Как составить практические вопросы

Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.

Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.

Правильный вопрос: какой он?

Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.

Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека

Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека

Почему так важно уметь задавать нужные вопросы? 

Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.

Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.

А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.

Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»

Чего можно добиться правильным вопросом?

 Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:

  • пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
  • повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
  • управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
  • удерживать инициативу в общении.

Спрашивать могут не все. Задавать вопросы – удел смелых людей, которые не боятся обозначить свою позицию, раскрыть собственную систему ценностей собеседнику.

Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.

Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение

Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение

Типы вопросов

Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.

Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!

Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.

Закрытый вопрос

Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».

С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».

Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».

Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.

Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)

Открытый вопрос

Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.

Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.

Особенность таких вопросов в следующем:

  • собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
  • у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
  • открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
  • партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.

Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.

Наводящие вопросы

Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.

Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».

В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:

  • разве,
  • конечно,
  • ведь,
  • тоже,
  • не правда ли.

Есть также основные, второстепенные и последующие вопросы. Их можно продумать заранее или задать спонтанно. Цель таких вопросов – уточнить услышанное.

Альтернативные вопросы

Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.

Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»

Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.

А вот для беседы с чрезмерно разговорчивым человеком рекомендуются закрытые вопросы

Название

Риторический вопрос

На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.

Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»

Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.

Переломный вопрос

Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.

Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»

Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.

Вопрос для обдумывания

С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.

Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»

Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.

Зеркальный вопрос

Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.

Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.

Контрольный вопрос

Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.

Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).

Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.

Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:

  1. Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
  2. Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
  3. Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.

Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.

Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.

Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.

Содержание

  • Что такое Ромашка Блума
  • Шесть лепестков – шесть вопросов
    • Простые вопросы
    • Уточняющие вопросы
    • Интерпретационные (объясняющие) вопросы
    • Творческие вопросы
    • Практические вопросы
    • Оценочные вопросы
  • Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»
  • Когда вопросы-интерпретации актуальны?
  • Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума
    • Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей
  • Шаблон Ромашки Блума
  • Заключение

Что такое Ромашка Блума

лепестки Блума

Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума.

Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:

  1. Знание – простые вопросы;
  2. Понимание – уточняющие;
  3. Применение – практические;
  4. Анализ – интерпретационные;
  5. Синтез – творческие;
  6. Оценка – оценочные.

Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.

Бенжамин Блум

Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:

  • когнитивная («знаю»);
  • психомоторная («творю»);
  • аффективная («умею»).

Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.

Шесть лепестков – шесть вопросов

Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.

Простые вопросы

Простые вопросы

Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.

Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».

Уточняющие вопросы

С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.

Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:

  • «Вы имели ввиду, что …?»;
  • «То есть ты говоришь, что …?»;
  • «Можно ли считать, что …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы

Интерпретационные вопросы

Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».

Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.

Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.

Творческие вопросы

В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:

  • «Что могло бы измениться …?»;
  • «Придумай, что случится, если …?»;
  • «Какие события произойдут в рассказе после …?».

Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.

Практические вопросы

Практические вопросы

Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:

  • «Предложи, что можно сделать из …?»;
  • «Где еще можно использовать …?»;
  • «Где в жизни можно наблюдать такое явление?».

Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.

Оценочные вопросы

Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».

  • «Поделись, как ты относишься к …?»;
  • «Почему это хорошо, а не плохо?»;
  • «Как определить, каким образом лучше поступить?».

Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.

Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»

Пришвин

Технология Ромашка Блума универсальна и может использоваться на любом из уроков.

Рассмотрим пример, когда дети в 4 классе работают с рассказом М. Пришвина «Лоси», используя Ромашку Блума.

элемент урока ромашка Блума
Если ученики знакомы с Ромашкой Блума с первого класса, то к четвертому вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.

Вот какие вопросы получились у детей на основе прочитанного текста:

  1. Простые.

Кто рассказывает историю про лосей?
Где происходит действие рассказа?
Какими описаны в тексте лоси?

  1. Уточняющие.

Правильно ли я понял, что дед был охотником?
Действительно ли лосята вели себя как маленькие дети?
Можно ли считать, что лосиха любит своих детенышей?

  1. Интерпретационные.

Почему дед решил показаться лосихе из засады?
Почему дед не стал стрелять в лосей?

  1. Творческие.

Как вы думаете, что произошло, если бы дед выстрелил в лосей?
Что могло случиться с лосятами, если бы лосиха убежала, увидев охотника?

  1. Практические.

Как бы вы поступили на месте деда?
Что бы вы сказали охотнику, если бы сидели у того костра?

  1. Оценочные.

Какой урок можно вынести, послушав такую историю?
Как вы оцениваете поступок деда?

Таким образом, каждый из учеников усвоил содержание текста и проработал его на разном уровне познавательной деятельности.

Когда вопросы-интерпретации актуальны?

вопросы-интерпретации для детей

Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.

Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.

Начиная с пятого класса, вопросы-интерпретации приобретают наибольшую актуальность. В этом возрасте дети уже более осознаны, имеют довольно большой запас знаний, которые помогут докопаться до многих причин явлений и поступков. К тому же, в старших классах много тем, где ученики должны сами разобраться в материале, чтобы его понять – объясняющие вопросы будут здесь отличным средством обучения.

Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума

В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках русского языка и окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений (знакомство с частями речи, природными зонами и др.).

При работе стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Старайтесь использовать Ромашку Блума в разных вариациях: цветная картинка для фронтальной работы, ч/б рисунок каждому ребенку для индивидуальной работы, преобразование вопросов в обычную таблицу, кубик Блума.
  2. Простыми вопросами проверяйте, насколько хорошо дети усвоили фактическую информацию, включайте в них те, которые требуют привести примеры (Приведи примеры однокоренных слов к слову «вода»).
  3. Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Дети могут увлечься и начать спрашивать незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний.
  4. Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов, который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка у ребенка была уже сформирована, а не складывалась в момент постановки вопроса.
  5. Вопросы-интерпретации также используйте дозировано. Они должны быть заданы тогда, когда ответ действительно интересно услышать и он даст образовательный эффект (будет не просто тренировкой фантазии).
  6. Важно не только учить детей задавать и отвечать на вопросы, но и различать их типы. Можно предложить ученикам составить вопросы по Ромашке Блума или разделить уже готовые на группы. Но делать это стоит, когда они уже хорошо научились работать с этим приемом.

Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей

эффективность Ромашки Блума для критического мышления детей

Критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.

Прием Ромашка Блума эффективно решает все эти задачи: ребенок находит выход из проблемных ситуаций, опираясь на свой опыт и ранее полученные знания. Необычная форма работы делает процесс обучения интересным и увлекательным. А различные вариации помогают проверить уровень развития критического мышления у каждого ученика.

Шаблон Ромашки Блума

Шаблон Ромашка Блума

Скачать шаблон Ромашки Блума для заполнения на уроках можно здесь.

Заключение

Прием Ромашка Блума хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. А разные по сложности вопросы помогут выяснить уровень развития критического мышления и понимания материала у каждого ребенка.

Ромашка Блума
Ромашка Блума
Прием “Ромашка Блума”

“Ромашка Блума” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

Рассмотрим шесть типов вопросов:

  1. Простые вопросы.
  2. Уточняющие вопросы.
  3. Вопросы-интерпретации.
  4. Оценивающие вопросы.
  5. Творческие вопросы.
  6. Практические вопросы.

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”. Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ

Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию.

  1. 1.Спросите у ребят, что, по их мнению, означает это слово
  2. 2.Спросите, где можно узнать значение этого слова.
  3. 3.Попросите детей привести примеры словосочетаний, содержащих это слово.

УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ обычно начинаются со слов:

  •  «То есть ты говоришь, что…?»
  •  «Если я правильно понял, то …?»
  •  «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?»

Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении.

ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:
  1. Повторяют сказанное слишком подробно и дословно. Слишком подробное уточнение может вызвать различную реакцию. У кого-то возникнет страх, а у кого-то раздражение.
  2. Некоторые задают не уточняющие, а наводящие вопросы. Их еще называют формирующими
  3. Некоторые просят уточнить то, что им полностью непонятно. Случайно «выхватив» какой-то отрывок информации, некоторые люди задают к нему уточняющий вопрос. Это лишняя трата времени. Если вы не поняли, что вам сказали, то либо вам ничего и не хотели сказать, либо вам следует попросить повторить сказанное еще раз
  4. Некоторые используют негативные мимику и жесты. Уточняя, мы проявляем интерес к точке зрения другого человека, подчеркиваем ее ценность для нас.

Необходимы для формирования у ребенка способности выражать свои мысли. Уточняя, мы обобщаем услышанное и возвращаем свое понимание полученной информации собеседнику. Учащийся узнает о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.

ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы.

Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.

Например:

  •  «Какие чувства вызывает у тебя этот отрывок?»
  •  «Как ты относишься к этому герою?»
  •  «Что ты чувствуешь, решив эту задачу?»
КОГДА НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:
  • Когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.
  • Когда вы видите, что мимика и жесты учеников говорят об их желании что-то изменить в уроке (речь идет о мимике скуки, раздражения, возбуждения и т. д.).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ:
  1. Иногда учителя используют оценочные вопросы в пиковые моменты ученической активности. Этого не стоит делать. Активность не снизится, но ее знак может поменяться с плюса на минус.
  2. Нужно уметь распознавать невербальные сигналы, говорящие о чувствах учеников. Затем с помощью оценочных вопросов помочь детям осознать свои чувства.
  3. Не следует задавать формирующие оценочные вопросы. Цель вопросов-оценок состоит в осознании уже сформированных эмоциональных отношений, но не в формировании их.
  4. Ответы на оценочные вопросы должны быть интересны лично вам. Мы уже не раз говорили о необходимости положительного внимания.
  5. Не следует (особенно в начальной школе) учителю первому отвечать на им же поставленный оценочный вопрос.
  6. Не надо злоупотреблять оценочными вопросами. Даже взрослым людям бывает сложно говорить о своих эмоциях.

ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы …”, “Что будет, если …?”, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?”.Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его.

ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет.

Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются, как правило, со слова «почему».

При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей.

КОГДА ВОПРОСЫ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ АКТУАЛЬНЫ

Начинать использовать вопросы-интерпретации можно с первого класса, но наибольшую актуальность они имеют, начиная с пятого класса и старше.

Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОПРОСОВ-ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
  • Задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы.
  • После своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу.
  • В течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций.
  • За один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов. Не стоит выпускать сразу весь пар — оставьте на потом

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: “Как можно применить …?”, Что можно сделать из …?”, “Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?”, “Как бы вы поступили на месте героя рассказа?”.

Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.

Источники:

  • http://wiki.nios.ru/images/4/44/Trening_KM_06.12.2011.pdf
  • http://festival.1september.ru/articles/625679/

Просмотров: 52359

Техника
постановки вопросов

Вопрос
– это одно из важнейших средств обучения. Формулируемые учителем и учащимися
вопросы выступают в качестве инструмента познавательной деятельности.

Классификация вопросов

1.    
Закрытые вопросы – это вопросы, на которые
дается однозначный ответ («да», «нет», называется точная, дата, имя, число и
т.п.) На уроках они используются для проверки знания фактического материала, их
используют при проведении тестов, зачетов. Ответы на закрытые вопросы знает
учитель, они есть в учебных пособиях.

2.    
Открытые вопросы начинаются со слов: почему,
зачем, каким образом, каково ваше мнение и требуют развернутого ответа в
свободной форме. Открытые вопросы позволяют выяснить не то, насколько ученик
усвоил учебный материал, а то, как он мыслит, какие смыслы вкладывает в предмет
изучения или обсуждения. Ответы на открытые вопросы не всегда есть в учебниках,
иногда их не знает и сам учитель

3.    
Творческие вопросы являются разновидностью
открытых вопросов, в которых. Вопросы начинаются, например, таким образом: «Что
изменилось бы…, если бы…», «Что произойдет, если…» и т.д.

4.    
Вопросы с альтернативой ответа могут
быть как закрытыми, так и открытыми, используются в тестовых, олимпиадных
заданиях, когда необходимо выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых.

5.    
Наводящие вопросы – вопросы, при помощи которых
ученика подводят к ожидаемому ответу.

6.    
Основные вопросы заранее планируются учителем,
второстепенные
призваны их дополнить по мере необходимости.

7.    
Ключевые вопросы – это вопросы, которые
затрагивают более широкий контекст темы, изучаемой на уроке, касаются 
практического применения знаний.

8.    
Риторические вопросы не требуют прямого ответа и
задаются с целью акцентировать внимание учащихся или получить их поддержку.

 

Приёмы,
направленные на развитие умений учащихся формулировать вопросы

1.
Приём «Вопросительные слова»

Учитель просит учащихся
вспомнить различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку 
таблицы. В левую  часть ученики записывают различные вопросительные слова (не
менее восьми), например, как, что, где, почему, сколько, откуда, какой, зачем,
каким образом и т.п. Набор вопросительных слов зависит от содержания новой темы.
После этого предлагается  сформулировать как можно больше вопросов, сочетая
элементы обеих колонок. Эту работу можно выполнять индивидуально и в парах.

Учащиеся
не должны знать ответы на свои вопросы.

2.
Прием «Толстый» и «тонкий» вопросы»

 «Тонкие» вопросы
требуют короткого ответа, как закрытые вопросы. «Толстые» вопросы предполагают
обстоятельные ответы, как открытые вопросы.

«Тонкие» вопросы
начинаются со слов: Кто …? Где …? Когда … ? Что …? Верно ли…? Мог ли ли …?
«Толстые» вопросы начинаются со слов: Объясните, почему … ? В чем различие …?
Как вы считаете …? Что будет, если …?

3.
«Ромашка вопросов»

Шесть лепестков — шесть типов
вопросов.

·               
Простые
вопросы — 
вопросы, отвечая на которые,
нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную
информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в
тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

·               
Уточняющие
вопросы
.
Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно
понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих
вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи
относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения
информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

·               
Объясняющие
вопросы
.
Обычно начинаются со слова «Почему?».

·               
Творческие
вопросы
.
Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
«Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а
три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

·               
Оценочные
вопросы
. Эти
вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений,
фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от
другого?» и т.д.

·               
Практические
вопросы
.
Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы
называем его практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Хороший вопрос, вопрос,
заданный в правильное время, имеет огромный обучающий эффект, потому что
позволяет остро обозначить проблему. Он может являться мостиком к другим
вопросам, которые могут возникнуть у детей. Также и ответы, и любые высказанные
мнения должны вести к новым вопросам, будоража любопытство и воображение.

Тема: Современные приёмы работы по формированию умения задавать вопросы

Своё выступление хочу начать строчками из  стихотворения С.Я. Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «Почему?»

Существуют несколько  причин, провоцирующих пассивность детей в отношении вопросов.

  1. Преобладающая доля уроков на репродуктивном уровне. Вопросы задаёт только учитель.
  2. Доминирование в образовательном процессе информационного подхода, а не деятельностного.
  3. Отсутствие условий на уроке, способствующих постановке вопросов.
  4. Особенности личности детей с нарушениями интеллектуального развития.
  5. Многим, особенно старшим школьникам, очень трудно бывает преодолеть психологический барьер. Подросток стесняется, не уверен в том, что вопрос будет грамотным, интересным.

Один греческий философ считал, что основной обязанностью учителя является «научить ребенка задавать вопросы». Но философ все же был не совсем прав. Ребенка не нужно учить задавать вопросы – важно не подавить у него это желание, а укрепить, развить и превратить в Призвание. Почему? Ответом на этот вопрос  будут высказывания известных людей, которые представлены на слайде.

Говоря словами Элисон Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая автора вопроса к умственному труду. Умение задавать вопросы – ключевой навык любой коммуникации.

Зачем нужны вопросы?

Психолог В. М. Снетков выделяет несколько функций вопросов:

1. Получение новой информации. (С помощью вопроса можно получить новую информацию.)

2. Уточнение имеющейся. (Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.)

3.  Перевод разговора на другую тему. ( Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.)

4.  Подсказка ответа. (Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.)

5.  Демонстрация своего мнения. (Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение)

6.  Оценки, позиции. (обозначить свою позицию.)

7.  Настройка сознания и эмоций собеседника на определенный лад   (С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.)

Для обучения постановки правильных вопросов следует соблюдать некоторые условия:

1. Не делайте трагедии, если ученик не может ответить на поставленный вопрос. Это нормальная ситуация — он же ученик, он учится. Учитель рядом, чтобы помочь.

2. Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов и которые могут продлить диалог.

3. Рекомендуется начинать вопросы со слов: «Кстати, интересно…», которые обращены как бы ни к кому.

4. Вопросы, которые начинаются со слова «Почему», да еще при соответствующей интонации, вызывают у ученика желание обороняться.

Представлю и расскажу о некоторых приёмах, позволяющих развивать умение задавать вопросы.

Приёмы, позволяющие развивать умение задавать вопросы.

Знакомые для Вас приёмы технологии РКМЧП

1. «Толстый и тонкий вопросы» Может быть использован на любом этапе урока. Задание может выполняться в парах и группах.

2. «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» (по имени американского психолога и педагога Бенджамина Блума), которая представляет  шесть лепестков — шесть типов вопросов.  

  • Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
  • Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бывсе ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?
  • Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?
  • Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики. Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?

3. «Кубик Блума».  Прием » уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. 

Вместо стандартных вопросов можно использовать следующие: «Опиши. Сравни. Назови ассоциацию. Сделай анализ. Примени. Оцени

4. Прием «Горячий стул»  Часто используется на стадии рефлексии.  На стул садится ученик (по желанию), а остальные задают ему «тонкие» вопросы по изучаемому материалу.

5.  Приём «Вопросительные слова»

а) Данный приём можно увидеть на странице учебника  Плешакова «Окружающий мир» 1 класс. «Задайте разные вопосы отом, что бы вы хотели узнать о нарисованных предметах».

б) Подобное задание – «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?» Мы кладём на столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п.

в) Учащиеся по просьбе учителя заполняют  таблицу, состоящую из двух колонок. В левой колонке записаны вопросительные слова, а  в правую колонку учащиеся записывают  понятия, связанные с изучаемой темой. После этого ученикам предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Работа может быть как индивидуальная, так и парная.

г) Подбери вопросительные слова.

Учитель на доске записывает ряд вопросительных слов и выражений: Почему? Докажи, что … Какова взаимосвязь …? Каковы причины …? Каковы следствия …? Что произойдет, если …?

Затем выбирает из текста учебника 2-3 предложения, которые можно использовать для конструирования творческого задания. Зачитывает эти предложения вслух и выписывает их на доске. К каждому предложению предлагает подобрать варианты вопросительных слов и сконструировать задание творческого характера.

Большие возможности для обучения школьника умению ставить вопросы с разной целью предоставляет работа с текстом. Предлагаю несколько приёмов развития умения для правильной формулировки вопросов.

6. Приём  “Вопрос к тексту”

а) Заполнить таблицу после прочтения текста.

А) Заполни таблицу вопросов, после прочтения текста.

Что?

Кто?

Когда?

Где?

Почему?

Зачем?

б) Предложить сформулировать  вопросы  к каждому предложению текста (или к выделенным предложениям)

в)  Вдумчивому отношению к содержанию текста учит чтение и восстановление его по цепочке вопросов. (Данный приём применяется в работе с текстом, где присутствует сюжет.) Можно работать в группах. Группы составляют вопросы друг для друга, с помощью которых, потом пересказывают текст.)

г) Выстроить «логику» вопросов из предложенных (основанием может быть последовательность сюжета). Учитель даёт готовые вопросы, а учащиеся должны расположить их в определённой последовательности.

д) Постановка вопросов к заголовку текста.

Учитель готовит карточки. На карточках текст. Название текста открыто, а содержание текста закрыто. Предлагаем учащимся к тексту в соответствии с заглавием задать «тонкие»  вопросы «Что? Кто?», «Где?», «Когда?» «Какие?», на которые могут быть в тексте даны ответы. Вопросы фиксируются на доске. Поработав с вопросами, учащиеся открывают текст,  читают (можно в группах, в парах) и сопоставляет свои вопросы с материалом текста.

В итоге проводим рефлексию:

-На какие вопросы нашли ответы?

-Какой вопрос остался без ответа? Ответ предлагается (если это возможно) найти в дополнительной литературе.

д) «Угадай, какой заголовок придумал автор»

Учитель говорит, что автор дал название тексту, который вы сейчас услышите или прочитаете,  в форме вопроса. Предположите, какое название может быть у этого текста. 

Заголовок – окошко для взгляда вперед.

 Посмотри и подумай: что тебя ждет?

 Заголовок – это не просто слова:

 Эти слова – всему голова.    (С.Бондаренко)

(Что отражает заголовок теста? Зачем нужен заголовок?)

Или другой пример:  

 Очень часто пересказ

 Вы твердите много раз.

 Это трудно – много раз.

 Это нудно – много раз.

 И поэтому у нас

 Есть другой совет для вас.

 Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

 И задумайтесь о нем:

 Что рассказано? О чем?

 Что за чем произошло

 И к чему все привело?

 Прочитайте еще раз –

 И запомнится рассказ.(С.Бондаренко)

— Какой  заголовок в форме вопроса придумал автор?  «Как правильно приготовить пересказ текста?».

Данный приём  очень удобен и  интересен  на этапе актуализации знаний при  подготовке к сочинению, при делении текста на смысловые части, а также для  «сопровождения» домашнего задания по составлению плана текста.

  1. Приём «Данетка»

Английское название данетка это головоломка для нестандартно мыслящих. Ведущий излагает необычную или странную ситуацию, которую отгадывающие, с помощью наводящих вопросов, пытаются прояснить. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы рассказчик мог на них ответить: ДА или НЕТ. Иногда допускают и третий ответ:
НЕ ЗНАЮ или НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ.

Например: 

  1. Найдите причину события с помощью вопросов. 

Учитель предлагает детям ситуации.

Например:

1. «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?»

2. «Дети слепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй – стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так получилось?».

3.  «Серёжа готовился к уроку, но, когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать не слова. Как вы думаете, почему?».

4. «Милицейский вертолёт целый день летал над Кольцевой автодорогой. Как вы думаете, почему?».

 Учащиеся строят свои предположения, почему так произошло. Можно выполнять коллективно, называя вопросы вслух. Правильного  ответа на подобные вопросы нет, поэтому можно устроить конкурс, кто последний сформулирует вопрос, тот победитель.

Подобные задания можно найти в рабочей тетради «Юный эколог – исследователь» и использовать на занятиях по внеурочной деятельности.

  1. «Интересные  задачи»

Учащимся предлагается решить задачу, которая невольно подталкивает ребёнка задать вопрос, т.к. задачу решить нельзя.

Для развития умения задавать вопросы можно использовать различные конкурсы и игры, что особенно нравится детям. Конкурсы представлены на слайде. Хотелось бы  прокомментировать  некоторые игры.

  1. Игра  «Угадай, о чѐм спросили». 

Ученику, вышедшему к доске, даѐтся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Какие бывают вещества?».

Ученик отвечает: «Вещества бывают твёрдые, жидкие и газообразные». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Вопросы должны быть  сформулированы по изученному материалу.

2.  Игра «Черный ящик».

С помощью вопросов надо отгадать, что в ящике? Нельзя задавать вопрос: « Что это?» и «Как это называется?» Выигрывает тот, кто задал меньше вопросов и угадал, что спрятано. Следовательно, вопросы должны быть содержательными, конкретными.

3.  «Вопросы в шкатулку» или «Шапка вопросов».

По ходу урока учащиеся задают вопросы на листочке и кладут в «шкатулку». В конце урока каждый «тянет» любой вопрос и пытается на него ответить. Задавать вопросы может и педагог.

4. «Купи слоника».

(Помните «вредную» детскую игру «Купи слоника»? Напомню. Подходит один ребенок к другому и говорит: «Купи слоника!». Тот отвечает: «Не нужен мне никакой слоник!». А первый возражает: «Все говорят: Не нужен мне никакой слоник!, а почему не нужен!». «А потому что я слонов вообще не люблю»  Первый: «А почему ты слонов не любишь?» Второй: «Потому  что они серые и большие» Этот диалог может длиться бесконечно долго. Помимо выдержки и терпения он, видимо, развивает умение найти такую словесную конструкцию, которая позволяет успешно выйти из сложной ситуации или наоборот, как можно дольше продержаться в диалоге.

Первый спрашивает: — Где живут белые медведи?

— Белые медведи живут на Северном полюсе.

— А почему они живут на СП?

— Потому что они приспособились к условиям СП.

— А как  приспособились белые медведи жить на СП?

— У них густая шерсть и большие лапы.

— А зачем медведю большие лапы?

— Чтобы не проваливаться в снег.  и   т. д.

  1. Другие приёмы.
  • «Задай вопросы по иллюстрации».

Детей делят на две группы. Каждой группе показывают свою репродукцию столько времени, сколько они попросят. Затем репродукцию первой команды показывают детям второй команды и просят задавать вопросы по репродукции о всех деталях детям первой команды. Потом делают наоборот. Та команда, которая ответила на все вопросы, считается выигравшей.

  • Обучение формулированию вопросов с определенным словом.

● Составить вопросы к готовому кроссворду.

● Подготовить 5 вопросов для блиц-опроса по теме.

● В конце урока, темы, текста, смысловой части учащиеся готовят по одному вопросу.

● Переформулировка вопросов.

● Прочитай задание в учебнике. Найди в задании условие и вопрос. Задай этот вопрос.

● Взаимное редактирование вопросов.

● Дано начало вопроса. Задание: доформулировать вопрос.

● Из вопросов учебника выбери вопросы, на которые можно ответить одним предложением? Вопросы, которые требуют формулировки правила, вывода, понятия, причинно-следственных связей?

● Выдели в вопросе ключевые слова? Обоснуй.

● Выдели ключевые слова в тексте (теме, абзаце). Сформулируй с этим словом (словосочетанием) вопрос.

●Заполнить схему-кластер интересующими вас вопросами. Исследуйте эти вопросы. Составьте рассказ (доклад, реферат и т. д.)

● Выстроить «логику» вопросов из предложенных (основанием может быть последовательность сюжета).

 Вывод. Когда учащиеся сами задают вопросы, их познавательная деятельность на уроке протекает более продуктивно. Через вопросы учащихся включается мотивационный механизм личности, активизируются интересы, потребности, стремления.  Систематическое использование данных приемов обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить очень темный цвет волос
  • Как на сайте аэрофлота исправить ошибку в билете
  • Где найти как у русалки хвост
  • Как можно найти друга в инстаграм
  • Как найти вещь если спрятал домовой