Как составить портрет великих людей

Памятка «Как составить исторический
портрет»

1.Становление
личности исторического деятеля:

1)дата и место
рождения;

2)среда, семья
(воспитание, образование)

3) формирование
взглядов.

2.
Черты характера.  Влияние личных качеств  на деятельность описываемой личности.

3.
Свершения исторического деятеля:

1) основные дела
его жизни;

2)успехи и
неудачи;

3)какие слои
населения поддерживали его деятельность, а какие нет, и почему;

4) кто был его
друзьями, а кто врагами и почему;

5) какими были
последствия его деятельности: для современников, для потомков;

6) за что
человечество помнит этого деятеля.

4.
Ваше личное отношение к историческому деятелю.

Памятка «Как составить исторический
портрет»

1.Становление
личности исторического деятеля:

1)дата и место
рождения;

2)среда, семья
(воспитание, образование)

3) формирование
взглядов.

2.
Черты характера.  Влияние личных качеств  на деятельность описываемой личности.

3.
Свершения исторического деятеля:

1) основные дела
его жизни;

2)успехи и
неудачи;

3)какие слои
населения поддерживали его деятельность, а какие нет, и почему;

4) кто был его
друзьями, а кто врагами и почему;

5) какими были
последствия его деятельности: для современников, для потомков;

6) за что
человечество помнит этого деятеля.

4.
Ваше личное отношение к историческому деятелю.

Как составить исторический портрет личности.

Художники, обладающие мастерством, способны с помощью краски или карандаша передать на бумаге достоверный портрет, неотличимый от своего настоящего прототипа. В действительности, если приложить усилия, вы тоже сможете нарисовать словом реалистичный портрет – для этого нужно иметь некоторые представления о том, как это сделать.

Описание исторического портрета есть в заданиях ЕГЭ по истории. Исторический портрет личности обычно составляется на какого-то известного деятеля, оставившего свой след в истории. Такая работа требует глубоких знаний не только исторических событий, но и о самой личности.

Итак, начинаем писать характеристику исторической личности. Первое, обозначаем годы жизни, но, если Вы этого не помните, что естественно, достаточно указать исторический период, в который жил этот человек (правил или вёл активную деятельность).

Далее следует перечислить исторические события, происходившие в стране или в мире, здесь же нужно описать деятельность этой самой личности. Не стоит забывать и о ранней биографии исторического деятеля. Хорошо было бы добавить информацию о его происхождении (если это важно!), убеждениях, особенностях характера и пр. Можно добавить интересные факты.

Обязательно нужно порассуждать (поразмышлять) о том, какими методами, средствами он достиг успеха или претерпел неудачу. Чего хотел добиться, к чему стремился. Далее делаем вывод о результатах его действий. Здесь приветствуется и свое отношение к исторической личности, и, безусловно, хорошее знание биографии.

Таким образом под историческим портретом мы понимаем воплощение определенной личности в истории, т.е. её жизнь и деятельность, роль в государственном или мировом масштабе. Для того, чтобы грамотно составить исторический портрет, нужно придерживаться определенной последовательности.

Во-первых, нужно рассказать, как происходило формирование личности исторического деятеля. Начать нужно с простых биографических сведений:

— дата и место рождения этого человека;

— кто были его родители;

— где и в каких условиях он жил, воспитывался и учился;

— как и под воздействием чего складывались его взгляды и убеждения.

После этого переходим к личным качествам и чертам характера этого человека. Здесь нужно упомянуть о том, какие личные качества или черты характера влияли на его деятельность. И обязательно указать свое отношение, какие из его личных качеств и черт характера вам импонируют, а какие нет.

Теперь переходим к делам и свершениям исторического лица. Во-первых, нужно рассказать об основных делах его жизни, успехах и поражениях. Рассказать о средствах и методах осуществления его деятельности. Упомянуть о том, кто и почему поддерживал его, а кто нет. Во-вторых, нужно упомянуть о его друзьях, соратниках и врагах, объяснить, почему именно эти люди были его друзьями и врагами. В-третьих, рассказать о результатах и значении его деятельности для современников и потомков. Каков его вклад в историю, за что люди помнят этого человека.

И в заключение, расскажите о своем личном отношении к данному историческому персонажу, дайте оценку его деятельности. Но, давая оценку историческим деятелям, нужно помнить о том, что каждый из них жил и работал в свою эпоху, в которой существовали определенные исторические условия. Объективную оценку и характеристику личности можно дать, только правильно поняв и оценив историческую ситуацию того времени.

Критерии оценивания исторического сочинения.

Учтите, что оценивать написанный исторический портрет будут по нескольким критериям, и постарайтесь на них ориентироваться. Прежде всего, по возможности указывайте точные даты событий. Если вы напишете только лишь век, этого может оказаться недостаточно. 

Старайтесь не допускать фактических ошибок, когда описываете события и результаты деятельности исторической личности. Вы можете писать в свободной форме, однако, при построении текста придерживайтесь строгой логики и будьте последовательны в своих умозаключениях. Характеризуя направления деятельности личности, приводите аргументы, подтверждающие ваши слова. Доказательства в виде личного мнения или взгляда на тот или иной вопрос историков не так сильны, как конкретные факты. Не забывайте, что тезисы без аргументов легко подвергаются критике. 

Укажите всю информацию, которую вы помните, поскольку в этом типе задания большой объем написанного обеспечит вам большее количество баллов. Поэтому выберите ту историческую личность, о жизни которой вы больше всего помните, чтобы проявить по максимуму свою эрудицию. Указывайте имена, даты, события, характеристики, различные дискуссионные мнения, аргументы и противоречия, факты и предположения, примеры и цитаты. 

При написании используйте черновик, так вам будет проще совершенствовать содержание текста исторического сочинения. В конце сочинения обязательно напишите вывод, оцените результаты деятельности выбранной вами исторической личности. Обратите особое внимание на вступительную и заключительную части текста. В начале исторического портрета укажите ключевые моменты, связанные с жизнью деятеля, а в заключении обобщите информацию. Подумайте, какую роль сыграла эта историческая личность в истории, каково значение ее деятельности и какое влияние она оказала на дальнейшее развитие событий в стране.

Старшеклассники должны приобретать навыки составления исторических портретов. Это поможет успешно сдать ЕГЭ. Кроме того, описание портрета исторической личности — отнюдь не скучное занятие. При изучении биографии правителя можно понять причину тех или иных событий, повлиявших на судьбы миллионов обычных людей.

Портрет, созданный искусным художником, мало общего имеет с фотографией. Живописец рисует человека таким, каким видит. То же самое можно сказать и об исторических портретах, которые составляют исследователи на основе различных документов, но часто под влиянием субъективного мнения. Пожалуй, более достоверной биографией является та, что состоит из предположений и версий. Ведь ни один, даже самый опытный исследователь, не может знать в точности, что чувствовал Иван Грозный, убивая своего сына, и как Иосиф Сталин относился к Гитлеру.

План исторического портрета

С чего следует начинать выполнение такого задания? Прежде всего нужно разобраться в событиях, происходящих в годы жизни личности, чей исторический портрет предстоит составить. Важно ознакомиться и с биографией. История – наука относительная, а потому одного источника недостаточно. Желательно прочитать одну-две книги. Это может быть как публицистика, так и художественная литература.

В составлении портрета исторической личности, как уже было сказано выше, важную роль играют события ранних лет. Мировоззрение формируется в детстве. Отношение родителей, окружение, образование – все это исследователи учитывают при составлении исторических портретов. Следует также перечислить характерные черты правителя, политика или полководца. Затем уже рассказать о деяниях, благодаря которым он повлиял на ход истории. Внимание стоит уделить и последним годам. То есть исторический портрет князя или царя составляется по такому плану:

  1. Детство, юность.
  2. Годы правления.
  3. Важные исторические события.
  4. Последние годы.

Ниже представлены несколько кратких исторических портретов. Приведено не только описание событий, но и интересные факты из личной жизни. Причем героями повествования выступают как правители, так и личности, о роли которых в истории исследователи спорят до сих пор.

василий блаженный

Детство Ивана Грозного

Исторический портрет этого правителя составлять интересно и несложно. О нем написано множество книг, снято немало фильмов. У многих имя Ивана Грозного ассоциируется с жестокостью, многочисленными казнями. Но не все так просто и однозначно. Во-первых, в XVI веке смертоубийство не считалось таким уж страшным грехом, во всяком случае, если его совершал царь, власть которому дана, как тогда полагали, богом. Во-вторых, детство Ивана, будущего царя, было далеко не безрадостным.

Первые воспоминания будущего правителя связаны были с отчаянной борьбой за власть. Борьба эта велась между Шуйскими и Бельскими. Никому дела не было до царевича до тех пор, пока он не оказался у власти.

Иван рано осиротел. Рядом с ним никогда не было доброго близкого воспитателя. Вокруг с ранних лет царь видел ложь, жестокость, интриги. О переворотах и борьбе за власть можно прочитать в любом учебнике истории. Исторический портрет этого правителя составлять следует, учитывая нравы той эпохи. Однако даже для своего времени Иван Грозный был чрезмерно жесток. Сперва он наблюдал над тем, как убивали других, затем, повзрослев, и сам приобщился и к смертоубийству. Но прежде чем казнить «неверных», он тренировался на кошках и собаках. Юный государь разъезжал по московским улицам, убивая животных. Не жалел и стариков, оказавшихся на его пути. Когда окреп, принялся за своих врагов, главным из которых стал Андрей Шуйский. С тех пор к государю бояре прониклись страхом и уважением.

Первый царь

Иван Грозный – первый русский правитель, получивший царский титул. В шапке Мономаха он вышел к народу в 1547 году. Царицу выбирали долго, скрупулезно. По всей Руси разослали указы о немедленной доставке к молодому царю девиц. Одной из них суждено было стать женой Ивана IV. Тех, кто не предоставит кандидатуру на кремлевский кастинг, ожидала казнь. Впрочем, нежелающих повиноваться царскому указу оказалось мало. Каждый мечтал породниться с Рюриковичем.

Иван Грозный проявил себя как жесткий, бескомпромиссный правитель. Бывших жен имел обыкновение отправлять в монастырь. Как известно, убил своего сына. Правда, говорят об этом источники, достоверность которых подвергается большому сомнению. Так или иначе, это был великий правитель: Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал…

Набожный сатрап

При своей склонности к скорым расправам царь был человеком весьма набожным. В столице построил несколько храмов и церквей. Есть версия, что единственным человеком, способным навести страх на Ивана Грозного, стал Василий Блаженный – тот самый юродивый, разгуливавший в окрестностях Кремля в обнаженном виде и произносивший странные, непонятные речи.

Петр Первый

петр первый

После скоропостижной смерти царя Федора бояре объявили новым правителем девятилетнего Петра. Имелся еще один кандидат на трон – цесаревич Иван. Однако тот был не столь живым и бойким. Выбор бояр не понравился Милославским. И снова началась яростная борьба за власть. Милославским удалось использовать в своих целях стрельцов, которые организовали знаменитый бунт, а затем, спустя годы, поплатились за это. Юного Петра отправили подальше от Москвы. На время воцарилась его сестра Софья.

Мальчику глубоко в душу запал стрелецкий бунт и гибель близких. Так же как и Иван Грозный, он, возмужав, отомстил своим обидчикам. Но прежде получил неплохое образование. С ранних лет Петр увлекался кораблестроением, проявлял удивительную тягу к знаниям. Составляя исторический портрет этого царя, следует рассказать хотя бы вкратце об основании Санкт-Петербурга. Город, построенный на человеческих костях, действительно стоил жизни тысячам простых людей.

памятник петру в петергофе

«В моих руках Франция»

Отвлечемся от российской истории и скажем расскажем об одном из самых противоречивых французских правителей. В Петергофе есть памятник, изображающий основателя Северной столицы с младенцем на руках. Монумент находится в Нижнем парке. «В моих руках — вся Франция», – именно эту фразу, согласно преданию, произнес Петр I, взяв на руки маленького инфанта. Это произошло во время пребывания русского царя во Франции.

Людовик XV рано осиротел. Версаль, как и Кремль, был наполнен интригами. Правда, избавлялись от своих врагов французские властолюбцы более хитро, изощренно. Будущему королю повезло – других претендентов на престол не было. Однако это не значит, что инфанта окружили любовью и вниманием.

король людовик 15

Ленивый король

Воспитанием Людовика занимался Вильруа, прослывший бездарным военачальником и оказавшийся посредственным педагогом. Главной частью образовательного процесса, по его мнению, являлось участие в торжественных церемониях. Маленький мальчик с ранних вынужден был соблюдать строгие правила поведения при придворных. Именно потому Людовик XV в дальнейшем, став полноценным правителем, избегал всяческих церемоний и предпочитал проводить время на охоте, вдали от Версальского дворца.

Его называли ленивым, бездарным королем. Людовик проявлял слабость, безволие перед своими фаворитками, тратил на них огромные деньги. Парижане тем временем умирали от голода. В юности Людовик доверил государственные дела де Флери. После смерти «серого кардинала» большую часть государственных дел решала мадам Помпадур. Однако стоит сказать, что Людовик немало сделал для развития искусств, поощряя поэтов и художников. Кроме того, он был человеком образованным и начитанным. Все же король совершил много ошибок, за которые поплатиться пришлось его внуку – Людовику XVI.

королева мария-антуанетта

Мария-Антуанетта

Биография королевы вдохновляет режиссеров и писателей. Однако Мария-Антуанетта не привлекала бы столь пристального внимания, если б не ее трагическая смерть. Бурбоны и Габсбурги слишком долго делили власть. Во второй половине XVIII столетия они вдруг решили, что им пора найти общий язык, а для этого, согласно нравам тех времен, следовало заключить несколько брачных договоров. Что они и сделали. Дочь австрийской императрицы стала французской дофиной. Марии-Антуанетте было всего 14, когда ее выдали замуж за Людовика XVI.

казнь марии антуанетты

Это были абсолютно непохожие друг на друга люди. Людовик предпочитал проводить время в уединении, за чтением. Мария-Антуанетта не осилила ни одной книги за свою жизнь. Королева любила развлекаться, среди ее приближенных встречались исключительно интриганы и прихлебатели. Мария Антуанетта не замечала, что Франция погрязла в нищете, и что в окрестностях Парижа все громче раздаются революционны возгласы. Ее супруг, быть может, что-то видел и понимал, но ему не хватало твердости, решительности. Оба они закончили жизнь на плахе.

Наполеон

О ранних годах великого полководца известно немного. Согласно одной версии, он

наполеон бонапарт

большую часть времени проводил за чтением. Согласно другой – будущий Наполеон имел прозвище «Баламут», что никак не согласуется с образом замкнутого ребенка. Французский язык корсиканец начал изучать в возрасте девяти лет. Всю свою жизнь говорил с ужасным итальянским акцентом.

Лидерские качества Наполеон проявлял уже в детстве. Конфликтовал с преподавателями, в результате чего завоевал уважение сверстников. Был дерзок, решителен, честолюбив. В это легко поверить. Только чрезвычайно честолюбивому и самоуверенному полководцу пришла бы в голову идея заполучить ключи от Кремля в дни суровых зимних морозов.

Григорий Распутин

григорий рапутин

Среди ярких исторических фигур встречаются не только правители или политические деятели. Одна из самых загадочных личностей XX столетия – Григорий Распутин. О нем распространено столько слухов, что даже историкам сегодня сложно определить, где правда, а где вымысел. Простой деревенский мужик, промышлявший в юности конокрадством, каким-то образом стал близким другом семьи Романовых. Быть может, он действительно обладал даром целителя и смог облегчить страдания цесаревича. Все же часто историки изображают Распутина человеком, имевшим косвенное отношение к гибели царской семьи.

Исторический портрет
— это короткий рассказ о каком-либо правителе, деятеле культуре,
государственном деятеле, военачальнике и т.д. Исторический портрет
отражает самые основные сведения об историческом деятеле. Для написания
исторических портретов разработаны специальные алгоритмы (памятки).

5 класс

Алгоритм характеристики исторического деятеля

1.
Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно,
установи точную дату)?

2. Если возможно, опиши его внешность, черты характера.

3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Ка­ким путем
добивался своей цели?

4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры.
5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, ка­кие — неодобрение?

6-11 классы 

Алгоритм  характеристики правителя
1. Время жизни
2. Титул, положение
3. Основные направления деятельности
а) внутренняя политика
б) внешняя политика
или
— в экономической сфере (цель, мероприятие, результат)
— в социальной сфере
— в политической сфере
— в культуре

4. Результаты деятельности:
— чего добился
как оценивают (однозначная оценка, противоречивая оценка, остается неоцененным по достоинству; позиции современников, потомков, ученых

Алгоритм характеристики деятеля культуры

1. Время жизни
2. Особенности эпохи
— идеи, стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве
— отражение общественных проблем в произведениях
3. Творческие достижения и влияние на современников и потомков
4. Место в российской и мировой культуре

Алгоритм характеристики государственного деятеля

1. Время жизни
2. Звание, чин, сфера деятельности
3. Основные направления деятельности и их характеристика (реформы, мероприятия, проекты, законотворчество)
4. Результаты (завершенность реформ или их неудача, к каким последствиям привели), оценки деятельности современников, историков

Алгоритм характеристики военачальника

1. Время жизни
2. Звание
3. Военные кампании, в которых участвовал
4. Заслуги
— в чем проявилось участие в военных действиях (руководство сражениями, разработка планов военных операций)
— в чем заключалась новизна применяемой тактики
— деятельность, направленная на укрепление армии, флота
5. Результаты и значение деятельности   

Источник: О.Г. Веряскина и др. Тетрадь-тренажер. Подготовка к ЕГЭ. Историческое сочинение. Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2013 г.стр. 12-13. 

Как написать исторический портрет личности

Одно из самых непростых и требующих глубоких знаний типов заданий, включенных в ЕГЭ по истории – написание исторического портрета личности. Содержательный, написанный без ошибок текст покажет высокий уровень подготовленности ученика.

Наполеон

Приступив к написанию, укажите годы жизни выбранной вами исторической личности. Если вы не можете вспомнить точную дату, вполне достаточно будет указать годы правления/ активной деятельности.

Во-вторых, перечислите вкратце основные события, происходившие в стране и в мире в то время, а также опишите деятельность и основные достижения исторической личности. Не забудьте описать с подробностями раннюю биографию исторического деятеля, расскажите о его социальном происхождении, личных качествах, особенностях характера, жизненных позициях и убеждениях.

Поразмышляйте над методами достижения целей и степени успешности исторической личности, укажите причины неудачи или успеха. Не забудьте развернуто объяснить, какие цели преследовал исторический деятель, чего хотел добиться и что пытался искоренить.
После этого подведите итог, расскажите о результатах и последствиях его действий.

Учтите, что оценивать написанный исторический портрет будут по нескольким критериям, и постарайтесь на них ориентироваться. Прежде всего, по возможности указывайте точные даты событий. Если вы напишете только лишь век, этого может оказаться недостаточно.

Старайтесь не допускать фактических ошибок, когда описываете события и результаты деятельности исторической личности. Вы можете писать в свободной форме, однако, при построении текста придерживайтесь строгой логики и будьте последовательны в своих умозаключениях. Характеризуя направления деятельности личности, приводите аргументы, подтверждающие ваши слова. Доказательства в виде личного мнения или взгляда на тот или иной вопрос историков не так сильны, как конкретные факты. Не забывайте, что тезисы без аргументов легко подвергаются критике.

Укажите всю информацию, которую вы помните, поскольку в этом типе задания большой объем написанного обеспечит вам большее количество баллов. Поэтому выберите ту историческую личность, о жизни которой вы больше всего помните, чтобы проявить по максимуму свою эрудицию. Указывайте имена, даты, события, характеристики, различные дискуссионные мнения, аргументы и противоречия, факты и предположения, примеры и цитаты.

При написании используйте черновик, так вам будет проще совершенствовать содержание текста исторического сочинения. В конце сочинения обязательно напишите вывод, оцените результаты деятельности выбранной вами исторической личности. Обратите особое внимание на вступительную и заключительную части текста. В начале исторического портрета укажите ключевые моменты, связанные с жизнью деятеля, а в заключении обобщите информацию. Подумайте, какую роль сыграла эта историческая личность в истории, каково значение ее деятельности и какое влияние она оказала на дальнейшее развитие событий в стране.

Источники:

  • Написание исторического сочинения: портрет исторического деятеля

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • График рыночного равновесия как составить
  • Тендер как найти профиль
  • Как найти автоповорот на смартфоне
  • Как найти свойства графического адаптера виндовс 10
  • Кот поцарапал дверь как исправить