Как составить портфель учителя

Мастерство – это то, чего можно
добиться, и как могут быть известны
мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен
и может быть прекрасным мастером педагог…

А.С.Макаренко

Обновление современной школы происходит в
прямой зависимости от педагогического
творчества учителя. Профессиональное развитие
учителя – это рост, становление, интеграция и
реализация в педагогическом труде
профессиональных значимых качеств и
способностей, профессиональных знаний и умений,
но главное – формирование у него способности к
самооценке – рефлексии. Этому способствует
технология, объединенная под названием
“Портфель учителя”, разработанная
научно-методическим советом МОУ “СОШ № 38”.

Портфель учителя – это способ фиксирования,
накопления и оценки творческих достижений
учителя; это комплект документов,
регламентирующих его деятельность, формирующий
рефлексию его собственной деятельности.

Портфолио в переводе с итальянского
означает “папка с документами”, “папка
специалиста”.

Портфель позволяет учитывать результаты,
достигнутые учителем в разнообразных видах
деятельности: учебной, творческой, методической,
исследовательской.

Важная цель портфеля – представить отчет о
работе учителя по теме самообразования, о
характере его деятельности, проследить
творческий и профессиональный рост учителя,
способствовать формированию навыков рефлексии
(самооценки).

Структура методического портфеля:

  • титульная страница (Ф.И.О. учителя, должность);
  • общие сведения об учителе (дата рождения,
    образование, специальность, стаж работы,
    педагогический стаж, квалификационный разряд,
    награды);
  • содержание портфеля
    • документы,
    • творческое досье,
    • диагностика успешности учителя,
    • отзывы;
  • комментарий к “Портфелю”.

При разработке методического портфеля
целесообразно ориентироваться на четыре
основных его раздела:

Документы. В этом разделе находятся документы,
регламентирующие работу педагога (Положение о
едином орфографическом режиме, ведении и
проверки тетрадей, нормах оценки и др.).

Творческое досье представляет собой собрание
различных творческих , проектных,
исследовательских работ учителя, а также
описание его авторских методик, разработок,
программ; основные направления его творческой
активности: участие в научных конференциях,
конкурсах, педагогических чтениях, прохождение
курсов повышения квалификации и др.

Примерное содержание раздела:

  • тема самообразования и ее реализация;
  • курсы повышения квалификации;
  • исследовательские работы и рефераты;
  • проектные работы;
  • творческие работы (доклады, сценарии открытых
    уроков и внеклассных мероприятий и т.д.);
  • авторские программы, методики;
  • публикации.

Диагностика успешности учителя. Этот
раздел состоит из разнообразных дидактических
материалов по анализу, оценке и самооценке
педагога:

  • личности учителя;
  • педагогической деятельности;
  • педагогического общения;
  • качество образовательного процесса (анализ
    работы за 3 года: срезы знаний, итоги
    успеваемости, учебная нагрузка учителя,
    программный банк; использование современных
    технологий; результаты олимпиад; план развития
    кабинета).

[Диагностические методики представлены в
сборнике “Диагностика успешности учителя”,
составитель Т.В.Морозова, М., “Педагогический
поиск”, 2001.]

Отзывы – включает в себя характеристики
отношения педагога к различным видам
деятельности, представленные администрацией
МОУ, коллегами, родителями, а так же самоанализ
деятельности педагога.

Примерный перечень документов:

  • отзыв о творческой работе, выступлении на НПК,
    педагогических чтениях, педсовете и др.
  • рецензия на статью;
  • методический бюллетень на проведенные открытые
    уроки:
  • заключение о качестве выполненной работы
    (творческой, исследовательской);
  • резюме, подготовленное педагогом, с оценкой
    собственных профессиональных достижений.

Комментарий к “Портфелю” должен быть
вдумчивый, отражающий собственные мысли учителя
в отношении его деятельности, дающий полную
картину творческого роста педагога.

Он может быть представлен в виде отдельного
письма читателю, или выступления, или краткого
параграфа с выражением своих мыслей.

Требования к оформлению “Портфеля”.

  • систематичность и регулярность
    самомониторинга,
  • структуризация материалов, логичность и
    лаконичность всех письменных пояснений;
  • аккуратность и эстетичность оформления;
  • целостность, тематическая завершенность
    представленных материалов;
  • наглядность и обоснованность презентации.

Подходы к построению “Портфеля” могут быть
разнообразными, в зависимости от индивидуальных
особенностей учителя. Важно, чтобы учитель
проанализировал свою работу, собственные успехи,
объективно оценил свои возможности и увидел
способы преодоления трудностей и достижения
более высоких результатов.

Методический портфель может быть представлен
файловой папкой. Презентация или публичная
защита портфеля проводится во время творческого
отчета или аттестации педагога. Материалы
методического портфеля становятся основой для
анализа деятельности учителя.

Одним из способов оценивания является
модель “Итог”.

  • Интересные моменты портфеля. Что особенно
    ценно?
  • Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее,
    доказательнее, глубже).
  • Оценка портфеля.
  • Главный вывод по всему портфелю.

 Другим способом оценивания может
быть следующая таблица:

Критерии оценки Достоинства портфеля Недостатки
1    
2    
3    

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Диагностика успешности учителя: Сборник
    методических материалов для директоров и
    заместителей директоров учебных заведений,
    руководителям школ. М., Центр “Педагогический
    поиск ”, 2001.
  2. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. –
    М., 2000.
  3. Новые педагогические и информационные
    технологии в системе образования. Е.С.Полат,
    М.Ю.Бухаркина и др. М., Издательский центр
    “Академия”, 2000.
  4. Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на
    основе зарубежного опыта./Развитие
    образовательных систем в контексте модернизации
    образования. – М.: ACADEMIA, АПК и ПРО, 2003, с.70
  5. Управление школой: Теоретические основы и
    методы / Под ред. Лазарева В.С. – М., 1997, гл.7
    Афанасьева Т.П.
  6. Теория и практика организации предпрофильной
    подготовки. – М.: АПК и ПРО, 2003
  7. И.Р.Калмыкова. Портфолио как средство
    самоорганизации и саморазвития личности.
    Образование в современной школе № 5,с. 23-25.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Раздел. Творческое досье.

Самообразование учителя. Тема
методического объединения

Тема самообразования учителя:
Формирование навыков анализа художественного
текста на уроках русского языка и литературы.

Дата Проблематика работы Форма представления
результата, на каком уровне
Сроки Отметка о выполнении,
оценка
2002 Разработка интегрированного курса
“Русская словесность”
Презентация программы, городское МО

ноябрь

 

Профессиональный уровень.

Дата Тема открытого урока Класс Уровень Оценка
19.12.03 В мастерской писателя

8 Б

Городское МО высокая

Участие в районных, городских мероприятиях

Дата Мероприятие Форма представления Результативность
25.03.03 Научно-практическая конференция
“Современные образовательные технологии”
Доклад “коллективный способ обучения”

2 место

Раздел. Диагностика успешности учителя.

Применение современных технологий

Название технологии Используется частично или
полностью
Методическое оснащение
КСО полностью Опорные схемы, дидактический материал,
карты индивидуальной работы

Результаты олимпиад

Дата Ф.И. учащегося, класс Предмет Уровень Место
21.03.03 Карманова Н. 8 кл. литература районный

3

Программный банк.

Уч. год Учебная нагрузка Количество часов Учебные программы и
пособия
Спецкурсы, факультативы
         

Сравнительный анализ успеваемости.

Учебный год 2002    
Класс 7 а 7 б 7 в
Успеваемость      
Качество знаний      
Уровень обученности      

Для большей наглядности можно построить
графики, отражающие динамику обученности
учащихся.

Новикова В.П.

методист МБУДО ЦДТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Методический портфель педагога»

Методический портфель педагога часто является составной частью оценивания качества профессионализма педагога при аттестации и проведении различных профессиональных конкурсов для педагогов.

Безусловно, существует много путей создания портфелей, структура, содержание и параметры оценивания которых будут варьироваться. Предлагаемая здесь структура и содержание методического портфеля апробированы на факультете профессиональной переподготовки Московского института открытого образования. Портфель содержит инвариантные и вариативные (по меченные звездочкой) пункты. Некоторые пункты рассчитаны на педагога высшей категории.

Цели и задачи методического портфеля

  • Развитие  рефлексии  и  критического мышления педагога.
  • Мониторинг динамики развития профессионализма педагога.
  • Систематизация учебного материала.
  • Выявление зон трудностей для педагога и учащихся.
  • Мотивация учителя к постоянному повышению квалификации.
  • Раскрытие  творческого  потенциала педагога.

Структура методического портфеля

1. Информационная часть (Мой педагогический портрет)

2. Информационно-аналитическая часть (Мой Центр детского творчества)

3. Методическая часть (Методическая мозаика)

а) Учебно-методическая деятельность.

б) Научно-методическая деятельность.

в) Организационно методическая деятельность.

г) Экспертиза и диагностика.

4.  Программа языкового и методического образования на ближайшее время (Мои педагогические перспективы).

Содержание методического портфеля

1. Информационная часть (Мой педагогический портрет)

  • Информация о личности владельца методического портфеля (возраст, специальность, образование, педагогический стаж, стаж работы в данной школе, родной язык, владение ино странными языками и их уровень, повышение квалификации, интересы и потребности владельца).
  • Копии документов об образовании, повышении квалифика ции.
  • Характеристики, отзывы методистов и учителей об уроках учителя.
  • Концепция (эссе) «Мое педагогическое кредо» / «Мои основные педагогические ценности» / «Мой педагогический портрет».

2. Информационно-аналитическая часть (Моя школа)

  • Анализ педагогической среды.
  • Анализ психолого-педагогического портрета одного из творческого объединения, где работает педагог (количество учащихся, этап обучения, общая учебная нагрузка, уровень владения предметом, склонности, интересы, способности учащихся, трудности в обучении и т.д.).
  • Анализ портрета сильного и слабого учащегося (возраст, уровень владения предметами, способности, склонности и интересы, взаимоотношения с другими учащимися. Что дается легко, трудности в обучении, умения самоконтроля, степень автономности и др.).
  • Краткая характеристика учебного плана и учебной программы, которыми пользуются в творческом объединении (вариант рабочей программы, тип, вид программы, количество учебных часов по программе).
  • Краткая характеристика УМК по программе, используемых в учебном процессе в качестве: а) основных, б) дополнительных.

3. Методическая часть (методическая мозаика)

а) Учебно-методическая деятельность

  • Учебно-тематическое планирование (технологические карты, графики прохождения учебного материала, графики контрольных мероприятий).
  • Развернутые планы собственных (открытых;) занятий и их самоанализ.
  • Фотографии посещенных уроков коллег и их анализ (не менее четырех).
  • Рефлексия педагога на свою профессиональную деятельность.
  • Перечень аудио-, видео- и других материалов для аудиторной и самостоятельной работы учащихся.
  • Описание  и краткая  характеристика  созданных педагогом учебно-методических разработок (в том числе аудио-, видео-, компьютерных).
  • Банк обучающих памяток для учащихся (примеры памяток усвоения учебного материала).
  • Банк обучающих заданий (примеры формулировок заданий для развития навыков и умений деятельности).
  • Игротека (примеры игр для развития умений и навыков).
  • Банк контролирующих заданий (примеры формулировок заданий для контроля умений и навыков).
  • Банк учебно-методической  литературы.

б) Научно-методическая деятельность

  • Научно-методическая концепция обучения.
  • Сообщения и доклады на заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях.
  • Планы научного руководства проектами и рефератами учащихся.
  • Доклады на конференциях по обобщению собственного опыта или результатов работы инновационной площадки.
  • Научно-методические статьи по проблемам исследования.
  • Автореферат кандидатской диссертации.
  • Глоссарий методических терминов.
  • Глоссарий филологических терминов.

в) Организационно-методическая деятельность

  • Планы организации и проведения воспитательных часов.
  • Планы заседания методических объединений.
  • Планы внеурочной деятельности.
  • Сценарии проведенных досуговых мероприятий.

г) Экспертиза и диагностика

  • Материалы оценивания: критерии’ и шкалы оценивания раз личных продуктов (проектов, сочинений и т.д.).
  • Анализ материалов входного (диагностического) тестирования, промежуточного и итогового контроля.
  • Анализ пилотирования экспериментальных программ и материалов.
  • Рецензии на учебники и учебные пособия, проектные задания учащихся.
  • Анализ типичных ошибок учащихся в разных видах деятельности.
  • Примеры оцененных работ учащихся.

4. Программа языкового и методического образования на ближайшее время (Мои педагогические перспективы)

  • Повышение квалификации (чтение специальной литературы, курсовая или модульная подготовка, участие в семинарах и т.д. с указанием конкретных сроков и тем).
  • Повышение квалификации (чтение специальной литературы, курсовая или модульная подготовка, участие в семинарах и т.д. с указанием конкретных сроков).

Оценивание методического портфеля

Методический портфель может оцениваться по следующим критериям:

  • Психолого-педагогическая компетенция.
  • Методическая компетенция.
  • Коммуникативная компетенция.
  • Творчество и академизм.
  • Культура презентации материала.
  • Культура устной презентации методического портфеля.

Портфель относится к аутентичным средствам оценивания и может быть использован, чтобы документально подтвердить про веденные мероприятия, показать динамику развития профессионализма педагога, дать возможность педагогу самостоятельно оценить свою деятельность. Методический портфель облегчает процесс внешнего оценивания и служит важным инструментом для аттестации качества труда педагога.

Другой вариант организации методического портфеля учителя

РАЗДЕЛ 1. «Общие сведения об учителе»

  • Личные данные
  • Копия диплома о высшем образовании
  • Копия удостоверения о повышении квалификации
  • Копии удостоверений к наградам (медали, ордена)
  • Копии грамот

РАЗДЕЛ 2. «Результаты педагогической деятельности».

  • Самоанализ педагогической деятельности
  • Итоговые результаты по предмету за 3 года
  • Результаты административных срезовых контрольных работ по предмету с указанием классов
  • Результаты окружных и городских контрольных работ по предмету с указанием классов
  • Результаты сдачи выпускных экзаменов
  • Список медалистов за 3 года
  • Списки победителей интеллектуальных марафонов за 3 года
  • Списки победителей окружных и городских олимпиад за 3 года
  • Список учащихся, поступивших в ВУЗы по предмету

РАЗДЕЛ 3. «Научно-методическая деятельность».

  • Пояснительная записка к программам.
  • Список учебно-методического обеспечения.
  • Перечень проведенных семинаров, «круглых столов», «мастер — классов».
  • Доклады на конференциях, педагогических советах, семинарах.
  • Результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
  • Тема самообразования, список литературы, изученной по данной теме, отчет по теме самообразования.
  • Перечень публикаций с их приложением.
  • Проведение научных исследований и развернутый план исследования в рамках творческой группы.
  • Разработка авторских программ (участие, программа)

РАЗДЕЛ 4. «Внеурочная деятельность»

  • Перечень творческих работ учащихся.
  • Список проведенных классных мероприятий с фотографиями.
  • Сценарии вечеров, КВН, конкурсов.
  • Победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов (за три года).

РАЗДЕЛ 5. «Учебно-материальная база»

  • Перечень оборудования учебного кабинета
  • Перечень нового оборудования.
  • Список учебных фильмов.
  • Перечень наглядных пособий
  • Список аудиозаписей.
  • Перечень справочной литературы и дидактических материалов.

Рекомендации

по созданию

«Портфеля учителя»

Мастерство – это то, чего можно

добиться, и как могут быть известны

мастер-токарь, прекрасный мастер-врач,

так должен и может быть

прекрасным мастером педагог…

А.С.Макаренко

     Современная
школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в
«новом» типе учителя, творчески думающем, обладающем современными методами и
технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики,
способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях
конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный
результат.

     Проблема
становления и развития профессионализма является общественно-государственной
проблемой, решению которой отводится приоритетное направление.

     Не случайно
основной целью образования в соответствии с «Концепцией развития образования
Республики Казахстан до 2015 года» становится не простая совокупность знаний,
умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная
компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно
использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в
быстро изменяющемся мире.

     Учитель как субъект педагогического процесса
является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые
требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические
ценности, что в свою очередь высвечивает одну из основных проблем в работе по
повышению профмастерства педагогов – формирование исследовательской культуры.

     Сегодня учитель
поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками
выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта
согласно новой парадигме и методологии образования, способный концептуально
осмысливать собственную образовательную деятельность.

     Лишь с таким
педагогом можно говорить о качественном образовании, т.к. качество образования
– это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

     Сегодня
существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у
учителя.

Известный
ученый-педагог, кандидат педагогических наук Владимир Михайлович Лизинский
убежден, что учителя не загонишь в формулу «знания-умения-навыки», и нет
инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые
моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в
труде учителя и озарения, которые возникают из ничего и ниоткуда, а
подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с
самим собой.

С другой стороны В.И.
Лизинский считает, что у учителя должно быть досье успехов, в котором
отражается «все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в
жизни учителя». Таким «досье успехов» может стать «Портфель учителя»

Портфель учителя – это способ фиксирования, накопления и
оценки творческих достижений учителя, это комплект документов, регламентирующих
его деятельность, формирующих рефлексию его собственной деятельности.

Порт фолио  в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка
специалиста».

Портфель позволяет
учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности:
учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

Основная цель
портфеля –
оценивание работы
учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание
творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию
навыков рефлексии (самооценки).

28.09.2022

Цифровой портфель педагога

Беженарь Виктория Андреевна

В условиях модернизации российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием результатов деятельности школьников. В последнее время всё настойчивее в педагогическом сообществе идут разговоры об использовании портфолио для учителей не только профильной, но и общеобразовательной школы.

В этой статье я расскажу о том, как составить полноценное портфолио учителя и сделать сайт учителя. Вы узнаете, какова структура портфолио педагога и какие виды электронного портфолио бывают. Мы также рассмотрим основные ошибки, допускаемые при оформлении портфолио.

Оценить




187

Содержимое разработки

Цифровой портфель достижений учителя

В условиях модернизации российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием результатов деятельности школьников. В последнее время всё настойчивее в педагогическом сообществе идут разговоры об использовании портфолио для учителей не только профильной, но и общеобразовательной школы.

В этой статье я расскажу о том, как составить полноценное портфолио учителя и сделать сайт учителя. Вы узнаете, какова структура портфолио педагога и какие виды электронного портфолио бывают. Мы также рассмотрим основные ошибки, допускаемые при оформлении портфолио.

В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами». Но что такое портфолио учителя на самом деле? Есть множество определений, предлагаю вам своё…

Портфолио – это инструмент мониторинга профессиональных достижений. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы, отражающие достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт за определенный отрезок времени (в течение всего аттестационного периода, от аттестации до аттестации).

Электронное портфолио педагога – это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Основная цель портфолио заключается в том, чтобы проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности – обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

– повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;

– своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

При прохождении аттестации учитель представляет портфолио как документацию преподавательской деятельности и анализ накопленного опыта. Главная цель создания портфолио в позитивной рефлексии. Создание портфолио в виде презентации с помощью мастера презентации (Microsoft Power Point), несомненно, требует от учителя не только творческого подхода, но и определённых умений и знаний по его созданию. Структура портфолио сложна для линейного расположения информации, поэтому я считаю наиболее удобным форматом веб-публикацию, позволяющую разместить большой объем материала, обеспечить оперативный доступ через систему гиперссылок и навигацию к любому фрагменту портфолио, редактировать материал, демонстрировать работы в наглядном виде за счет использования различных способов подачи информации (текст, аудио, видео, графика). Все подтверждающие документы, сертификаты, дипломы, творческие работы можно открыть, перейдя по гиперссылке на любой странице публикации. Представляя портфолио, можно легко и быстро акцентировать внимание на ключевых моментах работы. Эффективно, эффектно, современно, грамотно…

Требования к оформлению портфолио и принцип работы:

– Системность и регулятивность самомониторинга.

– Достоверность.

– Объективность.

– Нацеленность автора на самосовершенствование.

– Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

– Аккуратность и эстетичность оформления.

– Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.

– Наглядность результатов работы.

– Технологичность.

Для удобства восприятия и оценивания работы, целесообразнее иметь единство основных структурных разделов портфолио:

1. «Общие сведения об учителе».

Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях:

– фамилия, имя, отчество, год рождения;

– образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

– трудовой и педагогический стаж работы в данном ОУ;

– повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

– копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

– наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

– дипломы различных конкурсов;

– другие документы по усмотрению.

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

2. «Научно-методическая деятельность».

В этот раздел помещаются:

– методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, в частности: образовательные программы и описания комплектов учебно- методической литературы, описания используемых образовательных технологий;

– информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах и т.п.).

3. «Результаты педагогической деятельности».

В этот раздел помещаются:

– материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;

– сравнительный анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах;

– результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие среди учеников медалистов;

– данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

4. «Обобщение опыта»:

– участие в методических и предметных неделях;

– организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.п.;

– проведение научно-исследовательских работ;

– разработка авторских программ, научно-методических материалов; публикации учителя).

5. «Внеурочная деятельность по предмету».

Раздел содержит документы:

– список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

– список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

– сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);

– программы работы кружков и факультативов;

– другие документы.

6. «Работа в качестве классного руководителя»:

– анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;

– информация об участии учащихся класса в школьных мероприятиях, социальных проектах, творческих объединениях, акциях района, города и т.д.;

– сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;

– информация о правонарушениях;

– сведения о работе с родителями;

– другие документы.

7. Учебно-материальная база.

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):

– список словарей и другой справочной литературы по предмету;

– список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);

– наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);

– наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);

– аудио- и видеопособия;

– наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;

– измерители качества обученности учащихся;

– другие документы по желанию учителя.

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. “Портфель” обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки.

Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.

Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио, неопубликованное в интернете в виде сайта учителя, можно считать несостоявшимся. Сотни людей не смогут увидеть Ваш сайт-портфолио, не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио. Портфолио, лежащий в папке на компьютере, не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходима!

Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это должна быть краткая выжимка на нескольких листах, содержащая в себе основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.

Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио выделяют несколько видов портфолио:

Портфолио достижений – в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы, подтверждающие успехи вашей деятельности.

Портфолио презентационный – необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.

Портфолио тематический – в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.

Портфолио комплексный – объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.

Приступая к созданию «Портфолило» необходимо создать папку, назвав ее «портфолио». Затем в этой папке создать несколько папок, назвав их по разделам, систематизируя весь накопленный материал педагога:

– Общие сведения об учителе;

– Результаты педагогической деятельности;

– Научно-методическая деятельность;

– Обобщение опыта;

– Внеурочная деятельность по предмету;

– Работа в качестве классного руководителя;

– Учебно-материальная база.

На первой странице данного портфолио указаны фамилия, имя и отчество учителя, его должность, категория. Затем следующая страница содержит содержание портфолио. В разделе “Общие сведения об учителе” указывается образование (вуз), квалификация, общий стаж работы и стаж работы по специальности, время заполнения портфолио; помещается уменьшенная копия страницы диплома об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации; копии документов о прохождении курсовых переподготовок, награды, участие в различных конкурсах.

Для описания результатов обучающей деятельности учителю нужно иметь соответствующие данные за несколько лет, которые можно получить при систематическом анализе за четверть, полугодие и год. Указываем здесь уровень обученности, % качества и средний балл в динамике. Учителю следует также фиксировать результаты итоговой аттестации и контрольных срезов, собирать данные о медалистах и выпускниках, продолжающих своё образование (количество поступивших в вузы в % от числа обучавшихся). Сюда же можно поместить результаты контрольных срезов. Желательно иметь данные об успешной учёбе выпускников в вузах, об их участии там в конкурсах и олимпиадах по данному предмету. К результатам внеурочной деятельности учителя по предмету могут быть отнесены их достижения в мероприятиях всех уровней: школьном, муниципальном, региональном и федеральном. Желательно указать результаты внешней диагностики, если таковые имеются, например, результаты компьютерного и бланкового тестирования, олимпиад и конкурсов. В этом разделе также можно перечислить следующие продукты творческой деятельности школьников: кроссворды, праздничные открытки/ газеты, тематические газеты и т.д.

Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые компетентности, которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества. Освоение метода портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/506729-cifrovoj-portfel-pedagoga

Также вас может заинтересовать

  • Комплексное занятие во второй младшей группе
  • Организация культурно-досуговой деятельности для дошкольников в зимний период
  • Одаренные дети в детском саду
  • Изобразительная деятельность в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями (нарушениями слуха)
  • Сказка ложь, да в ней намек…или, развитие личности ребенка через сказку

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!


1


Методические рекомендации по составлению, ведению и оцениванию методического портфеля учителя ИЯ Махмурян Каринэ Степановна, зав.кафедрой ИЯ Московского института открытого образования Д.п.н., профессор


2


Портфолио педагогического работника — индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период (


3


Критерий: функционал профессиональной деятельности учителя Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 года за 593 были определены квалификационные характеристики должностей работников образования


4


Цель МП- раскрыть потенциал учителя как развивающейся профессиональной личности Задачи: С позиции учителя ИЯ: Развитие рефлексии и критического мышления; Самооценка профессионального роста; Диагностика и коррекция содержания обучения; Выявление зон трудностей для учащихся; Подготовка к аттестации. С точки зрения администрации: Мониторинг динамики развития профессионализма учителя иностранного языка; Мотивирование учителя к постоянному повышению квалификации; Повышение качества преподавания ИЯ.


5


Структура методического портфеля: 2 уровня 1.Информационная часть (Мой педагогический портрет); 2.Информационно-аналитическая часть (Моя школа); 3.Методическая часть (Моя педагогическая деятельность): а) учебно-методическая деятельность; б) научно-методическая и исследовательская* деятельность; в) организационно-методическая деятельность; г) экспертиза и диагностика; 4.Программа профессионального на ближайшее время (Мои педагогические перспективы).


6


Содержание методического портфеля: информационная часть: Информация о личности владельца методического портфеля; Копии документов об образовании; Характеристики, отзывы методистов, администрации и учителей об уроках учителя, награды; Концепция (эссе) «Мое педагогическое кредо»


7


Содержание методического портфеля: и нформационно- аналитическая часть: Анализ*/выжимка современных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школы и учителя; Анализ школьной среды; Анализ динамики результатов успеваемости учащихся; Краткая характеристика учебного плана и учебной программы; Краткая характеристика УМК


8


Содержание методического портфеля: учебно-методическая деятельность: Учебно-тематическое планирование; Развернутые планы собственных открытых уроков и их самоанализ; Дневник или журнал учителя (взаимопосещение, рефлексия); Перечень компьютерных и Интернет ресурсов, аудио, видео и др.; Описание и краткая характеристика созданных учителем учебно-методических разработок; Банк обучающих заданий и памяток для учащихся Банк учебно-методической литературы по проблемам обучения.


9


Содержание методического портфеля: Научно-методическая и исследовательская* деятельность Сообщения и доклады; Планы научного руководства проектами и рефератами учащихся; Научно-методические статьи по проблемам исследования*; Автореферат кандидатской диссертации*; Глоссарий методических терминов; Глоссарий филологических терминов.


10


Содержание методического портфеля: Организационно- методическая деятельность Планы организации и проведения классных часов; Планы заседаний методических объединений; Планы организации клубов по интересам и кружков по иностранным языкам; Планы работы с родителями; Отчеты учителя о своей деятельности за текущий год; Сценарии проведения внеклассных мероприятий по иностранным языкам.


11


Содержание методического портфеля: э кспертиза и диагностика Материалы оценивания: критерии и шкалы оценивания различных продуктов; Анализ материалов входного тестирования, промежуточного и итогового контроля; Анализ пилотирования экспериментальных программ и материалов*; Рецензии на учебники и учебные пособия, на проектные задания учащихся; Анализ типичных ошибок учащихся в разных видах речевой деятельности; Примеры оцененных работ учащихся.


12


Программа профессионального образования на ближайшее время: Повышение квалификации в области методики преподавания, лингвистики, информатизации, права (курсы); Участие в профессиональных сообществах; Самообразование.


13


Рекомендации: заведите отдельные папки для каждой части методического портфеля; -каждая папка должна содержать ряд файлов на электронных и бумажных носителях; -материалы должны быть аккуратно оформлены; -регулярно обновляйте свои материалы в папках, проставляйте даты на материалах; -материалы должны носить самостоятельный характер и отражать Ваши рефлексивные умения; -все копии документов должны быть заверены руководителем образовательного учреждения или уполномоченным лицом; -желательно получить рецензии, хотя бы на часть наиболее важных материалов.


14


Рекомендации: -откройте собственное информационное пространство и включите в него: Учебно-тематический план; Ресурсы: разноуровневые задания для учащихся, тесты, ссылки на Интернет ресурсы; памятки/инструкции по выполнению заданий, лучшие работы учащихся и т.д.; — Имейте на сайте школы свою страничку.


15


При написании эссе /концепции, необходимо определить: -противоречия, которые существуют в педагогической практике на основе анализа внешней и внутренней образовательной ситуации; -приоритетные цели и задачи Вашей педагогической деятельности, -принципы, на которых Вы строите свою работу, -гипотезу, т.е. развернутые предположения о системе условий/мер, за счет которых Вы предполагаете получить высокую эффективность своей деятельности; основные положения своей методики обучения; -предполагаемые результаты внедрения данной методики обучения.


16


Основные образовательные программы методического объединения должны содержать: пояснительную записку, конкретизирующую общие цели образования определенной ступени; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета курса; содержание учебного предмета, курса; тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательной практики (ФГОС)


17


Рабочая программа должна включать: Введение: — название программы курса; -тип программы; -адресат; -количество часов, отведенных на данный курс; -требования к уровню подготовки учащихся. 2.Пояснительную записку: — актуальность программы; -цели и задачи программы; -принципы отбора учебного материала; — структура и основное содержание курса; — ожидаемые результаты; -формы обучения и контроля. 3. Учебный план; 4. Учебно-тематический план. 5. Содержание модулей (разделов и тем). 6. Формы и содержание контроля, образцы измерителей качества обучения. 7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. 8. Краткие рекомендации и указания к преподаванию курса. 8. Список рекомендуемой литературы, включая интернет-ресурсы.


18


Рекомендации: При отборе материалов для методической части следует обратить особое внимание на то, что она позволяет определить не только Вашу методическую, но и Вашу психолого-педагогическую, коммуникативную, информационную и правовую компетентность.


19


Р екомендуется включить в тематическое планирование следующие графы: номер блока/урока; количество часов, отведенное на блок/урок; тема/ учебная ситуация; виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо; аспекты языка: фонетика, лексика, грамматика; социокультурный аспект; ожидаемые результаты; контроль; средства обучения


20


Рекомендуется включить в сценарий урока: Тема урока Цель и задачи урока Ожидаемый учебный результат Место урока в системе уроков; Ход занятия/урока; Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, «включения» учащихся в учебную деятельность; Материалы, служащие для первичного закрепления и/или применения изучаемого материала с четкой формулировкой учебной задачи и технологии обучения; Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся, в т.ч. оценочные листы и листы продвижения по заданию, для самооценки и рефлексии (проект); ИКТ ресурсы и ЭОР.


21


Оценивание/самооцениван ие методического портфеля Психолого-педагогическая компетенция (0-3 баллов); Методическая компетенция (0-3 баллов); Коммуникативная компетенция (0-3 баллов); Информационная компетенция (0-3 баллов); Правовая компетенция (0-3 баллов) Культура презентации предлагаемого письменного материала (0-2 баллов); Культура устной презентации методического портфеля (0-2 баллов).


22


Спасибо за внимание! Есть ли вопросы? Успехов!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нарушена нумерация страниц в ворде как исправить
  • Как найти красивые места в майнкрафт
  • Как найти дыры в играх
  • Как составить вордовский документ
  • Javascript как найти количество элементов