Как составить поурочный план по русскому языку

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

    план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Приложение 2

Методические
рекомендации к составлению плана урока

При составлении плана
урока в соответствии с методологическими принципами построения эффективного
учебного занятия учителю целесообразно руководствоваться приведенными ниже в
виде таблицы методическими рекомендациями.

Тема урока (Т): …………………………………………………………….

Цель урока (Ц): формулируется
и записывается учителем после осмысления предполагаемого результата урока

Материал к уроку: пишется
после составления всего плана и исправления ошибок с учетом всех
этапов урока

План

Время, мин

Элементы структуры занятия

Содержание этапов занятия

Планирование действий педагогической оценки

ПЭУ

Проверка домашнего задания
(ДЗ) с целью контроля качества усвоения материала.

Создание ситуации
затруднения
, приводящей к теме урока (Т)

Тема (Т)

Объявляется и обязательно
пишется на доске

Цель урока (Ц)

Перефразированная цель
учителя. Например: «Научить
® Научиться…»

Задачи урока (З)

Задач всегда три, так
как они показывают ученикам каким путем мы пойдем к цели по трем этапам урока

I этап

Название этапа урока,
которое учитель записывает в плане для себя. Например: «Понятие имени
существительного»

Цель 1

1)

Формулируется для детей в
форме побуждающего к размышлению вопроса, на который они должны ответить в
конце
I этапа урока. Например: «Давайте разберемся, что же
такое имя существительное?»

Суть работы на I этапе

Логически
выстроенная работа с определением: от примеров, фактов, опыта детей к
определению нового понятия (индуктивно) или, наоборот, (если не хватает
времени) к примерам, фактам, раскрывающим определение понятия (т.е.
дедуктивно), в результате чего дети подводятся учителем к итогу этапа (И1)

Итог 1

1)

Иногда может делать ученик или несколько учеников,
после чего итог этапа четко и достаточно эмоционально обязательно
подводит сам учитель
, акцентируя внимание детей на самом главном

ЭЛП

Фраза-переход, которая
обязательно заканчивается формулировкой учителем цели
II
этапа урока (Ц2)

II этап

Снова в плане пишется
название этапа для себя. Например: «Распознавание имени существительного по
существенным признакам на основе определения»

Цель 2 (Ц2)

Формулируется для детей в
виде проблемы, побуждающего к размышлению и действию утверждения или
вопроса, на который они должны дать ответ в конце
II
этапа урока. Например: «Интересно, а каким образом среди множества слов мы
сумеем найти имя существительное?»

Суть работы на II этапе

Подобрать
не более трех упражнений или заданий от простого к сложному, в работе
над которыми требуется использование всех существенных признаков
определения нового понятия и подвести, таким образом, учащихся к открытию
алгоритма
– общего порядка действий по правилу (определению, закону,
формуле и т.п.) при решении типовой задачи

Итог 2 (И2)

Подводится также, как и на
1 этапе урока

ЭЛП

Фраза-переход, которая
обязательно заканчивается формулировкой учителем цели
III
этапа урока (Ц3)

III этап

Опять в плане пишется
название этапа для себя. Например: «Самостоятельная работа по применению
полученных знаний»

Цель 3 (Ц3)

Формулируется для детей в
форме  побуждающего к действию утверждения или вопроса, на который они должны
ответить самостоятельно в конце
III этапа урока. Например: «Сейчас мы проверим,
что же помогает безошибочно находить в тексте имена существительные»

Суть работы на III этапе

Подобрать общую
самостоятельную работу по стандарту образования, задания по вариантам или
задания дифференцированные по уровню трудности – развивающие задания (РЗ) (в
зависимости от сложности материала, уровня развития учащихся и типа урока) на
использование определения и алгоритма его применения

Итог 3 (И3)

Подводится также, как на I и II
этапах урока

ЗЭУ

Формулируется общий вывод
по уроку (В) и дается мотивация перспективы (МП)

Вывод по уроку (В)

Формулируется учащимися, а
затем самим учителем эмоционально, четко с акцентом на главное по
формуле: В = И1 + И2 + И3

МП

Формулируется учителем в
форме интригующей фразы или вопроса, для ответа на который на следующем уроке
необходимо качественное выполнение ДЗ

Примечания:

1. Домашнее задание
(ДЗ) может быть выдано на любом этапе урока (там, где это уместно), но
оно должно быть продолжением самостоятельной работы ученика на уроке,
которая в таком случае служит образцом учебных действий (УД). Это
позволяет исключить затраты времени на инструктаж учеников по выполнению ДЗ.
Объем письменных ДЗ не должен превышать 1/3 классной работы ученика.
Объем устных ДЗ по одному предмету не должен превышать 30 минут,
необходимых для его выполнения.

2. Самостоятельные
работы наиболее уместно проводить на ПЭУ и
III этапе занятия, где можно организовать
проверку знаний, умений и навыков по федеральному государственному образовательному
стандарту (ФГОС). Развивающие задания, рассчитанные на работу ученика в зоне
его ближайшего развития, могут быть выданы на любом этапе урока.

3. После составления
плана учителю следует вписать все необходимое в графу «Материал к уроку» и
спланировать действия педагогической оценки: опрос знаний, умений и навыков
учеников по выполнению ими развивающих заданий. Желательно, чтобы каждый ученик
в классе за 40 минут урока смог получить минимум одну отметку по ФГОС и одну
отметку за выполнение развивающего задания (РЗ).

4. Время, отводимое
учителем на проведение этапов, ориентировочно прикидывается по ходу
составления плана и окончательно определяется после его корректировки и
исправления неточностей и ошибок и заносится в соответствующую графу плана (см.
колонку слева).

5. Соблюдение
элементов структуры занятия – нормативное требование при
составлении плана занятия и проведения урока.

Выбор типа урока
(урок формирования знаний, урок совершенствования умений и навыков или
применения знаний на практике, сдвоенный урок формирования общих и
теоретических знаний и совершенствования умений и навыков, урок повторения и
систематизации знаний, урок контроля уровня учебных действий, комбинированный
урок), продолжительности его этапов, организационных форм занятия (урок,
урок-игра, лекция, семинар, практическое занятие, экскурсия, конференция,
беседа, зачет и пр.), выбор конкретного содержания, а также форм и методов
работы (методы формирования чувств, стимулирования учебно-познавательной
деятельности учащихся, формирования сознания (мышления), формирования поведения
(воли) и деятельности, методы педагогической индивидуализации и интеграции
знаний) – являются зоной творчества учителя.

6. Следует стремиться
к тому, чтобы план урока не превышал 1
 листа формата А4.

Дата урока: __________________

Тема урока: ____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Цель урока: ____________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

Ресурсы урока: __________________________________________________

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания ____________________________

3. Повторение пройденного материала:

А) Минутка чистописания:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Б) Словарная работа:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4.Новый материал:

А) Сообщение цели и темы урока:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Б) Объяснение нового материала:

________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________­________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Упражнения для закрепления:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Итог урока:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6. Домашнее задание:

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ

Цели: дать учащимся понятия устной и письменной речи; развивать связную речь, память.

Оборудование: учебник; русские народные сказки «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».

 Ход урока

 I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Постановка целей и задач урока.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей речи. Как вы думаете: что такое речь?

Варианты ответов детей.

– Все, что говорят люди – это речь. Она служит для выражения мыслей и чувств. Давным-давно, когда люди еще не умели записывать свои высказывания, они передавали разговором увиденное и услышанное, так появились рассказы, легенды, сказания. Губы раньше назывались устами. Поэтому такая речь получила название устной речи (то есть передаваемой из уст в уста).

– Расскажите о своих любимых занятиях, о любимом животном, о помощи в домашних делах и т. д.

Рассказы детей.

– Любой рассказ, выступление, разговор – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильной и грамотной устной речи.

В азбуке, кроме рисунков, страницы заполнены значками (буквами). Ими записаны рассказы, стихи, сказки, вопросы, загадки. Это тоже речь, но не устная, а письменная.

Физкультминутка

III. Актуализация опорных знаний.

& Работа по учебнику: с. 7.

Вопрос:

– Герои каких сказок изображены на странице? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению».)

■ Развитие связной речи учащихся.

– Вспомните содержание народной сказки «Гуси-лебеди».

Краткий пересказ сказки учащимися.

▲ Чтение учителем русской народной сказки «Гуси-лебеди».

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

– Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.

– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня.

– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

– Поешь моего лесного яблочка – скажу.

– У моего батюшки и садовые не едятся…

Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

– Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.

– У моего батюшки и сливочки не едятся…

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

– Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

– Садись покуда кудель прясть.

Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

– Баба Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала. А Баба Яга подойдет к окошку и спрашивает:

– Девица, прядешь ли?

 Мышка ей отвечает:

– Пряду, бабушка…

Баба Яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба Яга закричала:

– Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди.

– Речка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…

– Яблоня, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

– Печка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем – в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

Физкультминутка

■ Развитие связной речи учащихся.

– Вспомните содержание народной сказки «По щучьему велению».

Краткий пересказ сказки учащимися.

▲ Чтение учителем русской народной сказки «По щучьему велению».

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля.

Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

– Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:

– Неохота…

– Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

– Ну ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

– Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

 Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется:

– На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

IV. Закрепление пройденного материала.

Учитель. Нарисуйте свою иллюстрацию к русской народной сказке «Гуси-лебеди» или «По щучьему велению».

■ Творческая работа учащихся (можно под музыку).

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

Спасибо за урок.

Примечание. Целесообразно устроить выставку работ учащихся.

Планирование уроков русского языка

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Основы планирования уроков русского языка

Замечание 1

Планирование урочной деятельности — обязательный элемент образовательного процесса. Наряду с проведением уроков, их рефлексией и оценкой результативности планирование составляет целостный учебно-методический процесс преподавания дисциплины.

Цели, которые выполняет планирование уроков, заключаются в следующем:

  1. Определение основных направлений обучения предмету.
  2. Распределение тем и объема учебной нагрузки, отводимой на их изучение, по разделам программы.
  3. Уточнение содержания изучаемого материала и его объема.
  4. Структурирование изучаемого материала в соответствии с принципами логичности и последовательности.
  5. Определение количества контрольных точек, их места и значения в логике освоения учебного материала.
  6. Оптимизация учебной нагрузки на учащихся.

Основные этапы планирования включают:

  1. Определение содержания учебного материала, который необходимо усвоить за определенный период обучения.
  2. Структурирование тем в соответствии с принципами доступности и последовательности: вначале изучаются более простые темы, затем происходит их постепенное усложнение и увеличение объема и трудности усваиваемых сведений.
  3. Определение целей и задач изучения курса, раздела, темы.
  4. Соотнесение изучаемых тем с уже пройденным материалом, установление перспективных целей и направлений текущего повторения материала.
  5. Мониторинг учебно-методический литературы (авторских программ, методических рекомендаций, поурочных разработок, контрольно-измерительных материалов) и образовательных стандартов с целью приведения содержания планирования к современным дидактическим требованиям.
  6. Выявление круга планируемых результатов обучения для каждого раздела и темы и формулировка их в виде системы универсальных учебных действий, личностных и предметных навыков.

При составлении планирования необходимо учитывать ряд требований к организации урочной деятельности:

«Планирование уроков русского языка» 👇

  • Принцип целенаправленности и результативности.
  • Принцип опережающего обучения: уровень усваиваемого материала всегда выше уровня наличных знаний учеников.
  • Принцип систематичного и последовательного изучения тем от простого к сложному, от частного к общему, от известного к неизвестному.
  • Принцип сознательного освоения учебного материала.
  • Принцип наглядности, доступности и связи с практикой.
  • Принцип индивидуализации педагогического процесса.

Виды планирования и их характеристики

Поскольку планирование представляет собой сложный процесс структурирования учебного материала, оно подразделяется на несколько видов, каждый из которых решает определенные задачи:

  • Тематическое планирование. Это самый общий и первичный вид планирования, позволяющий педагогу распределить содержание изучаемого материала в соответствии с календарным графиком работы. Осуществляя данный вид планирования, учитель определяет количество разделов, объем учебного времени, отводимого на их изучение, и общие цели и задачи изучения каждого раздела. В этот же вид планирования входит распределение учебного времени, отводимого на уроки контроля, развития речи, повторения и обобщения.
  • Календарное тематическое планирование. Данный вид планирования используется при необходимости более детально определить содержание материала и распределить его во времени. От тематического планирования оно отличается более подробным распределением тем внутри каждого раздела с указанием планируемой даты его освоения. Также в процессе данного планирования могут формироваться предполагаемые образовательные результаты в виде системы учебных действий, домашнее задание, виды учебной деятельности на уроках и проч. Данное планирование отражается в классном журнале и подвергается корректировке в процессе изменения учебного графика (например, при выпадении уроков на праздничные дни).
  • Поурочное текущее планирование -это система работы по созданию конспектов уроков. Оно должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к современным урокам, и содержать перечень целей, предметных, личностных и метапредметных результатов обучения, характеристику применяемых методов и приемов обучения, дидактический материал, характеристику средств наглядности и технических средств обучения.

В последнее время дополнением к поурочному планированию стали технологические карты уроков, которые тоже являются разновидностью планов.

В отличие от поурочного планирования технологические карты – это более обобщенные алгоритмы уроков, содержащие конкретный перечень видов деятельности, осуществление которых обеспечивает образовательный результат.

Замечание 2

Планирование уроков русского языка — часть методической работы учителя и основной отчётный документ, входящий в структуру рабочей программы предмета.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 15.10.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти рыболовов россии
  • Как найти спутника которого потерял скайрим
  • Как найти кратность молекулы
  • Как исправить рукав в платье тянет рукав
  • Библиотека эпик геймс как найти