Исторический портрет
— это короткий рассказ о каком-либо правителе, деятеле культуре,
государственном деятеле, военачальнике и т.д. Исторический портрет
отражает самые основные сведения об историческом деятеле. Для написания
исторических портретов разработаны специальные алгоритмы (памятки).
5 класс
Алгоритм характеристики исторического деятеля
1.
Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно,
установи точную дату)?
2. Если возможно, опиши его внешность, черты характера.
3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем
добивался своей цели?
4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры.
5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие — неодобрение?
6-11 классы
Алгоритм характеристики правителя
1. Время жизни
2. Титул, положение
3. Основные направления деятельности
а) внутренняя политика
б) внешняя политика
или
— в экономической сфере (цель, мероприятие, результат)
— в социальной сфере
— в политической сфере
— в культуре
4. Результаты деятельности:
— чего добился
— как оценивают (однозначная оценка, противоречивая оценка, остается неоцененным по достоинству; позиции современников, потомков, ученых
Алгоритм характеристики деятеля культуры
1. Время жизни
2. Особенности эпохи
— идеи, стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве
— отражение общественных проблем в произведениях
3. Творческие достижения и влияние на современников и потомков
4. Место в российской и мировой культуре
Алгоритм характеристики государственного деятеля
1. Время жизни
2. Звание, чин, сфера деятельности
3. Основные направления деятельности и их характеристика (реформы, мероприятия, проекты, законотворчество)
4. Результаты (завершенность реформ или их неудача, к каким последствиям привели), оценки деятельности современников, историков
Алгоритм характеристики военачальника
1. Время жизни
2. Звание
3. Военные кампании, в которых участвовал
4. Заслуги
— в чем проявилось участие в военных действиях (руководство сражениями, разработка планов военных операций)
— в чем заключалась новизна применяемой тактики
— деятельность, направленная на укрепление армии, флота
5. Результаты и значение деятельности
Источник: О.Г. Веряскина и др. Тетрадь-тренажер. Подготовка к ЕГЭ. Историческое сочинение. Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2013 г.стр. 12-13.
Алгоритм решения задания С6
«Политический портрет исторического деятеля»
1. Вводный блок, дается характеристика деятельности
А. Выбранный мной персонаж… (Кто он?)
Б. Хронологические рамки эпохи правления
В. Характеристика эпохи. Это было время…
2. Основная часть
А. Описание определенных направлений деятельности (С именем этого князя связано возвышение Москвы…, укрепление власти князя…)
Б. Самые главные мероприятия, проведенные данным деятелем
— во внутренней политике (реформы, указы, проекты законов и т.д.)
- экономические
- административные
- аграрные
- военные и т.д.
— во внешней политике (на европейском направлении, на восточном направлении, войны, конфликты, дипломатия, династические браки)
В. Фактические результаты его деятельности (Реформа Витте привела к…, Аграрные вопрос, решенный Столыпиным привел к…)
3. Итоги. Оценка современниками и историками
А. Современники Петра I разделились во мнениях о результатах его реформ…
Б. Историки считают, что…
В. Собственная позиция по отношению к деятелю (Я считаю, что…)
Если Вы даете тезисное высказывание, то должны подкрепить его фактическими аргументами. Например:
Тезис: Политика Екатерины II в первую очередь проводилась в интересах дворянства.
Фактическая аргументация: Подтверждением политики «Золотого века дворянства» служит принятие в 1785 г. «Жалованной грамоты дворянству», которая освобождала служилое сословие от государственной службы, помещикам даровалось право ссылки крепостных на каторжные работы в Сибирь без суда, запрет крестьянам подавать жалобы на дворян.
После освещения блока проблем внутренней или внешней политики обязательно должен быть сделан вывод! (К чему привела данная политика?)
Вывод: Дарование дворянам ряда привилегий спровоцировало ужесточение крепостнического гнета и, в конечном результате, привело к крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева.
Алгоритм решения задания С6
«Политический портрет исторического деятеля»
1. Вводный блок, дается характеристика деятельности
А. Выбранный мной персонаж… (Кто он?)
Б. Хронологические рамки эпохи правления
В. Характеристика эпохи. Это было время…
2. Основная часть
А. Описание определенных направлений деятельности (С именем этого князя связано возвышение Москвы…, укрепление власти князя…)
Б. Самые главные мероприятия, проведенные данным деятелем
— во внутренней политике (реформы, указы, проекты законов и т.д.)
- экономические
- административные
- аграрные
- военные и т.д.
— во внешней политике (на европейском направлении, на восточном направлении, войны, конфликты, дипломатия, династические браки)
В. Фактические результаты его деятельности (Реформа Витте привела к…, Аграрные вопрос, решенный Столыпиным привел к…)
3. Итоги. Оценка современниками и историками
А. Современники Петра I разделились во мнениях о результатах его реформ…
Б. Историки считают, что…
В. Собственная позиция по отношению к деятелю (Я считаю, что…)
Если Вы даете тезисное высказывание, то должны подкрепить его фактическими аргументами. Например:
Тезис: Политика Екатерины II в первую очередь проводилась в интересах дворянства.
Фактическая аргументация: Подтверждением политики «Золотого века дворянства» служит принятие в 1785 г. «Жалованной грамоты дворянству», которая освобождала служилое сословие от государственной службы, помещикам даровалось право ссылки крепостных на каторжные работы в Сибирь без суда, запрет крестьянам подавать жалобы на дворян.
После освещения блока проблем внутренней или внешней политики обязательно должен быть сделан вывод! (К чему привела данная политика?)
Вывод: Дарование дворянам ряда привилегий спровоцировало ужесточение крепостнического гнета и, в конечном результате, привело к крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева.
Введение………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности восприятия политических лидеров……………………………………………………………………………………………5
Глава 2. Политический портрет лидера………………………………..15
Глава 3. Политический портрет Маргарет Тэтчер……………….22
Заключение………………………………………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………………….28
Фрагмент работы:
Глава 1. Особенности восприятия политических лидеров
Многие аналитики отмечают, что политика персонифицирована, а значит, отношение, как к власти, так и к политическим ценностям и установкам, к демократии переносится на отношения к политическим лидерам.
Безусловно, интерес к власть предержащим существовал всегда, но, в силу отсутствия обратной связи, появлялось огромное количество слухов, легенд, домыслов, анекдотов о действиях и намерениях властей. По мнению А.В. Захарова, обычных людей интересовали скорее не политические декларации и биографии «вождей», а расклад сил в верхних эшелонах власти, перестановки в правительстве и госаппарате, поскольку во многом с этим связывались перемены в жизни, увеличение жалования, продвижение по службе и т. д [3, с. 18].
Однако это можно отнести скорее к времени до 1985 г. В годы перестройки, особенно в последние 1998–1999 гг. от очередных отставок и перестановок в правительстве ожидают скорее общего ухудшения ситуации.
….
Глава 2. Политический портрет лидера
Политический портрет представляет собой результат диагностики статуса, потенциальных возможностей и политического влияния лидера. В этом случае жизненный путь, элементы политической, служебной и деловой карьеры, контакты, публичные выступления лидера будут рассматриваться через призму его принадлежности к политической (общественной) организации, в которую он входит или которой сочувствует, или же с позиций соответствия-несоответствия определенным идеологическим постулатам. Имея в виду эти общие методологические ориентиры, при составлении политико-идеологического портрета представляется важным проследить основные этапы карьеры лидера как вехи институционально-политического оформления его мировоззренческой позиции или же — в случае идеологических метаний лидера — как констатацию определенного диссонанса между его корпоративной принадлежностью и эволюционирующими политическими взглядами. Необходимы тщательный анализ противоречий и несоответствий публичных заявлений политика на идеологические темы и моделирование диапазона идеологических (мивоззренческих) колебаний.
Особенности: при составлении политико-идеологического портрета используется метод аналитической интерпретации биографических данных, контактов, связей, а также иных форм политической активности лидера. Портретная диагностика проводится в информационном или ценностном стиле [3, с. 41].
…..
Наиболее целесообразно при составлении политико-идеологического портрета использовать метод аналитической интерпретации биографических данных, контактов, связей, а также иных форм политической активности лидера. При этом важно иметь в виду, в каком стиле проводится портретная диагностика — в информационном или же ценностном [8, с. 32].
Глава 3. Политический портрет МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР
К началу 1970 г. экономическое положение Англии сильно ухудшилось. Все более явственно звучал протест против разросшейся бюрократии и высоких налогов, против «хаоса влияний» и не результативности правительств. Падение жизненного уровня вызвало мощную волну забастовок, в результате которых многие отрасли английской промышленности были парализованы.
Здесь необходимо отметить, что «отличительная черта Тэтчер — настойчивость и даже бескомпромиссность в проведении своей линии. Сформировав политику, она стремится, во что бы то ни стало, не отступая проводить ее в жизнь. Политическое значение такой линии она видит в том, что у широких слоев населения прививается уверенность в постоянстве основных установок тэтчеризма» [4, с. 55].
Список использованной литературы:
Абашкина, Е. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером./Е. Абашкина — М.: Просвещение 1993. -358с. Блондель, Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу/Ж. Блондель — М., 1992. -322с. Горин, Г. Национальные лидеры России /Г. Горин — Власть 1999 -68с. Захаров, А. Народные образы власти/ А. Захаров — Полис, 1999 -59с. Лейста, О.Э. История политических и правовых учений / О.Э. Лейста. М., 1997. -269с. Мухаев, Р.Т. Политология/ Р.Т. Мухаев — М., 1997. -302с. Нерсесяна, В.С. История политических и правовых учений / В.С. Нерсесяна — М,1996. -247с. Пугачев, В.П. Введение в политологию./ В.П. Пугачёв — М., 1996. -269с. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии./ А.И. Соловьев — М., 2009. -633с. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности./ Ф. Франселла — М.: Просвещение, 1987. -269с Юрьев, А. И. Введение в политическую психологию./ А.И. Юрьев — СПб.: Издательство «Питер», 1992 -328с.
Цена сегодня: 18.00 бел.руб.
Семинар по полит.
Проблематике 7
1.
Политический
портрет—
портрет, в центре внимания которого
находится лицо политика, служит для
наиболее полного печатного воплощения
его имиджа.
Политический
портрет, как концентрированный печатный
вариант публичного образа лидера, имеет
свои, присущие только этой формиособливости
передачи информации:
1. вбирает в той
или иной степени все элементы,
характеризующие лидера, предполагает
своеобразный сгусток актуальных и
достаточных для завершения однозначного
образа информационных фрагментов;
2. характеризуется
достаточно большим, по сравнению с
другими формами воплощения имиджа,
объемом. Это оправдывается необходимостью
охвата максимально большой аудитории,
а также спецификой выбора темы — лицо
со всей системой ценностей, жизненных
установок и требований.
Большинство
портретных материалов в описании
личности героя используют характерный
прием: «поступок — ход — символ».
Известны образцы портретов, полностью
построенные на текущих делах героя. И
все же чаще «точкой отсчета» при
создании портрета становится верный,
блестящий «ход» или непростительная
промашка.
Цель рекламного
политического портрета
— собственно рекламирования — утилитарная
и прагматическая. Ее результатом
является конкретная реакция (выбор)
получателя информации. Рекламный
портрет должен побудить избирателей
отдать свой голос за представленную
лицо, причем сделать этот выбор в
конкретный временной интервал. Политик,
что для этого представляется,
идеализируется, присущие ему черты
прописываются четко и однозначно.
Рекламный политический портрет на
беспристрастность не претендует,
предлагая конкретную оценку своему
герою — «отлично».
Ориентированный
политический портрет на некоторую
степень объективности претендует.
Учитывая потребность общества в
социально-значимой информации о лидерах
и, одновременно, установку аудитории,
сложившейся на неприятие политических
материалов с явно выраженным заказным
характером.
Отдельным в ряду
портретов деятелей стоит политический
портрет. В российской истории личность
всегда играла важную роль. Власть
олицетворяла личность: князь, царь,
вождь, президент. Либо лицом является
тот или иной политик, какие чувства,
символы и идеи ассоциируются с ним,
имеет для публики первичный интерес.
Полной мере удовлетворить общественную
потребность в информации о лидерах
призваны материалы, в центре которых
политический деятель со своим духовным
миром, характером, раскрывающихся в
общезначимых действиях, напряженных,
порой,
конфликтных
ситуациях, в биографических эпизодах,
в мыслях, речи и даже внешнем портрете
героя.
Принципиальная
особенность отображения человека на
станицах периодической печати сводится
к утверждению: характер героя в
публицистике — всегда только версия.
Ограниченная площадь газетного листа,
а также обычно сопровождающая подготовку
журналистского материала нехватка
времени накладывают свой отпечаток.
Поэтому образ человека, а в это работе
говорится об образе политика, приобретает
черты целостности и завершенности
только в авторской концепции материала.
Независимо от
выбранной формы повествования о человеке:
интервью-портрета или портретного
очерка, автор стремится отобрать для
материала такие сведения, характер
которых наиболее ярко свидетельствует
о самом портретируемом.
…………………
Политический портрет лидера
При составлении
политического портрета лидера так или
иначе делаются акценты на определенных
аспектах его жизнедеятельности, которые
должны соответствовать целям и задачам
портретной диагностики. Поэтому
представляется важным рассмотреть
вопрос о типологии портретных характеристик
лидера.
Накопленный опыт
составления политических портретов, а
также типологическая оценка соответствующих
материалов, опубликованных в специальной
и публицистической литературе, дают
нам основание сделать вывод о наличии,
по крайней мере, нескольких основных
типов политических портретов:
— политико-идеологический
(политико-мировоззренческий) портрет;
— политико-психологический
портрет;
— исторический
портрет;
— политическая
биография.
Политико-идеологический
(политико-мировоззренческий) портрет
представляет собой результат диагностики
статуса, потенциальных возможностей и
политического влияния лидера как
представителя (или главы) определенного
политико-идеологического течение в
обществе. В этом случае жизненный путь,
элементы политической, служебной и
деловой карьеры, контакты, публичные
выступления лидера будут рассматриваться
через призму его принадлежности к
политической (общественной) организации,
в которую он входит или которой
сочувствует, или же с позиций
соответствия-несоответствия определенным
идеологическим постулатам. Имея в виду
эти общие методологические ориентиры,
при составлении политико-идеологического
портрета представляется важным проследить
основные этапы карьеры лидера как вехи
институционально-политического
оформления его мировоззренческой
позиции или же — в случае идеологических
метаний лидера — как констатацию
определенного диссонанса между его
корпоративной принадлежностью и
эволюционирующими политическими
взглядами. При этом не следует забывать,
что такая общая линия портретной
диагностики лидера может быть ослабленной
в том случае, если мы имеем дело с ярко
выраженным идеологическим прагматизмом
или же со стабильно конъюнктурным стилем
политической деятельности. Это отнюдь
не значит, что мы должны отказаться от
портретной диагностики политико-идеологического
характера. В этом случае необходимы
тщательный анализ противоречий и
несоответствий публичных заявлений
политика на идеологические темы и
моделирование диапазона идеологических
(мивоззренческих) колебаний.
Наиболее целесообразно
при составлении политико-идеологического
портрета
использовать метод аналитической
интерпретации биографических данных,
контактов, связей, а также иных форм
политической активности лидера. При
этом важно иметь в виду, в каком стиле
проводится портретная диагностика —
в информационном или же ценностном.
При использовании
первого варианта речь обычно идет об
удовлетворении потребности пользователя
в сгруппированной и верифицированной
информации с акцентом на событиях и
фактах политической деятельности
лидера. В этом случае комментарий должен
быть лапидарным, необходимо сакцентировать
внимание пользователя на соответствии
тех или иных действий и высказываний
лидера определенным моделям
политико-идеологического поведения,
принятым в данном обществе.
Если же используется
второй вариант составления портрета,
то тогда пользователь должен иметь
возможность найти в нем более развернутую
аналитическую трактовку идейных,
политических, художественно-эстетических
взглядов лидера, включая его увлечения.
Последнее
обстоятельство может иметь существенное
значение для уяснения деталей
политико-идеологического портрета.
Например, определив, каков круг досугового
чтения лидера, можно составить
представление о характере и направленности
эволюции (коррекции) его мировоззрения
При всем многообразии
возможных подходов к составлению
политико-идеологических портретов было
бы целесообразно определить общую
(принципиальную) схему, которая послужила
бы неким методологическим ориентиром,
упрощающим как саму процедуру диагностики,
так и ее восприятие пользователем.
Основными элементами этой схемы являются
информационный и идеологический ряды,
представляющие собой два относительно
автономных компонента описываемого
типа политического портрета.
Информационный
ряд должен соответствовать критериям
оперативности, достоверности и полноты
сведений, которые аналитик готовится
интерпретировать. Он включает в себя,
как правило, два элемента: описание
фактов и событий и комментарий к ним.
Под комментарием в настоящей статье
понимается максимально объективированное
объяснение информации о политической
деятельности или же поведении лидера,
лаконичное и точное по своей форме.
Именно комментарий является своего
рода переходом к идеологическому ряду.
Идеологический
ряд представляет собой обстоятельную
и развернутую интерпретацию изложенных
сведений о лидере. Здесь может быть
использован целый арсенал методов
обоснования и аргументации: сравнительные
характеристики, стратегическая аналитика,
экспертные оценки и др. Этот ряд может
быть как сконцентрирован в определенном
разделе политического портрета, так и
рассеян по отдельным информационным
массивам.
В случае, если у
составителя политического портрета
возникла необходимость дополнить
характеристику лидера оценочными
суждениями (как своими собственными,
так и экспертными), то описываемый тип
портретной диагностики обычно дополняется
аксиологическим рядом, в котором автор
пытается повлиять на оценку лидера со
стороны пользователя.
При составлении
политико-психологического
портрета
лидера особое внимание уделяется прежде
всего взаимосвязи и взаимовлиянию
особенностей психоэмоционального
склада, темперамента, стиля мышления и
других психологических компонентов
лидера, с одной стороны, и его политической
карьерой — с другой. В этом случае
наиболее целесообразно переплетение
событийной, фактологической информации
о карьере лидера, его политическом
поведении с интерпретацией психологического
архетипа личности. Большое эвристическое
значение в каждом конкретном случае
может иметь адекватное выявление
политико-психологического типа лидерства:
определив тип лидерства, можно таким
образом построить политико-психологический
портрет, чтобы его содержательные
характеристики благодаря исходной
гипотезе приобретали бы логическое
обоснование, могли бы быть концептуализированы,
что и составит в конечном счете сам
результат диагностики.
Было бы очень
сложно предложить для политико-психологического
портрета, в силу самой специфики исходных
данных, какую-либо обобщенную схему его
составления. Поэтому портретная
диагностика данного типа требует от
аналитика не только профессиональной
подготовки в области общей и политической
психологии, но и навыков концептуализации,
определенного методического мастерства.
Несколько особняком
среди различных типов политических
портретов лидеров стоит исторический
портрет. Это определяется его назначением,
не всегда актуальным, если исходить из
потребностей анализа современных
политических ситуаций и событий. В этом
его диагностические возможности
ограничиваются возможностями
сравнительного анализа политических
портретов с целью определения отношений
преемственности разных поколений
политиков, поиска некоторых характерных
черт лидерства в различных политических
системах и организациях.
В то же время
исторический
портрет лидера
весьма интересен, если мы имеем дело с
ретроспективным политическим
исследованием. Данный тип портрета
может включать в себя элементы описанных
выше типов портретной диагностики.
Однако первостепенное значение в нем
будет уделяться хронологической
последовательности тех или иных событий
в политической, служебной или деловой
карьере лидера, его контактов с другими
людьми, оказавшими влияние на ключевые
моменты его жизненного пути. Такой же
хронологический подход характерен и
для возможной политико-идеологической
составляющей исторического портрета,
когда мы можем проследить весь цикл
эволюции мировоззрения и идеологических
предпочтений лидера не только на
основании публичных, иногда конъюнктурных
высказываний, но привлекая к анализу
дополнительные источники: воспоминания
современников, дневники, письма и т.д.
Важная характеристика
исторического
портрета
состоит в том, что в нем обязательно
присутствует аксиологический ряд:
оценочные суждения (как воспроизводимые
мнения современников, так и суждения
составителя) об исторических масштабах
личности, той роли, которую данный лидер
сыграл в политическом процессе. Отсюда
большой удельный вес имеют исторические
сведения фонового значения, общая
характеристика исторической эпохи, в
которую жил тот или иной политический
деятель.
Составление
политической
биографии
как метод портретной диагностики весьма
распространен на Западе. Причем следует
подчеркнуть, что речь не всегда идет о
политическом деятеле прошлого. Существует
целая страта политических биографов,
в задачу которых входит трактовка
политической деятельности и поведения
лидеров, продвижение в массовое сознание
определенного толкования отдельных
моментов их политической карьеры или
политического поведения. Большое
значение при составлении политической
биографии ныне действующих политиков
имеют соображения рекламного характера.
Этим соображениям в существенной степени
подчинены структура, последовательность
и полнота в изложении и интерпретации
данных.
///////
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Государственное бюджетное
образовательное учреждение
профессиональная
образовательная организация
«Магнитогорский
технологический колледж имени В. П. Омельченко»
Составление и оформление исторического
портрета
Методические рекомендации по
выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы для
студентов, обучающихся по профессиям и
специальностям среднего
профессионального образования
Разработчик: Чуриков А. В., канд. ист.
наук,
преподаватель истории ГБОУ
ПОО МТК
Магнитогорск, 2017
Автор-составитель: |
Чуриков А. В., канд. ист. наук, |
Рецензент: |
Иванов А. Г., канд. ист. наук, доцент |
Чуриков А. В.
Составление и
оформление исторического портрета: методические рекомендации по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы для студентов, обучающихся по профессиям и
специальностям среднего профессионального образования. – Магнитогорск: ГБОУ ПОО
МТК, 2015. – 24 с.
Магнитогорск, 2017
© МТК
Содержание
Введение |
4 |
1. Виды и особенности исторических портретов |
5 |
1.1. Алгоритм работы над историческим |
− |
1.2. Типы исторических портретов |
6 |
1.3. Структура исторического портрета по |
7 |
2. Оформление исторического портрета |
8 |
2.1. Композиция исторического портрета |
− |
2.2. Художественное оформление результатов |
12 |
3. Критерии оценки исторического портрета |
16 |
Список литературы |
18 |
Приложения |
19 |
Введение
В структуру
контрольно-проверочных процедур по истории в последнее время активно внедряются
разнообразные формы самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Это
позволяет в условиях крайне сжатого, компактного учебного процесса произвести
ознакомление студентов с темами, не включенными в структуру рабочей программы
учебной дисциплины. Одной из форм данной работы является анализ деятельности
исторических персоналий – руководителей государств, полководцев, деятелей
культуры и науки – исторический портрет.
В условиях
среднего профессионального образования, где ориентированность на практику
выступает основным компонентом обучения, исторический портрет служит важным
инструментом формирования навыков самостоятельной внеаудиторной работы. Вместе
с тем анализ деятельности исторического персонажа служит ключевым элементом
промежуточной аттестации. Студенты колледжа дважды выполняют это задание,
получая допуск к дифференцированному зачету, в первом семестре объектом
исторической характеристики выступает зарубежный политический или общественный
деятель, во втором семестре один из исторических персонажей Российского государства.
Данные
методические рекомендации призваны оказать помощь студентам первого курса,
обучающимся по программам среднего профессионального образования, а также
преподавателям общественных дисциплин, использующих в своей работе
разнообразные формы внеаудиторной самостоятельной работы.
1.
Виды и особенности исторических портретов
Одной из
непременных составляющих современного образовательного процесса в среднем профессиональном
образовании является промежуточная аттестация, позволяющая максимально полно
отследить уровень подготовки специалиста. В условиях крайне компактного
процесса обучения организовать промежуточную аттестацию по предметам
гуманитарного цикла порой представляется довольно сложным. Для организации
промежуточного контроля преподавателями Магнитогорского технологического
колледжа была внедрена в педагогический процесс технология подготовки исторического
портрета.
Исторический
портрет – это задание сравнительно новое, впервые подобные письменные работы
появились в 2012 г. в структуре единого государственного экзамена по истории.
Однако историческое сочинение в структуре КИМ единого государственного экзамена
– это сжатая характеристика представленного на выбор одного из четырех
исторических деятелей. В нашем же случае исторический портрет – это
полномасштабное задание, располагающееся между эссе и рефератом. Исторический
портрет – это задание, предоставляющее выбор в характеристике того или
иного общественного деятеля. Технология подготовки исторического портрета
предусматривает глубокое погружение в изучаемую тему и привлечение максимально
доступного количества источников (включая интернет-ресурсы).
1.1. Алгоритм работы над историческим
портретом
Исторический
портрет является компактной формой самостоятельной исследовательской работы. Ведущая
роль в составлении исторического портрета принадлежит студенту, преподаватель в
данном случае выполняет лишь роль консультанта. Как и всякое исследование,
работа над историческим портретом включает в себя ряд последовательных этапов:
1) выбор исторического
персонажа для последующего анализа его биографии и направлений деятельности;
2) подбор и
изучение необходимых источников (в том числе и интернет-ресурсов), способных раскрыть
суть изучаемой проблемы;
3) составление
развернутого плана характеристики исторического персонажа и его последующее
заполнение найденной информацией;
4) подведение
итогов работы и написание заключения.
Исторический
портрет – законченное автономное исследование, предусматривающее логическую
связь между разными элементами работы. Вместе с тем структура задания позволяет
вносить определенное разнообразие в его содержание. Применительно разных типов
исторических портретов существует определенный алгоритм характеристики того или
иного исторического персонажа (политик, полководец, деятель культуры или науки,
общественный деятель). Каждый из типов имеет своеобразие. Общим для разных
видов исторических портретов являются сходная структура оформления, состоящая
из трех блоков: биографические данные, основные направления деятельности, результаты.
Ниже представлены типы и варианты оформления исторических портретов, которые
одновременно являются кратким планом, придерживаться которого необходимо
при подготовке письменной работы.
1.2. Типы
исторических портретов:
1) исторический
портрет политического деятеля (характеристика правителя, руководителя народных движений,
фаворита или регента);
2) исторический
портрет общественного деятеля (характеристика деятельности реформаторов,
религиозных иерархов, руководителей партий и других общественных движений).
3) исторический
портрет завоевателя или полководца (характеристика деятельности крупного
завоевателя древности или руководителя современных военных операций или военных
кампаний);
3) исторический
портрет деятеля культуры или науки (характеристика деятельности крупного
музыканта, живописца, ученого, изобретателя);
1.3. Структура исторического
портрета по типам
Тип портрета |
Требования к составлению |
1) Политический деятель |
1) биография, титул, положение 2) основные направления 3) результаты деятельности: итоги |
2) Военачальник |
1) биография, военное звание, 2) военные заслуги полководца: участие 3) результаты и значение |
3) Деятель культуры или науки |
1) биография, особенности эпохи: 2) творческие или научные достижения 3) место в российской и мировой |
4) Общественный деятель |
1) биография, звание, сфера или 2) основные направления деятельности 3) результаты: завершенность реформ |
2.
Оформление исторического портрета
2.1. Композиция
исторического портрета
Структура любой
исследовательской работы (в том числе и исторического портрета) включает содержание,
введение, основную часть, заключение список использованной литературы и
приложения. Рассмотрим кратко содержание и основное назначение перечисленных
разделов.
1) Содержание исторического
портрета представляет собой краткий план, благодаря которому автору легко
структурировать и располагать материал. В качестве примера предлагаем
рассмотреть оглавление из работы, посвященной деятельности императора
Александра II (1855-1881 гг.):
Содержание |
|
Введение 1. 2. 3. Заключение Список литературы Приложения |
2 3 7 17 18 19 20 |
2) Введение
имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса или с его
историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями
принципиального или технического характера, которые препятствуют достижению
цели работы. В структуре введения:
− обосновывается актуальность
выбранной темы (описывается значимость того или иного исторического деятеля для
современности);
− формулируется
цель и задачи исторического портрета;
− указывается,
какие были использованы источники, производится их краткое описание по рубрикам;
− описываются
применяемые методы исследования, структура.
Традиционно при
оформлении введения значительные затруднения у студентов вызывают вопросы,
связанные с описанием источников информации, методов и методологии
исследования. Предлагаем раскрыть их более подробно.
В качестве
примера, предлагаем рассмотреть образец оформления введения из работы,
посвященной императору Александру II.
Актуальность. В процессе поэтапного реформирования Российского государства наши
политические лидеры вынуждены периодически оглядываться в прошлое и учитывать
опыт проведения реформ в нашей стране в прошлом. Такой опыт может быть как
позитивным, так и негативным, но он должен быть учтен. Показателен в данном
контексте опыт жизни и деятельности царя-преобразователя Александра II, своими реформами, сломавшего традиционную структуру российского
общества. «Великие реформы» второй половин XIX заложили
основу капиталистического развития страны, но и дали жизнь целому комплексу
социальных проблем.
Цель работы: изучить биографию и основные направления деятельности императора
Александра II, правившего Российской империей с 1856 по
1881 гг.
Задачи работы:
1) рассмотреть основные этапы биографии
Александра II;
2) выделить и рассмотреть направления внутренней
политики Александра II;
3) выделить и рассмотреть направления
внешней политики Александра II.
Источники.
В процессе написания исторического портрета нами использовались разнообразные
источники: биографические словари и справочники, журнальные и газетные статьи,
воспоминания и мемуары, опубликованные документальные источники и
интернет-ресурсы.
Методы. Для
достижения поставленной цели мы своей работе использовали широкий спектр
методов. Анализ и синтез, дедукция и индукция и т.д.
3) Основная
часть исторического портрета разбивается на составные элементы в
соответствии с кратким планом работы (содержанием). Материал основной части
представляет собой описание исследовательской работы. Объем текста основного содержания
не должен превышать 15 страниц. Стиль написания текста – научный (см.
приложение 3). Основная часть – это самый важный элемент исторического
портрета, предлагаем остановиться на его написании более подробно.
При подготовке
письменных работ имеется несколько методических
приемов изложения научных материалов.
Наиболее часто
используются следующие приемы:
1) строго
последовательный;
2) целостный (с
последующей обработкой каждой главы);
3) выборочный
(главы пишутся отдельно в любой последовательности).
Строго
последовательное изложение материала работы требует сравнительно много времени,
так как, пока ее автор не закончил полностью очередной раздел, он не может
переходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда
перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время
материал, почти не требующий обработки, ожидает очереди и лежит без движения.
Целостный прием
требует почти вдвое меньше времени на подготовку текста, так как сначала
пишется все произведение в черновом варианте, как бы грубыми мазками, затем
производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и
исправления.
Выборочное
изложение материалов также часто применяется авторами. По мере готовности
фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него
порядке. Выберите тот прием изложения, который считаете для себя наиболее
приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или
окончательную.
На этом этапе
работы над историческим портретом из уже накопленного текстового материала
помимо отдельных глав желательно выделить следующие композиционные элементы: а)
введение; б) выводы и заключение; в) список использованных источников; г)
приложения. Перед тем как переходить к окончательной обработке черновика
исторического портрета, полезно обсудить основные положения ее содержания со
своим преподавателем.
Работа над
окончательным вариантом исторического портрета. Этот прием целесообразно
использовать, когда черновой вариант готов. Все нужные материалы собраны,
сделаны необходимые обобщения, которые получили одобрение преподавателя. Теперь
начинается детальная шлифовка текста работы. Проверяются и критически оцениваются
каждый вывод, диаграмма, таблица, каждое предложение, каждое отдельное слово.
Автор уточняет композицию, расположение материалов и их рубрикацию. Желательно
также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих научных
положений. Здесь целесообразно посмотреть на свое произведение как бы «чужими
глазами», строго критически, требовательно без послаблений.
4) Заключение
– это неотъемлемая часть исторического портрета. В этом разделе кратко
формулируются основные результаты работы в виде утверждений, а не перечислений
всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и точными, и, как
правило, состоять из одного-трех пунктов. Выводы – это принципиальные положения
исследовательской работы, которые автор готов защищать. В качестве примера
оформления заключения можно взять отрывок из работы, посвященной императору
Александру II.
Император Александр II оказал значительное влияние на ход развития России в конце XIX в. – начале XX вв. Его реформы не только изменили
социально-экономический строй в стране, но и заложили предпосылки будущих
серьезных социальных потрясений. Деятельность императора было многосторонней,
он активно занимался внутренней и внешней политикой.
В результате работы над историческим
портретом нам удалось прийти к следующим основным выводам:
1) «великие реформы» 1860-70-х гг.
сломали структуру традиционного общества в России и направили ее в русло
капиталистического развития;
2) реформы Александра II способствовали становлению в России гражданского общества, но, в
общем, их потенциал не был полностью реализован;
3) благодаря активной деятельности
императора на балканском направлении, Росси удалось завоевать свободу для ряда
славянских народов, находившихся под гнетом Османской империи. Вместе с тем
стратегические задачи России в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. так и
не были решены;
4) в период правления Александра II к России были присоединены обширные территории в Центральной Азии.
Впервые были установлены дипломатические отношения с державами Дальнего
Востока.
5) Исторический
портрет завершается списком литературы. В этом разделе в алфавитном
порядке перечисляются все использованные литературные источники. Все источники
нумеруются в сквозном порядке. При этом в самом тексте должны быть ссылки на
них. Существуют определенные библиографические правила для описания различных
источников. При оформлении списка литературы следует руководствоваться
требованиями ГОСТа.
1. Однотомные
издания.
Любимов А. В.
Торговля и снабжение в годы Великой Отечественной войны. – М.: Экономика, 1968.
2. Многотомные
издания.
Брэм А. Э. Жизнь
животных: в 3 т. – М.: Мир, 1992. – Т 2.: Птицы
3. Статьи из
сборников
Парамонов В. Н.
Изменения в составе работников промышленности РСФСР в 1941 – 1945 гг. //
Исторические исследования: сборник научных тру-
дов. Выпуск 4. – Самара: Издательство
СамГУ, 2002.
4. Статьи из
журналов
Микоян А. И. В
Совете по эвакуации / Микоян А.// Военно-исторический журнал. – 1989. – № 3. –
С. 31-38.
В самом тесте
работы должны быть обозначены номера позиций в списке литературы, на которые
ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключают в квадратные скобки.
6) Требования
к тексту стандартны. Весь текст исторического портрета набирается на
стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210
мм, вертикаль – 297 мм), отступы со всех сторон по 2
см. Текст печатается черным шрифтом: размер шрифта – 14 кегль, формат шрифта –
Times New Roman, интервал полуторный, абзацный
отступ 1,25.
2.2. Художественное
оформление результатов работы
Художественное
оформление результатов исследовательской работы влияет на восприятие,
способствует осмыслению, определению сути вопроса. Размещение количественных
данных делается следующими способами:
− систематизация
информации в виде таблиц;
− представление
информации с помощью графических изображений (графиков, диаграмм и т.д.).
В структуре
исторического портрета могут быть использованы иллюстрации в виде фотографий,
рисунков, чертежей, схем, карт и т.п., как правило, они
располагаются в приложении.
Таблица – это средство выделения
главного, графическое изображение материала в виде сравнительных, тематических,
хронологических граф. Таблица широко используется для представления
результатов. Введение таблицы необходимо в том случае, если имеется перечень
сведений, предлагается приведение цифровых данных. Отличительной особенностью
выполнения и оформления таблицы является то, что в ней необходимо проводить
записи в строго намеченном порядке, по графам. Для таблицы обязательной
является группировка информации в виде нескольких столбцов, именуемых графами.
Для удобства зрительного восприятия и анализа сведений в таблице могут иметь
место самостоятельные заголовки, подзаголовки (см. рис. 1).
Русско-турецкая война
(1877-1878 гг.)
Основные события |
Ход войны |
май 1877 г. |
Вступление |
июль-декабрь 1877 г.. |
Оборона русскими |
декабрь 1877 г. |
Взятие русскими |
январь 1878 г. |
Вход русских войск |
февраль 1878 г. |
Подписание |
Рис.1 Образец оформления таблицы
Диаграмма – это изображение в виде
линейных отрезков или геометрических фигур (плоских и объемных), наглядно
показывающее соотношение различных величин. Оформление диаграмм, гистограмм,
картограмм связано со способом представления результатов. Диаграммы
используются для сравнения тех величин, которые не связаны между собой
непрерывной зависимостью.
Схема представляет собой
графическое изображение, которое в общих чертах отображает некоторую систему,
определяя связь отдельных частей, что показывается в виде условных изображений
или обозначений. Схема уместна в том случае, когда она является частью
иллюстративного ряда, обозначая наиболее важные вопросы. Схемы удобны, так как
они в упрощенном виде позволяют выражать основную мысль с помощью условных
элементов – стрелок, линий различной толщины, видов штриховки (см рис. 2).
Судебная система России по
реформе 1864 г.
Рис.2 Образец оформления схемы
Иллюстрации. Иллюстрировать работу
необходимо исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному
тематическому плану, который помогает избавиться от иллюстраций случайных,
связанных с второстепенными деталями текста, и предупредить неоправданные
пропуски иллюстраций к важнейшим темам.
Каждая иллюстрация
должна отвечать тексту, а текст – иллюстрации. Все иллюстрации в научной работе
должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю
работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. Каждую
иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна
соответствовать основному тексту и самой иллюстрации (см. рис. 3).
Александр II читает Манифест об отмене
крепостного права
Рис. 3 Образец оформления иллюстраций
Фотография – особенно убедительное и
достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется
тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или
явление со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих отраслях и
техники фотография – это не только иллюстрации, но и научный документ. К
фотографии в исследовании помимо чисто технических требований (четкость
изображения, качество отпечатков и т.п.) предъявляются еще требования особого
рода. Так как фотографирование здесь осуществляется как часть целого, а не как
самостоятельное произведение фотоискусства, эти требования сводятся к
определенному подчинению отдельного снимка общему замыслу работы. Общее
требование соответствия конкретизируется функцией, которую несет изображение.
3. Критерии оценки
исторического портрета
Проверка
исторического портрета осуществляется по трем критериям: К1 – описание
биографии исторического деятеля, К2 – характеристика основных направлений
деятельности, К3 – указание результатов деятельности. Максимальный балл по
критерию К1 – 2, по критерию К2 – 5, по критерию К3 – 3. Полное правильное
выполнение исторического портрета оценивается 10 баллами. Баллы переводятся в
оценки по следующей схеме: 9-10 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов –
«3».
При оценивании
исторического портрета по первому критерию (К1) учитывается, что
биография того или иного исторического деятеля должна быть представлена
максимально полно. В биографическом блоке необходимо указать основные факты в
жизни выбранного для характеристики исторического деятеля, а именно:
− год и место
рождения, национальность, влияние происхождения на дальнейшую жизнь и деятельность;
− данные о семье,
семейных отношениях, их влиянии на характер избранного персонажа;
− этапы карьеры
или путь к власти, соратники и противники исторического деятеля, их краткая характеристика;
− историческая
эпоха, в условиях которой жил и работал исторический деятель, общественные настроения,
общее влияние жизненной среды на биографию исторического деятеля.
По второму
критерию (К2) оцениваются формулировка и характеристика основных
направлений деятельности. В первую очередь следует обратить внимание на
формулировку основных направлений деятельности, которые в дальнейшем будут
характеризоваться. Эти направления могут быть сформулированы с различной
степенью детализации. Например, речь может идти как о внутренней и внешней
политике, так и о реформах государственного управления, реформах просвещения,
крестьянской реформе, дипломатии, войнах. В зависимости от того, какого
исторического деятеля выбрал студент, количество направлений деятельности,
достаточных для ее характеристики, может быть различным, но всегда не менее
двух.
Под характеристикой
основных направлений деятельности следует понимать изложение основных фактов,
связанных с каждым из направлений деятельности (этими фактами могут быть войны,
сражения, реформы, государственные документы, произведения искусства, научные
открытия и др.), использование необходимых терминов, раскрытие
причинно-следственных, пространственных, временных связей.
При оценивании
выполнения задания по третьему критерию (К3) учитываются результаты
деятельности по направлениям. Под характеристикой результатов деятельности
понимаются изложение итогов и (или) раскрытие исторического значения
направлений деятельности личности для определенной эпохи, истории страны в
целом. Студенту необходимо выделить характеристику результатов как отдельную
часть ответа.
Список литературы
1. Маслова Е. В.
Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое
пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
2. Обухов А. С.
Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа
школьников. – 2005. — № 3. – С. 18-38.
3. Огоновская И.
С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по организации и содержанию
научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся. – Екатеринбург:
Сократ, 2008. – 104 с.
4. Пазин Р. В.
История. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. 140 исторических личностей
отечественной и всеобщей истории: материалы биографий. Задание С6: историческое
сочинение: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 304 с.
5. Петряева Е.
Ю., Пластинина В. М., Содномова Л. П. Реферат и исследовательская работа:
рекомендации по написанию и представлению. – М.: Библиотека журнала «Исследовательская
работа школьников», 2008. – 48 с.
6. Плигин А. А.
Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного
образования // Исследовательская работа школьников. – 2005. — № 4. – С. 47-55.
7. Радаев В. В.
Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. –
М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 203 с.
8. Черемных Г. В.
Художественное оформление результатов исследовательской работы //
Исследовательская работа школьников. – 2005. — № 3. – С. 67-84.
9. Чернова М. Н.
ЕГЭ. История России. Исторические портреты в 2-х тт. – М.: Экзамен, 2014. –
Т1., 350 с., Т2., 270 с.
Приложение
А
Образец оформления титульного
листа
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Магнитогорский технологический колледж имени В. П. Омельченко»
Александр II (1855-1881 гг.):
исторический портрет
Выполнил: |
Иванов И. И., студент группы |
Проверил: |
Чуриков А. В., преподаватель |
Критерии
оценки результатов
письменной работы
Критерий 1 |
|
Критерий 2 |
|
Критерий 3 |
Итоговая
оценка: _____________
Магнитогорск, 2014
Приложение Б
Список исторических деятелей
России для характеристики
Приложение Г
Язык и стиль научной работы
Для написания научных текстов:
статей, докладов, выступлений, тезисов, рефератов, исследовательских работ –
используется научный стиль, для которого характерны:
1) логическая последовательность
изложения;
2) однозначность, точность
формулировок;
3) лаконизм и конкретность;
4) объективность формулировок.
Рассмотри каждую из вышеуказанных
черт.
Логичность предполагает
последовательное, непротиворечивое и аргументированное изложение содержания
исследования, что достигается:
− последовательностью развития мысли;
− правильным установлением
причинно-следственных отношений;
− указанием на противоречия.
Точность проявляется в умении
находить адекватное словесное выражение понятиям и в научной речи зависит от
правильного словоупотребления, в персую очередь терминов. Научный стиль требует
однозначности обозначения понятий, явлений, предметов.
Конкретность предполагает использование
реальных данных, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, измерений. В
отличие от художественных текстов, где применимы характеристики «больше –
меньше» и т.п., в научных работах используются количественные показатели.
Конкретность научной речи требует доказательности: цитирования, ссылок
на первоисточники, результатов исследования.
Сжатость (лаконизм) при насыщенности содержания
достигается путем строгого отбора лексики, четкой структурированности текста,
использования рубрикации.
Отличительная
черта научного стиля – преобладание существительных (их примерно в четыре раза
больше, чем глаголов). Преобладает абстрактная лексика (отглагольные
образования на –ние, -ство; отыменные – на –ость: углубление, доказательство,
погрешность). Большая часть этих слов имеет книжную стилистическую окраску
(правление, свержение, уничтожение).
Среди
прилагательных преобладают относительные (социальная активность, цивилизационный
тип, общественные реакции). «Отстранение» автора или его минимальная
«активность» как субъекта исследования с целью придать изложению более
объективный характер достигаются безличными формами глаголов (нами был разобран
метод, нетрудно понять, можно утверждать и т.п.). Употребление причастий в
полной и краткой форме также характерно для научного стиля (предложенный
способ, как уже было отмечено, атмосферные осадки насыщены крупными частицами,
концентрация веществ приближена к верхней границе и т.д.).
Подготовка
доклада
Для 10-минутного
выступления на конференции или на обычном занятии автором готовится текст
доклада объемом в 3-4 страницы машинописного текста (или немного больше, если
он написан от руки). В зависимости от регламента текст может быть уменьшен.
На введение и
выводы отводится примерно ½ листа. Очень кратко описывается методика, если она
общепринятая; на изложение оригинальной методики требуется больший объем. Так
же кратко характеризуется область исследований и обзор литературы. Список
литературы не приводится. Большее внимание уделяется изложению полученных
результатов.
Для наглядности
доклад сопровождается электронной презентацией таблиц, схем и рисунков, которые
выполняются на слайдах с соблюдением общих правил, а также (в некоторых
случаях) – объектов исследования.
Для демонстрации
в процессе доклада отбирают самые информативные и важные иллюстрации,
подтверждающие основные выводы работы. Доклад не должен быть перегружен
иллюстративным материалом: 1-2 таблицы, иллюстрирующие первичный фактический
материал, и 2-3 таблицы (или 2-3 графика), иллюстрирующие установленные
закономерности.
Особое внимание
следует уделить заголовкам иллюстраций и подписям к ним, которые должны легко
читаться. Изображение на рисунках и таблицах должно быть четким и ясно
различимыми с расстояния, определяемого размерами помещения аудитории.
График и рисунки
могут быть цветными, но цветов не должно быть более четырех, т.к. пестрота
затрудняет восприятие.
После доклада,
как правило, автору работы задают вопросы. Ответы на них позволяют уточнить и
дополнить доклад.