Как составить полилог образец

Полилог — разновидность диалога. В отличие от диалога, во время которого разговаривают два персонажа, в полилоге участвуют трое и более героев. Полилог буквально переводится с греческого, как «речь многих». Говорящие обмениваются репликами, развивая тему общей беседы.
Отличительной особенностью полилога становится маркирование каждой реплики, то есть обозначение того, кто говорит: «сказал Дима», «добавила Марина», «возмутился Олег», «подтверфдила Ольга».
Если в диалоге два лица могут говорить друг с другом, просто обмениваясь репликами без маркирования их автором (то есть после каждого высказывания автор не пишет, кто и что сказал), потому что читателю и так понятно, кто разговаривает, то в полилоге читатель может запутаться в репликах. И автору нужно внимательно выстраивать полилог, чтобы, с одной стороны, не нарушать внутреннюю логику беседы, а с другой —  чтобы не усложнять читателю задачу, заставляя его угадывать, кому принадлежит та или иная реплика. Для этого полилог можно разбавлять авторской речью, обозначающей действия героев.

В остальном полилог оформляется так же, как и диалог: каждая реплика персонажа начинается с новой строки, перед высказыванием ставится знак тире «—», после высказывания персонажа, ставится запятая или точка, речь автора отделяется тире  «—».

— Говорит первый персонаж. — Говорит автор.
— Говорит второй персонаж, — говорит автор.
— Говорит третий персонаж, — говорит автор, — продолжает говорить третий персонаж.

Требования, которые читатель всегда предъявляет к диалогам, в том числе и к полилогу, предельно просты: разговоры персонажей должны быть естественны, соответствовать их возрасту, социальному положению, образованию и т.д. Сейчас, во время оттаивания навыка писать естественные полилоги, раскрытие темы беседы может быть не так важно, как сама техника исполнения беседы. Умение переключаться между репликами персонажей, держать нить беседы.
Мы уверены, что у вас все получится. Вперед!

[ Шаг первый ]: Изучаем теорию

Прочитайте теоритический материал. После прочтения переходите к следующему шагу.

[ Шаг второй ]: Примеры в мировой литературе — учимся у известных писателей

Прочитайте текст приведенный нашей редакцией для примера.

Андрей Аствацатуров «Не кормите и не трогайте пеликанов»

– Как тебе удалось деньги из него выцарапать? – спросил Погребняк.
На худом, покрытом морщинами лице Лёни Гвоздева заиграла довольная ухмылка, татарские глаза весело сузились.
– Проще пареной репы…
Мы втроем сидели в ресторане на Васильевском и отмечали нашу первую зарплату. Сделали заказ и теперь ждали, когда принесут салат и водку.
– Вы оба, – Гвоздев для пущего эффекта зажег сигарету, – просто не знаете, как с такими красавцами разговаривают творческие люди. Слушайте!
– Давай, Лёня, рассказывай, – поторопил философ-постмодернист. – Творческий ты наш…
– Короче, – начал Гвоздев. – Явился я в приемную. Там, короче, секретарша Зоя. Она мне, кстати, сразу понравилась. Сиськи – во!
Гвоздев показал руками.
– Во-первых, – остановил я его, – не надо такие вещи на себе показывать. А во-вторых, давай не про сиськи, это неинтересно.»

«– Почему? – воодушевился вдруг Погребняк. – Мне, например, очень интересно.
Гвоздев затянулся сигаретой.
– Короче, – снова начал он. – Прихожу я. Представился в приемной, что, мол, я к Геннадию Палычу, так, мол, и так, зовут – Леонид Гвоздев, художник, член-многочлен творческих союзов, лауреат премий. “Вас пригласят”, – говорит эта Зоя. Посидел-подождал, Зою поразглядывал. “Какие, говорю, у вас, Зоя… ну, эти… в смысле… планы на вечер?” Но тут меня вызвали. Захожу, короче, в кабинет Геннадий Палыча, а там, мужики… охренеть! Дубовый стол, огромный такой, размером с теннисный, резные кресла, старинный паркет, да еще ковер на полу. Короче, бабла потрачено – караул…
– Да мы знаем, Гвоздев, – сказал я устало. – Бывали. Ты давай лучше дело говори…
Гвоздев потушил сигарету.
Явилась официантка с салатами на подносе и графином водки.
– О! – обрадовался Гвоздев. – Очень кстати, девушка.
Он разлил водку.
– За вас, мужики!
Мы выпили.

Лев Толстой «Война и мир»

 – Когда я имел счастье видеть в последний раз блаженной и печальной памяти герцога Энгиенского, – начал виконт с изящной грустью в голосе, оглядывая слушателей, – он в самых лестных выражениях говорил о красоте и гениальности великой Жорж. Кто не знает этой гениальной и прелестной женщины? Я выразил свое удивление, каким образом герцог мог узнать ее, не быв в Париже эти последние годы. Герцог улыбнулся и сказал мне, что Париж не так далек от Мангейма, как это кажется. Я ужаснулся и высказал его высочеству свой страх при мысли о посещении им Парижа. «Сударь, – сказал я, – бог знает, не окружены ли мы здесь изменниками и предателями и не будет ли ваше присутствие в Париже, как бы тайно оно ни было, известно Буонапарте?» Но герцог только улыбнулся на мои слова с рыцарством и отважностью, составляющими отличительную черту его фамилии.
 – Дом Конде – ветка лавра, привитая к дереву Бурбонов, как говорил недавно Питт, – сказал монотонно князь Василий, как будто он диктовал какому-то невидимому писцу.
 –  Господин Питт очень хорошо выразился, –  лаконически прибавил его сын Ипполит, решительно поворачиваясь на кресле туловищем в одну, а ногами в противоположную сторону, торопливо поймав лорнетку и устремив сквозь нее свой взгляд на родителя.
 –  Одним словом, –  продолжал виконт, обращаясь преимущественно к красавице княжне, которая не спускала с него глаз, –  я должен был оставить Этенгейм и узнал уже потом, что герцог, увлеченный своею отвагой, ездил в Париж, делал честь мадемуазель Жорж не только восхищаться ею, но и посещать ее.
–  Но у него была сердечная привязанность к принцессе Шарлотте де Роган Рошфор, –  горячо перебила Анна Павловна. –  Говорили, что он тайно был женат на ней, –  сказала она, видимо, испуганная будущим содержанием рассказа, который ей казался слишком вольным в присутствии молодой девушки.
–  Одна привязанность не мешает другой, –  продолжал виконт, тонко улыбаясь и не замечая опасений Анны Павловны. –  Но дело в том, что мадемуазель Жорж прежде своего сближения с герцогом пользовалась сближением с другим человеком.
Он помолчал.
–  Человека этого звали Буонапарте, –  произнес он, с улыбкой оглянув слушателей.
Анна Павловна, в свою очередь, оглянулась беспокойно, видя, что рассказ делается опаснее и опаснее.
–  Так вот, –  продолжал виконт, –  новый султан из «Тысячи и одной ночи» не пренебрегал частенько проводить свои вечера у самой красивой, самой приятной женщины во Франции. И мадемуазель Жорж, –  он помолчал, пожав выразительно плечами, –  должна была превратить необходимость в добродетель. Счастливец Буонапарте приезжал обыкновенно по вечерам, не назначая своих дней.
–  Ах! Я предвижу, и мне становится жутко, –  пожимая полными и гибкими плечиками, сказала маленькая хорошенькая княгиня.
Пожилая дама, сидевшая весь вечер подле тетушки, перешла к кружку рассказчика, покачав головою и улыбнувшись значительно и грустно.
–  Это ужасно, не правда ли? –  сказала она, хотя, очевидно, и не слыхала начала истории. На неуместность ее замечания и на нее саму никто не обратил внимания.
Князь Ипполит объявил быстро и громко:
–  Жорж в роли Клитемнестры удивительна!
Анна Павловна молчала и находилась в беспокойстве, не решив еще окончательно в своем уме, прилично или неприлично было то, что рассказывал виконт. С одной стороны –  вечерние посещения актрис, с другой стороны –  ежели уж виконт де Мортемар, родственник Монморанси через Роганов, лучший представитель Сен-Жерменского предместья, в гостиной будет говорить неприлично?сти, то кто же, наконец, знает, что прилично и неприлично?
–  В один вечер, –  продолжал виконт, оглядывая слушателей и оживляясь, –  Клитемнестра эта, прельстив весь театр своею удивительною передачей Расина, возвратилась домой и думала отдохнуть от усталости и волнения. Она не ждала султана.
Анна Павловна вздрогнула при слове «султан». Княжна опустила глаза и перестала улыбаться.
–  Как вдруг служанка доложила, что бывший виконт Рокрой желает видеть великую актрису. Рокрой –  так называл себя герцог. Он был принят, –  прибавил виконт и, помолчав несколько секунд, чтобы дать понять, что он не все рассказывает, что знает, продолжал: –  Стол блестел хрусталем, эмалью, серебром и фарфором. Стояли два прибора, время летело незаметно, и наслаждение…
Неожиданно в этом месте рассказа князь Ипполит произвел странный громкий звук, который одни приняли за кашель, другие за сморканье, мычанье или смех, и стал торопливо ловить упущенный лорнет. Рассказчик удивленно остановился. Анна Павловна испуганно перебила описание наслаждений, которые с таким вкусом описывал виконт.
–  Не томите нас, виконт, –  сказала она.
Виконт улыбнулся.
–  Наслаждение превращало часы в минуты, как вдруг послышался звонок, и испуганная горничная, дрожа, прибежала объ?явить, что звонит страшный бонапартовский мамелюк и что ужасный господин его уже стоит у подъезда…
–  Прелестно, –  прошептала маленькая княгиня, втыкая иголку в работу, как будто в знак того, что интерес и прелесть истории мешают ей продолжать работу.
Виконт оценил эту молчаливую похвалу и, благодарно улыбнувшись, хотел продолжать, когда в гостиную вошло новое лицо и произвело необходимую остановку.

[ Шаг третий ]: Анализируем тексты других авторов

Прочитайте приведенные ниже тексты. Оцените, насколько они соответствуют заданию. Напишите под каждым текстом, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему.

Задание:

Создать усложненную версию диалога – полилог, то есть разговор, в котором участвуют три и более персонажей. Например, коллеги по работе, студенты одной учебной группы, одноклассники, пассажиры поезда, туристы на стоянке, директора на совещании, бизнесмены на конференции и т.д. Для упрощения работы зададим тему – пусть участники полилога пребывают в ожидании чего-нибудь (конца рабочего дня, появления преподавателя или контролера, прибытия парома, начала банкета или выступления министра финансов и т.д.). Дождутся герои или нет – решать автору. При прочтении должно быть понятно кто участвует в диалоге.

Текст для анализа:

Четверо эрян осторожно приблизились к неподвижному лежачему объекту с установлением дистанции, утверждённой правилами техники безопасности при обнаружении материальных либо эфирно-энергетических областей. Он находился на плотном песчаном грунте, под полупрозрачным куполом, который образовали ветви-щупальца желеобразных деревьев. Жители Сизой Планеты, а именно эти путевые обходчики, просканировали то, что до начала простейшей исследовательской операции участники мысленно, каждый про себя и с ясностью друг для друга, определили в категорию «Субъект».
— Ждём прибытия знатоков из центра, я сообщил о находке, — Рью, управленец группы, начертил на грунте платиновым грифелем перед собой дугу, выгнутую вовнутрь его тела. То же самое сделали остальные. Из серебристой линии появились мельчайшие ромбические частицы. Делением они создавали подобия. Неисчислимое множество сохраняло высокую скорость движения кверху и ткало голубоватое полотно к скрещиванию потоков над инородным телом. — Пусть гость расскажет о себе столько, сколько мы ещё о нём не знаем. Разрешаю использовать вербальную связь.
— А что за великая тайна, Рью? — Тью не очень любил свой хрипловатый голос, но применял охотно, не всё же мыслями обмен. — Под внешней вздутой упаковкой внутренняя функционирует — к нам прибыл посланник Земли в пепельно-скромном скафандре.
— Просочился в дивный мир, от глаз людских сокрытый… — Фью коснулся острым кончиком раздвоенной верхней конечности нежного структурой, разведывательного течения, — наверное, в надежде на удачу. Ха-ха. Этот земной марсианин случайно, естественно, как же иначе, наткнулся на тайный портал.
— Фью, не твой ли предок участвовал в его разработке и последующей установке? — Рью нравилось слушать шелестение наружных слов. Он сравнивал их с розовыми лепестками, бегущими от ласки ветра по серым тропинкам меж полей в межсезонье.
— Да, ты прав, старший. Также архитектор настоятельно советовал закрыть, уничтожить, вход в иные просторы после того, как последний из современников прошлого покинет завядшую обитель. Марсом наречённую не нами.
— Но им изредка пользуются, — Тью известно о нескольких похожих, с малой долей морфологического отличия, пропускных пунктах на некоторых других шаровидных формах Млечного Пути. Тью приходилось по воле избранной стези пересекать пороги. — Порталы, которые мне знакомы, опечатаны. Не войти, не выйти. Всё. Ключи расщеплены.
— Всё верно, Тью-путешественник, — Рью подмигнул компании верхним агатовым глазом, нижний, что под ним, довольно улыбался, — отправлены в небытие. Целесообразнее взять под контроль одни врата, не так ли?
— И вот что из этого получилось, — Фью, словно в замедленной съёмке, махнул двумя, говоря языком человеческим, руками в сторону пришлого представителя в бессознательном состоянии, — сюрприз. Для нашей новой дара-цитадели. Что станет с ним, Рью?
— Его имя Хью. — Лью предпочитал ментально-коммуникабельную деятельность без задействования голосовых образований. Но если сказать, почему бы не тем, кто желает его выражения слуху. — Он слишком далеко отошёл от базы. По Марсу бродит вторую неделю. Впервые на красной планете. Отклонился от курса. Помнит, как почувствовал притяжение. Как ощущал долгий полёт. Как белёсые лучи нашего Светила лизнули сетчатку, а желейные ветви мягко подхватили и опустили на грунт. Он скоро проснётся. Мы должны петь ему колыбельные. Пусть потоки журчат.
— Лью, а мнение о будущем пришельца? — Задав вопрос, Рью обратил к одному интерес ото всех. — Будет ли оно звучать в унисон для нас?
— Ожидаете гуманности от специалистов? Она возможна. Из соображений безопасности я бы лично опечатал портал навсегда. Если дверь открыта, в неё могут зайти. Природа врат и до нынешних вех не изучена полностью. Эта живая почва с потенциалом к развитию. Иноземное на благодатной поверхности Эры впервые за сотни лет. Технологиям нашей цивилизации подвластны воспоминания Хью.
— Поколдовать над ними, чтобы ни о чём, — продолжает Фью, — и отослать обратно.
— Оборвать все нити с параллелью, — произнося предложение, Тью устремляет взор к трём светящимся точкам на аквамариновом небосводе в сумеречный промежуток времени. — Великими трудами и величеством Случайностью нам открылась смежная Вселенная. Благоухающая Эра. Вселенная, в которой три, реальных, как и Эра, отрадных плоти человеческой, Земли. Так близко. Сон, Хью, то был сон, Хью. Из соображений безопасности.

Задание:

Создать усложненную версию диалога – полилог, то есть разговор, в котором участвуют три и более персонажей. Например, коллеги по работе, студенты одной учебной группы, одноклассники, пассажиры поезда, туристы на стоянке, директора на совещании, бизнесмены на конференции и т.д. Для упрощения работы зададим тему – пусть участники полилога пребывают в ожидании чего-нибудь (конца рабочего дня, появления преподавателя или контролера, прибытия парома, начала банкета или выступления министра финансов и т.д.). Дождутся герои или нет – решать автору. При прочтении должно быть понятно кто участвует в диалоге.

Текст для анализа:

Это случилось зимним утром. В 8 б классе в первый раз за столько лет опоздала учительница — Марьяна Алексеевна.
— Ну наконец-то она заболела! — Воскликнул на весь класс белобрысая девушка
— может не заболела, а опаздала — прервал еë юноша сидящий на первой парте, — с кем не бывает-то?
— то есть ты хочешь сказать, что ты не рад?! — встрял весëлый паренëк — Алекс
— не то что бы… А слабо тебе сидеть пять минут на стуле «училки»?
— и вовсе нет! — нервный смешок со стороны Алекса.
— О, это будет весело — воскликнул друг смельчака — Игорь
Юноша подошëл к стулу, сёл в него, и весь класс хором стал отсчитывать 5 минут.
Не прошло и половины назначенного времени, как дверь распахнулась и вошла Марьяна Алексеевна.
— Что здесь происходит? -вскричала она заметив Алекса на свои рабочем месте — а ну быстро за парту!
Послышался смешок Игоря, а растерянный Алекс побрëл к своему месту

Задание:

Создать усложненную версию диалога – полилог, то есть разговор, в котором участвуют три и более персонажей. Например, коллеги по работе, студенты одной учебной группы, одноклассники, пассажиры поезда, туристы на стоянке, директора на совещании, бизнесмены на конференции и т.д. Для упрощения работы зададим тему – пусть участники полилога пребывают в ожидании чего-нибудь (конца рабочего дня, появления преподавателя или контролера, прибытия парома, начала банкета или выступления министра финансов и т.д.). Дождутся герои или нет – решать автору. При прочтении должно быть понятно кто участвует в диалоге.

Текст для анализа:

Лето. Час дня. Ужасно душный автобус, полностью забитый пассажирами, не отъезжает от остановки уже восемь минут. Отовсюду доносятся недовольные вздохи и жалобы:
— Долго ещё? — капризничает беременная девушка, сидящая около окна.
— В вашем положении, милочка- энергично размахивала веером, пожилая дама напротив — торопиться совершенно не куда. Могли бы и следующего автобуса подождать.
Молодой человек, что стоял около старушки, усмехнулся:
— В вашем возрасте тоже торопиться некуда, но вы же следующего ждать не стали.
Упитанный мужчина средних лет подхватил:
— Ага, водитель дверь открыть не успел, как эта бабуля всех распихивать начала. Не дай Бог влезть не успеет.
Ото всюду послышались смешки. Женщина возмущённо отвернулась к окну и ещё энергичнее замахала веером.
— Откройте люк кто-нибудь. Духота, скоро в обмороки попадаем. — Взмолился тот же молодой человек, что осадил старуху.
— Ни в коем случае! — послышался противный женский голос — Будет ужасный сквозняк. Моего сына сразу продует!
— Да ничего с ним не случится, мамаша! — заверил мужчина.
— Я мать! Лучше вашего знаю, какие риски для здоровья, есть у моего ребёнка. Счёт за лекарства вам прикажите отправлять?
Пассажиры стали недовольно переговариваться.
Автобус тронулся.
— Не прошло и года!
-Наконец-то!
— Слава богу!
— Неужели!
Ликовали люди.

[ Шаг четвертый ]: Приступаем к практике

Пришёл ваш черёд выполнять практическое задание. Вспомните теоритические материалы, ещё раз перечитайте пример (автор: Андрей Аствацатуров «Не кормите и не трогайте пеликанов»), посмотрите на ваши комментарии в блоке «Анализ текстов» и приступайте. Удачи и вдохновения!

Выполните задание

Создать усложненную версию диалога – полилог, то есть разговор, в котором участвуют три и более персонажей. Например, коллеги по работе, студенты одной учебной группы, одноклассники, пассажиры поезда, туристы на стоянке, директора на совещании, бизнесмены на конференции и т.д. Для упрощения работы зададим тему – пусть участники полилога пребывают в ожидании чего-нибудь (конца рабочего дня, появления преподавателя или контролера, прибытия парома, начала банкета или выступления министра финансов и т.д.). Дождутся герои или нет – решать автору. При прочтении должно быть понятно кто участвует в диалоге.

Максимальный объем: 5000 знаков с пробелами.

Еще задания в школе писателя

Внешность

Создать описание внешности героя — портрет. Либо характеристику персонажа, описание его характера, особенностей его внутренней жизни. Приветствуется использование такого литературного приема как психологизм.
Перейти к заданию

Диалог-конфликт

Написать диалог, участники которого конфликтуют друг с другом. Это может быть ссора, возникшая спонтанно (например, перепалка в общественном транспорте), это может быть давнее идеологическое противостояние героев или обычный горячий спор о том, что первично – курица или яйцо. Тема и повод для противостояния — любые.
Перейти к заданию

Для атмосферы

Задача автора — изобразить состояние природы. Пейзаж может быть статичным или наоборот — отражать жизнь природы в динамике, например, смену времен года. Пейзаж может быть реалистичным или наоборот — отражать реалии выдуманного мира.
Перейти к заданию

Задания выполненные другими авторами:

# Дата и время создания Автор Ссылка / Заголовок Голоса авторов Комментарии
1 26 апреля 2023, 21:51 oroblanco Выполненное задание-60910 /
Полилог

0 0
2 31 марта 2023, 15:08 Полина Выполненное задание-60372 /
Полилог

0 0
3 20 октября 2022, 02:27 Рия Мано Выполненное задание-56314 /
Полилог

+2 2
4 10 сентября 2022, 18:11 oroblanco Выполненное задание-55451 /
Полилог

+1 2
5 09 мая 2022, 19:04 Станислав Выполненное задание-52919 /
Полилог

0 0
6 29 января 2022, 14:07 Дмитрий Выполненное задание-50725 /
Полилог

+1 2
7 28 января 2022, 23:05 Дмитрий Выполненное задание-50714 /
Полилог

+2 2
8 28 января 2022, 23:01 Дмитрий Выполненное задание-50712 /
Полилог

+1 0
9 28 января 2022, 21:51 Дмитрий Выполненное задание-50709 /
Полилог

0 1
10 25 декабря 2021, 21:56 Дмитрий Выполненное задание-50022 /
Полилог

0 0

С точки зрения участия в речи одного, двух и бо­лее людей выделяют монолог, диалог и полилог.

Монологической является научная, деловая, частично публицистическая речь.
Однако чаще термин монолог применяют, говоря о худо­жественной речи, потому монолог рассматривается чаще всего как компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к себе или другим.

Мо­нолог — это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная (в отличие от диалога) на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной компози­ционной организованностью и смысловой завершен­ностью.

Классический пример монолога — монолог Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума».

Не образумлюсь… виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто все еще мне объяснить хотят.
Растерян мыслями … чего-то ожидаю.
(С жаром)
Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давеча так страстно и так низко
     Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
     Зачем меня надеждой завлекли?
     Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
     Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки — все противно, —
Я с вами тотчас бы сношения пресек,
     И перед тем, как навсегда расстаться,
     Не стал бы очень добираться,
     Кто этот вам любезный человек?..
(Насмешливо) 
Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
     Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей. —
Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь отец, вы, страстные к чипам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
     Другой найдется, благонравный,
     Низкопоклонник и делец,
     Достоинствами, наконец,
     Он будущему тестю равный.
Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена;
     Теперь не худо б было сряду
     На дочь и на отца
     И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
     Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
     Дряхлеющих над выдумками, вздором.
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
     Кто с вами день пробыть успеет,
     Подышит воздухом одним,
     И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок! —
     Карету мне, карету!
(Уезжает).

Этот пример показывает важную композиционно-эстетическую роль монологов в составе художествен­ного произведения. В монологе героя не только пере­даются его собственные размышления, переживания, но и нередко в нем заключены важные, ключевые для произведения идеи.

По сравнению с диалогом как общей формой кол­лективного общения, монолог — это особая, по сло­вам акад. В.В. Виноградова, «форма стилистического построения речи, тяготеющая к выходу за пределы социально-нивелированных форм семантики и син­тагматики». Иначе говоря, монолог— продукт инди­видуального творчества, он требует тщательной ли­тературной отделки.

С точки зрения языка монолог характеризуется та­кими признаками, как наличие в нем обращений, ме­стоимений и глаголов 2-го лица, например: А вы! о Боже мой! Кого себе избрали?; Довольно!.. с вами я гор­жусь моим разрывом; Подумайте, всегда вы можете его беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Речевые типы монологов выделяются в зависимо­сти от присущих им функций: рассказ о событии, рас­суждение, исповедь, самохарактеристика и др.

Для монолога повествовательного характерна последовательность дей­ствий, движение событий. Ярким примером может служить отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Однажды русский генерал         
Из гор к Тифлису проезжал;      
Ребенка пленного он вез.           
Тот занемог. Не перенес             
Трудов далекого пути.    
Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик       
И слаб и гибок, как тростник.    
Но в нем мучительный недуг     
Развил тогда могучий дух          
Его отцов. Без жалоб он  
Томился — даже слабый стон   
Из детских губ не вылетал,        
Он знаком пищу отвергал          
И тихо, гордо умирал.    
Из жалости один монах  
Больного призрел, и в стенах     
Хранительных остался он,         
Искусством дружеским спасен.            
<…>

Характерные особенности:

  • синтаксические построения, содержащие умозаключения
  • вопросительные предложения
  • констатация фактов
  • причинно-следственные, ус­ловные, уступительные, изъяснительные связи между предложениями.

Примером может служить монолог Гам­лета из одноименной трагедии В. Шекспира (в переводе Мих. Лозинского).

Быть или не быть — таков вопрос;
Что благородней духом — покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась па море смут, сразить их
Противоборством? Умереть, уснуть —
И только; и сказать, что сном кончаешь
Тоску и тысячу природных мук,
Наследье плоти, — как такой развязки
Не жаждать? Умереть, уснуть. — Уснуть!
И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность;
Какие сны приснятся в смертном сне,
Когда мы сбросим этот бренный шум, —
Вот что сбивает нас, вот где причина
Того, что бедствия так долговечны;
Кто снес бы плети и глумленье века,
Гнет сильного, насмешку гордеца,
Боль презренной любви, судей медливость,
Заносчивость властей и оскорбленья,
Чинимые безропотной заслуге,
Когда б он сам мог дать себе расчет
Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей,
Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,
Когда бы страх чего-то после смерти —
Безвестный край, откуда нет возврата
Земным скитальцам, — волю не смущал,
Внушая нам терпеть невзгоды наши
И не спешить к другим, от нас сокрытым?
Так трусами нас делает раздумье,
И так решимости природный цвет
Хиреет под налетом мысли бледным,
И начинанья, взнесшиеся мощно,
Сворачивая в сторону свой ход,
Теряют имя действия. Но тише!
Офелия? — В твоих молитвах, нимфа,
Все, чем я грешен, помяни.

Монолог-исповедь объединяет, как правило, по­вествовательные формы речи с формами рассуждений. Яркий пример — монолог главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Не много пользы вам узнать;
А душу можно ль рассказать? 
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю».

Элементы исповеди есть и в монологах Чацкого, Гамлета, чем и объясняется эмоциональность, взвол­нованность, приподнятость речи. Вообще следует ска­зать, что в художественном произведении редко строго соблюдается чистота «жанра». Обычно, выполняя мно­гообразные функции, монолог совмещает в себе черты и повествования, и рассуждения, и исповеди, с пре­обладанием одной из них.

В монологах разных типов широко и свободно ис­пользуются разговорная, экспрессивно окрашенная лексика, междометия, разговорные и разговорно-экс­прессивные синтаксические построения, в том чис­ле конструкции диалогической речи.

Особая разновидность монолога — внутренний мо­нолог, цель которого — выразить, имитировать про­цесс эмоционально-мыслительной деятельности че­ловека, «поток сознания».

Характерные особенности:

  • прерывистость речи
  • незаконченные фразы
  • несвязность 

Монологи подобного типа могут показать работу не только сознания, но и подсознания. Ярким примером служит монолог Анны Карениной из одноименного романа Л.Н. Толстого.

«Туда! — говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпа­лы, — туда, на самую середину, и я накажу его и из­бавлюсь от всех и от себя».

Она хотела упасть под поравнявшийся с ней середи­ною первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона. Чувство, подобное тому, которое она испытывала, когда купаясь готовилась войти в воду, охватило ее, и она перекрестилась. Привычный жест крестного знаме­ния вызвал в душе ее целый ряд девичьих и детских воспоминаний, и вдруг мрак, покрывавший для нее все, разорвался, и жизнь предстала ей на мгновение со все­ми ее светлыми прошедшими радостями. Но она не спу­скала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на коле­на. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что де­лала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела под­няться, откинуться, но что-то огромное, неумолимое тол­кнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи! Прости мне все!» — проговорила она, чувствуя невозможность борьбы. Мужичок, приговаривая что-то, работал над же­лезом. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла…

Помимо вышеперечисленных, существует особый тип монолога — СКАЗ. 

По определению акад. В.В. Виноградова, «Сказ — это своеобразная литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа, это художе­ственная имитация монологической речи, которая, воплощая в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке ее непосредственного говорения». Авторская речь сказа поглощает диалог, речь героев сливается с ней в единую стилизованную речь, диа­логические черты которой имитируют живую речь.

Характерные особенности:
просторечия
диалектизмы
профессиональная речь 

Обращение к сказу часто свя­зано со стремлением писателей вывести на сцену но­вого героя (обычно далекого от книжной культуры — Н.С. Лесков, В.И. Даль, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя) и новый жизненный материал. Сказ дает этому герою возможность наиболее полно­го самовыражения, свободного от авторского «конт­роля». И читатель в результате остро переживает но­визну и двуплановость построения рассказа, сочета­ние двух, нередко противоположных оценок — автора и рассказчика, как, например, в рассказах М.М. Зо­щенко.
«Любитель»

«Лично я, братцы мои, к врачам хожу очень редко. То есть в самых крайних, необходимых случаях. Ну, ска­жем, возвратный тиф или с лестницы ссыпался.
Тогда, действительно, обращаюсь за медицинской по­мощью. А так я не любитель лечиться. Природа, по-мо­ему, сама органы регулирует. Ей видней.
Конечно, я иду не против медицины. Эта профессия, я бы сказал, тоже необходимая в общем механизме го­сударственного строительства. Но особенно увлекаться медициной, я скажу, нехорошо.
А таких любителей медицины как раз сейчас много.
Тоже вот мой приятель Сашка Егоров. Форменно за­лечился. А хороший был человек. Развитой, полуинтел­лигентный, не дурак выпить. И вот пятый год лечится.

Совершенно ясно, что используемые в рассказе ре­чевые обороты не свойственны автору, который как бы надевает на себя языковую маску персонажа, чтобы острее, непосредственнее и рельефнее обрисовать его.

За пределами художественных произведений к мо­нологической речи можно отнести такие жанры уст­ной речи, как

  • речь оратора, лектора
  • выступление по радио, телевидению.

Диалог — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих. Каждое вы­сказывание, называемое репликой, обращено к со­беседнику.

Диалогическая речь — первичная, естественная фор­ма языкового общения. Если иметь в виду бытовые ди­алоги, то это, как правило, речь спонтанная, непод­готовленная, в наименьшей степени литературно об­работанная.

Для диалогической речи характерна тесная содер­жательная связь реплик, выражающаяся чаще всего в вопросе и ответе:
— Где ты был?
— На работе задержался.

Реплики могут также выражать добавление, пояс­нение, распространение, согласие, возражение, по­буждение и т. д.
Обычно обмен репликами опирается на известную собеседникам ситуацию и общие знания. Поэтому ди­алогическая речь часто неполна, эллиптична, например:
— Сюда!
— Сырку ?
Ситуация (говорящие идут мимо магазина) позво­ляет максимально уплотнить речь.
— Математика когда?
— Последняя пара.
Это из разговора студентов о расписании лекций.

Информативная неполнота диалогической речи вос­полняется также интонацией, жестами, мимикой.
Диалоги могут иметь и более сложный характер. Ин­формация, содержащаяся в репликах, нередко не ис­черпывается значениями языковых единиц. Например:
А. Мы поедем в воскресенье за город?
Б. Нет, у меня сел аккумулятор.
Вот как комментирует этот пример К.А. Долинин. Помимо той информации, которая явно присутству­ет в диалоге, мы можем извлечь еще и следующую информацию:
— что у Б есть машина;
— что Б считает, что А имеет в виду поездку на машине;
— что совместные поездки А и Б за город, по всей вероятности, дело обычное и (или) что вопрос о такой поездке уже ставился;
— что отношения между А и Б таковы, что А считает себя вправе рассчитывать на совместную поездку за город.
Если же А и Б муж и жена и до этого времени они были в ссоре, то вопрос А— завуалированное предложение помириться, а ответ Б — отказ, но не окончательный. Получается, что самое важное в со­общении прямо не выражено, но каким-то образом извлекается из сказанного. Смысл реплик, как пока­зывает пример, часто не покрывается их языковыми значениями и свидетельствует не только о структур­ной, но и смысловой сложности диалога. Полное его понимание определяется знанием условий, ситуации разговора, речевых навыков говорящих и другими фак­торами.

В художественной литературе, публицистике диа­логи выступают как яркий стилистический прием, сред­ство оживления рассказа. Например:
Через несколько дней чистильщик обуви, усаживая сво­его постоянного клиента, рассказал ему о том, что в по­жаре сгорел их «районный» сумасшедший, псих Гижи-Кола.
— Как же он сгорел?.. — рассеянно спросил клиент.
— Да кто его знает? Сделал пожар и сгорел.
— В дурдом его надо было посадить. Хорошо еще, что не убил никого.
— Да нет, он добрый был. Такого доброго человека я еще не видел, — покачал головой чистильщик, и ему стало стыдно за то, что много раз он брал у юродивого деньги и ни разу не вычистил ему его старые, разбитые башмаки.
— А Христос таким ноги мыл, — словно отвечая на его мысли, неожиданно произнес клиент, и чистильщик вдруг почувствовал от этих слов жуткий страх, словно Кола мог пожаловаться на него Христу.
Но Кола был добрым человеком и этого не сделал.
Это концовка повести Михаила Гиголашвили «По­хлебка для человечества». Цитированный диалог вы­полняет несколько функций. Во-первых, он разнооб­разит речь, сменяя авторский монолог диалогом, во-вторых, воспроизводит живую речь, характеризующую персонажей, в-третьих, мягко, ненавязчиво выражает главную мысль, «мораль» повести, которая в изло­жении от автора могла бы показаться излишне нра­воучительной. Большую роль играют в диалоге и ав­торские ремарки, комментарии, направляющие чи­тательское восприятие.
В диалоге обычно раскрываются характеры. Он — средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа.

Художественно-эстетические функции диалогов мно­гообразны, они зависят от индивидуального стиля пи­сателя, от особенностей и норм того или иного жанра и от других факторов.

В публицистике, в газете используются два вида ди­алогов.

1) Информационный. 
Он относительно прост в структурном отношении, нейт­рален — в стилистическом. Диалогическое развитие ли­нейно, реплики либо прямо дополняют друг друга со­держательно, либо образуют замкнутое вопросно-ответное единство, например:
— Ведь это вроде как восточная легенда получается?
— Да, войди в любой дом, и везде свои предания. 
«Газетный диалог, — пишет В.В. Одинцов, имея в виду первый тип диалога, — в принципе враждебен стихии разговорной речи, что вполне понятно и оп­равданно, поэтому «отклонение от нормы» (а нор­мативным, «нулевым» можно считать диалог инфор­мационного типа) связано со структурно-семантиче­ским усложнением отношений между репликами и — что еще более характерно — между репликами и ок­ружающим их текстом».

2) Сюжетный

 Информационный диалог по сути дела форма­лен, структурно независим, не связан с «сюжетом» газетного материала (содержание его легко можно было бы передать и без помощи диалога), это чисто внешняя диалогизация текста. Сюжетный же диалог оказыва­ется конструктивно значимым. Автор в этом случае стремится к созданию «драматизма» изображаемого, к созданию «диалогического напряжения», в основе которого лежит некоторое противоречие в отношениях реплик (или реплик и текста), например, мы ждем утверждение, а получаем отрицание, как в статье об очередном создателе всемирного языка («Язык для всей планеты»):
— Что послужило фундаментом для создания ваше­го языка?
— Создавать ничего не пришлось, — прозвучало не­ожиданно. — Речь идет только об оформлении всеоб­щего языка, понятного различным народам…
Здесь действует эффект «нарушения ожидания». Вме­сто ожидаемого «нормального» ответа: Фундаментом послужило то-то и то-то, следует неожиданная от­рицательная реплика.

Стилистические ресурсы диалога весьма значительны. Далеко не случайно, что форма диалогической речи (чередование реплик) издавна использовалась в философско-публицистическом жанре, например диалоги Платона, Галилея и других. Современные дискуссии, интервью, «беседы за круглым столом» и другие жанры также используют форму диалогов, правда не всегда удачно: часто в них не звучит подлинно живая диа­логическая речь.

Полилог — разговор между несколькими лицами. По­лилог в принципе не противопоставляется диалогу. Об­щее и главное для обоих понятий — чередова­ние говорящих и слушающих. Количество же говоря­щих (больше двух) не изменяет этого принципа.

Полилог — форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько говорящих, например семейная беседа, застолье, групповое обсуждение ка­кой-либо темы (политическое событие, спектакль, ли­тературные произведение, спорт и т. д.). Общие чер­ты диалога — связанность реплик, содержательная и конструктивная, спонтанность и др. — ярко проявля­ются и в полилоге. Однако формальная и смысловая связь реплик в полилоге более сложна и свободна: она колеблется от активного участия говорящих в общей беседе до безучастности (например, красноречивого молчания) некоторых из них.

Современная лингвистика (точнее, одна из ее от­раслей — социолингвистика) исследует закономер­ности, этикетные правила ведения полилогов в тех или иных группах, коллективах (социумах). Так, у не­которых народов в разговор родственников по крови не имеют права вступать свойственники.

Широко используется полилог в художественной ли­тературе, театре, кино. Это прежде всего массовые сце­ны, позволяющие представить масштабные события, показать народ не как безликую массу, толпу, а как собрание характеров, типов. Многоголосие полилога позволяет решать эти сложные художественные задачи.

В качестве яркой иллюстрации можно привести заклю­чительную сцену из «Бориса Годунова» Пушкина:

Народ
Расступитесь, расступитесь Бояре идут.
(Они входят в дом.)
Один из народа
Зачем они пришли?
Другой
А верно приводить к присяге Феодора Годунова.
Третий
В самом деле? — слышишь, какой в доме шум! Тре­вога, дерутся…
Народ
Слышишь? визг! — это женский голос — взойдем! — Двери заперты — крики замолкли.
(Отворяются двери. Мосалъский является на крыльце.)
Мосальский
Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.)
Что же вы молчите? кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!
Народ безмолвствует.

Уважаемые сообщники, пожалуйста, подскажите, где почитать об оформлении прямой речи в такой ситуации. Семинар. Есть много разных спрашивающих (их вопросы выделены п/ж) и несколько отвечающих (имена, фамилии и регалии во врезке, в полилоге даем только инициалы).
— Где мне сделать этот анализ?
Т. Н.: Рекомендую…
Д. В.: Прежде чем приступить к…
— Почему выбран такой алгоритм?
Д. В.: Учитывалось…
К. А.: Я полагаю, что…
Надо правило (у Мильчина не нашла). Буду рада также рекомендациям компетентных корректоров/редакторов.
Спасибо.

У-учитель
К-Костя
Н-Настя
М-миша
В-вика

у -костя, что ты думаешь о нашем посещении театра?
к -мне очень понравилось, я бы хотел посмотреть еще, а ты, Вика?
в -а мне не очень понравилось, я бы хотела больше театральных эффектов, да и сюжет я не совсем поняла
у -ну каждый прав по-своему. Вот мне очень понравилось, я считаю, что актеры могли бы играть немного лучше, но в целом хорошо получилось. А что думает Миша?
м — я согласен с вами. Но мне, как и Вике, хотелось бы эффектов. Я также думаю, что там чуть-чуть мысль потеряна, то есть, я хочу сказать, что ее не довели до конца. Им надо было уделить побольше время разработке сюжета, доведения его до конца, тогда бы всем очень понравилось
н- я согласна со всеми. Ну в общем задумка интересная и хотелось бы ее доработки и будущего продолжения
у- Вы молодцы, дети. Вы умеете выразить свою мысль. А свои пожелания и осуждения вы можете сказать режиссеру, который сейчас подойдет к нам.

как то так))

Помогите, пожалуйста, оформить полилог в мыслях медитирующего героя.

Зельд присел подле камушка и прислушался к тому, что говорилось на
этом месте с момента его отъезда… В шуме слов и мыслей его задела лишь
радость по поводу выплаченной премии.

«Возиться пришлось долго» — «Надо же такое ляпнуть светлейшему» — «Все
хорошо, что хорошо кончается» — «Особенно если это не твоя смерть под
камнями»…

Тут Зельд прервал контакт: он отчетливо услышал имя своего ученика.

Дух сообщества's user avatar

задан 3 мая 2018 в 7:42

Елена Таволга's user avatar

Елена ТаволгаЕлена Таволга

8271 золотой знак10 серебряных знаков18 бронзовых знаков

1

«Возиться пришлось долго» — «Надо же такое ляпнуть светлейшему» — «Все
хорошо, что хорошо кончается» — «Особенно если это не твоя смерть под
камнями»…

— Возиться пришлось долго. — Надо же такое ляпнуть светлейшему. — Все хорошо, что хорошо кончается. — Особенно если это не твоя смерть под камнями…

— Возиться пришлось долго… Надо же такое ляпнуть светлейшему… Все хорошо, что хорошо кончается… Особенно если это не твоя смерть под камнями…

— Возиться пришлось долго.., надо же такое ляпнуть светлейшему.., все хорошо, что хорошо кончается.., особенно если это не твоя смерть под камнями…

— Возитьсяпришлосьдолго.., надожетакоеляпнутьсветлейшему.., всехорошочтохорошокончается.., особенноеслиэтонетвоясмертьподкамнями…

ответ дан 3 мая 2018 в 9:04

shampar's user avatar

shamparshampar

8,9077 золотых знаков25 серебряных знаков43 бронзовых знака

2

  1. Я поняла так: и слова, и чужие мысли Зельд слышит одновременно.
  2. Текст явно фантастический (или сказочный), поэтому, думаю, возможно написание Светлейший (это, конечно, зависит от контекста).
  3. Я ориентировалась вот на этот отрывок (кому конкретно принадлежат произнесенные в тексте слова – непонятно):

– (…) Трудно ли принять решение?
Поднялся гул голосов, звучало:
– Стоит ли рассуждать? Он умрёт от зимних дождей; солнце сожжёт его! Какой вред может принести нам безволосая лягушка? Пусть себе бегает со стаей. А где бык, Багира? Примем детёныша!

Р. Киплинг. Маугли

Зельд присел подле камушка и прислушался к тому, что говорилось на этом месте с момента его отъезда… В шуме чужих слов и мыслей его задела лишь радость по поводу выплаченной премии.

Вперемешку доносилось [или звучало, или раздавалось, или улавливалось]:
– Возиться пришлось долго. Надо же такое ляпнуть Светлейшему. Все хорошо, что хорошо кончается. Особенно если это не твоя смерть под камнями…

Тут Зельд прервал контакт: он отчетливо услышал имя своего ученика.

ответ дан 3 мая 2018 в 17:25

Римма Михайлова's user avatar

Римма МихайловаРимма Михайлова

39.9k12 золотых знаков48 серебряных знаков131 бронзовый знак

2

Похоже, это не беседа, а набор реплик. Не думаю, что такое прописано в учебниках. Может, дать их в кавычках через запятую?

Зельд присел подле камушка и прислушался к тому, что говорилось на этом месте с момента его отъезда: «Возиться пришлось долго…», «Надо же такое ляпнуть светлейшему…», «Все хорошо, что хорошо кончается…», «Особенно если это не твоя смерть под камнями…» В шуме слов и мыслей его задела лишь радость по поводу выплаченной премии. Но тут Зельд прервал контакт: он отчетливо услышал имя своего ученика.

ответ дан 3 мая 2018 в 11:33

М_Г's user avatar

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чат рулетка вы запретили доступ к вашим устройствам как исправить яндекс браузер
  • Как составить фельетон
  • Как найти общую формулу члена ряда
  • Как найти хорошего путина
  • Как найти свою половинку когда есть ребенок