Как составить проблему социологического исследования

Автор статьи

Надежда Алексеевна Рыбкина

Эксперт по предмету «Социология»

Задать вопрос автору статьи

Понятие проблемы социологического исследования

Разработка любой программы социологического исследования начинается с формулировки и постановки проблемы. Термин «проблема» в переводе с греческого означает задача.

Определение 1

Проблема социологического исследования – это определенная преграда, научный или практический вопрос, который требует детального изучения или решения.

Проблема может иметь две стороны:

  • гносеологическую (познавательную);
  • предметную.

Познавательная сторона проблемы – это противоречия между знаниями и действительностью, или противоречия. В процессе создания программы формулировка проблемы может корректироваться.

Замечание 1

Не следует путать понятия «проблема социологического исследования» и «проблемную ситуацию». Для решения проблемы социологического исследования, она должна быть теоретически обоснованной с научной точки зрения. Решить проблему – это получить новые знания, которые сумеют объяснить те, или иные явления. Проблемная ситуация отображается в проблеме социологического исследования.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Подходы к классификации проблем

Проблемы социологического исследования делятся на следующие виды:

  1. По носителям — противоречия, которые касаются:

    • групп: (национально-профессиональных, возрастных и т.д.)
    • социальных институтов;
    • определенных предприятий
  2. По масштабам распространения:

    • локальные (местные),
    • регионального характера,
    • проблемы национального масштаба,
    • глобальные (мировые).
  3. По глубине противоречий:

    • которые легко ликвидировать,
    • системные

Степень сложности проблемы и требования к её формулировке

Степень сложности проблемы зависит от относительной сложности объекта исследования, знаний о нём и от состояния научного и практического знания в определённой области. Поэтому выбор и формулировка проблемы ведёт за собой выбор конкретного объекта исследования.

«Проблема социологического исследования» 👇

В теоретико-прикладном исследовании стоит говорить про теоретический объект (конкретная область проблемы). В прикладном исследовании часто идёт речь об эмпирическом объекте.

Проблема социологического исследования формируется социологом вначале исследования в форме конкретных вопросов, на решение которых направлено само социологическое исследование. Проблема уточняется через выделение объекта и предмета исследования, постановки целей и задач исследования, предположений в виде гипотез.

Выделяют следующие требования к формулировке проблемы социологического исследования:

  • отчётливо понимать структуру проблемы и уметь отличать существенное и не существенное;
  • важным элементом при изучении проблемы является расчленение её на элементы, первоочередные задачи и цели, которые нужно будет исследовать;
  • в качестве проблемы не должны выступать одиночные явления и проблемы, которые невозможно решить.

Пример 1

Рассмотрим для примера, как формируется проблема. Допустим, есть исследование на тему: «Сравнительная характеристика использования ресурсов Интернета представителями разных возрастных групп».

Проблема данного исследования – низкий уровень компьютеризации населения города Н, а также незначительный процент населения, который имеет повседневный доступ к ресурсам сети.
Объект исследования – это использование ресурсов Интернет. Предмет исследования – цель и частота использования ресурсов сети разными возрастными группами населения.

Не следует забывать, что предмет исследования включает в себя стороны и свойства объекта, которые выражают проблему. Поэтому правильная и ясная формулировка проблемы, предмета и объекта – это первый шаг к разработке программы социологического исследования.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Социологическое исследование: описание, рабочий план, пример

Содержание:

  • Что такое программа социологического исследования
  • Этапы исследования
  • Разработка программы социологического исследования

    • Определение проблемы
    • Предварительный анализ объекта
    • Характеристика цели и задач
    • Интерпретация понятий
    • Формулирование гипотез
    • Определение стратегического плана
    • Составление плана выборки
    • Описание методов сбора данных
    • Описание схемы анализа данных
  • Типичные проблемы социологического исследования
  • Примеры программ социологического исследования

Что такое программа социологического исследования

Социологическое исследование — это сбор и обработка различной информации о закономерностях жизни в обществе.

Результатом этой работы будет получение достоверной информации об изучаемом процессе или явлении, часто выражаемый в виде списков, таблиц, графиков, диаграмм и др.

Проведение социологических исследований позволяет находить ответы на многие вопросы общественной жизни, недоступные для других методов получения интересующих сведений. Предварительно распланировав эту процедуру можно значительно упростить работу и сделать результат более точным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Среди всех инструментов по изучению социальных процессов и отношений, социологическое исследование занимает приоритетную роль, позволяя получить наиболее полную и обстоятельную информацию. При этом его нельзя уподобить простому сбору необходимых фактов, это отработанная научная процедура, в рамках которой используются специальные методы и технологии, помогающие организовать необходимую выборку, систематизировать материал и пр.

Социологическое исследование проводится там, где в нем есть общественная потребность, определяемая наличием проблемы. В этом отношении важное значение имеют выявление необходимости изучения отдельных областей социума, которые в силу своей неясной природы, могут создать серьезные сложности в будущем.

Этапы исследования

Различают следующие этапы:

  1. Подготовительный. Он включает в себя определение социальной проблемы или вопроса, требующие изучения. Тут формулируются цели и задачи проводимой работы. Все это фиксируется в программе исследования, где излагается общая концепция проводимой процедуры. В нее входит и организационный раздел, который содержит этапы рабочего плана, указание сроков проведения мероприятия и характеристику выборки. На этом же этапе определяются методы сбора необходимых данных и используемые инструменты. Например, если выбрано интервьюирование, то составляется анкета, содержащая необходимые вопросы и определяются методы обработки полученных данных.
  2. Основной. Здесь проводится работа по сбору необходимой информации в соответствии с предусмотренной методикой. Например, это может быть телефонный опрос по заранее сформированной базе респондентов.
  3. Завершающий. Тут проводится обработка первичной информации и ее анализ. Как правило, полученные данные обобщаются и систематизируются, для представлении в качестве количественных или процентных показателей. Дальнейшая работа с полученными сведениями может представлять собой переложение их в графическую форму отображения (график, диаграмму и пр.) и окончательную интерпретацию в смысловом виде. В этом случае обработанные сведения сравниваются с другими показателями и результатами исследований. С помощью аналитических методов на основании этого определяется текущая социальная ситуация (например, число беременных, курящих чаще 1 раза в день), перспективы и тенденции ее развития.

Разработка программы социологического исследования

Важность этого документа заключается в том, что он с разных сторон рассматривает предстоящее социологическое исследование, предлагая для него различные обоснования:

  • методологическое;
  • методическое;
  • организационно-техническое.

Правильная разработка проекта, подразумевает определенную структуру изложения и последовательность действий.

Определение проблемы

Разработка программы социологического исследования начинается с определения проблемы. Так называется ситуация, при которой возникает противоречие в рассматриваемой области между отдельными составляющими элементами. При этом не следует смешивать между собой понятия научной и социальной проблемы.

Научная проблема — это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований.

Социальные проблемы — вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения значительного числа членов общества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.

Например, для 2020 года актуальным будет вопрос дистанционного образования, в том числе — наличия подходящих курсов и методов оценки полученных знаний.

Предварительный анализ объекта

После того, как определена конкретная проблема для исследования, происходит выбор объекта. Если рассматривать проблему с дистанционным обучением, то для изучения могут быть выбраны учебные курсы, которые присутствуют на данный момент в сфере образования для школьников 11-го класса.

Соответственно, на подготовительном этапе нужно определить:

  • Насколько соответствуют программе обучения имеющиеся курсы.
  • Охватывают ли они основные предметы.

Иными словами — служат ли они полноценной заменой традиционному обучению, когда учитель ведет урок в классе.

Характеристика цели и задач

Целью социологического исследования называется результат, который ожидается по завершении работы, а задачей будет круг вопросов, которые необходимо решить для его достижения. В рассматриваемой нами гипотетической ситуации с изучением проблемы дистанционного образования, целью может быть определение наиболее эффективного способа подачи учебной информации при дистанционном образовании (например, онлайн-уроки, записи лекций и пр.).

В этом случае основными задачами на начальном этапе могут быть:

  • Составление опросника.
  • Определение репрезентативной выборки среди учащихся 11-го класса.
  • Выбор наиболее подходящего механизма опроса (личный, через электронную рассылку, по интернету и др.).

Рассматривая дистанционные учебные курсы, предметом исследования будет выступать сама система подобного образования. Она включает:

  • Педагога. Он ведет занятия с помощью современных мультимедийных средств (видеокамеры, проектора и пр.).
  • Учебный курс или пособие. В отдельных случаях они могут заменять учителя, выступая инструментом для самостоятельного занятия.
  • Канал передачи информации. В зависимости от конкретной ситуации, он может быть одно или двухсторонним. В первом случае данные передаются только от учителя к ученику (например, при демонстрации лекции в записи или изучении учебного пособия), во втором присутствует и обратная связь (например, при прямом эфире можно задавать педагогу вопросы по голосовой связи или в чате).
  • Учащегося. Он является конечным потребителем учебных программ и на него направлена учебная деятельность педагога.

Подобный системный подход важен при составлении любого курса.

Интерпретация понятий

На этом этапе проводится логическая связь между отдельными понятиями и, во избежание двусмысленности, уточняются их значения. В выбранном примере с дистанционным образованием важно определить значение термина «дистанционный курс». 

Дистанционный курс — это учебный материал, предназначенный для получения знаний по конкретным предметам школьной программы при самостоятельном изучении с помощью компьютера.

При необходимости можно:

  • Расширить это понятие, добавив, что в этом процессе могут использоваться и возможности сети интернет.
  • Еще больше конкретизировать термин, упомянув что обучение идет без участия педагога.

Формулирование гипотез

На этом этапе формулируются предположения о возможном результате исследования, при отсутствии истинного значения.

Инструментом построения гипотез выступают:

  1. Теоретические концепции требующие проверки на практике.
  2. Результаты прежних исследований в данной области.
  3. Аналогии с похожими процессами.
  4. Интуиция исследователя.
  5. Наблюдение за окружающими событиями.

Не все их можно применить одновременно, но всегда есть возможность использовать какую-то часть из приведенного списка. 

Определение стратегического плана

Здесь формулируется общая стратегия действий по проведению исследования. Возможные варианты такого плана:

  • Разведывательный. Его применяют, когда у исследователя нет достаточной информации об объекте, поэтому изначально он затрудняется выдвинуть рабочую гипотезу и собирает информацию из сторонних источников (научных публикаций, бесед со специалистами и пр.). В зависимости от полученных сведений определяется дальнейшая стратегия действий.
  • Описательный. Используется при наличии достаточных данных — составляется анкета и проводится опрос или интервьюирование респондентов, с дальнейшей обработкой результатов.
  • Аналитический. Требуется в ситуации, когда цель исследования не просто фиксация фактов и закономерностей, а определение причинно-следственных связей между отдельными процессами в обществе.
  • Экспериментальный. По сути это вариация аналитического плана, когда для проверки гипотезы требуется эксперимент.

Для исследования по дистанционным курсам хорошо подойдет стратегический план описательного типа.

Составление плана выборки

На этом этапе важно определить, по каким принципам будут отбираться лица для опроса. Для качественного социологического исследования большое значение имеет понятие репрезентативности, применительно к выборке это означает, что она должна как бы моделировать в миниатюре конкретную социальную группу. В этом случае показатели, полученные у небольшого числа опрошенных, можно будет распространить на большие объемы.

Репрезентативность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.

Например, вот как можно сделать репрезентативную выборку для исследования по дистанционным курсам. Один критерий отбора нам известен — это должны быть учащиеся 11-го класса. Вводим еще два показателя:

  • Ученики из образовательных учреждений разного уровня (средних школ, гимназий, лицеев и др.).
  • Лица с разной успеваемостью.

Таким образом правильно будет отобрать несколько образовательных учреждений, в каждом из которых выделить отдельные группы школьников, имеющих разные успехи в учебе. Полученную выборку можно будет считать репрезентативной.

Наряду с выборочной методикой исследования существуют и другие приемы формирования совокупности для обследования. Самими распространенными из них являются:

  • Сплошное исследование. Применяется для небольших групп, когда есть возможность опросить каждого респондента. Надежность этого способа бесспорна.
  • Исследование основного массива. Здесь исследуется большая часть респондентов, но этот способ с социологии не считается надежным.
  • Монографическое исследование. Опрашивается лишь часть респондентов, выбранная по определенным критериям (месту проживания, половой принадлежности, возрасту и пр.). В отдельных случаях этот способ может давать очень точные результаты, но его надежность сильно зависит от размеров выборки.

Описание методов сбора данных

В программе социологического исследования обязательно должно быть указано, каким образом будет собираться информация. Это может быть:

  • Анкетный опрос. В этом случае респондент получает анкетный лист, который он должен заполнить. Анкета может быть вручена лично, отправлена по электронной почте и пр.
  • Интервьюирование. Способ похож на анкету, но задает вопросы и фиксирует ответы сам исследователь (или его представитель). Это может делаться при личной встрече, по телефону и т.д.
  • Наблюдение. Здесь подразумевается непосредственная регистрация событий, происходящих в определенных условиях. Наблюдения делятся на несколько категорий и могут быть полевыми или лабораторными, систематическими или случайными и др.
  • Анализ документов. В этом случае для анализа используются официальная и неофициальная документация — письма, сводки, приказы, постановления и пр.
  • Эксперимент. В этом случае исследователь моделирует определенную ситуацию и отслеживает, какие изменения происходят.

Для сбора информации по дистанционному образованию хорошо подходит способ интервьюирования, потому что он позволяет оперативно зафиксировать нужные данные, не надеясь на ответственность респондента.

Описание схемы анализа данных

Этот раздел не является обязательным для программы социологического исследования, но его наличие позволит определить общую перспективу проводимого мероприятия и делать выводы о его эффективности. Это может быть обработка полученных анкет или расшифровка аудиозаписей, с последующим упорядочиванием информации в компьютерной базе данных.

Подразумевается, что на выходе у исследователя получится отчет, где наряду с полученными данными и их аналитическим рассмотрением, будут присутствовать выводы, предложения и практические рекомендации. К примеру, обработав результаты интервью по дистанционному образованию, будет хорошо, если исследователь не только приведет процент учащихся, которые довольны или недовольны имеющимися курсами, но и укажет предметы, по которым в первую очередь необходимо подготовить новые пособия.

Типичные проблемы социологического исследования

Несмотря на кажущуюся простоту в решении, выбор проблемы часто является сложностью при разработке программы социологического исследования. Чаще всего тут полагаются на интуицию и здравый опыт исследователя, но это может приводить к ошибкам. Выше уже говорилось о разнице в значении понятия «проблема» в общепринятом научном смысле и социологическом рассмотрении. Важно не попадаться в эту терминологическую ловушку.

Чтобы было еще понятнее можно сказать, о двойственности проблемы исследования:

  1. С одной стороны она выражает объективные противоречия, вызывающие сложившуюся ситуацию (в текущем примере — есть потребность в учебных курсах, но не все они окончательно разработаны).
  2. С другой — указывает на противоречие между необходимостью предпринять какие-то меры, но в данный момент неясно какие (есть понимание, что имеющихся программ обучения недостаточно, но непонятно по каким направлениям и что учесть при разработке).

Таким образом, проблема социологического исследования формируется как потребность изучения определенных сторон социальной жизни отдельных групп людей, выявление противоречий в этих областях, поиск причин и разрешение сложившейся сложной ситуации. Формулируя проблему, специалист старается как можно точнее определить сложившуюся ситуацию и в то же время старается не давать слишком широких объяснений. Часто, по ходу подготовки программы исследования, существующее определение может сужаться, достигая завершенного вида к окончанию работы над этим документом.

Рекомендуется несколько раз возвращаться к текущей формулировке. Если не сузить ее до приемлемого размера, останется опасность, что в ходе сбора и обработки полученной социологической информации будет идти поиск ответа на несколько проблем вместо одной, что распылит усилия и не даст приемлемого результата. Большое число направлений будет создавать серьезные сложности, потому что:

  • Усложняет инструментарий исследователя.
  • Снижает качество информации, получаемой в ходе опросов или анкетирования.
  • Уменьшает оперативность исследования.

Проблемы социологического исследования подразделяются по следующим критериям:

  • Носителям. Это могут быть отдельные группы (национальные, возрастные, профессиональные и др.), социальные институты, конкретные предприятия и организации.
  • Масштабам. Проблема может носить глобальный характер, касаться одной страны, быть региональной и местной.
  • Глубине противоречий. В этом случае проблемы разделяются по сложности разрешения.

Примеры программ социологического исследования

Образец можно найти здесь.

Проблема
— это противоречие между знанием и
назревшей общественной
потребностью, а иногда и просто
столкновение качества
нового знания с количеством знания
старого, что типично
для
научных исследований. Каждая новая
потребность направляет

к новому знанию, ибо в старом знании не
находится
полного ответа на вопрос, как решить
возникающую проблему.

Обычно
выделяют гносеологический и практический
аспект
проблемы. В гносеологическом
смысле

проблема — противоречие между
потребностями людей в каких-то действиях
и незнанием
средств, методов, способов реализации
этих действий. Он побуждает
людей к теоретической деятельности,
дальнейшему развитию знания. При
этом теоретическая деятельность
избыточна
по отношению к конкретной проблеме, она
позволяет понять
не только природу, но и истинный масштаб
изучаемого явления
или процесса.

Практическая,
предметная
сторона проблемы социологического
исследования — некое социальное
противоречие, требующее
его решения.

В
проблеме содержится нечто такое, что
не известно людям,
что требует изучения, определяет
направление мыслительного
процесса.
Итак, в пределах одной темы вычленяется
наиболее актуальная для общества
проблема или ряд проблем. Затем в
программе
указываются предполагаемые результаты
исследования независимо
от того, будут ли это результаты,
ориентированные преимущественно
на получение теоретических выводов или
разработку
практических рекомендаций тем или иным
органом. Ведь
в одном исследовании можно ожидать и
то
и другое.

8.3.Отражение объекта и предмета в программе социологического исследования

В
зависимости от целей, темы и проблемы
исследования определяется
объект изучения. В этом качестве выступает
группа или
общность людей, социальный институт,
социальное явление,
любая область социальной действительности.
Объект
социологического
исследования —
то,
на что направлен процесс познания
или социологического воздействия.
В рамках одного объекта может возникнуть
несколько
проблем, и следовательно, несколько
предметов исследования.

Выделение
объекта исследования — необходимая
процедура в
ходе
разработки программы, так как от этого
зависит выбор методов исследования и
многое другое. Например, анкета
для инвалидов будет отличаться от
анкеты безработных, поскольку в их
положении есть не только общее, но и
особенное.

Уточнению
направлений исследования способствует
выделение предмета
исследования,
т.
е. законов, определяющих структуру
и деятельность социальных объектов,
принципов их взаимосвязей
и тенденций развития. Предмет содержит
в себе наиболее
существенный для исследователя вопрос,
который в прин­ципе позволяет обнаружить
новую тенденцию или даже закономерность
изучаемого противоречия.

Выделение
в рамках данной темы конкретной проблемы,
|предмета
и объекта исследования позволяет
уточнить направление
научного
поиска, получить конкретные результаты
и раз­работать
практические рекомендации.

8.4.Этап выделения единиц социологического наблюдения

Чаще
всего в ходе социологических исследований
в качестве
единицы наблюдения выступают индивиды.
В зависимости от того, что выбрано
единицей наблюдения, определяется
тип выборки и способ отбора таких единиц.
Если единицу
взята семья, то целесообразна серийная
выборка. Отдельные
лица отбираются с помощью, например,
случайной выборки
и т.д.

Единица
наблюдения

— тот элемент совокупности, относительно
которого ведется сбор социальной
информации. В программе
также указывается единица
анализа.

Единица
наблюдения
и единица анализа могут совпадать, а
могут и различаться.

Исследователь
должен быть
вооружен знаниями в данной области
науки. Речь, прежде всего о социологии
как науке, об обществе, о таких прикладных
знания, как социология быта, социология
социальной теория
управления, социальная психология и
др. Все это находит
отражение в методологической части
программы. В ней содержится
предварительный анализ предмета изучения
на
основе чего осуществляется теоретическое
уточнение понятий.
Это делается для того, чтобы социальный
заказчик, ознакомившись
с программой, видел, из чего исходят
авторы в своем
исследовании. С другой стороны, каждый
добытый социальный
факт можно истолковывать и делать из
него выводы только
в рамках определенной концепции. Из
теоретической части
как раз и видно, в рамках какой концепции
будут интерпретироваться
полученные факты. Поэтому некоторая
часть программы
обычно посвящается теории изучаемого
вопроса.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  1. Понятие проблемы социологического исследования
  2. Различные подходы к классификации проблем
  3. Уровни сложности проблемы и требования к ее созданию

Формулировка и правильная постановка изучаемой проблемы — это то, с чего начинаются абсолютно все программы социального исследования. А термин «проблема» греческого языка обозначает «задача».

Понятие проблемы социологического исследования 

Определение 1

Проблема социологического исследования — это барьер, вопрос научного или практического действия, которому необходимо длительное время для исследования, а также еще больше для решения.

У проблемы зачастую может быть только две стороны:

  • Познавательная (так называемая гносеологическая)
  • Предметная

Гносеологическая сторона проблемы — это несостыковки между известной информацией и действительностью. Когда создается программа, сформулировать данную проблему можно по-разному.

Замечание 1

Только не путайте такие понятия как «проблема исследований в социологии» и «проблемная ситуация». Ведь для решения возникшей проблемы социологического исследования, у нее должна быть теоретически обоснованная основа, которую научно подтвердили. Если вам удастся решить проблемы, то вы автоматически получаете новые знания, которые гарантированно помогут в объяснении тех или иных ситуаций. Проблемную ситуацию зачастую можно встретить в проблеме социологических исследований.

Различные подходы к классификации проблем

Проблемы социологических исследований можно разделить на такие разновидности:

По носителям — это противоречия относящиеся к:

  • Группам: (национальность, профессия и возраст)
  • Социальные институты
  • Определенные предприятия

В зависимости от размеров развития 

  • Локальные (в определенном месте)
  • Региональные (в целом регионе)
  • Национальные (которые касаются целой страны)
  • Глобальные (касаются всего мира)

В зависимости от глубины разногласий

  • Легко ликвидируются проблемы
  • Системные

banner

Сложно разобраться самому?

Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям

Уровни сложности проблемы и требования к ее созданию

Уровень сложности изучаемой проблемы, пропорционально зависим от сложности объекта для исследования, известной информации о нем и знания научного и практического определения области. Поэтому в процессе выбора и создания проблемы, необходимо выбрать конкретный объект для исследования.

Определение 2

Объект исследования — это главный носитель изучаемой проблемы или целая область социальной реальности, в которой имеются те или иные разногласия.

В теоретико-прикладном исследовании, необходимо акцентировать внимание и обсуждать теоретический объект (определенная область возникшей проблемы). В прикладном исследовании чаще всего речь идет об эмпирическом объекте.

Проблема исследования, начинает формироваться социологом на самом начальном этапе исследования, применяя конкретные вопросы, для решения которых и направлено исследование. Все уточнения проблемы происходят в процессе изучения объекта и предмета исследования.

banner

Не нашли то, что искали?

Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям

Для формулирования проблемы исследования можно выделить следующие требования:

  • Социологу необходимо хорошо понимать структуру проблемы, а также уметь отличать существенное и несущественное.
  • Также важным этапом в процессе изучения проблемы, можно отнести умение расчленения проблемы на несколько элементом, так происходит поэтапное детальное изучение.
  • В качестве проблемы необходимо выбирать то, что гарантированно не будет выступать в одиночном формате. Ведь цель социолога — это решить проблему любой ценой.

Пример 1

Для примера приведем принцип создания проблемы. Например, у нас есть исследование на такую тему как: «Характеристики сравнений того, как используются ресурсы всемирной сети Интернет разными возрастными группами».

Проблемой этого исследования выступает то, что у преимущественного большинства населения города, крайне малый уровень компьютерной грамотности. Также в статистике можно увидеть то, что значительная часть населения просто не имеет постоянного ежедневного доступа к сети интернета. Объектом исследования в этом случае выступает сам ресурс всемирной сети. А предметом исследования — это цель и частота использования интернета разными возрастными группами общества.

Стоит помнить то, что в предмет исследования входят все стороны и свойства объекта, в которых представляется проблема. Поэтому правильное понимание проблемы, предмета и объекта — это один из главных шагов в процессе создания программы социологического исследования для решения выбранной вами темы.

Составляем правильно программу социологического исследования

Каждый эксперимент или исследование проходит по определенном плану. Без планирования и следования четко намеченной траектории на основе простой импровизации добиться успеха непросто или слишком (неоправданно) затратно. Исследователь должен обосновать каждый свой шаг, тщательно спроектировав научный путь, выбрав «оптимальную тропу» (по количеству действий и расходам, результативности, новизне и значимости, посильности и пр.).

При проведении социологического исследования план представляет не просто в качестве списка, расписывающего основные этапы его реализации. В данном случае он оформляется в виде официального документа, очерчивающего основные моменты научного изыскания, именуемого программой.

Что это такое?

Программа социологического исследования представляет собой особый формальный этап, документ, очерчивающий существенные моменты мероприятия. В нем описывается методологическая и методическая база эксперимента, последовательность действий (от сбора и обработки информации до интерпретации полученных результатов).

Роль программы социологического исследования – однозначно важная. Она позволяет корректно определить и сформулировать цель и задачи мероприятия, констатировать основные характеристика объекта и описать предмет, с максимальной точностью и ясностью выдвинуть гипотезу, которая будет проверяться на протяжении всего испытания. Фактически программа социсследования позволяет кратко и емко определить его миссию.

Основные разделы программы социсследования

Основные разделы программы социсследования

Также данный документ призван сделать легкую и простую трансформацию от описаний к действиям, осуществить тот самый переход от теоретического к эмпирическому методу мягко. Отсюда следует, что эксперимент обладает такими качествами, как целенаправленность, логичность и всесторонность (учитывает все факторы и нюансы).

Программа социсследования позволяет также с максимальной точностью, верно определить тип изыскания, описать основные этапы (что и в какой последовательности нужно сделать, почему и для чего), подчеркнуть специфику объекта и предмета, акцентировать внимание на особенностях цели и задач. Миссия этого документа заключается в емком, но всестороннем описании хода научного эксперимента.

Реализация социологического исследования проходит три основные стадии: подготовительная, основная и завершающая. Разработка программы мероприятий относится к первому этапу, который считается самым сложным.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: программа социологического исследования выполняет две основные функции: методическая – описание каждого шага и последовательности де йствий, организационная – реализация описанных элементов с учетом сроков эксперимента и приоритетности шагов, полученных результатов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы разработки программы социсследования

Разработка программы социсследования – первый этап, когда автор только планирует данное мероприятие. Начало проработки плана действий начинается с анализа следующих аспектов:

  • Конкретизация темы и проблемы исследования: что именно будет подвергаться изучению, разработка основного вопроса (на который требуется получить ответ от респондентов). Здесь важно подчеркнуть изучаемое явление/ситуацию и непосредственно проблему. Притом проблема должна умещаться в рамках 1-2 вопросов (чтобы было проще оценивать результаты). Здесь происходит обоснование актуальности и важности изыскания в целом.

Ключевые элементы программы социсследования

Ключевые элементы программы социсследования
  • Постановка цели и задач, выдвижение гипотезы. Социологическое исследование носит теоретико-практический характер, экспериментальный. Поэтому цель данного мероприятия также будет практической: изучение явления, опрос респондентов для выявления их отношения к реалиям/происходящему. После конкретизации цели будут разработаны задачи и выдвинуто предположение (подлежащее проверке): список вопросов для респондентов, конкретизация выборки (кто будет принимать участие в эксперименте: пол, возраст, социальный статус, опыт работы и пр.), вариант опроса (интервью, онлайн, тестирование и пр.). Обратите внимание, что цель и задачи звучат как призыв к действиям (изучить, установить и пр.). Данный этап – методологическое обеспечение эксперимента.
  • Выбор способа интерпретации полученных результатов. После сбора информации исследователю предстоит грамотно и представить в проекте и предоставить анализ данных. Поэтому при разработке программы социологического исследования важно учесть способ интерпретации полученных результатов: графический, табличный, текстовый и пр. В любом случае все полученные результаты должны быть представлены емко и понятно, проанализированы посредством использования принципа научной аргументации: сравнение полученных сведений по теме/проблеме с выдвинутой гипотезой, шкалой оценки и формулирование промежуточного/итогового вывода по ситуации. Важно расшифровать каждое понятие (особенно новое), расчленить материалы и структурировать (систематизировать) их, показать обоснованность умозаключений и значимость, новизну результатов, учет всех воздействующих факторов. Автору исследования предстоит определить схему перевода информации из текстового формата в числовой, определения тенденций и пр. Данный этап – методическое и организационное обеспечение эксперимента и его оформление в единый письменный проект.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что разработка программы социологического исследования сводится к определению основных постулатов эксперимента: тема/проблема – цель и задачи – объект и предмет — гипотеза – этапы проведения исследования (сбор, обработка, оформление) – подытоживание действий (цель-результат-рекомендации/выводы).

Программа социологического исследования конкретизирует каждый шаг, позволяя установить четкую последовательность действий и их роль, выбрав оптимальную траекторию (действие, сроки реализации и пр.), способы и методы работы с учетом имеющихся возможностей.

Основные фигуры программы социологического исследования

На каждом этапе планирования социологического эксперимента будут фигурировать конкретные термины и «фигуры».

На первом этапе автор определяет следующие моменты:

  • Цель социсследования – какое событие/явление и проблемы будет изучаться и для чего;
  • Задачи – основные этапы изыскания (разбивка глобальной цели на более мелкие составляющие, вспомогательные элементы с конкретизацией основных терминов и понятий);
  • Проблема – непосредственно противоречие, подвергающееся исследованию;
  • Гипотеза – предположение автора относительно диагностированной проблемы, потенциальный результат изыскания;
  • Вариант практического этапа (организация эксперимента): способ сбора информации, способы обработки, разработка оценочной шкалы и пр.

Этапы планирования и реализации социсследования

Этапы планирования и реализации социсследования

Второй этап программы социологического исследования – его реализация. Здесь важно придерживаться намеченного пути и не отклоняться от него без острой необходимости и обоснованности. Основными понятиями данного уровня выступают:

  • Выборка респондентов – конкретизация непосредственно участников соцопроса;
  • Проработка основных вопросов: точная формулировка, варианты ответа, способ сбора информации (личный или виртуальный контакт и пр.), разработка оценочной шкалы;
  • Сбор информации, контакт с респондентами, способ взаимодействия – телефонный опрос, интервью, тестирование;
  • Обработка информации – ручная, автоматизированная, анализ полученных результатов (перевод данных в числовой вид) и пр.;
  • Интерпретация результатов, определение тенденций и пр.

Третий этап – реализация намеченного плана действий с учетом методологических особенностей и методического обеспечения. Здесь автор использует подготовленную базу (список вопросов, метод исследования и т.д.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по составлению программы социологического исследования

Прежде, чем что-то планировать, важно понять: что именно необходимо изучить, для чего необходимо проведение эксперимента (его роль). Только после тщательного переосмысления роли и сути можно корректно сформулировать основные моменты и грамотно спланировать научное изыскание (эксперимент).

Проведение социологического исследования и его проработка на «студенческом уровне» потребует от автора следующих действий: изучение методических рекомендаций, выбор темы и согласование основного (общего) плана действий с научным руководителем, далее – конкретизация каждого этапа (что и когда будет произведено, в какие сроки, как оценено (шкала «перевода и оценки данных» и интерпретировано)). Студенты должны каждый шаг согласовывать с научным руководителем.

Основные параметры и ограничения в социсследованиях

Основные параметры и ограничения в социсследованиях

Практикующим социологам приходится ненамного проще. Им также предстоит формировать траекторию изыскания с учетом возможностей объекта и собственного уровня подготовки, ресурсообеспеченности и посильности.

При разработке программы социсследования важно не просто определить последовательность действий, но и сроки их реализации. Отклоняться от намеченного плана недопустимо, но возможно лишь в исключительных случаях с четким обоснованием и минимизацией негативных исходов (неточностей, погрешностей и пр.).

Разработка и реализация программы социологического исследования позволяет грамотно спланировать каждый шаг, получить более точные и достоверные результаты, добиться успеха и усовершенствовать отрасль, решив проблему, определив тенденции, причинно-следственные связи и пр. В этом деле важна точность формулировок, логичность и последовательность мероприятий-действий, проработанность каждого этапа, всесторонний анализ и учет воздействующих факторов. Упростить планирование и реализацию эксперимента поможет изучение подобных НИР, тесное взаимодействие с руководителем или куратором проекта, изучение правовых и организационных моментов (методические рекомендации, сроки, требования и пр.).

Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в разработке программы социологического исследования и ее реализации, оформлении в виде письменного проекта. Мы гарантируем высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход. Получить услугу можно после оформления заявки и заключения договора, обеспечивающего безопасность сотрудничества.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти числа в порядке убывания
  • Как найти центр прямоугольника по его сторонам
  • Как найти скидку товара формула
  • Как найти путь в лиманск связь времен
  • Как найти серебряную руду в вов