Как составить профессиограмму для менеджера

Профессиограмма менеджера

Профессиограмма– это перечисление особенностей определенной профессии, включающее в себя описание специфики профессионального труда и список норм и требований, предъявляемых к человеку, владеющему ею. В целом она напоминает обобщенный эталон успешного специалиста в конкретной области.

Профессиограмма - это обобщенный эталон успешного специалиста в конкретной области

Профессиограмма — это обобщенный эталон успешного специалиста в конкретной области

Менеджеру по персоналу профессиограмма необходима:

  • При поиске кандидата на открытую вакансию
  • При подборе кадрового резерва
  • При переводе сотрудника на новую должность  

Поэтому важно научится правильно ее составлять.

 Построение профессиограммы

Как правило, заниматься построением профессиограммы – это обязанность специалистов-психологов. Но не каждое предприятие имеет их в штате. И миссия автоматически возлагается на плечи менеджера по персоналу. Опираясь на примерную структуру, сделать это вовсе не сложно.

Основные требования к построению профессиограммы:

  • Четко определите суть профессии и основной результат труда, на что будет направлено главное усилие человека
  • Опишите психологические профессиональные качества, в том числе те, что можно выработать у сотрудника, до сих пор их не имевшего  
  • Покажите возможности развития самого человека средствами профессии
  • Уточните грядущие перспективы (кем он может стать завтра, в ближайшем будущем)
  • К описанию профессии подходите целостно, со всех сторон
  • Содержание профессиограммы должно быть направлено на решение практических задач (например, реализацию новых видов труда, профессиональное обучение и пр.) 

В качестве примера приведем профессиограмму менеджера, как самой популярной профессии сегодняшнего дня.

Профессиограмма менеджера

Суть профессии

Менеджер в переводе с английского языка – это руководитель, директор, управляющий, заведующий.

В настоящее время в России первоначальный смысл слова искажен. Теперь за профессией менеджер чаще всего скрывается специалист, который управляет

  • Группой людей, решающих конкретную задачу (например, менеджер проекта) или
  • Ходом определенного процесса (например, менеджер по персоналу, менеджер по рекламе)

В первом случае результатом труда является, например, реализация бизнес-проекта, во втором – осуществление некого вида деятельности в рамках четко оговоренного круга обязанностей (например, набор персонала, контроль за расходованием финансовых средств).

Отличительные особенности профессии «менеджер» — это жесткое ограничение его деятельности набором правил, норм и традиций, принятых в организации, на которую он работает.

Обязанности менеджера

Круг профессиональных обязанностей менеджера широк:

Круг профессиональных обязанностей менеджера широк

Круг профессиональных обязанностей менеджера широк

  • Планирование деятельности, поддержание деловой репутации организации в соответствии с полномочиями и выделенными ресурсами
  • Разработка бизнес-плана, контроль над его реализацией
  • Поиск и использование нужных средств, ресурсов для достижения главных целей организации
  • Оценка рисков
  • Работа в команде с другими сотрудниками предприятия для достижения целей и экономического успеха
  • Участие в подборе и движении персонала в организации
  • Оказание помощи в профессионально-квалификационном росте сотрудников
  • Доведение инструкций, полномочий до подчиненных, организация и оценка их работы
  • Осуществление контроля над выполнением выданных заданий
  • Установление и развитие взаимодействия между работниками собственной организации, другими учреждениями и предприятиями
  • Ведение переговоров, прочие взаимоотношения с клиентами и деловыми партнерами
  • Изучение спроса и предложения на рынке
  • Обеспечение роста прибыли, конкурентоспособности и качества товаров, услуг
  • Участие в разработке инновационной, инвестиционной деятельности, рекламной стратегии
  • Проведение презентаций

Главные цели работы менеджера – это:

  • Стимулирование производства, увеличение объема сбыта продукции
  • Повышение качества товаров и услуг
  • Экономное и эффективное использование финансовых, материальных и трудовых ресурсов

Условия работы менеджера

  • Исполнение трудовых обязанностей исключительно в помещении работодателя
  • Мобильный характер работы (включая поездку по городу и области, не являющуюся командировкой)

Требования к уровню подготовки менеджера

Менеджер должен знать:

  • Законодательные, нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность
  • Порядок налогообложения, ценообразования
  • Основы менеджмента, маркетинга, экономики, банковского и финансового дела
  • Порядок разработки бизнес-планов, коммерческих договоров, контрактов
  • Структуру управления организацией
  • Основы технологии производства
  • Основы законодательства о труде, правила и нормы охраны труда, основы работы с персоналом
  • Формы и методы проведения рекламных кампаний
  • Основы делопроизводства
  • Этику делового общения

Необходимые способности для успешного овладения профессией

Профессиограмма менеджера необходима менеджеру по персоналу для правильной организации работы с сотрудниками

Профессиограмма менеджера необходима менеджеру по персоналу для правильной организации работы с сотрудниками

  • Организаторские (в том числе формирование и развитие эффективных рабочих групп)
  • Коммуникативные (особенно умение налаживать взаимоотношения)
  • Аналитические
  • Самодисциплина, самоорганизация
  • Умение прогнозировать ситуацию
  • Быстрая ориентация в ситуации (особенно решение проблем в короткие сроки)

Личные качества

  • Энергичность
  • Уверенность в себе, в принимаемых решениях
  • Ответственность
  • Эрудированность
  • Стремление к постоянному личностному росту
  • Умение подчинится требованиям и нормам, принятым в организации

Возможности для карьерного роста

Применить профессиональные знания менеджер может в следующих областях:

  • Сфера торговли (оптовая и розничная продажи)
  • Сфера строительства (например, агентства по продаже недвижимости, земельных участков)
  • Туристические компании
  • Гостиничный и ресторанный бизнес
  • Рекламные агентства
  • Кадровые агентства и др.

Карьерный рост менеджера во многом зависит от того, имеются ли в организации для этого условия. Он может быть:

  • Горизонтальным. Это переход на близкие по статусу позиции внутри компании. То есть движение в области своего профессионального совершенствования. Например, менеджер по работе с клиентами в разных сферах деятельности
  • Вертикальным. Это переход на более высокую ступень профессиональной иерархии вплоть до руководителя. Например, помощник финансового менеджера — финансовый менеджер — финансовый директор    

Нужна ли профессиограмма менеджера рядовому соискателю или сотруднику?

Мы считаем, что каждому соискателю на открытую вакансию менеджера или сотруднику, уже работающему по профессии «менеджер», было бы полезно ознакомиться с профессиограммой. Из нее он узнает, обо всех сторонах содержания труда, о необходимых специалисту качествах. Кроме того, у него появится четкий ориентир для дальнейшего развития.

Сложность отбора нужных людей диктует специалистам необходимость разработки программ и процедур оценки и отбора кандидатов на различные должности. Разработать наиболее адекватные критерии для отбора персонала можно только тщательно изучив требования, которые предъявляет работа к людям. Для этого нужна профессиограмма должности — описание особенностей конкретной должности, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту.

Профессиограмма должности «Менеджер по продажам»

Другие названия должности:

Руководитель группы торговых представителей / Руководитель группы торговых агентов / Менеджер по оптовым продажам / Заместитель начальника отдела продаж

Подчиняется:

Начальнику отдела продаж / Коммерческому директору

Подчиненные:

Торговые представители

Цель:

Организация  продаж  на подотчетной территории

Задачи:

— Увеличение объемов продаж.

— Увеличение базы данных клиентов в зоне ответственности.

— Развитие новых каналов сбыта.

Функции:

— Организует и руководит продажами на подотчетной территории.

— Обеспечивает исполнение планов продаж.

— Осуществляет поиск клиентов в зоне ответственности.

— Ведет переговоры о совместной работе, согласовывает условия, заключает договора на продажу.

— Контролирует организацию поставок товаров партнёрам в соответствии с их заказами в рамках имеющихся планов и заключённых договоров.

— Определяет наиболее рациональные способы доставки товаров клиентам, оптимизирует расходы на доставку товара.

— Работает с рекламациями, претензиями и пожеланиями клиентов; оперативно реагирует на претензии, принимая меры по устранению их причин.

— Контролирует соблюдение клиентами условий договоров.

— Контролирует дебиторскую задолженность, вносит предложения и принимает меры по ликвидации внеплановых дебиторских задолженностей  клиентов.

— Ведет учет продаж,  анализирует результаты выполнения личных планов продаж.

— Руководит подчиненным персоналом, обеспечивает мотивацию и обучение сотрудников.

— Предоставляет регулярные отчеты руководству.

Требования к опыту и квалификации:

— Высшее образование.

— Опыт работы в продажах от 3-х лет.

— Хорошие коммуникативные навыки и организаторские способности.

— Опыт личных активных продаж.

— Навыки руководства коллективом.

Профессионально важные качества:

— высокий уровень математических (счетных) способностей;

— аналитическое мышление;

— логическое мышление;

— эмоционально-волевая устойчивость;

— коммуникабельность

— способность к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации;

— уравновешенность;

— самообладание;

— развитые организаторские способности (включающие такие качества, как целеустремленность, решительность, творческий подход и т.д.);

— гибкость (умение гибко реагировать на разные изменения в ситуациях);

— способность к планированию организаторской деятельности;

— целеустремленность, действенность;

— способность влиять на окружающих;

— готовность к разумному риску,

— умение убеждать;

— упорство;

— стремление преодолевать неудачи;

— креативность (умение творчески подходить к решению управленческих задач, склонность к импровизации);

— высокая степень личной ответственности.

Примерный набор тестов для оценки способностей менеджера по продажам

1. Краткий отборочный тест

Методика является адаптацией теста Вандерлика, который в свою очередь является адаптацией теста Отиса. Относится к категории тестов общих умственных способностей, разрабатывающихся для быстрой предварительной оценки персонала. Тест диагностирует следующие «критические точки» интеллекта: способность обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертность мышления, переключаемость,  эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость, скорость и точность восприятия, употребление языка, грамотность, выбор оптимальной стратегии, ориентировка, пространственное воображение, математические способности.

2. Тест мотивации достижения

Методика предназначена для измерения уровня выраженности мотивации достижения. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т.е. степени заряженности на успех). Используется в рамках индивидуального и профессионального консультирования, сопровождения резерва кадров на выдвижение, в исследованиях организационной культуры организации или предприятия. Люди, мотивированные на успех, стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижение поставленных целей. Совершенно иначе себя ведут люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключаается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально ориентированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, беспокойство и страх, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи. Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивать себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Автор: Магомет-Эминов М.

3. Креативный потенциал личности менеджера

Методика предназначена для оценки как общего уровня креативности менеджера, так и отдельных его аспектов: особенностей личности, подхода к решению проблем и рабочей среды. Креативность как способность к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта равно необходима менеджеру в деятельности и в общении. Креативность помогает менеджеру находить оригинальные решения организационных, управленческих проблем.Обновление в организации, инновационная деятельность требуют от менеджера способности преодолевать различные, прежде всего профессиональные, стереотипы мышления и поведения, то есть быть креативным.

4. Шкала коммуникативной толерантности

Методика предназначена для оценки уровня коммуникативной толерантности личности — способности принимать людей, позволять им быть такими, какие они есть, со своими слабостями и недостатками, принимать неудобства, доставляемые ими. Коммуникативная толерантность — характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по её мнению, психических состояний и поступков партнёров по взаимодействию. Толерантность считается одним из важнейших параметров социальной компетентности личности, её адаптивности и зрелости. Авторы: Бойко В., Васищев А.

5. Направленность личности

Методика позволяет изучить основную жизненную позицию. Назначение исследования — определение направленности человека: личностной (на себя), коллективистской (на взаимодействие) и деловой (на задачу). Личностная направленность (на себя) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Коллективистская направленность (на взаимодействие) имеет место тогда, когда поступки человека определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности. Деловая направленность (на задачу) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. автор: Смекала В.

6. Уровень субъективного контроля

Методика предназначена для изучения локуса контроля личности, характера субъективного принятия ответственности личности за происходящие события в различных сферах (достижений, неудач, общения, семейных отношений, здоровья). Локус контроля — личностное качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей жизни и деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Интернальный локус контроля — если человек считает в основном себя ответственным за происходящее, экстернальный — человек считает себя объектом действия других людей и жизненных обстоятельств. Люди, обладающие интернальным, т.е. внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленных целей, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Организаторские и коммуникативные качества у них развиты в достаточной степени. Внутренний локус контроля социально одобряем. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется наряду с такими чертами характера, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределённый срок, тревожность, подозрительность, конфликтность и агрессивность. Организаторские возможности у таких лиц минимальны, способность к общению с людьми понижена. Авторы: Бажин Е., Эткинд А.

Предлагаем следующую идеальную модель для должности:

Название шкалы

Оптимальный показатель, %

Гибкость

80

Грамотность

80

Математические способности

90

Способность обобщения и анализа материала

80

Скорость и точность восприятия

80

Мотивация достижения

75

Креативный подход к решению проблем

75

Уровень субъективного контроля

80

Направленность на задачу

40

Направленность на взаимодействие

60

Непринятие индивидуальности других

20

Неумение скрывать негативные чувства

20

Категоричность или консерватизм в оценке людей

20

Качественная профессиограмма позволяет определить критерии отбора нужных людей и подобрать соответствующие инструменты. Грамотное использование тестов дает экономию времени службе персонала и значительное повышение качества отбора. Тест должен делать работу за менеджера по персоналу,  давая необходимую информацию, и делая это намного быстрее, чем делал бы человек. Пробуйте разные методики, оценивайте их конкретную точность и полезность для себя.

Слезкин Р.,  Онлайн-центр оценки и аттестации персонала, http://testkadry.ru

Навигация по сайту

Профессиональные кластеры / Гуманитарные и социальные науки. Экономика и управление / Профессиограмма «Менеджер по продажам»

Менеджер по продажам-1Менеджер — это квалифицированный специалист, наемный работник, который занимается профессиональной организаторской деятельностью в структурах управления предприятия, компании.

Разрабатывает схемы, формы, методы и технологии продаж товаров, продвижения товаров на рынок. Разрабатывает и организует проведение предпродажных мероприятий по созданию условий для планомерной продажи товаров, удовлетворения спроса покупателей на товары. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска. Изучает рынок товаров (анализирует спрос и потребление, их мотивацию и колебания, формы деятельности конкурентов) и тенденции его развития, анализирует рыночные возможности. Организует сбор информации о спросе на товары, причинах его изменения (повышения, понижения), анализирует потребности покупателей. Выявляет наиболее эффективные секторы рынка продаж товаров, разрабатывает комплекс мероприятий по использованию возможностей рынка товаров и т.д.

Другие названия должности: Руководитель группы торговых представителей / Руководитель группы торговых агентов / Менеджер по оптовым продажам / Заместитель начальника отдела продаж

Подчиняется: Начальнику отдела продаж / Коммерческому директору

Подчиненные: Торговые представители

Цель: Организация продаж на подотчетной территории

Менеджер по продажам-3

Задачи:

  • Увеличение объемов продаж.
  • Увеличение базы данных клиентов в зоне ответственности.
  • Развитие новых каналов сбыта.

Функции:

  • Организует и руководит продажами на подотчетной территории.
  • Обеспечивает исполнение планов продаж.
  • Осуществляет поиск клиентов в зоне ответственности.
  • Ведет переговоры о совместной работе, согласовывает условия, заключает договора на продажу.
  • Контролирует организацию поставок товаров партнерам в соответствии с их заказами в рамках имеющихся планов и заключенных договоров.
  • Определяет наиболее рациональные способы доставки товаров клиентам, оптимизирует расходы на доставку товара.
  • Работает с рекламациями, претензиями и пожеланиями клиентов; оперативно реагирует на претензии, принимая меры по устранению их причин.
  • Контролирует соблюдение клиентами условий договоров.
  • Контролирует дебиторскую задолженность, вносит предложения и принимает меры по ликвидации внеплановых дебиторских задолженностей клиентов.
  • Ведет учет продаж, анализирует результаты выполнения личных планов продаж.
  • Руководит подчиненным персоналом, обеспечивает мотивацию и обучение сотрудников.
  • Предоставляет регулярные отчеты руководству.

Требования к опыту и квалификации:

Менеджер по продажам-2

  • Высшее образование.
  • Опыт работы в продажах от 3-х лет.
  • Хорошие коммуникативные навыки и организаторские способности.
  • Опыт личных активных продаж.
  • Навыки руководства коллективом.

Профессионально важные качества:

  • высокий уровень математических (счетных) способностей;
  • аналитическое мышление;
  • логическое мышление;
  • эмоционально-волевая устойчивость;
  • коммуникабельность;
  • способность к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации;
  • уравновешенность;
  • самообладание;
  • развитые организаторские способности (включающие такие качества, как целеустремленность, решительность, творческий подход и т.д.);
  • гибкость (умение гибко реагировать на разные изменения в ситуациях);
  • способность к планированию организаторской деятельности;
  • целеустремленность, действенность;
  • способность влиять на окружающих;
  • готовность к разумному риску,
  • умение убеждать;
  • упорство;
  • стремление преодолевать неудачи;
  • креативность (умение творчески подходить к решению управленческих задач, склонность к импровизации);
  • высокая степень личной ответственности.

Эту профессию вы можете получить в:

  • ГАОУ СПО АО «Архангельский политехнический техникум» www.гаоуапт.рф
  • ГАОУ СПО АО «Архангельский торгово-экономический колледж» www.atek29.ru
  • ГБОУ СПО АО «Березниковский индустриальный техникум» www.bit.org.ru
  • ГБОУ СПО АО «Вельский экономический техникум» www.web.vket29.ru
  • ГАОУ СПО АО «Красноборский лесотехнический техникум» www.pu2krasnoborsk.ru
  • ГАОУ СПО АО «Няндомский железнодорожный техникум» www.ngd.1mcg.ru

Навигация по сайту

В статье автор рассматривает вопросы профессиограммы менеджера, проводит анализ психолого-педагогической литературы, формулирует понятийный аппарат интересующей проблемы, выделяет компетенции будущего менеджера.

Ключевые слова: управление, менеджер, профессиограмма менеджера.

В современном развивающемся обществе «управление» играет важную роль в общественной, политической, экономической, социальной, педагогической и других сферах жизни. От грамотных, профессионально компетентных менеджеров зависит эффективность функционирования и развитие любой организации, а, следовательно, результативность региона и страны в целом зависит от качества управления, осуществляемого менеджерами.

Государственным и муниципальным образованиям требуются управленческие кадры нового стиля мышления, владеющими не только требуемыми знаниями, навыками и умениями по выработке стратегии развития, но и способными реализовывать их в управленческой практике, которые разбираются в проблемах государственного и муниципального управления, а также в особенностях рыночной экономики.

Большое значение для практики управления имеет обеспечение соответствия личных и деловых качеств, способностей и возможностей человека конкретной должности, которую он занимает или предполагает занять. Это требует четкого представления уровня знаний, перечня навыков и умений, необходимых для профессионального ведения данного конкретного дела. В производственной обстановке такая задача решается с помощью квалификационного справочника или классификатора должностей, а также должностной инструкции. Данные документы содержат перечень требований к специалисту, претендующему на занятие конкретной должности. Наиболее полное описание конкретной должности менеджера и требований к человеку, который должен занимать ее, отражаются в профессиограмме менеджера.

Термин «профессиограмма» происходит от лат. professio — специальность, занятие и греч. gramma — запись.

Определение термина «профессиограмма» встречается в социологической, экономической, психолого-педагогической литературе. Социологи дают следующее определение этому термину: «Профессиограмма — это описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику» [5]; «…описание в форме таблицы или графика какого-либо вида профессиональной деятельности в конкретных производственных условиях». А. А. Грицанов, Нартова-Бочавер С. К., Чекин А. Н., В. Н. Чернышев, А. П. Двинин и др. в систему требований, предъявляемых работнику, включают социально-экономические, производственно-технические, санитарно-гигиенические, психологические характеристики [2;7]. В психолого-педагогической литературе профессиограмма рассматривается как документ, результат исследования, подробное описание некоей профессии через систему требований, предъявляемых ею работнику, включая качества личности, знания, умения и навыки, нужные для успешного овладения этой профессией [1;7].

Разработке методологических требований к составлению профессиограмм посвящены работы как отечественных, так и зарубежных ученых (Е. М. Ивановой, А. К. Марковой, В. Е. Гаврилова, Е. И. Гарбера, Е. А. Климова, И. Н. Шпильрейна и др.), но, тем не менее, ощущается нехватка практических разработок для каждой отдельной профессии. Е. Романовой [4] проведено наиболее полное и широкое исследование в направлении проекции существующих теоретических положений в сферу практического профессиографирования. При этом обобщение универсальных требований к специалистам рассматриваемой профессии следует регулярно корректировать в зависимости от изменения целей и задач организации, которое ведет к трансформации основных функций представителя данной профессии.

Ученые выделяют несколько методологических принципов разработки профессиограмм:

а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;

г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы [4].

Наличие профессиограммы позволяет определить степень соответствия личных и деловых качеств, способностей человека требованиям к профессии. При полном их соответствии самооценка человека превращается в мотиватор, повышающий интерес к делу. Несоответствие же их создает значительные трудности в освоении профессии и в работе из-за снижения мотивации.

Взяв за основу определение Е. В. Пичугиной, под профессиограммой мы понимаем описание, характеристику профессии, основной источник, регламентирующий требования к знаниям, умениям, навыкам, качествам специалиста, отражающий его полную квалификационную характеристику [3].

Исследование профессиологического, нормативного, психологического, содержательного, личностного, технологического, информационного аспектов профессиограммы показало, что профессиограмма имеет многофункциональное назначение в сфере профессионального образования. С помощью профессиограммы возможен анализ всех сторон профессиональной деятельности специалиста. Профессиограмма является идеальной моделью личности и деятельности будущего специалиста; выступает базисом формирования содержания профессионального образования, служит ориентиром в выборе методов, форм, средств обучения, обеспечивающих формирование качеств личности и профессиональной деятельности специалиста, может быть использована в качестве инструмента контроля качества подготовки выпускника.

На основе исследования сущности и структуры профессиограмм (Батышев С. Я., Беляева А. П., Зеер Э. Ф., Е. А. Климов, Сотникова С. И. и др.), учитывая особенности труда специалиста в области управления образованием, в исследовании разработана профессиограмма менеджера.

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Термины «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Так, в экономической литературе «управление» определяют как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. «Менеджмент», в свою очередь, — это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами [6].

Исходя из вышеизложенного, необходимо составить профессиограмму менеджера, связанное с трансформацией его функций, обусловленной состоянием национальной экономики.

Менеджеру необходимы внятная речь, хорошая память, высокая эмоционально-волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску. Он должен быть смелым, решительным, обязательным, самокритичным, толерантным, компетентным, иметь чувство юмора и эмпатию.

Менеджеру необходима хорошая подготовка в области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления. Он должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства. Менеджер должен ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтологии, профессионального подбора, владеть навыками общения с людьми. Желательны знания иностранного языка и умения работать на ПК.

Е. С. Романова выделяет доминирующие виды деятельности менеджера:

—           работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;

—           служение целям организации, подчинение вышестоящим инстанциям;

—           изучение спроса и предложения на рынке;

—           планирование деятельности организации;

—           коммуникация (установление и развитие взаимодействия между персоналом, другими учреждениями и организациями);

—           поиск и использование необходимых средств и ресурсов для наилучшего достижения основных целей организации;

—           разработка бизнес-плана и контроль над его реализацией;

—           руководство (доведение инструкций и полномочий), организация и оценка работы подчиненных;

—           контроль за исполнением данного задания;

—           участие в процессе приема, подбора и помощь в профессионально-квалификационном росте работников;

—           проведение переговоров, бесед с клиентами;

—           проведение презентаций.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально важные качества):

способности:

—           высокоразвитые организаторские способности (способность руководить);

—           коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения);

—           способность управлять собой;

—           высокая способность влиять на окружающих;

—           способность руководить;

—           способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;

—           способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;

—           хорошо развитые аналитические способности;

—           высокий уровень понятийного мышления.

Личностные качества, интересы и склонности:

—           умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;

—           уверенность в себе, в принимаемых решениях;

—           энергичность;

—           четкие личные цели (знает, чего хочет от своей работы);

—           умение подчиняться требованиям, нормам организации;

—           эрудированность;

—           стремление к постоянному личностному росту. [4].

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки бакалавра государственного и муниципального управления:

а) общекультурных (ОК)

—           владением одним из иностранных языков как средством коммуникации в рамках сложившейся специализированной терминологии профессионального международного общения (ОК-11)

—           владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-24).

Таким образом, мы видим, что проблема профессиональной профессиограммы менеджера интересует ученых с различных точек зрения, проблемы определения и составления профессиограммы интересуют как методистов, так и ученых-педагогов, психологов, социологов. Подобный интерес связан, как нам кажется, прежде всего, с тем, что профессиограмма позволяет с новой, современной точки зрения подойти к пониманию и определению профессии менеджера, уточнить ее роль в современном мире.

Литература:

1.                  Акмеологический словарь/Под общей ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 161 с.

2.                  Нартова — Бочавер С. К. Дифференциальная психология: учебное пособие. — изд-во Флинта, 2008.

3.                  Пичугина Е. В. Управленческо-педагогическая подготовка будущих менеджеров образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2006.

4.                  Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. / Е. Романова. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 464 с.

5.                  Социология. Энциклопедия / Грицанов А. А., Абушенко В. Л., Евелькин Г. М., Соколова Г. Н., Терещенко О. В. — 2003.

6.                  Толковый словарь иноязычных слов / Крысин Л. П.. М,: ЭКСМО, 2008. — 944 с.

7.                  Чекин А. Н. Управление персоналом в России: современные исследования, проблемы и решения// материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 170 с.

Основные термины (генерируются автоматически): менеджер, способность, психолого-педагогическая литература, умение, качество, муниципальное управление, профессиональная деятельность, профессиональная деятельность специалиста, профессиональное образование, система требований.

Приложение ж Составление профессиограммы менеджера по персоналу

Профессиограмма
– это научно обоснованные нормы и
требования к профессии, видам
профессиональной деятельности и
качествам личности специалиста. Это
эталонная модель успешного специалиста
в данной области. Профессиограмма дает
описание социально-экономических,
производственно-технических, санитарно-
гигиенических, психологических и других
характеристик определенного вида
деятельности и состоит из описания
труда в профессии (трудограммы) и описания
человека в профессии (психограммы).

К трудограмме
относится:

–     предназначение    
профессии,     ее    
роль     в     обществе,
распространенность;

 – профессиональные
знания;

 – деятельность,
действия, приемы, умения, способы работы;

 – средства
труда;

 – условия
труда;

 – режим труда
и отдыха, санитарно-гигиенические
условия труда и т.п.

К психограмме
относятся:

 –   мотивы,  
цели,   задачи,   потребности,  
интересы,   отношения, ценностные
ориентации человека, психологические
позиции;

 – профессиональные
притязания, профессиональная самооценка,
эмоции, психические состояния;

 – удовлетворенность
человека трудом;

 – психологические
знания о труде и профессии;

 – профессиональные
способности и др.

Содержание и объем
профессиограммы, объем отдельных ее
частей, степень описания тех или иных
особенностей профессии, зависит от
цели, с которой проводится изучение
профессии. В качестве     
такой      цели     
могут      выступать     
профориентация, профконсультирование,
производственное обучение, рационализация
режима и условий труда, профотбор.

Разные авторы
могут предлагать различную структуру
профессиограмм. Но более распространенным
вариантом представляется следующий.

I. Общие сведения
о профессии.

 II. Характеристика
процесса труда.

 III.
Санитарно-гигиенические условия труда.

 IV. Психологические
требования профессии к человеку
(психограмма). V. Профессиональные знания,
умения, навыки.

VI. Сведения о
профессиональной подготовке.

Профессиограмма
менеджера по персоналу, представленная
в научной литературе

I. Общие сведения
о профессии.

 В         
переводе        
с         
английского   слово  manager          
означает         –
«руководитель», «заведующий», «директор»,
«управляющий». Последние несколько лет
ознаменовались высоким ростом
предпринимательства в нашей стране, и
из класса предпринимателей возник
особый класс менеджеров и управляющих,
приобретающий все большую популярность.
Но в целом менеджеры существовали
всегда, как всегда существовали
руководители  предприятий, 
компаний,  организаций.  Менеджер 
– это управленец, который в отличие от
предпринимателя довольно жестко
ограничен в своей деятельности набором
норм, правил и традиций, свойственных
для любой организации.

Название профессии
менеджер по персоналу обсуждается с
начала 90-х гг. прошлого столетия, когда
казалось, что старое наименование 
(начальник  отдела  кадров  или 
инспектор)  должно «уйти», а новое
(HR, менеджер по персоналу и т.п.) –
утвердиться, поскольку HR-деятельность
«поглотила» административно- кадровую
работу вместе с кадровым документооборотом.

Большинство 
руководителей  различных крупных
предприятий и клиентов со стороны
обращают внимание на то, как ведется
работа с персоналом на других предприятиях.
Наличие данного менеджера говорит о
том, что руководитель заботится о своем
коллективе.

Структура
организации, её интересы, связи в первую
очередь передаются через специалиста
по персоналу, который встречает,
адаптирует сотрудников и взаимодействует
с ними. От его деятельности зависит
успех компании.

II. Характеристика
труда – содержание и основные
операции (действия):

 – участие в
работе по управлению персоналом
предприятия;

 –   планирование  
потребности   в   персонале  
в   соответствии   с перспективами
и направлениями развития предприятия;

–   организация  
работ   по   поиску   и  
привлечению   сторонних специалистов
для обеспечения жизнедеятельности
компании;

–   профессиональный 
отбор  среди  претендентов  на 
вакансию, диагностика профессионально-важных
качеств, работа с базой данных кандидатов;

–   ведение   
телефонных    переговоров   
и    собеседований    с
претендентами на вакантные должности;

–  проведение  
адаптации   новых   сотрудников:  
знакомство   с предприятием,  
правилами внутреннего трудового
распорядка, нормативными правилами и
ценностями предприятия;

– внесение  
предложений   по   мотивации  
и   стимулированию сотрудников;

–  осуществление   
кадрового    учета   
и     ведение    кадрового
делопроизводства      
на     предприятии    
в      соответствии    
с требованиями законов и государственных
стандартов;

–оформление   
приема,    перевода,   
увольнения    сотрудников
предприятия в  соответствии  с 
трудовым   законодательством,

положениями,          
инструкциями,          
приказами,     принятыми   
на предприятии;

–  формирование    
и     ведение    
личных     дел    
сотрудников, своевременное внесение в
них необходимых изменений, ведение
архива личных дел;

–  подготовка  
необходимых   материалов  
для   аттестационной комиссии;

– изучение движения
и причин текучести кадров, принятие
участия в разработке и осуществлении
мероприятий по их устранению;

– заполнение, учет
и хранение трудовых книжек, подсчет
трудового стажа;

– выдача справки
о настоящей и прошлой трудовой деятельности
сотрудников предприятия;

– осуществление
воинского учета призывников и
военнослужащих запаса, работающих на
предприятии;

–  предоставление  
персональных   данных   в  
бухгалтерию   для внебюджетных
фондов и налоговой инспекции;

– разработка  
плана   обучения,   переподготовки  
и   повышения квалификации
сотрудников;

–  учет  
предоставления   отпусков  
работникам,   осуществление контроля
за составлением и соблюдением графиков
очередных отпусков;

–  контроль 
состояния  трудовой  дисциплины 
в   подразделениях предприятия          
и     за    
соблюдением     сотрудниками    
правил внутреннего трудового распорядка;

–   осуществление   
оперативной    связи   
с     организациями   
и отдельными  гражданами  по 
вопросам  кадровой  деятельности
предприятия;

– обеспечение
составления установленной отчетности
о работе с кадрами.

III. Условия труда.

Работа в офисе
общей площадью 3 кв. метра. Менеджеру по
персоналу предоставляется отдельный
стол и стул, компьютер, ксерокс, принтер,
телефон.

Разрешается
пользоваться библиотекой. Восьми часовой
рабочий день, часовой перерыв для отдыха
и питания. Работа противопоказана людям,
страдающим заболеваниями опорно-
двигательного аппарата, хроническими
инфекционными заболеваниями, кожной
аллергией, экземой кистей рук, эпилепсией,
резко  выраженными  неврозами, 
снижением  слуха  и  дефектами
речи, болезнями сердечно-сосудистой
системы.

IV. Психограмма

 1. Личностные
качества:

 2. Моральные:

 – доброжелательность;

 – эмоциональная
устойчивость;

 – внимательность;

 – честность;

 – хорошая
память;

 – справедливость;

 – воспитанность;

 – скромность;

– высокий уровень
самоконтроля;

 – способность
убеждать собеседника;

 – позитивное,
оптимистическое мышление.

 3. Деловые:

 –исполнительность;

 –предприимчивость;

 – трудолюбие;

 – целеустремленность;

 – организованность;

 – дипломатичность;

 – дисциплинированность.

4. Профессионально-важные
качества:

 – нацеленность
на результат;

 – высокая
самоорганизованность;

 – умение
эффективно планировать время и другие
ресурсы;

 – общительность;

 – находчивость;

 – выдержка;

 – умение
«говорить на одном языке» с представителями
разных профессий, возрастных категорий;

– беспристрастность;

 – умение
говорить «нет»;

 – способность
воспринимать критику;

 – способность
к эмпатии (сопереживанию);

 – способность
к влиянию;

 – профессиональная
компетентность;

 – интеллектуальные
способности.

V. Знания, умения,
навыки

 –     законодательные     
и      нормативные      
правовые      акты,
регламентирующие           
деятельность  предприятия  по 
управлению персоналом;

– законодательство
о труде;

 – основы
рыночной экономики, предпринимательства
и ведения бизнеса;

– конъюнктуру
рынка рабочей силы и образовательных
услуг;

 – современные
концепции управления персоналом;

 – основы
трудовой мотивации и системы оценки
персонала;

 – формы и методы
обучения и повышения квалификации
кадров;

 – порядок
разработки трудовых договоров
(контрактов);

 – методы и
организацию менеджмента;

 – структуру
управления предприятия и их кадровый
состав;

 – основы общей
и социальной психологии труда;

 – этику делового
общения;

–    отечественный  
и   зарубежный   опыт  
в   области   управления
персоналом;

– основы организации
делопроизводства;

–    методы 
обработки  информации  с 
применением  современных
технических           
средств,  коммуникаций  и  связи,
  вычислительной техники;

–   правила         
и          нормы
охраны           
труда,  техники         
безопасности, производственной санитарии
и противопожарной защиты.

Профессиональные
знания в области: социологии, экономики,
управления, организации, коммерции,
иностранного языка, маркетинга, торговли.
Для работы с кадрами необходимы знания
в области права и психологии. Менеджер
по персоналу должен уметь работать по
следующим направлениям HR-менеджмента:
кадровое делопроизводство и кадровое
право; планирование персонала и кадровый
анализ; поиск и подбор персонала;
адаптация персонала; стимулирование и
оплата труда; трудовая мотивация
персонала; оценка и аттестация персонала;
обучение и развитие персонала;
корпоративная культура организации;
высвобождение персонала; разрешение
конфликтов.

Профессиональные
умения: работа с людьми, телефонные
переговоры, договорная работа, компьютер,
разработка программ, коммерческие
операции, умение доводить порученное
дело до конца, умение видеть перспективу.

VI. Сведения о
профессиональной подготовке.

Чаще всего
менеджерами по персоналу становятся
психологи, выпускники кафедры по
управлению персоналом, менеджмента,
педагоги, выпускники экономических,
юридических и реже технических вузов.

На должность
менеджера по персоналу назначается
лицо, имеющее высшее образование и стаж
работы по специальности на должностях
по управлению персоналом не менее 2 лет.

Таким образом,
профессиограмма – это документ, который
содержит комплексное, систематизированное
и всестороннее описание объективных
характеристик профессии и совокупность
ее требований к индивидуально-психологическим
особенностям человека. Оценка работников
при использовании профессиограмм
позволяет сравнивать качества работников,
выявлять их сильные и слабые стороны.

155

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свой google диск
  • Как найти плохого психолога
  • Как найти геоточку в яндекс навигаторе
  • Как найти помаду в эйвоне
  • Как найти старинные бутылки