Как составить политический проект

Поскольку
политическим проектом может служить
любая позитивная деятельность партии,
ее лидеров и кандидатов, привести их
сколь либо законченную классификацию
совершенно нереально. Поэтому мы
ограничимся обсуждением только наиболее
распространенных типовых
политических проектов
.

Все такие проекты
можно разделить на две категории:

1.
Политические проекты общего характера
,
которые предполагают непосредственную
работу со всеми или же со значительной
частью избирателей, проживающих на
территории, на которой реализуется
проект. К таким проектам относятся:

— политические
кампании;

— создание
общественно-политических структур;

— гуманитарные
проекты

2.
Локальные
типовые политические проекты,

не предполагающие непосредственного
выхода на массового избирателя.

Политические
проекты общего характера дают наибольшую
отдачу в плане партстроительства и
подготовки к выборам. Они одновременно
решают как задачу формирования
положительного образа, так и задачу
поиска выявления и фиксации активистов
и сторонников партии. Поэтому партийная
организация не реже одного раза в год
должна проводить по крайней мере один
из таких проектов. Интенсивность
реализации проектов общего характера
федерального уровня — не менее одного
проекта в полтора-два года.

Обязательной
составляющей проекта общего характера
является использование в нем
непосредственной работы с избирателями
в таких формах, как кампания «от двери
к двери», адресная рассылка и телефонное
внедрение (по крайней мере, одной из
них). Именно использование этих форм
делают проект эффективным в плане
партстроительства.

Главное
различие между локальными политическими
проектами и проектами общего характера
состоит не столько в идее проекта,
сколько в форме его реализации. Одну и
ту же проблему партия (кандидат), в
зависимости от обстоятельств, может
отыграть в форме политической кампании
с непосредственным выходом на массового
избирателя, или же ограничиться
PR-кампанией
в СМИ.

Локальные проекты,
не предполагающие непосредственной
работы с избирателями, не дают такой
отдачи в плане партстроительства, как
проекты общего характера. С другой
стороны, локальные проекты, как правило,
менее трудоемки и дороги. Кроме того,
они играют важную роль в формировании
и закреплении положительного образа
партии и ее кандидатов, укреплении
партийной структуры и аккумуляции
ресурсов для избирательных кампаний и
партстроительства. Если говорить
образно, то проекты общего характера
расширяют «партийную территорию»,
локальные проекты – закрепляют и
эксплуатируют ее в интересах партии.

6.6. Политические кампании

Ограниченные во
времени политические проекты, суть
которых – организация как можно более
широкого круга избирателей для поддержки
(противодействия) тому или иному политику,
либо втягивание избирателей в борьбу
за решение той или иной актуальной
проблемы. Обязательная составляющая
полноценной политической кампании –
непосредственная работа с избирателями,
(как правило, в режиме от двери к двери
и массовых мероприятий) с выявлением
активистов и формированием базы данных
по сторонникам.

Формально обычную
избирательную кампанию можно считать
одним из видов политических кампаний
по поддержке той или иной партии
(кандидата).

Остановимся на
некоторых других видах типовых
политических кампаний.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Аннотация: в статье анализируется сущность политического проектирования в настоящих условиях, а также раскрывается его роль в формировании политической современности.

Ключевые слова: политическое проектирование, проектный менеджмент, проектирование.

В условиях нестабильного состояния мирового общества политические процессы, происходящие с государством, требуют к себе более комплексного и спрогнозированного подхода, предполагающего более модернизированные схему управления государством, а именно проектное. Проектирование определяет, как внутреннюю, так и внешнюю политики страны и что, несомненно, требует и теоретически подкрепленного знания [1].

Проектирование берет свои корни в материальном производстве, однако далее начинает распространяться и в социально-политической жизни страны. История показывает, современное состояние государства является продуктом того, что сделано в результате прогнозов и задумок великих умов государства много поколений назад.

Проект (от лат. «projectus» – «брошенный вперед») – это специальная, ограниченная во временном промежутке деятельность, нацеленная на выработку уникального результата(определенного продукта или услуги) предполагающего видимое его улучшение, в условиях заданных ограниченных ресурсов, требований к качеству и допустимому уровню риска.

Проектирование предполагает создание некоторого образа социологического объекта. При этом инновационный проект может быть 3 видов: «прорыв», нацеленный на совершенно новую уникальную идею; «синтез», подразумевающий объединение ранее существовавших и реализованных где-либо идей в уникальную новую; «аналогия», предполагающая реализацию старой идеи в новых условиях по аналогии. Как известно, 98% инноваций в России это усовершенствования, улучшения уже существующих [2].

Вопрос эффективного формирования современной политической ситуации зависит от подхода, который мы выберем в данной ситуации, их существует всего три: субъектно-ориентированный, объектно-ориентированный, проблемно-ориентированный.

Метод объектно-ориентированного подхода заключается в перенесении на социальное проектирование принципов проектирования материальных объектов. При проектировании организаций данный подход в настоящее время используется больше(выстраивание организационной структуры, разработка управленческой системы, взаимозависимость элементов, корпоративной культуры и т. п.)

Объектно-ориентированное проектирование обеспечивает видение объекта вкупе, дает понимание значимости его системных качеств и дает возможность реализовывать направленное создание либо высококачественное изменение внутриорганизационных взаимосвязей, рационализацию элементов управления и реинженеринг на базе которого сейчас созданы и работают многофункциональные центры по оказанию государственных услуг гражданам.

Социальные объекты в отличие от других намного сложнее и требуют достаточно глубокого и всестороннего проектирования, что имеет в себе проблемно ориентированный метод. Данный подход основан институтом социологии РАН и представляет собой определение проблем, и причин, формулирование целей и задач, которое сведено к тщательному прописыванию «дерева целей». Такая методология позволяет преодолевать ряд крупных ограничений, с которыми сталкивается объектно-ориентированный подход, однако, надо иметь общее видение структуры социальных объектов, которая не позволила бы пропустить появление возможных прорех.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В эпоху информационных технологий социальное проектирование становится новым и более модернизированным. Благодаря технологиям субъектно-ориентированный подход к проектированию, в рамках которого человек является активным элементом, участвующем в творчестве государственного устройства становится намного легче реализуемым [3].

Субъектно-ориентированный подход ориентируется на общие ценности, что обусловлено именно участием людей в создании норм, в выработке ценностных суждений, в согласовании позиций. По этой причине социальное проектирование интерпретируется как проектирование операций между каждым индивидом, участвующего в формировании социального мира. Главные аспекты данного способа – общее взаимодействие фигур компании, его модель и технологии необходимые для достижения некоего результата.

Концепция субъектно-ориентированного проектирования появилась ещё в рамках теории «public participation», зародившейся в Европе и США в 1960-е годы. Её значение содержалось в изменении социокультурной сферы за счет инициативного вовлечения людей в процесс обустройства данной сферы. На сегодняшний день подход такого рода применяется для формирования социальных движений, с целью модернизации культуры организации, усовершенствования эмоционального климата в коллективе. В государственном и муниципальном управлении субъектно-ориентированный метод способен стать дополнением к проектной работе, выполняемыми специалистами, экспертами, владеющими особыми знаниями(проектной деятельности, осуществляемой экспертами, профессионалами, обладающими специальными знаниями.).

Политические проекты направлены на решение конкретных задач и подразумевают не только моделирование будущего состояния объекта или процесса, но и разработку документации, определяющей последовательность шагов по достижению заданных в нормативной модели параметров, что отображается в различных нормативных актах и т. д.

Неотъемлемой частью проектирования является прогнозирование, без него оно не может существовать. Этот метод позволяет видеть более реальную картину результата деятельности. Существует два основных вида прогнозирования – поисковое и нормативное. Прогнозирование делает проектирование неотъемлемым средством государственного управления, которая позволяет наиболее полно видеть результат создания или изменения объекта деятельности и о чем свидетельствуют прогнозы предыдущих лет [4].

В современном мире очень развит project management, которая может наиболее точно вызвать желаемые изменения в реализации политической деятельности, ориентированный в предоставление слаженной работы всех элементов, включенных в процедуру осуществления поставленной задачи, кроме того эффективное разделение ресурсов и подбор соответствующих технологий. Если сначала метод project management применялся в бизнесе, то в настоящее время он вводится и в государственном управлении, что можно посчитать еще одним свидетельством понимания роли проектирования в формировании политической современности [5].

Необходимо отметить, что на внедрение общественного проекта влияют различные системообразующие ценностные ориентиры, которые доминируют над научными моделями проекта в существующем обществе, а также сам проект зависит от множества человеческих факторов, такие как качества личности лидера, характеры, компетенции и взаимоотношения между людьми и связей между элементами системы управления проектом [6]. Огромную сейчас роль играет мотивационная составляющая содержания проекта, и которой уделяется немалое значение [7].

На данном этапе социальные технологии обеспечивают наиболее подходящее исполнение проектного замысла, чему способствуют модели организационного управления, вида корпоративной культуры, бизнес процессов и коммуникации в производственных и чему уделяется все больше и больше внимания
в условиях ее необходимости [8].

Проектированию в современной России помогает формировать государственную политику более объективными и конструктивными методами и открывает возможность лучше справляться с поставленными целями и задачами. Как фактор формирования политической современности проектирование начинает приобретать более весомую силу.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Список использованных источников

1. Симонов К. В. Политический анализ. М., 2002. [Электронный ресурс]. URL: www.filosof.historic.ru (дата обращения: 15.05.2016).
2. Балашова А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А. Управление проектами. [Электронный ресурс] URL: www.hse.ru (дата обращения: 15.05.2016).
3. Луков Вал. А Тезаурусная концепция социального проектирования. [Электронный ресурс]. URL: www.zpu-journal.ru (дата обращения: 15.05.2016).
4. Константинова Л. В. История развития прогнозирования. [Электронный ресурс]. URL: www.astronom2000.info (дата обращения: 15.05.2016).
5. Маркова В. Д. Проектный менеджмент в государственном проектировании. [Электронный ресурс]. URL: www.lib.ieie.nsc.ru (дата обращения: 15.05.2016).
6. Жукова Т. Н., Чугунова Е. К. Организация проектной деятельности и формирование команды проекта. [Электронный ресурс]. URL: www.elibrary.unecon.ru (дата обращения: 15.05.2016).
7. Гапонова О. С., Чилипенок Ю. Ю. Мотивационные аспекты социального взаимодействия участников команды инновационного проекта. [Электронный ресурс]. URL: www.hse.ru (дата обращения: 15.05.2016).
8. Осипов А. Л. Интеграционный подход в управлении проектами в органах ГМУ, [Электронный ресурс]. URL: www.refdb.ru (дата обращения: 15.05.2016).

Поделиться в соц.сетях

ОПУБЛИКОВАНО: Журнал «Пространство и время», 2011, №1,с. 188-193

                                                                                                                               Иванова Светлана Вениаминовна,

доктор философских наук, государственный советник Российской Федерации I класса

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

О политическом проектировании и проектной  деятельности  в сфере политики

В начале рассуждений политическом проектировании и о проектной деятельности применительно к политической организации следует ввести некие терминологические разграничения, которые могут показаться на первый взгляд несущественными, однако при разработке теоретической основы деятельности политической структуры и тем более в практике ее деятельности такое разграничение является просто необходимым. Почему возникает проблема относительно термина политическое проектирование? При обсуждении вопросов политического проектирования, политического прогнозирования, политического планирования, при взгляде на научные публикации по этим вопросам мы сталкиваемся с отсутствием единого подхода к терминологии.

Достаточно широко употребимым (оно цитируется в разных источниках) стало определение К.В.Симонова в работе «Политический анализ»: «Политическое проектирование — составление научно обоснованных суждений о возможных глобальных, базисных и принципиальных для тех или иных политических систем качественных изменений, приводящих к существенным политическим трансформациям и занимающих значительный период времени» (1).

Однако лексическое (прямое и переносное) значение слова проектирование означает «процесссоздания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Нарядус традиционными видами (архитектурно-строительными, машино-строительными, технологическими и др.) начали складываться самостоятельные направления: проектирование человекомашинных систем, трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и др.» (2). Обратим внимание, что главным словом в определении является процесс и   что в этот же ряд видов проектирования в разряде «и др.» логично встает политическое проектирование.

Мы воспользовались словарной справкой из одного словаря, и хотя нет особой нужды обращаться к другим, мы все-таки возьмем еще одно определение: «Осуществление проектов, проектирование связано с особой разновидностью менеджмента, в рамках которого осуществляется бюджетирование ресурсов, возможностей и времени для реализации намеченного. При этом вырабатываются стратегии оптимизации деятельности, продумываются алгоритмы наиболее перспективных решений, которые могут менять изначальные постановки вопроса. Данная разновидность менеджмента может быть названа управленческим проектированием» (3).

«Составление… суждений…» из приведенного выше определения К.В.Симоновым политического проектирования скорее можно отнести не к проектированию, а к прогнозированию. Схема простая и понятная: осуществили политический анализ, спрогнозировали результаты, то есть собственно и составили «суждение о возможных…», подготовили проект на основе анализа и прогноза… И далее – классически – приняли политические решения о реализации и – действовать, осуществлять, реализовывать. Все это вместе, как известно, и называется управлением (менеджментом).

В такой логике и термину проект находится подобающее место, это слово  — корень проектирования в прямом и переносном смысле. Обратим внимание на толкование термина в Энциклопедическом словаре: «Проект — (от лат. projectus — букв. — брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план» (2). Или вот еще: «Проект – план или программа действий (варианты словоупотребления: «Предложить проект», «обосновать проект», «приступить к реализации проекта»), способ организации усилий по осуществлению намеченных целей и задач (варианты словоупотребления: «Предложить участие в проекте»), а также институциональная форма для воплощения определенного замысла (варианты словоупотребления: «Закрыть проект», «Исключить из проекта») (3).

В любом значении  слово проект  проясняет  термин проектирование, это очевидно, однако так же ли очевидно, что же такое политическое  проектирование?

В силу «молодости» термина обратимся для начала к тому, что появилось раньше, – к социальному проектированию, ведь политическое и социальное проектирование – вещи взаимосвязанные, а точнее — взаимодополняющие. Нам видится достаточно полным следующее определение: «Социальное проектирование — это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов. Применяется при проектировании новых городов и новых производств» (4).

Мы предположили, что подобное определение социального проектирования задает широкие рамки и для понятия политическое проектирование. Такое понимание связано не только с собственно политической деятельностью, но и с любой деятельностью стратегического характера, которая с определенной долей условности также может считаться политической. В одном из уже упомянутых источников мы находим: «Политическое проектирование – основная форма и своеобразная квинтэссенция управленческого проектирования. Связано с практикой систематического контроля за неопределенностью, очаги которой могут усматриваться как в будущем, так в настоящем и прошлом. Политическое проектирование носит характер рисковой деятельности, нацеленной на минимизацию рисков. Цель политического проектирования в решении гоббсовой проблемы общественного порядка. Именно поэтому политическое проектирование стратегически связано с повышением управляемости социальных процессов. Можно также сказать, что политическое проектирование выступает практикой организации или структурирования самой деятельности, которая приобретает благодаря этому целесообразный и планомерный характер» (3).

В этом определении слились воедино и задачи политического проектирования относительно социальных процессов, и задачи управления деятельностью (практически – любой) в контексте управляемости результатами деятельности. Отсюда понятно упоминание Гоббса с его теорией о происхождении, целях и задачах государства.

            А вот теперь настал черед уточнению термина политическое проектирование в современном дискурсе, основанном на реалиях политической жизни.

Понятие  политическое проектирование имеет право на существование в том значении, которое приведено выше. Однако сегодня это «живое», достаточно новое  понятие, тесно связанное с практической деятельностью, в ее же ходе и претерпевает изменения, уточнения, приобретает новые смыслы.

Что мы подразумеваем под понятием политическое проектирование применительно к конкретной партии?

Политическое проектирование «для» или «в» политической партии – это, на наш взгляд, создание целостного, масштабного плана (проекта) деятельности партии как определенной политической силы, осознающей свое место в политическом пространстве страны (мира, региона и т.д.) и решающей определенные задачи по достижению поставленных политических целей.

Однако для нашей страны по сравнению с так называемыми странами развитой демократии особенно актуально политическое проектирование всего политического пространства, а не только одной какой-либо партии. В частности, наш российский опыт на протяжении последних 15-20 лет говорит о том, что это проектирование осуществляется постоянно. И если для стран с традиционной двух- и многопартийной системой вопрос политического проектирования, вопрос выбора внутренней политики – является важным, то для нашей страны, находящейся пока еще в процессе становления новой политической системы, он — основной.

Коснемся кратко алгоритма рассматриваемого процесса. Политическое проектирование предваряется анализом политической ситуации на основе социологических исследований, изучения социально-политической картины в разрезе регионов и в целом по стране, оценки ожиданий и настроений населения. Затем идет этап постановки целей и задач, необходимых на конкретном этапе, и планируется (проектируется) результат, разрабатываются механизмы реализации и достижения результата. Обратимся (схематично) к конкретному примеру. В «послеельцинский» период остро встал вопрос об изживании ситуации с присутствием множества мелких партий в Государственной Думе. Карманные партии, оплачиваемые олигархическим капиталом, являлись беспринципными лоббистами интересов новоявленных «хозяев жизни», предлагали законы, служащие интересам определенной группы лиц или коммерческих структур, обманом и подкупом вовлекали граждан в забастовки и митинги. Эта ситуация ухудшала и без того нестабильную политическую обстановку в стране, вела по пути «цветных» революций, порождала законодательство, нарушающее права граждан, ухудшающее условия их жизни и попустительствующее экономическим и иным преступлениям. Было принято решение о сокращении числа политических организаций, создании и укреплении крупных политических партий, отражающих интересы определенных слоев населения. Эта работа увенчалась успехом, в Государственной Думе представлено четыре партии, за это именуемые парламентскими. Мы не оцениваем сейчас использованные ресурсы и содержательный аспект деятельности думских партий, но в любом случае верное политическое проектирование позволило достичь ожидаемого результата, и, несомненно, это шаг к оздоровлению политической обстановки: путь от самого худшего к не самому плохому варианту. Сейчас на политическом поле присутствуют еще три-четыре партии, набирающие какое-то количество мест в органах законодательной власти обычно муниципального, редко – регионального, уровня.

Эта ситуация порождает другие позитивные тенденции, развивающиеся в политическом пространстве на фоне этого решения. Можно привести  другие примеры, да и, по сути, при переходе от однопартийной системы сами партии являются «проектами», последние примеры с «Родиной» и «Справедливой Россией» нас в этом лишний раз убеждают.

Далее, отметим на примере партии «Единая Россия», что политическое проектирование применительно к конкретной политической организации является обязательным условием ее успешного политического существования, местом постоянного приложения сил для достижения и закрепления результатов в политической борьбе. Многопартийная система не дает возможности достигать политических результатов только путем «административного ресурса», как это было при КПСС – единственной в стране партии, принявшей на себя и административно-хозяйственное управление страной, решающей все вопросы на всех уровнях власти.

Понимание современных реалий и роли политической организации привело к тому, что партия «Единая Россия» начала использовать в своей работе методы проектной деятельности.

И здесь уже важно разграничить два различных вида деятельности политических и общественно-политических структур: политическое проектирование и собственно проектную деятельность. Вероятно, по той причине, что проектные технологии, относящиеся к разряду softpower, вошли в практику политических сил недавно, четкое разграничение в теории пока  не произошло.

Поиск иных, неадминистративных рычагов влияния и обеспечение своей победы привел к новым формам и методам работы, в частности,  проектной. И здесь мы  можем говорить о собственно проектной деятельности, которая может осуществляться в любой организации, не только политической. В этой сфере партия «Единая Россия» имеет  уже значительный опыт, и, можно утверждать, единственный такой опыт в нашей стране – по успешной реализации значительного числа партийных проектов (только на федеральном уровне число реализуемых проектов в 2011 году составляет 37, не считая выполненных и проектируемых, находящихся в стадии предварительного этапа).

Началу этой большой работы в 2005-2006 годах предшествовало обучение проектной деятельности, начиная с поиска проектов и постановки целей и заканчивая умениями по применению результатов проектов в политической работе, борьбе в период избирательной кампании.

Переход от административных рычагов к технологии soft-power– мягкого влияния на людей, к чему собственно  и относится проектная работа партии, сложен. Изменение подходов к политической деятельности после десятилетий управления административными методами, характеризующимися авторитарностью, закрытостью, жесткостью искаженным пониманием политики и роли политической партии, требует прежде всего психологической «ломки», и, конечно, новых знаний и навыков.

Процесс обучения обязательно включает теоретические вопросы, разъясняющиеся новые подходы к политической работе, мотивирующие  изучение этих подходов и механизмов их воплощения. Практические занятия дают возможность разрабатывать проекты, правильно ставить социальные и политические цели, продумывать пути их реализации. Стоит упомянуть, что  первые проекты слушателей напоминали все, кроме проекта: концертные выступления, политические акции и т.п. В описании проекта главная роль отводилась плану с мероприятиями, заключающимися в проведении заседаний и совещаний.

В ходе обучения проектной деятельности особую роль следует отвести: постановке конкретных целей, видению различий политических целей и собственно целей проекта, умению ориентироваться на конкретную «среду», различать стратегию и тактические вопросы, умению определять период реализации проекта (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты). Обязательным является обучение умению представить проекты общественности и взаимодействию с общественными организациями по вопросам реализации, контроля и доведения результатов до людей, знание технологий работы со СМИ, использование положительных результатов проекта в политической работе (избирательной кампании). И последняя необходимая часть обучения – это психологические тренинги, касающиеся: а) формирования мотивации работать с людьми в режиме «мягких технологий»; б) готовности работать с любой аудиторией по содержательной (проектной) тематике; в) создания имиджа политика, соответствующего идеологическим установкам партии.

Сегодня проектная деятельность партии «Единая Россия» – одно из наиболее успешных ее направлений.

Как практически любая серьезная общественная или политическая организация «Единая Россия» имеет вертикальную структуру. Поэтому эффективное управление проектной деятельностью заключается не только в создании хорошего, интересного проекта, но и  в умении предложить эффективные механизмы внедрения и целевого воздействия федеральных проектов; и в оказании помощи по созданию, выявлению и распространению позитивного проектного опыта регионов.

Партийный проект должен отвечать трем важнейшим требованиям:

— быть политически целесообразным, то есть должны быть высоки возможности его использования в ходе агитационных мероприятий в процессе избирательной кампании;

— быть интересным для освещения, привлекательным для внимания журналистов, в современных условиях громадных потоков информации и некой «избалованности» СМИ трудно привлечь ненужными людям и неинтересными вещами, когда идет борьба за зрителя, слушателя и читателя;

— и, разумеется, отвечать интересам людей, быть востребованным, решать важные социально-экономические, социальные задачи в различных сферах: экономика, транспорт, здоровье, культура, образование, спорт и т.д.

            В подтверждение результатов проектной деятельности приведем цитату из отчетной брошюры Партии «Единая Россия», подготовленной к Xсъезду в 2009 году:

«Выбор в качестве новой технологии взаимодействия  Партии с обществом, властью и бизнесом — проектной деятельности — оказался продуктивным. Реализация партийных проектов становится  инструментом решения социальных и политических задач.

            Диалог и совместные действия  позволяют выявлять и привлекать к нашей  работе лидеров общественного мнения из гражданской среды и бизнеса – что можно рассматривать как дополнительный ресурс кадрового обновления Партии.  

            Итоги выборных кампаний говорят о том, что доверие избирателей растет, граждане России видят стремление Партии через решение конкретных проблем улучшить качество жизни.

Таким образом, партийные проекты   воплощают комплексный подход Партии к решению задач развития страны и повышения социальных стандартов жизни граждан».

Как мы видим, механизм взаимодействия партии с гражданским обществом, бизнесом и властными структурами строится на сотрудничестве, продуктивном диалоге по вопросам, волнующим людей.

Социальная задачапроектной деятельности в целом – не только получить конкретный результат по проекту, но и дать образец подхода и механизм реализации, привлечь внимание к той или иной проблеме, дать импульс к ее решению.

Политическая задача партии всегда состоит в наиболее широком влиянии на разные слои населения и категории граждан, поэтому партийные проекты также весьма различны по своей направленности и взаимодействию и их можно условно отнести к трем группам:

— регулирующие сферу личных интересов людей (культура быта, вопросы досуга, проблемы семьи и детства, образовательные  и спортивные проекты);

— поддерживающие институты гражданского общества, укрепляющие социальную солидарность и уровень доверия в обществе;

— направленные на развитие инфраструктуры, улучшение реального качества жизни людей.

По политическим результатам партии «Единая Россия» мы видим, что практика проектной деятельности конкретной организации доказывает свою эффективность. Применение современных технологий взаимодействия Партии с различными группами населения позволяет оперативно решать целый ряд социальных и политических задач.

Все это ведет к утверждению, что на политическое (для отраслей и организаций – стратегическое) проектирование и собственно проектную  деятельность стоит обратить особое внимание в любой сфере человеческой деятельности. Политическое проектирование применимо не только к сфере политики, оно создает перспективу для организации и даже личности, алгоритм – для реализации, задает импульс команде для деятельности на результат. Наличие модели и способов действий при политическом проектировании не только делает проектную деятельность эффективной, но и позволяет впоследствии определить источники эффективности, использовать полученный опыт, повторить  и развить его. Расчет на резонансность политических проектов практически всегда оправдывается, поэтому в любом случае проектный метод позволяет учесть и этот, немаловажный аспект итогов деятельности. Отсутствие проекта – это отсутствие и целей, и задач, и механизма, и результатов, и неясность в резонансах. Образно говоря, это путь в «никуда» «без руля и ветрил».

Ждать эффективности и планируемых результатов не приходится и от слабо проработанного проекта, чрезвычайно важна его глубокая проработка, четкость целей и задач, ясная аргументация при его обосновании. Нередко на предварительном этапе есть стремление сэкономить время и начать действовать. Ошибочная позиция, объясненная тысячу раз и в пословицах, и в анекдотах («Семь раз отмерь…», «..трясти надо» и мн. других).

Правильно поставить цель, пойти верным путем и достичь этой цели, то есть сконструировать успешный проект – это творчество и высокий профессионализм проектантов. Но это и  кропотливая работа, обкатка материалов на обсуждениях с коллегами и на фокус-группах, точное «попадание» в ту среду, где именно этот проект востребован.

Для усиления примера, приведем его из сферы не политической, ведь таких примеров множество в других областях. История с Химкинским лесом при прокладке дороги, масса историй с мусоросжигающими заводами, нефтепроводами, химическими производствами, захоронениями радиоактивных отходов говорит о чем? О том, что при планировании и организации своей производственной деятельности не брались в расчет возможные политические, общественные эффекты. В данных случаях весьма полезно политическое и социальное проектирование, которое охватывает  все стороны проектной деятельности, включает работу с населением и СМИ, приведет к расчетам не только технических и экономических результатов, но и с их помощью и на их основе поможет выстроить правильную политическую ситуацию, подготовит нужное восприятие предлагаемого проекта. Опыт показывает, что возражения людей, противодействие каким-то производственным проектам связано зачастую не столько с их реальным вредом, сколько с неинформированностью граждан и всеобщим страхом по поводу экологического состояния окружающей среды.  

Любой проект должен, таким образом, иметь варианты его реализации, обоснование выбора варианта на основе расчетов и проектирования целей, соответствие выбранных технологий целям, задачам и масштабу проекта. Верно? Да. Однако еще раз уточним, что несмотря на то, что в политике сам проект является в принципе «технологией влияния», все-таки технологии реализации проекта и технологии влияния на людей – это разные вещи, и, разрабатывая технологические механизмы реализации проекта, важно разработать и то, как проект, его технологии воздействуют на людей. Технологии воздействия, а лучше – взаимодействия с людьми в ходе выполнения проекта включают в первую очередь информирование, пути и способы доведения полной и точной информации должны быть различными с учетом специфики разных групп населения, доступности (и даже – привычности) тех или иных СМИ. Важной составляющей является установление обратной связи по проекту, это может быть и средством информирования, и способом узнать позиции граждан и внести коррективы либо в проект либо в информацию о нем. И самым эффективным, пожалуй, можно назвать собственно само взаимодействие, осуществляемое в разных формах: включение представителей общественности, жителей района в состав рабочих или экспертных групп, сбор предложений о путях решения проблемы, голосование за выбор из предложенных вариантов, публичное обсуждение в СМИ или на собраниях, встречи с референтными лицами, привлечение к прямой деятельности по проекту (волонтеры, помощники и т.п.).

Обратимся еще к одной стороне проектной деятельности политической организации – поддержка общественных (стихийных — в том числе) проектов. Что это означает?

Углубленный мониторинг в конкретном месте  (городке, селе, микрорайоне большого города) поможет выявить активность той или иной среды, лидеров этой общественной активности, форм активности (стихийные собрания у подъезда, клуб, кружки по интересам и пр., встречи на дому, обход жителей). Мы сейчас не говорим о полюсе активности – «за» или «против» — мы говорим о технологическом подходе. Если – «против», то тем более надо найти приемлемые формы взаимодействия, оказания помощи, решения проблем, с тем, чтобы возглавить протестное движение и повернуть в нужную сторону. Это непросто, но решаемо, ведь зачастую протестные настроения, как мы уже говорили, это результат плохого информирования и невнимания к людям, нежелания их услышать.  Прийти в такую микрогруппу для открытого разговора, выслушать проблемы, спросить людей, как им видится решение проблем, обсудить все плюсы и минусы – этот набор позволяет сделать огромный шаг от протеста к пониманию и сотрудничеству. Важно постараться взять инициативу в свои руки, найти реальные пути решения вопросов – это важно и при работе с нейтральными в политическом плане микросообществами. Например, появление логотипа политической организации и обращение лидеров какой-либо партии на сайте и в иных СМИ, например, каких-нибудь: союза байкеров, всероссийского клуба собаководов или спортивного общества приведет не к положительным, а к нулевым или отрицательным результатам. А вот «живое» общение с ними же в узком кругу, включение в их интересы, сотрудничество – дает отличные результаты в конкретное время и в конкретном месте. Здесь важно напомнить об известном, однако часто не выполняемом принципе: «мы в ответе за тех, кого приручили» (А.де Сент-Экзюпери). Если уж есть контакты с какой-то общественной средой, то они должны быть постоянными, «живыми», использование общественных проектов на время избирательной кампании вредит политической организации, в будущем, понятно, такая «забывчивость» после выборов чревата появлением недругов, недоверием людей.

Оправданность проектного подхода в нашей стране продемонстрирована реализацией национальных проектов в сфере образования, здравоохранения… Однако нельзя считать, что в государственной и политической сферах можно все построить на проектах и добиться эффективности целиком в какой-то отрасли, всей экономики. Это – иллюзия, которой сегодня подчас питается государственная власть и общество.  При самых масштабных проектах проектная деятельность – это всегда точечное воздействие на определенный круг проблем. И даже если мы понимаем, что хорошие результаты проекта потянут за собой какие-то системные позитивные изменения, мы должны создавать новый проект, проводить новый мониторинг и оценивать эти новые воздействия и влияния. При всем увлечении проектной деятельностью, политическим проектированием в стране, в партии и т.д. мы должны твердо знать, что гуманитарная составляющая – человеческий фактор, вопросы идеологии, идентичности, религиозные, нравственные аспекты, правосознание и отношение к праву – возобладает и изменит планируемые результаты самого красивого проекта по улучшению жизни, снизит значимость его итогов. По этой причине политическое проектирование должно быть первичным, проектная деятельность государства ли, партии ли –  следовать ключевым решениям. Все иное будет оппортунизмом и игрой в настоящую жизнь, срежиссированной кукловодами. Что такое возможно на недлинный промежуток времени показал мировой финансово-экономический кризис, в основе которого лежит кризис нравственный и политический. Но кризис освежает любую атмосферу и заставляет искать новые идеи и новые лица, следовательно, новые проекты.

Сегодня теория политического проектирования должна стать составной частью курсов по тайм-менеджменту и командообразованию.

Первый вопрос – зачем это стоит делать?

Литература:

1. К.В. Симонов. Политический анализ. http://society.polbu.ru/simonov_politanalysis/ch61_i.html.

2. Энциклопедический словарь. Электронный ресурс:  http://lib.deport.ru/slovar.

3. Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция». Электронный ресурс: http://traditio.ru

4. Словарь. Электронный ресурс: Wikipedia. Перейти по ссылке: [Wikipedia.org

Проект создания политической партии Подготовили ученики 11 «А» кл: Азаренкова Алина Врулина Екатерина Головко Анастасия Костенко Александр Платонова Ольга Чернов Михаил

Проект создания политической партии

Подготовили ученики 11 «А» кл:

Азаренкова Алина

Врулина Екатерина

Головко Анастасия

Костенко Александр

Платонова Ольга

Чернов Михаил

Политический актив Екатерина Врулина Главный юрист-консультант проекта Анастасия Головко Региональный директор (МО, Москва, С.-Петербург) Александр Костенко Руководитель проекта Михаил Чернов Системный менеджер проекта Алина Азаренкова Специалист по фокус-группам Ольга Платонова PR-менеджер проекта

Политический актив

Екатерина Врулина

Главный юрист-консультант проекта

Анастасия Головко

Региональный директор

(МО, Москва, С.-Петербург)

Александр Костенко

Руководитель проекта

Михаил Чернов

Системный менеджер проекта

Алина Азаренкова

Специалист по фокус-группам

Ольга Платонова

PR-менеджер проекта

Главные ценности либерализма Свобода Терпимость Равенство возможностей Ответственность Социальная справедливость

Главные ценности либерализма

Свобода

Терпимость

Равенство возможностей

Ответственность

Социальная справедливость

Тип партии и программные установки Основные цели Защита прав личности и основных институтов гражданского общества Основные требования Незыблемость основных демократических прав и свобод, независимость СМИ, развитие частного предпринимательства; минимализация государственного вмешательства в экономику Средства для достижения целей Социальные реформы

Тип партии и программные установки

Основные цели

Защита прав личности и основных институтов гражданского общества

Основные требования

Незыблемость основных демократических прав и свобод, независимость СМИ, развитие частного предпринимательства; минимализация государственного вмешательства в экономику

Средства для достижения целей

Социальные реформы

  Этапы работы    Изучение теоретического материала, подбор информации Формирование группы Социологические исследования  обсуждение программа партии

Этапы работы

Изучение теоретического материала, подбор информации

Формирование группы

Социологические исследования

обсуждение

программа партии

Название партии и символика ФЕНИКС ФЕНИКС - Символ справедливости власти ЛАВР – Символ победы КРАСНЫЙ – цвет воли к победе БЕЛЫЙ – цвет справедливости, чистоты ЗЕЛЁНЫЙ  – цвет веры, процветания ЖЁЛТЫЙ – цвет уверенности, ума КРУГ – символ бесконечности, единства СИНИЙ – цвет преданности, упорства

Название партии и символика

ФЕНИКС

ФЕНИКС — Символ справедливости власти

ЛАВР – Символ победы

КРАСНЫЙ – цвет воли к победе

БЕЛЫЙ – цвет справедливости, чистоты

ЗЕЛЁНЫЙ – цвет веры, процветания

ЖЁЛТЫЙ – цвет уверенности, ума

КРУГ – символ бесконечности, единства

СИНИЙ – цвет преданности, упорства

Программа преобразований Сферы жизни общества

Программа преобразований

Сферы жизни общества

Экономическая сфера Какая отрасль хозяйства нуждается в реорганизации и помощи государства?

Экономическая сфера

Какая отрасль хозяйства нуждается в реорганизации и помощи государства?

Экономическая сфера Нужна ли поддержка малому бизнесу?

Экономическая сфера

Нужна ли поддержка малому бизнесу?

  Для управления государством нужны хлеб и доверие народа к правителю .  Конфуций .   Политическая сфера Доверяете ли вы власти?

Для управления государством нужны хлеб и доверие народа к правителю . Конфуций .

Политическая сфера

Доверяете ли вы власти?

Политическая сфера Что вас не устраивает в работе Государственной Думы?

Политическая сфера

Что вас не устраивает в работе Государственной Думы?

Социальная сфера На что государству в первую очередь следует обратить внимание в социальной сфере?

Социальная сфера

На что государству в первую очередь следует обратить внимание в социальной сфере?

Духовная сфера  Есть ли у вас средства, чтобы дать ребенку высшее образование?

Духовная сфера

Есть ли у вас средства, чтобы дать ребенку высшее образование?

Этапы создания 1 2 3

Этапы создания

1

2

3

Этапы создания 4 5 6 7 8 9 10

Этапы создания

4

5

6

7

8

9

10

Программа партии. Идеология Манифест 1947 года (Оксфорд) свобода и личная ответственность являются основами цивилизованного общества; государство есть лишь инструмент граждан, которым оно служит; в любом действии государства должно присутствовать уважение к принципам демократической ответственности;

Программа партии. Идеология

Манифест 1947 года (Оксфорд)

  • свобода и личная ответственность являются основами цивилизованного общества;
  • государство есть лишь инструмент граждан, которым оно служит;
  • в любом действии государства должно присутствовать уважение к принципам демократической ответственности;

конституционная свобода покоится на принципах разделения властей;  справедливость требует, чтобы обвиняемый в уголовном процессе имел право на быстрое и гласное правосудие и беспристрастный приговор, свободный от какого-либо политического влияния;  государственный контроль над экономикой и частными монополиями равно угрожает политической свободе;

  • конституционная свобода покоится на принципах разделения властей;
  • справедливость требует, чтобы обвиняемый в уголовном процессе имел право на быстрое и гласное правосудие и беспристрастный приговор, свободный от какого-либо политического влияния;
  • государственный контроль над экономикой и частными монополиями равно угрожает политической свободе;

права и обязанности идут рука об руку;  каждый гражданин несет моральную ответственность перед другими членами общества;   мирная жизнь может быть построена лишь при условии уважения к этим принципам и сотрудничества демократических обществ.

  • права и обязанности идут рука об руку;
  • каждый гражданин несет моральную ответственность перед другими членами общества;
  • мирная жизнь может быть построена лишь при условии уважения к этим принципам и сотрудничества демократических обществ.

Преобразования в экономической сфере Эффективное сельское хозяйство –гарантия продовольственной безопасности страны  Поддержка отечественного производителя (система льгот налоговых)  Внедрение передовых технологий в производство

Преобразования в экономической сфере

  • Эффективное сельское хозяйство –гарантия продовольственной безопасности страны
  • Поддержка отечественного производителя (система льгот налоговых)
  • Внедрение передовых технологий в производство

Преобразования в экономической сфере Создание условий для развития высокотехнологичных и наукоемких производств;  Реализация активных и крупных мер по поддержке населения, направленных на рост потребительского спроса;

Преобразования в экономической сфере

  • Создание условий для развития высокотехнологичных и наукоемких производств;
  • Реализация активных и крупных мер по поддержке населения, направленных на рост потребительского спроса;

Преобразования в экономической сфере Регулирование торговой наценки.  Создание правового государства, усовершенствование институциональной основы экономики и преодоление сырьевой зависимости ;

Преобразования в экономической сфере

  • Регулирование торговой наценки.
  • Создание правового государства, усовершенствование институциональной основы экономики и преодоление сырьевой зависимости ;

Преобразования в экономической сфере Закрепление за средним классом важнейших экономических активов – земли и недвижимости;  Смена приоритетов бюджета. Главными должны стать три направления: здоровье граждан, гуманитарное развитие, обустройство страны;  Борьба с ростом цен, противодействие инфляции;

Преобразования в экономической сфере

  • Закрепление за средним классом важнейших экономических активов – земли и недвижимости;
  • Смена приоритетов бюджета. Главными должны стать три направления: здоровье граждан, гуманитарное развитие, обустройство страны;
  • Борьба с ростом цен, противодействие инфляции;

Преобразования в экономической сфере Снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, обеспечение имущественной поддержки малого бизнеса, поскольку это решает проблему занятости и способствует развитию экономики   Развитие туризма (акцент на внутренний туризм).

Преобразования в экономической сфере

  • Снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, обеспечение имущественной поддержки малого бизнеса, поскольку это решает проблему занятости и способствует развитию экономики
  • Развитие туризма (акцент на внутренний туризм).

Преобразования в политической сфере Жесткая политическая конкуренция и честные выборы;  Необходимо повышать политическую грамотность и политическую активность граждан Создать на юге России особый пограничный регион, где будет поддерживаться режим контртеррористической операции;  Очистка госаппарата от людей, не способных или не желающих эффективно работать, преследующих коммерческие интересы;

Преобразования в политической сфере

  • Жесткая политическая конкуренция и честные выборы;
  • Необходимо повышать политическую грамотность и политическую активность граждан
  • Создать на юге России особый пограничный регион, где будет поддерживаться режим контртеррористической операции;
  • Очистка госаппарата от людей, не способных или не желающих эффективно работать, преследующих коммерческие интересы;

Преобразования в политической сфере Осуществление на практике жесткой и бескомпромиссной политики отделения бизнеса от власти; Регионами должны руководить молодые, честные, экономически грамотные главы — представители всех парламентских партий, а не только одной; Самым активным образом развивать местное самоуправление и местное сообщество;

Преобразования в политической сфере

  • Осуществление на практике жесткой и бескомпромиссной политики отделения бизнеса от власти;
  • Регионами должны руководить молодые, честные, экономически грамотные главы — представители всех парламентских партий, а не только одной;
  • Самым активным образом развивать местное самоуправление и местное сообщество;

Преобразования в политической сфере Проведение антикоррупционной экспертизы всего законодательства и ликвидация выявленных коррупционных лазеек;  Осуществление антикоррупционной чистки госаппарата, в том числе проверка громких публикаций в СМИ; 

Преобразования в политической сфере

  • Проведение антикоррупционной экспертизы всего законодательства и ликвидация выявленных коррупционных лазеек;
  • Осуществление антикоррупционной чистки госаппарата, в том числе проверка громких публикаций в СМИ; 

Преобразования в социальной сфере Взвешенная миграционная политика  Усиление общественного контроля за полицией;  Программа поддержки молодой семьи, направленная на увеличение рождаемости Обеспечение условий для роста благосостояния российской семьи;

Преобразования в социальной сфере

  • Взвешенная миграционная политика
  • Усиление общественного контроля за полицией;
  • Программа поддержки молодой семьи, направленная на увеличение рождаемости
  • Обеспечение условий для роста благосостояния российской семьи;

Преобразования в социальной сфере Льготы при переселении на Дальний Восток;  Изменить закон об основах здравоохранения;  Перейти к накопительной пенсионной системе;  Предотвратить повышение пенсионного возраста;

Преобразования в социальной сфере

  • Льготы при переселении на Дальний Восток;
  • Изменить закон об основах здравоохранения;
  • Перейти к накопительной пенсионной системе;
  • Предотвратить повышение пенсионного возраста;

Преобразования в социальной сфере Восстановить полномочия и возможности профсоюзов; По требованию ветеранов-участников войны, которым по закону положено улучшение жилищных условий за счет государства, предоставлять денежную компенсацию нового жилья в размере реальной рыночной стоимости такого жилья; Воссоздать министерство ЖКХ;

Преобразования в социальной сфере

  • Восстановить полномочия и возможности профсоюзов;
  • По требованию ветеранов-участников войны, которым по закону положено улучшение жилищных условий за счет государства, предоставлять денежную компенсацию нового жилья в размере реальной рыночной стоимости такого жилья;
  • Воссоздать министерство ЖКХ;

Преобразования в социальной сфере Возродить практику жилищных кооперативов; Разработать и внедрить федеральные и региональные комплексные программы профилактики инвалидности, в первую очередь детской; Защищать права всех инвалидов, в том числе нуждающихся в более активной поддержке; Подготовить программу охраны окружающей среды;

Преобразования в социальной сфере

  • Возродить практику жилищных кооперативов;
  • Разработать и внедрить федеральные и региональные комплексные программы профилактики инвалидности, в первую очередь детской;
  • Защищать права всех инвалидов, в том числе нуждающихся в более активной поддержке;
  • Подготовить программу охраны окружающей среды;

Борьба с алкоголизмом – одна из первостепенных задач. Предлагаем предприятиям, производящим алкоголь табачные изделия направлять часть прибыли от производства на нужды здравоохранения. Пропаганда здорового образа жизни. Разработка и осуществление различных досуговых программ для детей и юношества, популяризация спорта и строительство спортивных сооружений. Разработка эффективных методик лечения от алкоголизма

Борьба с алкоголизмом – одна из первостепенных задач.

  • Предлагаем предприятиям, производящим

алкоголь табачные изделия

направлять часть прибыли от

производства на нужды

здравоохранения.

  • Пропаганда здорового образа

жизни.

  • Разработка и осуществление

различных досуговых программ для

детей и юношества, популяризация

спорта и строительство спортивных

сооружений.

  • Разработка эффективных методик

лечения от алкоголизма

Преобразования в духовной сфере Отказаться от Единого государственного экзамена; Гарантировать доступ к бесплатному высшему образованию одаренным детям; Возродить основы профильного образования, внедрить программу индивидуальных учебных планов для эффективной подготовки выпускников. Обеспечение регулярного бесплатного посещения учреждений культуры школьниками и студентами;

Преобразования в духовной сфере

  • Отказаться от Единого государственного экзамена;
  • Гарантировать доступ к бесплатному высшему образованию одаренным детям;
  • Возродить основы профильного образования, внедрить программу индивидуальных учебных планов для эффективной подготовки выпускников.
  • Обеспечение регулярного бесплатного посещения учреждений культуры школьниками и студентами;

Преобразования в духовной сфере   Включение в Музейный фонд РФ наиболее выдающихся памятников архитектуры Защита историко-культурного наследия России;  Развитие исторического знания и его защита от фальсификации;

Преобразования в духовной сфере

  • Включение в Музейный фонд РФ наиболее выдающихся памятников архитектуры
  • Защита историко-культурного наследия России;
  • Развитие исторического знания и его защита от фальсификации;

Лидер партии Михаил Дмитриевич Прохоров   российский политик и предприниматель;  основатель партии «Гражданская платформа»;  бывший глава партии «Правое дело»;  участник президентских выборов 4 марта 2012 года;

Лидер партии

Михаил Дмитриевич Прохоров

  • российский политик и предприниматель;
  • основатель партии «Гражданская платформа»;
  • бывший глава партии «Правое дело»;
  • участник президентских выборов 4 марта 2012 года;

  НАШ ЭЛЕКТОРАТ Наш избиратель неоднороден. Это и молодежь, и пенсионеры, и рабочие, и предприниматели, и творческая интеллигенция, и бюджетники — это люди самых разных возрастов, уровня достатка и профессиональной принадлежности. Неравнодушные граждане, заинтересованные в экономическом развитии и процветании России, которое является залогом развития социальной и духовной сферы общества. Есть то, что их всех объединяет, — это чувство патриотизма.

НАШ ЭЛЕКТОРАТ

Наш избиратель неоднороден. Это и молодежь, и пенсионеры, и рабочие, и предприниматели, и творческая интеллигенция, и бюджетники — это люди самых разных возрастов, уровня достатка и профессиональной принадлежности. Неравнодушные граждане, заинтересованные в экономическом развитии и процветании России, которое является залогом развития социальной и духовной сферы общества.

Есть то, что их всех объединяет, — это чувство патриотизма.

3. Внешняя политика, ориентированная на взаимовыгодное сотрудничество 2 . Продовольственная безопасность страны 4. Государственная поддержка науки и образования 1. Сильная армия, полиция и спецслужбы 8 пунктов программы Феникс: 5. Единение православных и славянских народов 8. Государственная программа поддержки малого бизнеса в России 7. Государственная гарантия сохранности банковских вкладов населения 6. Экономическая амнистия для граждан, переводящих свои вклады из зарубежных банков в российские

3. Внешняя политика, ориентированная на взаимовыгодное сотрудничество

2 . Продовольственная безопасность страны

4. Государственная поддержка науки и образования

1. Сильная армия, полиция и спецслужбы

8 пунктов программы Феникс:

5. Единение православных и славянских народов

8. Государственная программа поддержки малого бизнеса в России

7. Государственная гарантия сохранности банковских вкладов населения

6. Экономическая амнистия для граждан, переводящих свои вклады из зарубежных банков в российские

Мы открыты для общения. Вносите свои предложения. Только вместе мы можем повлиять на власть, только объединившись, мы сможем изменить нашу жизнь!

Мы открыты для общения. Вносите свои предложения. Только вместе мы можем повлиять на власть, только объединившись, мы сможем изменить нашу жизнь!

Библиотека Михаила Грачева

   

 

   
каталог
 

Грачев М.Н.

«Политическое проектирование» и «политический проект»:

концептуализация понятий

Источник:

Политическое проектирование в пространстве

социальных коммуникаций: теории и технологии.

Материалы «круглого стола» сотрудников и аспирантов

Российского государственного гуманитарного университета

и Российского университета дружбы народов //

Вестник Российского университета дружбы народов. –

Серия: Политология. – 2013. – № 3. – С. 117–119.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста

на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

Кафедра теоретической и прикладной политологии

Российский государственный гуманитарный университет

Миусская площадь, 6, Москва, Россия, 125993, ГСП-3

Кафедра сравнительной политологии

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

10 апреля 2013 г. на базе факультета истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета был проведен «круглый стол» на тему: «Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций: теории и технологии». Заседание «круглого стола» было подготовлено кафедрой теоретической и прикладной политологии РГГУ и кафедрой сравнительной политологии РУДН.

Круглый стол проведен в рамках работы по проекту «Политическое проектирование в условиях инновационной России: теория, методология, методики» (Программа стратегического развития РГГУ на 2012–2016 гг., проект 2.1.1).

Ключевые слова: политическое проектирование, политическая теория, политические технологии, социальные коммуникации.

Развитие политического проектирования как специализированной отрасли политологии, имеющей не только теоретическую, но и очевидную прикладную направленность, обусловливает необходимость максимально точного и правильного [c. 117] применения специальной терминологии, без которого невозможно достичь взаимопонимания и эффективного взаимодействия исследователей и экспертов, занятых в данной сфере. Однако, как показывает анализ пока еще немногочисленных публикаций по указанной проблематике, понятийный аппарат соответствующей области политической науки пока не отличается логической стройностью, однозначным и строгим толкованием используемых терминов. Это касается, прежде всего, ключевых понятий «политическое проектирование» и «политический проект».

Согласно известному определению, предложенному К. В. Симоновым: «Политическое проектирование – составление научно обоснованных суждений о возможных глобальных, базисных и принципиальных для тех или иных политических систем качественных изменениях, приводящих к существенным политическим трансформациям и занимающих значительный период времени» [4. С. 150].
Однако, на наш взгляд, данное определение соотносится не столько с проектированием, сколько с прогнозированием, под которым понимается вероятностное предсказание, научное предвидение, касающееся перспектив развития какого-либо процесса или явления. В отличие от прогнозирования, проектирование предполагает не только «суждение о возможных изменениях», но и достижение конкретных результатов, предполагающее определенную последовательность действий. Иначе говоря, проектирование основывается на прогнозировании, но ни коим образом не сводимо к нему.

В соответствии с пунктом 4.7 «Рекомендаций по основным принципам и методам стандартизации терминологии. РМГ 19–96» термины для новых понятий должны создаваться на базе уже существующих терминов [3]. Поэтому для определения объема понятий, связанных с областью политического проектирования, представляется вполне очевидным обратиться к существующим трактовкам более общих понятий «проектирование» и «проект».

Достаточно краткое и в то же время универсальное определение первого из указанных понятий приводится в Большой Советской Энциклопедии: «Проектирование (от лат. projectus, буквально – брошенный вперёд), процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния» [2].
Важно отметить, что данное определение ограничивает «проектирование» только разработкой проекта и не включает в себя стадию его реализации, исполнения, внедрения. Таким образом, любое проектирование, представляет собой особый вид деятельности людей, результатом которой является некий конечный продукт, называемый «проектом». Следовательно, политическое проектирование можно определить как деятельность одного или нескольких индивидов либо организаций по созданию, разработке политических проектов. Однако такое определение требует уточнить, что следует понимать под «политическим проектом».

Понятие «проект» обычно употребляется в трех значениях: во-первых, как совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, как предварительный текст какого-либо документа; в-третьих, как замысел, план [1].
Очевидно, что каждое из этих значений может быть конкретизировано в контексте политического проектирования. Например, в первом случае речь может [c. 118] идти о проекте создания в системе органов исполнительной власти нового министерства или ведомства; во втором – о проекте законодательного акта, управленческого решения, партийной программы; в третьем – о проекте реформы избирательной системы. Однако в каждом из указанных случаев «проект» понимается в качестве решения некоторой задачи по созданию еще не существующего объекта или достижения еще не существующего состояния, ограниченной определёнными исходными данными и заданными результатами или целями, которые обусловливают способ её решения.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что применительно к конкретной деятельности, определяемой в качестве «проектирования», указанные значения понятия «проект» становятся практически тождественными: с одной стороны, наличие замысла или плана предполагает и предопределяет его документальное оформление, тогда как с другой – предварительный текст какого-либо политического документа всегда связан с последующей реализацией каких-либо конкретных планов, замыслов, решений.
Таким образом, политический проект представляет собой документ или совокупность документов по созданию новых либо изменению уже существующих объектов в политической сфере и / или связей, отношений между ними в соответствии с поставленными политическими целями.

Представляется возможным предложить следующие основания для классификации политических проектов.
Во-первых, в зависимости от субъектов, выступающих потребителями или заказчиками результатов проектных разработок, можно различать государственные и партийные проекты, а также проекты органов местного самоуправления, избирательных объединений и иных политических акторов. Эти проекты могут быть связаны с выработкой предварительных текстов различных документов, решений, программ действий и т. д. Во-вторых, в зависимости от масштабов можно выделить проекты муниципальные (местные), региональные (на уровне одной или нескольких крупных административных единиц – субъектов федерации, штатов, земель и т. д.), общенациональные (общегосударственные), межгосударственные, глобальные.
Кроме того, в зависимости от сущностных характеристик представляется возможным также разграничить институциональные, процессуальные и технологические проекты. В частности, примерами институциональных проектов являются проекты реформирования институтов публичной власти или изменения партийной структуры, примером процессуального проекта – план подготовки и проведения избирательной кампании политической партии или независимого кандидата, примером технологического проекта – проект корректировки политического имиджа. Конечно, что последняя классификация весьма условна, поскольку в случае каждого конкретного проекта следует говорить скорее о преобладании какой-либо одной из трех указанных составляющих, однако она представляется достаточно продуктивной, так как дает возможность связать политическое проектирование с областью исследований научной специальности 23.00.02 – «Политические институты, процессы и технологии». [c. 119]

Литература

[1] Проект // Энциклопедический словарь [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://lib.deport.ru/slovar/bes/p/proekt.html.

[2] Проектирование // Большая Советская Энциклопедия. – 3-е изд. Т. 20. М., 1975 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://bse.chemport.ru/proektirovanie.shtml.

[3] Рекомендации по основным принципам и методам стандартизации терминологии. РМГ 19-96. М., 1998.

[4] Симонов К.В. Политический анализ. М., 2002.

The Department of Theoretical and Applied Political Science

Russian State University for the Humanities

Miusskaya sq., 6, Moscow, Russia, GSP-3, 125993

The Department of Comparative Politics

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10а, Moscow, Russia, 117198

The «round table» on «Political Projecting in the Space of Social Communications: Theory and Technology» was held on April 10, 2013 at the Faculty of History, Political Science and Law of the Russian State University for the Humanities. This «round table» was organized by the Department of Theoretical and Applied Political Science of the Russian State University for the Humanities and the Department of Comparative Politics of the Peoples’ Friendship University of Russia.

Key words: political projecting, political theory, political technologies, social communication.

 

 

   
 
каталог
 

Сайт создан в системе uCoz

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Произошла ошибка dns nw 31253 4 ps4 как исправить
  • Как можно исправить индекс на конверте
  • Как найти свой код в яндекс про
  • Как найти потерянную машину по номеру
  • Как исправить разворот таза