Как составить портрет императора

Сегодня заглянем на 7 минут в мою мастерскую и понаблюдаем за тем, как я пишу портрет императора!

Не подумайте, ничего личного у меня к нему нет, просто это был такой вот заказ, процесс работы над которым я решила записать на видео, смонтировать и поделиться с вами!

Для работы нам как обычно понадобятся:

— масляные краски;

— кисти roobloff синтетика 00; 0,1; 1.5; 2 / белка 1; 2;

— автомобильный лак moby hell или novol (2-х компонентный);

— шкурка мелкозернистая 2000, 1500;

— льняное масло;

— серебряный порошок;

— растворитель.

И, конечно же, портсигар! Его мы грунтуем серебрянкой, сушим и переносим рисунок. Живопись пишется слоями:

1-й слой — замалевок, в нем мы разбираем фигуру на локальные отношения цвета, не вдаваясь в детализацию. Покрываем высушенный слой лаком, сушим, шкурим до матового состояния

2-й, 3-й, 4-й и следующие слои — перемалевок, в нем мы начинаем работу максимально детализировать, каждый слой покрывается лаком, шкурится.

Финишный слой — бликовка, в нем ставятся только блики и нюансы!

Все, работа готова, покрываем ее финишно лаком и отдаем в полировку!

1 нояб­ря 1894 года рос­сий­ский пре­стол уна­сле­до­вал Нико­лай Алек­сан­дро­вич Рома­нов. Ему суж­де­но было стать послед­ним импе­ра­то­ром в исто­рии стра­ны. Весь пери­од его прав­ле­ния сопро­вож­дал­ся эпо­халь­ны­ми собы­ти­я­ми: Ходын­ская ката­стро­фа, Рус­ско-япон­ская вой­на, Пер­вая рус­ская рево­лю­ция, Пер­вая миро­вая вой­на, Вели­кая рус­ская рево­лю­ция, отре­че­ние от пре­сто­ла. И хотя такие эпи­зо­ды до сих пор вос­при­ни­ма­ют­ся неод­но­знач­но, лич­ность Нико­лая II всё рав­но оста­ёт­ся зна­ко­вой и при­вле­ка­ет осо­бое вни­ма­ние со сто­ро­ны общественности.

Этот инте­рес раз­де­ля­ли и совре­мен­ни­ки само­держ­ца. Бла­го­да­ря это­му у нас суще­ству­ет воз­мож­ность позна­ко­мить­ся с под­лин­ным обра­зом зна­ме­ни­то­го пред­ста­ви­те­ля дина­стии Рома­но­вых. Сохра­ни­лись фото­гра­фии цар­ской семьи, кад­ры видео­хро­ни­ки и кар­ти­ны, создан­ные выда­ю­щи­ми­ся дея­те­ля­ми искусства.

VATNIKSTAN пред­став­ля­ет десять самых извест­ных порт­ре­тов импе­ра­то­ра, напи­сан­ных в раз­ные пери­о­ды его жизни.


«Детский портрет Николая II». Лауриц Туксен (1883)

Сре­ди работ масте­ра кон­ца XIX — нача­ла XX веков мож­но уви­деть порт­ре­ты чле­нов раз­лич­ных коро­лев­ских семей. В Рос­сии Тук­сен тру­дил­ся как при­двор­ный худож­ник импе­ра­то­ра Алек­сандра III. В 1883 году он напи­сал «Дет­ский порт­рет Нико­лая II», где цеса­ре­вич изоб­ра­жён в пят­на­дца­ти­лет­нем воз­расте. Сего­дня этот порт­рет хра­нит­ся в Госу­дар­ствен­ном Эрмитаже.

Так­же дат­ско­му худож­ни­ку уда­лось запе­чат­леть в сво­их про­из­ве­де­ни­ях зна­ме­на­тель­ные собы­тия жиз­ни цар­ской семьи в таких кар­ти­нах, как: «Сва­дьба цеса­ре­ви­ча Нико­лая», «Вен­ча­ние цеса­ре­ви­ча Нико­лая и Али­сы Гес­сен­ской», «Коро­на­ция импе­ра­то­ра Нико­лая II».

«Коро­на­ция импе­ра­то­ра Нико­лая II», Лау­риц Туксен

«Парадный портрет Николая II». Илья Репин (1895)

В 1895 году Мини­стер­ство Импе­ра­тор­ско­го дво­ра пору­чи­ло Илье Ефи­мо­ви­чу Репи­ну изго­то­вить парад­ный порт­рет Нико­лая II для зала засе­да­ний Госу­дар­ствен­но­го сове­та. В пись­ме обще­ствен­но­му дея­те­лю А.В. Жир­ке­ви­чу о сво­ей рабо­те над порт­ре­том худож­ник так рас­ска­зы­вал о сво­ей работе:

«Госу­да­ря порт­рет я кон­чил, было все­го семь сеан­сов. Мно­го раз откла­ды­ва­ли, он был не совсем здо­ров — инфлю­ен­ция (всё про­кля­тая и их не щадит). Госу­дарь пози­ро­вал пло­хо, все нахо­дят мой порт­рет похо­жим и не бранят».

До 1917 года кар­ти­на висе­ла в круг­лом зале-ротон­де Мари­ин­ско­го двор­ца. Послед­ний рос­сий­ский импе­ра­тор изоб­ра­жён на парад­ном порт­ре­те в фор­ме пол­ков­ни­ка 1‑й бата­реи гвар­дей­ской кон­ной артил­ле­рии — с лен­той Орде­на Свя­то­го апо­сто­ла Андрея Первозванного.

Инте­рес­но, что этот порт­рет мож­но уви­деть и на дру­гой кар­тине Репи­на — «Тор­же­ствен­ное засе­да­ние Госу­дар­ствен­но­го сове­та 7 мая 1901 года в день сто­лет­не­го юби­лея со дня его учре­жде­ния». Импе­ра­тор Нико­лай II, веду­щий засе­да­ние, изоб­ра­жён на фоне соб­ствен­но­го порт­ре­та. Над этим полот­ном худож­ник тру­дил­ся око­ло трёх лет.

«Тор­же­ствен­ное засе­да­ние Госу­дар­ствен­но­го сове­та 7 мая 1901 года в день сто­лет­не­го юби­лея со дня его учре­жде­ния». И.Е. Репин

В после­ре­во­лю­ци­он­ный пери­од «Парад­ный порт­рет Нико­лая II» хра­нил­ся в част­ных кол­лек­ци­ях и дол­гое вре­мя счи­тал­ся утра­чен­ным. Одна­ко в 2002 году порт­рет был выкуп­лен АК «АЛРОСА» (рос­сий­ская груп­па алма­зо­до­бы­ва­ю­щих ком­па­ний) для пере­да­чи в дар Госу­дар­ствен­но­му Эрми­та­жу в честь 300-лет­не­го юби­лея Санкт-Петербурга.


«Церемониальный портрет Николая II». Илья Галкин (1895–1896)

В 2013 году рос­сий­ские рестав­ра­то­ры в про­цес­се рабо­ты столк­ну­лись с необыч­ной кар­ти­ной, кото­рая дол­гое вре­мя нахо­ди­лась в акто­вом зале петер­бург­ской шко­лы № 206. На одной сто­роне полот­на под сло­ем водо­рас­тво­ри­мой крас­ки был спря­тан цере­мо­ни­аль­ный порт­рет Нико­лая II, а на дру­гой кра­со­вал­ся образ вождя революции.
Искус­ство­ве­ды выяс­ни­ли, что худож­ник Вла­ди­слав Измай­ло­вич, порт­ре­тист Лени­на, таким обра­зом попы­тал­ся сохра­нить для потом­ков под­лин­ное изоб­ра­же­ние послед­не­го импе­ра­то­ра. Ведь в пери­од рас­цве­та новой вла­сти цар­ские порт­ре­ты, как пра­ви­ло, под­вер­га­лись уничтожению.

Было уста­нов­ле­но и автор­ство уди­ви­тель­но­го про­из­ве­де­ния. Цере­мо­ни­аль­ный порт­рет при­над­ле­жит кисти Ильи Гал­ки­на, кото­рый в 1898 году напи­сал ещё один порт­рет Нико­лая Александровича.

«Нико­лай II». И.С. Галкин

«Николай II в форме шотландского драгунского полка» Валентин Серов (1900)

В 1894 году коро­ле­ва Вели­ко­бри­та­нии Вик­то­рия назна­чи­ла рус­ско­го импе­ра­то­ра почёт­ным шефом коро­лев­ско­го дра­гун­ско­го пол­ка. Этот жест исто­ри­ки назы­ва­ют сва­деб­ным подар­ком: Нико­лай II женил­ся на внуч­ке коро­ле­вы Виктории.

На порт­ре­те послед­ний Рома­нов изоб­ра­жён в бри­тан­ском парад­ном кава­ле­рий­ском мун­ди­ре. Воен­но­слу­жа­щие пол­ка (сей­час он назы­ва­ет­ся Коро­лев­ским пол­ком Шот­ланд­ских Гвар­дей­ских дра­гун) до сих пор чтят память рус­ско­го импе­ра­то­ра. Его облик береж­но хра­нит­ся в Музее Коро­лев­ско­го шот­ланд­ско­го дра­гун­ско­го гвар­дей­ско­го пол­ка Великобритании.


«Портрет императора Николая II». Валентин Серов (1900)

Созда­ние это­го порт­ре­та ока­за­лось затруд­ни­тель­ным для худож­ни­ка. В рабо­чий про­цесс посто­ян­но вме­ши­ва­лась супру­га импе­ра­то­ра. В какой-то момент Серов пред­ло­жил Алек­сан­дре Фёдо­ровне само­сто­я­тель­но закон­чить порт­рет и отка­зал­ся от даль­ней­ше­го сотруд­ни­че­ства с импе­ра­тор­ским домом.

Одна­ко неза­вер­шён­ность кар­ти­ны не дела­ет её безын­те­рес­ной. Так, рус­ский живо­пи­сец Кон­стан­тин Коро­вин утвер­ждал, что имен­но этот порт­рет наи­луч­шим обра­зом пере­да­ёт мяг­кость и интел­ли­гент­ность Нико­лая II. Сего­дня кар­ти­ну мож­но уви­деть в сте­нах Тре­тья­ков­ской галереи.


«Портрет императора Николая II». Эрнст Липгарт (1900)

Рус­ский худож­ник и деко­ра­тор Эрнст Кар­ло­вич Лип­гарт рабо­тал по зака­зам импе­ра­тор­ской и вели­ко­кня­же­ских фами­лий. В 1900 году по оче­ред­но­му запро­су цар­ской семьи был напи­сан «Порт­рет импе­ра­то­ра Нико­лая II». На мун­ди­ре Нико­лая Алек­сан­дро­ви­ча вид­ны звез­да Орде­на Свя­то­го апо­сто­ла Андрея Пер­во­зван­но­го, знак к Орде­ну Свя­то­го Вла­ди­ми­ра 4‑й сте­пе­ни, Орден Дан­не­брог, Орден Спа­си­те­ля и дру­гие награды.


«Портрет Николая II». Николай Шабунин (1902−1903)

Худож­ник Нико­лай Аве­ни­ро­вич Шабу­нин, как и его порт­рет Нико­лая II, мало­из­вест­ны. Уже дол­гое вре­мя кар­ти­на нахо­дит­ся в част­ном собра­нии, сохра­няя тай­ну сво­е­го создания.


«Император Николай II с Орденом Святого Владимира» Генрих Манизер (1905)

Худож­ник Ген­рих Мани­зер напи­сал порт­рет Нико­лая Алек­сан­дро­ви­ча в слож­ный для Рос­сий­ской импе­рии исто­ри­че­ский пери­од. Исход рус­ско-япон­ской вой­ны уже ста­но­вил­ся оче­вид­ным из-за ряда неудач­ных сражений.

Импе­ра­тор изоб­ра­жён со зна­ком к Орде­ну Свя­то­го Вла­ди­ми­ра 4‑й сте­пе­ни, кото­рым Нико­лай II был награж­дён в 1890 году за выслу­гу лет. Госу­дарь гор­дил­ся этой награ­дой, так как она была полу­че­на им за лич­ные заслу­ги, а не по пра­ву рож­де­ния в дина­стии Рома­но­вых. Орден Свя­то­го Вла­ди­ми­ра 4‑й сте­пе­ни вру­чал­ся граж­дан­ским или воен­ным чинам не ниже седь­мо­го клас­са (надвор­ный совет­ник, под­пол­ков­ник, капи­тан вто­ро­го ранга).


«Император Николай II». Александр Маковский (1907)

Извест­но­му рус­ско­му худож­ни­ку Алек­сан­дру Маков­ско­му уда­лось запе­чат­леть само­держ­ца в фор­ме Его Импе­ра­тор­ско­го Вели­че­ства Лейб-Гвар­дии Гусар­ско­го пол­ка. Шефом это­го пол­ка Нико­лай II был тор­же­ствен­но назна­чен осе­нью 1894 года. Масти лоша­дей раз­ли­ча­лись по эскад­ро­нам: на кар­тине импе­ра­тор изоб­ра­жён на лоша­ди 4‑го эскад­ро­на. Во вре­мя Пер­вой миро­вой вой­ны полк сра­жал­ся на Севе­ро-Запад­ном фрон­те, участ­во­вал в Восточ­но-Прус­ской, Лод­зин­ской и Сейн­ской операциях.

Вое­на­чаль­ник Евге­ний Мил­лер, одно­пол­ча­нин импе­ра­то­ра по Лейб-гвар­дии Гусар­ско­му Его Вели­че­ства пол­ку о служ­бе Нико­лая II вспоминал:

«Вхо­дя в жизнь и быт сол­дат вве­рен­ной ему роты или эскад­ро­на, наблю­дая и изу­чая сол­дат­скую пси­хо­ло­гию, вза­и­мо­от­но­ше­ния офи­це­ров и сол­дат, Наслед­ник вынес из сво­е­го пре­бы­ва­ния в вой­ско­вых частях не толь­ко глу­бо­кую, искрен­нюю любовь к воен­ной сре­де, к армии, но совер­шен­но опре­де­лён­ные взгля­ды на духов­ную сто­ро­ну жиз­ни в казар­ме. Меч­той Наслед­ни­ка была воз­мож­ность коман­до­вать пол­ком. Он желал при­ве­сти в жизнь свои взгля­ды на офи­це­ра и сол­да­та, на их вза­и­мо­от­но­ше­ния, на отно­ше­ние к служ­бе и соб­ствен­ным при­ме­ром увлечь офи­це­ров на путь ещё боль­ше­го при­бли­же­ния к солдату».

Сей­час тво­ре­ние кисти Алек­сандра Маков­ско­го мож­но уви­деть в Госу­дар­ствен­ном Рус­ском музее.


«Царь Николай II». Борис Кустодиев (1915)

В Госу­дар­ствен­ном Рус­ском музее нахо­дит­ся один из послед­них порт­ре­тов Нико­лая II. Рабо­та была выпол­не­на в Цар­ском Селе, одна­ко фоном на полотне изоб­ра­жён вид Мос­ков­ско­го Крем­ля. Таким спо­со­бом Борис Кусто­ди­ев обо­зна­чил парад­ный харак­тер портрета.

Худож­ник вспоминал:

«Ездил в Цар­ское 12 раз; был чрез­вы­чай­но мило­сти­во при­нят, даже до удив­ле­ния — может быть, у них теперь это в моде „облас­ки­вать“, как рань­ше „обла­и­ва­ли“. Мно­го бесе­до­ва­ли — конеч­но, не о поли­ти­ке (чего очень боя­лись мои заказ­чи­ки), а так, по искус­ству боль­ше — но про­све­тить мне его не уда­лось — без­на­дё­жен, увы…»

Искус­ство­ве­ды отме­ча­ют, что порт­рет отли­ча­ет­ся ощу­ще­ни­ем неесте­ствен­но­сти, «ряже­но­сти» обра­за царя.


Дея­тель­ность послед­не­го само­держ­ца Рос­сий­ской импе­рии и в насто­я­щее вре­мя оста­ёт­ся попу­ляр­ной темой для мно­гих иссле­до­ва­те­лей. Бла­го­да­ря сохра­нив­шим­ся рабо­там зна­ме­ни­тых и мало­из­вест­ных худож­ни­ков совре­мен­ный зри­тель может гораз­до бли­же позна­ко­мить­ся со зна­ме­на­тель­ны­ми собы­ти­я­ми, фак­та­ми и дета­ля­ми из жиз­ни импе­ра­то­ра Николая.


Читай­те так­же «Нико­лай II в народ­ной мол­ве к нача­лу миро­вой вой­ны»

Поделиться


Исторический портрет Николая 2

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 76.

Обновлено 3 Февраля, 2023

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 76.

Обновлено 3 Февраля, 2023

Николай II вошёл в историю как последний русский император. Его царствование стало для России эпохой великих потрясений и реформ. На период с 1 ноября 1894 года по 2 марта 1917 года пришлись две войны: русско-японская и Первая мировая, а также две революции. Николай II отрёкся от престола и был сослан с семьёй сначала в Тобольск, а затем в Екатеринбург, где их и расстреляли.

Жизнь императора

Николай II родился 6 мая 1868 года в семье Александра Александровича, который тогда был наследником престола при императоре Александре II.

Император Николай II

Рис. 1. Император Николай II.

Матерью Николая II была Мария Фёдоровна, то есть Дагмара Датская, супруга Александра III. В детские годы будущего царя воспитывал генерал Данилович. Николай II имел домашнее образование на уровне гимназического курса. В 1885–1890 гг. он обучался по программе на основе юридического факультета и Академии Генерального штаба. Наследник хорошо знал иностранные языки: английский, французский, немецкий.

Среди его наставников были:

  • генерал Драгомиров, военный теоретик;
  • министр финансов Бунге.
  • правовед и обер-прокурор Синода Победоносцев.

В молодости, в начале 1890-х годов, Николай II много путешествовал. Он посетил Грецию, Египет, Индию, Таиланд, Китай, Японию, а затем проехал по России, от Владивостока до Петербурга.

Через несколько дней после смерти отца, 14 ноября 1894 года, Николай II не только занял престол, но и вступил в брак с Гессенской принцессой и внучкой королевы Виктории Алисой. После крещения она стала Александрой Фёдоровной. В браке у них родилось пять детей: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей. Последний был болен гемофилией, что сказалось на самочувствии императрицы. Она страдала истериками и интересом к сверхъестественному, при дворе стали появляться различные целители. Одним из них был Григорий Распутин из сибирского села Покровское.

Николай II не особо стремился стать царём и мог превратиться в конституционного монарха. Он легко отрёкся от престола и отказался от должности главнокомандующего армией. В августе 1917 года, после домашнего ареста в Царском селе, его с семьёй и слугами вывезли в Тобольск, а весной 1918 года — в Екатеринбург, где их расстреляли в ночь с 16 на 17 июля.

Николай II отличался внешностью от своего высокорослого и крупного отца. Внешне он имел сходство с королём Англии Георгом V из Виндзорской династии. Они были двоюродными братьями. Матерью Георга была датская принцесса Александра, сестра Марии Фёдоровны, тоже дочь короля Кристиана IX.

Николай II и Георг V

Рис. 2. Николай II и Георг V.

Внутренняя и внешняя политика

Крупными событиями начала царствования Николая II стали: строительство Транссибирской магистрали, всеобщая перепись населения и денежная реформа Витте. В России шёл быстрый рост экономики, возникали тресты и синдикаты, но всё это сопровождалось ростом забастовочного движения, которое достигло пика в ходе революции 1905–1907 годов. Её итогом стало появление в Российской империи демократических прав и свобод, а также Государственной Думы.

За революцией последовала реформаторская деятельность Столыпина. Она была связана с разрушением крестьянской общины, развитием частной собственности на землю и переселением части земледельцев в Сибирь.

Исторический портрет Николая 2 можно по плану представить в таблице.

Пункт плана

Краткое содержание

Личность монарха

Родился в семье Александра III при жизни императора Александра II, имел хорошее образование, был верующим человеком, увлекался охотой и фотографией, в молодости много путешествовал

Семья

Жена — Александра Фёдоровна из Гессена, пять детей, родственные связи с Великобританией, Германией и Данией

Внутренняя политика

Строительство Транссибирской магистрали и других железных дорог, быстрый рост экономики, реформаторская деятельность Витте и Столыпина, Первая русская революция 1905–1907 гг. и Февральская революция 1917 года

Внешняя политика

  • Русско-японская война 1904–1905 гг.
  • Создание блока Антанта в 1907 году
  • Первая мировая война 1914–1918 гг.

Внешняя политика Николая II была не особо успешной. В начале царствования он взял курс на расширение сферы влияния в северо-восточном Китае, что в итоге привело к войне с Японией в 1904–1905 годах. Россия проиграла её и на суше и на море. Далее был взят курс на военное сотрудничество с Францией и Великобританией против Германии. В ходе Первой мировой войны царская армия добилась успехов в Закавказье, но оставила в 1915 году польские губернии, Литву, часть Латвии, Беларуси и Волыни.

Николай II: Первая мировая

Рис. 3. Николай II: Первая мировая.

Заключение

Что мы узнали?

Кратко царствование Николая II изучают в школьном курсе истории в 9 классе. В докладе на эту тему стоит привести историческую характеристику последнего императора России: упомянуть, что на его правление пришлись две войны и две революции, реформы Витте и Столыпина, строительство железных дорог, рост экономики.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 76.


А какая ваша оценка?

Государственное бюджетное
образовательное учреждение

профессиональная
образовательная организация

«Магнитогорский
технологический колледж имени В. П. Омельченко»

Составление и оформление исторического
портрета

Методические рекомендации по
выполнению внеаудиторной

 самостоятельной работы для
студентов, обучающихся по профессиям и

специальностям среднего
профессионального образования

Разработчик: Чуриков А. В., канд. ист.
наук,

преподаватель истории ГБОУ
ПОО МТК

Магнитогорск, 2017

Автор-составитель:

Чуриков А. В., канд. ист. наук,
преподаватель мстории ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж имени
В. П. Омельченко»

Рецензент:

Иванов А. Г., канд. ист. наук, доцент
кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический
университет им. Г. И. Носова»

Чуриков А. В.

Составление и
оформление исторического портрета:
методические рекомендации по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы для студентов, обучающихся по профессиям и
специальностям среднего профессионального образования. – Магнитогорск: ГБОУ ПОО
МТК, 2015. – 24 с.

Магнитогорск, 2017

                                        
                      © МТК

Содержание

Введение

4

1. Виды и особенности исторических портретов

5

       1.1. Алгоритм работы над историческим
портретом

       1.2. Типы исторических портретов

6

       1.3. Структура исторического портрета по
типам

7

2. Оформление исторического портрета

8

       2.1. Композиция исторического портрета

       2.2. Художественное оформление результатов
работы

12

3. Критерии оценки исторического портрета

16

Список литературы

18

Приложения

19

Введение

В структуру
контрольно-проверочных процедур по истории в последнее время активно внедряются
разнообразные формы самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Это
позволяет в условиях крайне сжатого, компактного учебного процесса произвести
ознакомление студентов с темами, не включенными в структуру рабочей программы
учебной дисциплины. Одной из форм данной работы является анализ деятельности
исторических персоналий – руководителей государств, полководцев, деятелей
культуры и науки – исторический портрет.

В условиях
среднего профессионального образования, где ориентированность на практику
выступает основным компонентом обучения, исторический портрет служит важным
инструментом формирования навыков самостоятельной внеаудиторной работы. Вместе
с тем анализ деятельности исторического персонажа служит ключевым элементом
промежуточной аттестации. Студенты колледжа дважды выполняют это задание,
получая допуск к дифференцированному зачету, в первом семестре объектом
исторической характеристики выступает зарубежный политический или общественный
деятель, во втором семестре один из исторических персонажей Российского государства.

Данные
методические рекомендации призваны оказать помощь студентам первого курса,
обучающимся по программам среднего профессионального образования, а также
преподавателям общественных дисциплин, использующих в своей работе
разнообразные формы внеаудиторной самостоятельной работы.

1.
Виды и особенности исторических портретов

Одной из
непременных составляющих современного образовательного процесса в среднем профессиональном
образовании является промежуточная аттестация, позволяющая максимально полно
отследить уровень подготовки специалиста. В условиях крайне компактного
процесса обучения организовать промежуточную аттестацию по предметам
гуманитарного цикла порой представляется довольно сложным. Для организации
промежуточного контроля преподавателями Магнитогорского технологического
колледжа была внедрена в педагогический процесс технология подготовки исторического
портрета
.

Исторический
портрет – это задание сравнительно новое, впервые подобные письменные работы
появились в 2012 г. в структуре единого государственного экзамена по истории.
Однако историческое сочинение в структуре КИМ единого государственного экзамена
– это сжатая характеристика представленного на выбор одного из четырех
исторических деятелей. В нашем же случае исторический портрет – это
полномасштабное задание, располагающееся между эссе и рефератом. Исторический
портрет
– это задание, предоставляющее выбор в характеристике того или
иного общественного деятеля. Технология подготовки исторического портрета
предусматривает глубокое погружение в изучаемую тему и привлечение максимально
доступного количества источников (включая интернет-ресурсы).

1.1. Алгоритм работы над историческим
портретом

Исторический
портрет является компактной формой самостоятельной исследовательской работы. Ведущая
роль в составлении исторического портрета принадлежит студенту, преподаватель в
данном случае выполняет лишь роль консультанта. Как и всякое исследование,
работа над историческим портретом включает в себя ряд последовательных этапов:

1) выбор исторического
персонажа для последующего анализа его биографии и направлений деятельности;

2) подбор и
изучение необходимых источников (в том числе и интернет-ресурсов), способных раскрыть
суть изучаемой проблемы;

3) составление
развернутого плана характеристики исторического персонажа и его последующее
заполнение найденной информацией;

4) подведение
итогов работы и написание заключения.

Исторический
портрет – законченное автономное исследование, предусматривающее логическую
связь между разными элементами работы. Вместе с тем структура задания позволяет
вносить определенное разнообразие в его содержание. Применительно разных типов
исторических портретов существует определенный алгоритм характеристики того или
иного исторического персонажа (политик, полководец, деятель культуры или науки,
общественный деятель). Каждый из типов имеет своеобразие. Общим для разных
видов исторических портретов являются сходная структура оформления, состоящая
из трех блоков: биографические данные, основные направления деятельности, результаты.
Ниже представлены типы и варианты оформления исторических портретов, которые
одновременно являются кратким планом, придерживаться которого необходимо
при подготовке письменной работы.

1.2. Типы
исторических портретов:

1) исторический
портрет политического деятеля (характеристика правителя, руководителя народных движений,
фаворита или регента);

2) исторический
портрет общественного деятеля (характеристика деятельности реформаторов,
религиозных иерархов, руководителей партий и других общественных движений).

3) исторический
портрет завоевателя или полководца (характеристика деятельности крупного
завоевателя древности или руководителя современных военных операций или военных
кампаний);

3) исторический
портрет деятеля культуры или науки (характеристика деятельности крупного
музыканта, живописца, ученого, изобретателя);

1.3. Структура исторического
портрета по типам

Тип портрета

Требования к составлению

1) Политический деятель

1) биография, титул, положение
персонажа, занимаемая должность (не менее 2 стр.);

2) основные направления
деятельности: внутренняя и внешняя политика (не менее 5 стр.);

3) результаты деятельности: итоги
политической деятельности, оценки современников и потомков (не менее 2 стр.).

2) Военачальник

1) биография, военное звание,
военные кампании, в которых участвовал военачальник (не менее 2 стр.);

2) военные заслуги полководца: участие
в военных действиях, новизна применяемой тактики, деятельность, направленная
на укрепление армии и флота (не менее 5 стр.);

3) результаты и значение
деятельности (не менее 2 стр.).

3) Деятель культуры или науки

1) биография, особенности эпохи:
идеи, стили и направления культуры или науки, нашедшие отражение в творчестве
или исследовательской работе (не менее 2 стр.);

2) творческие или научные достижения
и влияние на современников и потомков (не менее 5 стр.);

3) место в российской и мировой
культуре или науке (не менее 2 стр.).

4) Общественный деятель

1) биография, звание, сфера или
область деятельности (не менее 2 стр.);

2) основные направления деятельности
и их характеристика: реформы, проекты, законотворчество (не менее 5 стр.);

3) результаты: завершенность реформ
или неудача, к каким последствиям привели, оценки деятельности современников,
историков (не менее 2 стр.).

2.
Оформление исторического портрета

2.1. Композиция
исторического портрета

Структура любой
исследовательской работы (в том числе и исторического портрета) включает содержание,
введение, основную часть, заключение список использованной литературы и
приложения. Рассмотрим кратко содержание и основное назначение перечисленных
разделов.

1) Содержание исторического
портрета представляет собой краткий план, благодаря которому автору легко
структурировать и располагать материал. В качестве примера предлагаем
рассмотреть оглавление из работы, посвященной деятельности императора
Александра
II (1855-1881 гг.):

Содержание

Введение

1.
Биография императора Александра
II

2.
Направления деятельности императора Александра
II

3.
Результаты деятельности императора Александра
II

Заключение

Список литературы

Приложения

2

3

7

17

18

19

20

2) Введение
имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса или с его
историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями
принципиального или технического характера, которые препятствуют достижению
цели работы. В структуре введения:

− обосновывается актуальность
выбранной темы (описывается значимость того или иного исторического деятеля для
современности);

− формулируется
цель и задачи исторического портрета;

− указывается,
какие были использованы источники, производится их краткое описание по рубрикам;

− описываются
применяемые методы исследования, структура.

Традиционно при
оформлении введения значительные затруднения у студентов вызывают вопросы,
связанные с описанием источников информации, методов и методологии
исследования. Предлагаем раскрыть их более подробно.

В качестве
примера, предлагаем рассмотреть образец оформления введения из работы,
посвященной императору Александру
II.

Актуальность. В процессе поэтапного реформирования Российского государства наши
политические лидеры вынуждены периодически оглядываться в прошлое и учитывать
опыт проведения реформ в нашей стране в прошлом. Такой опыт может быть как
позитивным, так и негативным, но он должен быть учтен. Показателен в данном
контексте опыт жизни и деятельности царя-преобразователя Александра
II, своими реформами, сломавшего традиционную структуру российского
общества. «Великие реформы» второй половин
XIX заложили
основу капиталистического развития страны, но и дали жизнь целому комплексу
социальных проблем.

Цель работы: изучить биографию и основные направления деятельности императора
Александра
II, правившего Российской империей с 1856 по
1881 гг.

Задачи работы:

1) рассмотреть основные этапы биографии
Александра
II;

2) выделить и рассмотреть направления внутренней
политики Александра
II;

3) выделить и рассмотреть направления
внешней политики Александра
II.

Источники.
В процессе написания исторического портрета нами использовались разнообразные
источники: биографические словари и справочники, журнальные и газетные статьи,
воспоминания и мемуары, опубликованные документальные источники и
интернет-ресурсы.

Методы. Для
достижения поставленной цели мы своей работе использовали широкий спектр
методов. Анализ и синтез, дедукция и индукция и т.д.

3) Основная
часть
исторического портрета разбивается на составные элементы в
соответствии с кратким планом работы (содержанием). Материал основной части
представляет собой описание исследовательской работы. Объем текста основного содержания
не должен превышать 15 страниц. Стиль написания текста – научный (см.
приложение 3). Основная часть – это самый важный элемент исторического
портрета, предлагаем остановиться на его написании более подробно.

При подготовке
письменных работ имеется несколько методических 

приемов изложения научных материалов.

Наиболее часто
используются следующие приемы:

1) строго
последовательный;

2) целостный (с
последующей обработкой каждой главы);

3) выборочный
(главы пишутся отдельно в любой последовательности).

Строго
последовательное изложение материала работы требует сравнительно много времени,
так как, пока ее автор не закончил полностью очередной раздел, он не может
переходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда
перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время
материал, почти не требующий обработки, ожидает очереди и лежит без движения.

Целостный прием
требует почти вдвое меньше времени на подготовку текста, так как сначала
пишется все произведение в черновом варианте, как бы грубыми мазками, затем
производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и
исправления.

Выборочное
изложение материалов также часто применяется авторами. По мере готовности
фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него
порядке. Выберите тот прием изложения, который считаете для себя наиболее
приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или
окончательную.

На этом этапе
работы над историческим портретом из уже накопленного текстового материала
помимо отдельных глав желательно выделить следующие композиционные элементы: а)
введение; б) выводы и заключение; в) список использованных источников; г)
приложения. Перед тем как переходить к окончательной обработке черновика
исторического портрета, полезно обсудить основные положения ее содержания со
своим преподавателем.

Работа над
окончательным вариантом исторического портрета. Этот прием целесообразно
использовать, когда черновой вариант готов. Все нужные материалы собраны,
сделаны необходимые обобщения, которые получили одобрение преподавателя. Теперь
начинается детальная шлифовка текста работы. Проверяются и критически оцениваются
каждый вывод, диаграмма, таблица, каждое предложение, каждое отдельное слово.
Автор уточняет композицию, расположение материалов и их рубрикацию. Желательно
также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих научных
положений. Здесь целесообразно посмотреть на свое произведение как бы «чужими
глазами», строго критически, требовательно без послаблений.

4)  Заключение
– это неотъемлемая часть исторического портрета. В этом разделе кратко
формулируются основные результаты работы в виде утверждений, а не перечислений
всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и точными, и, как
правило, состоять из одного-трех пунктов. Выводы – это принципиальные положения
исследовательской работы, которые автор готов защищать. В качестве примера
оформления заключения можно взять отрывок из работы, посвященной императору
Александру
II.

Император Александр II оказал значительное влияние на ход развития России в конце XIX в. – начале XX вв. Его реформы не только изменили
социально-экономический строй в стране, но и заложили предпосылки будущих
серьезных социальных потрясений. Деятельность императора было многосторонней,
он активно занимался внутренней и внешней политикой.

В результате работы над историческим
портретом нам удалось прийти к следующим основным выводам:

1) «великие реформы» 1860-70-х гг.
сломали структуру традиционного общества в России и направили ее в русло
капиталистического развития;

2) реформы Александра II способствовали становлению в России гражданского общества, но, в
общем, их потенциал не был полностью реализован;

3) благодаря активной деятельности
императора на балканском направлении, Росси удалось завоевать свободу для ряда
славянских народов, находившихся под гнетом Османской империи. Вместе с тем
стратегические задачи России в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. так и
не были решены;

4) в период правления Александра II к России были присоединены обширные территории в Центральной Азии.
Впервые были установлены дипломатические отношения с державами Дальнего
Востока.

5) Исторический
портрет завершается списком литературы. В этом разделе в алфавитном
порядке перечисляются все использованные литературные источники. Все источники
нумеруются в сквозном порядке. При этом в самом тексте должны быть ссылки на
них. Существуют определенные библиографические правила для описания различных
источников. При оформлении списка литературы следует руководствоваться
требованиями ГОСТа.

1. Однотомные
издания.

Любимов А. В.
Торговля и снабжение в годы Великой Отечественной войны. – М.: Экономика, 1968.

2. Многотомные
издания.

Брэм А. Э. Жизнь
животных: в 3 т. – М.: Мир, 1992. – Т 2.: Птицы

3. Статьи из
сборников

Парамонов В. Н.
Изменения в составе работников промышленности РСФСР в 1941 – 1945 гг. //
Исторические исследования: сборник научных тру-

дов. Выпуск 4. – Самара: Издательство
СамГУ, 2002.

4. Статьи из
журналов

Микоян А. И. В
Совете по эвакуации / Микоян А.// Военно-исторический журнал. – 1989. – № 3. –
С. 31-38.

В самом тесте
работы должны быть обозначены номера позиций в списке литературы, на которые
ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключают в квадратные скобки.

6) Требования
к тексту
стандартны. Весь текст исторического портрета набирается на
стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210
мм, вертикаль – 297 мм), отступы со всех сторон по 2
см. Текст печатается черным шрифтом: размер шрифта – 14 кегль, формат шрифта –
Times New Roman, интервал полуторный, абзацный
отступ 1,25.

2.2. Художественное
оформление результатов работы

Художественное
оформление результатов исследовательской работы влияет на восприятие,
способствует осмыслению, определению сути вопроса. Размещение количественных
данных делается следующими способами:

− систематизация
информации в виде таблиц;

− представление
информации с помощью графических изображений (графиков, диаграмм и т.д.).

В структуре
исторического портрета могут быть использованы иллюстрации в виде фотографий,
рисунков, чертежей, схем, карт и т.п., как правило, они

располагаются в приложении.

Таблица – это средство выделения
главного, графическое изображение материала в виде сравнительных, тематических,
хронологических граф. Таблица широко используется для представления
результатов. Введение таблицы необходимо в том случае, если имеется перечень
сведений, предлагается приведение цифровых данных. Отличительной особенностью
выполнения и оформления таблицы является то, что в ней необходимо проводить
записи в строго намеченном порядке, по графам. Для таблицы обязательной
является группировка информации в виде нескольких столбцов, именуемых графами.
Для удобства зрительного восприятия и анализа сведений в таблице могут иметь
место самостоятельные заголовки, подзаголовки (см. рис. 1).

Русско-турецкая война
(1877-1878 гг.)

Основные события

Ход войны

май 1877 г.

Вступление
русских войск на территории Румынии, формирование Дуная

июль-декабрь

1877 г..

Оборона русскими
войсками под руководством генерал И. В. Гурко Шипкинского перевала

декабрь 1877 г.

Взятие русскими
войсками после длительной осады мощной турецкой крепости Плевны

январь 1878 г.

Вход русских войск
под руководством генерала М. Д. Скобелева в турецкий город Адрианополь

февраль 1878 г.

Подписание
предварительного мирного Сан-Стефанского договора. Признание Османской
империей независимости Румынии, Сербии, Черногории и автономии Болгарии,
Боснии и Герцеговины.

Рис.1 Образец оформления таблицы

Диаграмма – это изображение в виде
линейных отрезков или геометрических фигур (плоских и объемных), наглядно
показывающее соотношение различных величин. Оформление диаграмм, гистограмм,
картограмм связано со способом представления результатов. Диаграммы
используются для сравнения тех величин, которые не связаны между собой
непрерывной зависимостью.

Схема представляет собой
графическое изображение, которое в общих чертах отображает некоторую систему,
определяя связь отдельных частей, что показывается в виде условных изображений
или обозначений. Схема уместна в том случае, когда она является частью
иллюстративного ряда, обозначая наиболее важные вопросы. Схемы удобны, так как
они в упрощенном виде позволяют выражать основную мысль с помощью условных
элементов – стрелок, линий различной толщины, видов штриховки (см рис. 2).

Судебная система России по
реформе 1864 г.

Рис.2 Образец оформления схемы

Иллюстрации. Иллюстрировать работу
необходимо исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному
тематическому плану, который помогает избавиться от иллюстраций случайных,
связанных с второстепенными деталями текста, и предупредить неоправданные
пропуски иллюстраций к важнейшим темам.

Каждая иллюстрация
должна отвечать тексту, а текст – иллюстрации. Все иллюстрации в научной работе
должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю
работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. Каждую
иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна
соответствовать основному тексту и самой иллюстрации (см. рис. 3).

Александр II читает Манифест об отмене
крепостного права

Рис. 3 Образец оформления иллюстраций

Фотография – особенно убедительное и
достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется
тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или
явление со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих отраслях и
техники фотография – это не только иллюстрации, но и научный документ. К
фотографии в исследовании помимо чисто технических требований (четкость
изображения, качество отпечатков и т.п.) предъявляются еще требования особого
рода. Так как фотографирование здесь осуществляется как часть целого, а не как
самостоятельное произведение фотоискусства, эти требования сводятся к
определенному подчинению отдельного снимка общему замыслу работы. Общее
требование соответствия конкретизируется функцией, которую несет изображение.

3. Критерии оценки
исторического портрета

Проверка
исторического портрета осуществляется по трем критериям: К1 – описание
биографии исторического деятеля, К2 – характеристика основных направлений
деятельности, К3 – указание результатов деятельности. Максимальный балл по
критерию К1 – 2, по критерию К2 – 5, по критерию К3 – 3. Полное правильное
выполнение исторического портрета оценивается 10 баллами. Баллы переводятся в
оценки по следующей схеме: 9-10 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов –
«3».

При оценивании
исторического портрета по первому критерию (К1) учитывается, что
биография того или иного исторического деятеля должна быть представлена
максимально полно. В биографическом блоке необходимо указать основные факты в
жизни выбранного для характеристики исторического деятеля, а именно:

− год и место
рождения, национальность, влияние происхождения на дальнейшую жизнь и деятельность;

− данные о семье,
семейных отношениях, их влиянии на характер избранного персонажа;

− этапы карьеры
или путь к власти, соратники и противники исторического деятеля, их краткая характеристика;

− историческая
эпоха, в условиях которой жил и работал исторический деятель, общественные настроения,
общее влияние жизненной среды на биографию исторического деятеля.

По второму
критерию (К2)
оцениваются формулировка и характеристика основных
направлений деятельности. В первую очередь следует обратить внимание на
формулировку основных направлений деятельности, которые в дальнейшем будут
характеризоваться. Эти направления могут быть сформулированы с различной
степенью детализации. Например, речь может идти как о внутренней и внешней
политике, так и о реформах государственного управления, реформах просвещения,
крестьянской реформе, дипломатии, войнах. В зависимости от того, какого
исторического деятеля выбрал студент, количество направлений деятельности,
достаточных для ее характеристики, может быть различным, но всегда не менее
двух.

Под характеристикой
основных направлений деятельности следует понимать изложение основных фактов,
связанных с каждым из направлений деятельности (этими фактами могут быть войны,
сражения, реформы, государственные документы, произведения искусства, научные
открытия и др.), использование необходимых терминов, раскрытие
причинно-следственных, пространственных, временных связей.

При оценивании
выполнения задания по третьему критерию (К3) учитываются результаты
деятельности по направлениям. Под характеристикой результатов деятельности
понимаются изложение итогов и (или) раскрытие исторического значения
направлений деятельности личности для определенной эпохи, истории страны в
целом. Студенту необходимо выделить характеристику результатов как отдельную
часть ответа.

Список литературы

1. Маслова Е. В.
Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое
пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.

2. Обухов А. С.
Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа
школьников. – 2005. — № 3. – С. 18-38.

3. Огоновская И.
С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по организации и содержанию
научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся. – Екатеринбург:
Сократ, 2008. – 104 с.

4. Пазин Р. В.
История. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. 140 исторических личностей
отечественной и всеобщей истории: материалы биографий. Задание С6: историческое
сочинение: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 304 с.

5. Петряева Е.
Ю., Пластинина В. М., Содномова Л. П. Реферат и исследовательская работа:
рекомендации по написанию и представлению. – М.: Библиотека журнала «Исследовательская
работа школьников», 2008. – 48 с.

6. Плигин А. А.
Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного
образования // Исследовательская работа школьников. – 2005. — № 4. – С. 47-55.

7. Радаев В. В.
Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. –
М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 203 с.

8. Черемных Г. В.
Художественное оформление результатов исследовательской работы //
Исследовательская работа школьников. – 2005. — № 3. – С. 67-84.

9. Чернова М. Н.
ЕГЭ. История России. Исторические портреты в 2-х тт. – М.: Экзамен, 2014. –
Т1., 350 с., Т2., 270 с.

Приложение
А

Образец оформления титульного
листа

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессиональная образовательная организация

«Магнитогорский технологический колледж имени В. П. Омельченко»

Александр II (1855-1881 гг.):

исторический портрет

Выполнил:

Иванов И. И.,

студент группы
ТО-12

Проверил:

Чуриков А. В.,

преподаватель
истории

       Критерии
оценки результатов

      
письменной работы

Критерий 1

Критерий 2

Критерий 3

       Итоговая
оценка: _____________

Магнитогорск, 2014

Приложение Б

Список исторических деятелей
России  для характеристики

Приложение Г

Язык и стиль научной работы

Для написания научных текстов:
статей, докладов, выступлений, тезисов, рефератов, исследовательских работ –
используется научный стиль, для которого характерны:

1) логическая последовательность
изложения;

2) однозначность, точность
формулировок;

3) лаконизм и конкретность;

4) объективность формулировок.

Рассмотри каждую из вышеуказанных
черт.

Логичность предполагает
последовательное, непротиворечивое и аргументированное изложение содержания
исследования, что достигается:

− последовательностью развития мысли;

− правильным установлением
причинно-следственных отношений;

− указанием на противоречия.

Точность проявляется в умении
находить адекватное словесное выражение понятиям и в научной речи зависит от
правильного словоупотребления, в персую очередь терминов. Научный стиль требует
однозначности обозначения понятий, явлений, предметов.

Конкретность предполагает использование
реальных данных, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, измерений. В
отличие от художественных текстов, где применимы характеристики «больше –
меньше» и т.п., в научных работах используются количественные показатели.
Конкретность научной речи требует доказательности: цитирования, ссылок
на первоисточники, результатов исследования.

Сжатость (лаконизм) при насыщенности содержания
достигается путем строгого отбора лексики, четкой структурированности текста,
использования рубрикации.

Отличительная
черта научного стиля – преобладание существительных (их примерно в четыре раза
больше, чем глаголов). Преобладает абстрактная лексика (отглагольные
образования на –ние, -ство; отыменные – на –ость: углубление, доказательство,
погрешность). Большая часть этих слов имеет книжную стилистическую окраску
(правление, свержение, уничтожение).

Среди
прилагательных преобладают относительные (социальная активность, цивилизационный
тип, общественные реакции). «Отстранение» автора или его минимальная
«активность» как субъекта исследования с целью придать изложению более
объективный характер достигаются безличными формами глаголов (нами был разобран
метод, нетрудно понять, можно утверждать и т.п.). Употребление причастий в
полной и краткой форме также характерно для научного стиля (предложенный
способ, как уже было отмечено, атмосферные осадки насыщены крупными частицами,
концентрация веществ приближена к верхней границе и т.д.).

Подготовка
доклада

Для 10-минутного
выступления на конференции или на обычном занятии автором готовится текст
доклада объемом в 3-4 страницы машинописного текста (или немного больше, если
он написан от руки). В зависимости от регламента текст может быть уменьшен.

На введение и
выводы отводится примерно ½ листа. Очень кратко описывается методика, если она
общепринятая; на изложение оригинальной методики требуется больший объем. Так
же кратко характеризуется область исследований и обзор литературы. Список
литературы не приводится. Большее внимание уделяется изложению полученных
результатов.

Для наглядности
доклад сопровождается электронной презентацией таблиц, схем и рисунков, которые
выполняются на слайдах с соблюдением общих правил, а также (в некоторых
случаях) – объектов исследования.

Для демонстрации
в процессе доклада отбирают самые информативные и важные иллюстрации,
подтверждающие основные выводы работы. Доклад не должен быть перегружен
иллюстративным материалом: 1-2 таблицы, иллюстрирующие первичный фактический
материал, и 2-3 таблицы (или 2-3 графика), иллюстрирующие установленные
закономерности.

Особое внимание
следует уделить заголовкам иллюстраций и подписям к ним, которые должны легко
читаться. Изображение на рисунках и таблицах должно быть четким и ясно
различимыми с расстояния, определяемого размерами помещения аудитории.

График и рисунки
могут быть цветными, но цветов не должно быть более четырех, т.к. пестрота
затрудняет восприятие.

После доклада,
как правило, автору работы задают вопросы. Ответы на них позволяют уточнить и
дополнить доклад.

Старшеклассники должны приобретать навыки составления исторических портретов. Это поможет успешно сдать ЕГЭ. Кроме того, описание портрета исторической личности — отнюдь не скучное занятие. При изучении биографии правителя можно понять причину тех или иных событий, повлиявших на судьбы миллионов обычных людей.

Портрет, созданный искусным художником, мало общего имеет с фотографией. Живописец рисует человека таким, каким видит. То же самое можно сказать и об исторических портретах, которые составляют исследователи на основе различных документов, но часто под влиянием субъективного мнения. Пожалуй, более достоверной биографией является та, что состоит из предположений и версий. Ведь ни один, даже самый опытный исследователь, не может знать в точности, что чувствовал Иван Грозный, убивая своего сына, и как Иосиф Сталин относился к Гитлеру.

План исторического портрета

С чего следует начинать выполнение такого задания? Прежде всего нужно разобраться в событиях, происходящих в годы жизни личности, чей исторический портрет предстоит составить. Важно ознакомиться и с биографией. История – наука относительная, а потому одного источника недостаточно. Желательно прочитать одну-две книги. Это может быть как публицистика, так и художественная литература.

В составлении портрета исторической личности, как уже было сказано выше, важную роль играют события ранних лет. Мировоззрение формируется в детстве. Отношение родителей, окружение, образование – все это исследователи учитывают при составлении исторических портретов. Следует также перечислить характерные черты правителя, политика или полководца. Затем уже рассказать о деяниях, благодаря которым он повлиял на ход истории. Внимание стоит уделить и последним годам. То есть исторический портрет князя или царя составляется по такому плану:

  1. Детство, юность.
  2. Годы правления.
  3. Важные исторические события.
  4. Последние годы.

Ниже представлены несколько кратких исторических портретов. Приведено не только описание событий, но и интересные факты из личной жизни. Причем героями повествования выступают как правители, так и личности, о роли которых в истории исследователи спорят до сих пор.

василий блаженный

Детство Ивана Грозного

Исторический портрет этого правителя составлять интересно и несложно. О нем написано множество книг, снято немало фильмов. У многих имя Ивана Грозного ассоциируется с жестокостью, многочисленными казнями. Но не все так просто и однозначно. Во-первых, в XVI веке смертоубийство не считалось таким уж страшным грехом, во всяком случае, если его совершал царь, власть которому дана, как тогда полагали, богом. Во-вторых, детство Ивана, будущего царя, было далеко не безрадостным.

Первые воспоминания будущего правителя связаны были с отчаянной борьбой за власть. Борьба эта велась между Шуйскими и Бельскими. Никому дела не было до царевича до тех пор, пока он не оказался у власти.

Иван рано осиротел. Рядом с ним никогда не было доброго близкого воспитателя. Вокруг с ранних лет царь видел ложь, жестокость, интриги. О переворотах и борьбе за власть можно прочитать в любом учебнике истории. Исторический портрет этого правителя составлять следует, учитывая нравы той эпохи. Однако даже для своего времени Иван Грозный был чрезмерно жесток. Сперва он наблюдал над тем, как убивали других, затем, повзрослев, и сам приобщился и к смертоубийству. Но прежде чем казнить «неверных», он тренировался на кошках и собаках. Юный государь разъезжал по московским улицам, убивая животных. Не жалел и стариков, оказавшихся на его пути. Когда окреп, принялся за своих врагов, главным из которых стал Андрей Шуйский. С тех пор к государю бояре прониклись страхом и уважением.

Первый царь

Иван Грозный – первый русский правитель, получивший царский титул. В шапке Мономаха он вышел к народу в 1547 году. Царицу выбирали долго, скрупулезно. По всей Руси разослали указы о немедленной доставке к молодому царю девиц. Одной из них суждено было стать женой Ивана IV. Тех, кто не предоставит кандидатуру на кремлевский кастинг, ожидала казнь. Впрочем, нежелающих повиноваться царскому указу оказалось мало. Каждый мечтал породниться с Рюриковичем.

Иван Грозный проявил себя как жесткий, бескомпромиссный правитель. Бывших жен имел обыкновение отправлять в монастырь. Как известно, убил своего сына. Правда, говорят об этом источники, достоверность которых подвергается большому сомнению. Так или иначе, это был великий правитель: Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал…

Набожный сатрап

При своей склонности к скорым расправам царь был человеком весьма набожным. В столице построил несколько храмов и церквей. Есть версия, что единственным человеком, способным навести страх на Ивана Грозного, стал Василий Блаженный – тот самый юродивый, разгуливавший в окрестностях Кремля в обнаженном виде и произносивший странные, непонятные речи.

Петр Первый

петр первый

После скоропостижной смерти царя Федора бояре объявили новым правителем девятилетнего Петра. Имелся еще один кандидат на трон – цесаревич Иван. Однако тот был не столь живым и бойким. Выбор бояр не понравился Милославским. И снова началась яростная борьба за власть. Милославским удалось использовать в своих целях стрельцов, которые организовали знаменитый бунт, а затем, спустя годы, поплатились за это. Юного Петра отправили подальше от Москвы. На время воцарилась его сестра Софья.

Мальчику глубоко в душу запал стрелецкий бунт и гибель близких. Так же как и Иван Грозный, он, возмужав, отомстил своим обидчикам. Но прежде получил неплохое образование. С ранних лет Петр увлекался кораблестроением, проявлял удивительную тягу к знаниям. Составляя исторический портрет этого царя, следует рассказать хотя бы вкратце об основании Санкт-Петербурга. Город, построенный на человеческих костях, действительно стоил жизни тысячам простых людей.

памятник петру в петергофе

«В моих руках Франция»

Отвлечемся от российской истории и скажем расскажем об одном из самых противоречивых французских правителей. В Петергофе есть памятник, изображающий основателя Северной столицы с младенцем на руках. Монумент находится в Нижнем парке. «В моих руках — вся Франция», – именно эту фразу, согласно преданию, произнес Петр I, взяв на руки маленького инфанта. Это произошло во время пребывания русского царя во Франции.

Людовик XV рано осиротел. Версаль, как и Кремль, был наполнен интригами. Правда, избавлялись от своих врагов французские властолюбцы более хитро, изощренно. Будущему королю повезло – других претендентов на престол не было. Однако это не значит, что инфанта окружили любовью и вниманием.

король людовик 15

Ленивый король

Воспитанием Людовика занимался Вильруа, прослывший бездарным военачальником и оказавшийся посредственным педагогом. Главной частью образовательного процесса, по его мнению, являлось участие в торжественных церемониях. Маленький мальчик с ранних вынужден был соблюдать строгие правила поведения при придворных. Именно потому Людовик XV в дальнейшем, став полноценным правителем, избегал всяческих церемоний и предпочитал проводить время на охоте, вдали от Версальского дворца.

Его называли ленивым, бездарным королем. Людовик проявлял слабость, безволие перед своими фаворитками, тратил на них огромные деньги. Парижане тем временем умирали от голода. В юности Людовик доверил государственные дела де Флери. После смерти «серого кардинала» большую часть государственных дел решала мадам Помпадур. Однако стоит сказать, что Людовик немало сделал для развития искусств, поощряя поэтов и художников. Кроме того, он был человеком образованным и начитанным. Все же король совершил много ошибок, за которые поплатиться пришлось его внуку – Людовику XVI.

королева мария-антуанетта

Мария-Антуанетта

Биография королевы вдохновляет режиссеров и писателей. Однако Мария-Антуанетта не привлекала бы столь пристального внимания, если б не ее трагическая смерть. Бурбоны и Габсбурги слишком долго делили власть. Во второй половине XVIII столетия они вдруг решили, что им пора найти общий язык, а для этого, согласно нравам тех времен, следовало заключить несколько брачных договоров. Что они и сделали. Дочь австрийской императрицы стала французской дофиной. Марии-Антуанетте было всего 14, когда ее выдали замуж за Людовика XVI.

казнь марии антуанетты

Это были абсолютно непохожие друг на друга люди. Людовик предпочитал проводить время в уединении, за чтением. Мария-Антуанетта не осилила ни одной книги за свою жизнь. Королева любила развлекаться, среди ее приближенных встречались исключительно интриганы и прихлебатели. Мария Антуанетта не замечала, что Франция погрязла в нищете, и что в окрестностях Парижа все громче раздаются революционны возгласы. Ее супруг, быть может, что-то видел и понимал, но ему не хватало твердости, решительности. Оба они закончили жизнь на плахе.

Наполеон

О ранних годах великого полководца известно немного. Согласно одной версии, он

наполеон бонапарт

большую часть времени проводил за чтением. Согласно другой – будущий Наполеон имел прозвище «Баламут», что никак не согласуется с образом замкнутого ребенка. Французский язык корсиканец начал изучать в возрасте девяти лет. Всю свою жизнь говорил с ужасным итальянским акцентом.

Лидерские качества Наполеон проявлял уже в детстве. Конфликтовал с преподавателями, в результате чего завоевал уважение сверстников. Был дерзок, решителен, честолюбив. В это легко поверить. Только чрезвычайно честолюбивому и самоуверенному полководцу пришла бы в голову идея заполучить ключи от Кремля в дни суровых зимних морозов.

Григорий Распутин

григорий рапутин

Среди ярких исторических фигур встречаются не только правители или политические деятели. Одна из самых загадочных личностей XX столетия – Григорий Распутин. О нем распространено столько слухов, что даже историкам сегодня сложно определить, где правда, а где вымысел. Простой деревенский мужик, промышлявший в юности конокрадством, каким-то образом стал близким другом семьи Романовых. Быть может, он действительно обладал даром целителя и смог облегчить страдания цесаревича. Все же часто историки изображают Распутина человеком, имевшим косвенное отношение к гибели царской семьи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти номер окпо организации
  • Как найти синус если есть косинус калькулятор
  • Найти песню горит как огонь
  • Экран компьютера перевернулся на 180 как исправить
  • Как найти статус песню