Сегодня заглянем на 7 минут в мою мастерскую и понаблюдаем за тем, как я пишу портрет императора!
Не подумайте, ничего личного у меня к нему нет, просто это был такой вот заказ, процесс работы над которым я решила записать на видео, смонтировать и поделиться с вами!
Для работы нам как обычно понадобятся:
— масляные краски;
— кисти roobloff синтетика 00; 0,1; 1.5; 2 / белка 1; 2;
— автомобильный лак moby hell или novol (2-х компонентный);
— шкурка мелкозернистая 2000, 1500;
— льняное масло;
— серебряный порошок;
— растворитель.
И, конечно же, портсигар! Его мы грунтуем серебрянкой, сушим и переносим рисунок. Живопись пишется слоями:
1-й слой — замалевок, в нем мы разбираем фигуру на локальные отношения цвета, не вдаваясь в детализацию. Покрываем высушенный слой лаком, сушим, шкурим до матового состояния
2-й, 3-й, 4-й и следующие слои — перемалевок, в нем мы начинаем работу максимально детализировать, каждый слой покрывается лаком, шкурится.
Финишный слой — бликовка, в нем ставятся только блики и нюансы!
Все, работа готова, покрываем ее финишно лаком и отдаем в полировку!
1 ноября 1894 года российский престол унаследовал Николай Александрович Романов. Ему суждено было стать последним императором в истории страны. Весь период его правления сопровождался эпохальными событиями: Ходынская катастрофа, Русско-японская война, Первая русская революция, Первая мировая война, Великая русская революция, отречение от престола. И хотя такие эпизоды до сих пор воспринимаются неоднозначно, личность Николая II всё равно остаётся знаковой и привлекает особое внимание со стороны общественности.
Этот интерес разделяли и современники самодержца. Благодаря этому у нас существует возможность познакомиться с подлинным образом знаменитого представителя династии Романовых. Сохранились фотографии царской семьи, кадры видеохроники и картины, созданные выдающимися деятелями искусства.
VATNIKSTAN представляет десять самых известных портретов императора, написанных в разные периоды его жизни.
«Детский портрет Николая II». Лауриц Туксен (1883)
Среди работ мастера конца XIX — начала XX веков можно увидеть портреты членов различных королевских семей. В России Туксен трудился как придворный художник императора Александра III. В 1883 году он написал «Детский портрет Николая II», где цесаревич изображён в пятнадцатилетнем возрасте. Сегодня этот портрет хранится в Государственном Эрмитаже.
Также датскому художнику удалось запечатлеть в своих произведениях знаменательные события жизни царской семьи в таких картинах, как: «Свадьба цесаревича Николая», «Венчание цесаревича Николая и Алисы Гессенской», «Коронация императора Николая II».
«Парадный портрет Николая II». Илья Репин (1895)
В 1895 году Министерство Императорского двора поручило Илье Ефимовичу Репину изготовить парадный портрет Николая II для зала заседаний Государственного совета. В письме общественному деятелю А.В. Жиркевичу о своей работе над портретом художник так рассказывал о своей работе:
«Государя портрет я кончил, было всего семь сеансов. Много раз откладывали, он был не совсем здоров — инфлюенция (всё проклятая и их не щадит). Государь позировал плохо, все находят мой портрет похожим и не бранят».
До 1917 года картина висела в круглом зале-ротонде Мариинского дворца. Последний российский император изображён на парадном портрете в форме полковника 1‑й батареи гвардейской конной артиллерии — с лентой Ордена Святого апостола Андрея Первозванного.
Интересно, что этот портрет можно увидеть и на другой картине Репина — «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Император Николай II, ведущий заседание, изображён на фоне собственного портрета. Над этим полотном художник трудился около трёх лет.
В послереволюционный период «Парадный портрет Николая II» хранился в частных коллекциях и долгое время считался утраченным. Однако в 2002 году портрет был выкуплен АК «АЛРОСА» (российская группа алмазодобывающих компаний) для передачи в дар Государственному Эрмитажу в честь 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга.
«Церемониальный портрет Николая II». Илья Галкин (1895–1896)
В 2013 году российские реставраторы в процессе работы столкнулись с необычной картиной, которая долгое время находилась в актовом зале петербургской школы № 206. На одной стороне полотна под слоем водорастворимой краски был спрятан церемониальный портрет Николая II, а на другой красовался образ вождя революции.
Искусствоведы выяснили, что художник Владислав Измайлович, портретист Ленина, таким образом попытался сохранить для потомков подлинное изображение последнего императора. Ведь в период расцвета новой власти царские портреты, как правило, подвергались уничтожению.
Было установлено и авторство удивительного произведения. Церемониальный портрет принадлежит кисти Ильи Галкина, который в 1898 году написал ещё один портрет Николая Александровича.
«Николай II в форме шотландского драгунского полка» Валентин Серов (1900)
В 1894 году королева Великобритании Виктория назначила русского императора почётным шефом королевского драгунского полка. Этот жест историки называют свадебным подарком: Николай II женился на внучке королевы Виктории.
На портрете последний Романов изображён в британском парадном кавалерийском мундире. Военнослужащие полка (сейчас он называется Королевским полком Шотландских Гвардейских драгун) до сих пор чтят память русского императора. Его облик бережно хранится в Музее Королевского шотландского драгунского гвардейского полка Великобритании.
«Портрет императора Николая II». Валентин Серов (1900)
Создание этого портрета оказалось затруднительным для художника. В рабочий процесс постоянно вмешивалась супруга императора. В какой-то момент Серов предложил Александре Фёдоровне самостоятельно закончить портрет и отказался от дальнейшего сотрудничества с императорским домом.
Однако незавершённость картины не делает её безынтересной. Так, русский живописец Константин Коровин утверждал, что именно этот портрет наилучшим образом передаёт мягкость и интеллигентность Николая II. Сегодня картину можно увидеть в стенах Третьяковской галереи.
«Портрет императора Николая II». Эрнст Липгарт (1900)
Русский художник и декоратор Эрнст Карлович Липгарт работал по заказам императорской и великокняжеских фамилий. В 1900 году по очередному запросу царской семьи был написан «Портрет императора Николая II». На мундире Николая Александровича видны звезда Ордена Святого апостола Андрея Первозванного, знак к Ордену Святого Владимира 4‑й степени, Орден Даннеброг, Орден Спасителя и другие награды.
«Портрет Николая II». Николай Шабунин (1902−1903)
Художник Николай Авенирович Шабунин, как и его портрет Николая II, малоизвестны. Уже долгое время картина находится в частном собрании, сохраняя тайну своего создания.
«Император Николай II с Орденом Святого Владимира» Генрих Манизер (1905)
Художник Генрих Манизер написал портрет Николая Александровича в сложный для Российской империи исторический период. Исход русско-японской войны уже становился очевидным из-за ряда неудачных сражений.
Император изображён со знаком к Ордену Святого Владимира 4‑й степени, которым Николай II был награждён в 1890 году за выслугу лет. Государь гордился этой наградой, так как она была получена им за личные заслуги, а не по праву рождения в династии Романовых. Орден Святого Владимира 4‑й степени вручался гражданским или военным чинам не ниже седьмого класса (надворный советник, подполковник, капитан второго ранга).
«Император Николай II». Александр Маковский (1907)
Известному русскому художнику Александру Маковскому удалось запечатлеть самодержца в форме Его Императорского Величества Лейб-Гвардии Гусарского полка. Шефом этого полка Николай II был торжественно назначен осенью 1894 года. Масти лошадей различались по эскадронам: на картине император изображён на лошади 4‑го эскадрона. Во время Первой мировой войны полк сражался на Северо-Западном фронте, участвовал в Восточно-Прусской, Лодзинской и Сейнской операциях.
Военачальник Евгений Миллер, однополчанин императора по Лейб-гвардии Гусарскому Его Величества полку о службе Николая II вспоминал:
«Входя в жизнь и быт солдат вверенной ему роты или эскадрона, наблюдая и изучая солдатскую психологию, взаимоотношения офицеров и солдат, Наследник вынес из своего пребывания в войсковых частях не только глубокую, искреннюю любовь к военной среде, к армии, но совершенно определённые взгляды на духовную сторону жизни в казарме. Мечтой Наследника была возможность командовать полком. Он желал привести в жизнь свои взгляды на офицера и солдата, на их взаимоотношения, на отношение к службе и собственным примером увлечь офицеров на путь ещё большего приближения к солдату».
Сейчас творение кисти Александра Маковского можно увидеть в Государственном Русском музее.
«Царь Николай II». Борис Кустодиев (1915)
В Государственном Русском музее находится один из последних портретов Николая II. Работа была выполнена в Царском Селе, однако фоном на полотне изображён вид Московского Кремля. Таким способом Борис Кустодиев обозначил парадный характер портрета.
Художник вспоминал:
«Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления — может быть, у них теперь это в моде „обласкивать“, как раньше „облаивали“. Много беседовали — конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше — но просветить мне его не удалось — безнадёжен, увы…»
Искусствоведы отмечают, что портрет отличается ощущением неестественности, «ряжености» образа царя.
Деятельность последнего самодержца Российской империи и в настоящее время остаётся популярной темой для многих исследователей. Благодаря сохранившимся работам знаменитых и малоизвестных художников современный зритель может гораздо ближе познакомиться со знаменательными событиями, фактами и деталями из жизни императора Николая.
Читайте также «Николай II в народной молве к началу мировой войны».
Поделиться
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 76.
Обновлено 3 Февраля, 2023
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 76.
Обновлено 3 Февраля, 2023
Николай II вошёл в историю как последний русский император. Его царствование стало для России эпохой великих потрясений и реформ. На период с 1 ноября 1894 года по 2 марта 1917 года пришлись две войны: русско-японская и Первая мировая, а также две революции. Николай II отрёкся от престола и был сослан с семьёй сначала в Тобольск, а затем в Екатеринбург, где их и расстреляли.
Жизнь императора
Николай II родился 6 мая 1868 года в семье Александра Александровича, который тогда был наследником престола при императоре Александре II.
Матерью Николая II была Мария Фёдоровна, то есть Дагмара Датская, супруга Александра III. В детские годы будущего царя воспитывал генерал Данилович. Николай II имел домашнее образование на уровне гимназического курса. В 1885–1890 гг. он обучался по программе на основе юридического факультета и Академии Генерального штаба. Наследник хорошо знал иностранные языки: английский, французский, немецкий.
Среди его наставников были:
- генерал Драгомиров, военный теоретик;
- министр финансов Бунге.
- правовед и обер-прокурор Синода Победоносцев.
В молодости, в начале 1890-х годов, Николай II много путешествовал. Он посетил Грецию, Египет, Индию, Таиланд, Китай, Японию, а затем проехал по России, от Владивостока до Петербурга.
Через несколько дней после смерти отца, 14 ноября 1894 года, Николай II не только занял престол, но и вступил в брак с Гессенской принцессой и внучкой королевы Виктории Алисой. После крещения она стала Александрой Фёдоровной. В браке у них родилось пять детей: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей. Последний был болен гемофилией, что сказалось на самочувствии императрицы. Она страдала истериками и интересом к сверхъестественному, при дворе стали появляться различные целители. Одним из них был Григорий Распутин из сибирского села Покровское.
Николай II не особо стремился стать царём и мог превратиться в конституционного монарха. Он легко отрёкся от престола и отказался от должности главнокомандующего армией. В августе 1917 года, после домашнего ареста в Царском селе, его с семьёй и слугами вывезли в Тобольск, а весной 1918 года — в Екатеринбург, где их расстреляли в ночь с 16 на 17 июля.
Николай II отличался внешностью от своего высокорослого и крупного отца. Внешне он имел сходство с королём Англии Георгом V из Виндзорской династии. Они были двоюродными братьями. Матерью Георга была датская принцесса Александра, сестра Марии Фёдоровны, тоже дочь короля Кристиана IX.
Внутренняя и внешняя политика
Крупными событиями начала царствования Николая II стали: строительство Транссибирской магистрали, всеобщая перепись населения и денежная реформа Витте. В России шёл быстрый рост экономики, возникали тресты и синдикаты, но всё это сопровождалось ростом забастовочного движения, которое достигло пика в ходе революции 1905–1907 годов. Её итогом стало появление в Российской империи демократических прав и свобод, а также Государственной Думы.
За революцией последовала реформаторская деятельность Столыпина. Она была связана с разрушением крестьянской общины, развитием частной собственности на землю и переселением части земледельцев в Сибирь.
Исторический портрет Николая 2 можно по плану представить в таблице.
Пункт плана |
Краткое содержание |
Личность монарха |
Родился в семье Александра III при жизни императора Александра II, имел хорошее образование, был верующим человеком, увлекался охотой и фотографией, в молодости много путешествовал |
Семья |
Жена — Александра Фёдоровна из Гессена, пять детей, родственные связи с Великобританией, Германией и Данией |
Внутренняя политика |
Строительство Транссибирской магистрали и других железных дорог, быстрый рост экономики, реформаторская деятельность Витте и Столыпина, Первая русская революция 1905–1907 гг. и Февральская революция 1917 года |
Внешняя политика |
|
Внешняя политика Николая II была не особо успешной. В начале царствования он взял курс на расширение сферы влияния в северо-восточном Китае, что в итоге привело к войне с Японией в 1904–1905 годах. Россия проиграла её и на суше и на море. Далее был взят курс на военное сотрудничество с Францией и Великобританией против Германии. В ходе Первой мировой войны царская армия добилась успехов в Закавказье, но оставила в 1915 году польские губернии, Литву, часть Латвии, Беларуси и Волыни.
Что мы узнали?
Кратко царствование Николая II изучают в школьном курсе истории в 9 классе. В докладе на эту тему стоит привести историческую характеристику последнего императора России: упомянуть, что на его правление пришлись две войны и две революции, реформы Витте и Столыпина, строительство железных дорог, рост экономики.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 76.
А какая ваша оценка?
Государственное бюджетное
образовательное учреждение
профессиональная
образовательная организация
«Магнитогорский
технологический колледж имени В. П. Омельченко»
Составление и оформление исторического
портрета
Методические рекомендации по
выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы для
студентов, обучающихся по профессиям и
специальностям среднего
профессионального образования
Разработчик: Чуриков А. В., канд. ист.
наук,
преподаватель истории ГБОУ
ПОО МТК
Магнитогорск, 2017
Автор-составитель: |
Чуриков А. В., канд. ист. наук, |
Рецензент: |
Иванов А. Г., канд. ист. наук, доцент |
Чуриков А. В.
Составление и
оформление исторического портрета: методические рекомендации по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы для студентов, обучающихся по профессиям и
специальностям среднего профессионального образования. – Магнитогорск: ГБОУ ПОО
МТК, 2015. – 24 с.
Магнитогорск, 2017
© МТК
Содержание
Введение |
4 |
1. Виды и особенности исторических портретов |
5 |
1.1. Алгоритм работы над историческим |
− |
1.2. Типы исторических портретов |
6 |
1.3. Структура исторического портрета по |
7 |
2. Оформление исторического портрета |
8 |
2.1. Композиция исторического портрета |
− |
2.2. Художественное оформление результатов |
12 |
3. Критерии оценки исторического портрета |
16 |
Список литературы |
18 |
Приложения |
19 |
Введение
В структуру
контрольно-проверочных процедур по истории в последнее время активно внедряются
разнообразные формы самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Это
позволяет в условиях крайне сжатого, компактного учебного процесса произвести
ознакомление студентов с темами, не включенными в структуру рабочей программы
учебной дисциплины. Одной из форм данной работы является анализ деятельности
исторических персоналий – руководителей государств, полководцев, деятелей
культуры и науки – исторический портрет.
В условиях
среднего профессионального образования, где ориентированность на практику
выступает основным компонентом обучения, исторический портрет служит важным
инструментом формирования навыков самостоятельной внеаудиторной работы. Вместе
с тем анализ деятельности исторического персонажа служит ключевым элементом
промежуточной аттестации. Студенты колледжа дважды выполняют это задание,
получая допуск к дифференцированному зачету, в первом семестре объектом
исторической характеристики выступает зарубежный политический или общественный
деятель, во втором семестре один из исторических персонажей Российского государства.
Данные
методические рекомендации призваны оказать помощь студентам первого курса,
обучающимся по программам среднего профессионального образования, а также
преподавателям общественных дисциплин, использующих в своей работе
разнообразные формы внеаудиторной самостоятельной работы.
1.
Виды и особенности исторических портретов
Одной из
непременных составляющих современного образовательного процесса в среднем профессиональном
образовании является промежуточная аттестация, позволяющая максимально полно
отследить уровень подготовки специалиста. В условиях крайне компактного
процесса обучения организовать промежуточную аттестацию по предметам
гуманитарного цикла порой представляется довольно сложным. Для организации
промежуточного контроля преподавателями Магнитогорского технологического
колледжа была внедрена в педагогический процесс технология подготовки исторического
портрета.
Исторический
портрет – это задание сравнительно новое, впервые подобные письменные работы
появились в 2012 г. в структуре единого государственного экзамена по истории.
Однако историческое сочинение в структуре КИМ единого государственного экзамена
– это сжатая характеристика представленного на выбор одного из четырех
исторических деятелей. В нашем же случае исторический портрет – это
полномасштабное задание, располагающееся между эссе и рефератом. Исторический
портрет – это задание, предоставляющее выбор в характеристике того или
иного общественного деятеля. Технология подготовки исторического портрета
предусматривает глубокое погружение в изучаемую тему и привлечение максимально
доступного количества источников (включая интернет-ресурсы).
1.1. Алгоритм работы над историческим
портретом
Исторический
портрет является компактной формой самостоятельной исследовательской работы. Ведущая
роль в составлении исторического портрета принадлежит студенту, преподаватель в
данном случае выполняет лишь роль консультанта. Как и всякое исследование,
работа над историческим портретом включает в себя ряд последовательных этапов:
1) выбор исторического
персонажа для последующего анализа его биографии и направлений деятельности;
2) подбор и
изучение необходимых источников (в том числе и интернет-ресурсов), способных раскрыть
суть изучаемой проблемы;
3) составление
развернутого плана характеристики исторического персонажа и его последующее
заполнение найденной информацией;
4) подведение
итогов работы и написание заключения.
Исторический
портрет – законченное автономное исследование, предусматривающее логическую
связь между разными элементами работы. Вместе с тем структура задания позволяет
вносить определенное разнообразие в его содержание. Применительно разных типов
исторических портретов существует определенный алгоритм характеристики того или
иного исторического персонажа (политик, полководец, деятель культуры или науки,
общественный деятель). Каждый из типов имеет своеобразие. Общим для разных
видов исторических портретов являются сходная структура оформления, состоящая
из трех блоков: биографические данные, основные направления деятельности, результаты.
Ниже представлены типы и варианты оформления исторических портретов, которые
одновременно являются кратким планом, придерживаться которого необходимо
при подготовке письменной работы.
1.2. Типы
исторических портретов:
1) исторический
портрет политического деятеля (характеристика правителя, руководителя народных движений,
фаворита или регента);
2) исторический
портрет общественного деятеля (характеристика деятельности реформаторов,
религиозных иерархов, руководителей партий и других общественных движений).
3) исторический
портрет завоевателя или полководца (характеристика деятельности крупного
завоевателя древности или руководителя современных военных операций или военных
кампаний);
3) исторический
портрет деятеля культуры или науки (характеристика деятельности крупного
музыканта, живописца, ученого, изобретателя);
1.3. Структура исторического
портрета по типам
Тип портрета |
Требования к составлению |
1) Политический деятель |
1) биография, титул, положение 2) основные направления 3) результаты деятельности: итоги |
2) Военачальник |
1) биография, военное звание, 2) военные заслуги полководца: участие 3) результаты и значение |
3) Деятель культуры или науки |
1) биография, особенности эпохи: 2) творческие или научные достижения 3) место в российской и мировой |
4) Общественный деятель |
1) биография, звание, сфера или 2) основные направления деятельности 3) результаты: завершенность реформ |
2.
Оформление исторического портрета
2.1. Композиция
исторического портрета
Структура любой
исследовательской работы (в том числе и исторического портрета) включает содержание,
введение, основную часть, заключение список использованной литературы и
приложения. Рассмотрим кратко содержание и основное назначение перечисленных
разделов.
1) Содержание исторического
портрета представляет собой краткий план, благодаря которому автору легко
структурировать и располагать материал. В качестве примера предлагаем
рассмотреть оглавление из работы, посвященной деятельности императора
Александра II (1855-1881 гг.):
Содержание |
|
Введение 1. 2. 3. Заключение Список литературы Приложения |
2 3 7 17 18 19 20 |
2) Введение
имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса или с его
историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями
принципиального или технического характера, которые препятствуют достижению
цели работы. В структуре введения:
− обосновывается актуальность
выбранной темы (описывается значимость того или иного исторического деятеля для
современности);
− формулируется
цель и задачи исторического портрета;
− указывается,
какие были использованы источники, производится их краткое описание по рубрикам;
− описываются
применяемые методы исследования, структура.
Традиционно при
оформлении введения значительные затруднения у студентов вызывают вопросы,
связанные с описанием источников информации, методов и методологии
исследования. Предлагаем раскрыть их более подробно.
В качестве
примера, предлагаем рассмотреть образец оформления введения из работы,
посвященной императору Александру II.
Актуальность. В процессе поэтапного реформирования Российского государства наши
политические лидеры вынуждены периодически оглядываться в прошлое и учитывать
опыт проведения реформ в нашей стране в прошлом. Такой опыт может быть как
позитивным, так и негативным, но он должен быть учтен. Показателен в данном
контексте опыт жизни и деятельности царя-преобразователя Александра II, своими реформами, сломавшего традиционную структуру российского
общества. «Великие реформы» второй половин XIX заложили
основу капиталистического развития страны, но и дали жизнь целому комплексу
социальных проблем.
Цель работы: изучить биографию и основные направления деятельности императора
Александра II, правившего Российской империей с 1856 по
1881 гг.
Задачи работы:
1) рассмотреть основные этапы биографии
Александра II;
2) выделить и рассмотреть направления внутренней
политики Александра II;
3) выделить и рассмотреть направления
внешней политики Александра II.
Источники.
В процессе написания исторического портрета нами использовались разнообразные
источники: биографические словари и справочники, журнальные и газетные статьи,
воспоминания и мемуары, опубликованные документальные источники и
интернет-ресурсы.
Методы. Для
достижения поставленной цели мы своей работе использовали широкий спектр
методов. Анализ и синтез, дедукция и индукция и т.д.
3) Основная
часть исторического портрета разбивается на составные элементы в
соответствии с кратким планом работы (содержанием). Материал основной части
представляет собой описание исследовательской работы. Объем текста основного содержания
не должен превышать 15 страниц. Стиль написания текста – научный (см.
приложение 3). Основная часть – это самый важный элемент исторического
портрета, предлагаем остановиться на его написании более подробно.
При подготовке
письменных работ имеется несколько методических
приемов изложения научных материалов.
Наиболее часто
используются следующие приемы:
1) строго
последовательный;
2) целостный (с
последующей обработкой каждой главы);
3) выборочный
(главы пишутся отдельно в любой последовательности).
Строго
последовательное изложение материала работы требует сравнительно много времени,
так как, пока ее автор не закончил полностью очередной раздел, он не может
переходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда
перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время
материал, почти не требующий обработки, ожидает очереди и лежит без движения.
Целостный прием
требует почти вдвое меньше времени на подготовку текста, так как сначала
пишется все произведение в черновом варианте, как бы грубыми мазками, затем
производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и
исправления.
Выборочное
изложение материалов также часто применяется авторами. По мере готовности
фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него
порядке. Выберите тот прием изложения, который считаете для себя наиболее
приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или
окончательную.
На этом этапе
работы над историческим портретом из уже накопленного текстового материала
помимо отдельных глав желательно выделить следующие композиционные элементы: а)
введение; б) выводы и заключение; в) список использованных источников; г)
приложения. Перед тем как переходить к окончательной обработке черновика
исторического портрета, полезно обсудить основные положения ее содержания со
своим преподавателем.
Работа над
окончательным вариантом исторического портрета. Этот прием целесообразно
использовать, когда черновой вариант готов. Все нужные материалы собраны,
сделаны необходимые обобщения, которые получили одобрение преподавателя. Теперь
начинается детальная шлифовка текста работы. Проверяются и критически оцениваются
каждый вывод, диаграмма, таблица, каждое предложение, каждое отдельное слово.
Автор уточняет композицию, расположение материалов и их рубрикацию. Желательно
также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих научных
положений. Здесь целесообразно посмотреть на свое произведение как бы «чужими
глазами», строго критически, требовательно без послаблений.
4) Заключение
– это неотъемлемая часть исторического портрета. В этом разделе кратко
формулируются основные результаты работы в виде утверждений, а не перечислений
всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и точными, и, как
правило, состоять из одного-трех пунктов. Выводы – это принципиальные положения
исследовательской работы, которые автор готов защищать. В качестве примера
оформления заключения можно взять отрывок из работы, посвященной императору
Александру II.
Император Александр II оказал значительное влияние на ход развития России в конце XIX в. – начале XX вв. Его реформы не только изменили
социально-экономический строй в стране, но и заложили предпосылки будущих
серьезных социальных потрясений. Деятельность императора было многосторонней,
он активно занимался внутренней и внешней политикой.
В результате работы над историческим
портретом нам удалось прийти к следующим основным выводам:
1) «великие реформы» 1860-70-х гг.
сломали структуру традиционного общества в России и направили ее в русло
капиталистического развития;
2) реформы Александра II способствовали становлению в России гражданского общества, но, в
общем, их потенциал не был полностью реализован;
3) благодаря активной деятельности
императора на балканском направлении, Росси удалось завоевать свободу для ряда
славянских народов, находившихся под гнетом Османской империи. Вместе с тем
стратегические задачи России в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. так и
не были решены;
4) в период правления Александра II к России были присоединены обширные территории в Центральной Азии.
Впервые были установлены дипломатические отношения с державами Дальнего
Востока.
5) Исторический
портрет завершается списком литературы. В этом разделе в алфавитном
порядке перечисляются все использованные литературные источники. Все источники
нумеруются в сквозном порядке. При этом в самом тексте должны быть ссылки на
них. Существуют определенные библиографические правила для описания различных
источников. При оформлении списка литературы следует руководствоваться
требованиями ГОСТа.
1. Однотомные
издания.
Любимов А. В.
Торговля и снабжение в годы Великой Отечественной войны. – М.: Экономика, 1968.
2. Многотомные
издания.
Брэм А. Э. Жизнь
животных: в 3 т. – М.: Мир, 1992. – Т 2.: Птицы
3. Статьи из
сборников
Парамонов В. Н.
Изменения в составе работников промышленности РСФСР в 1941 – 1945 гг. //
Исторические исследования: сборник научных тру-
дов. Выпуск 4. – Самара: Издательство
СамГУ, 2002.
4. Статьи из
журналов
Микоян А. И. В
Совете по эвакуации / Микоян А.// Военно-исторический журнал. – 1989. – № 3. –
С. 31-38.
В самом тесте
работы должны быть обозначены номера позиций в списке литературы, на которые
ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключают в квадратные скобки.
6) Требования
к тексту стандартны. Весь текст исторического портрета набирается на
стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210
мм, вертикаль – 297 мм), отступы со всех сторон по 2
см. Текст печатается черным шрифтом: размер шрифта – 14 кегль, формат шрифта –
Times New Roman, интервал полуторный, абзацный
отступ 1,25.
2.2. Художественное
оформление результатов работы
Художественное
оформление результатов исследовательской работы влияет на восприятие,
способствует осмыслению, определению сути вопроса. Размещение количественных
данных делается следующими способами:
− систематизация
информации в виде таблиц;
− представление
информации с помощью графических изображений (графиков, диаграмм и т.д.).
В структуре
исторического портрета могут быть использованы иллюстрации в виде фотографий,
рисунков, чертежей, схем, карт и т.п., как правило, они
располагаются в приложении.
Таблица – это средство выделения
главного, графическое изображение материала в виде сравнительных, тематических,
хронологических граф. Таблица широко используется для представления
результатов. Введение таблицы необходимо в том случае, если имеется перечень
сведений, предлагается приведение цифровых данных. Отличительной особенностью
выполнения и оформления таблицы является то, что в ней необходимо проводить
записи в строго намеченном порядке, по графам. Для таблицы обязательной
является группировка информации в виде нескольких столбцов, именуемых графами.
Для удобства зрительного восприятия и анализа сведений в таблице могут иметь
место самостоятельные заголовки, подзаголовки (см. рис. 1).
Русско-турецкая война
(1877-1878 гг.)
Основные события |
Ход войны |
май 1877 г. |
Вступление |
июль-декабрь 1877 г.. |
Оборона русскими |
декабрь 1877 г. |
Взятие русскими |
январь 1878 г. |
Вход русских войск |
февраль 1878 г. |
Подписание |
Рис.1 Образец оформления таблицы
Диаграмма – это изображение в виде
линейных отрезков или геометрических фигур (плоских и объемных), наглядно
показывающее соотношение различных величин. Оформление диаграмм, гистограмм,
картограмм связано со способом представления результатов. Диаграммы
используются для сравнения тех величин, которые не связаны между собой
непрерывной зависимостью.
Схема представляет собой
графическое изображение, которое в общих чертах отображает некоторую систему,
определяя связь отдельных частей, что показывается в виде условных изображений
или обозначений. Схема уместна в том случае, когда она является частью
иллюстративного ряда, обозначая наиболее важные вопросы. Схемы удобны, так как
они в упрощенном виде позволяют выражать основную мысль с помощью условных
элементов – стрелок, линий различной толщины, видов штриховки (см рис. 2).
Судебная система России по
реформе 1864 г.
Рис.2 Образец оформления схемы
Иллюстрации. Иллюстрировать работу
необходимо исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному
тематическому плану, который помогает избавиться от иллюстраций случайных,
связанных с второстепенными деталями текста, и предупредить неоправданные
пропуски иллюстраций к важнейшим темам.
Каждая иллюстрация
должна отвечать тексту, а текст – иллюстрации. Все иллюстрации в научной работе
должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю
работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. Каждую
иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна
соответствовать основному тексту и самой иллюстрации (см. рис. 3).
Александр II читает Манифест об отмене
крепостного права
Рис. 3 Образец оформления иллюстраций
Фотография – особенно убедительное и
достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется
тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или
явление со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих отраслях и
техники фотография – это не только иллюстрации, но и научный документ. К
фотографии в исследовании помимо чисто технических требований (четкость
изображения, качество отпечатков и т.п.) предъявляются еще требования особого
рода. Так как фотографирование здесь осуществляется как часть целого, а не как
самостоятельное произведение фотоискусства, эти требования сводятся к
определенному подчинению отдельного снимка общему замыслу работы. Общее
требование соответствия конкретизируется функцией, которую несет изображение.
3. Критерии оценки
исторического портрета
Проверка
исторического портрета осуществляется по трем критериям: К1 – описание
биографии исторического деятеля, К2 – характеристика основных направлений
деятельности, К3 – указание результатов деятельности. Максимальный балл по
критерию К1 – 2, по критерию К2 – 5, по критерию К3 – 3. Полное правильное
выполнение исторического портрета оценивается 10 баллами. Баллы переводятся в
оценки по следующей схеме: 9-10 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов –
«3».
При оценивании
исторического портрета по первому критерию (К1) учитывается, что
биография того или иного исторического деятеля должна быть представлена
максимально полно. В биографическом блоке необходимо указать основные факты в
жизни выбранного для характеристики исторического деятеля, а именно:
− год и место
рождения, национальность, влияние происхождения на дальнейшую жизнь и деятельность;
− данные о семье,
семейных отношениях, их влиянии на характер избранного персонажа;
− этапы карьеры
или путь к власти, соратники и противники исторического деятеля, их краткая характеристика;
− историческая
эпоха, в условиях которой жил и работал исторический деятель, общественные настроения,
общее влияние жизненной среды на биографию исторического деятеля.
По второму
критерию (К2) оцениваются формулировка и характеристика основных
направлений деятельности. В первую очередь следует обратить внимание на
формулировку основных направлений деятельности, которые в дальнейшем будут
характеризоваться. Эти направления могут быть сформулированы с различной
степенью детализации. Например, речь может идти как о внутренней и внешней
политике, так и о реформах государственного управления, реформах просвещения,
крестьянской реформе, дипломатии, войнах. В зависимости от того, какого
исторического деятеля выбрал студент, количество направлений деятельности,
достаточных для ее характеристики, может быть различным, но всегда не менее
двух.
Под характеристикой
основных направлений деятельности следует понимать изложение основных фактов,
связанных с каждым из направлений деятельности (этими фактами могут быть войны,
сражения, реформы, государственные документы, произведения искусства, научные
открытия и др.), использование необходимых терминов, раскрытие
причинно-следственных, пространственных, временных связей.
При оценивании
выполнения задания по третьему критерию (К3) учитываются результаты
деятельности по направлениям. Под характеристикой результатов деятельности
понимаются изложение итогов и (или) раскрытие исторического значения
направлений деятельности личности для определенной эпохи, истории страны в
целом. Студенту необходимо выделить характеристику результатов как отдельную
часть ответа.
Список литературы
1. Маслова Е. В.
Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое
пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
2. Обухов А. С.
Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа
школьников. – 2005. — № 3. – С. 18-38.
3. Огоновская И.
С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по организации и содержанию
научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся. – Екатеринбург:
Сократ, 2008. – 104 с.
4. Пазин Р. В.
История. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. 140 исторических личностей
отечественной и всеобщей истории: материалы биографий. Задание С6: историческое
сочинение: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 304 с.
5. Петряева Е.
Ю., Пластинина В. М., Содномова Л. П. Реферат и исследовательская работа:
рекомендации по написанию и представлению. – М.: Библиотека журнала «Исследовательская
работа школьников», 2008. – 48 с.
6. Плигин А. А.
Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного
образования // Исследовательская работа школьников. – 2005. — № 4. – С. 47-55.
7. Радаев В. В.
Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. –
М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 203 с.
8. Черемных Г. В.
Художественное оформление результатов исследовательской работы //
Исследовательская работа школьников. – 2005. — № 3. – С. 67-84.
9. Чернова М. Н.
ЕГЭ. История России. Исторические портреты в 2-х тт. – М.: Экзамен, 2014. –
Т1., 350 с., Т2., 270 с.
Приложение
А
Образец оформления титульного
листа
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Магнитогорский технологический колледж имени В. П. Омельченко»
Александр II (1855-1881 гг.):
исторический портрет
Выполнил: |
Иванов И. И., студент группы |
Проверил: |
Чуриков А. В., преподаватель |
Критерии
оценки результатов
письменной работы
Критерий 1 |
|
Критерий 2 |
|
Критерий 3 |
Итоговая
оценка: _____________
Магнитогорск, 2014
Приложение Б
Список исторических деятелей
России для характеристики
Приложение Г
Язык и стиль научной работы
Для написания научных текстов:
статей, докладов, выступлений, тезисов, рефератов, исследовательских работ –
используется научный стиль, для которого характерны:
1) логическая последовательность
изложения;
2) однозначность, точность
формулировок;
3) лаконизм и конкретность;
4) объективность формулировок.
Рассмотри каждую из вышеуказанных
черт.
Логичность предполагает
последовательное, непротиворечивое и аргументированное изложение содержания
исследования, что достигается:
− последовательностью развития мысли;
− правильным установлением
причинно-следственных отношений;
− указанием на противоречия.
Точность проявляется в умении
находить адекватное словесное выражение понятиям и в научной речи зависит от
правильного словоупотребления, в персую очередь терминов. Научный стиль требует
однозначности обозначения понятий, явлений, предметов.
Конкретность предполагает использование
реальных данных, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, измерений. В
отличие от художественных текстов, где применимы характеристики «больше –
меньше» и т.п., в научных работах используются количественные показатели.
Конкретность научной речи требует доказательности: цитирования, ссылок
на первоисточники, результатов исследования.
Сжатость (лаконизм) при насыщенности содержания
достигается путем строгого отбора лексики, четкой структурированности текста,
использования рубрикации.
Отличительная
черта научного стиля – преобладание существительных (их примерно в четыре раза
больше, чем глаголов). Преобладает абстрактная лексика (отглагольные
образования на –ние, -ство; отыменные – на –ость: углубление, доказательство,
погрешность). Большая часть этих слов имеет книжную стилистическую окраску
(правление, свержение, уничтожение).
Среди
прилагательных преобладают относительные (социальная активность, цивилизационный
тип, общественные реакции). «Отстранение» автора или его минимальная
«активность» как субъекта исследования с целью придать изложению более
объективный характер достигаются безличными формами глаголов (нами был разобран
метод, нетрудно понять, можно утверждать и т.п.). Употребление причастий в
полной и краткой форме также характерно для научного стиля (предложенный
способ, как уже было отмечено, атмосферные осадки насыщены крупными частицами,
концентрация веществ приближена к верхней границе и т.д.).
Подготовка
доклада
Для 10-минутного
выступления на конференции или на обычном занятии автором готовится текст
доклада объемом в 3-4 страницы машинописного текста (или немного больше, если
он написан от руки). В зависимости от регламента текст может быть уменьшен.
На введение и
выводы отводится примерно ½ листа. Очень кратко описывается методика, если она
общепринятая; на изложение оригинальной методики требуется больший объем. Так
же кратко характеризуется область исследований и обзор литературы. Список
литературы не приводится. Большее внимание уделяется изложению полученных
результатов.
Для наглядности
доклад сопровождается электронной презентацией таблиц, схем и рисунков, которые
выполняются на слайдах с соблюдением общих правил, а также (в некоторых
случаях) – объектов исследования.
Для демонстрации
в процессе доклада отбирают самые информативные и важные иллюстрации,
подтверждающие основные выводы работы. Доклад не должен быть перегружен
иллюстративным материалом: 1-2 таблицы, иллюстрирующие первичный фактический
материал, и 2-3 таблицы (или 2-3 графика), иллюстрирующие установленные
закономерности.
Особое внимание
следует уделить заголовкам иллюстраций и подписям к ним, которые должны легко
читаться. Изображение на рисунках и таблицах должно быть четким и ясно
различимыми с расстояния, определяемого размерами помещения аудитории.
График и рисунки
могут быть цветными, но цветов не должно быть более четырех, т.к. пестрота
затрудняет восприятие.
После доклада,
как правило, автору работы задают вопросы. Ответы на них позволяют уточнить и
дополнить доклад.
Старшеклассники должны приобретать навыки составления исторических портретов. Это поможет успешно сдать ЕГЭ. Кроме того, описание портрета исторической личности — отнюдь не скучное занятие. При изучении биографии правителя можно понять причину тех или иных событий, повлиявших на судьбы миллионов обычных людей.
Портрет, созданный искусным художником, мало общего имеет с фотографией. Живописец рисует человека таким, каким видит. То же самое можно сказать и об исторических портретах, которые составляют исследователи на основе различных документов, но часто под влиянием субъективного мнения. Пожалуй, более достоверной биографией является та, что состоит из предположений и версий. Ведь ни один, даже самый опытный исследователь, не может знать в точности, что чувствовал Иван Грозный, убивая своего сына, и как Иосиф Сталин относился к Гитлеру.
План исторического портрета
С чего следует начинать выполнение такого задания? Прежде всего нужно разобраться в событиях, происходящих в годы жизни личности, чей исторический портрет предстоит составить. Важно ознакомиться и с биографией. История – наука относительная, а потому одного источника недостаточно. Желательно прочитать одну-две книги. Это может быть как публицистика, так и художественная литература.
В составлении портрета исторической личности, как уже было сказано выше, важную роль играют события ранних лет. Мировоззрение формируется в детстве. Отношение родителей, окружение, образование – все это исследователи учитывают при составлении исторических портретов. Следует также перечислить характерные черты правителя, политика или полководца. Затем уже рассказать о деяниях, благодаря которым он повлиял на ход истории. Внимание стоит уделить и последним годам. То есть исторический портрет князя или царя составляется по такому плану:
- Детство, юность.
- Годы правления.
- Важные исторические события.
- Последние годы.
Ниже представлены несколько кратких исторических портретов. Приведено не только описание событий, но и интересные факты из личной жизни. Причем героями повествования выступают как правители, так и личности, о роли которых в истории исследователи спорят до сих пор.
Детство Ивана Грозного
Исторический портрет этого правителя составлять интересно и несложно. О нем написано множество книг, снято немало фильмов. У многих имя Ивана Грозного ассоциируется с жестокостью, многочисленными казнями. Но не все так просто и однозначно. Во-первых, в XVI веке смертоубийство не считалось таким уж страшным грехом, во всяком случае, если его совершал царь, власть которому дана, как тогда полагали, богом. Во-вторых, детство Ивана, будущего царя, было далеко не безрадостным.
Первые воспоминания будущего правителя связаны были с отчаянной борьбой за власть. Борьба эта велась между Шуйскими и Бельскими. Никому дела не было до царевича до тех пор, пока он не оказался у власти.
Иван рано осиротел. Рядом с ним никогда не было доброго близкого воспитателя. Вокруг с ранних лет царь видел ложь, жестокость, интриги. О переворотах и борьбе за власть можно прочитать в любом учебнике истории. Исторический портрет этого правителя составлять следует, учитывая нравы той эпохи. Однако даже для своего времени Иван Грозный был чрезмерно жесток. Сперва он наблюдал над тем, как убивали других, затем, повзрослев, и сам приобщился и к смертоубийству. Но прежде чем казнить «неверных», он тренировался на кошках и собаках. Юный государь разъезжал по московским улицам, убивая животных. Не жалел и стариков, оказавшихся на его пути. Когда окреп, принялся за своих врагов, главным из которых стал Андрей Шуйский. С тех пор к государю бояре прониклись страхом и уважением.
Первый царь
Иван Грозный – первый русский правитель, получивший царский титул. В шапке Мономаха он вышел к народу в 1547 году. Царицу выбирали долго, скрупулезно. По всей Руси разослали указы о немедленной доставке к молодому царю девиц. Одной из них суждено было стать женой Ивана IV. Тех, кто не предоставит кандидатуру на кремлевский кастинг, ожидала казнь. Впрочем, нежелающих повиноваться царскому указу оказалось мало. Каждый мечтал породниться с Рюриковичем.
Иван Грозный проявил себя как жесткий, бескомпромиссный правитель. Бывших жен имел обыкновение отправлять в монастырь. Как известно, убил своего сына. Правда, говорят об этом источники, достоверность которых подвергается большому сомнению. Так или иначе, это был великий правитель: Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал…
Набожный сатрап
При своей склонности к скорым расправам царь был человеком весьма набожным. В столице построил несколько храмов и церквей. Есть версия, что единственным человеком, способным навести страх на Ивана Грозного, стал Василий Блаженный – тот самый юродивый, разгуливавший в окрестностях Кремля в обнаженном виде и произносивший странные, непонятные речи.
Петр Первый
После скоропостижной смерти царя Федора бояре объявили новым правителем девятилетнего Петра. Имелся еще один кандидат на трон – цесаревич Иван. Однако тот был не столь живым и бойким. Выбор бояр не понравился Милославским. И снова началась яростная борьба за власть. Милославским удалось использовать в своих целях стрельцов, которые организовали знаменитый бунт, а затем, спустя годы, поплатились за это. Юного Петра отправили подальше от Москвы. На время воцарилась его сестра Софья.
Мальчику глубоко в душу запал стрелецкий бунт и гибель близких. Так же как и Иван Грозный, он, возмужав, отомстил своим обидчикам. Но прежде получил неплохое образование. С ранних лет Петр увлекался кораблестроением, проявлял удивительную тягу к знаниям. Составляя исторический портрет этого царя, следует рассказать хотя бы вкратце об основании Санкт-Петербурга. Город, построенный на человеческих костях, действительно стоил жизни тысячам простых людей.
«В моих руках Франция»
Отвлечемся от российской истории и скажем расскажем об одном из самых противоречивых французских правителей. В Петергофе есть памятник, изображающий основателя Северной столицы с младенцем на руках. Монумент находится в Нижнем парке. «В моих руках — вся Франция», – именно эту фразу, согласно преданию, произнес Петр I, взяв на руки маленького инфанта. Это произошло во время пребывания русского царя во Франции.
Людовик XV рано осиротел. Версаль, как и Кремль, был наполнен интригами. Правда, избавлялись от своих врагов французские властолюбцы более хитро, изощренно. Будущему королю повезло – других претендентов на престол не было. Однако это не значит, что инфанта окружили любовью и вниманием.
Ленивый король
Воспитанием Людовика занимался Вильруа, прослывший бездарным военачальником и оказавшийся посредственным педагогом. Главной частью образовательного процесса, по его мнению, являлось участие в торжественных церемониях. Маленький мальчик с ранних вынужден был соблюдать строгие правила поведения при придворных. Именно потому Людовик XV в дальнейшем, став полноценным правителем, избегал всяческих церемоний и предпочитал проводить время на охоте, вдали от Версальского дворца.
Его называли ленивым, бездарным королем. Людовик проявлял слабость, безволие перед своими фаворитками, тратил на них огромные деньги. Парижане тем временем умирали от голода. В юности Людовик доверил государственные дела де Флери. После смерти «серого кардинала» большую часть государственных дел решала мадам Помпадур. Однако стоит сказать, что Людовик немало сделал для развития искусств, поощряя поэтов и художников. Кроме того, он был человеком образованным и начитанным. Все же король совершил много ошибок, за которые поплатиться пришлось его внуку – Людовику XVI.
Мария-Антуанетта
Биография королевы вдохновляет режиссеров и писателей. Однако Мария-Антуанетта не привлекала бы столь пристального внимания, если б не ее трагическая смерть. Бурбоны и Габсбурги слишком долго делили власть. Во второй половине XVIII столетия они вдруг решили, что им пора найти общий язык, а для этого, согласно нравам тех времен, следовало заключить несколько брачных договоров. Что они и сделали. Дочь австрийской императрицы стала французской дофиной. Марии-Антуанетте было всего 14, когда ее выдали замуж за Людовика XVI.
Это были абсолютно непохожие друг на друга люди. Людовик предпочитал проводить время в уединении, за чтением. Мария-Антуанетта не осилила ни одной книги за свою жизнь. Королева любила развлекаться, среди ее приближенных встречались исключительно интриганы и прихлебатели. Мария Антуанетта не замечала, что Франция погрязла в нищете, и что в окрестностях Парижа все громче раздаются революционны возгласы. Ее супруг, быть может, что-то видел и понимал, но ему не хватало твердости, решительности. Оба они закончили жизнь на плахе.
Наполеон
О ранних годах великого полководца известно немного. Согласно одной версии, он
большую часть времени проводил за чтением. Согласно другой – будущий Наполеон имел прозвище «Баламут», что никак не согласуется с образом замкнутого ребенка. Французский язык корсиканец начал изучать в возрасте девяти лет. Всю свою жизнь говорил с ужасным итальянским акцентом.
Лидерские качества Наполеон проявлял уже в детстве. Конфликтовал с преподавателями, в результате чего завоевал уважение сверстников. Был дерзок, решителен, честолюбив. В это легко поверить. Только чрезвычайно честолюбивому и самоуверенному полководцу пришла бы в голову идея заполучить ключи от Кремля в дни суровых зимних морозов.
Григорий Распутин
Среди ярких исторических фигур встречаются не только правители или политические деятели. Одна из самых загадочных личностей XX столетия – Григорий Распутин. О нем распространено столько слухов, что даже историкам сегодня сложно определить, где правда, а где вымысел. Простой деревенский мужик, промышлявший в юности конокрадством, каким-то образом стал близким другом семьи Романовых. Быть может, он действительно обладал даром целителя и смог облегчить страдания цесаревича. Все же часто историки изображают Распутина человеком, имевшим косвенное отношение к гибели царской семьи.