Как составить проект прокурорского протеста

Разъясняет прокурор Зеленоградского административного округа г. Москвы В.А. Родин

Статья 23. Протест прокурора

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Протест — это правовой акт, в форме которого прокурор предъявляет юридически обоснованное требование по поводу допущенного нарушения закона, выразившегося в издании соответствующим органом или должностным лицом незаконного правового акта, и добивается восстановления нарушенного права. Протест представляет собой документ прокурорского реагирования на противоправный акт государственного органа, органа местного самоуправления, органов контроля, управления коммерческой или некоммерческой организацией или соответствующих должностных лиц, содержащий мотивированное требование о его отмене или приведении в соответствие с законом.

«Это надзорное средство прокурорского реагирования, которое преследует две цели: 1) устранение правонарушения в незаконном правовом акте и их последствий; 2) восстановление нарушенных прав поднадзорных субъектов».

Протест прокурора как правовой документ должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. В протесте содержится наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие или бездействие; содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действия или бездействия должностного лица); нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене акта, требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста.

В содержательной части протеста прокурор отражает следующие позиции: в чем выражается несоответствие, либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие; точное наименование закона, с которым вступил в противоречие (несоответствие) акт региональных законодателей; предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить свое видение: в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести); требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотрения протеста должен быть незамедлительно отправлен прокурору в письменной форме.

Именно исходя из этих соображений прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступления опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.

Необходимость обращения прокурора в суд с заявлением о признании противоречащего закону правового акта недействительным возникает в условиях, свидетельствующих о заведомой предумышленности нарушения закона, о неспособности принятия правильного решения органом, издавшим правовой акт, в ситуациях повышенной общественной значимости отмены незаконного акта либо требующих профессионального юридического анализа обстоятельств, обусловивших противоречие акта закону. Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства о подведомственности и подсудности дел.

Принесение протеста является юридическим фактом, с которым связывается возникновение правоотношений между прокурором и органом, чей акт опротестовывается. В связи с этим у прокурора возникают следующие обязанности: контроль за своевременностью рассмотрения протеста, проверка фактического устранения нарушения законности, проверка законность вновь изданного акта взамен незаконного.

Протест формулирует юридически обоснованное требование об устранении имеющихся противоречий, отменен либо приведении акта в соответствие с действующим законодательством.

Протест прокурора — основания принесения, правила рассмотрения

Основания для принесения протеста прокурора

Порядок рассмотрения протеста

Образец протеста на локальный правовой акт

Одним из актов прокурорского реагирования, который может быть принят по результатам прокурорской проверки, является протест.

Протест прокурора – это акт прокурорского реагирования, который приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Основания принесения протестов и порядок их рассмотрения установлены статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Основания для принесения протеста прокурора

Основанием для принесения протеста – это выявление в ходе проверки противоречащего правового акта. Таким актом может быть закон, указание, приказ, распоряжение, постановление по делу об административном правонарушении и др.

Принесение протеста – это не право прокурора, а его обязанность. Если он в ходе проверки установил противоречащий закону правовой акт, он обязан принять меры к его опротестованию.

Полномочия прокурора позволяют внести протест только в том случае, если правовой акт противоречит требованиям закона. Если правовой акт не соответствует ведомственным приказа, оснований для принесения протеста не имеется.

Подписать протест могут только прокурор или его заместитель. Таким образом, помощник прокурора или начальник отдела в прокуратуре не могут принести протест.

Порядок рассмотрения протеста

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Таким образом, срок рассмотрения протеста составляет 10 дней. Исключение из данного правила составляют протесты на постановления по делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются в соответствии с КоАП РФ. В этих случаях допускается переносить срок рассмотрения с целью уведомления о дне рассмотрения лицо, привлекаемое к ответственности.

Если десятый день приходится на праздничный или выходной день – срок рассмотрения переносится на следующий за ними рабочий день.

По результатам рассмотрения протеста правовой акт, на который он приносится, должен быть изменен или отменен. О принятом решении необходимо письменно уведомить прокурора и приложить документ, подтверждающий устранение нарушений закона.

Как правило, в протесте указывается, что он должен быть рассмотрен с участием представителя прокуратуры. В таком случае необходимо заблаговременно уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения протеста. Порядок уведомления законом не установлен, поэтому это может быть как письменно, так и устно.

Образец протеста прокурора на локальный правовой акт

Руководителю Управления ФНС по Энской области Константинову М.П.

Протест

на Приказ от 06.02.2019 N 25-21

Вашим Приказом от 06.02.2019 N 25-21 «О внесении изменений в Правила служебного (трудового) распорядка для работников Управления Федеральной налоговой службы по Энской области» внесены изменения в Правила служебного (трудового) распорядка для работников Управления (далее — Правила), а именно пп. 4 п. 3.2 «Основные обязанности администрации» изложен в следующей редакции: «…выплачивать в полном объеме денежное содержание по безналичной форме на пластиковые банковские карты работников два раза в месяц». Правила утверждены руководителем Управления и согласованы председателем Комитета профорганизаций налоговых органов Энской области.

Приказ от 06.02.2019 N 25-21 противоречит закону и подлежит отмене по следующим основаниям.

Статья 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) предусматривает альтернативные варианты формы выплаты заработной платы: в месте выполнения работы либо перечисление на указанный работником счет в банке.

В силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, которые установлены в соответствии с Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

При этом согласно абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Пункт 3.2 Правил (в редакции Приказа N 25-21) незаконно исключает обязанность администрации выплачивать заработную плату наличными работникам, не согласным на получение заработной платы в безналичной форме.

Подобная редакция обязанности администрации по выплате заработной платы в Правилах не соответствует положениям ст. 8 ТК РФ. На основании названной нормы локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Таким образом, пп. 4 п. 3.2 Правил противоречит указанным нормам трудового законодательства ввиду того, что ограничивает право работников на альтернативный выбор формы получения заработной платы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

требую:

  1. Рассмотреть настоящий протест в десятидневный срок с участием представителя прокуратуры.
  2. Привести в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации Приказ от 06.02.2019 N 25-21 «О внесении изменений в Правила служебного (трудового) распорядка для работников Управления Федеральной налоговой службы по Энской области».
  3. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру Энской области в письменной форме.

Первый заместитель прокурора

старший советник юстиции                                     В.Б.Трофимов

Справочно. По результатам рассмотрения протеста нет необходимости проводить служебную проверку и привлекать должностное лицо к дисциплинарной ответственности. Протест считается рассмотренным и удовлетворенным после приведения опротестуемого правового акта в соответствие с требованиям закона.

Подготовлено «Персональные права.ру»

Дополнительная информация по теме:

Функции и полномочия прокуратуры в России

Жалоба в прокуратуру — порядок направления и рассмотрения

Представление прокурора — правила рассмотрения

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Контактная информация:

 347026, Ростовская область, Белокалитвинский район, п. Горняцкий, ул. Майская,26

 Руководитель: Пигарева Валентина Николаевна

 Телефон: 8(86383)66-0-94

 E-mail: vnshkola11@bk.ru

Режим работы:

 понедельник-четверг: с 8:00 до 17:00

 пятница: с 8:00 до 16:00

 перерыв: 13:00 до 13:48

Яндекс.Метрика

В соответствии со
ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации» «прокурор или
его заместитель приносит протест на
противоречащий закону правовой акт в
орган или должностному лицу, которые
издали этот акт, либо в вышестоящий
орган или вышестоящему должностному
лицу, либо обращается в суд в порядке,
предусмотренном процессуальным
законодательством Российской Федера­ции.

Протест подлежит
обязательному рассмотрению не позднее
чем в десятидневный срок с момента его
поступления, а в случае принесения
протеста на решение представительного
(законодательного) органа субъекта
Российской Федерации или органа местного
самоуправления — на ближайшем заседании.
При исключительных обстоятельствах,
требующих немедленного устранения
нарушения закона, проку­рор вправе
установить сокращенный срок рассмотрения
протеста. О результатах рассмотрения
протеста незамедлительно сообщается
прокурору в письменной форме.

При рассмотрении
протеста коллегиальным органом о дне
заседания сообщается прокурору,
при­несшему протест. Протест до его
рассмотрения может быть отозван принесшим
его лицом».

Протест
прокурора
представляет
собой одно из основных правовых средств
реагирования проку­рора на выявленные
нарушения закона. Протест приносится
на правовой акт в случае его противоречия
закону. В нем заключается требование
об устранении имеющихся противоречий,
приведении акта в со­ответствие с
действующим законодательством либо
его отмене. Сфера применения протеста
ограничена только правовыми актами.
Высказываемые в теории суждения о
возможности опротестования также
действий с позиции современного правового
регулирования деятельности органов
прокуратуры не мо­гут, как представляется,
считаться состоятельными.

Принесение протеста
следует рассматривать не только как
право, но и как обязанность прокурора.
Протест приносится во всех случаях
выявления актов, противоречащих закону.
Исключение может быть сделано лишь для
ситуаций, при которых отмена незаконного
акта не может повлечь реальных юриди­ческих
последствий и по существу будет носить
формальный характер.

Правом принесения
протеста наделены только прокурор и
его заместитель. Помощники прокуро­ра,
прокуроры отделов могут осуществлять
подготовку проектов протестов, но
полномочиями прино­сить их от своего
имени не обладают.

Опротестование
актов осуществляется в пределах
компетенции прокуроров соответствующих
уров­ней. Прокуроры районов, городов
вправе приносить протесты на правовые
акты органов местного само­управления,
органов контроля районного звена, их
должностных лиц. Прокуроры субъектов
Российской Федерации обладают правом
опротестования правовых актов
представительных (законодательных) и
ис­полнительных органов субъектов
Российской Федерации, органов контроля
соответствующего звена их системы.
Правовые акты федеральных министерств
и ведомств могут быть опротестованы
только Гене­ральным прокурором РФ и
его заместителями. Вышестоящий прокурор
вправе действовать в пределах компетенции
нижестоящих прокуроров и приносить
протесты на правовые акты не только
своего уровня, но и стоящих уровнем
ниже. В тех случаях, когда прокурор
выявляет незаконные акты органов,
должност­ных лиц, надзор за законностью
деятельности которых осуществляет
вышестоящий прокурор, он должен
подготовить проект протеста и представить
его в вышестоящее звено прокурорской
системы.

Определение органа,
в который приносится протест, производится
прокурором исходя из кон­кретных
обстоятельств, характеризующих состояние
законности в органе, издавшем незаконный
право­вой акт, содержание установленных
в акте противоречий и актуальность их
устранения, масштабы рас­пространенности
нарушений, представленных в подлежащем
опротестованию акте. Протест приносится
в орган, издавший противоречащий закону
правовой акт, при наличии данных о
реальности серьезного и ответственного
подхода к его рассмотрению.

В вышестоящий
орган представляется целесообразным
приносить протест в тех случаях, когда
есть основания рассчитывать на его
более объективное, по сравнению с
органом, издавшим правовой акт, отношение
к протесту, а также при наличии сведений
о том, что аналогичные нарушения могут
иметь место в практике иных органов
данной системы.

Необходимость
обращения прокурора в суд с заявлением
о признании противоречащего закону
правового акта недействительным
возникает в условиях, свидетельствующих
о заведомой предумыш­ленности нарушения
закона, о неспособности принятия
правильного решения органом, издавшим
пра­вовой акт, в ситуациях повышенной
общественной значимости отмены
незаконного акта либо требую­щих
профессионального юридического анализа
обстоятельств, обусловивших противоречие
акта закону.

Заявление в суд
направляется в соответствии с действующими
положениями процессуального
за­конодательства о подведомственности
и подсудности дел.

В законе форма
протеста не определяется, однако в
практике прокурорского надзора, по
существу, един­ственной признается
письменная форма. Устные протесты, хотя
и могут иметь место, встречаются редко.

Бесспорное значение
для серьезного восприятия протеста
имеет его оформление и стилистическое
исполнение. Протест должен демонстрировать
высокую юридическую культуру прокурора.
Его обяза­тельными реквизитами
являются:

— точное название
органа, в который приносится протест;

— наличие акта,
являющегося, по мнению прокурора,
противоречащим закону;

— конкретное
название закона и его положений, в
противоречие с которым вступил
опротесто­ванный акт;

— обстоятельства,
дающие основание для вывода о его
незаконности;

— четкое изложение
требований прокурора со ссылкой на
правовые нормы, регламентирующие
процедуру принесения и рассмотрения
протеста;

— подпись лица,
принесшего протест, с указанием должности
и классного чина.

Законом установлен
предельный десятидневный с момента
поступления срок рассмотрения протеста
для органов, имеющих общий повседневный
режим работы. Время рассмотрения протеста
представительными (за­конодательными)
органами субъектов Российской Федерации
или органами местного самоуправления
исходя из особенностей организации их
деятельности приурочивается к ближайшему
заседанию коллегиального органа.

По действующему
законодательству принесение протеста
не приостанавливает действия
опроте­стованного акта. Тем не менее
имеются реальные возможности снижения
либо полной нейтрализации отрицательного
эффекта противоречащего закону акта.
Именно исходя из этих соображений
прокурору предоставлено право
устанавливать сокращенный срок
рассмотрения протеста, когда этого
требуют ис­ключительные обстоятельства.
Данное правило применяется в тех случаях,
когда исполнение опроте­стованного
акта сопряжено с наступлением или
угрозой наступления опасных последствий:
причинение материального ущерба в
значительных размерах, нанесение вреда
здоровью населения, дезорганизация
производства и др. Срок, в течение
которого должен быть рассмотрен протест,
указывается в его тексте.

О результатах
рассмотрения протеста прокурору в этот
же день должно быть направлено пись­менное
сообщение.

Обязательность
извещения прокурора о дне заседания
коллегиального органа обусловлена
интересами обеспечения возможности
личного участия прокурора в рассмотрении
принесенного им протеста. Принятие
решения по протесту коллегиальным
органом имеет свои особенности. Обсуждение
протеста происходит в публичной форме
и нередко приобретает характер дискуссий.
В ходе обсуждения, как правило, возникает
необходимость получения квалифицированного
заключения по правовым вопросам, о
которых коллегиаль­ный орган не всегда
может иметь необходимую ясность без
профессиональной юридической помощи.

Присутствие
прокурора на заседании позволяет ему,
во-первых, в случае необходимости дать
разъяснения по существу возникших при
рассмотрении протеста вопросов и,
во-вторых, иметь возмож­ность более
подробно аргументировать свою позицию
по отношению к опротестованному им
акту.

По поручению
прокурора в рассмотрении протеста может
принять участие его помощник. Пору­чение
должно быть надлежащим образом оформлено.

Прокурор жестко
не связан с позицией, изложенной в
протесте. Мнение прокурора может
изме­ниться в результате установления
новых, ранее неизвестных обстоятельств,
принятия новых законов, иных факторов.
При наличии оснований, исключающих
необходимость рассмотрения протеста,
он мо­жет быть отозван. Право отзыва
протеста принадлежит лицу, которым он
был принесен,— прокурору или его
заместителю. Возможность отзыва протеста
допускается только до его рассмотрения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить график в экселе
  • Как составить план к изложению схема
  • Как найти массовую долю со2
  • Как найти метановые заправки
  • Как составить согласие на раскрытие налоговой тайны