Как составить предписание по итогам проверки

Утверждаю

Руководитель

Федерального казначейства

Р.Е.АРТЮХИН

10 декабря 2019 года

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕДПИСАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ,

СОСТАВЛЯЕМЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНУТРЕННЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ

ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ

I. Общие положения

1.1. Рекомендации по составлению и оформлению предписаний и представлений, составляемых по результатам осуществления контрольных мероприятий по внутреннему государственному финансовому контролю (далее — Рекомендации), разработаны в целях обеспечения единообразного подхода и повышения качества подготовки процессуальных документов по результатам контрольных мероприятий, а также недопущения нарушений при их составлении и оформлении.

1.2. Настоящие Рекомендации распространяются на составление и оформление представлений и предписаний, направляемых Федеральным казначейством и его территориальными органами по результатам контрольных мероприятий, осуществленных в рамках исполнения полномочий, установленных статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) < 1 > .

< 1 > С 01.01.2020 к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесен контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Методические рекомендации по составлению представлений и предписаний, направляемых Федеральным казначейством и его территориальными органами по результатам осуществления контроля в сфере закупок, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, будут доведены дополнительно.

1.3. Настоящие Рекомендации направлены на оказание практической помощи должностным лицам структурных подразделений Федерального казначейства и его территориальных органов, осуществляющих полномочия и функции по контролю в финансово-бюджетной сфере.

1.4. Настоящие Рекомендации подлежат применению с учетом приказа Федерального казначейства от 28 мая 2019 г. N 17н «Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере».

1.5. Термины, используемые в настоящих Рекомендациях, имеют то же значение, что и в БК РФ, Правилах осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092 (далее — Правила N 1092), иных нормативных правовых актах Российской Федерации, регламентирующих осуществление контроля в финансово-бюджетной сфере, правовых актах Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, регламентирующих осуществление контроля в финансово-бюджетной сфере.

II. Общие требования к составлению и оформлению

предписаний и представлений

2.1. Предписания, представления оформляются в соответствии с требованиями пунктов 2, 3 статьи 270.2 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ).

До издания федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля предписания и представления составляются и направляются объектам контроля в соответствии с порядком, установленным Правилами N 1092, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 2014 г. N 18н (далее — Административный регламент N 18н), а также правовыми актами Федерального казначейства, регламентирующими осуществление контроля в финансово-бюджетной сфере.

Положения Правил N 1092 и Административного регламента N 18н применяются в части, не противоречащей положениям БК РФ.

2.2. Представление согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ является документом органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемым объекту контроля и содержащим информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:

1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

2.3. Исходя из положений пункта 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предписание оформляется в целях возмещения ущерба, причиненного публично-правовому образованию в связи с бюджетными нарушениями, выявленными органами внутреннего (муниципального) государственного финансового контроля, при наличии возможности определения суммы ущерба и только в случае невозможности устранения такого нарушения или если такое нарушение не устранено в срок, установленный в представлении.

Таким образом, предписание может быть направлено только по фактам причинения в связи с совершением и неустранением (невозможностью устранения) бюджетного нарушения ущерба публично-правовому образованию и при возможности определения суммы такого ущерба.

В случае невозможности определения суммы ущерба, причиненного публично-правовому образованию в связи с бюджетными нарушениями, выявленными органами внутреннего (муниципального) государственного финансового контроля, предписание объекту контроля не направляется.

При этом в случае если бюджетное нарушение является неустранимым, предписание при наличии возможности определения суммы ущерба, причиненного публично-правовому образованию в связи с бюджетными нарушениями, направляется объекту контроля одновременно с представлением, содержащим требования о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения.

В целях исполнения положений БК РФ до издания федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля рекомендуется в случаях неустранения объектом контроля бюджетного нарушения, указанного в представлении, обеспечить направление предписания в срок не более 7 календарных дней после дня окончания срока исполнения такого представления.

2.4. При реализации результатов контрольного мероприятия предписание (не по факту неисполнения представления) направляется только в случае невозможности устранения бюджетного нарушения, повлекшего причинение ущерба публично-правовому образованию, сумму которого возможно определить, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 270.2 БК РФ.

Одновременно в таком случае может быть направлено представление с требованием о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения.

2.5. Предписания и представления составляются по формам и с соблюдением требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, установленных приказом Федерального казначейства от 28 мая 2019 г. N 17н «Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере».

2.6. Предписания и представления оформляются в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства от 3 ноября 2010 г. N 287 (Инструкции по делопроизводству в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства от 27 мая 2011 г. N 206).

В предписаниях и представлениях не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями должностного лица Федерального казначейства (его территориального органа), подписавшего указанные документы.

2.7. В предписаниях и представлениях рекомендуется указывать идентификатор контрольного мероприятия, по результатам которого составляется предписание, представление, в соответствии с требованиями приказа Федерального казначейства от 31 января 2017 г. N 15 «Об утверждении Правил присвоения идентификаторов контрольных мероприятий Федерального казначейства и его территориальных органов в финансово-бюджетной сфере». Идентификатор контрольного мероприятия рекомендуется указывать после темы контрольного мероприятия.

III. Указание в представлениях и предписаниях информации

о бюджетных нарушениях, выявленных по результатам

контрольных мероприятий

3.1. При указании в предписаниях и представлениях информации о бюджетных нарушениях, выявленных по результатам контрольных мероприятий, должностным лицам Федерального казначейства и его территориальных органов необходимо исходить из следующего:

— при описании бюджетных нарушений обязательно указание ссылок на нарушенные положения законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов и иных документов, соблюдение которых проверяется в соответствии со статьей 269.2 БК РФ (с обязательным указанием их структурных единиц < 2 > );

< 2 > Указание на статьи, части, пункты, подпункты, абзацы документа, позволяющее однозначно идентифицировать положение документа.

— отражаемая в представлениях и предписаниях информация должна соответствовать решениям, принятым руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) по результатам рассмотрения актов и иных материалов контрольного мероприятия.

3.2. Описание бюджетных нарушений в предписаниях, представлениях начинается со слов «В нарушение», далее указываются законодательные акты Российской Федерации и (или) нормативные правовые акты, правовые акты, иные документы, являющиеся правовым основанием предоставления и использования (расходования) средств (в том числе договора, соглашения) (их структурные единицы), положения которых были нарушены (не соблюдены) объектом контроля при осуществлении возложенных на него полномочий (обязанностей).

3.3. При необходимости, в целях полного и всестороннего описания бюджетных нарушений (действий (бездействия) объекта контроля) в представлениях и предписаниях могут указываться положения законодательных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов, правовых актов, соглашений, договоров, регламентирующие соответствующую сферу деятельности объекта контроля и (или) обуславливающие осуществление расходования средств, а также закрепляющие ограничения (обязательства, порядок, сроки), возникающие при использовании (расходовании, направлении) средств.

3.4. При описании бюджетного нарушения рекомендуется руководствоваться следующим:

— описание нарушения должно быть лаконичным и позволять однозначно идентифицировать документы, подтверждающие факт нарушения, и действия (бездействие) объекта контроля, повлекшие нарушение;

— сумма денежных средств, которая была предоставлена, использована (израсходована) с нарушением или в связи с действиями (бездействием) объекта контроля израсходована сверх необходимости (утрачена), указывается в рублях с точностью до копеек;

— в случае если нарушение не выражается в денежной форме, сумма нарушения не указывается;

— суммовые показатели нарушения, выраженные в иностранной валюте, приводятся в представлениях, предписаниях в такой иностранной валюте и в рублях в сумме, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения объектом контроля соответствующих операций или совершения нарушения;

— в случае необходимости указания в тексте представления, предписания дат, они указываются в формате «ДД.ММ.ГГГГ», в случае невозможности указания (определения) конкретного дня совершения нарушения или в случае если нарушение является длящимся, указывается период его совершения в формате «месяц 20__ года», «20__ год» или «с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ»;

— не допускается указание при описании нарушений ссылок на акты и иные материалы контрольных мероприятий, составленные иными контрольно-надзорными органами, подразделениями объекта контроля или вышестоящих по отношению к нему организаций, осуществляющих контроль в отношении объекта контроля Федерального казначейства (его территориального органа) в финансово-бюджетной сфере.

3.5. Пример описания бюджетного нарушения:

«В нарушение пункта __ статьи ____ Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта __ Правил предоставления субсидии _________, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ______ N ____, пункта __ Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету __________________ объектом контроля < 3 > использованы (израсходованы) средства в сумме/размере ______ рублей _____ копеек, источником финансового обеспечения которых является субсидия (субвенция) из федерального бюджета, предоставленная на ___________, на цели, не соответствующие целям их предоставления, а именно оплачены работы по текущему ремонту помещений, финансирование которых в соответствии с разделом ____ Государственной программы _________________, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

< 3 > Указывается наименование объекта контроля.».

3.6. В соответствии с пунктом 5 статьи 270.2 БК РФ в представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля не указывается информация о бюджетных нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии их устранения.

В иных случаях, а также в случаях устранения бюджетного нарушения объектом контроля после начала соответствующего контрольного мероприятия, в том числе в связи с действиями проверочной (ревизионной) группы, в представление включается информация о выявлении такого нарушения с требованием о принятии мер по устранению причин и условий его совершения.

IV. Оформление требований, включаемых в предписания

и представления

4.1. Требования, включаемые в предписания и представления, должны формироваться исходя из положений пунктов 2, 3 статьи 270.2 БК РФ, а также иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, обуславливающих предоставление (использование) бюджетных средств.

4.2. Требования, включаемые в предписания и представления, должны соответствовать полномочиям Федерального казначейства, быть законны, исполнимы и не должны противоречить нормативно установленным порядку и ограничениям (в том числе, порядкам предоставления (расходования) средств межбюджетных трансфертов, утверждаемым Правительством Российской Федерации, соглашениям (договорам) о предоставлении средств и иным документам, устанавливающим порядок предоставления (использования) бюджетных средств, и ограничения при их предоставлении (использовании)).

В предписаниях и представлениях не допускается указывать требования о привлечении должностных лиц объекта контроля к дисциплинарной и (или) финансовой ответственности (например, выговор, снижение размера материального стимулирования).

4.3. При включении в представления требований, направленных на устранение бюджетных нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, рекомендуется учитывать следующее:

— необходимо указывать непосредственные действия, которые необходимо совершить объекту контроля для устранения бюджетных нарушений или возмещения (возврата) средств, израсходованных с нарушением;

— действия, предписываемые объекту контроля, должны соответствовать установленному нормативному порядку, положениям законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации;

— в случае включения в представление требований к совершению объектом контроля действий, направленных на осуществление операций с денежными средствами, должна указываться соответствующая денежная сумма в рублях с точностью до копеек;

— необходимо учитывать возможность исполнения объектом контроля требуемых действий, в том числе возникновение обстоятельств, не зависящих напрямую от объекта контроля, например, обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) (например, природные и техногенные катастрофы, введение режима чрезвычайной ситуации или режима контртеррористической операции);

— необходимо учитывать возможность самостоятельного выполнения объектом контроля требуемых действий, в том числе необходимость их согласования или взаимодействия с вышестоящими и иными организациями (учреждениями) (например, наличие необходимости согласования изменений сметы казенного учреждения распорядителем бюджетных средств);

— по каждому бюджетному нарушению, содержащемуся в представлении, рекомендуется предписывать соответствующее требование по его устранению. Допускается указание единого требования, направленного на устранение группы однородных (аналогичных) нарушений.

4.4. В представлении по каждому из указываемых в нем бюджетных нарушений должно быть сформулировано требование о принятии мер по устранению причин и условий совершения такого нарушения.

При этом требование о принятии мер по устранению причин и условий совершения бюджетных нарушений возможно распространять на все указываемые в представлении нарушения.

4.5. При подготовке предписания с требованием о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию необходимо учитывать, что предписание может быть направлено только в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения и при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате такого нарушения.

При этом необходимо исходить из того, что ущерб может характеризоваться наличием материальных потерь в виде непредвиденных расходов, утраты имущества и денежных средств.

Вместе с тем, сам по себе факт совершения объектом контроля бюджетного нарушения не свидетельствует о наличии ущерба публично-правовому образованию. Для его подтверждения необходимо установление связи между совершением бюджетного нарушения и причинением ущерба публично-правовому образованию.

В случае указания в предписании требования о возмещении причиненного бюджетными нарушениями ущерба публично-правовому образованию необходимо также указывать в требовании:

— размер (сумму) ущерба публично-правовому образованию, подлежащего возмещению;

— соответствующий счет, на который должны быть перечислены данные средства, с указанием кода главного администратора доходов федерального бюджета и соответствующей текстовой информации для заполнения поля «Назначение платежа».

Также при установлении в предписании требований о возмещении ущерба Российской Федерации необходимо учитывать положения пункта 5 статьи 41 и статьи 161 БК РФ, которыми установлено, что органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами и казенные учреждения доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности перечисляют в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. В этой связи участники бюджетного процесса не могут за счет указанных средств осуществлять возмещение незаконно израсходованных средств.

Кроме того, при установлении требований о возмещении причиненного бюджетными нарушениями ущерба публично-правовому образованию необходимо учитывать нормативно установленные ограничения возможностей такого возмещения, например, в соответствии с частью 8 статьи 26 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» средства бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

При этом необходимо отметить, что в случае невозможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию следует рассмотреть вопрос о привлечении соответствующих лиц объекта контроля к административной ответственности, а также в установленном порядке проинформировать вышестоящие организации объекта контроля и органы прокуратуры Российской Федерации о неисполнении представления.

4.6. В случаях установления в представлениях и предписаниях требований о возврате средств в доход федерального бюджета необходимо руководствоваться письмом Федерального казначейства от 29 декабря 2017 г. N 07-04-05/02-1047.

4.7. При указании срока исполнения предписания, представления необходимо учитывать реалистичность исполнения в установленные сроки объектом контроля требований, включенных в указанные документы, с учетом положений нормативных правовых (правовых) актов, устанавливающих порядок исполнения действий, предписываемых объекту контроля.

4.8. Срок исполнения предписания и представления в целях обеспечения контроля за их исполнением и возможности привлечения должностных лиц объектов контроля к административной ответственности, предусмотренной частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае их неисполнения целесообразно указывать в целом по всем бюджетным нарушениям.

4.9. Срок информирования о результатах исполнения предписания, представления целесообразно указывать исходя из необходимости обеспечения уполномоченным должностным лицом Федерального казначейства (его территориального органа) контроля за их исполнением и с учетом возможности применения к объекту контроля и (или) его должностным лицам ответственности за неисполнение предписания, представления, установленной законодательством Российской Федерации, а также, в случае направления представления — с учетом возникновения необходимости направления предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

V. Рекомендации по включению отдельных групп (видов)

бюджетных нарушений, а также требований по устранению

бюджетных нарушений, устранению причин и условий

бюджетных нарушений в представления

5.1. При рассмотрении вопроса об указании бюджетных нарушений, выразившихся в нецелевом использовании бюджетных средств, средств, источником которых являются средства федерального бюджета, рекомендуется учитывать следующее:

— в случае наличия установленного нормативного порядка возмещения средств бюджета, использованных не по целевому назначению, требования должны формироваться с учетом положений такого порядка (например, Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1134);

— положениями статьи 306.4 БК РФ предусмотрено применение соответствующей бюджетной меры принуждения за нецелевое использование средств, в том числе бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

5.2. При описании бюджетных нарушений, выразившихся в нецелевом использовании бюджетных средств, средств, источником которых являются средства федерального бюджета, необходимо указывать:

— целевое назначение бюджетных средств, определенное законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств;

— цели, на которые фактически были направлены бюджетные средства;

— сумму бюджетных средств, направленную на цели, не соответствующие целям, определенным документами, являющимися правовыми основаниями получения средств;

— действия (бездействия) объекта контроля, повлекшие использование бюджетных средств не по целевому назначению.

При этом данные факты и обстоятельства должны указываться со ссылками на соответствующие нормативные правовые (правовые) акты, соглашения (договоры) и иные документы, их подтверждающие, а также при необходимости со ссылками на объяснения должностных лиц объекта контроля.

5.3. При описании бюджетных нарушений, выразившихся в неэффективном (нерезультативном) использовании бюджетных средств, средств, источником которых являются средства федерального бюджета, необходимо указывать:

— положения нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих полномочия и обязанности объекта контроля по эффективному (результативному, экономному) использованию предоставленных ему средств;

— положения нормативных правовых актов Российской Федерации, соглашений (договоров) о предоставлении бюджетных средств, устанавливающих критерии оценки эффективности (результативности, экономности) использования бюджетных средств, показатели эффективности (результативности, экономности) (соответствующий результат), которые должны быть достигнуты при использовании (расходовании) средств;

— результат, который объект контроля должен был достигнуть при использовании средств;

— объем средств, определенный для достижения результатов, установленных при их предоставлении;

— фактический результат, достигнутый объектом контроля при использовании средств;

— объем фактически израсходованных средств;

— обстоятельства (причины), в связи с наступлением которых объектом контроля заданный результат не был достигнут, или для его достижения был израсходован объем бюджетных средств сверх запланированного (определенного).

При этом перечисленные факты и обстоятельства при описании и оценке действий объекта контроля следует указывать со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты, соглашения (договоры) и другие документы, их подтверждающие, а также на объяснения должностных лиц объекта контроля, полученные в установленном порядке.

5.4. В случае если за бюджетное нарушение, выявленное в рамках контрольного мероприятия, главами 29, 30 БК РФ предусматривается применение бюджетных мер принуждения, необходимо исходить из того, что в соответствии с пунктом 5 статьи 306.2 БК РФ уведомление о применении бюджетной меры принуждения направляется в случае неустранения бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 БК РФ, указанного в представлении, в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня окончания срока исполнения представления.

В этой связи в случае выявления бюджетных нарушений, за совершение которых главой 30 БК РФ предусматривается применение бюджетной меры принуждения, они включаются в представления с требованиями по их устранению.

Требования по устранению бюджетных нарушений в рассматриваемом случае формируются исходя из положений нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление и расходование средств, источником которых являются средства федерального бюджета.

Формирование предписания об устранении нарушений происходит в результате прохождения предприятием или организацией какой-либо проверки. При этом контролю могут быть подвергнуты как государственные учреждения, так и частные компании.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк предписания об устранении нарушений .docСкачать образец предписания об устранении нарушений .doc

Какие предприятия чаще всего проверяются

По закону, различного рода проверки могут производиться в отношении практически любых предприятий, зарегистрированных в РФ. Но чаще всего они бывают:

  • в компаниях, занимающихся торговлей продуктами питания, фармацевтическими препаратами;
  • на различного рода производствах;
  • в образовательных и медицинских учреждениях.

Проверки бывают:

  • выездные (т.е. проводятся непосредственно по адресу, по которому зарегистрирована компания);
  • удаленные (производятся работниками надзорных органов на своих рабочих местах).

Периодичность проверок

Периодичность тех или иных мероприятий по контролю за деятельностью организаций регулируется законодательством и в разных случаях может быть различна (от ежемесячных, ежеквартальных проверок до проверок с трехлетним перерывом).

Кроме того, проверки делятся на:

  • плановые – это те, о которых сотрудники организации уведомляются заранее;
  • внеочередные.

Вторые, как правило, проводятся либо вследствие полученных жалоб, либо для того, чтобы проверяющие сотрудники могли удостовериться в том, что ранее выявленные нарушения были устранены.

Особенность внеплановых проверок в том, что они могут осуществляться один раз, и только по истечении срока, данного на исправление недочетов или тогда, когда вынесенное ранее предписание не было обжаловано в установленном порядке.

Какие бывают проверки и для чего они нужны

Проверки могут касаться чего угодно:

  • соблюдения норм безопасности (пожарной, экологической и т.д.);
  • организации работы производственных линий (в т.ч. правил эксплуатации оборудования);
  • оценки качества продукции, условий ее изготовления и хранения;
  • ведения документации;
  • соответствия деятельности предприятия требованиям, установленным в законодательстве РФ и т.п.

Для того, чтобы удостовериться в том, что проверяемые объекты отвечают нормам закона, представители контролирующих структур могут:

  • проводить визуальный осмотр;
  • проводить практические испытания;
  • брать пробы образцов продукции;
  • делать различные экспертизы, исследования и пр.;
  • затребовать письменные объяснения по поводу погрешностей и изъянов.

Все проверки нацелены на то, чтобы обезопасить деятельность предприятий и организаций, снизить их негативное воздействие на окружающую среду, сократить всевозможные риски для работников компаний и потребителей продукции.

Что такое «Предписание»

Под термином «Предписание» скрывается документ, имеющий распорядительный характер. Предписание не является самостоятельным документом, а служит приложением к акту проверки. В нем указывается требование проверяющего должностного лица, адресованное руководству организации и ответственным работникам, об устранении выявленных в ходе проверочных мероприятий нарушений.

Роль документа

Задача предписания вполне очевидна: в малейших деталях фиксируя все нарушения, этот документ становится основанием для их устранения.

Кроме того, имея на руках ранее выставленное предписание, работники надзорных служб в дальнейшем имеют возможность проверить, устранены ли найденные недостатки и если да, то в какой степени.

Сроки устранения нарушений

В законе РФ не прописано то, в течение какого именно периода должны устраняться те или иные промахи.

Каждая контролирующая инстанция определяет эти сроки в индивидуальном порядке, исходя из серьезности нарушения.

Конечные даты обычно указываются в предписании.

Можно ли обжаловать документ

Любое предписание можно обжаловать. Как правило, для этого дается десять рабочих дней (но точные временные рамки в каждом случае лучше узнавать отдельно).

Обжалование должно подаваться только в ту инстанцию, которая проводила проверку, и только в письменном виде.

При этом следует помнить о том, что подача возражения на предписание не останавливает его действия, поэтому писать и отправлять его лучше сразу же после получения замечаний.

Если дело в оспаривании предписания дойдет до суда, необходимо не только иметь на руках оригинал документа, но и полное представление о законодательной базе, на основе которой будут отстаиваться интересы организации.

Что будет, если не исполнить предписание

За неисполнение письменного предписания со стороны контролирующих структур могут последовать различные административные санкции, в том числе наложение штрафа на предприятие и его руководство (от нескольких сотен рублей до десятков тысяч) и даже приостановка деятельности компании.

Администрация организации может наказать виновников нарушений, вынеся им дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора и даже увольнения.

Содержание предписания

Предписание, как тип документа, не имеет единой формы. Различные ведомства и учреждения разрабатывают собственные, индивидуальные его бланки. Однако при этом есть сведения, которые содержатся в любом таком документе:

  • информация о контролирующем органе и лице, непосредственно осуществившем контрольные мероприятия;
  • дате, месте проведения проверки и компании, которая ей подверглась;
  • указываются вид и форма проверки, а также даются ссылки на законы и подзаконные акты, на основании которых действуют проверяющие.

Основная часть предписания может быть оформлена как списком, так и в виде таблицы. Здесь подробно указываются:

  • все недочеты, ошибки и нарушения, обнаруженные контролирующими лицами;
  • сроки по их устранению;
  • даются рекомендации (в некоторых случаях).

Предписание всегда подписывается представителем надзорного органа, осуществившим проверку, а также сотрудником организации, который при этом присутствовал.

Пишется документ в двух экземплярах, один из которых передается сотруднику предприятия, а второй отправляется в контролирующую структуру.

Предписание об устранении нарушений

1. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

3. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

4. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

7. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

10. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).

(в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

12. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По результатам проверки или иного контрольного (надзорного) мероприятия инспекторы часто выдают в соответствии с Законом № 248-ФЗ предписание об устранении нарушений обязательных требований, которые они выявили по результатам контроля, надзора. Рассказываем, что это за документ и как на него реагировать.

Предписание как итог проверки

Согласно ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», который вступил в силу с 1 июля 2021 года, предписание об устранении выявленных нарушений – это одно из решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Подробнее об этом см. «Виды решений по проверкам в рамках контроля и надзора с 2021 года».

Такое предписание инспекторы обязаны вынести, если выявили при проведении контрольного или надзорного мероприятия нарушения контролируемым лицом обязательных требований.

СПРАВКА

Обязательные требования – это содержащихся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых происходит в рамках госконтроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ»).

Предписание выдают после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия.

Также см. «Как оформляются результаты проверки, иного мероприятия контроля/надзора с 2021 года: акт».

Кроме того, выдать предписание об устранении выявленных нарушений инспекторы могут в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), хотя формально это и не контрольное/надзорное мероприятие (ч. 3 ст. 74 Закона № 248-ФЗ). Но такая возможность должна быть предусмотрена в федеральном/региональном законе о виде контроля.

Причём при таком наблюдении предписание выдают не только по факту нарушения обязательных требований, но и:

  • если они готовятся;
  • есть их признаки;
  • когда выявлены факты причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или угрозы этого.

Содержание предписания и сроки его выполнения

В предписании обязательно указывают:

  • разумные сроки устранения нарушений обязательных требований;
  • и/или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

Отсрочка выполнения предписания

В силу ст. 93 Закона № 248-ФЗ уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа может отсрочить выполнение предписания на срок до 1 года, о чем принимает соответствующее решение.

Основание для такой отсрочки ‒ наличие обстоятельств, из-за которых его исполнение невозможно в установленные сроки.

Форма предписания

Каждое министерство или ведомство утверждает приказом или распоряжением свой образец предписания об устранении нарушений обязательных требований с учётом видов контроля или надзора, которые оно курирует.

По общему правилу предписание выносят в электронной форме. Но установлен переходный период, по которому до 31 декабря 2023 года инспекторы могут составлять и подписывать его на бумажном носителе. Но иное может быть установлено Правительством РФ или положением о виде контроля, надзора (ч. 9.1 ст. 98 Закона № 248-ФЗ).

Повторная выдача предписания

Если решение по итогам проверки не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, инспекторы вновь выдадут предписание с указанием новых сроков его исполнения.

Далее возможен их выход в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.

Ограничения в отношении предписаний

В силу п. 9 ст. 37 Закона № 248-ФЗ инспектор не вправе выдавать контролируемым лицам предписания или предложения о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и действий.

В целях соблюдения охраняемой законом тайны выданные по итогам контрольных (надзорных) мероприятий предписания контрольный (надзорный) орган не предоставляет по запросам третьих лиц, если (ч. 5 ст. 12 Закона № 248-ФЗ):

  • не было выявлено нарушений обязательных требований;
  • или не затронуты права обратившегося с запросом лица.

Закон № 248-ФЗ допускает, что некоторые виды контроля (надзора) или отдельные соответствующие полномочия могут осуществлять государственные или муниципальные учреждения. Но их инспекторы по общему правилу не вправе выдавать предписания. Хотя иное может быть установлено федеральными законами о видах контроля, региональными законами.

Инспекторы не могут выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований гражданам и организациям при проведении:

  • профилактического визита (ч. 8 ст. 52 Закона № 248-ФЗ);
  • выездного обследования (ч. 5 ст. 75).

Подробнее об этом см. «Как инспекторы органа контроля (надзора) проводят профилактический визит».

Обжалование предписания

Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были очевидно нарушены в рамках контроля или надзора, имеют право подать досудебную жалобу на в том числе выданное предписание об устранении выявленных нарушений.

Причём обжаловать предписание контрольного (надзорного) органа можно в течение 10 рабочих дней с момента его получения (ч. 6 ст. 40 Закона № 248-ФЗ).

Кто контролирует исполнение предписания

На основании ст. 92 Закона № 248-ФЗ это контрольные (надзорные) органы, вынесшие их.

Учтите: если внеплановое мероприятие проводится для проверки исполнения предписания, инспекторы проверяют только выполнение данного предписания (ч. 1 ст. 95 Закона № 248-ФЗ).

Образец ответа на представление Роспотребнадзора

Ответ на представление Роспотребнадзора — действенный и необходимый способ избежать более существенных санкций за нарушения, выявленные во время проведения проверочных мероприятий в отношении предприятия. О том, как составить грамотный и обоснованный ответ в Роспотребнадзор, и пойдет речь в нашей статье.

Что такое представление Роспотребнадзора

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является органом исполнительной власти, к функциям которого отнесены:

1. Разработка и реализация госполитики в области защиты прав потребителей.

2. Нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере.

3. Формирование и утверждение СанПиНов и гигиенических нормативов.

4. Проведение санитарного надзора и госконтроля в области защиты интересов потребителей.

В рамках указанных функций Роспотребнадзор реализует полномочия, определенные положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства от 30.06.2004 № 322. В число таких полномочий входит проведение проверочных мероприятий:

  • плановых;
  • внеплановых;
  • документарных;
  • выездных.

По результатам проверочных мероприятий при выявлении каких-либо нарушений или недочетов выносится представление или предписание. Представление является документальной формой реагирования на выявленные нарушения. Согласно требованиям ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях сотрудники Роспотребнадзора, проводившие проверку, обязаны вынести представление при наличии оснований.

Представление и предписание — в чем различия

Представление является официальным документом и составляется на официальном бланке Роспотребнадзора, имеет регистрационный номер и дату составления. В содержательной части представления указываются:

1. Выявленные нарушения.

2. Ссылки на соответствующие нормативные документы.

3. Перечень мер, необходимых для устранения указанных нарушений.

4. Срок, выделенный для устранения недочетов.

Представление не следует путать с предписанием — другим официальным документом, содержащим требования Роспотребнадзора. Определение представлению дано в ст. 29.13 КоАП РФ, предписанию — в ст. 17 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Исходя из указанных определений, можно сделать вывод о том, что базовые различия этих документов обусловлены их целевым назначением:

  • представление направлено на устранение условий, которые могут явиться причинами возникновения нарушения (то есть определяется как предупреждающая мера);
  • предписание имеет целью устранение последствий нарушений (то есть является мерой восстановительной).

Как ответить на представление Роспотребнадзора

Согласно п. 2 ст. 29.13 КоАП РФ организация обязана в месячный срок с момента получения представления рассмотреть его и дать на ответ. Прежде чем сформировать ответ на представление, предприятие должно:

1. Предпринять все необходимые меры по нивелированию всех поименованных в представлении нарушений и причин, их породивших.

2. Выявить и привлечь к ответственности сотрудников, чье ненадлежащее исполнение должностных обязанностей способствовало возникновению нарушений.

3. Провести мероприятия по предотвращению возникновения выявленных нарушений в будущем.

Отзыв на представление Роспотребнадзора оформляется в произвольной форме — как правило, на бланке компании либо с угловым квадратным штампом, где содержаться реквизиты организации. Помимо идентификационных данных фирмы отзыв на представление должен содержать:

1. Данные адресата (территориального отделения Роспотребнадзора, который вынес представление, а также Ф. И. О. начальника).

2. Название письма («Ответ на представление»).

3. Реквизиты представления, на которое осуществляется ответ (дата, номер, срок исполнения, основные претензии).

4. Содержательную часть. Здесь следует пошагово, от нарушения к нарушению, дать пояснения:

  • какие мероприятия проведены для устранения отмеченного недочета,
  • какие действия осуществлены для недопущения выявленного нарушения впредь,
  • какое наказание понесли виновные сотрудники.

Пояснительная часть письма-ответа может быть оформлена списком либо таблицей. В любом случае не допускается хаотичное и сумбурное изложение, а также игнорирование каких-либо из отмеченных нарушений.

5. Подпись руководителя и печать организации (при ее наличии).

Пример ответа на представление Роспотребнадзора

Образец ответа на представление Роспотребнадзора может выглядеть следующим образом:

ООО «Семейный центр „Мама“»

ОГРН: 12412905681

ИНН: 366009878555

Адрес места нахождения: Воронеж, ул. Алексеевского, 8

тел.: 111-11-11

Руководителю Управления Роспотребнадзора по Воронежской области

Главному государственному санитарному врачу по Воронежской области

Механтьеву И. И.

От директора ООО «Семейный центр „Мама“»

Бучневой Ю. И.

Ответ на представление

На ваше представление № 203-18 от __ __ ____ года об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований со сроком исполнения до __ __ ____ года сообщаю, что по предписанию № 203-18 от __ __ ____ года были выполнены мероприятия следующего содержания:

№ п/п

Содержание замечания

Проведенные мероприятия

1.

Уровень искусственного освещения в 3 группе не соответствует требованиям гигиенических нормативов

Уровень искусственного освещения в 3-й группе приведен в соответствие с требованиями гигиенических нормативов

2.

Отсутствует возможность ополаскивания столовой посуды в 1-й группе

В помещении 1-й группы оборудован гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания столовой посуды

3.

Не допускать использование кухонной посуды и инвентаря не в соответствии с маркировкой

Посуда промаркирована в соответствии с назначением

Кроме того, сообщаю Вам, что с трудовым коллективом ООО «Семейный центр «Мама» «проведена профилактическая беседа о недопустимости нарушения санитарно-эпидемиологических требований в работе.

Директор ООО „«Семейный центр „Мама“» Бучнева Ю. И.: (подпись)

***

Таким образом, ответ на представление — это документ с минимальным количеством информации, и составить его не займет много времени. Предварительно же проведенная работа по устранению недочетов только упростит эту задачу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти минимальное значение vba
  • Как найти силу тока в смешанной цепи
  • Как найти вин код тойота
  • Как найти письма ди в зомби
  • Как включить сервис найти устройство на телефон