Как составить принципиальную схему реле

Схемы оборудования на реле и контакторах

Схемы
оборудования
на
реле
и
контакторах

Лето
в
самом
разгаре,
а
это
значит
что
курсовые

даже
дипломные!)
работы
у
студентов
завершены.
Обычно
ко
мне
в
период
сессии
обращаются
студенты
технических
учебных
заведений,
чтобы
я
сделал
описание
схем,
которые
им
выдали.

Я
берусь
за
такие
работы,
если
кого-то
интересует,

заходите
сюда.

Конечно,
я
помогаю,
но
меня
немного
удивляет,
что
студенты
2-3
курсов,
учащихся
на
электрика,
не
знают
элементарных
вещей.
А
ведь
не
исключено,
что
они
будут
работать
по
специальности!

Выкладываю
описания
схем,
в
помощь
моим
учащимся
и
учёным
читателям.
Схемы
рисовали
такие
же
студенты,
чуть
постарше
курсом,
поэтому
в
них
тоже
встречаются
ошибки,
которые
я
отмечал
в
графическом
редакторе.
Иногда
приходилось
изрядно
поломать
голову,
пытаясь
понять
логику
работы
схемы,
и
что
имел
ввиду
её
создатель.

Напоминаю,
что
у
меня
есть
несколько
статей,
в
которых
затронута
тема
схем
на
контакторах
и
реле

  • Подключение
    трехфазных
    асинхронных
    двигателей,

  • Подключение
    магнитных
    пускателей
    (контакторов),

  • Выбор
    контакторов
    по
    параметрам.

Про
реле
у
меня
статьи
нет,
но
вот
хорошее
видео,
подробно
рассказано,
как
устроено
промежуточное
реле,
рекомендую:

Итак,
начинаем
разбор
практических
схем
на
реле
и
контакторах.


1
Схема
управления
насосной
станцией
с
задвижкой
и
двумя
насосами


В
тексте
и
схеме
выделил
места,
которые
надо
согласовать
с
технологией
работы
схемы
(давление,
уровень,
и
т.д.)


Схема
управления
насосной
станцией
с
задвижкой
и
двумя
насосами

Схема
содержит
двигатель
задвижки
М1
с
реверсивным
управлением
и
два
двигателя
насосов
М2
и
М3.

Схема управления насосной станцией с задвижкой и двумя насосами

Схема
управления
насосной
станцией
с
задвижкой
и
двумя
насосами


Рассмотрим
работу
задвижки

Двигатель
задвижки
М1
включается
через
контакторы
КМ1
и
КМ2,
которые
обеспечивают
реверс
для
открытия
и
закрытия
задвижки.
Схема
управления
задвижкой
содержит
две
основные
части

схема
открытия,
схема
закрытия,
и
общие
цепи.

К
общим
цепям
можно
отнести:

  • SL

    поплавковое
    реле
    уровня,
    его
    контакты
    замыкаются

    при
    низком
    уровне
    жидкости
    ,
  • SP

    реле
    давления,
    его
    контакты
    замыкаются

    при
    нужном
    давлении
    жидкости
    .
  • SB1

    кнопка
    Стоп,
  • SQ3,
    SQ4

    аварийные
    выключатели
    задвижки,
  • KL1

    блокировочное
    реле,
    для
    правильной
    работы
    задвижки.

Цепи
открытия
задвижки:

  • SB2

    ручное
    открытие,
  • SQ2

    конечный
    выключатель
    открытого
    положения
    задвижки,
  • КМ1

    катушка
    контактора
    открытия
    задвижки,
  • HL2

    индикатор
    наличия
    общего
    питания
    и
    индикатор
    открывания.

Цепи
закрытия
задвижки:

  • SB3

    ручное
    закрытие,
  • SQ1

    конечный
    выключатель
    закрытого
    положения
    задвижки,
  • КМ2

    катушка
    контактора
    закрытия
    задвижки,
  • HL1

    индикатор
    наличия
    питания
    цепей
    открывания/закрывания
    и
    процесса
    закрывания.

В
исходном
состоянии
задвижка
закрыта,
что
контролируется
конечным
выключателем
SQ1.

Открытие
либо
закрытие
задвижки
может
происходить,
только

при
низком
уровне
и
нужном
давлении
жидкости

и
не
активных
аварийных
концевых
выключателях
SQ3,
SQ4.

Задвижка
может
открываться
только
если
работает
один
из
насосов.
При
этом
включается
реле
KL1,
и
нормально
открытый
контакт
этого
реле
включает
контактор
КМ1,
который
включает
двигатель
задвижки
в
направлении
открытия.
Задвижка
открывается
до
тех
пор,
пока
не
сработает
концевой
выключатель
SQ2.

Далее,
при
выключении
насоса
выключается
реле
KL1,
и
через
его
нормально
закрытый
контакт
включается
контактор
КМ2,
который
включает
двигатель
задвижки
в
направлении
закрытия.
Задвижка
закрывается
до
тех
пор,
пока
не
сработает
концевой
выключатель
SQ1.

Задвижка
может
оставаться
в
промежуточном
положении,
если
в
процессе
открытия
либо
закрытия
разомкнутся
контакты
реле
уровня
или
давления
SL
и
SP.

Задвижкой
можно
управлять
вручную,
с
помощью
кнопок
SB1,
SB2,
SB3.

Двигатель
задвижки
М1
включается
через
мотор-автомат
SQ1
и
силовые
контакты
КМ1
(открытие)
либо
КМ2
(закрытие).


Рассмотрим
работу
насосов

Система
содержит
два
двигателя
насоса,
которые
работают
поочередно.
Выбор
насоса
осуществляется
вручную,
с
помощью
переключателя
SA1,
который
имеет
2
положения.
В
положении
1
(левая
верхняя
точка
на
схеме
переключателя)
работает
контактор
КМ3
(двигатель
М2,
насос
Н1).
В
положении
2
работает
контактор
КМ4
(двигатель
М3,
насос
Н2).

После
выбора
насоса
для
его
включения
нужно
нажать
кнопку
Пуск
SB5.
Допустим,
выбран
насос
Н1.
После
нажатия
кнопки
SB5
напряжение
схемы
управления
поступает
через
защитный
автомат
QF2,
кнопку
Стоп
SB4,
кнопку
Пуск
SB5,
переключатель
SA1,
нормально
закрытые
контакты
КМ4,
и
питают
левый
вывод
катушки
контактора
КМ3.
Правый
вывод
контактора
КМ3
питается
через
нормально
закрытый
контакт
теплового
реле
КК1.
Контактор
КМ3
при
отпускании
кнопки
Пуск
SB5
остается
включенным,
благодаря
контакту
самопитания
КМ3.

Силовые
контакты
КМ3
замыкаются,
три
фазы
поступают
через
мотор-автомат
QF3,
контакты
КМ3,
тепловое
реле
КК1
на
двигатель
М2
насоса
Н1.

Насос
Н2
при
его
выборе
переключателем
SA1
работает
аналогично,
через
свои
цепи
управления
и
питания.

Отключение
работающего
насоса
производится
тремя
путями:

  • Штатно

    нажатием
    кнопки
    Стоп
    SB4,
  • Переключателем
    SA1,
    после
    этого
    оба
    насоса
    будут
    в
    выключенном
    состоянии,
  • Аварийно

    при
    срабатывании
    теплового
    реле
    КК1
    либо
    КК2
    вследствие
    перегрузки
    двигателя
    либо
    обрыва
    фазы.


2
Компрессор
сжатого
воздуха

Описание
схемы
электрической
принципиальной.

Для
рассмотрения
схемы
разобьем
её
на
5
частей:

  1. Силовая
    часть,
  2. Схема
    с
    управлением
    от
    переключателя
    SA1,
  3. Схема
    с
    управлением
    от
    переключателя
    SA2,
  4. Схема
    с
    управлением
    от
    переключателя
    SA3,
  5. Схема
    с
    реле
    времени
    KT

Компрессор сжатого воздуха

Компрессор
сжатого
воздуха.
Схема
электрическая


1.
Силовая
часть.

Силовая
часть
схемы
компрессора
содержит
электродвигатели
М1
и
М2,
а
также
цепи
их
питания.

На
двигатель
М1
трехфазное
напряжение
подается
через
защитный
автомат
(автоматический
выключатель)
QF1,
далее

через
силовые
контакты
контактора
КМ1.
Затем
в
цепь
питания
включено
тепловое
реле
КК1,
и
через
него
фазное
напряжение
поступает
на
электродвигатель
М1.

Электродвигатель
М2
подключен
аналогично,
с
использованием
элементов
QF2,
KM2,
KK2.


2.
Схема
с
управлением
от
переключателя


SA
1

Данная
часть
схемы
служит
для
управления
контакторами
двигателей
и
содержит
следующие
элементы:

  • КМ1,
    КМ2

    катушки
    контакторов
    включения
    электродвигателей
    М1,
    М2,
  • YA1,
    YA2

    электромагниты
    клапанов
    включения
    нагрузки,
  • KL5

    контакты
    реле
    включения
    контакторов,
  • KL1

    контакты
    реле
    включения
    клапанов
    включения
    нагрузки.

Схема
управляется
переключателем
SA1,
который
имеет
4
положения:

  1. В
    этом
    положении
    через
    соответствующие
    контакты
    включаются
    одновременно
    оба
    двигателя
    М1
    и
    М2.
    Этот
    режим

    для
    большого
    расхода
    воздуха.
  2. В
    этом
    положении
    будет
    работать
    только
    двигатель
    М2.
  3. Оба
    двигателя
    компрессора
    выключены.
  4. В
    этом
    положении
    будет
    работать
    только
    двигатель
    М1.



Катушки
пускателей
питаются
через
исполнительные
контакты
тепловых
реле
КК1,
КК2.
При
возникновении
перегрузки
двигателей
контакты
размыкаются,
и
двигатель
останавливаются.
Это
событие
говорит
об
аварии
(заклинивание,
обрыв
фазы)
и
требует
вмешательства
обслуживающего
персонала.
Однако,
компрессор
может
продолжать
работу
на
другом
двигателе.


3.Схема
с
управлением
от
переключателя


SA
2

В
эту
часть
схемы
входят
элементы:

  • KL5

    реле
    управления
    контакторами
    КМ1,
    КМ2,
  • КР1

    реле
    рабочего
    давления
    компрессора,
  • SA2

    переключатель
    режимов
    работы
    «Ручной»
    /
    «Авто».

Переключатель
SA2
осуществляет
выбор
режимов
работы
реле
KL5,
которое
своими
контактами
включает
контакторы
КМ1
и
КМ2.

  1. В
    этом
    положении
    реле
    KL5
    включено
    постоянно,
    и
    это
    соответствует
    ручному
    режиму
    работы,
    так
    как
    двигатели
    М1
    и
    М2
    включаются
    на
    постоянную
    работу.
  2. Во
    втором
    положении
    реле
    KL5
    управляется
    автоматически
    от
    реле
    давления.
    При
    понижении
    давления
    ниже
    минимума
    контакты
    реле
    замыкаются
    и
    дают
    сигнал
    на
    включение
    контакторов
    КМ1
    и
    КМ2.
    При
    достижении
    нужного
    давления
    контакты
    реле
    размыкаются,
    и
    двигатели
    М1,
    М2
    останавливаются.
    Этот
    режим

    автоматический.

  1. Схема
    с
    управлением
    от
    переключателя


    SA
    3

Элементы
этой
части
схемы:

  • НА1

    звонок
    аварийного
    снижения
    давления
    в
    магистрали
    компрессора,
  • HL1

    индикация
    аварийного
    снижения
    давления
    в
    магистрали
    компрессора,
  • КР2

    датчик
    аварийного
    снижения
    давления
    в
    магистрали
    компрессора,
  • KL2

    реле
    повторения
    сигнала
    датчика
    КР2,
  • KL4

    реле
    сброса
    звуковой
    аварийной
    сигнализации,
  • SA3

    переключатель
    с
    самовозвратом
    для
    выключения
    и
    подачи
    звукового
    сигнала.

Переключатель
SA3
исходно
стоит
в
среднем
положении
(2),
при
переводе
его
в
положения
1
или
3
происходит
самовозврат
в
положение
2.

Данная
часть
схемы
осуществляет
контроль
за
аварийным
понижением
давления
в
магистрали
компрессора.
Такое
понижение
может
произойти
из-за
поломки
компрессора
или
из-за
утечки
воздуха
в
магистрали.

При
давлении
в
магистрали
в
пределах
нормы
контакты
датчика
КР2
разомкнуты.
Звуковая
и
световая
сигнализации
отключены.
Если
давление
в
магистрали
упадёт
ниже
порогового
уровня,
реле
давления
сработает,
и
его
контакт
замкнется
и
включит
реле
KL2
и
индикатор
HL1.

Реле
KL2
также
включит
звуковую
сигнализацию
аварийно
пониженного
давления
НА1
через
свой
замкнувшийся
контакт
и
нормально
закрытый
контакт
реле
KL4.

Аварийная
сигнализация
будет
работать
до
тех
пор,
пока
давление
не
войдёт
в
норму.

Однако,
звуковую
сигнализацию
можно
отключить
кратковременным
поворотом
переключателя
SA3
влево.
При
этом
включится
реле
KL4
и
станет
на
самоподхват
через
свой
контакт.
Другой,
нормально
закрытый
контакт
этого
реле
при
этом
разомкнется,
и
звонок
выключится.

Пока
давление
не
придёт
в
норму,
будет
включено
реле
KL4
и
гореть
индикатор
HL1.
За
это
время
обслуживающий
персонал
должен
устранить
проблему
или
остановить
компрессор.

Поворотом
переключателя
SA3
вправо
можно
вручную
подать
звуковой
сигнал
рабочему
персоналу.


  1. Схема
    с
    реле
    времени


    KT
    1.

Реле
времени
КТ1
с
задержкой
времени
включения 
служит
для
того,
чтобы
обеспечить
легкий
разгон
двигателей
компрессора.

Когда
включается
реле
KL5,
которое
включает
контакторы
двигателей
компрессора,
контакты
этого
реле
также
подают
питание
на
реле
времени
КТ1.
Через
некоторое
время,
достаточное
для
разгона
двигателей
вхолостую,
реле
времени
замыкает
свой
контакт,
через
который
включается
реле
KL1
(см.
пункт
1).
Таким
образом,
нагрузка
(начало
«компрессирования»
воздуха)
на
двигатели
М1,
М2
включается
через
время
уставки
реле
времени,
что
значительно
уменьшает
пусковые
токи
компрессора.


3
Схема
для
котельной

Схема
плохого
качества,
и
я
её
корректировал
как
смог.
Схему
подачи
воды
в
котёл
на
основе
устройства
плавного
пуска
я

уже
рассматривал
здесь.

Схема
состоит
из
двух
частей

силовой
части
и
схемы
управления.


Силовая
часть
схемы

Силовая
часть
состоит
из
цепей
питания
двух
двигателей

двигателя
подачи
воздуха
(продувки)
и
двигателя
насоса
подачи
воды.

Схема для подачи воздуха и воды в котельную

Схема
для
подачи
воздуха
и
воды
в
котельную

Рассмотрим
силовую
часть
двигателя
подачи
воздуха,
которая
состоит
из
следующих
элементов:

  • QF1

    защитный
    автоматический
    выключатель
    двигателя
    М1,
  • КМ1

    контактор,
  • КК1

    силовая
    часть
    теплового
    реле,
  • М1

    двигатель
    воздуха.

Трехфазное
напряжение
поступает
на
защитный
автоматический
выключатель
QF1,
и
через
его
контакты
на
контактор
КМ1.
По
команде
со
схемы
управления
(её
мы
рассмотрим
ниже)
контактор
приводится
в
действие,
его
контакты
замыкаются,
и
напряжение
поступает
через
тепловое
реле
КК1
на
двигатель
М1.

Тепловое
реле
КК1
защищает
двигатель
от
перегрузки,
которая
может
быть
вызвана
заклиниванием,
механической
неисправностью,
межвитковым
замыканием
в
двигателе,
пропаданием
питающей
фазы.
Ток
уставки
теплового
реле
выставляется
таким
образом,
чтобы
остановить
двигатель
в
случае
отклонения
номинального
тока
по
любой
из
фаз
на
заданное
значение
(обычно,
15-20%).
В
случае
перегрузки
двигателя
тепловое
реле
срабатывает,
и
приводит
в
действие
исполнительные
контакты
(входят
в
схему
управления),
которые
размыкают
цепь
питания
катушки
контактора.
Контактор
выключается,
и
двигатель
полностью
обесточивается.

Защитный
автомат
QF1
дополнительно
защищает
цепь
питания
двигателя
от
перегрузки
и
сам
двигатель
от
короткого
замыкания.
Другая
его
функция

оперативное
выключение
двигателя
для
ремонтных
и
профилактических
работ.

Силовая
часть
насоса
подачи
воды
состоит
из
следующих
элементов:

  • QF2

    защитный
    автоматический
    выключатель
    двигателя
    М2,
  • КМ2

    контактор,
  • КК2

    силовая
    часть
    теплового
    реле,
  • М2

    двигатель
    насоса.

Работа
силовой
части
насоса
воды
аналогична
работе
первой
части.


Схема
управления

Напряжение
для
питания
схемы
управления
поступает
через
защитный
автоматический
выключатель
SF1.

Кнопкой
SB2
оператор
запускает
подачу
воздуха.
При
этом
контактор
КМ1
своим
дополнительным
контактом
становится
на
самоподхват.
Выключение
производится
кнопкой
SB1.

Для
включения
подачи
воды
нужно
нажать
кнопку
SB4.
Выключение

SB3.
Также
используется
для
работы
контактора
КМ2
контакт
самоподхвата.

Подав
воздух
посредством
двигателя
М1,
оператор
подает
воду
насосом
М2.
После
этого
производится
розжиг
топлива.

Качество
сгорания
топлива
регулируется
оператором
посредством
задвижки
воздуха
и
регулировкой
подачи
топлива.

Рассмотрим
систему
контроля
наличия
воды,
которая
основана
на
реле
KV1.
Это
реле
работает
от
контактов
датчика
низкого
уровня
воды
SQ1.
Этот
датчик
замыкает
контакты
и
подает
питание
на
реле
KV1,
когда
уровень
воды
в
норме,
и
размыкает
контакты,
когда
уровень
воды
аварийно
низкий.

При
включении
реле
KV1,
что
говорит
о
том,
что
вода
в
норме,
включается
клапан
подачи
газа
К1,
через
который
гад
поступает
в
горелку.
Если
же
уровень
воды
падает
ниже
критического,
реле
KV1
выключается,
клапан
подачи
газа
выключается,
и
газ
перестает
поступать
в
горелку.

Тем
самым
предотвращается
закипание
остатков
воды
и
повреждение
котла.

Кроме
того,
в
данной
ситуации
загорается
красный
индикатор
HL3,
который
сигнализирует
о
проблеме
с
уровнем
воды.
Питание
на
него
подается
через
нормально
закрытый
контакт
реле
KV1.

В
схеме
присутствуют
индикаторы
включения
подачи
воздуха
HL1
и
подачи
воды
HL2.


4
Схема
включения
насосов
подачи
воды


Силовая
часть

Силовая
часть
схемы
содержит
два
электродвигателя
насосов
М1
и
М2.

Схема включения насосов подачи воды

Схема
включения
насосов
подачи
воды

Трехфазное
питание
на
М1
поступает
с
ввода
установки
через
автоматический
выключатель
QF1,
далее
через
контактор
КМ1
и
через
тепловое
реле
КК1.

Трехфазное
питание
на
М2
поступает
с
ввода
установки
через
автоматический
выключатель
QF2,
далее
через
контактор
КМ2
и
через
тепловое
реле
КК2.


Схема
управления.
Включение
насосов

Схема
состоит
из
двух
контакторов
КМ1
и
КМ2
с
коммутацией
и
другой
обвязкой:

  • SA1

    переключатель
    SA1
    режима
    работы
    насоса
    «Ручной»
    /
    «Автомат»,
  • SB1,
    SB3

    кнопки
    «Стоп»
    и
    «Пуск»
    первого
    поста
    управления,
  • SB2,
    SB4

    кнопки
    «Стоп»
    и
    «Пуск»
    второго
    поста
    управления,
  • КМ1

    катушка
    и
    контакт
    самоподхвата
    контактора
    КМ1,
  • КМ2

    катушка
    и
    контакт
    самоподхвата
    контактора
    КМ2,
  • KK1,
    КК2

    исполнительный
    контакт
    теплового
    реле.

Рассмотрим
работу
контактора
КМ1.
Фазное
питающее
напряжение
поступает
через
автоматический
выключатель
SF1
на
переключатель
SA1.
В
положении
«Ручной»
для
запуска
насоса
(т.е.
для
подачи
питания
на
катушку
КМ1
и
через
его
контакты

на
двигатель
М1).
Нужно
нажать
кнопку
«Пуск»
на
первом
либо
втором
посту
управления.
Контактор
включится,
и
зафиксируется
посредством
контакта
самоподхвата
во
включенном
положении.
Насос
будет
в
рабочем
состоянии.

Для
остановки
насоса
М1
нужно
нажать
кнопку
«Стоп»
на
одном
из
постов
управления,
цепь
питания
контактора
КМ1
разорвется.
В
случае
перегрузки
двигателя
или
обрыва
фазы
сработает
тепловое
реле
КК1,
что
также
приведет
к
разрыву
цепи
питания
контактора
КМ1
и
останову
двигателя
КМ1.

В
режиме
«Автомат»
включение
контактора
происходит
через
контакт
реле
KV1
схемы
автоматического
запуска.

Включение
контактора
КМ2
происходит
аналогично,
через
свои
коммутационные
элементы
схемы.

HL1

индикация
подачи
питания
на
данную
часть
схемы.


Схема
автоматического
запуска

Для
автоматического
запуска
насосов
служит
часть
схемы,
которая
питается
через
автоматический
выключатель
SF2.
Она
вступает
в
работу,
когда
положение
переключателя
SA1,
SA2

«Автомат».
Если
оба
эти
переключателя
находятся
в
положении
«Автомат»,
то
одновременно
может
работать
только
один
насос.
Чтобы
заработал
второй
насос,
его
нужно
включить
вручную.

В
емкости
для
воды,
на
которую
работают
насосы
М1
и
М2,
имеются
три
датчика
уровня:

  • SL1

    нижний,
  • SL2

    средний,
  • SH

    верхний.

Посредством
этих
датчиков
и
переключателя
SA3
выбирается
алгоритм
работы
насосов:

В
положении
«1»
(верхняя
точка
на
схеме
переключателя)
при
замыкании
датчика
SL1
включается
реле
KV1,
и
через
его
контакт
включается
контактор
КМ1,
что
описано
выше.

В
положении
«2»
КМ1
включается
при
срабатывании
датчика
SL2.

В
положении
«3»
включается
двигатель
насоса
М2
через
контактор
КМ2,
который
включается
через
реле
KV2.
Реле
KV2
в
данном
случае
включается
при
срабатывании
датчика
SL2.

В
положении
«4»
реле
KV2
включается
при
срабатывании
датчика
SL1
и
также
включает
двигатель
насоса
М2.

Если
один
из
контакторов
включен,
и
при
этом
сработает
датчик
SL3,
то
этот
контактор
останется
включенным,
пока
не
разомкнутся
контакты
этого
датчика. 


(Для
чего
это
нужно,
не
знаю,
т.к.
не
знаю
механики
устройства)

При
срабатывании
датчика
SL3
также
звенит
звонок
HA1.

Назначение
индикаторов:

  • HL2

    индикация
    подачи
    питания
    на
    схему
    автоматического
    запуска,
  • HL3

    индикация
    работы
    насоса
    М1,
  • HL4

    индикация
    работы
    насоса
    М2.


5
Сетевой
насос
для
котельной

Одна
из
самых
сложных
схем,
поскольку
периферия
не
показана,
и
надо
было
догадываться,
что
для
чего
нужно.
Что
откуда
берётся
и
куда
девается)

Кроме
того,
надо
было
ввести
новые
стандартные
обозначения
элементов
на
схеме.


Описание
работы
схемы
управления
электроприводом
сетевого
насоса.

Схема
управления
состоит
из
двух
основных
частей

Схемы
включения
двигателя
дымососа
и
Схемы
включения
двигателя
дутьевого
вентилятора.
В
свою
очередь,
каждая
схема
содержит
схему
запуска
(управления)
и
схему
аварийной
звуковой
и
световой
сигнализации.

Управление сетевым насосом котла

Управление
сетевым
насосом
котла.
Схема
электрическая


Схема
включения
двигателя
дымососа.

Дымосос
должен
включаться
первым,
чтобы
очистить
канал
прохождения
дыма
и
гарантированно
обеспечить
розжиг
пламени
и
ровное
горение
пламени
горелки.

В
схему
управления
дымососом
входят
следующие
элементы:

  • 1FU1

    предохранитель
    цепи
    управления,
  • 1SF1

    выключатель
    питания,
  • SA1

    переключатель
    режимов
    работы,
  • КА1

    промежуточное
    реле
    управления
    контактором,
  • КМ1

    контактор
    включения
    двигателя
    дымососа,
  • КК1

    контакты
    теплового
    реле
    перегрузки
    двигателя
    дымососа.

Схема
работает
следующим
образом.

Однофазное
питание
220В
поступает
на
схему
через
предохранитель
1FU1
и
выключатель
1SF1.
Далее,
в
зависимости
от
положения
переключателя
SA1,
возможны
различные
режимы
работы

принудительное
включение,
рабочий
режим,
режим
снятия
сигнализации.

В
рабочем
режиме
включается
реле
КА1,
и
через
его
контакты
подается
питание
на
катушку
контактора
КМ1.
В
цепь
питания
КМ1
также
входят
контакты
теплового
реле
КК1,
которые
размыкаются
при
перегрузке
двигателя
дымососа.


Схема
аварийной
звуковой
и
световой
сигнализации
двигателя
дымососа.

С
общих
цепей
схемы
по
проводам
701
и
703
приходит
питание
схемы
аварийной
сигнализации.
При
аварийном
выключении
дымососа
(например,
при
пропадании
питания
из-за
перегорания
предохранителя
1FU1)
реле
КА1
выключается,
и
через
свои
контакты
подает
питание
на
звуковой
сигнализатор.
Выключить
сигнал
можно
переключателем
SA1,
что
также
обесточит
катушку
контактора
КМ1
и
гарантированно
выключит
схему.

Индикаторная
лампа
HL1,
которая
питается
через
контакты
реле
КА1,
контакты
контактора
КМ1
и
резистор
R1, 
служит
для
индикации
рабочего
режима
или
аварийной
ситуации
в
зависимости
от
режима
и
положения
переключателя
SA1.


Работа
схемы
управления
двигателем
дутьевого
вентилятора.

В
состав
схемы
управления
двигателем
дутьевого
вентилятора
входят
следующие
элементы:

  • 1FU2

    предохранитель
    цепи
    управления,
  • 1SF2

    выключатель
    питания,
  • SA2

    переключатель
    режимов
    работы,
  • SA3

    байпас
    блокировки
    включения
    вентилятора
    без
    дымососа,
  • КА2

    промежуточное
    реле
    управления
    контактором
    дутьевого
    вентилятора,
  • КМ2

    контактор
    включения
    двигателя
    вентилятора,
  • КК2–
    контакты
    теплового
    реле
    перегрузки
    двигателя
    вентилятора.

Включение
дутьевого
вентилятора
невозможно
без
включения
дымососа.
Это
необходимо
для
безопасной
и
правильной
работы
всей
установки.

Данная
проверка
обеспечивается
включением
в
цепь
питания
контактора
вентилятора
КМ2
контакта
реле
КА1.
Таким
образом,
запуск
вентилятора
возможен,
только
если
включено
реле
КА1
включения
дымососа.

Однако,
для
целей
проверки
возможно
шунтирование
данного
контакта
КА1
переключателем
SA3.

Контактор
КМ1
включения
двигателя
дутьевого
вентилятора
при
подаче
напряжения
на
его
катушку
через
предохранитель
1FU2,
выключатель
1SF2,
реле
КА1,
КА2,
и
контакты
теплового
реле
КК2.
Управление

через
переключатель
SA2
и
промежуточное
реле
КА2,
как
и
в
схеме
управления
дымососом.


Схема
аварийной
звуковой
и
световой
сигнализации
двигателя
дутьевого
вентилятора.

Работа
схемы
аналогична
схеме
сигнализации
дымососа.
Питание
схемы

через
те
же
общие
цепи.

Для
индикации
используется
звуковой
сигнализатор
и
индикаторная
лампа
HL2,
которая
питается
через
контакты
КА2,
КМ2
и
ограничительный
резистор
R2.


Силовая
часть
схемы.

В
силовую
часть
схемы
входят
два
двигателя

М1
(дымосос)
и
М2
(дутьевой
вентилятор).

Двигатель
М1
получает
трехфазное
питание
380В
через
автоматический
выключатель
QF1,
который
защищает
его
от
короткого
замыкания
и
от
перегрузки,
далее

через
контактор
КМ1
и
тепловое
реле
КК1.
Тепловое
реле
защищает
двигатель
от
перегрузки
и
пропадания
фазы.
Ток
уставки
теплового
реле
должен
быть
выбран
таким
образом,
чтобы
он
был
на
10-20%
больше
рабочего
тока
двигателя.

Двигатель
дутьевого
вентилятора
М2
питается
через
автоматический
выключатель
QF2,
контактор
KM2,
тепловое
реле
КК2.
Назначение
этих
элементов

то
же,
что
и
для
двигателя
М1.


6
Схема
управления
насосом
подпитки
теплотрассы


!!!!!!!!!!!!!!!!!Для
полного
понимания
алгоритма
работы
нужно
знать
откуда
и
как
работают
1
KL,
2
KL2,
2
KL,
2
KM1

отмечены
желтым
на
схеме,
описаны
общими
фразами!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!


Схема
управления
насосом
подпитки
теплотрассы

Схема
собрана
в
электрощите,
расположенном
в
непосредственной
близости
от
насоса
№1.
Электрощит
питается
от
сети
трехфазного
напряжения,
и
имеет
выходы
управления
на
шкаф
управления
насосом
№2,
а
также
выходы
для
индикации
на
центральном
шкафу
управления
диспетчера
котельной.

Схема
состоит
из
двух
основных
частей

силовой
части
и
схемы
управления,
рассмотрим
каждую
по
отдельности.

Схема управления насосом подпитки теплотрассы

Схема
управления
насосом
подпитки
теплотрассы


Силовая
часть

Насос
подпитки
теплотрассы
вращается
асинхронным
электродвигателем,
который
подключается
через
клеммы
15ХТ1.
Питание
на
силовую
часть
поступает
через
трехфазный
ввод,
обозначенный
как
1-L11,
1L21,
1L31,
далее
через
автоматический
выключатель
15QF1
на
контактор
15КМ1.
Для
включения
этого
контактора
служит
схема
управления,
работу
которой
рассмотрим
ниже.

При
замыкании
контактов
контактора
15КМ1
напряжение
поступает
на
силовые
выводы
теплового
реле
15КК1,
которое
служит
для
защиты
двигателя
насоса
при
перегрузке
либо
пропадании
фазы.
Исполнительные
контакты
теплового
реле
15КК1
входят
в
схему
управления,
и
отключают
питание
двигателя
в
случае
аварии.

Через
тепловое
реле
15КК1
и
клеммы
15ХТ1
напряжение
поступает
на
двигатель
насоса
№1.

Провод
первой
фазы
питания
двигателя
проходит
через
токовый
трансформатор
15ТА1, 
к
которому
подключен
амперметр
15РА1.
Амперметр
расположен
на
передней
панели
электрощита
и
позволяет
оперативному
персоналу
оценить 
работу
двигателя
насоса.


Схема
управления

Схема
управления
включением
насоса
содержит
следующие
основные
элементы:

  • 15SA1

    переключатель
    выбора
    режима
    работы,
  • 15KL1

    промежуточное
    реле
    1,
  • 15КТ1

    реле
    времени
    с
    задержкой
    включения,
  • 15KL2

    промежуточное
    реле
    2,
  • 15KL3

    промежуточное
    реле
    3
    (аварийное),
  • 15КМ1

    катушка
    контактора
    двигателя
    насоса.

Также
в
схему
входят
контакты
реле,
расположенных
в
центральном
шкафу
управления
и
других
электрошкафах

1KL,
2KL2,
2KL,
2KM1.
Эти
контакты
необходимы
для
корректной
работы
схемы
во
взаимодействии
с
другими
электрическими
схемами
системы

блокировки,
предотвращение
аварийных
и
нештатных
ситуаций.

Рассмотрим
работу
схемы
управления.

Схема
питается
напряжением
220В,
приходящим
на
клемму
Х18
от
любой
из
фаз,
либо
от
внешнего
источника.
Со
стороны
нейтрали
напряжение
приходит
через
внешний
контакт
1KL,
выключение
которого
делает
работу
схемы
невозможной
из
соображений
безопасности.

Напряжение
поступает
на
переключатель
15SA1,
который

в
режиме
«ручной»

замыкает
верхнюю
по
схеме
линию
питания
промежуточного
реле
15KL1.
Реле
включается,
и
его
контакты
13
и
14
подают
питание
через
замкнутые
контакты
внешних
реле
2KL,
2KM1
на
катушку
реле
времени
15КТ1.

Контакты
15
и
18
реле
времени
замыкаются
через
несколько
секунд,
и
питание
подается
через
замкнутые
контакты
кнопки
«Стоп»
SB1
на
промежуточное
реле
15KL2.
Это
реле
через
свои
контакты
43,
44,
нормально
закрытые
контакты
аварийного
реле
15KL3
и 
исполнительные
контакты
теплового
реле
15КК1
подает
питание
на
катушку
контактора
двигателя
насоса
15КМ1.
Его
контакты,
входящие
в
силовую
часть
схемы,
подают
питание
на
двигатель.

Для
индикации
включения
контактора
двигателя
15КМ1
служит
зеленый
светодиодный
индикатор
15HLG1.

Остановка
двигателя
(выключение
контактора
15КМ1)
возможна
тремя
путями:

  1. Штатный
    останов

    перевод
    переключателя
    15SA1
    в
    положение
    «Откл.»,
    либо
    кратковременное
    нажатие
    кнопки
    SB1
    «Стоп»,
  2. Внешний
    останов

    размыкание
    контактов
    внешних
    реле,
  3. Аварийный
    останов

    срабатывание
    теплового
    реле
    15КК1,
    либо
    выключение
    автоматического
    выключателя
    15QF

При
аварийном
останове
включается
реле
15KL3,
нормально
закрытые
контакты
21,
22
которого
размыкаются,
что
прекращает
подачу
питания
на
катушку
контактора
двигателя
15КМ1.
Одновременно
загорается
зеленый
индикатор
15HLY1,
сигнализируя
об
аварии.

Для
сброса
аварии
нужно
выяснить
её
причину,
и
затем
включить
тепловое
реле
15КК1,
либо
автоматический
выключатель
15QF1.
Только
после
этого
возможен
повторный
запуск
двигателя.

В
автоматическом
(резервном)
режиме
переключатель
15SA1
замыкает
нижнюю
по
схеме
цепь
(контакты
23,
24).
В
этом
случае
включение
производится
внешним
контактом
2KL2,
а
выключение

тремя
путями,
описанными
выше.

Схема
управления
имеет
дополнительные
контакты,
которые
дают
различную
информацию
другим
шкафам
системы

центральный
шкаф
управления
и
в
схему
управления
насосом
№2):

  • 15КМ1,
    15KL2

    насос
    №1
    включен,
    насос
    №1
    выключен,
  • 15KL3

    аварийное
    отключение
    насоса
    №1.

На
этом
заканчиваю.
Как
всегда
приглашаю
тех,
кому
интересно,
в
комментарии!

Обновление:


Ещё
схемы
на
реле

Не
успела
выйти
статья

читатель
Алексей
выслал
ещё
схемы,
описание
которых
приведено
в
комментариях.

Схема  автоматического
переключения
фаз
от
городской
электросети
и
генератора
с
защитой
от
дурака:

Схема автоматического переключения фаз от городской электросети и генератора с защитой от дурака

Схема
автоматического
переключения
фаз
от
городской
электросети
и
генератора
с
защитой
от
дурака

Схема автоматического переключения фаз от городской электросети и генератора с защитой от дурака

Схема
автоматического
переключения
фаз
от
городской
электросети
и
генератора
с
защитой
от
дурака.
За
монтаж
извиняюсь,
тут
главное
принцип.

Схема автоматического переключения фаз от городской электросети и генератора с защитой от дурака

Схема
автоматического
переключения
фаз
от
городской
электросети
и
генератора
с
защитой
от
дурака

Подобные
схемы
у
меня
рассматриваются
в
статье
про

подключение
генератора
к
домашней
электросети.

Вот
другая
схема,
управление
по
двум
проводам
тремя
нагрузками.
Автор
подробно
рассказывает
на
видео,
как
и
что
работает:


Скачать

Если
тема
интересует
более
глубоко,
рекомендую
ознакомиться
с
литературой,
приведенной
на
странице

Скачать.

Вот
одна
из
книг,
приведенных
там:


Ломоносов,
В.Ю.;
Поливанов,
К.М.;
Михайлов,
О.П.
Электротехника.

/
Ломоносов,
В.Ю.;
Поливанов,
К.М.;
Михайлов,
О.П.
Электротехника.
Одна
из
лучших
книг,
посвящённых
основам
электротехники.
Изложение
начинается
с
самых
основ:
объясняется,
что
такое
напряжение,
сила
тока
и
сопротивление,
приводятся
указания
по
расчёту
простейших
электрических
цепей,
рассказывается
о
взаимосвязи
и
взаимозависимости
электрических
и
магнитных
явлений.
Объясняется,
что
такое
переменный
ток,
как
устроен
генератор
переменного
тока.
Описывается,
что
такое
конденсатор
и
что
собой
представляет
катушка
индуктивности,
какова
их
роль
в
цепях
переменного
тока.
Объясняется,
что
такое
трёхфазный
ток,
как
устроены
генераторы
трёхфазного
тока
и
как
организуется
его
передача.
Отдельная
глава
посвящена
полупроводниковым
приборам:
в
ней
речь
идёт
о
полупроводниковых
диодах,
о
транзисторах
и
о
тиристорах;
об
использовании
полупроводниковых
приборов
для
выпрямления
переменного
тока
и
в
качестве
полупроводниковых
ключей.
Коротко
описываются
достижения
микроэлектроники.
Последняя
треть
книги
целиком
посвящена
электрическим
машинам,
агрегатам
и
оборудованию:
в
10
главе
речь
идёт
о
машинах
постоянного
тока
(генераторах
и
двигателях);
11
глава
посвящена
трансформаторам;
о
машинах
переменного
тока
(однофазных
и
трёхфазных,
синхронных
и
асинхронных)
подробно
рассказывается
в
12
главе;
выключатели,
электромагниты
и
реле
описываются
в
главе
13;
в
главе
14
речь
идёт
о
составлении
электрических
схем.
Последняя,
15
глава,
посвящена
измерениям
в
электротехнике.
Эта
книга

отличный
способ
изучить
основы
электротехники,
понять
основополагающие
принципы
работы
электрических
машин
и
агрегатов.,
zip,
13.87
MB,
скачан:
3870
раз./

Понравилось?
Поставьте
оценку,
и
почитайте
другие
статьи
блога!


Загрузка…


Внимание!
Автор
блога
не
гарантирует,
что
всё
написанное
на
этой
странице

истина.

За
ваши
действия
и
за
вашу
безопасность
ответственны
только
вы!

Электромагнитное реле

Устройство, обозначение и параметры реле

Электромагнитное реле

Для управления различными исполнительными устройствами, коммутации цепей, управления приборами в электронике активно применяется электромагнитное реле.

Устройство реле достаточно просто. Его основой является катушка, состоящая из большого количества витков изолированного провода.

Внутрь катушки устанавливается стержень из мягкого железа. В результате получается электромагнит. Также в конструкции реле присутствует якорь.Он закреплён на пружинящем контакте. Сам же пружинящий контакт закреплён на ярме. Вместе со стержнем и якорем ярмо образует магнитопровод.

Если катушку подключить к источнику тока, то образовавшееся магнитное поле намагничивает сердечник. Он в свою очередь притягивает якорь. Якорь укреплён на пружинящем контакте. Далее пружинящий контакт замыкается с другим неподвижным контактом. В зависимости от конструкции реле, якорь может по-разному механически управлять контактами.

Устройство реле.

В большинстве случаев реле монтируется в защитном корпусе. Он может быть как металлическим, так и пластмассовым. Рассмотрим устройство реле более наглядно, на примере импортного электромагнитного реле Bestar. Взглянем на то, что внутри этого реле.

Устройство реле

Вот реле без защитного корпуса. Как видим, реле имеет катушку, стержень, пружинящий контакт, на котором закреплен якорь, а также исполнительные контакты.

На принципиальных схемах электромагнитное реле обозначается следующим образом.

Обозначение реле на схеме

Условное обозначение реле на схеме состоит как бы из двух частей. Одна часть (К1) – это условное обозначение электромагнитной катушки. Она обозначается в виде прямоугольника с двумя выводами. Вторая часть (К1.1; К1.2) – это группы контактов, которыми управляет реле. В зависимости от своей сложности реле может иметь достаточно большое количество коммутируемых контактов. Они разбиваются на группы. Как видим, на обозначении изображены две группы контактов (К1.1 и К1.2).

Как работает реле?

Принцип работы реле наглядно иллюстрирует следующая схема. Есть управляющая цепь. Это само электромагнитное реле K1, выключатель SA1 и батарея питания G1. Также есть исполнительная цепь, которым управляет реле. Исполнительная цепь состоит из нагрузки HL1 (лампа сигнальная), контактов реле K1.1 и батареи питания G2. Нагрузкой может быть, например, электрическая лампа или электродвигатель. В данном случае в качестве нагрузки используется сигнальная лампа HL1.

Принцип работы реле

Как только мы замкнём управляющую цепь выключателем SA1, ток от батареи питания G1 поступит на реле K1. Реле сработает, и его контакты K1.1 замкнут исполнительную цепь. На нагрузку поступит напряжение питания от батареи G2 и лампа HL1 засветится. Если разомкнуть цепь выключателем SA1, то с реле K1 будет снято напряжение питания и контакты реле K1.1 вновь разомкнуться и лампа HL1 выключится.

Реле

Коммутируемые контакты реле могут иметь своё конструктивное исполнение. Так, например, различают нормально-разомкнутые контакты, нормально-замкнутые контакты и контакты на переключение (перекидные). Разберёмся с этим поподробнее.

Нормально разомкнутые контакты

Нормально разомкнутые контакты – это контакты реле, которые находятся в разомкнутом состоянии до тех пор, пока через катушку реле не потечёт ток. Говоря проще, когда реле выключено, контакты тоже разомкнуты. На схемах реле с нормально-разомкнутыми контактами обозначается вот так.

Обозначение реле с нормально-разомкнутыми контактами

Нормально замкнутые контакты

Нормально замкнутые контакты – это контакты реле, находящиеся в замкнутом состоянии, пока через катушку реле не начнёт течь ток. Таким образом, получается, что при выключенном реле контакты замкнуты. Такие контакты на схемах изображают следующим образом.

Обозначение реле с нормально-замкнутыми контактами

Переключающиеся контакты

Переключающиеся контакты – это комбинация из нормально-замкнутых и нормально-разомкнутых контактов. У переключающихся контактов есть общий провод, который переключается с одного контакта на другой.

Обозначение реле с переключающимися контактами

Современные широко распространённые реле, как правило, имеют переключающиеся контакты, но могут встречаться и реле, которые имеют в своём составе только нормально-разомкнутые контакты.

У импортных реле нормально-разомкнутые контакты реле обозначаются сокращением N.O. А нормально-замкнутые контакты N.C. Общий контакт реле имеет сокращение COM. (от слова common – «общий»).

Теперь обратимся к параметрам электромагнитных реле.

Параметры электромагнитных реле.

Как правило, размеры самих реле позволяют наносить на корпус их основные параметры. В качестве примера, рассмотрим импортное реле Bestar BS-115C. На его корпусе нанесены следующие надписи.

COIL 12VDC – это номинальное напряжение срабатывания реле (12V). Поскольку это реле постоянного тока, то указано сокращённое обозначение постоянного напряжения (сокращение DC обозначает постоянный ток/напряжение). Английское слово COIL переводится как «катушка», «соленоид». Оно указывает на то, что сокращение 12VDC имеет отношение к катушке реле.

Маркировка реле

Далее на реле указаны электрические параметры его контактов. Понятно, что мощность контактов реле может быть разная. Это зависит как от габаритных размеров контактов, так и от используемых материалов. При подключении нагрузки к контактам реле нужно знать мощность, на которую они рассчитаны. Если нагрузка потребляет мощность больше той, на которую рассчитаны контакты реле, то они будут нагреваться, искрить, «залипать». Естественно, это приведёт к скорому выходу из строя контактов реле.

Для реле, как правило, указываются параметры переменного и постоянного тока, которые способны выдержать контакты.

Так, например, контакты реле Bestar BS-115C способны коммутировать переменный ток в 12А и напряжение 120V. Эти параметры зашифрованы в надписи 12А 120VAC (сокращение AC обозначает переменный ток).

Также реле способно коммутировать постоянный ток силой 10А и напряжением 28V. Об этом свидетельствует надпись 10A 28VDC. Это были силовые характеристики реле, точнее его контактов.

Потребляемая мощность реле.

Теперь обратимся к мощности, которую потребляет реле. Как известно, мощность постоянного тока равна произведению напряжения (U) на ток (I): P=U*I. Возьмём значения номинального напряжения срабатывания (12V) и потребляемого тока (30 mA) реле Bestar BS-115C и получим его потребляемую мощность (англ. — Power consumption).

Таким образом, мощность реле Bestar BS-115C составляет 360 милливатт (mW).

Есть ещё один параметр – это чувствительность реле. По своей сути, это и есть мощность потребления реле во включённом состоянии. Понятно, что реле, которому требуется меньше мощности для срабатывания, является более чувствительным по сравнению с теми, которые потребляют большую мощность. Такой параметр, как чувствительность реле, особенно важен для устройств с автономным питанием, так как включенное реле расходует заряд батарей. К примеру, есть два реле с потребляемой мощностью 200 mW и 360 mW. Таким образом, реле мощностью 200 mW обладает большей чувствительностью, чем реле мощностью 360 mW.

Как проверить реле?

Электромагнитное реле можно проверить обычным мультиметром в режиме омметра. Так как обмотка катушки реле обладает активным сопротивлением, то его можно легко измерить. Сопротивление обмотки реле может варьироваться от нескольких десятков ом (Ω), до нескольких килоом (). Обычно самое низкое сопротивление обмотки имеют миниатюрные реле, которые рассчитаны на номинальное напряжение 3 вольта. У реле, номинальное напряжение которых составляет 48 вольт, сопротивление обмотки намного выше. Это прекрасно видно по таблице, в которой указаны параметры реле серии Bestar BS-115C.

Номинальное напряжение (V, постоянное) Сопротивление обмотки (Ω ±10%) Номинальный ток (mA) Потребляемая мощность (mW)
3 25 120 360
5 70 72
6 100 60
9 225 40
12 400 30
24 1600 15
48 6400 7,5

Отметим, что потребляемая мощность всех типов реле этой серии одинакова и составляет 360 mW.

Электромагнитное реле является электромеханическим прибором. Это, наверное, является самым большим плюсом и в то же время весомым минусом.

При интенсивной эксплуатации любые механические части изнашиваются и приходят в негодность. Кроме этого, контакты мощных реле должны выдерживать огромные токи. Поэтому их покрывают сплавами драгоценных металлов, таких как платина (Pt), серебро (Ag) и золото (Au). Из-за этого качественные реле стоят довольно дорого. Если ваше реле всё-таки вышло из строя, то замену ему можно купить здесь.

К положительным качествам электромагнитных реле можно отнести устойчивость к ложным срабатываниям и электростатическим разрядам.

Главная » Радиоэлектроника для начинающих » Текущая страница

Также Вам будет интересно узнать:

  • Симистор.

  • Параметры МДП-транзисторов.

Реле. Устройство и принцип работы. Электромагнитное и твердотельное реле.

Теория


Реле — это электрически управляемый, механический переключатель. Внутри этого корпуса есть электромагнит, при попадании на него электрического тока, он срабатывает, в результате чего якорь притягивается к электромагниту и контактная группа замыкает или размыкает цепь питания нагрузки.

Простыми словами: подавая определенный ток на электроцепь с реле, оно замыкает (размыкает) другую электроцепь. Схема для наглядности:

Реле: Схема для наглядности

Реле имеет 2 раздельных цепи: цепь управления (контакты А1, А2) и управляемая цепь (контакты 1, 2, 3). Цепи никак не связаны между собой.

Между контактами А1 и А2 установлен металлический сердечник, при протекании тока по которому к нему притягивается подвижный якорь (2). Контакты же 1 и 3 неподвижны. Стоит отметить, что якорь подпружинен и пока мы не пропустим ток через сердечник, якорь будет удерживается прижатым к контакту 3. При подаче тока, как уже говорилось, сердечник превращается в электромагнит и притягивается к контакту 1. При обесточивании пружина снова возвращает якорь к контакту 3.

Реле


ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ РЕЛЕ

Для управления различными исполнительными устройствами, коммутации цепей, управления приборами в электронике активно применяется электромагнитное реле.

Устройство реле достаточно просто. Его основой является катушка, состоящая из большого количества витков изолированного провода.

Внутрь катушки устанавливается стержень из мягкого железа. В результате получается электромагнит. Также в конструкции реле присутствует якорь. Он закреплён на пружинящем контакте. Сам же пружинящий контакт закреплён на ярме. Вместе со стержнем и якорем ярмо образует магнитопровод.

Если катушку подключить к источнику тока, то образовавшееся магнитное поле намагничивает сердечник. Он в свою очередь притягивает якорь. Якорь укреплён на пружинящем контакте. Далее пружинящий контакт замыкается с другим неподвижным контактом. В зависимости от конструкции реле, якорь может по-разному механически управлять контактами.

Электромагнитное реле


Устройство электромагнитного реле

В большинстве случаев реле монтируется в защитном корпусе. Он может быть как металлическим, так и пластмассовым. Рассмотрим устройство реле более наглядно, на примере импортного электромагнитного реле. Взглянем на то, что внутри этого реле.

Устройство реле

Данное реле без защитного корпуса. Как видим, реле имеет катушку, стержень, пружинящий контакт, на котором закреплен якорь, а также исполнительные контакты.

На принципиальных схемах электромагнитное реле обозначается следующим образом:

Обозначение реле

Условное обозначение реле на схеме состоит как бы из двух частей. Одна часть (К1) – это условное обозначение электромагнитной катушки. Она обозначается в виде прямоугольника с двумя выводами. Вторая часть (К1.1; К1.2) – это группы контактов, которыми управляет реле. В зависимости от своей сложности реле может иметь достаточно большое количество коммутируемых контактов. Они разбиваются на группы. Как видим, на обозначении изображены две группы контактов (К1.1 и К1.2).


Как работает реле?

Принцип работы реле наглядно иллюстрирует следующая схема. Есть управляющая цепь. Это само электромагнитное реле K1, выключатель SA1 и батарея питания G1. Также есть исполнительная цепь, которым управляет реле. Исполнительная цепь состоит из нагрузки HL1 (лампа сигнальная), контактов реле K1.1 и батареи питания G2. Нагрузкой может быть, например, электрическая лампа или электродвигатель. В данном случае в качестве нагрузки используется сигнальная лампа HL1.

Пример реле

Как только мы замкнём управляющую цепь выключателем SA1, ток от батареи питания G1 поступит на реле K1. Реле сработает, и его контакты K1.1 замкнут исполнительную цепь. На нагрузку поступит напряжение питания от батареи G2 и лампа HL1 засветится. Если разомкнуть цепь выключателем SA1, то с реле K1 будет снято напряжение питания и контакты реле K1.1 вновь разомкнуться и лампа HL1 выключится.

Коммутируемые контакты реле могут иметь своё конструктивное исполнение. Так, например, различают нормально-разомкнутые контакты, нормально-замкнутые контакты и контакты на переключение (перекидные).


Нормально разомкнутые контакты

Нормально разомкнутые контакты – это контакты реле, которые находятся в разомкнутом состоянии до тех пор, пока через катушку реле не потечёт ток. Говоря проще, когда реле выключено, контакты тоже разомкнуты. На схемах реле с нормально-разомкнутыми контактами обозначается следующим образом:

Нормально разомкнутые контакты


Нормально замкнутые контакты

Нормально замкнутые контакты – это контакты реле, находящиеся в замкнутом состоянии, пока через катушку реле не начнёт течь ток. Таким образом, получается, что при выключенном реле контакты замкнуты. Такие контакты на схемах изображают следующим образом:

Нормально замкнутые контакты


Переключающиеся контакты

Переключающиеся контакты – это комбинация из нормально-замкнутых и нормально-разомкнутых контактов. У переключающихся контактов есть общий провод, который переключается с одного контакта на другой.

Переключающиеся контакты

Современные широко распространённые реле, как правило, имеют переключающиеся контакты, но могут встречаться и реле, которые имеют в своём составе только нормально-разомкнутые контакты.

У импортных реле нормально-разомкнутые контакты реле обозначаются сокращением NO. А нормально-замкнутые контакты NC. Общий контакт реле имеет сокращение COM (от слова common«общий»).


Параметры электромагнитных реле

Как правило, размеры самих реле позволяют наносить на корпус их основные параметры. В качестве примера, рассмотрим реле SONGLE SRD-12VDC-SL-C. На его корпусе нанесены следующие надписи.

Реле SONGLE SRD-12VDC-SL-C

12VDC – это номинальное напряжение срабатывания реле (12V). Поскольку это реле постоянного тока, то указано сокращённое обозначение постоянного напряжения (сокращение DC обозначает постоянный ток/напряжение).

Далее на реле указаны электрические параметры его контактов. Понятно, что мощность контактов реле может быть разная. Это зависит как от габаритных размеров контактов, так и от используемых материалов. При подключении нагрузки к контактам реле нужно знать мощность, на которую они рассчитаны. Если нагрузка потребляет мощность больше той, на которую рассчитаны контакты реле, то они будут нагреваться, искрить, “залипать”. Естественно, это приведёт к скорому выходу из строя контактов реле.

Для реле, как правило, указываются параметры переменного и постоянного тока, которые способны выдержать контакты.

Так, например, контакты реле SONGLE SRD-12VDC-SL-C способны коммутировать переменный ток в 10 А и напряжение 125 В / 250 В. Эти параметры зашифрованы в надписи 10А 250VAC / 10А 125VAC (сокращение AC обозначает переменный ток).

Также реле способно коммутировать постоянный ток силой 10 А и напряжением 28 В. Об этом свидетельствует надпись 10A 28VDC. Это были силовые характеристики реле, точнее его контактов.


ТВЕРДОТЕЛЬНОЕ РЕЛЕ

Твердотельное реле (ТТР) — электронное устройство, являющееся типом реле без механических движущихся частей, служащее для включения и выключения высокомощностной цепи с помощью низких напряжений, подаваемых на клеммы управления.

Твердотельное реле

Твердотельное реле служит для управления силовыми цепями с помощью низковольтной цепи управления. В качестве коммутатора силовой цепи используются мощные ключи на полупроводниковых структурах, выполненных по типу: транзистора, тиристора или симистора.

По сути, твёрдотельное реле является аналогом всем знакомого электромеханического, но выполненного по полупроводниковой технологии.

Такие реле, в зависимости от типа, могут работать как в цепях переменного, так и постоянного тока.


Принцип работы твердотельного реле

Работает твердотельное реле следующим образом: управляющий сигнал подаётся на светодиод. Оптическое излучение вызывает на фотоприёмнике (фотодиоде) появление ЭДС. Это напряжение подаётся на управляющую схему, которая вырабатывает сигнал для управления выходным ключом.

Упрощённое устройство твердотельного реле

Таким образом, вся работа твёрдотельного реле осуществляется в нескольких ступенях разделённых между собой:

  • входная цепь (излучающий диод);
  • оптическая развязка;
  • фотодиод с триггером управления (схема управления);
  • цепь коммутации (симистор);
  • цепь защиты выходного ключа (варистор и т.п.).

В зависимости от назначения и параметров твердотельного реле оно может иметь различное устройство. Как уже говорилось, в качестве силового ключевого элемента, который коммутирует ток нагрузки, может быть использован симистор, МДП-транзистор, тиристор, диод, биполярный транзистор или IGBT-транзистор. Благодаря этому в продаже можно найти твердотельное реле под любую задачу.

Основные параметры твердотельного реле:

  • коммутируемое напряжение Uмакс;
  • коммутируемый ток Iмакс;
  • управляющий сигнал;
  • скорость переключения.

Качественные отличия твердотельных реле от электромеханических

Почему твердотельные полупроводниковые реле всё активнее занимают место “классических” электромеханических? Как известно, у электромеханических реле недостатков много: большое время срабатывания, подгорание контактов (как следствие, низкая надёжность), дребезг контактов, искрение (вызывает помехи в работе аппаратуры).

По сравнению с электромагнитными реле, твёрдотельные обладают рядом несомненных преимуществ:

  • Допускается не менее миллиарда переключений, что в тысячу раз превышает этот показатель у обычных электромеханических.
  • Совместимость с уровнями логических микросхем. То есть ТТР можно управлять прямо с выхода микросхем.
  • Отсутствие контактов и, соответственно, дребезга.
  • Бесшумная работа, вибростойкость, высокое быстродействие.
  • Очень малое энергопотребление.

Следует отметить, что твердотельные реле очень чувствительны к превышению, как напряжения, так и тока. Поэтому, выбирая твердотельное реле необходимо всегда учитывать запас минимум в 20 %. Также эти устройства очень боятся перегрева, а при работе полупроводниковая структура сильно нагревается, поэтому наличие радиатора необходимо. Очень часто коммутируемую цепь шунтируют варистором для защиты от импульсных выбросов.


Релейные схемы используются в системах авторегулирования: для поддержания заданной температуры, освещенности, влажности и т.д. Подобные схемы, как правило, похожи и в качестве обязательных узлов содержат датчик, пороговую схему и исполнительное или индикаторное устройство (см. список литературы).

Релейные схемы реагируют на превышение контролируемого параметра над заданным (установленным) уровнем и включают исполнительное устройство (реле, электродвигатель, тот или иной прибор).

Также возможно оповещение звуковым или световым сигналом о факте выхода контролируемого параметра за пределы допустимого уровня.

Термореле на транзисторах

Термореле (рис. 1) выполнено на основе триггера Шмитта. В качестве датчика температуры используется терморезистор (резистор, сопротивление которого зависит от температуры).

Потенциометр R1 устанавливает начальное смещение на терморезисторе R2 и потенциометре R3. Его регулировкой добиваются срабатывания исполнительного устройства (реле К1) при изменении сопротивления терморезистора.

Схема простого термореле на транзисторах

Рис. 1. Схема простого термореле на транзисторах.

В качестве нагрузки в этой и других схемах этой главы может быть использовано не только реле, но и слаботочная лампа накаливания.

Можно включить светодиод с последовательным токоограничивающим резистором величиной 330…620 Ом, генератор звуковых колебаний, электронную сирену и т.д.

При использовании реле контакты последнего могут включать любую электрически изолированную от цепи датчика нагрузку: нагревательный элемент либо, напротив, вентилятор.

Для защиты выходного транзистора от импульсов напряжения, возникающих при коммутации обмотки реле (индуктивной нагрузки), необходимо включать параллельно обмотке реле полупроводниковый диод.

Так, на рис. 1 анод диода должен быть соединен с нижним по схеме выводом обмотки реле, катод — с шиной питания. Вместо диода с тем же результатом может быть подключен стабилитрон или конденсатор.

Термореле на тиристоре

Термореле [МК 6/82-3] (рис. 2) имеет выходной каскад с самоблокировкой на тиристоре.

Релейные схемы (температура, звук, свет, влажность)

Рис. 2. принципиальная схема термореле на транзисторе и тиристоре.

Это приводит к тому, что после срабатывания схемы выключить сигнализацию можно только после кратковременного отключения питания устройства.

Простой термоиндикатор

Термореле (рис. 3), или, говоря точнее, термоиндикатор, выполнен по мостовой схеме [ВРЛ 83-24]. Когда мост сбалансирован, ни один из светодиодов не светится. Стоит температуре повыситься, включится один из светодиодов.

Принципиальная схема простого термо-индикатора на одном транзисторе и светодиодах

Рис. 3. Принципиальная схема простого термо-индикатора на одном транзисторе и светодиодах.

Если температура, напротив, понизится, загорится другой светодиод. Чтобы различать, в какую сторону изменяется температура, для индикации ее повышения можно использовать светодиод красного свечения, а для индикации понижения — светодиод желтого (или зеленого) свечения. Для балансировки схемы вместо резистора R2 лучше включить потенциометр.

Фотореле на транзисторах

Фотореле (рис. 4) отличается от термореле (рис. 16.1) тем, что вместо терморезистора использован фоточувствительный прибор (фотодиод или фотосопротивление).

Принципиальная схема простого фото-реле на транзисторах

Рис. 4. Принципиальная схема простого фото-реле на транзисторах.

Фотореле с двухкаскадным усилителем

Схема фотореле, показанная на рис. 5, содержит двухкаскадный усилитель постоянного тока, выполненный на транзисторах разного типа проводимости.

Принципиальная схема фотореле с двухкаскадным усилителем

Рис. 5. Принципиальная схема фотореле с двухкаскадным усилителем.

При изменении электрического сопротивления фотодиода и, соответственно, смещения на базе транзистора VT1, увеличится коллекторный ток выходного транзистора усилителя VT2, и напряжение на резисторе R2 возрастет.

Как только это напряжение превысит напряжение пробоя порогового элемента — полупроводникового стабилитрона VD2, включится оконечный каскад на транзисторе VT3, управляющий работой исполнительного механизма (реле).

Использование в схеме порогового элемента (полупроводникового стабилитрона) повышает четкость срабатывания фотореле.

Фотореле со звуковой сигнализацией

Фотореле (рис. 6) является таковым не в полной мере, поскольку реагирует на изменение освещенности плавным изменением частоты генерируемых колебаний [B.C. Иванов].

Принципиальная схема фотореле со звуковой сигнализацией

Рис. 6. Принципиальная схема фотореле со звуковой сигнализацией.

В то же время это устройство может работать совместно с измеряющими частоту приборами, частотно-избирательными реле, сигнализировать высотой звукового сигнала об изменении освещенности, что может быть весьма актуально для слабовидящих.

Схема реле влажности, реле уровня жидкости

Реле влажности или реле уровня жидкости (рис. 7) так же, как и некоторые из вышеприведенных схем выполнено на основе триггера Шмитта [МК 2/86-22].

Принципиальная схема реле влажности,  реле уровня жидкости

Рис. 7. Принципиальная схема реле влажности,  реле уровня жидкости.

Порог срабатывания устройства устанавливают регулировкой потенциометра R3. Контакты датчика влажности выполнены в виде медного (Си) и железного (Fe) стержней, погруженных в землю.

При изменении содержания влаги в земле электропроводность среды и сопротивление между электродами меняются. С увеличением смещения на базе транзистора VT1 он открывается.

Коллекторный и эмиттерный токи транзистора возрастают, что приводит к росту напряжения на потенциометре R3 и, соответственно, к переключению триггера.

Реле срабатывает. Устройство может быть настроено на уменьшение электропроводности земли ниже заданной нормы. Тогда, при срабатывании исполнительного устройства, включается система автоматического полива земли (растений).

Реле времени

Реле времени (рис. 8) описано в книге П. Величкова и В. Христова (Болгария). Кратковременное нажатие на кнопку SA1 разряжает времязадающий конденсатор С1 и устройство начинает «отсчет времени».

Принципиальная схема реле времени на транзисторах

Рис. 8. Принципиальная схема реле времени на транзисторах.

В процессе заряда конденсатора напряжение на его обкладках плавно увеличивается. В итоге, через некоторое время реле сработает, и включится исполнительное устройство.

Скорость заряда конденсатора, а, следовательно, и время выдержки (время экспозиции) можно изменять потенциометром R1. Реле обеспечивает максимальное время экспозиции до 10 сек при указанных на схеме параметрах элементов. Это время может быть увеличено за счет увеличения емкости конденсатора С1, либо сопротивления потенциометра R1.

Стоит отметить, что для столь простых схем «аналоговых» таймеров стабильность временного интервала невелика. Кроме того, нельзя до бесконечности наращивать емкость времязадаю-щего конденсатора, поскольку заметно возрастает его ток утечки.

Такой конденсатор неприемлем в схемах «аналоговых» таймеров. Существенно увеличить время экспозиции за счет сопротивления потенциометра R1 также нельзя, поскольку входное сопротивление последующих каскадов, если только они не выполнены на полевых транзисторах, невелико.

Аналоговые таймеры (реле времени) широко используют при фотопечати, для задания времени выполнения каких-либо процедур. Эти устройства используются, например, для получения воды, ионизированной серебром.

Реле что реагирует на уровень напряжения

Реле напряжения (рис. 9, 10) используются для контроля заряда или разряда элементов питания, аккумуляторов, контроля напряжения питания, поддержания напряжения на заданном уровне. Схемы, описанные в книге П. Величкова и В. Христова, предназначены для контроля разряда (рис. 9) или перезаряда (рис. 10) аккумулятора.

Принципиальная схема реле для контроля разряда аккумулятора

Рис. 9. Принципиальная схема реле для контроля разряда аккумулятора.

Принципиальная схема реле для контроля перезаряда аккумулятора

Рис. 10. Принципиальная схема реле для контроля перезаряда аккумулятора.

При необходимости напряжение срабатывания этих устройств может быть изменено. Порог срабатывания задается типом стабилитрона. Для изменения в небольших пределах порога срабатывания подобных реле последовательно со стабилитроном можно включать 1 — 3 германиевых Щ9) или кремниевых (КД503, КД102) диодов в прямом направлении.

Катоды диодов должны «смотреть» в сторону базы входного транзистора. Германиевый диод смещает порог срабатывания примерно на 0,3 В, а кремниевый — на 0,5 В.

Для цепочки из двух, трех диодов эти значения удваиваются (утраиваются). Промежуточные значения напряжений можно получить при последовательном включении германиевого и кремниевого диодов (0,8 В).

Акустическое реле

Акустическое реле (рис. 11, 12) используют для контроля уровня шума, а также в составе систем охранной сигнализации [Б.С. Иванов, М 2/96-13]. Помимо прочего, такие схемы часто используют в системах связи — в устройствах голосового управления каналом связи.

Принципиальная схема акустического реле

Рис. 11. Принципиальная схема акустического реле.

Принципиальная схема акустического реле на транзисторах

Рис. 12. Принципиальная схема акустического реле на транзисторах.

Так, при разговоре автоматически и без вмешательства оператора происходит переключение радиостанции или линии связи с приема на передачу. Устройство содержит датчик звукового сигнала — микрофон, в качестве которого можно использовать обычный микротелефонный капсюль, усилитель низкой частоты, детектирующее и исполняющее (релейное) устройство.

Коэффициент усиления УНЧ определяет чувствительность акустического реле. На микрофон может быть установлен звукоулавливающий рупор для повышения направленных свойств акустического реле. Резонансный фильтр, включенный после УНЧ, позволяет акустическому реле реагировать только на звук определенной частоты и игнорировать остальные звуки.

Литература: Шустов М.А. Практическая схемотехника (Книга 1), 2003.

В этой статье мы поговорим о Реле. Реле это устройство, созданное для коммутации электрических цепей, которое может осуществляться в устройствах автоматики даже без помощи человека. Рассмотрим поподробнее, какие существуют типы, и для каких целей служат реле. Самое распространенное электромагнитное реле может быть в двух положениях: включено и отключено. Состоит реле из контактов, катушки, подвижного якоря, толкателя контактной системы, выводов реле. Фото катушки магнитного пускателя (реле), изображено на нижеприведенном рисунке, все катушки сделаны по одному принципу:

Катушка магнитного пускателя

Катушка магнитного пускателя

   Катушка представляет собой медный провод, намотанный на оправке, и представляет собой, в простейшем случае цилиндр, внутри которого находиться сердечник электромагнита. При подаче напряжения на выводы катушки, она втягивает в себя сердечник по принципу электромагнита, при этом толкатель двигает (толкает) подвижную систему контактов, часть из которых при этом замыкается, а часть размыкается.

Рисунок строение реле

Рисунок строение реле

   Далее изображено схематическое обозначение основных деталей, из которых состоит реле и которые необходимы нам для понимания его работы:

Схематические обозначения деталей реле

Схематические обозначения деталей реле

 – Под цифрой один изображена катушка электромагнитного реле, так она обозначается на принципиальных схемах.
 – Под цифрой два изображен свободно разомкнутый контакт.
 – Под цифрой три изображен свободно замкнутый контакт. 

   А здесь изображены катушка и группы контактов вместе:

Схематическое обозначение катушки и контактов

Схематическое обозначение катушки и контактов

   Контакты реле могут быть, как свободно замкнутыми, так и свободно разомкнутыми. Свободно замкнутые, это те контакты, которые в отсутствие напряжения на катушке реле находятся в замкнутом состоянии. Свободно разомкнутые контакты соответственно в отсутствие напряжения находятся в разомкнутом состоянии. Реле бывают рассчитанные на работу, как от переменного, так и от постоянного тока. На фотографии можно видеть маломощное электромагнитное реле:

Фотография электромагнитного реле

Фотография электромагнитного реле

   Электромагнитные реле выпускаются на разную мощность, начиная от низковольтных малогабаритных реле, магнитных пускателей осуществляющих управление двигателями и цепями управления станков, до мощных контакторов (сделанных тоже по типу реле) осуществляющих коммутацию значительных токов и позволяющих управлять работой больших двигателей в насосных станциях, котельных и других объектах электроустановок. На рисунке ниже изображен магнитный пускатель серии ПМЕ:

Магнитный пускатель ПМЕ

Магнитный пускатель ПМЕ

   Подобные магнитные пускатели имеют катушку, рассчитанную на напряжение питания от 110 до 380 вольт для работы от сети переменного тока. Магнитные пускатели помимо силовых контактов, рассчитанных на большую нагрузку, имеют вспомогательные свободно замкнутые и свободно разомкнутые контакты. Вспомогательные контакты используются в цепях управления устройством, например токарным или сверлильным станком. Ниже на рисунке схема нереверсивного пуска электродвигателя.

Схема нереверсивного пуска электродвигателя

Схема нереверсивного пуска электродвигателя

   В левой части, как нам известно, из приведенных выше схематических изображений, изображены под обозначением КМ три спаренных для одновременного включения силовых контактов включения электродвигателя. Прямоугольник, обозначенный КМ, это как мы знаем, обозначение катушки пускателя. Свободно разомкнутый контакт, находящийся под обозначением кнопки SBC (которая, кстати, является кнопкой включения электродвигателя) служит контактом так называемого “самоподхвата питания”. Рассмотрим вкратце эту схему, являющуюся типичной схемой нереверсивного включения двигателя (по такой схеме устроены приводы наждаков на производстве”:

Наждачная бабка фото

Наждачная бабка фото

   После нажатия кнопки SBC питание подается на катушку пускателя (реле) КМ. Замыкаются силовые и вспомогательный контакт магнитного пускателя. При этом включается двигатель. Для какой цели нам служит вспомогательный контакт “самоподхвата питания” ? Если бы его не было и мы отпустили кнопку включения SBC, то катушка была бы у нас обесточена и двигатель остановился. Контакт “самоподхвата питания”, замыкаясь враз с силовыми контактами, шунтирует кнопку включения своими контактами и после её отпускания питание с катушки не пропадает, до тех пор, пока не будет нажата кнопка остановки двигателя SBT. Либо не будет обесточен станок или иное устройство, в котором будут установлены этот двигатель и схемы управления. Дальше изображен мощный контактор, устройство которого как уже писалось выше также основано на принципе действия электромагнитного реле:

Реле контактор

Реле контактор

Тепловые реле

   Второй тип реле, также широко используемый в электротехнике, это тепловые реле. Фото теплового реле приводится на следующем рисунке:

Фото тепловое реле

Фото тепловое реле

   Эти реле очень часто используются в паре с электромагнитными реле (пускателями и контакторами) для защиты электрических цепей с электродвигателями от перегрузок. Если кто-нибудь обратил внимание, на рисунке, где была приведена схема нереверсивного пуска электродвигателя, присутствует и такое схематическое изображение:

Изображение на схеме тепловое реле

Изображение на схеме тепловое реле

   Ниже на рисунке показано устройство теплового реле:

Рисунок устройство теплового реле

Рисунок устройство теплового реле

   Как устроено тепловое реле: в его состав входит биметаллическая пластина, сделанная из двух металлов имеющих различный коэффициент расширения. При нагреве биметаллическая пластина изгибается и освобождает пружину, которая размыкает силовые контакты теплового реле. Происходит это мгновенно, в целях быстрого гашения дуги. Так обозначается, на схемах (выделено красным) тепловое реле.

Обозначение на схема теплового реле

Обозначение на схема теплового реле

   На рисунке под цифрой 2 изображены контакты теплового реле, которые размыкаются при срабатывании теплового реле и обесточивают двигатель. Под цифрой 1 показаны контакты теплового реле, которые входят в цепь с биметаллической пластиной. После срабатывания реле можно включить заново, после остывания пластины нажав на толкатель, размещенный на тепловом реле.

Реле времени

   В радиоэлектронике и электротехнике часто используются так называемые реле времени:

Реле времени фото

Реле времени фото

   Такие реле предназначены для выдержки времени, по истечении которого включается другое устройство, подключенное к реле времени. Существуют и находят применение в электронике также герконовые реле. Герконы – это герметичные устройства управляемые магнитным воздействием. Фото герконового реле и его устройство приведено на картинках расположенных ниже:

Герконовое реле фото

Герконовое реле фото

   Современным трендом является использование твердотельных реле – где полностью отсутствуют подвижные части, а функцию коммутатора берут на себя силовые тиристоры или транзисторы, но об этом вы можете почитать здесь. Обзор подготовлен специально для сайта Радиосхемы, с вами был AKV.

   Форум по автоматике и реле 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти концентрацию сухого вещества
  • Как найти предыдущий поиск
  • Составить предложение со словом однако как вводное слово
  • Нет звука в компьютере в чем проблема как исправить
  • Как зимой найти рыбу на рыбалке