Как составить проект по русскому языку орфографический словарь 3 класс готовый

Здравствуйте, друзья! На календаре зима, за окошком холодно, а у нас на блоге тепло и уютно. Заходите в гости, чувствуйте себя как дома.

Сегодня мы здесь не ерундой занимаемся. Сегодня мы делаем проект орфографический словарь. Пытаемся хоть немножко почувствовать себя Ожеговыми и Далями.

Давайте посмотрим, что про данную работу нам расскажет наш любимый учебник русского языка.

Со страниц учебника

Итак, вот что мы видим на странице 142.

И смешное стихотворение здесь есть, и вопросы разные и собственно задание, которое необходимо выполнить.

Составители учебника для 3 класса Школы России предлагают детям заглянуть в оглавление и вспомнить правила по русскому языку, которые они уже успели изучить.

А потом выбрать одно из правил и именно для этого правила составить свой собственный словарик.

Что ж, задание понятно! А какие же правила детки уже успели изучить?

Изученные правила

За первое полугодье третьего класса наши маленькие школьники уже успели многое узнать. Все перечислять не будем, возьмем только основное.

Теперь наши дети знают, как писать слова с безударными гласными в корне.

Причем, и те слова, безударные гласные в которых можно проверить.

И те, в которых нельзя.

Слова, имеющие в своих корнях глухие и звонкие (парные) согласные тоже изучены на уроках.

А еще есть такие слова, в которых буква есть, а звука нет. Это трудные слова с непроизносимым согласным в корне. И они уже тоже пройдены.

Правописание слов с удвоенными согласными – также не новая тема.

Как и разделительный твёрдый знак после приставок.

Итого, у нас получается шесть тем, по каждой из которых можно составить отдельный словарик.

Теперь нужно выбрать какую-то одну.

Мы решили остановиться на правописании слов с безударными гласными в корне, которые можно проверить. То есть, словарные слова типа «апельсин» или «заяц» мы в свой словарик не возьмем.

Планируем работу

Еще раз внимательно прочитаем задание из учебника.

На основании задания составляем план действий.

  1. Выбрать правило.
  2. Подобрать слова с орфограммой на это правило.
  3. Записать слова по алфавиту.
  4. Подчеркнуть в словах орфограммы.

Прежде чем привести наш план в исполнение, давайте найдем ответы на некоторые вопросы.

Вот, например, что значит подчеркнуть орфограмму? Что вообще такое орфограмма?

Обратимся к греческому.

«orthos» — значит «правильный»

«gramma» — это «буква».

Получается – «правильная буква».

Орфограмма – это написание в слове, соответствующее орфографическому правилу.

Если сказать еще проще, то это та самая часть слова, в которой легко и просто можно допустить ошибку.

На картинке ниже примеры орфограмм на перечисленные выше правила русского языка.

Орфограммы в словах выделены красным цветом.

С орфограммами понятно.

Следующий вопрос. Сколько слов на выбранное правило нужно включить в свой словарь?

Не указано. Значит, на наше усмотрение.

Еще вопрос. Есть ли требования к оформлению готового орфографического словаря? В учебнике их нет. Значит, можно придумать самим, если, конечно, учитель не дал по этому поводу конкретных указаний.

Наш учитель в данном вопросе дал нам свободу. За что ему большое спасибо.

Пример готового проекта «Орфографический словарь»

Итак, план действий у нас уже есть.

Напомним, он выглядит вот так.

Пункт первый выполнен. Правило выбрано. Это будут слова, в корнях которых имеются безударные гласные, которые можно проверить правильно подобрав проверочные слова.

Согласно второму пункту плана необходимо подобрать слова для нашего словарика.

Мы выбрали вот такие.

Теперь эти слова нужно записать и выделить в них орфограммы. А так как безударные гласные в наших словах можно проверить, то мы решили заодно записать и проверочные слова.

Можно было бы пойти простым путем, взять чистый лист бумаги, цветные ручки или фломастеры и сделать что-то типа этого.

Но мы решили сделать кое-что поинтересней.

В результате создали небольшую красивую книжку.

Вот так выглядит обложка.

На ней написана тема проекта и имя составителя словаря.

Первые две странички дают ответы на вопросы, поставленные составителями учебника по русскому языку.

На страничке № 3 мы указали правило, которое выбрали для своего словаря.

А на четвертой у нас собственно само правило. Его в полном объеме взяли из учебника.

Сам словарик начинается со страницы № 5. Здесь у нас записаны шесть слов с выделенными орфограммами и проверочные слова к ним.

На следующей еще шесть слов.

Обратите внимание, все слова мы расположили в алфавитном порядке.

Вроде как все задания выполнены. Но! Захотелось добавить еще чего-нибудь, что могло бы украсить нашу книжку и в то же время соответствовать теме работы.

И мы подобрали пословицы и поговорки, в которых присутствуют слова с орфограммами на выбранное правило.

На следующих двух страницах как раз эти пословицы и поговорки размещены.

Вот теперь наш орфографический словарик готов полностью!

Осталось только представить его в классе.

И мы вовсе не против, если вы возьмете нашу идею оформления проекта за образец.

Шаблон проекта

ШколаЛа на страже родительского времени и нервов.

Друзья, рады сообщить, что у нас есть готовые шаблоны проекта-книжки «Орфографический словарь».

  • Вам не нужно бродить по словарям и интернету в поисках подходящих словечек.
  • Не нужно штудировать учебник русского языка, чтобы вспомнить правило.
  • Не нужно зависать в графических редакторах, изобретая макеты.

Все это мы уже сделали за вас.

С помощью нашего шаблона вы сможете составить и сделать свой красивый, аккуратный словарь на любую из шести упомянутых в статье орфограмм.

Подробнее о том, что содержит в себе шаблон, расскажем на витрине нашего магазинчика.

И хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазинчике Новогодние скидки! Не пропустите!

Обратите внимание на блоге есть и другие полезно-интересные статьи:

  • Про день рождения в пиратском стиле.
  • Про зимние снежные забавы для детей и взрослых.
  • Про выбор лыж.
  • Про идеальную пару коньков.

На сегодня все!

Будем рады снова увидеть вас у нас в гостях.

Ваша ШколаЛа.

Мой ребенок занимается по программе «Школа России». Проект «Орфографический словарь» учительница объясняла как делать: нужно взять тетрадку 36 листов в линейку с линиями наклона. Тетрадку подписать «Орфографический словарь», класс, школа и Фамилия и имя ученика — как обычно подписываем тетрадь.

Первый лист тетради — написать что такое орфографический словарь, какие словари изданы, почему и в каких случаях мы обращаемся к орфографическим словарям, можно там же нарисовать сам словарь. А со второго листа идет заполнение словаря — каждая страница — это отдельная орфограмма. Например «оло» — молоко, молоток, долото и т.п. Далее орфограмма «удвоенная согласная сс»: касса, трасса, масса, бассейн и тп. Затем «удвоенная нн» и так далее. На самой последней странице проекта «Орфографический словарь» нужно сделать кроссворд из слов своего орфографического словаря и придумать 3 загадки, отгадками должны быть также слова из орфографического словаря.

У нас в школе проект «Орфографический словарь дети делают, начиная с 1 четверти, и дополняют уже в течение года.

А вот по программе «Школа 21 век» в соседней школе немного по-другому делали проект «Орфографический словарь» — каждая страница орфографического словаря — это отдельная буква. Например, буква А — слова с разными орфограммами — аллея, алфавит, астронавт.

проект орфографический словарь

орфографический словарь 3 класс

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Zolot­ynka
[551K]

6 лет назад 

Прежде чем приступать к составлению проекта, попробуем для себя определить, что же такое орфографический словарь, который мы составляем, и зачем он нужен.

Дело в том, что в русском языке написание некоторых слов может вызывать затруднение, по многим причинам: слышится одна буква, а пишется другая/буква пишется, а вообще не произносится/нет возможности подобрать проверочное слово и т.д.

Для того, чтобы люди писали грамотно и существуют орфографические словари. Такие словари в разное время создавались разными авторами: Ожеговым, Ушаковым, Крючковым и др. При составлении проекта будем пользоваться словарем Ожегова.

Попробуем и мы составить такой словарик, выбирая слова, в которых чаще всего учениками допускаются ошибки. Итак,

  • слова с безударными гласными: скворец, побежал, звезда
  • глухие согласные на конце слова: зуб, дуб, герб
  • с непроизносимыми согласными: здравствуйте, сердце, окрестности
  • с разделительным Ъ: подъехал, объявление, подъем

Хотя сегодня уже и трудно себе представить жизнь современного ученика без компьютера и периферийных устройств (принтера) однако не всегда и не у всех есть возможность воплотить Проект «Составляем орфографический словарь» в электронной версии, в форме презентации. Но это не значит что это домашнее задание по русскому языку для 3 класса, нужно проигнорировать.

Дети с успехом делают этот Проект на бумаге, посмотрите образцы по которому это задание выполняется без помощи компьютера —

Структура проекта следующая —

  • заголовок, ФИО учащегося разработавшего Проект, ФИО куратора.
  • цели,
  • задачи,
  • рабочий материал, раскрытие темы,
  • выводы, заключение.

Барха­тные лапки
[382K]

4 года назад 

Начнем проект с того, что для начала объясним, что такое орфографический словарь, зачем он нужен.

Далее напишем наши цели и задачи: мы научимся пользоваться орфографическим словарем, составим свой орфографический словарь.

Теперь нам нужно раскрыть темы.

Парные согласные в корне слова: часто при произношении звук нам слышится совсем другой, а вот при написании буква будет совсем другая. Чтобы не ошибиться при написании таких слова нужно подбирать проверочные слова.

«Удвоенные согласные» — и вот такими словами можно пополнить наш орфографический словарь:

«Безударная гласная проверяемая ударением» — в орфографический словарь можно записать такие слова:

«Правописание слов с разделительным твердым знаком» — пополняем наш словарик такими словами:

«Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» — замазка, гриб, просьба, резьба, стрижка.

Nelli­4ka
[114K]

4 года назад 

Орфографический словарь нам необходим тогда, когда мы не можем проверить с помощью известного нам правила какую-либо букву в слове (либо же группу букв).

Орфографический словарь в школе предлагается создать самостоятельно.

Причем условия везде разные: где-то из обычной тетрадки составляется что-то реального орфографического словаря, где на каждой странице расположена группа слов в алфавитном порядке.

А где-то слова группируют по характеристикам.

Например, на одной страничке заводят слова с непроверяемой гласной в корне. На другой — слова, в корне которых расположены глухая или звонкая согласные.

Вот примерный перечень:

Самодельный словарик заполняется словами в течение всего учебного года.

Kriti­kSPb
[93.7K]

4 года назад 

В 3 классе и наши дети делали проект «Составляем орфографический словарь». У нас он делался в тетради 48 листов.

На первой странице было размещено название, фамилия ученика и класс.

На второй странице написали цели работы над проектом.

Далее — определение орфографического словаря и когда он используется.

На 4 — правила занесения слов в орфографический словарь.

После этого на каждой странице шло какое-нибудь правило и к нему примеры слов.

Нам разрешили правила в виде картинок наклеивать на страницы тетради.

Весь год при изучении новых тем, мы дополняли свой орфографический словарь.

И на последней страницы были размещены названия словарей, которыми пользовались при составлении проекта.

Autho­r
[788K]

5 лет назад 

Берем чистую тетрадку.

Пишем на первой странице, для чего нужен орфографический словарь. Почему иногда без орфографического словаря не обойтись. Рассказываем, что, иногда, для правильного написания слов нужен именно орфографический словарь.

Со второго листа начинаем вписывать слова.

Группируем их. Примерно так.

вода, гора, закрепить, волна, мячи, окно

гриб, глазки, прыжки, флажки, лошадка, лодка

звёздный, пастбище, свистнуть, радостный, солнце

класс, тонна, троллейбус, суббота, рассада

полететь, прошёл, кустик, денёчек, дописать

побежал по следам, на конверте написал

объяснение, разъярённый, объезд, съехал

проект Составляем орфографический словарь

Марин­а Волог­да
[295K]

4 года назад 

Хочу обратить внимание, что необходимо сделать проект, а не презентацию, поэтому делается все на бумажном носителе.

Проект «Составляем орфографический словарь»

Класс: 3

Цель проекта: научиться правильно писать и читать; прививать навыки работы с орфографическим словарем, научиться оформлять орфографический словарь.

Орфографический словарь — это словарь, где написаны слова в их нормативном написании. Благодаря им человек грамотно пишет и читает.

Словарные слова, которые стоит запомнить в 3 классе. К ним не подходят правила русского языка, но каждый третьеклассник должен их знать.

А: альбом, аппетит, аппарат, автобус, аптека, аккуратно, аппликация, автомобиль, аллея.

Остальные слова возьму цитатой, но Вы можете использовать их в своем проекте:

В конце проекта задание: Проверь себя. Выпишите 5-10 слов из словаря и пропустите в них буквы. Задание — правильно вставить буквы и свериться с орфографическим словарем.

Пример проекта:

Орфографический словарь для третьего класса действительно важен и достаточно несложно создать проект, если есть понимание орфографии. Если давать определение орфографическому словарю, то данный словарь является словарем, в котором находятся слова в их правильном написании. Ученики могут обратиться к данному словарю для того, чтобы понимать насколько правильно пишется слово. Мною представлены орфографические словари для третьего класса, которые могут быть для Вас действительно полезными. Слово — ванна, суббота, колледж, а также другие слова являются достаточно проблемными, ведь очень часто допускаются ошибки. Ниже указаны те слова, а также разъяснения, которые позволят вам выполнить проект.

Например, если говорить об удвоенной согласной в слове, то она является орфограммой. Таким образом можно создать отличный орфографический словарь.

Светл­аночк­а100
[49.2K]

5 лет назад 

Данный проект есть в виде презентации, с которой можно ознакомиться, чтобы понять цели, для чего он разрабатывался и как пособие к уроку по русскому языку. Данный проект составлен с целью грамотно научиться читать и писать, умение обрабатывать произносимые вслух слова и составлять в алфавитном порядке. Ну и не маловажный фактор вы научитесь составлять орфографический словарь и получите умение им пользоваться. Так же вы найдёте определение данному словарю, и узнаете какие слова в него могут входить. При составлении словаря, обращайте на грамотность написания слов, так как главной задачей является грамотность.

­<wbr/>

![][7­]

Знаете ответ?

Смотрите также:

Проект Богатства отданные людям окружающий мир о Плешакове, как сделать?

Окружающий мир 2 класс, как правильно сделать проект Мои домашние питомцы?

Как сделать проект «Про воздух» 2-5 класс окружающий мир, где найти?

Экологический проект по окружающему миру 3 класс — как сделать?

Проект «Берегите воду» по окружающему миру, как сделать, где найти?

Проект «Экономика родного края». Башкортостан, окружающий мир, как сделать?

Проект Музей путешествий 3 класс окружающий мир, цели и задачи какие?

Окружающий мир. 2 кл. проект «Города России: Уфа» как сделать, где найти?

Окружающий мир. 2 кл. проект «Города России: Омск» как сделать, где найти?

Окружающий мир 2 кл. проект «Страны мира: Тайланд» как сделать, где найти?

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Проект по русскому языку в 3 классе
 
«Составляем орфографический словарь»Учи...

    1 слайд

    Проект по русскому языку в 3 классе

    «Составляем орфографический словарь»
    Учитель: Лушкова Ю.В.

  • -Что такое орфографический словарь?


- Когда мы к нему обращаемся?

    2 слайд

    -Что такое орфографический словарь?

    — Когда мы к нему обращаемся?

  • Орфографический словарь – это словарь, в котором 
все слова написаны правильн...

    3 слайд

    Орфографический словарь – это словарь, в котором
    все слова написаны правильно, без ошибок,
    в алфавитном порядке.

    Мы обращаемся к орфографическому словарю,
    когда сомневаемся в написании какого- либо слова.

  • Какие ошибки допустила ученица?

На прашлагодние ашипки
Сматреть мне трудно б...

    4 слайд

    Какие ошибки допустила ученица?

    На прашлагодние ашипки
    Сматреть мне трудно без улыпки.
    Пишу я лучче многих в класе,
    Мне падарил падарок Вася:
    Я изучяла весь енварь
    Арфаграфический славарь.

  • Проверь себя:

На прошлогодние ошибки
Смотреть мне трудно без улыбки.
Пишу я...

    5 слайд

    Проверь себя:

    На прошлогодние ошибки
    Смотреть мне трудно без улыбки.
    Пишу я лучше многих в классе,
    Мне подарил подарок Вася:
    Я изучала весь январь
    Орфографический словарь.

  • Назовите правила, которые нужно помнить...

    6 слайд

    Назовите правила, которые нужно помнить
    при написании слов.

    Написание слов с безударной гласной в корне слова.

    ВСПОМНИМ ПРАВИЛО:

    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова,
    нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы
    эта гласная была под ударением.

  • Тр . ва

п . ля

с. стра

зв .  зда

в . лна

р . ка

с . лёный

под . рить...

    7 слайд

    Тр . ва

    п . ля

    с. стра

    зв . зда

    в . лна

    р . ка

    с . лёный

    под . рить

    к . вёр

  • Трава – травы

Поля – поле

Сестра – сёстры

Звезда – звёзды

Волна – волны...

    8 слайд

    Трава – травы

    Поля – поле

    Сестра – сёстры

    Звезда – звёзды

    Волна – волны

    Река – речка

    Солёный – соль

    Подарить – подарок

    Ковёр — коврик

  • *Правописание слов с непроизносимым 
согласным в корне слова.

ВСПОМНИМ ПРАВИ...

    9 слайд

    *Правописание слов с непроизносимым
    согласным в корне слова.

    ВСПОМНИМ ПРАВИЛО:

    Чтобы правильно обозначить непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный отчётливо произносится.

  • Лес . ница

Сер . це

Со . нце

Чу . ство

Чес . ный

Праз . ник

Здра . ствуйте

    10 слайд

    Лес . ница

    Сер . це

    Со . нце

    Чу . ство

    Чес . ный

    Праз . ник

    Здра . ствуйте

  • Лестница

Сердце

Солнце

Чувство

Честный

Праздник

здравствуйте

    11 слайд

    Лестница

    Сердце

    Солнце

    Чувство

    Честный

    Праздник

    здравствуйте

  • Какому правилу соответствует каждая группа слов?


1) Звезда, скворец

2) Гер...

    12 слайд

    Какому правилу соответствует каждая группа слов?

    1) Звезда, скворец

    2) Герб, узкий

    3) Сердце, солнце

    4) Подъезд, съезд

    5) Огурец, одежда

  • Проверь себя:

Правописание слов с безударной гласной в корне

Правописание с...

    13 слайд

    Проверь себя:

    Правописание слов с безударной гласной в корне

    Правописание слов с глухими и звонкими согласными в слове

    Правописание слов с непроизносимым согласным звуком

    Правописание слов с разделительным твердым знаком

    Словарные слова

  • Задание:

Выберите любое правило и составьте свой словарик слов с орфограммой...

    14 слайд

    Задание:

    Выберите любое правило и составьте свой словарик слов с орфограммой на это правило.

    Слова записывайте по алфавиту.

    Подготовьтесь представить свой словарик в классе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл.  адрес: but-school@mail.ru

В РАМКАХ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
УСТИМЕНКО ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

2016г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

1.        Название проекта:   «СОСТАВЛЯЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»

2.        Руководитель проекта:  Устименко Юлия Анатольевна

3.        Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:

            РУССКИЙ ЯЗЫК

4.        Учебные дисциплины, близкие теме проекта: Литературное чтение.

5.        Возраст учащихся, на который рассчитан проект:   8-9 лет

6.        Состав проектной группы:  весь 3 «Б» класс. Ребята работают индивидуально или в парах.
7.        Гипотеза: 

Действительно ли в жизни словари необходимы, чтобы быть грамотными.

8. Проблемные вопросы:

— Почему нужно писать в соответствии с правилами русского языка? Что такое словарь? Какие есть словари? Нужны ли нам словари?

9.        Цель проекта:  

— активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;

обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;

10.        Задачи проекта:

отрабатывать умение подбирать слова на заданную орфограмму; записывать слова в алфавитном порядке.

11.        Вопросы учебной темы

  • Что такое структура словарей?
  • Как правильно работать со словарями?
  • Какие словари есть в школьной библиотеке?
  • Какими словарями пользуются учащиеся начальных классов?

12.        Необходимое оборудование

 компьютер для поиска информации, книги, журналы.

13.        Аннотация проекта:

Актуальность:  Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает множество вопросов. При наличии словарей и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь — это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним. В данном проекте обучающиеся научатся пользоваться орфографическими словарями. Находить необходимую информацию и использовать её при необходимости.

14.Планируемые результаты обучения

 После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

— предметные

  • активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;
  • обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;
  • отрабатывать умение подбирать слова на заданную орфограмму; записывать слова в алфавитном порядке.

— метапредметные

  • развивать интеллектуальные способности детей;
  • формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;
  • формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;
  • формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в малых группах; презентовать результаты деятельности группы;
  • формировать умение оценивать свои достижения на уроке.

 личностные

воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;

развивать навыки сотрудничества

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

— Нужны ли детям словари?

Проблемные вопросы

— Как пользоваться орфографическими словарями?

15.         Продукт проекта:  Мини – сочинение,  рисунки, аппликации, фотографии. Презентации

16.        Этапы работы над проектом

п/п

Этапы деятельности

Содержание работы

Сроки

1.

1этап. Подготовительный.

1.        Сообщение  цели и задач проекта.

Учиться грамотно читать и писать.

Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.

Отрабатывать умение пользоваться толковым словарём.

Учиться работать в группах.

Отрабатывать умения пользоваться орфографическим словарём.

28 декабря

2.

2 этап.

Планирование и организация деятельности.

1.        Обсуждение названия проекта.

2.        Планирование.

— Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме  представите результат проекта.

3.        Сбор материала.

4.        Оформление работы.

5.        Защита.

28-29 декабря

3.

 3 этап.

Практический

Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа с дополнительными источниками информации.

 30-09 января

4.

4 этап.

Презентационный  

Представление и защита работ.

09 января

5.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)

Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.

10 января

План работы над проектом

1этап. Подготовительный.

1.Сообщение цели и задач проекта.

Учиться грамотно читать и писать.

Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.

Отрабатывать умение пользоваться толковым словарём.

Учиться работать в группах.

Отрабатывать умения пользоваться орфографическим словарём.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

1.        Обсуждение названия проекта.

2.        Планирование.

— Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме  представите результат проекта.

3.        Сбор материала.

4.        Оформление работы.

5.        Защита.

3 этап. Практический

Выполнение запланированной работы; внесение изменений.

4 этап. Презентационный

Представление и защита работ.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)

Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.

17.        Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.   

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  1. Работа над проблемными вопросами на уроке: «Наши проекты. Составляем орфографический словарь».
  2. Распределение работы обучающихся по проекту.
  3. Оформление презентаций и выступлений  к проекту: «СОСТАВЛЯЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»

Обучающиеся выявляют  проблемные вопросы, на которые каждый  должен подобрать подходящий материал. После чего обучающиеся самостоятельно подбирают соответствующий материал. Материал оформляют как презентацию, мини-сочинение, иллюстрацию и т.д.

Урок по теме: «Наши проекты. Составляем орфографический словарь».

Ход урока:

Организационный этап.

Цель: установление готовности к учебному занятию, создание положительного самоопределения учащихся к деятельности, эмоционального настроя.

Деятельность учителя: читает стихотворение

Деятельность учащихся: слушают учителя.

Все – кто хочет расширить свой кругозор.

Все –  кто хочет научиться грамотно писать и говорить.

Все – кем движет великая сила – любознательность.

Все – кому хочется в знаниях навести порядок.

Всех вас приглашаю на занятие  творческой мастерской.

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать опорные знания по теме занятия, создание проблемной ситуации.

Деятельность учителя: актуализирует знания детей по теме «Словари» в ходе работы с опросными листами, работы с текстом и фронтальной беседы.

Деятельность учащихся:

познавательная: вспоминают сведения о словарях при выполнении работы на опросных листах; уточняют сведения о словарях при помощи работы с текстом;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: читают поставленные вопросы и формулируют письменные ответы  на них, контролируют правильность ответов учащихся, дополняют, уточняют.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну волшебных словарей.

У вас уже есть довольно большой багаж знаний о словарях и богатый опыт работы с ними. Поэтому я предлагаю вам попробовать ответить на несколько вопросов.

Возьмите  лист со знаком вопроса. Прочитайте вопросы  и попробуйте письменно на них ответить.

Попробуйте ответить на вопросы.

1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? ___________________________________________________
Скажите, кто первый ввел этот термин?_________________________

2. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь. _____________________________________________________

3. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения. О каком словаре идет речь?
_____________________________________________________________________________________

4. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого — трудного слова или его формы. Какой это словарь? _________________________________________

5. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов. Какой словарь имеется в виду?
________________________________________________________________________

6. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется? ______________________________________________________

7. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой? _____________________________________________________

На какие вопросы вы не смогли ответить?

Найдите ответы на эти вопросы и проверьте правильность своих ответов в тексте.

Найдите ответы на оставшиеся вопросы и проверьте правильность выполненных заданий

с помощью текста.

Словари.

Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает множество вопросов. При наличии словарей и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь — это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним.

Словари принято делить на два типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические (с  греч.  – обучение по всему кругу знаний)  словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

Цель лингвистических словарей другая — в них содержится информация о слове.

Лингвистические словари можно подразделить  на три типа:1) многоязычные; 2) двуязычные; 3) одноязычные.

Многоязычные и двуязычные словари — это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. Часто встречаются следующие двуязычные словари: 1) англо-русский и русско-английский; 2) немецко-русский и русско-немецкий; 3) французско-русский и русско-французский.

В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. К ним относятся: словари иностранных слов(заимствованных из других языков), синонимов, антонимов(слов с противоположным значением), омонимов(слов, принадлежащих к одной и той же части речи и одинаково звучащих, но различных по значению), паронимов (смешиваемых однокоренных слов разного значения), фразеологический, орфоэпический (произношения слов), орфографический (правописания слов), словообразовательный, морфемный, этимологический (объясняющие происхождение слов), обратный (с расположением слов в алфавите их концов), сокращений и другие типы словарей.

Толковые словари описывают смысл слов: к таким словарям следует обращаться, если надо выяснить, что означает слово. Широко распространенным и известным является «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова,

Особое место среди толковых словарей занимает первый «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, состоящий из 4 томов и содержащий более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов.

Происхождение слова, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари.

Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении.

Сведения о правильном написании слова можно получить в орфографическом словаре, а о правильном произношении — в орфоэпическом.

Есть словари грамматические, содержащие различные сведения о словах.

Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп слов: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Лексикографы работают над составлением словарей языка писателей, есть, например, «Словарь языка Пушкина».

Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.

Проверяем. Прочитайте ответ на вопросы, на которые не смогли ответить в начале.

Определение темы, постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель: создать условия для принятия учащимися цели учебной деятельности путем ее осознания.

Деятельность учителя: с помощью специально подобранного стихотворения подводит детей к формулировке темы урока, организует  работу в парах по формулировке задач урока, проводит беседу по правилам работы с орфографическим словарем;

Деятельность учащихся:

познавательная:  во время работы в парах выясняют, на какой вопрос будут искать ответ на уроке, во время фронтальной беседы знакомятся с задачами урока;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в парахах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.

О том, с каким словарём мы будем сегодня работать, вы узнаете, если прочитаете стихотворение на  карточках для 1 и 2 вариантов.

Орфографический словарь

На прашлагодние ашипки

Сматреть мне трудно без улыпки.

Пишу я лучче многих в класе,

Мне падарил падарок вася:

Я изучяла весь енварь

Арфаграфичиский славарь.

                                          М.Яснов

 — Что вы заметили?

 Какие ошибки допустила ученица? (орфографические) Поработайте в парах и попробуйте исправить ошибки в стихотворении.

 — Сверьте правильность выполнения работы в группе. (Выдается карточка с безошибочным написанием слов в стихотворении) Поднимите руки те пары, кто нашёл и исправил все ошибки. Молодцы!

— Какому же словарю будет посвящён наш сегодняшний урок? (орфографическому словарю)

Какая информация содержится в этом словаре? (правильное написание слов)

        — Сегодня мы с вами создадим свой орфографический словарь. В нём будут содержаться словарные слова. А какие слова мы с вами называем словарными? (написание которых нужно запомнить)

Как вы думаете, почему я предлагаю вам составить орфографический словарь именно с этими словами?

     Ребята, но ведь у нас в учебнике уже есть орфографический словарь со словарными словами. Зачем же мы будем создавать его снова? Давайте подумаем, как можно «отредактировать»  наш словарь, чтобы он был нам полезен на уроках русского языка.

Вспомните, какие задания с использованием орфографического словаря  вы  получаете? (выписать слова на определенную орфограмму) Ваши предложения: как можно «отредактировать» наш орфографический словарь, чтобы быстро выполнять данное задание?

      И так, сегодня мы составим не просто орфографический словарь со словарными словами, а словарь, в котором слова классифицируются по орфограммам. Странички с какими орфограммами, мы можем составить?

— Где мы можем использовать этот словарь? (на уроках русского языка, при выполнение домашней работы)

Давайте поставим цели на сегодняшнее занятие творческой мастерской. На доске я сформулировала несколько целей, выберите те, которые подходят к нашему занятию.

Учиться грамотно читать и писать.

Учиться определять  падеж имен существительных.

Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.

Отрабатывать умение пользоваться толковым словарём.

Учиться  работать в группах.

Отрабатывать умения пользоваться орфографическим словарём.

Создание страниц орфографического словаря. Групповая работа учащихся.

Деятельность учителя: организует групповую работу;

Деятельность учащихся:

познавательная: создают страницу орфографического словаря, отрабатывают умение находить слова с заданной орфограммой;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в группах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: работают с орфографическим словарем учебника; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивают свою работу с помощью листов самооценки.

Переходим к созданию своего орфографического словаря.

Работать мы будем по группам. Поэтому сейчас нам надо разделиться на 3 группы.

1группа: безударный гласный в корне слова

2группа: парный по глухости-звонкости согласный

3группа: непроизносимый согласный

У каждого члена группы есть свои роли:

главный редактор (организует работу в группе, презентует работу группы),

художник-оформитель (оформляет страничку словаря),

хранитель времени и тишины (следит за временем и за выполнением правил работы в группе),

собиратели словарных слов (находят в словарике учебника словарные слова и записывает на свой бланк).

Распределите роли в группе.

Прошу встать главных редакторов; хранителей времени и тишины; художников-оформителей; собирателей словарных слов.

На выполнение работы вам отводится 10 минут. Прошу хранителя времени и тишины следить за этим.

Перед началом работы вспомним правила работы в группе (записаны на доске).

Правила работы в группе:

Обсуждать тихо.

Объяснять своё высказывание.

Слушать других.

Договариваться.

Работать быстро.

 При работе в группе пользуйтесь инструкционной картой. Прошу главных редакторов получить задание.

Инструкционная карта

1. Вспомните правило нахождения в слове данной орфограммы. Как ее проверить? Что делать, если нельзя проверить написание данной орфограммы?

2. Распределить между членами группы бланки для записи словарных слов.

3. Найти в словарике учебника на с. 150-151 слова на вашу орфограмму.

4. Записать  слова на бланк в алфавитном порядке.

5. Расположить на листе бланки со словами в алфавитном порядке.

6. Оформить свою страничку.

Примеры бланков для работы в группе (количество строк на бланке соответствует количеству слов с данной в группе орфограммой, которое нужно выписать )

А

Б

Н

Т

Щ

Презентация результатов  групповой работы.

Деятельность учителя: организует работу по презентации результатов групповой работы;

Деятельность учащихся:

познавательная: рассказывают о словах с определенной орфограммой, пользуясь созданной в ходе групповой работы странички орфографического словаря;

коммуникативная: строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся.

Вижу, что выполнение задание в группе вы закончили. Посмотрим, какие странички у нас получились.  

Прошу главных редакторов представить свои странички.

Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

Деятельность учителя: выясняет, достигнуты ли цели урока;

Деятельность учащихся:

познавательная: разбираются, достигнуты ли цели урока;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме;

регулятивная: самостоятельно оценивают свою работу на уроке.

Для чего нужен наш орфографический словарь? Что нужно помнить, чтобы быстро ориентироваться в словаре?

Оценим свою работу в группе. Возьмите листы самооценки и заполните их.

Фамилия, имя _____________________________

Лист самооценки

Оцените свое участие в работе группы.

Внимательно прочитай приведенные ниже вопросы

 и ответь  (ДА  или НЕТ).

Вопрос

Ответ

Справился ли ты со своим заданием?

Легко ли тебе было выполнять  задание?

Активно ли ты работал(а) в группе?

Помогал(а)  ли  участникам группы, когда они нуждались в помощи?

Хочешь ли ты  еще работать с этими ребятами в одной группе?

      — Все ли изученные правила письма мы с вами сегодня рассмотрели при создании словаря? С какими орфограммами  можно  ещё создать странички орфографического словаря?

— Какие впечатления от урока у вас остались? Прочитайте высказывания с впечатлениями о работе (на доске)  и прикрепите стикер к тому утверждению, которое совпадает с вашим мнением:

        Я вижу, что многим, понравилась работа, и возникло желание создать свой словарь. Вы можете самостоятельно или вместе с одноклассниками, взрослыми составить свою страничку словаря, на которой вы  представите слова, на изученные нами орфограммы, но не вошедшие в наш словарь сегодня.

Фамилия _____________________________                                                                    

Проект «Составляем орфографический словарь».

                                                                              Вариант 2.

      1. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Яснова.

На прашлагодние ашипки

Сматреть мне трудно без улыпки.

Пишу я лучче многих в класе,

Мне падарил падарок Вася:

Я изучяла весь енварь

Арфаграфический славарь.

  • Какие ошибки допустила ученица? Попробуй их исправить. А если не получится самостоятельно, загляни в орфографический словарь!
  1. Соотнеси слова с соответствующим словарём. Соедини линией.

       3. Составь свой орфографический словарь на букву «С». Слова записывай в алфавитном порядке.

                                            сапоги

                                            сентябрь

                                            сирень

                                           ._____________________

                                      ._____________________

                                      ._____________________

                                      ._____________________

                                      ._____________________

Оцени себя:                                                                                Оценка учителя:

Фамилия _____________________________                                                                    

Проект «Составляем орфографический словарь».

                                                                     Вариант 1.

      1. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Яснова.

На прашлагодние ашипки

Сматреть мне трудно без улыпки.

Пишу я лучче многих в класе,

Мне падарил падарок Вася:

Я изучяла весь енварь

Арфаграфический славарь.

  • Какие ошибки допустила ученица? Попробуй их исправить. А если не получится самостоятельно, загляни в орфографический словарь!
  1. Соотнеси слова с соответствующим словарём. Соедини линией.

       3. Составь свой орфографический словарь на букву «К». Слова записывай в алфавитном порядке.

                                            карандаш

                                            квартира

                                            килограмм

                                           ._____________________

                                      ._____________________

                                      ._____________________

                                      ._____________________

                                      ._____________________

Оцени себя:                                                                                Оценка учителя:

                                                 РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Итоговое оценивание

Ф.И. участников проекта__________________________________________________________________________________________________

Тема____________________________________________________________________________________________________________________

Эксперты

Общий бал                                                   Оформление и выполнение проекта (от 0 до 5)

Актуальность темы

Практическая ценность

Творчество, оригинальность

Научность

Презентация работы

Качество оформления

Работа в команде

Итог

  Самооценка

Одноклассники

  Учитель

Максимальное количество баллов: 35

Итоговая оценка (балл):

30-35 баллов    — “отлично”;

29 — 26 баллов — “хорошо”;

25 – 17 баллов — “удовлетворительно”

менее 30 баллов —  “неудовлетворительно”

Проект «Составляем орфографический словарь»

Лист самооценки самостоятельности

и успешности учащегося

  1. Планирование выступления

Главная цель моего выступления

Что мне необходимо подготовить к выступлению

1.

2.

3…

В какой последовательности я буду представлять результаты работы группы

1.

2.

3…

Что я буду демонстрировать, о чём рассказывать

1.

2.

3…

  1. Самооценка готовности

Вставь значок     ДА —                    НЕТ —  

да

нет

Я проверил готовность необходимого для выступления материала

Я прорепетировал своё выступление

Я знаю, сколько времени мне понадобится для выступления

                                             РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

       В ходе работы над проектом мы узнали, что, орфографические словари необходимы для правильного письменного оформления своей речи.

       В процессе работы и изучения материала, поиска ответов на проблемные и учебные вопросы, мы узнали что- то новое, учились выделять главное.  В ходе проекта мы использовали знания, умения, полученные при изучении предмета: русский язык. Мы разрабатывали индивидуальные пути решения задач проекта, работали в Интернете. Во время реализации проекта в целях исследования, общения и сотрудничества пользовались электронными медиа-ресурсами, делали выборку полученной информации, осваивали основы проектной деятельности. У нас развивались коммуникативные, регулятивные, познавательные учебные действия.

ВЫВОД:

В ходе проекта мы составляли орфографические словари на разные правила и теперь знаем, что орфографические словари необходимы не только на уроках русского языка, но и в повседневной жизни. Они бывают разными. Каждый словарь помогает нам в правописании слов. Чтобы стать грамотным нужно всегда обращаться к орфографическим словарям

Наши проекты по русскому языку на тему: «Составляем орфографический словарь» Подготовили: ученики 3 класса  Иванов Дима  Карасёв Юра  Руководитель проекта:  учитель начальных классов  Тупикин Н.Ю. 2019 г

Наши проекты по русскому языку на тему: «Составляем орфографический словарь»

Подготовили: ученики 3 класса

Иванов Дима

Карасёв Юра

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Тупикин Н.Ю.

2019 г

Цели: Учится грамотно читать и писать. Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке. Научится оформлять орфографический словарь. Сформировать представление о словах с непроизносимыми согласными звуками, безударная гласная в корне слова и парная по глухости-звонкости.

Цели:

  • Учится грамотно читать и писать.
  • Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.
  • Научится оформлять орфографический словарь.
  • Сформировать представление о словах с непроизносимыми согласными звуками, безударная гласная в корне слова и парная по глухости-звонкости.

Правила работы в группе Рассуждать и делать выводы. Договариваться. Разбираться. Работать быстро.

Правила работы в группе

  • Рассуждать и делать выводы.
  • Договариваться.
  • Разбираться.
  • Работать быстро.

Что такое орфографический словарь? Когда мы к нему обращаемся? Орфографический   словарь  -это содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового  словаря  по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в аспекте его правописания . А обращаемся к нему, когда не знаем как правильно написать слово.

Что такое орфографический словарь? Когда мы к нему обращаемся?

  • Орфографический   словарь  -это содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового  словаря  по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в аспекте его правописания .
  • А обращаемся к нему, когда не знаем как правильно написать слово.

Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова Орфографический словарь На прашлагодние ашипки Сматреть мне трудно без улыпки. Пишу я лучче многих в класе, Мне падарил падарок Вася: Я изучяла весь енварь Арфаграфический славарь.

Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова

  • Орфографический словарь
  • На прашлагодние ашипки
  • Сматреть мне трудно без улыпки.
  • Пишу я лучче многих в класе,
  • Мне падарил падарок Вася:
  • Я изучяла весь енварь
  • Арфаграфический славарь.

 Орфографический словарь На прошлогодние ошибки  Смотреть мне трудно без улыбки.  Пишу я лучше многих в классе,  Мне подарил подарок Вася,  Я изучала весь январь  Орфографический словарь.

Орфографический словарь

  • На прошлогодние ошибки Смотреть мне трудно без улыбки. Пишу я лучше многих в классе, Мне подарил подарок Вася, Я изучала весь январь Орфографический словарь.

Прочитайте. Какому правилу соответствует каждая группа слов? солнце сапожки счастье лестница дворы лебедь ловкий окрестность пчела солить мороз сердце снег молчать праздник чувство кормушка берег морковка больной здравствуйте сосновый хирург честный глаз варенье тростник плясать клюв зерновой

Прочитайте. Какому правилу соответствует каждая группа слов?

солнце

сапожки

счастье

лестница

дворы

лебедь

ловкий

окрестность

пчела

солить

мороз

сердце

снег

молчать

праздник

чувство

кормушка

берег

морковка

больной

здравствуйте

сосновый

хирург

честный

глаз

варенье

тростник

плясать

клюв

зерновой

Непроизносимые парная по безударная гласная глухости - звонкости в корне слова согласные звуки солнце сапожки счастье дворы лебедь лестница ловкий окрестность пчела солить мороз сердце снег молчать праздник чувство кормушка берег морковка больной здравствуйте хирург честный сосновый глаз варенье тростник плясать клюв зерновой

Непроизносимые

парная по

безударная гласная

глухости — звонкости

в корне слова

согласные звуки

солнце

сапожки

счастье

дворы

лебедь

лестница

ловкий

окрестность

пчела

солить

мороз

сердце

снег

молчать

праздник

чувство

кормушка

берег

морковка

больной

здравствуйте

хирург

честный

сосновый

глаз

варенье

тростник

плясать

клюв

зерновой

Спасибо за внимание. Нам очень понравилось работать над проектом по русскому языку по теме: «Составляем орфографический словарь»

Спасибо за внимание.

Нам очень понравилось работать над проектом по русскому языку по теме: «Составляем орфографический словарь»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь треугольника по картинке
  • Как люди нашли ядро земли
  • Как найти пирамиду через locate
  • Как исправить ситуацию в отношениях с девушкой
  • Как найти параметр реестра