Как составить предложение доу

Консультация для воспитателей ДОУ. 

Система работы над предложением со    старшими дошкольниками.

Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ предложения развивается очень медленно.

Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова.

При специальном обучении, основанном на поэтапном формировании умственных действий, успешно и довольно быстро формируются представление о словесном составе предложения и умение анализировать предложения.

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на словаопределять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.

Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложений должно проводится в практическом плане, без каких бы то ни было определений. Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов.

Воспитатель пользуется термином «предложение», развивает у детей представление о предложении. Вся работа строится на наблюдениях и речевой практике.

I этап. Вычленение предложений из потока речи.

Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения) рассказ, который специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями. Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч. Воспитатель спрашивает детей«О ком был рассказ?»

Затем задает конкретные вопросы:

Что я сказала про детей?

Что я сказала про мальчика?

Что я сказала про девочку?

Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения: первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений. Затем рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли рассказать его и назвать первое предложение, второе и третье. Задания на вычленение предложений из текста повторяется в течение нескольких занятий.

Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложениеВоспитатель повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения. Дети считают предложения, загибая пальчики.

Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несет ложки.

Воспитатель спрашивает: сколько предложений в нашем рассказе? Какое первое предложение (второе) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке.

Вопросы, которые задает воспитатель (о ком, о чем говорится в первом предложении, Что говорится, характеризует семантическую, смысловую сторону предложения, как единицы речи. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.

Важно также показать,что одну и ту же мысль можно выразить по-разному: белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево.

На этом этапе можно использовать следующее задание: «Я придумала предложение про кошку. Оно начинается со слова кошка. Какое предложение я придумала?» Дети составляют разные предложенияВоспитатель останавливается на одном из предложений, которое было наиболее интересным, или было придумано менее активным ребенком, чтобы поощрить его. Можно поступить по другому. Выслушав несколько ответов, воспитатель говорит, что он придумал совсем другое предложение. Называет его. Отвечающих детей воспитатель поощряет, отмечая, что они придумали много разных предложений про кошку.

Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл, педагог все время спрашивает, о ком это предложение. Что говорится про девочку?

Далее целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его — длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:

1. придумывание предложений с заданным словом;

1. придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам;

2. придумывание «веселого» предложения;

3. составление предложений по «живым сценкам».

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит их предложений, что о каждом предмете можно сказать предложение. Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение».

II этап. Ознакомление со словесным составом предложений

Овладение понятием предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов.

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы:

1. рассматривание игрушек,

2. демонстрация действий с игрушками,

3. рассматривание картин,

4. пространственное моделирование.

Одновременно ведется работа по составлению предложений. В основе обучения лежит

пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло). Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает)Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют предложения про игрушки. Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 — 3 слов. В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения. С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать, чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».Можно применять и другие виды моделирования: каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой. Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения. Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова»разработанной Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой. Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения. В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть, что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов. В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?»).

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.

В отличие от школьной методики порядковые числительные, по мнению авторов игры, давать не следует. Однако в экспериментальной работе С. Н. Карповой показано, что уже на первом этапе обучения дети шестого года жизни могут пользоваться порядковыми числительными.) Вопросы можно формулировать по-разному«Где слово машина! Покажи слово едет. Какое это слово?» Один из вариантов игры предусматривает использование приема разрушения линейности речи. Это игра «Хор». Заранее подготовленные дети, изображающие предложение, произносят слова не последовательно, а одновременно, хором. Предложение, сказанное таким образом, становится непонятным. Остальные дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно, и прийти к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку, одно за другим. Далее воспитатель произносит набор несвязанных слов и просит детей, ответить предложение это или нет. Почему? В другом варианте игры — «Путаница» — нарушается последовательность слов в предложении, а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:

1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,

2. произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении;

3. перепрыгивание через скакалку,

4. отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько

5. подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;

6. разные варианты игры «Живые слова»;

7. произнесение слов вразбивку;

8. произнесение слов по рядам;

9. шепотный анализ предложения;

Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания:

1. Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?

1. Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.

2. Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово. Назови соседей слова …

3. Название первого и последнего слова в предложении.

4. Которое по счету слово…

5. Назовите третье слово.

6.Называние слов в разбивку: назови второе, первое, третье, слово.

7. «Путаница». Составление предложений по деформированной фразе.

8. «Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли я записала предложение? Согласны ли вы со мной?

9. Подбор предложений к заданной схеме. Какая схема правильная?

10. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску.

11. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.

12. Придумывание предложений с определенным количеством слов.

13. Придумывание предложений с предложенным словом.

14. Придумать предложение по двум или трем словам.

15. Распространение предложений, путем увеличения количества слов используя полоски-символы.

16. Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.

Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами. Формирование элементарных знаний о речи оказывает влияние на общее речевое развитие детей, повышает речевую культуру, помогает дошкольникам в совершенствовании речевых умений и навыков,

Консультация
для воспитателей ДОУ.

Система
работы над предложением со старшими дошкольниками

   Работа над
предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению
грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление
о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ
предложения развивается очень медленно.

   Особенности
выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления
понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н.
Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно
медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто
выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не
осознавая существенных признаков слова.

     При
специальном обучении, основанном на поэтапном формировании умственных действий,
успешно и довольно быстро формируются представление о словесном составе
предложения и умение анализировать предложения.

Программой
детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять
их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного
числа слов.

      Поскольку
дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению
предложений должно проводится в практическом плане, без каких бы то ни было
определений. Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить
предложение на слова и называть в нем количество слов.

 Воспитатель
пользуется термином «предложение», развивает у детей представление о
предложении. Вся работа строится на наблюдениях и речевой практике.

I этап. Вычленение предложений из
потока речи.

Работу над предложением следует
начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого
используется короткий ( в три- четыре предложения) рассказ, который специально
составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения
воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями.
Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч. Воспитатель
спрашивает детей: «О ком был рассказ?»

Затем задает конкретные вопросы:

Что я сказала про детей?

Что я сказала про мальчика?

Что я сказала про девочку?

Затем воспитатель говорит, что в этом
рассказе было 3 предложения: первое – про детей, второе – про девочку, третье –
про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце
предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число
предложений. Затем рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли  рассказать
его и назвать первое предложение, второе и третье. Задания на вычленение
предложений из текста повторяется в течение нескольких занятий.

 Далее детям предлагается самим
составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ
может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение. Воспитатель
повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения. Дети
считают предложения, загибая пальчики.

Дети дежурят по столовой.
Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несет ложки.

Воспитатель спрашивает: сколько
предложений в нашем рассказе? Какое первое предложение (второе…) Затем рассказ
повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке.

   Вопросы,
которые задает воспитатель ( о ком, о чем говорится в первом предложении, Что
говорится?), характеризует семантическую, смысловую сторону предложения, как
единицы речи. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто
называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.

  Затем дети сами
составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель
помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем
говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.

    Важно также показать, что одну и
ту же мысль можно выразить по-разному: белка прыгает по деревьям; белка
ловко прыгает с дерева на дерево.

    Для того чтобы подчеркнуть, что в
предложении заложен определенный смысл, педагог все время спрашивает, о ком это
предложение. Что говорится про девочку?

   Далее целесообразно графически изобразить предложение, показать детям,
как можно «написать» его — длинной чертой; начало предложения отмечается
уголком, а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В
дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом
тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах.
Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления
представлений о предложении используются такие приемы, как:      

      
 придумывание
предложений с заданным словом;

      
придумывание
предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление
предложения по двум картинкам; 

Все эти приемы
сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового
содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит их
предложений, что о каждом предмете можно сказать предложение. Но, прежде всего,
эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово
«предложение».

 II этап. Ознакомление со словесным составом предложений

Овладение понятием предложение подготавливает детей к анализу
словесного состава предложения.

На этом этапе
дети уясняют, что предложение состоит из слов.

Обучение
начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2
— 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа
предложений используются наглядно-действенные методы и приемы:

      
рассматривание
игрушек,

      
демонстрация
действий с игрушками,

      
рассматривание
картин,

Одновременно
ведется работа по составлению предложений. В основе обучения лежит

пространственное
моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики).
Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и
дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с
игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения
(Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает). Предложения повторяются
детьми. Затем они сами составляют предложения про игрушки. Одно из предложений
произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают,
сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и
с другими предложениями из 2 — 3 слов. В результате у детей формируются
представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что
предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе
предложения. С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют,
что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов.
Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и
говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении
три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в
конце предложения ставят точку». Можно применять и другие виды моделирования:
каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой.
Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими
наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают
предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования
обобщенных представлений о строении предложения. Большое распространение
получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова»,
разработанной Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой. Слова в этой живой модели
изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько
слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым
словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно
словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут
«прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой
«живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения,
изучения. В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть, что
происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем
добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из
набора слов. В разных вариантах этой игры как составные части используются
упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово
идет потом?»).

В дальнейшем дети
учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов,
называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети
могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным
картинкам, сериям картинок.

На протяжении
всего периода обучения используются следующие приемы:

      
четкое
произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и
порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом),

      
произнесение
слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой);
последовательное называние слов в предложении;

      
подсчет
слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про
себя.

Для закрепления
навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания:

      
Определение
количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?

      
Определение
последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.

      
Определение
места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово…
После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово.. Назови
соседей слова …

      
Название
первого и последнего слова в предложении.

      
Которое
по счету слово…

      
Назовите
третье слово.

      
Придумать
предложение по двум или трем словам.

      
Распространение
предложений, путем увеличения количества слов используя полоски-символы.

  Таким образом,
предложенная система работы над предложением является составной частью
подготовки дошкольников к обучению грамоте.   Она помогает не только преодолеть
трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений,
а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному
оперированию языком и его элементами. Формирование элементарных знаний о речи
оказывает влияние на общее речевое развитие детей, повышает речевую культуру, помогает
дошкольникам  в совершенствовании речевых умений и навыков.

Памятка составления схемы предложения.

Сколько слов, столько и прямоугольников.

 

                                                                              .

                       
Аня             пьет                сок.

 

                                                              .

                       Наступила          зима.

Памятка составления схемы предложения.

Сколько слов, столько и прямоугольников.

 

                                                                              .

                       
Аня             пьет                сок.

 

                                                              .

                       Наступила          зима.

Перейти к содержанию

Дидактическая игра «Составь предложение»

Игра «Составь предложение» для развития речи у дошкольников старшей группы

Дидактическая игра «Составь предложение» помогает детсадовцам получить навыки согласования слов в предложении, воспитывает интерес к грамотному общению. Пособия предназначены для работы педагогов и родителей с детьми старшей группы детсада в области «Речевое развитие». У ребенка совершенствуется грамматический строй речи, важный для дальнейшего успешного обучения в школе.

Цели и задачи

Цель игры «Составь предложение» – развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя.

Задачи:

  • расширение индивидуального словаря;
  • обучение навыку составления простых и предложных предложений;
  • формирование умения подбирать однородные члены, а также качества и действия к объектам;
  • обучение навыку расширения предложения путем добавления разных членов;
  • развитие связной речи, умения строить диалог, отвечать и спрашивать развернуто и грамотно;
  • обогащение лексики;
  • развитие воображения.



Первый вариант игры – с кубиками

Для игры подготовьте игральные кубики, плотные и достаточного размера, чтобы можно было приклеить картинки. На каждой грани должно быть тематическое изображение. Например, если тема «Игрушки», найдите картинки куклы, мяча, машинки, ракетки, юлы, конструктора. Кубик с объектами отвечает на вопрос «Что это?». Либо «Кто это?», если выбрана тема семья или животный мир.

Лучше всего вырезать картинки из раскрасок, ведь они стилистически одинаковы. Перед приклеиванием на кубик пусть дети раскрасят изображения.

Помимо предметных, сделайте следующие кубики:

  • изображающий действия, например, летит, шагает, спит, ползет, бежит, ест;
  • обозначающий цифры от 1 до 6 в виде точек (либо обычным арабским начертанием);
  • цветовой – красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый;
  • с геометрическими формами – круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, полукруг;
  • с эмоциями в виде рожиц – веселый, печальный, испуганный, сердитый, удивленный, злой.

Есть несколько вариантов игры в зависимости от используемых сочетаний. Ребенок должен бросить кубики. И, когда определятся изображения, попросите его, составь предложение по схеме.

Примеры заданий для дошкольников:

  1. Объект + действие. Нужен ответ на вопрос «Что делает?». Например, «папа» + «читать» = «папа читает», «лошадь» + «бежать» = «лошадь бежит». Иногда при соединении вариантов получается нелепица, тогда спросите у ребенка, может ли такое быть. Если выпадет «лягушка» + «летит», игрок должен объяснить, что такого не бывает. Спросите, что делает лягушка – прыгает. А если выпадет «лошадь» + «летит», объясните ребенку, что бывают слова с переносным значением. Про лошадь так говорят, когда она бежит очень быстро.
  2. Объект + числительное. Ответ на вопрос «Сколько?». Важно, чтобы игрок правильно произносил окончания существительных. Например, «кот» + «семь» = «семь котов», но «два кота», «один кот».
  3. Объект + геометрическая форма. Игрок отвечает на вопрос «Какой?»: «круглая тарелка», «квадратный стол», «овальное зеркало».
  4. Объект + колер. Тоже ответ на вопрос «Какой?»: «красное яблоко», «синий автомобиль», «желтая кружка». Помним про вероятность нелепиц и, как в игре «Исправь ошибку в предложении», каждый раз спрашиваем у игрока, возможно ли такое сочетание.
  5. Семья + эмоция. Игрок рассказывает, какое настроение у персонажа на выпавшем кубике: «Мама сердитая», «Сын веселый», «Дедушка печальный».

Когда детсадовцы научатся легко составлять предложения из двух членов, усложните игру. Пусть теперь бросают не два, а три кубика. Следовательно, предложения будут содержать 3 признака:

  • объект + числительное + фигура – «пять прямоугольных книг»;
  • объект + колер + фигура – «красный круглый помидор»;
  • объект + числительное + действие – «две собаки спят»;
  • объект + колер + действие – «синий автомобиль едет»;
  • семья + эмоция + действие – «удивленная бабушка сидит»;
  • объект + объект + действие – «мама и девочка читают».

Второй вариант игры – с картинками

Игра «Составь предложение из слов» делится на 4 этапа по возрастанию сложности:

  • по выбранным изображениям;
  • с неполным рядом картинок;
  • с начальной частью предложения, но отсутствием конца;
  • без вспомогательных картинок по заданной теме.

Для игры подготовьте ватман с ячейками в ряд для вставления картинок, прикрепите к стене. Вырежьте карточки соответствующего размера с изображениями для формирования предложений.

На первом этапе игры вложите картинки во все ячейки. Попросите игрока, составь предложение по картинкам. К примеру, в ячейках карточки «девочка», «санки», «ехать», «склон холма» – «девочка едет на санках с горки».

Игру можно сделать соревновательной, при правильном ответе давать участнику фишку. Победит тот, кто наберет большее количество фишек.

На втором этапе вставьте в ячейки не все карточки, затаите одну или две. Участники должны догадаться, каких картинок не хватает. К примеру, есть «мальчик» и «каша», но пропущено слово «ест». Если дети затрудняются с ответом, помогайте им направляющими вопросами.

Третий этап – вариация игры «Закончи предложение». Вставьте в ячейки карточки, изображающие начало предложения. Задача игрока – придумать конец. Каждый игрок предлагает свой вариант завершения, за правильно построенное предложение получает фишку.

На четвертом этапе игры нет картинок для помощи, дети пользуются только воображением и ранее полученными знаниями. Задайте тему или слово. Предложите составить предложение из двух, трех, четырех слов. Например, тема «Фрукты» или слово «яблоко». Игроки могут сказать: «Девочка ест яблоко» или «Дедушка срывает яблоко с дерева».

Играя с воспитанниками, педагог должен добиться от них умения формировать разные словоформы, простые и сложные предложения, корректно согласовывать слова и выделять из них вспомогательные. Ребенок должен пойти в школу, умея конструировать сюжетные, логически последовательные предложения, в том числе с однородными членами.

Обновлено: 25.05.2023

Материал: сюжетная картинка, модели для составления предложений, схемы предложений с заданным количеством слов, вопросительный, восклицательные знаки, салфетки бумажные, музыкальный диск.

— Замечательно! А как вы думаете, из чего состоит наша речь? (из предложений) Слова должны подружиться, чтобы получилось понятное предложение.

— У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)

— Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? (пушистый, белый)

Прекрасно! Какое сейчас время года? (Зима)

Давайте подойдем к мольберту. Какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель увидел и написал рассказ. Послушайте:

СНЕГ, МНОГО, НАМЕЛО.

КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАТЬ.

ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИК, НРАВИТСЯ.

— Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? (каждое слово само по себе)

— А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ? (надо слова подружить)

— Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступить, зима.

— Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снег, много, намело. Какое предложение можно составить из этих слов?

— Намело много снега. Замечательное! Сколько слов в предложении? (3)

— В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скакать. Какое предложение можно составить из этих слов? (Петя скатал огромный ком.)

— Сколько слов в этом предложении? (4)

— В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Петя, снеговик, нравится. Какое предложение можно составить из этих слов? (Пете очень нравиться лепить

снеговика.) Сколько слов в этом предложении? (5)

— Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями:

НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.

ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ.

ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.

— А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово? (наступила)

— Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска? (с уголком)

— Какое второе слово? (зима)

— В конце предложения, что ставим? (точку)

— Точка указывает на то, что предложение закончено.

(показ схемы первого предложения)

Дети у мольбертов составляют схемы следующих предложений. Вопросы по разбору схем предложений:

1. Схема, какого предложения?

2. Сколько слов в предложении?

3. Какая полоска нужна для начала предложения?

4. Что ставили в конце предложения?

5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?

— Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено)

— Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Какие предложения у нас получатся? (вопросительные)

— Послушайте первое вопросительное предложение.

Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация.

Катя спроси, у меня наступила, ли зима. И Дима спроси.

— А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.

— Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? (простое)

— Какое предложение стало? (вопросительное)

— Какой знак был? (точка)

— Поменяли, на какой знак? (вопросительный)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Проведем мы сейчас разминку

Возьмите листочки, сделайте комочки.

И поиграем в снежки

И с гостями тоже.

— Замечательно, соберите снежки и уложите под елку.

— Посмотрите, у вас на столах лежат модели и схемы предложений. Проходите и удобно садитесь. Придумайте предложение с моделью, которое соответствует схеме. Будьте внимательны, помогайте пальчиком, чтоб не сбиться.

— Вы составили простые предложения, в конце предложения у вас стоит? (точка)

— А теперь переверните карточку. Какой знак стоит в конце предложения? (вопросительный знак)

— Прочитайте свои предложения вопросительно. Замечательно! Было какое предложение? (простое)

— А стало, какое предложение? (вопросительное)

— Что вам помогло? (знак, голос, интонация)

— Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Сейчас я вам скажу предложения с восклицательным знаком.

— Какие замечательные дети!

— Вы сегодня хорошо отвечали!

— Какие прекрасные придумывали предложения!

— С восклицательным знаком мы познакомимся в следующий раз. Кто желает, может поменяться моделями и схемами и придумать новые предложения или поиграть в снежки.

Схема предложения и составление предложений по схемам и по картинке

Дошкольников желательно научить составлять схему прослушанного или придуманного предложения и самостоятельно составлять разные предложения по одной схеме.

Что должен знать ребенок о составлении схемы предложения?

1. Каждое слово в предложении заменяется горизонтальной линией определенной длины. Короткие слова можно обозначать короткой линией.

2. Так как в предложении первое слово всегда пишется с большой буквы, первая горизонтальная линия в схеме предложения рисуется с короткой вертикальной черточкой. То же относятся к именам и некоторым другим словам, которые пишутся всегда с большой буквы.

3. После последней линии пишется точка, вопросительный или восклицательный знаки (многоточие обычно тут не рассматривается).

схемы предложений.jpg

Ребенку можно предложить следующее задание-тест. Взрослый читает длинное предложение, а ребенок одновременно рисует схему этого предложения.

схемы предложений 2.jpg

Если ребенок правильно нарисовал схему этого предложения, его следует похвалить. А если он ошибся, укажите ребенку на его ошибки и продолжайте давать подобные задания на других занятиях до тех пор, пока он не перестанет ошибаться.

После того, как ребенок научится правильно рисовать схему услышанного или придуманного предложения, вероятно, ему будет нетрудно по одной схеме предложения придумать несколько разных предложений. Так, для следующей схемы подойдёт много разных предложений:

схемы предложений 3.jpg

1. Грибы растут быстро. 2. Голубой шарик улетел. 3. Дождь становился сильнее. 4. Собака громко лаяла. 5. Кошка кормила котят.

Ниже представлена фотография, по которой можно предложить детям несколько заданий.

1. Посмотри на фотографию, придумай длинное предложение на тему отдыха детей и нарисуй схему этого предложения.

2. Посмотри на фотографию, придумай предложения, в которых число слов постоянно увеличивается на единицу (например, от одного до 15 слов) и для самого длинного предложения нарисуй схему (если ребенок умеет считать только до 10, можно ограничиться 10 словами).

3. Выполни задание №2 так, чтобы каждое следующее предложение точно повторялось и к нему добавлялось одно слово. Первое предложение в этой цепочке может состоять из трех или четырех слов.

Примеры составления предложений (к заданию № 2).

Жарко(1). Дети играют(2). Дети увлеченно играют (3). Мальчик и девочка играют (4). Мальчик и девочка лепят куличики(5). Мальчик и девочка лепят песочные куличики(6). Мальчик и девочка лепят куличики из песка(7). Светловолосые мальчик и девочка лепят куличики из песка(8). Светловолосые мальчик и девочка увлеченно лепят куличики из песка(9). Мальчик Сережа и девочка Таня увлеченно лепят куличики из песка(10). Старший брат Сережа и сестренка Таня на пляже лепили песочные куличики (11). На жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(12). Вчера на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(13). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики (14). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня вылепили много песочных куличиков(15).

Примеры выполнения задания №3.В вышеприведенных примерах к заданию №2: от 2 к 3, от 5 к 6, от 7 к 8 и к 9, от 12 к 13 и 14.

Приведенная ниже фотография может использоваться как материал для составления рассказа. Если ребенку трудно придумать рассказ по картинке, задавайте ему наводящие вопросы и развивайте его речь.

Помогите, пожалуйста, с домашним заданием
Племяннику (5 лет) в детском саду задали домашнее задание. Как делать он не знает. Я тоже, т.к. закончила детский сад в 1996 году и такого не припомню.
Есть в тетради похожее задание, которое они делали. Нарисованы там какие то черточки, палочки, кружочки синего и красного цвета, а предложения не написано, а то бы может я «въехала» в тему. Не могу понять принцип этого задания.

Составить звуковую схему слов: Сом, Кот.
Составить схемы предложений :
Посадил дед репку
Выросла репка большая
Стал дед репку из земли тянуть

На этом занятии поговорим о словах, обозначающих действия предметов, будем учиться составлять предложения из двух слов и обозначать слова в предложении схемой.

1.

Назови, что ты видишь на картинке

— Что ты сейчас произносил?
— Что обозначают слова, которые ты называл?

2.

— А сейчас мы поиграем в цирк. Я буду дрессировщиком, а ты — дрессированной собачкой. Выполняй мои команды!
— Хлопай! (ребёнок выполняет) Что ты сейчас делаешь? (- Я хлопаю)
— Топай! (ребёнок выполняет). Что ты сейчас делаешь? (- Я топаю)
— Приседай! (ребёнок приседает). Что ты сейчас делаешь? (Я приседаю)

— Что ты сейчас произносил?
— Эти слова обозначали предметы?
— Слова, которые ты произносил, обозначали действия. Ты называл действие.
— Придумай сам слова, которые обозначают действие.
.
— Слова — действия отвечают на вопрос «Что делает?» или «Что делал?»

— Рассмотрите картинки. Назовите слова — действия.

3.

— А сейчас я буду называть слова-действия, а ты догадайся, кто эти действия выполняет, человек какой профессии.
— Лечит —
— Учит —
— Шьёт —
— Рисует —
— Фотографирует —
.

4.

— А теперь поиграем в игру «Я молодец». Я буду говорить о том, что я сейчас делаю, а ты похвалишь себя, и скажешь, что это действие ты уже выполнил.
— Я читаю — Я молодец, я уже прочитал.
— Я рисую — Я молодец, я уже нарисовал.
— Я леплю — Я молодец, я уже слепил.
— Я купаюсь — Я молодец, я уже искупался.
— Я гуляю — Я молодец, я уже погулял.
.
Закончить можно несерьёзным предложением:
— Я дерусь — Я молодец, я уже подрался.

5.

— Скажи, что делает мальчик.

— Если я произнесу слово «мальчик» и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, что он делает?
— Если я произнесу слово «спит» и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, кто спит?

Если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а предложение.

Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. (Выучить наизусть)

— Составь ещё раз предложение по картинке. Сколько слов ты произнёс?
— Давай составим схему предложения. Запомни, что предложение начинается с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Это мы покажем в схеме.

— Составь предложения из двух слов по картинкам и составь схемы этих предложений.

Читайте также:

      

  • Семья как фактор социализации ребенка школьного возраста
  •   

  • Каким образом новгородцы добивались бесконфликтного правления нового князя кратко 6 класс
  •   

  • Содержание форма и структура плана воспитательной работы кратко
  •   

  • Как воздействует на человека эмп радиочастотного диапазона кратко
  •   

  • Бесплодная земля анализ кратко

Цели и задачи

Цель игры «Составь предложение» – развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя.

Задачи:

  • расширение индивидуального словаря;
  • обучение навыку составления простых и предложных предложений;
  • формирование умения подбирать однородные члены, а также качества и действия к объектам;
  • обучение навыку расширения предложения путем добавления разных членов;
  • развитие связной речи, умения строить диалог, отвечать и спрашивать развернуто и грамотно;
  • обогащение лексики;
  • развитие воображения.

Нелепицы

Воспитанники садятся в круг. Ведущий произносит предложения со смысловыми ошибками, а каждый ребенок по очереди объясняет, что неправильно, исправляет фразу. Участник, не услышавший ошибки, выбывает из круга, а право говорить переходит следующему игроку. Победителем оказывается последний оставшийся участник.

Примеры неправильных предложений:

  • заяц бежит за волком;
  • кружка моет Юлю;
  • в августе пошел снег;
  • снеговик вылепил Мишу;
  • рыба ловит рыбака;
  • зимой расцвел сад;
  • над холмом лежало болото;
  • вечером солнце поднималось над горизонтом;
  • кукла рисовала девочку;
  • свитер связал бабушку.

Первый вариант игры – с кубиками

Для игры подготовьте игральные кубики, плотные и достаточного размера, чтобы можно было приклеить картинки. На каждой грани должно быть тематическое изображение. Например, если тема «Игрушки», найдите картинки куклы, мяча, машинки, ракетки, юлы, конструктора. Кубик с объектами отвечает на вопрос «Что это?». Либо «Кто это?», если выбрана тема семья или животный мир.

Лучше всего вырезать картинки из раскрасок, ведь они стилистически одинаковы. Перед приклеиванием на кубик пусть дети раскрасят изображения.

Помимо предметных, сделайте следующие кубики:

  • изображающий действия, например, летит, шагает, спит, ползет, бежит, ест;
  • обозначающий цифры от 1 до 6 в виде точек (либо обычным арабским начертанием);
  • цветовой – красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый;
  • с геометрическими формами – круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, полукруг;
  • с эмоциями в виде рожиц – веселый, печальный, испуганный, сердитый, удивленный, злой.

Есть несколько вариантов игры в зависимости от используемых сочетаний. Ребенок должен бросить кубики. И, когда определятся изображения, попросите его, составь предложение по схеме.

Примеры заданий для дошкольников:

  1. Объект + действие. Нужен ответ на вопрос «Что делает?». Например, «папа» + «читать» = «папа читает», «лошадь» + «бежать» = «лошадь бежит». Иногда при соединении вариантов получается нелепица, тогда спросите у ребенка, может ли такое быть. Если выпадет «лягушка» + «летит», игрок должен объяснить, что такого не бывает. Спросите, что делает лягушка – прыгает. А если выпадет «лошадь» + «летит», объясните ребенку, что бывают слова с переносным значением. Про лошадь так говорят, когда она бежит очень быстро.
  2. Объект + числительное. Ответ на вопрос «Сколько?». Важно, чтобы игрок правильно произносил окончания существительных. Например, «кот» + «семь» = «семь котов», но «два кота», «один кот».
  3. Объект + геометрическая форма. Игрок отвечает на вопрос «Какой?»: «круглая тарелка», «квадратный стол», «овальное зеркало».
  4. Объект + колер. Тоже ответ на вопрос «Какой?»: «красное яблоко», «синий автомобиль», «желтая кружка». Помним про вероятность нелепиц и, как в игре «Исправь ошибку в предложении», каждый раз спрашиваем у игрока, возможно ли такое сочетание.
  5. Семья + эмоция. Игрок рассказывает, какое настроение у персонажа на выпавшем кубике: «Мама сердитая», «Сын веселый», «Дедушка печальный».

Когда детсадовцы научатся легко составлять предложения из двух членов, усложните игру. Пусть теперь бросают не два, а три кубика. Следовательно, предложения будут содержать 3 признака:

  • объект + числительное + фигура – «пять прямоугольных книг»;
  • объект + колер + фигура – «красный круглый помидор»;
  • объект + числительное + действие – «две собаки спят»;
  • объект + колер + действие – «синий автомобиль едет»;
  • семья + эмоция + действие – «удивленная бабушка сидит»;
  • объект + объект + действие – «мама и девочка читают».

Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Андронова
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста.

Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.

Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова.

Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложения графически.

Воспитатель пользуется терминами «предложение»

,
«слово»
, развивает у детей
представление о предложении.

План действий по составлению схемы предложения

Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
  • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
  • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

Простые и сложные предложения

  • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

Картинка отличия простого и сложного предложений

  • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
  • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

Условные обозначения членов предложения

  • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
  • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

Особенности предложений

  • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

Виды сложноподчинённых предложений

  • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

Образец разбора простого предложения

Лучшие сервисы собраны в статье: Синтаксический разбор предложения онлайн.

Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

Алгоритм построения схемы

«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.

Учащиеся следуют такому алгоритму:

  • Читают предложение.
  • Устанавливают смысл.
  • Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
  • Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
  • Если есть диалог, ставят тире.
  • Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.
  • После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

Исправь сказанное

Произносите предложения, а дети должны указать на ошибки в роде, числе и падежном склонении:

  • бабушка купила сковородка;
  • Света и Оля гуляет в парке;
  • лягушка словил муха;
  • столяр сделала скамейка;
  • мама связала шапка;
  • цыпленок вылупился из яйцо;
  • журавли улетает на юг;
  • Катя делают букет для мама;
  • старик сидит с удочка;
  • ласточки ест мошкара.

Исправь сказанное

При выполнении заданий не употребляйте принятый в педагогике термин «деформированный текст». Говорите с детьми проще: «Исправь ошибку», «Сделай предложение правильным».

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить письмо на продажу доли квартиры
  • Правый яичник за маткой как исправить
  • Как найти коэффициент системы линейных уравнений
  • Как правильно составить реквизиты для ип
  • Как составить график обучения английскому языку