Как составить попс по истории

Дата: 21 апреля 2016 Автор: Рубрика: Школьная жизнь

Ученики хотят отвечать

Для эффективного управления учебным процессом учителю необходимо регулярно контролировать качество усвоения материала. Одними итоговыми работами в этом случае не ограничиться, ведь нужно ещё и проверить реализацию воспитательной цели урока, а также проследить уровень логического и аналитического мышления школьников. В ряду наиболее эффективных приёмов мониторинга ведущую позицию занимает составление ответов по ПОПС-формуле.

Суть приёма ПОПС

ПОПС-формула — это инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся. Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»), то есть PRES-formula. Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия:

  • П — позиция;
  • О — объяснение;
  • П — пример;
  • С — следствие/суждение.

Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока. Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии:

  • проверки домашнего задания;
  • фронтального опроса на этапе повторения изученного;
  • подготовки к контрольной работе, написанию сочинения, эссе;
  • создания проекта по теме или целому блоку тем.

    Дети тянут руки отвечать

    Уже в начальном звене детям можно объяснить правила использования ПОПС-формулы для устного ответа

 ПОПС-формула позволяет:

  • за короткое время опросить нескольких учащихся;
  • получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;
  • узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению.

Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает:

  • формировать оценочное мышление у детей;
  • учит ребят лаконично выражать свои мысли;
  • структурировать идеи.

Более того, школьники учатся работать самостоятельно, ощущая при этом свободу творчества, что важно для развития креативности школьников.

Жан-Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».

Технология составления устного ответа или эссе по формуле

А. Гутников не только перевёл формулу на русский язык, но ещё и несколько дополнил её. Особенность детей такова, что, даже имея представления о том или ином вопросе, в процессе ответа они начинают «нукать» или заменять слова междометиями. Вследствие этого возникает неловкость и раздражение: у школьника в связи с трудностями при подборе слов, а у педагога — из-за потери драгоценного времени на ожидание ответа. Поэтому для каждого уровня составления высказывания по формуле предлагаются речевые клише, помогающие быстрее сформулировать мысль:

  • Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… – эти формулировки помогают высказать собственное мнение по заданной проблеме.
  • Потому что…/ Так как… – на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь?
  • Например…/ Я могу доказать это на примере… – чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести не менее трёх примеров, основываясь на теоретических знаниях или на собственном опыте. Важно быть убедительным на этой стадии ответа.
  • Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… – эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.

Девушка пишет эссе

ПОПС-формулу можно использовать как при составлении устного ответа, так и для написания короткого сочинения

Эти клише могут использоваться не только при подготовке устного ответа, но и при написании эссе по ПОПС-формуле. В последнем случае письменное рассуждение будет отличаться лишь объемом информации, данной по каждому пункту.

Примеры использования метода на различных уроках

История

Учебники истории

Более всего полезна ПОПС-формула для составления ответа по предметам, требующим раскрытия понятий и выстраивания рассуждений. Например, по истории

Для темы «Россия в последние десятилетия XIX века» можно составить ответ по схеме так:

Я считаю, крепостное право к середине XIX полностью себя изжило.

Потому что крепостничество тормозило развитие всех сфер общественной, экономической и политической жизни общества.

Я могу доказать это тем, что Россия была отстающей державой (в сравнении с другими европейскими странами), была проиграна Крымская война, нарастало недовольство народных масс.

Поэтому важная реформа стала настолько значимым событием в истории, предопределив большие преобразования в конце века.

Таким может быть высказывание по теме «Пётр I и его политика»:

Я думаю, правление Петра было самым продуктивным за всю историю.

Потому что Россия добилась небывалого прогресса.

Например, открывались школы, ввозились новые продукты, налаживались торговые связи.

То есть методы правления Петра I были эффективными.

Обществознание

При рассмотрении потребительского кредита на уроке обществознания ПОПС-формула поможет составить такой ответ:

Я думаю, что брать потребительский кредит не следует.

Потому что назвать кредит выгодным вложением сложно.

Могут доказать это тем, что возвращать приходится значительно большую сумму. Получение быстрых денег не приносит удовлетворения от результата усилий по заработку средств, а также может произойти ситуация, когда оплачивать кредит станет нечем.

Таким образом, вместо того чтобы отдавать большие проценты, лучше накопить собственные средства на покупку.

Ещё один пример использования ПОПС на уроке обществознания, но по другой теме – «Безработица — способ регулирования государством рынка труда»:

Мне кажется, что безработица действительно регулирует трудовой рынок.

Потому что безработица сопутствует развитию рынка труда, трудоспособное население хочет найти работу и соглашается на условия работодателя, продиктованные экономической ситуацией в стране. Желающие получать регулярный заработок готовы переучиваться и осваивать новые профессии.

Поэтому безработица — важный элемент развития рынка труда в стране.

Литература

Для урока литературы ПОПС-формула удобна на этапе подготовки к сочинению. К примеру, тема: «Что составляет личность?» (по произведению М. Булгакова «Собачье сердце»).

На мой взгляд, Шариков не может считаться полноценной личностью.

Нельзя измениться, если сам сопротивляешься этим переменам.

Так как, во-первых, он — результат лабораторного опыта, во-вторых, нарушает принцип существования личности в обществе — принцип уважения к окружающим, в-третьих, он всячески сопротивляется интеллектуальному развитию.

Личность формируется на основе мирного сосуществования в коллективе и саморазвития.

Английский язык

Дети и учитель на уроке английского

Удобно использовать формулу при ответе на уроке английского, так как школьникам бывает особенно тяжело сразу составить чёткое высказывание на чужом языке

ПОПС является эффективным приёмом и для составления высказывания на уроке английского языка, особенно в старших классах, когда темы приобретают дискуссионный характер. Например, «Parenthood — responsibility or natural issue?».

I think we should learn how to become good parents.

The more we learn, the more we realize.

Examples: we behave like our mothers and fathers, we need to see role models. Psychology is very important.

Parenthood is the most difficult task in life.

ПОПС-формула позволяет ученику научиться грамотно излагать свои мысли, выражать идеи и стремиться к познанию нового, опираясь на собственный опыт. А педагог, научив школьников правильно пользоваться технологией составления ответа по такой схеме, получает возможность эффективнее использовать время урока и качественнее проверять уровень знаний детей.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Наталья Василишин

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(13 голосов, среднее: 4 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Метки:

Что такое формула ПОПС?

ПОПС формула, разработанная профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР, представляет собой:

  • интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.
  • данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.
  • Незаменимой ПОПС формула становится и при подготовке ответственного и «дорогого» в плане получения баллов эссе во время написания части С9 ЕГЭ по обществознанию. Освоив ее суть, выпускники смогут намного легче справиться с подобным заданием.

Раскрываем секрет формулы ПОПС

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, — «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Примеры использования формулы ПОПС на практике

1. Урок истории по теме «Россия во второй половине 19 века».

На мой взгляд, отмена крепостного права в России была неминуемой.

Потому как оно препятствовало развитию всех сфер жизни общества.

В качестве доказательства есть яркие примеры. Во-первых, Россия существенно отставала от других мировых держав по уровню жизни населения. Во-вторых, Россия позорно проиграла Крымскую войну.

Таким образом, я делаю вывод, что эта реформа была жизненно необходима. Она сыграла большую роль в истории России, дав мощный толчок к великим преобразованиям в 60-годах 19 века.

2.  Фрагмент эссе о высказывании Ж. Жореса.

«Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес).

Я согласен с Жаном Жоресом. Способ развития общества, основанный на насилии и имеющий трагичные последствия для своего народа, не может быть цивилизованным.

Потому что, во-первых, нарушается естественный ход истории. А во-вторых, революции несут в себе страшную смерть, обрекают народы на братоубийственные войны, ломают судьбы. И часто они не заканчиваются за несколько дней.

В качестве примера достаточно вспомнить 5 лет правления в результате Великой Французской революции или 72 года жизни людей в результате Октябрьской революции в России. Также впечатляют открытия и методы революционных эпох – гильотина, репрессии, унесшие множество жизней. Но в итоге после любой революции общество возвращается в своем развитии назад, на тот этап, который был насильственно ее прерван.

Поэтому Жорес, безусловно, прав. Человечество должно выбирать для себя эволюционный путь развития. А социальный прогресс путем насилия свойственен лишь варварам, но никак не обществу, стремящемуся к идеям демократии и мира.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Написать четыре-пять предложений по теме урока, отражающие следующие четыре элемента ПОПС – формулы:
П – 
позиция — «Я считаю, что…», «На мой взгляд…».
О – 
объяснение (или обоснование) – «Потому что …»
П – 
пример — «Я могу это доказать это …», «В качестве примера…»
С – 
следствие (или суждение) — «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».


Примеры:

1. Урок истории по теме «Россия во второй половине XIX века».

На мой взгляд, отмена крепостного права в России была неминуемой.

Потому как оно препятствовало развитию всех сфер жизни общества.

В качестве доказательства есть яркие примеры. Во-первых, Россия существенно отставала от других мировых держав по уровню жизни населения. Во-вторых, Россия позорно проиграла Крымскую войну.

Таким образом, я делаю вывод, что эта реформа была жизненно необходима. Она сыграла большую роль в истории России, дав мощный толчок к великим преобразованиям в 60-годах 19 века.

2.  Фрагмент эссе о высказывании Ж. Жореса.

«Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес).

Я согласен с Жаном Жоресом. Способ развития общества, основанный на насилии и имеющий трагичные последствия для своего народа, не может быть цивилизованным.

Потому что, во-первых, нарушается естественный ход истории. А во-вторых, революции несут в себе смерть, обрекают народы на братоубийственные войны, ломают судьбы. И часто они не заканчиваются за несколько дней.

В качестве примера достаточно вспомнить 5 лет правления в результате Великой Французской революции или 72 года жизни людей в результате Октябрьской революции в России. Также впечатляют открытия и методы революционных эпох – гильотина, репрессии, унесшие множество жизней. Но в итоге после любой революции общество возвращается в своем развитии назад, на тот этап, который был насильственно прерван.

Поэтому Жорес, безусловно, прав. Человечество должно выбирать для себя эволюционный путь развития. А социальный прогресс путем насилия свойственен лишь варварам, но никак не обществу, стремящемуся к идеям демократии и мира.

ПОПС-ФОРМУЛА: ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ, ЧЕМ ПОМОГАЕТ И КАК ИСПОЛЬЗУЕТСЯ

Для эффективного управления учебным процессом учителю необходимо регулярно контролировать качество усвоения материала. Одними итоговыми работами в этом случае не ограничиться, ведь нужно ещё и проверить реализацию воспитательной цели урока, а также проследить уровень логического и аналитического мышления школьников. В ряду наиболее эффективных приёмов мониторинга ведущую позицию занимает составление ответов по ПОПС-формуле.

Суть приёма ПОПС

ПОПС-формула — это инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся. Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»), то есть PRES-formula. Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия:

  • П — позиция;

  • О — объяснение;

  • П — пример;

  • С — следствие/суждение.

Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока. Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии:

  • проверки домашнего задания;

  • фронтального опроса на этапе повторения изученного;

  • подготовки к контрольной работе, написанию сочинения, эссе;

  • создания проекта по теме или целому блоку тем.

Уже в начальном звене детям можно объяснить правила использования ПОПС-формулы для устного ответа.

ПОПС-формула позволяет:

  • за короткое время опросить нескольких учащихся;

  • получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;

  • узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению.

Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает:

  • формировать оценочное мышление у детей;

  • учит ребят лаконично выражать свои мысли;

  • структурировать идеи.

Более того, школьники учатся работать самостоятельно, ощущая при этом свободу творчества, что важно для развития креативности школьников.

Жан-Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».

Технология составления устного ответа или эссе по формуле

А. Гутников не только перевёл формулу на русский язык, но ещё и несколько дополнил её. Особенность детей такова, что, даже имея представления о том или ином вопросе, в процессе ответа они начинают «нукать» или заменять слова междометиями. Вследствие этого возникает неловкость и раздражение: у школьника в связи с трудностями при подборе слов, а у педагога — из-за потери драгоценного времени на ожидание ответа. Поэтому для каждого уровня составления высказывания по формуле предлагаются речевые клише, помогающие быстрее сформулировать мысль:

  • Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… — эти формулировки помогают высказать собственное мнение по заданной проблеме.

  • Потому что…/ Так как… — на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь?

  • Например…/ Я могу доказать это на примере… — чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести не менее трёх примеров, основываясь на теоретических знаниях или на собственном опыте. Важно быть убедительным на этой стадии ответа.

  • Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… — эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.

Эти клише могут использоваться не только при подготовке устного ответа, но и при написании эссе или короткого сочинения по ПОПС-формуле. В последнем случае письменное рассуждение будет отличаться лишь объемом информации, данной по каждому пункту.

Более всего полезна ПОПС-формула для составления ответа по предметам, требующим раскрытия понятий и выстраивания рассуждений — например, по истории.

Примеры использования метода на различных уроках

История

Для темы «Россия в последние десятилетия XIX века» можно составить ответ по схеме так:

Я считаю, крепостное право к середине XIX полностью себя изжило.

Потому что крепостничество тормозило развитие всех сфер общественной, экономической и политической жизни общества.

Я могу доказать это тем, что Россия была отстающей державой (в сравнении с другими европейскими странами), была проиграна Крымская война, нарастало недовольство народных масс.

Поэтому важная реформа стала настолько значимым событием в истории, предопределив большие преобразования в конце века.

Таким может быть высказывание по теме «Пётр I и его политика»:

Я думаю, правление Петра было самым продуктивным за всю историю.

Потому что Россия добилась небывалого прогресса.

Например, открывались школы, ввозились новые продукты, налаживались торговые связи.

То есть методы правления Петра I были эффективными.  

Обществознание

При рассмотрении потребительского кредита на уроке обществознания ПОПС-формула поможет составить такой ответ:

Я думаю, что брать потребительский кредит не следует.

Потому что назвать кредит выгодным вложением сложно.

Могут доказать это тем, что возвращать приходится значительно большую сумму. Получение быстрых денег не приносит удовлетворения от результата усилий по заработку средств, а также может произойти ситуация, когда оплачивать кредит станет нечем.

Таким образом, вместо того чтобы отдавать большие проценты, лучше накопить собственные средства на покупку.

Ещё один пример использования ПОПС на уроке обществознания, но по другой теме — «Безработица — способ регулирования государством рынка труда»:

Мне кажется, что безработица действительно регулирует трудовой рынок.

Потому что безработица сопутствует развитию рынка труда, трудоспособное население хочет найти работу и соглашается на условия работодателя, продиктованные экономической ситуацией в стране. Желающие получать регулярный заработок готовы переучиваться и осваивать новые профессии.

Поэтому безработица — важный элемент развития рынка труда в стране.

Литература

Для урока литературы ПОПС-формула удобна на этапе подготовки к сочинению. К примеру, тема «Что составляет личность?» (по произведению М. Булгакова «Собачье сердце»):

На мой взгляд, Шариков не может считаться полноценной личностью.

Нельзя измениться, если сам сопротивляешься этим переменам.

Так как, во-первых, он — результат лабораторного опыта, во-вторых, нарушает принцип существования личности в обществе — принцип уважения к окружающим, в-третьих, он всячески сопротивляется интеллектуальному развитию.

Личность формируется на основе мирного сосуществования в коллективе и саморазвития.

Английский язык

Удобно использовать формулу при ответе на уроке английского, так как школьникам бывает особенно тяжело сразу составить чёткое высказывание на чужом языке.

ПОПС является эффективным приёмом и для составления высказывания на уроке английского языка, особенно в старших классах, когда темы приобретают дискуссионный характер. Например, «Parenthood — responsibility or natural issue?»:

I think we should learn how to become good parents.

The more we learn, the more we realize.

Examples: we behave like our mothers and fathers, we need to see role models. Psychology is very important.

Parenthood is the most difficult task in life.

ПОПС-формула позволяет ученику научиться грамотно излагать свои мысли, выражать идеи и стремиться к познанию нового, опираясь на собственный опыт. А педагог, научив школьников правильно пользоваться технологией составления ответа по такой схеме, получает возможность эффективнее использовать время урока и качественнее проверять уровень знаний детей.

Использование эффективных технологий обучения
на уроках истории и обществознания (на примере использования «ПОПС-формулы»)

Урочная форма организации обучения имеет как достоинства, так
и недостатки, одним из которых является специфическая организация временного
пространства, определяемая границами урока и порогом восприятия учащимися потока
учебной информации. В этих нелегких условиях учитель пытается решить очень
важные учебные и воспитательные задачи. Современный школьник отличается
достаточно низким уровнем учебной мотивации, широкими интересами, никак
несвязанными с учебной деятельностью. Использование традиционных технологий и
методов обучения может привести к неожидаемым результатам. Что же может помочь
современному учителю пробудить интерес школьника к изучению предмета?

Учителю необходимо обратить внимание на современные
эффективные технологии обучения. Современные технологии обучения открывают
перед учителем широкие возможности, а именно, позволяют: снизить утомляемость учащихся,
увеличить скорость и качество усвоения нового материала, активизировать
познавательные возможности. Эффективные технологии способствуют развитию рефлексии
и формированию навыков самооценки.

Тенденции современного образования определяют важность
интеграции предметных областей, требуют унификации методических и
педагогических приемов и технологий. Насколько это возможно осуществить? Однозначный
ответ на этот вопрос дать в данный момент сложно. Внедрение нового подхода,
определяемого новыми образовательными стандартами, началось относительно
недавно, результаты будут видны только в отдаленном будущем. Несмотря на
кажущуюся универсальность, методические приемы обучения необходимо «доводить до
ума», адаптировать к конкретным условиям. Практика показывает, что в
преподавании предметов естественно-математического и гуманитарного циклов
существует небольшая разница. Гуманитарные предметы имеют собственную
специфику. Литература, история, обществознание – эти предметы традиционно
связаны с превалированием вербальных форм взаимодействия. Действительно, этим
предметам отводится очень важная роль в учебном плане: формирование  навыков устной речи, активной коммуникации,
интеракции – все это сочетается с внутренней спецификой данных предметов,
наличием собственного терминологического и понятийного аппарата, большого
объема учебного материала. Помимо этого, данные предметы должны решать
нравственные задачи, воспитывать патриотизм, формировать гражданскую
идентичность. Не умаляя значения других школьных предметов, надо отметить, что
триединая цель обучения фактически решается силами предметов гуманитарного
цикла, и часто, одновременное решение нескольких задач приводит к казусной
ситуации: недостатку времени на усвоение программного материала.

Все эти проблемы сочетаются с проблемами психофизического
состояния современного школьника. Неусидчивость в младших классах сменяется
пассивным состоянием школьника подросткового возраста, в старших классах
интересы учащихся формируются в условиях профессионального самоопределения и господства
прагматизма в определении целей обучения. Причем активность учащегося пятого
класса учителя всячески пытаются обуздать, а пассивность восьмиклассника никак
не могут преодолеть. Такие изменения психофизического состояния учащихся на
разных ступенях обучения имеют научные объяснения, предлагаются и решения.

Однако всех книг не перечесть, методик также не освоить. Как
нет на свете панацеи, нет и универсальных методик и технологий обучения.
Приходится, испытывая на собственном опыте, искать оптимальный вариант
использования различных методов и технологий, способствующих лучшему усвоению
учебного материала.

Современной педагогической науке известно множество различных
технологий, методик, приемов. Но использование тех или иных технологий не
обязательно приводит к ожидаемому результату.

В своей практической деятельности педагоги используют
различные методики, которые можно условно разделить на три группы: пассивные,
активные и интерактивные. Различаются методики субъектно-объектными отношениями
и зависят от построения траектории коммуникации. Пассивные методики включают
одностороннюю коммуникацию: монолог учителя и слушателей-учащихся. Большинству учителей
легче подготовить качественный монолог, чем выстроить модель интерактивного
взаимодействия, но в результате отдача при пассивном участии будет минимальной.
Современные условия жизни позволяют в течение нескольких минут найти практически
любую необходимую информацию с помощью мобильных устройств и  интернета. Стоит ли тратить в данных условиях
время на подготовку лекции? Другой вопрос, смогут ли обучающиеся самостоятельно
разобраться в этой массе информации? Данная деятельность учащихся также требует
активного вмешательства педагогов, возможно, и родителей. Большинство
современных подростков увлекаются информационными технологиями только в том
случае, когда дело касается компьютерных игр, лишь изредка обращая внимание на
широкие возможности, которые предоставляют компьютеры и интернет. Обратить
внимание на эти возможности могут не только учителя информатики, но и учителя других
предметов. Отказ от использования пассивных методов обучения позволяет иначе
построить структуру урока. На помощь учителям приходят активные методики.
Данные методики изменяют структуру отношений между учителем и учащимися,
выстраиваются субъектно-субъектные отношения, складывается диалог. Учащиеся выполняют
проблемные задания, вовлечены в творческую деятельность. Наряду с
многочисленными достоинствами активных методик существуют и недостатки. Данные
методики предусматривают взаимодействие учителя и конкретного ученика, т. е.
проявляется односторонность коммуникации, часть учащихся попадают в пассивный
капкан. Для преодоления данного противоречия учитель должен применять
интерактивные методы обучения, позволяющие расширить сферу взаимодействия: в
процессе обучения должны возникать интегративные связи между учениками и
учителем, складываться отношения сотрудничества. Данные методики призваны
активизировать учащихся, привлечь к совместной творческой деятельности. Интерактивные
методы не являются чем-то новым в практической деятельности учителей, большинство
активно применяют эти методы в урочной и внеурочной деятельности. Ролевые игры,
работа в группах, мозговой штурм, технология активного чтения и другие методы
стали важной практической компонентой деятельности педагогов. Перечисленные технологии
и методические приемы отличаются сложностью в организации и требуют
значительных временных затрат при подготовке. Кроме того, использование
некоторых приемов может привести, в конечном счете, к непредсказуемым
последствиям, например, в групповой работе очень важно заранее определить роли
участников группы, тщательно следить за тем, чтобы каждый учащийся проделал
определенный объем работы, а не отсиживался, пользуясь результатами других
участников. И все равно, даже при тщательной подготовке учитель не всегда может
быть уверен в том, что все учащиеся усвоили материал в равной мере. Групповая
работа часто занимает в уроке господствующее положение, на применение
традиционных методов контроля: фронтального опроса, беседы, теста
(качественного) просто не остается времени. Однако отказываться от групповой
работы не стоит. Необходимо вместе с групповыми формами работы использовать эффективные
инструменты контроля качества усвоения учебного материала. В целях контроля
результатов усвоения учебного материала учитель может применять современные приемы
обратной связи. Самым распространенным современным приемом обратной связи является
синквейн, своеобразная форма стихотворения. Другим приемом обратной связи может
служить «ПОПС-формула» – аналог
PRESformula (Position ReasonExplanation or ExampleSummary), разработанная профессором права Дэйвидом
Маккойд-Мэйсон из ЮАР.

Таблица. Структура
ПОПС-формулы

Элементы

Содержание

Примеры фраз

П – позиция

Представление
собственной точки зрения

Я
считаю, что…

О – обоснование
(объяснение)

Обоснование
точки зрения

Потому,
что… (Так как…)

П – пример

Примеры
(факты, доводы), подтверждающие данную точку зрения

Я
могу доказать это на примере…

С – следствие
(суждение)

Заключение
(вывод)

Исходя
из этого, я делаю вывод о том, что…

Составные части ПОПС-формулы позволяют разобрать учебную
проблему, закрепить изученный материал. В отличие от тестового контроля,
формула выявляет пробелы в знаниях учащихся по существу, исключая случайности,
интуицию и удачу.

Возможности ПОПС-формулы не ограничиваются применением в
качестве приема обратной связи. ПОПС-формулу используют как инструмент
построения дискуссии, подготовки публичных выступлений. У учащихся возникает
интерес к высказываниям одноклассников, появляется желание обсудить точку
зрения выступающего, поспорить. ПОПС-формула упрощает процесс формулирования
позиции (точки зрения) в сложных ситуациях, при изучении учебного материала,
насыщенного фактами, событиями, датами и т.д. ПОПС-формула привлекает учащихся
простотой выполнения, однообразными правилами оформления, возможностью
применения формулы по аналогии. В результате использования формулы увеличился
процент учащихся, выполняющих домашние задания, основанные на решении проблемы
с использованием ПОПС-формулы. Работая дома, учащийся может расширить
содержание ответа несколькими примерами, в итоге получается полноценное
выступление. Закрепление на уроке с использованием формулы позволяет оперативно
выявлять пробелы в знаниях учащихся, предпринимать своевременные меры по коррекции
учебной траектории учащихся.

ПОПС-формула фактически
готовит учащихся к решению более сложных учебных задач. Экзамен по истории в
формате ЕГЭ включает задание С5, проверяющее умения аргументации различных
точек зрения с привлечением исторических знаний. Аналогичный экзамен по
обществознанию включает задания С7 и С9. Задание С7 – задание-задача, требующая
анализа представленной информации, формулировки и аргументации самостоятельных
оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задание С9
предусматривает написание эссе по определенной проблематике, данное задание
обеспечивает проверку целого спектра различных умений, в том числе умение
аргументировать (Из спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ,
ФИПИ).

Использование ПОПС-формулы на уроках обществознания. В курс
обществознания в 8 классе включен ряд тем по экономике. Учащимся приходится
сталкиваться со сложным понятийным аппаратом, разбираться в вопросах, которые,
несмотря на свою важность, к ним непосредственного отношения не имеют. Учителю
важно привлечь учащихся к экономическим проблемам, показать актуальность
изучения учебного материала. К счастью, содержание курса позволяет это сделать.
В теме «Инфляция и семейная экономика» учащиеся знакомятся с понятиями
«доходы», «сбережения», «потребительский кредит». Большинство восьмиклассников
уже знакомы с понятием «кредит», знакомы с принципами и условиями кредитования
физических лиц (из опыта членов семьи). Но какую практическую пользу им принесет
знакомство с теоретическим материалом учебного пособия в этом возрасте? Многие
учащиеся и не задумываются об этом. Но с помощью ПОПС-формулы можно
активизировать интерес учащихся, привлечь их к оценке кредитования,
положительных и отрицательных сторон данного экономического явления.

Для демонстрации возможностей ПОПС-формулы приведу примеры
конкретных работ учащихся. Перед учащимися была поставлена проблема: «Потребительский
кредит – зло?».

 «Я считаю, что,
действительно, потребительский кредит – зло. Думать, что потребительский кредит
– добро неправильно. Да, безусловно, он помогает купить что-то сразу, не
потратив все деньги, постепенно производя платёж за него, потому что нет
большой  суммы, чтобы купить товар сразу. Но тем самым мы обманываем себя.
Взяв что-то в кредит, мы платим не только за товар, но и платим проценты, которые
в итоге составляют большую сумму, на которую можно было бы купить что-нибудь
необходимое.

Приведу пример, чтобы доказать это. Для покупки телевизора,
который стоит 100 000 руб., семья решила взять кредит. Каждый месяц они должны
были платить 12 000 руб. Но на самом деле они платят 8 000 руб., а 4 000 руб.
переплачивают. Действительно экономнее было бы скопить все деньги, а затем
только купить телевизор и не тратить лишние деньги.

Исходя из этого, я делаю вывод, что потребительский кредит – зло».

Бавеян Диана, ученица 8 класса

«Я считаю, что потребительский кредит – это зло. Потому, что
он имеет много минусов, например:

— увеличение реальной стоимости вещи;

— кажущаяся легкость и доступность кредита заставляет
покупать дорогостоящую вещь, не оценив свои реальные возможности;

— многие банки в России занижают в рекламе процентную ставку,
а в реальности человек платит гораздо больше (скрытая процентная ставка);

— непредвиденные обстоятельства (травма, болезнь, увольнение)
могут привести к тяжелым последствиям – опись имущества и др.

— психологический дискомфорт. 

     Фактор присутствия
психологического дискомфорта можно проиллюстрировать следующим примером.
Человек купил дорогую машину в кредит сроком на 5 лет, по происшествию трех лет
радость от ее приобретения уже давно прошла, машина уже была в ремонте, она уже
надоела владельцу, а он еще два года должен продолжать выплачивать кредит,
отказывая себе и своей семье в каких-то необходимых вещах.  Он даже не имеет возможности продать ее, т.к.
владельцем ее является банк.

     Если бы кредит не
был бы так доступен, то человек, возможно бы, исходя из своих накоплений,
выбрал бы машину дешевле, которая также бы удовлетворяла потребность его и его
семьи в машине, но не ложилась бы таким тяжелым финансовым грузом на семью.

     Исходя из всех
этих факторов, я делаю вывод о том, что минусов в потребительском кредите
гораздо больше, чем плюсов. Все они существенно ухудшают финансовое положение
человека и его семьи».

Комарова Екатерина,
ученица 8 класса

 «Я считаю, что
потребительский кредит – это добро. Потому что он позволяет потребителям
удовлетворить свои потребности сразу, а не через какое-то время, которое будет
потрачено на накопление нужной суммы. Я могу это доказать на примере.
Предположим, что какая-то семья решила купить ноутбук стоимостью 30 000 руб.,
но на накопление этой суммы потребуется время, за которое этот ноутбук может
подорожать, либо у семьи появятся другие потребности, которые не позволят
накопить денежные средства, поэтому этой семье нужно взять кредит. Исходя из
этого, я делаю вывод, что потребительский кредит – добро».

Лаврентьева Екатерина, ученица 8 класса

Данные работы стали
результатом домашней работы. Учащиеся могли некоторое время осмыслить проблему,
повторить учебный материал. Больший интерес вызывают работы, сделанные на
уроке. Познакомимся с работами учеников, которые выполнялись в условиях
ограниченного времени на уроке изучения нового материала по теме «Безработица,
ее причины и последствия». Безработица – неоднозначное экономическое явление. С
одной стороны, она вызывает социальную напряженность, лишает часть общества
возможности вести приличествующий образ жизни. С другой – безработица
способствует развитию конкуренции на рынке труда (лучшие кадры занимают лучшие
рабочие места), оказывает благотворное влияние на процесс образования и
самообразования (работники с более высокой квалификацией быстрее находят
работу). Эта неоднозначность определила проблему: «Безработица – способ
регулирования государством рынка труда?»

 «Я считаю, что,
действительно, безработица – способ регулирования государством рынка труда.

Я так считаю, потому что безработица – спутник рыночной
экономики, к тому из-за безработицы складывается положение в экономике, когда
часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе
работу. Государство помогает найти им работу.

Приведу пример, чтобы доказать это. Например, если
государство не установило минимальную заработную плату, то Егора Александровича
могла не устроить та зарплата, которую он получал на работе, он решил уволиться
и найти другую работу, но до сих пор он не может найти её. Тогда он обращается
в службу занятости, которая помогает ему найти работу. Возможно, ему придется
переучиваться, повышать уровень знаний.

Исходя из этого, я делаю вывод, что безработица — способ
регулирования государством рынка труда».

Бавеян Диана, ученица 8 класса

     «Я считаю, что
безработица должна регулироваться государством и полностью избежать ее нельзя,
потому что государство регулирует рынок труда, а он не может вместить в себя
всех желающих работать.

     Я могу доказать это на примере. Допустим,
государство ввело новый закон о том, что для работы в государственной охранной
системе необходимо получить спортивный разряд.

     Исходя из этого, я
делаю вывод о том, что государство регулирует уровень безработицы и влияет на
нее».

Комарова Екатерина,
ученица 8 класса

 «Я считаю, что это
действительно так. Потому что безработица способствует регулированию  рынка, т.к. безработными в первую очередь
становятся работники, чьи профессии, квалификации и опыт работы не соответствуют
технической перестройке производства. Например, профессия «инженер» потеряла
значимость, а потому людям, чтобы продолжить свою работу, нужно было развивать
свои умения с точки зрения современных технологий. Государство может вложить
деньги в определенные отрасли и привлечь безработных к работе. Исходя из этого,
я делаю вывод, что государство может с помощью безработицы регулировать рынок
труда».

Белякова Нина, ученица
8 класса

Использование
ПОПС-формулы на уроках истории. Приведу пример работы учащегося 7 класса по
теме «Великая ли я, решать будет потомство». Данное высказывание принадлежит
российской императрице Екатерине
II. Высказывание было дано в качестве афоризма на первом уроке
изучения темы, к уроку обобщения учащиеся должны были выполнить задание в форме
ПОПС-формулы.

«Я считаю, что Екатерина II была действительно «Великой», потому
что в ее правление:

Во-первых, намного увеличилась площадь нашей страны.

Во-вторых, во главе России Екатерина II превратила Россию в великую морскую
державу.

В-третьих, наблюдался колоссальный рост населения.

Все вышеперечисленное я могу подтвердить высказыванием графа
А. Безбородко: «Не знаю как при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без
позволения нашего выпалить не смела», что доказывает, что Россия в то время
была мировой державой.

Свои объяснения наряду с другими примерами, я могу доказать
так:

во время правления Екатерины II население страны увеличилось с 22
миллионов до 36 миллионов;

 в результате двух Русско-турецких
войн, войны со Швецией и трех разделов Польши были получены: Крым, Часть Северного
Кавказа, Грузия, Белоруссия, Литва, часть земель Северной Америки.

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что Екатерина II была поистине «Великой».

Малофеев Максим, ученик 7 класса

Надо признать широкие
возможности использования ПОПС-формулы как эффективного инструмента контроля
качества усвоения учебного материала учащимися. ПОПС-формула соответствует современным
тенденциям в образовании, отвечает требованиям стандартов нового поколения,
имеет схожую структуру с заданиями итоговой аттестации выпускников основной (в
форме ОГЭ) и средней школы (в формате ЕГЭ). Использование современных
эффективных технологий обучения сделает уроки более интересными, продуктивными
и результативными.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека в сызрани
  • Как найти самостоятельно работу в германии
  • Как найти свой талант книга
  • Как найти центральный угол правильного n угольника
  • Как составить хронограмму