Вы только приступили к изучению немецкого языка и хотите правильно строить самые простые предложения в настоящем времени? Тогда Вам просто необходимо ознакомиться с данной статьёй.
Основу любого языка, в том числе немецкого, составляет глагол. На начальной стадии изучения данного языка Вам придётся столкнуться с Präsens. Разберёмся, что это такое.
Что такое Präsens в немецком языке?
Präsens (простое настоящее время) – это временная форма глагола, которая указывает на действие, совершаемое субъектом (носителем действия) в настоящем времени. Рассмотрим и другие случаи употребления Präsens.
Когда используется простое настоящее время?
Форма Präsens используется для обозначения:
а. действия, которое осуществляется в настоящем времени, в данный момент.
Пример: Ich lerne gerade Deutsch. — Я учу в настоящий момент немецкий
б. повторяющего с определённой периодичностью действия.
Пример: Ich stehe jeden Tag um 6:00 Uhr auf. — Я поднимаюсь каждый день в 6:00
в. общеизвестных фактов, пословиц или поговорок.
Пример: Zwei mal zwei ist vier. — Дважды два – четыре.
г. будущего времени.
Пример: Morgen besuche ich meinen Freund. — Завтра я навещу своего друга.
д. приказа или просьбы в будущем времени.
Пример: Du machst jetzt deine Hausaufgaben!- Ты сейчас будешь делать домашние задания!
е. прошлого времени.
Пример: 1765: Goethe beginnt ein Jurastudium in Leipzig — 1765: Гёте начинает изучать право в Лейпциге.
Как вы заметили, для точного указания в каком времени производится действие, обычно используются слова-маркеры (gerade, jetzt, jeden Tag, morgen, im Jahr и т.д.)
Как образуется Präsens?
В русском языке, как и в немецком, данная временная форма глагола образуется от инфинитива по следующей формуле:
основа глагола без суффикса + личные окончания – (e)n
Личные окончания зависят от лица и числа.
Лицо |
Число |
|
Единственное |
Множественное |
|
1-е |
ich lerne — я учусь |
wir lernen — мы учимся |
2-е |
du lernst — ты учишься |
ihr lernt — вы учитесь |
3-е |
er/sie/es lernt — он учится |
Sie/sie lernen — Вы (вежлив.) учитесь/они учатся |
Если основа глагола оканчивается на -s, -ss, -β, -x, -z, то глагол 2-го лица единственного числа имеет окончание -t. Так будет выглядеть спряжение глаголов heißen — называть, faxen — передавать по факсу, tanzen — танцевать
Лицо |
Число |
|||||
Единственное |
Множественное |
|||||
1-е |
ich heiße |
faxe |
tanze |
wir heißen |
faxen |
tanzen |
2-е |
du heißt |
faxt |
tanzt |
ihr heißt |
faxt |
tanzt |
3-е |
er/sie/es heißt |
faxt |
tanzt |
Sie/sie heißen |
faxen |
tanzen |
Если основа глагола оканчивается на -t, -d, а также -n, -m (если перед ними стоят согласные, кроме -l, -r), то во 2-ом и 3-ем лице единственного числа и 2-ом лице множественного числа перед окончанием ставится -e. Рассмотрим данное правило на примерах глаголов arbeiten — работать, rechnen — считать, atmen — дышать:
Лицо |
Число |
|||||
Единственное |
Множественное |
|||||
1-е |
ich arbeite |
rechne |
atme |
wir arbeiten |
rechnen |
atmen |
2-е |
du arbeitest |
rechnest |
atmest |
ihr arbeitet |
rechnet |
atmet |
3-е |
er/sie/es arbeitet |
rechnet |
atmet |
Sie/sie arbeiten |
rechnen |
atmen |
В глаголах, оканчивающихся на -eln, а также -ern (в разговорной речи) в 1-ом лице единственного числа -e выпадает.
Пример: ich angle — я ловлю рыбу , ich bummle — я брожу, ich bewundre — я восхищаюсь, ich wandre — я путешествую пешком.
Глаголы, которые спрягаются по такому принципу, называются «правильные». Их большинство в немецком языке. «Неправильными» глаголами называются те глаголы, которые помимо личных окончаний меняют корневую гласную во 2-ом и 3-ем лице единственного числа.
Пример, проспрягаем глагол fahren — ездить, ехать:
Лицо |
Число |
|
Единственное |
Множественное |
|
1-е |
ich fahre — я учусь |
wir fahren — мы учимся |
2-е |
du fähst — ты учишься |
ihr fahrt — вы учитесь |
3-е |
er/sie/es fährt — он учится |
Sie/sie fahren — Вы (вежл.) учитесь/они учатся |
По такому принципу склоняются остальные «неправильные» глаголы немецкого, которые делятся на 7 небольших групп в зависимости от корневой главной инфинитива:
№ |
Корневая гласная инфинитива |
Корневая гласная спрягаемой формы во 2-ом и 3-ем лице единственного числа |
Список наиболее употребительных глаголов уровня А1-А2 |
|
1 |
a |
→ |
ä |
backen — печь, braten — жарить, fangen — ловить, fahren — ехать, raten — советовать, fallen — падать, halten — держать, lassen — оставлять, laden — грузить, schlafen — спать, schlagen — бить, tragen — носить, нести, wachsen — расти, waschen — мыть. |
2 |
au |
→ |
äu |
laufen — бежать |
3 |
e |
→ |
ie |
еmpfehlen — рекомендовать, geschehen — случаться, lesen — читать, stehlen — красть, sehen — видеть |
4 |
e |
→ |
i |
brechen — ломать, erschrecken — пугать, essen — кушать, fressen — есть (для животных), geben — давать, helfen — помогать, messen — измерять, nehmen — брать, sprechen — говорить, sterben — умирать, treffen — встречать, vergessen — забывать, werben, werfen — бросать |
5 |
i |
→ |
ei |
wissen — знать |
6 |
o |
→ |
ö |
stoßen — толкать |
7 |
ö |
→ |
i |
erlöschen — угасать |
Эти глаголы следует запомнить.
Präsens: исключения из правил
В немецком языке существуют на эту тему исключения, которые не поддаются объяснению. Следует просто запоминать спряжение таких глаголов, как:
sein — быть,
haben — иметь,
werden — становиться,
tun — делать,
а также все модальные глаголы:
wollen — хотеть,
mögen — нравиться,
können — мочь, уметь,
dürfen — мочь (иметь разрешение),
müssen — быть вынужденным,
sollen — быть должным,
wissen — знать.
Лицо |
Число |
|||||||
Единственное |
Множественное |
|||||||
1-е |
ich bin |
habe |
werde |
tue |
wir sind |
haben |
werden |
tun |
2-e |
du bist |
hast |
wirst |
tust |
ihr seid |
habt |
werdet |
tut |
3-e |
er ist |
hat |
wird |
tut |
Sie/sie sind |
haben |
werden |
tun |
Лицо |
Число |
|||||||
Единственное |
Множественное |
|||||||
1-е |
ich will |
mag |
kann |
darf |
wir wollen |
mögen |
können |
dürfen |
2-e |
du willst |
magst |
kannst |
darfst |
ihr wollt |
mögt |
könnt |
dürft |
3-e |
er will |
mag |
kann |
darf |
Sie/sie wollen |
mögen |
können |
dürfen |
Лицо |
Число |
||||||
Единственное |
Множественное |
||||||
1-е |
ich muss |
soll |
weiß |
wir müssen |
sollen |
wissen |
|
2-e |
du musst |
sollst |
weißt |
ihr müsst |
sollt |
wisst |
|
3-e |
er muss |
soll |
weiß |
Sie/sie müssen |
sollen |
wissen |
|
Вот такой он, логичный и в то же время нелогичный, немецкий язык. Дочитали данную статью до конца? Замечательно! Вы уже на шаг ближе к цели, а достигнуть цели вам помогут преподаватели школы немецкого языка DeutscherPapa.
Автор статьи: Лукашенко Анастасия — преподаватель DeutscherPapa.
Оставьте заявку
Занимайтесь в группах или индивидуально в удобном темпе и подходящем формате
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
- Образование Partizip I
- Präteritum: правила употребления
- Особенности спряжения немецких глаголов
- Partizip 2: образование причастий с примерами
- Präteritum: правила употребления
Фото: Miguel Á. Padriñán / Pexels
Präsens – базовое, наиболее часто встречаемое и в первую очередь изучаемое время в немецком языке. На этой странице: для чего нужен Präsens, как построить предложение в настоящем времени на немецком и какие окончания получают глаголы при спряжении.
Настоящее время в немецком: применение Präsens
При помощи настоящего времени можно выразить не только то, что происходит прямо сейчас, но и то, что произойдёт: то есть, будущее время. Например:
Ich bin im Zug und ich fahre nach München.
(Я в поезде и я еду в Мюнхен.)
===
— Was machst du morgen? — Ich fahre nach München.
(- Что делешь завтра? — Еду в Мюнхен.)
В первом предложении настоящее время говорит о текущих, прямо сейчас происходящих событиях. Во втором – о том, что произойдёт завтра. Präsens здесь выступает в роли будущего времени.
Настоящее время глагола в немецком: спряжение в Präsens
Для того, чтобы проспрягать любой немецкий глагол в настоящем времени, необходимо откинуть от него инфинитивное окончание -en и добавить необходимое личное окончание, в зависимости от требуемого лица и числа.
Местоимение | Окончание | Пример |
ich | -e | mache |
du | -st | machst |
er/sie/es | -t | macht |
wir | -en | machen |
ihr | -t | macht |
sie/Sie | -en | machen |
Обратите внимание: для местоимений wir и sie/Sie форма глаголов в настоящем времени остаётся неизменной.
Исключения при спряжении в Präsens
Некоторые глаголы придётся запомнить (например haben и sein), а для некоторых – внести коррективы в правило выше. Всего таких нюансов пять.
- У сильных глаголов при спряжении в настоящем времени во 2 и 3 лице единственного числа изменяется корневая гласная. Такие глаголы придётся поначалу запоминать. Например:
sehen → du siehst, er/sie/es sieht
===
schlafen → du schläfst, er/sie/es schläft
Подробнее об изменении корневой гласной можно прочитать тут.
- Если основа корня оканчивается на D или T, перед личным окончанием у местоимений du, er, sie, es и ihr добавляется E. Без этой дополнительной гласной глагол будет тяжело произнести. Например:
starten → du startest, er/sie/es/ihr startet
Внимание! Для случаев с изменённой корневой гласной это правило работает иначе:
laden → du lädest, er/sie/es lädet, но ihr ladet
- Если основа глагола оканчивается на IE, двойная E не появляется. Например:
speien → ich speiee, wir/sie/Sie speieen
- Если глагол оканчивается на ELN/ERN, в первом лице единственного числа (ich) он теряет гласную E. Например:
bügeln → ich bügele
- Если основа глагола оканчивается на S, ß, X или Z, из личного окончания для второго лица единственного числа выпадает S. Например:
tanzen → du tanzst
Как построить предложение в настоящем времени?
Чтобы построить предложение в Präsens, понадобятся как минимум глагол, местоимение и дополнительные слова, если они нужны. Глагол необходимо поставить в нужную форму (в зависимости от местоимения) и, в принципе, наше предложение в Präsens готово:
Ich lese.
(Я читаю.)
===
Du studierst Medizin.
(Ты изучаешь медицину.)
===
Wir lernen Deutsch.
(Мы учим немецкий.)
Вот и всё! Теперь ты можешь спрягать немецкие глаголы в настоящем времени и составлять с ними предложения. Есть желание попрактиковаться? Переходи к упражнениям по теме.
Авторский курс по развитию памяти! Скидка 20% по промокоду 3412.
Уроки по Skype c создателем курса Водзинским Евгением.
Хочу быстрее выучить немецкий!
8 урок
В этом уроке мы будем говорить о том, какие предложения бывают в немецком языке, и о том, как
строить простые предложения на примере настоящего времени (Präsens). Более подобно эта тема будет раскрыта в
дальнейшем.
Для начала познакомимся с типами немецких предложений.
Предложения классифицируют:
- по содержанию (то есть по цели высказывания),
- по характеру высказывания,
- по характеру и наличию подлежащего.
Предложения по содержанию (по цели высказывания) делятся на следующие типы:
- повествовательные (Aussagensätze),
- вопросительные (Fragesätze),
- побудительные (Befehlsätze),
- восклицательные (Ausrufesätze).
Таблица №8.1. Сводная таблица типов предложений с примерами.
Тип предложения по цели высказывания | Определение типа предложения | Пример немецкого предложения с русским переводом |
Повествовательные (Aussagensätze) | Выражают суждение. | Sie bleiben. Они остаются. |
Вопросительные (Fragesätze) | Содержат в себе вопрос. Выделяют предложения без вопросительного слова, с вопросительным словом. |
Bleiben Sie? Они остаются? Wo bleiben Sie? Где они остаются? Wo? где? — вопросительное слово |
Побудительные (Befehlsätze) | Выражают побуждение к действию, волеизъявление: это может быть просьба, рекомендация, приказ и т.д. | Sie bleiben! Оставайтесь! |
Восклицательные (Ausrufesätze) | Показывают сильные эмоции: радость, восхищение и т.д. |
Wieder bleibe ich! Снова я остаюсь! Wieder bin ich glücklich! Снова я счастлива! |
Порядок слов в предложении установлен правилами языка. Этот порядок незыблемый. Общаясь, всегда
учитывайте данный нюанс. Это важно для нас, привыкших не задумываться и довольно свободно перемешивать русские слова
как устно, так и на письме, не боясь потерять смысл сказанного и написанного.
В русском языке от перемены мест слагаемых сумма не меняется, то есть от перестановки слов в
предложении суть предложения не изменяется. Для понимания на русском очень важна интонация в устной речи и знак
препинания в конце предложения на письме. В немецком языке подобные речевые манипуляции приведут к искажению
смысла.
Предложения по характеру высказывания бывают:
- утвердительными,
- отрицательными.
Таблица №8.2. Определение типа предложения с примерами.
Тип предложения по характеру высказывания | Определение типа предложения | Пример немецкого предложения с русским переводом |
Утвердительные | Констатируют, утверждают факт совершения действия, наличия качества, состояния и т.д. |
Sie bleiben. Они остаются. Ich bin ruhig. Я спокойная. |
Отрицательные | Отрицают факт совершения действия, наличия качества, состояния и т.д. |
Sie bleiben nicht. Они не остаются. Ich bin nicht ruhig. Я не спокойная. |
По характеру и наличию подлежащего выделяют предложения:
- личные,
- неопределенно-личные,
- безличные.
Таблица №8.3. Определение типа предложения с примерами. Продолжение.
Тип предложения по характеру и наличию подлежащего | Определение типа предложения | Пример немецкого предложения с русским переводом |
Личные | В предложении назван объект, с которым связано высказывание. | Die Kinder bleiben. Дети остаются. |
Неопределенно-личные | В предложении действующее лицо (человек, люди), не указано, но предполагается. В роли подлежащего выступает неопределенное местоимение man. | Man bleibt. Остаются. |
Безличные | В предложении отсутствует действующее лицо (объект). Подлежащее — безличное местоимение es. | Es ist kalt. Холодно. |
По составу различают предложения:
- двусоставные и односоставные,
- полные и неполные,
- простые и сложные.
Двусоставные и односоставные предложения
Чаще всего в немецком языке встречаются двусоставные предложения. А односоставные предложения не так распространены.
Таблица №8.4.
Тип предложения по составу | Определение типа предложения | Пример немецкого предложения с русским переводом |
Двусоставные | В предложении есть подлежащее и сказуемое (то есть два главных члена). | Sie bleiben. — Они остаются. |
Односоставные | Предложение состоит только из подлежащего, или сказуемого, или дополнения, или обстоятельства. Предложение может быть выражено одним словом или несколькими словами. |
Некоторые побудительные предложения. Bleibest! — Оставайся! (2 лицо, ед. число) Liest! — Прочитай! (2 лицо, ед. число) Некоторые восклицательные предложения. Achtung! — Внимание! Предложения, в которых в краткой форме выражается вежливое обращение, команда, приказ. Entschuldigung! — Извините! Простите! Ruhe! — Спокойно! Ausgewrungen! — Отжаться! Безличные предложения с пропущенным местоимением es. Ihm gut. — Ему хорошо. Предложения — безличные пассивы. Sonntags wird nicht gelernt. — По воскресеньям не учатся. Предложения, употребляемые в описаниях. «…Schnee fiel nur im Januar». A. S. Puschkin. 1826. — «…Снег выпал только в январе». А.С. Пушкин. 1826. 1826. — односоставное предложение, в котором нет сказуемого. |
Полные и неполные предложения
Таблица №8.5.
Тип предложения по составу | Определение типа предложения | Пример немецкого предложения с русским переводом |
Полные предложения. | Полные предложения включают всех членов предложения для выражения конкретной мысли. | «Ich nehme die Tasche». — «Я беру сумку». Полное предложение, в котором есть подлежащее «Ich» и сказуемое «nehme». |
Неполные предложения. | В неполных предложениях один или несколько членов предложения пропускается, но смысл не теряется, благодаря контексту. Такие предложения чаще всего употребляются в устной речи. | «Ich nehme die Tasche. Und Sie?» — «Den Rucksack.» — «Я беру сумку. А Вы?» — «Рюкзак». «Und Sie?» и «Den Rucksack». Это неполные предложения. Мы понимаем, о чем идет речь, благодаря тому, что они связаны по смыслу с предложением «Ich nehme die Tasche.» |
Простые и сложные предложения
Таблица №8.6.
Тип предложения по составу | Определение типа предложения | Пример немецкого предложения с русским переводом |
Простые предложения | Простое предложение имеет одну грамматическую основу. | Ich schwimme. Я плаваю. |
Простые нераспространенные | Простое предложение без второстепенных членов. | Ich schreibe. Я пишу. |
Простые распространенные | Простое предложение с второстепенными членами. | Ich schreibe fehlerfrei. Я пишу без ошибок. |
Сложные предложения | Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений или из главного и придаточного предложения. | Es regnet, und der Fisch beißt gut. Идет дождь, и рыба клюет хорошо. |
Упражнения доступны после регистрации здесь
- die Achtung — внимание
- auswringen — отжиматься
- bleiben — оставаться
- die Entschuldigung — извинение
- kalt — холодный
- fehlerfrei — без ошибок
- der Fisch — рыба
- der Januar — январь
- die Kinder — дети
- schwimmen — плавать
- der Sonntag — воскресенье
- wieder — снова
- wo — где?
Настоящее время Präsens используется для описания действий или событий, происходящих в настоящий момент или будущем (при наличии обстоятельства времени).
Еще о настоящем времени в немецком языке читайте здесь
Wir gehen zusammen ins Kino. – Мы все вместе идем в кино.
Nächste Woche gehen wir zusammen ins Kino. – На следующей неделе мы все вместе идем в кино.
Все личные и временные формы глаголов образуются от основы, которая, в свою очередь, образуется от начальной формы глагола – инфинитива.
В инфинитиве немецкие глаголы оканчиваются на -en ( sehen, machen, schreiben).
Инфинитив есть, конечно, и у русских глаголов, он оканчивается на -(и)ть, -(а)ть, -(о)ть, -(е)ть, -(я)ть, напр.: говорить, давать, полоть, сидеть, применять. Основа (корень) глагола – это глагол без окончания, т.е.: sehen – seh, machen – mach, schreiben – schreib и т.д.
В немецком языке различают сильные и слабые глаголы. Слабые глаголы спрягаются и образуют временные формы по правилам, в сильных существуют определенные особенности. Сильный глагол или слабый – следует запоминать. Сильные глаголы в словаре обозначаются звездочкой, а их особенности в образовании временных форм обычно указаны в таблице в конце словаря.
К слабым глаголам относятся такие глаголы, как: sagen, machen, warten, erzählen.
В настоящем времени (презенс) такие глаголы спрягаются при помощи присоединения к основе следующих личных окончаний:
ich | sag-e | wir | sag-en |
du | sag-st | ihr | sag-t |
er | sie | sag-en | |
sie | sag-t | ||
es | Sie | sag-en |
По такому же правилу спрягаются и многие сильные глаголы:
schreiben | gehen | verstehen | schreiben | gehen | verstehen | ||
ich | schreib-e | geh-e | versteh-e | wir | schreib-en | geh-en | versteh-en |
du | schreib-st | geh-st | versteh-st | ihr | schreib-t | geh-t | versteh-t |
er | sie | schreib-en | geh-en | versteh-en | |||
sie | schreib-t | geh-t | versteh-t | ||||
es | Sie | schreib-en | geh-en | versteh-en |
У большинства же сильных глаголов во 2-м и 3-м лице единственного числа происходят корневые изменения.
Глаголы с корневым гласным -е меняют его во 2-м и 3-м лице ед. числа на -(i)e.
sprechen | sehen | lesen | sprechen | sehen | lesen | ||
ich | sprech-e | seh-e | les-e | wir | sprech-en | seh-en | les-en |
du | sprich-st | sieh-st | lies-t | ihr | sprech-t | seh-t | les-t |
er | sie | sprech-en | seh-en | les-en | |||
sie | sprich-t | sieh-t | lies-t | ||||
es | Sie | sprech-en | seh-en | les-en |
Обратите внимание, что у глаголов, основа которых оканчивается на s, -ss, -x, -z, -tz в личном окончании второго лица ед. числа s выпадает и совпадает поэтому с формой третьего лица ед. ч.
→ Lesen – liest (а не liesst!)
→ Beißen – beißt (а не beißst!)
→ Boxen – boxt (а не boxst!)
Глаголы, основа которых оканчивается на -d, -t, а также на -m, -n с предшествующим согласным (-ffn, — gn, -chn, — dm, — tm), добавляют во 2 и 3 лице ед. ч. соответственно окончания -est и -et.
arbeiten | atmen | |
ich | arbeit-e | atm-e |
du | arbeit-est | atm-est |
er | ||
sie | arbeit-et | atm-et |
es |
В немецком языке есть глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками. К отделяемым приставкам относятся: -ab, -an, -auf, -aus, -bei, -ein, -mit, -zu, -vor, -wieder, -her.
Особенностью этих приставок является то, что они в определенных грамматических формах отделяются от глагола. Например, в настоящем времени (Präsens) они отделяются и выносятся на последнее место:
→ Wo kommst du her? (herkommen).
→ Der Zug kommt um 12.30 in München an. (ankommen).
→ Heute ziehe ich was Schönes an, ich habe Besuch (anziehen).
→ Kommt Herr Bauer zum Abendessen mit? (mitkommen).
К неотделяемым приставкам относятся: -be, -ge, -er, -ver, -zer, -ent, -emp, -miss, -wider. Они никогда не отделяются от глагола:
→ Gefällt dir dieses Kleid?
→ Verstehst du, was der Schaffner sagt?
→ Mein Opa erzählt oft von dem Krieg.
Читайте также: Спряжение глагола sein
Упражнения/ ÜBUNGEN
1. Прочитайте следующие описания и определите, о каком помещении идет речь:
1. Klaus ist wieder zu Hause und ruht sich nach der Arbeit aus. Vor ihm auf dem Tisch liegt eine Zeitung, steht eine Tasse Kaffee, in der Ecke läuft der Fernseher. Klaus sitzt gerne nach der Arbeit im…
2. Du kommst nach Hause, du hast Hunger. Auf dem Tisch findest du eine Obstschale, aber das kann deinen Hunger nicht stillen. Du hast keine Lust, musst aber noch selber was kochen. Du gehst in …
3. Die Kinder sind müde. Sie haben den ganzen Tag getobt und wollen ins Bett. Aber erst sollen sie noch Zähne putzen. Sie gehen in…
4. Ich habe heute Besuch. Die ganze Familie kommt zum Frühstück. Ich backe Brötchen, packe den Aufschnitt aus, mache Kaffee. Den Tisch für 12 Personen im … habe ich schon gedeckt.
5. Es ist so schön warm heute! Viel zu schade, um drin zu sitzen! Wollen wir heute draußen auf der … frühstücken?
6. Willst du gleich die Wohnung sauber machen? Wir helfen dir. Ich räume im Wohnzimmer auf, Anna kann staub saugen und Peter…wo ist er eigentlich? Noch nicht wach?! Er ist doch nicht noch im …?!
Составьте 3 подобные загадки от 1 лица ед. ч.; 1 лица мн. ч.; 2 лица ед.ч.
2. Прочитайте следующий текст, переведите его, выпишите все глаголы, определите их лицо и число и проспрягайте их письменно (глагол werden имеет особое спряжение).
Ich heiße Tanja. Ich bin Betreuerin und warte auf die Studenten, die gleich mit dem Zug in Berlin ankommen. Wenn alle da sind, gehen wir zusammen zum Bus und er bringt uns in die Orte, wo die Studenten ihr Praktikum machen werden. Ihre Gastfamilien warten schon auf sie. Einige Studenten sprechen sehr schlecht deutsch und brauchen besondere Unterstützung. Heute kommen sechs Studenten. Ein Mädchen, Anja, spricht deutsch nicht besonders gut, versteht aber alles. Andere Studenten sagen, dass sie etwas schüchtern ist und überhaupt nicht viel spricht, die schriftliche Prüfung hat sie aber gut bestanden! Na ja, in einem halben Jahr wird sich das ändern! Nach einem Jahr Praktikum können die meisten Studenten Deutsch viel besser! Man muss nur fleißig sein.
Читайте также: Неопределенная форма глагола (Infinitiv)
3. Подберите из глаголов, указанных ниже, подходящие по смыслу и форме:
1. Anja … sehr schlecht deutsch.
2. Ich habe Glück, morgen … ich nach Deutschland.
3. …du zur Disco alleine oder mit deinem Freund?
4. … du ohne Brille sehr schlecht? Oder … du lesen was auf dem Schild steht?
5. Die Betreuerin …auf uns auf dem Bahnhof.
6. Die Bauern …auf dem Feld.
7. Wir … die Kühe auf die Weide.
8. Was … ihr? Tee oder Kaffee?
9. Das Flugzeug hat Verspätung, es … erst gegen 16.30 … .
10. Warum … die Kinder? …sie den Text?
11. Die Bauern … immer sehr früh … .
________________________
siehst, wartet, stehen auf, spricht, kommt an, kannst, lachen, fahre, arbeiten, verstehen, trinkt, gehst, treiben
4. Составьте предложения по образцу, обращая внимание на отделяемые приставки. Переведите их.
Напр.: Der Zug (abfahren) in Köln um 12 Uhr. Der Zug fährt um 12 Uhr in Köln ab.
1. Frau Schulze (einsteigen) um 9 Uhr in Mainz.
2. Mein Onkel (ankommen) heute in Paris.
3. Die Studenten (abfahren) um 5 Uhr in Bremen.
4. Paula (aussteigen) um 7 Uhr in München.
5. Das Taxi (ankommen) um 6Uhr bei Ursula.
6. (abfahren) du in München pünktlich?
7. Ich (einsteigen) um 6Uhr morgens in den Traktor und die Arbeit geht los.
5. Проспрягайте письменно следующие глаголы:
baden, widmen, zeichnen, segnen, leugnen, begegnen, betrachten, richten, kosten
Переведите их на русский язык.
6. Составьте как минимум 10 вопросов, правильно подбирая соответствующую форму глагола к подходящему подлежащему, и дайте свои ответы:
Напр.: Wo kommt Klaus her? Klaus kommt aus Erfurt.
du | |||
kommst | deine Eltern | ||
Wo | kommt | Anja und Sveta | her? |
kommen | Sie | ||
sie | |||
Klaus | |||
ihr |
Напр.: Wo fährt Irina hin? Sie fährt nach Italien.
die Klasse | |||
fahrt | ihr | ||
Wo | fährst | deine Schwester | hin? |
fährt | er | ||
du |
Ключи к упражнениям/Lösungen
Времена в немецком языке | |
Прошлое время | |
Imperfect | Прошлое время |
Perfect | Перфеткное время |
Plusquamperfekt | Плюскуамперфект |
Настоящее время | |
Präsens | Настоящее время |
Будущее время | |
Futurum I | Будущее время I |
Futurum II | Будущее время II |
Präsens — временная форма в немецком языке, использующаяся для выражения какого-либо постоянно повторяющегося действия, состояния или события в настоящем времени.
Образование предложений в Präsens
При образовании вопросительных, утвердительных или отрицательных предложений в данной временной форме нужно обратить внимание на порядок слов в предложении, а также на три основные глагола, склоняющихся по лицам определённым образом:
- machen — делать (и все остальные глаголы, например: (ходить, рисовать, заканчивать и др.)
- sein — быть, находится, являться.
- haben — иметь; обладать.
Ниже приведены примеры с применением этих глаголов во всех трёх типах предложений.
Вопросительные предложения
Правила образования вопросительных предложений немецкого языка ф форме настоящего времени отражены в нижеследующей таблице:
Вопросительные предложения в Präsens | |
---|---|
Глагол — machen | |
(W-fragen) |
Mache ich die Arbeit jeden Tag? — Делаю ли я работу каждый день? |
Глагол — sein | |
(W-fragen) |
Bin ich ein gut Student? — Я хороший студент? |
Глагол — haben | |
(W-fragen) |
Habe Ich ein Auto? — У меня есть машина? |
- Все общие вопросительные предложения начинаются с глагола, а специальные вопросы начинаются с вопросительного слова (W-Fragen), а затем используется глагол.
Утвердительные предложения
Утвердительная форма предложений настоящего времени формируется по тем же правилам, как и вопросительные предложения, только смысловой глагол используется сразу после того или иного сказуемого. Данные правила представлены в нижеследующей таблице:
Утвердительные предложения в Präsens |
---|
Глагол — machen |
Ich mache die Arbeit jeden Tag — Я делаю работу каждый день. |
Глагол — sein |
Ich bin ein gut Student — Я хороший студент. |
Глагол — haben |
Ich habe ein Auto — У меня есть машина. |
- Необходимо знать, что во всех утвердительных формах предложений на втором после подлежащего употребляется сказуемое, выраженное глаголом, т.е. на втором месте в предложении всегда стоит глагол.
Отрицательные предложения
Отрицательные предложения в немецком языке разделяются на два основных вида:
- Отрицание глагола или прилагательного (отрицание какого-либо действия или свой свойства существительного) прибавляя частичку «nicht». При этом данная частичка используется в простых предложениях сразу после глагола.
- Отрицание существительных (отсутствие какого-либо объекта или отрицание его свойства, качества) прибавляя частичку «kein» для мужского и среднего рода, либо «keine» для женского рода или существительного во множественном числе. При этом надо также учитывать, в каком падеже стоит существительное и какой его род, так как это влияет на окончание отрицательной частицы. Это относится к теме склонение существительных в немецком языке.
Ниже предоставлены примеры таких отрицательных предложений в настоящем времени:
Отрицательные предложения в Präsens |
---|
Отрицание глагола (какого-либо действия) |
Глагол — machen |
Ich mache nicht die Arbeit jeden Tag — Я не выполняю работу каждый день. |
Отрицание существительного / прилагательного |
Глагол — sein |
Ich bin kein gut Student — Я не хороший студент. |
Детали образования предложений в настоящем времени
- Обратите внимание на использования личных окончаний в глаголе для того или иного лица. А также на форму множественного числа существительных.
- Следует знать, что существительные женского рода имеют окончание «-in«. Например: Student — студент; Studentin — студентка.
- Обратите внимание на личные окончания глаголов в том или ином лице.
- Обращайте внимание на существительное в предложении, так как оно должно быть в соответствующем падеже и иметь свой род.
Обстоятельства времени, используемые в Präsens
При формировании того или иного предложения в настоящем времени немецком языке можно использовать следующие обстоятельства времени:
- Jede Sekunde / Minute / Stunde / Woche — каждую секунду / каждый час / каждую неделю
- Jeden Morgen / Abend / Tag / Monat / Jahr / 10 Jahre — каждое утро / каждый вечер / день / месяц / год / каждые 10 лет
- Morgens / abends abends — по утрам / по вечерам
- Immer— всегда
- Selten — редко
- Zeit zur zeit — время от времени
Упражнения по теме Präsens
- Раздел в доработке
Примечание
Использование настоящего времени в немецком языке не такая сложная тема. Необходимо обратить внимание на использование личных окончаний глаголов для того или иного лица. Падеж и род в котором стоит существительное, так как от это зависит окончание артикля или прилагательного, порядок слов в предложении.
Если у Вас возникли вопросы по данной теме или же есть правки, дополнения идеи к данной статье, то оставляйте свои сообщения в специально созданной теме на странице нашего форума.