Министерство образования Республики Башкортостан государственного бюджетного профессиональное образовательное учреждение Благовещенский многопрофильный профессиональный колледж
Мини- проект
«Живопись и мои рисунки»
Выполнила студентка группы ПНК -2
Шамина Виктория Владимировна
Проверил преподаватель по предмету
Методическое обеспечение профессиональной деятельности:
Шарифуллина Мавлида Фаритовна
Благовещенск-2016
…Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: рисунок является источником и душой всех видов живописи и корней всякой науки. Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он овладел ценным сокровищем.»
Микеланджело Буонаротти
Введение:
У каждого человека есть свои увлечения. Ещё с самого раннего детства, родители нас отдают в различные интересные кружки. Уже в скором времени у нас может открыться талант, который поможет нам в будущем. Темой своего творческого проекта я выбрала «Рисование – моё хобби». С раннего детства я люблю рисовать, всё своё свободное время я провожу за рисованием, могу рисовать даже в машине.
Мама с папой часто дарят мне мелки, фломастеры, краски, цветные карандаши и красивую, белоснежную бумагу для рисования. Люблю разукрашивать раскраски, рисовать на компьютере. У меня не всегда получатся нарисовать то что я хочу.
Цель моей творческой работы заключается в том, чтобы узнать историю появления рисунка, узнать новый материал о художниках – современниках, изучить разные техники рисования, научиться их использовать и извлекать из этого пользу.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-
Дать определение значения слова рисунок, узнать историю появления рисунка.
-
Охарактеризовать выразительные особенности некоторых художественных материалов.
-
Рассказать о художниках-современниках их роботах.
-
Познакомиться и использовать в дальнейшем разные техники рисования.
При написании проекта мною были использованы следующие методы научного исследования:
— сравнительный метод;
— изучение публикаций в книгах и интернете;
— аналитический метод;
Актуальностью темы творческого проекта является то, что изобразительная деятельность детей всегда связана с их
умственными способностями, высокий уровень которых определяется умением видеть в своем воображении то, о чем рассказывает взрослый человек, заранее представлять результат своих действий и своей работы.
Чем больше дети видят и слышат, анализируют и сравнивают, тем больше возможности у них воплощать свои впечатления,
переживания, свое видение и восприятие мира в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, тем богаче становится мир их изображения и творчества, тем выше возможность воспитывать умных людей, умеющих ценить красивое и прекрасное.
Рису́нок — изображение на плоскости, созданное средствами графики. «Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение», — писал французский художник XVII века Шарль Лебрен.
Рису́нок, или академи́ческий рисунок — вид графики и основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.
История
История живописи и рисунка охватывает, по крайней мере, 30 тысяч лет жизни человека на Земле и является практически соседкой истории музыки. Первые рисунки, нанесённые углём и охрой на стены пещер, где проживали древние, изображали, в основном, стада диких животных — быков и лошадей. Также кроманьонцы (люди современного типа, вид, появившийся 40 000 лет назад) наносили на стены отпечатки рук. Такие рисунки находят во всей западной Европе — во Франции, Испании и прочих странах, и называют их наскальной живописью. Позже, в разгар Неолита, появляется орнамент на керамике, посуда украшается узорами. Вероятно, история рисунка насчитывает столько же лет, сколько и сам род человеческий. Было установлено, что наскальная живопись появилась за 10 тысяч лет до нашей эры; вероятно, мы всегда были увлечены созданием изобразительных образов. Однако только в эпоху итальянского Возрождения художники смогли выработать изысканную технику изображения на бумаге.
Одной из причин, по которой искусство рисунка в этот период достигло подобных вершин, было то обстоятельство, что оно было напрямую связано с великой профессией художника. И скульптор, и живописец занимали тогда заметное место в обществе, и у хороших мастеров постоянно была работа.
Художники Возрождения, такие как Микеланджело (1475-1564), чтобы справиться со всеми заказами, нанимали многочисленных помощников и возглавляли больше мастерские. К сожалению, большая часть подготовительных набросков, которые эти художники выполняли для своих картин и которые сегодня мы считали бы чрезвычайно ценными, уничтожались по окончании основной работы.
Но, что более важно, завершенные рисунки представлялись заказчикам в качестве предлагаемых вариантов заказанного портрета. Хольбейну Младшему (1497/8-1543) однажды пришлось выполнить щекотливое поручение и сделать удачный портрет одной из претенденток на роль жены Генриха VI так, чтобы король Англии одобрил ее кандидатуру.
Художники-современники.
Великим современником Рембранта был фламандский художник Рубенс (1577-1640), непревзойденный мастер, чьи графические работы отмечены виртуозным техническим исполнением. Рубенс имел обширную мастерскую, для которой создавал предварительные эскизы, а также собственноручно работал над многочисленными заказами. Интимным портретам мастера свойственна особая непосредственность, которая присуще рисунку.
Портретный рисунок.
Хотя в 18 веке и не появилось большого числа крупных мастеров, интерес к заказанным портретам сохранялся. Французский живописец Ватто (1684-1721) оставил великолепные зарисовки фигур, голов и драпировок в своей любимой манере: красным, черным и белым мелом.
Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770), возможно, величайший художник 18 века, для своих рисунков, которые и сегодня считаются непревзойденными шедеврами, использовал технику карандаша и поверх него прозрачного мазка кистью.
Карандашные рисунки.
Девятнадцатый век был свидетелем больших перемен в развитии техники живописи. В Англии он начался с работ Тернера (1775-1851) и Констебла (1776-1837), во Франции – с Делакруа (1798-1863) и Энгра (1780-1867).
Техники рисования:
I. Используя разнообразные материалы во время рисования, можно добиться интересных эффектов:
1. Чтобы получить размытые контуры, капайте водой (или водкой) на лист, покрытый акварелью. Таким способом хорошо получается 2. Эффект «хлопьев», снежинок, «ледяной корки» можно получить, посыпав солью на нанесённое акварельное изображение;
3. Хаотичное неравномерное ретуширование получается благодаря скомканной бумаге;
4. Рисование с трафаретом имеет множество вариантов. Попробуйте приложить вырезанную фигурку к листу бумаги и покрыть их акварелью. Теперь уберите трафарет, дав возможность краске растечься. Контуры трафаретного изображения получатся размытыми, а цвет будет усиливаться от центра фигуры к периферии;
5. Интересной фактурности можно добиться при помощи наждачной бумаги;
Заключение:
Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.
Страсти, стремления, мечты, образы, опасения — все то, чем живет каждый человек — приобретают в творчестве особую окраску и силу.
Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного — в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.
Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:
— формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,
— формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
— развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;
— вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств — музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;
— развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;
— развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.
«Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», – указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.
Литература: Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек?- М.: Мол. гвардия, 1987.
Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 2010
Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 2013
Солнцев Н.В. Наследие и время. М.,2012.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов интернета.
Ермолев В. Рисунок пером // Художник. 1961, № 4. С.54-59.
Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. Учеб. пособие. — М.: Просвещение,
под редакцией В.В.Журавлева «Юному художнику»
Поспелов Г. Г. Русский рисунок XVIII — начала XX века / Составители Юлия Забродина, Евгения Плотникова. — Л.: Аврора, 2011. — 201 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7300-0262-9.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Грушевская средняя общеобразовательная школа»
городского округа Судак
Индивидуальный проект
«Пейзаж»
по изобразительному искусству
Выполнил:
ученик 7-Б класса
Юсуфов Аким Зудиевич
Руководитель:
учитель технологии и ИЗО
Гукасова Виктория Сергеевна
с. Грушевка, г. Судак
2021 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………….4
1.1.Понятие «пейзаж»……………………………………………………………4
1.2. История появления пейзажного жанра в изобразительном искусстве……4
1.3. Виды пейзажа…………………………………………………………………7
1.4.Великие русские художники-пейзажисты………………………………….7
1.5.Техники выполнения пейзажа………………………………………………10
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………11
2.1. История пастели…………………………………………………………….11
2.2.Виды пастели для рисования……………………………………………….11
2.3. Особенности техники работы пастелью…………………………………….11
2.4. Последовательность выполнения горного пейзажа пастелью ……………12
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………….15
Введение
Обоснование выбора темы проекта
Я очень люблю рисовать. Ещё с детского сада мне очень нравится рисовать и лепить из пластилина фигурки животных и людей. Я живу в замечательном месте Крыма – селе Грушевка, окружённом горами. Виды моего края радуют жителей села. На уроках рисования в 6-м классе мы изучали различные жанры, знакомились с работами художников. Моё внимание привлекли картины с изображением природы. Я решил выбрать тему проектной работы – «Пейзаж», потому что захотел углубить свои знания об этом жанре изобразительного искусства и попробовать свои силы в рисовании природы.
Цель: пополнить знания о жанре изобразительного искусства – пейзаже, нарисовать пейзаж с видами гор и моря.
Для достижения цели я определил для себя следующие задачи:
– изучить понятие пейзажа;
– ознакомиться с историей возникновения пейзажного жанра;
– определить виды пейзажа;
– изучить техники рисования пейзажа;
–ознакомиться с информацией об известных художниках-пейзажистах;
– освоить технику рисования пейзажа сухой пастелью.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Понятие «пейзаж»
Пейзаж (фр. Paysage, от pays – страна, местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа [1]. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов его изображения. В пейзажном произведении определяющее значение имеют законы линейной и воздушной перспективы, композиция, свет и тень.
В пейзаже обычно изображается открытое пространство. В основном это горы, долины, реки, моря, леса, небо [2]. В зависимости от направления художники могут добавлять в рисунок здания, улицы, технику, а также людей и животных, однако в пейзажной композиции они имеют второстепенное значение.
1.2. История появления пейзажного жанра в изобразительном искусстве
И стория пейзажного жанра насчитывает несколько тысячелетий, так как первые элементы изображения природы в наскальной живописи учёные относят к эпохе неолита. Эти древнейшие изображения включают в себя условные обозначения небесного свода, светил, стран света. Например, работа древнего художника на плато Рис. 1. Плато Тассилин-Аджер
Тассилин-Аджер в Сахаре (датируемая 7 тыс. лет до н.э.), где изображён схематичный рисунок природы рядом с фигурками человека (рис.1).
Также пейзажный мотив, как элемент настенной росписи, встречается в гробницах правителей Древнего Египта. Однако в древнеегипетском изображении природы лишь отдельные элементы пейзажа – лотос, тростник, деревья, да и роспись имеет декоративное значение (рис. 2а).
а б
Рис. 2. Пейзаж в рисунках:
а – Древнего Египта; б – Древней Греции и Древнего Рима
В Древней Греции и Древнем Риме пейзажи служили в качестве декораций жилых интерьеров. В то время о перспективе не было представления, поэтому рисунки кажутся маловыразительными (рис. 2б).
В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая поэтично передают окружающий мир. Одухотворённая и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шёлке, предстаёт как огромная вселенная, не имеющая границ (рис. 3). Созерцание природы, связанное с религиозным течением «дао», стало неотъемлемой частью духовной жизни китайцев и в VII-VIII веках изображение природы Рис. 3. Китайский
становится ведущим жанром в живописи. пейзаж VII-VIII вв.
В средневековой Европе искусство изображения природы переживало упадок. В эпоху Средневековья все искусство было подчинено церковной тематике, вследствие чего пейзаж служил исключительно средой обитания персонажей и не нёс самостоятельной смысловой нагрузки.
Н емаловажное значение в становлении пейзажной живописи имеют миниатюристы. Во Франции в 1410-х годах творили талантливые иллюстраторы – братья Лимбург, которые создали ряд миниатюрных картин. Эти красочные и изящные рисунки, повествующие о временах года иполевых работах, развлечениях, демонстрируют зрителям природные ландшафты, которые были выполнены с высочайшим для того времени уровнем передачи перспективы (рис. 4). Рис. 4. Миниатюра
В Эпоху Возрождения художники сталиболее внимательно изучать натуру, обращаться к новейшим научным открытиям в сферелинейной перспективы (рис. 5). Вследствие этого пейзаж в это время
Р ис. 5. Пейзаж Эпохи Возрождения становится незаменимым элементом художественных сюжетов и представляет собой цельную картину.
Несмотря на очевидный скачок в развитии пейзажа, вплоть до XVI века художники использовали пейзажные мотивы лишь в качестве фонового пространства в жанровой картине, классической религиозной сцене, или же портрете. Наглядным примером данного факта служат работы Леонардо да Винчи, для которых характерна тесная и неразрывная связь человека и природы (рис.6). Рис. 6. Леонардо даВинчи. Джоконда
Пейзажная живопись, пройдя путь почти в 9 тысяч лет, трансформировалась из простого наскального рисунка в полотна великих мастеров, работы которых не уступают реальной действительности. Современные художники в XXI веке также обращаются в своих работах к пейзажному жанру [2].
1.3. Виды пейзажа
– природный;
– сельский;
– морской (марина);
– городской;
– индустриальный.
1.4. Великие русские художники-пейзажисты
Федор Яковлевич Алексеев
Ф.Я. Алексеев (1755-1824) считается одним из основоположников русского городского пейзажа. Творчество художника было посвящено созданию образа классического Петербурга. Его первый городской пейзаж – картина «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости». Мастер искусно передавал архитектуру в пейзаже. Известные полотна: «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», «Вид Казанского собора».
Иван Иванович Шишкин
И.И. Шишкин (1832-1898) воспел и возвёл красоту русской природы на пьедестал почёта. Искусство Ивана Шишкина отличается простотой и прозрачностью. Уже первая картина художника – «Полдень. В окрестностях Москвы»стала настоящим гимном радости. Особенно Шишкин прославлял красоту северного русского пейзажа. Мастера также называли «царём леса». Такие шедевры, как«Утро в сосновом лесу», «Лесная глушь», «Лесные дали» и другие, проникнуты истинной любовью к русскому лесу.
Василий Дмитриевич Поленов
В. Д. Поленов (1844-1927) вошёл в историю мировой живописи как мастер городского и деревенского пейзажа. К шедеврам Поленова относятся такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Пейзажи Поленова отличаются красотой и поэтичностью.
Архип Иванович Куинджи
А.И. Куинджи (1842-1910) В картинах «Ладожское озеро», «На острове Валаам» художник воспевал красоту северной природы. Одной из самых знаменитых картин Куинджи является «Лунная ночь на Днепре». Художнику удавалось создать на своих полотнах удивительный свет, будто исходящий из самих картин. Это так называемый эффект светоцветового контраста, который помогал мастеру создавать впечатление ясности мира.
Алексей Кондратьевич Саврасов
А.И. Саврасов (1830-1897) — русский художник-пейзажист с мировым именем. Саврасов считается основоположником русского лирического пейзажа, именно он передал красоту скромной русской природы. О нём говорили, что этот мастер создал русский пейзаж. Самой известной работой художника является картина «Грачи прилетели». В числе других талантливых работ А. Саврасова: «Рожь», «Зима», «Оттепель»,«Радуга», «Лосиный остров».
Иван КонстантиновичАйвазовский
Иван Айвазовский (1817-1900) – самый известный во всём мире русский художник-маринист, полотна которого завораживают зрителей всех возрастов. В изображении морской стихии, в бесконечном разнообразии морских мотивов он не знал соперников. И сегодня морские пейзажи Айвазовского привлекают воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера[1]. Также известныего знаменитые морские баталии «Чесменский бой», «Наваринский бой» и другие.
1.5. Техники выполнения пейзажа
При работе над пейзажем могут применяться различные материалы: простой и цветные карандаши, уголь, пастель, перо и чернила, тушь, акварель, гуашь, масляные краски, фломастеры. Каждый из этих материалов будет придавать произведению различные оттенки в зависимости от основы: шероховатая или гладкая бумага, льняная бумага, белая или цветная бумага.
Карандаш чаще всего используется в рисовании. При создании пейзажа этот инструмент имеет ряд преимуществ – прежде всего значительная экспрессивность и жизненность, а также относительная простота исполнения.
Художники часто прибегают к рисованию чернилами и тушью, используя для этого кисти и перья. Можно получить довольно интересные эффекты при работе большими металлическими или бамбуковыми перьями, а также перьями птиц. Эффект постепенного перехода тонов достигается при помощи маленькой губки.
Можно сказать, что уголь является наиболее предпочтительным инструментом для создания пейзажного этюда, так как он позволяет получить всю гамму оттенков от светлого до тёмного, придавая деталям исключительную четкость.
Акварель, водорастворимые чернила или разведённую в воде тушь вполне можно использовать для создания пейзажного этюда, хотя такое произведение скорее приближается к живописи, а не к рисунку. Такая техника требует работы кистью, причём художник должен обладать общим и экспрессивным восприятием цвета.
Смешанная техника создания рисунка состоит в работе с различными инструментами для получения необычных эффектов.
Глава 2. Практическая часть
2.1. История пастели
Упоминания об этом материале можно найти в теоретических трудах Леонардо да Винчи. Слово «пастель» происходит от латинского pastellum – паста. Появилось в употреблении с серединыXVIIвека. Из чистого тёмного пигмента путем его перетирания с мелом получались более светлые цвета – отсюда всем известное слово «пастельный».
2.2. Виды пастели для рисования
Пастельные мелки бывают трёх видов:
–сухая –легко растушёвывается, её можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать;
–масляная – требует определенных навыков, исправить нарисованное сложно;
–восковая – не растушёвывается, ложится глянцевым слоем; её часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки.
2.3. Особенности техники работы пастелью
Важно уделять внимание направлению штрихов – они должны ложиться по форме, а не произвольно, что способствует ощущению объёма. Большие пятна цвета лучше прокрывать, держа мелок плашмя.Вначале работы стоит слегка прокрыть все светлые места, затем тёмные.Активные акценты и блики нужно ставить в самом конце. Рисуя пастелью, нужно помнить о воздушной перспективе – границы дальних предметов должны быть более мягкие, чем очертания ближних; дальний план на пейзаже по тону должен быть холоднее, чем передний [3].
Добиться нужного оттенка в пастельном рисунке можночередованием разноцветных штрихов (оптическое смешивание); перекрыванием одного цвета другим (механическое смешивание).Регулировать резкость контуров или насыщенность цвета можно с помощью растушёвки. Рисунок желательно закрепить, так как пастель может осыпаться.
2 .4. Последовательность выполнения пейзажа пастелью
Шаг 1.Для выполнения рисунка пейзажа потребуется сухая пастель и специальный лист для пастели формата А3.
Шаг 2. Сделать набросок простым карандашом. Если лист для пастели тёмный –можно выполнить набросок белым пастельным мелком.
Ш аг 3. Начать работать мелками с самого тёмного цвета, закрашивая те части рисунка, где планируется нанести этот цвет. Затем работать следующим по насыщенности цветом.
Шаг 4. Постепенно переходить к более светлым цветам и заполнить все части рисунка, накладывая пастель в несколько слоев и растушёвывая пигмент.
Ш аг 5. Заполнить рисунок пастелью. Приступить к прорисовке деталей: камней на переднем плане, пены от набегающей волны, гор на заднем плане.
Шаг 6. Нарисовать сосну. Штрихами, не растушёвывая, нанести солнечные блики, подчеркнуть тёмные тени на камнях, волны.
Ш аг 7. Закрепить пастель специальным фиксатором. Можно использовать лак для волос, покрывая рисунок на расстоянии 30-40 см, чтобы избежать пятен и смазывания штрихов.
Пейзаж «Море и горы» готов!
Заключение
В процессе выполнения проектной работы я пополнили углубил свои знания о жанре изобразительного искусства «Пейзаж» и выполнил рисунок гор и моря сухой пастелью.
П ри работе над проектом я ознакомился с историей возникновения данного жанра и пастельных мелков, изучил понятие пейзажа, его виды, узнал техники рисования природы. С большим интересом я прочитал об известных художниках-пейзажистах, постарался освоить технику рисования пейзажа сухой пастелью. При выполнении рисунка мне пригодились знания о правилах выполнения линейной и воздушной перспективы, которые я узнал на уроках рисования.
Выполняя проект, особых трудностей не испытывал, однако немного волновался в начале работы над рисунком, так как раньше я никогда не рисовал пастельными мелками.
Считаю, что цель проектной работы достигнута и все поставленные задачи выполнены. Существенных недостатков в своей работе не нахожу. Я доволен проделанной работой. Она меня очень увлекла. Теперь у меня новая цель – попробовать рисовать масляными красками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс / Под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.
Интернет-ресурсы
2. Дом живописи. https://zhukdk.ru/zhivopis/kakie-vidy-pejzazha-v-zhivopisi
3.Секреты техники рисования пастелью для начинающих художников
https://zhenskie-uvlecheniya.ru/sekrety-texniki-risovaniya-pastelyu-dlya-nachinayushhix-xudozhnikov.html
4. https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-peyzazh-istoriya-vozniknoveniya-zhanra-3173831.html
5. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/376289-individualnyj-itogovyj-proekt-razvitie-tvorch
В творческой работе по ИЗО (рисование) на тему «Занимательное рисование» раскрыта тема большого количества техник и способов рисования, которые позволят по-новому посмотреть на любимое занятие и развивают образное мышление.
В данном творческом проекте по ИЗО на тему «Занимательное рисование» предложен список различных методов и способов рисования, с кратким содержанием хода работы и необходимых материалов, также присутствуют иллюстративные примеры, выполненные в предложенных техниках рисования.
В представленном творческом проекте по технологии (ИЗО) «Занимательное рисование» выдвинута и обоснована гипотеза, что рисование является одним из важнейших средств развития творческой деятельности ребенка, поэтому использование нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию творческого воображения обучающихся и повышает интерес детей к изобразительной деятельности.
Учащиеся 5 класса в рамках творческого проекта по рисованию (ИЗО) «Занимательное рисование» на основе изученных способов нетрадиционного рисования создали авторский альбом работ для дальнейшего использования его на уроках изобразительного искусства.
Оглавление
Введение
1. Нетрадиционные техники рисования.
2. Интересные техники рисования.
Заключение
Литература.
Приложения.
Введение
Дети очень любят рисовать, причем в любом возрасте. Даже самые крошечные малыши, проводя яркие линии фломастерами, карандашами или ставя отпечатки пальчиками, особо не осознавая, что они рисуют, приходят в восторг от этого процесса.
Детям нравится рисовать везде и всем: красками и ручками по бумаге, палочками на песке, мелками на асфальте. Юные художники всегда найдут место для своего очередного творения.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия рисованием способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает его творческие способности.
Цель проекта: на основе изученных способов нетрадиционного рисования создать альбом работ для дальнейшего использования на уроках изобразительного искусства.
Задачи проекта:
- изучить нетрадиционные техники рисования;
- познакомить обучающихся с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- способствовать овладению школьниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
Вид проекта: творческий
Гипотеза: Мы предполагаем, что использование нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию творческого воображения обучающихся и повышает интерес детей к изобразительной деятельности.
Предмет исследования: использование нетрадиционных техник рисования, направленный на развитие творческого воображения.
Срок реализации проекта: Сентябрь – январь
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный: сентябрь
1. Изучение и анализ литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме.
2. Разработка содержания проекта: «Занимательное рисование».
3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Социологический опрос обучающихся 1- 7 классов.
II этап – основной: октябрь – январь.
Создание альбома.
Проведение мастер классов для обучающихся школы.
III этап – завершающий: февраль.
Презентация проекта на различных уровнях.
Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки; пластилин, пластиковые стаканчики, бутылки, фотоаппарат.
В результате выполнения проекта было достигнуто:
- получены знания о нетрадиционных способах рисования;
- овладение простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- составлен альбом собственных работ.
Актуальность проекта: Рисование является одним из важнейших средств развития творческой деятельности ребенка. Но рисунки часто не получаются и, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Для того, чтобы повысить интерес к рисованию применяют нетрадиционные способы рисования.
Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, у него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая.
Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. В этом и есть актуальность нашего проекта.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Северная средняя школа
Проектно-исследовательская работа
по изобразительному искусству
«Нетрадиционные способы рисования»
Выполнил:Заводчиков Антон,
ученик 5 класса
Руководитель:Сочинова Л.А.,
учитель ИЗО
п. Северный
2017-2018 уч. год
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский.
Рисование – один из важных видов искусства, который является не только способом передать то или иное изображение, но и внутренние чувства, восприятие внешнего мира, эмоции, фантазии и многое другое. Каждый человек с детства знает, как это – рисовать картинку, при этом не важно чем – карандашами или красками на бумаге или палочкой на песке во дворе. К сожалению, не все продолжают рисовать в более старшем возрасте, так как считают, что у них нет способностей и очень зря. Рисованию можно научиться.
Я могу рисовать красками, карандашами, фломастерами. У меня возник вопрос, чем ещё можно рисовать? Как создать необычные произведения изобразительного искусства?
Цель проекта: изучить нетрадиционные техники рисования, выполнить работу в нетрадиционной технике рисования.
Задачи:
- изучить литературу по заданной теме;
- освоить нетрадиционные техники рисования;
- провести мастер-класс;
- систематизировать собранный материал.
Объектом исследования являются рисунки, а предметом — техника рисования.
Гипотеза: Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей у человека, пробуждают интерес, фантазию. Эта техника доступна для создания интересных и неповторимых рисунков.
Введение
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности. Оно позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. С самого раннего возраста человек пытается отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует много приёмов с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков. Рисование имеет огромное значение в формировании личности человека. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику рук, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для того чтобы развивать творческое воображение, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Основная часть.
Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа. Нетрадиционные техники рисования учат выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Отступают страхи, появляется уверенность в себе. Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность быстро получить желаемый результат.
Здесь же развитию творчества нет границ: кляксография, рисование пальчиками и ладошками, тычёк жесткой полусухой кистью, скатывание бумаги, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, свеча+акварель, точечный рисунок, набрызг, отпечатки листьев, штампами из поролона и овощей, ниткография, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж, печать пробками, рисование ватными палочками, рисование песком, мыльными пузырями, печать по трафарету, пластилинография, раздувание краски.
- 1. Забавные отпечатки
1.1. Штампики из пластилина
Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.
- Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды
1.2. Штампики из ниток
- Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.
- Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды
1.3. Картинки-отпечатки
- Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.
- Материалы: 1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды
- 1.4. Отпечатки «листики»
- Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
- 1.5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
- Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.
- Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
1.6. Рисование ладошками и пальчиками
Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.
Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды
2. Рисование мыльными пузырями.
В стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки «набулькать» много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
- Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага
- 3. Рисование солью
Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.
Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
4. Рисование мятой бумагой.
4.1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
4.2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.
Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5. Баночка для воды
5. Рисование «волшебных» картинок с помощью белой масляной пастели.
На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то…увидим настоящее волшебство, когда под кисточками начнут проявляться волшебные картинки.
Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
6. Монотипия от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
6.1. Монотипия на стекле
На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
7. «Кляксография» (выдувание трубочкой)
Это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.
Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
8. Ниткография
Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова
Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды
9. «Пуантилизм» (от фр. point — точка)
Это стилистическое направление в живописи. В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: нужно закрашивать картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды
10. “Граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.
Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды
11. «Фроттаж»
Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание) .
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат — оттиск, имитирующий основную фактуру.
Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага
12. Пластилинография
Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.
Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки
Существуют и другие способы нетрадиционного рисования. Все они очень интересны и увлекательны и являются отличной обучающей игрой для детей всех возрастных категорий. Не нужно бояться экспериментировать. Результат всегда получается отличным
Практическая часть
На уроке ИЗО и на занятиях кружка «Изостудия» были проведены мастер-классы на тему «Нетрадиционные способы рисования»
Цель: расширить знания учащихся о нетрадиционных техниках рисования;
Задачи:
— познакомить с технологией выполнения рисунков в некоторых нетрадиционных техниках;
— выполнить изображение в нетрадиционной изобразительной технике;
— поделиться опытом своей работы.
В ходе мастер-класса учащимися были изготовлены различные рисунки в нетрадиционной технике: кляксография, ниткопись, граттаж, рисование солью. Даже самые неуверенные учащиеся, которые считали себя далеко не художниками, убедились, что данные техники просты, ярки, интересны. Данные техники предоставили учащимся безграничные возможности для творчества.
Заключение
Нетрадиционные способы рисования подразумевают под собой использование в качестве инструментов для создания рисунка не только карандашей, кисти и красок, но также огромного количества подручных средств – ватных тампонов, смятой бумаги, поролона, трафаретов, высушенного природного материала (травинок, листьев) и т.п. Помимо этого можно экспериментировать с текстурой красок, создавая рисунки на мокром фоне, на бумаге, посыпанной солью, или при помощи так называемых «воздушных красок».
Любая нетрадиционная техника рисования построена на том, что в работе используются необычные сочетания материалов и инструментов.
Такое творчество интересно детям любого возраста и даже взрослым!
Во-первых, за счет рисования незаконченных образов, которые невозможно предугадать, нетрадиционное рисование развивает фантазию. Ведь непонятные пятна и линии нужно дорабатывать до тех пор, пока рисунок не становится узнаваемым и законченным. Во-вторых, у нетрадиционного рисования нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать. Здесь можно сочетать различные техники. В-третьих, развивается образное мышление, он сам продумывает, какие материалы и инструменты можно использовать, чтобы получить нужное ему изображение. В-четвертых, нетрадиционное рисование, так же, как и классическое, способствует развитию памяти, мелкой моторики.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет, сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх пред процессом рисования.
Вывод: В процессе выполнения проекта я узнал много нового о рисовании. Познакомился с различными видами и техниками нетрадиционного рисования. Эти приемы очень просты, но невероятно увлекательны! Даже далекий от живописи человек захочет попробовать применить их на практике.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что подтвердилась выдвинутая гипотеза.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что данные техники могут использоваться на уроках рисования, в декоративно-прикладных кружках, а также за пределами школьной программы.
Я планирую и дальше пополнять свои знания об изобразительном искусстве и развивать свои творческие способности.
Источники информации:
1. Детское творчество [Текст]: пер. с нем. / Анке Шмид. – М.: Мой мир, 2007. – 64 с.: цв. ил.
2. Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: ООО «РОСМЭН – ИЗДАТ», 2004. – 96 с.
3. https://new.luchik.ru/articles/grow-up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/
4. http://svoimi-rukami-club.ru/основные-методы-рисования-в-нетрадиционном-стиле/
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕРМИШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Проект в номинации
«Творческий проект по изобразительному искусству»
Тема проекта:
«Рисование — моё хобби»
Автор проекта:
Князева Виктория Витальевна
7 класс
Научный руководитель проекта:
Калинина Елена Михайловна
МОУ «Ермишинская средняя школа»
учитель изобразительного искусства
2018 год
Содержание:
I. Введение…………………………………………………………………………………………………3-4
— Обоснование выбора темы проекта…………………………..………………………………………………….3
— Цель и задачи проекта………………….………………………………………………………………………………4
— Актуальность проекта….………………………..……………………………………………………………………..4
— Планируемый результат……………………………………..…………………………………………………………4
— Основные этапы выполнения проекта………………………………………………………………………..…4
II. Основная часть……………………………………………………………………………………..5-9
— Животные в изобразительном искусстве…………….…………………………………………………….…5
— Что такое анималистический жанр?…….……..…………………………………………………………….6
— Животные в книгах……………………………………….…………………………………………………………..…6
— Предметы, необходимые для рисования….………………………..………………………………………..8
— Мои работы…………………………………………………………………………………………………………………8
— Участие в конкурсах……………………………………………………………………………………………………9
III. Заключение………………………………………………………………………………………… 10
IV. Список используемой литературы……………………….…………………………………………..11
V. Перечень приложений……………………………………………………………………………..…12 — 15
I. Введение
Обоснование выбора темы проекта
У каждого человека есть свои увлечения. С самого раннего детства я люблю рисовать. Занятия рисованием приносят мне много радости и счастья.
Мама очень часто дарила мне фломастеры самых разных цветов, цветные карандаши, краски и бумагу для рисования. Первые мои рисунки были не самыми лучшими. Что-то получалось криво, кое-что вообще не получалось. Но я всегда продолжала рисовать. Я изображала на чистом листе всё, что вижу и переживаю, любимых животных, природу, любимые мультфильмы. С каждым разом мои рисунки становились всё лучше и лучше. Поэтому темой творческого проекта по ИЗО я выбрала «Рисование – моё хобби«.
Вот и сейчас в свободное от уроков время я беру альбом, простой карандаш, или цветные карандаши, или акварель, и начинаю рисовать то, что мне в данный момент больше всего хочется изобразить на листе бумаги.
Рисование — отличный способ самовыражения, выплеска эмоций, как положительных, так и отрицательных. И для этого не обязательно иметь талант живописца. Ведь можно рисовать для себя и своих близких.
Каждый день я передаю на бумагу своё настроение. Я рисую картины, полные глубокого смысла. Возможно, этот смысл понятен только мне, но всё — же я в глубине души надеюсь, что найдутся близкие мне по духу люди, которые смогут понять суть моего творчества. На белый лист я переношу свои светлые и прекрасные чувства.
Я считаю, что рисовать животных для меня проще, поэтому каждое свободное время рисую их или простым карандашом или красками. Каждый раз, изображая животных, в своих рисунках я передаю им и своё настроение. Рисовать животных надо уметь: знать строение скелета, где и как будут располагаться лапы, голова поднята или опущена вниз, лежит, или бежит животное и т.д. До сих пор моё любимое занятие – рисовать животных из прочитанных книг и просмотренных мультфильмов.
Цель проекта: — развитие художественно-творческих способностей, — узнать историю появления анималистического жанра, — больше узнать о художниках – анималистах, — познакомить своих младших братьев с буквами через рисунки животных. В работе над проектом я поставила себе задачи:
— расширить знания об анималистическом жанре в искусстве;
— ознакомиться с творчеством художников, в работах которых встречаются изображения животных;
— развить способность передавать в своих работах своё настроение и восприятие мира;
— выполнить рисунки животных в алфавитном порядке «Азбука. Животные в рисунках» и показать мир животных младшим братьям. Гипотеза: можно ли с помощью рисунка изучить буквы алфавита и отобразить мысли, чувства, мироощущение и характер человека.
Актуальностью темы проекта является то, в таком быстротечном мире многие не замечают то, что рядом с ними красивая природа, живые существа, а рисование заставляет видеть прекрасные моменты в повседневной жизни, смотреть на мир особым, эстетическим взглядом и передавать увиденное в рисунках.
Планируемый результат:
Я хочу свои впечатления, переживания, своё видение мира, свою любовь к животным изобразить в рисунках, которые могут пригодиться для иллюстраций в детских книгах или для анимационных мультфильмов.
Основные этапы выполнения проекта:
Выбор темы.
Знакомство с творчеством художников-анималистов.
Анализ и подбор материалов.
Создание рисунков.
Оценка результатов проекта.
II. Основная часть
Животные в изобразительном искусстве.
Считается, что с глубокой древности, более 30 тысяч лет назад, когда люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. |
Наскальная живопись. Испания |
До нас дошли барельефы и фрески, на которых изображен животный мир Древнего Египта. |
Гробница Тутанхамона, Египет |
В Древней Греции рисунки с изображением коз, собак и лошадей можно было встретить на керамических вазах. |
|
Сохранились скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных, выполненные ацтеками и майя. |
|
Художники эпохи Возрождения, рисуя картины духовного содержания, вносили на полотна изображения животных с натуры. |
Джотто ди Бондоне . «Святой Франциск Ассизский проповедует птицам» |
Что такое анималистический жанр?
Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Так появился отдельный жанр. Он по праву считается самым древним, который получил название анималистический. Слово это происходит от латинского «animal», что означает «животное». Художников, скульпторов, графиков, фотографов у которых главными персонажами картин и рисунков являются птицы и звери — называют анималистами.
Животные в книгах.
Когда художники рисуют животных, они преследуют различные цели. Например, для научной энциклопедии требуется точная копия животного, а для оформления иллюстрации к какой-нибудь сказке – упрощенное изображение. Если посмотреть рисунки Валентина Андреевича Серова к басням Ивана Андреевича Крылова, то можно заметить, что художник наделил животных – персонажей басен сходством с человеком.
Лисица и виноград. Бумага, графитный карандаш.
Животных изображали многие художники, а некоторые все свое творчество посвятили этому жанру. Рассмотрим рисунки В. Ватагина. Он очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику, восхищался выразительностью силуэтов. В. Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня.
Василий Ватагин нарисовал иллюстрации к книга Д.Лондона, Р.Киплинга, Л.Толстого. Посмотрите, как он изобразил героев мультфильма «Маугли»!
Р.Киплинг«Маугли» О.Перовской и Г.Замчалова «Остров в степи»
С работами другого художника мы встречались читая такие произведения, как «Детки в клетке», «Тюпа, Томка и сорока», «Вот они какие», «Зверята» и др. – это Евгений Чарушин. Он рассказывал о животных с любовью и нежностью и нас научил любить зверей и восхищаться ими. Больше всего любил изображать молодых животных-детенышей. Нарисованные им зайчата, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Его герои добры и обаятельны.
Художники используют не только краски и карандаши, а ещё уголь, ручки, пастель и т.д. Но я больше всего люблю рисовать красками, потому что краски придают рисунку яркость
Предметы, необходимые для рисования.
Сейчас в магазинах большой выбор художественных материалов – это карандаши (цветные, акварельные, угольные, простые), краски (гуашь, акварель, масляные, акриловые, витражные), пастель (сухая, масляная), художественный уголь, восковые мелки. Можно рисовать любыми, но мне больше всего нравиться графитные карандаши и гуашь с акварелью.
Мои работы
Я очень люблю рисовать. Так приятно взять в руку карандаш или кисть с красками и начать творить. Рисуя, я выражаю свои эмоции и самые сокровенные чувства. Представляю вам, свое творчество.
У меня есть младшие братья, и я хочу, чтобы они учились хорошо, любили рисовать, как я. Поэтому для них я решила создать иллюстрированную азбуку «Животные в рисунках».
Участие в конкурсах
Я стараюсь постоянно вдохновляться и совершенствоваться. Мне нравится смотреть на картины известных художников. Когда я смотрю на чужой успех, мне хочется двигаться дальше, учась чему-то новому. Это новое я открываю для себя участвуя в конкурсах рисунка: «Я выбираю здоровье», Красота божьего мира», «Рождественская сказка», «Любимые зверята», «Герои земли Рязанской», «Спасибо деду за победу», «Пасха моей души», «Слово доброе посеять» и многие другие.
III. Заключение
Рисование приносит практическую и духовную пользу. Таким образом, практическая польза относится к тому, что люди могут освоить профессию и получить хорошие деньги за свою работу. Другие же просто находят себя в рисование в духовном смысле, и развиваются душевно так, успокаиваются, находят гармонию с собой и с миром. Таким образом, пользу рисования не стоит недооценивать.
Я верю, что наступит тот момент, когда мои рисунки будут использовать как иллюстрации в книгах или настанет тот момент, когда я на выставке представлю свои работы миру, и найдутся ценители, которые сумеют меня понять. А сегодня я рада тому, что мои работы увидели вы. А по моей книге «Животные в рисунках» вы сможете изучать алфавит и мир животных.
Мне хотелось бы пожелать каждому найти своё любимое дело и получать от него такое удовольствие, какое я получаю от рисования.
IV. Список используемой литературы
Основными источниками для моего творческого проекта по ИЗО (рисованию) являются учебники по рисованию, энциклопедии, учебные пособия. Сюжеты для своих рисунков я беру из рассказов, сказок и былин:
— Лев Николаевич Толстой «Лев и Собачка»,
— Александр Сергеевич Пушкин «У лукоморья…», «Медный всадник»,
— Иван Андреевич Крылов «Обезьяна и очки», «Ворона и лисица»,
— Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг» и др.
Интернет ресурсы:
https://www.izocenter.ru/blog/animalisticheskij-zhanr-v-izobrazitelnom-iskusstve/
http://fb.ru/article/232473/animalisticheskiy-janr-v-izobrazitelnom-iskusstve-kartinyi-izvestnyih-hudojnikov
https://artrecept.com/risunok/zhivotnye
http://www.dejurka.ru/tutorial/secrets-in-drawing-animals/
https://elassiohome.by/kak-pravilno-risovat-zhivotnyh
https://www.tg-m.ru/articles/4-2008-21/master-animalistiki
http://www.spletnik.ru/blogs/krasota/123308_evgeniy-ivanovich-charushin-risunki-zhivotnykh
https://vk.com/@drawing_lessons-osnovy-multiplikacii-sekrety-risovaniya-zhivotnyh
V. Перечень приложений.
Рис.1. «Море» Рис.2. «Виктор Никифоров»
Рис.3. «Рихард Круспе» Рис.4. «Дмитрий Донской»
Рис.5. «Красная шапочка» Рис.6. «Настоящий вожак»
Рис.7. «Бежин луг» Рис.8. «Встреча»
Рис9. «На отдыхе» Рис.10. «Снежный барс»
Рис.11. «Материнская любовь»
Рис.11. наброски в книге, обложка книги
За работой
Автор материала: В. Князева (7 класс)