвратить трагические события, когда ценой непрофессионализма, отсутствия необходимой квалификации становится человеческая жизнь. Совет по профессиональным квалификациям жилищно-коммунального хозяйства также планирует использовать инструмент отраслевого соглашения для развития независимой оценки квалификации. Не всегда нужно эксплуатировать административные ресурсы, гораздо важнее проявление осознанной, а не вынужденной позиции профессионального сообщества, понимание того, что мы зависим от качества работы других людей и должны предпринимать шаги, чтобы этим качеством управлять в интересах людей.

Но независимая оценка — это дополнительные затраты для работодателя и для работника.
— Да, это стоит денег. Но есть инструменты компенсации расходов. Работодатель, направляющий своих работников на независимую оценку квалификации, в соответствии с Налоговым кодексом, освобождается от обложения НДФЛ суммы платы за профессиональный экзамен. Ведется работа по распространению этой нормы не только на работников, но и на соискателей вакансий, тех, кто только претендует на то или иное рабочее место. Затраты, которые несет физическое лицо, могут быть возвращены через налоговый вычет. Кроме того, есть и «скрытая» компенсация. Например, соискатель той или иной позиции предъявляет свое резюме, однако оно не гарантирует, что все, что в нем содержится, правда. И фактически работодатель, даже самый проницательный и опытный в вопросах подбора персонала, рискует получить «кота в мешке». Это может потом вылиться в существенные затраты, связанные либо с дополнительным обучением сотрудника, либо с возмещением того ущерба, который он может принести компании, не будучи квалифицированным специалистом. Так что плата за дефицит квалификации может быть в разы выше тех трат, которые идут на оценку квалификации.

Естественно, стимулом к тому, чтобы оценивать и подтверждать квалификацию работников (в том числе потенциальных), является потребность работодателя в квалифицированных кадрах, от которых зависит состоятельность и успешность компании, ее производительность, прибыль, конкурентоспособность. Инструменты НОК — это своего рода гарантия выполнения работ на профессиональном уровне и позиционирования себя как надежного поставщика, что важно, например, и в случае участия в тендерах.

Отдельная тема — выпускники вузов и колледжей. В их дипломах часто записаны квалификации, которые непонятны работодателю. Это делает уязвимыми молодых людей и вызывает недоверие со стороны работодателей. Если наряду с дипломом они смогут предъявить свидетельство о квалификации, их позиция на рынке труда станет увереннее.

Важно помнить

Если требования к оценке уровня квалификации специалистов прописаны в законе, значит, являются обязательными. И подтверждать квалификацию с 1 июля 2019 года можно только через Центр оценки квалификаций. Сегодня в РФ действует 343 таких центра, в том числе в области строительства, гостеприимства (общепит), в сфере безопасности труда, офисной и вспомогательной административной работы.

Оценка квалификации может быть проведена по инициативе либо работника (за счет его собственных средств или средств иных физических (юридических) лиц, либо работодателя (за счет средств компании). При этом порядок направления сотрудников на прохождение независимой оценки квалификации должен быть закреплен в коллективном договоре или трудовом договоре с работником.

Учитывая, что предусмотрено девять уровней квалификаций, вероятно, это должно как-то коррелироваться с зарплатами. То есть чем выше квалификация, тем выше зарплата, и, как только человек подтверждает рост квалификации, зарплата у него тоже должна расти. К тому же об этом говорится в Трудовом кодексе РФ (ст. 129 и 132).

— Уровень квалификации всегда связан с уровнем ответственности и самостоятельности решений, сложностью работ и обеспечивающих их знаний и умений. Соответственно, более высокая квалификация предполагает и более высокую оплату труда. Наличие свидетельства о квалификации, несомненно, должно приносить определенные бонусы и работодателю, у которого много людей с подтвержденной квалификацией, и работнику, имеющему такое свидетельство.

Сегодня единственным подтверждением того, что человек имеет отношение к той или иной профессиональной деятельности, считается диплом. При этом в системе квалификации диплом лишь одна из составляющих, подтверждающих квалификацию. Как увязаны эти вещи между собой?
— Сегодня в среднем профессиональном образовании упор делается на проведении таких экзаменов, которые моделировали бы профессиональную деятельность. Там достаточно прикладные квалификации, и если, например, эта образовательная программа уже разработана с учетом профессионального стандарта, то закономерным завершением такой программы могла бы стать независимая оценка квалификации. В этом году Национальным агентством был запущен пилотный вариант для выпускников по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации. Те, кто успешно сдал профессиональный экзамен, получили два документа — диплом об образовании и свидетельство о квалификации. По результатам проекта нами были подготовлены предложения по изменениям в законодательство, которые сделали бы безбарьерным вход молодых людей в профессию. Эти предложения были рассмотрены и поддержаны Экспертным советом по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению комитета по образованию и науке Государственной думы РФ, очередное заседание которого прошло на площадке Национального агентства.

Могут ли сосуществовать внутренняя аттестация в компании и НОК?
— Работодатель может засчитывать результаты независимой оценки квалификации при проведении внутренней аттестации, прописав это в локальных нормативных актах.

Как в идеале должна работать все система, начиная с профессиональных стандартов и заканчивая профессиональным экзаменом?
— Как и любая система, она должна работать слаженно и эффективно. Должна быть удобной, понятной, полезной для всех заинтересованных сторон. Специальности и профессии, по которым ведется обучение в колледжах и вузах, сопряжены с квалификациями, востребованными рынком труда. Образовательные стандарты и образовательные программы разрабатываются на основании профессиональных стандартов. По завершении обучения выпускники получают документ об образовании и свидетельство о квалификации. Развивается инфраструктура и практики оценки и признания квалификаций, приобретенных неформальным путем. И работники, и работодатели понимают и используют преимущества подтвержденной квалификации.

Инструкция

Как действовать, чтобы подтвердить квалификацию

  • Определить подтверждаемую квалификацию.
  • Выяснить, утвержден ли соответствующий профессиональный стандарт (реестр профессиональных стандартов размещен на сайте Минтруда России http://profstandart.rosmintrud.ru/).
  • Выбрать центр оценки квалификации.
  • Подать заявление в центр оценки квалификации с приложением необходимых документов и оплатить прохождение профессионального экзамена.
  • Сдать экзамен и получить свидетельство о квалификации либо заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.
  • Если работник не соответствует профессиональному стандарту, уволить его нельзя. Тогда нужно провести мероприятия по внедрению профессиональных стандартов. Одним из этапов внедрения профессионального стандарта является доведение квалификаций, знаний и умений работников до уровня, заявленного в стандарте. После это можно провести аттестацию работника. В случае неудовлетворительных результатов по итогам аттестации можно расторгнуть трудовой договор с работником на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Источник: MARKETMEDIA https://marketmedia.ru/media-content/profstandarty/

Подтверждение документов об образовании и о квалификации

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляется в целях обеспечения надлежащего признания юридической силы таких документов в иностранном государстве. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 статья 106 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 2 статьи 106 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации путем проставления на них апостиля осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им Российской Федерацией полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации.

Постановлением Губернатора Курской области от 12.05.2011 № 164-пг «Об утверждении Положения о комитете образования и науки Курской области» данными полномочиями на территории Курской области наделен комитет образования и науки Курской области.

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется путем проставления на них апостиля по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Апостиль (apostille) – это международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму легализации.

Апостиль проставляется на оригиналах документов об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также выданных в РСФСР и Российской Федерации документов установленного в Российской Федерации или СССР государственного образца об образовании и (или) о квалификации.

Необходимость в апостиле возникает при выезде российских и иностранных граждан, получивших образование в Российской Федерации и предоставлении полученных документов для дальнейшей учебы или работы в странах, присоединившихся к Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации официальных иностранных документов (Конвенция от 05.10.1961).

Действие Конвенции (по состоянию на 01.08.2018) распространяется более чем на 100 государств и территорий (Российская Федерация – с 21.05.1992).

Апостиль не требует иного заверения или легализации документа и признается официальными органами всех государств-участников Конвенции. Апостиль может не использоваться, если существуют правовые основания, отменяющие или упрощающие легализацию документа.

За проставление апостиля на документах об образовании и (или) о квалификации уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пп. 48 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

Нормативные правовые акты

КОНВЕНЦИЯ, ОТМЕНЯЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ (конвенция от 05.10.1961)

Скачать

ст. 33.333 Налогового кодекса (Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий)

Скачать

Глава 10 Гражданского кодекса РФ (ст. 185. Общие положения о доверенности, ст. 185.1. Удостоверение доверенности, ст. 186. Срок доверенности)

Скачать

Основы законодательства о нотариате (Статья 81. Свидетельствование верности перевода)

Скачать

Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 № 611 «Об утверждении Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации»

Скачать

Статья 106, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Скачать

Образцы документов

Заявление о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации (лично)

Скачать

Заявление о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации (по доверенности)

Скачать

Расписка обладателя документа об образовании и (или) о квалификации или его законного представителя о согласии на обработку персональных данных

Скачать

Форма ответа на запрос (для образовательных учреждений)

Скачать 

Реквизиты для оплаты госпошлины за проставление апостиля

Скачать

Инструкции и методические рекомендации

Документы об образовании и (или) о квалификации подлежащие подтверждению

Скачать

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти пантоны в корел
  • Как найти своих богов по крови
  • Как найти игру морской бой на
  • Как составить объявления для съема квартиры
  • Как найти производный глагол