Как составить правила в семье с ребенком

Содержание

  1. Что такое этикет в семье и зачем он нужен
  2. Плюсы и минусы правил семейного этикета
  3. Как правильно составлять семейные правила
  4. Нужно ли соблюдать правила речевого этикета в семье
  5. Правила поведения в доме для семьи с детьми
  6. 5 правил этикета, устанавливающих поведение дома
  7. Нужно ли применять наказания после несоблюдения правил

Гармония и спокойствие должны присутствовать в каждой семье, но добиться ее бывает сложно.

Для установления доверительных отношений между родными, необходимо составить правила домашнего этикета для родителей и детей.

Общие требования регламентируют поведение членов семьи, поддерживают уважение и искренность между ними.

Чтобы они действительно помогали семье и не создавали ссор, важно грамотно подойти к их составлению и учесть мнение каждого.

Это непростое дело, которое может занять не один вечер, но оно полезно для поддержания порядка и согласия.

Что такое этикет в семье и зачем он нужен

Семейный этикет – это свод правил, регулирующий взаимодействие в семье в различных сферах. В обществе люди стараются произвести впечатление на окружающих и проявляют вежливость и учтивость.

Однако многие забывают, что этикет в доме и семье тоже важно соблюдать, ведь родственники – такие же личности, заслуживающие уважительного обращения.

Привычка выплескивать негативные эмоции на домочадцев приводит к частому возникновению конфликтов и разногласий.

Семейные правила поведения делают равноправными мнения всех родственников, не пренебрегать их чувствами. В домашней среде начинается формирование личности.

Дети всегда подражают родителям, учатся у них базовым правилам этикета и тому, как вести себя в доме.

правила в семье для родителей и детей

Фото из открытых источников.

Плюсы и минусы правил семейного этикета

Правила в доме важны для всей семьи, но они не всесильны и имеют несколько недостатков:

Плюсы Минусы
Приучают детей к ответственности за свои поступки Некоторые дети не готовы соблюдать правила, и попытаются найти способ избежать их
Семейные отношения будут строиться на доверии и взаимоуважении Не существует свода правил, способного удовлетворить каждого члена семьи полностью
Для каждого члена семьи вводятся неприкосновенные рамки и личное пространство, в которое никто не вторгнется Может показаться, что правила ограничивают свободу человека
Дети учатся правилам хорошего тона и применяют их в обществе

Конечно, ради общего блага придется отказаться от собственных прихотей.

Однако небольшие жертвы стоят крепких и дружных отношений в семье, поэтому можно говорить о том, что для детей и родителей правила поведения в семье обязательны.

Многие недостатки можно решить, если правильно подойти к составлению правил поведения в семье для детей и родителей.

Обсуждение всех предлагаемых правил в спокойной обстановке позволит найти компромисс и учесть как можно больше пожеланий родных.

правила в доме для всей семьи

Фото из открытых источников.

Как правильно составлять семейные правила

Изначально семья уже живет по определенным правилам.

Недосказанности между родными могут привести к недопониманию. Дети не понимают, чего требуют от них родители и затаивают обиду.

Следует заранее формулировать, какие правила существуют в вашей семье, и четко разграничить обязанности между родственниками.

Разговор может повлечь за собой ссору, поэтому стоит вести разговор в стиле «Я-посланий».

Не нужно обвинять близкого в совершенных проступках, лучше сделать акцент на собственных чувствах и донести, что подобное поведение заставляет чувствовать дискомфорт.

правила семьи для детей и родителей

Фото из открытых источников.

Вот несколько основных разделов, раскрывающих, какие правила могут быть приняты в семье:

  • Общение с родственниками.
  • Правила поведения дома, за столом, в транспорте.
  • Помощь с домашними обязанностями.
  • Организация совместного отдыха.

Высказаться должен каждый член семьи, даже ребенок. Составьте список, где содержались бы все пожелания.

После этого каждый пункт следует вывести на обсуждение и сделать вывод, важен ли он на данный момент.

Сначала не нужно вводить огромное число норм, регулирующих каждый шаг домочадцев. 10-15 будет достаточно, а остальные добавятся по мере необходимости.

Рекомендуется иногда возвращаться к ним и проверять, насколько эффективными они оказались

. Со взрослением детей или изменением ситуации в семье можно вносить коррективы, или избавляться от некоторых правил.

какие правила этикета нужно соблюдать дома

Фото из открытых источников.

Нужно ли соблюдать правила речевого этикета в семье

Важным аспектом любых правил хорошего тона является речевой этикет – уместное проявление разговорных элементов вежливости, то есть уважительное отношение к окружающим.

Человек налаживает связи благодаря общению, поэтому речевой составляющей необходимо уделять особое внимание при воспитании детей.

Ниже приведена памятка для родителей по правилам общения в семье:

  • Быть вежливым, не оскорблять собеседника.
  • Не навязывать свою точку зрения на определенную проблему и не осуждать тех, кто ее не разделяет.
  • Не давать непрошенных советов.
  • Внимательно слушать собеседника, не отвлекаясь на посторонние дела.
  • Не перебивать и не вставлять неуместных замечаний.
  • Не отвечать на вопрос, адресованный другому человеку.

Родителям так же важно соблюдать правила речевого этикета. В разговоре с близкими использование брани недопустимо: это касается не только детей, но и взрослых.

Лучший способ приучить ребенка вежливо разговаривать – показать ему пример.

Речевой этикет не так просто усвоить ребенку, поэтому первое время старайтесь подсказывать и помогать.

Не надо делать это прилюдно, чтобы не вызвать у него чувства стыда: отведите его подальше от посторонних глаз и поговорите наедине или покажите ему специальный жест, о котором договоритесь заранее.

Для более эффективного запоминания проведите с малышом игру или почитайте небольшой рассказ, где поднимается тема вежливости.

какие правила существуют в вашей семье

Фото из открытых источников.

Правила поведения в доме для семьи с детьми

Когда в семье вводятся правила этикета, важно учесть мнение ребенка. Большинство детей 3-4 лет способны усвоить простые правила, если напоминать о них периодически, и высказать свое согласие с ними.

Чем старше ребенок, тем активнее его надо вовлекать в процесс составления правил.

Правила поведения для детей в семье должны:

  • Структурироваться в единый список.
  • Содержать максимально точные формулировки, чтобы у детей не возникало вопросов.
  • Включать правила для родителей. Тогда обе стороны будут поставлены в равные условия, и ребенок с большей охотой начнет выполнять правила.
  • Обсуждаться перед принятием. Родители должны объяснить, нужно ли соблюдать дома правила этикета и почему.
  • Приниматься ребенком. Пожалуй, самый важный пункт списка. Не пользующиеся авторитетом нормы не будут исполняться младшими членами семьи.

При составлении правил важно учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Не нужно вводить обязанности, которые ему не по силам.Огромное число правил может напугать и запутать.

Высокие ожидания родителей заставят почувствовать себя неспособным, нанося вред его самооценке.

Прежде чем наброситься на ребенка с претензиями, рассмотрите правила с точки зрения его возраста и развития.

Возможно, они слишком сложны. Не забывайте подкреплять старания детей положительной мотивацией и хвалите за выполненные успехи.

правила общения в семье памятка для родителей

Фото из открытых источников.

5 правил этикета, устанавливающих поведение дома

Составлять всей семьей новый свод правил – сложное занятие, особенно если это делается впервые.

Домочадцам поначалу тяжело грамотно изложить свои мысли и выносить их на всеобщее обсуждение.

Поэтому ниже представлена памятка правил поведения в семье для детей и родителей, состоящая из 5 пунктов.

Она поможет установить базу для будущего набора обязанностей и ответить на вопрос, какие правила могут быть введены в семье.

  1. На первом месте в отношениях всегда стоит уважение. В противном случае от всех правил не будет никакого смысла. Примите мнение близкого, если оно не совпадает с вашим, не оскорбляйте вкусы и предпочтения родственника.
  2. Сохранять неприкосновенным личное пространство остальных. Не заходите в комнату без стука, не берите без разрешения чужие вещи, даже если вы уверены, что их отдадут в любом случае. Ни в коем случае не читайте личные переписки, дневники.
  3. Старайтесь быть вежливыми даже в конфликтных ситуациях. Не оскорблять собеседника, не поднимать на него руку. Обсуждать разногласия следует спокойным тоном, наедине. Не забывать использовать банальные формы вежливости, как «спасибо», «пожалуйста» и «извини».
  4. Ведите себя достойно за столом. Не забывайте пожелать домочадцам приятного аппетита, поблагодарить за еду после приема пищи, похвалить приготовленное блюдо.
  5. Не забывайте о семье и проводите время вместе. Собирайтесь регулярно и займитесь тем, что по душе всем членам семьи, найдите общее увлечение. Посвятите час или два исключительно родственникам, не отвлекайтесь на телефоны и остальные гаджеты.

Данные рекомендации родители могут включить в памятку по правилам общения в семье или создать собственные, используя их в качестве опоры.

Фото из открытых источников

Нужно ли применять наказания после несоблюдения правил

Когда нарушение происходит впервые, не стоит сразу прибегать к наказанию. Сначала нужно выяснить, в чем заключается причина непослушания ребенка, поговорить с ним по душам.

Возможно, у него есть серьезная причина, и данный случай показывает, что существующий закон непрактичен и его стоит поменять.

Попытайтесь еще раз объяснить детям правила поведения по отношению к родителям и дайте шанс исправиться.

Тогда ребенок ощутит родительскую поддержку и не будет долго корить себя за совершенный проступок.

Наказание следует устанавливать в том случае, когда нормы нарушались неоднократно, и ребенок ничего не извлек из проведенных бесед.

Форма санкций должна обговариваться заранее, чтобы младшие члены семьи знали, с чем им придется столкнуться. Система наказаний должна быть прозрачной и понятной.

Совместное обсуждение правил может стать долгим и изнурительным процессом, однако потраченное время однозначно стоит результатов, которых семья достигнет.

Консультация

«Правила общения с ребенком в семье»

«Семья это царство отца, мир матери и рай ребенка».

К.Д. Ушинскийhello_html_71ca8fac.jpg

Проблема влияния семейного воспитания и роли семьи в воспитании детей становится из года в год всё актуальнее, начиная с учреждений образования и заканчивая СМИ. Воспитание ребенка процесс непрерывный и многообразный.

В последние годы родители стали придерживаться принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, свободными. Казалось бы, демократические и человеческие ценности поставлены во главу, отношения родителей и детей основаны на доверии и сотрудничестве, т.е. то, что и требуется. На деле же происходит следующее: своими бесконтрольностью и попустительством родители в семейном воспитании становятся просто наблюдателями. Детей в таких семьях это положение тоже устраивает: минимум требований, правил, норм поведения и главное — есть уверенность, что в любом случае, всегда родители будут ярыми защитниками только своих и твоих интересов. Но мы то знаем, что отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, а попустительство перейдёт к открытой неприязни к школе, к учителям как со стороны детей, так и со стороны родителей. В дальнейшем дети из таких семей импульсивны, часто на людях ведут себя неадекватно, они не переносят никаких ограничений, они не умеют внимание интересы других, склонны потакать своим слабостям и со временем не способны сочувствовать уже даже своим родителям.

В итоге происходит игнорирование всех требований и правил со стороны детей и постепенное отчуждение ребенка от родителей, а родителя от конфликтного ребенка. А это уже, я считаю, станет не просто бедой, а трагедией не только семьи, но и всего общества. Вот почему сегодня мы все должны и обязаны уделять внимание семье и ее роли в воспитании будущего гражданина и Человека.

Родители первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на доминирование его системы ценностей. Сколько бы нам не было лет, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец». Малыш всему учится в общении со взрослыми. Это создает фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов «Годы чудес» — годы общения ребенка с родителями. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям, — конечно же, все это оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека.

Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. Уже в младенчестве у детей формируется чувство доверия, или недоверия, к окружающему миру, к людям, вещам, явлениям и т. д.

Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общечеловеческого общества.

Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи. 

В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребёнок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив жестоким, агрессивным… 

Очень важно, чтобы в семье каждый мог по настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом. 

 Как же надо общаться с ребёнком?

— Общение ребёнку необходимо, как пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребёнку, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию. 

Исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка. Это происходит в дошкольном детстве и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. В результате из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения. Большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

 Общаться с ребёнком. Как? 

Надо принимать ребёнка – любить не за то, что он умный, спокойный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть!

Психологи доказали, что потребность в любви – одна из основных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка. 

Как выразить свою любовь к ребёнку?

Конечно, потребность в любви удовлетворяется, когда вы говорите ребёнку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами. 

 Сколько раз в день вы обнимаете своего ребёнка?

 Детские психологи рекомендуют обнимать ребёнка несколько раз в день. Они утверждают, что каждому человеку для выживания необходимо 4 объятия в день, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день. Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогает ему развиваться психически.

 Если мы раздражаемся на ребёнка, постоянно одёргиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: «Меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастливость человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребёнком. 

   Любящая семья – это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания с детьми, где общение с детьми – большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон. Разумная любовь характеризуется сочетанием положительного эмоционального отношения к ребенку, разумными требованиями и кооперацией во взаимодействии. Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам – в этом выражение любви родителей к ребенку.

Воспитатель Агаева Е.Н.

Эту статью можно послушать. Вот она в подкасте:

Слушайте подкаст «Свои», где вам удобно: Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox и на других платформах.

Этикет — это не устаревшие расшаркивания, поклоны и обращения к родителям на вы. Он меняется, упрощается и становится демократичней. Сейчас семейный этикет — это простые правила, которые помогают семье сохранить счастливые отношения и подготовить детей к жизни в большом мире.

Правило 1.Не входить без стука

Правило «Не входить без стука» должен соблюдать не только ребенок по отношению к взрослым, но и родители по отношению к ребенку. 

Стучаться в родительскую спальню. Спальня — это закрытая для ребенка территория, в нее нельзя забегать, врываться, играть в ней со своими игрушками, пока родителей нет дома. Это правило обезопасит ребенка от сцен, которые он не должен видеть, а с родителей снимет напряжение: не надо всё время беспокоиться, что в комнату может забежать ребенок. В итоге всем там будет проще и спокойнее.

Стучаться в детскую. Если ребенка просят стучаться в комнату взрослых, то и взрослые должны стучаться в комнату ребенка. Это важно по нескольким причинам.

Если взрослые стучат в детскую перед тем, как войти, они подают этим пример. Пример всегда действует на детей убедительнее слов. Так что если папа курит и говорит, что это плохо, то ребенок будет скорее верить тому, что видит. Так же и со стуком в комнату: если родители говорят, что надо стучать, а сами этого не делают, ребенок теряется и не понимает, как всё-таки правильно.

Еще стучаться к ребенку важно, чтобы сказать ему: «Смотри, мы просим тебя стучать не потому, что ты маленький, а потому, что в нашей семье так принято, это правило для всех».

И самое главное — у ребенка тоже есть право на уединение, личное пространство и тайну. И если это право уважать, это поможет выстраивать более спокойные и доверительные отношения.

Правило 2.Уборка — это игра, в которой участвуют все

В счастливых семьях уборка — это не задача мамы, а игра, в которой участвуют дети и взрослые. Важно, чтобы в семье все умели убирать сами, а дети знали маленькие правила, которые взрослым кажутся очевидными:

  • что нужно мыть влажной тряпкой, а что сухой;
  • каков порядок уборки, например, сначала пылесосим, а потом вытираем пыль;
  • куда сливать воду после мытья полов;
  • как складывать футболки в шкафу.

При этом нужно сразу учить ребенка делать всё качественно: пусть это будет небольшое задание, но от и до детское, чтобы взрослые не переделывали: сначала это убрать игрушки и разложить их по нужным коробочкам, а потом — наводить порядок в квартире.

Пусть ребенок станет веселым грузовиком, который сначала загружает игрушки в багажное отделение, а потом развозит их по отделениям почты. Играйте в это вместе с ребенком, поддерживайте его, подскажите, если он что-то упустил, но не выходите за рамки игры: если ребенок — грузовик, так к нему и обращайтесь. И пусть всем от этого будет весело.

Дети, которые научились убирать свою комнату из удовольствия, будут лучше подготовлены ко взрослой жизни. А еще уборка по субботам может стать семейной традицией: взрослые и дети вместе наводят порядок под любимую музыку, а потом пьют чай с тортом на чистой кухне.

Правило 3.Родители никого не обсуждают при детях

Правило такое: родители при детях не обсуждают бабушек, дедушек, теть, дядь, соседей, учителей, друзей и любых других людей.

Если ребенок слышит, что мама с папой говорят плохо о соседях, он учится такому же поведению и будет за спиной обсуждать своих учителей или даже своих же родителей. Лучше учить его быть прямым и честным: сосед оставляет мусор на лестничной площадке? Не обсуждайте это между собой, а поговорите с соседом и попросите так не делать. Тогда ребенок будет учиться не прятать конфликты, а решать их.

Кроме того, дети общаются с другими детьми, и ребенок может так и сказать соседскому мальчику или девочке: «А мой папа говорит, что твои родители тупицы!» Такое точно никому не надо.

Если хочется о ком-то поговорить, лучше сделать это наедине, когда ребенка рядом нет.

Правило 4.Взрослые уважают нянь, уборщиков и помощников

В семью могут приходить разные помощники: няни, уборщики, домработницы, репетиторы, сантехники. И дети будут вести себя с ними так, как себя с ними ведут родители. Поэтому важно, чтобы родители были максимально уважительны.

Обращаться на «вы», даже если человек молод. Если переходите на «ты», то пусть этот переход будет по взаимной договоренности, без панибратства, а ребенок будет свидетелем того, как вы об этом договорились.

Общаться на равных. Чтобы ребенок уважал чужой труд, ему нужно подавать соответствующий пример: не командовать, не оценивать, соблюдать границы. Если клинер что-то плохо убрал, не надо говорить: «Что-то мне ленивого клинера прислали, попрошу ваше начальство в следующий раз другого прислать». Можно представить, будто это коллега по работе, тогда тональность сразу изменится: «Ирина, вот здесь осталась пыль, посмотрите, пожалуйста? Давайте ее тоже уберем».

Прямо и честно решать денежные вопросы. Иногда хорошим тоном будет дать чаевые, причем сделать это не в виде подачки, а в виде искренней благодарности: «Ирина, вы меня сегодня спасли! Мне так приятно, что в доме теперь такая чистота, пожалуйста, позвольте вас поблагодарить». 

Если вы платите на руки работнику, то уточнить: «Николай, мы договаривались на полторы тысячи изначально, но, возможно, работы получилось больше. Сколько я вам должна?» Не пытаться сбить цену, не ставить человека в неловкое положение. Если кажется, что он взял слишком много, лучше его просто больше не вызывать, но не выяснять отношения на месте и тем более при ребенке. 

Если потенциально могут быть сложности, то лучше перед началом работы договориться: «Николай, мы договаривались на полторы тысячи. Если вдруг ваша работа будет стоить больше, сообщите мне, пожалуйста. Мне нужно будет понять, смогу я вам заплатить эту сумму или мы решим отказаться от какой-то части работы».

Решать денежные вопросы — это критически важное умение в жизни. Это влияет на репутацию и отношения с людьми. И если ваш ребенок будет видеть хороший пример, это очень поможет ему в жизни.

Правило 5.Родители не объединяются с кем-либо против ребенка

Важное правило для родителей: ни с кем не объединяться против ребенка. Ребенок должен чувствовать, что мама с папой за него, он может на них положиться. Допустим, ребенку сделали замечание в магазине:

— Мальчик, ты чего так кричишь? Давай-ка поспокойнее?

Начнем с того, что делать замечание чужим детям — это дурной тон. Ребенок оказывается в проигрышной ситуации, он же не может ответить или нагрубить большому и сильному чужому взрослому. Поэтому здесь придется взять ответ в свои руки:

— Спасибо за замечание. Предоставьте это мне.

Раздувать скандал, конечно, не стоит, мол, какое вы тут имеете право с моим ребенком так разговаривать. Ребенку будет еще более неловко, что из-за него вдруг такое происшествие. Хуже только объединиться с тем, кто делает замечание: «Да, действительно, ты чего расшумелся? Видишь, людям мешаешь?» Ребенок будет чувствовать предательство. Поэтому достаточно коротко ответить и сохранить за собой право разговаривать со своим ребенком.

Потом, наедине ребенку можно сказать: «Я чувствовал себя неловко и неудобно, когда ты делал то-то, но я всегда на твоей стороне».

В нашей семье есть правило, что члены семьи собираются вместе (едят, отдыхают, решают важные проблемы).

В нашей семье есть правило, что гости заранее договариваются о своем приходе.

В нашей семье есть правило, что, если в дверь в комнату закрыта, то нужно в нее постучать перед тем, как войти.

В нашей семье есть правило, что любой член семьи предупреждает о том, что он задержится.

В нашей семье есть правило хранить вещи на своей полке и в своей комнате.

В нашей семье есть правило, что у каждого есть свои обязанности по домашнему хозяйству, соответствующие его возможностям.

В нашей семье есть правило, что каждый член семьи принимает участие в решении важных проблем.

В нашей семье есть правило, позволяющее каждому члену семьи высказать свою позицию в конфликте.

В нашей семье есть правило, запрещающее оскорблять и унижать кого-либо даже во время конфликта.

10 В нашей семье есть правило не молчать длительное время даже после конфликта.

11 В нашей семье есть правило договариваться друг с другом в сложной ситуации.

12 В нашей семье есть правило, исключающее физическое наказание ребенка.

13 В нашей семье есть норма любить и ценить ребенка не за его успехи и достижения, а за то, что он есть.

14 В нашей семье есть норма поддерживать самостоятельность ребенка.

15 В нашей семье есть норма ожидать от ребенка только возможного.

16 В нашей семье есть норма учитывать интересы каждого члена семьи.

17 В нашей семье есть норма в требованиях к детям придерживаться предсказуемости и последовательности.

18 В нашей семье есть норма не обижаться друг на друга, а пытаться понять причины поступков.

19 В нашей семье есть норма доверять и поддерживать друг друга.

20 В нашей семье есть норма обращаться к специалиста (например, к психологу), если нужно справиться со сложными проблемами.

21 В нашей семье есть норма разделять обязанности по воспитанию детей между родителями.

22 В нашей семье есть норма доверять себе при решении проблем, а не думать каждый раз6 «Что скажут люди?»

23 В нашей семье есть норма выражать свои чувства (радостные, печальные и т.д.), а не прятать за маску пристойного поведения.

24 В нашей семье есть норма поддерживать детей после их совершеннолетия.

25 Звонить домой, если где-то задерживаешься.

26 Последний — моет посуду.

27 Если взял вещь общего пользования — верни ее на место.

28 Не звонить по телефону после 23.00 и просить знакомых, не звонить после этого часа.

29 Каждую субботу семейный ужин: все члены семьи должны быть, поэтому стараться не назначать встречи на это время.

30  Утром первым встает папа, он всех будит.

  1. С собакой всегда гуляет сестра Света.
  2.  Кормит рыб и чистит аквариум брат Ваня.
  3. Хлеб всегда покупает мама.
  4. Ужин всегда в 18.00.
  5. Вечером обязательно проветривают комнаты.
  6. Свет во всем доме выключают в 23.00.
  7. В воскресенье вся семья едет на дачу.
  8. Новый год отмечаем дома всей семьей.
  9. Нельзя кипятить воду в чайнике второй раз, надо налить свежую!

Как сказать ребёнку «нет»? О чём говорят психологи, когда говорят о границах? Могут ли правила и запреты навредить ребёнку? Пожалуй, нет таких родителей, которых бы не волновали эти и другие похожие вопросы. Давайте разбираться вместе — как правильно выстраивать эти самые границы ребёнку, зачем это важно и как объяснить детям необходимость соблюдения правил.

Немного о границах

Что такое «границы»? Это определённые ограничения, которые накладывают на ребёнка ряд обязательств. Они защищают маленького человека, помогают ему жить в обществе, вести полноценную жизнь безопасно для своего физического и психоэмоционального состояния.

В силу неопытности и возраста, границ у ребёнка либо нет вообще, либо они предельно размыты. И задача родителей — помочь малышу установить эти самые границы и понять связанные с ними ограничения.

Психологи и педагоги рекомендуют говорить о границах ближе к шестилетнему возрасту. Именно к этому периоду у детей созревают доли мозга, отвечающие за самоконтроль. Конечно, никто не может запретить мамам и папам выстраивать с ребёнком границы и чуть раньше. Главное, чтобы он был к этому готов психологически, поскольку все дети развиваются по-разному.

«Можно» и «нпсихельзя»
Самые первые познания о границах ребёнок получает достаточно рано, когда родители начинают говорить ему слова «можно» и «нельзя». Однако использовать эти формулировки постоянно не стоит. 

Помните: правила для ребёнка должны быть гибкими! Поэтому помимо формулировок «можно» и «нельзя» должны существовать ещё две промежуточные формы: «можно, но в определённых границах» и «нельзя, но в исключительных ситуациях можно». 

Почему это важно? Так правила становятся более эффективными и рабочими, и детям проще ориентироваться в тех или иных обстоятельствах. К примеру:

  • нельзя играть со спичками и с ножом, нельзя открывать дверь незнакомцам и т.п.;
  • нельзя приходить домой после 21 вечера, но если отпроситься заранее (в честь дня рождения друга), то можно прийти немного позже;
  • можно убираться в своей комнате когда угодно в течение дня, но до прихода родителей в ней должно быть чисто;
  • можно самому выбирать спортивную секцию, хобби и т.п.

Для чего необходима такая гибкость в границах? Она позволяет родителям с одной стороны обезопасить детей, а с другой — дать им больше ответственности, самостоятельности. Так сохраняется баланс между опекой и детской независимостью. 

А чтобы правила действительно соблюдались, мамам и папам необходимо уделить внимание развитию иных детских навыков: умения анализировать, самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои слова и действия.

Что такое правилообразующие жесты

Многие родители считают, что лучший вариант установить ребёнку границы и правила — просто подробно объяснить причину ограничений («Мороженое зимой на улице есть нельзя, потому что ты заболеешь»). Но  работает такая установка не всегда, в основном из-за ограничений по возрасту.

Почему так происходит? В силу слабого владения речью, малоразвитых когнитивных процессов (абстрактное мышление, память и пр.) и отсутствия жизненного опыта ребёнку до 5-6 лет будет сложно понять саму суть ограничений. Однако на данном возрастном этапе малыш «мыслит телом», и здесь на помощь родителям придут правилообразующие жесты. Что это такое?

Правилообразующие жесты — физические ограничения, позволяющие мамам и папам выстраивать границы для ребёнка. Речь идёт не о физических наказаниях, а именно о действиях, сопровождающих словесные правила. Например:

  • крепко взять ребёнка за руку в месте, где одному идти опасно;
  • сдержать или отвести в сторону ребёнка, который дерётся или бросается песком;
  • приобнять ребёнка, который пытается встать с кровати после отбоя;
  • снять ребёнка с высокой поверхности (подоконник, стеллаж, полка) или не дать ему туда забраться;
  • пристегнуть малыша ремнём безопасности в машине, несмотря на крики и протесты.

Многие педагоги и психологи утверждают, что дети, у которых был пройден этап физических ограничений, впоследствии лучше соблюдают границы, проговоренные со взрослыми.

Тёплые отношения

Не так сложно выстроить границы с ребёнком, если в семье по-настоящему тёплые взаимоотношения. В этом случае семейные правила будут построены не на страхе (например, страхе наказания за невыполнение или нарушение), а на искреннем желании сделать приятно маме и папе, не огорчить их, вызвать у них гордость за себя. И это нормально, когда ребёнок маленький.

По мере взросления, если тёплые отношения сохраняются, ребёнок охотнее соблюдает правила и не пересекает границы, потому что понимает, для чего это нужо и поддерживает в семье комфортный микроклимат. Например, если в семье есть правило не приносить домой уличных животных, то сначала ребёнок, по меньшей мере, поговорит с родителями, а не будет прятать щенка под кроватью.

Конечно, правила должны быть справедливыми для всех членов семьи. Если мама запрещает, а папа позволяет, то это нарушает всю идею ограничений. Сначала нужно всем договориться между собой. 

Чтобы показать, что все домочадцы равны перед ограничениями, составьте список правил. Один — для всей семьи, другой — только для ребёнка (можно повесить его в детской комнате), третий — только для родителей. Обсудите вместе, что должно входить в каждый из этих списков. Возможно, для дочери очень важно, чтобы вы не заглядывали к ней под кровать, а вам — чтобы сын всегда после купания вешал полотенце на сушилку.

Конкретика и последовательность

Если вы устанавливаете правила, то старайтесь объяснить ребёнку конкретно, почему вы это делаете. Разумеется, обосновывать их следует исходя из возраста ребёнка — так, чтобы он понял. Если двухлетний малыш ещё не осознает, почему нужно стучаться, когда входишь в комнату, то пятилетнему или шестилетнему ребёнку уже можно рассказать, почему это делать важно. Покажите пример — начните стучаться в дверь детской сами.

Родителям необходимо быть последовательными в выстраивании границ. Если сегодня вы устанавливаете правило, согласно которому нельзя гладить бездомную собаку на улице, а завтра сами это делаете, то и ребёнок вряд ли будет его соблюдать. 

Непременно показывайте облюдение границ и правил на личном примере: стучитесь перед входом в детскую, мойте руки после прогулки, не берите без спроса вещи ребёнка, заправляйте постель по утрам. 

Снижение требований

Бывает и так, что «в интересах ребёнка» родители устанавливают огромное количество разнообразных правил. Мало того, что запомнить их все просто невозможно, так некоторые из них ещё и довольно нелепы и выдают родительскую тревожность. 

Постарайтесь проанализировать список правил, установленных для детей. Оставьте из них только те, которые действительно помогают сделать жизнь ребёнка безопасной и качественной: нельзя есть снег, уходить из дома без предупреждения, врываться в ванную, пока мама или папа моется, переходить дорогу на красный свет и пр.

Запомните: чем меньше правил, тем лучше они запоминаются и соблюдаются! 

Поощрение

Именно поощрение позволит мамам и папам сделать так, чтобы соблюдение границ и правил стало для ребёнка приятным. Речь идёт о похвале, высокой оценке, личном внимании, телесном контакте (погладить по голове, обнять) и словесной поддержке. «Спасибо, что убрал на место все игрушки перед сном — так приятно заходить в твою комнату!»

Чем новее правила, тем сложнее ребёнку их выполнять, ведь они ещё не стали привычкой. Поэтому отмечать и замечать усилия ребёнка очень важно — так он будет мотивирован сильнее. «Ты уже неделю не забываешь мыть посуду после завтрака — я очень радуюсь и ценю твои усилия!»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти силы уволится с работы
  • Как найти поджигателя автомобиля
  • Как на маткаде найти максимум функции
  • Как найти спонсоров для поездки
  • Как исправить ошибка 9006