В русском языке повествовательные предложения сообщают о реальных событиях, фактах, чувствах и ощущениях людей с помощью особой интонации.
Чтобы понять, что такое повествовательные предложения, рассмотрим виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений
Наша речь, устная и письменная, состоит из минимальных синтаксических единиц — слов. Слова меняют свою грамматическую форму и объединяются в законченное высказывание, содержащее определенную мысль, которое называется предложением.
В русском языке существуют самые разные предложения, которые отличаются по силе выраженного чувства, по цели высказывания и по синтаксической структуре.
Если поинтересоваться целью высказывания, то можно указать три вида предложений:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Несомненно, что повествовательные предложения встречаются гораздо чаще, чем вопросительные и побудительные, и составляют основу любого текста.
Что такое повествовательные предложения?
Само название этих предложений наталкивает на мысль, что такие высказывания о чем-то повествуют, то есть рассказывают.
Повествовательное предложение используется говорящим, чтобы сообщить о каких-то фактах, явлениях действительности, о своих мыслях, переживаниях и чувствах и т. д.
Над березами закружились майские жуки. У берега квакнула лягушка. И вот где-то невдалеке раздался певучий посвист, следом за ним громкая трель и снова посвист. Это запел соловей (Г. Скребицкий).
Вот так, используя повествовательные по цели высказывания предложения, писатель рассказывает нам о весенней природе в средней полосе России. Эти предложения отличаются утвердительной модальностью. Повествовательное предложение может отрицать реалии действительности, и тогда оно имеет отрицательную модальность.
Примеры
Наступил летний вечер.
В небе зажглись яркие звезды.
В прибрежных камышах шуршит ветер.
Иногда плеснет хвостом рыба, и снова стоит хрупкая тишина.
На темную гладь озера легла серебристая лунная дорожка.
Не хочется уходить в дом, так и слушал бы эту тишину.
Интонация повествовательных предложений
Для повествовательных предложений характерна спокойная интонация, средний темп произношения, обычной высоты тон в начале сообщения, незначительное повышение его в середине и понижение к концу предложения.
Друг от друга повествовательные предложения отделяются небольшой паузой, выполнить которую помогает графический пунктуационный завершающий знак — точка. В конце каждого повествовательного предложения ставится этот характерный для него знак препинания.
Характеристика и структура повествовательных предложений
По наличию или отсутствию второстепенных членов повествовательные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
Была ночь. По всему лесу потрескивал мороз (В. Катаев).
Первое повествовательное предложение имеет только главные члены предложения и поэтому является нераспространенным. Во втором предложении, кроме главных членов, укажем обстоятельство, которое распространяет это высказывание.
По структуре повествовательные предложения бывают односоставными и двусоставными.
Потемневшее от пыли голубое южное небо. Мутно жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль (М. Горький).
В первом повествовательном предложении укажем только один главный член — подлежащее, у которого имеется ряд определений. Оно является односоставным назывным распространенным. Второе предложение содержит оба главных члена, поэтому является двусоставным.
Повествовательные предложения могут быть простыми и сложными. Понаблюдаем:
Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из своего села. Летом дорога, которая зимой казалась скучной, необычайно разнообразна и живописна (В. Солоухин).
Первое повествовательное предложение простое распространенное, а второе — сложноподчиненное, состоящее из главной и подчинительной части, присоединенной союзным словом «которая».
Восклицательные и невосклицательные повествовательные предложения
По силе выраженного чувства, по эмоциональной окраске повествовательные предложения чаще бывают невосклицательными.
В повествовательном предложении к обычному повествованию может присоединиться дополнительная окраска, если говорящий хочет передать чувства радости, восторга, гнева, возмущения и пр. Предложение, произносимое взволнованным голосом, с особой эмоциональностью, становится восклицательным.
Сравним:
Интонационная особенность восклицательных повествовательных предложений — это высокий тон голоса и напряженность произношения.
Видеурок «Виды предложений по цели высказывания»
Тест
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 43
На чтение 6 мин Просмотров 13.8к.
Повествовательное предложение, как следует из его названия, должно повествовать, то есть сообщать информацию. Передача информации – первичная функция языка, соответственно, этот тип предложений в нём максимально востребован. С ним человек ежедневно сталкивается в бытовой речи, в сообщениях средств массовой информации, в письменных объявлениях, рекламе и пр.
- Опять дождь пошёл.
- Следующая станция – Садовая.
- На прошлой неделе силами жителей благоустроены газоны и клумбы во дворе.
- Продаётся бывшая в употреблении детская коляска.
Каждое из приведённых высказываний сообщает читателю (или слушателю) определённый объём сведений, то есть представляет собой пример повествовательного предложения.
Место повествовательных предложений в системе синтаксиса
Предложение – синтаксическая единица, содержащая одно или несколько слов и выражающая законченную мысль. Мысль эта представляет собой повествование, вопрос или побуждение, в соответствии с чем предложения подразделяются на типы по цели высказывания.
Тип предложения | Характеристика | Примеры | |
Повествовательное (декларативное) | утвердительное | Содержит информацию утвердительного характера. | Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту. |
отрицательное | Содержит отрицание факта, события, действия. | Товар не привезли со склада. | |
Вопросительное | собственно вопросительное | Заключает в себе вопрос, предполагающий необходимость ответа. | Чья собака бегает по улице? |
вопросительно-утвердительное | Запрашивает подтверждения информации. | Вы ведь в августе собираетесь на курорт? | |
вопросительно-отрицательное | Содержит заведомое отрицание того, о чём задан вопрос. | Что он может понимать в музыке, не имея слуха? | |
вопросительно-побудительное | Представляет собой выраженное в форме вопроса побуждение. | Вы не передадите мне соль? | |
вопросительно-риторическое | Не требует ответа, поскольку он содержится в самом вопросе. | Какой толк спать перед работающим телевизором? | |
Побудительное | Выражает побуждение, оформленное в виде приказа, требования, рекомендации, просьбы, мольбы. | Возьмите сухие дрожжи и разведите тёплой водой. |
Высказывания побудительного характера завершаются на письме точкой, многоточием или восклицательным знаком.
Характеристики повествовательных предложений
Представленные в таблице типы синтаксических конструкций характеризуются по:
- интонации;
- составу;
- строению грамматической основы;
- наличию второстепенных членов;
- наличию элементов, требующих постановки разделительных и выделительных знаков;
- целостности высказывания.
Для повествовательных конструкций эти характеристики выглядят следующим образом.
Интонационная окрашенность
Фраза, содержащая передаваемые сведения, высказывается ровным, спокойным тоном или повышенным – в зависимости от настроения и отношения говорящего. По интонации, таким образом, они подразделяются на:
- невосклицательные;
- восклицательные.
На письме интонационная окрашенность передаётся завершающим пунктуационным знаком: невосклицательные заканчиваются точкой или многоточием, восклицательные – знаком препинания с тем же названием.
- В городе и по области ожидаются осадки в виде снега. (невоскл.)
- Сколько снегу нападало за ночь! (воскл.)
Состав повествовательного предложения
По составу синтаксические конструкции делятся на:
- простые, содержащие одну грамматическую основу;
- Автобус подъехал к остановке и затормозил.
- сложные, в которых две, три и т. д. основы.
- Посреди площади красовалась огромная лужа, и, отражаясь в ней, кособокие приземистые домики выглядели ещё неказистее.
В образовании сложных фраз с повествовательным значением отмечается одна особенность, которую требуется учитывать. При объединении в единое целое двух простых элементов, один из которых повествовательный, а второй вопросительный, общая конструкция принимает повествовательный характер, как в следующем примере:
- В заключение экскурсанты поинтересовались, по чьему проекту строилось здание храма.
В составе сложной фразы две части. Первая повествует о действиях преподавателя. Вторая, будучи взята в отдельности, представляет собой вопрос:
- По чьему проекту строилось здание храма?
Целиком конструкция становится повествованием, поскольку вопрос задан не от лица говорящего. Повествующий сообщает лишь о том, как и кто его задавал.
Строение грамматической основы
Грамматическая основа состоит из:
- подлежащего и сказуемого;
- За поворотом дороги показалось озеро.
- только подлежащего;
- Глухой, непроходимый лес.
- только сказуемого.
- На улице постепенно темнеет.
При этом количество однородных главных членов в составе одной основы ограничивается только здравым смыслом говорящего.
В зависимости от состава основы предложения бывают:
Повествование передаётся каждым из перечисленных типов.
- Зимний вечер. – Назывное (именует то, о чём идёт речь).
- Пойду в субботу в театр. – Определённо-личное (действующее лицо угадывается по форме сказуемого).
- В библиотеку прислали новые книги. – Неопределённо-личное (кто-то действует, но кто – не ясно).
- Эти таблетки водой не запивают. – Обобщённо-личное (утверждение справедливо для каждого субъекта).
- Весь день метёт. – Безличное (происходит само по себе, никто не совершает).
Распространённость и нераспространённость
По наличию или отсутствию второстепенных членов определяется распространённость или нераспространённость высказывания.
Фраза, состоящая только из грамматической основы, называется нераспространённой. Частицы и междометия, не несущие синтаксической нагрузки, высказываний не распространяют.
- Ну, поехали.
- Река замёрзла.
При добавлении дополнений, определений и обстоятельств фраза становится распространённой, то есть занимает большее пространство как по размеру, так и в смысловом отношении.
- Лес зашумел. (Нераспр.)
- Хвойный лес встревоженно зашумел под порывами ветра. (Распр.)
Осложнённое повествовательное предложение
О простом предложении, в структуре которого есть элементы, требующие простановки знаков препинания, говорят, что оно осложнено. Простое повествовательное предложение осложняют:
- обращение. Более характерно для вопросительных и побудительных конструкций, но встречается и в повествовательных;
- Мама, телеграмму принесли.
- однородные члены, главные и второстепенные, с обобщающим словом и без него;
- Бабушка и внучка высаживали на клумбу цветы: высокие мальвы, пылающие алые маки, скромные ноготки. – Однородные подлежащие бабушка, внучка и однородные дополнения мальвы, маки, ноготки с обобщающим словом цветы.
- обособленные члены;
- Туристы, уставшие от долгого пути, разбили лагерь на берегу реки. – Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
- уточнения;
- Вечером, часов в восемь, в дверь нетерпеливо позвонили. – Обособленное уточняющее обстоятельство.
- вводные и вставные элементы;
- В лесу, говорят, малина поспела. – вводное слово;
- Погода, по сообщениям синоптиков, к концу недели переменится. – вводное предложение;
- Собачка (ох уж эти карманные собачки – непременный атрибут модных светских дам) с выражением превосходства поглядывала на окружающих из-за расстёгнутого воротника норковой шубки своей хозяйки. – вставная конструкция.
- междометия.
- Ах, как торжественно выглядит заснеженный лес под лучами зимнего солнца!
Что касается прямой речи, то среди языковедов не сложилось окончательного мнения о её статусе. Высказывания с прямой речью относят то к осложнённым, то к сложным или вообще выделяют в отдельную разновидность.
Полные и неполные повествовательные предложения
Характерные для разговорной речи неполные предложения, смысл которых не определяется вне речевого или ситуативного контекста, обнаруживаются и среди повествовательных. Стоящим на остановке в ожидании трамвая людям для понимания того, что желанный транспорт показался, достаточно услышать возглас: Идёт!
В высказывании содержится основная информация, остальная дополняется ситуацией. Оно остаётся повествовательным по цели высказывания. То же высказывание вне обстановки неинформативно и не представляет собой законченной фразы.
Повествовательные предложения не предполагают ограничений в принадлежности к любым из обозначенных выше типов синтаксических конструкций. Представляя собой самый употребительный вид по цели высказывания, они составляют большинство и почти в каждом из этих типов, исключая, пожалуй, только осложнённые обращениями.
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Синтаксис и синтаксический разбор
- Предложение
- Виды предложения по цели высказывания
Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью — люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания — это сообщение, вопрос или просьба.
По цели высказывания предложения делятся на:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Повествовательное предложение — это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.
Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.
В конце повествовательного предложения может стоять точка (.), восклицательный знак (!) или многоточие (…).
Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер…
В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.
Вопросительное предложение — это предложение, в котором о чём-то спрашивают.
Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?). Когда предложение произносится с очень сильным чувством, в конце могут стоять сразу два знака — вопросительный и восклицательный (?!).
Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!
Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.
Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?
Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.
Побудительное предложение — это предложение, содержащее просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию.
Например:
Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)
Позанимайся дополнительно. (совет)
Не отставай! (приказ, требование)
Берегите природу! (призыв)
В конце побудительного предложения ставится точка (.) или восклицательный знак (!).
Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.
В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.
Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!
Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.
Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.
Советуем посмотреть:
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Предложение с обращением
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Второстепенные члены предложения
Предложения распространенные и нераспространенные
Однородные члены предложения
Простое и сложное предложения
Предложения с прямой речью
Словосочетание
Предложение
Синтаксис и синтаксический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 61,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 128,
Полякова, Учебник
Упражнение 130,
Полякова, Учебник
Упражнение 133,
Полякова, Учебник
Упражнение 72,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 15,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 32,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 19,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 21,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 168,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 187,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 188,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 189,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 198,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 24,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
3 класс
Упражнение 24,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 56,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 186,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 147,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 226,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 24,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 390,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 402,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 437,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 463,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 19,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 20,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 24,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 25,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 43,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 271,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 272,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 10,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 80,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 7,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
5 класс
Упражнение 149,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 213,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 268,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 419,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 423,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 460,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 466,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 469,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 472,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 474,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 355,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 90,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 585,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение Задачка стр. 140,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение Повторение стр. 154-155,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 250,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 507,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 205,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 1
8 класс
Упражнение 56,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 57,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 60,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 107,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 113,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 119,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 126,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
План урока:
Порядок слов в повествовательном утвердительном предложении
Порядок слов в повествовательном отрицательном предложении
Порядок слов в повествовательном утвердительном предложении
В русском языке мы не привыкли задумываться о том, в какой последовательности расставлять слова в предложении. Если предложение простое и не имеет знаков препинания, то от порядка слов смысл предложения не изменится.
Например:
Девочка моет руки.
Руки моет девочка.
Моет руки девочка.
Руки девочка моет.
и т.д.
Это происходит из-за того, что в русском языке существуют падежи. Следовательно, подлежащее и дополнение в русском предложении должны стоять в определенных падежных формах, отвечать на конкретные вопросы, иметь соответствующие окончания. Благодаря этому место слова в русском предложении (в большинстве случаев) значения не имеет.
В английском предложении ситуация иная. Как вы знаете, падежей в английском языке нет, и все существительные имеют только одну форму (окончания -s, -es могут добавляться лишь при образовании множественного числа). В связи с этим, у каждого слова в английском предложении есть свое место. Если же слова поменять местами, то высказывание, скорее всего, станет бессмысленным.
Например:
A girl washes her hands. – Девочка моет руки.
Hands washes her a girl. – фраза не имеет смысла.
Когда речь идет о порядке слов в предложении, в первую очередь имеются ввиду предложения повествовательные. Они, в свою очередь, бывают утвердительными и отрицательными.
Как вы понимаете, утвердительные предложения повествуют о каком-либо факте. Порядок слов в таких предложения должен быть следующим:
Предложение также может содержать определение. Этот член предложения может стоять перед тем существительным, к которому он относится.
Например:
Перевод: Они переехали в новую квартиру. Определение «новую» относится к дополнению «квартиру».
Обратите внимание, что прилагательное ставится между артиклем и существительным, к которому он относится.
Перевод: Красивая девушка купила яблоко. Определение «красивая» относится к подлежащему «девушка».
Также известны случаи, когда обстоятельство может стоять как после дополнения, так и после подлежащего. Это касается, прежде всего, обстоятельств времени:
Перевод: Я (всегда, обычно, часто, никогда, в обычном режиме) загораю на пляже летом очень осторожно.
Некоторые обстоятельства времени можно встретить непосредственно в начале утвердительного предложения (т.е. независимо от того, стоят ли они в начале предложения или в конце, фраза смысла не меняет).
Перевод: (На прошлой неделе, вчера, в понедельник, каждый день) Я плавал в городском бассейне (на прошлой неделе, вчера, в понедельник, каждый день).
Все вышеописанное относится к прямому порядку слов в утвердительных предложениях английского языка.
Помимо этого встречается, так называемый, обратный порядок слов. Суть такого порядка заключается в том, что подлежащее ставится не перед сказуемым, а после него. Это происходит в нескольких случаях:
- Если предложение начинается с оборота There is / There are.
Например:
There is a notebook in my school bag. — В моей школьной сумке лежит тетрадь.
- В вводном предложении после прямой речи.
Например:
«You can take your seat,» said the teacher. — «Вы можете занять свое место» — сказал учитель.
- Если предложение начинается со слова «here».
Например:
Here are some nuts for your squirrel. — Вот несколько орехов для твоей белки.
Порядок слов в повествовательном отрицательном предложении
Повествовательные предложения могут быть отрицательными, т.е. они отрицают какой-либо факт или наличие чего-либо.
В английском языке в состав отрицательных предложений должно входить только одно слово, передающее отрицание.
В большинстве случаев отрицание выражается частицей «not». Она ставится после модальных и вспомогательных глаголов.
Например:
Penguins can’t sing. — Пингвины не умеют петь.
My husband usually doesn‘t sleep until lunch. — Мой муж обычно не спит до обеда.
Если вспомогательных глаголов в предложении несколько (в зависимости от временной формы смыслового глагола), то отрицательная частица ставится после первого из них.
Например:
I haven’t been to school since March 15. — Я не ходил в школу с 15 марта.
Отрицание в английских предложениях может быть выражено с помощью местоимений:
Например:
No one saw where the criminal ran. – Никто не видел, куда побежал преступник.
I have neither flour nor sugar for cupcakes. — У меня нет ни муки, ни сахара для кексов.
Повествовательное предложение
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 142.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 142.
В русском языке более простые единицы, такие, как слова и словосочетания, складываются в более сложные – предложения. И если у небольших единиц нет интонационной нагрузки, то у каждого предложения – собственная интонация. Они отличаются по тому, насколько сильно они выражают чувства, а также по цели высказывания – ученик узнает об этих особенностях в 3 классе на русском языке.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Повествовательное предложение: особенности и цели высказывания
Понять, что это за языковая единица, несложно уже по названию – она о чем-то повествует, рассказывает. Таким образом, повествовательные предложения в русском языке нужны для того, чтобы говорящий мог рассказать о каком-то факте, о своих чувствах и мыслях, описать природное явление и так далее. То есть повествовательным называется такое предложение, в котором содержится сообщение о чем-либо или о ком-либо.
В конце повествовательного предложения может стоять не только точка, но и восклицательный знак, ведь в данном случае между интонационной нагрузкой и целью высказывания нельзя поставить знак равенства.
Вот примеры повествовательных предложений.
Наступила яркая, бушующая весна – в данном предложении излагается факт, сообщается о наступлении нового времени года.
Хорошо на речке летом! – говорящий высказывает свой эмоциональный настрой, выражает радость и удовольствие. Благодаря восклицательному знаку изменяется интонация предложения.
Повествовательное предложение может быть как положительным, так и отрицательным: Мы пошли на каток. – Мы не пошли на каток.
Интонационные оттенки повествовательных предложений, их структура
В основном для таких синтаксических единиц характерен спокойный тон сообщения, который на письме отражается поставленной в конце предложения точкой. В некоторых случаях к сообщению добавляется эмоция, что на письме отражается постановкой восклицательного знака. Чувства, которые дополнительно передаются таким образом, могут быть самыми разными – это и гнев, и возмущение, и радость, и восторг. При этом одно и то же повествовательное предложение может быть произнесено с разной интонацией (что отражается и на письме) – два таких предложения будут нести одну и ту же информацию, но с разными интонационными оттенками.
Что касается структуры таких предложений, то они могут быть как нераспространенными, так и распространенными. Например, “Он стоял” – повествовательное нераспространенное предложение, которое с помощью подлежащего и сказуемого сообщает о каком-то факте.
В то же время предложение “Он стоял на высокой скале” сообщает о том же факте, но в более распространенной форме.
Как нераспространенные, так и распространенные предложения могут иметь один или два главных члена, это никак не влияет на цель их высказывания.
Например: “Начало светать” – односоставное повествовательное предложение, а “Солнце вставало из-за горизонта” – двусоставное. При этом они рассказывают об одном и том же природном явлении.
Что мы узнали?
Согласно определению, повествовательное предложение рассказывает о каких-то фактах и явлениях, а также чувствах и мыслях говорящего, то есть цель этого высказывания заключается в том, чтобы о чем-то рассказать. При этом по интонации такое предложение не обязательно будет невосклицательным – к сообщению, которое в нем содержится, может добавляться эмоциональная окраска – и тогда оно становится восклицательным. Таким образом, на письме в конце повествовательного предложения можно ставить как точку, так и восклицательный знак. По структуре они могут быть нераспространенными и распространенными, иметь один или два главных члена.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Кирилл Смирафон
10/10
-
Кристина Реутова
6/10
-
Renat Mirzaev
9/10
-
Ильфак Абдрафиков
5/10
-
Максим Жогин
7/10
-
Юлия Морозова
10/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 142.
А какая ваша оценка?