Как составить подводку

Ни один репортаж, как правило, не начинается на пустом месте. Зрителю требуется хотя бы формальное обоснование того, почему он должен потратить на вас свое время. Как создать правильную подводку? Коллеги из BBC делятся своими принципами работы:

Ваша задача — подать материал так, чтобы тут же захватить внимание зрителя или слушателя. Представьте, что подводка – это витрина магазина, а новости – товар. О чем бы ни шла речь, не утомляйте аудиторию и не вводите ее в заблуждение.

 О чем писать в подводке?

Стандартная газетная заметка, к примеру, состоит из заголовка, вступления и основной части. Подводка должна содержать в себе первые две части, а третья – это уже работа репортера. Например:

 Заголовок:

Падение экономики сопровождается ростом количества грабежей.

 Вступление:

Резкий рост количества краж и уличных грабежей с использованием холодного оружия заставляет предположить, что финансовый кризис вызвал новую волну преступности.

 Именно такую информацию и должна содержать ваша подводка.

 Удачные подводки

Удачная подводка «цепляет» слушателя с первых слов. Если возможно, всегда начинайте с действия. Ниже приведен хороший пример, взятый из выпуска новостей BBC Radio 4:

«Западные дипломаты покинули зал проходившей в Женеве конференции ЕС по проблеме расизма во время выступления президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Это произошло после того, как иранский лидер назвал Израиль расистским государством. Из Женевы передает наш корреспондент Имоджен Фоулкс».

Как вы уже заметили, эта подводка начинается с действия. Первое предложение отвечает на вопрос, что произошло, где, и кто в этом участвовал. Во втором предложении объясняется, почему это произошло. Чем лаконичнее, тем лучше. Кроме того, после такой подводки слушатель непременно захочет узнать все подробности и прослушать репортаж целиком.

 Добавьте колорита

Яркая цитата или некоторые интересные факты из жизни действующих лиц добавят вашей подводке колорита и сразу привлекут внимание слушателя.

 Подводку, к примеру, можно сделать так:

«Бывший депутат парламента от лейбористов Элис Махон подала заявление о выходе из партии, выразив недовольство экономической политикой Гордона Брауна и скандалом вокруг обнародования правительственной переписки. По ее мнению, репутации Лейбористской партии был нанесен урон».

Или следующим образом:

«Бывший депутат парламента Элис Махон, состоявшая в рядах лейбористов более 50 лет, подала заявление о выходе из партии, заявив, что нынешняя ситуация в Лейбористской партии вызывает у нее отвращение. В письме к избирателям округа Галифакс она призналась, что чувствует себя преданной экономической политикой Гордона Брауна, а также действиями премьер-министра во время скандала вокруг правительственной переписки».

Разумеется, второй вариант звучит намного лучше. Здесь автор использует более яркую и эмоционально окрашенную лексике (к примеру, слова «вызывает отвращение», «оскорбляет»). По сравнению с первой вторая подводка вызывает больший интерес.

 Работа в команде

Наиболее выигрышные подводки — всегда результат совместной работы с корреспондентом. Ваша задача – создать органичный материал, в рамках которого не стоит забегать вперед и рассказывать все, о чем хотел бы сообщить репортер. Поэтому полезно заранее согласовывать все подробности. Чем раньше, тем лучше.

 Владейте фактами

Имейте в виду, что во время эфира может произойти что-либо новое, или же ваш корреспондент не успеет рассказать о чем-то значительном по техническим причинам. Поэтому крайне важно четко понимать суть сюжета. Следите за информационными агентствами, читайте сообщения других средств массовой информации и всегда будьте готовы переписать текст в самую последнюю минуту.

 Чем проще, тем лучше

Помните, что вы читаете подводку только один раз. Повторить отдельные фрагменты для слушателя вы не сможете. Поэтому всегда старайтесь использовать простые и понятные конструкции. Не увлекайтесь придаточными предложениями. Если предложение слишком длинное, разделите его на части – сразу будут заметны ненужные повторения или труднопроизносимые места.

 Предупреждайте неудачу

Безусловно, существует огромное количество причин, по которым ваша безупречная подводка может оказаться никчемной. В большинстве случаев происходит это по вашей собственной вине. Чтобы этого не случилось, заранее прослушайте текст репортажа. Убедитесь в том, что вы и ваш корреспондент не используете одни и те же слова, предложения или фразы – это звучит отвратительно.

 Аккуратнее с аудиоклипами

С особой осторожностью относитесь к репортажам, которые начинаются с аудиоклипов, записанных на месте событий. Когда вы слышите фразу «сообщает наш корреспондент …», вы скорее ожидаете услышать человеческий голос, нежели пушечные выстрелы, крики чаек или звуки ревущих трибун на стадионе. Поэтому в подводке старайтесь подготовить слушателя к тому, что перед голосом корреспондента могут быть слышны другие звуки.

 Будьте лаконичны

Не слишком вдавайтесь в подробности, но в то же время не искажайте смысла. Например, огромное количество цифр и дат может испортить подводку, однако бывают случаи, когда без них никак не обойтись. Также имейте в виду, что не все слушатели без труда понимают аббревиатуры и сокращения.

 Учитывайте специфику станции

При составлении подводки всегда учитывайте специфику своего телеканала или радиостанции, для которой вы работаете. У каждого свой словарный запас, свои правила, понятные именно их аудитории. Так, например, на музыкальном канале мы никогда не скажем «певец Майкл Джексон», потому что слушатели и так знают, что Майкл Джексон – это поп-певец. По тому же принципу на радиостанции, транслирующей футбольные матчи в прямом эфире, ни за что не встретить словосочетания «футболист Дэвид Бекхэм» – слушатели этого радио уж наверняка слышали, кто он такой.

 Учитесь у коллег

Существует огромное количество журналистов, которые прекрасно умеют писать подводки. Не стесняйтесь, задавайте вопросы, учитесь у своих коллег. Если вы услышали хорошую подводку, постарайтесь понять, как она составлена, чем она выделяется из ряда ей подобных. Если вдруг не будете знать, с чего начать, спросите себя, как бы вы описали происходящее одним предложением. Чаще всего именно это предложение и станет основой будущей подводки.

По материалам BB

Источник: http://oblako-media.ru/novosti/kak-sdelat-horoshuyu-podvodku-dlya-reportazha/

Позитивный настрой, полезная информация, анонсы и интерактивы – как удержать внимание слушателей комментариями, объясняет радиоведущий, заведующий учебной частью «Школы Радио» Эдуард Костюков

Тексты, которые ведущий музыкального радио (RDJ) озвучивает в эфире, называются подводками или комментариями. Их средняя продолжительность – от 15 до 30 секунд. Количество и распределение по часу эфира регулируется так называемым «клоком» – схемой одного часа эфира конкретной радиостанции, принятой за образец. Выходов в течение часа может быть и два, и три, и пять. Свой комментарий ведущий чаще всего произносит на «хвосте» (outro) песни. По его окончании начинается либо следующая по программе (плей-листу) песня, либо реклама, либо рубрика. Основная задача ведущего музыкального эфира – удержать слушателя на волне своей радиостанции. Поэтому представлять песни, звучащие в эфире, нужно максимально ярко, чтобы у аудитории появилось ощущение некоего музыкального эксклюзива и абсолютной невозможности пропустить хотя бы одну из композиций, которые будут звучать  в ближайшее время.

Помимо представления музыкальных композиций, ведущий должен создавать общий позитивный настрой, сообщать слушателю что-то полезное (к примеру, прогноз погоды), интересное (например, какой-то факт из биографии исполнителя), вручать ему призы и подарки, зачитывать в эфире его приветы. Все это и называется на радиостанциях ведением музыкального (линейного) эфира.

Эдуард Костюков Эдуард Костюков 

По аналогии с фигурным катанием, где у спортсменов есть «обязательная программа» и «показательные выступления», структура подводки может выглядеть следующим образом: 

  • «обязательная программа» – все, что по требованиям конкретной радиостанции ведущий обязан говорить в каждом своем выходе: текущее время, название текущей композиции, анонс следующих по плей-листу песен, название станции и т.д.
  • «показательное выступление» – все остальное, что ведущему захотелось сказать по поводу звучащей в эфире песни, ну или вообще сказать в эфире в данный момент времени.

Тем не менее, содержание конкретного выхода в эфир зависит от его типа. Различают несколько типов выходов.

1. Выход-приветствие в начале каждого часа

Обязательные его элементы: название радиостанции, имя ведущего, благодарность предыдущему ведущему (если прошло не более 10 минут, и аудитория еще не успела полностью обновиться), пожелание доброго дня, вечера и прочее, анонс предстоящих игр, рубрик, интервью, лучших песен часа (иногда с отрывками из них). 
Все остальное зависит от фантазии диджея.

2. Актуально-оперативные выходы (сервисная информация)

В этих выходах ведущий знакомит слушателей, к примеру, с прогнозом погоды или ситуацией на дорогах.


Основное требование к ним: предоставление только полезной и точной информации без ненужных подробностей. Собственные комментарии допустимы, но в минимальных объемах. Этот тип выходов обычно делается не на «хвостах» песен, а на специальных музыкальных подложках. 

3. Выход-анонс 

Ведущий музыкального эфира – личность, но он работает в команде, и ему необходимо время от времени анонсировать организуемые радиостанцией вечеринки, концерты и другие акции (эфирные и не эфирные), рубрики, программы, вечерние и утренние шоу. Не стоит анонсировать сразу все. Один выход – анонс одного события. Обязательны дата, время и место его проведения. Само событие нужно описать так, чтобы слушателю непременно захотелось стать его участником, будь то дискотека или программа по заявкам. 

4. Выход-интерактив

Пижамная вечеринка на радио
Интерактив на радио – это обратная связь с аудиторией радиостанции: викторины, розыгрыши, ток-шоу, программы по заявкам. Интерактивные выходы могут проходить как с участием самого слушателя (в этом случае телефонный звонок выводится в прямой эфир), так и без его участия. Во втором случае в эфире зачитываются присланные им приветы, поздравления, музыкальные заявки и прочее.  Выходы этого типа должны быть тщательно подготовлены. Сообщения слушателей нужно предварительно вычитать и отредактировать, разумеется, без изменения основного смысла. Не стоит выдавать в эфир откровенные глупости: «Вася передает привет Оле, которая сидит рядом», «Саня, бросай работу, пошли пить пиво» и так далее. Это плохо влияет на имидж радиостанции. Присланные сообщения, как правило, можно комментировать. Однако не стоит забывать о такте и чувстве меры, так как человека легко обидеть.
 

5. Выход-информация 

Как писал Дейл Карнеги, «чтобы быть интересным, нужно быть интересующимся». В подводке этого типа, ведущий сообщает аудитории интересный факт о песне или её исполнителе, цитирует отрывок из интервью с ним, озвучивает музыкальную или любую другую новость об этой персоне.

Не стоит забывать о правдивости, выдаваемой в эфир информации, эмоциональности подачи и необходимости переработки текста первоисточника (рерайтинге). Этот приём подходит ведущим радиостанций, адресованных достаточно молодой и активной аудитории, для которой более важна общая информативность выхода ведущего, нежели его «размышления на тему».

6. Выход-зацепка (выход-настроение)

Как однажды заметил Рихард Вагнер: «Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль», поэтому чаще всего ход мыслей ведущего в этом типе комментария задается либо названием песни, на которой этот выход делается, либо произвольно выбранной из текста песни фразой (как правило, последней строчкой припева). Иными словами, ведущий «цепляется» к песне, отталкивается от ее текста. У этого типа выхода есть другое название: «выход–настроение», так как его основная задача – создать (поддержать) у слушателя позитивный настрой. Кстати, не стоит к примитивному тексту песни придумывать глубокий философский комментарий – это будет звучать довольно странно. Но это не значит, что подводка, в соответствии с текстом, должна автоматически стать примитивной. Она должна быть легкой и не слишком заумной, но вовсе не глупой. Если не получается, ведущий всегда может заменить «зацепку» другим типом выхода. Например, анонсом или информацией.

Кадр из фильма «День радио»Кадр из фильма «День радио»​

Приемы для выхода-зацепки

  • «Я – философ» или так называемый, авторский комментарий (собственные размышления ведущего на заданную песней тему + «обязательная программа»). Больше подходит музыкальным радиостанциям, нацеленным на взрослую «думающую» аудиторию.
  • «Арендованная мудрость» (афоризм, высказывание известного человека, пословица, поговорка, цитата из фильма на заданную песней тему + «обязательная программа»).
  • «Шутка (анекдот) в тему» + «обязательная программа». Однако не стоит забывать, что анекдот должен быть коротким, его нужно уметь рассказывать, а уровень юмора должен соответствовать целевой аудитории вашей радиостанции.
  • «Блеснуть эрудицией» + «обязательная программа».

Подводка, написанная с использованием этого приема, заметно пересекается с выходом–информацией, но здесь в эфир выдается скорее не информация об артисте или песне, а что-то интересное на тему этой песни. К примеру, на outro композиции Rihanna «Diamonds» можно говорить не об очередной раз сменившей образ Риане или о том, что этот сингл оказался на первых местах чартов восьми стран, а сообщить аудитории название и стоимость самого крупного бриллианта в мире. 
 

Задание

К каждой из перечисленных ниже композиций придумайте комментарий (подводку). Тип выхода: зацепка или информация. Говорим на outro. Сразу после песни – рекламный блок. Подумайте, на каких радиостанциях могли бы звучать эти композиции. Название одной из них должно обязательно прозвучать в вашем тексте. Кто выполнит задание – проходит на обучение в «Школу Радио» без кастинга с 50% скидкой на обучение. Удачи! 

  • SIA – Unstoppable.
  • Михаил Боярский – Зеленоглазое такси.
  • Би-2 – Компромисс.
 

  Эдуард Костюков 

Популярный радиоведущий, актер 

Заведующий учебной частью Школы Радио. Ведущий радиостанций «ХИТ ФМ», «Авторадио», «Energy», «DISCO», «Юмор FM», МТРК «Мир». Программный директор в рамках интернет-проекта «101.RU». 
 

 

источник: tvkinoradio.ru 

Одной из главной составляющей сценария любого мероприятия являются подводки к концертным номерам. Эти небольшие по объему тексты в стихах или в прозе помогают сделать номер интереснее и ярче. 

Недостаточно выйти на сцену и просто рассказать красивый стих в честь торжества: нужно знать, как связать номера между собой, как подвести и подготовить публику к номеру.

Приветственные слова ведущего на концерте

Главную роль играют вступительные слова ведущего на концерте, ведь очень важно захватить внимание зрителя с первого момента. 

Ведущий концерта

Для того, чтобы правильно начать концерт и заинтересовать приглашенных, ведущий должен владеть ораторским мастерством и следовать заранее составленному сценарию.

Большинство ораторов используют стандартную схему приветствия.

Ведущий приветствует собравшихся зрителей:

  • «Добрый вечер, уважаемые зрители!».


  • «Приветствую, дамы и господа».


  • «Дорогие друзья! Рада приветствовать вас на нашем концерте»;

Далее нужно озвучить цель и название мероприятия. 

Пример для праздника Дня Победы:

«В этот замечательный вечер мы хотим почтить память всех тех, кто покинул нас, защищая нашу страну».

Подводка к началу концерта

Праздник ко Дню матери можно начать четверостишием о маме:

«День Матери – достойный, добрый праздник,


Который входит солнышком в семью.


И не приятно разве каждой маме,


Когда ей честь по праву воздают».

Дать понять зрителю, зачем он пришел на концерт, и почему это так важно:

«В этом зале присутствуют люди, без которых не состоялось бы это мероприятие. Благодаря вашему вкладу мы имеем возможность помочь нуждающимся и изменить судьбы многих страждущих людей»;

  1. Рассказать вкратце о самом мероприятии и что входит в концертную программу. Например, танцы, песни или небольшие постановки.

  2. Огласить, кто из знаменитостей, экспертов или политиков приглашен на данное мероприятие.

  3. Рассказать, какие вопросы будут затронуты в ходе концерта. Например, концерт посвящен ветеранам войны или ностальгии по Советскому Союзу.

  4. И последний этап: можно закончить вступление и передать слово другому ведущему или начать выступление сразу.

Во время произнесения речи нужно не забывать о самой аудитории: ведущий должен упомянуть о вкладе зрителей, объяснить, почему их присутствие имеет огромное значение.

Концертные вставки и связки между номерами

На каждом концертном номере должен присутствовать не только ведущий, но и конферансье. О человеке, исполняющем эту роль, мало кто знает, но без него мероприятие обречено на провал. 

Конферансье

Задача конферансье состоит в том, что в перерывах между выступлениями артистов он ведет со зрителями диалог, пытается разрядить обстановку и поддерживает интерес аудитории до последнего номера.

Например, это может быть стих:

«Мне приветствовать вас и легко, и хитро,


Я на сцене стою в двух шагах от метро…


Вся страна моя праздником общим живет,


Вот и к нашей эстраде подходит народ…


От лихой непогоды нас, Господь, сбереги!


Все яснее, все громче я слышу шаги!..».

После этого можно объявить песню, танец или передать слово второму ведущему.

Как объявить танец на концерте

Если в программе концерта присутствуют танцевальные номера, возникает необходимость объявить выступающих оригинально и интересно. В этом поможет фантазия ведущего, ведь просто назвать имя и фамилию хореографа или псевдоним группы недостаточно.

Подводка к танцам

Примеры:

Если танцевальная группа называется «Стюардессы», можно объявить танец с их участием таким образом:

«Самолета у нас, конечно, нет, но это еще не значит, что не должно быть прекрасных стюардесс. Итак, встречайте, «Стюардессы» не в аэропорту, а в нашем зале!»;


Любой детский танец можно сопроводить словами:


«Пусть вновь музыка звучит!


Кто танцует, кто стоит,


Спинкой стенку подпирает,


Не танцует, не играет!


Скромность нынче не для вас,


Танцевать прошу я вас!». 

Встречайте, танцевальный коллектив «Колокольчики» покажет танец «Сударыня».

Как объявить песню на концерте

Объявление о выступлении певца зависит от разновидности концерта. Если это сольный концерт, который посвящен одному исполнителю, не стоит выходить на сцену и объявлять каждый раз о выступающем и его номере. 

Объявление песни

Но если это, например, концерт художественной самодеятельности для детей или взрослых, нужно будет объявлять о выходе каждого коллектива и исполняемой им песни.

Подводка к песне о любви:

«Любви не нужно громких слов,


Их нужно сердцем говорить.


В ней неба ширь без берегов,


И неба тучею не скрыть».


Образец подводки к песне «Облака из пластилина»:


«Я зверей и птиц люблю.


Я зверей и птиц леплю.


Я слепила попугая –


На ворону он похож.


Отчего — сама не знаю —


Вместо кошки вышел еж.


Потрудилась я немало,


Чтоб лиса лисою стала.


А кита вчера лепила –


Пластилина не хватило!».

Подводки к частушкам на концерте

Для того, чтобы привнести разнообразия в номер и развеселить публику, можно написать подводку, которую нужно произносить перед частушками или песнями. Подводка – это небольшой по объему текст в прозе или стихах. 

Частушки

Что нужно упомянуть при написании подобного текста? Если участник выступает с мамой, можно в подводке упомянуть о том, как сильно он ее любит. 

Например:

«Мамуль, иди сюда скорее,


«Дочурка с мамой»- наш дуэт!


На свете нет тебя милее,


Родней и ближе тоже нет!».

Стихотворные подводки к песням

Перед тем, как спеть песню, выступающий может рассказать веселую стихотворную подводку, чтобы развеселить зрителей. Тема подводки зависит от текста народной песни и того, с кем поет участник. 

Ведущие концерта

В стихотворной подводке можно упомянуть своего напарника, пошутить, обратить внимание на обстановку или сделать небольшой анонс песне.

Образец:

«Вместе мы не огорчаемся,


Все друг другу улыбаются


И с отличным настроением


Занимаемся мы пением».

Заключительные слова ведущего на концерте

Концовка праздничной программы также очень важна, так как от этого зависит, в каком настроении зрители покинут зал. Заканчивает ряд выступлений тот, кто их начал – ведущий или конферансье. 

Завершение концерта

Для этого ему нужно придумать финальное обращение к зрителям, которое будет содержать красивые слова и запомнится аудитории надолго.

Что необходимо упомянуть в конце праздника? В первую очередь нужно напомнить зрителям, кто выступал на концерте, и выразить им отдельную благодарность. 

Например, если концерт устраивали в честь 8 марта, можно завершить мероприятие так:

«В завершение этого прекрасного вечера хотим еще раз поблагодарить наших любимых мам и жен за заботу, теплоту и ласку. Пусть каждый день будет солнечным и приносит только положительные эмоции. А также, хотим поблагодарить наших прекрасных зрительниц за то, что пришли на наш концерт и стали главным украшением зала».

Завершить мероприятие можно эффектным слоганом или цитатой известного писателя:

«Не говори, что мир печален,


Не говори, что трудно жить,


Умей средь жизненных развалин


Смеяться, верить и любить».


Также можно завершить мероприятие стихом:


«Добра и счастья вам без края,


Чтоб сердце билось без помех,


Работа спорилась любая,


Во всем сопутствовал успех!


Концерт наш подошел к концу.


И вот, что получается,


Все хорошо, что хорошо кончается!


До свидания!».


Эдуард Костюков Тексты, которые ведущий музыкального радио (RDJ) озвучивает в эфире, называются подводками или комментариями. Их средняя продолжительность – от 15 до 30 секунд. Количество и распределение по часу эфира регулируется так называемым «клоком» – схемой одного часа эфира конкретной радиостанции, принятой за образец. Выходов в течение часа может быть и два, и три, и пять. Свой комментарий ведущий чаще всего произносит на «хвосте» (outro) песни. По его окончании начинается либо следующая по программе (плей-листу) песня, либо реклама, либо рубрика.

Основная задача ведущего музыкального эфира – удержать слушателя на волне своей радиостанции. Поэтому представлять песни, звучащие в эфире, нужно максимально ярко, чтобы у аудитории появилось ощущение некоего музыкального эксклюзива и абсолютной невозможности пропустить хотя бы одну из композиций, которые будут звучать  в ближайшее время.

Помимо представления музыкальных композиций, ведущий должен создавать общий позитивный настрой, сообщать слушателю что-то полезное (к примеру, прогноз погоды), интересное (например, какой-то факт из биографии исполнителя), вручать ему призы и подарки, зачитывать в эфире его приветы. Все это и называется на радиостанциях ведением музыкального (линейного) эфира.

Эдуард Костюков Эдуард Костюков

По аналогии с фигурным катанием, где у спортсменов есть «обязательная программа» и «показательные выступления», структура подводки может выглядеть следующим образом:

  • «обязательная программа» – все, что по требованиям конкретной радиостанции ведущий обязан говорить в каждом своем выходе: текущее время, название текущей композиции, анонс следующих по плей-листу песен, название станции и т.д.
  • «показательное выступление» – все остальное, что ведущему захотелось сказать по поводу звучащей в эфире песни, ну или вообще сказать в эфире в данный момент времени.

Тем не менее, содержание конкретного выхода в эфир зависит от его типа. Различают несколько типов выходов.

1. Выход-приветствие в начале каждого часа

Обязательные его элементы: название радиостанции, имя ведущего, благодарность предыдущему ведущему (если прошло не более 10 минут, и аудитория еще не успела полностью обновиться), пожелание доброго дня, вечера и прочее, анонс предстоящих игр, рубрик, интервью, лучших песен часа (иногда с отрывками из них).
Все остальное зависит от фантазии диджея.

2. Актуально-оперативные выходы (сервисная информация)

В этих выходах ведущий знакомит слушателей, к примеру, с прогнозом погоды или ситуацией на дорогах.

Основное требование к ним: предоставление только полезной и точной информации без ненужных подробностей. Собственные комментарии допустимы, но в минимальных объемах. Этот тип выходов обычно делается не на «хвостах» песен, а на специальных музыкальных подложках.

3. Выход-анонс

Ведущий музыкального эфира – личность, но он работает в команде, и ему необходимо время от времени анонсировать организуемые радиостанцией вечеринки, концерты и другие акции (эфирные и не эфирные), рубрики, программы, вечерние и утренние шоу. Не стоит анонсировать сразу все. Один выход – анонс одного события. Обязательны дата, время и место его проведения. Само событие нужно описать так, чтобы слушателю непременно захотелось стать его участником, будь то дискотека или программа по заявкам.

4. Выход-интерактив

Пижамная вечеринка на радио

Интерактив на радио – это обратная связь с аудиторией радиостанции: викторины, розыгрыши, ток-шоу, программы по заявкам. Интерактивные выходы могут проходить как с участием самого слушателя (в этом случае телефонный звонок выводится в прямой эфир), так и без его участия. Во втором случае в эфире зачитываются присланные им приветы, поздравления, музыкальные заявки и прочее.  Выходы этого типа должны быть тщательно подготовлены. Сообщения слушателей нужно предварительно вычитать и отредактировать, разумеется, без изменения основного смысла. Не стоит выдавать в эфир откровенные глупости: «Вася передает привет Оле, которая сидит рядом», «Саня, бросай работу, пошли пить пиво» и так далее. Это плохо влияет на имидж радиостанции. Присланные сообщения, как правило, можно комментировать. Однако не стоит забывать о такте и чувстве меры, так как человека легко обидеть.

5. Выход-информация

Как писал Дейл Карнеги, «чтобы быть интересным, нужно быть интересующимся». В подводке этого типа, ведущий сообщает аудитории интересный факт о песне или её исполнителе, цитирует отрывок из интервью с ним, озвучивает музыкальную или любую другую новость об этой персоне.

Не стоит забывать о правдивости, выдаваемой в эфир информации, эмоциональности подачи и необходимости переработки текста первоисточника (рерайтинге). Этот приём подходит ведущим радиостанций, адресованных достаточно молодой и активной аудитории, для которой более важна общая информативность выхода ведущего, нежели его «размышления на тему».

6. Выход-зацепка (выход-настроение)

Как однажды заметил Рихард Вагнер: «Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль», поэтому чаще всего ход мыслей ведущего в этом типе комментария задается либо названием песни, на которой этот выход делается, либо произвольно выбранной из текста песни фразой (как правило, последней строчкой припева). Иными словами, ведущий «цепляется» к песне, отталкивается от ее текста. У этого типа выхода есть другое название: «выход–настроение», так как его основная задача – создать (поддержать) у слушателя позитивный настрой. Кстати, не стоит к примитивному тексту песни придумывать глубокий философский комментарий – это будет звучать довольно странно. Но это не значит, что подводка, в соответствии с текстом, должна автоматически стать примитивной. Она должна быть легкой и не слишком заумной, но вовсе не глупой. Если не получается, ведущий всегда может заменить «зацепку» другим типом выхода. Например, анонсом или информацией.

Кадр из фильма «День радио»Кадр из фильма «День радио»​

Приемы для выхода-зацепки

  • «Я – философ» или так называемый, авторский комментарий (собственные размышления ведущего на заданную песней тему + «обязательная программа»). Больше подходит музыкальным радиостанциям, нацеленным на взрослую «думающую» аудиторию.
  • «Арендованная мудрость» (афоризм, высказывание известного человека, пословица, поговорка, цитата из фильма на заданную песней тему + «обязательная программа»).
  • «Шутка (анекдот) в тему» + «обязательная программа». Однако не стоит забывать, что анекдот должен быть коротким, его нужно уметь рассказывать, а уровень юмора должен соответствовать целевой аудитории вашей радиостанции.
  • «Блеснуть эрудицией» + «обязательная программа».

Подводка, написанная с использованием этого приема, заметно пересекается с выходом–информацией, но здесь в эфир выдается скорее не информация об артисте или песне, а что-то интересное на тему этой песни. К примеру, на outro композиции Rihanna «Diamonds» можно говорить не об очередной раз сменившей образ Риане или о том, что этот сингл оказался на первых местах чартов восьми стран, а сообщить аудитории название и стоимость самого крупного бриллианта в мире.

Задание

К каждой из перечисленных ниже композиций придумайте комментарий (подводку). Тип выхода: зацепка или информация. Говорим на outro. Сразу после песни – рекламный блок. Подумайте, на каких радиостанциях могли бы звучать эти композиции. Название одной из них должно обязательно прозвучать в вашем тексте. Кто выполнит задание – проходит на обучение в «Школу Радио» без кастинга с 50% скидкой на обучение. Удачи!

  • SIA – Unstoppable.
  • Михаил Боярский – Зеленоглазое такси.
  • Би-2 – Компромисс.
Эдуард Костюков

Популярный радиоведущий, актер

Заведующий учебной частью Школы Радио. Ведущий радиостанций «ХИТ ФМ», «Авторадио», «Energy», «DISCO», «Юмор FM», МТРК «Мир». Программный директор в рамках интернет-проекта «101.RU».

Рекламная подача — рекламные материалы, которые вы готовите для блогера, который вас рекламирует (или организаторам марафонов и гивов, которые презентуют участников). Подача отражает ваше позиционирование, завлекает и аргументирует, почему на вас надо подписаться.

Рекламная подача состоит из подводки, рекомендации и макета. Последнее — необязательно в рекламе у блогера, но макеты активно используются в таргетированной рекламе.

Подводка — контент, который готовит подписчика к рекламе, «прогревает». Если реклама в историях, подводка занимает обычно 1-3 истории без отметки вашего блога. Она привлекает внимание к проблеме, которую решает ваш блог.

Рекомендация — основные тезисы по теме вашего блога, которые озвучивает блогер и отмечает ваш аккаунт. Рекомендация занимает 1-3 истории и раскрывает вашу экспертность, личность и мотивацию для подписки (пользу для подписчика, которую он получит в блоге).

Макет — изображение или видео, которые отражают тезисы, подходящие по сценарию рекламной подачи. Задача макета познакомить поближе с блогом, проиллюстрировать контент или автора блога.

Рекламную подводку блогер делает самостоятельно, опираясь на собственный анализ вашего блога, тезисы и техническое задание, которое вы прислали. Так как у каждого блогера своя манера общения с аудиторией, своя концепция блога и фишки, ему может быть виднее, как привлечь внимание подписчиков к вашему блогу или продукту.

Но вы можете порекомендовать, как вы видите подводку к рекламе, что у вас ранее хорошо работало в рекламе, а также уточнить, на чем нужно сделать акцент.

Например, реклама фудблогера не сработает, если блогер сам не приготовит что-нибудь по рецепту в подводке. Поэтому все фудблогеры указывают, что в подводке надо обязательно показать процесс приготовления и результат, снять блюдо при хорошем освещении и рассказать, понравился ли вкус.

Если вы рекламируете продукт, то имеете полное право попросить в подводке показать товар в деле, чтобы подписчики заинтересовались темой ещё до рекламы.

Популярные приёмы в подводке к рекламе:

1. Открытые вопросы, опросы, тесты, викторины для подписчиков, которые обращаются к боли, которую решает ваш блог.

«Вы уже придумали, куда поедете на майские праздники? Закрытые границы сильно усложнили нам поиск места для отдыха. Я искала информацию про доступные варианты неделю, и нашла наконец-то место, где собрана куча идей для самостоятельных путешествия…»

2. Обращение к личному опыту, связанному с темой рекламируемого блога или продукта.

«Нашей собаке Тосе уже 10 лет, в таком возрасте часто вылезают болячки. Месяц назад я заметила у Тоси пятнышко на лапе, которого раньше не было. Поехали к ветеринару через полгорода, но мне ничего путного не сказали, только время и деньги потратили. Сейчас наконец-то нашла толковый блог ветеринара-кинолога, в постах куча полезной информации по уходу и дрессировке. И нашла пост о том, что собаки часто вылизывают лапы из-за скуки, и из-за этого появляются пятна, но ничего страшного в этом нет. А вот в этом посте собрана суперская подборка с играми для развития интеллекта собаки…»

3. Тестирование продукта / услуги.

«После переезда в Москву никак не могу найти своего мастера по маникюру. Уже протестировала десятки популярных студий, использовала ваши рекомендации и даже ходила в ближайшие салоны. Только сейчас смогла найти идеального мастера. Смогла быстро записаться на удобную дату, в студии чисто и красиво, клиентам дают шампанское и включают любимый сериал во время процедуры. Вот как выглядел мой маникюр в день процедуры, а вот его идеальное состояние спустя 3 недели. Рекомендую…»

В рекомендации блогер озвучивает основные тезисы о вашем блоге своими словами, отмечает ваш блог и призывает подписаться. Тезисы о вашем блоге должны отражать вашу экспертность и личность, но главное — сразу должно быть понятно, какую пользу вы даёте. В чем смысл подписываться на ваш блог.

Тезисы должны логично вытекать из концепции блога и распаковки вашей личности. Если с этим возникают сложности, идем по алгоритму ниже.

Как составить рекламные тезисы

1. Определите основную «боль», которую решает контент в вашем блоге.

Для этого посмотрите, посты или истории на какую тему собирали наибольший отклик. Проанализируйте, какие вопросы вам чаще всего задают в комментариях или в директе.

2. Сформулируйте, как ваш блог решает эту боль.

Выделите 3-4 тезиса, которые отразят суть блога и не оставят сомнений, что вы сможете решить проблему заинтересованного человека.

Например, у Маши в фудблоге чаще всего сохраняют рецепты быстрых тортов, поэтому один из тезисов для рекламы — «В блоге Маши вы найдете рецепты тортов, которые можно приготовить за 20 минут».

3. Добавьте доказательства.

Почему вам можно верить? Кто вы, какой ваш опыт подтверждает, что вы разбираетесь в теме.

Например, при рекламе фудблога Маши, используется тезис «Маша основала сеть кондитерских и написала кулинарную книгу»

4. Усильте тезисы цифрами и фактами.

Например, не «я опытный репетитор английского», а «9 из 10 моих студентов сдают IELTS на 8 и более баллов».

5. Добавьте призыв к действию.

В конце блогер должен мотивировать на вас подписаться. Для усиления эффекта можно добавить лид-магнит, который подписчики получат по кодовому слову вам в директ.

Например, «подпишись, чтобы готовить дома как в ресторане. За подписку Маша дарит сборник простых рецептов завтраков, напишите ей в директ «завтрак».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить резюме для должности в своей же компании
  • Как найти пвп сервер
  • Как найти угол если известна скорость
  • Жесткий диск начал щелкать как исправить
  • Как найти сопротивление конденсатора через емкость