Как составить предложение чтобы существительное было сказуемым

Типы сказуемых в русском языке с примерами

Содержание:

Роль сказуемого в предложении

Cоставляя характеристику предложению, начинать нужно с выделения грамматической основы — подлежащего и сказуемого. Это главные члены предложения. Они связаны между собой, так как информацию о подлежащем несет сказуемое.

Сказуемое — главный член предложения, который обозначает признак предмета (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет? Что с ним делается? Каков предмет? Кто он такой? Что он такое?

Способы выражения сказуемого

Какими частями речи выражается сказуемое?

Чтобы дать ответ на вопрос, проанализируем примеры.

  1. Сегодня на уроке мы изучали новый материал.В данном предложении подлежащее мы (местоимение). Задаем вопрос: мы (что делали?) . Сказуемое изучали выражено глаголом.
  2. Обитатели джунглей непредсказуемы и опасны.В этом предложении подлежащее обитатели (сущ.) Задаем вопрос: обитатели (каковы?) и Выделенные слова сказуемые и выражены они краткими прилагательными.
  3. Он врач. Находим подлежащее. Он (мест). Задаем вопрос: он (кто такой?) врач. Сказуемое выражено именем существительным.

Типы сказуемого

Сказуемые бывают простыми и составными.

Простое сказуемое состоит из одного слова-глагола в форме одного из наклонений. Рассмотрим примеры.

Составное сказуемое состоит из двух слов. Основная часть содержит главное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое и добавочные лексические значения.


(сказуемое состоит из двух слов, одно из которых «больна» передает основное лексическое значение, а другое «была» — грамматическое значение)

Виды составного сказуемого

Составное сказуемое бывает:

  1. глагольным (основная часть – инфинитив)
  2. именным(основная часть – имя)

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, выражающего грамматическое значение сказуемого(наклонение, время, лицо)и неопределенной формы глагола

СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола

Основные вспомогательные глаголы

В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.

1. Глаголы:

— со значением начала, конца, продолжения действия (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить)

— со значением желательности, возможности, необходимости действия (мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться)

— выражающие эмоциональное состояние (любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться)

2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов (готов, должен, обязан, намерен, рад)

3. Слова состояния: можно, нельзя, надо

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из двух составляющих: глагола связки и именной части

СИС = глагол-связка + именная часть

Глагол-связка

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.

Рассмотрим глаголы, входящие в состав:

1. Быть (есть, был, будет, был бы, будь)

. В форме настоящего времени связка быть не употребляется. Такая связка называется нулевой. Например. Галя- моя дочь

2. Стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться, стремиться.

3. Значения движения, положения в пространстве (приблизиться, уехать, возвратиться, висеть, колебаться и др.)

Именная часть

Именная часть выражает основное лексическое значение сказуемого. Она состоит из:

Существительного Дачный сад в цвету
Прилагательного Лодка показалась ненадежной
Числительного Шестью семь-сорок два
Наречия На улице было холодно
Местоимения Частная клиника теперь моя
Причастия Урожай собран
Синтаксически неделимого словосочетания
  • Юноша был среднего роста
  • Бабушке подарили коробку конфет

ВЫВОД: именная часть составного именного сказуемого выражается всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.

Как быстро определить вид сказуемого?

Быстро и правильно определить вид сказуемого поможет алгоритм действия

  1. Сказуемое состоит из одного или двух слов?
  2. Одного. Какой частью речи является слово?
  3. Глагол. Вывод: перед нами ПГС
  4. В состав сказуемого входят два слова. Из каких составных частей они состоят?
  5. Вспомогательный глагол + неопределенная форма. Вывод: СГС
  6. Глагол-связка + именная часть. Вывод: СИС

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

Виды Способ выра­же­ния Примеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Урок по русскому языку «Сказуемое ,выраженное именем существительным»

Класс : 6 « А», 6 « Ә»

Предмет : Русский язык

Тема урока : Сказуемое,выраженное именем существительным.Тире между подлежащим и сказуемым.

1.Образовательные: дать углубленное понятие о грамматической основе предложения, о способах выражения сказуемого.

2. Развивающие: научить школьников правильно употреблять их в речи.

3. Воспитательная: сформировать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, кластерность , практический .

Оборудование: Схемы, карточки , таблица.

I . Организационный момент

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Объяснение нового материала

Постановка цели и темы урока:

Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже, между ними ставится тире. Если в составе сказуемого есть слова это,вот, тире ставится перед ними.

Например : Книга-источник знаний.

Книга-это источник знаний.

Книга-вот источник знаний.

Работа с учебником.

-Прочитайте .Найдите основу предложений.От подлежащего к сказуемому поставьте вопросы.Какой частью речи выражены главные члены? Спишите ,поставьте тире между ними.

1) Собака друг человека.

2) Юмор большая сила.

-Спишите ,поставьте тире между главными членами предложения. Обозначьте их.

-Прочитайте данные определения лингвистических терминов,соблюдая паузу между главными членами.Спишите, поставьте тире и обозначьте основу предложений.

Замените данные предложения другими,близкими по смыслу ,и запишите их.Поставьте, где нужно тире.

Образец: Мой брат поступил в университет.

Подумайте и ответьте .

В предложениях опустите глагол ,а существительное ,относящееся к нему, поставьте

в именительном падеже.Предложения запишите.

1)Ансар считается лучшим учеником в нашем классе.

2)Ажар считается лучшей ученицей нашего класса.

3) Мама считается хорошим специалистом в текстильной промышленности.

Игра « Кто быстрее?»

1)Родное место-мать родная,а чужбина –мачеха.

2)Я-последняя буква в алфавите.

3)Лучший дар –ум,худшая беда-невежество.

6) Снег на полях-хлеб в закромах.

VI . Подведение итога.

1.Укажите главный член в предложении: Прыгну через верёвку .

А) подлежащее В)сказуемое С)дополнение

2.Укажите сказуемое в предложении:

Наши дела сложились блестяще.

А)сложились В)дела С)наши

3.Определите, каким членом предложения являются выделенные слова:

Она наклонилась, подняла цветок.

А) подлежащее В) обстоятельство С) сказуемое

4.Укажите главный член в предложении: Излагаешь свои мысли.

А)подлежащее В)сказуемое С)дополнение

5.Укажите сказуемое в предложении:

Андрей отказался от завтрака.

А)отказался В)от завтрака С)Андрей

1.Упр. 362,363 , стр. 169.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Ортаева Баян ТаубайкызыНаписать 767 26.02.2018

Номер материала: ДБ-1258434

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    26.02.2018 893
    20.02.2018 3738
    14.02.2018 2089
    12.02.2018 217
    11.02.2018 730
    06.02.2018 764
    02.02.2018 273
    27.01.2018 294

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-skazuemoe-virazhennoe-imenem-suschestvitelnim-2679313.html

Примеры предложений, где сказуемое выражено существительным?

Сказуемое выражено именем существительным в следующих примерах:

1). Не почитать родителей — грех.

2). Умная, красивая и в то же время скромная девушка — редкость.

3). Быть богатым — большое искушение.

4). Энциклопедия — хороший подарок для школьника.

5). Самое теплое, доброе и прекрасное чувство — любовь.

6). Человек, спрятавшийся за деревом, — садовник.

7). Яркий луч на моей стене — это солнечный зайчик.

8). Насекомое, поедающее листья на смородине, — тля.

9). Школьник Егор Васечкин — гордость школы.

10). Жизнь без света — темнота.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

девуш­ка-загад­ка
[133K]

5 лет назад 

Лиса — хищное животное (подлежащее «лиса», сказуемое «животное»).

Весь мир — театр (подлежащее «мир», сказуемое — «театр»).

Дети — цветы жизни («дети» подлежащее, «цветы» сказуемое).

Не согласна с little men. В предложении

подлежащее «он» сказуемое «стал». Как известно, сказуемое это то, что говорится о подлежащем. А «миром» существительное в творительном падеже и подлежащим быть не может.

Nelli­4ka
[114K]

5 лет назад 

Крапива — это лекарственное растение (сказуемое — «растение»).

Урок английского языка — пытка для ребят (сказуемое — «пытка»).

У соседей по саду давно яблоня в цвету (сказуемое — «в цвету»).

Весь пол был в мелких осколках (сказуемое — «осколках»).

Иван был совсем дурак (сказуемое — «дурак»).

Грамматические ошибки — вот основное проявление безграмотности (сказуемое — «проявление»).

Берлога — дом медведя (сказуемое — «дом»).

Таллин — столица Эстонии (сказуемое — «столица»).

Трясогузки — первые вестники весны (сказуемое — «вестники»).

Познать себя — вот цель моей жизни (сказуемое — «цель»).

Гранит — камень очень прочный (сказуемое — «камень»).

Любоп­ытств­о
[135K]

5 лет назад 

Мой папа — инженер.

Учиться — моя обязанность.

Солнце — это наше светило.

Бездельник и лежебока — это мой муж.

Мой друг — надёжный парень.

Краткость — сестра таланта.

Китайские флешки — ненадёжный товар.

Любая женщина — настоящее сокровище.

Вален­тина ангел возме­здия и любви
[215K]

6 лет назад 

Школа — второй дом.

Смерть — переход в другое измерение.

Книга — лучший учитель.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Азбука — к мудрости ступенька.

Эгоизм — отрицательное качество.

Маруся — моя кошечка.

Журнал — периодическое издание.

  • Россия — самая большая страна в мире.
  • Родители — самые лучшие и верные друзья ребенка.
  • Красота — единственное что спасет мир.
  • Увольнение — освобождение, ибо является однокоренным словом «воля».
  • Порядок — неотъемлемая составляющая самодисциплины.
  • Молитва — разговор с Богом.
  • Доброта — одно из редких качеств сегодняшнего человека.
  • Высшее образование — еще не наличие ума.
  • Политика — дело грязное.
  • Цена — мерило товара.
  • Вежливость — ценнейшее качество.
  • Самообразование — естественная и необходимая потребность любого мыслящего человека.
  • Книга — источник знаний.
  • Любовь — чувство даруемое всем, но не всеми ценимо.
  • Праздник «День Победы» — один из самых почитаемых на территории всего постсоветского пространства.
  • Сайт «Большой вопрос» — лучший информационный ресурс вопросов и ответов!

ворчу­нов
[106K]

6 лет назад 

Как известно, сказуемое выражает действие предмета, коим является подлежащее.

Например:

Зависть – плохое чувство. Существительное «чувство» является сказуемым.

Столица – город твоей мечты. Существительное «город» является сказуемым.

Это – мой дом. Существительное «дом» является сказуемым.

Бекки Шарп
[71.2K]

6 лет назад 

Точность и краткость-вот первые достоинства прозы.(достоинства прозы)

Я человек и ничто человеческое мне не чуждо.(человек)

Самая серьезная потребность есть потребность познания истины. (есть потребность)

Пушкин стал знаменем русской литературы .(стал знаменем, составное сказуемое)

tana7­6
[124K]

5 лет назад 

В таких предложениях между подлежащим и сказуемым обычно стоит тире.

Могу привести такие примеры предложений:

  • Мои дети — это отрада моей жизни.
  • Душа человека — потемки.
  • Кровь людская — не водица.
  • Ученье — свет, а неученье — тьма.
  • Хлеб — всему голова.
  • Сердце не камень.

littl­e mean
[21.6K]

6 лет назад 

1) Ты — самый лучший человек.

2) Ты — моё маленькое сокровище.

3) Краткость — сестра таланта.

4) Быть честным — одно из достоинств человека.

5) Он стал целым миром для неё.

6) Она для него — луч света в его сердце.

7) Мы — дети планеты Земля.

Знаете ответ?

Типы сказуемых в русском языке с примерами

Cоставляя характеристику предложению, начинать нужно с выделения грамматической основы — подлежащего и сказуемого. Это главные члены предложения. Они связаны между собой, так как информацию о подлежащем несет сказуемое.

Сказуемое — главный член предложения, который обозначает признак предмета (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет? Что с ним делается? Каков предмет? Кто он такой? Что он такое?

Способы выражения сказуемого

Какими частями речи выражается сказуемое?

Чтобы дать ответ на вопрос, проанализируем примеры.

  1. Сегодня на уроке мы изучали новый материал.В данном предложении подлежащее мы (местоимение). Задаем вопрос: мы (что делали?) изучали. Сказуемое изучали выражено глаголом.
  2. Обитатели джунглей непредсказуемы и опасны.В этом предложении подлежащее обитатели (сущ.) Задаем вопрос: обитатели (каковы?) опасны и Выделенные слова сказуемые и выражены они краткими прилагательными.
  3. Он врач. Находим подлежащее. Он (мест). Задаем вопрос: он (кто такой?) врач. Сказуемое врач выражено именем существительным.

Например. Таня вечно витает в облаках

Типы сказуемого

Сказуемые бывают простыми и составными.

Простое сказуемое состоит из одного слова-глагола в форме одного из наклонений. Рассмотрим примеры.

На улице стоит дождливая погода (изъявительное наклонение) Без тренировок я бы не выполнил нормы по плаванию (условное наклонение) Ребята, сделайте задание быстро и добросовестно(повелительное наклонение)

Составное сказуемое состоит из двух слов. Основная часть содержит главное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое и добавочные лексические значения.

Девочка была больна в течение месяца
(сказуемое состоит из двух слов, одно из которых «больна» передает основное лексическое значение, а другое «была» — грамматическое значение)

Виды составного сказуемого

Составное сказуемое бывает:

  1. глагольным (основная часть – инфинитив)
  2. именным(основная часть – имя)

Составное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, выражающего грамматическое значение сказуемого(наклонение, время, лицо)и неопределенной формы глагола

СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола

Основные вспомогательные глаголы

В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.

1. Глаголы:

— со значением начала, конца, продолжения действия (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить)

Пример: Туман начинает рассеиваться над рекой. Ветер перестал дуть, и на улице установилась теплая погода Футболисты продолжали играть, несмотря на ветреную погоду

— со значением желательности, возможности, необходимости действия (мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться)

Пример: Мальчик мечтает стать мастером спорта по рукопашному бою. Строитель желает построить дом по собственному проекту. Мы не сможем выступить на соревнованиях.

— выражающие эмоциональное состояние (любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться)

Пример: Девочка боялась разбудить маму громкой музыкой Больной стыдился показать беспомощность

2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов (готов, должен, обязан, намерен, рад)

Пример: Папа готов помочь сыну выполнить домашнее задание. Женя рада пойти в кино вместе с подругами. Отдыхающие обязаны выполнять распоряжения администрации.

3. Слова состояния: можно, нельзя, надо

Пример: Сегодня можно было пойти на каток Учительнице надо было отвлечься на минуту

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из двух составляющих: глагола связки и именной части

СИС = глагол-связка + именная часть

Глагол-связка

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.

Рассмотрим глаголы, входящие в состав:

1. Быть (есть, был, будет, был бы, будь)

Примеры:Надя была легкомысленной девушкой. Будь же ты всегда удачлива! Ваня был бы хорошим музыкантом, если бы упорно занимался.

. В форме настоящего времени связка быть не употребляется. Такая связка называется нулевой. Например. Галя- моя дочь

2. Стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться, стремиться.

Примеры: Девушка становится умницей, когда речь заходит о достоинствах. При беглом знакомстве хозяин казался умнее, чем на самом деле. Оля с детства стремилась стать врачом.

3. Значения движения, положения в пространстве (приблизиться, уехать, возвратиться, висеть, колебаться и др.)

Примеры: Мама приехала с курорта окрепшей и бодрой Зверь быстро приближался к добыче.

Именная часть

Именная часть выражает основное лексическое значение сказуемого. Она состоит из:

  • Юноша был среднего роста
  • Бабушке подарили коробку конфет

ВЫВОД: именная часть составного именного сказуемого выражается всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Типы сказуемых

Таблица

Виды Способ выра­же­ния Примеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Составное глагольное сказуемое

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

  • начать
  • стать
  • при­ни­мать­ся
  • про­дол­жать
  • кон­чать
  • пре­кра­тить
  • бро­сить
  • пере­стать и пр.

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

  • хотеть
  • мочь
  • желать
  • уметь
  • наме­ре­вать­ся
  • наде­ять­ся
  • суметь
  • ухит­рять­ся
  • стре­мить­ся
  • думать
  • меч­тать
  • ухит­рять­ся и пр.

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

  • любить
  • боять­ся
  • стра­шить­ся
  • сты­дить­ся
  • стес­нять­ся
  • решиться
  • осме­лить­ся
  • нена­ви­деть
  • при­вы­кать
  • при­вык­нуть.

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

  • сле­ду­ет
  • сто­ит
  • тре­бу­ет­ся и др.

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

  • рад
  • горазд
  • согла­сен
  • нужен
  • дол­жен
  • наме­рен
  • готов
  • спо­со­бен
  • волен.

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

  • мож­но
  • нель­зя
  • надо.

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Составное именное сказуемое

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого

Алгоритм определения типа сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Сказуемое — это… в русском языке (правило, примеры)

Сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, обо­зна­чен­но­го под­ле­жа­щим в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­лал? каков он? и пр.

Рассмотрим, что такое ска­зу­е­мое в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка.

Термин «ска­зу­е­мое» воз­ник в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка как каль­ка латин­ско­го сло­ва «пре­ди­кат» (predicatum), кото­рое явля­ет­ся про­из­вод­ным от гла­го­ла со зна­че­ни­ем «объ­яв­лять», «про­воз­гла­шать».

Чтобы понять функ­цию ска­зу­е­мо­го, опре­де­лим, когда сло­ва ста­но­вят­ся пред­ло­же­ни­ем.

Наша речь состо­ит не из отдель­ных, хао­тич­но рас­по­ло­жен­ных слов. Слова как еди­ни­цы речи орга­ни­зу­ют­ся в выска­зы­ва­ние, кото­рое обра­зу­ет смыс­ло­вое един­ство. Это смыс­ло­вое и грам­ма­ти­че­ски оформ­лен­ное един­ство слов состав­ля­ет пред­ло­же­ние, более круп­ную еди­ни­цу речи.

В каж­дом пред­ло­же­нии обя­за­тель­но есть цен­траль­ные сло­ва. Это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Они обра­зу­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния. Вокруг них груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Узнаем, какой член пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся ска­зу­е­мым.

Что такое сказуемое?

В пред­ло­же­нии име­ет­ся пред­мет речи, то, о чем гово­рит­ся или сооб­ща­ет­ся. К это­му сло­ву мож­но задать вопрос кто? или что? Это глав­ный член пред­ло­же­ния под­ле­жа­щее. В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, пояс­ня­ет­ся дру­гим сло­вом, кото­рое обо­зна­ча­ет дей­ствие:

Слово, пояс­ня­ю­щее под­ле­жа­щее, может так­же обо­зна­чать состо­я­ние или при­знак пред­ме­та:

Это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый назы­ва­ет­ся грам­ма­ти­че­ским тер­ми­ном «ска­зу­е­мое».

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие, состо­я­ния или при­знак пред­ме­та, обо­зна­чен­но­го под­ле­жа­щим, и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­лал? каков?

Сказуемое - это. в русском языке (правило, примеры)

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое под­чер­ки­ва­ет­ся дву­мя пря­мы­ми парал­лель­ны­ми лини­я­ми.

С помо­щью ска­зу­е­мо­го мож­но рас­ска­зать, что дела­ет, будет делать или уже сде­лал пред­мет. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния харак­те­ри­зу­ет пред­мет, обо­зна­чен­ный под­ле­жа­щим, во вре­мен­ном плане:

На лугу цве­тут ромаш­ки (насто­я­щее вре­мя).

Скоро будут цве­сти ромаш­ки (буду­щее вре­мя).

Сказуемое — такой же рав­но­прав­ный член пред­ло­же­ния, как и под­ле­жа­щее. Оно соот­но­сит­ся с под­ле­жа­щим по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. По сути, ска­зу­е­мое — это то, что гово­рит­ся о пред­ме­те речи, что с ним про­ис­хо­дит, како­во его состо­я­ние, каков он, что он такое и пр.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва про­сто­го пред­ло­же­ния.

Рассмотрим более деталь­но, что обо­зна­ча­ет ска­зу­е­мое в пред­ло­же­нии.

Что обозначает сказуемое?

Как глав­ный член пред­ло­же­ния, ска­зу­е­мое может обо­зна­чать

  • дей­ствие:
  • состо­я­ние:
  • каче­ство:
  • коли­че­ство:

Шестью шесть — это трид­цать шесть ?

  • при­над­леж­ность:
  • родо­вое поня­тие:

Байкал — это самое глу­бо­кое озе­ро на Земле.

Чаще все­го ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся гла­го­лом в раз­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах, но может быть обо­зна­че­но и сло­ва­ми дру­гих частей речи и соче­та­ни­я­ми слов. В зави­си­мо­сти от того, чем выра­же­но ска­зу­е­мое в пред­ло­же­нии, раз­ли­ча­ют три типа:

  • про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое (ПГС);
  • состав­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС);
  • состав­ное имен­ное ска­зу­е­мое (СИС).

Виды сказуемого

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три вида ска­зу­е­мых.

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры

П
Г
С
Выражено гла­го­лом в фор­ме
одно­го из накло­не­ний
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го сло­ва
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое обо­зна­че­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме лица и вре­ме­ни, а так­же гла­го­лом пове­ли­тель­но­го или услов­но­го накло­не­ния.

Скорее прячь­тесь в дом от гро­зы!

До вече­ра я про­чи­тал бы эту повесть.

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое может быть выра­же­но слож­ны­ми фор­ма­ми гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни, состо­я­щи­ми из инфи­ни­ти­ва «быть» в лич­ной фор­ме и неопре­де­лен­ной фор­мы смыс­ло­во­го гла­го­ла.

Я буду петь пес­ню. = Я спою пес­ню.

Ты будешь читать эту кни­гу? = Ты про­чтёшь эту кни­гу?

ПГС ослож­ня­ет­ся части­ца­ми раз­го­вор­но­го харак­те­ра:

А ста­руш­ка знай себе гово­рит без уста­ли.

В роли про­сто­го ска­зу­е­мо­го исполь­зу­ют­ся инфи­ни­тив и меж­до­ме­тия, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов.

Он гово­рить , а мы мол­чать в ответ (Он гово­рит, а мы мол­чим в ответ).

Составное глагольное сказуемое

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое пред­став­ля­ет собой соче­та­ние вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла, име­ю­ще­го толь­ко грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние лица, вре­ме­ни, накло­не­ния и пр., и смыс­ло­во­го гла­го­ла в фор­ме инфи­ни­ти­ва.

Глагол-связка выра­жа­ет­ся модаль­ны­ми гла­го­ла­ми со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, спо­соб­но­сти, воле­изъ­яв­ле­ния:

  • хотеть, желать;
  • суметь, уметь, мочь;
  • разу­чить­ся, гото­вить­ся;
  • наме­ре­вать­ся, стре­мить­ся, наде­ять­ся, думать и пр.

Я хочу прой­тись по этой аллее пар­ка.

На фло­те наш дедуш­ка научил­ся хоро­шо гото­вить .

В ито­го­вой игре фут­боль­но­го сезо­на мы наде­ем­ся побе­дить наших сопер­ни­ков.

Составляющей частью СГС могут быть сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ные гла­го­лы).

Таня нач­нет полоть гряд­ку, а ты, Лена, помо­жешь ей.

Дождь про­дол­жал лить до само­го вече­ра.

Наконец мы закон­чи­ли обсуж­дать эту про­бле­му.

Составное именное сказуемое

Составное имен­ное ска­зу­е­мое — это ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное глаголом-связкой в лич­ной фор­ме и имен­ной частью.

В этом типе ска­зу­е­мо­го свя­зоч­ным эле­мен­том явля­ет­ся гла­гол «быть» в лич­ной фор­ме или гла­го­лы с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем:

  • стать, казать­ся;
  • являть­ся, делать­ся;
  • выгля­деть, слыть, назы­вать­ся, счи­тать­ся и пр.

Эта дере­вуш­ка была осно­ва­на пере­се­лен­ца­ми.

Если дей­ствие совер­ша­ет­ся в насто­я­щем вре­ме­ни, то гла­гол «есть» чаще все­го отсут­ству­ет.

В эту пору года южная степь (есть) суха и бес­плод­на .

В каче­стве имен­ной части исполь­зу­ют­ся все имен­ные и неко­то­рые дру­гие части речи.

Примеры

Перед нами гор­ная доро­га как змея , упол­за­ю­щая вверх (имя суще­стви­тель­ное).

Заводь реки чиста и спо­кой­на (имя при­ла­га­тель­ное).

Семилетняя девоч­ка ста­ла вто­рой в кон­кур­се пев­цов ( чис­ли­тель­ное).

Очертания бере­га раз­мы­ты из-за сплош­ной сте­ны дождя (при­ча­стие).

Сыро и тем­но в под­ва­ле (кате­го­рия состо­я­ния).

Сверху наш город виден как на ладо­ни (фра­зео­ло­гизм).

Имя существительное: синтаксическая роль в предложении

Основной структурной единицей речи является предложение, которое передает законченную мысль. Части речи в предложении «притираются друг к другу», согласуютсямежду собой, подчиняясь логике выражения мысли. Главные члены предложения несут основную информацию – называют субъект и его действие. Второстепенные члены говорят о признаках субъекта, образе и обстоятельствах действия. Синтаксическая роль существительного универсальна: оно может сочетаться с любыми частями речи и выступать в роли как главных, так и всех второстепенных членов предложения.

Существительное в предложении – на все руки мастер

Пять членов предложения способны передать все многообразие речевых задач. Каждая часть речи играет здесь свою традиционно-законную роль:

  • Существительное в И. п. (Кто? Что?) называет объект (предмет речи) и является ПОДЛЕЖАЩИМ.
  • Глагол называет действие и чаще всего становится СКАЗУЕМЫМ.
  • Прилагательное – обозначает признак предмета, играет роль ОПРЕДЕЛЕНИЯ для подлежащего и второстепенных членов предложения.
  • Существительное в косвенных падежах становится ДОПОЛНЕНИЕМ, сообщающим о подробностях события.
  • Наречие обозначает ОБСТОЯТЕЛЬСТВА места, времени, образа действия.

Синтаксическая роль слов и словосочетаний в предложении определяется по вопросам, которые можно к ним адресовать.

Имя существительное: синтаксическая роль в предложении

Части речи иногда «расширяют свои полномочия» – выполняют синтаксические задачи членов предложения, которые им обычно несвойственны. Числительное может выступать подлежащим и сказуемым: дважды два – четыре . Глагол – встать на место подлежащего: ломать – не строить . Но ни одна часть речи, кроме существительного, не способна играть роль ВСЕХ ПЯТИ членов предложения.

Имя существительное: синтаксическая роль в предложении

По каким правилам определяют синтаксическую роль существительного

Главный инструмент, определяющий роль существительного в предложении – ВОПРОС, поясняющий смысловую нагрузку и сочетание слова с остальными членами.

  1. Подлежащее (предмет речи) отвечает на вопросы только Именительного падежа – КТО? ЧТО? Пример: Что? – «Дела идут, контора пишет». Кто? – «Кассирша деньги выдает».
  2. Сказуемое (действие предмета) – существительное образует составное именное сказуемое, которое отвечает на вопросы: ЧТО ПРЕДМЕТ СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ? КАКОВ ОН? В состав такого сказуемого входит глагол-связка был, есть, будет, стал, станет. Связка есть может отсутствовать, но её полезно подставлять, чтобы увидеть грамматическую основу. Существительное является именной (лексической) частью сказуемого и употребляется в разных падежах:
    – Его пример (что собой представляет?) – другим наука (И. п.).
    Истина (какова она?) – в вине (П. п.).
    Россия (есть) – Родина моя (И. п.).
  3. Дополнение (объект действия) отвечает на вопросы КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ, которые задаются от сказуемого. Конструкции «переходный глагол + В. п.» образуют прямое дополнение. В отличие от подлежащего (кто? что?), прямое дополнение требует вопросов КОГО? ЧТО? – их надо задавать в паре, чтобы не ошибиться с определением падежа имени существительного и его роли в предложении. Знакомый пример: «Кассирша деньги выдает». Выдает (кого? что?) – деньги (В. п. – дополнение).

На заметку: определение в виде ПРИЛОЖЕНИЯ пишется с определяемым словом через дефис и сочетается с ним в роде, числе и падеже: в городе-спутнике, о матери-героине; в море-океане.

Основные трудности определения синтаксической роли существительного

Синтаксическая
роль
Проблема Решение Примеры
Подлежащее Существительное
не стоит в И. п.
Количественное значение
Избирательность: предлог «из» + Р. п.
Сочетаемость: предлог «с» + Т. п.

Когда существительное – не член предложения

Роль существительного в речи может быть шире синтаксических задач. Иногда существительное, присутствуя в предложении, не является его членом.

Обращение служит для привлечения внимания к тому, что говорится:

  • «Мама, я хочу домой».
  • Я люблю тебя , жизнь.
  • А вы , друзья, как ни садитесь , все в музыканты не годитесь.

Слова «мама», «жизнь», «друзья» никак не согласованы с остальными членами предложения, являются «посторонними наблюдателями», отделяются запятой.

Вводное словосвязано с остальными членами предложения разве что мимолетным настроением. Предложение не потеряет ни капли смысла, если вводное из него слово убрать:

Что такое подлежащее и сказуемое в русском языке

Что такое подлежащее и сказуемое в русском языке

Подлежащее и сказуемое являются неотъемлемыми частями любого предложения, без которых было бы невозможно сформировать текст и донести информацию до собеседника. Для того чтобы лучше разобраться в теме, следует выяснить, что собой представляет предложение как синтаксическая единица, из чего оно состоит и каким бывает. Далее рассмотрим понятие «члены предложения», их разновидности и основные характеристики. На примерах разберем ситуации, иллюстрирующие особенности подлежащего и сказуемого, и подведем итоги. В конце статьи будет представлен список заданий для самопроверки с ответами.

§ Предложение и члены предложения

Предложение – это важнейшая синтаксическая единица, без которой общение стало бы невозможным. Независимо от количества слов, из которых оно состоит (одно или несколько), в каждом случае предложение отражает какую-то часть окружающей действительности.

Данная синтаксическая единица характеризуется смысловой и интонационной завершенностью и формируется из слов, выполняющих определенную семантико-синтаксическую функцию. Такие слова называются членами предложения и связаны друг с другом грамматически и по смыслу.

Главные члены — это самостоятельные части речи, которые могут быть двух типов:

  • главные;
  • второстепенные.

Первая группа включает подлежащее и сказуемое. Наличие хотя бы одного из них – это обязательное условие для построения любого предложения.

В группу второстепенных членов входят:

  • дополнение;
  • определение;
  • обстоятельство.

Предложением не будет являться:

  1. Перечисление слов, не связанных по смыслу. Например: печка, гайка, дом.
  2. Группа слов, которые не выражают завершенную мысль. Например: дерево растет в.

Если в предложение присутствуют и подлежащее, и сказуемое, то его называют двусоставным. Например: Огонь горит. При наличии только одного главного члена предложение будет называться односоставным. Например: Темнеет. Рассвет.

Предложение и члены предложения

Предложения могут состоять только из главных членов, либо включать также и второстепенные. В первом случае они будут являться нераспространенными, а во втором – распространенными предложениями.

§ Грамматическая основа предложения

Данную синтаксическую конструкцию составляют сказуемое и подлежащее, так как именно главные члены выражают основное значение любого предложения. Именно в грамматической основе заключается тот или иной фрагмент окружающего мира. При этом он может быть как реально существующим, так и нереальным — желательным, возможным или необходимым.

Реальный фрагмент действительности мы видим на примере: Сегодня рыба хорошо клюет.

Здесь, напротив, отражается желательный либо возможный фрагмент действительности: Я бы тоже хотела разделить этот праздник с тобой.

А в этом случае грамматическая основа выражает побуждение к действию: Спи спокойно, моя радость.

Грамматическая основа предложения

§ Подлежащее

Подлежащее — это главный член предложения, обозначающий предмет речи – то, о чем или о ком говорится в предложении (например, о том, кто действует, испытывает то или иное состояние, имеет определенные характеристики). Подлежащее отвечает на вопросы кто? и что? и в большинстве случаев представлено существительным либо местоимением в форме именительного падежа.

Например: в предложении Зима была снежная подлежащим является слово «зима».

Очень часто подлежащее выступает субъектом действия, которое называет сказуемое. Последнее при этом характеризует подлежащее, то есть тот объект или субъект, который совершает действие или испытывает какое-то состояние.

✍ Способы выражения подлежащего

Как уже было сказано, в большинстве случаев этот член предложения выражается существительным в именительном падеже. Нередко в качестве подлежащего выступают местоимения, например:

  • кое-кто рассказал твой секрет (неопределенное местоимение);
  • почему ты плачешь? (личное местоимение);
  • никто не захотел остаться (отрицательное местоимение);
  • кто виноват в случившемся? (вопросительное местоимение).

Помимо существительного в именительном падеже и местоимения, подлежащее, представленное одним словом, может выражаться:

  • прилагательным (Впереди нас ожидало только хорошее);
  • числительным (Семеро одного не ждут);
  • причастием (Учащиеся вернулись с каникул);
  • глаголом в форме инфинитива (жить по-настоящему – значит всегда быть в центре событий);
  • наречием (Завтра уже наступило).

Способы выражения подлежащего

Подлежащее может быть выражено одним словом, либо сразу несколькими, в том числе неделимыми словосочетаниями (фразеологизмами или словами, которые обозначают определенные понятия):

  • семь яблок лежало на столе – количественное значение (сочетание количественное числительного с существительным в позиции подлежащего встречается довольно часто);
  • каждый из вас достоин лучшей участи – избирательное значение;
  • мы с другом все время проводим вместе – значение совместимости;
  • начало осени выдалось холодным – значение периода;
  • физическая культура – важный предмет – принцип неделимости
  • что-то подозрительное было в том человеке – неопределенное значение (выражено неопределенным местоимением в сочетании с именем, которое с ним согласуется).

Здесь также стоит детальнее рассмотреть наиболее трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим в числе. Существует несколько таких ситуаций:

  1. Подлежащее выражено словами: мало, много, большинство, множество и сочетается с существительным в родительном падеже. Сказуемое употребляется во множественном числе, если речь идет об одушевленном предмете. Например: Большинство моряков сошли на берег. Если подлежащее называет неодушевленный предмет, то сказуемое нужно ставить в единственное число. Например: Множество машин толпится на проезжей части.
  2. В роли подлежащего выступает числительное: два, три, четыре, пять и т.д. в сочетании с существительным в родительном падеже. Сказуемое в этом случае употребляется во множественном числе. Например: Три березы росли под окном. При наличии в предложении глагола было сказуемое употребляется в единственном числе. Например: У друга было два яблока. Глаголы, которые означают присутствие, употребляются в единственном числе. Например: Семь игроков уже вышло на поле, остальные пять задерживались.
  3. Слова около, всего, лишь, только, стоящие перед подлежащим, которое выражено числительным, сочетаются с существительным в родительном падеже. В этом случае используется сказуемое в единственном числе. Например: Прижилось всего пять деревьев. Только три человека проголосовало против.
  4. Если подлежащее выражено словами: двое, трое, четверо, пятеро, то сказуемое ставится во множественное число. Например: Двое друзей играли в домино.

Способы выражения подлежащего

§ Сказуемое и способы его выражения

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего. Отвечает на вопросы: что делает? каков (какой)? что такое? кто такой? что происходит?

Сказуемое обычно согласуется с подлежащим в числе, лице или роде.
Чаще всего выражается глаголом. В некоторых случаях это могут быть и имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Также могут быть и другие части речи в именных сказуемых.

✍ Типы сказуемых

Все сказуемые можно поделить на две группы:

  1. Простое глагольное (ПГС) Например: Ехали(что делали?) медведи на велосипеде.
  2. Составное. В таких конструкциях грамматическое значение вспомогательной частью, смысл сказанного заключается в основной. Для сравнения: Она заговорила (ПГС). – Она начала говорить (СГС). Он учился шесть лет (ПГС). – Он был учеником шесть лет (СИС).

Составные сказуемые, в свою очередь, делятся на типы:

  1. Составное глагольное (СГС). Такое сказуемое формируется из глагола и инфинитива (глагола в неопределенной форме). Например: Вика учится играть (что делает?) на гитаре. Мячик (что делает?) начал сдуваться.
  2. Составное именное (СИС). Выражается глаголом или другой частью речи – наречием, существительным, местоимением, причастием. Например: Холод был (каков?) жуткий. Собака (какова?) – лучший друг человека. Мои друзья стали (каковы?) учеными.

Типы сказуемых

Более подробно о типах сказуемых будет рассказано в отдельной статье.

§ Тире между подлежащим и сказуемым

Ранее в статье несколько раз упоминалось о таком явлении, как нулевая связка в предложении. Рассмотрим такую ситуацию подробнее, ведь именно с ней связана одна из важнейших в русском языке орфограмм – наличие тире между подлежащим и сказуемым.

Выделяют следующие случаи постановки тире между главными членами предложения:

  1. Если оба главных члена предложения выражены именем существительным в именительном падеже, количественным числительным или инфинитивом.
    Например: Воскресенье – последний день недели (воскресенье и день – это имена существительные). Дважды два – четыре (дважды и четыре – это количественные числительные). Беречь природу – любить родину (беречь и любить – это глаголы в неопределенной форме).
  2. Если один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – инфинитивом или количественным числительным.
    Например: Расстояние от Москвы до Владивостока – девять тысяч километров.
  3. Если перед сказуемым стоит указательная частица это (вот, это есть), а также слово «значит».
    Например: Штиль – это полное безветрие. Выпить кофе – это лучший способ взбодриться. Создать настоящую дружбу – это мастерство, а сохранить ее на всю жизнь – это великое достижение.
  4. Тире нужно ставить между подлежащим-инфинитивом и сказуемым-наречием, которое оканчивается на -о, если между главными членами присутствует пауза.
    Например: Нехорошо это – обманывать.
  5. Тире должно быть при подлежащем, если оно выражено личным местоимением, а сказуемое представлено существительным в именительном падеже при соблюдении одного из условий:
    • если есть логическое подчеркивание (Он – дилетант);
    • если предложения параллельны друг другу (Они – народ тихий, покорный. Мы – свободолюбивые граждане);
    • при наличии инверсии (обратный порядок слов в предложении). Например: Виновник сегодняшнего торжества – ты.
  6. Тире также ставится перед сказуемым, которое выражено причастием, прилагательным, местоимением, если:
    • части предложения имеют смысловое разделение (Твои секреты – только твои. Вся добыча – моя);
    • есть однородные сказуемые (Работа моя – интересная, сложная, разнообразная);
    • части предложения структурно разделены (День – солнечный, небо – чистое, трава – зеленая).

Тире между подлежащим и сказуемым

Также необходимо знать, когда тире между подлежащим и сказуемым НЕ ставится.

  1. Подлежащее выражено местоимением. Например: он библиотекарь, мы друзья, вы ученики.
  2. Сказуемое присоединяется с помощью любого сравнительного союза (как, будто, словно, точно). Например: пение как соловьиные трели.
  3. Сказуемое выражено существительным с отрицанием (то есть перед словом стоит частица НЕ). Например: слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  4. Главные члены выражены существительным или числительным в именительном падеже, но:
    • связка не нулевая. Например: предательство есть страшное преступление, пианист был настоящий виртуоз;
    • между подлежащим и сказуемым есть вводное слово, наречие, союз или частица. Например: Этот доктор, кажется, хирург. Мой отец теперь лучший учитель в городе. Мой брат тоже учитель. Понедельник только начало рабочей недели;
    • перед сказуемым стоит зависимое от него дополнение. Например: Виктор ему брат;
    • сказуемое находится перед подлежащим. Например: Чудесные создания эти лемуры;
    • грамматическая основа образует неделимое словосочетание (фразеологизм). Например: Два сапога пара.
  5. Грамматическая основа представлена инфинитивами либо инфинитивом и существительным (числительным) в именительном падеже, но порядок слов в предложении обратный и пауза отсутствует. Например: Какое удовольствие гулять по парку летом! При этом если пауза присутствует, то тире ставится даже при обратном порядке слов. Например: Это поистине волшебное чувство – любить.
  6. Если перед сказуемым есть слова это, значит, то тире НЕ нужно ставить в таких случаях:
    • значит – это вводное слово. Например: Облака рассеялись, значит, дождя сегодня не будет;
    • значит – это глагол. Например: Персона нон грата на латинском значит нежелательное лицо. Он не разговаривает со мной, значит, обиделся. Твое мнение значит для меня гораздо больше, чем ты думаешь;
    • слово это является подлежащим. Например: Это мой долг.
  7. Подлежащее – инфинитив, а сказуемое – наречие, которое оканчивается на -о. Например: Отдыхать весело.
  8. Сказуемое представлено прилагательным, причастием, местоимением. Например: Нож острый. Книга твоя.

Тире между подлежащим и сказуемым

§ Итоги

Предложение обязательно включает подлежащее и сказуемое либо одно из них. Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, которые включают второстепенные члены, называются распространенными.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Подлежащее – это один из главных членов предложения. Оно называет то, о чем говорится в предложении. Может быть выражено другими словами, выступающими в роли имени существительного:

  • именной частью речи (существительным, местоимением, числительным, прилагательным, причастием) в именительном падеже;
  • глаголом в неопределенной форме;
  • сочетанием количественного числительного с существительным;
  • фразеологизмом, фразеологическими оборотами;
  • синтаксически неделимым словосочетанием;
  • целыми предложениями.

Сказуемое – это второй главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего. Выражается глаголом, существительным прилагательным и другими частями речи.

§ Упражнения для самоконтроля

Для проверки полученных знаний предлагаем выполнить несколько заданий по рассмотренной в статье теме.

1. Соотнесите часть речи, через которую выражено подлежащее, с примером из второго столбца.

Вариант I

1. Существительное 1. Играть в шахматы – мое любимое занятие.
2. Местоимение 2. Тринадцать – таинственное число.
3. Инфинитив 3. Елена Николаевна – наш классный руководитель.
4. Числительное 4. Этот памятник был установлен в XIX веке.
5. Сочетание числительного с существительным 5. Кто-то постучал в дверь.
6. Синтаксически неделимое сочетание 6. Пятеро товарищей отправились на рыбалку.

Ответ: 1-4, 2-5, 3-1, 4-2, 5-6, 6-3.

Вариант II

1. Существительное 1. Танцевать – вот мое предназначение.
2. Местоимение 2. Пять – идеальная оценка.
3. Инфинитив 3. Река Омка впадает в Иртыш.
4. Числительное 4. Воздух буквально плавился от жары.
5. Сочетание числительного с существительным 5. Что-то случилось с этим компьютером.
6. Синтаксически неделимое сочетание 6. Три мушкетера – верные товарищи.

Ответ: 1-4, 2-5, 3-1, 4-2, 5-6, 6-3.

2. Выберете правильный вариант написания, объясните свой выбор.

Вариант I

1). Множество людей собрал(ось/ись) на площади. 2). Много звезд горел(и/о) на небе. 3). Две машины столкнул(ось/ись) на трассе. 4). В городе был(о/и) пять театров. 5). Две тысячи человек уже собрал(ось/ись) на площади. 6). Только пять учеников справил(ось/ись) с заданиями. 7). Четверо детей играл(о/и) в песочнице.
Ответ: собрались, горело, столкнулись, было, собралось, справилось, играли.

Вариант II

1). Большинство ребят устал(о/и) после тяжелого дня. 2). Мало растений зацвел(и/о) в этом году. 3). Пять ударов колокола прозвучал(о/и) вдалеке. 4). У моего дедушки был(и/о) две собаки. 5). Двести студентов сидел(и/о) в зале. 6). Всего лишь два светофора не работал(и/о) сегодня. 7). Трое друзей пошл(о/и) гулять.
Ответ: устали, зацвело, прозвучали, было, сидело, не работало, пошли.

3. Назовите тип сказуемого.

Вариант I

1). С малых лет я стал интересоваться книгами. 2). Выигрыш был значителен. 3). Дождь словно плотная стена, повисшая между небом и землей. 4). Мысли эти были неприятны. 5). Я всегда мечтала научиться кататься на коньках. 6). Боря – самый обидчивый из моих друзей. 7). В будущем он планирует стать учителем. 8). Увидев, сколько подарков ему преподнесли, брат стал бурно радоваться своему нежданному счастью.
Ответ: СГС, СИС, СИС, СИС, СГС, СИС, СГС, СГС.

Вариант II

1). Завтра он будет играть Онегина в школьном спектакле. 2). Я была очень рада оказать вам поддержку. 3). Ее руки были холодны как лед. 4). Этот праздник – главное событие уходящего года. 5). Во время урока соблюдайте тишину. 6). Моя сестра будет счастлива поддержать тебя перед соревнованием. 7). Подруга была чем-то расстроена. 8). Он уже заканчивал работать над своим проектом.
Ответ: ПГС, СГС, СИС, СИС, ПСГ, СГС, СИС, СГС.

4. Определите, где нужно ставить тире, а где нет.

Вариант I

1). Я (?) профессиональный переводчик. 2). Лондон (?) столица Великобритании. 3). Купить эту машину (?) выкинуть деньги на ветер. 4). Играть в футбол с друзьями (?) лучшее развлечение. 5). Поражение в этом соревновании (?) не конец света. 6). Ноги у нее (?) словно спички. 7). Неделя (?) это семь дней. 8). Одежда (?) мокрая и холодная.
Ответ: нет, да, да, да, нет, нет, да, нет.

Вариант II

1). Умеренное занятие спортом (?) полезная для здоровья вещь. 2). Найти себя в этом мире (?) вот что для меня смысл жизни. 3). Высшее образование (?) не показатель ума. 4). Конституция (?) это основной закон многих государств. 5). Ты (?) самое дорогое, что у меня есть. 6). Он (?) неисправимый бездельник. 7). Волосы у нее (?) как шелк. 8) Задания (?) очень сложные.
Ответ: да, да, нет, да, нет, нет, нет, нет.

5. Замените данные предложения близкими по смыслу в соответствии с образцом. Поставьте тире там, где это необходимо.
Образец: Мой отец работает на тракторе. – Мой отец – тракторист.

Вариант I

1). Старшая сестра недавно поступила в университет. 2). Мой друг играет на фортепиано. 3). Этот мужчина лечит людей. 4). Вова говорит на пяти языках. 5). Таня проводит экскурсии.
Ответ: Старшая сестра – первокурсница. Мой друг – музыкант. Этот мужчина – врач. Вова – полиглот. Таня – экскурсовод.

Вариант II

1). Моя мама занимается воспитанием малышей в детской саду. 2) Ты побывал во многих странах мира. 3). Мой брат любит поспать до обеда. 4). Этот человек не любит врать. 5). Вова создает фильмы.
Ответ: Моя мама – воспитательница. Ты путешественник. Мой брат – соня. Этот человек не лжец. Вова – режиссер.

источники:

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/imya-suschestvitelnoe-sintaksicheskaya-rol-v-predlozhenii.html

Что такое подлежащее и сказуемое в русском языке

Написать 10 предложений, где сказуемое, выражено именем существительным.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Написать 10 предложений, где сказуемое, выражено именем существительным?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти техподдержку на госуслугах
  • Как найти свои немецкие корни
  • Как найти спектр матрицы
  • Как найти шрифт в макете
  • Как найти вторую половинку девочке