Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди о том, как создавать портреты. Он дает простые практические советы о том, как добиться сходства, в какой технике рисовать, как направить освещение, как рисовать нос, рот, глаза, уши, как соблюсти пропорции, в чем особенности изображения мужчин и женщин. Потренируйтесь, и вы сможете нарисовать реалистичный портрет всего за пару минут.
Инструменты и техники рисования
Полистать книгу «Рисование. Полное руководство».
Рисовать портрет можно любым доступным средством: карандашом, углем, тушью и пером, акварельными красками, фломастерами и так далее. Конечно, каждое из них дает свой эффект, зависящий не только от характерных особенностей самого инструмента и используемой техники, но и от того, на какой поверхности выполняется рисунок: на белой или цветной, гладкой или шероховатой бумаге, на картоне и так далее.
Виды портретов
Различают два вида портрета: формальный портрет, где человек изображен в положении, которое диктует ему род деятельности, и где большое значение придается композиции, окружению, нередко символическим атрибутам.
И неформальный портрет, где человек изображен в произвольной, естественной позе, например за выполнением какой-либо рутинной работы в привычном окружении. Этот эффектный современный способ изображения людей появился благодаря моментальной фотографии и требует от художника высокого мастерства и хорошего вкуса.
В эту же категорию входит так называемый эмоциональный портрет, когда модель удалось запечатлеть с улыбкой или в движении.
Композиция
Важно не рассеивать внимание зрителя и помнить, что в фокусе должно быть лицо (главным образом глаза). Но чтобы портрет был более выразительным, попробуйте нарисовать не только голову, но и плечи, или тело по пояс, а также руки, которые быть столь же привлекательными, что и лицо, если они красивой формы или играют важную роль в композиции.
Портрет женщины
Изображение женщин, как и исследование их характера, не обходится без решения эстетических вопросов. Следует выбирать свободную, произвольную позу, если модель молода, и более строгую, спокойную, если модель зрелого возраста. Избегайте неестественных, излишне театральных поз. Во многих случаях стоит рисовать женщину в полный рост, поскольку одежда и фон играют немаловажную роль в отражении в рисунке личности модели.
Портрет мужчины
Мужской портрет обычно более формальный. Он отражает общепринятый образ мужчины, который связан не только с его физическими качествами, но и с положением в обществе. Иногда боковое освещение, дающее красивые контрасты, помогает особо выделить черты и формы мужского лица. Для молодого человека выгодно непринужденное положение тела и выражение лица, в то время как мужчин зрелого возраста лучше изображать в сдержанной, величавой позе.
Проследите, чтобы мужчина не скрещивал руки и не казался высокомерным.
Освещение
Освещение должно быть слегка рассеянным, исходить из одного источника (из окна или от лампы) и располагаться чуть выше и сбоку от модели. Такое освещение выявляет черты лица, но так мягко, что под носом и ртом и вокруг глаз не образуются тени. По этой причине следует избегать яркого искусственного освещения (например, от прожектора) и прямого солнечного света: они выделяют даже самые мелкие морщины и отрицательно сказываются на качестве работы.
Кроме того, при ярком освещении модель вынуждена напрягать лицевые мышцы, поэтому выражение лица будет напряженным и неестественным.
Эти две фотографии отличаются углом наклона источника освещения и расстоянием между источником и моделью.
Как добиться сходства
Важно передать не только физическое сходство, но и психологическое. Чтобы добиться физического сходства, необходимо как следует рассмотреть форму головы (и рисовать от общего к частному) и точно рассчитать пропорции лица в целом и деталей лица (глаз, носа, рта и так далее). Чтобы добиться психологического сходства, важно поговорить с моделью, попытаться понять ее характер, предпочтения, привычки и понаблюдать за тем, в каком окружении человек живет и работает.
Конечно, это не всегда возможно, но может пригодиться, чтобы определить наиболее подходящую позу и решить, какие черты характера стоит выделить или поместить в центр внимания.
Самое главное в портретном жанре — в общих чертах охватить индивидуальные особенности головы модели и лишь затем тщательно изучить детали и то, как они соотносятся между собой.
Пропорции головы
Рисуя голову, необходимо убедиться, что ее пропорции, то есть относительные размеры составных частей (глаз, ушей, носа, рта — их мы рассмотрим позже), переданы правильно и точно. При рисовании портрета важно уделить пристальное внимание общему строению головы и определить ее основные характеристики, потому что во многом именно от этого зависит степень сходства рисунка с оригиналом.
Подробного воспроизведения деталей недостаточно: если общий вид головы неточен, практически всегда результатом будет лишь отдаленное, неудовлетворительное сходство.
Квадратная сетка
Полезна в обучении квадратная сетка, о которой знают со школьной скамьи. На изображение, которое нужно увеличить (рисунок или фотографию), наносится сетка. Такое же количество квадратов, но увеличенных, нужно перенести на поверхность для рисования большего размера. После этого можно без труда перенести штрихи в нужную клетку, соблюдая пропорции.
Глаза
Как только вы тщательно изучите общее строение головы, вы можете перейти к анализу особенностей деталей лица: носа, рта, глаз и ушей. Имеет смысл научиться распознавать основные морфологические, то есть конструктивные характеристики всех элементов лица, поскольку именно точное воспроизведение индивидуальных особенностей позволяет добиться близкого сходства.
Глаза — самая выразительная часть лица, поэтому так важно расположить их правильно и передать их точную форму.
Глазные яблоки (следовательно, и зрачки) должны смотреть в одном направлении, от этого зависит выразительность глаз. У женщин обычно длинные и густые ресницы, а брови тонкие и хорошо очерченные. Радужная оболочка глаза ребенка кажется большой по сравнению с веками. У пожилых людей от уголков глаз расходится несколько глубоких морщин, под глазами образуются мешки, а брови становятся неравномерно густыми и кустистыми.
Уши
Ушная раковина — это особой формы упругий хрящ. Хотя морфологические черты уха сильно разнятся от человека к человеку, в целом форма уха напоминает морскую раковину и, в общем-то, одинакова у мужчин и женщин. Уши часто скрыты волосами, и их выразительность зависит от точного положения на боковой стороне головы, как показано на набросках ниже. Высота уха у взрослого человека обычно совпадает с высотой носа. Детские уши кажутся большими относительно всей головы. У пожилых людей уши имеют обыкновение удлиняться, потому что утончается и слабеет хрящевая ткань.
Нос
Рисовать нос довольно сложно ó это самая выделяющаяся часть лица, внешний вид которой зависит от точки зрения. Пирамидальная форма носа образуется двумя маленькими тесно расположенными костями и отчасти хрящом, и это хорошо просматривается на спинке носа. Попробуйте рисовать нос в разном положении, при необходимости обращаясь к фотографиям, если так будет легче понять его строение. Заметьте, что спинка носа переходит из переносицы в кончик носа, а крылья носа переходят в щеки. На треугольном основании располагаются овальные ноздри, сходящиеся к кончику носа и ограниченные крыльями носа.
Необходимо проработать самые важные участки света и тени (больше всего света обычно на спинке и кончике носа, а самая интенсивная тень — у основания, около ноздрей) и обозначить только их, чтобы не утяжелить рисунок.
Рот
Рот — вторая по выразительности часть лица после глаз. Рисуя губы, художник должен четко провести линию, отделяющую верхнюю губу от нижней (строго на полуцилиндрической плоскости челюстной кости), и соблюсти правила перспективы. Простые эскизы ниже демонстрируют некоторые основные характеристики формы губ.
Например, верхняя губа обычно тоньше нижней и больше выдается вперед.
Рисование с натуры
Рисование с натуры позволяет рассмотреть разные композиционные варианты, обходя модель вокруг, чтобы не упустить из виду ни один выразительный нюанс и уловить общую форму, что так важно для достижения сходства. Рисуйте подобные этюды простыми, ясными штрихами, стараясь повторить общее строение головы, не сосредоточиваясь на светотени.
Этапы рисования
Первый этап. Внимательно рассмотрите модель, определите отношение между максимальной высотой и максимальной шириной, расставив точки на самых выступающих частях лица (и горизонтальных, и вертикальных). Нарисуйте овал головы и, согласно правилу перспективы, проведите центральную ось (она изгибается в изображении в три четверти) и горизонтальные линии, разделяющие лицо на несколько частей.
Второй этап. Продолжаем совершенствовать рисунок. Расположите точно детали лица: глаза, нос, рот и уши. Заметьте, что деление лица на три части условно. Постарайтесь определить индивидуальные пропорции и придерживайтесь их, чтобы добиться сходства. Этот этап очень важен, он закладывает основу для последующего развития рисунка. Рассмотрите и попробуйте зарисовать основные анатомические подробности (кости, мышцы и др.). Третий этап. На этом этапе лучше всего представить голову как совокупность плоскостей, образующих ее поверхность. Так легче различить, какие участки наиболее темные, а какие светлые. Четко обведите и те, что освещены, и те, что в тени, и вы получите объемное изображение. Постарайтесь не делать слишком прямых штрихов, чтобы рисунок не вышел жестким, угловатым.
Четвертый этап. На этом этапе мы имеем дело с тенями, о которых уже подумали на предыдущем этапе. Теперь мы выделяем самые крупные, самые глубокие и самые важные из них. Вы заметите, что тени на лице сильно отличаются по глубине и образуют сложный рисунок. Чтобы упростить изображение, как того требует данный этап работы, прикройте глаза до состояния, в котором вы видите всего два тона: освещенных участков и участков в тени. Пятый этап. На этом и, если потребуется, на следующих этапах продолжайте прорабатывать формы лица, обращая внимание на полутона (которые мы опустили на предыдущей стадии и включили в общую тень). Выявите самые значительные детали, например глаза и губы, затемняя или осветляя их. Меняйте интенсивность штриха, увеличивая или уменьшая нажим на бумагу.
Шестой этап. На этом этапе рисунок сохраняет линии, сделанные на предыдущих стадиях. Не стирайте их, лучше просто смягчите и растушуйте тона. В рисунке невозможно (и бесполезно) воспроизвести все оттенки, которые вы видите в жизни. Поэтому не переусердствуйте, делая последние штрихи и прорисовывая незначительные детали. Хороший рисунок — это всегда результат вдумчивого отбора и разумного упрощения. Джованни Чиварди написал книгу «Рисование. Полное руководство», в которой очень много советов:
- особенности рисования в стиле ню;
- как правильно освещать модели и объекты для рисования;
- как рисовать группы людей и пейзажи;
- техника рисования карандашом, углем, тушью;
- как вести путевой дневник художника и многое другое.
Читайте статью «Как рисовать фигуру человека»
Если хотите получать подробные и красивые обзоры на лучшие творческие новинки вместе с эксклюзивными скидками на электронные и бумажные книги — подписывайте на нашу рассылку.
Хотела сама написать, но нашла уже готовую статью на эту тему. Перепост. Делать портрет избранника нужно уже завтра. Сделайте, отложите в сторону и посмотрите, что получится… Потом мне расскажите. Я тоже делала и у меня все сбылось…
Но прежде… примите душ, подойдите к зеркалу, накрасьтесь, оденьтесь в платье(лучше длинное) или длинную юбку, Распечатайте инструкцию.
Если будете лепить коллаж, то проследите, чтобы с обратной стороны не было каких-то других рисунков. Можно же, отсканировать любой рисунок и распечатать на принтере.
Если дружите с астрологией, то ориентируйтесь на знаки в своей натальной карте.
Марс- показатель Вашего мужчины- сильный, слабый, в каком знаке стоит.
Луна- показатель в его гороскопе качеств идеальной супруги( хорошо, когда Луны совпадают- взаимопонимание дома)
Венера- показатель в его гороскопе , какую женщину видит своей любовницей, какие качества любовницы ищет в женщине.
Приап в Вашем гороскопе- Ваш идеал мужчины
Приап — в его гороскопе его модель мужественности. Тоже хорошо, чтобы совпадало.
Рази — в ВАшей натальной карте — Ваша идеальная женская суть.
Рази- в его гороскопе , к какому идеалу женщины стремится.
Ну и какой он у Вас?
Как выбрать партнера, идеально подходящего к вам?
Составьте портрет вашего избранника
Не секрет, чтобы выбрать себе подходящего избранниками, надо ясно представлять, какого человека вы хотите видеть рядом с собой. Только не у всех получается применять это правило. Некоторые вообще отказываются от выбора и предоставляют это право мужчинам. Обычно, ничего хорошего из этого не выходит: потеренное время, разрушенные надежды и депрессивное состояние – маленькая толика того, что может за этим последовать.
К поиску избранника необходимо подходить со всей серьезностью и подготовленностью, особенно если вы уже пережили пару-тройку неудачных романов с негодяями или другими неподходящими вам мужчинами. В этой статье я хочу рассказать вам о том, как составить портрет вашего избранника и повысить ваши шансы по его поиску.
Подготовка
Даже если вы уже знаете, какого мужчину вы хотите иметь у себя в партнерах или мужьях, нелишне было бы записать это все на бумагу. Неожиданно для себя вы можете обнаружить много нового! Или подтвердить, что ваша интуиция вас не подвела. Но если вы сомневаетесь и не знаете, какого типа мужчина вам нужен, эта статья поможет более четко представить ваш идеал.
Итак, освободите себе немного времени, приготовьте себе что-нибудь вкусненькое или идите в кафе, включите любимую музыку, расслабьтесь и постарайтесь сосредоточиться на своих мыслях и чувствах.
Помните, что писать нужно первое, что придет к вам в голову. Не старайтесь лгать себе, преувеличивать или приукрашивать. Это только первые наброски вашего портрета. Со временем, возможно, они будут изменяться и вы сможете составить более подходящий портрет. Главное начать. Итак, возьмите ручку и бумагу!
Кто вам нужен?
Общий взгляд
Подумайте о том, насколько образованным должен быть ваш мужчина. Вы сторонница высшего или даже двух образований или вам подойдет мужчина, в котором сочетается природный ум и приобретенный опыт? Вы будете воспринимать мужчину, который занимается самообразованием? А должны ли его интересовать книги? Какие? Какое хобби кажется вам предпочтительным?
Подумайте о вашей совместной жизни. Вы живете в его доме или квартире? Или на вашей территории? Или вообще покупаете новое и совместное жилье? Будете ли вы работать или только заниматься хозяйством? Какой образ жизни у вас будет? Это очень важные вопросы, не ответив на которые вы не сможете достигнуть цели.
Например, одна женщина говорит: «Я горжусь своим мужем! Он не позволяет мне работать и сам обеспечивает семью!». Другая же скажет: «Я недовольна своим браком, так как муж мне не позволяет работать! Это ущемляем меня как личность и ограничивает мои способности!». Поэтому, необходимо ясно представлять то, чего вы хотите, дабы не получить противоположного.
Визуальное представление
Представьте мужчину, которого вы хотите видеть радом с собой. Возможно, вы не знаете как будет выглядеть ваш будущий партнер. Но у каждого есть свои предпочтения и с возрастом женщины становятся более избирательными. Поэтому для начала составьте портрет вашего идеала. Какие у него должны быть волосы, цвет глаз, рост, фигура, телосложение. Сколько ему лет? Худощав или полноват? С белой кожей или загорелый? Опишите каждую мелочь и постарайтесь представить себе такого мужчину. Если вы не можете начать описание, вспомните всех своих бывших мужчин и выберите и них то, что вам очень нравилось или воспользуйтесь образцом ниже.
Описание личности
Любит ли ваш будущий партнер спорт или предпочитает малоподвижный образ жизни? Он чуток и нежен или независим и серьезен? Он интраверт или экстраверт? Любит ли он шумные вечеринки или спокойные домашние посиделки? Какая музыка ему нравится? Любит ли он проводить свободные часы перед телевизором или читает книги, или занимается спортивной ходьбой? В каком количестве употребляет алкоголь или вообще не употребляет? Курит ли он? Употребляет ли наркотики?(тут скорее надо описать ваше отношение к этому).
О чем он предпочитает разговаривать? О политике, религии, спорте, музыке, кино, любви, отношениях между людьми?
Что ему кажется важным? Карьера? Дом? Личная жизнь? Каковы его приоритеты?
Каким образом он зарабатывает на жизнь? Ходит ли он ежедневно на службу в костюме-тройке, или же он — свободный художник, работающий дома?
Любит ли он животных? Есть ли у него дети? Хочет ли он иметь детей? Живут ли его дети с ним? Состоял ли он в браке? Его мысли по поводу брака? Какую роль исполняет женщина в его жизни?
Образец портрета избранника
Мой мужчина – русский или иностранец европеидной рассы. Возраст от 35 до 45. Его рост примерно 180-190 см, а вес в пределах 80-90кг. С белой кожей, голубыми или зелеными глазами и темными волосами. Не красавец, но очень симпатичный мужчина. Мы отлично смотримся вместе и подходим к друг другу на 100% в постели, в жизни, в партнерстве, в воспитании детей.
Он сильный, здоровый, готовый любить меня такой, какая я есть. У него нет детей от предыдущих браков или он вообще не был женат. Он хочет иметь не более двух детей и заниматься их воспитанием вместе со мной.
Мой мужчина – духовно развитая личность, нежный любовник, умеющий выражать свои чувства и образованный человек. Вместе со мной он может сходить и на оперу, и в театр, и в кино, и на фестиваль старинных машин. Вместе мы посещаем много культурных мероприятий. Он любит путешествовать и узнавать культуру других стран. Он может быть предпринимателем, врачом, юристом или архитектором.
Мы живем в большом красивом доме и воспитываем вместе двух детей. Он не напрягает меня хозяйством, а берет в дом помощницу. Я занимаюсь домом, детьми, самообразованием и своим бизнесом. Его работа приносит нам большой стабильный доход и не требует его 24-часового участия.
Он доволен своей внешностью, следит за своим физическим состоянием и занимается спортом 2-3 раза в неделю. Не курит, очень редко употребляет спиртное. Никогда не употребляет наркотики.
Он – искушенный любовник, умеющий доставлять женщине удоольствие. Он не эгоистичен в постели. Он постоянно признается мне в любви. Часто говорит, что я красивая женщина, способная мам и просто замечательный человек.
Он надежен и всегда выполняет свои обещания. Мы доверяем друг другу.
Он добивается моей любви. Звонит мне. Инициатива брака исходит от него. Он сам мне делает красивое и романтическое предложение выйти замуж, которое происходит в Париже!
А чего хотите вы?
Попробуйте составить портрет вашего будущего партнера и вы удивитесь, что у вас на самом деле есть свои предпочтения! Когда портрет вашего избранника будет готов, используйте визуализацию и аффирмации такого вида:
Я (имя) найду мужчину, отвечающего моим критериям.
Я (имя) достойна настоящей любви и нахожу ее.
Я (имя) создаю чудесные любовные отношения с мужчиной, который будет любить меня так же сильно, как я его.
Если вы чувствуете, что вам трудно озвучить эти фразы, значит, вы считаете себя не достойной того счастья, которое приносят нормальные любовные отношения. Повторяйте эти аффирмации до тех пор, пока вы не избавитесь от чувства дискомфорта.
Многим женщинам не удается обрести истинную любовь именно потому, что они не смеют признаться себе в своих желаниях. Приведенные выше аффирмации помогут стереть старую «программу», мешающую вам найти подходящего вам мужчину.
P.S. Прочитали? А теперь по образцу напишите свой портрет идеального избранника!
Успехов!
1. КОМПОЗИЦИЯСоставляя композицию портрета, необходимо подумать о многих вещах, связанных с позой модели, освещением, заранее «увидеть» цветовое решение портрета.
Точное объяснение композиционных задач мыожно найти у Эжене Делакруа: «В композицию художник должен вносить расположение линий, усиливающее настроение, светотень, действующую на воображение, цвет, соответствующий характеру изображаемого». Это обязательно нужно сделать заранее, для того, чтобы портрет был гармоничным, а каждая его деталь как можно ярче выражала главную тему.
Для того, чтобы портрет не был плоским, важно заранее продумать 2 перспективы, — линейную и воздушную. Первая закладывается в рисунке, вторая — в живописи. Кроме того, углубление пространства можно усилить перекрыванием предметами друг друга и «развивающимся» фоном.
Заранее следует продумать и цветовое решение портрета: ведущие цветовые и тоновые гармоничные пары, эффектные рефлексы, акценты и фактуры с главной целью: эффектно выделить лицо.
Известные композиционные приемы:
Симметрия/ ассиметрия
Контрасты (свето-тени, фактуры, цвета, контуров, размеров)
Вертикали/ горизонтали/диагонали
Ритм (цветовые пятна, пустоты, повторяемость элементов).
2. РИСУНОК
В соответствии с выбраной композицией строится рисунок.
5 основных опорных точек для построения плечевого пояса:
1) Яремная впадина (между ключицами) — месторасположение этой точки на портрете определяется в самую первую очередь. Из этой точки проводится основная вспомогательная вертикальная ось, на которой определяются те точки лица, которые в этом осью пересекаются.
2) Положение подбородка относительно яремной впадины и основной вертикальной оси.
3) Положение уха: на оси, совпадающей с направлением грудинно-ключично-сосцевидной мышцей, которая тянется от яремной впадины к уху.
4) Положение переносицы, которая является основной опорной точкой построения лица, да и всей головы.
5) Основание носа.
После того, как оновные точки, линии и пропорции плечевого пояса определены, можно риступать к построению головы.
Опорные точки для построения черепа:
1) От точки переносицы — главной опорной точки головы — проводятся вертикальная и горизонтальная оси, каждая из которых делит голову на 2 равные части.
2) Определяется месторасположение глазничных впадин, крайние точки которых = ширине лицевой части головы.
3) Определяется ширина черепа , которую нужно передать в сокращении.
4) 3 равные части лица: лоб (от линии роста волос до бровей), «маска» (от бровей до основания носа) и нижняя часть (от онования носа до нижней точки подбородка).
5) Другие опорные точки определяют ширину носа, скулы, линию зубов и др.
Основные пропорции головы (стандарт):
— Высота лица составляет три четверти (3/4) от общей высоты головы.
— Ширина головы на уровне глаз составляет две трети (2/3) высоты головы.
— Ширина нижней челюсти составляет три четверти (3/4) ширины головы (в самом широком месте головы)
— Глаза расположены на линии переносицы, проходящей ровно посередине между макушкой и кончиком подбородка
— Ширина глаза — 1/5 ширины головы.; расстояние между глазами равняется одной ширине глаза
— Основание носа (его широкая часть) расположено на расстоянии 1/2 ширины головы от кончика подбородка
— Ширина основания носа равна ширине глаза
— Подбородок занимает 1/2 нижней части лица
— Рот расположен на линии, удаленной от кончика подбородка на 3/8 высоты головы, или, иначе, на 1/4 ширины головы вверх от кончика подбородка. Ширина рта равняется 1,5 ширины глаза.
— Верхняя граница уха лежит на одной линии с верхней границей брови, а мочка уха обычно находится на одном уровне с ноздрями
— Ухо начинается на линии, обозначающей середину между лицом и затылком
— Ширина шеи — 1/2 от ширины головы; расстояние от кончика подбородка до яремной впадины колеблется от 1/4 до 1/3 высоты головы.
Важно помнить, что голова и лицо состоят не из линий, а из плоскостей, прилегающих друг к другу и описывающих объемы.
Простые формы, к которым приближены голова и части лица:
Голова — яйцо острым концом вниз
Нос — трапециевидная призма
Глазное яблоко — шар
Нижняя губа — валик
Ушная раковина — фасолина
Важное правило: парные формы лица (глаза, брови, скулы, уши) рисуются одновременно, постоянно сравниваясь между собой!
3. ЖИВОПИСЬ
Некоторые «законы» и приемы живописного написания портрета:
1. Портретное искусство не ставит целью фотографическое сходство: требуется глубокая психологическая передача образа, умение выделить самое главное, характерное в модели.
2. Законченность живописного портрета состоит не в мелкой проработанности деталей, а в выраительной передаче красоты натуры
3. Форма — это объем, состоящий из многочисленных плоскостей. каждая из которых освещена по-разному
4. Парная красочная прописка лица
5. Постоянное сравнивание каждой детали со всей формой для достижения максимальной целостности; именно целостность позволяет не разрушить общий объм головы и достичь портретного сходства. П. П.Чистяков: «Когда рисуешь глаз, смотри на ухо»
6. Портретное сходство должно быть достигнуто и в фигуре, «чтобы даже без головы фигура была узнаваема» (В.Серов)
7. Реалистичное исполнение: применение живописной системы отношений (верная передача цвета, тона, яркости оттенков натуры в единстве с освещением)
8. Погружение человека в воздушную среду, задающуюся фоном
9. Многоплановость в портрете:
— линейная и воздушная перспективы;
— выявление в лице планов цветом и фактурой (ближнего, среднего, дальнего)
— применение в теневой части головы и лица приема non finito: постепенное исчезновение деталей, таяние контуров форм, постепенное их сближение с фоном
10. Применение черного видоискателя (стандартный азмер 5 х 7 см), позволяющего не только определить лучшую композицию, но и служащего, одновременно с белым холстом, камертоном цвета и тона
11. Закон контраста:
— ахроматических цветов
— свето-тени
— крупных цветовых пятен
— лица и фона
— фактур и контуров
— акценты
12. Прием эмоционально окрашенного и тепло-холодного разработанного фона, уводящего вглубь картины и придующего ей особое движение и трепетность.
Б. Йохансон: «Не следует увелкаться яркими … фонами, убивающими звучание тонкого колорита тела».
13. Минимальное использование белил; темные краски лучше высветлять светлыми красками других энергичных оттенков: желтыми, охрой, салатовыми и пр.
14. Цвет палитры должен максимально совпадать с цветом холста, то же самое касается и их освещения.
15. Движение от самого светлоо к самому темному на лице и в портрете в целом
16. Приемы соединения красок:
— прием «воздушного» (сухого) мазка
— прием мозаичного расположения мазков
— механическое смешивание на палитре
— лессировка
Простая палитра лица:
— белила
— кадмий желтый
— охры
— английская красная
— краплак
— зеленая земля
— умбры
— сиены
— кобальт
— улльтрамарин
— ван лик коричневый
— кость жженая
Этапы работы над портретом:
1. Перенос рисунка на холст
2. Свето-тональный 2-х или 3-цветный подмалевок (используемые теплые краски: охры, умбры, земли + белила)
3. Определение натурального (локального) цвета лица и волос, являющихся главной точкой отсчета всего цветового строя произведения
4. «Раскладывание» на палитре всех цветовых пятен на разделы: свет / тень/ полутень/ рефлекс, располагая их на палитре в той же последовательности, что и в натуре, для последующего переноса их на холст
5. Начинать писать с той части лица, которая наиболее ясна
6. Прокладка крупных плоскостей цветовыми оттенками (широкие кисти)
7. Постепенное уточнение форм
8. Детальная проработка
9. Обобщение
Мы уже рассказывали об основных правилах рисования головы. Но именно черты лица делают портрет уникальным и придают характер. Черты лица помогают нам узнавать людей, которых мы знаем, а также запоминать новые лица, что чрезвычайно важно для любого реалистичного портрета. Вот несколько простых советов, которые должен знать каждый.
Давайте снова рассмотрим лицо в анфас и в профиль. Синие горизонтальные линии помогут нам отметить расположение различных деталей в соответствии с пропорциями.
Указанные ракурсы – весьма удобны и полезны как варианты рисования пропорций лица. Однако существует небольшая проблема – в реальном мире вы вряд ли увидите лица только в анфас или же только в профиль. Чаще всего что-то среднее. К тому же лицо может быть наклонено вверх или вниз. Это промежуточное состояние лица между анфасом и профилем называется ракурсом в три четверти.
© 2013 Пол Хистон
Представленный автопортрет – классический пример такого ракурса. Возможно, вы заметили, что многие правила пропорций отличаются от предыдущих вариантов, особенно соотношения расстояний между глазами, носом и ртом. Давайте рассмотрим каждую из этих деталей отдельно в анфас, в профиль и в ракурсе три четверти.
Глаза
Обратите внимание на глаз в профиль и как далеко он находится от переносицы. Это потому, что бровь и переносица выступают вперед, чтобы защитить глаз. Также обратите внимание, что диск радужки в профиль – всего лишь узкая полоска. В середине рисунка обозначен ракурс в три четверти. На нем глаз, включая радужку, как бы укорочен, или немного сжат по бокам. Потому что само глазное яблоко имеет форму шара, нижнее и верхнее веко прикрывает глаз, становясь более резкими на дальней стороне, и сужаясь немного мягче на стороне, обращенной к зрителям. Во всех трех вариантах, вы также можете наблюдать, что радужная оболочка глаза немного спрятана под верхнее веко, в то время как нижний контур радужки остается видимым. Помните, если объект вашего рисования не удивлен, вы практически никогда не увидите всю радужку целиком.
Нос
Нос нарисовать немного сложнее. Контур переносицы наиболее четко виден в профиль, не так сильно в ракурсе в три четверти, и совсем слабо в анфас. Обратите внимание, что в профиль контур ноздрей отодвинут гораздо дальше назад, чем перегородка (средняя часть между ноздрями), которая находиться прямо над верхней губой и непосредственно под линией переносицы. В ракурсе три четверти вы сможете уже увидеть обе ноздри.
Губы
На рисунке, заметьте, есть небольшой изгиб в центре верхней губы. Не у каждого он так четко выражен. Вы можете придать губам объем с помощью более толстых линий. Нижняя губа обычно (но не всегда) толще, чем верхняя губа, и имеет простую изогнутую форму, тогда как верхняя губа немного сложнее. Лучше всего наметить верхнюю губу более слабо, чем нижнюю, где более толстая линия указывает на объем губ.
Уши
Покажу лишь два варианта рисования уха, так как различия между ухом в профиль, анфас и в три четверти слабо заметно. Уши могут также быть разными, в зависимости от человека, чей портрет вы пишите. Существует огромное разнообразие форм ушей, которые отличаются совсем небольшими деталями. Однако нельзя их упускать, если вы хотите добиться как можно большей схожести. Мы представляем ухо как что-то похожее на полукруг с неровными выступами на задней стороне. Внешний выступ выравнивается и переходит в мочку уха, в то время как внутренние выступы начинаются где-то внутри и очерчиваются в небольшой изгиб над мочкой. Уши могут показаться сложной частью рисунка, но с помощью практики удастся устранить все ошибки и добиться прекрасного результата.
Вы можете начать рисовать свои черты лица по отдельности, глядя в зеркало под разными углами. Как они меняются, в зависимости от того смотрите ли вы на них снизу или сверху? Что вы заметили в чертах лица с разных точек зрения? Внимательное наблюдение — главное, что позволяет добиться сходства при рисовании портрета.
Автор: Paul Heaston
Видео по теме — Как Легко Нарисовать Портрет По Фото
Поделиться статьей:
«Построение портрета лица девушки»
Такое построение считается условно-приблизительным, потому что черты лица в каждом человеке сугубо индивидуальны. Однако это построение даст схематичную основу написания лица в анфас в портрете.
Чаще всего встречаются овальная, круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, грушевидная и ромбовидная формы. Овальный тип лица является идеальной формой.
Для начала возьмите фотографию человека, лицо которого вы хотите нарисовать. Внимательно рассмотрите ее. Лицо человека на листе бумаги состоит из геометрических фигур, которые в процессе прорисовки меняют свою форму. Помните, что лица людей непропорциональны. Поэтому во время детальной прорисовки частей лица это надо учитывать.
Идеальными пропорциями овала лица считается 3:4, то есть три меры длины по горизонтали, и четыре меры длины по вертикали. Пересечением этих линий будет место, где расположена переносица в лице человека.
В нашем случае мы будем рисовать овальную форму лица.
Для упрощения первоначальной задачи наша модель не имеет наклонов головы. В других случаях, прежде чем её рисовать, необходимо внимательнее рассмотреть свою модель, чтобы учесть наклон головы, и только после этого начать строить вертикали и горизонтали.
В овале, который изображает голову, проводятся прямая горизонтальная и вертикальная линии. Они должны делить будущее лицо на равные доли. Верхняя часть овала — это лобная. Глаза располагаются точно посередине головы.
Художники используют небольшие подсказки для рисования портретов:
- ширина лица состоит из 5 отрезков, равных ширине глаз;
- расстояние между глазами приблизительно равно ширине одного глаза;
- ширина подбородка равна длине глаза.
1. Нарисуем вертикальную линию и на ней отмеряем семь одинаковых отрезков. Для удобства воспользуемся линейкой.
2. Ровно посередине, в 4-ом отрезке, проведём горизонтальную линию, которую будем считать линией глаз. Разделим её на пять равных отрезков. Получим в середине нос, два глаза и два отрезка височной области.
- При построении глаз важно помнить правило, что между глазами должен всегда помещаться третий глаз.
3. В квадратиках-глазницах наметим «рыбки» глаз и на отрезке между глазами построим нос, для этого разделим его на три равные части вертикальными линиями и одной горизонтальной, в области 3 отрезка отделим кончик носа.
4. Соединим квадратик переносицы с бровями в трапецию, обозначим среднюю часть и нарисуем трапецию носа.
5. Отрезки №1 и №2 объединим и разделим на 3 ровные части. Верхнюю (пунктирную) полученную линию будем считать средней линией рта. Из центра глаз проведём две вертикальные линии на эту линию.
6. Теперь нарисуем овал лица.
7. Если уши в рисунке не закрыты причёской, тогда их тоже нужно построить. Чаще всего уши по высоте равны расстоянию от линии бровей до линии кончика носа. Соединим линию №3 и №4 косой вертикальной линией, этим самым обозначим ширину уха, сужающегося к низу.
8. Обозначим шею от серединной линии рта вертикальными линиями вниз.
9. Теперь на верхней отметке линии лба (линия №6) нарисуем зону роста волос и обрисуем лицо волосами.
На этом первый этап «Графического построения лица» окончен.
Приступаем ко второму этапу — «Детализация лица»
Глаза — самая выразительная часть лица, поэтому так важно расположить их правильно и передать их точную форму. Основные моменты, на которые нужно обратить внимание при рисовании глаз:
- внешняя часть глаза всегда чуть выше внутренней части;
- дуги глаз округлены ближе к внутренней части глаза и сужены к внешней;
- если человек смотрит прямо, то радужная оболочка его глаза всегда чуть прикрыта верхним веком;
- ресницы всегда начинают рисовать от века;
- нижние ресницы всегда короче верхних;
- не забывайте, что у глаза должны быть прорисованы слёзные протоки, нижнее внутреннее и верхнее веко.
1. Пририсовываем «рыбки» глаз с верхним веком. Глазные яблоки (следовательно, и зрачки) должны смотреть в одном направлении, от этого зависит выразительность глаз.
2. Рисуем реснички от века, учитывая, что верхние длиннее нижних ресниц. У женщин обычно длинные и густые ресницы.
3. Рисуем дуги бровей, сравнивая изгиб с оригиналом. Бровь начинается на линии, проходящей вертикально через внутренний угол глаза и линию крыла носа, а заканчивается в точке пересечения с линией, проведенной от крыла носа через внешний угол глаза.
- Расстояние от верхней линии роста волос до линии бровей равно расстоянию от линии бровей до линии носа и равно расстоянию от линии носа до линии подбородка.
4. Ширина носа равна расстоянию между внутренними уголками глаз.
5. Спинка носа переходит из переносицы в кончик носа, а крылья носа переходят в щеки. На треугольном основании располагаются овальные ноздри, сходящиеся к кончику носа и ограниченные крыльями носа.
6. Начните рисовать губы с внутренней линии, с места соприкосновения нижней и верхней губы. Эта линия никогда не будет идеально ровной, она всегда состоит из нескольких изогнутых линий. Эту линию рта на рисунке всегда нужно рисовать темнее, чем внешние контуры, а верхнюю губу зачастую меньше нижней.
- Если соединить линиями точки внешних углов глаз (без учета ресниц) и точку середины края нижней губы, получится равносторонний треугольник, а высота подбородка равна длине глаза.
7. Форма уха напоминает морскую раковину и одинакова у мужчин и женщин. Они часто скрыты волосами, и их выразительность зависит от точного положения на боковой стороне головы.
Самое главное в портретном жанре — в общих чертах охватить индивидуальные особенности головы модели и лишь затем тщательно изучить детали и то, как они соотносятся между собой.
При рисовании портрета важно уделять пристальное внимание общему строению головы и определить ее основные характеристики, потому что во многом именно от этого зависит степень сходства рисунка с оригиналом.