Правила построения предложений в английском языке довольно строгие. В отличие от русского языка, здесь есть четкий порядок слов. Если знать основную конструкцию английского предложения, можно построить любую фразу.
Члены предложения в английском языке, как и в русском, делятся на главные и второстепенные.
Главные члены предложения – это те, благодаря которым образуется грамматическая основа высказывания. Без них предложение не будет иметь смысла. К главным членам относятся подлежащее и сказуемое.
Примеры:
(Кто?) Они (что делали?) думали. — They thought.
Кто?) Кот (что делает?) идет. – The cat is going.
(Что?) Яблоко (что сделает?) упадет. — The apple will fall.
Подлежащее
Как правило, подлежащее выражается существительным или местоимением, это главное действующее лицо предложения, отвечающее на вопросы «кто?», «что?».
Существительное используется в своей стандартной словарной форме, в единственном или множественном числе.
Примеры:
a product — products (продукт — продукты)
a magazine — magazines (журнал — журналы)
a university — universities (университет — университеты)
Артикль может быть определенным, неопределенным или отсутствовать вообще, в зависимости от подразумеваемого предмета/лица.
Что касается местоимений, то в качестве подлежащего чаще всего употребляются личные местоимения в именительном падеже: I (я), we (мы), you (ты/вы), he (он), she (она), it (это /оно), they (они).
А также некоторые неопределенные и отрицательные местоимения: someone/somebody (кто-то), no one/nobody (никто), everyone/everybody (все), something (что-то), nothing (ничего), everything (все), each (каждый).
В разговорной речи it может заменяться на this (это), that (то).
В утвердительном предложении подлежащее стоит в начале предложения до сказуемого.
Сказуемое
Эта часть предложения выражается глаголом и является ключевой при построении предложений на английском языке, потому как она показывает, в какое время произошло, происходит или произойдет действие. Сказуемое отвечает на вопрос «что делать?».
В составе сказуемого глаголов может быть два, вспомогательный и смысловой.
Вспомогательный глагол — глагол, который используется для выражения времени. Как такого значения он сам по себе не имеет и на русский язык никак не переводится. Однако его присутствие необходимо, если того требует временная форма.
Примеры:
Для Present Simple — do / does
Для Past Perfect — had
Для Future Continuous — will be
Основной или смысловой глагол — это глагол, который выражает действие, совершаемое подлежащим.
Примеры:
She runs. — Она бегает.
We went. — Мы пошли.
I want to be there. — Я хочу быть там.
Второстепенные члены предложения — это те, которые поясняют главные. Без них предложение все равно будет иметь смысл, так как они не являются грамматической основой предложения. К второстепенным членам относят определение, дополнение и обстоятельство.
Определение
Этот член предложения отвечает на вопросы «какой?» и «чей?». Определение стоит рядом с подлежащим или дополнением и описывает его свойства, может выражаться практически любой частью речи.
В большинстве случаев определение выражается:
- Прилагательными: nice (милый), brave (смелый).
- Причастиями: sold (проданный), crying (плачущий).
- Причастными оборотами: made of plastic (сделанный из пластика), laughing out loud (громко смеющийся).
- Числительными: first (первый), thirty (тридцать).
- Существительным в притяжательном падеже: Nick’s (Ника), Diana’s (Дианы).
- Личными местоимениями в объектном падеже: my (мой), your (твой).
Примеры:
I see a beautiful girl next to him. — Я вижу (какую?) красивую девушку рядом с ним.
My red cat is lying on the windowsill. — (Чей?) Мой (какой?) рыжий кот лежит на подоконнике.
Определение может стоять как перед подлежащим, так и перед дополнением.
Примеры:
Her wavy hair is so beautiful. — Ее волнистые волосы такие красивые.
I have read a great book. — Я прочитал замечательную книгу.
Определение, выраженное причастным оборотом, обычно идет после подлежащего и дополнения.
Пример: The girl singing on stage is my sister. — Девушка, поющая на сцене — моя сестра.
Дополнение
Согласно конструкции предложений в английском языке, дополнение располагается после сказуемого. Оно может выражаться существительным или местоимением, отвечает на падежные вопросы.
Примеры:
I see a girl with him. — Я вижу (кого?) девушку (с кем?) с ним.
She is reading a book to the children. — Она читает (что?) книгу (кому?) детям.
Существует два вида дополнения:
- Прямое — дополнение, отвечающее не вопросы винительного падежа «кого?», «что?».
- Косвенное — дополнение, отвечающее на все остальные падежные вопросы «кого?», «чего?», «кому?», «чему?».
Если в одном предложении используются сразу два вида дополнения, сначала употребляется прямое, а затем косвенное.
Пример: I play a computer game with her. — Я играю в компьютерную игру с ней.
Обстоятельство
Эта часть речи обозначает место, причину, время, образ действия и тому подобное. Обстоятельство связано со сказуемым, однако его можно использовать как в начале, так и в конце предложения. Первый вариант, встречается реже. Обстоятельство сообщает «где?», «когда?», «как?», «почему?» произошло какое-то действие.
Примеры:
My red cat lies on the windowsill. — Мой рыжий кот лежит (где?) на подоконнике.
Yesterday I saw her with him. — (Когда?) Вчера я видел ее с ним.
He behaved differently. — Он вел себя (как?) по-другому.
Обстоятельство может быть выражено:
- Наречием: today (сегодня), slowly (медленно).
- Существительным с предлогом: in Paris (в Париже), behind the scenes (за кулисами).
Как составлять предложения на английском языке – схема
В английском языке есть два основных порядка слов: прямой и обратный. Прямой используется в утвердительных и отрицательных предложениях, обратный — в вопросах.
Английское предложение отличается от русского порядком слов. В русском языке он свободный, в английском – строго определенный.
Пример: Mother was cleaning the frame. — Мама мыла раму./Раму мыла мама./Мыла раму мама.
Структура утвердительных и отрицательных предложений
Прямой порядок слов в английском предложении выглядит следующим образом: на первом месте стоит подлежащее, на втором — сказуемое, на третьем — дополнение. В некоторых случаях обстоятельство может стоять на первом месте. В английском предложении у основного глагола может появиться вспомогательный глагол.
Порядок слов в утвердительном предложении:
1. Обстоятельство.
2. Подлежащее (возможно с определением).
3. Сказуемое.
4. Дополнение (возможно с определением).
5. Обстоятельство.
Примеры
Yesterday I learned English words — Вчера я учил английские слова.
Yesterday (обстоятельство) I (подлежащее) learned (сказуемое) English words (дополнение с определением).
My little sister will visit me in three days — Моя младшая сестра навестит меня через три дня.
My little sister (подлежащее с определением) will visit (сказуемое) me (дополнение) in three days (обстоятельство).
Порядок слов в отрицательном английском предложении тоже прямой. Для того чтобы показать отрицание, используется частицу not, которая соответствует русской частице «не». Также в отрицательном предложении всегда есть вспомогательный глагол, именно к нему примыкает not.
Порядок слов в отрицательном предложении:
1. Обстоятельство.
2. Подлежащее (возможно с определением).
3. Вспомогательный глагол + not.
4. Основной глагол.
5. Дополнение (возможно с определением).
Примеры
Yesterday I did not learn English words — Вчера я не учил английские слова.
Yesterday (обстоятельство) I (подлежащее) did not (вспомогательный глагол + not) learn (основной глагол) English words (дополнение с определением).
My little sister will not visit me in three days — Моя младшая сестра не навестит меня через три дня.
My little sister (подлежащее с определением) will not (вспомогательный глагол + not) visit (основной глагол) me (дополнение) in three days (обстоятельство).
Структура вопросительных предложений
Когда вопрос задается на русском языке, порой, только по интонации говорящего можно определить, что это вопрос. При построении английских предложений в форме вопроса подлежащее и сказуемое меняются местами — используется обратный порядок слов. Но на первое место выносится только часть сказуемого — вспомогательный глагол, а основной глагол все равно стоит после подлежащего.
Пример
Они живут в городе. — They live in the city.
Они живут в городе? — Do they live in the city?
Порядок слов в вопросительном предложении:
Вспомогательный глагол.
Подлежащее (возможно с определением).
Основной глагол.
Дополнение (возможно с определением)
Обстоятельство.
Примеры
Did I learn English words? — Я учил английские слова?
Did (вспомогательный глагол) I (подлежащее) learn (основной глагол) English words (дополнение с определением)?
Will my little sister visit me in three days? — Моя младшая сестра навестит меня через три дня?
Will (вспомогательный глагол) my little sister (подлежащее с определением) visit (основной глагол) me (дополнение) in three days (обстоятельство)?
При ответе на вопрос можно использовать краткий ответ. Но в английском языке нельзя просто сказать Yes/No, такой ответ может считаться грубым или недоброжелательным в некоторых случаях. Правильно построенный краткий ответ должен помимо Yes/No содержать подлежащее и вспомогательный глагол.
Примеры
Вопрос: Do they work in the office? — Они работают в офисе?
Ответ: Yes, they do. / No, they don’t. — Да. / Нет.
Вопрос: Has he visited the British Museum? / Он посетил Британский музей?
Ответ: Yes, he has. / No, he hasn’t. — Да. / Нет.
Вопрос: Will you call me? — Ты позвонишь мне?
Ответ: Yes, I will. / No, I won’t. — Да. / Нет.
Вопрос: Do you like tea? — Вы любите чай?
Ответ: Yes, I do. / No, I don’t. — Да. / Нет.
Альтернативные грамматические конструкции английских предложений
Построение английских предложений может в некоторых случаях отходить от нормы. Современный английский язык чрезвычайно богат грамматическими структурами. Некоторые из них не являются нормой в общепринятом понимании, зато отражают современные языковые тенденции. К ним относятся contraction (сокращение), ellipsis (опущение), insert (вставка), preface and tag (введение и тег).
Contraction — сокращение
Данное явление достаточно привычно и понятно в большинстве случаев.
Примеры: can’t = cannot, don’t = do not, I’m = I am
Сокращения считаются признаком разговорного стиля, тем не менее вышеупомянутые формы являются нормой, то есть их употребление не противоречит установленным грамматическим правилам. Согласно правилам разговорного английского, можно при сокращении совмещать вспомогательные глаголы с модальными даже с отрицательной частицей not.
Примеры: Mike couldn’t’ve known about it. — Майк не мог об этом знать. You shouldn’t’ve gone there. — Не надо было тебе туда ходить.
В разговорной речи можно использовать сокращение при наличии подлежащего, выраженного несколькими существительными.
Примеры: Mark and Jenny’ve passed the exam. — Марк и Дженни сдали экзамен. The President and his team’re going to the summit. — Президент и его команда едут на саммит.
Ellipsis — опущение
В разговорной речи может быть опущена часть традиционной конструкции английского предложения, если значение высказывания при этом сохраняется. Данное явление экономит время и делает речь более беглой. Чаще всего пропускают слова в начале предложения или недалеко от него.
Опускать можно:
- Вспомогательный глагол
Пример: How are you doing? — Как ты поживаешь? Эллипсис: How you doing? — Как ты?
Пример: I’m alright, thanks. — У меня все хорошо, спасибо. Эллипсис: Alright, thanks. — Хорошо, спасибо.
- Подлежащее + be/will
Пример: I’ll see you later. — Увидимся позже. Эллипсис: See you later. — До скорого.
Пример: I’m not sure about that. — Я в этом не уверен. Эллипсис: Not sure about that. — Не уверен.
- Части вопросительной формы (часто с глаголами see, hear, think)
Пример: Are you going with us? — Ты идешь с нами? Эллипсис: Going with us? — Идешь с нами?
Пример: Would you like some lemonade? — Ты бы хотел немного лимонада? Эллипсис: (Some) lemonade? — Лимонада?
Пример: Do you want some water? — Ты хочешь воды? Эллипсис: Want some water? — Хочешь воды?
Пример: Have you got a little time? — У тебя есть немного времени? Эллипсис: Got a little time? — Есть время?
Пример: Do you like it? — Тебе это нравится? Эллипсис: Like it? — Нравится?
- Существительное
Пример: I can’t complain. — Я не могу жаловаться. Эллипсис: Can’t complain. — Не жалуюсь.
Пример: I don’t know. — Я не знаю. Эллипсис: Don’t know. — Не знаю.
- Артикль
Пример: The delivery man’s here. — Курьер здесь. Эллипсис: Delivery man’s here. — Курьер здесь.
- It и there
Пример: It might get colder tomorrow. — Завтра может похолодать. Эллипсис: Might get colder tomorrow. — Завтра может похолодать.
Пример: Is anybody there ? — Там есть кто-нибудь? Эллипсис: Anybody there? — Есть кто?
Грамматические структуры в русском и английском языках не совпадают, поэтому разница между полным и эллиптическим предложением не всегда видна в переводе, который иногда может не быть дословным.
Также возможно опущение слов в конце предложения, особенно в кратких ответах.
Примеры
Вопрос: Will you be at the meeting? — Ты будешь на встрече?
Ответ: I should be. — Должна.
Вопрос: Are you singing at the gala concert? — Ты поешь на гала концерте?
Ответ: I hope to. — Надеюсь.
Insert – вставка
Вставка слова или выражения при построении английских предложений выполняет некоторые коммуникативные функции. Например, размышление вслух, акцентирование внимания, согласие и пр. Вставка обычно помогает речи звучать более плавно и логично, на письме не используется.
Примеры вставок:
- Well — выражение сомнения или паузы перед тем, как вернуться к предмету предыдущего обсуждения.
Well, I haven’t been there yet. — Ну, я там еще не был.
- Right — привлечение внимания, убеждение, что слушатель согласен с тем, о чем говорится.
Right. Can you switch off your phones, please? — Итак. Не могли бы вы выключить свои телефоны?
You’re OK, right? — С тобой все в порядке, да?
- I mean — перифраз, объяснение, уточнение.
I speak this language, I mean, English. — Я говорю на этом языке, я имею в виду, английском.
- You know — убеждение в том, что слушатель понимает, о чем идет речь.
I really liked French cuisine, you know, frogs’ legs and so on. — Мне действительно понравилась французская кухня, знаете, лягушачьи лапки и так далее.
- OK — убеждение в том, что слушатель согласен со сказанным, обычно стоит в конце высказывания.
See you at 5, OK? — Увидимся в 5, ладно?
- Now — изменение темы или возвращение к предыдущей теме.
That was interesting. Now, who wants to listen to another story? — Это было интересно. Ну а теперь, кто хочет послушать другую историю?
- Like — пауза, указание на то, что высказывание не завершено и далее следует дополнительная информация по теме.
I didn’t join them because it was, like, dangerous. — Я не пошел с ними, ведь это было, ну, опасно.
Вставки могут использоваться не только говорящим, но и слушателем для той или иной цели.
Вопрос: There’s been another bank robbery. — Было еще одно ограбление банка.
Ответ: Really? — Правда?
(вставка использована для демонстрации интереса говорящему)
Вопрос: I’m sick and tired of his behaviour. — Я сыт по горло его поведением.
Ответ: Uh huh. — Ну да.
(вставка использована слушателем для показания толерантности, понимания того, что говорит его собеседник)
Preface and tag — введение и тег
Preface — вводное слово или фраза. Tag — слово (фраза), следующее после основного высказывания. Оба явления используются для того, чтобы удостовериться, что слушатель следует ходу ваших мыслей, понимает, о чем идет речь.
Пример с вводной фразой: That night club, what’s it called? — Тот ночной клуб, как он называется?
Пример с тегом: What is she doing, that girl? — Что она делает, та девушка?
Вводная фраза или слово могут также использоваться для введения новой темы.
Пример: Ireland, what a lovely country it is! — Ирландия, какая прекрасная страна!
Brother and sister in a playing room. Children playing with a lego
Как составить предложения на английском языке?
4 модели английского языка
Для русских, которые учат английский язык, одной из сложностей является построение предложения. Вопрос как составить предложение на английском языке возникает у всех, кто начинает изучать язык. В русском мы можем сказать «Я люблю тебя», «Люблю я тебя», «Тебя люблю я» , «Да, люблю я тебя, иди уже спать». В английском нельзя переставить слова для изменения смыслового акцента. Но, несмотря на кажущуюся сложность, есть всего 4 модели построения предложений в английском языке.
Для второго кружочка, примеры могут быть такими: He is a doctor, I have got a kitty. Для других придумайте свои примеры и напишите в комментариях.
Для того, чтобы лучше запомнить эту интеллект-карту закройте глаза и постарайтесь представить себе каждый кружочек. Больше лайфхаков читай тут.
Помните, лучше один раз повторить, чем сто раз прочитать. Твитнуть
Личные местоимения
Чтобы вам было проще составить предложения на английском языке, важно знать про подлежащее. В английском в любом предложении должно быть подлежащее. В случае, если его нет, то оно все равно есть))), но это уже совсем другая история. Им может быть существительное или местоимение. Существительное-это то, что называет предметы или людей. А местоимение – это те слова, что заменяют существительные, чтобы их не повторять. О множественном и единственном числе существительных в английском читайте здесь.
-
- I– я
- He– он
- She – она
- It– оно
- We– мы
- They– они (может относиться как к одушевленным, так и к неодушевленным предметам)
- You– ты, вы, Вы
Постарайтесь запомнить эти местоимения. Они всегда нужны, когда мы пробуем составить предложения на английском языке, то почти всегда пользуемся личными местоимениями. Для тех, кто хочет научиться запоминать быстрее и проще слова любого языка, чтобы быстрее осваивать язык и улучшить свою память и воображение, мы придумали курс. Следите за нами в телеге. Потому что у нас в разработке другой курс и на этот будут большие скидки.
Кстати, сейчас, мы собираем деньги для озвучки фильмов, сериалов и мультиков, чтобы вам было интереснее. Так что, кто готов помочь, мы только рады. Больше годного контента для вас.
ПОДПИСАТЬСЯ
Система английской грамматики. С чего начинать. Как строить предложения. Как работает грамматика на практике.
Я долго искал четкое и понятное объяснение разговорной английской грамматики. И вот, наконец-то, я его нашел! Это видеоурок Надежды Счастливой, который полностью посвящен теме построения предложений в английском языке. На сегодняшний день это лучшая и наиболее исчерпывающая инструкция из всех, что мне удалось найти. Вся система времен и типов предложений в одном уроке. Все по полочкам! Мое представление об английском языке полностью поменялось. Он стал для меня более понятным и логичным. Спасибо, Надежда!
Тема и задачи урока
У нас сегодня достаточно объемная тема.
Сегодня я хочу поговорить о разговорной грамматике и вообще о грамматике английского языка. Один только вид учебника английской грамматики может повергнуть в ужас. Ведь, чтобы овладеть этим всем, предстоит проделать колоссальный объем работы. Но нужно ли это делать?
Честно сказать, мне пришлось переучиваться и все упрощать, чтобы начать общаться с людьми нормально. Учебники грамматики дают очень много запутанной информации, которая мешает нам спокойно разговаривать. Мы начинаем слишком много думать!
Сейчас я постараюсь систематизировать основные крупные блоки, которые действительно будут вам нужны в разговорной практике. Эта информация не для тех, кому нужно углубляться в правила и сдавать всякие заковыристые тесты. Это для тех, кому нужно общаться.
Запомните! Какая бы мысль у вас ни возникла, в английском языке есть определенный шаблон для выражения этой мысли. Этим английский язык и прекрасен. Практически на все случаи есть логичное объяснение: есть шаблоны, структуры, устойчивые речевые формулы. И это круто!
В английской разговорной грамматике есть крупные блоки, очень системные и логичные, которые имеют четкую структуру. Я хочу, чтобы вы хотя бы в общем, с высоты птичьего полета на них посмотрели и увидели, как это классно. Потом, если вы захотите углубиться, это уже будет совсем другой уровень работы. Это будет уже разбор информации и применение на практике.
Сегодня же я хочу вас просто ознакомить. Поэтому не обижайтесь на меня, если вам будет казаться, что объяснение недостаточно углубленное и не достаточно примеров. Сегодня у меня нет задачи глубоко что-то объяснить. Я хочу показать вам, что есть, как оно выглядит, что оно просто на самом деле. А дальше вы уже сможете к нам присоединиться и проработать какие-то темы более подробно.
Английский язык очень сильно отличается от русского. Отсюда вытекают две основные проблемы:
- Многие не понимают этой разницы, и начинают переводить русские предложения калькой, то есть дословно. В итоге получаются абсолютно неправильные с точки зрения английской грамматики синтаксические конструкции.
- Люди, которые только начинают изучать язык, открывают текст на английском и впадают в ступор. Слишком много глаголов, которые к тому же идут подряд! Вроде бы, слова все знакомые, а смысл предложения понять никак не удается.
Поэтому моя задача – показать вам, из чего состоит язык, и собрать все его элементы в логичную систему.
Идеальное английское предложение
Английское предложение (➕ – “плюсовое”, утвердительное) в общем в идеальном своем формате выглядит вот так:
Структура утвердительного предложения в общем виде
Сначала идет подлежащее (исполнитель), потом сказуемое, и дальше – все остальное.
Сказуемое, как правило, в идеальном варианте состоит из двух глаголов. Один из них как бы вспомогательный (помощник), другой – обычный, несущий смысл действия. Каждый из этих двух глаголов может принимать различные формы. Дальше мы это наглядно увидим.
Вот так приблизительно выглядит идеальное английское предложение.
I am talking to you. – Я разговариваю с вами.
Я есть разговаривающий. Почему так? Ведь в русском языке все нормально – Я разговариваю. Просто подлежащее и сказуемое, и нет никаких вспомогательных слов. На самом деле сказуемое am talking – это просто два глагола. Но это совершенно разные формы глагола! [Так исторически сложилось в английском языке. Далее мы разберем это более подробно.]
🇷🇺 Кстати, обратите внимание, как мы можем менять порядок слов в русском языке.
🇬🇧 Английский язык таких вольностей не позволяет. Зато он более простой и логичный.
Порядок слов в русском предложении не влияет на его английский перевод
Формы английского глагола
Самая маленькая и в то же время ключевая единица английского языка это, конечно же, глагол. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делаю? что делал? и так далее. Это все глаголы. Сейчас мы посмотрим, что с ними происходит в английском языке в отличие от русского. Итак, поехали! 🚀 Сначала давайте разберем пять различных форм глагола.
Представьте, что вы купили керамическую плитку, состоящую из элементов пяти видов. Из этой плитки вы можете составлять различные узоры. С английскими глаголами то же самое. Есть только 5 форм глагола. Других нет и быть не может!
Мы сейчас кратко разберем все 5 форм. Вы должны это увидеть и понять, потому что дальше без этого никакая работа строится не может. Любое предложение можно построить, если вы понимаете формы глагола.
Таблица всех пяти форм глагола. Сюда же входят причастия и деепричастия
0⃣ Нулевая форма глагола
Нулевая форма отвечает на вопрос что делать? Быть, бежать, плыть, учиться. В английском языке перед такими глаголами ставится частица to, а в русском такие глаголы (неопределенная форма) оканчиваются на -ть(ся).
to text – печатать (набирать сообщение)
1⃣ Первая форма глагола
Первая форма уже личная. Это значит, что в предложении она идет после исполнителя. Есть исполнитель (сказуемое), и он что-то делает (сказуемое). Первая форма глагола соответствует настоящему простому времени (Present Simple). Об этом мы еще поговорим ниже. Чтобы получить первую форму глагола, мы просто берем нулевую форму и отбрасываем частицу -to. Если глагол третьего лица (он, она, оно), то обычно добавляется окончание -(e)s. Но в общем и целом эта форма тоже очень простая. Она соответствует русским глаголам, оканчивающимся на -ю (-у), -ем (-ём), -ет (-ёт).
I text – я печатаю (регулярно)
He text‘s – он печатает (регулярно)
2⃣ Вторая форма глагола
Вторая форма отвечает за простое прошедшее время (Past Simple). Эта форма получается путем добавления к обычному, нейтральному глаголу (первая форма) окончания -ed. Делал, делала, делали и так далее. Вроде бы, ничего особенного, да?
I texted – я печатал (напечатал) [вчера, 5 минут назад]
Внимание! Дальше идут 3 и 4 формы глагола. Многие никак не могут понять, что же это такое. И это нормально! Потому что в русском языке это не типичный глагол, а причастие! Поэтому запомните, что две следующие две формы это причастия. Они отвечают не на вопросы что делать? что делаю? что делал? Они отвечают на вопрос какой? По сути, они могут работать как определение.
3⃣ Третья форма глагола
Третья форма образуется так же, как и вторая – окончание -ed. Но это уже не глагол в прошедшем времени, а причастие. Какой? Напечатанный, напечатавший, разбитый. Чувствуете здесь акцент на совершенность на “сделанность”? В русском языке это называется страдательные причастия, но мы здесь просто держим в уме вот такую галочку ✅. Она говорит нам, что речь идет о том, что уже случилось, свершилось.
texted – напечатанный, напечатавший
4⃣ Четвертая форма глагола
Четвертая форма очень простая. Образуется добавлением окончания -ing к нейтральной форме (нулевая форма без частицы to):
texting – печатающий, печатая, печатание
The guests were sitting around the table discussing life.
Гости сидели за столом, обсуждая жизнь.
sitting – сидящий, сидя, сидение (процесс)
discussing – обсуждающий, обсуждая, обсуждение
Четвертую форму глагола, так же как и третью, мы обозначили в таблице как причастие. В чем же разница между двумя этими причастиями?
Третья форма – действительный залог (Active)
Четвертая форма – страдательный залог (Passive)
У четвертой формы глагола есть особенность. Она может отвечать не только на вопрос какой?, но и на вопрос что?
Вы спросите, как это? В русском языке аналогом этой формы являются отглагольные существительные: плавание, рисование, пение. В английском то же самое, но образуется с помощью окончания -ing.
Еще 4-я форма может работать как деепричастие. Что делая?
Итак, мы разобрали фундамент. На этих 5-и формах глагола строиться ВЕСЬ английский язык. Дальше мы поговорим про “тело” нашего “дома”.
Схемы предложений – готовые речевые шаблоны
Переходим к готовым схемам предложений, чтобы вы могли соединять свои идеи с конкретными речевыми шаблонами и спокойно выражать свои мысли, не думая каждый раз слишком долго.
Если представить английский язык в виде домика, то 5 форм глагола, которые мы разобрали, это фундамент. На нем все строится. Мы это увидели. Дальше поговорим про “тело” нашего дома.
Хочу вас предупредить, что я буду давать только целостную структуру. Сейчас мы не будем останавливаться подробно на каждом пункте. Ваша задача – увидеть общую картину. Потом вернитесь, пересмотрите видео и обязательно сделайте свои примеры! Это будет просто колоссальная помощь вашему английскому языку.
Мы уже сказали, что есть некий идеальный вариант английского предложения. А сейчас мы разберем все варианты предложений, которые существуют в английском языке.
Команды, призывы, просьбы (повелительное наклонение)
Структура предложения выглядит невероятно просто. Проще не бывает. Она состоит из одного глагола в нулевой форме. И всё! Иногда добавляются предлоги: up, on, out и т.д.
В предложениях этого типа нет исполнителя, нет времен и акцентов. Просто команда: Делай! Не делай! Давай сделаем! Давай не будем делать!
Watch out! – Осторожно!
Look out! – Берегись!
Don’t do it! – Не делай этого!
Don’t look at me! – Не смотри на меня!
Don’t talk to me like that! – Не говори со мной так!
Let’s do it. – Давай сделаем это.
Let’s not do it – Давай не будем делать это.
Если вы хотите сделать вежливую форму, можете в начале и в конце предложения добавить please:
Pass me the salt, please. – Передай мне соль, пожалуйста.
Please pass me the salt. – Пожалуйста, передай мне соль.
Есть мнение, что расположение слова please влияет на “степень вежливости” вашей просьбы:
They mean the same, but the second one is more commonly used as the “please” coming first in the sentence is considered more polite. Starting off with “Pass me the salt” sounds a little like an order.
Но еще более вежливо использовать другую форму:
“Can you pass the salt, please?” or “Could you pass the salt, please?”
до Watch Out Осторожно там Lookout Берегись увидели и так это команды так вот эти команды и просьбы это самое эта структура Почему
Итак, это первый вариант – самая простая форма предложения. С помощью таких форм общаются начинающие. Или, например, туристы. Они часто говорят даже не глагол, а просто какое-то одно слово:
Water, please. – Воды, пожалуйста.
И это уже коммуникация. Точно так же общаются маленькие дети – простыми командами, простыми словами. Они либо дают команду, либо просят о чем-то, либо призывают нас что-то сделать.
Дальше мы будем разбирать так называемое изъявительное наклонение. То есть будем строить уже полное высказывание, когда есть кто-то, который что-то делает с кем-то, как-то, где-то, когда-то.
Состояние
Здесь нет действия!
Это предложения, в которых речь идет о состояниях. Состояние всегда выражается при помощи важнейшего вспомогательного глагола быть – to be.
Глагол to be неправильный, у него есть много форм. В настоящем времени он раскладывается на am, is, are.
В русском языке такие предложения очень просты: холодно, жарко, сложно, легко, грустно, весело. Тут нет ничего особенного, просто слово (наречие). Но в английском языке предложения состояний строятся в виде полной структуры: кто-то или что-то является либо находится где-то, как-то.
Если мы говорим по-русски просто холодно, то англичанин скажет оно есть холодно.
It’s cold. – Холодно.
Никогда в английском языке подлежащее не начинается с мне, меня, кому. Это закон. Подлежащее всегда идет в именительном падеже: кто либо что.
Если вы хотите сказать Мне холодно, все равно вы говорите I’m cold.
Если вы хотите сказать Мне сложно, то вы говорите Это есть сложно для меня.
Чувствуете, совершенно другая логика.
Разберем еще некоторые противоречивые конструкции. Например, как сказать на улице две яблони? В английском языке это тоже отвечает за состояние, потому что что-то где-то находится. А раз находится (статическое положение) – значит речь идет о состоянии.
В английском предложение состояния строится так:
- Там есть две яблони на улице.
- Там есть две машины на улице.
- Там есть много денег в банке.
- Там есть много людей в соседней комнате.
То есть, когда что-то где-то находится, у них даже на это есть определенный речевой шаблон. И все предложения такого типа строится именно так. В английском все подчиняется четким шаблонам.
There are two apple trees on the street. – На улице две яблони.
There не является исполнителем, но это слово играет роль исполнителя и все равно стоит по порядку.
После глагола be в этой конструкции может стоять что угодно (волнистая линия на схеме): ваш возраст, имя, местонахождение и многое другое. Часто здесь могут быть и причастия. Помните наши причастия, которые отвечают на вопрос какой?
I am tired. – Я устал.
Многие не понимают, почему так. И начинают переводить предложение Я устал по такой логике: так, это прошедшее время… Нет! Потому что, если вдуматься, вы являетесь уставшим прямо сейчас. Поэтому: я есть уставший.
Возможно кто-то из вас уже видел на моем канале “торт” английской реальности, где мы говорили об отличиях русского и английского языка. И, раз мы говорим о шаблонах, вспомним эту очень важную схему.
“Торт” английской реальности
По горизонтальной оси – время. По вертикальной – акценты. Процесс, результат и долго – это три основных акцента, которые есть в английском языке (выделены зеленым). Желтым выделена Т-образная матрица, которая нужна для общения. Больше ничего не надо.
Мы сейчас не будем разбирать формулы, просто увидим саму идею.
Так вот, говоря о состоянии, мы тоже обязательно учитываем эту схему.
Схема для предложений состояния
Только здесь не 4 слоя, а всего 2. За вообще и за процесс отвечает первый слой, а за результат и за долго – второй.
Мы сейчас рассматриваем только ключевые “Т-шечки”. Вы можете посмотреть другие видео, как строится полная таблица, но это не так важно. Для общения важны только Т-образные области таблицы.
Сокращенная схема для предложений состояния
За настоящее всегда отвечают первая форма глагола, за прошедшее – вторая, за будущее – will плюс какая-то форма (как правило, первая).
Предложения состояния мы разобрали. Здесь больше говорить не о чем. Других форм и других шаблонов здесь нет.
Пассивное действие (страдательный залог)
Не путайте пассивное действие и состояние. Здесь есть действие, хоть и пассивное.
В остальном этот тип предложений очень похож на состояние. Пассивное действие означает, что не я сам делаю, а со мной делают. В русском языке это называется страдательный залог.
В отличие от состояния, где в качестве сказуемого может быть что угодно (и две яблони, как в примере выше, и причастие), структура пассива всегда выглядит строго вот так:
Схема предложения для пассивного действия (страдательный залог)
Словами эту схему можно выразить так: есть некий исполнитель (подлежащее), который является (глагол to be) “сделанным” (3-я форма глагола, она же страдательное причастие). То есть над ним что-то сделали.
В пассиве всегда используется только 3-я форма глагола. Никаких других форм здесь быть не может!
I’m invited. – Я приглашен.
I’m criticized. – Меня критикуют.
I am attracted to you. – Меня тянет к тебе.
The pies are eaten. – Пирожки съедены.
The text is typed. – Текст набран.
The vase is broken. – Ваза разбита.
Если предложение начинается со слова меня, это сбивает с толку. Многие теряются, как вообще такие фразы переводить на английский? Но мы помним “золотое правило”, согласно которому в английском языке всегда нужно начинать с именительного падежа – кто, что. Я являюсь приглашенным. Я являюсь любимым и т.д.
Посмотрим на матрицу основных форм, которые есть в пассивном действии.
Схема для пассивного действия
Обратите внимание, схема пассива очень похожа на схему состояния, но только здесь всегда будет третья форма глагола, потому что речь идет о действии.
I’m watched every day. The sound of camera shutters is like white noise to me.
За мной следят каждый день. Звук затвора камеры для меня как белый шум.
I know I will be watched on this journey, and I do not want to give any ruler cause to be dissatisfied with me.
Я знаю, что за мной будут наблюдать в этом путешествии, и я не хочу давать поводов для недовольства мной.
I am being watched — Я есть являющийся наблюдаемым (Я являюсь являющимся наблюдаемым)
Сокращенная схема для пассивного действия
Покажем результат некий опыт. Допустим, за мной наблюдают уже на протяжении 10 лет, но я делюсь этим с вами на данный момент, я говорю о своем настоящем. Это есть факт на данный момент. Но при этом речь здесь идет о том, что было раньше в течение какого-то времени.
Мы как бы подводим некий итог – вот уже 10 лет за мной наблюдают. I have – я имею (опыт).
I have been watched for 10 years now.
За мной наблюдают уже 10 лет.
I have been watched for 10 years.
За мной наблюдали на протяжении 10 лет.
I have been asked over the years why I love baseball so much.
На протяжении многих лет меня спрашивали, почему я так люблю бейсбол.
Есть еще одно отличие пассивного действия от состояния – это уровень процесса. Например, у меня прямо сейчас берут интервью.
Строится эта форма так: глагол-помощник to be (am | is | are) + being + 3 форма глагола (страдательное причастие).
I’ll call you later, I’m being interviewed right now.
Я перезвоню, меня интервьюируют прямо сейчас.
Мы рассмотрели три основные типа предложений (речевых шаблона для общения) в порядке увеличения сложности: команды, состояние и пассивное действие. Сейчас самое время перейти к активному действию.
Активное действие (действительный залог)
Активый залог (актив) самый сложный тип предложений, потому что в нем больше всего форм. Возможно, вам будет трудно сразу разобраться. Но если вы знаете основной концепт – наш “торт английской реальности”, то все становится на свои места. Главное – понять логику.
Нам все время приходится описывать свою жизнь, свою деятельность: я что-то делаю, я живу, я хочу, я люблю, мне нравится, я работаю, я рассказываю, я кого-то слушаю – это все активное действие.
Активный залог – структура предложения
Первый слой – просто, вообще, обычный факт. Здесь ни на что особенно акцента не делается. Это самый простой базовый вариант. Но здесь есть одна особенность. В английском языке, в отличие от русского, есть понятия капельное действие (капающее, прерывистое) и текущее действие(тянущееся, непрерывное).
Сравните:
〰 Я иду (хожу) прямо сейчас (или уже 20 минут).
💧 Я хожу по вторникам и пятницам.
〰 Я бегу прямо сейчас либо (или уже 20 минут).
💧 Я бегаю (бегу) каждое утро (периодически).
Чувствуете разницу? В русском языке мы не придаем этому никакого значения – тянется действие или не тянется. А в английском это ключевой момент!
В первой строке таблицы, на уровне Вообще, речь идет о капельном действии. Оно или один раз произошло (кап!) или периодически/регулярно происходит: каждый день, раз в год (кап! кап! кап!). Здесь не идет речь о процессе. О нем речь пойдет дальше (третья строка таблицы).
На уровне Вообще для настоящего времени предложение строится по русскому типу – Я что-то делаю. И все.
I live. – Я живу.
I want. – Я хочу.
I feel. – Я чувствую.
〰 I love flowers. – Я люблю цветы.
Я их вообще люблю, а не периодически 🙂
💧 I do yoga 3 times a week. – Я занимаюсь йогой 3 раза в неделю.
Занимаюсь периодически (в “капельном” режиме).
На уровне Вообще для прошедшего времени речь идет о действии, которое произошло 2 минуты назад, 5 часов назад, на прошлой неделе – в конкретное время. Не шел, а сходил в магазин. Просто сделал и все.
Здесь мы не говорим о том, что происходило, а только о том, что произошло. Предложение строится в “русском” варианте, т.е. без глаголов-помощников. Это касается утвердительных предложений. Помощники появляются в отрицаниях и вопросах.
Делал и сделал – одинаково. Просто, вообще, факт. Просто было и все.
и так будущее простое это просто will помощничек это Воля и желание я сделаю был я хочу сделать до проявляю некую волю вылы нашем комитете быстро нулевая форма люблю любил полюблю ловлю ловлю вылов Да хочу хоть мамку вантеда или там допустим живу жил буду жить файлы файлы файлы Я пишу сообщение пишу а это MX3
Чем уровень Процесс отличается от уровня Вообще? Процесс означает, что я делаю что-то в данный момент, что-то происходит (тянется) прямо сейчас.
Запомните, если я делаю что-то прямо сейчас, это уже совершенно другой уровень английской реальности. Это не просто факт, периодически повторяющийся. Это тянущееся действие. И в английском оно всегда строится всегда именно так: исполнитель (подлежащее), затем неправильный глагол-помощник do (am/is/are) и V-ing – та самая 4-я форма глагола (она же “инговая” форма, она же причастие -ющий, -ящий).
Я бегу. → Я есть бегущий. – I am runing.
Я говорю. → Я есть говорящий. – I am talking.
Теперь поговорим о Результате. Это опыт на данный момент. Именно на сейчас. У нас в русском языке такого вообще нет. Вернее, оно есть, но мы этому не придаем такого значения.
Например, на данный момент, прямо сейчас я вам говорю: «Я всегда любила английский». Какое это время? Вы скажете, если любила, то время прошедшее. Нет! Я говорю о своем опыте на данный момент. Я имею этот опыт прямо сейчас. Он со мной всегда.
Я видела так много твоих фотографий. – I have seen so many pictures of you.
I have seen – я имею “увиденными”
Я всегда любила английский язык. – I have always* loved English.
I have loved – я имею “полюбленным”
*Always и never не любят стоять в конце. Они любят всегда стоять перед глаголом.
Эта форма очень часто встречаются в речи. Когда малыши-дошкольники начинают заниматься по мультику Пеппа Пиг, уже с первой серии встречаются все акценты (Вообще, Процесс, Результат, Долго). Но вот этот акцент – результат/опыт – встречается чаще всего. Речь просто пропитана им. Он везде.
Когда мы делимся опытом, новостью, достижением или результатом, мы всегда используем эту форму:
Я потеряла что-то
Я нашла
Я увидела
Я прочитала
Я упала и разбила
и так далее
Дети все время используют именно этот акцент – свежего результата, опыта, новости, достижения, какого-то итога.
Акцент «Долго» – это «Процесс» и «Результат» вместе.
Я разговариваю с вами уже час.
I have been talking to you for an hour.
Я имею себя “побытой” разговаривающей с вами уже час.
Я имею этот опыт (есть результат). И я продолжаю это делать (нахожусь в процессе). Получается, что у меня есть и процесс, и результат (опыт).
В настоящем времени все “паровозики” идут в первой форме. Что такое паровозики? Объясняю. В английском языке всегда самый важный глагол – первый. Он паровоз 🚂. Всё остальное это вагончики, которые прицепляются 🚃🚃🚃.
Этот первый глагол может быть как обычным глаголом, так и помощником (to be в разных формах). Все остальное (вагончики) может быть и не глаголами. Это уже не важно. Но первый глагол изменяется по времени. Он всегда отвечает за время.
Надежда Счастливая, руководитель киношколы разговорного английского языка
Очная школа находится в Москве и дистанционно работает по всему миру.
Команда киношколы помогает своим ученикам освоить разговорный английский язык, отправляет их за границу и помогает там устроиться. Все курсы киношколы построены на разборе видео: сериалов, фильмов, роликов TED.
Loading…
В украинском и русском языках нет жесткого порядка слов в предложении. Вы можете размещать части речи в произвольном порядке. Общий смысл от этого не изменится, а предложения останутся грамматически верными. Различия будут только в нюансах и акцентах.
Построение письма в английском языке отличается. Существует четкая структура, которую нельзя изменять, иначе предложение будет грамматически ошибочным. Но есть достаточно правил и нюансов, позволяющих разнообразить письменную и устную речь. Так давайте разберемся, как правильно написать предложение в английском языке.
Грамматическая основа и члены предложения
Чтобы научиться строить предложение в английском языке, нужно сначала понять схему, по которой они строятся. Выглядит она следующим образом:
Subject + Verb + Object + Place + Time.
Subject — это подлежащее. Он может быть простым или сложенным. Это основная часть предложения, она указывает на личность, явление или признак, которому приписывается определенное действие. Это действие выражено в сказуемом, который на схемах обозначен как Verb (глагол). Object — это приложение или обстоятельство, дополняющее основную часть предложения. В свою очередь Place и Time — это обстоятельства места и времени.
Объект, место и время — это второстепенные члены, которые могут дополнить предложения. Но используются они опционально.
Jane eats an apple. — Джейн ест яблоко.
В этом примере Jane — это подлежащее, eats — сказуемое, а an apple — дополнение. И менять порядок слов нельзя.
Важно! И подлежащее, и сказуемое должны быть в каждом предложении. Предложения с неполной или измененной грамматической основой могут употребляться только в специальных случаях. Например, в императивных предложениях, конструкциях there is / there are, инверсивных предложениях или в стилистических акцентах в публицистике.
Однако не стоит полностью отождествлять правила подлежащего в русском языке и субъекта в английском. В английском подлежащее может быть как одним словом, так и несколькими. И это не обязательно существительное. Вот пример:
Eating apples in a park was one of Jane’s weird habits. — Есть яблоки в парке было одной из странных привычек Джейн.
В этом примере фраза «Eating apples in a park» — это сложное подлежащее, которое начинается с герундия.
Также субъект предложения может быть достаточно длинным:
The percentage of employees who called in sick and the number of employees who left their jobs within 2 years reflect the level of job satisfaction.
Выделенная полужирным шрифтом часть — это сложное подлежащее. Оно не делится на дополнения, определения и другие члены предложения, а в грамматике воспринимается целиком.
Это один из инструментов, обогащающий язык и позволяющий делать предложения интересными и информативными.
Как правильно строить предложения в английском языке: 4 основных типа
Со структурой разобрались. Поэтому теперь рассмотрим, как строятся предложения в английском.
Всего в грамматике выделяют четыре основных типа предложений.
Простые предложения (Simple sentences)
Простые предложения имеют одну грамматическую основу: один субъект и как минимум один глагол. Научимся составлять базовые предложения на английском.
I like pizza. — Я люблю пиццу.
She and her boyfriend will come in ten minutes. — Она и ее парень придут через десять минут.
Однако «простые» — не значат «примитивные». С их помощью можно без проблем высказывать сложные мнения.
An assumption is something that is generally accepted as true and is an important consideration when conducting a doctoral study. — Предположение — это нечто, что в целом считается истинным; оно является важнейшим аспектом при проведении научного исследования.
Построить модель русского предложения достаточно сложно, там много нюансов и передать его одной грамматической основой с сохранением смыслов почти нереально. В английском структура максимально простая, несмотря на количество слов. Полужирным мы обозначили подлежащее, а два сказуемых подчеркнули.
Интересно, что is в словосочетании «something that is generally accepted as true» — это не сказуемое, а часть дополнения.
Сложносочиненные предложения (Compound sentences)
Сложные предложения — это предложения с несколькими независимыми грамматическими основами. В русском их называют сложносочиненными. Обычно грамматические основы разделяются запятыми, точками с запятыми и союзами or (или), and (и), but (но), yet (все же, но), for (ибо, потому что), nor (нет, нет, также не), so (так что, потому).
I was at home, but my sister went to a park. — Я был дома, а моя сестра пошла в парк.
Jane loves dogs, but Jack loves cats. — Джейн любит собак, а Джек — кошек.
Be yourself; everyone else is already taken. — Будь собой; все остальные уже заняты.
Все части с отдельными грамматическими основами можно поделить на обыкновенные предложения без утраты смыслов.
I was at home. My sister went to a park.
Jane loves dogs. Jack loves cats.
Be yourself. Everyone else is already taken.
Как и в русском, сложносочиненные предложения служат, чтобы разнообразить речь и формировать комплексное законченное мнение.
Сложноподчиненные предложения (Complex sentences)
Подчиненные предложения — это предложения с несколькими грамматическими основами, которые не равноправны по содержанию. Одна часть является главной, а другая — подчиненной. При этом главная часть может существовать как самостоятельная, а подрядная — нет.
Вот наиболее распространенные предлоги, которые соединяют главную и подчиненную части предложения: although (несмотря на то), because (потому что), before (перед тем), even though (даже несмотря), if (если), since (поскольку), until (пока не) и when (когда).
After they settled the argument, they became friends. — После того как они разрешили свой спор, они стали друзьями.
If I were you, I would ask her to go out. — На твоем месте я бы пригласил ее на свидание.
Если подчиненная часть идет первой, тогда перед основной ставится запятая. Если впереди главная, запятые не нужны.
They became friends after they settled the argument.
Подрядные предложения также могут быть усложнены приложениями и обстоятельствами.
After they settled the argument, they became friends: a fortunate turn of events.
Сложные предложения смешанного типа (Compound-complex sentences)
Сложные предложения смешанного типа — это предложения, в которых есть две или более независимых грамматических основ и минимум одна подчиненная.
She completed her esse, but she still needs to work on her literature survey even though she finished her literature course last semester. — Она дописала эссе, но ей нужно поработать над литературным исследованием даже несмотря на то, что она закончила курс литературы в прошлом семестре.
При этом правила грамматики и пунктуации для каждой сочинительной и подрядной части не изменяются.
Самое сложное в том, как правильно строить предложения в английском языке — правильно определить грамматические основы и их тип. В длинных примерах это бывает совсем не просто.
Составление вопросительных предложений в английском языке
Отдельно следует упомянуть о том, как строить английские вопросительные предложения. В вопросах меняется порядок слов на следующий:
Verb + Subject + Object + Place + Time
Общие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», прекрасно работают по этой схеме. Альтернативные с несколькими вариантами ответами — тоже.
Are you a student? — Ты студент?
Do you want some coffee of tea? — Ты хочешь кофе или чаю?
В специальных вопросах, требующих развернутого ответа, перед сказуемым ставится вопросительное слово, однако другие особенности структуры остаются.
What are you doing? — Что ты делаешь?
Однако один вид вопросов использует прямой порядок слов, его основная часть полностью соответствует обычному повествовательному предложению. Разделительный вопрос выглядит следующим образом:
You really like apples, don’t you? — Ты действительно любишь яблоки, не правда ли?
Несмотря на достаточно простую структуру предложений, английский язык оставляет очень много инструментов для богатой и содержательной речи. Конечно, для начинающих стоит сначала научиться составлять предложения на английском по максимально простым схемам, однако носители активно используют все имеющиеся конструкции.
Например, первое предложение произведения Джона Толкина «Властелин колец»:
«When Mr. Bilbo Baggins of Bag End announced that he would shortly be celebrating his eleventy-first birthday with a party of special magnificence, there was much talk and excitement in Hobbiton».
Первое предложение, а тут сразу смешанная структура с оборотом there was. И дальше богатство языка еще больше раскрывается с каждым последующим предложением.
В английской литературе достаточно мало простых предложений, они используются только для отдельных акцентов. И чтобы понимать все нюансы и особенности языка, нужно разобраться во всех структурах предложений и фраз. Учите грамматику английского с удовольствием в школе Speak Up. Приходите на занятия или составляйте предложения на английском онлайн на сайте speak-up.com.ua уже сейчас.
А еще обязательно читайте другие интересные статьи в нашем блоге.
Порядок слов в английском предложении — простая и наглядная схема для детей.
Порядок слов в английском предложении — это то, что вызывает больше всего трудностей и ошибок, так как далеко не всегда совпадает с русским языком. Скорее, наоборот.
Я обучаю английскому с 2006 года и знаю, как наглядно и просто рассказывать о сложных темах. В этой статье мы раз и навсегда разберемся, как строить английские предложения и даже сделаем несколько упражнений для закрепления, чтобы вы и ваш ребенок больше никогда не путались и смело составляли предложения любого типа.
Схема 1 — Порядок слов в утвердительных предложениях
Давайте сразу представим себе предложение в виде поезда.
Самый первый и главный в поезде — локомотив — тот вагон, который приводит поезд в движение. Без него никуда. То же самое в английском предложении.
На первом месте — подлежащее (кто?что?).
На втором месте — сказуемое (что делает?).
Если ничего не делает, то чем является (наш любимый глагол to be здесь уместен как никогда).
Это правило действует всегда, за очень редким исключением. Даже если это предложение типа:
Темно. — It is dark.
Вижу пещеру. — I see a cave.
Там летучие мыши. — There are bats.
Мне очень страшно. — I am so scared!
Нужно выбираться отсюда. — I need to get out of here.
После того, как мы нашли действующее лицо и указали, что оно делает, играем в игру “Что? Где? Когда?” — так называются наши следующие вагончики. Именно в таком порядке мы располагаем информацию.
Например,
We learn English at school on Tuesdays.
(Кто?) (Что делаем?) (что?) (где?) (когда?)
Мы учим английский в школе по вторникам.
My brother is watching TV in his room now.
(Кто?) (Что делает?) (что?) (где?) (когда?)
Мой брат смотрит телевизор в своей комнате сейчас.
Давайте проверим, насколько вы поняли это правило. Составьте предложение
Чаще всего проблемы с правильным построением предложений на английском языке возникают, когда мы пытаемся перевести дословно с русского на английский. В английском своя логика построения предложений, и переводной метод изучения языка давно себя изжил как неэффективный. Старайтесь больше читать и слушать носителей языка, чтобы начать понимать ход их мысли и высказываний и интуитивно выстраивать правильный порядок слов в английском предложении.
Вот лишь несколько ловушек, в которые можно попасть, пытаясь перевести слово в слово:
- Когда мы не знаем, кто действующее лицо, или это не важно, нужно добавлять местоимения It, They, You или That
Становится холодно. — It is getting cold.
Дом построили два года назад. — They built the house 2 years ago.
Здесь можно фотографировать. — You can take photos here.
Странно. — That’s weird.
2. Особое место в путанице при дословном переводе с русского на английский занимает глагол have (иметь). О формах и значениях этого глагола читайте подробнее в этой статье
В русском мы чаще всего говорим “У меня есть… (планшет)”, “У Миши есть велосипед”. На английском, по правилу, действующее лицо (кто?что?) — Я, Миша — что делает? — имеет:
I have a tablet. — У меня есть планшет.
Misha has a bike. — У Миши есть велосипед.
We have English today. — У нас сегодня английский.
3. Структуру There is/are нужно обязательно добавлять в предложениях типа:
В городе 5 парков. — There are 5 parks in the city.
На окне муха! — There is a fly on the window!
Под кроватью много носков. — There are lots of socks under the bed.
На небе тучи! — There are dark clouds in the sky!
То есть когда мы говорим, что где-то (в каком-то месте) что-то есть.
При этом структура таких предложений выглядит так:
There is/are + кто?что? + где?
There are five sweets in the box. — В коробке пять конфет.
There is a coffee table in front of the sofa.- Перед диваном есть столик.
4. Погода. В английском языке само слово “погода” всегда присутствует в предложении, чаще всего его заменяет местоимение It. —
Солнечно. — It is sunny. (Она (погода) солнечная)
Идет дождь. — It is raining.(Она дождливая)
Дует ветер. — It is windy.(Она ветреная).
Идет снег. — It is snowy. (Она снежная).
Заметьте, глагол to be есть во всех этих предложениях. Он тоже никак не переводится, но про него ни в коем случае нельзя забывать. Схема “подлежащее — сказуемое” практически никогда не нарушается.
5. В предложениях с повелительным наклонением подлежащее может отсутствовать:
Open the door! — Открой дверь!
Put on your hat! — Надень шапку!
Turn on your microphone! — Включи микрофон!
Схема 2 — Порядок слов и место для NOT в отрицательных предложениях
В отрицательных предложениях обычно появляется NOT, или сокращенно N’T (не)
Ставим мы эту частицу всегда после вспомогательного глагола (который не переводится в предложении и не несет никакую смысловую нагрузку) или после модального глагола:
Вспомогательные глаголы и их формы:
be (am/is/are/was/were)
have/has/had
do/does/did
Модальные глаголы:
can
must
will
should
Если в утвердительном предложении нет вспомогательного глагола, то образуя отрицание, нам обязательно нужно его добавить. Чаще всего добавляем do/does/did. В остальных случаях и временах вспомогательный глагол уже есть, например:
She is playing tennis now. — She is not playing tennis now. (вспомогательный глагол — is)
He has eaten the cake. — He has not eaten the cake. (вспомогательный глагол — has)
I watch films with my friends on Saturdays. — I don’t watch films with my friends on Saturdays. (добавили вспомогательный глагол do, которого не было в предложении)
They went to the dentist yesterday. — They didn’t go to the dentist yesterday. (опять добавили вспомогательный глагол did)
Мы не можем поставить not к глаголу просто так. Ищем вспомогательный или модальный глагол, а если его нет, добавляем do в соответствующей форме.
Если мы составляем предложение с наречием never (никогда), то not уже не ставим. В английском предложении, в отличие от русского, отрицание не может быть двойным.
I never wear socks. — Я никогда не ношу носки.
I have never been to China. — Я никогда не был в Китае.
Схема 3 — “Непорядок слов” в вопросах
Есть ощущение, что в английском языке вспомогательные глаголы каким-то образом захватили власть в свои руки.
Мало того, что без них нельзя сделать предложение отрицательным,
в вопросах они вообще встают на первое место. И это закон, который тоже работает практически всегда.
Перед ними может стоять только вопросительное слово. Оно в вопросе, естественно, самое главное.
Если в предложении есть вспомогательный или модальный глагол, мы его в вопросе ставим перед подлежащим.
She is hungry. — Is she hungry?
They can swim. — Can they swim?
The kids are playing in the garden. — Are the kids playing in the garden?
Grandma has baked a cake. — Has Grandma baked a cake?
The hamster was under the sofa. — Was the hamster under the sofa?
Если вспомогательного глагола нет, его обязательно нужно добавить. Как правило, это будет do/does/did в зависимости от времени.
I have eggs for breakfast. — Do you have eggs for breakfast?
Mum plays the piano. — Does Mum play the piano?
Dad went shopping last weekend. — Did Dad go shopping last weekend?
Важно не путать смысловой do/does (делать, заниматься) с вспомогательным (который никак не переводится).
My brother does karate on Fridays. — Does your brother do karate on Fridays?
We do homework in the evenings. — Do you do homework in the evening?
Mum did yoga last Saturday. — Did Mum do yoga last Saturday?
Единственное исключение, когда в вопросе порядок слов прямой, — это вопрос к подлежащему. В этом случае мы подлежащее просто заменяем вопросительным словом Who? (Кто?) или What (Что?)
The teacher is singing a song. — Who is singing a song?
Nina invited you to a party. — Who invited you to a party?
My uncle will meet you at the station — Who will meet you at the station?
The train is making noise. — What is making noise?
Вводные слова и наречия — куда ставить?
Порядок слов в английском предложении включает использование вводных слов и наречий. Как правило, вводные слова стоят в начале предложения.
Например,
First, I walked to the bus stop. — Сначала я дошел до автобусной остановки.
Then, I got on a bus. — Затем я сел в автобус.
Finally, I arrived at school. — Наконец, я приехал в школу.
Fortunately, I wasn’t late. — К счастью, я не опоздал.
Suddenly, the teacher came in. — Вдруг зашел учитель.
Наречия частотности — always (всегда), usually (обычно), often (часто), sometimes (иногда), rarely (редко), never (никогда), как правило, ставятся перед смысловым глаголом или после вспомогательного.
She is always cold! — Ей всегда холодно!
My friend usually goes to school by bike. — Мой друг обычно ездит в школу на велосипеде.
We sometimes play boardgames with my family. — Мы иногда играем с семьей в настольные игры.
He rarely goes outside. — Он редко выходит на улицу.
Tina never listens to rock music. — Тина никогда не слушает рок музыку.
Остальные наречия, отвечающие на вопросы “Как? Где? Когда?” стоят, как правило, в конце предложения именно в этом порядке.
She sang very well at the concert last night. — Она пела (как?) очень хорошо (где?) на концерте (когда?) вчера вечером.
The children were playing quietly in the garden. — Дети играли (как?) тихо (где?) в саду.
Слово “тоже” может выражаться как минимум двумя наречиями — also и too.
При этом also ставится перед сказуемым, а too — в конце предложения и отделяется запятой.
I can dance and I can also sing. — Я умею танцевать и петь тоже.
I can dance and I can sing, too. — Я умею танцевать и петь тоже.
Схема 4 — Порядок прилагательных в английском предложении
Прилагательные описывают человека, явление или предмет.
В английском языке есть определенные правила, как разного вида прилагательные должны стоять друг за другом.
Вот наглядная схема с примером:
Как видно из таблицы, сначала мы выражаем субъективное мнение, потом указываем факты — размер, возраст, форму, цвет, происхождение и материал. Конечно, сразу все характеристики обычно не называют, но даже 2 или 3 прилагательных должны идти именно в такой последовательности.
a famous English writer — известный английский писатель
(мнение) (происхождение)
a big red rubber ball — большой красный резиновый мяч
(размер) (цвет) (материал)
В этой статье мы разложили по полочкам все важные правила порядка слов в английском предложении. Стало намного понятнее. Но этого недостаточно, чтобы завтра строить все предложения правильно и не сделать ни одной ошибки.
Мы изучили теорию, и чтобы усвоить, ее обязательно нужно закреплять на практике.
Порядок слов в английском предложении становится понятнее при погружении в язык. Чтобы каждый раз долго не думать над предложением, старайтесь как можно больше слушать английскую речь и запоминать целые фразы или выражения. Так вы со временем наработаете солидный запас таких словосочетаний и будете звучать, как носитель, при этом не задумываясь над порядком слов. Фильмы, книги, мультфильмы, интересные видео на английском языке желательно смотреть регулярно. Старайтесь найти что-то по своим увлечениям и целям. Это добавит мотивации и смысла.
Если самостоятельно сложно заниматься, нет системы и практики общения, приглашаю к нам в онлайн школу английского языка для детей 8-17 лет English T.
Построение разных видов предложений можно закрепить на нашем уникальном курсе по базовой грамматике Grammar Monsters. Получите 5 видео-уроков из этого курса в подарок.
Если вам нужно больше практики общения, тогда лучше всего подойдет формат мини-группы с преподавателем.
Мы влюбляем в английский с первого урока и выводим на новый уровень за 90 часов. Кроме того, в нашей онлайн школе есть международный разговорный клуб, где мы собираем ребят из более 5 стран мира и обсуждаем разные темы на английском языке.
Записывайтесь на пробный урок по ссылке
5-7 лет
8-9 лет
10-12 лет
13-17 лет
Или получите подарок — 5 настольных игр по базовым темам английского языка.
Успехов в изучении английского!