Как составить проект по социальной работе

lines

Прежде всего

lines

lines

Как подать заявку на поддержку проекта

lines

lines

Как правильно заполнить заявку

lines

lines

Рекомендации по формированию бюджета проекта

lines

lines

Как отправить заполненную заявку

lines

lines

Какие документы приложить к заявке

lines

lines

Статусы заявки и обратная связь

lines

section navigation

Структура
раздела

Следующая статья

right arrow

Что такое социальный проект? У любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие заранее запланированного измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы определенной целевой группы.

Социальный проект всегда направлен на решение конкретной социальной проблемы определенной целевой группы в заранее известные сроки. Подробно о том, как приступить к разработке социального проекта, руководство фонда и руководители проектов-победителей конкурсов президентских грантов рассказывают в бесплатном онлайн-курсе по социальному проектированию.

Пройдите курс, чтобы избежать типичных ошибок на этапе проектирования и узнать, какие проекты побеждают в конкурсе и почему. В этой статье мы поделимся с вами базовыми принципами социального проектирования.

Что такое социальное проектирование

Социальное проектирование — это механизм разработки и планирования социального проекта. Не путайте социальное проектирование с подготовкой заявки на грантовый конкурс.

Социальный проект — это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Проект всегда ограничен временем, территорией, командой и бюджетом.

Заявка на конкурс — это описание социального проекта по специальной форме, которую задает грантодатель. Заявку пишут с целью получить недостающие ресурсы на реализацию социального проекта. Это описание может и должно быть разным в зависимости от требований организации, которая распределяет гранты. Таким образом, один и тот же проект можно по-разному структурировать в заявку.

Фонд предлагает вам разделить процесс создания социального проекта на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами. Рассказываем о каждом этапе по порядку.

1. Изучаем проблему

Социальный проект всегда начинается с людей, которые сталкиваются с определенной проблемой. Определите целевую группу своего проекта: людей, на решение или смягчение проблемы которых направлена деятельность в рамках проекта. Эти люди должны будут ощутить положительные изменения по его итогам.

Определитесь с географией проекта: на какой территории вы собираетесь работать — в одном районе города, в одном городе, в целой области?

Внимательно изучите проблему целевой группы и ее причины на территории реализации проекта. Пообщайтесь с представителями целевой группы, проведите небольшой опрос или анкетирование, обратитесь к сторонним исследованиям, официальной статистике и высказываниям представителей власти, которые касаются выбранной целевой группы на территории реализации проекта.

После того как вы поймете, для кого, из-за чего и на какой территории вы собираетесь работать, приступайте к поиску способов решения проблемы.

2. Разрабатываем механизм решения проблемы

Предложите решение конкретной проблемы определенной целевой группы на ограниченной территории: сформулируйте цель социального проекта. Точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно вы определили проблему. 

Чтобы сформулировать цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое не устраивает целевую группу, — и «должно быть» — позитивное состояние, в котором целевая группа окажется после реализации вашего социального проекта. Достижение этого позитивного изменения и станет целью вашего социального проекта.

При постановке цели помните о том, что она должна быть:

  • достижима;
  • конкретна;
  • измерима;
  • реалистична;
  • ограничена во времени.

Чтобы оценить проект по завершении, подумайте о том, каких результатов вы хотели бы добиться. Количественные результаты — это количество представителей целевой группы, которые примут участие в мероприятиях проекта и ощутят позитивные изменения в процессе реализации вашего проекта. Качественные результаты — это конкретные изменения, которых вы добьетесь для выбранной целевой группы. Убедитесь, что запланировали ожидаемые результаты для всех целевых групп, которые вы выявили на первом этапе изучения проблемы. 

Ключевой этап в социальном проектировании — определить задачи и мероприятия проекта. Задача — это составляющая цели, которая помогает устранить конкретную причину существования проблемы. Мероприятия — это действия, которые вы предпримете, чтобы решить конкретную задачу. Для решения задачи всегда нужен комплекс мероприятий, поэтому задача всегда шире, чем мероприятие.

3. Обеспечиваем проект ресурсами

Реализация мероприятий проекта должна быть обеспечена материальными ресурсами и сильной командой. Опыт и навыки членов команды должны соответствовать специфике задач и обеспечивать выполнение всех мероприятий проекта.

Для того чтобы понять, какие финансовые ресурсы вам понадобятся, какие из них у вас уже есть и каких не хватает, а также увидеть, какие расходы вам придется понести, нужно составить бюджет проекта.  

Перечислите в бюджете все необходимые ресурсы и рассчитайте их стоимость. Каждая статья расходов должна быть обоснована, то есть связана с мероприятиями в рамках проекта, и реалистична, то есть связана с реальными ценами. Бюджет проекта должен обеспечить возможность реализации всех запланированных мероприятий в рамках проекта.

В бюджете важно предусмотреть административные расходы на сопровождение всего проекта: зарплату руководителя, вознаграждение бухгалтеру, расходы на связь, а также офисные, банковские и другие расходы.

Бюджет проекта состоит из средств гранта и софинансирования — собственного вклада организации и вклада партнеров. Собственный вклад — это те ресурсы, которые уже есть у организации и которые она готова вкладывать в проект. Вклад партнеров — это ресурсы, которые вы привлекли или планируете привлечь со стороны.

В бесплатном онлайн-курсе фонда по социальному проектированию руководство и эксперты фонда подробно разбирают каждый из этапов социального проектирования, в том числе рассказывают, как правильно представить проект в заявке на президентский грант.

Внутри курса — 10 видео-уроков по 2-6 минут на 2,5 часа со статьями, схемами и практическими заданиями. Пройдите курс, чтобы разработать сильный социальный проект и правильно представить его в виде заявки на конкурс.

Рекомендованные статьи

Центр поддержки > Подача заявки > Прежде всего

Почему нет смысла подавать заявку, не имея проекта

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СОСТАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Понятие социального проектирования

Социальное проектирование – это метод, позволяющий корректно создавать и реализовывать эффективные, социально ориентированные проектные идеи.

В этом смысле можно утверждать, что социальный проект – это решение социально значимой проблемы в чётко ограниченных временных рамках.

Социальный проект:

—  это универсальный инструмент для чёткого стратегического планирования вашей деятельности;

— это воплощение любой вашей идеи в реальность;

— это возможность рассчитывать свои шаги к достижению цели с точностью до дней;

— это умение правильно использовать  свои (всегда ограниченные) ресурсы и привлекать их из различных источников;

— это решение социально значимых проблем в вашем регионе (районе);

Из чего состоит проект?

проблема – цель – задачи – механизм реализации (методы, методики, технологии) – этапы реализации – бюджет – ожидаемые результаты

Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу, считайте, что Вы на пути к Успеху!

Каждый этап – это логическое звено в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована  объективными данными,  представленными по итогам соответствующего исследования. Цель должна логично вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия, а их решение должно быть выражено в виде конкретных количественных  и качественных результатов. Каждый метод – это способ, с помощью которого решается  определённая задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат, нужны критерии оценки.

Модель социального проектирования можно рассмотреть через естественный рост и развитие растения (дерева).

Допустим, почва – это социальная среда, которую вы хотите каким-то образом изменить; корни – это выявленная вами  социальная проблема в данной среде. Далее мы ставим перед собой чёткую цель –  задаём направление роста дерева планирования. Соответственно, определяемся с чёткими задачами (конкретными шагами) и отвечаем на вопрос: «С помощью каких методов (крона дерева) мы достигнем решения поставленных задач?». В итоге мы получаем плоды своего труда (результаты), которые должны способствовать определённым изменениям в среде.

Теперь рассмотрим каждый пункт более подробно.

Постановка проблемы

Все проекты начинаются с идеи. Если есть идея – проект уже стоит на стадии замысла.

Не стоит недооценивать данную стадию проекта, ведь от неё зависит ваш успех социального проектирования. Лучше всего при инициации идеи отталкиваться от содержания проблемы, так как проект обусловлен наличием проблемной ситуации в той или иной сфере.

Проблема – это разница между реально существующей ситуацией и желаемым (необходимым) состоянием в рамках этого же процесса.

Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект, и её анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Здесь важно продемонстрировать, что для авторов (соавторов, менеджеров) проекта понятны причины появления проблемы, для решения которой он и выполняется, но не фиксируются исключительно отрицательные последствия существующей проблемы.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом её факторов, подтверждённым количественными показателями. Эти показатели основаны  на ранее проведённых исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). Зачастую, в разделе, посвящённом анализу проблемы, авторы проектов приводят многие разнообразные статистические данные, которые, во-первых, часто не соответствуют диагностируемой проблеме, поставленной цели и сформулированным задачам, а, во-вторых, являются неточными, недостоверными, тенденциозно и предвзято подобранными автором. Например, часто авторы представляют якобы катастрофические данные, но забывают упомянуть о их ярко выраженной положительной динамике (и правильно делают, иначе эксперт может посчитать предлагаемое вами в проекте решение неадекватным, либо всю мысленную конструкцию и вовсе квази- или псевдопроектом). Здесь важно продемонстрировать корректный подход к представлению информационных данных, о чём эксперт и делает вывод в этом содержательном блоке.

Принципиально важным является определение тех индикаторов, т.е. количественных и качественных показателей, которые в дальнейшем станут шкалой для измерения эффективности проекта.

Опишите, предпринимались ли ранее попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с вашей профессиональной деятельностью. Авторы должны показать знание проблем целевой группы проекта и наличие специалистов (кстати, необязательно, чтобы сам автор напрямую этим занимался: он может координировать работу всех специалистов проекта), которые смогут работать с этой целевой аудиторией.

В любом случае, проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.

Особо выделим следующие критерии оценки этого содержательного блока:

— актуальность решаемой социальной проблемы;

— диагностика возникновения и развития представленной проблемы;

— информированность участника о ранее предпринимавшихся мерах по её решению (результаты и последствия этих реализованных мер и мероприятий);

— соответствие решаемой проблемы содержанию предложенной номинации конкурса.

Цель проекта

Цель – наивысшая точка достижений, к которой стремится конкурсант в ходе реализации проекта.

Цель проекта – это то, что достигается посредством реализации проекта. Это может быть либо полное разрешение какой-то проблемы, что бывает достаточно редко, либо существенное снижение её остроты, которое является в дальнейшем предпосылкой её полного разрешения. Это значит, что в эту проблему автор закладывает свою ценностную основу,  определяющую и задачи, которые предстоит решить, и, что самое главное, методы, которые будут применяться автором.

Для оценки вашего варианта постановки цели была разработана следующая система критериев, основанная на популярном в социальном проектировании SMART-тесте:

— конкретность (посредством каких механизмов и технологий будет решаться предлагаемая проблема);

— измеримость (должен быть предусмотрен механизм измерения достигнутого результата, он должен быть ощутимым);

— значимость (следует предполагать максимально оптимальное её решение);

— степень социальной применимости варианта решения проблемы (адекватность условиям реализации проекта);

— инновационность (специфическая индивидуальность предполагаемых путей решения проблемы);

— достижимость;

— выгодность (сфокусированность на активном воздействии на проблему);

— ограниченность во времени (определение временного отрезка, в пределах которого будет достигнута цель при предполагаемых результатах).

Несмотря на всю сложность представленной системы критериев оценки, процесс формулирования цели является простым, достаточно следовать предложенной формуле:

Цель = вариант решения проблемы (измеримость) + посредством чего? (варианты: на основе чего? через что?) + для кого? (конкретная целевая группа) + применительно к каким условиям? + и в какой отрезок времени?

Целесообразно также отметить, что решение поставленной проблемы должно строиться не на основе создания какого-либо социального института, что является пассивным образом действий, а посредством его функционирования в указанном вами направлении (сфокусированность на активных действиях). Фактически цель – это ваше уникальное решение проблемы, для которого вы обладаете всеми необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, формулируете действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

Задачи проекта

Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели.

При формулировании задач необходимо придерживаться следующего правила: решение всех перечисленных задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели.

К сожалению, часто участники формулируют задачи крайне неудовлетворительно, хотя это, пожалуй, самый ответственный этап проектирования. Именно сформулированные задачи позволяют понять эксперту стратегию реализации авторской проектной идеи, а вовсе не цель (которая, несмотря на важность её постановки, в лучшем случае помогает определить направление дальнейшей деятельности). В связи с этим очень важным является вывод, на который следует обратить внимание конкурсантам: нет корректно сформулированных задач – нет и стратегии по реализации проектной идеи, что ставит под сомнение достижимость поставленной цели.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

— задача как действие (проведение какого-либо мероприятия);

— задача как деятельность (часто текущего характера);

— задача как метод;

— ненаправленность на достижение цели – задача сформулирована красиво и правильно, но её решение никак не приближает автора к достижению цели;

— дублирование и излишняя детализация задач.

И здесь мы сталкиваемся с высокой ценой аккуратного обращения с фразами, которые могут быть похожими, но иметь разный смысл.

С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Признаки верного формулирования задач:

—   логичное и последовательное следствие решения проблемы;

—   взаимосвязь с деятельностью по проекту и направленность на решение заявленной проблемы (причинно-следственная связь);

—  задачи сформулированы чётко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;

—  представляют собой конкретные промежуточные измеряемые этапы на пути реализации проекта.

Выполнение этих условий –и есть выполнение критериев, применяемых для оценки проектов в данном содержательном блоке.

Чем яснее и чётче (но не проще – это не всегда помогает) определены задачи, тем выше ваши шансы завершить проект успешно. Итак, определив алгоритм действий по решению представленной проблемы и возвращаясь к формулированию задач проекта, следует задать себе вопрос: для чего и зачем были предусмотрены вами эти действия? Данные вопросы необходимы при постановке задач проекта, если отталкиваться от этапов (фаз) проекта, то есть от содержания конкретных действий. Другой вариант формулирования задач: их определение основывается на предлагаемой автором стратегии реализации проекта. При таком подходе задачи должны удовлетворять SMART-тесту, что является чрезвычайно трудным для авторов, поэтому лучше отталкиваться от содержания фаз проекта.

Единого рецепта, видимо, нет, и вряд ли он предвидится: всё зависит от специфики решаемой проблемы. В любом случае, не следует поступать так, как принято в некоторых ведомствах и учреждениях России. То, что предшествует реализации проекта, выполняется формально и в спешке (задач как таковых нет), стадия разработки концепции нередко вообще не просматривается. Часто такие авторы думают, что главное ввязаться в бой, а там посмотрим. Подобная практика ведёт к непродуманной трате финансовых средств и материальных ресурсов, деморализует всю проектную команду, которая вынуждена нередко переделывать работу, не говоря уже о поломанных человеческих судьбах (ведь это социальный проект) и полностью дискредитованных методах работы, которые сами по себе могли бы являться перспективными.

Небольшая подсказка: рекомендуем авторам проектных идей при формулировании задач не применять такие слова как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Более подходящие слова: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность автора на результат.

Механизм (методы) реализации проекта

Метод – это способ, при помощи которого достигается цель проекта.

Один из самых объёмных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.

В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Автор проекта должен ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их решение, какие ресурсы будут при этом задействованы.

При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

— соответствие механизма реализации цели и задачам проекта;

— соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;

— соответствие деятельности заявленным результатам;

— реалистичность мероприятий, с учетом временных рамок и бюджета;

— инновационность;

— взаимосвязанность и взаимозависимость видов деятельности по проекту.

Отсюда следует, что в проекте важны не только и не столько гениальные идеи, сколько те методы, при помощи которых будет достигаться цель проекта. Средства никогда не могут оправдывать цель. Методы, которые предлагает проектировщик, – это те «дороги», которыми он собирается двигаться к намеченной цели. Неверно выбранный путь никогда не приводит к достижению какой бы то ни было благой цели.

Этапы реализации проекта

Поэтапный календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

— наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта: привязка к конкретным целевым группам, месту и времени (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы);

— реалистичность, выполнимость плана (его насыщенность, но не перенасыщенность);

— описание того, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;

— возможность выполнения проекта в заявленные сроки.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что проект не должен сводиться к организации и проведению помпезных акций: эффект от них нулевой (практически всегда), однако средства израсходованы, но эти расходы ни на что не повлияли, ничего качественно не изменили.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьёзно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.

Основные характеристики результатов:

— соответствие результатов цели и задачам проекта;

— измеримость (это касается не только количественных, но и качественных показателей);

— реалистичность.

Главное: перечень ожидаемых результатов в целом должен соответствовать списку поставленных конкурсантом задач.

Вместе с тем, следует охарактеризовать некоторые элементы формулирования ожидаемых результатов:

— направленность не на предотвращение следствий проблем, а на устранение их причин;

— направленность действий на выработку у целевой группы способности к последующему самообеспечению;

— вовлечение в реализацию проекта представителей целевой группы.

Бюджет

Важным этапом создания социального проекта является описание бюджета. Каждый этап реализации проекта требует определённых затрат денежных средств и материальных ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать, сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего проекта. Для того чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т.е. пояснить на что тратится та или иная сумма.

Таким образом, бюджет социального проекта должен обладать следующими свойствами:

— обоснованностью объёмов предполагаемых затрат;

— логичностью – взаимосвязанностью с запланированными мероприятиями и иными действиями, предусмотренными по проекту;

— соразмерностью масштабу проекта;

— соразмерностью опыту проектанта;

— эффективностью (прозрачностью) затрат.

В заключение хотелось бы заметить, что важным (но не необходимым) для самого конкурсанта является то, что им будет заявлено о его собственном опыте опыте реализации социальных проектов. Кроме того, проект, как нам это представляется, должен обладать свойством его тиражируемости на других территориях (условия, при которых он может быть тиражируемым, можно конкретизировать).

Тамбовское
областное  государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение «Педагогический колледж г.Тамбова»

Проект
«Мы справимся!»

Автор: 
 Сбитнева Дарья Сергеевна,   группа СР-31

Научный
руководитель:   Кириенко Татьяна Алексеевна, преподаватель

 зав.
отделением «Социальная работа»

Тамбов

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………2

  ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ   И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
СЕМЕЙ  С ДЕТЬМИ С ОВЗ
……………………………………5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………17

Проект по работе с
семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы справимся!»

Актуальность. По оценкам экспертов на
2017 год в нашей стране насчитывалось детей с ограниченными возможностями
здоровья в возрасте до 18 лет – 605 тыс. чел. Судя по динамике – этот
показатель с каждым годом увеличивается.

В связи с этим в
современной политике нашего государства одной из первоочередных задач является
решение проблемы интеграции людей с ОВЗ в общество и создание предпосылок к их
полноценной и независимой жизни [35].

В решении поставленной
задачи, относительно детей с ОВЗ, особую значимость приобретает проблема
социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но
и семьи, в которой он воспитывается, т. к. социальная изоляция отрицательно
сказывается на развитии и самореализации личности человека.

Социальная поддержка
таких семей — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью
ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и
интеграцией в общество. Родители в подобных семьях испытывают воздействие
многообразных негативных факторов, которые можно обозначить как семейный
стресс. Семейный стресс может носить неожиданный и хронический характер, но
всегда создает напряженность внутри семейной группы, что нарушает ее
устойчивость.

Одной из форм организации
поддержки семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
является Центр социальной помощи, осуществляющей деятельность по оказанию
социальных услуг семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее эффективным
местом реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является
семья, как наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Успешность
решения этих проблем напрямую связана с целенаправленной
социально-педагогической работой, включающей широкий спектр долгосрочных мер
помощи семье комплексного характера — медицинского, правового,
психолого-педагогического. Сопровождение семьи и ребенка с ограниченными
возможностями – это одна из основных форм работы с семьей.

Система социально-педагогической
помощи должна быть направлена на развитие ее собственных ресурсов и инициативы,
так как только превращение семьи в активного субъекта социально-педагогической
деятельности является решающим фактором эффективности процессов реабилитации и
интеграции ребенка. Задача социального педагога в работе с семьей — это
разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их
своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится
материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий.
Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме
педагогических проблем, работа с семьей, решает социальные, экономические,
медицинские и психологические задачи. Главная цель — мобилизовать внутренние
силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо
проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со
специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса [36].

Поддержка и реабилитация
самой семьи, позволяет наиболее плодотворно социализировать ребенка-инвалида.
Необходимо определить перед ним и его семьей перспективы жизнеустройства. Это в
свою очередь позволит не выпасть семье из общественной жизни и наиболее
максимально быть полезными и востребованными социумом.

На решение данных проблем
и направлен проект поддержки семьи с детьми с ограниченными возможностями
здоровья «Мы справимся!».

При реализации данного
проекта учитываются законные интересы всех участников программы (детей,
родителей, сотрудников МКУ «ЦДСП»).

Особенности контингента
отделения

Клиентами отделения
являются дети с ограниченными физическими и умственными возможностями здоровья
и дети с ослабленным здоровьем, проживающие в городе Тамбове, Тамбовском районе
и близлежащих территориях.

Проект разработан на
основе:

Международных актов,
Федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации,
постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых
актов области в сфере защиты прав и интересов детей — инвалидов и детей с ОВЗ,
Устава Центра.

Цель: оказание
комплексной психолого-педагогической и социальной поддержки семье с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1.      Содействовать в
организации комплексной помощи семье и ребенку с ограниченными возможностями
для его оптимального развития и адаптации в обществе.

2.      Создание условий
для ранней и максимально полной адаптации и интеграции в общество ребенка,
имеющего особенности в развитии, формирование у него положительного отношения в
жизни, обществу, семье, учебе, труду с помощью комплекса медицинских,
психологических, педагогических и других целевых мероприятий.

3.      Формировать
интерес родителей к личностному развитию ребенка.

4.      Включать
родителей в коррекционный процесс, осуществляемый силами специалистов центра.

5.      Повышения уровня
их педагогической компетентности, нравственного, воспитательного потенциала,
общей культуры семьи, оптимизации детско-родительских отношений, формирование
здорового образа жизни.

Нормативно-правовая база
для разработки проекта:

1.                
Конвенция о правах ребенка, принятая
резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г.

2.                
Конституция Российской Федерации [1].

3.                
Федеральный закон «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 18.03.2018)

4.                
Конвенция о правах инвалидов, принятая
резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г.

5.                
Об утверждении государственной программы
Тамбовской области «Доступная среда» на 2016 — 2021 годы (с
изменениями на 16 февраля 2018 года)

6.                
Федеральной целевой программе развития
образования на 2016 — 2020 годы

7.                
Приказ управления образования и науки
области от 02.08.2017 №2219 «О внесении изменения в приказ управления
образования и науки области от 07.05.2014 № 1301 «Об утверждении Порядка работы
Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Тамбовской области» (в
редакции от 06.02.2017)»

8.                
Постановление администрации Тамбовской
области от 9.11.2016 № 1301 «Об утверждении Межведомственного комплексного
плана по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы»

Содержание
программы

 Данный проект состоит из трех
этапов:

1.                
Подготовительный этап

2.                
Основной этап

3.                
Заключительный этап

В реализации проекта
участвуют

— Муниципальное казенное
учреждение «Центр предоставления дополнительных мер социальной помощи и работы
с отдельными категориями граждан г. Тамбова».

— Специалисты центра —
директор, зам. директора, специалист по социальной работе с отдельными
категориями граждан, психолог, логопед-дефектолог, воспитатель, культ
организатор, медицинская сестра по массажу, врач-физиотерапевт, сотрудники
технического персонала.

— Отделение МКУ «ЦДСП» по
работе с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями и
детьми с ослабленным здоровьем.

Семьи с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.

Формы и методы
работы с семьей

1.                
Анкетирование

2.                
Наблюдение

3.                
Консультирование и информирование

4.                
Беседа

5.                
Индивидуальные и подгрупповые занятия

Сроки реализации проекта:
2017г. – 2018г.

На каждого ребенка
составляется индивидуальный программа реабилитации (приложение 5), период
реализации которой определяется в зависимости от степени социальной
недостаточности и строится с учетом следующих принципов:

                  
опора на результаты психологической
диагностики;

                  
проведение бесед с членами семьи,
наблюдение за совместной деятельностью родителя и ребенка;

                  
поиск сильных сторон личности родителей и
ребенка, сложившейся;

                  
системы воспитательных отношений в семье;

                  
учет возрастных и индивидуальных
особенностей ребенка;

                  
коррекция и развитие с учетом интересов
ребенка;

Параллельно оказывается
психолого-педагогическая помощь родителям, т.к. то или иное несоответствие в
осуществлении взрослым роли родителя нетипичного ребенка приводит к
возникновению затруднений во взаимодействии и воспитании ребенка.

Ожидаемые
результаты

Результатом оказания
социальных данных услуг являются:

— Снижение напряженности
или тревоги родителя;

— Осознание родителями
направленности ролевого поведения, реализация цели в воспитательном процессе, с
учетом особенностей ребенка;

— Повышение самооценки
родителей.

— Результатом
психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки ребенка с ОВЗ
является:

— Выработка адекватной
самооценки и способности к само-принятию;

— Развитие стремления к
самопознанию саморазвитию, самореализации;

— Формирование
эмоциональной устойчивости и саморегуляции — научение осознанию своих эмоций,
чувств, мыслей, анализу и принятию внутреннего мира других людей;

— Развитие мелкой
моторики, координации движений, вербальных и невербальных средств общения,
умения контролировать себя;

— Выявление и развитие
творческих способностей у детей, которые могут проявляться в мышлении,
чувствах, общении, воображении, и способствующих их индивидуальному
самовыражению.

Таблица 2

План реализации
проекта

пп

Содержание
мероприятий

Сроки

выполнения

Ответственные

1

Составление
и пополнение нормативно-правовой базы Службы психолого-педагогической
поддержки семьи с детьми с ОВЗ в центре

В
течение года

Специалист
по социальной работе

2

Ведение
и пополнение банка данных семей с детьми-инвалидами, посещающих центр

Каждые
полгода

Специалист
по социальной работе

3

Ведение
журнала регистрации обращений (запросов) родителей (законных представителей),
обратившихся в центр

В период
обращения

Специалист
по социальной работе

4

Ведение
архива центра: личные дела, выбывших клиентов, журналы регистрации обращений,
консультаций, материалов по деятельности центра.

В
течение года

Специалист
по социальной работе

5

Составление
социального паспорта семьи

В период
обращения

Специалист
по социальной работе

6

Ведение
личного дела на каждого ребенка, посещающего отделение

В
течение года

Специалист
по социальной работе

7

Ведение
мониторинга деятельности центра

Ежемесячно

Специалист
по социальной работе

8

Составление
плана работы центра

Ежемесячно

Специалист
по социальной работе

9

Анализ о
проделанной работе отделения

Ежемесячно

Специалист
по социальной работе

Для дальнейшей работы и
реализации проекта также был составлен «План работы специалиста по социальной
работе с семьей и детьми с ограниченными возможностями здоровья на
2017-2018г.г.» (Приложение 8)

Этапы реализации
проекта

I. Подготовительный этап.

— Рассмотрение заявлений
о принятии ребенка в отделение (Приложение 2).

— Взятие расписки за
использование личной информации семьи (Приложение 3).

— Сбор информации о
семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

— Ведение журнала
регистрации обращений (запросов) родителей (законных представителей),
обратившихся в Центр.

Таким образом, на данном
этапе происходит составление банка данных семей, воспитывающих ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.

II. Основной этап

Создание и реализация программы
помощи семье:

1. Организация и проведение первичной
диагностики семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями —
социальный паспорт семьи (Приложение 4)

2. Психолого-педагогическая
диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями;

3. Составление программы помощи семье
и ребенку с ограниченными возможностями (Приложение 5);

4. Работа с семьей и ребенком по
индивидуальным программам;

5. Оказание социально-педагогической
помощи и поддержки.

II этап показывает,
основную работу программы по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными
возможностями здоровья.

Чтобы продолжить работу
над программой, была проведена анкета среди родителей, дети которых посещают «Отделение
по работе с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями и с
детьми с ослабленным здоровьем (ОРД)» (Приложение 7).

В анкете были
представлены вопросы, касающиеся как близкого окружения, так и о самом ребенке.
В данном анкетировании приняли участие 14 родителей.

АНАЛИЗ
ПРОВЕДЕННОГО АНКЕТИРОВАНИЯ

Общее
количество опрошенных – 14 человек

Отношение
в семье представлено на рис. 2.

Как
видно из рис. 2, мнения семей в вопросе «Какие внутренние отношения в вашей
семье?» разделились, но у большинства внутрисемейные отношения положительные

Трудности
семей представлены на рис.3.

Рис. 3 показывает, что семьи выделяют
три основные проблемы — медицинские, психологические и материальные.
Большинство испытывают материальные трудности

На
рис. 4. представлена помощь родственников

Из
рис. 4 видно, что большая часть семей получают помощь со стороны родственников

На
рис.5. изображена динамика занятий

Рис.
5 показывает, что большая часть семей замечают положительную динамику после
занятий со специалистами центра.

Больше половины семей в виде
дополнительных мероприятий, отметили культурно-досуговые мероприятия, так как
детям нравится принимать участие в таком виде деятельности, и сами родители
приходят на праздники.

III. Заключительный этап

На заключительном этапе
реализации проекта  осуществляется анализ проделанной работы, оценка
результатов деятельности и составление отчета.

Результатом практической
работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является
решение проблем семьи, социальная адаптация ее членов, формирование
благоприятного психологического климата, налаживание внутрисемейных отношений, а
также преодоление проблем, возникающих в процессе социализации, обучения и
общения ребенка.

Для оценки эффективности
работы с семьей специалистами используется достаточно распространенный
параметрический метод, суть которого сводится к сопоставлению двух групп
параметров:

1) начальное состояние
семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной
семьей);

2) контрольное состояние
семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения
запланированной работы с семьёй).

При оценке эффективности
по показателям проблемы учитывается отсутствие динамики, наличие положительной
или отрицательной динамики. При оценке эффективности устранения причин
социальных проблем учитывается: какие из причин возникновения проблем в
конкретной семье удалось нейтрализовать за время работы с семьей (положительная
эффективность); какие из причин, выявленных при первичной диагностике,
продолжают действовать на момент контрольной диагностики (нулевая
эффективность); какие из неразрешенных причин привели к появлению новых или
усугублению уже имеющихся проблем (отрицательная эффективность).

Работа с ребенком и
семьей в службе сопровождения прекращается в следующих случаях:

а) отказ родителей
ребенка (по объективным или субъективным причинам) от услуг службы помощи
семье;

б) достижение результата,
планируемого при составлении индивидуальной программы помощи семье.

В случае отказа родителей
от услуг службы семейной помощи, специалистами службы могут быть даны
рекомендации родителям по дальнейшей работе с ребенком. В любом случае, за
семьей оставляется право повторного обращения в службу помощи семье.

Методические рекомендации
по реализации проекта:

Проект рассчитан на
семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями.
Посещение детей проводится в отделение по работе с детьми с ограниченными
физическими и умственными возможностями и детьми с ослабленным здоровьем, по
расписанию. Работа с детьми должна проводиться в групповой и индивидуальной
форме. Для самостоятельного ознакомления об отделении по работе с детьми с
ограниченными физическими и умственными возможностями и детьми с ослабленным здоровьем,
разработано методическое пособие.

Исходя из
вышеизложенного, данный проект поможет ребенку с ограниченными возможностями
здоровья и его семье адаптироваться в многогранной жизни общества. Ребенок, с
помощью специалистов центра, научиться самостоятельности, станет смелее в
общении со сверстниками и самое главное — не будет чувствовать себя
неполноценным.

Систематическая
целенаправленная работа в качестве  специалистов позволит получить
положительные результаты в работе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении  можно
сделать вывод, что специалисты отделения по работе с детьми с ограниченными
физическими и умственными возможностями и детьми с ослабленным здоровьем делают
все, чтобы:

— ребенок, имеющий
ограничения в здоровье был частью и членом общества, должен и мог участвовать
во всей многогранной жизни.

— ребенок, имеющий
инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не
имеющие проблем со здоровьем, поэтому нужно помочь ребенку найти и раскрыть его
потенциал.

— ребенок — не пассивный
объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на
удовлетворение своих социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Вся деятельность
отделения направлена на содействие в улучшении качества жизни детей с
проблемами здоровья, создание условий для выравнивания их возможностей,
включение в различные сферы жизнедеятельности (учебная, досуговая).

Разработка и реализация
проекта по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями
здоровья «Мы справимся!» способствовал более эффективному развитию,
самореализации и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и
его семье.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                
Конституция Российской Федерации (принята
всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ
о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от
05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2.                
Семейный кодекс Российской Федерации от
29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017)

3.                
Трудовой кодекс Российской Федерации от
30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)

4.                
Федеральный закон «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с
ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.2007 N 120-ФЗ (последняя
редакция)

5.                
Декларации прав ребенка (резолюция
Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года)

6.                
Конвенции о борьбе с дискриминацией в
области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года;
ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года)

7.                
Декларации о правах умственно-отсталых лиц
(резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года)

8.                
Декларации о правах инвалидов (резолюция
Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года)

9.                
Конвенции о правах ребенка (резолюция
Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением
Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года)

10.           
 Всемирной декларации об обеспечении
выживания, зашиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30
сентября 1990 года)

11.           
 Федеральный закон «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011
N
323-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

12.           
Федеральный закон «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя
редакция)

13.           
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ
(ред. от 04.06.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

14.           
Федеральный закон «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

15.           
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ
(ред. от 07.03.2018) «О государственной социальной помощи»

16.           
Законодательные основы в области оказания
помощи детям с психофизическими особенностями в развитии / Под ред. М.С.
Сергеева. — М.: ЮНИТИ, 2014. — 219 с.

17.           
 Словарь основных понятий по социальной
реабилитации детей с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л.Г. —
Барнаул — Издательство АГУ — 2013. — 63с.

18.           
Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей
с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие /
Л. И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 368 с.

19.           
Социальная работа: учебное пособие Под
ред. д.п.н., проф. Н.Ф.Басова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и
К», 2011. – 364 с.

20.           
 Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами:
Учебное пособие / Е. И. Холостова. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.:
Изда-тельско торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 240 с.

Социальный проект

Рассказываем, что значит социальный проект. Каким должен быть социальный проект? Показываем алгоритм разработки социального проекта.

Социальный проект — это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении.

Главное отличие социального проекта в том, что он является уникальным продуктом, созданным для решения конкретной социальной проблемы. Это может быть проблема, присущая только конкретному двору, улице, деревне, городу. А, может, это будет проект, направленный на решение проблемы, острой для социальной среды всей страны.

Чтобы проект стал реальной возможностью решить социальную проблему, он должен обладать следующими основными качественными характеристиками:

  • адекватность, объективность и обоснованность: необходимо доказать, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием реального наблюдения, осмысления ситуации и оценки возможностей воздействия на неё;
  • целостность и системность: общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и прогнозируемому результату, проект должен предлагать не «единоразовое», а системное решение проблемы;
  • последовательность и связность: все части проекта должны быть последовательны и взаимосвязаны — цели и задачи вытекают из поставленной проблемы, бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом;
  • конкретность: все проектные параметры — время реализации, цели, задачи, результаты, технологии, методы и т.д. — должны быть четко обозначены;
  • компетентность: необходимо показать высокий уровень осведомленности авторов о проблематике, средствах и возможностях решения вопроса;
  • жизнеспособность и возможность пролонгации: нужно определить перспективы развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен;
  • эффектность и эффективность: значимым фактором для успешной реализации вашего проекта может стать его привлекательность для людей и результативность, проект должен быть интересным и вдохновляющим на дальнейшее конструктивное движение.

  1. Сбор информации, аналитика. Создание аналитической записки проекта.
  2. Постановка и конкретизация социальной проблемы. Обоснование актуальности.
  3. Постановка целей и задач проекта.
  4. Определение концепции (сути) проекта.
  5. Написание проекта:
    • Вводная информация о проекте.
    • Содержание проекта.
    • Система управления в проекте.
    • Кадровое обеспечение проекта.
    • Материально-техническое и финансовое обеспечение.
    • Ожидаемые результаты. Показатели / критерии эффективности проекта. Определение кризисов.
    • Мониторинг в проекте.
    • Планы реализации программы: стратегический, оперативный, календарный.

Актуальность социального проекта определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать ваш проект. Социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе, сообществе напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

Цель — это осознанное представление общего результата деятельности по проекту, высшая точка достижений, к которой вы стремитесь в ходе реализации проекта. Фактически цель — это уникальное решение проблемы.

Задача — это частная цель, или мини-цель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание». Задача в проекте — это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. При формулировке задач лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять глаголы совершенного вида (подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить).

На этапе постановки целей и задач важно помнить следующее:

  • цель является общим итогом проекта, а задачи — промежуточными, частными результатами;
  • важно не подменить цели и задачи с методами их решения;
  • каждая задача должна приближать достижение цели проекта;
  • язык формулировок цели и задач должен быть ясен, четок, однозначен в интерпретации, без вводных слов, ненужных пояснений и ссылок.

Концепция проекта — описание основного смысла деятельности, модель проекта. Концепция позволяет всем участникам и заинтересованным лицам иметь единое, целостное представление о сути и смысле проекта. Концепция является ориентиром, с которым сверяется вся логика проекта на каждом этапе реализации. На ее основе выстраиваются все составляющие проекта. На этапе написания концепции проекта вам и вашей команде должно стать окончательно понятно «что делать?» и «на каком основании это делать?».

Контрольными характеристиками для этапа написания содержания проекта могут служить:

  • четкое структурирование проекта на части и видение их взаимосвязей;
  • доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;
  • должно быть понятно, как, с кем, когда и где будет проходить (реализовываться) проект;
  • естественность логической цепочки: проблема — цель — задача — метод;
  • отсутствие ненужных описаний, приложений и прочего неполезного материала;
  • соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта и др.

Результаты проекта — это то, чего предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь. По объему этот раздел должен быть лаконичным, так как, по существу, результатом каждого грамотного, обоснованного проекта являются его цели и задачи. Напомним, что цель — это образ предполагаемого результата.

Research start, Теоретические и прикладные исследования

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти anydesk в сети
  • Как можно найти азот
  • Как составить мотивацию для менеджера по продажам
  • Пмж в россии как найти работу
  • Как найти разность квадратов двух чисел