Как составить поминальную записку правильно

В христианской религии принято поминать родственников, а также близких людей. Это делают как на Литургии, так и в особые церковные дни. Но далеко не каждый знает, как правильно поминать усопших. Самое первое, что нужно сделать это подать записку об упокоении. Писать ее необходимо заранее, а подавать можно как в храм, так и в монастырь.

Почему нужно молится за умерших

Точно сказать, куда отправляется душа после смерти, никто не может. Поэтому, молитвы здесь на Земле — это большая помощь для усопшего. В ином мире они не смогут больше совершать добрые поступки, которые бы повлияли на их загробную жизнь. Важно, чтобы это делали их близкие.

Молитва — это, в первую очередь, связь и продолжение отношений между живыми и мертвыми. В Православии верят, что молитвами живых, Господь может помиловать тех людей, которые умерли во грехе.

Важно! Считается, что существует даже возможность молитвами вызволить человека из ада, для этого требуется долго и усердно молиться.

Когда люди поминают усопших, они облегчают их загробное существование. Конечно, можно делать это и дома, но лучше всего поминать в храме. Молитвы об упокоение, так же, как и за здравие, способны на многие милости Божьи.

Лучше посетить церковь

Преимущества прочтения молитвы в храме

Во время Божественной Литургии осуществляется Бескровная жертва, как за живых, так и за усопших. Священник совершает обряд, вынимая частицы из просфоры, которые опускают в чашу с вином и раздают после службы прихожанам, допущенным к причастию.

Важно! Когда подготавливается Евхаристия и вынимаются частицы из просфоры, священник поминает всех ушедших в мир иной.

Кроме, читаемых записок в алтаре, существует, также панихида и лития, собравшись на которых люди просят об упокоении душ и просят Бога о их прощении и помиловании.

Зачем необходимо писать церковные записки

Когда проводится общая молитва, священник перечисляет все имена, написанные в церковной записке о упокоении. Кроме того, вся церковь молится о них.

Когда подается за упокой записка, три благих дела совершаются:

  • помощь ближнему, взывая при этом к Господу;
  • помощь себе, ибо, прося за ближнего, как говорил Святой Кронштадтский: «будешь молится за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать»;
  • помощь храму, в котором платится пожертвование за церковную записку.

Поэтому, так необходимо, чтобы подавались записки на божественную литургию.

Записка в руках

Виды поминовений за упокой новопреставленного

В традициях христианства есть очень четкие правила поминовения усопших. Соблюдать их — обязанность, для каждого верующего.

  • Панихида. Богослужение, которое длится около половины часа. На нем поминаются усопшие. Православные просят, чтоб Бог их упокоил в Царстве Небесном, а также отпустил их грехи. Панихида совершается после основного богослужения (литургии). Для того, чтобы упомянуть близкого на панихиде, подается записка. Обычно указывается до десяти человек. Панихида может совершаться как в храме, так и на кладбище.
  • Лития — это небольшое молитвенное правило, которое в отличие от панихиды может совершить любой верующий христианин.
  • Сорокоуст — молитва за умершего в течение сорока дней на Литургиях. Сорокоуст читают для тех людей, кто приступал при жизни к таинствам исповеди грехов и причастия. Человека, который при жизни не причащался, можно поминать другим способом.
  • Свеча. Самый недорогой способ, чтобы помянуть близких. Свеча ставится на квадратный стол (канун), на нем изображено распятие. Ставя свечу надо мысленно перечислить имена усопших.
  • Продукты, положенные на канун. Можно принести продукты и положить их в корзину возле кануна. Люди, которые их съедят, помянут усопшего.
  • Милостыня. Когда родственники или близкие подают милостыню, не обязательно в денежно эквиваленте, считается огромной пользой для души усопшего. Когда подается милостыня следует просить, чтоб назвали имя умершего.
  • Ежедневное чтение молитв. Ежедневное молитвенное правило, которое читается на утренней и вечерней заре. Если же не принято читать молитвы об упокоении каждый день, то следует это делать хотя бы сорок дней, после смерти человека. Это помогает пройти умершему все испытания, которые Небесный Суд приготовил.

Одна из популярных православных традиций — это поминовение умершего едой. Обед устраивают сразу же после похорон человека. Считается, что так душе будет легче покинуть мир живых.

К примерному перечню блюд Церковного устава относятся: борщ, пюре либо с рыбой, либо с мясом, булочки или пирог с компотом. Также можно использовать салаты и канун.

Важно! Стоит заметить, что для алкоголя отдельные правила — поминать водкой можно, но не желательно. Лучше всего ставить на стол церковный кагор.

Все же самым популярным способом помянуть считается записка о упокоении.

Поминовение свечой

Разновидности поминальных записок

Перед подачей записки, необходимо знать об их разновидностях.

Простая записка также читается в алтаре, но при этом из просфоры не вынимается частичка за умершего. Это похоже на домашнее поминовение.

Когда священник читает заказную записку, то вынимается частичка за каждого усопшего, упомянутого в записке.

За заказную записку надо пожертвовать немного больше денег.

Важно! Лучше всего подать записки в церковь о упокоении перед началом литургии или даже прийти вечером накануне.

Кого можно упоминать в записках

Записки в церкви об упокоении можно подавать на всех людей, которые были крещены в Православной Церкви.

Как поминаются ныне живущие, так следует поминать свой род — людей, которые одаривали добром, чему-то учили, оказывали помощь.

Крещение в церкви

Можно ли подавать записки за некрещеных и самоубийц

Нельзя подавать записки о упокоении за людей некрещеных в церкви и за тех, кто лишил себя жизни сам. Исключением, в случае самоубийства, могут быть люди с психическими расстройствами.

  • Чтобы можно было подать записку об упоении в церкви, человек обязан быть ее частью. Церковь в этом случае, как одно большое тело, а человек, как его часть.
  • Самый страшный грех в Православии лишить себя самого ценного дара Божьего — жизни. Поэтому самоубийц не хоронят на общих кладбищах, их не поминают на литургиях и не отпевают в церкви. Исключением может стать человек имевший психическое расстройство. Но даже таковых отпевают с разрешения митрополитов.
  • Также не подаются записки за представителей других религиозных конфессий. Писать о них записки воспрещается, но их можно упомянуть в домашней молитве.

Важно! На отпевание самоубийц может дать разрешение епархиальный архиерей. Без него это действие непозволительно. Оно может быть опасным и очень непредсказуемым.

Правила заполнения записок

Записки следует подавать до начала Божественной Литургии. Лучше всего это сделать накануне вечером. Можно также утром, пока не началась служба.

На молебен записка подается непосредственно перед ним, или заранее.

Панихида заказывается в день поминания (важно, не опоздать). Возможно это сделать вечером, накануне.

Сроки подачи записки

Есть несколько правил:

  • На третий день после смерти. Это тот день, когда душа восходит на поклон к Господу.
  • Девятый день. После того, как новопреставленный встречается с Богом, ему дано несколько дней побывать в раю. После чего душа опять предстает перед Творцом, а церковь молиться о помиловании.
  • Сороковой день. Душа опять возноситься к Богу и решается посмертная участь. То есть определяется куда ей идти в ад или рай. Это зависит от жизни на земле. Сейчас особенно важны молитвы перед Господом о помиловании.
  • Годовщина смерти. В этот день покойный упоминается как «приснопоминаемый», поминается с особой теплотой. Причем необходимо сделать это именно в церкви.
  • Родительские вселенские субботы. Первая бывает перед масленичной неделей.
  • Великопостные субботы. Это 2-я, 3-я и 4-я неделя Великого Поста
  • Радоница. Пасха для усопших. Отмечается на второй вторник после великого праздника — Пасхи.
  • 9 мая. День памяти усопших воинов.
  • Троицкая и Дмитриевская родительская субботы.

Особое поминовение совершается в день его рождения. Важно в этот день подать заказную записку, панихиду, а поминающему совершить таинство Евхаристии.

В Радоницу обязательно поминают усопших

Как правильно написать имена в записках

Здесь тоже существуют определенные каноны:

  • имена надо писать в родительном падеже: Дарьи, Дениса, Евы;
  • до сорока дней надо писать «новопреставленного» (пример: новопреставленного Геннадия);
  • если записка подается в день рождения, годовщину смерти или имени, то надо писать «приснопоминаемого»;
  • о упокоении ребенка до семилетнего возраста пишут «младенца», дети с 7 до 14 лет именуются отроками;
  • если указывается воин, то так и надо писать «воина» (например, «воина Андрея»);
  • человека, которого убили пишут, как «убиенного»;
  • когда подается записка о упокоении священнослужителя, то указывается его сан;

Монашествующих поминают по степени при жизни. Схимниками они были или монахами. Также, которые не были в постриге, называют послушниками. Есть еще иноки и инокини, зависит от пола.

С какой периодичностью можно подавать записки

Обязательно подавать записки об упокоении:

  • на годовщину смерти;
  • в день, когда человек родился;
  • родительские субботы;
  • день ангела.

Для душ умерших очень важно, чтобы часто их поминали в церкви. Самый идеальный вариант — это когда вынимается частичка из просфоры на Божественной Литургии и совершается бескровная жертва.

Верующие, которые регулярно ходят, должны стараться поминать умерших в каждое воскресенье. Если же финансовая возможность позволяет, то чаще.

Важно! Поминовение в церкви — лучшее, что можно сделать за усопшего.

Образец записки за упокой

В такой записке пишутся имена всех, кто дорог человеку, будь то близкие родственники, друзья, люди, которые желали добра.

Молитва за усопших должна быть такой же, как и за живых. Здесь имеется в виду не только ближайшие родственники, но и весь род. Умершие не исчезли — они прибывают душой у Бога. Они продолжают жить невидимой для всех духовной жизнью.

Православные верят, что сродники молятся о них все время. Важно знать, что живые с умершими составляют одну Церковь и имеют одну Главу — Иисуса Христа Бога нашего.

О упокоении записка образец

___________

В интернет-магазине venokshop24.ru можно приобрести не только венки на похороны, но и аксессуары, такие как лампады и другие.

Используемая литература: 

МОРОЗ А. Б. Сакральный адресат-профанный адресант. Записки святым как средство исполнения желаний //Традиционная культура. – 2013. – №. 3. – С. 83-89.

untitled-fr12-0002

«Как правильно подать записки «о здравии» и «о упокоении» на литургии?

В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!

Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

Самое важное поминовение о живых и усопших — это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

ЗАПИСКА «О ЗДРАВИИ»

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Начинать записку правильнее всего с имени вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа. Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.

Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность.

Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

ЗАПИСКА  «О УПОКОЕНИИ»

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас по сей день. Важно еще и знать, что мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу — Господа Иисуса Христа.

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Церковь не поминает:
— самоубийц;
— не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
— ο усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
молятся за нас;
— ο убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Обычно такие люди еще при жизни просили родственников «не отпевать» и «не хоронить по канонам Православной Церкви» или «не ложить крестик в гроб» и т.д.

Не следует подавать записки о них.
Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:

— при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
— и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.

Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.

Возможное поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?

— если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже молитва за него.

————-

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПИСОК

В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!

Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

Записки на молебны можно заказать перед его началом, либо заранее.

Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий), либо накануне вечером.

Имена положено писать в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена.

Записки следует писать разборчивым почерком, не мельчить буквы. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете

Имена писать не сокращенно, но полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п.

Все имена должны быть даны в церковном написании

Не следует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуня, но Евдокия, не Леля, но Елена, и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя: Александр.

Фени – Дорогие, потрудитесь сами расшифровать имя Вашей бабушки-прабабушки. Как бы вы ни называли ее – Дуня, или Дуся, или Лёлик, – нужно писать это имя в полной, правильной форме. Не Фени, а Феклы, а, может быть, и Аграфены. Поспрашивайте родственников о том, как на самом деле звали вашу бабушку.

Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Руслан. Если этот человек крещен, ему нарекли христианское имя. Также нет в святцах таких имен, как Ленина, Октябрина, Ким и др.

Руслана – Такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином.

Октябрины – Такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.

Поминая священника, мы никогда не пишем в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Мы всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха).

Очень часто встречаются в записках имена святых. Для тех, кто не знает: мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя отца Иоанна Кронштадтского, как это часто делают, или имя святой блаженной Ксении Петербургской не стоит.

Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Любовь, старец Николай. Последнее часто пишут в записках, имея в виду блаженной памяти протоиерея Николая Гурьянова с острова Залита, под Псковом. Но в записках нужно писать: прот. Николай, а не старец Николай.

Дев. ВерыСейчас у нас нет такого титула, как Девственница, или Дева, который был в Древней Церкви. Так именовали женщин, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу, не создавая семьи. Это древний прообраз монашества. Но сегодня такого чина и церковного титула нет. А если женщине просто не удалось выйти замуж, то это тем более не повод торжественно об этом всем сообщать.

Данилы, свящ. Петра – 1) Имени Данила нет, есть Даниил. Так и нужно писать в записках. 2) Писать свящ. Петра, без указания, иерей он или протоиерей, – не грубая ошибка. Ошибка в том, что все-таки имя священника пишется прежде имен мирян. Смешивать всех в кучу: митрополитов, иереев, мирян не стоит.

Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью.

Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия.

Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещенных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещенных младенцев.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:

патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;

— далее следует имя вашего духовного отца — священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
— затем перечисляются детские имена:

• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;

— теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:

• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;

— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.

В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):

• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:

• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
• приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)
обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего;
• воина.

Все прочтенные записки сжигаются в специальном месте.

Поминальные записки надо писать аккуратно, разборчиво. Вверху записки ставится крест и обозначается: «О здравии» или «О упокоении».

Имена пишутся полные, в родительном падеже (о здравии и упокоении кого? — Тамары, Иоанна, Кирилла). Узнайте церковное написание имен (например, Иван — Иоанн, Юлия — Иулия). Правильное церковное написание имен можно найти в святцах, которые помещаются в церковных календарях.

В поминальные записки вписывают только имена крещеных в Православной Церкви. Перед именами монашествующих и священнослужителей указывается их сан, полностью или в понятном сокращении (например, архиеп. Феодора, иеромон. Никодима, иерея Николая).

Ребенок до 7 лет называется младенцем (млад. Марии); от 7 до 15 лет — отроком/отроковицей (отрок. Михаила).

В заупокойных записках добавляют: новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины; приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату.

Чтобы во время Богослужения в храме не отвлекаться на заполнение поминальных записок, их можно скачать, распечатать и заполнить дома.

Чтобы скачать записку о здравии, нажмите на ссылку ниже:

Чтобы скачать записку о упокоении, нажмите на ссылку ниже: 

Вы можете подать записки и через Интернет, для этого пройдите по следующей ссылке ПЕРЕЙТИ>>>

Образцы записок о здравии и упокоении.

Содержание

  • Какие бывают записки в Церковь о здравии и как они выглядят: виды, образцы, скачать бланк
  • Записка о здравии: кого писать первым?
  • Как правильно писать имена в записке о здравии: правила, пример
  • Как правильно написать записку о здравии ребенка, девы, беременной женщины?
  • Как правильно написать записку Ксении Блаженной о здоровье?
  • Как правильно подать записку о здравии?
  • За кого можно подавать записки в церкви, а за кого нельзя?
  • Почему нельзя подавать записки за некрещеных и самоубийц?
  • Какие бывают записки в Церковь об упокоении, как они выглядят: виды
  • Как правильно написать записку об упокоении, как писать имена: пример
  • Как правильно и когда подавать записки об упокоении?
  • Как часто можно подавать записки о здравии и об упокоении в Церкви, Храме?
  • Видео: Записки о здравии и о упокоении. Просфора и молитва о ближнем

Существует категория людей, которая ходит в храмы лишь изредка. Это связано с тем, что они попросту не знают, как вести себя в Церкви. На самом же деле, посещение этого святого места не требует ничего особенного. Все что нужно для посещения храма — правильная одежда и позитивный настрой.

Безоговорочным запретом для посещения этих мест является алкогольное и наркотическое опьянение. Поэтому смело ходите в церковь и просите Всевышнего здоровья и благополучия для всех своих живых родственников и успокоения для умерших. Как правильно подавать и оформлять записки о здравии и упокоении мы поговорим в нашей статье.

Какие бывают записки в Церковь о здравии и как они выглядят: виды, образцы, скачать бланк

Записка о здравии №1
Снимок
Записка о здравии №2
Записка о здравии №3

В древние времена как таковой записки о здравии не существовало. Чаще всего при храме служил монах или монахиня, которые вели специальную тетрадь, куда и записывали имена тех, о ком надо молить Бога.

Это было связано с тем что до XVIII столетия мало людей умели писать и читать. Но по мере то, как люди становились грамотнее, в церковном обиходе появились специальные записки, которые можно было заполнить собственноручно.

Как правило, они имеют запоминающуюся красную окантовку, которая символизирует жизнь. Такая записка считается одноразовой, поэтому каждый раз, когда вы будете заказывать службу о здравии ваших родных вам, придется покупать новый бланк.

Виды записок о здравии:

  • Простая записка. Священнослужитель упомянет имена указанных в ней людей на обычном Богослужении. Как правило, делается это всего лишь один раз.
  • Заказная записка. Батюшка просить о здравии людей дважды. Первый раз на Богослужении, а затем повторно во время молитвы перед Престолом. В этом случае просящий обязательно должен написать в верхнем уголке записки слово «заказная».
  • Записка на Проскомидию. Считается самой сильной из всех вышеупомянутых. В этом случае о здоровье и благополучии людей будут просить на литургии.
  • Молебен. Данный вид записки предполагает, что священнослужитель будет обращаться непосредственно к выбранному вами святому. Для того чтобы он не ошибся, вам надо будет указать имя Святого в верхнем углу записки (например, молебен Николаю Чудотворцу).
  • Годовое, полугодовое поминовение. Как правило, в этом случае имена людей заносятся в специальную книжечку, которая называется синодик. После заполнения она отдается священнослужителю, и он в течении 6-12 месяцев молит Бога о людях на каждом Богослужении.

Записка о здравии: кого писать первым?

Записки-здравие-1

Образец заполнения записки о здравии

Что касается того, кого первым вписывать в записку о здравии, то единственное на чем настаивает Церковь, первыми в ней должны быть упомянуты священнослужители (если, конечно, в вашей семье такие есть). В этом случае кроме их имени, обязательно указывается церковный сан. Если говорить о простых людях, то чаще всего просящие располагают их по возрасту, начиная с самого старшего и заканчивая самым младшим. Да, поступать таким образом можно, ведь от места в списке точно не зависит количество Божьей Благодати, которую в итоге получит человек.

Поэтому если вам хочется, чтобы первым в списке был маленький ребенок, тогда смело располагайте его имя в первой строке. Но помните, что в одну записку нельзя вписать бесконечное число родственников. Чаще всего подобные бланки имеют либо 10, либо 15 отдельных граф. Поэтому при покупке готовой записки обязательно посмотрите хватит ли вам места. В случае если вы видите, что одной вам будет мало, тогда заполните сразу две и предайте их священнику с просьбой упомянуть всех родных в одном Богослужении.

Как правильно писать имена в записке о здравии: правила, пример

Имена в записку о здравии вписываются в родительном падеже

Сразу же хочется сказать, что имена в записке должны быть написаны максимально разборчивым почерком. В случае если вы напишете их очень мелко и коряво, то в итоге священнослужитель не сможет правильно их прочесть, а значит человек, которому вы желаете добра не получит Божьей Благодати. Поэтому ни в коем случае не спешите и прописывайте все буквы максимально правильно и по возможности крупным почерком. Также в этом случае допустимо использование крупных печатных букв.

Запомните, все имена должны быть вписаны в родительном падеже и отвечать на вопрос «кого?», например, Владислава, Владимира, Людмилы. Помимо этого, стоит учитывать, что в записку о здравии нельзя вписывать привычные нам сокращенные имена. В случае если в быту вы называете своего близкого человека Сашей, то в записку вам надо будет вписать полное имя Александр. В идеале священники советуют использовать для прошений о здравии церковные имена, данные людям при крещении. Поэтому будет лучше если вы узнаете, как звучит церковное имя и впишите в записку именно его.

Как правильно написать записку о здравии ребенка, девы, беременной женщины?

Рекомендации по написанию записок о здравии для беременных женщин и детей

Как вы уже, наверное, поняли, записки о здравии надо подавать с учетом определенных правил. Так, в них никогда не указывается фамилия и отчество человека, а также степень родства. Связано это с тем, что Бог и так знает кто кому и кем приходится, поэтому и нет надобности уточнять это в прошении. Единственное что вы должны помнить, что для детей и женщин существуют определенные обозначения. Так, например, детей до 7 лет в записках надо упоминать как младенцев (младенец Сергия).

Деток от 7 до 14 лет называют отроками, поэтому в записку их надо вписывать отр. Евгения. Перед именем беременной женщины надо поставить слово непраздная или плодоносящая, и тогда Всевышний будет знать, что вы просите не за одного, а двух человек. В случае с беременными лучше всего заказывать специальный молебен и обращаться к определенному Святому. Это может быть Тихвинская икона Божьей Матери или святые Петр и Феврония. Как правильно оформлять такие записки мы упоминали немного выше.

Как правильно написать записку Ксении Блаженной о здоровье?

Записка Ксении Блаженной о здоровье

Изначально хочется сказать, что Ксения Блаженная или как ее еще называют Петербуржская, является очень сильной Святой и если правильно к ней обратиться, то она сможет решить достаточно много проблем. Люди просят ее об улучшении здоровья, о полном исцелении души и тела, о счастливом замужестве и, конечно же, о детках.

Поэтому большинство людей с большой надеждой приезжают в часовню, в которой она похоронена и молят ее о помощи. Для того чтобы обратиться к Ксении Блаженной не надо особого бланка. Вы можете написать записку на обычном листке белой бумаги, просто сделать это максимально искренне.

Рекомендации по написанию записки:

  • Для начала от чистого сердца помолитесь Богу и самой Святой
  • Начинать свое обращение лучше всего со слов Ксения Блаженная или Ксения Петербуржская
  • Далее, разборчивым почерком опишите свою просьбу (вернуть здоровье или исцелить от тяжелой болезни)
  • Затем впишите в записку полные имена тех людей, о которых просите
  • В конце своего прошения обязательно напишите слово Аминь, и еще раз от чистого сердца помолитесь Богу и самой Ксении Блаженной
  • После этого записку можно будет отнести в специально отведенное место для приема подобных прошений

Как правильно подать записку о здравии?

Подается записка о здравии в церковной лавке

После того как записка о здравии будет заполнена, по всем церковным правилам вам надо будет ее отдать. Как правило, делается это в церковной лавке, в которой и покупаются специальные бланки. Чаще всего там сидит простая прихожанка, которая помогает священнику. Она собирает записки всю первую половину дня и перед самим Богослужением отдает их священнослужителю.

В некоторых храмах предусмотрены специальные места, в которых можно оставлять записки о здравии. Человек просто оставляет их там и, помолившись, уходит. Каждый день прошения оттуда забираются и во время Богослужения все имена обязательно зачитываются. Но помните, чтобы ваше прошение было воспринято правильно, подавать его надо, придерживаясь некоторых правил.

Вы всегда должны просить здоровья близким людям со спокойной душой и чистыми мыслями. Помимо этого, не забывайте, что обращаться к Богу пьяным, считается большим грехом. Поэтому по возможности откажитесь от полного употребления спиртных напитков за 3 дня до похода в церковь.

За кого можно подавать записки в церкви, а за кого нельзя?

Подаются записки о здравии исключительно за крещеных людей

Церковь придерживается строгих правил в плане того, за кого можно подавать записки о здравии и упокоении, а за кого нельзя. По церковным канонам просить можно только за крещеных людей всех возрастов. Если человек крещен, значит он имеет Ангела Хранителя, который и донесит до Бога все людские молитвы.

А вот за людей, которые не прошли обряд крещения не будет молиться ни одна церковь. Священнослужители аргументирует это тем, что человек не получил церковное имя, а значит Всевышний попросту не будет знать кому посылать Благодать.

Помимо этого, подавать записки нельзя за:

  • Еще нерожденного ребенка (после появления на этот свет его обязательно должны окрестить)
  • Некрещеных самоубийц (просить о прощении можно только после получения специального разрешения)
  • Людей, которых причисли лику к Святых (они уже имеют Божью Благодать и делятся ею с другими)

Почему нельзя подавать записки за некрещеных и самоубийц?

Для Всевышнего самоубийцы и некрещеные являются грешниками

Среди простых людей бытует мнение что на Радоницу можно просить об упокоении некрещеных и самоубийц. На самом же деле это совсем нет так. Церковь считает, что и одни и другие не могут получить прощение по причине того, что они грешны перед Богом.

Таких людей они считают грешниками, души которых никогда не смогут найти покой. По Божьим законам человек не имеет права лишать жизни самого себя. Поэтому если он решается на такой шаг, то это указывает на то что самоубийца не верит в то, что Всевышний способен помочь ему разобраться с мирскими проблемами. Помимо этого, считается что на такой шаг решаются слабые люди, неспособные нести свет другим.

Считается что и после смерти они не находят покой, поэтому и дальше продолжают терзаться от нерешенных проблем. Таких людей никогда не отпевают и хоронят в стороне от остальных. Единственное что советуют священнослужители родственникам таких людей, регулярно просить за них прощенья у Бога в домашних молитвах.

Какие бывают записки в Церковь об упокоении, как они выглядят: виды

Виды записок об упокоении

Виды записок об упокоении

Внешне готовая записка об упокоении практически всем схожа бланком, который используется для просьб о здравии человека. Единственным их различием является черная траурная окантовка. Именно по ней неосведомленные в церковных правилах люди и понимают, какую записку предпочтительнее использовать.

Виды записок об упокоении:

  • Простая записка. В этом случае имя умершего будет упомянуто всего один раз на ближайшем Богослужении.
  • Сорокоуст. Молитва считается более сильной так, как читается во время литургии. Просить об умершем будут 40 дней подряд.
  • Постовая записка. Ее подают в день начала Великого Поста. В этом случае просить за усопшего будут вплоть до Среды Страстной Седмицы.
  • Панихида. Подают ее на 3, 9 и 40 день после смерти, а также не день рождения и день имени. В этом случае просящий обязательно должен присутствовать при молитве и от чистого сердца молится вместе со священником.

Как правильно написать записку об упокоении, как писать имена: пример

Записка об упокоении: пример

Записка об упокоении подается на всех православных крещеных людей, которые умерли естественной смертью, то есть от болезни или в результате несчастного случая. Также разрешается просить об успокоении людей, которые были убиты. В случае если вы будете писать такую записку от руки, тогда обязательно нарисуйте в самой верхней части листа православный крест, а немного ниже разместите надпись «О упокоении».

После этого можете приступать к причислению имен. Их надо вписывать в родительном падеже, по возможности максимально разборчиво. Помимо имени в записке можно указывать регалии усопшего, например, священник или воин (если человек имеет отношение к военной службе).

В случае если вы просите у Всевышнего об недавно умершем человеке, то перед его именем обязательно надо написать новопреставленный. Перед именем человека, который при жизни заслужил вечное поминание пишут слово приснопамятный. Пример такой записки вы можете увидеть на картинке, размещенной немого выше.

Как правильно и когда подавать записки об упокоении?

Подавать записки об упоении лучше всего в Родительские субботы

Подается запуска об упокоении также, как и записка о здравии либо в церковной лавке, либо в специально отведенном месте. Оставлять ее тоже желательно в первой половине дня и, тогда имя вашего близкого человека обязательно зачитают во время ближайшего Богослужения. Что касается того, кого нельзя упоминать в таких записках, то и в этом случае категорически запрещено вписывать в них некрещеных людей и атеистов, которые не верили в Бога.

Все они являются страшными грешниками, поэтому, вписав их в поминальный лист, вы возьмете на себя часть их греха. О таких людях лучше всего молиться дома и ради списания их души подавать милостыню всем жаждущим помощи. Подавать такие записки лучше в специально отведенные для этого дни.

Итак:

  • Троицкая Родительская суббота
  • Суббота мясопустная
  • Дмитриевская Родительская суббота
  • День Усекновения главы Иоанна Предтечи
  • Родительские субботы в недели Великого Поста
  • Радоница

Как часто можно подавать записки о здравии и об упокоении в Церкви, Храме?

Подавать записки в Церкви можно перед любым Богослужением

Многих людей интересует вопрос, как часто можно подавать записки о здравии и упокоении. Некоторые православные считают, что слишком часто тревожить Всевышнего нельзя, поэтому обращаются к нему только в том случае, если человек заболел или уже умер. На самом же деле, церковь не ограничивает людей в подании подобных записок.

Ввиду этого, если вам хочется пойти и попросить Бога о своем близком человеке, тогда сделайте это. Но все же при этом, самыми благоприятными днями для обращения к Всевышнему считаются дни рождения и дни имени по церковным Святцам.

Видео: Записки о здравии и о упокоении. Просфора и молитва о ближнем

Существует 12 правил церковной записки подаваемой за упокой или за здравие. Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Подать ЗАПИСКУ ОНЛАЙН

В записке «За упокой» мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, запомните 12 правил Церковной записки :

  1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
  2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении». С изображением креста.
  3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
  4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
  5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).
  6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
  7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).
  8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
  9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».
  10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы». Если упоминаемая вами женщина беременна, то в православной традиции перед именем можно указать — «непраздная».
  11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».
  12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

ВОПРОС: Можно ли подавать записки за некрещеных?

ОТВЕТ: Записки за некрещеных и живых можно подавать на молебен. Святой праведный Иоанн Кронштадский молился и за мусульман, и за католиков, и за лютеран во время совершения молебнов. Его молитвы имели удивительную силу. Люди исцелялись. Но подавать такие записки на Литургию нельзя.

На литургии можно подать записки:

  • На проскомидию — первую часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;
  • На обедню — так в народе называют Литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;
  • На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании Литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Аналогично пишет и преподобный Паисий Величковский — Так же следует помнить, что записки на Литургию не подаются за людей, которые хоть и крещены, но не живут христианской жизнью.

Об этом строго пишет святой Семион Солунский — «Но сколько полезно тому, за кого приносится жертва сия, когда он живет достойно званию Христианскому, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания Христианскаго. Ибо частица, будучи принесена от имени какого либо Христианина, и близ Божественнаго хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святаго Потира напояется тогда животворящею Кровию: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом.»

Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такое невидимо приемлет общение Духа Святаго, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. Ежели же кто будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приимет от принесенной за него жертвы. Поэтому Священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносит жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам Священник подвергается вместе с ними осуждению. От сего-то приключаются человеку и многоразличныя искушения и скорби. Сего ради, вопиет Павел, мнози в вас немощни и недужливы, и спят довольни (1 Кор. 11, 30). » Семион Солунский (Фессалоникийский) (Книга о храме 63 слово)

«Если о православном явном грешнике не кающемся Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «нет места неверным или иномудрствующему.

Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и не кающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел» (Кор.11:29). Того же Симеона, о каковых следует приносить частицы: «Явно согрешающих верных приношения священники не должны принимать, как случится, но сначала требовать покаяния. Ибо приобщение бывает приносимою частицею, и не подобает, будучи недостойными, причащаться этой жертвы».

Того же Симеона о том, что священнику следует внимательно наблюдать, о ком он приносит частицу: «насколько полезно бывает приношение о достойно приносящих, настолько бедственно и вредно о недостойных, в какой мере это возможно для людей, ибо частица, принесенная о ком-либо, будучи положена вблизи божественного хлеба, после того как этот хлеб будет освященнодействован и станет телом Христовым, тотчас же и та частица причащается святыне; вложенная же в потир, соединяется и с Кровию, и этим сообщает благодать и той душе, за которую она принесена.

Ибо бывает мысленное причащение, и если человек оказывается прилежащим благоговению, или хотя и из согрешивших, но покаявшийся, то невидимо, как мы сказали, он принимает душою причащение Духа. Во многих случаях, как мы убедились, он получает и телесную пользу. Поэтому и следует священнику внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение, и не приносить о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденными вместе с ними». Доселе слова святого Симеона, лучше же сказать, слова всей святой соборной Церкви, ибо он говорит согласно с соборным мудрованием. Из этих слов вытекает, что об умерших без покаяния и в противлении святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение.

Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ, пред Христом Богом в день страшного суда Его.» Такого же мнения держались и оптинские старцы — «Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает… Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)…». (Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Письмо 207 к Фоме Никитичу и др. от 31 января 1836 г. – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000).

Информация взята из миссионерского православного портала — www.dishupravoslaviem.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти брата через интернет
  • Как найти процент суточного рациона
  • Как найти контакт в телефоне через компьютер
  • Как найти риэлторскую компанию
  • Как исправить прикус если тебе 15