Как составить профессиограмму хореографа

Хореограф: суть профессии

работа хореографа

Источник фото nikitabuida/freepik

Хореографом называют специалиста, который работает с группой или индивидуальными танцорами и ставит танцевальные номера. Его задача – организовать движения выступающих таким образом, чтобы танец смотрелся гармонично, выполнял определенные задачи и т.д. Работа хореографом требует терпения, организаторских способностей и наличия художественного вкуса.

Кто такой хореограф

Хореограф – это творческая профессия. Данный специалист работает с танцорами и создает танцевальные произведения, используя известные ему элементы или создавая новые. При этом танцорами могут являться как взрослые, так и дети. Как правило, работа хореографа связана с постоянными разъездами: специалист сопровождает творческий коллектив на выступлениях в различных городах и странах (в зависимости от организации, в которой работает постановщик танцев).

Основная задача хореографа – воплощение идеи посредством танца. При создании данного произведения используются все возможные материалы: костюмы танцоров, прически, макияж, освещение, музыка, декорации и т.д. При этом танцевальный номер должен выглядеть уместно и целостно.

Профессия хореограф

Источник фото: master1305/freepik

Работа хореографом и профессиональные обязанности

Задачи хореографа могут варьироваться в зависимости от места работы. Как правило, специалист данного профиля выполняет следующие обязанности:

  1. занимается отбором и оценкой танцоров;

  2. тренирует группу;

  3. готовит коллективные и индивидуальные постановки, проводит репетиции;

  4. подбирает музыку, костюмы, прически и пр. для танцевального произведения;

  5. присутствует на выступлениях группы;

  6. выполняет административную работу (занимается составлением отчетов и т.д.).

Для работы хореографом требуется постоянно тренироваться лично, чтобы поддерживать отличную физическую форму, следить за последними тенденциями в области танцев, оттачивать художественное мастерство в качестве руководителя группы, танцевальную технику учеников.

Профессиональные требования к хореографу по танцам

При приеме на работу администрация обращает внимание, в первую очередь, на то, как движется хореограф и как он организовывает работу группы. Таким образом, проверяются лидерские качества специалиста и его умение управлять. Играет роль наличие/ отсутствие профессионального опыта работы в качестве руководителя и диплом об образовании.

Качества хорошего хореографа

Чтобы работать хореографом, необходимо обладать определенными личностными качествами. В их число входит:

  1. отличные организаторские способности;

  2. требовательность, выдержка;

  3. творческое мышление;

  4. великолепный музыкальный и эстетический вкус;

  5. умение искать и воплощать идеи посредством танца;

  6. умение находить общий язык с разными людьми (для творческой постановки хореографу требуется общаться с группой, костюмерами, визажистами, продюсерами и т.д.);

  7. знание взрослой и детской психологии и физиологии;

  8. умение отлично танцевать;

  9. желание совершенствоваться, быть в курсе современных тенденций и пр.

Хореограф – это творческая профессия, требующая от специалиста любви к своей работе.

Работа хореографом отнимает много времени, что стоит учитывать при выборе профессии. К этому стоит добавить, что не все специалисты добиваются больших успехов и высокой заработной платы: чтобы получить желаемое, требуется много работать, проявлять себя в качестве профессионала, участвовать в международных конкурсах и пр.

Таким образом, профессия хореограф – это творческая востребованная специальность, требующая постоянного развития внутреннего потенциала, поддержание физической формы, отличного здоровья, наличия определенных личностных качеств.

Обучение на хореографа

Чтобы стать хореографом, требуется посещать профессиональную танцевальную группу с 5-8-летнего возраста. Специалистами данного профиля становятся бывшие фигуристы, артисты балета, гимнасты. В дополнение к этому необходимо получить высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Хореографическое искусство». Для поступления на факультет может потребоваться сдача творческого экзамена.

Обучение на хореографа

Источник фото: freepik

Работа хореографом и вакансии

Хореографы требуются в танцевальных компаниях, творческих студиях, на телевидении (при съемке клипов или фильмов). Они работают в театрах при постановке опер и т.д.

К услугам специалиста данного профиля могут обратиться для постановки свадебного танца. Работать по совместительству или на постоянной основе может детский хореограф в дошкольном учреждении для организации праздничных утренников и т.д.

Профессия хореограф и ее востребованность

Хореограф – достаточно востребованная профессия, что связано с открытием множества частных танцевальных школ и развивающих детских центров. Наиболее амбициозные и настойчивые представители данной специальности добиваются больших успехов: получают высокооплачиваемые должности, открывают свои школы, участвуют в международных проектах и пр.

Зарплата хореографа

Средняя зарплата хореографа в России составляет 15-40 тыс. руб. Оклад варьируется в зависимости от места работы, полной или частичной занятости, профессиональных обязанностей, региона проживания и т.д. В Санкт-Петербурге и Москве заработная плата специалиста в данной области может достигать 60-120 тыс. руб. в месяц.

Плюсы и минусы профессии

В профессии хореографа есть свои плюсы и минусы. К положительным сторонам относятся:

  • развитие творческого потенциала;

  • работа с творческими людьми;

  • востребованность профессии;

  • возможность карьерного роста (открытие собственной школы танцев, работа по совместительству с киностудиями и т.д.);

  • есть возможность работать после выхода на пенсию (в качестве консультанта, члена жюри и т.д.).

К минусам профессии можно отнести:

  • постоянные личные тренировки;

  • высокая вероятность получить профессиональную травму;

  • частые командировки;

  • возможные конфликты с танцорами, руководителями и пр.

УДК 378.016:793.3 DOI 10.26170/po20-01-08

ББК Щ32р ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Борисенко Татьяна Сергеевна,

доцент кафедры хореографического творчества, Белгородский государственный институт культуры и искусств; 308033, Россия, г. Белгород, ул. Королёва, 7; e-mail: Savchenkots@mail.ru

Игнатова Ирина Борисовна,

доктор педагогических наук, профессор, академик Петровской Академии наук и искусств, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова; 308012, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46; e-mail: Savchenkots@mail.ru

ПРОФЕССИОГРАММА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: руководители хореографических коллективов; хореография; хореографическое искусство; танцы; хореографические любительские коллективы; профессиограммы; профессионально-педагогическая подготовка; профессиональные компетенции.

АННОТАЦИЯ. Хореографическое искусство является действенным средством эстетического и нравственного воспитания, что делает актуальным выявление, исследование и решение проблем в данной области. В статье рассматривается проблема профессиональной компетентности руководителя творческого (хореографического) коллектива. На основании современных требований к профессионально-педагогической деятельности руководителя хореографического коллектива, к его личностно-профессиональным качествам выявлена необходимость повышения уровня его профессионально-педагогических навыков при совершенствовании процесса подготовки студентов-хореографов по профилю «Руководство хореографическим любительским коллективом». В статье проанализированы идеи, касающиеся проблем профессиональной подготовки руководителя хореографического коллектива в системе высшего образования. Рассматривается профессионально-педагогическая деятельность (педагогическая, художественно-творческая, исполнительская) руководителя хореографического коллектива, выявляются ее основная цель и задачи, взаимосвязь личностного, творческого и профессионального становления будущего специалиста, а также определяются условия профессионального роста творческого (хореографического) коллектива. Одним из аспектов совершенствования подготовки будущего специалиста является профессиограмма, разработка которой осуществлялась с целью формирования у абитуриента и студента понимания сущности и специфики профессии «руководитель хореографического любительского коллектива». В статье выявлены основные параметры про-фессиограммы руководителя хореографического любительского коллектива: специфика, цели и задачи, особенности профессионально-педагогической деятельности, личностные качества. Разработанная профессиограмма рекомендована для профориентационной программы и подготовки руководителя хореографического любительского коллектива в вузах культуры и искусства.

Borisenko Tatyana Sergeevna,

Associate Professor of the Department of Choreographic Creativity, Belgorod State Institute of Culture and Arts, Belgorod, Russia

Ignatova Irina Borisovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Academician of the Petrovsky Academy of Sciences and Arts, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia

PROFESSIONOGRAM IN PROFESSIONAL PEDAGOGICAL PREPARATION OF THE CHOREOGRAPHIC HEAD AMATEUR TEAM

KEYWORDS: leaders of choreographic groups; choreography; choreographic art; dancing; amateur choreographic groups; professiograms; professional and pedagogical training; professional competencies.

ABSTRACT. Choreographic art is an effective means of aesthetic and moral education, which makes it relevant to identify, research and solve problems in this area. The article deals with the problem of professional competence of the head of a creative (choreographic) team. On the basis of modern requirements for professional and pedagogical activity of the head of choreographic collective to his personal and professional qualities identified the need to improve the level of professional pedagogical skills in the process of improving the process of training of students-choreographers on the profile «Manual Amateur choreographic collective», the article analyses scientific research on the problems of vocational training of head of choreographic collective in the system of higher education. Considered professional-pedagogical activity (pedagogical, artistic-creative, artistic) of the head of choreographic collective, reveals its main aim and objectives, the relationship of personal, creative and professional formation of the future specialist, as well as defines the conditions for professional growth of creative (dance) team. One of the aspects of improving the training of a future specialist is a professionogram, the development of which was carried out in order to form an understanding of the essence and specifics of the profession of «head of an Amateur choreographic team». The article reveals the main parameters of the professionogram of the head of the Amateur choreographic team: specifics, goals and objectives, features of professional and pedagogical activity, personal qualities. The developed professionogram is recommended for the career guidance program and training of the head of the Amateur choreographic team in higher education institutions of culture and art.

В нашей стране система профессио-н ального образования в области хореографического искусства осуществляет подготовку квалифицированных специалистов двух категорий. Профессионально-педагогическая подготовка первых направлена на будущую деятельность с профессиональным хореографическим искусством (направления подготовки 52.03.01, 52.03.02); специфика вторых — работа с любительским хореографическим творчеством (направление подготовки 51.03.02). Профессиональная деятельность этих двух направлений принципиально разная, отличные цели и задачи педагогической, художественно-творческой и исполнительской работы. В настоящее время наблюдается проблема непонимания студентом выбранного для обучения профиля подготовки «Руководство хореографическим любительским коллективом», следовательно -специфики будущей профессии. Это приводит студента в процессе учебной деятельности к формированию профессиональных компетенций профиля иных направлений, например артиста балета, в ущерб овладения компетенциями руководства хореографическим любительским коллективом. В результате, способный студент-хореограф отлично сдает экзамены в вузе, удачно ставит фрагменты хореографической постановки, демонстрирует высокое исполнительское мастерство, но, попав в художественный коллектив, оказывается не в состоянии руководить сложным и специфическим организмом, каким является хореографический любительский коллектив. Начинающие специалисты, в большинстве своем, ставят перед собой единственную цель — концерт-но-исполнительская деятельность, не понимая при этом значимости единства обучения и воспитания, которую руководитель хореографического любительского коллектива должен проводить постоянно. Объясняется это отсутствием профессионализма в художественно-педагогической деятельности, то есть низким уровнем сформированных в процессе обучения профессионально-педагогических компетенций. Таким образом, актуальность статьи определяется современными требованиями к повышению уровня профессионально-педагогических навыков, необходимых для успешного осуществления деятельности руководителя хореографического любительского коллектива, соответствующей новейшим достижениям в области психологии, культурологии, принципам гуманистической педагогики. Общеизвестно, что профессия руководителя хореографического любительского коллектива требует сочетания целого комплекса личностно-профессиональных качеств и

навыков, включающих в себя различные сферы деятельности, формирующихся в процессе обучения. Недостаток знаний в области дисциплин профессионального блока, педагогики, психологии, анатомии, физиологии является существенным препятствием для успешной художественно-творческой деятельности хореографического любительского коллектива, особенно детского. Решение данной проблемы мы видим в анализе традиционных и разработке инновационных форм подготовки будущего руководителя хореографического любительского коллектива, в ее совершенствовании.

В настоящее время особую актуальность приобретает заинтересованность со стороны рынка труда в высококвалифицированных специалистах в области народной художественной культуры в контексте реализации проекта новых образовательных стандартов, в том числе по профилю «Руководство хореографическим любительским коллективом».

Требования к современному руководителю хореографического коллектива со стороны работодателя возрастают: востребованным становится творчески настроенный руководитель-педагог, который не только владеет необходимыми профессиональными навыками работы с творческим коллективом, но и глубоко понимает воспитательные задачи художественно-педагогической деятельности.

Требования, предъявляемые к соискателям рабочих мест со стороны работодателей, создают необходимость поиска инновационных подходов профессионально-педагогической подготовки специалистов. В настоящее время наблюдается активность научно-исследовательской деятельности педагогов-практиков. В ряде научных исследований [1; 2; 3; 10; 13; 14; 19; 24] разработаны общетеоретические научные положения, имеющие непосредственное отношение к проблеме профессиональной подготовки руководителя хореографического коллектива в системе высшего образования.

Так, В. Ю. Никитин исследует вопросы совершенствования организации профессионально-педагогической подготовки балетмейстера через анализ свойств хореографического мышления; О. П. Торопова видит решение подготовки специалиста-хореографа через единство нравственного, эстетического и физического воспитания в образовательном процессе вуза.

Г. В. Бурцева, Г. В. Добровольская, Л. Д. Ивлева, Т. А. Казаринова, Л. И. Ломакина, И. В. Смирнова, В. И. Уральская и др. исследуют развитие творческого мышления хореографа в процессе обучения в высшей школе.

© Борисенко Т. С., Игнатова И. Б., 2020

Такие ученые, как Ю. В. Богачева, А. И. Борисов, Т. И. Калашникова, Л. А. Телегина, М. Н. Юрьева и др. рассматривают формирование профессиональных компетенций через психолого-педагогические аспекты развития художественного потенциала и педагогических качеств руководителя хореографического коллектива.

Анализ научных исследований показал, что современный профессионально-педагогический процесс подготовки руководителя хореографического коллектива представляет собой неразрывное единство педагогических традиций и инноваций, ориентированных на формирование у будущих специалистов необходимых для профессии компетенций, самостоятельности и адаптивной мобильности, а также полноценной реализации их интеллектуального и творческого потенциала. Однако эффективность учебно-творческого процесса зависит не только от профессионализма педагога, но и от активности самого студента, его целей, мотивов, интересов, увлеченности и устремленности к овладению необходимыми профессиональными компетенциями. Учебная активность студента-хореографа, направленная на освоение специальности, напрямую зависит от осознания специфики выбранной профессии. Исходя из этого, в процессе профессионально-педагогической подготовки необходимо целенаправленно формировать у студента понимание сущности профессии «Руководитель хореографического любительского коллектива». Решение проблемы формирования у будущего специалиста представлений о профессиональной деятельности нашло отражение в разработке профессиограммы, представляющей собой «научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии» [12, с. 22].

Результаты анализа научных исследований известных ученых, практической деятельности ведущих педагогов-практиков, собственного профессионально-педагогического опыта определены нами в основные параметры профессиограммы руководителя хореографического коллектива и разработано ее содержание, что является целью данного исследования. Известно, что руководитель творческого коллектива, в том числе и хореографического, как педагог-художник в своей деятельности должен решать совокупность задач становления и развития своего коллектива: а) художественно-образовательная; б) воспитательная; в) художественно-техническая. Анализ научной литературы, деятельности известных педагогов-практиков (М. Н. Агеев, Н. С. Ерохин,

Е. К. Барткайтис, Л. Н. Франк и др.), а также собственный педагогический опыт позволяют констатировать, что только при решении названных выше задач в их триединстве творческий коллектив может достигнуть высокого художественно-исполнительского результата в соответствии с этапом его развития. Итак, прежде чем «погрузиться» в художественную технологию участники коллектива должны получить необходимую систему знаний, на основе которой формируются художественно-технические навыки и умения работы над хореографическим произведением (художественно-творческим). Отсюда «вытекает» главное требование к руководителю хореографического коллектива: он должен уметь «включить» своих воспитанников в учебно-художественную деятельность, то есть быть педагогом. Кроме того, руководитель хореографического коллектива — это еще и воспитатель, и художник, а значит, в процессе обучения в вузе у него должны быть сформированы компетенции художественно-исполнительской деятельности и компетенции создания оригинальных хореографических произведений. Отсюда следует важный вывод: хореографический коллектив (как и любой другой творческий) решает одновременно художественно-педагогические задачи не только «для себя», но и «для других», поскольку создаваемые хореографические произведения адресуются аудитории, получая позитивную (негативную) оценку зрителей. Уровень и качество выступлений коллектива выявляют и уровень руководителя как педагога, воспитателя и художника, что, в свою очередь, показывает обучаемость, воспитанность, развитость и подготовленность каждого участника коллектива к художественно-исполнительской деятельности.

Таким образом, все три вида деятельности руководителя хореографического коллектива — художественно-образовательная, художественно-техническая, исполнительская — взаимосвязаны, а руководитель должен иметь соответствующий уровень сфор-мированности компетенций в каждом перечисленном виде деятельности.

Проведенный нами теоретический анализ, а также анализ практической деятельности показал, что эффективность формирования профессионально-педагогической подготовки руководителя хореографического коллектива в образовательном процессе вуза возможна только при учете взаимосвязи личностного, художественно-творческого и художественно-педагогического становления будущего специалиста:

— личность специалиста выступает в качестве инструмента его творческой хореографической деятельности;

— художественно-творческая подготовка позволяет ему в будущем создавать (сочинять) собственные оригинальные хореографические композиции;

— художественно-педагогические компетенции помогают руководителю хореографического коллектива организовать в коллективе учебно-художественную деятельность.

Кроме этого, руководитель любого творческого коллектива должен хорошо знать содержание народной культуры, обладать высокой личностной культурой и такими индивидуальными качествами, как воля, характер и нравственный облик.

Очень точно охарактеризовал работу руководителя творческого коллектива (педагога) К. Д. Ушинский, подчеркивая, что в его работе «должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращая дело в шутку, ласковость, без притворства, справедливость, без придирчивости, доброта, без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность» [23, с. 259]. По сути дела, это целая образовательная программа художественно-нравственных требований, которые должны быть сформированы в процессе обучения в вузе и соблюдаться в будущей работе. Отсюда и главная цель, которую должен ставить перед собой руководитель хореографического коллектива: ни одного занятия без движения вперед к новым, художественно-хореографическим, художественно-нравственным достижениям каждого участника и коллектива в целом. Выработать волю у студентов, которая должна (будет) проявляться в его целеустремленности, настойчивости и упорности в достижении профессионализма и преодолении трудностей. Этот постулат поможет ему в будущей профессиональной деятельности в качестве педагога, воспитателя, художника.

Выбор профессии — не легкое дело, это переломный момент, определение места в жизни, принятие решения и собственный, личный выбор. Решая проблему выбора будущей профессии, человек должен четко представлять собственные возможности и то, что потребует и что даст ему профессия. Как показывает практика, многие абитуриенты, определив для себя профессию «Руководитель хореографического коллектива», не понимают ее сущности и специфики. Поэтому, поступив на кафедру хореографического творчества в вузы культуры и искусств, имея хорошие физические данные к художественно-исполнительской деятельности, уже на первом году обучения (как показал наш опыт педагогической деятельности) студенты испытывают трудности при освоении дисциплин даже профилирующе-

го цикла (82%), снижается интерес к будущей профессии (65%), падает интерес к изучению теоретических, особенно профессионально-педагогических дисциплин (71,8%), снижается интерес к повышению уровня своих навыков и умений в художественно-технической и исполнительской работе (60%). В процессе обучения выясняется, что владение умениями и навыками техничного исполнения хореографических движений еще не означает, что у данного студента есть все необходимые для будущего руководителя качества. Приведенные данные позволяют констатировать, что абитуриенты при поступлении в вуз не получили достаточной информации о своей будущей профессии (информационные буклеты, разработанные кафедрой, профконсультации преподавателей в рамках «Дней открытых дверей», от своих руководителей коллективов, которые они посещали, и др.). Невольно встает вопрос: как подготовить абитуриентов к поступлению в вуз по направлению подготовки «Художественная культура», профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом»?

Трудность в реализации данной подготовки заключается в том, что, во-первых, абитуриенты поступают в вуз из разных регионов, поэтому не всегда до поступления могут посетить вуз, встретиться с преподавателями кафедры, во-вторых, большинство не считает нужным узнать о сущности и специфике своей будущей профессии, об образовательной программе и др. Следовательно, в профориентационную работу вуза необходимо внести целый ряд изменений:

1. На сайте вуза должен быть представлен не только перечень имеющихся направлений подготовки хореографического образования, но и раскрыты структура, сущность и специфика всех основных профилей, в том числе и «Руководство хореографическим любительским коллективом», а также дан перечень дисциплин профилирующего цикла, сформулирована основная конечная цель подготовки, обозначены компетенции, которые будут формироваться в процессе обучения.

2. Информационно необходимо перестроить буклеты, которые рассылаются в образовательные организации. В буклетах, помимо информации о требованиях к вступительным испытаниям и перечисленных экзаменов, которые студент должен сдать для поступления в вуз, необходимо также раскрыть суть профессионально-педагогической подготовки руководителя хореографического коллектива как художника, педагога и воспитателя. Абитуриент еще до поступления должен понять, что он получает профессию «Руководитель хореографиче-

ского любительского коллектива», то есть он будет заниматься обучением, воспитанием, художественно-творческой деятельностью и готовить своих учеников к исполнительской деятельности. Таким образом, абитуриент должен понять, что он будет не артистом, а педагогом, воспитателем, художником, способным не только организовать коллектив, но и обучить его, воспитать в нем духовно нравственные ценности, понимать сущность хореографических движений, уметь выстроить со своими учениками интересные самобытные хореографические композиции.

3. Включить в программу обучения студентов первого курса специальный курс «Введение в специальность», включающий три основных блока (основы профессионально-педагогической деятельности):

— Проблемы профессионально-педагогического руководства коллективом.

— Организация коллектива, этапы его развития.

— Педагогика художественно-творческой и учебно-исполнительской деятельности.

В связи с этим, мы предположили, что представление абитуриентам уже на подготовительном этапе «Введения в профессию» в виде содержания профессиограммы, раскрывающей структуру, сущность и специфику руководства хореографическим коллективом, решит многие проблемы образовательного процесса «вчерашнего» абитуриента. Знание и понимание содержания профессиональной деятельности руководителя хореографического коллектива позволят абитуриенту правильно сориентироваться в выборе профессии. Чем раньше будущий студент ознакомится, поймет требования к профессии и примерит их к себе, тем правильнее будет его выбор.

Исходя из вышесказанного, мы установили: успешность будущей профессиональной деятельности руководителя хореографического коллектива напрямую зависит от качества сформированных профессиональных компетенций, психофизиологических и личностных качеств, понимания специфики и осознания выбранной профессии. Все это обусловило создание профессиограммы с целью повышения качества подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности. В основе разработанной про-фессиограммы будущего руководителя творческого (хореографического) коллектива лежит научная теория профессора И. Б. Игнатовой, доцента С. М. Малакуцкой, суть которой в необходимости триединства деятельности руководителя: педагогической, художественно-технической, учебно-исполнительной [5, с. 124]. Профессио-грамма представлена системой обобщенных

требований, «отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности» [16, с. 31], и отвечает на следующие вопросы:

1. Кто такой руководитель хореографического любительского коллектива?

«Руководитель хореографического любительского коллектива — та личность, вокруг которой концентрируются на больший или меньший срок интересы участников коллектива. Он фактически творец коллектива. Но для того, чтобы создать этот своеобразный, в идеале, творческий организм, он должен чутко понимать интересы тех, кто увлечен, кто, любя искусство, посвящает ему свой досуг. Потому он должен быть и одаренным педагогом» [22, с. 140].

2. Каковы цель и задачи профессионально-педагогической деятельности руководителя любительского хореографического коллектива?

Исходя из того, что характер деятельности руководителя хореографического коллектива имеет много общего с трудом педагога, то главная цель его профессионально-педагогической деятельности сводится к педагогической, и к нему предъявляются такие же требования, как к личности воспитателя. «Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как общечеловеческий идеал гармонично развитой личности» [16, с. 22]. Основной задачей профессионально-педагогической деятельности руководителя хореографического коллектива является «создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом в процессе обучения и воспитания» [16, с. 22], т .е. руководитель должен организовать деятельность участников с точки зрения педагогической целесообразности, превратить любительские занятия в воспитывающий процесс.

3. В чем заключается специфика профессионально-педагогической деятельности руководителя любительского хореографического коллектива?

Специфика деятельности руководителя хореографического коллектива заключается «в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов, что должно обеспечить не только высокую профессиональную, техническую выучку, но и формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического развития участников коллектива» [6, с. 9].

4. Какие виды деятельности осуществляются в процессе профессиональной работы руководителя хореографического коллектива?

Педагогическая деятельность объединяет в себе обучение и воспитание участников хореографического коллектива. В процессе педагогической деятельности руководитель обучает участников хореографического коллектива теоретическим знаниям по истории хореографического искусства, обозначает различия разнообразных хореографических стилей и направлений, обучает теории и методике исполнения танцевальных движений в различных танцевальных направлениях, подготавливая к исполнительской деятельности и т. д. Наличие у руководителя качеств, необходимых для выполнения педагогической деятельности, обеспечит участников хореографического коллектива теоретическими знаниями, практическими умениями работы с хореографическим произведением, расширит кругозор участников в области культуры и искусства, сформирует гражданское мировоззрение, нравственные, эстетические, художественные качества каждого участника хореографического коллектива.

Художественно-творческая деятельность включает в себя анализ, интерпретацию и оценку художественного произведения (с технологической и исполнительской точек зрения), разучивание, постановку, воплощение и исполнение, т. е. обеспечение хореографического коллектива творческим репертуаром, объединяющим в себе разноплановые хореографические композиции для осуществления исполнительской деятельности. Руководитель хореографического

коллектива подбирает (создает самостоятельно или заимствует) высокохудожественные хореографические композиции, эстетически-нравственные по содержанию, отвечающие общественно-художественным ценностям. В процессе художественно-творческой деятельности участники включаются в процессы обучения, образования и развития, на основе чего происходит анализ, интерпретация, оценка ими произведения, освоение его материала, постановка, воплощение и исполнение, адресуемое аудитории.

Исполнительная деятельность включает в себя организацию участия хореографического коллектива в разнообразных концертах, фестивалях, конкурсах, праздниках, спектаклях, тематических вечерах отдыха, музыкальных гостиных и т. п.

Осуществление процессов «триединства» деятельности, обеспечивающее решение внутриколлективных и внеколлектив-ных задач, требует от руководителя хореографического коллектива наличия определенных профессионально-педагогических, художественно-творческих, художественно-исполнительских и личностных качеств. Исходя из этого, в профессиограмму были включены четыре основных комплекса личностных качеств руководителя творческого коллектива, взаимосвязанных и дополняющих друг друга. При этом мы опирались на теорию В. А. Сластенина, с учетом специфики руководства хореографическим коллективом (табл.).

Таблица

Личностные качества руководителя хореографического коллектива

1. Основные общегражданские качества личности 1) моральные и ценностные ориентации, высокая гражданская ответственность, социальная активность руководителя хореографического коллектива, поскольку его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает; 2) высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления как готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений в области сочинения хореографических композиций; 3) потребность в постоянном самообразовании как повышение своей профессионально-педагогической компетенции.

2. Профессионально-педагогические качества 1) интерес к профессии «Руководитель хореографического коллектива», педагогическое призвание, долг и мораль как духовно-нравственные качества личности, склонность и потребность к художественно-педагогической деятельности; 2) педагогический такт и справедливость как проявление уважения к личности, чуткость и внимательность, умение устанавливать ровные творческие отношения; 3) педагогические и перцептивные способности как умение передавать знания, понимать духовный мир каждого участника коллектива, знание психологических особенностей участников и др.;

Личностные качества руководителя хореографического коллектива

4) коммуникативно-организаторские способности как умение сформировать коллектив, создать эмоционально комфортную атмосферу для каждого участника и др.; 5) педагогическое воображение как способность руководителя хореографического коллектива предвидеть этапы развития всего коллектива и каждого его участника, умение распределять внимание, воспитывать волю и терпение участников коллектива.

3- Художественно-творческие личностные качества 1) владеть глубокими знаниями профессионального мастерства в области хореографического искусства, обладать компетенциями балетмейстера-сочинителя, балетмейстера-постановщика, способностями режиссера-постановщика; 2) совокупность сформированных компетенций критического анализа деятельности как способность критически оценивать не только своих учеников, но и свои возможности и умения в работе; 3) потребность в постоянном самообразовании, повышении профессионализма, инновационный стиль работы (готовность к созданию новаторских хореографических композиций).

4- Специальные личностные качества 1) креативность, фантазия и воображение для сочинения собственных оригинальных хореографических произведений; 2) импровизация для сочинения новых хореографических движений; 3) музыкальные способности для создания художественного образа на базе запомнившегося музыкального произведения.

Таким образом, быть руководителем хореографического коллектива — значит быть: а) профессиональным специалистом;

б) любить свое дело и любить людей;

в) быть заинтересованным в творческих достижениях как коллектива в целом, так и каждого его участника.

В своей книги «Поэзия педагогики» М. О. Кнебель особенно подчеркивала, что в основе успешного обучения лежит любовь к своим ученикам, глубокий интерес к каждому из них, стремление понять личность и делать все, чтобы помочь этой личности. Данная мысль М. О. Кнебель как нельзя лучше раскрывает суть представленной профессиограммы.

Разработанная профессиограмма, представляя в обобщенном виде эталонную модель руководителя хореографического коллектива, позволит будущему специалисту понять такие важные аспекты профессиональной деятельности, как: 1) суть выбранной профессии; 2) какими видами деятельности он будет заниматься как специалист в

данной области; 3) какой должен быть уровень его профессионально-педагогической, художественно-творческой и исполнительской подготовки; 4) какими личностными качествами он должен обладать. Понимание сути профессиональной деятельности позволит студенту-бакалавру осознанно и осмысленно подходить к собственной учебной деятельности: зачем он получает образование, для чего ему формировать те или иные компетенции? Студент, не знающий требований профессии, не реализующий себя в художественно-творческой практике, не развивающий в себе необходимые компетенции и личностно-профессиональные качества, не формирующий себя как профессионала, никогда не добьется высоких результатов в обучении, следовательно, и в будущей профессионально-педагогической деятельности. Профессиограмма может быть включена в комплекс профориентаци-онной программы кафедр хореографического творчества вузов культуры и искусств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богачева, Ю. В. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств : дис. … канд. пед. наук / Богачева Ю. В. — Москва, 2007. — 215 с.

2. Борисов, А. И. Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : дис. … канд. психол. наук / Борисов А. И. — Самара, 2001. — 233 с.

3. Бурцева, Г. В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки : дис. … канд. пед. наук / Бурцева Г. В. — Барнаул, 2000. — 178 с.

4. Добровольская, Г. Н. Танец. Пантомима. Балет / Г. Н. Добровольская. — Ленинград : Искусство, 1975. — 124 с.

5. Игнатова, И. Б. Педагогика народного художественного творчества: проблема педагогического руководства коллективом : учебное пособие/ И. Б. Игнатова, С. М. Малакуцкая. — Белгород : Изд-во БГИИК, 2013 — 268 с.

6. Ивлева, Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 071301 Народное художественное творчество квалификация — Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель и направлению 071500 Народная художественная культура профильный модуль «Руководство хореографическим любительским коллективом» / Л. Д. Ивлева ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — 2-е изд., испр. и доп. — Челябинск, 2013. — 60 с.

7. Кнебель, М. О. Поэзия педагогики, О действенном анализе пьесы и роли : учебное пособие / М. О. Кнебель. — Москва : Изд-во ГИТИС, 2010. — 423 с.

8. Луначарский, А. В. Заветы Ильича и художественное образование / А. В. Луначарский // А. В. Луначарский о воспитании и образовании / под редакцией А. М. Арсеньева [и др.]. — Москва : Педагогика, 1976.

9. Казаринова, Т. А. О развитии творческих способностей студентов-хореографов / Т. А. Казаринова // Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений : материалы Всесоюз. науч. конф. — Пермь, 1989. — С. 146-149.

10. Калашникова, Т. И. Становление готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : дис. … канд. пед. наук / Калашникова Т. И. — Улан-Удэ, 2004. — 231 c.

11. Ломакина, Л. И. Личность и хореографическое творчество / Л. И. Ломакина // Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений : материалы всесоюз. науч. конф. — Пермь, 1989. — С. 151-152.

12. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.

13. Никитин, В. Ю. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств : дис. … д-ра пед. наук / Никитин В. Ю. — Москва, 2007. — 605 с.

14. Осипова, Т. В. Подготовка будущего педагога-хореографа к управлению творческим коллективом : учебное пособие / Т. В. Осипова. — Челябинск : Цицеро, 2014. — 176 с.

15. Соколовский, Ю. Е. Коллектив художественной самодеятельности. Вопросы теории и практики / Ю. Е. Соколовский. — Москва : Советская Россия, 1984. — 154 с.

16. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — 12-е изд., стер. — Москва : Издательский центр «Академия», 2014. — 608 с.

17. Смирнов, И. В. Работа балетмейстера над хореографическим произведением : учебное пособие / И. В. Смирнов. — Москва : Б. и., 1979. — 72 с.

18. Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. -Москва : Пед. об-во России, 2000. — 416 с.

19. Телегина, Л. А. Психологическая подготовка педагогов-хореографов к будущей профессиональной деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук / Телегина Л. А. — Казань, 2004. — 184 с.

20. Торопова, О. П. Единство нравственного, эстетического и физического воспитания как важнейший компонент образовательного процесса в подготовке специалиста-хореографа / О. П. Торопова // Система контроля качества подготовки специалистов в области художественного образования и информационных ресурсов: теория и практика : материалы VI межрегион. науч.-практ. конф. (Барнаул, 12 апр. 2006 г.). — 2006. — С. 78-81.

21. Уральская, В. И. Природа танца / В. И. Уральская. — Москва : Советская Россия, 1981. — 109 с.

22. Уральская, В. И. Рождение танца / В. И. Уральская. — Москва : Советская Россия, 1982. — 144 с.

23. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / К. Д. Ушинский. — Москва ; Ленинград : Акад. пед. наук РСФСР, 1949. — Т. 6 : Родное слово. Книга для детей. Год первый и второй. — 447 с.

24. Юрьева, М. Н. Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в вузе : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : дис. … канд. пед. наук / Юрьева М. Н. — Тамбов, 2001. — 192 c.

REFERENCES

1. Bogacheva, Yu. V. Formirovanie professional’noy gotovnosti k prakticheskoy deyatel’nosti pedagogov-khoreografov v vuzakh kul’tury i iskusstv : dis. … kand. ped. nauk / Bogacheva Yu. V. — Moskva, 2007. — 215 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Borisov, A. I. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty podgotovki pedagoga-khoreografa : spetsial’nost’ 19.00.07 «Pedagogicheskaya psikhologiya» : dis. … kand. psikhol. nauk / Borisov A. I. — Samara, 2001. — 233 s.

3. Burtseva, G. V. Upravlenie razvitiem tvorcheskogo myshleniya studentov-khoreografov v protsesse vuzovskoy podgotovki : dis. … kand. ped. nauk / Burtseva G. V. — Barnaul, 2000. — 178 s.

4. Dobrovol’skaya, G. N. Tanets. Pantomima. Balet / G. N. Dobrovol’skaya. — Leningrad : Iskusstvo, 1975. -124 s.

5. Ignatova, I. B. Pedagogika narodnogo khudozhestvennogo tvorchestva: problema pedagogicheskogo rukovodstva kollektivom : uchebnoe posobie/ I. B. Ignatova, S. M. Malakutskaya. — Belgorod : Izd-vo BGIIK, 2013 — 268 s.

6. Ivleva, L. D. Metodika pedagogicheskogo rukovodstva lyubitel’skim khoreograficheskim kollektivom : uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayushchikhsya po spetsial’nosti 071301 Narodnoe khudozhestvennoe tvorchestvo kvalifikatsiya — Khudozhestvennyy rukovoditel’ khoreograficheskogo kollektiva, prepodavatel’ i napravleniyu 071500 Narodnaya khudozhestvennaya kul’tura profil’nyy modul’ «Rukovodstvo khoreografiches-kim lyubitel’skim kollektivom» / L. D. Ivleva ; Chelyab. gos. akad. kul’tury i iskusstv. — 2-e izd., ispr. i dop. — Chelyabinsk, 2013. — 60 s.

7. Knebel’, M. O. Poeziya pedagogiki, O deystvennom analize p’esy i roli : uchebnoe posobie / M. O. Knebel’. -Moskva : Izd-vo GITIS, 2010. — 423 s.

8. Lunacharskiy, A. V. Zavety Il’icha i khudozhestvennoe obrazovanie / A. V. Lunacharskiy // A. V. Lu-nacharskiy o vospitanii i obrazovanii / pod redaktsiey A. M. Arsen’eva [i dr.]. — Moskva : Pedagogika, 1976.

9. Kazarinova, T. A. O razvitii tvorcheskikh sposobnostey studentov-khoreografov / T. A. Kazarinova // Che-lovek i sovremennyy klub: perestroyka vzaimootnosheniy : materialy Vsesoyuz. nauch. konf. — Perm’, 1989. -S. 146-149.

10. Kalashnikova, T. I. Stanovlenie gotovnosti studentov-khoreografov k razvitiyu khudozhestvenno-tvorcheskogo potentsiala uchashchikhsya : spetsial’nost’ 13.00.01 «Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya» : dis. … kand. ped. nauk / Kalashnikova T. I. — Ulan-Ude, 2004. — 231 s.

11. Lomakina, L. I. Lichnost’ i khoreograficheskoe tvorchestvo / L. I. Lomakina // Chelovek i sovremennyy klub: perestroyka vzaimootnosheniy : materialy vsesoyuz. nauch. konf. — Perm’, 1989. — S. 151-152.

12. Markova, A. K. Psikhologiya professionalizma / A. K. Markova. — Moskva : Mezhdunarodnyy gumani-tarnyy fond «Znanie», 1996. — 312 s.

13. Nikitin, V. Yu. Professional’no-pedagogicheskaya podgotovka baletmeystera v uchebnykh zavedeniyakh kul’tury i iskusstv : dis. … d-ra ped. nauk / Nikitin V. Yu. — Moskva, 2007. — 605 s.

14. Osipova, T. V. Podgotovka budushchego pedagoga-khoreografa k upravleniyu tvorcheskim kollektivom : uchebnoe posobie / T. V. Osipova. — Chelyabinsk : Tsitsero, 2014. — 176 s.

15. Sokolovskiy, Yu. E. Kollektiv khudozhestvennoy samodeyatel’nosti. Voprosy teorii i praktiki / Yu. E. Sokolovskiy. — Moskva : Sovetskaya Rossiya, 1984. — 154 s.

16. Slastenin, V. A. Pedagogika : uchebnik dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. obrazovaniya / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov ; pod red. V. A. Slastenina. — 12-e izd., ster. — Moskva : Izdatel’skiy tsentr «Akademiya», 2014. — 608 s.

17. Smirnov, I. V. Rabota baletmeystera nad khoreograficheskim proizvedeniem : uchebnoe posobie / I. V. Smirnov. — Moskva : B. i., 1979. — 72 s.

18. Smirnov, V. I. Obshchaya pedagogika v tezisakh, definitsiyakh, illyustratsiyakh / V. I. Smirnov. — Moskva : Ped. ob-vo Rossii, 2000. — 416 s.

19. Telegina, L. A. Psikhologicheskaya podgotovka pedagogov-khoreografov k budushchey professional’noy deyatel’nosti : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / Telegina L. A. — Kazan’, 2004. — 184 s.

20. Toropova, O. P. Edinstvo nravstvennogo, esteticheskogo i fizicheskogo vospitaniya kak vazhneyshiy kom-ponent obrazovatel’nogo protsessa v podgotovke spetsialista-khoreografa / O. P. Toropova // Sistema kontrolya kachestva podgotovki spetsialistov v oblasti khudozhestvennogo obrazovaniya i informatsionnykh resursov: teori-ya i praktika : materialy VI mezhregion. nauch.-prakt. konf. (Barnaul, 12 apr. 2006 g.). — 2006. — S. 78-81.

21. Ural’skaya, V. I. Priroda tantsa / V. I. Ural’skaya. — Moskva : Sovetskaya Rossiya, 1981. — 109 s.

22. Ural’skaya, V. I. Rozhdenie tantsa / V. I. Ural’skaya. — Moskva : Sovetskaya Rossiya, 1982. — 144 s.

23. Ushinskiy, K. D. Sobranie sochineniy : v 11 t. / K. D. Ushinskiy. — Moskva ; Leningrad : Akad. ped. nauk RSFSR, 1949. — T. 6 : Rodnoe slovo. Kniga dlya detey. God pervyy i vtoroy. — 447 s.

24. Yur’eva, M. N. Professional’no-pedagogicheskoe vzaimodeystvie sub»ektov v protsesse podgotovki peda-goga-khoreografa v vuze : spetsial’nost’ 13.00.08 «Teoriya i metodika professional’nogo obrazovaniya» : dis. … kand. ped. nauk / Yur’eva M. N. — Tambov, 2001. — 192 s.

Кто такой хореограф

балерины на сцене

Хореограф – это творческая профессия. Данный специалист работает с танцорами и создает танцевальные произведения, используя известные ему элементы или создавая новые. При этом танцорами могут являться как взрослые, так и дети. Как правило, работа хореографа связана с постоянными разъездами: специалист сопровождает творческий коллектив на выступлениях в различных городах и странах (в зависимости от организации, в которой работает постановщик танцев).

Основная задача хореографа – воплощение идеи посредством танца. При создании данного произведения используются все возможные материалы: костюмы танцоров, прически, макияж, освещение, музыка, декорации и т.д. При этом танцевальный номер должен выглядеть уместно и завершенно.

История появления профессии ХореографКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Танец, так же, как и песня, является проявлением народного творчества. Каждый народ имеет свои танцы, отличающиеся движениями, ритмами, костюмами. Различались танцы и по сословиям. Простые люди после тяжелого физического труда развлекались своими, народными танцами: хороводами, плясовыми и др. Для увеселения знати специально приглашали танцоров, чтобы придать вечеру веселья. С 12 века в моду входят придворные танцы, когда множество пар двигаются в определенных фигурах по залу, стараясь выполнять все движения красиво и грациозно. Хореографы тогда были нужны, чтобы научить дам и кавалеров манерам и основным движениям танца.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

На уровне любителя люди могут танцевать сколько угодно, и им не требуется помощь хореографа. Но если мы смотрим концертный номер, то здесь без профессионала постановщика танца не обойтись. Хореограф учит человека двигаться, владеть телом. Тем самым, он помогает ему освободиться от комплексов. Без хореографа будет скучным и выступление певца. Поэтому ему помогает балетная группа, помогающая создать настроение, поддержать нужную атмосферу.

Особенности профессии ХореографУникальность и перспективность профессии

Хореограф должен не только хорошо танцевать. Для него важно иметь организаторские черты, креативность, чтобы придумать концепцию танца, образ, скоординировать действия танцоров. Не менее важны наличие оригинальности, умение общаться, коммуникабельность, ведь работать придется не только с танцорами, но и с костюмерами, продюсерами, осветителями, звукооформителями и другими людьми.

«Подводные камни» профессии ХореографВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Хореографу, как и танцору, трудно обойтись без травм. У них часто болят ноги, ведь на них ложится основная нагрузка. Также трудно избежать конкуренции, поэтому приходится быть в постоянном поиске, чтобы удержаться в шоу-бизнесе. Но и удовольствие этот труд приносит немалое. Работать хореографы могут на телевидении, в клубах, театрах, фитнес-комплексах и др.

Где и как получить профессию ХореографГде обучают профессии?

Танцевальная студия позволит получить хореографическое образование на уровне полупрофессионала. Педагогический институт или Институт искусств дадут профессиональное образование для работы хореографом.

Работа хореографом и профессиональные обязанности

Задачи хореографа могут варьироваться в зависимости от места работы. Как правило, специалист данного профиля выполняет следующие обязанности:

  1. занимается отбором и оценкой танцоров;
  2. тренирует группу;
  3. готовит коллективные и индивидуальные постановки, проводит репетиции;
  4. подбирает музыку, костюмы, прически и пр. для танцевального произведения;
  5. присутствует на выступлениях группы;
  6. выполняет административную работу (занимается составлением отчетов и т.д.).

Для работы хореографом требуется постоянно тренироваться лично, чтобы поддерживать отличную физическую форму, следить за последними тенденциями в области танцев, оттачивать художественное мастерство в качестве руководителя группы, танцевальную технику учеников.

Какая жизнь у хореографа?

Хореографами становятся практикующие артисты балета, художественные гимнасты, фигуристы. В эту сферу идут и танцовщики, которые после выхода на пенсию не желают кардинально менять свою жизнь. Это профессионалы высокого уровня, которые могут на практике показать, как выглядит то или иное движение, они работают в разных танцевальных стилях.

Хореограф подчиняется руководителю труппы, во время работы взаимодействует с визажистами, осветителями, организаторами, контролируя весь процесс подготовки к выступлению. Но это не все его обязанности, узнаем больше про остальные:

  • обучение студентов танцам, актерскому мастерству на том уровне, который требуется профессиональному танцовщику;
  • улучшение техники учеников;
  • коллективные и индивидуальные хореографические постановки;
  • выбор костюмов, макияжа, причесок для танцоров;
  • проведение репетиций (групповых и индивидуальных);
  • создание репертуара с учетом требований современного зрителя;
  • культурно-просветительная деятельность;
  • развитие в танцовщиках эстетического вкуса, музыкального слуха, эмоциональности.

Хореограф — это наставник, помощник, которой постоянно находится рядом с танцовщиками, совершенствуя их мастерство. Именно от хореографа зависит то, насколько необычной и красивой будет постановка. Он формирует картинку, потом оживляет ее с помощью актеров и музыки, заставляя сердца зрителей трепетать.

Профессиональные требования к хореографу по танцам

бальные танцы хореография

При приеме на работу администрация обращает внимание, в первую очередь, на то, как движется хореограф и как он организовывает работу группы. Таким образом, проверяются лидерские качества специалиста и его умение управлять. Играет роль наличие/ отсутствие профессионального опыта работы в качестве руководителя и диплом об образовании.

Важные личные качества

Хореограф — это очень грациозный и творческий человек, который умеет передать свои эмоции танцем. Постановщик отличается пластичностью, гибкостью, легкостью, но в это же время в его характере должны преобладать задатки лидера, умение убеждать и даже заставлять тогда, когда это необходимо. Хореограф — наставник, поэтому он должен уметь находить общий язык с людьми любого возраста.

  1. Хорошее здоровье.
  2. Отличная физическая подготовка.
  3. Артистизм.
  4. Требовательность.
  5. Художественный вкус.
  6. Любознательность.
  7. Темпераментность.
  8. Выдержка.
  9. Умение настоять на своем.

Качества хорошего хореографа

Чтобы работать хореографом, необходимо обладать определенными личностными качествами. В их число входит:

  1. отличные организаторские способности;
  2. требовательность, выдержка;
  3. творческое мышление;
  4. великолепный музыкальный и эстетический вкус;
  5. умение искать и воплощать идеи посредством танца;
  6. умение находить общий язык с разными людьми (для творческой постановки хореографу требуется общаться с группой, костюмерами, визажистами, продюсерами и т.д.);
  7. знание взрослой и детской психологии и физиологии;
  8. умение отлично танцевать;
  9. желание совершенствоваться, быть в курсе современных тенденций и пр.

Хореограф – это творческая профессия, требующая от специалиста любви к своей работе.

Работа хореографом отнимает много времени, что стоит учитывать при выборе профессии. К этому стоит добавить, что не все специалисты добиваются больших успехов и высокой заработной платы: чтобы получить желаемое, требуется много работать, проявлять себя в качестве профессионала, участвовать в международных конкурсах и пр.

Таким образом, профессия хореограф – это творческая востребованная специальность, требующая постоянного развития внутреннего потенциала, поддержание физической формы, отличного здоровья, наличия определенных личностных качеств.

Описание профессии хореограф

Профессия хореограф – это довольно широкое понятие. Он может быть в составе танцевального коллектива, руководителем или балетмейстером. Сегодня популярностью пользуются хореографы различных жанров танцевального искусства: эстрады, балета, народных танцев. В обязанности специалиста входит не только постановка танца, но и подбор музыки костюма, создание композиции.

Люди, которые решили освоить профессию хореограф, должны обладать отменной физической подготовкой и отличной координацией. Кроме очевидной физической нагрузки, хореограф ежедневно сталкивается с эмоциональными ситуациями, когда с задуманным номером возникают проблемы. Балетмейстер должен обладать природной артистичностью, вкусом и художественным взглядом.

В искусстве успеха добиваются лишь самые стойкие и напористые люди. Конкуренция здесь очень высокая, популярности, а вместе с ней и больших гонораров, достигают единицы.

Танцы сегодня можно увидеть практически везде: в фильмах, телепередачах, сценических постановках. Завоевать признание публики могут лишь самые креативные и оригинальные идеи.

Если Вы чувствуете, что профессия хореограф – это Ваше призвание, стоит начать подготовку уже сегодня. Обучение происходит в специализированных школах или студии танцев с раннего детства. Человек, который выбрал профессию хореограф, постоянно оттачивает мастерство и повышает знания в области музыки, сценографии и танцевального искусства.

Социальная значимость профессии в обществе

Человек может танцевать без помощи хореографа на любительском уровне сколько угодно – на дискотеке, дома. Но не надо забывать, что польза от этих профессионалов в чём-то по значимости сопоставима с работой психолога. Научив человека двигаться, владеть своим телом, хореограф тем самым освобождает его от комплексов. Также без этих специалистов не могут обойтись артисты. Зрителям будет скучно, если они будут просто петь свои песни. Поэтому балет всегда сопровождает артиста на концертах, передавая танцем настроение, атмосферу.

Массовость и уникальность профессии

Хореограф должен, естественно, уметь танцевать, быть хорошим организатором и креативщиком. Ведь работа заключается в том, что предстоит координировать действия всех танцоров, придумывать образы и концепцию. Нужно уметь быть оригинальным, так как именно импровизаторы добиваются успеха. Также желательно любить общение, потому что встречаться надо будет со многими людьми: артистами, продюсерами, танцорами, костюмерами.

Обучение на хореографа

обучение танцам и хореографии

Чтобы стать хореографом, требуется посещать профессиональную танцевальную группу с 5-8-летнего возраста. Специалистами данного профиля становятся бывшие фигуристы, артисты балета, гимнасты. В дополнение к этому необходимо получить высшее или среднее профессиональное образование по направлению «хореографическое искусство». Для поступления на факультет может потребоваться сдача творческого экзамена.

Карьерный рост и оплата труда

Карьерная лестница хореографа развивается путем приобретения более высоких профессиональных навыков и популярности. Участие в известных танцевальных соревнованиях, постановки концертов на телевиденье требует от хореографа большого опыта и навыков. Как раз эти факторы влияют на доход специалиста.

Сказать точно, какая зарплата у хореографа довольно сложно, она так же зависит от региона. Если в небольших городах доход колеблется в районе 400-500 долларов, то в мегаполисах гонорар талантливого хореографа может составлять 3000 – 5000 долларов. Так же некоторые профессионалы со временем открывают собственные танцевальные школы.

По статистике уровень средней заработной платы в России составляет 60 000 рублей.

Профессия хореограф

Описание профессии

Танец считается древнейшим искусством, возникшим в результате народного творчества. Прекрасное и возвышенное, оно мало кого оставляет равнодушным. В первобытные времена это были культовые ритмические обряды, которые проводили жрецы и вожди племени. Постепенно танцевальные движения стали народной традицией, позволяющей общаться на праздниках, выражать весёлое настроение и чувства.

Хореограф

В Средневековье в моду вошли придворные балы, где присутствовало большое количество танцующих, поэтому важно было правильно и красиво двигаться. Так появились новые профессии хореографа и балетмейстера, в обязанности которых входили постановки танцев и обучение танцоров правильным движениям и манерам. Очень ценились среди придворной знати итальянские постановщики танцев и балета.

Хореографией стала называться область танцевального искусства. Слово переводится с греческого и означает «запись танца». Этот термин возник давно и остаётся основным до настоящего времени. Развитие хореографии сегодня невозможно без участия профессионалов. Хореографы занимаются постановкой всех существующих видов танцев.

Профессиональные обязанности

Создать красивый танец — трудоёмкий сложный процесс, но это лишь часть профессиональных обязанностей. В задачи хореографа входит:

Как стать хореографом

  • подготовка и последующее утверждение танца;
  • выбор танцоров на основе кастинга;
  • подбор декораций, музыки, костюмов;
  • посещение репетиций, отработка элементов.

Профессия хореограф ассоциируется со словом постановщик. Эта довольно востребованная специальность подразумевает постановку танцевальных композиций и концертных номеров, мюзиклов, балетных спектаклей. Постановщик танцев способен при помощи движений выразить человеческие чувства и переживания.

В хореографии есть три основных направления: классическое, народное и современное. Они делятся на различные жанры.

Необходимые личные качества

Деятельность хореографа подразумевает большое количество разнообразных функций. Их выполнение невозможно без профессионально важных качеств, к которым относятся:

Всё о профессии хореографа

  • хорошая физическая подготовка;
  • отличные профессиональные навыки;
  • выносливость, эмоциональная устойчивость;
  • коммуникабельность;
  • высокая эрудиция, знание истории танцевального искусства;
  • высокий художественный вкус;
  • артистичность, развитое воображение;
  • педагогические навыки;
  • знание физиологии и психологии;
  • умение оказать первую помощь в случае травмы.

Кроме того, хореограф должен профессионально танцевать, обладать задатками лидера и хорошего организатора, быть целеустремлённым и креативным. Распределяя роли между танцорами, важно объективно оценивать их способности и характер. Необходимо уметь в процессе подготовительной работы сотрудничать с большим количеством людей, заводить и поддерживать новые знакомства.

Только с такими характеристиками хореограф станет для коллектива несомненным авторитетом, режиссёром и учителем. Закомплексованный и вспыльчивый человек, не владеющий техникой танца, не сможет сплотить вокруг себя людей и стать хорошим руководителем.

Плюсы и минусы

Главное преимущество профессии — востребованность. Хореографы имеют право работать в ансамблях, театрах, танцевальных студиях, дворцах культуры, самодеятельных коллективах, на съёмках телевизионных передач и фильмов, заниматься частной практикой. Их привлекают для работы в качестве консультантов, преподавателей, балетмейстеров, постановщиков танцев. Можно выделить ещё несколько неоспоримых преимуществ:

Стоит ли быть хореографом

  • прекрасная физическая форма;
  • постоянное движение, гастроли;
  • возможность работать в других странах;
  • интересная и насыщенная жизнь;
  • перспектива развития личного бизнеса.

Кроме положительных сторон профессия имеет определённые недостатки.

К минусам относятся:

  • работа без выходных и в праздничные дни;
  • большие физические и эмоциональные нагрузки;
  • риск серьёзных травм;
  • возрастное ограничение.

Иногда начинающим хореографам приходится инвестировать личные средства в своё образование, аренду помещения, покупку костюмов. Такие траты не всегда окупаются, что приводит к разочарованию в профессии. К тому же из-за постоянной занятости возникают проблемы в личной жизни.

Обучение на хореографа

Чтобы стать хореографом, нужно начинать обучение с раннего детства, занимаясь в специализированных школах или танцевальных студиях. Это станет первым важным этапом на пути ребёнка к заветной цели. На базе 9 классов есть возможность поступить в колледж или училище, а после окончания сдавать экзамены в вузы. Хореографическое образование можно получить в институтах культуры и университетах, где есть соответствующие факультеты.

Плюсы и минусы хореографа

При поступлении большое внимание педагоги уделяют хорошей подготовке и физическим данным. Конечно, необходимо также знание общеобразовательных предметов, к числу которых относятся родной язык, литература и история. Иногда в некоторых вузах при собеседовании предусматриваются вопросы по теории танца. Решающую роль при поступлении играет творческий конкурс, помогающий раскрыть потенциал каждого абитуриента. Бывшие фигуристы и художественные гимнасты могут легко стать хореографами.

Учиться на хореографа можно и в специальных танцевальных студиях, но этого образования будет недостаточно, чтобы стать настоящим профессионалом. Уникальная специальность требует полной отдачи сил и времени. На это способны только по-настоящему преданные танцевальному искусству люди.

Многие стремятся получить образование в престижных хореографических школах Европы. В России лучшими заведениями считаются Государственная академия хореографии в Москве и Академия русского балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге.

Карьера и зарплата

Профессиональный успех целиком зависит от создания интересных и оригинальных хореографических композиций. Кто-то сразу взлетает на вершину, а кто-то карьеру делает годами. Чтобы больше людей увидело и оценило работу хореографа, необходимо проявить высокие организаторские способности и талант.

Плюсы быть хореографом

Для постоянного профессионального роста следует быть в курсе новомодных веяний в танцевальном искусстве, заниматься повышением квалификации, совершенствовать свою технику. Для этого можно лично участвовать в различных мероприятиях или обучаться на дистанционных курсах.

При высокой конкуренции в шоу-бизнесе значительных результатов и признания публики добиваются самые стойкие и выдержанные люди. Но представители творческой профессии могут применить свои способности и талант в разных местах. Вот и получается, что зарплата хореографа не будет одинаковой для всех. Она зависит от региона проживания и степени занятости. Средняя зарплата в России составляет около 60 тыс. рублей. В Москве хореографы высокого класса могут зарабатывать до 400—500 $. Известные и востребованные специалисты имеют более высокие гонорары.

Достойно оплачивается участие в конкурсах и танцевальных шоу. Слава и признание, любовь и восторг зрителей заряжают энергией и заставляют двигаться вперёд. Настоящий профессионал всегда найдёт новые цели и способы их достижения.

Это идеальная профессия для активных людей, которые не боятся тяжёлого труда, стремятся быть на виду и привлекать к себе внимание. Для тех, кто овладел ею в совершенстве, открываются разнообразные перспективы карьерного роста.

Когда мы наслаждаемся отточенными движениями танцовщиков в балетных партиях или восхищаемся тем, как люди танцуют в музыкальных клипах, то не представляем себе, сколько труда стоит за всей этой красотой. Хореограф кто это — это тот человек, которого не видно, но который незримо присутствует среди участников любого индивидуального или группового танцевального номера. В его обязанности входит контроль за тем, чтобы каждое па было связано со следующим и чтобы в целом танец имел четкую направленность.

Кто такой хореограф

балерины на сцене

Хореограф – это творческая профессия. Данный специалист работает с танцорами и создает танцевальные произведения, используя известные ему элементы или создавая новые. При этом танцорами могут являться как взрослые, так и дети. Как правило, работа хореографа связана с постоянными разъездами: специалист сопровождает творческий коллектив на выступлениях в различных городах и странах (в зависимости от организации, в которой работает постановщик танцев).

Основная задача хореографа – воплощение идеи посредством танца. При создании данного произведения используются все возможные материалы: костюмы танцоров, прически, макияж, освещение, музыка, декорации и т.д. При этом танцевальный номер должен выглядеть уместно и завершенно.

Востребованность — легко ли устроиться на работу

В настоящее время рассматриваемая профессия достаточно востребована, особенно в крупных городах. Конечно, не стоит сразу рассчитывать получить работу, к примеру, в ледовом шоу или на телевидении, а вот найти работу постановщика танцев в частной школе достаточно просто.

Со временем, набравшись опыта и, возможно, нужных знакомств (они не помешают), показав себя в работе, можно рассчитывать на что-то большее.

В большом городе довольно просто найти работу в развлекательном клубе, школе танцев или детском учреждении. Кроме того, можно давать частные уроки — при определённом желании организовать это достаточно просто.

Важно!
В современном танце применяют несколько различных техник — Грэм, Хамфри-Вейдман, Лимон, Хортон, Хоукинс, Каннингем, Релиз. Все они были разработаны в ХХ веке различными известными танцорами, чьими именами и названы.

Работа хореографом и профессиональные обязанности

Задачи хореографа могут варьироваться в зависимости от места работы. Как правило, специалист данного профиля выполняет следующие обязанности:

  1. занимается отбором и оценкой танцоров;
  2. тренирует группу;
  3. готовит коллективные и индивидуальные постановки, проводит репетиции;
  4. подбирает музыку, костюмы, прически и пр. для танцевального произведения;
  5. присутствует на выступлениях группы;
  6. выполняет административную работу (занимается составлением отчетов и т.д.).

Для работы хореографом требуется постоянно тренироваться лично, чтобы поддерживать отличную физическую форму, следить за последними тенденциями в области танцев, оттачивать художественное мастерство в качестве руководителя группы, танцевальную технику учеников.

Обязанности

Чаще всего хореограф — в прошлом профессиональный танцор, и он может сам показать молодому артисту, что от него требуется.

Основные обязанности представителя профессии такие:

  1. Хореограф ставит танцы своему подопечному, воплощая в жизнь то, что от артиста хочет видеть менеджер (руководитель).
  2. Обучение начинающих артистов танцу, иногда мастерству актёра, до уровня профессионала.
  3. Повышение технических навыков артистов.
  4. Постановка и репетиции, отработка до требуемого уровня индивидуальных и коллктивных номеров.
  5. Создание репертуара с учётом требований зрителя и технических качеств его подопечных.
  6. Следить за тенденциями современного танца, внедряя в работу подопечного новые элементы.
  7. Работа с танцорами, направленная на развитие их культурно-эстетического уровня, чувства прекрасного.
  8. Создание номеров, их воплощение в жизнь.

Знаете ли вы?
Общепринятое в Европе толкование хореографии — совокупность искусств балета и танца.

Профессиональные требования к хореографу по танцам

бальные танцы хореография

При приеме на работу администрация обращает внимание, в первую очередь, на то, как движется хореограф и как он организовывает работу группы. Таким образом, проверяются лидерские качества специалиста и его умение управлять. Играет роль наличие/ отсутствие профессионального опыта работы в качестве руководителя и диплом об образовании.

Специализация, карьера и перспективы

Специализация у хореографов может быть следующей:

  • бальные танцы;
  • балетмейстер;
  • художественная гимнастика;
  • народные танцы и танцы различных национальностей;
  • театральные постановки;
  • фигурное катание и танцы на льду;
  • современные танцы;
  • цирковое искусство.

Хореограф

Если вы решите найти работу в крупном городе, со временем вы можете попасть на телевидение в качестве постановщика какого-то шоу. Это отличный карьерный рост: после того как ваше имя начнут узнавать, заработки станут на порядок выше.

Знаете ли вы? Понятие

«
современный танец
»
включает в себя непосредственно современный танец, свободный пластический танец, танец модерн и постмодерн.

Качества хорошего хореографа

Чтобы работать хореографом, необходимо обладать определенными личностными качествами. В их число входит:

  1. отличные организаторские способности;
  2. требовательность, выдержка;
  3. творческое мышление;
  4. великолепный музыкальный и эстетический вкус;
  5. умение искать и воплощать идеи посредством танца;
  6. умение находить общий язык с разными людьми (для творческой постановки хореографу требуется общаться с группой, костюмерами, визажистами, продюсерами и т.д.);
  7. знание взрослой и детской психологии и физиологии;
  8. умение отлично танцевать;
  9. желание совершенствоваться, быть в курсе современных тенденций и пр.

Хореограф – это творческая профессия, требующая от специалиста любви к своей работе.

Работа хореографом отнимает много времени, что стоит учитывать при выборе профессии. К этому стоит добавить, что не все специалисты добиваются больших успехов и высокой заработной платы: чтобы получить желаемое, требуется много работать, проявлять себя в качестве профессионала, участвовать в международных конкурсах и пр.

Таким образом, профессия хореограф – это творческая востребованная специальность, требующая постоянного развития внутреннего потенциала, поддержание физической формы, отличного здоровья, наличия определенных личностных качеств.

Кому подходит профессия

Прежде всего, необходимо обладать профессиональными качествами, о которых будет сказано ниже, а также соответствовать некоторым требованиям:

  1. Желательно владеть несколькими различными видами танцев.
  2. Возможность уделять большое количество времени работе (часто даже в ущерб личной жизни и свободному времени).
  3. Хорошее знание психологии и педагогики (в случае работы с детьми).
  4. Дополнительным бонусом будет знание иностранного (желательно английского) языка, если вы планируете работать в гастролирующем коллективе.
  5. Хорошее знание как репертуаров классических композиторов, так и современных веяний в музыке.
  6. Желательно обладать музыкальным чувством, чтобы иметь возможность соединять различные стили. Сейчас очень востребована эклектика — к примеру, хип-хоп или рок в соединении с классикой.
  7. Коммуникабельность в отношении подопечных (и их родителей, если речь идёт о детях), а также техперсонала, художника по костюмам, гримёра и др.
  8. Требовательность и умение добиваться результата.
  9. Помимо всех вышеперечисленных качеств, хореографу крайне желательно иметь знания в таких элементах постановки: свет, костюм, макияж, причёска, декорации, а также уметь всё это соединить в гармоничную композицию.

Хореограф

Обучение на хореографа

обучение танцам и хореографии

Чтобы стать хореографом, требуется посещать профессиональную танцевальную группу с 5-8-летнего возраста. Специалистами данного профиля становятся бывшие фигуристы, артисты балета, гимнасты. В дополнение к этому необходимо получить высшее или среднее профессиональное образование по направлению «хореографическое искусство». Для поступления на факультет может потребоваться сдача творческого экзамена.

История возникновения профессии

Танец относится к проявлениям творчества народа. Он может иметь отличия по движениям, темпоритму, костюмам. В былые времена танцы различались также по сословиям. Простой народ после напряженного трудового дня отдыхал, танцуя плясовые с хороводами. Представители знатных сословий, чтобы скрасить свой досуг, приглашали танцоров.

История профессии хореографа гласит, что она появилась в двенадцатом веке. В этот временной отрезок модными стали придворные танцы, в которых принимало участие большое количество пар танцующих. На общественное мнение могло повлиять то обстоятельство, насколько красиво и слаженно кружатся в танце его исполнители. Главной задачей хореографов того времени было обучение представителей знати основным танцевальным движениям, а также манерам во время танца.

Карьерный рост и оплата труда

Карьерная лестница хореографа развивается путем приобретения более высоких профессиональных навыков и популярности. Участие в известных танцевальных соревнованиях, постановки концертов на телевиденье требует от хореографа большого опыта и навыков. Как раз эти факторы влияют на доход специалиста.

Сказать точно, какая зарплата у хореографа довольно сложно, она так же зависит от региона. Если в небольших городах доход колеблется в районе 400-500 долларов, то в мегаполисах гонорар талантливого хореографа может составлять 3000 – 5000 долларов. Так же некоторые профессионалы со временем открывают собственные танцевальные школы.

По статистике уровень средней заработной платы в России составляет 60 000 рублей.

Описание деятельности

Хореограф может заниматься постановкой не только танцев, но и балетных спектаклей, концертных номеров. При этом главная его задача неизменно заключается в создании цельной, красиво оформленной и по-своему уникальной композиции. Хореограф работает с группой танцоров, распределяет между ними созданные образы, учитывая при этом способности и характер каждого. Также этот специалист подбирает музыку и костюмы. Во время занятий он трудится над отработкой техники исполнения танца коллективом. Хореографы могут работать в школах танца, фитнес-центрах, а также давать частные уроки.

Советы для тех, кто решил связать свою жизнь с хореографией

Чтобы стать хореографом, необходимо закончить девять или одиннадцать классов общеобразовательной школы, получить аттестат школы искусств по классу хореографии. Претендентам, которые были участниками танцевального кружка или просто не представляют свою жизнь без танцев, профессия хореограф тоже может покориться.

Следует тщательно подготовиться к поступлению. Особое внимание стоит уделить классическому танцу, чтобы продемонстрировать приемной комиссии владение его техникой и свою музыкальность.

Чтобы суметь раскрыть свой творческий диапазон, нужно отточить мастерство исполнения народных, историко-бытовых и других танцев, ведь экзаменационная комиссия может предложить изобразить движения, этюды и комбинации из различных танцевальных направлений.

В определенных учебных заведениях также требуется прохождение собеседования. Чтобы успешно его пройти, необходимо располагать хорошими сведениями об искусстве, литературе и истории хореографии.

Удивительная и интересная профессия хореографа открывает множество перспектив для тех, кто овладел ее тонкостями в совершенстве.

Справка

Танцы сопровождают человечество ещё с давних времён. Об этом свидетельствуют наскальные изображения танцующих людей, обнаруженные на территориях Индии и Египта и датируемые 3300 годом до н.э. В те времена танец использовался как часть ритуала, церемонии или, например, как знак внимания. Сейчас танец считается одним из видов искусства.

Само искусство танца называется хореографией. Если руководствоваться происхождением этого слова (с древнегреческого «choreia» переводится как пляска, «grapho» — описываю), то его можно понимать как запись танцевальных движений с помощью особых символов. Создание этих движений и составление из них целого произведения — удел хореографов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить резюме по английски
  • Как составить конкурентную карту поставщиков
  • Как найти дополнительный заработок на дому
  • Как найти 60000 рублей
  • Как найти площадь многоугольника для 4 класса